Оптимизация предварительно напряженных стержневых конструкций с выбором режимов силовых воздействий
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ПРОЕКТИРОВОЧНЫМ
РАСЧЕТАМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ СТЕРЖНЕ-
ВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ………………………………….………………… 12
1.1. Детерминированные методы синтеза предварительно напряжен-
ных стержней и стержневых систем ………………………………………… 12
1.2. Использование метаэвристических стохастических схем в опти-
мизации предварительно напряженных конструкций ……………………. 33
1.3. Выводы по главе 1 ………………………..……………………..……. 38
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ АНАЛИЗА НАПРЯ-
ЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ СТЕРЖНЕВЫХ
КОНСТРУКЦИЙ, ПОДВЕРГАЕМЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ
НАПРЯЖЕНИЮ ……………………………………………………………. 40
2.1. Расчет предварительно напряженных стержневых систем с гиб-
кими затяжками при статическом нагружении …………………….……… 40
2.2. Алгоритм анализа динамического поведения предварительно
напряженных стержневых конструкций для условий аварийных воздей-
ствий …….…………………………………………………………………….. 50
2.3. Выводы по главе 2 ………………………………………..…………. 64
ГЛАВА 3. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ОПТИМИЗА-
ЦИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ СТЕРЖНЕВЫХ
КОНСТРУКЦИЙ …………………………………………………………… 65
3.1. Постановка задач оптимизации для предварительно напряжен-
ных стержней и стержневых систем с гибкими затяжками …………………… 65
3.2. Проверка обеспечения общей устойчивости конструкции по Эй-
леру …………………………………………………………………..…….… 69
3.3. Эволюционная процедура оптимального поиска …………….…… 75
3.4. Анализ влияния управляющих параметров на скорость сходимо-
сти итерационной схемы оптимизации …………………..…………….…. 81
3.5. Выводы по главе 3 …………………….….……………..……………. 88
ГЛАВА 4. ПРИМЕРЫ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ СИСТЕМ ………………….. 90
4.1. Оптимизация ферм с выбором сценария чередования преднапря-
жений и эксплуатационных нагрузок ……….…………………….……….. 90
4.2. Оптимизация стержневых систем с затяжками при заданной по-
следовательности силовых воздействий …………………….………….…. 103
4.3. Оптимальное проектирование предварительно напряженной
фермы с учетом возможности аварийной ситуации ………………..…….. 110
4.4. Выводы по главе 4 ………………………..…………………..………. 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………… 118
ПРИЛОЖЕНИЕ А Документы о внедрении результатов диссертаци-
онной работы …………………………….………………………………….. 144
Во введении обоснована актуальность темы исследования; дана информация о степени ее разработанности; сформулированы научно-техническая гипотеза, цель и задачи диссертационной работы; оценивается ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость; указаны основные положения, выносимые на защиту; от- ражена достоверность и апробация полученных результатов исследований.
В первой главе изложен обзор литературных источников по проектировоч- ным расчетам предварительно напряженных стержневых несущих систем. Приведе- на информация об использовании детерминированных подходов и современных стохастических схем метаэвристического поиска к получению эффективных кон- струкций для объектов такого типа.
Во второй главе разработаны алгоритмы анализа напряженно-деформи- рованного состояния стержней и стержневых систем, предварительно напрягаемых с помощью гибких затяжек, в статической и динамической постановках.
Представлена методика расчета стержневых конструкций с гибкими затяжка- ми при учете в общем случае возможности их многократных преднапряжений на конструкцию или на упоры. Рассматривается n воздействий в виде преднапряжений затяжек и составляющих эксплуатационных нагружений. Полагается, что стержни в общем случае могут испытывать деформации растяжения-сжатия, изгиба в двух главных плоскостях и чистого кручения, а затяжки – растяжения. Учитывается кон- структивная нелинейность, обусловленная изменением структуры несущей системы при включении в нее каждой новой затяжки. Рассчитываемый объект дискретизиру- ется с помощью метода конечных элементов по схеме метода перемещений. Для любого из воздействий решается следующая система линейных алгебраических уравнений:
J
КO+ i К j =R, (1)
j=1
Tii
где KO – глобальная матрица жесткости для несущей системы без затяжек; Ji –
число затяжек, которые следует включить в расчетную схему i-го воздействия; KT j – дополнение к глобальной матрице жесткости, учитывающее затяжку Tj ;
i– вектор приращений узловых перемещений от воздействия i; Ri – вектор
приведенных к узлам сил для i -го воздействия.
После этого корректируются значения узловых перемещений:
(i) =(i−1) +i, (2) где , – векторы узловых перемещений, полученных по итогам воздей-
(i) (i−1) ствийiиi−1 (0)=0.
( )
Учет преднапряжения на конструкцию с помощью затяжки Tj реализуется в два этапа с использованием условных температурных деформаций. Допустим, за-
тяжка должна получить положительное приращение S jA силы натяжения. На этапе 1 задается пробное изменение температуры t в затяжке, приводящее к появлению
вспомогательных узловых сил F (1) (рисунок 1), модуль которых Oj
сти материала затяжки; АT – площадь поперечного сечения затяжки.
Выполняется расчет объекта
F(1) = t Е А , Oj T TT
(3) где T , ЕT – температурный коэффициент линейного расширения и модуль упруго-
Рисунок 1 – Вспомогательные силы
от условного температурного воздействия на затяжку Tj на этапе l (l =1,2)
только от этих сил с вычислением продольной силы N(1) в затяжке, ко-
Fj
торая здесь будет условно работать на сжатие. Далее определяется фак- тическое приращение продольной силы в затяжке:
N(1)=F(1) +N(1), (4) j Oj Fj
где продольные силы рассматриваются как величины алгебраические. На этапе 2 корректируется значение вспомогательных сил:
(2) F(1) S F=Oj jA.
(5) Расчет конструкции от действия этих сил повторяется, и определяется новое
приращение N(2) продольной силы. Если натяжение осуществляется на упоры, то, j
задав силу F (1) = S , достаточно выполнить только первый этап расчета. Oj jA
В процессе каждого последующего воздействия i сила в затяжке Tj пересчи- тывается следующим образом:
Nj(i) = Nj(i−1) +Nj(i) , (6) где Nj(i), Nj(i−1) – силы натяжения в затяжке Tj после и до воздействия i; Nj(i) –
изменение силы натяжения в затяжке T j , полученное от воздействия i .
Работоспособность данного алгоритма подтверждена на основе расчетов для двух известных тестов А.А. Воеводина, в которых стержневые системы подвергают- ся предварительным напряжениям с помощью затяжек. Кроме того, возможности представляемой процедуры проиллюстрированы на двух примерах расчета стро- пильных ферм. В одной из задач для ферм выполнялся анализ напряженно-
Oj N(1) j
деформированного состояния стальной конструкции со стержнями из круглых труб и канатом (рисунок 2). Учитывались силы тяжести фермы и полезная нагрузка в ви- де сосредоточенных сил при Р =30 кН. Воздействия рассматривались в следующей последовательности: 1 – силы тяжести; 2 – преднапряжение затяжки силой (1 3)Т ;
3 – приложение 1 4 полезной нагрузки; 4 – донатяжение затяжки силой (1 3)Т ; 5 – догружение 1 4 полезной нагрузки; 6 – донатяжение затяжки силой (1 3)Т ; 7 – до-
гружение 1 2 полезной нагрузки, где T =480 кН – суммарная сила преднапряжения в затяжке без учета самонапряжения от полезной нагрузки. Некоторые полученные
результаты по силам в затяжке и перемещениям приведены на рисунках 3, 4.
Рисунок 2 – Плоская стальная предварительно напряженная ферма: 1 – стержни; 2 – канат
Рисунок 3 – Силы в затяжке Рисунок 4 – Вертикальные перемещения узла L
При исследовании нагруженности в случае внезапной структурной перестрой- ки принимается во внимание геометрическая нелинейность задачи с точки зрения возможности учета больших перемещений и конструктивная нелинейность, связан- ная с работой канатов только на растяжение, а также последовательным включением затяжек в деформируемую систему и выключением из объекта несущего элемента при аварийной ситуации. Пусть исходная конструкция нагружена системой сил, ко-
торые приводятся к вектору обобщенных узловых сил Q(t) , в общем случае зави-
сящих от времени t . Рассматривается мгновенное разрушение одного из конструк- тивных элементов несущей системы. В соответствии с принципом Даламбера си- стема уравнений динамического равновесия конечноэлементной модели объекта в деформированном состоянии записывается в виде
R* ,t +()R ,t +,,t +L,,t =Q(t), (7) ( ) ( ) ( ) ( )
где R* (,t) – вектор приведенных к узлам реакций от конечных элементов без
учета жесткости устраняемого в момент времени t = to несущего элемента; – вектор узловых перемещений; () – функция Хэвисайда от аргумента =t-to
(()=0, если 0; ()=1, если 0); R (,t)– вектор узловых реакций от
, L , ,t ( )
векторы приведенных к узлам сил инерции и сил вязкого сопротивления, для кото- рых учитывается фактор перестройки расчетной схемы при отражении аварийного воздействия.
Решается задача Коши для системы уравнений (7) при нулевых начальных условиях на основе численного интегрирования. Согласно процедуре метода конеч- ных элементов принимается
конечных элементов удаляемой части конструкции; , ,t ( )
–
,,t =−M ()
; L,,t =−C ( )
, (8) где M , C – матрица масс и матрица демпфирования системы конечных элемен-
тов для деформированного состояния.
Используется подход метода Ньюмарка, предусматривающий учет постоян-
ных значений ускорений на каждом шаге вычислительного процесса, и принципи- альные положения методики исследования динамических задач в геометрически не- линейной постановке, изложенной в работах научного руководителя с соавторами. Полагается, что на каждом шаге по времени t численного интегрирования решает- ся линейная задача. Для начального времени tn-1 некоторого шага п рассматривают-
ся матрица масс M(tn-1), матрица демпфирования С(tn-1) и касательная матрица жесткости K (t ). В диссертации векторы R* (,t) , R (,t) для момента
n-1
времени tn окончания этого шага приближенно определяются с помощью зависимо- стей
nn
R* ,t = K(t )Δ; R(,t)= K(t )Δ, (9)
() n k-1k
k=1
k-1 k
n
данного элемента; Δk – вектор приращений перемещений на k -м шаге:
Δk=(tk ) – (tk-1). (10) Учитывая зависимости (8) – (10), соотношение (7) для момента времени tn за-
писывается следующим образом:
k=1
где K(t ) – касательная матрица жесткости на шаге k-1 без учета разрушаемо-
k-1
го конструктивного элемента; K(t ) – составляющая касательной матрицы
k-1
жесткости конечноэлементной модели объекта на шаге k-1, связанная с жесткостью
nn
M(t )(t )+С(t )(t )+ K(t )Δ +( ) K (t )Δ =Q(t ). (11)
где
R(t)= R* ,t + R ,t ;
( )( ) (13)
k=1 k=1
M(tn-1)(tn)+С(tn)+R(tn )=Q(tk )−R, (12)
n-1 n n-1 n
k-1 k n
Для расчета при tn to равенство (11) преобразуется к виду
nnm
m – шаг, окончание которого соответствует моменту аварийной ситуации; R
–
k−1 k k
вектор, включающий силы в устраняемом несущем элементе перед его локальным разрушением и определяемый зависимостью
(14)
Учитывается демпфирование с помощью формулы Релея: С(tn-1)=M(tn-1)+K (tn-1), (15)
где , – задаваемые коэффициенты соответственно инерционного и конструкци-
онного демпфирования.
Принимаются во внимание только энергетические потери, обусловленные
действием сил сухого трения. Коэффициент конструкционного демпфирования при анализе последствий аварийного воздействия можно приближенно вычислять с по-
мощью выражения
= (f1), (16) где – коэффициент затухания; f1 – первая частота собственных колебаний.
В соответствии с подходом метода Ньюмарка принимается
,
грирования:
n−1
m R=KΔ .
k k=1
(t)=b(t)-(t )-(t )
( ) (17)
; (tn) =b0 (tn)-(tn-1) -b2 (tn-1) – (tn-1)
n1n n-1 n-1
( ) (18)
гдепараметрыинтегрирования b =4/t2; b =2/t; b =4/t. 012
В результате для движения после локального разрушения получается следую- щая система линейных алгебраических уравнений, решаемая на каждом шаге инте-
nnn
где
= Q(t)− K*(t )+ (t )+M(t )(t )− R
, (19) (20)
k−1knn−1 n−1n−1 k−1
=bM(t )+bС(t )+K(t ); =bM(t )+С(t ). n 0 n-1 1 n-1 n−1n 2 n-1 n-1
При построении касательной матрицы Ke конечного элемента е с учетом геометрической нелинейности используется следующее выражение для вектора его
узловых реакций в отклоненном состоянии: T
Re= BeSedV, (21) Ve
где матрица Be связывает вектор виртуальных приращений обобщенных деформа- ций e и вектор виртуальных приращений обобщенных узловых перемещений e конечного элемента:
de =Bede
; (22) Se – вектор обобщенных напряжений конечного элемента; Ve – объем конечного
элемента; d
рованного состояния объекта.
– обозначение дифференциала характеристик напряженно-деформи-
Связь виртуальных приращений узловых реакций и узловых перемещений определяется зависимостью
dRe=Ke de Из соотношения (21) следует, что
. (23)
T
dBe SedV =Ke de
Ve
где Ke – матрица начальных напряжений.
Для второго интеграла в диссертации принимается, что матрица Be опреде-
ляет бесконечно малые деформации в отклоненном состоянии. Тогда
T Ve Ve
dR= dBSdV+ BdSdV eeeee
. (24) Первый интеграл в выражении (24) обычно представляется в виде
T
, (25)
BdSdV=K d e e eo e
T
, (26)
Ve
где Keo – построенная для этого состояния матрица жесткости бесконечно малых
деформаций конечного элемента.
Принимая во внимание соотношения (21) – (26), будем иметь выражение
Ke =Keo+Ke . (27) Матрицы Keo , Ke могут определяться с помощью известных процедур ко- нечноэлементного анализа. При этом следует использовать матрицы Be с учетом
корректировки координат узлов конечных элементов.
Допустим, аварийная ситуация для плоской фермы выражается во внезапном
разрыве каната, предварительно напрягаемого на конструкцию. Предусматривается использование домкратов с введением в общем случае i0 затяжек. При условии раз-
рушения затяжки Ti систему воздействий на ферму представляем следующим обра- зом: 1. Приложение к стержневой системе сил тяжести конструктивных элементов
фермы. 2. Включение в объект затяжки Т1 и приложение сил Р1 к затяжке и стерж- невой системе, соответствующих воздействию домкрата (рисунок 5, а). 3. Введение
условного элемента Н1 большой жесткости, имитирующего анкер (рисунок 5, б). 4. Удаление сил Р1 , соответствующее устранению домкрата. 5. Выполнение при i0 1 действий 2-4 для каждой из остальных затяжек с использованием сил Рi и элементов Нi (i = 2, … , i0 ). 6. Приложение полезной нагрузки. 7. Исключение эле- мента Нi и приложение в соответствии с равенством (19) сил Fi (рисунок 5, в), каж-
дая из которых равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой эта затяжка действовала на стержневую систему до момента разрыва.
Рассматривались примеры анализа динамического поведения ферм при ло- кальных разрушениях. В частности, рассчитывалась двухопорная стальная ферма арочного типа (рисунок 6). Предусматривалось, что на стержневую конструкцию фермы, установленную на строительном объекте, вводится с преднапряжением ка- нат Т1, а затем без преднапряжения – канат Т2 . Далее прикладывается полезная
нагрузка, и осуществляется аварийное воздействие на канат Т1. Канат Т2 главным
образом служит для страховки. Ферма раскреплена из своей плоскости по узлам. Стержни изготовлены из круглых труб.
а
б
в
Рисунок 5 – Схемы учета введения и разрыва канатов: а – приложение сил Р1 ; б – постановка элемента Н1 ;
в – приложение сил Fi
и сил растяжения N в за- тяжках в зависимости от времени. На этих графиках указаны участки достижения установившихся результатов для следующих процессов: 1 – действие сил тяжести фермы, 2 – преднапряжение затяжки T1, 3 – приложение полезной нагрузки. Участок 1 для затяжки T1 и участки 1, 2 для затяжки T2 отражают отсутствие этих элементов в несущей системе. Позициями 4 обозначены затухающие колебания, вызванные об-
рывом каната T1.
Полезная нагрузка
на ферму представлена
системой сосредоточен-
ных сил Q =12,75 кН; 1
Q = 2Q . При анализе 21
деформаций объекта в динамической постанов- ке соответствующие си- лам Q1 , Q2 инерционные
Рисунок 6 – Ферма с затяжками: 1 – стержни; 2 – затяжки
факторы добавлялись в расчетную схему в виде сосредоточенных масс т1 , т2 . Расчеты показа-
ли возможность обеспе- чения устойчивости про- цесса численного инте- грирования в представ- ляемой модификации метода Ньюмарка для задач такого типа. На ри- сунках 7 и 8 приведены полученные графики из- менения вертикального перемещения WL узла L
Рисунок 7 – Вертикальное перемещение Рисунок 8 – Силы в канатах Т1 и Т2 узла L
В третьей главе разработана методика постановки и решения задач опти- мального проектирования предварительно напряженных стержневых конструкций. Для объектов с гибкими затяжками предусмотрена возможность задания избыточно- го числа силовых воздействий различных типов и избыточных структур для стерж- ней и затяжек. Управление этой системой избыточных возможностей обеспечивает- ся учетом во множествах допустимых значений параметров нулевых сил предвари- тельного напряжения и нулевых долей полезных нагрузок, а также условных вари- антов стержней и затяжек с пренебрежимо малыми площадями поперечных сечений. Тогда структурно-параметрическая оптимизация сводится к параметрической. Ми- нимизируется приведенная масса стержневой системы, вычисляемая с учетом раз- ницы в стоимости материалов:
n
М V ,V ,…,V ,П,Н,,X = k ()
М + М + М min , (28) iiAB
1 2 k0 Т
i =1
гдеV =К (n , )(n , )…(n , )К К …К (k=1,2,..,k)–
k () () () () () () () () () 0()
0 вектор, определяющий группу воздействий k ; k0 – общее число возможных групп воздействий; Кg(k) – доля сил тяжести конструкции, относимая к группе k;
(nj(k),j(k)) ( j =1,2,…,m) – пара чисел, определяющая для группы k номер nj(k) за-
тяжки T j в общей системе нумерации несущих элементов и долю j(k ) приращения
силы натяжения на данном этапе от ее суммарного предварительного напряжения; т – максимальное число затяжек, которое допускается использовать по условию задачи; Крt(k) – доля полезной нагрузки t для группы k (t =1,2,…,t0 ); t0 – число по-
Т
gk
1k 1k
2k 1k
mk mk
лезных нагрузок; П=П1 П2 …Пr – вектор независимо варьируемых указателей Пl на варианты профилей поперечных сечений для r групп стержней (l =1,2,..,r );
Т
Н=(D , )(D , )…(D , ) – вектор пар чисел, каждая из которых
Т1 Т1 Т2 Т2 Тт Тт
определяетдлязатяжкиТj (j=1,2,..,т)диаметрDТj идолюТj силыSj еесум-
марного предварительного напряжения от разрывной силы R ( S = R Тj j ТjTj
); =1 2 …s0 – вектор независимо варьируемых классов материалов s для
s0 групп стержней; X – вектор варьируемых координат узлов присоединения за-
тяжек к стержневой системе; п – число используемых материалов стержней и кана- тов; Мi – масса элементов конструкции, изготовленных из i-го материала;
жения, в том числе на усиление сопряженных конструкций, обеспечение безопасно- сти при монтаже и эксплуатации.
При оптимальном проектировании объектов, для которых принято условие
р1k р2k рt k
= С C ; С – стоимость единицы массы i-го материала; k ii1i
– коэффициент, учиты- вающий технологические операции, стоимость которых зависит от массы конструк- тивных элементов; М A = СA / C1 , М B = СB / C1 – слагаемые, несущественно зависящие от варьируемых параметров для предварительно напряженных конструкций; СA – постоянная для процесса оптимизации часть расходов по возведению основной стержневой системы; СB – неизменяемая часть расходов по реализации преднапря-
преднапряжения, значения k
,МA
,МB
можно не задавать, так как масштабирование
и постоянные слагаемые для целевой функции не будут влиять на эффективные кон- структивные решения. Рассматривается возможность учета следующих ограниче-
ний:
1. Геометрическая неизменяемость механической системы. 2. Ограничение по напряжениям в стержнях:
Э Rу,
где Э – эквивалентное по энергетической теории прочности напряжение в попе-
речном сечении стержня; Ry – расчетное сопротивление материала. 3. Условие по силам в затяжках:
NTRT kT,
где NT – продольная сила в любой из затяжек; RT – разрывная сила для этой затяж-
ки; kT
– коэффициент запаса.
4. Условие по жесткости:
f,
(30)
(31)
где – проекция вектора перемещения узла стержневой системы на любую из осей декартовой системы координат; f – допустимое значение модуля этого перемеще-
ния.
5. Ограничения по гибкости стержней. Для стальных сжатых стержней при-
нималась предельная гибкость 120, растянутых – 400.
6. Обеспечение устойчивости стержней.
7. Обеспечение устойчивости стенок замкнутых профилей.
8. Выполнение условия общей устойчивости несущей системы. Для стальных
конструкций данная проверка должна осуществляться с учетом коэффициента надежности по устойчивости системы в целом, равного 1,3.
9. Недопущение общих разрушений при локальных аварийных воздействиях для конструкций повышенного уровня ответственности и нормального уровня ответ- ственности с массовым пребыванием людей.
10. Конструктивные и технологические требования.
Выполнение ограничений при рассмотрении аварийной ситуации проверяется с учетом динамических коэффициентов, получаемых на основе расчетов поврежда- емых несущих систем в динамической постановке. При этом для стержней учиты- ваются нормативные сопротивления материалов, не принимаются во внимание тре- бования по жесткости, не учитываются коэффициент запаса для канатов и коэффи- циент надежности по устойчивости.
Ограничения 1–6, 8, 9 рассматриваются как активные, и их выполнение прове- ряется для всех рассматриваемых этапов преднапряжения и приложения полезных нагрузок. Ограничение 10 принимается во внимание при задании допустимых зна- чений варьируемых параметров, структур и силовых воздействий. Ограничение по местной устойчивости проверяется, при необходимости, для полученных в процессе оптимизации вариантов конструкции. Силы тяжести несущей системы корректиру- ются в зависимости от значений варьируемых параметров.
В диссертации анализ обеспечения условия общей устойчивости осуществля-
ется на основе подтверждения положительной определенности касательной матри-
цы жесткости К дискретизированного объекта, определяемой следующим урав-
нением:
К =К+К (N ), (32) Gu
(29)
где К – обычная матрица жесткости системы конечных элементов; К (N ) –
G u глобальная геометрическая матрица, которая выражается через продольные силы Nu в стержнях и затяжках (u =1,2,…,uо ), полученные при расчете напряженно-
деформированного состояния конструкции; uо – общее число стержней и затяжек. Используется начальный этап алгоритма квадратного корня (Холецкого). Этот
метод предусматривает треугольную факторизацию матрицы:
где T матрицы T
вычисляются с помощью такой рекурсивной формулы: k−1
К =(T)Т T
, (33) Допустим, матрица К имеет порядок m и является ленточной. Элементы
– верхняя треугольная матрица.
kkj− tt
ik ij
i=i0 ;k=1,2,…,m; j=k+1,…,min(m,k+s ), (34) kjt
t =
– элемент матрицы К ;
где k kj
kk
i0 =max(1,j−s);
(35)
(36)
Для подтверждения положительной определенности матрицы К достаточно
проверить положительность радиканда в равенстве (36), то есть выполнение условия k−1
s – половина ширина ленты без учета диагонального элемента. При j = k выражение (34) может быть записано в виде
k−1
tkk=kkk− t2,k=1,2,…,m.
ik
kk
ik (37) i=i0
i=i0
k t2 (k=1,2,…,m).
При этом не требуется решения обобщенной проблемы собственных значений для матриц. Высокая точность используемого подхода к оценке устойчивости про- иллюстрирована на примере оптимизации сжатой стойки.
Эволюционная оптимизация стержневых конструкций с затяжками осуществ- лялась с использованием ряда положений подхода к генетическому алгоритму науч- ного руководителя с соавторами. В вычислительной схеме учитывается основная популяция A , имеющая фиксированный размер Nh хромосомы, и вспомогательная
популяция B элитных особей, размер которой зависит от результатов работы гене- тического алгоритма, но не превышает Nh . Популяция B используется для сохра-
нения эффективного генетического материала, принимаемого во внимание при по- полнении популяции A . Учет ограничений осуществляется путем простого отсеи-
вания неработоспособных вариантов конструкции. Применяется подход к мутации, обеспечивающий случайную замену значений параметров с чередованием выбора из ближайших по номеру в хромосоме вариантов и из элементов, произвольно распо- ложенных в хромосоме. Кроссинговер реализуется по одноточечной схеме.
Возможность обеспечения с помощью разработанной вычислительной проце- дуры поиска оптимальных решений для объектов рассматриваемого типа подтвер-
ждена на известном тесте Н.П. Абовского для балки, предварительно напрягаемой гибкой затяжкой. На основе численных экспериментов для плоской фермы подобра- ны рациональные значения управляющих параметров предложенной схемы эволю- ционного поиска.
В четвертой главе представлены результаты применения разработанных вы- числительных процедур для решения задач оптимального проектирования ряда предварительно напряженных конструкций. Полагалось, что оптимизация осу- ществляется для конструкций, по которым принято условие предварительного
напряжения. Соответственно в целевой функции не использовались величины k
. В исходных данных для части задач допускалась возможность отсутствия
каждого из канатов, но по итогам расчетов оставалась хотя бы одна предварительно
напряженная затяжка. Учитывались классы материалов, отвечающие требованиям строительных норм и правил. Приведем информацию о некоторых из рассмотрен- ных примеров.
Оптимальный поиск для плоской фермы с определением структуры стерж-
невой системы. Для фермы, избыточная топология которой приведена на рисун-
ке 9, а, выбирались структура, сценарии и величины силовых воздействий, профили
стержней и диаметры канатов, классы материалов стержней. В качестве полезной
нагрузки учитывалась группа сосредоточенных сил Р , Р = Р 2 при нормативном 121
значении Р = 25 кН. Ферма раскреплена из своей плоскости по узлам поясов. При- 1
нималось, что стержни изготовлены из круглых труб. Всего предусматривалась воз- можность выбора из 18-ти вариантов профилей. Для вариации материалов стержней учитывались стали С255 и С345. Задавались 33 группы стержней по поперечным се- чениям и 5 групп стержней по материалам. Для каждого из канатов T1 , T2 выбор
осуществлялся из 36-ти вариантов пар ( DТj ; Тj ). Всего принималось во внимание 42 сценария силовых воздействий на ферму. Порядок воздействий рассматривался при
ko = 2 , to = 1 по следующему шаблону:
V=1 (n , )(n , )K T;V=0 (n , )(n , )K T. (38)
а
б
Рисунок 9 – Ферма: а – избыточная структура; б – структура для наилучшего решения
1 1(1) 1(1) 2(1) 2(1) p1(1) 2 1(2) 1(2) 2(2) 2(2) p1(2)
,
МA
,МB
Данный шаблон показывает, что первоначально принимаются во внимание силы тяжести объекта, затем может осуществляться последовательное натяжение канатов и приложение части полезной нагрузки. Далее предусмотрена возможность донатяжения канатов и учета оставшейся части полезной нагрузки. Хромосома со- держала такую информацию:
G=ПП…П (D;)(D;)…, (39) 1 2 33 T T T T 1 2 5
1122 где – номер сценария воздействия на конструкцию.
Избыточная система разделялась на 890 конечных элементов для стержней и канатов. Получившаяся топология для наилучшего варианта конструкции приведена на рисунке 9, б. Вычислительный процесс оставил обе затяжки. Был выбран сцена- рий силовых воздействий с двухкратным натяжением каждого из канатов и двух- этапным приложением полезной нагрузки. Структура стержневой системы в цен- тральной части соответствует классической схеме фермы. Для приопорных частей было удалено четыре стойки и оставлено шесть узлов вне поясов. Для всех стержней в результате расчета принята сталь С255. График сходимости процесса оптимизации для этого варианта конструкции приведен на рисунке 10. К 844-й итерации было по- лучено значение целевой функции 29847 кг. В дальнейшем до 2000-й итераций эта величина не корректировалась.
Рисунок 10 – График сходимости эволюционного процесса
Плоская ферма с фиксирован- ной структурой стержневой си- стемы. Выполнялось оптимальное проектирование для плоской фермы на двух опорах, раскрепленной из своей плоскости по узлам (рису- нок 11). Полезная нагрузка пред- ставлялась системой сосредоточен- ных сил, приложенных к верхнему поясу, где расчетная величина
Р = 30 кН. Предусматривалось изго- товление стержней из круглых труб. Материал стержней – сталь С245.
Учитывалось 17 групп стержней, для каждой из которых мог использоваться только один из профилей. Выбор осуществлялся из 17-ти вариантов профилей. Пары чисел ( DТj ; Тj ) для любого из канатов выбирались из 36-ти вариантов. Для каждого
стержня и каната вводилось по одному конечному элементу. Порядок воздействий принимался в соответствии с зависимостями (38).
Рисунок 11 – Плоская большепролетная ферма: 1 – стержни; 2 – затяжки
В результате оптимизации для наилучшего по значению целевой функции ва- рианта конструкции была оставлена только одна затяжка T1 и выбрано два возмож-
ных сценария воздействий, каждый из которых предусматривает двухэтапное при- ложение полезной нагрузки. В одном из сценариев используется двухкратное пред- напряжение каната, в другом – первоначальное введение каната без существенного преднапряжения и его преднапряжение между этапами воздействий от полезной нагрузки. Приведенная масса несущей системы при этом составила 9544 кг.
Рисунок 12 – Пространственная рама: 1 – стержни; 2 – затяжки
Пространственная рама с затяжками. Рассматривалась ра- ма (рисунок 12), несущая полез- ные распределенные нагрузки со следующими расчетными значе- ниями: q1 = 12 кН/м; q2 = 20 кН/м;
q3 = 11,3 кН/м; q4 = 19 кН/м; q5 =15,7 кН/м; q6 =30кН/м; q7 =15 кН/м; q8 =26 кН/м. Полага-
лось, что стержни изготавливают- ся из круглых труб. Материал стержней – сталь С255. Варьиро- вались профили поперечных сече- ний стержней, диаметры канатов, силы предварительного натяжения в канатах, а также расположения
по отрезкам ab, cd, ef и gh мест соединения канатов с нижними ригелями. Стержни по профилям поперечных сечений разделялись на 6 групп, для каждого каната рас- сматривался 31 возможный вариант пар ( DТj ; Тj ). Воздействия принимались в сле-
дующей последовательности: силы тяжести конструкции; поочередное преднапря- жение канатов Т1 – Т4 ; полезная нагрузка. Объект разделялся на 136 конечных эле-
ментов. В результате оптимального поиска были оставлены затяжки Т1, Т2 и Т4 с выбором соответственно точек d, a и e присоединения к стержням. Получено значе-
ние М
Случай учета аварийной ситуации. Выполнялась оптимизация плоской сталь-
ной фермы, совпадающей по общей схеме конструкции, полезной нагрузке, аварий- ной ситуации, порядку силовых воздействий, материалам с рассматриваемой во вто- рой главе динамической задачей (см. рисунок 6). Принималось, что стержни изго- товлены из круглых труб. Материал стержней фермы – сталь С245. Стержни объ- единялись в 14 групп по поперечным сечениям. Для расчета в статической и дина- мической постановках поврежденной конструкции было первоначально задано зна- чение динамического коэффициента 1,3. Чередовались шаги оптимизации и оценок динамического коэффициента. Этот коэффициент получался последовательно 1,13; 1,23; 1,20; 1,18; 1,17. Далее его значение сколько-нибудь существенно не корректи- ровалось. В процессе итогового эволюционного поиска было достигнуто значение
=10170 кг.
М
=5090 кг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Разработана методика постановки и решения задач оптимального проекти- рования стержневых конструкций, предварительно напрягаемых с помощью гибких затяжек, на основе эволюционного поиска. В общем случае предусмотрен ком- плексный выбор топологии основной несущей системы и затяжек, сил предвари- тельного напряжения, последовательности преднапряжения и приложения эксплуа- тационных нагрузок, профилей стержней, площадей поперечных сечений затяжек, координат узлов точек присоединения затяжек к стержням, классов материалов. В активных ограничениях учтена возможность обеспечения геометрической неизме- няемости, прочности, жесткости и устойчивости деформируемых объектов, а также недопущения для конструкций повышенного уровня ответственности и нормального уровня ответственности с массовым пребыванием людей общих разрушений при локальных аварийных воздействиях.
2. Разработан алгоритм расчета методом конечных элементов предварительно напряженных стержневых конструкций с гибкими затяжками с учетом возможности использования многократного натяжения каждой из затяжек и чередования этапов преднапряжения и приложения долей эксплуатационных нагрузок. Принималась во внимание конструктивная нелинейность, связанная с введением в расчетную схему новых затяжек.
3. Предложен алгоритм конечноэлементного моделирования в геометрически и конструктивно нелинейной постановке динамики стержневых конструкций, пред- варительно напряженных с помощью гибких затяжек, при возникновении аварийной ситуации в виде мгновенного разрушения стержня или затяжки. Рассматривалась конструктивная нелинейность, обусловленная включением новых затяжек в несу- щую систему, предоставлением возможности их работы только на растяжение и мо- делированием мгновенной структурной перестройки.
4. Предложен подход к проверке общей устойчивости стержневых конструк- ций, включая устойчивость отдельных стержней, без решения обобщенной пробле- мы собственных значений.
5. Установлены путем численных экспериментов рациональные значения управляющих параметров реализованной эволюционной схемы.
6. Подтверждена на основе известных тестовых задач работоспособность предлагаемых алгоритмов.
7. Проиллюстрированы возможности получения с помощью разработанных вычислительных схем эффективных конструктивных решений с выбором режимов силовых воздействий на примерах оптимизации подвергаемых предварительному напряжению плоских ферм и пространственной рамы.
Перспективы дальнейшей разработки темы. Дальнейшие исследования бу- дут направлены на разработку алгоритмов оптимального проектирования вантовых предварительно напряженных конструкций.
Актуальность темы исследования. Предварительное напряжение является
эффективным способом обеспечения требуемой несущей способности строитель-
ных систем при достижении минимальных материальных затрат. В частности,
большое значение имеет использование этой технологии для стержней и стержне-
вых систем, в том числе для большепролетных объектов. Проектирование кон-
струкций такого типа может осуществляться на основе оптимального поиска. В
процессе оптимизации в общем случае целесообразно варьировать режимы сило-
вых воздействий, геометрические параметры и топологию деформируемых объек-
тов, классы материалов. Важную роль для достижения наиболее результативных
проектных решений может играть реализация концепции чередования этапов
преднапряжения и приложения долей полезных нагрузок. При этом удается ис-
пользовать большие силы предварительных воздействий без нарушения несущей
способности конструктивных систем. Оптимизация должна предусматривать учет
нормативных требований к стержневым конструкциям в процессе их эксплуата-
ции и на этапах монтажа, а также недопущение прогрессирующих обрушений при
аварийном выходе из строя или локальном повреждении отдельных несущих эле-
ментов для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности и нор-
мального уровня ответственности с массовым пребыванием людей. Поиск целе-
сообразно осуществлять на дискретных множествах допустимых вариантов варь-
ируемых параметров в соответствии с действующими стандартами и условиями
строительства. Наиболее результативным подходом к решению этих задач являет-
ся оптимизация с учетом всего комплекса варьируемых переменных и активных
ограничений в рамках одного алгоритма. Обычно используемые в инженерной
практике методики поэтапного синтеза конструкций, подвергаемых предвари-
тельному напряжению, могут приводить к потере эффективных решений. Поэто-
му разработка вычислительных схем, обеспечивающих оптимальное проектирова-
ние предварительно напряженных стержневых несущих систем в единой расчетной
процедуре, представляет собой актуальную задачу строительной механики.
Степень разработанности темы исследования. Разработкой и развитием
методов расчета и проектирования предварительно напряженных конструкций
различных типов занимались Н.П. Абовский, Е.И. Беленя, В.В. Бирюлев, А.А. Ва-
сильев, Н.И. Ватин, В.М. Вахуркин, А.А. Воеводин, Ю.В. Гайдаров, А.А. Гвоздев,
А.В. Геммерлинг, П.Г. Еремеев, А.С. Залесов, А.И. Звездов, Н.И. Карпенко,
Г.Г. Кашеварова, И.Г. Клинов, Э.Н. Кодыш, В.И. Колчунов, Вл.И. Колчунов,
В.И. Коробко, В.А. Кравчук, Н.П. Мельников, В.Л. Мондрус, Т.А. Мухамедиев,
Я.И. Ольков, В.А. Пермяков, Э.Г. Ратц, В.И. Римшин, В.Н. Симбиркин, Б.А. Спе-
ранский, Д.Н. Стрелецкий, Н.С. Стрелецкий, А.Г. Тамразян, В.И. Травуш,
Н.Н. Трекин, А.А. Трещев, В.В. Трофимович, В.С. Федоров, Н.В. Федорова,
И.С. Холопов, А.Х. Хохарин, И.Н. Чепурной, Е.А. Чистяков, В.Г. Шухов,
G. Agrawal, O. Amir, B. Belletti, S. Dong, P. Ferjencik, M. Gkantou, J. Gosayea,
W. Guo, J.G.F. Kaba, R. Levy, G. Magnel, L. Su, D. Tensing, M. Tochacek, H.J. Yang,
L. Yao, H. Zhengtong, Z. Zhou и многие другие ученые.
Современные метаэвристические методы случайного поиска принципиаль-
но позволяют эффективно решать сложные задачи оптимального синтеза в раз-
личных областях техники. Использование этих методов для оптимизации предва-
рительно напряженных стержневых конструктивных систем рассмотрели в своих
трудах М.С. Абу-Хасан, В.В. Егоров, А.А. Кравченко, И.Н. Серпик, Т. Adibaskoro,
Z. Ayd, Z. Aydın, K.-L. Du, V.C. Finotto, R. Frans, V. Goremikins, A. Kaveh, H. Li,
M. Maniat, J.V. Martí, V. Shobeiri, J. Wang, X.-S. Yang, V. Yepes и другие исследо-
ватели. В то же время вопросу разработки высокоэффективных метаэвристиче-
ских алгоритмов для оптимального проектирования стержневых конструкций с
гибкими затяжками при обеспечении возможности выбора в общем случае после-
довательности приложения и величин сил преднапряжения, условий чередования
преднапряжения с этапами приложения полезной нагрузки еще уделялось недо-
статочное внимание.
Научно-техническая гипотеза состоит в том, что оптимальное проектиро-
вание предварительно напряженных стержневых конструкций может эффективно
осуществляться в едином вычислительном процессе при обеспечении в общем
случае возможности метаэвристического поиска на дискретных множествах сце-
нариев силовых воздействий, сил преднапряжения, механических структур, гео-
метрических параметров и классов материалов.
Объект исследования – подвергаемые предварительному напряжению с
помощью гибких затяжек стержневые тонкостенные конструкции с замкнутыми
односвязными профилями поперечных сечений стержней.
Предмет исследования – методы оптимизации предварительно напряжен-
ных стержней и стержневых систем.
Цель диссертационной работы – разработка методики оптимального про-
ектирования предварительно напряженных стержневых конструкций с определе-
нием в общем случае режимов предварительного напряжения, структур и геомет-
рических параметров несущих систем, классов материалов.
Задачи диссертации:
1. Сформулировать математическую постановку решаемых оптимизацион-
ных задач с заданием целевой функции, варьируемых переменных и систем огра-
ничений.
2. Разработать алгоритм расчета стержневых конструкций, предварительно
напряженных с помощью гибких затяжек, в статической постановке с учетом
возможности многократных преднапряжений каждой затяжки и чередования
преднапряжений и догружений.
3. Разработать алгоритм для анализа в динамической постановке нагружен-
ности предварительно напряженных конструкций с гибкими затяжками при ава-
рийных ситуациях, приводящих к локальным разрушениям стержней или затяжек.
4. Проверить работоспособность предлагаемых вычислительных схем для
расчета предварительно напряженных конструкций на тестовых задачах.
5. Построить эволюционный алгоритм оптимального поиска применительно
к решению оптимизационной задачи для нормальных условий эксплуатации с
обеспечением возможности рассмотрения большого числа ограничений на каж-
дом шаге силовых воздействий.
6. Разработать алгоритм оптимизации предварительно напряженных кон-
струкций с гибкими затяжками при учете возможных аварийных ситуаций.
7. Выполнить с помощью предлагаемых вычислительных процедур опти-
мальный синтез ряда предварительно напряженных конструкций.
Научная новизна работы заключается в том, что:
– разработана методика постановки и решения задач структурно-
параметрической оптимизации стержневых конструкций с гибкими затяжками с
обеспечением возможности поиска эффективных режимов многократных силовых
воздействий в виде сил тяжести, преднапряжений и приложений долей полезных
нагрузок;
– предложен подход к учету в процессе оптимизации стержневых систем
активного ограничения по обеспечению общей устойчивости конструкций без
непосредственной оценки критической нагрузки;
– разработан алгоритм расчета в едином вычислительном процессе напря-
женно-деформированного состояния стержней и стержневых систем, предвари-
тельно напрягаемых гибкими затяжками;
– разработана методика конечноэлементного моделирования в геометриче-
ски нелинейной постановке динамики предварительно напряженных стержневых
конструкций с гибкими затяжками при возникновении аварийных ситуаций в ви-
де обрыва одного из канатов или разрушения одного из стержней;
– построена вычислительная схема оптимизации стержневых систем, пред-
варительно напрягаемых с помощью гибких затяжек, с учетом возможности воз-
никновения локальных разрушений.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
– сформулирована методика построения дискретных множеств допустимых
значений варьируемых параметров для комплексного поиска на структурах, сце-
нариях силовых воздействий, размерах и классах материалов предварительно
напряженных стержневых систем;
– разработан подход к селекции проектов в эволюционной процедуре опти-
мизации без определения критической нагрузки и введения штрафных функций
при оценке обеспечения общей устойчивости деформируемых объектов;
– получены рациональные значения управляющих параметров вычисли-
тельных процессов эволюционной оптимизации предварительно напряженных
стержневых конструкций;
– построена вычислительная схема для расчета в динамической постановке
предварительно напряженных стержневых систем с моделированием воздействия
сил тяжести конструкции, преднапряжения, приложения полезных нагрузок и
внезапной структурной перестройки.
Практическая значимость работы:
– разработанные вычислительные схемы и их программная реализация
обеспечивают возможность оптимального проектирования предварительно
напряженных стержней и стержневых систем с гибкими затяжками;
– предложенные при выполнении диссертации методики расчета предвари-
тельно напряженных конструкций могут быть использованы проектировщиками
при получении информации о деформировании таких несущих систем на всех
этапах преднапряжения и приложения эксплуатационных нагрузок.
Методология и методы исследования. Дискретная оптимизация для пред-
варительно напряженных конструкций выполнялась с помощью эволюционных
метаэвристических процедур. При синтезе топологии несущих систем использо-
вался метод избыточных структур. Анализ напряженно-деформированного состо-
яния объектов проводился на основе конечноэлементного моделирования. Расче-
ты в динамической постанове осуществлялись в соответствии с предпосылками
метода Ньюмарка.
Личный вклад автора заключается в выполнении обзора литературных ис-
точников по теме работы, формулировке целевой функции решаемых оптимиза-
ционных задач, построении алгоритмов для расчета и эволюционной оптимизации
конструкций, разработке программных процедур для персональных компьютеров,
проведении численных исследований, выполнении анализа полученных результа-
тов.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
– алгоритм расчета напряженно-деформированного состояния стержневых
конструкций с гибкими затяжками в статической постановке с учетом возможно-
сти многократных преднапряжений и поэтапных приложений частей эксплуата-
ционных нагрузок;
– вычислительная схема для расчета предварительно напрягаемых стержне-
вых конструкций в динамической постановке с обеспечением моделирования
условий локальных разрушений;
– постановка задач оптимального проектирования предварительно напря-
женных несущих систем: целевая функция, подходы к выбору варьируемых пара-
метров, системы ограничений;
– алгоритм метаэвристической оптимизации предварительно напряженных
конструктивных систем на основе эволюционного поиска;
– рациональные значения управляющих параметров для разработанной эво-
люционной схемы;
– результаты численных экспериментов для тестовых задач, подтверждаю-
щие достаточно высокую точность разработанных алгоритмов;
– результаты оптимального проектирования предварительно напряженных
конструкций.
Достоверность полученных результатов и выводов подтверждается ис-
пользованием общепринятых теоретических положений строительной механики и
численных методов анализа, сопоставлением результатов расчетов с точными ре-
шениями.
Апробация работы. Материалы исследований были представлены на сле-
дующих конференциях, форумах и заседаниях: Международной научно-
практической конференции «Наука и инновации в строительстве» (г. Белгород,
2017 г.); Международной научно-практической конференции «Инновации в стро-
ительстве – 2017» (г. Брянск, 2017 г.); I Международной научно-практической
конференции молодых ученых «Безопасный и комфортный город» (г. Орел,
2017 г.); Международной научно-практической конференции «Инновации в стро-
ительстве – 2018» (г. Брянск, 2018 г.); Международной конференции «Строитель-
ство, архитектура и техносферная безопасность» (г. Челябинск, 2018 г.); Нацио-
нальной конференции «Актуальные вопросы техники, науки, технологий»
(г. Брянск, 2019 г.); XX Международной научно-технической конференции «Ак-
туальные проблемы строительства, строительной индустрии и архитектуры»
(г. Тула, 2019 г.); III Всероссийской научно-практической конференции «Безопас-
ный и комфортный город» (г. Орел, 2019 г.); 2-й Международной научно-
технической конференции «Строительство и архитектура: теория и практика ин-
новационного развития» (г. Кисловодск, 2019 г.); Национальной конференции
«Современные тенденции молодежной науки. Секция 4. Актуальные вопросы
строительной механики» (г. Брянск, 2020 г.); Международной научно-
технической конференции «Инновации в строительстве – 2020» (г. Брянск,
2020 г.); расширенном заседании кафедры общетехнических дисциплин и физики
ФГБОУ ВО «БГИТУ» (г. Брянск, 2021 г.).
Реализация результатов работы. Разработанные в диссертации алгоритмы
использованы в МКУ «Управление капитального строительства» г. Брянска при
составлении рекомендаций для проектных и строительных организаций, а также
внедрены в процесс обучения аспирантов в ФГБОУ ВО «БГИТУ». Выполнение
исследований по тематике диссертации было поддержано грантом РФФИ № 18-
08-00567 А «Оптимизация несущих систем по топологии, параметрам, режимам
многократного предварительного напряжения и последовательности приложения
полезных нагрузок» (2018-2020 гг.).
Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в 14-ти
научных статьях [74, 80, 85-88, 90, 91, 107-109, 207, 209, 210] по теме диссерта-
ции, из которых 3 статьи – в журналах, входящих в перечень ведущих рецензиру-
емых научных изданий, рекомендуемых ВАК РФ, 3 статьи – в журналах, индек-
сируемых в международной базах данных Web of Science и/или Scopus. Общий
объем публикаций составляет 6,2 печатных листов, из них на долю автора прихо-
дится 3,7 печатных листа. Объем публикаций в изданиях, входящих в перечень
ВАК, составляет 2,1 печатных листа, из них на долю автора приходится 1,2 пе-
чатных листа.
1. Разработана методика постановки и решения задач оптимального проек-
тирования стержневых конструкций, предварительно напрягаемых с помощью
гибких затяжек, на основе эволюционного поиска. В общем случае предусмотрен
комплексный выбор топологии основной несущей системы и затяжек, сил пред-
варительного напряжения, последовательности преднапряжения и приложения
эксплуатационных нагрузок, профилей стержней, площадей поперечных сечений
затяжек, координат узлов точек присоединения затяжек к стержням, классов ма-
териалов. В активных ограничениях учтена возможность обеспечения геометри-
ческой неизменяемости, прочности, жесткости и устойчивости деформируемых
объектов, а также недопущения для конструкций повышенного уровня ответ-
ственности и нормального уровня ответственности с массовым пребыванием лю-
дей общих разрушений при локальных аварийных воздействиях.
2. Разработан алгоритм расчета методом конечных элементов предвари-
тельно напряженных стержневых конструкций с гибкими затяжками с учетом
возможности использования многократного натяжения каждой из затяжек и чере-
дования этапов преднапряжения и приложения долей эксплуатационных нагру-
зок. Принималась во внимание конструктивная нелинейность, связанная с введе-
нием в расчетную схему новых затяжек.
3. Предложен алгоритм конечноэлементного моделирования в геометриче-
ски и конструктивно нелинейной постановке динамики стержневых конструкций,
предварительно напряженных с помощью гибких затяжек, при возникновении
аварийной ситуации в виде мгновенного разрушения стержня или затяжки. Рас-
сматривалась конструктивная нелинейность, обусловленная включением новых
затяжек в несущую систему, предоставлением возможности их работы только на
растяжение и моделированием мгновенной структурной перестройки.
4. Предложен подход к проверке общей устойчивости стержневых кон-
струкций, включая устойчивость отдельных стержней, без решения обобщенной
проблемы собственных значений.
5. Установлены путем численных экспериментов рациональные значения
управляющих параметров реализованной эволюционной схемы.
6. Подтверждена на основе известных тестовых задач работоспособность
предлагаемых алгоритмов.
7. Проиллюстрированы возможности получения с помощью разработанных
вычислительных схем эффективных конструктивных решений с выбором режи-
мов силовых воздействий на примерах оптимизации подвергаемых предваритель-
ному напряжению плоских ферм и пространственной рамы.
Перспективы дальнейшей разработки темы. Дальнейшие исследования
будут направлены на разработку алгоритмов оптимального проектирования ван-
товых предварительно напряженных конструкций.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!