Организация системы сохранения качества продукции оборонно-промышленного комплекса в условиях региональной эксплуатации

Антонов Андрей Валентинович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССОВ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОПК НА СТАДИИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ

1.1 Анализ существующих стандартов в части обеспечения качества
послепродажного обслуживания изделий ОПК

1.2 Особенности организации и проведения работ по обслуживанию
продукции ОПК на территории регионального заказчика

1.3 Систематизация функций и ожидаемых результатов системы сохранения
качества по уровням управления

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОПК ПРИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ

2.1 Исследование структуры ССК продукции при эксплуатации
региональными заказчиками

2.2 Построение стратегии создания ССК и разработка системы
сбалансированных показателей

2.3 Моделирование процессов эксплуатации продукции в условиях
проведения заказчиком диагностики и оценки технического состояния
изделий

2.3.1 Исследование подходов к созданию сервисного центра для
выполнения работ по сохранению качества продукции………………….58

2.3.2 Построение модели эксплуатации изделий с учетом ошибок
диагностики технического состояния………………………………………62
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ССК ПРОДУКЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ

3.1 Разработка иерархической структуры критериев и интегрального
показателя качества организационного обеспечения региональной
эксплуатации продукции

3.2 Оценка фактических значений критериев региональной эксплуатации
при различных ССК

3.3. Оценка технико-экономических аспектов основных стратегий
сохранения качества эксплуатируемой продукции на примере изделия СК-
801……………………………………………………………………………..101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены
направление и объект исследования, сформулированы цель и задачи исследо-
вания, а также основные положения, составляющие научную новизну и прак-
тическую значимость работы.
Первая глава диссертации «Современное состояние работ по сохра-
нению качества продукции на территории региональных заказчиков» по-
священа анализу существующих стандартов в части обеспечения качества
послепродажного обслуживания изделий, выпускаемых предприятиями
ОПК, и особенностям организации и проведения работ по сервисному об-
служиванию на территории региональных заказчиков.
Документированные процедуры, регламентирующие выполнение
сервисного обслуживания изделий ОПК, поставляемых государственному
заказчику, не представляется возможным распространить на региональ-
ных потребителей из-за особенностей взаимодействия, обусловленных
спецификой организации этих процессов по месту эксплуатации.
Проблемы и особенности послепродажного обслуживания продук-
ции у региональных заказчиков решаются каждой организацией отдельно
при заключении контрактов на поставку и обслуживание продукции. Это,
как правило, не даёт возможности для последующего использования полу-
ченного опыта в организации взаимодействия с другими заказчиками.
В процессе анализа были выделены основные для большинства рос-
сийских поставщиков продукции ОПК проблемы обеспечении качества
эксплуатируемых на территории других регионов изделий:
– отсутствие единого системного подхода к решению задач по сохранению
качества продукции в эксплуатации, что снижает эффективность организа-
ции взаимодействия с потребителями и центрами послепродажного обслу-
живания;
– отсутствие мониторинга технического состояния эксплуатируемой про-
дукции и неудовлетворительное состояние эксплуатационной документа-
ции у эксплуатантов;
– низкое качество диагностических и профилактических работ, неэффек-
тивность технической поддержки изделий, осуществляемой эксплуатанта-
ми, в целом;
– отсутствие высокой квалификации и компетентности у персонала, участ-
вующего в сервисном обслуживании изделий.
В результате это приводит следующим негативным последствиям:
– неквалифицированный ремонт изделий, и как следствие, рост скрытых
отказов при эксплуатации;
– увеличение времени неработоспособности техники по причине простоев,
не связанных с проведением регламентных работ по обслуживанию;
– снижению надежности российской техники, ухудшению её имиджа и
конкурентоспособности.
Результаты анализа нормативной базы по проведению работ по сер-
висному обслуживанию на территории региональных заказчиков подтвер-
дили необходимость системного подхода к организации процессов по со-
хранению качества, реализуемого через создание системы сохранения ка-
чества (ССК) продукции при эксплуатации.
В первой главе были проанализированы результаты, которые должна
обеспечивать ССК для исключения выше обозначенных проблем; это поз-
волило систематизировать функции ССК по уровням управления – страте-
гический, тактический, операционно-производственный.
Основное назначение ССК – постоянное поддержание достигнутого
при создании продукции ОПК уровня качества при последующей её эксплу-
атации и применении региональными заказчиками на основе организации
информационного и технического взаимодействия участников. Это достига-
ется посредством качественного выполнения каждым из участников ССК
собственных процессов, особенно эксплуатантами и сервисными центрами в
части технического обслуживания изделий.
Во второй главе «Исследование и разработка основ организации си-
стемы сохранения качества продукции ОПК при эксплуатации региональ-
ными заказчиками» исследованы элементы организационной структуры
ССК и процессы, реализуемые поставщиками продукции, заказчика-
ми/потребителями и сервисными центрами; разработана система сбаланси-
рованных показателей для оценки результатов работы ССК, обоснован
подход к формированию стратегий организации ССК продукции, построе-
на модель процесса эксплуатации продукции с учетом допускаемых оши-
бок в оценке технического состояния изделий, проведена апробация моде-
ли для конкретного изделия ОПК и анализ полученных результатов.
Разнородные виды продукции ОПК и способы выполнения работ по
сохранению качества, различные зоны ответственности персонала приво-
дят к появлению разных форм организационного взаимодействия в ССК,
что отражается и в технологиях управления взаимодействием, и возмож-
ных целях ССК. В результате поставщики решают задачи сохранения ка-
чества своей продукции у потребителей по-своему.
Множество вариантов организационного взаимодействия в ССК
приводит к необходимости их упорядочивания в виде набора стратегий,
который создаст единую основу для планирования процессов сохранения
качества продукции. С этой целью и для выбора наиболее предпочтитель-
ной стратегии ССК в диссертации было предложено и обосновано приме-
нение метода морфологического анализа, предложенного Ф. Цвикки для
поиска новых технических решений.
В основе этого метода лежит определение параметров , представ-
ляющих собой классификационные признаки исследуемой системы, где j
– номер параметра, = 1, … , , и формирование значений этих парамет-
ров в виде строки матрицы, где i- номер значения j -го параметра, =
1, … , . В табличной форме, называемой морфологический ящик, форми-
руются наборы различных значений из разных строк, где каждый набор
будет описывать один из вариантов создания ССК продукции при эксплу-
атации. В диссертации были систематизированы возможные значения па-
раметров по каждому классификационному признаку и построен морфо-
логический ящик для выбора стратегии создания ССК продукции при экс-
плуатации (Таблица 1).
Таблица 1
Морфологический ящик для выбора стратегии

Для оценки результатов работы ССК, созданной в соответствии с
выбранной стратегией, была разработана система сбалансированных
показателей (ССП), представленная в Таблице 2 в виде четырех основных
блоков, позволяющих оценить цели, ресурсы, условия эксплуатации и
перспективы развития ССК.
В современных реалиях складывается ситуация, когда российские
производители вынуждены доверять проведение мероприятий по сохране-
нию качества продукции при эксплуатации удаленным сервисным центрам
на территории заказчика, принимая все риски, связанные со спецификой
региона. В результате это порождает ситуацию, когда изделия эксплуати-
руются практически в автономном режиме, и все процессы по оценке
состояния и диагностике проводятся силами заказчика, без участия
специалистов российской организации-поставщика.
С точки зрения моделирования, процессы эксплуатации продукции с
включением удаленных сервисных центров рассматриваются как
замкнутые, и моделируются как многоканальная замкнутая система с ожи-
данием, где потоки требований пуассоновские. Если такая система имеет
низкий коэффициент загрузки, это свидетельствует, что она полностью
справляется с заявками на обслуживание – то есть делается вывод, что
сервисный центр работает эффективно.
Таблица 2
Система сбалансированных показателей (ССП)
1.Оптимизация совокупной сто-3. Ресурсное и организационное обеспе-
имости ЖЦ изделий и минимиза-чение эксплуатации:
ция затрат на обеспечение эксплуа–организация процессов ТОиР;
тации основных участников ССК: по–уровень развития логистической инфра-
ставщика, заказчика-эксплуатанта иструктуры в регионе;
сервисного центра.-организация сервисной поддержки для
инозаказчика.
2. Специфика инозаказчика и усло-4. Направления развития ССК продук-
вия эксплуатации в регионе:ции в соответствии с требованиями и
-географические, климатические, наци-региональной спецификой эксплуата-
ональные особенности;ции у инозаказчика:
-уровень квалификации персонала;-обеспечение работоспособности и надеж-
-уровень развития IT в регионе;ности продукции на всем протяжении ЖЦ;
-организация информационной инфра–развитие виртуальных сервисов поддерж-
структуры в регионе;ки эксплуатации;
-наличие транспортной инфраструкту–разработка систем контроля качества экс-
ры в регионе;плуатации.
-режимы, нагрузки, интенсивность экс-
плуатации и т.д.
Но, с другой стороны, количество обработанных заявок в сервисном
центре – это всего лишь количественный показатель, который никак не го-
ворит о качестве проведения работ по диагностике, профилактике и вос-
становлению. Ошибочные выводы о состоянии изделий приводят к их вы-
воду из эксплуатации, предъявлению претензий к поставщику о снижении
надежности изделий в эксплуатации, а в конечном итоге – непродуктив-
ным расходам на командировки специалистов по ремонту, снижению объ-
емов поставок и репутационным потерям.
В диссертации была разработана модель процессов сохранения каче-
ства продукции с учетом стохастичности диагностики определения техни-
ческого состояния изделий заказчиком-эксплуатантом. В эксплуатации из-
делий были выделены процессы, обеспечивающие сохранение качества –
диагностика и ремонт, что позволило разделить эксплуатацию на три ос-
новные составляющие:
– выполнение изделиями назначенных задач эксплуатации;
– диагностика состояния продукции и техническое обслуживание;
– ремонт и восстановление ресурса.
Для изделий ОПК характерно, что диагностика их состояния прово-
дится на постоянной основе вне зависимости, находится ли изделие на
данный момент в работоспособном состоянии или нет. Такой периодиче-
ский контроль позволяет обнаружить скрытые отказы в отличие от явных
отказов, которые непосредственно определяются в момент их возникнове-
ния. В условиях диагностики возможно появление ошибок двух видов:
– ошибка I рода, когда работоспособное изделие снимают с эксплу-
атации и отправляют на восстановление, вероятность появления этой
ошибки ;
– ошибка II рода, обусловленная ошибкой диагностики неработоспо-
собного состояния (скрытый отказ не обнаружен), изделие не отправляют
на восстановление, а данный отказ может быть обнаружен при следующей
диагностике или перейдет в явный отказ; вероятность появления этой
ошибки .
Перечислим состояния процесса эксплуатации изделия:
S1 – работоспособное состояние изделия;
S2- неработоспособное состояние изделия;
S3- диагностика изделия, находящегося в работоспособном состоянии;
S4 – диагностика изделия, находящегося в неработоспособном состоянии;
S5 – восстановление технического ресурса изделия.
Введем следующие интенсивности:
 явн- интенсивность потока явных отказов, шт/час;
скр
– интенсивность потока скрытых отказов, шт/час;
 нач.- интенсивность начала диагностики, шт/час;
 оконч. – интенсивность окончания диагностики, шт/час;
 восст. – интенсивность окончания восстановления технического ресурса,
шт/час.
Граф состояний марковского процесса эксплуатации в условиях ве-
роятности ошибок диагностики технического состояния приведен на рис.1.
В качестве главных характеристик качества эксплуатации предлага-
ется использовать коэффициенты технического использования т.и. и ко-
эффициент готовности Г .
В результате моделирования были найдены формулы для определе-
ния коэффициента технического использования т.и. и коэффициента го-
товности Г :
  нач.
КТ . И . ,
  1    нач.
восст. 
явн.  1    нач.      нач 

явн.  1    нач.
КГ .
явн.  скр.  1    нач.

Апробация модели проводилась для комплекса СК-801, входные
данные для моделирования представлены в Таблице 3.
Рис.1. Граф состояний марковского процесса эксплуатации

Таблица 3
Входные для моделирования процессов эксплуатации комплекса СК-801
скр
– интенсивность потока скрытых отказов (не выявляются 10 ед/час
-3

при тестировке на стенде; выявляются при следующем ТО
или переходят в разряд явных отказов)
явн – интенсивность потока явных отказов (обнаруживаются 0,004
в процессе эксплуатации/ на тестировочном стенде)ед/час
 нач. – интенсивность начала диагностики; (интенсивность 0,13 ед/час
между началами работ по диагностике)
 восст. – интенсивность окончания восстановления техническо- 0,04 ед/час
го ресурса; (интенсивность потока восстановленных изде-
лий)
 оконч. – интенсивность окончания диагностики; (интенсив- 0,9 1ед/час
ность потока изделий после проведения диагностики)
Для различных значений и рассчитывались значения коэффици-
ента готовности и коэффициента технического использования. Графики на
Рис.2. наглядно иллюстрируют, что значение т.и. значительно уменьшает-
ся в зависимости от ошибочного определения состояния технического ре-
сурса изделий в отличие от коэффициента готовности Г .
Таким образом, был сделан вывод, что коэффициент готовности не
отражает стохастики в определении эксплуатантами диагностики состоя-
ния изделий, хотя практика свидетельствует, что такие ошибки случаются
довольно часто, заказчики выставляют претензии к поставщикам и вызы-
вают специалистов для проведения ремонтного обслуживания. Разрабо-
танная модель может использоваться для обоснования включения в кон-
тракт на поставку продукции ОПК иностранным заказчикам коэффициента
технического использования т.и. и создания модуля онлайн-аудита состо-
яния изделий, диагностируемых региональными центрами сервисной под-
держки.

Рис.2 Графики зависимости коэффициентов т.и. и Г от ошибочного
определения состояния технического ресурса изделий

В третьей главе «Разработка метода выбора стратегии организации
ССК продукции» разработана иерархическая структура показателей орга-
низационного обеспечения эксплуатации, интегральный показатель каче-
ства организационного обеспечения эксплуатации и алгоритм для его рас-
чета, проведена оценка технико-экономических аспектов основных страте-
гий сохранения качества эксплуатируемой продукции на примере конкрет-
ного изделия и обоснован выбор варианта создания ССК.
В диссертации был разработан метод выбора стратегии организации
ССК, позволяющий оценить и выбрать стратегию создания ССК на основе
интегрального показателя качества организационного обеспечения эксплу-
атации продукции кач .
Оценить организационное обеспечение можно набором различных
показателей, поэтому необходимо иметь единый количественный показа-
тель для оценки разных стратегий ССК.
Таблица 4
Групповые показатели первого уровня иерархической структуры
Группа показателей по ор-Группа показателей по
Группа показателей по ор-
ганизации логистическойорганизации работ у ино-
ганизации ТОиР (a)
поддержки (b)заказчика (c)
Производственные
Уровень постпродаж-
площади, задействован-
1 Этап ЖЦ изделия 1 1 ного (сервисного) об-
ные для ТОиР у иноза-
служивания
казчика
Количестводополни-
тельных ремонтных ра-Складские мощности и
Интенсивностьис-
2 бот, необходимость в 2 оборудования у иноза- 2
пользования изделия
которых выявлена приказчика
проведении ТОиР
Степень нагруженно-
Количество проведен-
Среднее время простоясти изделия (нагрузки,
ных плановых ремонтов
3 по причине запаздыва- 3 близкие к максималь-
в соответствии с регла- 3
ния поставкиным, средние, в соот-
ментом
ветствии с ТУ)
Уровень использования
Среднее время, необхо-
информационных тех-Уровень системы кон-
димое для обнаружения
4 нологий и программно- 4 троля и учета неис-
иустраненияпре- 4
го обеспечения логи-правностей
дотказных состояний
стических процессов
Остаточный ресурс из-Уровень использования
Уровень информаци-
5делия (расчетная или 5 аутсорсинга логистиче- 5
онного обеспечения
экспертная оценка)ских процессов
Среднее время нахож-Штрафные санкции вУровень технической
6дения изделия в нерабо- 6 случаенеисполнения 6 оснащенности и орга-
тоспособном состояниипоставки по контрактунизации рабочих мест
Уровень профессио-
Затраты на ТОиР по
нальной подготовки и
причине необходимости
7- 7 квалификации персо-
проведениядополни-
нала
тельных работ

Первым шагом при разработке метода была создана иерархическая
структура показателей, отражающая совокупность организационных при-
знаков по техническому обслуживанию и логистики в регионе заказчика с
учетом специфики изделий – на первом уровне представлены групповые
показатели, на втором уровне – элементарные признаки, которые непо-
средственно оцениваются (Таблица 4).
Второй этап разработки метода заключается в решении проблемы
количественной оценки совокупности показателей и расчету интегрально-
Q
го показателя кач . : иерархическая структура состоит из отдельных эле-
ментарных признаков, некоторые их которых носят абсолютный характер,
некоторые – относительный; часть группы признаков направлена на мини-
мизацию, часть – на максимизацию результатов отдельных процессов. По-
этому в диссертации было предложено проводить нормализацию с учётом
максимизации-минимизации критериев:
( , )[+] − , ( , )[+] →
, − ,
K(N,i) = {, если
− ( , )[−]
( , )[−] →
, − ,
( , ) – значение исходного размерного критерия;
−максимальное значение критерия ( , ) в рамках исследуемой об-
ласти;
– минимальное значение критерия ( , ) в рамках исследуемой обла-
сти;
̅̅̅̅̅̅̅
N = 1, ∗ – номер выбираемого варианта;
∗ – количество вариантов;
i = ̅̅̅̅̅
1, ∗ – номер числового критерия;
∗ − количество критериев;
K(N,i) – значение нормализованного критерия.
Отличие оценки относительных критериев от абсолютных заключа-
ется в отсутствии необходимости нормализации показателей. Все относи-
тельные оценки носят субъективный характер и лежат на интервале от 0 до
1. Для оценки относительных показателей был применен метод Монте-
Карло.
Для поиска частных интегральных показателей для каждой группы
используется мультипликативный метод:

( ) = ∏ ,
=1
где ( ) – частный интегральный показатель; – i-ый показатель
оценки k-ой группы показателей; – вес i-го показателя оценки k-ой
группы показателей.
При учете условия стремления части показателей к максимуму, а ча-
сти к минимуму формулы частных интегральных показателей будут иметь
следующий вид:
[+]
∏ =1
=[−] ,
∏ =1

s – количество критериев группы a;
[+]
∏ =1
=[−] ,
∏ =1

t – количество критериев группы b;
[+]
∏ =1
=[−] ,
∏ =1

r – количество критериев группы c.
Определение весовых коэффициентов частных интегральных показа-
телей после свертки определяется по формуле:
1 + 2 + 3 = 1
Ввиду того, что частные интегральные показатели имеют одинако-
вый вес и являются равнозначными, их весовые коэффициенты равны 0,33.
Итоговый интегральный показатель кач = 1 2 3 .
В приложении А диссертации представлен код программы для рас-
чета на языке программирования Python v3.9.7.
Результат расчета интегрального показателя качества организацион-
ного обеспечения эксплуатации продукции различными региональными
заказчиками представлен в Таблице 5.
Таблица 5
Результаты расчета интегрального показателя
качСК-801
Заказчик 11,17
Заказчик 21,21
Заказчик 31,19

Представленный метод позволяет создать массив соответствия страте-
гий создания ССК интегральному показателю во времени, что даст воз-
можность оценивать варианты стратегии ССК в динамике, а в результате –
возможность выбора стратегии, обеспечивающий наилучший результат дея-
тельности на всем горизонте планирования.
Для апробации разработанного метода были выбраны стратегии, ко-
торым соответствуют основные на данный момент формы организационно-
го взаимодействия поставщика и заказчика продукции, и проведена про-
гнозная экономическая оценка затрат на реализацию этих стратегий для од-
ного регионального заказчика. Результаты оценки основных показателей по
стратегиям ССК продукции приведены в таблице 6.
Стратегия сохранения качества продукции на основе создание модуля
онлайн аудита, объединяющего участников ССК и средства аппаратной ди-
агностики в единую информационную среду, позволит минимизировать
ошибки диагностики за счет снижения количество скрытых отказов, что
напрямую повлияет на работоспособность и показатели надёжности про-
дукции.
В результате применения разработанных в диссертации модели про-
цессов сохранения качества и метода выбора стратегии организации систе-
мы сохранения качества продукции, российские поставщики продукции
ОПК смогут удаленно контролировать работы по постпродажному обслу-
живанию и сохранению качества эксплуатируемых изделий с учетом спе-
цифики региона, что обеспечит требуемые значения показателей техниче-
ского использования и готовности изделий.
Таблица 6
Оценка трех ключевых стратегий для обеспечения обслуживания СК-801
при эксплуатации в регионе заказчика
НомерОрганизация ССК про-Qкач.КТ .И .КГZ
стратегии дукции при эксплуатации(обеспечивается(значение (тыс.руб.)
соответствующейпо усло-
стратегией ССК)виям кон-
тракта)
Создание поставщиком 1,20,65≥0,8 1 106 250
собственного сервисного
центра на территории за-
казчика
Участие в организации 1,210,75≥0,8743 290
постпродажного обслу-
живания изделий всех
участников ССК: по-
ставщика, заказчика, ак-
кредитованного сервис-
ного центра, объединен-
ных в рамках цифрового
модуля онлайн аудита
состояния изделий
Контрактное обслужива- 1,170,65≥0,8789 000
ние изделий поставщи-
ком продукции
(с учетом штрафных
санкций за нарушение
условий контракта)
Прогнозные затраты на реализацию стратегии рассчитаны с учетом капитальных затрат.
Калькуляция затрат осуществляется на весь планируемый срок эксплуатации продукции
(для данного изделия 10 лет).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
1. Результаты анализа особенностей организации процессов по со-
хранению качества эксплуатируемых изделий и проведения работ по об-
служиванию продукции ОПК на территории региональных заказчиков
подтвердили необходимость создания ССК продукции и выделение стра-
тегического, тактического и операционно-производственного уровней
управления с распределением функций и зон ответственности за их вы-
полнение между участниками ССК.
2. Предложенный подход к формированию стратегий организации
ССК продукции учитывает различные условия контрактов на поставку из-
делий и формы организации взаимодействия с заказчиками, что обеспечит
возможность создания типовых вариантов ССК МП для разнородных ви-
дов продукции ОПК с учетом особенностей постпродажного обслужива-
ния в регионе заказчика.
3. Разработанная система сбалансированных показателей охватывает
совокупность показателей по организационно-техническому, ресурсному
и кадровому обеспечению поддержки эксплуатации в регионе, что позво-
лит оценивать результаты работы и перспективы развития ССК продукции
ОПК, созданной в соответствии с выбранной стратегией.
4. Построенная модель процессов эксплуатации учитывает ошибки
данных оценки технического состояния изделий при проведении сервис-
ным центром заказчика диагностики, что обеспечит контроль работ по
постпродажному обслуживанию изделий в части обеспечения требуемых
показателей технического использования и готовности к работе; модель
может использоваться для создания модуля онлайн-аудита состояния про-
дукции ОПК, эксплуатируемой в региональных условиях заказчиков.
5. Разработан метод выбора стратегии организации ССК на основе
оценки интегрального показателя качества организационного обеспечения
региональной эксплуатации с обоснованием мультипликативной свертки
разнохарактерных единичных показателей организации процессов техни-
ческого обслуживания и логистики в регионе; разработанное программное
обеспечение позволит в автоматизированном режиме проводить оценку
вариантов стратегий ССК для разных регионов эксплуатации и возмож-
ность выбора стратегии, обеспечивающий сохранение качества продукции
при эксплуатации на всем сроке эксплуатации.

Организации и предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК)
России активно взаимодействуют по программам технического сотрудничества
с региональными заказчиками, создавая и обеспечивая техническое сопровожде-
ние машиностроительной продукции (МП) ОПК при её применении и эксплуа-
тации. Обеспечение качества продукции на каждом из этих этапов имеет свои
особенности. Качество продукции при её разработке и производстве эффективно
обеспечивается системами менеджмента качества (СМК) организаций-разработ-
чиков и предприятий-изготовителей, результативностью их «внутренних» про-
цессов.
Обеспечение и сохранение качества продукции ОПК на послепродажных
стадиях жизненного цикла требует взаимодействия с потребителями, её приме-
няющими, эксплуатирующими и обслуживающими совместно с организациями-
поставщиками и осуществляется в каждом конкретном случае в соответствии с
условиями контрактов (договоров).
Современный системный подход к обеспечению качества продукции –это
менеджмент качества на всех стадиях её жизненного цикла. Он включает в т.ч.
действия по гарантийным и контрактным обязательствам, обслуживанию про-
дукции у заказчика, переработку или окончательное уничтожение продукции.
В современных рыночных, политических и экономических условиях осо-
бенность обеспечения качества продукции ОПК у региональных заказчиков за-
ключается в необходимости удовлетворения специфических и разнообразных
требований к изделиям, обслуживанию на послепродажных стадиях жизненного
цикла, и особенностей взаимодействия с каждым из них при выполнении кон-
трактных обязательств.
Многообразие технических, законодательных и других обязательных тре-
бований к продукции ОПК, условиям её применения в различных странах в ещё
большей степени усложняют основную проблему взаимодействия поставщиков
с региональными заказчиками. Заключается она в отсутствии системного под-
хода и единого порядка выполнения работ по сохранению качества продукции
ОПК после поставки, регламентированного комплексом нормативно-методиче-
ского обеспечения.
Организационно-технические проблемы, связанные с обслуживанием и ре-
монтом продукции ОПК на территории региональных заказчиков, дополняют
проблемы, связанные с усилением конкуренции как со стороны других постав-
щиков, так и со стороны собственных национальных компаний в стране-потре-
бителе. Конкурентные преимущества создаются как своевременным реагирова-
нием на повышение уровня требований заказчиков к показателям качества про-
дукции ОПК, включая её эксплуатационные характеристики, а также работой на
опережение, удовлетворяя латентные потребности и реализуя новые возможно-
сти по сохранению качества продукции.
Необходимо также отметить негативное влияние на обеспечение качества
продукции ОПК после ее поставки несоответствующего уровня компетентности
эксплуатирующего и обслуживающего персонала в регионе эксплуатации. Спе-
циалисты, не вникая в технические детали ремонта и обслуживания сложной тех-
ники, передают эти функции на аутсорсинг, привлекают для этой работы нацио-
нальные компании заказчика. Персонал таких компаний зачастую либо не про-
ходил соответствующую подготовку, либо полученное ранее обучение утратило
в настоящее время свою актуальность.
Но обеспечение качества продукции при эксплуатации требует взаимодей-
ствия с заказчиками и сервисными центрами, обслуживающими изделия. Сов-
местная деятельность поставщиков продукции, заказчиков и центров техниче-
ского обслуживания является основой создания системы сохранения качества
(ССК) МП.
В рамках ССК должно обеспечиваться сохранение качества продукции –
то есть поддержание её функциональных свойств с достижением заданных зна-
чений эксплуатационно-технических показателей на всем сроке эксплуатации.
Это обеспечивается мероприятиями в ССК по диагностике состояния изделий и
восстановлению ресурса в случае обнаружения явных/потенциальных отказов. В
качестве основных показателей используют комплексные коэффициенты готов-
ности и технического использования.
Так как организация взаимодействия участников может иметь разные
формы, и возможности заказчиков по обеспечению технического обслуживания
сильно отличаются по регионам, то возможны различные стратегии организации
ССК МП, что приводит к проблеме выбора наиболее эффективной конкретно для
поставляемого вида изделий и данного региона эксплуатации.
В настоящее время каждый поставщик решает задачи постпродажного об-
служивания своей продукции у потребителей по-своему, пытаясь одновременно
учитывать, как особенности изделий, так и региональную специфику эксплуа-
танта. Негативное влияние на сохранение качества изделий после поставки ока-
зывает несоответствующий уровень компетентности эксплуатирующего и об-
служивающего персонала у заказчиков и передача функций обслуживания на
аутсорсинг с привлечением национальных компаний, часто не имеющих соот-
ветствующей подготовки. Это приводит к ошибкам в оценке технического состо-
яния изделий, претензиям к поставщику по их качеству, а в итоге снижает кон-
курентоспособность российской МП на международных рынках, что приводит к
снижению числа контрактов на поставку и недозагрузке производственных мощ-
ностей российских предприятий ОПК.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности системного подхода и
необходимости разработки основ создания ССК продукции ОПК на этапе экс-
плуатации с учетом особенностей региона поставки и организации постпродаж-
ного обслуживания у заказчиков.
Цель работы – разработка модели контроля процессов сохранения ка-
чества продукции ОПК при эксплуатации и метода выбора стратегии органи-
зации ССК, учитывающих региональные факторы организации работ по тех-
ническому обслуживанию изделий и обеспечивающих повышение качества
организации постпродажных процессов.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании
были поставлены и решались следующие задачи:
1. Анализ современного состояния организации работ по постпро-
дажному обслуживанию продукции ОПК на территории региональных заказ-
чиков.
2. Исследование структуры и процессов системы сохранения каче-
ства (ССК) продукции с выделением функций и требуемых результатов по
уровням управления.
3. Формирование стратегий организации ССК МП при региональной
эксплуатации на основе метода морфологического анализа.
4. Моделирование процессов сохранения качества продукции с уче-
том стохастичности диагностики определения технического состояния изде-
лий заказчиком/эксплантатом.
5. Разработка метода выбора стратегии организации ССК на основе
построения интегрального показателя качества организационного обеспече-
ния эксплуатации и создания программного обеспечения для его расчета.
6. Оценка прогнозных технико-экономических аспектов результатов
внедрения по основным стратегиям организации ССК продукции ОПК.
Научная новизна работы.
1. На основе исследования структуры и процессов системы ССК про-
дукции обосновано организационное решение по выделению стратегического,
тактического и операционно-производственного уровней управления ССК с
выделением функций и требуемых результатов по их выполнению участни-
ками ССК.
2. Разработан подход к формированию стратегий организации ССК
продукции ОПК на основе построения морфологического ящика, включаю-
щего параметры различных организационных форм взаимодействия постав-
щика и заказчика по сохранению качества продукции, и создана система сба-
лансированных показателей, в отличие от существующих учитывающая ре-
сурсное и организационное обеспечение и условия эксплуатации в регионе.
3. Построена модель сохранения качества продукции на постпродаж-
ном этапе с учетом процессов работы, диагностики и восстановления изделий;
в отличие от существующих, разработанная модель позволит контролировать
работы по сервисному обслуживанию и сохранению качества эксплуатируе-
мых изделий в части обеспечения требуемых показателей технического ис-
пользования и готовности к работе.
4. Разработан метод выбора стратегии организации ССК, включаю-
щий интегральный показатель качества организационного обеспечения экс-
плуатации, алгоритм и программное обеспечение; метод позволяет оценить
стратегии сохранения качества продукции и выбрать вариант для создания
ССК с учетом региональной специфики заказчика; в отличие от существую-
щих, в методе используется мультипликативная свертка с учетом разнонаправ-
ленности показателей процессов технического обслуживания и логистики на
максимизацию/минимизацию результата.
Практическая ценность работы заключается в формировании типовых
стратегий ССК, учитывающих различные организационные факторы и формы вза-
имодействия поставщика и регионального заказчика, а также в модели эксплуата-
ции, позволяющей контролировать работы по постпродажному обслуживанию
продукции для обеспечения требуемых показателей технического использования
и готовности к работе и оценивать достоверность данных диагностики при фак-
тическом контроле со стороны поставщика, что позволяет создать модуль он-
лайн-аудита состояния изделий, эксплуатируемых в региональных условиях заказ-
чиков.
Область исследований диссертации соответствует пунктам 1 и 5 паспорта
специальности 05.02.22:
1. Разработка научных, методологических и системотехнических основ про-
ектирования организационных структур предприятий и организации производ-
ственных процессов. Стратегия развития и планирования
организационных структур и производственных процессов.
5. Разработка научных, методологических и системотехнических принци-
пов повышения эффективности функционирования и качества организации про-
изводственных систем. Повышение качества и конкурентоспособности продук-
ции, системы контроля качества и сертификации продукции. Системы качества и
экологичности предприятий.
Степень достоверности и апробация результатов. Обоснованность науч-
ных положений, выводов и рекомендаций диссертации подтверждена апробацией
и результатами практической реализации результатов работы.
Результаты работы, подтвержденные актами внедрения, использованы
концерном «Алмаз-Антей» в процессах системы менеджмента качества по тех-
ническому сопровождению и послепродажному обслуживанию продукции на
территории заказчиков; АО ИЭМЗ «Купол» в организации деятельности по со-
хранению качества поставляемой МП на территории региональных заказчиков;
в АО «ФНПЦ «ННИИРТ» для оценки деятельности организаций-поставщиков
МП и сервисных компаний региональных заказчиков в части контроля и обеспе-
чения выполнения технико-экономических показателей эксплуатации.
Результаты диссертации докладывались и обсуждались на 5-ти Междуна-
родных конференциях, включая Международные конференции «Intermatic»
2018, «ИТ-Стандарт 2020», «Радиоинфоком-2019-2021».
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 120
наименований и приложения. Диссертация содержит 108 страниц основного
текста, 17 рисунков и 23 таблиц.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕС-

Проведенный в диссертации анализ нормативно-методической базы и
существующих подходов к поддержке эксплуатации позволил сделать вывод,
что в основе стратегии сохранения качества должно быть объединение потен-
циала всех сторон, заинтересованных в качестве продукции – поставщика, по-
требителя, удаленного сервисного центра и организация их взаимодействия на
основе цифровых информационных технологий в единой цифровой среде. Это
позволило обосновать системный подход к решению обеспечения качества
продукции ОПК при эксплуатации у регионального заказчика. В диссертации
представлены организационные основы создания системы сохранения каче-
ства продукции у региональных потребителей, разработанные с целью преодо-
ления недостатков современного состояния с обеспечение качества продукции
на послепродажных этапах жизненного цикла, включающие элементы, прин-
ципы и структуру ССК, функции участников системы на разных уровнях
управления, модель процессов сохранения качества продукции с учетом сто-
хастичности диагностики определения технического состояния изделий заказ-
чиком и метод выбора стратегии ССК на основе интегрального показателя
качества организационного обеспечения эксплуатации. Апробация и оценка
технико-экономических результатов внедрения диссертационных разработок
свидетельствуют об успешной верификации и перспективах применения в
других отраслях промышленности – авиационной, автомобильной, космиче-
ской.
В качестве основных результатов диссертационного исследования
необходимо выделить следующее:
1. Результаты анализа особенностей организации процессов по сохране-
нию качества эксплуатируемых изделий и проведения работ по обслуживанию
продукции ОПК на территории региональных заказчиков подтвердили необ-
ходимость создания ССК продукции и выделение стратегического, тактиче-
ского и операционно-производственного уровней управления с распределе-
нием функций и зон ответственности за их выполнение между участниками
ССК.
2. Предложенный подход к формированию стратегий организации ССК
продукции учитывает различные условия контрактов на поставку изделий и
формы организации взаимодействия с заказчиками, что обеспечит возмож-
ность создания типовых вариантов ССК МП для разнородных видов продук-
ции ОПК с учетом особенностей постпродажного обслуживания в регионе за-
казчика.
3. Разработанная система сбалансированных показателей охватывает со-
вокупность показателей по организационно-техническому, ресурсному и кад-
ровому обеспечению поддержки эксплуатации в регионе, что позволит оцени-
вать результаты работы и перспективы развития ССК продукции ОПК, создан-
ной в соответствии с выбранной стратегией.
4. Построенная модель процессов эксплуатации учитывает ошибки дан-
ных оценки технического состояния изделий при проведении сервисным цен-
тром заказчика диагностики, что обеспечит контроль работ по постпродаж-
ному обслуживанию изделий в части обеспечения требуемых показателей тех-
нического использования и готовности к работе; модель может использоваться
для создания модуля онлайн-аудита состояния продукции ОПК, эксплуатиру-
емой в региональных условиях заказчиков.
5. Разработан метод выбора стратегии организации ССК на основе
оценки интегрального показателя качества организационного обеспечения ре-
гиональной эксплуатации с обоснованием мультипликативной свертки разно-
характерных единичных показателей организации процессов технического об-
служивания и логистики в регионе; разработанное программное обеспечение
позволит в автоматизированном режиме проводить оценку вариантов страте-
гий ССК для разных регионов эксплуатации и возможность выбора стратегии,
обеспечивающий сохранение качества продукции при эксплуатации на всем
сроке эксплуатации.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Обеспечение качества высокотехнологичной продукции на этапах применения и эксплуатации
    МатериалыМеждународной научно-технической конференции, 19 – 23 ноября 2018 г.Москва INTERMATIC – 2018, часть 5 РТУ МИРЭА. С. 1157-1

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Моделирование и оптимизация процесса загрузки оборудования заготовками в многономенклатурном производстве на основе группового метода
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
    Инструменты контроля качества технологических процессов интеллектуального машиностроительного производства
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»