Парламентаризм в условиях цветных революций: особенности становления и развития (на примере Украины) : диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук : 23.00.02
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования парламентаризма в условиях цветных революций ………………………… 17 1.1. Парламентаризм как категория политической науки ……………………… 17 1.2. Институциональные основы парламентаризма ……………………………. 32 1.3. Цветная революция: проблемы дефиниции и основные теоретические модели ……………………………………………………………………………… 59
Глава 2. Украинский парламентаризм в условиях цветных революций: проблемы развития и функционирования ……………………………………. 93 2.1. Особенности эволюции и функционирования политического режима на современной Украине ……………………………………………………………… 93 2.2. Становление партийной системы Украины как фактор развития парламентаризма ………………………………………………………………… 118 2.3. Эволюция украинского парламентаризма и особенности функционирования в условиях цветных революций………………………………………………….. 144
Заключение ………………………………………………………………………. 181 Список литературы ……………………………………………………………. 192
Актуальность темы диссертационного исследования. Цветные революции, как показывают происходящие в настоящее время события на мировой арене, арабская весна, реалии постсоветского пространства, представляют собой угрозу существованию государств, стабильности и безопасности целых регионов. Однако опасность данного явления недооценивается, особенно на Западе, где цветные революции преподносятся как инструмент обеспечения влияния в значимом регионе. Также отмечается, что цветные революции возникают стихийно, являются примером истинной демократии, происходят без применения насилия. Соответственно, для того чтобы сформировать эффективный механизм борьбы с цветными революциями, разработать инструментарий, соответствующий характеру и степени опасности цветной революции в ее конкретном проявлении, необходимо изучить и понять природу цветных революций, их содержательные особенности.
Эффективным инструментом защиты политической системы государства от цветной революции может стать парламентаризм, в силу роли и значения парламента, как законодательного и представительного органа, являющегося сердцевиной парламентаризма. Парламент представляет собой социум в миниатюре, политическую трибуну, где должен происходить поиск компромиссов и достижение баланса сил официальной власти и оппозиции в интересах общества. Парламент является законодательным органом, принимающим акты, регулирующие наиболее важные сферы жизни общества и которым общество должно подчиняться. Парламент является также представительным органом, которому общество доверяет, поэтому может стать
4
действенным средством легитимации принятых властью решений. Данная функция парламента обеспечивает возможность контроля парламента за деятельностью органов исполнительной власти, что позволяет сохранить доверие общества по отношению к принятым исполнительной властью решениям. Однако для того чтобы парламентаризм смог защитить политическую систему государства от внутренних и внешних угроз, особенно от таких разрушительных, как цветная революция, необходимо полноценное функционирование парламентаризма, что невозможно без опоры на поддержку общества. Доверие социума к институту парламентаризма достигается посредством деятельности парламента в качестве законодательного и представительного органа, политической трибуны, построенной с соблюдением такого важного демократического принципа, как плюрализм мнений. При таких условиях несистемная оппозиция не будет обладать достаточной общественной поддержкой, чтобы успешно внедрить в социум идеи необходимости государственного переворота с целью смены власти и существующего политического режима. Для того чтобы установить, каким образом парламентаризм будет являться эффективным средством борьбы против цветной революции как угрозы политической системе, необходимо определить его сущностные признаки, внутреннее строение, инструменты, с помощью
которых парламентаризм может реализовать свой защитный потенциал. Разрушительный характер последствий цветных революции затронул ряд государств. Не является исключением и постсоветское пространство, не раз подвергавшееся цветным революциям, что особенно значимо для России. Поэтому изложенное обусловливает исследовательский интерес к поиску ответов на целый комплекс вопросов: 1) являются ли цветные революции в какой-то мере стихийным явлением, или же они целиком и полностью являются технологией государственного переворота, контролируемого извне? 2) чем обусловлен разрушительный характер последствий цветной революции для политической системы? 3) может ли парламентаризм стать эффективным инструментом противодействия цветной революции? 4) каким образом должен
5
функционировать парламентаризм, чтобы защитить политическую систему от
разрушительных последствий цветной революции?
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на
актуальность выбранной проблематики исследования, количество научных работ по вопросу роли и значения парламентаризма в качестве инструмента противодействия цветным революциям не столь велико. Однако на протяжении десятилетий зарубежными и отечественными учеными изучается ряд других вопросов, образующих исследовательское поле диссертации.
Прежде всего необходимо выделить научные труды, посвященные изучению сущности и особенностей цветной революции.
Политическую науку отличает широкий спектр подходов к трактовке природы изучаемого явления, свидетельствующий не столько о его сущностном многообразии, сколько о некоторой политизированности при изучении вопроса у ряда отечественных и значительного числа зарубежных ученых. Ряд зарубежных исследователей, таких, как D. Lane (Д. Лайн)1, J. Dunn (Дж. Данн)2, C. Lamont (К. Лямонт)3, J. Laughland (Дж. Лауленд)4 полагают цветную революцию как один из инструментов геополитического влияния, который используется внешними акторами для укрепления своих позиций на определенных территориях, стратегически важных с их точки зрения. Однако большинство зарубежных ученых5 полагают, что цветные революции являются стихийным явлением, гласом народа, приводящим к демократизации политического режима, но они не отвечают на вопрос о том, почему цветные
1 Lane D. The Orange Revolution: People’s Revolution’ or Revolutionary Coup? // BJPIR. 2008. Vol. 10. P. 525–549; Lane D. «Coloured Revolution» as a Political Phenomenon // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2009. No 25. P. 2–3, 113–135.
2 Dunn J. Capitalist Democracy: Elective Affinity or Beguiling Illusion? // Daedalus. 2007. Vol. 136. No.3. P. 5–13.
3 Lamont C. Contested Sovereignty: The International Politics of Regime Change in the Federal Republic of Yugoslavia // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2009. Vol. 25. No 2–3. P. 181–198.
4
5 Kumar K. 1989: Revolutionary Ideas and Ideals. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001. – 321 p.; Stark D., Bruszt L. One way or multiple paths: For a comparative sociology of East European Capitalism // American Journal of Sociology. 2001. Vol. 106. No 4. P. 1129–1137; Sharp G. From Dictatorship to Democracy. Boston, MA: Albert Einstein Institution, 2003. – 326 p.; Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. – 564 p.; Herd G. P. Colourful revolutions and the CIS: «Manufactured» versus «managed democracy» // Problems of Post-communism. 2005. No 52. P. 2–17; Valerie J. B., Sharon L. W. International Diffusion and Postcommunist Electoral Revolutions // Communist and Post-Communist Studies. 2006. Vol. 39. No 3. P. 283–304.
Laughland J. The Technique of a Coup d’État [Электронный ресурс]. URL: http://www.voltairenet.org/article163453.html (дата обращения: 12.08.2020).
6
революции на практике приводят к таким разрушительным последствиям, как уничтожение государственности. Обе указанные группы исследователей не анализируют также инструменты, которые могут быть использованы для устранения, снижения остроты негативных явлений, которые всегда возникают
в ходе осуществления цветных революций.
Тем не менее, некоторые ученые, в том числе M. Beissinger
(М. Бейсингер), W. Blum (В. Блюм), I. M. Brudny (И. М. Брудни), E. Finkel (Э. Финкель), R. Kennedi (Р. Кеннеди), L. A. Mitchell (Л. А. Митчелл), уделяющие внимание изучению данной проблематики, все же выделяют идеологические меры в качестве эффективного средства противодействия цветным революциям6.
В отличие от позиции значительного числа зарубежных исследователей, большинство российских ученых рассматривают цветную революцию как технологию государственного переворота, управляемую извне, которая используется акторами для обеспечения своего влияния в выбранном государстве, определенном регионе и указывают на деструктивный характер последствий осуществления цветной революции7. Следует отметить, однако, что некоторые российские ученые, например, как О. А.Наумов8, считают возможным рассматривать цветную революцию в качестве инструмента
6 Beissinger M. Structure and Example in Modular Political Phenomena: The Diffusion of Bulldozer / Rose / Orange / Tulip Revolutions // Perspectives on Politics. 2007. No 5. Р. 259–276; Brudny I. M., Finkel E. No more colour! Authoritarian regimes and colour revolutions in Eurasia // Democratization. 2012. Vol. 19. P. 1–14; Mitchell L. A. The Color Revolutions. University of Pennsylvania Press, 2012. – 256 p.; Blum W. America’s Deadliest Export: Democracy – the Truth about US Foreign Policy and Everything Else. New York: Zed Books Ltd, 2013. – 342 p.; Kennedi R. Fading Colours? A Synthetic Comparative Case Study of the Impact of «Colour Revolutions» // Comparative Politics. 2014. Vol. 46. No 3. P. 273–292.
7 Кузнецова С. И. Каков истинный характер «цветных» революций? (сводный реферат) // Россия и современный мир. 2008. No 4 (61). С. 248–253; Смирнов Д. Н. Цветные революции и проблема легитимности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. No 76–1. С. 325– 328; Борисов Н. А. Пятилетие «цветных революций»: последствия «навязанных размежеваний» // Социология власти. 2010. No 1. С. 65–70; Вердиханова З. В. Политический кризис как следствие «цветной революции»: тенденции и перспективы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. No 2. С. 280–282; Бочанов М. А. «Цветные революции» как фактор трансформации внешнеполитических стратегий государств на постсоветском пространстве: автореф. дис. … канд. полит. наук. Орел, 2011 – 23 с.; Ореховская Н. Е. Сущность и место «цветных революций» в ряду революций // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. No 2. С. 124–127; Пономарева Е. Секреты «цветных революций» // Свободная мысль. 2012. No 5–6 (1633). С. 38– 48; Исаев Б. А. Принцип домино и цепи революций: где, почему и как случаются «цветные революции» // Конфликтология. 2014. No 2. С. 43–63; Манойло А. В. Цветные революции и проблемы демонтажа политических режимов в условиях хаотизации международных отношений // Геополитический журнал. 2014. No 5. С. 2–12.
8 Наумов А. О. «Мягкая сила», «цветные революции» и технологии смены политических режимов в начале ХХI века. М., 2014. – 345 с.
7
реализации волеизъявления народа, прямой демократии, приводящего к
формированию правительства, обладающего доверием общества.
Существенное внимание уделено российскими исследователями и технологиям, инструментам противодействия цветным революциям9. Большинство ученых предполагает, что меры борьбы с цветными революциями должны быть зеркальными и носить ценностный, идеологический характер10. Также эффективной мерой считается конституционализм, который в полной мере должен функционировать в государстве (поскольку парламентаризм
является частью конституционализма)11.
Иными словами, если зарубежные исследователи стремятся подчеркнуть
значение цветной революции в качестве инструмента геополитического влияния, средства демократизации политических режимов, невзирая на сопровождающие цветную революцию негативные явления, то российские ученые рассматривают цветные революции в качестве технологии создания в государствах легко управляемых извне режимов, и с учетом разрушительных последствий цветных революций, детально разрабатывают инструменты противодействия указанной. Согласны с российскими коллегами и ученые постсоветского пространства, которые на основании изучения опыта некоторых государств постсоветского пространства, переживших цветные революции (прежде всего Грузии и Кыргызстана), полагают, что цветные революции не
9 Бельский А. Н., Клименко О. В. Политические технологии «цветных революций»: пути и средства противодействия // Военная мысль. 2014. No 9. С. 3–11; Карпович О. Г., Манойло А. В., Наумов А. О. Противодействие технологиям цветных революций в молодежной среде. М., 2015. – 321 с.; Филимонов Г. Ю., Карпович О. Г., Манойло А. В. Технологии «мягкой» силы на вооружении США: ответ России. М., 2015. – 522 с.
10 Белова Н. Е. Структурно-содержательный анализ технологий организации «цветных революций» // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. No 12 (16). С. 5; Федоровских А. А. «Цветная революция» как разновидность государственного переворота: административный ресурс бюрократии versus манипулятивной демократии групп давления // Вопросы управления. 2015. No 1 (32). С. 7–17; СмирновА.А., Сундиев И. Ю. Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций»). М., 2016. – 231 с.
11 Арямова А. Д. «Цветные революции» как угроза суверенитету современных государств // Геополитический журнал. 2015. No 2 (9). С. 21–26; Малько А. В., Коновалов И. Н., Плешаков А. П. «Цветные революции» как теневая составляющая политико-правовой жизни современного общества и пути противодействия им // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. No 3. С. 8–13; Манойло А. В. Концептуальные и организационные основы противодействия цветным революциями в Российской Федерации и на постсоветском пространстве // Мировая политика. 2016. No 1. С. 1–5.
8
приводят к демократизации режима, а только к разрушению
государственности12.
Объектом исследовательского интереса как со стороны зарубежных, так и
российских исследователей выступает и парламентаризм, его функции и роль в политической системе.
Значительное число работ зарубежных ученых посвящено исследованию парламентаризма в качестве инструмента защиты политической системы государства от цветных революций13. Они полагают, что парламентаризм играет ключевую роль в политической системе общества, в том числе осуществляет защиту политической системы от внутренних и внешних угроз14.
Российские исследователи считают, что парламентаризм является краеугольным камнем конституционализма, оплотом демократии, поскольку сердцевиной парламентаризма выступает парламент, законодательный орган, которому общество доверяет представлять свои интересы15. Однако изучению защитного потенциала парламентаризма в противодействии цветным революциям российскими учеными не уделено достаточного внимания16.
12 Алтыбаева А. Т. Становление и развитие парламентаризма в Кыргызской Республике // Диалог: политика, право, экономика. 2018. No 1 (8). С. 5–9; Джанибекова В. Б., Бекмурзаев Ж. Political system and foreign policy of the Kyrgyz Republic // Вестник Ошского государственного университета. 2018. No 1. С. 34–38; Толеубеков А. Т. К вопросу о понятии парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. 2018. No 4. С. 44–48.
13 Cheibub J. A. Presidentialism, Parliamentarism, and Democracy. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. – 245 p.
14 Lijphart A. Parliamentary Versus Presidential Government. New York: Oxford University Press, 1992. – 352 p.; Kasapovic, M., Parliamentarism and and Presidentialism in Eastern Europe // Politicka misao. 1996. Vol. XXXIII. No 5. P. 120–135; Haggard S., Mathew D. McC. Presidents, Parliaments, and Policy. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. – 453 p.; Alesina A., Devleeschauwer A., Easterly W., Kurlat S., Wacziarg R. Fractionalization // Journal of Economic Growth. 2003. Vol. 8. No 2. P. 155–194; Gerring J., Strom C. Th. Political Institutions and Corruption: The Role of Unitarism and Parliamentarism // British Journal of Political Science. 2004. No 1. P. 13–27; Tiilikainen T. Concepts of Parliamentarism in the EU’s Political System. The Finnish Institute of International Affairs (FIIA), 2015. – 571 p.
15 Керимов А. А. Парламентаризм в современной России: особенности становления и развития: дис канд. … полит. наук. Екатеринбург, 2006. – 206 с.; Фоменко С. С. Институт парламентаризма в политической системе современной России: этапы, факторы и тенденции развития: монография. Елец, 2011. – 352 с.; Егоров В. Г. Выборы, президентализм и парламентаризм в политических системах новых независимых государств // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. Т. 2. No 5. С. 134–150; Керимов А. А. Современный парламентаризм: особенности и проблемы развития // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2015. Т.11. С. 30–36; Савушкина О. В. Парламентаризм как фактор устойчивого развития и политической стабильности российского общества // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2011. No 7–8 (110–111). С. 66–69.
16 Акматалиева А. М. «Цветные революции» и парламентаризм в контексте процессов демократизации на постсоветском пространстве // Сравнительная политика. 2013. Т. 4. No 1 (11). С. 36–39.
9
Следует отметить, что парламентаризм как политический институт также
исследуется учеными постсоветского пространства, которые изучают роль парламентаризма в развитии политической системы в посткоммунистический период17.
Соответственно, как зарубежные, так и российские исследователи и ученые постсоветского пространства полагают парламентаризм в качестве политического института, обладающего потенциалом по защите политической системы от внутренних и внешних угроз. Тем не менее, инструменты преодоления цветных революций в рамках исследований парламентаризма учеными практически не затрагиваются.
Иными словами, несмотря на множественность исследований проблемы, степень ее научной разработанности является невысокой. Не было осуществлено в достаточной степени исследование потенциала, инструментов парламентаризма по защите политической системы государства от цветных революции. Присутствует разнородность взглядов как о парламентаризме, так и о сущности цветной революции. Между тем, именно в парламентаризме, в качестве составляющей конституционализма, представляющем интересы общества, способном обеспечить компромисс власти и оппозиции на основе баланса их сил, содержится защитный механизм, и, соответственно потенциал преодоления цветных революций. Указанный потенциал парламентаризма, как показывает практика проведения цветных революций, не был в достаточной мере раскрыт, поскольку, в том числе отсутствовали исследования проблематики, что актуализирует потребность в более глубоком изучении парламентаризма. В условиях множественности не перекликающихся подходов необходим глубинный анализ как особенностей цветной революции, так и внутреннего строения, и структуры парламентаризма в качестве политического института, его защитного инструментария против угрозы цветной революции.
17 Жамалдаев Ш. В. Российский парламентаризм в условиях посткоммунистической трансформации политической системы: дис. канд. … полит. наук. Саратов, 2006. – 245 с.; Бакушев В. Парламентаризм сегодня // Государственная служба. 2015. No 3 (95). С. 28–29; Гелеранский П. С. Парламентаризм как система политической организации государства // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2015. No 1–2 (10–11). С. 108–114; Хасаева Е. Я., Чернявская Н. В. Парламент в политической системе: виды и особенности деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. No 1–6. С. 55–60.
10
Таким образом, актуальность выбранной проблематики исследования, ее
недостаточная изученность определяют объект, предмет, цель и задачи диссертации.
Объектом диссертационного исследования является парламентаризм как система организации и функционирования государственной власти.
Предметом исследования является процесс становления и развития современного украинского парламентаризма в условиях цветных революций.
Цель исследования – выявить сущность, содержание и основные характеристики процесса становления и развития современного украинского парламентаризма в условиях цветных революций.
Задачи работы:
анализ понятия и сущности парламентаризма как института политической системы государства;
изучение структуры парламентаризма, входящих в его состав элементов;
анализ содержательных характеристик цветной революции, включая практику ее осуществления;
выявление особенностей влияния политического режима на развитие парламентаризма в условиях цветных революций;
анализ состояния партийной системы как фактор развития парламентаризма на Украине;
выявление особенностей функционирования современного украинского парламентаризма в условиях цветных революций и тенденций его дальнейшего развития.
Научная новизна работы заключается в осуществлении комплексного исследования парламентаризма в качестве политического института, функционирующего в условиях цветных революций и способного эффективно противостоять цветным революциям, в рамках которого:
изучены признаки, различные трактовки парламентаризма как политического института и на основе анализа различных подходов к
11
исследуемой проблематике предложено авторское определение
парламентаризма;
выявлены и охарактеризованы структурные элементы парламентаризма
и установлено соотношение входящих в его состав элементов;
определены содержательные особенности цветных революций и
составляющих цветные революции элементов;
установлены характерные черты цветных революции на примере
украинских событий;
выявлены особенности влияния политического режима на развитие
парламентаризма в условиях цветных революций;
проанализирована и дана авторская оценка состояния партийной
системы как фактора развития парламентаризма на Украине;
выявлены особенности и проблемы функционирования современного
украинского парламентаризма в условиях цветных революций и тенденции его дальнейшего развития.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в систематизации накопленных знаний о содержательных особенностях цветных революций как явления, характерных чертах, системе и структуре парламентаризма, для того, чтобы определить, как наиболее эффективно раскрыть потенциал парламентаризма в качестве политического института в условиях цветных революций для защиты политической системы от кризиса. Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при разработке программ реформирования системы государственного управления, партийной и избирательной систем, построении стратегии развития парламентаризма, актуализации методических рекомендаций по противодействию цветным революциям для политтехнологов, а также депутатов и государственных служащих. Результаты исследования могут быть включены в учебные дисциплины по направлениям подготовки бакалавров и магистров
«Политология», «Государственное «Международные отношения».
и муниципальное управление»,
12
Методология и методы исследования. Для решения поставленных задач автор опирается на приемы структурно-функционального анализа и системного подхода. Применение структурно-функционального анализа позволяет исследовать парламентаризм в качестве устойчивой совокупности взаимосвязанных элементов, в которой каждый элемент выполняет специфические функции, тем самым обеспечивая стабильность существования парламентаризма. Опора на структурно-функциональный анализ в рамках изучения цветных революций способствовала выявлению элементов, составляющих содержание этого явления (акторы, инструменты, технологии), в их соотношении.
Использование системного подхода позволяет анализировать проблематику противодействия цветным революциям посредством применения инструментов парламентаризма в контексте развития процессов взаимодействия государства и гражданского общества. Применение указанных методов позволяет доказать, что парламентаризм с его специфическими особенностями, обусловленными трансформационными процессами в политической системе и общественных отношениях в стране на конкретном историческом этапе ее развития, обладает потенциалом по защите государстве от цветных революций.
Важным при исследовании парламентаризма представляется использование институционального подхода, позволяющего выявить основные атрибуты и признаки парламентаризма, а также неоинституционального подхода, в рамках которого парламентаризм рассматривается через призму формальных и неформальных норм и установок, образующих сложные взаимоотношениях социальных субъектов по поводу власти.
В работе также применяется процессуальный подход для изучения особенностей борьбы за власть политических сил и обретение рычагов влияния на принимаемые решения в рамках института парламентаризма.
13
С помощью сравнительно-исторического метода осуществляется
исследование эволюции понятий и содержательных особенностей как парламентаризма, так и цветных революций. Применение историко- генетического метода позволяет изучить эволюцию парламентаризма, его признаков с учетом традиций и закономерностей общественно-политического развития общества.
Опора на метод case-study способствует изучению характерных особенностей цветных революций на постсоветском пространстве на примере украинских событий. Сочетание данного метода с применением правового инструмента телеологического толкования позволяет исследовать специфику функционирования механизма сдержек и противовесов в системе властей.
В целях выяснения роли института парламентаризма для общества и личности в противодействии цветным революциям, осуществление которых нередко сопровождается навязыванием ложных идеалов, и уточнения оценки данного института с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, соблюдения прав человека и уважения достоинства личности, в данном исследовании также используется нормативно-ценностный подход.
Таким образом, сложность темы исследования обусловливает использование комплексного подхода, позволяющего анализировать проблемы становления и функционирования парламентаризма в условиях цветных революций.
Для проведения исследования использовалось несколько групп источников:
1) Законодательные и иные нормативные документы, регулирующие разные вопросы проблематики исследования;
2) Выступления, публикации видных государственных, политических, общественных деятелей, ученых и экспертов по вопросам содержания, признаков и особенностей цветных революций и парламентаризма как политических явлений;
14
3) Аналитические материалы относительно формирования и
эффективности применения инструментов в механизме защиты от цветных революций в рамках парламентаризма;
4) Публикации и материалы СМИ;
5) Интернет-ресурсы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Парламентаризм представляет собой совокупность предстатусных
(партийные и избирательные системы в части формирования парламента), статусных (деятельность парламента в качестве политической трибуны поиска компромиссов и достижения баланса интересов власти и оппозиции, законодательного и представительного органа) и послестатусных (механизм обеспечения одобрения деятельности парламента со стороны общества) элементов. В контексте выполнения исследовательских задач, в данной работе парламентаризм мы определяем, как политический институт, который нацелен на отражение интересов различных социальных групп населения в законодательных органах власти, взаимодействие представительной и исполнительной ветвей власти по осуществлению государственного управления и на обеспечение устойчивости в функционировании политической системы посредством воплощения принципа разделения властей, сдержек и противовесов.
2. Цветная революция – одна из самых сложных угроз, поскольку она может быть инициирована извне, стратегически разработана и подготовлена государством-заказчиком, либо спровоцирована внутриполитическим кризисом не без внешнего вмешательства государств, использующих сложную ситуацию в стране для реализации своих геополитических интересов. Цветные революции представляют собой спектр управляемых политических процессов и технологий, инициируемых и реализуемых иностранными или транснациональными заказчиками и направленных на трансформацию политических режимов государств в выгодном заказчикам русле.
15
3. Практика украинского парламентаризма показывает, что в рамках
функционирования законодательных органов власти на постсоветском пространстве присутствует несочетаемость их функций в качестве представительного органа в теории парламентаризма и отражения ими на практике узкоэлитарных интересов, что вызывает деформацию политической системы государства и отсутствия механизма ее защиты от угроз. Факторами деформации политической системы государств выступает идеологический синкретизм партийных структур, отсутствие необходимого опыта государственного строительства у официальной власти и достаточного объема профессиональных компетенций у государственных чиновников, отсутствие в течение длительного времени реального политического плюрализма и многопартийности и адекватного социальным нуждам экономического обеспечения стран.
4. Партийная система Украины имеет двухуровневую структуру, которую составляют общенациональные партии (общегосударственный уровень), региональные партии (региональный уровень). Партии и общественные объединения регионального уровня пользуются большим доверием общества, чем общенациональные.
5. Парламентаризм на Украине не сложился как система представительства интересов широких социальных групп граждан. Этот факт объясняется тем, что становление парламентаризма на Украине происходит в сжатые исторические сроки в условиях слабого развития гражданского общества и перманентных цветных революций. Более того, стратегия взаимоотношений исполнительной власти с парламентом строится на сведении его функций в основном к законодательной деятельности в ущерб осуществлению представительской, и парламент современной Украины ориентирован скорее на удовлетворение интересов политической и экономической элиты, чем на защиту интересов граждан.
6. Важную особенность современного украинского парламентаризма составляет специфика процесса его институциализации, который в соответствии
16
с действующей нормативно-правовой базой происходит на легитимной основе. Однако политическая практика построена таким образом, что в ходе этого процесса происходит подрыв реального влияния таких формальных политических институтов, как партия, парламент на важнейшие политические решения. Их роль в новых условиях снижается за счет усиления неформальных практик административной мобилизации избирателей, коррупции,
перманентных цветных революций.
Достоверность результатов проведенного исследования подтверждается
использованием работ ведущих отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, данных социологических исследований, корректным использованием методов обоснования выводов и рекомендаций. Обоснованность результатов, полученных диссертантом, базируется на используемых автором общенаучных методах познания (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а также на методах структурно-функционального анализа, системного, институционального, неоинституционального, компаративного (сравнительного), исторического, социологического, нормативно-ценностного подходов.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина и рекомендована к защите.
Основные положения и результаты исследования отражены в 12 публикациях общим объемом 4,3 п.л., в том числе в 6 статьях в рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК.
Концептуальные идеи исследования обсуждались на научных конференциях в г. Екатеринбурге (2019), г. Омске (2017), г. Саратове (2020), г. Петрозаводске (2020).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!