Особенности функционирования института СМИ в системе политической коммуникации в условиях конвергенции (на примере избирательной кампании 2016) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.10
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения института СМИ
в системе политической коммуникации……………….….……………………28
1.1. Место и роль института средств массовой информации
в системе политической коммуникации…………………………………..……29
1.2. Содержание и направления исследований функционирования
института СМИ в системе политической коммуникации:
исторический подход……………………………………………………………49
1.3. Основные стратегии исследований влияния Интернета
на институт СМИ в системе политической коммуникации……………………65
Глава 2. Специфика функционирования СМИ в системе
политической коммуникации в условиях конвергенции…………………..….89
2.1. Конвергенция в средствах массовой информации:
принципы и направления анализа……………………………………………….90
2.2. Характеристика конвергентных СМИ: региональный аспект……………..112
2.2.1 Технологическая конвергенция……………………………………..128
2.2.2 Организационная конвергенция……………………………………..139
2.2.3 Профессиональная конвергенция…………………………………….151
2.2.4 Коммуникативная конвергенция……………………………………159
2.3. Особенности функционирования конвергентных СМИ
в системе политической коммуникации в период избирательной кампании
2016 года: основные тенденции и закономерности…………………………170
Заключение………………………………………………………………………..199
Список используемой литературы…………………………………………….207
Приложения……………………………………………………………………..248
Актуальность темы диссертационного исследования
В конце XX века развитие новых технологий коммуникации, таких, как
Интернет, спровоцировало очередную информационную революцию,
последствия которой привели к трансформации политической
коммуникации, как элемента глобальной коммуникационной системы, и
обеспечили появление новых типов взаимоотношений в политике. Анализ
актуальных медийных практик показывает, что широкое распространение
Интернета и, в частности, социальных медиа приводит к появлению новых
форм политической коммуникации. Данные обстоятельства предоставили
политическим акторам возможность использовать дополнительные каналы
для построения адекватной имиджевой стратегии и общения с избирателями
в Интернете, в особенности – в период избирательной кампании.
В этом контексте особую остроту приобретает вопрос участия средств
массовой информации в политическом процессе, так как их деятельность не
только оказывает влияние на формирование новой среды политической
коммуникации, но и сопряжена с поиском новых способов доведения до
аудитории политически значимых сообщений. Именно в целях недопущения
кризисных ситуаций, ведущих к девальвации легитимности политических
институтов и усилению социальной напряженности, средствам массовой
информации следует проводить такую информационную политику, которая
могла бы обеспечить стабильное состояние политической системы и
общества в целом.
Создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия
между властью и обществом требует принятия во внимание качественных
изменений в функционировании СМИ, которые предполагают использование
широкого спектра Интернет-технологий (официальные сайты СМИ,
социальные медиа) для распространения сообщений, пересмотр принципов
представления информации. Отразить отмечаемые перемены и выявить их
влияние на политическую коммуникацию возможно, обратившись к анализу
конвергенции как процесса, который самым значительным образом
оказывает влияние на функционирование средств массовой информации.
Понятие «конвергенция» (от лат. convergо – приближаюсь, схожусь)
означает процесс глубоких трансформаций всех элементов института СМИ,
связанных с появлением внутри редакций новых отделов, изменением
профессиональных компетенций журналистов, применением новых
технологий коммуникации в системе общественно-политических отношений.
В конвергенции заложен тот стратегический ресурс, использование которого
поможет обеспечить адаптацию СМИ к постоянно меняющимся условиям
информационно-коммуникационной среды, которая отличается
нестабильностью, непредсказуемым развитием в связи с влиянием широкого
многообразия факторов (появление новых технологий коммуникации,
высокой конкуренции на рынке, информационных войн и т.п.).
Необходимость исследования функционирования института СМИ в
системе политической коммуникации в условиях конвергенции продиктована
несколькими причинами.
Во-первых, трансформации различных элементов института средств
массовой информации происходят настолько интенсивными темпами, что
практика и последствия данного процесса остаются недостаточно
изученными. Проблема отставания теоретического осмысления поставленной
проблематики может быть решена путем получения объективных и
достоверных результатов, которые в состоянии восполнить пробелы по
вопросам функционирования института СМИ в системе политической
коммуникации в контексте конвергенции.
Во-вторых, анализ функционирования современных средств массовой
информации требует организации научных исследований, предполагающих
использование соответствующей группы методов. Раскрыть особенности
тенденций и закономерностей развития средств массовой информации
поможет использование методического инструментария, который
предусматривает применение теоретических положений о конвергенции и
исследовательских процедур, способных выявить качественные изменения
всех элементов института СМИ в условиях конвергенции.
В-третьих, остается неисследованным вопрос определения связи между
конвергенцией в области средств массовой информации и изменением
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!