Организационные и методические аспекты обеспечения экономической безопасности системы подготовки высококвалифицированных кадров в интересах национальных целей развития

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Рогова Вера Александровна
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические аспекты исследования экономической безопасности
системы подготовки высококвалифицированных кадров……………… 13
1.1. Основные характеристики системы подготовки
высококвалифицированных кадров и ее особенности (СПВК)………… 13
1.2. Подготовка высококвалифицированных кадров как основа
достижения национальных целей развития и обеспечения
национальной безопасности…………………………………………… 26
1.3. Предпосылки исследования экономической безопасности СПВК и ее
терминологическое определение………………………………………. 39
2. Теоретико-методические вопросы оценки экономической
безопасности системы подготовки высококвалифицированных
кадров………………………………………………………………………….. 59
2.1. Угрозы экономической безопасности и их идентификация в сфере
подготовки высококвалифицированных кадров …………………………….. 59
2.2. Критерии, показатели и индикаторы экономической безопасности
СПВК…………………………………………………………………….. 75
2.3. Методика оценки экономической безопасности СПВК……………… 90
2.4. Методический подход к позиционированию организаций,
осуществяющих подготовку высококвалифицированных кадров по
уровню экономической безопасности…………………………………. 108
3. Организационно-управленческие инструменты обеспечения
экономической безопасности системы подготовки
высококвалифицированных кадров………………………………………. 121
3.1. Основные подходы к обеспечению экономической безопасности
СПВК и механизм их реализации …… 121
3.2. Инструменты государственного обеспечения экономической
безопасности СПВК…………………………………………………….. 135
3.3. Обеспечение экономической безопасности образовательных
организаций на основе маркетингового инструментария……………. 148

Заключение…………………………………………………………………………. 163
Список литературы………………………………………………………………… 165
Приложения………………………………………………………………………… 185

В соответствии с целью и задачами диссертации обоснованы следую-
щие основные научные результаты:
1. Предложена авторская дефиниция экономической безопасно-
сти системы подготовки высококвалифицированных кадров.
Анализ исследований российских специалистов позволил выделить под-
ходы к определению понятия «система подготовки кадров». Для определе-
ния данного термина используется либо функциональный, либо элемент-
ный, либо организационный подход, каждый из которых рассматривает во-
просы формирования, функционирования и изучения системы в рамках
определенного аспекта. Авторская позиция заключается в целесообразно-
сти использования для определения СПВК организационного подхода как
наиболее комплексного. В диссертации под системой подготовки высоко-
квалифицированных кадров понимается совокупность организаций, веду-
щих подготовку по основным образовательным программам профессио-
нального образования. В рамках действующих правовых норм и системы
статистического учета к данной группе организаций относятся образова-
тельные организации, реализующие основные образовательные программы
среднего профессионального образования в части программ подготовки
специалистов среднего звена; образовательные организации высшего обра-
зования, реализующие основные образовательные программы высшего об-
разования (по всем уровням: бакалавриат, специалитет; магистратура; под-
готовка кадров высшей квалификации); научно-исследовательские инсти-
туты, научные организации (подготовка кадров высшей квалификации);
иные организации (программы подготовки кадров высшей квалификации).
Анализ научной литературы позволил обобщить определения понятия
«экономическая безопасность высшего образования». На основе проведен-
ного терминологического анализа выделены основные признаки экономи-
ческой безопасности для системы подготовки высококвалифицированных
кадров, которые, учитывая особенности рассматриваемой системы, следует
учесть в дефиниции экономической безопасности СПВК:
– экономическая безопасность СПВК как системы, объединяющей раз-
личные типы организаций (образовательные, научные и иные), участвую-
щих в ПВК и имеющих функциональную специфику, является обобщаю-
щей характеристикой системы, достигаемой при экономической безопас-
ности всех входящих в нее элементов, не являющихся взаимозаменяемыми;
– подготовка высококвалифицированных кадров является сложным,
требующим значительных финансовых затрат процессом, что делает ре-
сурсную обеспеченность ключевым фактором обеспечения экономической
безопасности СПВК;
– реализация основных профессиональных образовательных программ
всех уровней, результатом освоения которых является получение формаль-
ного профессионального образования, является продолжительным по вре-
мени процессом, что делает необходимым рассматривать экономическую
безопасность СПВК в динамическом аспекте;
– подготовка высококвалифицированных кадров осуществляется в ин-
тересах различных групп заинтересованных сторон при общей направлен-
ности системы на достижение национальных целей развития, что обуслов-
ливает многоцелевой характер экономической безопасности при наличии
системообразующей цели.
В диссертации предложено авторское определение экономической без-
опасности СПВК как динамически устойчивого функционального состояния
системы подготовки высококвалифицированных кадров и образующих ее
элементов, располагающей всеми необходимыми ресурсами и обладающей
количественными и качественными характеристиками, которые обеспечи-
вают формирование эффективной системы выявления, поддержки и разви-
тия человеческого капитала в интересах всех заинтересованных сторон в
соответствии с национальными целями развития как в среднесрочной, так
и в долгосрочной перспективе при наличии способности реагировать на воз-
никающие во внутренней и внешней среде вызовы и угрозы.
2. Предложена авторская классификация угроз экономической без-
опасности системы подготовки высококвалифицированных кадров.
Под угрозами экономической безопасности СПВК предложено пони-
мать совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвен-
ную возможность ухудшения экономического состояния и снижения эко-
номической устойчивости системы подготовки высококвалифицирован-
ных кадров, реализация которой приводит к снижению функционально-
сти системы в рамках актуальных целевых установок.
Идентификация угроз экономической безопасности СПВК предпола-
гает их систематизацию, инструментом которой является классификация.
В данном исследовании автором уточнены и дополнены существующие
теоретические положения в части уточнения объектов угроз по уровням
воздействия и выделения классификационных признаков угроз экономи-
ческой безопасности.
Авторская классификация угроз экономической безопасности по уров-
ням воздействия включает четыре уровня:
– на уровне индивида: угроза успешного трудоустройства в соответствии
с ожиданиями и потребностями выстраивания карьерной траектории;
– на уровне организации, осуществляющей образовательную деятель-
ность: угроза финансово-экономической стабильности. утраты позиций в
образовательном пространстве, обеспечивающих развитие;
– на уровне СПВК: угроза эффективной реализации социально-эконо-
мической функции и снижения качества подготовки специалистов;
– на уровне региональной, национальной экономики и общества:
угроза решению поставленных задач регионального и национального со-
циально-экономического развития, достижения национальных целей раз-
вития.
В развитие теоретических исследований по вопросам угроз экономиче-
ской безопасности и их классификации предложено дополнить традици-
онно используемые классификационные признаки признаком «носитель
опасных факторов». По данному признаку угрозы экономической без-
опасности СПВК могут быть разделены на три группы:
– угрозы, носителем которых является человеческий фактор, которые
могут исходить как от обучающихся, так и от научно-педагогических ра-
ботников;
– угрозы, в которых носителем опасности являются юридические лица,
аффилированные со сферой образования в части подготовки кадров (ор-
ганизации и предприятия реального сектора экономики, общеобразова-
тельные школы, различные общественные объединения);
– угрозы, носителем которых являются управленческие структуры (ор-
ганы непосредственного государственного управления в сфере образова-
ния, федеральные и региональные органы исполнительной власти).
С учетом проведенных теоретических уточнений в диссертации пред-
ложена модель угроз экономической безопасности СПВК, обобщающая
приведенную выше информацию (рис. 1). Модель описывает проблемное
поле, составляющее теоретический и практический интерес с точки зре-
ния обеспечения экономической безопасности СПВК, и объединяет логи-
чески связанные между собой факторы и условия подготовки высококва-
лифицированных кадров, которые попадают в поле зрения исследовате-
лей и признаются значимыми для решения задачи качества подготовки
высококвалифицированных кадров. Модель построена по двум призна-
кам, взятым в комбинации: среда происхождения угрозы и содержание
угрозы. Она содержит систематизированный перечень угроз, возникаю-
щих при организации процесса подготовки высококвалифицированных
кадров в существующих социально-экономических и политических усло-
виях. Важной характеристикой представленной модели является ее от-
крытый характер, который обусловлен историческим характером угроз,
имеющих место только в совершенно определенных ситуациях и обстоя-
тельствах и на определенном временном этапе.
Рис. 1. Модель угроз экономической безопасности системы
подготовки высококвалифицированных кадров
3. Разработан инструментарий оценки экономической безопасно-
сти СПВК. Изучение и обобщение имеющихся подходов к оценке эконо-
мической безопасности систем различного уровня и видов позволило раз-
вить методические аспекты оценки применительно к СПВК в части выде-
ления основных этапов оценки и используемых для их реализации мето-
дических инструментов:
1. Формирование системы показателей для оценки экономической без-
опасности. Основой для формирования системы показателей являются
данные официального статистического учета, касающиеся профессио-
нального образования, а также данные мониторинга образования, что
обеспечивает соблюдение принципа рационального информационного
обеспечения. Для каждой организации, входящей в СПВК, по каждому
показателю, входящему в сформированную систему, строится временной
ряд глубиной в 6 лет: Y0, Y1, Y2, Y3, Y4, Y5, Y6.
2. Выявление тенденций изменения показателей и формирование базо-
вой матрицы знаков тенденций.
Для всех временных рядов проводится стандартная процедура норми-
рования на 0 и 1 так, чтобы минимальное значение было 0, а максималь-
ное – 1. Далее для каждого временного ряда Yt строится линейная регрес-
сионная модель
Yt = a1 ⋅ t + a0 + εt,(1)
где a0 и a1 – коэффициенты линейной регрессии, εt – случайные ошибки
линейной модели.
В результате из всех полученных коэффициентов регрессии формиру-
ется базовая матрица размером m×n, где m – число показателей экономи-
ческой безопасности; n – число организаций. Данная матрица, которую
назовем «матрицей знаков тенденций», является базовым инструментом
оценки экономической безопасности СПВК.
3. Определение соотношения позитивных и негативных тенденций.
На основе матрицы знаков тенденций подсчитывается количество знаков
«+» и «-». Так как все показатели, используемые в оценочных процедурах,
являются позитивными, то знак «+» свидетельствует об улучшении описы-
ваемого показателем явления или процесса. Сравнение количества «+» и «-»
дает представление о преобладающей тенденции. Для оценки устойчивости
преобладающей тенденции определяется доля «+» в общем количестве зна-
ков тенденций. В результате получают относительную величину, которая яв-
ляется обобщающей характеристикой экономической безопасности и для
оценки ее уровня сравнивается с пороговым значением.
4. Установление пороговых значений для показателей экономической
безопасности и интерпретация результатов сравнения фактических и
пороговых значений. В качестве пороговой позиции оценки экономиче-
ской безопасности в диссертации использована укрупненная шкала Хар-
рингтона, первые два интервала которой 1 – 0,8 и 0,8 – 0,63 укрупнены и
граница округлена до 0,70. В результате сделанного преобразования по-
роговая позиции для оценки экономической безопасности установлена на
уровне 70%, то есть, если 70% элементов матрицы знаков тенденций –
знаки «+», то состояние СПВК признается как экономически безопасное.
В случае не достижения пороговой позиции ситуация характеризуется как
опасная, указывающая на возможность реализации угрозы для нормаль-
ного функционирования системы.
5. Интегральная и частные оценки экономической безопасности
СПВК. Оценка экономической безопасности в любом разрезе: интеграль-
ная; частная – в разрезе составляющих экономической безопасности; на
любом уровне иерархии системы проводится по алгоритму, описанному
в пп. 1 – 4, так как базовая матрица знаков тенденций сформирована на
основе информации по первичным элементам системам.
Апробация предложенной методики была проведена по совокупности
2559 профессиональных образовательных организаций в части программ
подготовки специалистов среднего звена и 691образовательной организа-
ции высшего образования. В качестве исходной системы показателей
было использовано 8 обобщающих показателей, характеризующих клю-
чевые направления деятельности образовательных организаций и широко
использующиеся при проведении мониторинга их эффективности. Ре-
зультаты расчета на федеральном уровне по совокупности представлены
в табл. 1.
Таблица 1
Оценка экономической безопасности СПВК
КритерийСПО, % ВО, %Уровень защищенности
СПОВО
Образовательная деятельность54,875,1Ниже порога Выше порога
Научно-исследовательская де-51,5363,1Ниже порога Ниже порога
ятельность
Международная деятельность-69,4-Ниже порога
Финансово-экономическая де-53,691,5Ниже порога Выше порога
ятельность
Заработная плата НПР34,990,2Ниже порогаВыше порога
Трудоустройство25,423,7Ниже порогаНиже порога
«Остепененность» ППС64,8442,4Ниже порогаНиже порога
Контингент обучающихся45,451,1Ниже порогаНиже порога
Для СПО использован показатель обновления материально-технической базы.
4Для СПО использован показатель доли педагогических работников, имеющих высшую
квалификационную категорию
Расчет интегрального показателя экономической безопасности по си-
стеме в целом дает результат 50,3%, что ниже установленного порогового
значения. Также был проведен расчет показателей экономической без-
опасности для различных подсистем высшего образовании. Для феде-
ральных вузов интегральный показатель экономической безопасности со-
ставил 63,3%, для региональных (Нижегородская область) – 71.3%, для
частных вузов – 56,3%, для ведомственных вузов (Министерство здраво-
охранения РФ) – 74,7%
Описанная методика основана на анализе динамики внутрисистемных
показателей и не учитывает внешние факторы, которые могут существен-
ным образом влиять на состояние СПВК. Поэтому в порядке дополнения
изложенной выше методики в диссертации предложена модель, которая
учитывает зависимость динамики показателей деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, от внешних факторов.
Для полноценного учета влияния факторов внешней среды предло-
жено использовать функциональные зависимости регрессионных коэф-
фициентов от внешних факторов:
an = an(F1, F2, …, FK),(2)
где F1, F2, …, FK – различные факторы внешней среды.
Для получения количественных оценок влияния факторов внешней
среды на уровень экономической безопасности СПВК можно использо-
вать следующие формулы:
Δ = |an(F1, F2, …, FK) – an(0, 0, …, 0)| / | an(0, 0, …, 0)| ⋅ 100%. (3)
Величина Δ показывает в процентах влияние факторов внешней среды на
регрессионные коэффициенты динамики показателей деятельности органи-
заций. Заметим, что эта величина всегда положительная, и показывает лишь
«силу» влияния внешних факторов.
Применение расширенной методики оценки экономической безопас-
ности СПВК, несомненно, дает более развернутую аналитику и повышает
обоснованность принимаемых решений.
4. Предложен методический подход к позиционированию органи-
заций, осуществляющих подготовку высококвалифицированных
кадров по уровню экономической безопасности.
Для обеспечения экономической безопасности СПВК важно не только по-
нимать ее уровень как социально-экономической системы, но и иметь ин-
формацию об уровне экономической безопасности внутри системы, на
уровне отдельных организаций. В этой связи возникает необходимость по-
строения распределения организаций, входящих в СПВК, по уровню эконо-
мической безопасности, которое позволяет не только оценить степень одно-
родности системы (или подсистемы) по экономической безопасности, вы-
явить наиболее проблемные организации, но и оценить их состояние относи-
тельно других организаций группы.
Для эффективного разделения множества организаций, входящих в
СПВК или в ее отдельные подсистемы, на различные группы использован
метод автоматической классификации, основанный на сетях Кохонена.
Он позволяет на основе объективных данных разделить исходное множе-
ство на заданное количество подмножеств, которые мы будем называть
группами образовательных организаций. Использование метода Кохо-
нена позволяет вычислить оптимальное количество кластеров (групп), на
которые разбивается все множество. Было установлено, что объективно
множество образовательных организаций разбивается на три группы. Для
каждой группы определяются значения регрессионных коэффициентов,
приведенные в табл. 2.
Таблица 2
Характерные значения регрессионных коэффициентов по группам
Критерий1 группа2 группа3 группа
Образовательная деятельность0.12540.0770-0.0585
Научно-исследовательская деятельность0.07010.0306-0.0655
Международная деятельность0.1085-0.0180-0.0628
Финансово-экономическая деятельность0.15790.1524-0.0440
Заработная плата ППС0.16050.1576-0.0474
Трудоустройство-0.10540.3855-0.0025
Контингент студентов0.13400.0524-0.1112
Дополнительный показатель0.08250.02040.0488
Для агрегированного анализа полученных результатов расчета срав-
ним количество вузов в группе и суммарное значение регрессионных ко-
эффициентов для каждой группы (табл. 3). Для оценки экономической
безопасности высшего образования на микроуровне необходимо полу-
чать объективные оценки деятельности каждой конкретной организа-
ции. Однако оценка экономической безопасности каждой конкретной
организации должна определяться в рамках определенной группы.
Таблица 3
Количество вузов в группах и суммарное значение регрессионных коэффициентов
Суммарное значение
Номер группыКоличество вузов
коэффициентов
14360.7334
21620.8579
393-0.3431

Пусть рассматриваемая образовательная организация имеет вектор
нормированных регрессионных показателей собственной деятельности:
A = [a1, a2, …, a8]. С помощью описанной выше процедуры мы определяем
группу, к которой относится рассматриваемая организация. Пусть данная
организация относится к группе, которая включает в себя L различных орга-
низаций и имеет следующий характеризующий вектор: W = [w1, w2, …, w8].
Для оценки экономической безопасности отдельной организации в
группе используется формула:
Q = [(a1 – w1) + (a2 – w2) + … + (a8 – w8)] / L.(4)
Положительное значение Q означает, что рассматриваемая образователь-
ная организация имеет уровень экономической безопасности выше, чем ха-
рактерный уровень экономической безопасности в группе, к которой отно-
сится рассматриваемая организация. Отрицательное же значение величины
Q будет означать, что уровень экономической безопасности ниже характер-
ного уровня экономической безопасности для группы.
5. Разработана организационно-методическая схема обеспечения
экономической безопасности СПВК.
Схема основана на двухкомпонентном механизме обеспечения эконо-
мической безопасности. Первой составляющей данного механизма явля-
ется государственная поддержка СПВК Эта поддержка носит двоякий ха-
рактер, характеризуясь сочетанием мер общей направленности, затраги-
вающих все образовательные организации, и преференциальной под-
держкой наиболее сильных образовательных организаций. В такой ситу-
ации «отстающие» организации, не попадающие в проекты и программы
поддержки в основном вынуждены рассчитывать только на собственные
возможности. Те же образовательные организации, которые становятся
участниками проектов и программ, несомненно имеют дополнительную
мотивацию и стимулы развития, что позитивно сказывается на их теку-
щем состоянии, дает возможность формирования задела и укрепления ре-
сурсного потенциала, а значит и обеспечения экономической безопасно-
сти системы в целом (рис. 2).
Второй составляющей механизма обеспечения экономической безопас-
ности являются меры, принимаемые на уровне образовательной организа-
ции. В отличие от государственного компонента механизма, в данном случае
инициирование каких-либо мер лежит на стороне самой образовательной ор-
ганизации, которая как любой хозяйствующий субъект в условиях рынка
стремится к выживанию. В этих условиях ключевым инструментом обеспе-
чения устойчивого и стабильного функционирования образовательной орга-
низации становится маркетинг взаимоотношений (рис. 3).
Использование маркетинга взаимоотношений как инструмента, ориен-
тированного на тесное взаимодействие с потенциальными потребителями
образовательных и научно-технических продуктов деятельности образова-
тельной организации, расширяет возможности образовательных организа-
ций достигать по качественному выполнению функций, связанных с фор-
мированием и развитием человеческого капитала.
Рис. 2. Инструменты обеспечения экономической безопасности высшего образования
Национальная экономика, общество, государство

Формирование и развитие человеческого капиталаУстойчивое развитие образовательной
организации, брендирование, интерес к
образовательной организации
Общая численностьзаинтересованных сторон
выпускников сПрофессионально-Качество
высшимкадроваяструктураподготовки
образованием
Обеспечение экономической безопасностиДоходы от научно-
исследовательской
деятельности
Образовательный процессКонсолидированный доход образовательной
Профессорско–Материально-организации
Взаимодействие сПредпринимательская
преподавательскийтехническая базаиндустриальнымидеятельность,
состав – внутреннийобразовательногопартнерамикоммерциализация
маркетингпроцессаДоходы образовательной организации отразработок
образовательной деятельности

Контингент первокурсников
ВнебюджетныеНаучно-
Бюджетныедоходы отисследовательская
ассигнованияобразовательнойдеятельность
деятельностиобразовательной
Управление каналамиорганизации
продвиженияУправление
образовательнойпрофессиональным
Управление
организации имотивированием
образовательных услугвзаимодействием с
УправлениеУстановление
индустриальнымиМаркетинг идей,
выполнениемстоимости
партнерамипроектов
контрольных цифроказания
Управление целевыми мероприятиями поЗадачиприема,образовательныхИндустриальные
формированию контингента первокурсниковмаркетингагосударственноеуслугпартнеры
(поиск способной и талантливой молодежи)задание

ГосударственноеЗаказы реального
заданиесектора

Рис. 3. Участие маркетинга взаимоотношений в обеспечении экономической безопасности образовательной организации
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе представлено решение комплекса организа-
ционных и методических вопросов, связанных с обеспечением экономи-
ческой безопасности системы подготовки высококвалифицированных
кадров. В заключении исследования можно сделать следующие выводы.
1. В диссертации представлено авторское определение понятия «эко-
номической безопасности системы подготовки высококвалифицирован-
ных кадров», как динамически устойчивого функционального состояния
системы, располагающей всеми необходимыми условиями и ресурсами и
обладающей количественными и качественными характеристиками, кото-
рые обеспечивают формирование эффективной системы выявления, под-
держки и развития человеческого капитала в интересах национальной
экономики как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе при
наличии способности реагировать на возникающие во внутренней и
внешней среде вызовы и угрозы. Авторское определение содержательно
отличается от имеющихся двумя аспектами: акцентом на состояние дина-
мически устойчивого функционирования системы подготовки высококва-
лифицированных кадров и необходимостью обеспечения интересов раз-
личных заинтересованных сторон.
2. В исследовании дана авторская классификация угроз экономиче-
ской безопасности СПВК. В дополнении к существующим, в работе пред-
ложено использование двух новых классификационных признаков: «уро-
вень воздействия» и «носитель опасных факторов». По первому признаку
выделено четыре иерархических уровня: индивид; образовательная орга-
низация; система подготовки высококвалифицированных кадров; регио-
нальная и национальная экономики. По второму – три группы носителей
опасных факторов: человеческий фактор; юридические лица, аффилиро-
ванные со сферой высшего образования; управленческие структуры.
3. В диссертационной работе предложен инструментарий оценки эко-
номической безопасности СПВК, который предусматривает формирова-
ние системы показателей и индикаторов экономической безопасности;
установление их пороговых значений; интерпретацию результатов сопо-
ставления фактических и пороговых уровней; оценку составляющих эко-
номической безопасности и интегральную оценку экономической без-
опасности СПВК; а также моделирование влияния внешних факторов на
СПВК. Отличительными особенностями инструментария выступают его
ориентированность на динамические характеристики СПВК, позволяю-
щая не только оценивать текущее состояние, но и оценивать возможности
системы и ее составляющих в перспективе, а также универсальность, поз-
воляющая осуществлять оценочные процедуры как по частным характе-
ристикам, так и интегрально для систем и подсистем различных иерархи-
ческих уровней (стран, регион, ведомство, организация, осуществляющая
образовательную деятельность).
4. В исследовании изложен методический подход к распределению ор-
ганизаций. осуществляющих подготовку высококвалифицированных кад-
ров по уровню экономической безопасности, использующий инструмента-
рий самоорганизующихся карт Кохонена. Подход основан на последова-
тельном формировании групп организаций в соответствии с соотношением
динамических характеристик показателей их экономической безопасности
и позволяет проводить оценку экономической безопасности конкретной
организации относительно других организаций.
5. В диссертации предложена организационно-методическая схема
обеспечения экономической безопасности системы подготовки высоко-
квалифицированных кадров, которая базируется на двухкомпонентном
механизме обеспечения экономической безопасности. Он предполагает
сочетание маркетингового управления образовательной организацией и
реализуемых мер государственной поддержки сферы образования.
6. Положения и выводы диссертационного исследования вносят вклад в
решение комплекса вопросов, связанных с обеспечением экономической
безопасности системы подготовки высококвалифицированных кадров в Рос-
сии. Результаты работы открывают качественно новые возможности для ро-
ста эффективности управления вопросами развития человеческого капитала
на разных иерархических уровнях и могут быть задействованы для при под-
готовке специалистов по экономической безопасности.

Актуальность темы исследования. Национальные цели развития,
зафиксированные в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»,
определяют и закрепляют основные направления развития нашей страны,
реализация которых нацелена на осуществление «прорывного развития
Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение
уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а
также раскрытие таланта каждого человека»1.
В разработанном в соответствии с поручением Президента Российской
Федерации Едином плане по достижению национальных целей развития
Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030
года в числе основных вызовов развития на ближайшее десятилетие назван
технологический вызов, который формирует новые требования к квалификации
работников, условиям раскрытия таланта каждого человека. Но сегодня спрос
на качественное образование формируется не только со стороны общества и
государства, но и со стороны граждан, интересы которых связаны с
построением определенной профессиональной траектории и карьерным ростом.
С учетом скорости технологических изменений критичным является развитие
дополнительного образования в разных формах и разных уровней для людей
всех возрастов2.
В свете выделенных вызовов развития, запланированных мероприятий
реагирования важное место отводится системе подготовки
высококвалифицированных кадров (далее – СПВК), которая включает
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года». URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/
2
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на
период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402829258/
образовательные, научные и иные организации, осуществляющие подготовку
по основным программам среднего профессионального (в части программ
подготовки специалистов среднего звена ( далее – ППССЗ), высшего
образования, а также по программам дополнительного профессионального
образования с целью формирования человеческого капитала в интересах
национальных целей развития.
Важным инструментом государственной поддержки СПВК в части
укрепления кадрового потенциала организаций реального сектора экономики,
сектора исследований и разработок и социальной сферы, выявления способной
и талантливой молодежи в целях обеспечения национальной и экономической
безопасности, стала программа «Приоритет-2030» утвержденная
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 года №
729 «О мерах по реализации программы стратегического академического
лидерства «Приоритет – 2030».
Возможность адекватного ответа на современные вызовы и достижения
национальных целей в значительной степени зависит от способности СПВК
привлекать ресурсы и создавать условия, необходимые для полноценной
реализации ее социально-экономических функций, от ее защищённости, то есть,
от уровня экономической безопасности СПВК.
Изложенное дает основание заключить, что разработка теоретических
вопросов экономической безопасности СПВК, организационных и
методических аспектов ее обеспечения, выработки эффективных мер
противодействия возникающим угрозам в современных социально-
экономических условиях является комплексной научной проблемой, имеющей
стратегически важное народнохозяйственное значение, что обусловливает
актуальность диссертационного исследования.
Степень разработанности научной проблемы. Анализ научных
исследований, их проблематики свидетельствует о большом интересе,
проявляемом к изучению вопросов экономической безопасности. Среди
зарубежных специалистов следует отметить работы Дж. М. Кейнса,
Д. Балдвина, Б. Бузана, М. Кахлера, Дж. Киршнера, Ю.Чонга и др.
Обстоятельный анализ теоретических и методологических вопросов
экономической безопасности представлен в работах отечественных ученых:
Л.И. Абалкина, В.И. Авдийского, С.А. Афонцева, И.Я. Богданова,
В.В. Барабина, В.М. Безденежных, С.Ю. Глазьева, Д.В. Гордиенко, Н.В.
Дементьева, А.И. Илларионова, Г.Б. Клейнера, А.Б. Мельникова,
С.Н. Митякова, Е.С. Митякова, И.Н. Петренко, В.К. Сенчагова, А.И.Татаркина,
В.Л. Тамбовцева др.
Проблематика диссертационного исследования связана с вопросами
теории человеческого капитала, основы которой были заложены в трудах Г.
Беккера и Т. Шульца. Теоретические и прикладные вопросы исследования
человеческого капитала изучаются отечественными специалистами, среди
которых работы С.А. Дятлова, А.И. Добрынина, А.В. Корицкого, К.А. Эрфурта
и других.
Исследование экономической безопасности непосредственно связано с
вопросами экономики образования, среди исследователей которой следует
выделить С.А. Белякова, Н.В. Василенко, А.А. Воронина, Т.В. Верещагину,
В.Н. Пугача, Н.И. Зырянову, Е.Н. Жильцова, Н.П. Литвинову, И.В. Малькову,
И.Н. Молчанова, В.Л. Тамбовцева, Т.В. Юрьеву и др.
Непосредственное отношение к обозначенной в исследовании проблеме
имеют вопросы обеспечения экономической безопасности высшего
образования и образовательных организаций высшего образования в
современных условиях их функционирования, которые нашли отражение в
работах Н.К. Алимовой, В.Ю. Бархатова, К.А. Кирсанова, И.Н. Кондрата,
А.Н. Малолетко, Н.В. Плотникова, Г.А. Резник, М.В. Ширяева, В.В. Чекмарева
и др. Эти исследования, вместе с тем, носят в основном общетеоретический
характер и не содержат проработки ряда методических вопросов, важных для
разработки эффективной системы обеспечения экономической безопасности
СПВК в современных условиях как основы реализации национальных целей
развития, что делает актуальным выбранное направление исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка
организационных и методических аспектов обеспечения экономической

В диссертационной работе представлено решение комплекса
организационных и методических вопросов, связанных с обеспечением
экономической безопасности системы подготовки высококвалифицированных
кадров. В заключении исследования можно сделать следующие выводы.
1. В диссертации представлено авторское определение понятия
«экономической безопасности СПВК», как динамически устойчивого
функционального состояния системы подготовки высококвалифицированных
кадров, располагающей всеми необходимыми ресурсами и обладающей
количественными и качественными характеристиками, которые обеспечивают
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития
человеческого капитала в интересах всех заинтересованных сторон в
соответствии с национальными целями развития как в среднесрочной, так и в
долгосрочной перспективе при наличии способности реагировать на
возникающие во внутренней и внешней среде вызовы и угрозы.
2. В исследовании дана авторская классификация угроз экономической
безопасности СПВК. В дополнении к существующим, в работе предложено
использование двух новых классификационных признаков: «уровень
воздействия» и «носитель опасных факторов». По первому признаку выделено
четыре иерархических уровня: индивид; образовательная организация; СПВК;
региональная и национальная экономики. По второму – три группы носителей
опасных факторов: человеческий фактор; юридические лица, аффилированные
со сферой подготовки высококвалифицированных кадров; управленческие
структуры.
3. В диссертации предложен инструментарий оценки экономической
безопасности СПВК, который предусматривает формирование системы
показателей и индикаторов экономической безопасности; установление их
пороговых значений; интерпретацию результатов сопоставления фактических и
пороговых уровней; оценку составляющих экономической безопасности и
интегральную оценку экономической безопасности СПВК; а также
моделирование влияния внешних факторов на СПВК. Отличительными
особенностями инструментария выступают его ориентированность на
динамические характеристики СПВК, позволяющая не только оценивать
текущее состояние, но и оценивать возможности системы и ее составляющих в
перспективе, а также универсальность, позволяющая осуществлять оценочные
процедуры как по частным характеристикам, так и интегрально для систем и
подсистем различных иерархических уровней (стран, регион, ведомство,
организация, осуществляющая образовательную деятельность).
4. В исследовании изложен методический подход к распределению
организаций, осуществляющих подготовку высококвалифицированных кадров,
по уровню экономической безопасности, использующий инструментарий
самоорганизующихся карт Кохонена. Подход основан на последовательном
формировании групп образовательных организаций в соответствии с
соотношением динамических характеристик показателей их экономической
безопасности и позволяет проводить оценку экономической безопасности
организации относительно других организаций.
5. В диссертации предложена организационно-методическая схема
обеспечения экономической безопасности СПВК, которая базируется на
двухэлементном механизме обеспечения экономической безопасности. Он
предполагает органичное сочетание маркетингового управления
образовательной организацией и реализуемых мер государственной поддержки
сферы образования.
6. Положения и выводы диссертационного исследования вносят вклад в
решение комплекса вопросов, связанных с обеспечением экономической
безопасности системы подготовки высококвалифицированных кадров в России.
Результаты работы открывают качественно новые возможности для роста
эффективности управления процессами формирования, воспроизводства и
развития человеческого капитала на разных иерархических уровнях и могут
быть задействованы для при подготовке специалистов по экономической
безопасности.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Организационные и методические аспекты обеспечения экономической безопасности системы подготовки высококвалифицированных кадров в интересах национальных целей развития»

    Публикации автора в научных журналах

    Исследование мотивационных факторов абитуриентов инженерно-технических направлений подготовки и специальностей
    В.А. Рогова // Russian Journal of Management. – 2– Т.– No – С. 81-85 (0,4 п.л.).Рогова, В. А. Высшее образование как фактор обеспечения нацио- нальной и экономической безопасности / В. А. Рогова // Российский эко- номический интернет-журнал. – 2– No – C.13 (0,5 п.л.).
    ✍️ Журнал
    В.А. Рогова // Журнал прикладных исследований. – 2– Т. – No – С. 136-141 (0,45 п.л.).
    Модель оценки экономической безопасности образовательной организации с позиции субъектного подхода
    В.А. Рогова // Эконо- мика и предпринимательство. – 2– No – С. 1120-1123 (0,2 п.л.).23
    Методика количественной оценки экономической безопасности высшего образования
    В.А. Рогова // Экономика и предприни- мательство. – 2– No – С. 1202-1204 (0,15 п.л.).Рогова, В.А. Система подготовки высококвалифицированных кад- ров в условиях становления экономики знаний / В.А. Рогова // Экономика и предпринимательство. – 2– No – С. 995-999 (0,45 п.л.).
    Кадровые проблемы развития высоких технологий в России в зеркале глобального индекса инноваций
    В.А. Рогова // Россий- ский технологический журнал. – 2– No – Т.– С. 105-116 (0,7 п.л.).Рогова, В.А. Брендинг образовательной организации в системе ме- роприятий вуза по новому набору / В.А. Рогова // Четвертая научно-тех- ническая конференция МИРЭА – Российского технологического универ- ситета [Электронный ресурс]: Сборник трудов, 20-25 мая 2019 г. – М.: МИРЭА - Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), 2– С. 595 – 599 (0,55 п.л.).
    Подходы для оценки экономической безопасности системы высшего образования на основе машинного обучения
    В. А. Рогова // Приоритетные направления инновационной деятельности в промыш- ленности: сборник научных статей XII международной научной конфе- ренции, Казань, 30–31 декабря 2021 года / НПП Медпромдеталь. – Казань: ООО "Конверт", 2– С. 268-269 (0,1 п.л.).Рогова, В.А. О методике интегральной оценки экономической без- опасности системы высшего образования / В.А. Рогова // XLII Междуна- родная научно-практическая конференция “Eurasiascience”, 31 декабря 2021 года (0,1 п.л.).
    Структурные особенности механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования
    В.А. Рогова // Молодой ученый. – 2– No2 (397). – С. 124-128 (0,5 п.л.).Rogova, V. Marketing model of professional orientation. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering Volume 8, Issue 9 Special Issue 3, July 2019, Pages 74-76 – Blue Eyes Intelligence Engineering and Sciences Publication, ISSN 2278-3075 (0,2 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации