Организационно-педагогические условия развития музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Камалова Гульнур Рафисовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе
культурно-досуговой деятельности…………………… 20
1.1. Понятийно-категориальный аппарат исследования…….. 20
1.2. Педагогический потенциал культурно-досуговой
деятельности в развитии музыкально-эстетической
культуры подростков………………………………………. 37
1.3. Теоретическая модель развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности……………………………………………….. 56

Глава 2. Совершенствование процесса развития музыкально-
эстетической культуры подростков в организационно-
педагогических условиях учреждений культурно-
досугового типа……………….. 78
2.1. Диагностика процесса развития музыкально-эстетической
культуры подростков в организационно-педагогических
условиях культурно-досуговой деятельности………….… 78
2.2. Организационно-педагогические условия реализации
теоретической модели развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности…………………………………………………. 108
2.3. Технологии внедрения организационно-педагогических
условий развития музыкально-эстетической культуры
подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности………………………………………………………………….. 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 170

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 175

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 195

Во введении обосновывается актуальность темы; определены основные
характеристики исследования – объект, предмет, цель, задачи, гипотеза,
методологические подходы и концептуальные положения; охарактеризованы
уровниразвитиямузыкально-эстетическойкультурыподростков,
сформулированы предложения, выносимые на защиту и отражающие основные
результаты; определена научная новизна, теоретическая и практическая
значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы развития музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности»рассматриваютсяпонятийно-категориальныйаппарат
исследования, педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности в
развитии музыкально-эстетической культуры подростков, теоретическая
модель развития музыкально-эстетической культуры подростков в процессе
культурно-досуговой деятельности.
В первом параграфе первой главы «Понятийно-категориальный аппарат
исследования» раскрывается концепт «развитие музыкально-эстетической
культуры подростков» как процесс совершенствования качеств личности,
необходимых для ее духовного, интеллектуального, культурного развития
посредством включения в музыкально-эстетическую деятельность.
Научный анализ работ Д.Б. Кабалевского, Л.В. Школяр, Ю.М. Алиева,
М.С. Кагана, Т.Э. Тютюнниковой, Е.М. Торшиловой, Т.А. Барышева, М.А.
Фадеевой, З.М. Явгильдиной доказывает, что без творчества процесс развития
музыкально-эстетической культуры подростков был бы невозможен.
Музыкально-эстетическая культура не может возникнуть сама по себе. Это в
первую очередь комплекс знаний и умений в области музыкального искусства в
культурно-досуговой деятельности, приобретенный в процессе творчества.
В данном параграфе проанализированы ведущие составляющие
музыкальной и эстетической культуры, определен компонентный состав
музыкально-эстетической культуры: музыкально-эстетический опыт, ценности,
потребности, вкус, навыки. Раскрыты способности, задатки, необходимые для
развития музыкально-эстетической культуры подростков; определена
дефиниция развития музыкально-эстетической культуры подростка как
процесса совершенствования качеств личности, необходимых для духовного,
интеллектуального прогресса, характеризующих всестороннюю личность.
Для нашего исследования актуальной является проблема выявления
организационно-педагогических условий развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности как
необходимого,органическиобусловленногокомпонентацелостного
педагогического процесса.
Вучрежденияхкультурно-досуговоготипаорганизационно-
педагогические условия – это целенаправленно созданные взаимодействия
субъектов на основе содержания, методов, форм обучения и воспитания,
программно-методического оснащения учебно-творческого процесса.
Анализ определений понятия «организационно-педагогические условия»
позволяет рассматривать последние как целенаправленно сконструированные
возможности содержания, форм, методов культурно-досуговой деятельности,
способствующие успешному функционированию педагогического процесса.
Основной функцией организационно-педагогических условий является
обеспечение планирования и регулирования целостного педагогического
процесса.
Технология создания организационно-педагогических условий в данном
контексте обеспечивает два вектора: познавательно-практический и
эмоционально-ценностный. В основе технологии лежит триада: познание –
преобразование – общение. Механизм технологии взаимодействия
предполагает центрированность деятельности, стимулирование и повышение
субъектности подростка, дифференциацию и индивидуализацию, гибкость и
дозированность индивидуальной и групповой деятельности. Организационно-
педагогические условия создают предметно-развивающую среду учреждений
культурно-досугового типа, которая позволяет соединить содержание занятий с
самостоятельной, мотивационной деятельностью по развитию музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности.
Во втором параграфе первой главы «Педагогический потенциал
культурно-досуговой деятельности в развитии музыкально-эстетической
культуры подростков» раскрыты базовые понятия социально-культурной,
культурно-досуговой деятельности («свободное время», «досуг», «социальное
время» и т.д.), производится классификация видов, типов, форм данной сферы
(активный, серьезный, структурированный, неструктурированный досуг и т.п.).
Установлена специфика процесса развития музыкально-эстетической культуры
подростков в условиях широкого распространения цифровой музыки:
мультиформатность (развитие может происходить одновременно в нескольких
видах); проектность (непосредственно связана с выбором форм),
интегративность (проявляется в нескольких процессах: личная, педагогическая,
художественная).
Данный анализ позволил определить место культурно-досуговой
деятельности в жизни подростка, а также рассмотреть ее возможности для
развития музыкально-эстетической культуры.
Основное назначение учреждений культуры – создание организационно-
педагогических условий для удовлетворения растущих музыкально-культурных
потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных
организационно-педагогических усилий.
Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание,
формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального
воздействия на подростка, группу или музыкальный коллектив, стабильную и
нестабильную аудиторию. В рамках нашего исследования, культурно-досуговая
деятельность – это коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности
подростков, как имеющих творческие способности, так и не имеющих их.
Целостной системе культурно-досуговой деятельности свойственна не
только четкая структура, включающая совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих элементов, но и ярко выраженный динамизм развития и
совершенствования каждого элемента. Система культурно-досуговой
деятельности включает в себя сложные компоненты, которые сами являются
самостоятельными системами, в том числе сеть учреждений культуры разных
типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек,
центров досуга, культурных комплексов и т.п.).
Культурно-досуговая деятельность, рассматриваемая в качестве процесса,
выражающего суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь
объекта и субъекта. Эта система состоит из следующих компонентов: субъект,
объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая
база, финансовое обеспечение процесса. Так как учреждения культуры –
самоорганизующаяся система, способная развиваться в конкретных
организационно-педагогических условиях, то они могут использовать принцип
«синтеза искусств», который можно применять в целом комплексе культурно-
досуговых форм.
Идейное, образное и композиционное единство компонентов, их общий
эффект во временном и пространственном расположении, координация в
масштабе, пропорции и ритме порождают новые художественные качества,
усиливающие восприятие музыки подростками в процессе культурно-
досуговой деятельности. Использованные в работе художественные
произведения, основанные на музыке, вдохновленные музыкой или
тематически «музыкальные», позволили реализовать принцип «синтеза
искусств» в работе с подростковой аудиторией.
Цифровые технологии культурно-досуговой деятельности обеспечили
выявление интерактивной, междисциплинарной и мультимедийной природы
педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии
музыкально-эстетической культуры подростков.
Такимобразом,педагогическийпотенциалорганизационно-
педагогических условий культурно-досуговой деятельности способствует
развитию музыкально-эстетической культуры подростков, патриотизма, любви
к природе, к музыке и т.п. На основе творческого подхода процесс воспитания
музыкально-эстетической культуры подростков проходит более интенсивно
при взаимосвязи творчества и педагогических практик.
В третьем параграфе первой главы «Теоретическая модель развития
музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-
досуговой деятельности» обосновывается необходимость разработки
теоретической модели развития музыкально-эстетической культуры подростков
в процессе культурно-досуговой деятельности. Рассмотрены основные
положения педагогики культурно-досуговой деятельности.
Теоретическая модель развития музыкально-эстетической культуры
подростков в процессе культурно-досуговой деятельности понимается нами как
образ процесса, в котором описываются основные его компоненты,
взаимодействующие друг с другом, где цель достигается с помощью форм,
методов, средств воспитательной, образовательной, культурно-досуговой
деятельности, реализующейся в оптимальных организационно-педагогических
условиях учреждений культурно-досугового типа.
Теоретическая модель содержит цель и задачи развития музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности и направлена на создание оптимальных организационно-
педагогических условий средствами культурно-досуговой деятельности для
развития у подростков музыкально-эстетической культуры.
В качестве технологии здесь выступает проектирование интереса у
подростков к культурно-досуговой деятельности как форме образовательного
процесса.
Теоретическая модель развития музыкально-эстетической культуры
подростков опирается на педагогический принцип взаимодополняемости
(комплементарности) и на функции культурно-досуговой деятельности.
Поэтомупроектбылсоздандляреализацииобразовательных,
просветительских, коммуникативных, творческих, игровых, рекреационных
технологий. В процессе внедрения ключевого модуля «Музыкально-
образовательный лекторий» одним из средств являлось использование
цифровых технологий культурно-досуговой деятельности. В проекте «Art music
travel» преобладали технологии культурно-досуговой деятельности. Это
творческие технологии (создание рисунков, отзывов-рассказов, научно-
исследовательская работа в области искусства с группой модуля № 4), игровые
технологии (музицирование в работе с целевой и профессиональной группой
подростков),художественно-развивающиетехнологии(элементарное
музицирование в модуле № 2, а также в группе «Я музыкантом стать хочу»);
обучающие технологии (повтор, выполнение упражнений, team-teaching),
художественно-зрелищные технологии (показ, рассказ, иллюстрирование,
объяснение); рекреационные технологии (применение приемов арт-
терапевтических практик в каждом модуле проекта) и др. Использование
принципа «комплементарности» в культурно-досуговых программах придавало
проекту целостность и интегративность.
Таким образом, теоретическая модель развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности
понимается нами как создаваемый «образ» процесса, в котором описываются
основные стороны, взаимодействующие друг с другом, где цель достигается с
помощью форм, методов, средств воспитательной, образовательной, культурно-
досуговой деятельности, реализующейся в оптимальных организационно-
педагогических условиях учреждений культурно-досугового типа.
Во второй главе «Совершенствование процесса развития музыкально-
эстетической культуры подростков в организационно-педагогических
условияхучрежденийкультурно-досуговоготипа»представлена
диагностика процесса развития музыкально-эстетической культуры подростков
в организационно-педагогических условиях культурно-досуговой деятельности,
организационно-педагогические условия реализации теоретической модели
развития музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-
досуговойдеятельности,технологиивнедренияорганизационно-
педагогических условий развития музыкально-эстетической культуры
подростков в процессе культурно-досуговой деятельности.
В первом параграфе второй главы «Диагностика процесса развития
музыкально-эстетическойкультурыподростковворганизационно-
педагогических условиях культурно-досуговой деятельности» анализируется
деятельность учреждений культуры по развитию музыкально-эстетической
культуры подростков. Актуальное значение диагностики в выявлении уровней,
критериев, показателей, оценок действий подростков, получающих
музыкальное образование на основе потребностей и мотивации, обеспечивает
решение задачи фиксации изменения у испытуемых.
Диагностику диссертант рассматривает как инструмент использования
теоретических наработок для организации деятельности музыкальных
коллективов художественной самодеятельности, клубов по интересам,
любительских объединений в учреждениях культурно-досугового типа.
На основе различных методик диагностики был выявлен общий уровень
развитости музыкально-эстетической культуры подростков в процессе
культурно-досуговой деятельности. На констатирующем этапе педагогического
эксперимента опрос показал низкий уровень развитости музыкально-
эстетической культуры как в контрольной группе – 53,04 %, так и в
экспериментальной группе – 53,31 %, то есть группы находились на примерно
одинаковом (низком) уровне.
Приоритетной задачей на данном этапе исследования в процессе обучения
стал отбор музыкально-художественного репертуара. Это позволило развивать
вкус у подростков не только в области музыки, но и в других областях
искусства (кинематографии, литературе, живописи и т.д.). Другими задачами
являются развитие навыков сотрудничества и совместной (командной) работы;
развитие чувства уверенности в себе.
Поэтому критериями развития музыкально-эстетической культуры
подростковстали:эмоционально-мотивационный;когнитивный;
деятельностный.
Диагностика показала, что участие в проекте позволило не только развить
значимые компоненты музыкально-эстетической культуры, но и приобрести
новые компетенции для дальнейшей профессиональной реализации в
оптимальныхорганизационно-педагогическихусловияхдеятельности
учреждений культурно-досугового типа.
Во втором параграфе второй главы «Организационно-педагогические
условия реализации теоретической модели развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности» был
обобщенопытспециалистов,выступающихзаинтеграцию
общеобразовательных, профессиональных и культурно-досуговых сфер в
достижении цели развития музыкально-эстетической культуры подростков в
организационно-педагогических условиях в процессе культурно-досуговой
деятельности.
Для определения потенциала культурно-досуговых учреждений в этом
направлении деятельности важно было рассмотреть данный феномен в рамках
реализации проекта «Art music travel».
Основной базой стал МБУК «Музейный комплекс г. Казани» как одно из
наиболее доступных для населения учреждений культуры Татарстана. Он
сочетает в себе функции научно-исследовательского центра, учебного
заведения, места отдыха, площадки для проведения культурно-досуговых
программ. Эта многофункциональность делает современное учреждение
культуры притягательным центром для апробации новых технологий и методик
культурно-досуговой деятельности. С целью вовлечения подростков в активное
музыкальное творчество и обогащения культуры общества был проведен
комплекс культурно-досуговых программ в конкретных организационно-
педагогических условиях, при которых свободная деятельность участников
была направлена на удовлетворение их личностных потребностей, мотивации,
психологических установок и интереса.
Рассматривая пространство учреждений культуры как самостоятельный
феномен, диссертант получил доказательство, что оно является одним из
главных организационно-педагогических условий реализации теоретической
модели развития музыкально-эстетической культуры подростков в процессе
культурно-досуговойдеятельности.Сочетаниепатриотическогои
классического репертуара и культурно-досуговой среды способствует
вовлечению подростка в мир высокого искусства.
Выявив сущность организационно-педагогических условий, определив их
практическую значимость в проекте «Art music travel», проанализировав
мнения и позиции экспертов, можно утверждать, что реализация теоретической
модели по развитию музыкально-эстетической культуры подростков в
оптимальных организационно-педагогических условиях через «создание
творческих проектов» (организация творческой среды, разработка и реализация
методов и приемов для развития многовекторного специалиста в области
музыки) оказала большое влияние на целевую аудиторию в проявлении
творческой деятельности, т.е. способствовала вовлечению подростков в
процесс активного творчества и подготовку специалиста-музыканта к активной
культурно-досуговойдеятельности.Реализацияорганизационно-
педагогического условия «интеграция образовательной и досуговой сфер
развитиямузыкально-эстетическойкультуры»,подразумевающего
сотворчество «подросток-подростку», применение разнообразных функций
педагога,сотрудничествовнутрикластераобщеобразовательных,
профессиональных, досуговых учреждений, педагогическое партнерство,
позволила организовать подростковый арт-совет, в котором благодаря
групповой работе, методу «мозгового штурма» у целевой группы
сформировался глубокий интерес к инструментам симфонического оркестра, их
устройству, приемам элементарного музицирования и т.п., а также
способствовала поддержанию инициативы, успешной коммуникации
аудитории, передаче опыта потенциальным участникам.
Таким образом, в диссертационном исследовании было доказано, что при
использовании организационно-педагогических условий на основе ведущих
педагогических подходов и принципов в рамках проекта «Art music travel»
возможна эффективная реализация теоретической модели развития
музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-
досуговой деятельности.
В третьем параграфе второй главы «Технологии внедрения
организационно-педагогических условий развития музыкально-эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности» для
реализации теоретической модели диссертант использовал следующие
технологии: прогнозирование, планирование, проектирование, моделирование.
Технологии культурно-досуговой деятельности, используемые для
внедрения организационно-педагогических условий развития музыкально-
эстетической культуры подростков, подтверждают эффективность проекта «Art
music travel».
Внедрение теоретической модели развития музыкально-эстетической
культуры подростков в организационно-педагогических условиях культурно-
досуговой деятельности проходило в ходе опытно-экспериментальной работы.
I этап – апробация следующих диагностик – «Культурный человек» (Е.М.
Торшилова); степень развития музыкальности (Методика Gold-MSI), «Каков
Ваш творческий потенциал?», «Анкета для определения уровня развития
музыкально-эстетической культуры подростков». С помощью указанных
методик были выявлены представления подростковой аудитории о качествах
современного культурного человека; определен творческий потенциал
подростковой аудитории; выявлены группы подростков, имеющих
музыкальный опыт, но не имеющих желания заниматься творчеством, а также
имеющих творческий потенциал, но не имеющих возможности заниматься
активными творческими практиками. Соответственно реализовано равноценное
распределение подростковой аудитории на экспериментальную и контрольную
группы. В эксперименте участвовало 148 человек. Разработана модель проекта
«Art music travel», в процессе которого внедрялись организационно-
педагогические условия.
II этап – организация эксперимента, корректировка модели процесса
развития музыкально-эстетической культуры подростков средствами
культурно-досуговой деятельности и ее внедрение в практику, апробация
проекта «Art music travel» и организационно-педагогических условий. На
данном этапе для побуждения и приобщения участников проекта «Art music
travel» к активной творческой музыкально-эстетической деятельности были
поставлены задачи развития музыкально-эстетической культуры по каждому
критерию. Поэтому были применены диагностики критериев музыкально-
эстетической культуры подростков в организационно-педагогических условиях,
способствующих выявлению динамики процесса. Это методики: Е.М.
Торшиловой (тесты эстетического восприятия), Т.А. Барышевой (диагностика
состояний в ситуации восприятия музыки, диагностики способностей к
преобразованию, визуальной креативности, фантазии), В.Г. Ражникова
(диагностика восприятия музыки), Е.И. Юдиной (методика развития
сочинительства (стихи)), авторские методики: диагностика эмоционально-
эстетического воображения («придумай название картине и опиши свои
чувства» по авангардным картинам К.Васильева); диагностика склонности к
творчеству, фантазии («сказка-рассказ о дорогах» по картинам К. Васильева,
рассказ-отзыв из назывных предложений); диагностика восприятия музыки с
помощью изобразительного искусства («Нарисуй музыку»); диагностика
художественной грамотности (тест с картинами К. Васильева); диагностика
динамики знаний, умений, навыков в области музыкально-эстетической
культуры (тест «Эрудиция», тест «Узнай композитора» по портретам
композиторов работы К. Васильева, тест по основам нотной грамоты с
использованием компьютерных приложений «Rhythmcat», «Noteworks»,
«Pianokeyboard») и др. Данные методики были адаптированы для подростков,
участвующих в проекте «Art music travel». Также для выявления динамики
развития музыкально-эстетической культуры подростков автором применялось
анкетирование по ключевым позициям каждого критерия и метод экспертных
оценок.
III этап – сбор и анализ информации, в том числе о результатах
деятельности участников эксперимента, для выявления динамики по каждому
критерию и общей динамики развития музыкально-эстетической культуры
подростков. Вновь проведен опрос с помощью разработанной диссертантом
«Анкеты для определения уровня развития музыкально-эстетической культуры
подростков». Произведен расчет t-критерия Стьюдента для контрольных и
экспериментальных групп с целью выявить зону значимости и незначимости
результатов проведенного эксперимента.
По итогам заключительной части эксперимента: по эмоционально-
мотивационному критерию в контрольной группе показатель уровня
практически не изменился (понизился на 0,67%), тот же показатель в
экспериментальной группе значительно повысился (на 16,89%); по
деятельностному критерию изменения произошли в обеих группах – в
контрольной группе он вырос на 0,94%, в экспериментальной на 26,62%, что
свидетельствует о значительном повышении уровня деятельностного критерия
в экспериментальной группе; по когнитивному критерию изменения произошли
в обеих группах – в контрольной группе он вырос на 4,72%, в
экспериментальной на 22,63%, что свидетельствует о значительном повышении
уровня когнитивного критерия в экспериментальной группе. Общий уровень в
контрольной группе составил 54,25% (вырос на 1,21%), в экспериментальной
группе 76,21 % (вырос на 22,9%). Все это подтверждает эффективность
проектной деятельности и внедренных организационно-педагогических
условий в процессе культурно-досуговой деятельности.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что проект
«Art music travel» эффективен в развитии музыкально-эстетической культуры
подростков, что доказывает необходимость применения выведенных
организационно-педагогических условий в процессе культурно-досуговой
деятельности.
Таким образом, анализ опытно-экспериментальной работы позволил
выявить динамику по каждому критерию и определить общий уровень развития
музыкально-эстетической культуры подростков. Полученные показатели
свидетельствуют о результативности проекта «Art music travel», состоящего из
четырех модулей: «Культурные акции», «Музыкально-образовательный
лекторий» (ключевой модуль), экскурсия «Музыкальная Казань», «Школа
юного лектора», а также об эффективности организационно-педагогических
условий, а именно: разработка музыкально-творческих проектов, интеграция
образовательной и досуговой сфер развития музыкально-эстетической
культуры подростков, использование воспитательного потенциала культурно-
досуговых учреждений.
Сделаны выводы о том, что теоретическое обоснование и
экспериментальное внедрение разработанной модели развития музыкально-
эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой
деятельности доказало эффективность выявленного и обоснованного комплекса
организационно-педагогических условий, способствующих повышению уровня
музыкально-эстетической культуры целевой аудитории подростков.
На основе теоретического анализа выявлены сущностные характеристики
музыкально-эстетической культуры подростков, рассмотрен её компонентный
состав; определены потенциальные возможности культурно-досуговой
деятельности в процессе развития музыкально-эстетической культуры
подростков.
Разработана и внедрена теоретическая модель развития музыкально-
эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности.
Выявлены организационно-педагогические условия реализации модели,
основанные на учете психолого-педагогических и иных особенностей
подросткового возраста, возможностях воспитательного воздействия
культурно-досуговой деятельности и ее инфраструктуры, а также
необходимости использования потенциала общего, дополнительного,
профессионального образования в культурно-досуговых учреждениях в ходе их
реализации.
На основе полученных результатов опытно-экспериментальной работы,
демонстрирующейположительнуюдинамикуразвитиямузыкально-
эстетической культуры подростков, доказана эффективность разработанных
технологических основ ее развития в условиях культурно-досуговой
деятельности.

Актуальность. В современный период проблема развития музыкально-
эстетической культуры подростков обусловлена следующими факторами:
снижением интереса подрастающего поколения к классическому музыкальному
искусству; проникновением цифровых технологий и инструментов в создание и
распространение новой музыкальной культуры во всех сферах жизни общества,
появлением тенденции всеобщей «омузыкаленности» общества, (т.е.
присутствием музыки как фона практически во всех сферах жизни), а также
взаимопроникновением жанров массовой и классической музыкальных культур.
Это значительно осложняет процесс развития музыкально-эстетической культуры
подрастающего поколения.
В связи с этим необходимы инновационные идеи, подходы, приемы,
педагогические установки, которые стимулируют развитие нового
специфического процесса в деятельности учреждений культурно-досугового типа,
способного обеспечить мотивацию подрастающего поколения, и вызвать
эмоциональную реакцию в обществе. Изучение ценностных ориентаций
подростков в рамках культурно-досуговой деятельности предоставляет
возможность выявить и позитивно скорректировать музыкально-эстетические
вкусы последних, оценить их культурный потенциал. Именно в сфере
культурного досуга подростки могут «проиграть» на модельном уровне все
возможные варианты своего будущего поведения. Следовательно, при создании
организационно-педагогических условий в учреждениях культурно-досугового
типа у педагогов появляется возможность интегрировать принцип
преемственности в процесс формирования позитивных ценностных ориентаций
через следующие механизмы: сохранение интереса к традиционной системе
ценностей одновременно с современными (например, прослушивание
музыкальных произведений, сочетающих классическую и современную музыку);
преодоление состояния индивидуального ценностного вакуума и отчуждения,
вызванного пребыванием в музыкальном «тик-ток» пространстве; развитие
адаптации подростков к изменившейся культурно-досуговой среде, не
отказываясь от классической и традиционной музыки и т.п.
В эпоху цифровизации и высоких технологий общество еще не готово
принять факт, что новые знания видоизменяют старые, что традиционные
подходы к образованию, восприятию культуры, оценке тех или иных моделей
поведения уже не принимаются большинством и переживают серьезную
трансформацию. Ключевым, основополагающим фактором в оценке динамики
развития культуры является отношение к ней различных категорий населения
через понимание ценностей и ценностные ориентации. Они могут быть
устойчивыми и постоянными или маневренными и подвижными, однако в целом
развитие ценностных ориентаций имеет динамический характер. Ценностные
ориентации в ХXI веке активно трансформируются, но при этом по-прежнему
присутствуют в качестве основополагающих традиционные ценности. Научно-
теоретический анализ организационно-педагогических условий развития
музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой
деятельности не может рассматриваться в отрыве от ценностных ориентаций и
музыкально-эстетических предпочтений общества.
Согласно ряду нормативно-правовых актов Российской Федерации
(Национальный проект «Культура» 2019-2024 [87], Стратегия государственной
культурной политики РФ на период до 2030 года [117], Указ Президента
Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации «Десятилетия Детства и разработке национальной стратегии [133]), а
также других федеральных документов, наиболее перспективным механизмом
решения проблемы развития музыкально-эстетической культуры подростков
является создание системы взаимодействия различных институтов социально-
культурной жизни общества: учреждений культурно-досугового типа,
учреждений дополнительного образования детей, где будет осуществляться
эффективное управление процессом развития музыкально-эстетической культуры
подростков. Особую важность приобретает разработка современных подходов к
созданию организационно-педагогических условий развития эстетической
культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности.
Степень научной разработанности проблемы.
Основополагающее значение для нашего исследования имеет рассмотрение
научно-теоретических и прикладных исследований, содержание которых
направлено на: развернутый анализ процесса развития музыкально-эстетической
культуры личности человека (А.И. Арнольдов, Ю.Л. Афанасьев, Э.А. Баллер,
В.Ю. Борев, Т.Н. Домбровская, М.С. Каган, В.М. Межуев); изучение музыкальной
деятельности в контексте развития музыкально-эстетической культуры личности
(Б.В. Асафьев, Р.Н. Грубер, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор,
Б.М. Теплов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, В.С. Цукерман, Л.В. Школяр); определение
сущностных характеристик музыкально-эстетической культуры (Ю.М. Алиев,
А.И. Арнольдов, Е.В. Боголюбова, Л.В. Горюнова, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.Б.
Крылова, Б.Т. Лихачев, Р.А. Тельчарова); выявление теоретико-методологических
основ области музыкально-эстетического воспитания личности (Э.Б. Абдуллин,
О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.М. Матонис,
З.М. Явгильдина и др.), в том числе системы музыкального воспитания (К. Орф,
Ш. Сузуки, Золтан Кодаи, Д. Кабалевский, Жак Далькроз и т.д.); изучение
музыкальных способностей личности, а именно «музыкальности»
(Д.К. Кирнарская, А.В. Торопова, Ю.А. Цагарелли, Е. Jaffurs, Ј. Blacking,
S. Brandstrom, Р.S. Campbell, Е.Е. Gordon, М.Р. Zimmerman и др.); изучение
методов музыкально-эстетического воспитания и образования (Д.Б. Кабалевский,
Г.М. Цыпин, Т.Э. Тютюнникова и др.); выявление закономерностей развития
структурных компонентов музыкально-эстетической культуры личности
(Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов,
Д.Б. Эльконин); исследование формирования музыкально-эстетической культуры
школьников в условиях культурно-досуговой деятельности (И.В. Барвинок),
дополнительного образования (М.А. Фадеева, Е.И. Левит) молодежи в условия
вуза (Г.Р. Грищенков, И.Ю. Павлова, Л.И. Арштейн и др.).
Особое значение для нашего исследования имеют исследования ученых в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Организационно-педагогические условия развития музыкально-эстетической культуры подростков в процессе культурно-досуговой деятельности»

    Публикации автора в научных журналах

    Музыкотерапия как средство развития музыкально-эстетической культуры детей и подростков в контексте социального здоровья
    Г.Р. Камалова // Вестник Казанского государственного университета культурыи искусств. – 2– №– С. 77
    Музейный проект как средство развития музыкально-эстетической культуры подростков
    Г.Р. Камалова, Р.Ш. Ахмадиева // ВестникКемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2–№– С. 199
    Роль музыкально-просветительской деятельности студента музыканта-исполнителя в повышении качества досуга личности
    Г.Р. Камалова // Вестник Казанского государственного университета культурыи искусств. – 2– №– С. 90
    Музыкальное образование в России: современный этап развития
    Г.Р. Камалова // Сборник тезисов работ участников XI-гоВсероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива». М., 2– С.283
    Краткий обзор среднего профессионального музыкального образования в России
    Г.Р. Камалова // Сборник материалов XIIМеждународной научно-практическойконференции: «Психология иПедагогика: Актуальные вопросы». – СПб., 2– С. 17
    Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования (на примере ДМШ и ДШИ)
    Г.Р. Камалова // Сборник материаловМеждународнойэлектроннойнаучно-практическойконференции«Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурнойдеятельности» – Казань: «Астор и Я», 2– С. 397
    Проблемы среднего профессионального музыкального образования в России на современном этапе»
    Г.Р. Камалова // Сборникматериалов XLIV Всероссийской научно-практической конференции«Проблемы и перспективы развития образования в России». – Новосибирск,2– С. 137
    Краткий обзор системы музыкального образования в Казани
    Г.Р. Камалова // LINGVO-SCIENCE: международный научный журнал.– 2– №– С. 9
    Проблемы музыкального и музыкально-эстетического образования детей и молодежи в России
    Г.Р. Камалова // Сборник тезисовработ участников XII-го Всероссийского конкурса «Моя законотворческаяинициатива». – М., 2– С. 292
    Использование приемов арт-терапии в работе с учащимися ДМШ, ДШИ (из опыта работы)
    Г.Р. Камалова // Сборникматериалов Международной научно-практической конференции «Актуальныепроблемы психологического сопровождения профессиональной и учебно-профессиональной деятельности» – Коломна: ГСГУ, 2– С. 87

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы