Организация судебной деятельности в современный период
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ
ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
1.1. Организация судебной деятельности:
понятие, содержание, модели 16
1.2. Функциональная модель организации судебной деятельности:
сущность и элементы 32
1.3. Признаки институциональной модели организации судебной
деятельности на новом этапе общественного развития 52
ГЛАВА II. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 68
2.1. Судебная система как единая технологическая платформа:
понятие, содержание, правовое регулирование 68
2.2. Правовой статус пилотного суда как экспериментальный
правовой режим апробации технологий в судебной деятельности 84
2.3. Примирение как составная часть судебной деятельности:
организационно-правовые аспекты 97
2.4. Организационные формы оказания помощи гражданам
при обращении за судебной защитой в условиях
платформенной модели судебной деятельности 110
2.5. Способы рационального использования судебных ресурсов
при платформенной организации судебной системы 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 183
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 184
Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования;
характеризуется степень разработанности темы; определены объект и предмет, цель,
задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования;
раскрытыметодыисследования,егоэмпирическаябаза;сформулированы
положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Теоретические основы современной модели организации
судебной деятельности» состоит из трех параграфов и посвящена разработке
теоретических положений об организации судебной деятельности, уточнению и
детализации понятийно-категориального аппарата по теме исследования.
В первом параграфе «Организация судебной деятельности: понятие,
содержание, модели» раскрыто содержание организации судебной деятельности, с
позиции институционального подхода определена ее модель в условиях цифровых
судебных инноваций.
Отмечается, что единообразного представления об организации судебной
деятельности в науке не сложилось, как и не существует общепризнанного подхода
к понятию «судебная деятельность».
Сиспользованиемструктурно-функциональногоподходасудебная
деятельностьопределяетсякакдвухкомпонентнаядеятельность,включая
правосудие, осуществляемое судами всех уровней и компетенций, и все виды
обеспечительной деятельности, направленной на создание надлежащих условий
для правосудия и осуществляемой всеми внутрисистемными субъектами: судами и
судьями, органами судейского сообщества, Судебным департаментом при
Верховном Суде Российской Федерации.
С позиции институционального подхода организация судебной деятельности
определяетсяавторомкаксовокупностьправовыхинститутов,статусов,
организационных форм, правил прохождения государственной службы в судах и
правил, регулирующих организационно-обеспечительную деятельность внутри
судебной системы, нацеленных на надлежащее осуществление судами функции по
отправлению правосудия.
Автор аргументирует представление об организации судебной деятельности
как об интегральном понятии, включающем институциональные и функциональные
составляющие,чтопозволитобеспечитьэффективнуюкоординациюи
целенаправленное функционирование всех элементов судебной сферы в условиях
цифровых судебных инноваций.
Представление об организации судебной деятельности как об интегральном
понятии означает, что каждой из ее составляющих свойственна не только
структурно-функциональная определенность, но и наличие взаимоотношений с
другимиэлементами.Врамкахсвоихвзаимоотношенийструктурныеи
функциональные составляющие организации судебной деятельности тесным
образом переплетаются между собой, образуя устойчивые связи. Сообразно с этим
судебные институты следует рассматривать не только в их внутреннем строении, но
и в их взаимодействии.
Исходя из представления об организации судебной деятельности как об
интегральном понятии, делается вывод о том, что организационные формы
судебной деятельности должны взаимно соответствовать друг другу, функционируя
оказыватьстимулирующеерегулирование,создаватьинституциональные
комплексы. Это позволит обеспечить структурную устойчивость вступающих во
взаимодействие организационных форм судебной деятельности, оказывать взаимно
усиливающее ими институциональное регулирование в условиях цифровой
трансформации судебной системы.
В этом смысле организация судебной деятельности есть упорядочение,
координацияивзаимодействиеразныхвидовсудебнойдеятельностии
составляющих ее судебных институтов между собой, достижение взаимного
соответствия функционирования всех частей единой судебной системы.
Автор исходит из того, что недооценка структурно-функциональных
взаимосвязейивзаимовлияниявсехсоставляющихорганизациисудебной
деятельности не позволит повысить ее качество в условиях широкого применения
цифровых технологий, создания судебных сетей и цифровых (технологических)
платформ и соответственно новых организационных форм.
На основе учета современных факторов развития диссертант аргументирует
институциональную модель организации судебной деятельности, основу которой
составляют сущностные признаки судебной системы, выстроенной как открытая и
доступная для граждан цифровая платформа.
Во втором параграфе «Функциональная модель организации судебной
деятельности: сущность и элементы» разграничиваются как несовпадающие по
объему, содержанию, субъектам, формам и методам понятия «внутрисистемное
управление деятельностью судов», «организационное обеспечение деятельности
судов», «судебное администрирование», основу которых составляет управленческое
воздействие в судебной сфере.
В рамках функциональной модели организации судебной деятельности
выделены виды деятельности, включаемые в ее состав.
В зависимости от круга субъектов, осуществляющих организационно-
управленческое воздействие, выделены внесистемная организационная деятельность
(внешний уровень) и внутрисистемная организация судебной деятельности
(внутренний уровень).
Автор приходит к выводу о том, что природа внутрисистемного управления
деятельностью судов производна от конституционных начал независимости и
самостоятельности судебной власти, содержательно их раскрывает, означает
самостоятельность судов, судей и выражающих их интересы органов судейского
сообщества, Судебногодепартамента вовнутрисистемных организационно-
административных вопросах, отнесенных к их ведению.
Вработепроизведенадифференциацияпонятий«организационное
обеспечение деятельности судов» и «судебное администрирование» в зависимости
от уровня, на котором осуществляется соответствующий вид внутрисистемной
организации судебной деятельности: администрирование судебной системы либо
отдельногосудебногоучрежденияи,соответственно,посубъектамее
осуществления.
Выделение видов организационной деятельности в зависимости от разных
признаковобусловливаетособенностиорганизационныхмероприятийи
организационных форм.
Судебное администрирование рассматривается автором как организационная
деятельность сотрудников аппарата суда при непосредственном руководстве
администратора суда и общем руководстве со стороны председателя суда,
направленнаянаобеспечениеусловийдлянадлежащегоосуществления
правосудия.
Автором обосновано, что внедрение судебных цифровых платформ наряду с
иными факторами общественно-государственного развития выявляет объективную
закономерность,котораязаключаетсяврасширенииспектрасудебно-
административных функций, в их усложнении и дальнейшей профессионализации.
Данная закономерность обусловливает необходимость совершенствования и
повышения статуса администратора суда, институционализацию соответствующих
организационных форм и моделей судебных администраций.
Модельсудебнойадминистрации,определяющуюгибкиеформы
взаимодействия между председателем суда и администратором, предлагается
учитывать при совершенствования правового регулирования администрирования
современным судебным учреждением.
В третьем параграфе «Признаки институциональной модели организации
судебной деятельности на новом этапе общественного развития» выявлены
признакисовременнойинституциональноймоделиорганизациисудебной
деятельности, основанной на цифровых технологиях.
Выявленныевработеотличительныепризнакисовременной
институциональной модели организации судебной деятельности детерминированы
факторами общественно-государственного развития как регуляторами при учете
специфики и предназначения органов судебной власти.
Диссертантом доказано,чтотехнологичностьопределяеткачествои
инновационный характер современной организации судебной деятельности и
предполагает включение в структуру ее процессов новейших цифровых инноваций.
При этом отмечается, что отставание во внедрении передовых цифровых
технологий в судебную сферу может привести к снижению гарантий обеспечения
доступа к суду в цифровой среде.
В диссертации сделан вывод о том, что фактор технологичности влечет за
собойизменениехарактерасудебнойорганизацииотсоциальнойв
социотехническую. Судебная организация, приобретая характер социотехнической,
должна быть нацелена на достижение оптимального соответствия (баланса) между
новейшей технологической инфраструктурой судов и фундаментальными началами
судебной власти, гарантии которых на новом качественном уровне обеспечивают
цифровые инновации.
Обосновано, что технологичность судебной деятельности в современный
периодобщественногоразвитияопределяетсявзаимообусловленностьюи
сбалансированностьюобщесоциальныхикорпоративных(внутрисистемных)
интересов.
При этом технологичность судебной деятельности связывается с созданием
организационных форм, отвечающих реалиям цифровой эпохи. Это означает, что
технологичность является фактором цифровой трансформации судебных институтов
в их неразрывной связи и единстве, а также структурных изменений в организации
работы судов, предопределяя инновационный облик современной модели судебной
организации с присущей ей системой устойчивых связей.
В диссертации раскрывается признак платформенности построения судебной
системы, который наряду с совокупностью установленных законом судебных
учреждений в географической (природной) среде предполагает наличие цифровых
платформ, объединяющих участников судопроизводства в цифровом пространстве.
Делается вывод о том, что судебная цифровая платформа не отменяет
традиционноепредставлениеосудебнойсистеме.Однако,устраняя
территориальный-пространственныйфакторинеобходимостьфизического
присутствия в здании суда, судебная цифровая платформа дополняет совокупность
представлений о судебной системе, в результате чего последняя получает две
формы проявления.
Тем самым цифровые платформы не только существенно трансформируют
судебные институты, связанные с территориально-географическими факторами, но
и формируют принципиально новое представление о судебной системе, позволяя
прогнозировать ее дальнейшее развитие.
В диссертации в качестве признака институциональной модели организации
судебной деятельности также рассматривается включение форм примирения в
структуру судебной деятельности. Данный признак предполагает дополнительные
задачи суда, нацеливая на многоуровневость урегулирования споров, включая
онлайн-примирение посредством судебных цифровых платформ.
Втораяглава«Формыорганизациисудебнойдеятельностив
современных условиях» объединяет пять параграфов и посвящена исследованию
перспективных форм разрешения дел и обеспечения надлежащей работы судов,
раскрытию институциональных характеристик современной судебной системы.
В первом параграфе «Судебная система как единая технологическая
платформа: понятие, содержание, правовое регулирование» аргументировано
представление о платформенной модели организации судебной системы и
обоснована природа судебных цифровых платформ.
Обосновано, что на новом этапе общественно-государственного развития
доступность правосудия также следует связывать с наличием технологической
основы, гарантирующей удаленный доступ к суду, то есть исключающей
необходимость физического присутствия в судах.
Такой основой выступает цифровая платформа, которая представляет собой
масштабный инструмент по своему влиянию на судебные институты, зависимые
прежде всего от географических факторов.
Институционализируя цифровой доступ к суду, судебная цифровая платформа
трансформирует восприятие и интерпретацию доступности правосудия. Данное
обстоятельство влечет расширение содержания права граждан и организаций на
защиту их прав и законных интересов в суде путем включения права на удаленное
участие при рассмотрении судом их дела, поскольку иное не позволит обеспечить
системный доступ к судебной защите в цифровой среде.
Доказано, что при платформенной модели судебная система организуется в
географическом пространстве двух видов: физическом и цифровом. В цифровой
среде судебная система организуется как доступная посредством сети Интернет для
граждан и организаций цифровая платформа, являющаяся гарантией единства
судебнойсистемыприудаленнойреализациизаинтересованнымилицами
организационных и процессуальных прав.
Внедрение судебных цифровых платформ предъявляет требования к
системности правового регулирования цифрового доступа к суду, что потребует
аналогичных по своему масштабу изменений в формах организации судебной
деятельности. Это подчеркивает необходимость комплексного и системного
правового регулирования всех аспектов судебной деятельности, связанных с
внедрением платформенных технологий.
Природа судебных цифровых платформ обоснована диссертантом в качестве
способа реализации функций судебной власти в цифровой среде.
Доказано, что судебная цифровая платформа, в отличие от иных цифровых
платформ также носящих публично-правовой характер, прежде всего нацелена на
обеспечение удаленных коммуникаций граждан и представителей организаций с
судом, создавая тем самым гарантии полноценного цифрового доступа к суду. В
качестве второстепенного, факультативного обстоятельства судебная цифровая
платформа видится средством взаимного снижения издержек при взаимодействии
суда и лиц, обращающихся за судебной защитой, по сравнению с аналогичным
взаимодействием без данной платформы.
Представление о судебной технологической (цифровой) платформе включает
организационные, функциональные и технологические аспекты.
Как организационная структура судебной системы цифровая платформа
рассматриваетсявкачествепространственнойтерритории(местадля
коммуникаций), объединяющей субъектов судопроизводства при осуществлении
онлайн правосудия, что обусловливает расширение содержания права граждан и
организаций на судебную защиту путем включения права на удаленное участие при
рассмотрении судом их дела.
Вфункциональномаспектесудебнаяцифроваяплатформа–это
определенный алгоритм взаимодействия суда и участников судопроизводства.
В технологическом аспекте судебная цифровая платформа представляет
собой совокупность информационных технологий и электронных сервисов,
понимаемую как цифровая основа (цифровая инфраструктура) судебной системы.
Диссертант приходит к выводу о том, что эффект масштаба («сетевой
эффект») при функционировании судебной цифровой платформы может быть
достигнут при условии интеграции в нее максимального количества смежных с
судами органов власти, организаций и иных структур.
Вовторомпараграфе«Правовойстатуспилотногосудакак
экспериментальный правовой режим апробации технологий в судебной
деятельности» аргументируется представление о пилотном суде как о способе
моделирования,оценкииапробациивнедренияцифровыхтехнологий,
соответствующих им организационных форм и делопроизводственных правил в
судебную деятельность.
Автор доказывает, что необходимым условием получения и приращения
теоретического знания о закономерностях возникновения новых форм организации
судебной деятельности, перспективах и условиях их применения является
эмпирическая информация, полученная в условиях правового эксперимента в
течение определенного периода времени на базе отдельно взятых судов, что
обусловливает необходимость разработки экспериментального правового режима,
то есть варианта правового регулирования, отличающегося от действующего.
Обоснован вывод о том, что правовой статус пилотного суда предполагает
экспериментальный правовой режим, заключающийся в применении в течение
определенного периода времени в отношении конкретного суда специального
правового регулирования по поводу разработки, апробации и внедрения цифровых
технологийвпроцессуальную,делопроизводственнуюиорганизационную
деятельность судов.
Доказано, что применение экспериментального правового режима пилотного
суда возможно исключительно с учетом специфики осуществления судебной
власти и необходимости обеспечения гарантий прав и законных интересов граждан
и представителей организаций в условиях действия экспериментального правового
режима.
Сделан вывод о том, что вопросы определения пилотных судов являются
реализацией внутрисистемного управления судами и должны относиться к
совместной компетенции Судебного департамента при Верховном Суде и Совета
судей Российской Федерации.
В третьем параграфе «Примирение как составная часть судебной
деятельности: организационно-правовые аспекты» обосновано расширение
представления о судебной деятельности за счет включения форм примирения в
структуру деятельности судов.
Автор приходит к выводу о том, что рассмотрение примирения как составной
части судебной деятельности заключается в осуществлении примирительных
процедур, включая онлайн-примирение, в здании суда или с участием суда, или
посредством судебных цифровых платформ.
Аргументируютсяорганизационныеформыдоступагражданк
посредническим и примирительным процедурам в здании суда, а также интеграция
сервисов медиативных и иных структур, осуществляющих примирение, с судебной
цифровой платформой.
Судебная цифровая платформа понимается в качестве технологической
основы и необходимого условия развития в современных условиях внесудебных
механизмов разрешения споров. Она обусловливает возможности создания
многоуровневой схемы урегулирования спора в дистанционном формате, в рамках
которой и с помощью электронных сервисов (веб-форм, интерактивных
помощников, аудио- и видео-приложений) осуществляется оценка возможности
урегулированияспора;направлениенасоответствующуюпроцедуру
урегулирования; урегулирование спора; обращение в суд в случае недостижения
соглашения.
В четвертом параграфе«Организационныеформы оказания помощи
гражданам при обращении за судебной защитой в условиях платформенной
модели судебной деятельности» установлены характерные черты организационных
форм оказания помощи гражданам при обращении за судебной защитой в условиях
широкого внедрения цифровых технологий, выявлены закономерности создания и
осуществления данных организационных форм, обозначены основные тенденции и
направления их развития.
Автор доказывает, что платформенная модель организации судебной
деятельностипреобразуетпорядокосуществленияорганизационныхи
процессуальных действий участниками судопроизводства, вводит универсальные и
единые для всех участников судопроизводства правила, поддерживаемые цифровой
платформой как совокупностью технологий.
Приведенное обстоятельство может создавать барьеры для лиц, которые
обращаются за судебной защитой, обезличивать отдельные сферы судебной
деятельности, отождествляя доступ к суду с технологией, а также в целом снижать
степень удовлетворенности граждан работой судов.
Нивелирование соответствующих негативных факторов в ходе построения
платформенной модели судебной деятельности и обеспечение гарантированного
цифрового доступа к суду возможно через создание новых форм и практик
организации судов, ориентированных на оказание помощи гражданам при
обращении последних за судебной защитой, объяснение механизма и особенностей
работы используемых цифровых инноваций.
В связи с этим аргументируются организационные формы оказания помощи
гражданам, обращающихся за судебной защитой, рассматриваемые как способы
устранения рисков цифровизации процедур доступа к суду:
–созданиесетигосударственныхучреждений,предоставляющих
возможности дистанционного обращения к суду;
– модели организации приемных судов, имеющих наряду с традиционными
задачи по устранению цифрового неравенства, расширению доступа к суду, в том
числе посредством обращения к суду в электронном виде, и оказания
консультативно-технической помощи гражданам.
В связи с этим предлагается установить в части 3 статьи 45 Федерального
конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и в
части 1 статьи 39 Федерального конституционного закона «О судах общей
юрисдикции в Российской Федерации» такую функцию аппарата суда как оказание
гражданам консультативно-технической помощи.
В пятом параграфе «Способы рационального использования судебных
ресурсов при платформенной организации судебной системы» обоснована
система организационных способов, направленных на рациональное использование
судебных ресурсов на новом этапе общественно-государственного развития.
Доказано, что платформенная модель организации судебной деятельности
изменяет содержание принципа доступа к суду и института подсудности, устраняя
их связь с территорией как географической средой.
Аргументированная автором система способов рационального использования
судебных ресурсов при платформенной организации судебной системы основана на
балансе между объемом выделенных ресурсов и уровнем нагрузки судов. Данная
система, которая заключается в формах распределения и перераспределения между
судами дел, осуществляется системой организационных способов оперативного и
долгосрочного характера.
Организационные способы долгосрочного характера позволяют обеспечить
рациональное использование судебных ресурсов посредством их равномерного
распределениявтечениедлительноговременногопериода.Изменение
территориальной структуры судебной организации (реорганизация, укрупнение
судов) рассматривается как способ рационального распределения судебных
ресурсов в течение длительного временного периода.
Исключениедисбалансависпользованиисудебныхресурсовтакже
осуществляется способами, обеспечивающими их перераспределение, то есть
выравниванием временных диспропорций в загруженности судов. В качестве одного
из таких способов обосновано перераспределение дел между судами с целью
выравнивания судебной нагрузки.
В этой связи автор доказывает, что принципы перераспределения дел между
мировыми судьями с целью выравнивания нагрузки внутри судебного района могут
быть масштабированы в судебной системе и использованы для электронного
перераспределения дел упрощенного и приказного производства через цифровую
платформу между судами, имеющими меньшую нагрузку, в рамках одного субъекта
РоссийскойФедерацииилисудебногоокруга,чторассматриваетсякак
организационный способ оптимизации судебной нагрузки и не противоречит
принципу подсудности, основу которого составляет географическая близость суда к
месту возникновения спора и необходимость обеспечения физического доступа к
суду.
В связи с этим предлагается дополнить статьи 23.7 и 29 Федерального
конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и
статью 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».
В заключении диссертации автором сформулированы основные выводы,
предложения и рекомендации.
Актуальность темы исследования. Масштабные изменения социальной
действительности, связанные с технологическим прогрессом, цифровой трансфор-
мацией, внедрением цифровых платформ, преобразуют все сферы государственной
деятельности, включая судебную.
Цифровые инструменты активно внедряются в деятельность судов. Только за
9 месяцев 2021 года в суды поданы более 3 миллионов процессуальных документов
в электронном виде, за этот же период количество обращений пользователей к ГАС
«Правосудие» превысило 2,5 миллиарда запросов, с использованием видеоконфе-
ренц-связи было проведено более 300 тысяч судебных заседаний1, что особенно ак-
туально в условиях распространения коронавирусной инфекции.
В целях создания более открытой, доступной и эффективной системы право-
судия в Российской Федерации ведется работа по созданию суперсервиса «Право-
судие онлайн», внедрение которого позволит гражданам и представителям органи-
заций реализовывать большинство своих организационных и процессуальных прав
без физического присутствия в суде, в удаленных формах, используя подключение
к судебной цифровой платформе через сеть Интернет.
Создание судебных цифровых платформ является новым фактором, влияю-
щим на признаки и формы организации судебной деятельности. Внедрение судеб-
ных цифровых платформ как организационно-функциональных и технологических
феноменов обусловливает трансформацию традиционных моделей организации
судебной деятельности, ведет к преобразованию многих судебных институтов, та-
ких как судебная система, доступ к суду, подсудность и других.
Названные тенденции государственного развития Российской Федерации, а
также накопленный эмпирический материал использования информационно-ком-
муникативных технологий и цифровых платформ в деятельности судов в нашей
Вячеслав Лебедев рассказал о создании суперсервиса «Правосудие онлайн». 24 сентября 2021 г. // Верхов-
ный Суд Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/30377/ (дата обращения:
24.10.2021).
стране и в зарубежных государствах, при наличии дискуссионности или малоизу-
ченности организационных аспектов использования цифровых платформ обуслов-
ливают разработку и аргументацию концепции организации судебной деятельно-
сти, отвечающей современным реалиям и раскрывающей новые формы организа-
ции судебной деятельности.
С учетом изменяющихся социальных и технологических факторов функцио-
нирования судов существует настоятельная потребность в разработке целостного
представления об организации судебной деятельности как интегрального понятия,
включающего институциональные и функциональные составляющие. С позиции
институционального подхода к анализу организации судебной деятельности в со-
временных условиях нуждается в аргументации представление о судебной системе,
построенной как доступная для граждан цифровая технологическая платформа.
В рамках функционального подхода к представлению об организации судеб-
ной деятельности важным является теоретическая разработка таких понятий как
«организация судебной деятельности», «внутрисистемное управление судами»,
«судебное администрирование», позволяющих определить виды деятельности,
включаемые в состав анализируемого феномена, и их отличительные черты.
Актуальность приобретает выявление признаков современной институцио-
нальной модели организации судебной деятельности как платформенной и много-
уровневой, анализ которых позволит выстраивать единый процесс развития судов
и судебной деятельности на обозримую перспективу.
Важность рассмотрения судебных цифровых платформ не в качестве изоли-
рованного ответа на современные проблемы, а в контексте структуры судебной си-
стемы предопределяет потребность в теоретическом обосновании ее платформен-
ных характеристик как необходимых гарантий единства судебной системы при
удаленной реализации заинтересованными лицами организационных и процессу-
альных прав, а также требует теоретического исследования природы судебных
цифровых платформ.
Необходимость моделирования, оценки и апробации внедрения цифровых
технологий, соответствующих им организационных форм, процессуальных и дело-
производственных правил в судебную деятельность, обуславливает разработку
правового статуса пилотного суда.
Современные тенденции государственного и социально-экономического раз-
вития страны предопределяют актуализацию вопросов примирения в качестве со-
ставной части судебной деятельности, а также обоснование форм примирения в
здании суда или с участием суда, включая онлайн-примирение с использованием
цифровых платформ.
В юридической литературе остаются малоисследованными формы организа-
ции судов, позволяющие снижать последствия цифровизации, связанные с обезли-
чиванием судебных процедур, созданием фактических препятствий в реализации
права на судебную защиту для тех граждан, которые не имеют доступа к информа-
ционным технологиям. В связи с этим нуждаются в научной аргументации формы
организации работы приемных судов, которые ориентированы на потребности
граждан в судебной защите и призваны обеспечивать их обращения к суду в усло-
виях платформенной модели организации судебной деятельности.
Снижение под влиянием платформизации значения связи суда с определен-
ной территорией и одновременно устойчивая тенденция роста обращений в суды
всех уровней и компетенций вызывают потребность в рациональном распределе-
нии судебных ресурсов. В связи с этим нуждается в аргументации в качестве орга-
низационного способа оптимизации судебной нагрузки перераспределение дел
между судами с использованием цифровых платформ без умаления принципов под-
судности.
Актуальность темы исследования определяется с теоретической стороны
дискуссионностью в юридической науке представлений об организации судебной
деятельности, потребностью теоретической разработки моделей организации су-
дебной деятельности в современных условиях масштабного внедрения технологий
и цифровых платформ. Необходимость системного правового регулирования орга-
низации судебной деятельности в период цифрового развития государственных ин-
ститутов предопределяет актуальность исследования с практической точки зрения.
Степень научной разработанности темы. Представления об организации
судебной деятельности, нацеленной на создание условий для полного и независи-
мого осуществления правосудия, о судебном управлении получили развитие в тру-
дах таких ученых как Р.С. Абдулин, В.К. Аулов, В.М. Бозров, Е.В. Бурдина, А.А.
Гравина, Г.Т. Ермошин, В.В. Ершов, Г.И. Загорский, В.П. Кашепов, М.И.
Клеандров, Н.А. Колоколов, В.М. Лебедев, А.С. Мамыкин, В.В.
Момотов, Н.А. Петухов, А.А. Толкаченко, Ю.Н. Туганов и др.
В советский период к вопросам управления судами, организации судебной
деятельности, в том числе научной организации труда в судебных учреждениях, в
своих научных изысканиях обращались такие ученые как Г.Н. Агеева, Н.В.
Блинова, В.П. Божьев, Т.Н. Добровольская, Т.Г. Морщакова, И.Д. Перлов, Л.С.
Симкин, С.М. Ходыревский.
При этом еще в конце шестидесятых годов прошлого века предметом науч-
ного обсуждения советских ученых-правоведов становятся отдельные вопросы
применения методов кибернетики и электронно-вычислительных машин в праве, в
том числе и в судебной деятельности. К данной проблеме, в частности, обращались
такие ученые как Л.Б. Гальперин, А.Ф. Деев, Ю.Т. Иванов, Л.Г. Эджубов, В.Н. Куд-
рявцев, С.С. Москвин и др.
Самостоятельным предметом научных исследований проблемы использова-
ния в судебной деятельности информационных технологий стали на рубеже тыся-
челетий. Весомый вклад в уяснение правовой природы, предназначения, содержа-
тельных характеристик используемых в судебной деятельности информационных
технологий внесли Н.А. Петухов, Б.В. Сангаджиев, А.П. Фоков, В.В. Чвиров, М.В.
Чижов, В.В. Ярков.
Цифровые платформы в сфере государственного управления и судебной де-
ятельности как предмет правового регулирования в России и за рубежом исследо-
вались в работах В.Н. Григорьева, Е.П. Губина, Н.Е. Дмитриевой, А.А. Карцхия,
А.Н. Королевой, С.С. Ованесяна, Л.В. Санниковой, Л.Х. Синятуллиной, М.Г.
Спасенниковой, Е.М. Стырина, А.П. Суходолова, В.В. Тюнькова, Ю.С. Ха-
ритоновой и других.
В зарубежной юридической литературе большое внимание уделяется пробле-
мам администрирования судами в современных реалиях, в том числе вопросам ра-
ционального распределения судебных ресурсов, внедрения цифровых судебных
платформ, иным организационным аспектам использования судами информацион-
ных технологий (Foster R., Langbroek P., Opeskin B., Reiling D., Simonis M., Susskind
R., Tashea J. и др.).
Вместе с тем вопросы природы цифровых судебных платформ, отличитель-
ных признаков модели современной организации судебной деятельности, перспек-
тивных форм организации судебной деятельности при цифровизации судов не ре-
шены, являются дискуссионными и недостаточно исследованными.
Объектом исследования являются правоотношения, связанные с организа-
цией судебной деятельности на современном этапе общественного развития.
Предмет диссертационного исследования образуют принципы и нормы
российского и международного права, регулирующие правоотношения, связанные
с организацией судебной деятельности, а также материалы правоприменительной
практики и положения доктринальных исследований, раскрывающие содержание
организации судебной деятельности на современном этапе развития общества и
государства.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании научных положений
об организации судебной деятельности, раскрывающих представление о содержа-
нии, признаках, организационных формах и направлениях совершенствования ее
институциональной модели в условиях внедрения в судебную деятельность цифро-
вых технологических платформ, и на этой основе в формулировании научно обос-
нованных предложений по системному совершенствованию законодательства о су-
дебной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить понятие и содержание организации судебной деятельности по-
средством выделения ее моделей;
– охарактеризовать функциональную модель организации судебной деятель-
ности, детализировав понятийно-категориальный аппарат по теме исследования;
– выделить признаки институциональной модели организации судебной дея-
тельности на новом этапе общественного развития;
– аргументировать представление о судебной системе как единой технологи-
ческой платформе, определив ее природу;
– раскрыть правовой статус пилотного суда в качестве экспериментального
правового режима апробации технологий в судебной деятельности;
– обосновать представление о примирении как о составной части судебной
деятельности с использованием судебных цифровых платформ;
– дать представление об организационных формах оказания помощи гражда-
нам при обращении за судебной защитой в условиях широкого внедрения цифро-
вых технологий;
– обосновать систему организационных способов, направленных на рацио-
нальное использование судебных ресурсов при функционировании судебных циф-
ровых платформ.
Методологическую основу диссертационного исследования составили об-
щенаучный диалектический метод, общие и частные научные методы познания. Та-
кие общенаучные методы как описание, сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация позволили дать определение организации судебной деятельности,
выделить ее организационные и функциональные составляющие.
Функционально-структурный и системный методы позволили выявить при-
роду судебных цифровых платформ и определить их в качестве организационно-
функционального элемента судебной системы, а также аргументировать новые ор-
ганизационные формы оказания помощи гражданам, способствующие устранению
цифрового неравенства и обеспечения каждому права на судебную защиту.
В исследовании были использованы частные научные юридические методы.
С помощью формально-юридического метода анализировалось законодательство о
судебной системе и судебной деятельности. Теоретико-правовое моделирование и
прогнозирование как частно-юридические методы применены для выработки со-
временной институциональной модели организации судебной деятельности, обос-
нования ее признаков и соответствующих ей организационно-правовых форм.
Сравнительно-правовой метод был применен для изучения и сопоставления рос-
сийского и зарубежного правового регулирования по вопросам, рассматриваемым
в научном исследовании.
Теоретическая основа исследования. Обоснование теоретической основы
современной модели организации судебной деятельности потребовало обращения
к доктринальным подходам и научным выводам отечественных исследователей в
сфере теории государства и права, конституционного и административного права,
в том числе к работам: С.С. Алексеева, В.И. Анишиной, Г.В. Атаманчука, А.А.
Богданова, В.В. Ершова, Д.А. Керимова, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н.
Марченко, Н.И. Матузова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, И.А. Умновой и других.
В основу диссертационной работы положены общетеоретические положения
и доктринальные разработки в сфере судебной власти и судебной деятельности, из-
ложенные в трудах Р.С. Абдулина, Е.В. Бурдиной, Г.И. Загорского, М.И. Кле-
андрова, Н.А. Колоколова, В.М. Лебедева, И.Б. Михайловской, Т.Г. Морща-
ковой, И.Л. Петрухина, Н.А. Петухова, А.П. Фокова и других.
Правовая база исследования включает Конституцию Российской Федера-
ции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Прези-
дента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федера-
ции, подзаконные правовые акты федерального уровня. Диссертант обращался к
национальным правовым актам советского периода, а также правовым актам зару-
бежных государств.
Эмпирической базой работы послужили результаты анализа:
– судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации (11) и Вер-
ховного Суда Российской Федерации (13); актов органов судейского сообщества
(8);
– проекта Федерального закона «О Государственной автоматизированной си-
стеме Российской Федерации “Правосудие”»;
– положений о приемных федеральных судов общей юрисдикции районного
и областного звена (11);
– статистической и справочно-аналитической информации об использовании
судами цифровых технологий, размещенной с 2017 по 2021 годы на сайтах россий-
ских судов (16) и на сайте Судебного департамента при Верховном Суде Россий-
ской Федерации; а также на интернет-ресурсах (29) зарубежных государств (Ав-
стралии, Великобритании, Германии, Казахстана, Канады, Китайской Народной
Республики, Сингапура, Франции и др.);
– документов, принятых международными организациями (Организацией
Объединенных Наций, Советом Европы, Евразийским экономическим союзом), о
цифровой трансформации, о внедрении и использовании цифровых технологий в
деятельности органов государственной власти (16);
– документов, принятых международными неправительственными органами
и организациями (Европейской комиссией Совета Европы по эффективности пра-
восудия, Консультативным советом европейских судей, Европейской сетью Сове-
тов судей), по вопросам использования цифровых технологий в деятельности судов
европейских государств и реформирования их судебных систем в период 2011-2019
годов (12).
Научная новизна исследования заключается в разработке совокупности вза-
имосвязанных теоретических положений, определяющих модель организации су-
дебной деятельности на современном этапе общественного развития. Новизной ха-
рактеризуются, в частности:
– определение институциональной модели организации судебной деятельно-
сти через сущностные признаки судебной системы, выстроенной как открытая и
доступная цифровая платформа;
– выявление признаков современной институциональной модели организа-
ции судебной деятельности, основанной на цифровых технологиях;
– обоснование представления о судебной системе, организованной не только
в физической, но и в цифровой реальности;
– обоснование природы судебных цифровых платформ, которая не исчерпы-
вается лишь факторами технологического характера, включает и иные признаки,
связанные с местом и ролью цифровых платформ в организационно-функциональ-
ной структуре судебной деятельности;
– аргументация моделей организации приемных судов, имеющих наряду с
традиционными задачи по устранению цифрового неравенства, расширению до-
ступа к суду, в том числе посредством обращения к суду в электронном виде, и
оказания консультативно-технической помощи гражданам.
Положения, выносимые на защиту:
1. Организация судебной деятельности рассматривается как интегральное по-
нятие, включающее институциональные и функциональные составляющие. С по-
зиции институционального подхода организация судебной деятельности представ-
ляет совокупность правовых институтов, статусов, организационных форм, правил
прохождения государственной службы в судах и правил, регулирующих организа-
ционно-обеспечительную деятельность внутри судебной системы, нацеленных на
надлежащее осуществление судами функции по отправлению правосудия. На ос-
нове учета современных факторов развития аргументируется институциональная
модель организации судебной деятельности, основу которой составляют признаки
судебной системы, построенной как доступная для граждан технологическая плат-
форма.
2. С позиции функционального подхода к представлению об организации су-
дебной деятельности разграничиваются как несовпадающие по объему, содержа-
нию, субъектам, формам и методам понятия «внутрисистемное управление дея-
тельностью судов», «организационное обеспечение деятельности судов», «судеб-
ное администрирование». Природа внутрисистемного управления деятельностью
судов производна от конституционных начал независимости и самостоятельности
судебной власти, содержательно их раскрывает, означает самостоятельность судов,
судей и выражающих их интересы органов судейского сообщества, Судебного де-
партамента во внутрисистемных организационно-административных вопросах, от-
несенных к их ведению.
Судебное администрирование рассмотрено как организационная деятель-
ность сотрудников аппарата суда при непосредственном руководстве администра-
тора суда и общем руководстве со стороны председателя суда, направленная на
обеспечение условий для надлежащего осуществления правосудия.
3. Признаками современной институциональной модели организации судеб-
ной деятельности являются: а) платформенность построения судебной системы,
предполагающая наряду с совокупностью установленных законом судебных учре-
ждений в географической (природной) среде, наличие цифровых платформ, объ-
единяющих участников судопроизводства в цифровом пространстве; б) включение
форм примирения в структуру судебной деятельности, что расширяет задачи суда,
нацеливая на многоуровневость урегулирования споров, в том числе посредством
онлайн-примирения на основе судебных цифровых платформ.
4. Доказано, что при платформенной модели судебная система организуется
в географическом пространстве двух видов: физическом и цифровом. В цифровой
среде судебная система организуется как доступная посредством сети Интернет
для граждан и организаций цифровая платформа, являющаяся гарантией единства
судебной системы при удаленной реализации заинтересованными лицами органи-
зационных и процессуальных прав.
5. Обоснована природа судебных цифровых платформ как способа реализа-
ции функций судебной власти в цифровой среде. Представление о судебной техно-
логической (цифровой) платформе включает организационные, функциональные и
технологические аспекты. Как организационная структура судебной системы циф-
ровая платформа рассматривается в качестве пространственной территории (места
для коммуникаций), объединяющей субъектов судопроизводства при осуществле-
нии онлайн правосудия, что обусловливает расширение содержания права граждан
и организаций на судебную защиту путем включения права на удаленное участие
при рассмотрении судом их дела.
6. Аргументировано представление о пилотном суде как способе моделиро-
вания, оценки и апробации внедрения цифровых технологий, соответствующих им
организационных форм, процессуальных и делопроизводственных правил в судеб-
ную деятельность. Правовой статус пилотного суда предполагает эксперименталь-
ный правовой режим, заключающийся в применении в течение определенного пе-
риода времени в отношении конкретного суда специального правового регулиро-
вания по поводу разработки, апробации и внедрения цифровых технологий в про-
цессуальную, делопроизводственную и организационную деятельность судов. До-
казано, что вопросы определения пилотных судов являются реализацией внутриси-
стемного управления судами и должны относиться к совместной компетенции Су-
дебного департамента при Верховном Суде и Совета судей Российской Федерации.
7. Обосновано расширение представления о судебной деятельности за счет
включения примирения в состав обеспечительной деятельности судов, что заклю-
чается в осуществлении примирительных процедур, включая онлайн-примирение,
в здании суда или с участием суда, и/или посредством судебных цифровых плат-
форм. Аргументированы организационные формы доступа граждан к посредниче-
ским и примирительным процедурам в здании суда, а также интеграция сервисов
медиативных и иных структур, осуществляющих примирение, с судебной цифро-
вой платформой.
8. Использование судебной цифровой платформы преобразует порядок осу-
ществления организационных и процессуальных действий участниками судопро-
изводства, вводит универсальные и единые для всех участников судопроизводства
правила, поддерживаемые цифровой платформой как совокупностью технологий,
что требует гарантий устранения цифрового неравенства в сфере судебной защиты
прав. Доказано, что такими гарантиями являются организационные формы оказа-
ния помощи гражданам, обращающихся за судебной защитой, в числе которых: со-
здание сети государственных учреждений, предоставляющих возможности дистан-
ционного обращения к суду; инновационные модели приемных судов как службы
помощи гражданам, расширяющие задачи аппаратов судов в части приема граждан
и оказания им консультативно-технической помощи.
9. Доказано, что платформенная модель организации судебной деятельности
изменяет содержание принципа доступа к суду и института подсудности, устраняя
их связь с территорией как географической средой.
Принципы перераспределения дел между мировыми судьями с целью вырав-
нивания нагрузки внутри судебного района могут быть масштабированы в судеб-
ной системе и использованы для электронного перераспределения дел упрощен-
ного и приказного производства через цифровую платформу между судами, имею-
щими меньшую нагрузку, в рамках одного субъекта Российской Федерации или
судебного округа, что рассматривается как организационный способ оптимизации
судебной нагрузки и не противоречит принципу подсудности, основу которого со-
ставляет географическая близость суда к месту возникновения спора и необходи-
мость обеспечения физического доступа к суду.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обос-
новании совокупности положений, которые позволяют решить научную задачу по
моделированию организации судебной деятельности в условиях внедрения новых
технологий и цифровых платформ.
Взаимосвязанные положения и выводы, обоснованные в работе, вносят вклад
в юридическую науку, систематизируют научные знания о понятии, признаках ор-
ганизации судебной деятельности; о перспективных направлениях правового регу-
лирования на современном этапе с целью повышения качества судебной деятель-
ности.
Изложенные предложения развивают и дополняют теорию судебной деятель-
ности и могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы
и направлений дальнейших научных исследований.
Практическая значимость работы заключается в выводах и предложениях
автора по совершенствованию правового регулирования организации судебной де-
ятельности, которые могут быть использованы в судебной деятельности, в право-
творческом процессе и при разработке федеральной целевой программы «Развитие
судебной системы России» на последующие годы, а также в учебном процессе при
преподавании дисциплин «Правоохранительные и судебные органы», «Организа-
ция судебной деятельности в Российской Федерации», в учебных программах по-
вышения квалификации судей и государственных гражданских служащих судов.
Достоверность и репрезентативность исследования подтверждается апроба-
цией его результатов, которые:
– обсуждались на заседаниях Ученого совета и кафедры организации судеб-
ной и правоохранительной деятельности ФГБОУВО «Российский государствен-
ный университет правосудия» (г. Москва);
– отражены в 19 публикациях автора объемом 13,27 п.л. по теме диссертации
в период с 2016 по 2021 годы, из них 14 научных статей объемом 10,51 п.л. в изда-
ниях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
науки и высшего образования Российской Федерации;
– докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Ор-
ганизация деятельности судов в условиях цифровой трансформации» (М.: РГУП,
2021 г.); Международной научной конференции «Современное право и государство
в условиях новых вызовов» (М.: РАНХиГС, 2021 г.); ХХ Международной научно-
практической конференции «Кутафинские чтения» «Роль права в обеспечении бла-
гополучия человека» (М.: МГЮА, 2021 г.).
– внедрены в практическую деятельность Арбитражного суда Смоленской
области и ФГБОУВО «Смоленский государственный университет», что подтвер-
ждается актами о внедрении.
Структура и объем диссертации. Цели и задачи диссертационного исследо-
вания определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, вклю-
чающих в себя восемь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Публикации автора в научных журналах
- 12.00.14 Административное право, административный процесс
- 12.00.03 Гражданское право предпринимательское право семейное право, международное частное право
- 12.00.06 Земельное право, природоресурсное право, экологическое право, аграрное право
- 12.00.13 Информационное право
- 12.00.02 Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
- 12.00.07 Корпоративное право, конкурентное право, энергетическое право
- 12.00.10 Международное право, Европейское право
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!