Особенности реализации национальных интересов Приднестровья в процессе государственного строительства
Введение……………………………………………………………..…………3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к определению сущности
национальных интересов в политическом пространстве….…… 18
1.1. Эволюция теоретических подходов к интерпретации интересов
государства и национального интереса как категорий политической
науки……………………………………………………………………………18
1.2. Формирование государственности в непризнанных республиках
бывшего СССР как пространство реализации национальных интересов …38
Глава II. Легитимация политического курса Приднестровской Молдавской
Республики в контексте государственного строительства………..…..…….59
2.1. Генезис приднестровской государственности как условие легитимности
и легальности политического курса Приднестровья…………………………59
2.2. Институциональная основа политической системы Приднестровья как
механизм генерации национальных интересов…………………………….80
Глава III. Формирование национальных интересов Приднестровья в
контексте становления мирового порядка XXI
века…………………………..…………………………………………………..99
3.1. Особенности современного мирового порядка как условия реализации
национальных интересов Приднестровья ………………….………….…….99
3.2. Стратегические направления приднестровской внешней политики в
процессе реализации национальных интересов ……………….………….115
3.3. Модель реализации национальных интересов
Приднестровья………………………………………………………………..138
Заключение…..……………………………………………………………….166
Список источников и литературы…………….……………….…………….173
Приложения….………………………………………………………….….211
Во введении отражены актуальность, степень изученности темы
исследования, обозначены объект, предмет, цель и задачи исследования,
выявлена научная и практическая значимость диссертационной работы,
сформулирована научная новизна и положения, выносимые на защиту,
содержатся сведения об апробации диссертации.
Впервойглаве«Теоретико-методологическиеподходык
определению сущности и роли феномена национальных интересов в
политическом пространстве» определены базовые теоретические основания
изучения национального интереса в рамках политической науки, раскрыты его
сущностныеосновы,выявленанаучнаяпроблемаисформирован
методологическийаппаратдлядостиженияпоставленныхперед
исследователем задач.
В первом параграфе «Эволюция теоретических подходов к
интерпретации интересов государства и национального интереса как
категорийполитическойнауки»проведенанализспоследующей
систематизацией научно-теоретических представлений о факторе интереса в
формировании государственной политики, включающий в себя классические
подходы, а также артикулированные в отдельный сегмент политической науки
концептуальные основы национального интереса, разработанные в рамках
политической мысли Европы, США, России и Приднестровья. Понятие
«интерес» во все времена было свойственно целенаправленной политики
государства в процессе обеспечения достижения основных приоритетов.
Теоретические концепции, посвященные процессу реализации интересов до
1648 года, то есть до Вестфальского мирного договора, строились на анализе
междинастической основы заключения союзнических договоров, которые в
большинстве случаев приводили в движение личные амбиции правителей по
завоеванию отдельных территорий, получили свое развитие во Франции в
период правления кардинала Ришелье и кардинала Мазарини. Формулировка
национального интереса, заключенного в термине raison d’etat, включающего
военную и внутреннюю политику, стала существенным механизмом
продвижения интересов государства на международной арене.
После 1648 года категория «интерес» обрела новое теоретическое
наполнение, что было связано с деятельностью представителей школы
политического реализма. В работе «Двадцатилетний кризис 1919-1939 гг.» один
из основоположников политического реализма Э. Карр заявил о движущей силе
интересакакобисточникеопределенияповедениягосударства.
Концептуальные положения политического реализма закреплены также в
работе Г. Моргентау, который заявлял, что движущей силой всей системы
международных отношений является национальный интерес.
Существенный вклад в понимание национальных интересов внесли
представители конструктивизма. Соглашаясь с тезисом реалистов об анархии
международных отношений, А. Вендт утверждает, что сама анархия –
сконструированнаягосударствамидействительность.Впроцессе
государственногостроительствапроисходитреализациянациональных
интересов, которые отражают статусно-ролевые позиции акторов, что
формирует представление о внешней природе их реализации.
Описанные в рамках первого параграфа теоретико-методологические
подходы позволили констатировать, что феномен национальных интересов
является понятием, включающим в себя многообразие механизмов реализации
политической власти, построения моделей рекрутирования политических элит,
особенностей формирования конструкции международных отношений.
Главным выводом первого параграфа является признание национальных
интересовгосударствавкачествеосознанныхинтересовнаселения,
закрепленных в политическом курсе государства.
Вовторомпараграфе«Формированиегосударственностив
непризнанных республиках бывшего СССР как пространство реализации
национальных интересов» отражен процесс государственного строительства
в непризнанных государствах постсоветского пространства. Образованные в
начале 1990-х гг. самоопределившиеся республики бывшего СССР стали
объектом внимания со стороны научного сообщества, а представленные в
параграфе теоретико-методологические подходы к пониманию процесса
государственного образования в этих республиках отражают взгляды ученых
на существующую проблематику. Первая группа исследователей склонна
отрицать наличие национальных интересов у непризнанных государств, считая,
что их существование напрямую зависит от позиции более крупных акторов,
поддерживающихдолгожительствосамопровозглашенныхреспублик.
Поэтомуправильноговоритьнеонациональныхинтересах
самоопределившихся государств, а об интересах более крупных игроков,
которые поддерживают жизнеспособность непризнанных республик на
постсоветскомпространстве.КтаковымстоитотнестиАрмению
(поддерживает Нагорно-Карабахскую Республику) и Россию (поддерживает
Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье).
Вторая группа исследователей склонна считать, что непризнанные
государства обладают суверенными национальными интересами. Такой
позиции, как правило, придерживаются исследователи, составляющие научное
сообщество самопровозглашенных республик.
Начавшийся в 1990 году процесс государственного строительства в
непризнанных государствах постсоветского пространства в НКР, Абхазии и
Южной Осетии строился на основе имевшегося статуса внутри СССР, в
отличие от Приднестровья, которое правами автономии после 1940 года не
обладало.Формированиесувереннойполитико-правовойсистемы
сопровождалось конфликтом самоопределившихся республик со своими
малыми метрополиями – Азербайджаном, Грузией и Молдовой. Вооруженный
конфликт на долгое время заморозил статус непризнанных государств Абхазии,
Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья. Важно отметить, что в
условияхконфликтастепеньлегитимностипринимаемыхрешений
руководством непризнанных республик была чрезвычайно высока, а
доминировавшиевэтотпериодвременисистемырекрутирования
политическихэлитпридавалидемократическийстатуспроцессу
государственного строительства. В условиях суверенизации, в процессе
государственного строительства сформировались три типа идентичности для
самоопределившихся республик: гражданская и этническая – в Абхазии,
Южной Осетии и Нагорном Карабахе; региональная и гражданская – в
Приднестровье.
За 30 лет существования самоопределившихся государств в них
сформироваласьсувереннаяполитико-правоваясистема,финансово-
экономическая система, система социальной защиты и поддержки населения,
гражданское общество.
Таким образом, процесс государственного строительства является
основой формирования национальных интересов как самих непризнанных
государств постсоветского пространства, так и государств, поддерживающих
этот процесс извне.
Вовторойглаве«Легитимацияполитическогокурса
Приднестровской Молдавской Республики в контексте государственного
строительства» отражается процесс государственного строительства в
Приднестровье и освещается деятельность акторов, формирующих генерацию
приднестровских национальных интересов.
В первом параграфе «Генезис приднестровской государственности
какусловиелегитимностиилегальностиполитическогокурса
Приднестровья» представлен исторический анализ развития приднестровской
государственности, отраженпроцессидентификацииприднестровского
населения. Особое место в процессе государственного строительства занимает
идентификационнаясоставляющаяприднестровскойгосударственности,
которая лежит в основе приднестровских национальных интересов. В
настоящее время реализуется политика симбиоза символических ресурсов
власти советского прошлого Приднестровья с имперским периодом.
Проживающие на территории Приднестровья народы впитали в себя элементы
романо-германскойиславяно-православнойкультуры.Развитие
приднестровского края в рамках Российской империи происходило под
постоянным вниманием русских правителей в этой земле: строилась
инфраструктура, развивались промышленность и сельское хозяйство. Таким
образом, для приднестровской государственности свойственен культурно-
цивилизационный тип легитимности, который находит свое воплощение в
поддержке со стороны социума культурно-исторических ценностей, лежащих в
основе приднестровской государственности.
Будучи неотъемлемой частью России с 1792 года, Приднестровье обрело
идентификационную основу построения независимой государственности,
которая зародилась в 1924 году, когда была создана МАССР, и вылилась в
независимость в 1990 году, сопротивляясь выходу Молдовы из состава СССР.
В первоначальный период (1990-1991 гг.) политическая система Приднестровья
функционировала в рамках советской системы управления, однако после 1991
года, с образованием ПМР, она становится суверенной.
Главнымвыводомпервогопараграфаявляетсяпризнание
идентификационной основы приднестровской государственности, которая
лежит в основе приднестровских национальных интересов. В структуре
построения модели реализации приднестровских национальных интересов
особенно выделяются: историческая платформа образования Приднестровья,
референдальныйресурсформированияосновныхнаправлений
государственной политики.
Во втором параграфе «Институциональная основа политической
системыПриднестровьякакмеханизмгенерациинациональных
интересов» отражена функциональная нагрузка институтов государственной
власти и политической системы Приднестровья в процессе достижения
приднестровских национальных интересов, которые на различных этапах
исторического развития приднестровского государства носили фрагментарный
характер.
Специфика Приднестровья заключается в том, что как государство оно
возникло по инициативе снизу, в результате общественного договора основных
социальных, национальных и религиозных групп региона, которых объединил
интерес, выражающийся в необходимости собственного государства. Таким
образом, институциональное закрепление функционирования независимой
политической системы ПМР основано на волеизъявлении граждан республики,
высказанной в ходе референдумов, что и лежит в основе механизма реализации
суверенной внешней политики приднестровского государства. Практика
становлениянациональныхгосударстввсоответствииспринципом
самоопределения получила свое развитие в начале 1960-х годов с принятием
декларации о предоставлении независимости колониальным странам и
народам.
Образование Приднестровской Молдавской Республики неразрывно
связано с государственными интересами, которые стали движущей силой
формирования государства и сохраняют свою высокую актуальность до
сегодняшнего дня, что говорит о внутриполитической преемственности
относительнореализацииключевыхположенийвнешнеполитических
приоритетов Приднестровья. Однако динамичное изменение внешних условий
вынуждает зачастую адаптировать под них внешнеполитическую стратегию
Приднестровья, что приводит к трансформациям механизмов реализации
приднестровских национальных интересов.
В основе приднестровских национальных интересов лежат объективно
значимые интересы личности, общества и государства, которые объединены в
законодательнойбазереспублики,основывающейсянарезультатах
референдумов, что придает легитимный характер деятельности органов
государственной власти Приднестровья в этом направлении.
Истокиприднестровскихнациональныхинтересовлежатво
внутриполитической сфере, являющейся его генератором, и во внешней
политике,выступающейинструментомихдостижения.Будущее
приднестровских национальных интересов зависит от решения комплекса
вопросов, среди которых и реформирование представительной власти, и
трансформацияинститутовгосударственнойвласти,ирезультаты
переговорного процесса. В краткосрочной перспективе следует констатировать
устойчивую стабильность Приднестровья. В долгосрочной – вероятны два
сценария: неустойчивая стабильность либо трансформация национальных
интересов.
Третьяглава«Формированиенациональныхинтересов
Приднестровья в контексте становления мирового порядка XXI века»
представляет собой анализ современной системы международных отношений и
конструирование на этой основе модели реализации приднестровских
национальных интересов.
Первый параграф «Особенности современного мирового порядка
как условия реализации национальных интересов Приднестровья»
содержит в себе видение современной системы международных отношений,
отражая, таким образом, внешний аспект реализации приднестровских
национальных интересов.
В условиях демократизации общественных отношений в мировой
системе отношений, направленной на преодоление разрыва между формальным
равенством и фактическим неравенством государств, происходит усиление
фактора принятия решений в сфере международных отношений к населению
конкретных государств как основному источнику и носителю суверенитета, что
в целом соответствует тенденции гуманизации международных отношений,
которая предполагает переход к такому типу международных отношений,
который в наибольшей степени будет служить интересам личности, что в
перспективе приведет к созданию максимальных возможностей для ее
дальнейшего развития и совершенствования с целью повышения качества
самой жизни.
Фрагментация системы международных отношений в настоящее время
увеличивает значимость национальных интересов государств и способности их
достижения посредством использования внешнеполитического потенциала.
Несмотря на изменение конструкции современного мирового устройства, тем
не менее, глобализация все еще не утратила в полной мере актуальности в
современных реалиях. Императивы современного мирового порядка говорят о
высокой степени хаотизации мировой системы отношений, формирующей
неблагоприятные условия реализации приднестровского национального
интереса, который продолжает трансформироваться.
Проецируя складывающуюся ситуацию в мировой политике на
региональный уровень, следует отметить, что региональный политический
климат, темпы движения которого задает международная политика, приводит в
действие механизмы государства, которые призваны реализовать интересы
республики в меняющихся условиях, призваны обеспечить продвижение
национальных интересов Приднестровья, выражающиеся в задействовании
новых инструментов для достижения поставленной цели. Укрупнение
существующих и появление новых акторов международных отношений
формируетновыеусловияреализациинациональныхинтересов
Приднестровья, которые тесно переплетены в данном вопросе с фактором
национальной безопасности.
Вовторомпараграфе«Стратегическиенаправления
приднестровскойвнешнейполитикивпроцессереализации
национальных интересов» анализируется внешнеполитическая деятельность
Приднестровья в процессе реализации приднестровских национальных
интересов. Являясь многовекторной по своей сущности, приднестровская
внешняя политика имеет безусловные, основные и главные приоритеты.
Безусловным приоритетом Приднестровской Молдавской Республики является
реализация волеизъявления граждан, которые на референдуме в 2006 году
высказались за независимость и последующее присоединение к Российской
Федерации. На этой основе происходит государственное строительство.
Для России регион молдо-приднестровского урегулирования важен с
позиций возможного усиления ее геополитического влияния, а также в связи с
тем, что в Приднестровье проживают российские соотечественники, защита и
поддержка которых является конституционной обязанностью российского
государства. Для Приднестровья отношения с Россией носят стратегический
характер в торгово-экономической сфере, в вопросах безопасности, а также в
сфере реализации совместных гуманитарных проектов. Российская Федерация
является гарантом мира и безопасности на Днестре, что ставит в особое
положение приднестровские национальные интересы от позиции Москвы.
Утеря каналов коммуникации с российским руководством после 2011 года
является одной из наиболее существенных в вопросах трансформации
механизмов реализации приднестровских национальных интересов.
Кроме того, в параграфе анализируется молдавское и украинское
направления внешней политики Приднестровья, указывается, что для
Приднестровья Кишинев и Киев создают крайне неблагоприятные условия для
реализациинациональныхинтересов,позволяющихподдерживать
жизнеспособность республики.
Для приднестровских реалий также характерна недостаточная развитость
полноценноговнешнеполитическогомеханизма,подкрепленного
внешнеполитическим потенциалом республики, который позволит избегать
деструктивных действий против экономики и сфер общественной жизни
Приднестровья со стороны Молдовы и Украины
В завершении делается анализ других проблемных сфер, неблагоприятно
сказывающихся на реализации приднестровских национальных интересов,
среди которых: отсутствие должного притока иностранных инвестиций,
внутренние проблемы, связанные с социально-экономическим развитием.
В третьем параграфе «Модель реализации национальных интересов
Приднестровья»представленыформыимеханизмыструктуризации
приднестровских национальных интересов, в процессе государственного
строительства. Несмотря на непризнанный статус, Приднестровье обладает
системой национальных интересов и выработанными механизмами их
достижения.
Приднестровский национальный интерес не является монолитным
образованием. Он учитывает множество аспектов, включающихся в процессе
реализации приоритетов внутренней и внешней политики Приднестровья и
сосредоточенных в триаде: политическая стабильность, экономическая
самодостаточность и социальная справедливость.
НациональныеинтересыПриднестровья,складывающиесяна
протяжении 30 лет независимости республики: признание окончательного
международно-правового независимого статуса Приднестровья, включение
республики в состав Российской Федерации, евразийская интеграция
республики, сохранение исторической памяти – образуют общность в лице
приднестровского народа, необходимость формирования по-настоящему
социально ориентированного государства. Перечисленные интересы находят
свое подтверждение в законодательной базе республики и в риторике
официальных лиц государства.
Выявленные критерии реализации приднестровских национальных
интересов позволили определить сильные и слабые стороны современной
приднестровской политики, выявить угрозы и возможности для дальнейшего
воплощения в реальность выработанных приоритетов Приднестровья. К
сильным сторонам относятся наличие выработанной ресурсной базы, а также
высокий уровень легитимности приднестровской политической элиты в
процессе достижения национальных интересов республики. Слабой стороной
является чрезмерно высокая зависимость Приднестровья от внешних акторов.
К возможностям относится способность интенсификации связей с другими
членами международного сообщества, к угрозам – неурегулированный статус
конфликта на Днестре. Таким образом, проведенный анализ позволил выявить
стратегические цели Приднестровья: военно-политические, выражающиеся в
необходимости сохранения существующего миротворческого формата, в
мирном урегулировании отношений с Республикой Молдова посредством
цивилизованного развода; в обеспечении территориальной целостности ПМР; в
поддержании стратегического баланса сил в регионе. К экономическим целям
относятсяобеспечениеэкономическойсамодостаточностигосударства,
интенсификация экономического сотрудничества с государствами ЕАЭС и
увеличение импорта приднестровской продукции в Россию, минимизация
нерационального использования ресурсов. К социально-политическим целям
относятся повышение уровня и качества жизни, обеспечение стабильной
ситуации и недопущение роста социальной напряженности в республике.
Основнымикритериямианализаэффективностиреализации
национальных интересов являются обеспеченность проведения внешней
политики внешнеполитическим потенциалом; политическая воля и осознание
политической элитой национальных интересов государства; легальность и
легитимность проводимого политического курса в процессе реализации
национальныхинтересов.Поэтомувразныепериодыразвития
приднестровскойгосударственностипроисходилитрансформации
национальных интересов: в период с 1990 по 1991 – трансформация была
связана с распадом СССР и необходимостью суверенизации Приднестровья,
которая формируется как парламентская республика; период с 1992 по 2000 гг.
был связан с концептуализацией приднестровских национальных интересов в
связи с курсом на обретение механизмов достижения национальных интересов:
суверенной экономической, финансовой и политической системой, республика
проходит путь от президентско-парламентской к классической президентской
поформеправления,трансформируютсямеханизмыреализации
приднестровских национальных интересов, как и сами интересы; период с 2000
по 2005 гг. характеризуется усилением внешних факторов на реализацию
приднестровскихнациональныхинтересов,которыепланировалось
осуществлять в рамках особого статуса в составе Республики Молдова; период
с 2005 по 2012 гг. связан с усилением курса на независимость Приднестровья
после неудачной попытки включения республики в состав Молдовы. Период с
2012 по 2021 гг. характеризуется появлением новых интересов, формулировкой
национальной идеи республики и окончательной институционализацией курса
на независимость и международное признание Приднестровья.
Главным выводом третьего параграфа стало признание национальных
интересовнеотъемлемойчастьюгосударственногостроительствав
Приднестровье, которые в условиях непризнанности стирают фактическую
грань между внутренними и внешними механизмами их достижения.
ВЗаключениипредставленывыводыисследования,отражены
результаты, формирующие основу положений, выносимых на защиту. Находят
свое подтверждение поставленные автором цели и задачи исследования.
Актуальность темы исследования.
Особенности функционирования и жизнедеятельности непризнанных
государств, противоречивость их статуса, сложности урегулирования
региональных отношений вокруг них актуализируют необходимость
обращения к проблеме реализации национальных интересов.
Переформатирование геополитического пространства после распада
Советского Союза сопровождалось ростом конфликтного потенциала в ряде
республик, составные части которых сопротивлялись курсу суверенизации. Это
привело к появлению самоопределившихся, непризнанных государств
постсоветского пространства, в числе которых была и Приднестровская
Молдавская Республика, объявившая о своем суверенитете в 1990 году сначала
в составе СССР, а после его распада – провозгласившая независимость.
Национальные интересы Приднестровья в различные исторические
периоды формировались с учетом меняющейся геополитической ситуации,
наполнялись актуальным содержанием и находили практическое выражение во
внутренней и внешней политике государства. С момента образования
Приднестровья главным приоритетом республики оставалась интеграция с
Российской Федерацией, что было закреплено в результатах референдума 2006
г.
Если до 2012 года основным направлением государственного
строительства было признание независимости Приднестровья и ее
присоединения к России, то затем во внешнеполитических шагах
приднестровского государства отчётливо проявилось стремление к обретению
реальной независимости с последующим включением Приднестровья в
евразийские интеграционные процессы, запущенные Российской Федерацией.
Будучи непризнанным государством, Приднестровская Молдавская
Республика обладает статусом международно-признанной стороны конфликта,
что отражается в статусе приднестровских переговорщиков в процессе
урегулирования отношений с Молдовой, формат которого предполагает
вовлечение в региональные процессы и крупных мировых игроков: России,
США, ЕС, Украины и ОБСЕ.
При этом динамика и ход политических процессов в Приднестровье дают
нам пример относительной стабильности в условиях внешней
неурегулированности конфликта и поступательного развития во всех сферах
общественно-политической жизни, что делает анализ приднестровского кейса
актуальным, с точки зрения адаптации и использования этого опыта в процессе
урегулирования конфликтов в других непризнанных республиках.
Процессы глобализации, кризисные явления в мировой экономической
системе интенсифицировали зависимость Приднестровья от внешних
источников, обостряя противоречия, складывающиеся между различными
социально-политическими группами в республике, а также между акторами
вовлеченными в процесс молдо-приднестровского урегулирования, что
вынуждает Приднестровье, несмотря на статус непризнанного государства,
защищать собственные интересы в новых социальных и политических
условиях. Поэтому исследование проблем реализации национальных интересов
важно и в плане прогнозирования развития ситуации в регионе.
Особо актуализируется в этом контексте вопрос о природе национальных
интересов, их институциональном закреплении в приднестровских реалиях и
возможности их практического воплощения.
Во-первых, существующее многообразие мнений на сущность
национального интереса и возможности его реализации недостаточно детально,
а зачастую достаточно поверхностно указывают на его место в условиях
международно-правовой непризнанности. Открытым в данном контексте
является вопрос о наличии национальных интересов у непризнанного
государства.
Во-вторых, оставаясь неотъемлемой составляющей процесса
государственного строительства, национальные интересы Приднестровья
способны трансформироваться либо после очередного электорального цикла,
либо под влиянием внешних факторов, которые являются ключевыми в
вопросах обеспечения жизнедеятельности республики. Это говорит о высокой
степени влияния внешних акторов на достижение приднестровских
национальных интересов.
В-третьих, неурегулированность конфликта на Днестре и механизмы
институционализации молдо-приднестровских отношений являются
ключевыми факторами, оказывающими влияние на процесс реализации
приднестровских национальных интересов.
На примере реализации приднестровских национальных интересов
можно выявить характер их зависимости от процесса государственного
строительства, проследить динамику их трансформации, выявить модели
поведения внешних акторов в региональном разрезе.
Степень научной разработанности.
Литература и источники, использованные при написании
диссертационного исследования, можно условно объединить в три группы.
Основой для понимания сущности национальных интересов послужили
классические труды Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье и др.1
В них освещены проблемы политической власти и взаимоотношений
государства и общества.
Вторая группа литературы и источников включает в себя работы,
посвященные непосредственно проблематике национальных интересов.
Интерпретация и анализ феномена национального интереса в конкретно-
исторических условиях, характера его реализации в процессе достижения
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Электронный
ресурс]: монография / Т. Гоббс // Персональный сайт А. В. Павроза. – URL: http://pavroz.ru/files/hobbesleviath
an.pdf.; Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права [Текст]: монография /
Ж. Ж. Руссо. Об общественном договоре. Трактаты. – М.: КАНОН-пресс, 1998. – 416 с.; Монтескье Ш. О духе
законов [Электронный ресурс]: монография / Ш. Монтескье. –
URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf; Вебер М. Власть и политика [пер. с
немецкого Б.М. Скуратова, А.Ф. Филиппова] [Текст] / М. Вебер. – М.: Рипол Классик, 2017. – 432 с.; Локк Дж.
Два трактата о правлении [Электронный ресурс]: монография / Дж. Локк // Inliberty. – URL:
https://old.inliberty.ru/library/163-vtoroy-traktat-o-pravlenii; Habermas J. Between Facts and Norms. Contributions
to a Discourse Theory of Law and Democracy [Техt] / J. Habermas / translation by William Rehg. – Massachusetts:
The MIT Press, 1996. – 631 p.
приоритетов государственной политики освещены в работах Г. Моргентау, Р.
Арона, К. Уолца и др1. Среди современных исследователей, разрабатывающих
и обогащающих теоретико-методологическую и эмпирическую базу для
изучения национальных интересов, следует выделить работы B. Buzan, J.
Duroselle, J. Nay, C. Wohlforth и др.2
Особое место в понимании сущности национальных интересов отводится
представителям школы конструктивизма. Фундаментальное место в освещении
концепта «национальный интерес» занимают работы А. Вендта, М. Финнемора,
Т. Хопфа и др3. Представители конструктивизма рассматривают мировую
систему отношений как социально сконструированную действительность, в
структуре которой находятся интересы государства и механизмы их
достижения.
Представления конструктивистов о среде реализации национальных
интересов государства во многом дополнили имеющиеся научные разработки о
силе как движущем элементе международных политических процессов,
выделяя ее проявление в принудительной, институциональной, структурной,
производительной и дискурсивной формах.
Важное место в вопросе освещения феномена национальных интересов и
характера их реализации занимают работы российских исследователей: Б.Г.
Morghentau H. Politics among nation: The Struggle for Power and Peace [Техt] / H. Morghentau – New York:
Alfred A. Knopf, 1961. – 630 p. ; Morgenthau H. The Primacy of the National Interest [Техt] / H. Morghentau // The
American Scholar. – 1949. – № 2. – P. 207-212.; Aron R. Paix et Guerre entre les nation [Техt] / R. Aron. – Paris,
1984. – 794 p.; Woltz K. N. Theory of International Politics [Техt] / K. N. Woltz. – New -York: Addison-Wesley
Publishing, 1979. – 256 p.; Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение [Текст]: монография / И.
Валлерстайн. – М.: Территория будущего, 2006. – 248 c.; Carr E. H. The Twenty Years’ Crisis 1919–1939: An
Introduction to the Study of International Relations [Техt] / E. Carr. – L.: MACMILLAN & CO. LTD, 1946. – 239
p.; Ray S. Cline. World Power Assessment: A Calculus of Strategic Drift [Техt] / R. Cline. – Washington: Georgetown
University Center for Strategic and International Studies, 1976. – 173 p.
2
Buzan B., Weaver O. Regions and Power: The Structure of International Security [Техt] / B. Buzan, O.Weaver. –
New York: Cambridge University Press, 2003. – 598 p.; Duroselle J. B. Tout empire périra. Une vision théorique des
relations internationals [Техt] / J. B. Durossele. – Paris: Armand Colin, 1992. – 345 p.; Nye J. Cyber Power, Belfer
Center for Science and International Affairs [Text] / J. Nye. – Harvard Kennedy School. – 2010. – 24 p.; Wohlforth
C. Gilpinian Realism and International Relations [Text] / W. Wohlforth // International Relations. – 2011. – Vol.25.
– №4. – pp. 499-511.
3
Wendt A. Anarchy is what States Make of it: The Social Construction of Power Politics [Техt] / A. Wendt //
International Organization. – 1992. №2. – P. 391-425.; Finnemore, M. National Interests in International Society
[Техt] / M. Finnemore – New York: Cornell University Press, 1996. – 176 p.; Hopf T. The Promise of Constructivism
in International Relation Theory [Техt] / T. Hopf // International Security. – Summer 1998. – Vol.23. – Issue 1. –
P. 171-201.; Reus Smith C. Constructivism [Техt] / C. Reus Smith // Theories of International Relations / Ed. By S.
Burchill et all. – Basingstoke: Palgrave, 2005. – 310 p.
Капустина, К.Э. Сорокина, Р.Р. Улитина, Ю.В. Боровского, А.В. Кулакова,
О.Б. Игнаткина и др1. В работах указанных авторов доминируют две позиции.
Первый подход подтверждает высокую значимость национальных интересов в
мировой политике. Второй – относит данную категорию в разряд «пережитков
прошлого», указывая на их негативное влияние в процессе развития
современных общественно-политических процессов.
В третью группу освоенной научной литературы вошли работы,
связанные с анализом политических процессов в Приднестровье. Прежде всего,
это приднестровские политологи и историки В.В. Ястребчак, А. З. Волкова,
Е.М. Бобкова, И. Н. Галинский, С.А. Осипова и политики-практики И.Н.
Смирнов, В.В. Игнатьев, Б.Н. Акулов и др2., в трудах которых отражена суть
государственного строительства в Приднестровье, показаны
трансформационные тенденции в построении приднестровского государства с
1990 года, отражены механизмы достижения приднестровских национальных
интересов.
Капустин Б. Г «Национальный интерес» как консервативная утопия [Текст] / Б.Г. Капустин // Свободная
мысль. – 1996. – № 3.; Сорокин К. Э. Государственные интересы как обобщение национальных [Текст] / К.Э.
Сорокин // Полис. – 1995. – № 1.; Улитин Р. Р. Соотношение понятий «национальный интерес» и
«национальная безопасность» в трудах западных и отечественных исследователей [Электронный ресурс] / Р.
Р. Улитин // Университет Лобачевского. – URL: http://www.unn.ru/pages/vestniki_journals/9999-
0200_West_MO_2003_1/16.pdf; Кулаков А. В. Геополитика и актуальные проблемы национальных интересов
России на государственной границе [Текст]: монография / А. В. Кулаков. – М.: Национальный институт
бизнеса, 2003. – 151 с.; Игнаткин О. Б. Идеи политического реализма в современных международных
отношениях [Teкст] / О. Б. Игнаткин // Вестник РГГУ. – Декабрь, 2013. – № 21. – С. 74-82.
2
Ястребчак В. В. Об основных положениях Концепции внешней политики Приднестровской Молдавской
Республики [Текст] / В. В. Ястребчак // Дипломатический вестник Приднестровья. – №3 (5) сентябрь 2011 г. –
С. 14-17.; 82. Галинский И. Н. Модернизация системы государственного управления Приднестровской
Молдавской Республики в новых политических условиях [Текст] / И.Н. Галинский // Общественная мысль
Приднестровья. – 2012. – № 2. – С. 45-49.; Волкова А. З. Референдумы в Приднестровской Молдавской
Республике [Текст]: монография / А. З. Волкова. – Тирасполь: Типар, 2006. – 392 с.; Бобкова Е. М.
Приднестровские реалии в контексте конвенционального подхода [Текст]: монография / Е. М. Бобкова. –
Тирасполь, 2018. – 232 с.; Осипова С. А. Периодизация политической истории и ее методологические
возможности как инструмента исследования государственного образования [Текст] / С. А. Осипова // Вестник
Приднестровского университета. – 2016. №1 (52). – С.100-105.; Смирнов И. Н. Жить на нашей земле:
Стереотипное изд. [Текст]: монография / И. Н. Смирнов. – Тирасполь, 2017. – 240 с.; Игнатьев В.В.
Современное Приднестровье как составная часть формирующегося Евразийского пространства [Текст] / В.В.
Игнатьев // Евразийское Приднестровье: сб. статей по материалам медиацентра «Евразийское
Приднестровье»: под общей ред. Н. В. Штански. – Тирасполь, 2013 – С. 75-81.; 195. Акулов Б.Н.
Рабочая Рыбница: ответ национализму [Текст] / Б.Н. Акулов // Начало: сб. воспоминаний / сост. А. З. Волкова.
– Тирасполь : Мин-во информации и телекоммуникаций, 2010. – 256 с.
Проблемам урегулирования молдо-приднестровских отношений
посвящены труды А.В. Девяткова, Н.И. Харитоновой, В.Ф. Пряхина, С.Н.
Бабурина, Т.С. Гузенковой1.
Вопросы интеграции на постсоветском пространстве в целом и
геополитических особенностей региона молдо-приднестровского
урегулирования в частности, освещаются в работах Гущина А.В., Маркедонова
С.М., Великой Н.М., Мерзликина Н.В., Селезнёва И.А. 2
Отдельно стоит отметить зарубежных, западных исследователей,
специализирующихся на изучении фактора Приднестровья в системе
международных отношений и роли национальных интересов во
внешнеполитическом курсе республики: Ülger I., Löwenhardt J., Dembinska M.,
Mitrasca M.3 В их трудах отчетливо прослеживается идея, в соответствии с
Девятков А.В. Перед вызовом европеизации: политика России в приднестровском урегулировании (1992 –
2012 гг.). [Текст] / А.В. Девятков. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. – 164 с.; Харитонова Н.И. Приднестровский
конфликт (1988 – 2012 гг.) [Текст] / Н.И. Харитонова. – М.: Линия-график, 2015. – 520 c. Пряхин В.Ф.
Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах,
Приднестровье, Таджикистан) [Текст] / В.Ф. Пряхин. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 344 c.; Бабурин
С. Н. Цивилизационный смысл Приднестровской Молдавской Республики – в продолжении в рамках русского
мира молдавской государственности [Текст] / С. Н. Бабурин // Политико-правовые основы международного
признания независимости Приднестровской Молдавской Республики / под общ. ред. В.В. Игнатьева. –
Тирасполь, 2018. – С.56-61.; Гузенкова Т. С. Конституционная реформа в Приднестровье как политический
компромисс [Электронный ресурс] / Т. С. Гузенкова // Российский институт стратегических исследований. –
URL: https://riss.ru/analitycs/2384/.
2
Селезнёв И.А. Национальные интересы России и процессы Евразийской интеграции [Текст] / И.А. Селезнёв
// Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное
государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях
постпандемической реальности: материалы научно-практической конференции (Москва, 10 декабря 2020 г.)
/ Отв. ред. О. П. Новоженина; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – С. 173-181.; Мерзликин Н.В. Уроки
Великой Победы: консолидация общества и власти [Текст] / Н.В. Мерзликин // Великая Победа советского
народа: социально-политические и демографические аспекты: [монография] / С.В. Рязанцев, В.Н. Иванов [и
др.]; отв. ред. С.В. Рязанцев, В.Н. Иванов; ИСПИ ФНИСЦ РАН. – М.: Экон-информ, 2020. – 450 с.; Гущин
А.В. Проблемы и перспективы евразийской интеграции [Текст] / А.В. Гушин // Россия и современный мир. –
2020. – №4 (109). – С. 105-118.; С. М. Маркедонов Де-факто государства: политический феномен
постсоветского пространства // Вестник РГГУ Серия «Политология. История. Международные отношения.
Зарубежное регионоведение. Востоковедение», 2018. № 1 (11) . – С.24-40.; Гущин А.В., Маркедонов С.М.
Приднестровье: дилеммы мирного урегулирования [Текст] / А.В. Гущин, С.М. Маркедонов // Российский
совет по международным делам. – 2016. – Аналитические записки № 1. – С.3.; Великая Н.М., Татаров Р.А.
Неизменные союзники и непостоянные интересы: «маятник» нового популизма в Республике Молдова
[Текст] // Современная Европа. – 2021. –№4. – С. 140-150.; Великая Н.М., Татаров Р.А. Геополитические кейсы
в процессе урегулирования приднестровского конфликта [Текст] / Н.М. Великая, Р.А. Татаров // Вестник
РГГУ. – Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». – 2021. –
№3. – С. 116-129.
3
Ülger I. The conflict of Transnistria [Техt] / I. Ülger // E-journal of Law. – Vol.3(1). – 2017. – P.29.; Löwenhardt J.
The OSCE, Moldova and Russian Diplomacy in 2003 [Техt] / Löwenhardt J. // Journal of Communist Studies and
Transition Politics. Vol. 20. – №4. – 2004. – P.103-112.; Dembinska M. Carving out the nation with the enemy’s kin:
double strategy of boundary-making in Transnistria and Abkhazia // Nations and Nationalism 25 (1), 2019. Pp. 298–
317.; Mitrasca M. Moldova: a Romanian Province under Russian Rule: Diplomatic History from the Archives of the
Great Powers [Техt] / M. Mitrasca. – N.Y.: Algora Publishing, 2002. – 440 p.
которой приднестровские национальные интересы не обладают высокой
степенью самостоятельности, а являются производными от позиций других
крупных мировых, что значительно контрастирует с позицией научного
сообщества Приднестровья и отдельной части экспертов России.
Отметим, что подавляющее большинство диссертационных
исследований по приднестровской проблематике были посвящены проблемам
урегулирования конфликта и становлению приднестровской
государственности, проблемам институционализации приднестровской
внешней политики, а также историческому анализу построения
государственности1.
Объектом исследования диссертационной работы выступает процесс
государственного строительства в Приднестровье в конце XX начале XXI века.
Предметом исследования диссертационной работы выступают
национальные интересы, особенности их формирования и реализации в
процессе государственного строительства в Приднестровье.
Целью диссертационной работы является выявление особенностей
реализации приднестровских национальных интересов в процессе
государственного строительства.
Реализация поставленной цели обуславливает необходимость решения
следующих исследовательских задач:
– проанализировать теоретические подходы к определению сущности
национальных интересов и проследить их эволюцию;
– охарактеризовать процесс государственного строительства в
непризнанных государствах постсоветского пространства;
Штански Н.В. Проблемы урегулирования конфликта в Приднестровье/Молдове: международные аспекты
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!