Педагогическое сопровождение формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы средствами спортивных игр

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Гаирбеков Магомед Магомедович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ …………………………………… 18
1.1. Категориальное значение базовых понятий исследования
«здоровье», «здоровый образ жизни», «потребность в здоровом образе жизни»
…………………………………………………………………………………………….. 18
1.2. Особенности формирования потребности в здоровом образе жизни у
обучающихся высшей школы на современном этапе ………………………………… 41
1.3. Модель формирования потребности в здоровом образе жизни
средствами спортивных игр и педагогическое сопровождение ее реализации..
Выводы по первой главе……………………………………………………………………. 92
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ …………………………………………………… 96
2.1. Критерии и параметры сформированности потребности в здоровом
образе жизни у обучающихся высшей школы …………………………………………… 96
2.2. Реализация опытно-экспериментальной программы формирования
потребности в здоровом образе жизни у обучающихся в высшей школе …. 107
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ……………. 135
Выводы по второй главе ………………………………………………………………….. 152
Заключение …………………………………………………………………………………….. 156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………….. 161
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………………. 184

Во введении обоснована актуальность, определены основные характеристики
исследования – цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологические и
теоретические основы, методы, этапы организации исследования; сформулированы
основные положения, выносимые на защиту, определена научная новизна,
теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования формирования
потребности в здоровом образе жизни в психолого-педагогическом дискурсе» на
основе анализа психологической, педагогической и методической литературы
раскрыты сущность и структура категориальных значений базовых понятий
исследования «здоровье», «здоровый образ жизни», «потребность в здоровом образе
жизни»; особенности формирования потребности в здоровом образе жизни у
обучающихся высшей школы на современном этапе; теоретически обоснованы модель
формирования потребности в здоровом образе жизни средствами спортивных игр и
педагогическое сопровождение ее реализации.
Анализ исследований, посвященных вопросам сохранения и укрепления здоровья
человека, указывает на то, что в современном мире главными факторами, влияющими
на здоровье человека, являются: образ жизни (50 %); экологические и биологические
факторы (соответственно по 20 %); медицина (10 %). Рассмотрено понятие «здоровье»
как объект междисциплинарного исследования: медицины, социологии, психологии.
Здоровье – состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями
(потенциал здоровья) организма и постоянно меняющимися условиями среды.
Здоровье является доминантой среди ценностных ориентаций личности,
определяет ее способность к труду и обеспечивает гармоничное развитие, способствует
активному познанию человеком окружающего мира, создает условия для его
самоутверждения и самореализации, характеризуется как динамическое состояние
полного физического, психического и социального благополучия. При этом
адаптационные ресурсы человека позиционируются как способность сохранять
максимум жизнедеятельности даже в экстремальных ситуациях. Здоровье формирует в
сознании человека особую картину мира, так как создает определенные условия для
реализации поставленных человеком задач и целей при определении собственной
жизненной траектории;
Представлена структура здорового образа жизни, включающая: психологическую
безопасность; устойчивость личности, психологическую саморегуляцию; занятия
физической культурой и спортом; правильную организацию режима труда и отдыха;
правильное, рациональное питание.
Проблема формирования потребности в здоровом образе жизни в условиях
высшей школы актуализируется как важный компонент подготовки будущего
специалиста к профессиональной деятельности. При этом потребность в здоровом
образе жизни не рассматривается как совокупность определенных показателей
физического состояния личности, а декларируется как неотъемлемая характеристика
профессиональной культуры студентов-бакалавров. Образовательная деятельность по
формированию потребности в здоровом образе жизни, на наш взгляд, обеспечивается, в
первую очередь, получением знаний и представлений о здоровом образе жизни,
позволяющим понимать его позитивное влияние на психическое и физическое
состояние организма и на социальную успешность личности.
На основании детального изучения терминологического поля исследования
разработано авторское определение понятия «потребность в здоровом образе жизни».
Установлено, что потребность в здоровом образе жизни представляет собой
интегральную характеристику личности, проектирующую необходимость развития
собственной жизненной активности человека, включающую занятия различными
видами спорта, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, правильное
питание, а также наличие глобального мировоззрения и стремление следовать
стандартам здорового образа жизни во всех сферах жизнедеятельности.
С целью формирования потребности в здоровом образе жизни средствами
спортивных игр нами разработана модель, базирующаяся на комплексном, системном,
аксиологическом и гуманистическом подходах. Под моделью формирования здорового
образа жизни мы понимаем теоретически выстроенную целостную совокупность
представлений о здоровом образе жизни и механизмах формирования потребности в
нем.
Рисунок 1.Модель формирования потребности в здоровом образе жизни.
Разработанная модель включает в себя следующие компоненты: цель,
методологические походы, педагогические принципы, процессуальные характеристики
модели, а также формы педагогической поддержки, позволяющие эффективно
формировать потребность студентов в здоровом образе жизни.
Модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков. В целевом блоке
определены основная идея, глобальная и конкретная цели, задачи, методологические
подходы и принципы, направленные на правильную организацию процесса
формирования здорового образа жизни. Глобальная цель заключается в формировании
разносторонне развитой, здоровой физически и психически личности обучающегося,
способной развиваться в быстро меняющемся мире. Из глобальной цели выделена
конкретная цель, направленная на формирование потребности в здоровом образе
жизни. Задачи формирования потребности в здоровом образе жизни состоят в
разработке критериев и параметров, позволяющих судить о сформированности
потребности в ЗОЖ (начальный уровень); отборе средств педагогического
сопровождения с целью формирования потребности в ЗОЖ; в реализации программы
формирования потребности в ЗОЖ посредством спортивных игр.
Эффективность средств и технологий педагогического воздействия,
представленных комплексно в модели, будет зависеть от разработанных форм
педагогического сопровождения процесса формирования потребности в здоровом
образе жизни у студентов.
В результате осуществленного теоретического анализа и обобщения
практического опыта нами выявлены формы педагогического сопровождения процесса
формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы:
‒научно обоснованная разработка и реализация программы формирования
здорового образа жизни посредством спортивных игр на основе системы
методологических подходов, соответствующих современной научной картине мира;
‒создание специальной образовательной среды, способствующей
формированию потребности обучающегося в здоровом образе жизни;
‒реализация принципа единства процессуального и информационного
компонентов в формировании потребности в здоровом образе жизни;
‒разработка последовательности педагогических действий, обусловленных
особенностями функционирования личностной сферы;
‒обеспечение комплексности в формировании потребности в здоровом
образе жизни, реализуемой в совокупности исторической, личностной, технической
теоретической, практической, регулирующей, физиологической, медицинской и другой
информации, связанной с организацией и реализацией спортивных игр;
‒использование коммуникативного потенциала совместной деятельности в
ходе организации и реализации спортивных игр;
‒формирование в ходе тренингов, теоретической подготовки, тренировок,
общения обучающихся и педагога специального, педагогически организованного
психологическогоклимата,характеризующегосяобщейинтенциональной
направленностью игроков и тренера и ориентированного на освоение правил и приемов
спортивной игры, теоретических основ и всей соответствующей информации,
формирование теоретических и практических игровых умений, и навыков,
позволяющих сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию
потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы»
представлена программа организации экспериментальной работы; проанализировано
состояние проблемы формирования потребности в здоровом образе жизни у
обучающихся высшей школы средствами спортивных игр; на практике разработаны
критерии и показатели, охарактеризованы уровни оценивания сформированности
потребности в здоровом образе жизни; проведен качественный и количественный
анализ результатов исследования.
Для выявления уровня сформированности у студентов представлений о здоровом
образе жизни разработаны критерии и параметры, объединенные в три большие
группы, систематизированные в таблице 1.
Поведенческие критерии связаны с образом жизни, действиями и поведением
обучающихся. Ценностно-смысловые критерии соотносятся с личностной сферой
обучающихся, их личностными смыслами и ценностями. Аффективный критерий
связан с образом жизни, потребностной сферой, отношением к образу жизни и его
соблюдением. Мы предлагаем учитывать и бытовой критерий, который связан с
использованием одежды и обуви, позволяющих обучающимся не только чувствовать
себя комфортно, но и обеспечивать удобство и максимально благоприятный режим
деятельности. Осознанное отношение к здоровому образу жизни позволяет учитывать
финансовый критерий, который связан с тем, что обучающиеся должны понимать, что
здоровый образ жизни требует определенных финансовых затрат, необходимых,
например, для здорового питания или приобретения удобной и качественной одежды.
Одним из важнейших является психологический критерий, который связан с
сознательным отношением к образу жизни и соответствием здорового образа жизни
системе личностных смыслов конкретной личности. На наш взгляд, это один из
основных критериев, без которого стремление к здоровому образу жизни просто
невозможно. То же самое необходимо сказать и о ценностном критерии и способности
к самоконтролю.
Для определения уровня сформированности потребности в здоровом образе
жизни по ценностному критерию, способности к самоконтролю и наличия здорового
образа жизни у обучающихся применялся метод тестирования, включавший
следующие шесть методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Диагностика
реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова, тест на уровень
субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Важина, С.А. Голынкиной, А.М.
Эткинда), модифицированная методика А.Г. Носова «Диагностика уровня становления
здорового образа жизни у обучающихся», модифицированная методика «Ваш образ
жизни» и авторская методика «Самооценка потребности в здоровом образе жизни».
Таблица 1.
Критерии и параметры сформированности потребности в здоровом образе жизни

Критерии сформированностиПараметрыМетодики определения уровня
потребности в здоровом образе жизнисформированностисформированности потребности в здоровом
потребности в здоровом образеобразе жизни
жизни
Поведенческий критерий
Физиологический критерий- здоровое питание;Анкетирование по авторской методике
– хороший сон;
– регулярные физические
нагрузки;
– своевременное посещение
врачей;
Бытовой критерий- использование одежды и обуви,Анкетирование
не наносящие вред организму и
обеспечивающие эффективную
жизнедеятельность;
Финансовый критерий- осознание необходимостиАнкетирование
финансового обеспечения
здорового образа жизни;
Ценностно-смысловой критерий
Психологический критерий- осознание причин, мешающихАнкетирование
вести здоровый образ жизни;
– типы потребности в здоровомЭкспертная оценка
образе жизни у обучающихся
высшей школы
Ценностный критерий- ценностные ориентации1. «Ценностные ориентации» М. Рокича
личности2. «Диагностика реальной структуры
ценностных ориентаций личности» С.С.
Бубнова
Способность к самоконтролю- уровень сформированностиТест на определение уровня субъективного
способности к субъективномуконтроля Дж. Роттера·(адаптация Е.Ф. Важина,
личностному контролюС.А. Голынкиной, А.М. Эткинда)
Аффективный критерий
Сформированность потребности в1. Модифицированная методика А.Г. Носова
здоровом образе жизни2. Модифицированная методика «Ваш образ
жизни»
3. Авторскаяметодика«Самооценка
потребности в здоровом образе жизни»
С целью определения уровня сформированности потребности в здоровом образе
жизни у обучающихся нами были предложены следующие уровни: высокий, средний,
низкий и соответствующие им показатели, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровни сформированности потребности в здоровом образе жизни у обучающихся
высшей школы

Название уровняПоказатели уровня сформированности потребности в здоровом образе
сформированности потребности вжизни у обучающихся
здоровом образе жизни у обучающихся
Высокий‒ осознание и принятие ответственности за свое здоровье;
‒ постоянно следит за здоровьем, качественным питанием;
‒ отсутствие вредных привычек;
‒ как правило, нет проблем со здоровьем;
‒ благоприятное социальное окружение;
‒ уравновешенное эмоциональное состояние;
‒ нет проблем со сном;
Средний‒ частично принимает на себя ответственность за свое здоровье;
‒ старается следить за здоровьем и питанием;
‒ наблюдаются отдельные вредные привычки;
‒ возможны эпизодические заболевания;
‒ присутствуют отдельные сложности в отношениях с окружающими;
‒ присутствуют сложности в соблюдении режима дня;
Низкий‒ ответственность за свое здоровье перекладывается на других людей;
‒ постоянная ссылка на внешние обстоятельства, мешающие здоровому
образу жизни;
‒ не может отказаться от вредных привычек;
‒ нездоровое питание;
‒ могут отмечаться проблемы со здоровьем;
‒ наличие конфликтов с окружающими;
‒ сложности с эмоциональной саморегуляцией;
‒быстрая утомляемость и проблемы со сном.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в г. Махачкале, Республика
Дагестан.ВыборкуиспытуемыхсоставилиобучающиесяДагестанского
государственного университета и Дагестанского государственного педагогического
университета, 300 человек, в возрастном интервале от 17 до 21 года.
Реализация опытно-экспериментальной работы по внедрению предложенной
нами программы включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа – выявить начальные условия для опытно-
экспериментальной работы.
Цель формирующего этапа – создать контрольную и экспериментальную группы
и апробировать разработанную программу в экспериментальной группе, применить на
практике разработанные и обоснованные теоретически педагогические условия ее
реализации.
Цель контрольного этапа – определить, как изменились потребности в здоровом
образе жизни в экспериментальной группе в результате реализации предлагаемой нами
программы, в контрольной группе – сравнить полученные результаты воспитательной
работы по традиционной методике, сделать выводы.
Для обработки открытых вопросов анкет нами использовался метод экспертной
оценки. В экспертную группу вошло шесть человек: высококвалифицированные
преподаватели кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Дагестанский
государственный университет». Коллективная экспертная оценка позволила прийти к
общему мнению относительно сформированности потребности в здоровом образе
жизни у молодежи.
Были выделены следующие типы потребности в здоровом образе жизни у
обучающихся высшей школы:
– внутренне обусловленный тип – у обучающихся отмечается позитивное
отношение к здоровому образу жизни. Обучающиеся считают, что обеспечение
здорового образа жизни, в первую очередь, зависит от них, стараются следить за своим
здоровьем, считают здоровье одним из значимых аспектов качества жизни («это то, что
нужно каждому и мне, в том числе, я слежу за своим здоровьем и отказался от вредных
привычек», «особый стиль жизни, нужно каждый день думать о своем здоровье и
давать пример младшим братьям в семье», «качественная жизнь без серьезных
болезней, хорошие настроение и отношения с другими, внимательное отношение к
себе, к своему организму, я всегда за здоровый образ жизни» и др.);
– внешне выраженный тип – обучающиеся придерживаются здорового образа
жизни, следуя моде, рекомендациям окружающих, потребность в здоровом образе
жизни не связана с внутренними установками личности («сейчас это в тренде, и я не
отстаю», «это модно и здорово», «это важно для здоровья, и я стараюсь его
придерживаться, как и другие», «круто, нужно идти в ногу со временем» и др.);
– диффузный (от лат. «рассеянный») тип характеризуется несформировавшейся
потребностью в здоровом образе жизни, образ жизни определяется окружением,
ситуативно, человек ориентируется на настоящее и не достаточно осознает последствия
своего поведения, состояния здоровья в будущем, находит внешние причины для
объяснения своего нездорового образа жизни («не могу сказать точно, что такое
здоровый образ жизни», «наверное это важно, но никогда не задумывался об этом, я
еще молодой», «это только для обеспеченных, мне здоровый образ жизни недоступен,
живу как все», «не думал об этом» и др.).
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы позволил определить
исходный уровень физического состояния обучающихся, который практически был
одинаково низким у всех испытуемых. Кроме того, потребность в здоровом образе
жизни у обучающихся высшей школы недостаточно сформирована. Обучающиеся не
выступают как активные субъекты своей жизни и не заботятся достаточно осознанно и
планомерно о своем здоровье. Диффузный тип ПВЗОЖ выявлен у 22,68%
обучающихся. Внешне выраженный тип ПВЗОЖ, зависящий от социального
окружения, носящий ситуативный характер, – у 65,33%, внутренне направленный тип
потребности – только у 11,01%. Внутренне направленный тип ПВЗОЖ позволяет
активно участвовать в сохранении и улучшении своего здорового образа жизни,
позволяет планировать необходимые для здоровья мероприятия, здоровье является
значимой ценностной категорией.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была
проведена реализация авторской программы формирования потребности в здоровом
образе жизни у обучающихся высшей школы. Для этого еще на констатирующем этапе
испытуемые были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы,
в каждую из которых вошли по 150 обучающихся.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего
образования обучающиеся в образовательном пространстве вуза должны получать
наряду с общепрофессиональными компетенциями (умение организовать спортивные
игры, например) и профессиональными такие общекультурные компетенции, как
готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий
полноценную деятельность (ОК-8) и готовность использовать приемы первой помощи,
методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). Исходя из данной позиции
понятно, что формирование потребности в здоровом образе жизни является и
профессиональной характеристикой личности. Поэтому в контрольной группе
формирование потребности в здоровом образе жизни осуществлялось в ходе учебно-
воспитательного процесса в соответствии с программами подготовки. Обучающиеся
экспериментальной группы занимались по тем же программам, у них формировались
такие же профессиональные и общепрофессиональные компетенции, что и у
контрольной группы в соответствии с программой подготовки. Разница между
контрольной и экспериментальной группами состояла в том, что в экспериментальной
группе в качестве дополнительного средства формирования потребности в здоровом
образе жизни использовалась спортивная игра волейбол. Одинаковые сроки и
программы профессиональной и общепрофессиональной подготовки для контрольной
и экспериментальной групп позволили выделить использование спортивной игры в
качестве средства, способствующего более эффективному формированию потребности
в здоровом образе жизни.
Реализация авторской программы проходила в экспериментальной группе, в
которую, как и в контрольную группу, вошли 150 обучающихся. Испытуемые
экспериментальной группы были вовлечены в занятия волейболом как одним из видов
активных спортивных игр.
Рабочая гипотеза на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы
основывается на предположении о том, что занятия волейболом, при прочих равных
условиях, будут способствовать эффективному формированию потребности в
здоровом образе жизни у обучающихся.
Авторская программа формирования потребности в здоровом образе жизни у
обучающихся высшей школы главной целью ставит создание условий в
образовательном пространстве организации, содействующих формированию
разносторонне развитой, здоровой физически и психически, компетентной личности
профессионала, способной развиваться в условиях быстро меняющейся
действительности.
Общая структура действий по реализации программы и ее содержание
представлены на рис. 2. Ключевая идея программы состояла в разработке мероприятий,
направленных на формирование ПВЗОЖ путем воздействия на ценностно-смысловую,
поведенческую и аффективную структуры личностной сферы обучающихся средствами
волейбола. Для реализации ключевой идеи необходимо решить следующие задачи:
1)расширить кругозор обучающихся посредством их знакомства с
волейболом как командной игрой и с ее краткой историей;
2)приобщить обучающихся к тренировкам с целью развития их технического
и психофизиологического потенциала, необходимого для успешного освоения
волейбола;
3)ознакомить обучающихся с правилами судейства и участия в волейболе;
4)расширить знания обучающихся об основных показателях ЗОЖ и
сложностях, возникающих в процессе их соблюдения;
5)развить у обучающихся практические навыки оказания первой
медицинской помощи в процессе спортивной деятельности (на примере волейбола).
Подготовительный этап
Часть 1. Тренировочная:Часть 2. Тренинговая
Ознакомление с краткой историей волейбола в зарубежных странах, России и в Республике Дагестан.
История совершенствования правил и тактики игры в волейбол.Первый блок тренинга
Раскрытие значения волейбола в здоровом образе жизни и развитии ряда значимых качеств личности игроков
в команде: дисциплинированности, ответственности, выносливости, ловкости, силы и др.Ознакомление обучающихся
Основные понятия и терминология в волейболе (техника нападения, техника защиты, подача мяча и др.).с категорией «ЗОЖ», со
Знакомство с правилами игры в волейбол, особенностями взаимодействия членов команды.значением ЗОЖ в сохранении
Работа над основными строевыми упражнениями, поворотами в движении, прикладными и специальнымифизического и психического
упражнениями, челночный бег.здоровья человека.
Контроль тренера за работой группы, показ правильного выполнения технических действий.Здоровье как фактор
Переход к самостоятельному выполнению отдельных технических элементов.обеспечения
Техника игры – нападение (техника перемещений и владения) и защита (перемещения и противодействия).работоспособности и
Требования к питанию обучающихся, занимающихся волейболом. Режим питания волейболистовгармоничного развития
повседневный, во время проведения активных тренировок и перед соревнованиями, качество воды, пищи иличности.
здоровье волейболистов. Пищевой рацион волейболистов. Ограничения на употребление фастфуда, сладкогоЗдоровье и качество жизни
и мучного, воды во время выполнения интенсивных физических нагрузок.человека.
Правильное дыхание спортсменов: основные требования. Обучение базовым дыхательным техникам.Виды здоровья.
Общая физическая подготовка (упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости и гибкости).Факторы здоровья.
Специальная физическая подготовка (развитие специальной силы, прыгучести, специальной – быстроты,Проблема сохранения
ловкости, выносливости и гибкости).здоровья.
Контроль тренера за достижениями спортсменов и их отношениями в команде.Здоровый образ жизни в
молодежной среде.

Основной этап
Часть 1. ТренировочнаяЧасть 2. Тренинговая
Роль волейбола в поддержании здорового образа жизни человека и профилактики ряда заболеваний у
молодежи, укреплении опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной системы.
Второй блок тренинга
Роль волейбола в поддержании здорового образа жизни человека, профилактике стресса и негативных
эмоциональных состояний.
Продолжение обучения студентов технике игры в волейбол (передачи и способы приема мяча и др.).
Использование комбинаций из основных технических элементов.Освоение волейболистами
Показ преподавателя и теоретические пояснения технических действий, методические указания участникам.критериев здорового образа
Обучение тактике игры. Тактика нападения и тактика защиты. Командные и индивидуальные действия.жизни:
Проведение учебных игр между командами студентов.
Основы организация судейства в волейболе. Правила поведения участников на соревнованиях. двигательная активность,
Волейбол и закаливание организма человека. Игры в волейбол на свежем воздухе, оздоровительные водные отказ от курения,
процедуры после тренировочного процесса.употребления алкоголя и
Режим сна спортсменов. Требования к организации здорового ежедневного сна и сна перед соревнованиями.наркотиков,
Соблюдение часовых норм сна для обеспечения здорового образа жизни. здоровое питание,
Введение новых упражнений. Общая физическая подготовка (упражнения на развитие силы, быстроты,
выносливости, ловкости и гибкости). Специальная физическая подготовка (развитие специальной силы, требования к одежде,
прыгучести, специальной – быстроты, ловкости, выносливости и гибкости). соблюдение гигиены в
Контроль тренера за достижениями спортсменов, их отношениями в команде, переносимостью нагрузокобщественных местах,
студентами во время соревнований и во время тренировок. соблюдение личной гигиены,
Контроль тренера за соблюдением здорового образа жизни волейболистами (запрет на курение,позитивные отношения в
некачественное питание, употребление энергетических напитков, напитков с высоким содержанием сахара и
пр.).семье, в спортивной команде
и учебной группе в вузе.

Заключительный этап
Часть 1 ТренировочнаяЧасть 2 Тренинговая

Закрепление ПВЗОЖ на примере волейбола, применение знаний о ЗОЖ
обучающимися на практике.Изучение возможностей поддержания здорового образа жизни
в спортивной деятельности.

Обобщение представлений молодежи, занимающейся волейболом, о здоровом
образе жизни на основе показа и объяснений тренера, демонстрации фильмов об
успешных спортсменах-волейболистах.Правила соблюдения техники безопасности в волейболе
и оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Коррекция у волейболистов ошибок в технических действиях и в тактике игры.
Закрепление полученного опыта о здоровом образе жизни во
время тренинга.
Обучение молодежи дыхательным упражнениям, способствующим
восстановлению организма в тренировочном процессе и в период соревнований.

Расширение диапазона упражнений на общую физическую подготовку
(упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости) и
специальную физическую подготовку (развитие специальной силы, прыгучести,
специальной – быстроты, ловкости, выносливости и гибкости).

Учет спортивных достижений студентов. Ведение дневника тренера. Ведение
дневника спортсменов.

Рис. 2. Последовательность действий по реализации авторской программы формирования
потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы
В задачи программы входит:
– совершенствование теоретических и практических знаний обучающихся в
области формирования потребности в здоровом образе жизни;
– приобщение обучающихся к занятиям активными спортивными играми,
позволяющими развивать физическую, интеллектуальную и личностную составляющие
индивида;
– организация пропаганды медицинских и гигиенических знаний в рамках
воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Теоретическая часть программы предполагает формирование потребности
обучающихся в здоровом образе жизни в процессе обучения в вузе, основанной на
целенаправленных действиях преподавателей по
‒информированию обучающихся о здоровом образе жизни как личностно-
профессиональной ценности;
‒раскрытию важности здорового образа жизни в профессиональной
деятельности и актуализации потребности в нём;
‒стимулированиюанализа,осмысления,адекватногооценивания
обучающимися своего реального образа жизни и актуализации ценностного отношения
к здоровому образу жизни как профессиональной ценности;
‒активизации здоровьесберегающей деятельности с учётом требований
будущей профессии;
‒поддержанию инициативы обучающихся в обогащении опыта здорового
образа жизни, его организации и ведению.
Программа по формированию здорового образа жизни у молодежи средствами
волейбола включала три этапа (подготовительный, основной и заключительный) и
блоки, включенные в тренировочный процесс занятий по волейболу, а также тренинг
«Здоровый образ жизни молодежи, занимающейся волейболом».
В работе с экспериментальной группой тренинг, как активный метод обучения,
способствовал формированию потребности в здоровом образе жизни. Всего в
экспериментальной группе проведены три тренинга по 3 академических часа. На
каждом этапе тренинга обучающимся предлагали вводную тематическую информацию
по проблеме здорового образа жизни с последующим участием в тренинговых
упражнениях и техниках. Дополнительно в тренинги включались проблемные задания,
в ходе обсуждения которых обучающиеся находили различные способы поддержания
здорового образа жизни в повседневной жизни, учебной и спортивной деятельности.
Активно применялись дискуссии обучающихся по различным проблемным аспектам
здорового образа жизни и механизмам формирования потребности в нем.
Первый блок тренинга предназначен для ознакомления обучающихся с
категорией «ЗОЖ», со значением ЗОЖ в сохранении физического, психического и
социального здоровья человека.
Второй блок тренинга направлен на освоение обучающимися, занимающимися
волейболом, показателей ЗОЖ: двигательная активность, отказ от курения, здоровое
питание, требования к одежде, соблюдение гигиены в общественных местах,
соблюдение личной гигиены, позитивные отношения в семье, спортивной команде и
учебной группе в вузе.
Третий блок тренинга направлен на изучение возможностей поддержания
здорового образа жизни в спортивной деятельности. Студенты знакомятся с правилами
соблюдения техники безопасности в процессе занятий волейболом и оказания первой
медицинской помощи пострадавшему.
С целью активного освоения студентами основных аспектов здорового образа
жизни в тренинге применялись методы ролевых игр, кейсов, групповой дискуссии,
мозговой штурм, видеоанализ, показанных тренером видеороликов по предложенной
теме.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нами была проведена
повторная диагностика состояния уровня сформированности потребности в здоровом
образе жизни у обучающихся высшей школы. Это позволило выявить изменения
уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни у обучающихся, а
также позитивное влияние занятий активными видами спортивных игр на развитие
физической, психоэмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Был
осуществлен факторный анализ результатов работы, математическая и статистическая
обработка полученных данных.
Таким образом, проведенная нами опытно-экспериментальная работа указывает,
что в обеих группах наблюдается положительная динамика формирования ПВЗОЖ у
обучающихся, занимающихся волейболом. При этом следует отметить, что в
экспериментальной группе произошли значительные изменения, так как студенты
принимали участие в реализации специально разработанной программы. Обучающиеся
стали осознанно относиться к ЗОЖ, понимая его значимость и необходимость
ежедневного соблюдения.
Итоговые результаты сравнения по всем предложенным нами критериям
приведены в таблице 3. Данные результаты позволяют проследить динамику изменений
по всем критериям в КГ и ЭГ в процессе констатирующего, формирующего и
контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.
Таблица 3.
Сравнительная таблица изменений в КГ и ЭГ на констатирующем и контрольном
этапах опытно-экспериментальной работы
КритерииПараметры сформированности потребности вИзменения в КГИзменения в ЭГ
сформированностиздоровом образе жизнина контрольномна контрольном
потребности в здоровомэтапеэтапе
образе жизни
Поведенческий критерий
Физиологический и- здоровое питание;Среднее значениеСреднее значение
бытовой критерии- хороший сон;по всемпо всем
– регулярные физические нагрузки;показателямпоказателям
– своевременное посещение врачей;+3,003+ 14,78
– использование одежды и обуви и т.д.
Финансовый критерий- осознание необходимости финансовогоосознающих
обеспечения здорового образа жизни;-10+20
не осознающих
-2-12
безразлично относящихся
-6-8
Ценностно-смысловой критерий
Психологический- типы потребности в здоровом образе жизни уВнутренне обусловленный тип
критерийобучающихся высшей школы+22,76+42,32
Внешне выраженный тип
+22-18,66
Диффузный тип
-20,46-23,66
Ценностный критерий- ценностные ориентации личностиЗдоровье как терминальная ценность
(средний показатель)
+0,31+0,76
Здоровье как ценностная ориентация
+0,48+2,06
Способность к само– уровень сформированности способности к+0,7+1,69
контролюсубъективному контролю у личности
Аффективный критерий
Сформированность- уровень сформированности потребности вНизкий уровень
потребности в здоровомздоровом образе жизни-1-6,33
образе жизниСредний уровень
-5-13,67
Высокий уровень
+6+20
– уровень сформированности потребности вНизкий уровень
здоровом образе жизни (самооценка)-3+14,37
Средний уровень
+1+6,34
Высокий уровень
+2+8
– образ жизниНизкий уровень
-2,2-9,63
Средний уровень
-1,8+1,63
Высокий уровень
+4+8
Приведенные в итоговой таблице данные, а также анализ всех результатов
проведенной опытно-экспериментальной работы, позволяют сделать следующие общие
выводы: изменения в формировании потребности в ЗОЖ у обучающихся в
положительную сторону наблюдаются как в ЭГ, так и в КГ; по всем выработанным
критериям наблюдается увеличение численных показателей как в ЭГ, так и в КГ. По
критерию сформированности потребности в ЗОЖ, который определяется по трем
параметрам, для каждого из которых были установлены уровни сформированности. По
уровню сформированности потребности в ЗОЖ количество обучающихся, имеющих
высокий уровень, увеличилось на 20 в ЭГ, а в КГ – на 6. То есть в ЭГ с высоким
уровнем на 14 обучающихся больше, чем в КГ. Для обеспечения объективности
критерия сформированности потребности в ЗОЖ мы также использовали показатель
самооценки уровня потребности в ЗОЖ у обучающихся. Показатель высокого уровня в
ЭГ увеличился на 8, а в КГ – на 2, что говорит о том, что изменения в ЭГ на 6 позиций
больше. Также увеличение на 4 позиции выше в ЭГ, чем в КГ мы зафиксировали по
третьему параметру. Это свидетельствует о том, что реализованная нами в ЭГ
программа эффективна.
Достоверность полученных данных подтверждена t-критерием Стьюдента,
предназначенного для сравнения двух выборок по исследуемому признаку на основе
сопоставления средних значений. Расчет t-критерия Стьюдента показал, что
экспериментальное t экспер. = 4,113, в то время, как в таблице критических значений
для критерия Стьюдента t крит. = 2,228, исходя из полученных данных, следует вывод
об эффективности экспериментального воздействия в ЭГ. Апробированная нами
программа формирования потребности в здоровом образе жизни и ее педагогическая
поддержка способствуют формированию потребности в ЗОЖ у обучающихся высшей
школы. Для КГ ‒ экспериментальное t экспер. = 0,151 при t крит. = 2,228, что позволяет
сделать вывод о неэффективности обучения в КГ.
В заключении диссертации обобщены основные результаты и представлены
выводы исследования.
1. Выполненное исследование доказало необходимость и возможность
формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы
средствами спортивных игр как эффективного направления воспитания гармонично
развитой и здоровой в физическом, психическом, интеллектуальном, нравственном
отношениях личности, способной развиваться в современном цифровом мире.
2. Потребность в здоровом образе жизни на основе синергетического и
целостного подходов определена как интегральная характеристика личности,
проектирующая необходимость развития собственной жизненной активности,
включающее занятия различными видами спорта, отказ от вредных привычек,
соблюдение режима дня, правильное питание, а также наличие глобального
мировоззрения и стремление следовать стандартам здорового образа жизни во всех
сферах жизнедеятельности. Структурными составляющими потребности в здоровом
образе жизни выступают психологическая безопасность, устойчивость личности,
психологическая саморегуляция, занятия физической культурой и спортом, правильная
организация режима труда и отдыха, сбалансированное рациональное питание.
3.Формирование потребности в здоровом образе жизни средствами
спортивных игр представлено в модели, включающей целевой, информационно-
содержательный, технологический, рефлексивно-результативный блоки и реализуемой
в четыре этапа: мотивационно-ценностный, продуктивный, спортивно-деятельностный
и рефлексивно-творческий. Определены критерии и показатели сформированности
потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы: поведенческий
критерий(физиологический,бытовой,финансовый);ценностно-смысловой
(психологический, ценностный, способность к самоконтролю); аффективный критерий
(сформированность потребности в здоровом образе жизни). На основе выделения
критериев и показателей охарактеризованы уровни сформированности потребности в
здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы – высокий, средний, низкий.
4. Успешную реализацию модели обеспечивают разработанные и реализованные
формы педагогического сопровождения (научно обоснованная программа
формирования здорового образа жизни посредством спортивных игр на основе системы
методологических подходов, соответствующих современной научной картине мира);
создание специальной образовательной среды, способствующей формированию
потребности обучающихся в здоровом образе жизни; реализация принципа единства
процессуального и информационного компонентов в формировании потребности в
здоровом образе жизни; последовательность педагогических действий, обусловленная
особенностями функционирования личностной сферы; обеспечение комплексности в
формировании потребности в здоровом образе жизни, реализуемая в совокупности
исторической, личностной, технической, теоретической, практической, регулирующей,
физиологической, медицинской и другой информации, связанной с организацией и
реализацией спортивных игр; использование коммуникативного потенциала
совместной деятельности в ходе организации и реализации спортивных игр).
5.Результаты экспериментального исследования, полученных с помощью
математических и статистических методов обработки количественных данных,
показывают, что разработанная модель и формы педагогического сопровождения
обеспечивают эффективность формирования потребности в здоровом образе жизни у
обучающихся высшей школы средствами спортивных игр: произошла позитивная
динамика в распределении уровней сформированности потребности в здоровом образе
жизни у обучающихся контрольной и экспериментальной групп, что свидетельствует
об эффективности реализованной ЭГ программы.
Перспективой дальнейшего научного поиска формирования потребности в
здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы может стать исследование по
различным направлениям данной проблемы: изучение гендерных особенностей,
обучающихся в процессе формирования здорового образа жизни; специфика
формирования потребности в здоровом образе жизни в учреждениях дополнительного
образования; изучение особенностей формирования потребности в здоровом образе
жизни в других возрастных группах.
Основные положения и результаты диссертационного исследования
отражены в следующих публикациях автора:

Актуальность темы исследования. Настоящий этап развития
российского общества характеризуется высоким уровнем заинтересованности
вопросами формирования здорового образа жизни подрастающего поколения.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни
обучающейся молодежи становится одной из приоритетных государственных
задач. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» п. 3 ст. 30 подчеркивается, что «формирование
здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста,
обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на
информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование
мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения
здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и
спортом» [189].
Приоритетом образовательной политики является создание условий,
обеспечивающих возможность для обучающихся образовательных
организаций среднего и высшего образования вести здоровый образ жизни,
систематически заниматься физической культурой и спортом, получить
доступ к развитой спортивной инфраструктуре. Спорт способен содействовать
сохранению и укреплению здоровья, физическому совершенствованию,
формированию здорового образа жизни. Приобретаемые в результате
занятиями активными видами спорта компетенции и ценностные ориентации
переходят в мотивированный, индивидуальный процесс саморегуляции
личности, тем самым формируя потребность в здоровом образе жизни.
Решение проблемы формирования потребности в здоровом образе жизни
зависит от личной мотивации обучающихся, направленной на занятия
активными видами спортивных игр, и организации в образовательном
пространстве вуза педагогического сопровождения данного процесса.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования
обусловлена потребностью дальнейшего изучения теоретических и
методологических вопросов, связанных с физическим воспитанием личности,
а также необходимостью выявления эффективных форм, методов и способов
педагогического сопровождения, способствующих формированию у
обучающихся потребности в здоровом образе жизни в процессе обучения в
высшей школе.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема
формирования потребности в здоровом образе жизни многогранна, что
обусловило междисциплинарный подход к ее научному изучению.
Отечественные и зарубежные исследования сформировали обширную
теоретическую и эмпирическую базу, послужившую основой для
современных исследований в этой области.
Представители античной философии Аристотель, Демокрит, Пифагор,
Сократ, Платон и др. считали основополагающими проблемы качества, стиля
и образа жизни различных социальных групп. Ключевые вопросы,
рассматриваемые учеными античного периода, были связаны с отношением
человека к бытию, соотношением духовного и телесного, разумного и
неразумного, стремлением к самосохранению и счастью, наслаждением и
аскетизмом. Значимость формирования представления о правильном и
здоровом образе жизни мы находим и в исследованиях таких философов как
Ф. Бекон, Ф. Спиноза, Ж. Ламетри, П.Ж. Кабанис, М.В. Ломоносов, А.Н.
Радищев. Отечественные и зарубежные социологи конца XIX – начала XX века
М. Вебер, Э. Дюркгейм, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский, П.А Сорокин
внесли значительный вклад в развитие данной проблемы. Ими была
разработана теория динамики социального здоровья общества,
проанализирована роль государства в укреплении общественного и личного
здоровья. Созвучными их воззрениям были и идеи учёных, работавших в
области социальной гигиены (А.П. Доброславин и др.)
В период советской эпохи и первые десятилетия распада СССР в
отечественной науке сложились различные определения понятия «образ
жизни». Так Ю.П. Лисицын определяет «образ жизни» как биосоциальную
категорию. В работах И.В. Бестужева-Лады, Н.В. Полунина здоровый образ
жизни выделяется как качественный уровень базисной категории.
Проблема формирования здорового образа жизни у представителей
современной молодежи, особенно студентов вузов, находится сегодня в
центре внимания психолого-педагогических, медицинских, экологических,
социологических и философских исследований. Категория «здоровье»
подвергнута комплексному изучению в работах Р.И. Айзмана, Г.Л.
Апанасенко, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, П.П. Горбенко, В.И. Дубровского,
Т.В. Карасева, В.В. Колбанова, Ю.П. Лисицына и др. В исследованиях
зарубежных психологов А. Маслоу, Г. Оллпорта, К. Роджерса, З. Фрейда
подчеркивается важность психологического здоровья, взаимосвязь
мотивационной и потребностной сфер, а также осознания самоценности
личностью.
Анализ сущности здоровья, его ценностно-смысловых особенностей
проведен в исследованиях следующих ученых: Н.Н. Авдеева, Г.Л. Апанасенко,
Н.И. Белова, М.Р. Битянова, М.П. Боровикова, М.Я. Виленский, О.И.
Даниленко, И.В. Дубровина и др. Проблемы использования современных
подходов к формированию здорового образа жизни у молодежи обозначены в
работах ученых Ю.Е. Амосовой, М.М. Безруких, В.Н. Беленова, Р.К.
Бикмухаметова, Е.В. Водневой, Б.А. Воскресенского, Т.В. Гиголаевой, Е.А.
Гревцовой, С.Г. Добротворской, Г.М. Зараковского, Е.В. Ишухиной. Оценка
современного состояния потребности обучающейся молодежи в здоровом
образе жизни рассматривается в работах таких ученых, как С-А.М. Аслаханов,
Н.Л. Гусева, Е.В. Уханева. Вопросы использования здоровьесберегающих
технологий в профессиональной подготовке будущих учителей исследуются
Н.А. Глузман, Н.В. Горбуновой, В.М. Ефимовой, Н.В. Якса.
Таким образом, по исследуемой нами проблематике имеется
значительный аналитический материал. При этом слабо изученными остаются
проблемы разработки и использования педагогических средств, приемов,
способов и методов формирования потребности, обучающихся в здоровом
образе жизни в процессе подготовки в высшем учебном заведении.
Формированию потребности в здоровом образе жизни у обучающихся
высшей школы способствуют дисциплины физического воспитания. В
настоящее время в контексте идеологии развивающего обучения особую
значимость приобретают такие спортивные игры как футбол, баскетбол,
волейбол как эффективное средство воздействия на физическое развитие
личности обучающегося.
Спортивные командные игры направлены на активизацию
межличностных и групповых контактов. Основой для эффективного
функционирования и победы команды в соревнованиях различного уровня
становится осознанный здоровый образ жизни и сплоченность ее участников.
Имеются исследования (Ю.Д. Железняк, О.П. Топышев, В.М. Шулятьев А.Г.
Фурманов и др.), посвященные изучению особенностей подготовки
спортсменов и вопросов применения различных видов спорта в физическом
воспитании в образовательном пространстве вуза. Кроме того, ряд авторов
(Э.К. Ахмеров, В.М. Зациорский, О.Е. Лихачев и др.) рассматривают активные
спортивные игры как эффективное средство поддержания здорового образа
жизни молодежи, профилактики заболеваний сердечно-сосудистой и опорно-
двигательной систем, а также повышения работоспособности человека. При
этом вопросы формирования потребности в здоровом образе жизни в данном
контексте остаются недостаточно разработанными.
Анализ научных исследований, посвященных вопросам формирования
здорового образа жизни у обучающихся высшей школы, позволил выявить
противоречия между:
‒ необходимостью совершенствования представлений о здоровье,
здоровом образе жизни как социально-педагогической ценности и
доминированием в образовательной практике высшей школы
декларативности данных категорий;
‒ потребностью в формировании здорового образа жизни у обучающихся
и недостаточной разработанностью методологических основ ее реализации в
образовательном пространстве вуза;
‒ социально-педагогической значимостью процесса формирования
потребности в здоровом образе жизни у обучающихся и отсутствием научно-
обоснованных подходов к использованию спортивных игр как средства его
реализации.
С целью разрешения существующих противоречий нами определена
исследовательская проблема: какое теоретическое и практическое
педагогическое сопровождение необходимо для формирования потребности в
здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы?
В соответствии с проблемой определена тема исследования:
«Педагогическое сопровождение формирования потребности в здоровом
образе жизни у обучающихся высшей школы средствами спортивных игр».
Объект исследования: формирование потребности в здоровом образе
жизни у студентов в образовательном процессе высшей школы.
Предмет исследования: особенности педагогического сопровождения
процесса формирования потребности в здоровом образе жизни у студентов
средствами спортивных игр.
Цель исследования: на основе теоретического анализа состояния
проблемы и обобщения существующей практики формирования здорового
образа жизни теоретически обосновать, разработать и экспериментально
проверить модель, программу и формы педагогического сопровождения
процесса формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся
средствами спортивных игр.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы изучить
сущность, структуру, функции и особенности ключевого понятия
исследования «потребность в здоровом образе жизни» и сформулировать
авторское определение данного понятия.
2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить
формы педагогического сопровождения, обуславливающие эффективность
формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей
школы средствами спортивных игр.
3. Разработать модель и программу формирования потребности в
здоровом образе жизни обучающихся высшей школы средствами спортивных
игр.
4. Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни
сформированности потребности в здоровом образе жизни у обучающихся
высшей школы.
5. Апробировать модель и программу формирования потребности в
здоровом образе жизни обучающихся высшей школы средствами спортивных
игр и на основании, предложенных критериев и параметров определить их
эффективность.
Гипотеза исследования: организация педагогического сопровождения,
направленного на формирование потребности в здоровом образе жизни у
обучающихся высшей школы, будет эффективной, если:
‒ категория «потребность в здоровом образе жизни» будет выступать
доминантой мировоззрения ценностной ориентации обучающихся высшей
школы и отражать комплекс знаний о методах сохранения и укрепления
здоровья;
‒ выявить и обосновать сущность и особенности форм педагогического
сопровождения, способствующих формированию у обучающихся высшей
школы потребности в здоровом образе жизни;
‒ учитывать при формировании структуры и содержания модели и
программы формирования потребности в здоровом образе жизни особенности,
связанные с разнообразием представлений о здоровом образе жизни;
‒ выделить объективные и субъективные критерии и параметры
сформированности потребности в здоровом образе жизни, охарактеризовать
возможные уровни сформированности потребности.
Методологическую основу исследования составляют комплексный
(Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач и др.), означающий единство целей и задач,
содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия;
системный (Б.Ф. Ломов), предполагающий, что процесс формирования
представлений о здоровом образе жизни является многоаспектной
деятельностью педагога, имеющей системный характер; аксиологический
(К.С. Хруцкий), устанавливающий взаимосвязи между ценностями,
личностью, социальными и культурными факторами; гуманистический,
рассматривающий человека как самоценность (М.Н. Берулава, И.Б. Котова и
др.), научные подходы, а также принципы детерминизма и развития (С.Л.
Рубинштейн), активности (К.А. Абульханова-Славская), взаимосвязи и
сотрудничества педагога с обучающимися (Л.К. Гребенкина, Н.А. Копылова,
Н.П. Янченко).
Теоретическая база исследования представлена научными трудами,
рассматривающими различные стороны содержания и ценностной сущности
здоровья (А. Адлер, Г.Л. Апанасенко, Т.В. Белинская, А.А. Бодалев, П.В.
Будзен, В.И. Вернадский, А. Маслоу, З. Фрейд, К. Ясперс и др.); проблемы
формирования здорового образа жизни (Н.М. Амосов, В.И. Белов, О.В.
Васильева, Ю.В. Валентик, Д.А. Изуткин, Ю.П. Лисицын, А.В. Мартыненко,
Ф.Г. Мурзакаев); вопросы профессионально-педагогической подготовки
студентов (Ш.М-Х. Арсалиев, А.В. Глузман, Н.Б. Ромаева); особенности
педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций
молодежи (И.С. Кон, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн и др.); вопросы
взаимосвязи здорового образа жизни с физической культурой и спортом (О.В.
Валиуллина, Н.А. Глузман, Е.Н. Захаров, Е.П. Ильин, А.А. Исаев, В.С. Попов,
Н.В. Решетников и др.), роль различных видов спорта, в частности, волейбола
как фактора сохранения и укрепления ресурсов здоровья (В.А. Старостина,
А.Б. Панькин и др.); вопросы формирования компетенций у учителей
физической культуры (Р.Р. Магомадов, Н.Б. Ромаева); особенности
моделирования в современной педагогике (А.Н. Дахин, Н.А. Глузман, В.И.
Писаренко, Р.И. Платонова).
С целью исследования поставленной проблемы и решения
обозначенных задач нами использованы следующие методы: анализ научной,
психолого-педагогической, методической литературы и нормативных
документов для определения понятийного аппарата исследования; для
теоретического обоснования модели формирования потребности в здоровом
образе жизни обучающихся применены систематизация, сравнение,
обобщение; анкетирование, беседы, тестирование; педагогический
эксперимент на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
для определения исходного уровня сформированности потребности в
здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы; формирующий
эксперимент – для проверки эффективности модели и программы
формирования потребности в здоровом образе жизни обучающихся высшей
школы; а также использованы количественный и качественный анализ
результатов исследования; методы математической обработки эмпирических
данных.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный университет», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет». Экспериментальной работой было охвачено
300 обучающихся вузов Республики Дагестан в возрасте от 17 до 21 года.
Этапы исследования: исследование проводилось в период с 2013 по
2020 гг. и состояло из четырех этапов.
Первый этап (2013-2015 гг.) — проведен теоретический анализ
отечественной и зарубежной психолого-педагогической, философской,
медицинской, социологической литературы, на основе которого осмыслены и
дополнены ключевые категории работы «здоровье», «здоровый образ жизни»,
«потребность в здоровом образе жизни», «педагогическое сопровождение».
Изучены и обоснованы психофизиологические особенности развития
обучающихся в период обучения в высшей школе. Определены и
конкретизированы объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, а также
методологические и теоретические основы, теоретические и эмпирические
методы исследования. Конкретизирован понятийный аппарат
диссертационного исследования и разработана программа проведения
опытно-экспериментальной работы.
Второй этап – (2015-2016 гг.) разработаны критерии и показатели
сформированности потребности в здоровом образе жизни у обучающихся
высшей школы. Подобраны диагностические методики обследования и
охарактеризованы соответствующие уровни. Составлена выборка
испытуемых и сформулированы требования к проведению констатирующего
этапа опытно-экспериментальной работы.
Третий этап – (2016-2019 гг.)– определены сущность и формы
педагогического сопровождения, обуславливающие результативность
формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей
школы. Опытно-экспериментальным путем проверена модель формирования
потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы.
Реализована программа «Формирование здорового образа жизни у
обучающихся высшей школы», подтвердившая влияние объективных и
субъективных потребностей на представление о ЗОЖ у обучающегося.
Четвертый этап – (2019-2020 гг.) – обобщены и представлены
результаты диссертационного исследования; проведена статистическая
обработка полученных данных в ходе опытно-экспериментальной работы;
определены перспективы применения полученных теоретических и
практических результатов в современной теории и практике физического
воспитания личности; завершено оформление текста диссертационного
исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
‒ сформулировано авторское определение базовой категории
диссертационного исследования «потребность в здоровом образе жизни»,
которую рассматриваем как интегративную характеристику личности,
предполагающую собственную жизненную активность, наличие глобального
мировоззрения, информированность об особенностях построения здорового
образа жизни, готовность соблюдать его нормы в повседневной, учебной и
спортивной жизнедеятельности;
‒ разработана и теоретически обоснована модель формирования
потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы, которая
включала четыре взаимосвязанных блока (целевой, информационно-
содержательный, технологический, рефлексивно-результативный). В первом
блоке определены основная идея, глобальная и конкретная цели, задачи,
методологические подходы и принципы, направленные на правильную
организацию процесса формирования здорового образа жизни. Глобальная
цель заключается в формировании разносторонне развитой, здоровой
физически и психически личности обучающегося, способной развиваться в
быстро меняющемся мире. Из глобальной цели выделена конкретная цель,
направленная на формирование потребности в здоровом образе жизни. Задачи
формирования потребности в здоровом образе жизни состоят в разработке
критериев и параметров, позволяющих судить о сформированности
потребности в ЗОЖ (начальный уровень); отборе средств педагогического
сопровождения с целью формирования потребности в ЗОЖ; в реализации
программы формирования потребности в ЗОЖ посредством спортивных игр.
Информационно-содержательный блок показывает формирование
компетенций: общекультурной, личностной, коммуникативной, социальной,
учебно-познавательной на основе воспитательного потенциала
педагогической теории и практики. Технологический блок представлен
технологией, средствами и формами организации процесса формирования
здорового образа жизни личности обучающегося в образовательном
пространстве вуза. Рефлексивно-результативный блок – рефлексия указанного
процесса и контроль результатов.
‒ разработана авторская программа формирования потребности у
обучающихся высшей школы потребности в здоровом образе жизни
средствами активных спортивных игр.
‒ выявлены и обоснованы формы педагогического сопровождения
формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей
школы средствами спортивных игр;
‒ установлены поведенческий, ценностно-смысловой и аффективный
критерии и показатели, предоставляющие возможность определить уровень
сформированности потребности в здоровом образе жизни, а также
охарактеризованы уровни сформированности потребности в здоровом образе
жизни обучающихся высшей школы;
‒ апробированы модель и авторская программа формирования
потребности в здоровом образе жизни обучающихся высшей школы
средствами спортивных игр, на основании предложенных критериев и
параметров определена их эффективность.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
проанализированы и переосмыслены сущностные характеристики категории
«потребность в здоровом образе жизни»; разработана и научно обоснована
модель формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся
высшей школы; определены формы педагогического сопровождения,
обуславливающие результативность процесса формирования потребности в
здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы; определены критерии,
показатели и уровни сформированности потребности в здоровом образе жизни
у обучающихся высшей школы.
Практическая значимость исследования заключается в апробации и
внедрении модели и программы формирования потребности в здоровом образе
жизни у обучающихся высшей школы средствами активных спортивных игр;
экспериментальной проверке форм педагогического сопровождения,
обеспечивающих эффективность формирования потребности в здоровом
образе жизни у обучающихся высшей школы средствами активных
спортивных игр. Разработанная авторская программа «Формирование
потребности в здоровом образе жизни обучающихся высшей школы» и
материалы исследования могут быть полезны в процессе профессиональной
переподготовки и повышении квалификации учителей физической культуры.
Результаты исследования могут послужить основой для написания
методических разработок, учебно-методических пособий и монографий.
Результаты исследования получили апробацию путем внедрения в
образовательный процесс ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
университет» и ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический
университет г. Махачкалы. Материалы диссертационного исследования были

Проведенное исследование, направленное на изучение проблем
формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей
школы и выявление форм педагогической поддержки данного процесса,
позволяет сделать следующие общие выводы:
Несмотря на наличие значительного аналитического материала по
рассматриваемой проблематике, слабо изученными остаются вопросы,
связанные с обоснованием создания определенных условий, способствующих
формированию потребности в здоровом образе жизни у студентов в высшем
учебном заведении. Решение вопроса, связанного с формированием
потребности у молодежи в здоровом образе жизни, требует кооперации
политических, экономических, правовых и духовных сил всего российского
общества в государственном масштабе. Особенно остро рассматриваемая
проблема должна стоять в образовательных учреждениях, начиная с
дошкольного возраста, непрерывно, до высшей школы. Формирование у
подрастающего человека потребности в здоровом образе жизни должно
носить преемственный характер. Таким образом, процесс формирования у
личности потребности в здоровом образе жизни должен стать национальной
идеей государства, задачей первостепенной важности;
– Здоровье обеспечивает гармоничное развитие личности и является
доминантой среди ценностных ориентаций. Оно способствует активному
познанию человеком окружающего мира, создает условия для его
самоутверждения и самореализации и характеризуется как динамическое
состояние полного физического, психического, социального благополучия.
При этом адаптационные ресурсы человека позиционируются как способность
сохранять оптимум жизнедеятельности даже в экстремальных ситуациях.
Здоровье формирует в сознании человека особую картину мира, так как
создает условия для реализации поставленных человеком задач и целей при
определении собственной жизненной траектории;
– Потребность в здоровом образе жизни должна основываться на

осознании личностью своего поведения, контроля своих эмоций и мыслей,
регуляции своих отношений в семье и в окружающей среде, отказе от вредных
привычек, создании положительного эмоционального фона жизни и
гармонизации межличностных отношений. При этом образовательный
процесс, направленный на формирование указанной потребности
рассматривает ценность здоровья личности как ценность всего общества, что
должно стать элементом общественного и индивидуального сознания.
Студент вуза должен иметь такой уровень знаний, который позволит ему
самостоятельно и сознательно конструировать модель собственной жизни, в
которой приоритетом будет выступать здоровый образ жизни;
– В высшей школе для формирования у студентов потребности в
здоровом образе необходимо, чтобы педагогическая система была открытой
для взаимодействия и взаимообмена информацией и «энергией» с
окружающей средой; она должна содержать активное, энергетическое начало,
характеризующееся проявлением инициативы у педагогов, стремлением к
самосовершенствованию, самореализации, повышению эффективности
педагогического процесса, а также должна обладать свободой выбора,
заключающейся в способности определить пути развития без осуществления
давления, нажимов извне; педагогическая система должна быть
сориентирована на цели саморазвития, развитие личности студентов,
формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у всех
субъектов образовательного процесса;
– Образовательный процесс высшей школы формирует у студентов
потребность в здоровом образе жизни путем развития интеллектуального,
социально – личностного, психического и физического потенциала личности,
комплексным подходом к формированию указанной потребности с
соблюдением системности в образовательно-информационном и
поведенческом аспектах;
– Разработанная нами модель формирования здорового образа жизни,
основывающаяся на комплексном, системном, аксиологическом и
гуманистическом подходах, позволяющих рассматривать процесс
формирования потребности в здоровом образе жизни как многоаспектный
феномен, направленный на активизацию интеллектуальной, волевой,
психической сфер человека и его способности развиваться в постоянно
меняющемся мире способствует активизиции исследуемого явления. Модель
включает в себя следующие компоненты: цель, методологические походы,
педагогические принципы, процессуальные характеристики модели, а также
формы педагогической поддержки, позволяющие эффективно формировать
потребность студентов в здоровом образе жизни.
‒ Нами установлено, что эффективность средств и технологий
педагогического воздействия будет зависеть от разработанных форм
педагогического сопровождения процесса формирования потребности в
здоровом образе жизни у студентов, под которыми мы понимаем:
‒ научно обоснованную разработку и реализацию программы
формирования здорового образа жизни посредством спортивных игр на основе
системы методологических подходов, соответствующих современной
научной картине мира;
‒ создание специальной образовательной среды, способствующей
формированию потребности обучающегося в здоровом образе жизни;
‒ реализацию принципа единства процессуального и информационного
компонентов в формировании потребности в здоровом образе жизни;
‒ разработку последовательности педагогических действий,
обусловленной особенностями функционирования личностной сферы;
‒ обеспечение комплексности в формировании потребности в здоровом
образе жизни, реализуемая в совокупности исторической, личностной,
технической теоретической, практической, регулирующей, физиологической,
медицинской и другой информации, связанной с организацией и реализацией
спортивных игр;
‒ использование коммуникативного потенциала совместной
деятельности в ходе организации и реализации спортивных игр;
‒ формирование в ходе тренингов, теоретической подготовки,
тренировок, общения обучающихся и педагога специального, педагогически
организованного психологического климата, характеризующегося общей
интенциональной направленностью игроков и тренера и ориентированного на
освоение правил и приемов спортивной игры, теоретических основ и всей
соответствующей информации, формирование теоретических и практических
игровых умений, и навыков, позволяющего сформировать потребность в
здоровом образе жизни.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет резюмировать
следующее.
Изменения в формировании потребности в ЗОЖ у обучающихся в
положительную сторону наблюдаются как в ЭГ, так и в КГ, по всем
выработанным критериям (физиологическому, бытовому, финансовому,
психологическому, ценностному, критерию способности к самоконтролю,
критерию сформированности потребности в ЗОЖ) наблюдается увеличение
численных показателей как в ЭГ, так и в КГ, что свидетельствует о
действенности разработанной программы.
Резюмируя результаты опытно-экспериментальной работы, отметим,
что разработанная нами модель, раскрывающая сущность процесса
формирования потребности в ЗОЖ, и программа ее формирования оказались
достаточно эффективными, о чем свидетельствуют полученные числовые
данные. Разработанная программа и предложенная модель могут быть
реализованы практически во всех образовательных учреждениях и
применимы ко всем видам спортивной деятельности.
Таким образом, можно заключить, что проделанная нами работа
подтверждает выдвинутую ранее гипотезу, т. е. предположение о том, что
разработанная модель и программа будут способствовать эффективности
формирования потребности в здоровом образе жизни средствами активных
спортивных игр у обучающихся высшей школы, нашла своё подтверждение

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Педагогическое сопровождение формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы средствами спортивных игр»

    Публикации автора в научных журналах

    М.М. Гаирбеков // Вестник УниверситетаРоссийской Академии образования. – №5 (78). – М.: Изд-во УРАО, 2– С. 67
    М.М. Гаирбеков // Вестник академии права иуправления. – №3 (44). – М.: НОУ ВПО «МИГУП», 2– С. 206
    Ф.У. Базаева, М.М. Гаирбеков //Мир науки, культуры, образования. – 2– № 5 (78). – С. 209-211 (авторский вклад 75%).
    Педагогические условия формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы
    М.М.Гаирбеков, И.В. Мусханова // Мир науки, культуры, образования. – 2– № 2 (81). –С. 248-250 (авторский вклад 75 %).
    М.М. Гаирбеков // Практическая психология вРоссии и за рубежом: сборник научных трудов Российского университета транспорта(МИИТ) / Под ред. М.Ю. Быкова, О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. – Санкт-Петербург,2– С. 62-82
    Формирование потребности у молодежи в здоровом образе жизни
    М.М. Гаирбеков // Психология личности: изучение, развитие,самопознание: сборник научных материалов: Научно-информационный центр А.Р.Т.,Академия сферы социальных отношений. – Санкт-Петербург, 2– С. 154
    Представления о здоровом образе жизни у старших школьников
    М.М. Гаирбеков // Психология личности: изучение, развитие,самопознание: сборник научных материалов / Под общ. ред. О.И. Каяшевой, Н.В.Николаевой. – СПб, 2– С. 223
    Теоретический анализ категории здоровья как основы изучения потребностей в здоровом образе жизни
    М.М. Гаирбеков, З.Г.Ханова // Профессиональное образование: модернизационные аспекты: коллективнаямонография. – Ростов-на-Дону, 2– С. 156-178 (авторский вклад 75 %).
    Теоретические подходы к исследованию потребностей молодежи в здоровом образе жизни
    М.М. Гаирбеков // Актуальные проблемысовременного образования в России и за рубежом: сборник материалов Всероссийскойнаучно-практической конференции. – Санкт-Петербург: ООО «НИЦ АРТ», 2– С.48
    Анализ современных представлений о здоровом образе жизни
    М.М. Гаирбеков // Психология субъектности: основные проблемы и путирешения: коллективная монография. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2– Том – С. 161
    Потребностная ориентация детей на спортивную деятельность
    М.М. Гаирбеков, З.Г. Ханова // Практическая психология вРоссии и за рубежом: сборник научных трудов Российского университета транспорта(МИИТ) / Под ред. М.Ю. Быкова, О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. – Санкт-Петербург,2– С. 64-68 (авторский вклад 75 %).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»