Организация незаконной миграции в контексте российского, международного и зарубежного опыта криминализации

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Фоменко Дарья Дмитриевна
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ:
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ……………………………………………………………………………14
1.1 Понятие и содержание незаконной миграции……………………………………14
1.2 Понятие и механизм организации незаконной миграции………………………31
1.3 Возникновение и развитие в России процесса криминализации деяний,
связанных с организацией незаконной миграции…………………………………..45
Глава 2. СОСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ В
ДЕЙСТВУЮЩЕМ УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РФ……………………………..70
2.1 Объективные признаки организации незаконной миграции……………………70
2.2 Субъективные признаки организации незаконной миграции………………….91
2.3 Квалифицирующие признаки организации незаконной миграции…………..105
Глава 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ
МИГРАЦИИ…………………………………………………………………………121
3.1 Международный опыт криминализации организации незаконной
миграции………………………………………………………………………………121
3.2 Зарубежный опыт криминализации организации незаконной
миграции………………………………………………………………………………140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….159
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………………….169
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….193

Главапервая«Организациянезаконноймиграции:
общетеоретические и историко-правовые аспекты» носит вводный
характер.
В первом параграфе «Понятие и содержание незаконной миграции
населения» исследована сущность незаконной миграции.
В работе анализируются различные точки зрения относительно понятия
незаконной миграции и делается вывод о том, что последняя представляет
собой процесс проникновения на территорию России иностранных граждан и
лиц без гражданства, проживание, перемещение указанных лиц на
территории РФ, транзитный проезд и выезд за пределы нашей страны с
нарушением законодательства РФ. Иначе говоря, незаконная миграция – это
совокупность общественных отношений, складывающихся в результате
деятельности органов власти и физических лиц по перемещению последних в
миграционном пространстве с нарушением действующего законодательства.
Структура незаконной миграции включает следующие элементы:
– проникновение иностранных граждан или лиц без гражданства на
территорию России (въезд – законный или незаконный, другой способ
перемещения через государственную границу РФ);
– проживание на территории РФ и перемещение по ее территории с
нарушением действующих нормативных правовых актов;
– транзитный проезд после незаконного проникновения по территории
РФ;
– выезд за пределы РФ с нарушением действующего законодательства.
Второй параграф «Понятие и механизм организации незаконной
миграции» посвящен исследованию структуры деяния, предусмотренного
ст. 3221 УК РФ.
Представляется, что анализ уголовно-правовых проблем, связанных с
организацией незаконной миграции, предпочтительнее начинать с изучения
её структуры, как двухуровневого вида антисоциальной деятельности. Такой
подход позволяет выявить все ее структурные элементы, что способствует
дальнейшему более полному исследованию объективных и субъективных
признаков данного общественно опасного деяния.
Организация незаконной миграции рассматривается с использованием
современных представлений об организационных процессах в социальной
деятельности. Автор, критически оценивая различные точки зрения
относительно сущности данного преступления, приходит к выводу о том, что
организация – это процесс (интеллектуальная деятельность и действия) по
созданиюструктурынезаконноймиграции,обеспечениюее
функционирования и руководству в целом.
Организация незаконной миграции – это умышленная деятельность
лица или группы лиц, направленная на определение (конкретизацию)
действий по созданию условий для незаконной миграции, т.е. для
проникновения иностранных граждан на территорию РФ, пребывания на
этой территории, включая проживание, работу, перемещение и др. В
зависимости от целевого назначения незаконной миграции, это вся цепочка
перечисленных взаимосвязанных действий или часть (одно) из них.
Посредством организационного процесса готовится, формируется незаконная
миграция, создаются условия и осуществляется руководство реализацией
созданнойструктуройпротивоправнойдеятельности.Организация–
образующее и обеспечивающее начало незаконной миграции.
В работе критически рассмотрены предложения об изменении
наименования ст. 3221 УК РФ. Использование термина «организация» научно
обосновано, так как содержание преступного деяния, предусмотренного
ст. 3221 УК РФ, соответствует сущности этого понятия.
В диссертации дана общая характеристика основных структурных
элементов организации незаконной миграции, в том числе обстановки, места,
времени, способов, мотивов, целей, личности организатора и мигрантов. В
своем сочетании система указанных и иных компонентов представляет собой
механизм организации незаконной миграции. Конкретизация данного
механизма способствует установлению объективных и субъективных
признаков организации незаконной миграции.
В третьем параграфе «Возникновение и развитие в России
процессакриминализациидеяний,связанныхсорганизацией
незаконной миграции» выявляются генетические корни рассматриваемого
преступления.
В этой связи отмечается, что на содержание и характер миграции
значительно влияют географическое, климатическое, демографическое
положение страны и соседних государств, история социально-политического
развития страны, сложившийся национальный, психологический уклад
жизни народа. Россия традиционно занимает особое геополитическое
положение в мире, сформировавшееся в ходе её развития, начиная с первых
государственныхобразованийвV–VIвекахнашейэры,создания
централизованного государства и объединения различных наций вокруг
русского народа.
В диссертации критически оцениваются доктринальные подходы к
определению границ первого этапа установления ответственности за
миграционные преступления: на основе проведенного исследования сделан
вывод о более раннем появлении миграционных правил. Древние руссы в
далеком прошлом (V-VI века) имели договорные отношения с Византией.
Карательный поход руссов в 865 г. нашей эры на Царьград из-за нарушения
Византией прав мигрантов-руссов свидетельствует о том значении, которое
придавалосьположенияммеждународныхдоговоров,втомчисле
миграционным нормам, и их соблюдению славянами.
Впервые на законодательном уровне правовой статус иностранцев был
определен в Соборном Уложении 1649 г. В нем уже прослеживается
стремление к запрету незаконной экономической деятельности. Незаконное
пересечениегосударственнойграницыРоссии,нарушениеправил
передвижения иностранцев по стране строго наказывались, в том числе и
смертной казнью.
Период царствования Петра I характеризуется привлечением в страну
иностранцев. В манифесте от 16 апреля 1702 г. «О ввозе иностранцев в
Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» и других нормативных
правовых актах Петра I и Екатерины II иностранцам во многом давались
права россиян. Вместе с тем, существовал государственный контроль за
мигрантами: проживать в определенной местности и заниматься конкретным
видом деятельности. За нарушение установленных правил иностранцы
подвергались наказанию в виде изгнания из страны. В 1811 г. были созданы
специальные органы, регулирующие миграционные процессы.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
устанавливаласьответственностьзарядпреступленийвсфере
миграционного процесса: за незаконное перемещение через государственную
границу и связанные с ним преступления (нарушение правил выдачи видов
на жительство, составление подложных на жительство видов и др.). В более
поздней редакции (1885 г.) названного нормативного акта законодатель в
разделе IV прямо указывал на объект уголовно-правовой охраны: порядок
управления. Наказания за различные нарушения миграционных правил были
предусмотрены и Уголовным уложением 1903 г.
На основе анализа законодательства, действовавшего со времен
Древней Руси и до 1917 г., можно сделать ряд обобщающих выводов,
имеющих значение и для современных реалий:
– наши соотечественники со времен Киевской Руси всегда соблюдали
международные договоры и строго наказывали виновных за нарушение
государственных границ и миграционных правил;
– иностранцы при въезде в Россию обязаны были информировать о
цели приезда (в том числе о роде деятельности, которой они намерены
заниматься), и им указывалось место проживания;
–за соблюдением правил проживания и перемещения мигрантов
осуществлялся контроль;
–нарушителиправилпересеченияграницы,перемещенияи
проживания на территории России подвергались наказанию, в том числе и
уголовному;
– за повторные нарушения миграционных правил предусматривалась
уголовная ответственность;
– устанавливались строгие меры противодействия насильственной
миграции как разновидности незаконной миграции.
После 1917 г. миграционное законодательно стало носить ярко
выраженный классовый характер. Устанавливались правила въезда и выезда
из страны, выдачи разрешений и виз, порядка выезда иностранцев и др. За их
нарушение предусматривались довольно жёсткие меры ответственности (УК
РСФСР 1922 г. и УК РСФСР 1926 г.)
УК РСФСР 1960 г. в главе «Преступления против порядка управления»
также устанавливал ответственность за различные нарушения миграционных
правил. Например, в соответствии со ст.1971 данного кодекса запрещалось
повторное нарушение иностранными лицами и лицами без гражданства
правил пребывания в СССР и транзитного проезда через территорию СССР,
если нарушения носили злостный характер, и указанные лица подвергались
административному взысканию.
После Хельсинского совещания 1975 г. советское миграционное
законодательство отвечало всем нормам международного права. Организация
незаконной миграции в этот период как преступление практически
отсутствовала.
После распада СССР, явившегося крупнейшей геополитической
катастрофой XX века, возникли сложности в миграционных отношениях:
резко возросла миграция, в том числе незаконная, увеличилось число
беженцев, мигрантов русских из России, транзитных мигрантов.
В 90-е годы и позднее были приняты меры к разработке норм уголовно-
правового регулирования миграционных процессов. Россия присоединилась
по данным вопросам к различным международным договорам. В рамках УК
РФ 1996 г. быларасширена уголовная ответственность за различные
нарушениямиграционногозаконодательства:незаконноепересечение
государственной границы (ст. 322); организация незаконной миграции
(ст. 3221); фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без
гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ (ст. 3222);
фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без
гражданства по месту пребывания в РФ (ст. 3223). Кроме этого, происходил
процесс дифференциации уголовной ответственности за организацию
незаконной миграции путем дополнения ст. 3221 УК РФ квалифицирующими
признаками данного преступления.
Глава 2 диссертации, будучи центральной, носит название «Состав
организации незаконной миграции в действующем Уголовном кодексе
РФ» и включает три параграфа.
Первыйпараграф«Объективныепризнакиорганизации
незаконной миграции» посвящён анализу объекта и объективной стороны
преступления, предусмотренного ст. 3221 УК РФ.
В диссертации критически рассматриваются имеющиеся в доктрине
точки зрения о различном содержании объекта организации незаконной
миграции: государственная безопасность; режим государственной границы
(правила пересечения границы, пропуск грузов и другие); общественная
безопасность; порядок управления и другие. На взгляд автора, каждое из
названных определений неточно, так как неполно отражает содержание
незаконной миграции. Обоснован вывод о том, что ее объектом организации
незаконной миграции являются общественные отношения по обеспечению
деятельности органов государственного управления в сфере регулирования
миграционныхпроцессов,атакжесоблюдениюустановленных
действующим законодательством порядка въезда на территорию РФ
иностранных граждан и лиц без гражданства, их перемещения, проживания
на этой территории, либо транзитного проезда. В качестве дополнительных
объектоврассматриваемогопреступлениявыступаютобщественные
отношения, связанные с обеспечением общественной безопасности, права и
свобод граждан и обороноспособности нашей страны.
Организация незаконной миграции относится к продолжаемым
преступлениям и представляет собой ряд взаимосвязанных действий,
направленных на достижение общей цели, в совокупности составляющих
одно преступление.
В организации незаконной миграции выделяется две подсистемы
действий. Одна – это незаконная миграция, т.е. действия по проникновению
на территорию РФ, перемещению или транзитному проезду по территории
России и выезду за пределы страны. Другая подсистема – это собственно
создание условий для указанной группы действий, их обеспечение и
руководство их совершением. В сочетании две указанные группы действий
образуют объективную сторону организации незаконной миграции.
Далееавторсцельюболееглубокогоизучениясодержания
объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 3221 УК РФ,
акцентирует внимание на анализе структуры (элементов) как незаконной
миграции, так и ее организации. Исследованы правовые аспекты въезда,
пребывания, перемещения, проживания иностранных граждан и лиц без
гражданства на территории РФ; транзитный проезд и выезд за ее пределы;
изучены документы, имеющие юридическое значение в миграционном
процессе, а также действия по нарушению различных правил, установленных
законодательством РФ.
Автор критически оценивает предложение об изменении диспозиции
ст. 3221 УК РФ посредством замены понятий «въезд», «пребывание»,
«транзитныйпроезд»натермин«нахождение»,поскольку
вышеперечисленноехарактеризуетосновныеобстоятельствасобытия
данного преступления.
Далее в работе рассматривается назначение термина «организация» в
уголовном законодательстве в целом (на примере ст. ст. 232, 241 и некоторых
других статей УК РФ). Автор критически анализирует различные точки
зрения ученых-юристов относительно понятия организации незаконной
миграции. Основываясь на изученном механизме организации незаконной
миграции и современных представлениях об организационных процессах в
социальной деятельности, обосновывается вывод о том, что данное понятие
охватывает собой процесс упорядочения деятельности по формированию
структуры названного преступления, созданию условий для его совершения
и руководства им.
Объективная сторона организации незаконной миграции состоит в
деятельности по обеспечению (подготовке и реализации) и руководству
действиями незаконных мигрантов по их перемещению и пребыванию на
территории России. В объективную сторону данного преступления входят
действия, связанные с нарушением правил миграции, установленных
законодательствомРФ.Такоенарушениевлечетадминистративную
ответственность для мигранта. Организация таких действий ввиду их
повышенной опасности уже уголовно наказуема.
Иначеговоря,имеетместодиалектическоесочетание
административного и уголовного правонарушений. В контексте изложенного
автор приходит к выводу о необходимости установления уголовной
ответственности за въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на
территорию РФ не только для совершения преступления, но и с целью
вербовки наемников или участия в запрещенных в России террористических
организациях.
В диссертации исследованы факультативные признаки объективной
стороны организации незаконной миграции и вопросы отграничения ее от
преступлений, предусмотренных ст. ст. 3222 и 3223 УК РФ.
При этом ещё раз особо подчёркивается, что установление всех
перечисленных объективных признаков осуществляется на основе выявления
структурных элементов механизма организации незаконной миграции,
анализа их проявления в каждом конкретном случае.
Второйпараграф«Субъективныепризнакиорганизации
незаконной миграции» посвящен анализу субъекта и субъективной стороны
данного преступления.
Субъекторганизациинезаконноймиграции–общий:любое
физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, без каких-либо специальных
признаков. По своему государственно-правовому статусу сюда относятся
граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем,
организациянезаконноймиграциизачастуюсовершаетсялицами,
объединенными в действительные или фиктивные организации, что ставит
вопрос об ответственности юридических лиц. В этой связи автор
высказывается за установление уголовной ответственности юридических лиц
с теоретическим обоснованием такого подхода. В частности, обращается
внимание, что организация незаконной миграции может сочетаться с
торговлей людьми, вербовкой наемников, наркобизнесом и другими
«коллективными» преступлениями.
Анализируя признаки субъекта организации незаконной миграции,
автор приходит к выводу, что лица, совершающие данное преступление с
использованием своего служебного положения в системе миграционного
процесса, фактически обладают специальным признаком, который в силу его
повышенной опасности должен быть на законодательном уровне переведён в
разряд особо квалифицирующего.
В рамках субъективной стороны преступления, предусмотренного
ст. 3221 УК РФ, исследуется содержание психического отношения лица к
организации незаконной миграции и делается вывод о том, что осознание им
общественной опасности данного деяния включает понимание его целей,
предвидение обеспечения составных элементов содеянного, т.е. въезда,
пребывания, перемещения и др. (интеллектуальный момент) и желание
совершить такое действие (волевой момент). Другими словами, все
указанные действия совершаются только с прямым умыслом.
Анализируявпоследующеммотивационнуюсоставляющую
организации незаконной миграции, автор соглашается с тем, что здесь явно
преобладаеткорыстнаязаинтересованность.Вслучаеорганизации
незаконной миграции с целью совершения других преступлений, корысть
переплетается с социально-экономическими и другими мотивами.
В третьем параграфе «Квалифицирующие признаки организации
незаконной миграции» подробно анализируется содержание ч. 2 ст. 3221 УК
РФ, что даёт возможность более глубокого изучения рассматриваемого
состава преступления.
Автор приходит к выводу о том, что в действующем уголовном законе
не в полной мере учтены отдельные аспекты миграционного процесса и
практики криминализации всего объёма содержания организации незаконной
миграции.
Рассматривая критические замечания ученых-юристов относительно
формулировки п. «а» ч. 2 ст. 3221 УК РФ, можно констатировать, что
выделениетакогоквалифицирующегопризнакакаксовершение
преступления организованной группой вполне обосновано. Реализация его на
практикесопряженаструдностями,связаннымисотграничением
организованной группы от группы, действующей по предварительному
сговору, которые являются сходными, но различными формами соучастия в
преступлении.Авторподдерживаетпредложениеопридании
организованной группе статуса особого квалифицирующего признака
организации незаконной миграции с закреплением его в ч. 3 ст. 3221 УК РФ.
Также предлагается ввести в ч. 2 ст. 3221 УК РФ квалифицирующий
признак – извлечение дохода в крупном размере.
Нарядусэтим,вработеанализируетсясодержаниетакого
квалифицирующего признака организации незаконной миграции как цель
совершенияпреступлениянатерриторииРФ.Авторподдерживает
предложение о конкретизации и дополнении рассматриваемого признака
путём указания в п. «б» ч. 3 ст. 3221 УК РФ на цель – «вербовки лиц для
участиявмеждународнойтеррористическойдеятельности,создания
международныхпреступныхсообществ,участиявзапрещенныхв
Российской Федерации террористических организациях, либо совершения
другихпреступленийнатерриторииРоссийскойФедерации».
Представляется, что выделение данного особо квалифицирующего признака
усилит профилактический «заряд» уголовного закона не только в борьбе с
организацией незаконной миграции, но и со смежными преступлениями.
Кроме того, автор предлагает дополнить ч.3 ст.3221 УК РФ таким особо
квалифицирующим признаком как «с извлечением дохода в особо крупном
размере». Следуя соответствующим рекомендациям, законодатель сможет
учесть повышенный характер общественной опасности содеянного во всех
случаях, что, в свою очередь, позволит дифференцировать уголовную
ответственность и индивидуализировать наказание.
С учетом степени их общественной опасности все предложенные
признаки предлагается разделить на две группы: 1) квалифицирующие и
2) особо квалифицирующие, которые должны соответственно закрепляться в
ч. 2 и ч. 3 ст. 3221 УК РФ.
В свете изложенного сконструирована новая редакция ст. 322 1 УК РФ,
предусматривающая наказание в виде лишения свободы, соответственно
сроком до 8 (ч. 2) и 10 лет (ч. 3). Обращается внимание, что организация
незаконной миграции, предусмотренная в рамках выделяемых ч. 2 и ч. 3
ст. 3221 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений.
Главатретья«Международныйизарубежныйопыт
криминализации организации незаконной миграции» состоит из двух
параграфов.
Первыйпараграф«Международныйопыткриминализации
организации незаконной миграции» имеет приоритетное значение,
посколькувнеманализируютсянормативно-правовыеакты,
ратифицированные Российской Федерацией.
Данные документы, прежде всего, принятые ООН, содержат положения
о нелегальной миграции, связанной с торговлей людьми, вербовкой
наемников, проституцией.
Изучение этих актов показывает, что они относят организацию
незаконной миграции к транснациональной организованной преступности.
Основополагающим (базовым) из них является Протокол против незаконного
ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН
против транснациональной организационной преступности от 15 ноября
2000 г. (далее – Протокол). В ст. 6 последнего перечисляются деяния,
признаваемые в качестве уголовно-наказуемых: незаконный ввоз мигрантов;
изготовление поддельного документа на въезд/выезд или удостоверения
личности в целях создания условий для незаконного ввоза мигрантов;
предоставление такого документа или владение им в целях создания условий
для незаконного ввоза мигрантов и другие.
Поднезаконнымввозоммигрантовпонимаетсяобеспечение
незаконного въезда в государство лица, не являющегося гражданином этого
государстваилинепроживающегопостояннонаеготерритории,
обеспечение возможности находиться в этом государстве без соблюдения
необходимых требований. Непосредственный объект незаконного ввоза
мигрантов – общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации
установленного законом порядка въезда на территорию конкретного
государства.Объективнаясторонахарактеризуетсяорганизационной
деятельностьюпоосуществлениюнезаконноговвозамигрантов:
планирование, вербовка, определение маршрута передвижения и другие.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Пункт «а» ст. 3
Протокола чётко указывает на цель данного преступления: получение прямо
или косвенно какой-либо финансовой или иной материальной выгоды.
В диссертации также анализируются элементы других составов
преступлений, указанных в Протоколе.
В п. 3 ст. 6 Протокола в качестве отягчающих всех четырех
вышеназванных преступлений признаются два обстоятельства:
а) ставящие или могущие поставить под угрозу жизнь или безопасность
мигранта;
б) связанные с бесчеловечным или унижающим достоинство человека
обращением.
Через призму международного опыта криминализации организации
незаконной миграции в диссертации предлагается обеспечить более полную
имплементациюположенийПротоколавУголовныйкодексРФ.
Представляется, что этого можно достичь за счёт включения в ст. 3221 УК РФ
такого криминообразующего признака как цель – «получение прямо или
косвенно какой-либо финансовой или иной материальной выгоды», а также
вышеназванных признаков, предусмотренных п. 3 ст. 6 Протокола.
Реализация данного предложения позволит привести в соответствие
корреспондирующие положения международного и российского уголовного
права.
Вовторомпараграфе«Зарубежныйопыткриминализации
организации незаконной миграции» анализируются соответствующие
нормативныепредписания,получившиезакреплениевуголовном
законодательстве таких стан как Австралия, Великобритания, Германия,
Голландия, Израиль, Турция, США и Япония.
Незаконная миграция в большинстве зарубежных государств –
административный деликт. В некоторых странах (Голландия, Япония)
незаконная криминальная миграция признается преступлением.
Национальноезаконодательствоотдельныхстранучитывает
международные правовые акты и ориентировано на удовлетворение
национальных интересов своих стран.
Обращается внимание, что в XXI веке законодательство этих стран
относительно миграционных правил стало более жестким в связи с
массовым, насильственным потоком незаконных мигрантов. Уголовная
ответственность предусмотрена за организацию (содействие) незаконного
въезда, пребывания, проживания, а равно противозаконного выезда из
страны.
Анализ уголовных кодексов перечисленных государств позволяет
выявить целый ряд специфических признаков, характеризующих объём и
пределы криминализации в них организации незаконной миграции.
Основные из них сводятся к следующим:
– организация незаконной миграции может выражаться в любой
помощи иностранным гражданам в проникновении в страну или проживания
в ней;
– данное преступление имеет исключительно корыстную мотивацию;
– уголовная ответственность предусмотрена для всех участников
организации незаконной миграции, в том числе и для самих незаконных
мигрантов;
– уголовная ответственность распространяется на предпринимателей,
укрывающих и трудоустраивающих нелегальных (незаконных) мигрантов;
–установленаповышеннаяуголовнаяответственностьза
насильственную миграцию;
– использован механизм взаимосвязи уголовной и административной
ответственности за организацию незаконной миграции и связанные с нею
преступления и иные правонарушения;
– квалифицирующими признаками организации незаконной миграции
признаютсясовершениеэтогопреступлениягруппойлицили
организованной группой, в связи со специальной или профессиональной
деятельностью субъекта, а также с применением насилия, обмана и
мошенничества;
– организация незаконной миграции отнесена к числу тяжких
преступлений (Турция, Голландия, Израиль).
С учётом позитивного опыта криминализации организации незаконной
миграции за рубежом, в диссертации предлагается, в частности, дополнить
ст. 3221 УК РФ указанием на корыстный мотив этого преступления, а также
натакойособоквалифицирующийпризнакпреступлениякак
«организованная группа». По мнению автора это позволит оптимизировать
содержание ст. 3221 УК РФ и повысить эффективность борьбы с
предусмотренным в ней преступлением.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования и
излагаются предложения, направленные на совершенствование современной
законодательнойиправоприменительнойпрактикипротиводействия
организации незаконной миграции в РФ.

Актуальность темы диссертационного исследования.
Миграция населения является сложным процессом, обусловленным
различными экономическими, политическими, психологическими,
организационно-правовыми и иными причинами. Масштабы миграции
значительны. В 2021 г. органами МВД РФ поставлено на миграционный учет
13 392 897 иностранных граждан и лиц без гражданства 1. Немалую часть
составляет незаконная миграция – въезд, пребывание в России данных лиц с
нарушением действующего законодательства.
В пп. 16 п. 47 Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной
Президентом РФ 2 июля 2021 г., указано, что противодействие незаконной
миграции, усиление контроля за миграционными потоками является одной из
задач обеспечения государственной и общественной безопасности2.
В свою очередь, Концепцией государственной миграционной политики РФ
на 2019-2025 годы в п. 14 поставлена цель создания миграционной ситуации,
которая будет способствовать обеспечению государственной безопасности,
защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и
межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, решения задач в сфере
социально-экономического, пространственного и демографического развития
страны3.
Геополитические события на рубеже ХХ и ХXI веков явились своеобразным
катализатором ускорения миграции. Появились и приобрели массовый характер
ее наиболее опасные насильственные формы.
Незаконная миграция – это источник нелегальной рабочей силы; она
способствует развитию теневого сектора экономики, влечет девальвацию
национальных производственных сил и ряд иных негативных последствий.
Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской
Федерации за январь-декабрь 2021 года // https: //мвд.рф›dejatelnost/statistics/migracionnaya.
2
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2
июля 2021 г. № 400 // СЗ РФ. 2021 г. № 27 (часть II). Ст. 5351.
3
О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025
годы: Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 // СЗ РФ. 2018 г. № 45. Ст. 6917.
Организация незаконной миграции – это преступление, причиняющее
существенный вред государству: только в 2020 г. судами РФ осуждено 557
человек, а за последние 5 лет (с 2016 г. по 2020 г.) – 3 4001.
Незаконная миграция является одним из каналов распространения в нашей
стране крайних религиозных и других реакционных учений и взглядов, создания
международных преступных сообществ. В связи с обострением геополитической
обстановки в настоящее время она сопутствует таким негативным явлениям как
терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и оружия,
вербовка наемников, нарушение налогового законодательства и др.
Противодействие организации незаконной миграции, в том числе уголовно-
правовыми средствами и методами, невозможно без глубокого исследования сути
данного общественно опасного деяния, выявления механизма его совершения как
специфичного вида преступной деятельности. Кроме того, сложилась
определенная международная и зарубежная практика предупреждения незаконной

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Организация незаконной миграции в контексте российского, международного и зарубежного опыта криминализации»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету