Педагогическое сопровождение развития внутренней ответственности у юных хоккеистов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Токарева Валентина Борисовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогического сопровождения
развития внутренней ответственности у спортсменов…………………………………15
1.1. Внутренняя ответственность как психолого-педагогический феномен……. 15
1.2. Сущность, содержание и особенности педагогического сопровождения
атлетов в спортивной деятельности ……………………………………………….33
1.3. Модель педагогического сопровождения развития внутренней
ответственности у юных хоккеистов………………………………………………56
Выводы по первой главе ……………………………………………………………………………… 73
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внутренней
ответственности у юных хоккеистов ……………………………………………………………. 77
2.1. Базы исследования и характеристика диагностических методик опытно-
экспериментальной работы ……………………………………………………………….. ………77
2.2. Проверка педагогических условий педагогического сопровождения
развития внутренней ответственности у юных хоккеистов…………………… 103
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ………………………. 124
Выводы по второй главе …………………………………………………………………………….. 136
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 139
Библиографический список………………………………………………………………………… 150
Приложения ………………………………………………………………………………………………. 176

Во введении обоснована актуальность, сформулированы цель, задачи,
объект и предмет исследования; выдвинута гипотеза научного поиска;
представлены методологические подходы к исследованию; раскрыты
научная новизна, теоретическая и практическая значимость проделанной
работы; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены
сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе – «Теоретико-методологические основы
педагогического сопровождения развития внутренней ответственности
у спортсменов» – рассматриваются сущность и специфика феномена
внутренней ответственности атлетов; раскрываются теоретико-философские
и методологические основания педагогического сопровождения развития
внутренней ответственности у спортсменов; даѐтся характеристика
отдельных педагогических средств, направленных на развитие у
спортсменов командного вида спорта внутренней ответственности;
анализируется ряд педагогических условий развития внутренней
ответственности у спортсменов командного вида спорта; представлена
модельпедагогическогосопровожденияразвитиявнутренней
ответственности у юных хоккеистов.
Вслед за П. Я. Гальпериным, мы рассматриваем внутреннюю
ответственность атлета как свойство личности принимать на себя
ответственность за результаты собственной деятельности. Внутренняя
ответственность спортсмена развивается при условии его включенности в
спортивный процесс и в межличностные отношения в соответствии с
принятыми им целями и целями всей команды, а также через способность
спортсмена осуществлять контроль своей деятельности.
В структуре внутренней ответственности выделяют мотивационно-
поведенческий, морально-волевой и эмоционально-чувственный элементы
(В. А. Иванников, Е. П. Ильин, К. А. Климова А. И. Крупнов, К. Муздыбаев,
В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов, В. И. Селиванов). В соответствии с данными
элементами и с учѐтом результатов исследований Е. Ф. Бажина,
А. В. Гришиной,С. А. Голынкиной,А. М. Эткинда,атакже
Н. П. Александровой, М. А. Бендюковой, Е. Н. Богданова, С. В. Быкова, мы
выделяем атрибуты внутреннего локуса контроля, которые в последующем
будем обозначать факторами внутренней ответственности: направленность
личности на общение, контроль за действием, эмоциональный интеллект. С
учетом данных факторов происходит отбор средств педагогического
сопровождения развития внутренней ответственности юных хоккеистов.
Опираясь на труды М. И. Рожкова, мы даем определение педагогическому
сопровождению развития внутренней ответственности у юных хоккеистов как
разновидности поддерживающей педагогической деятельности, которая
направлена на взаимодействие со спортсменом по оказанию ему помощи в
развитии личностных качеств, а именно: саморегуляции, внутриличностного и
межличностного эмоционального интеллекта, направленности личности на
общение.
На основе анализа имеющихся точек зрения в контексте данного
исследования мы понимаем педагогическое сопровождение атлета в
спортивной деятельности как систему мероприятий, осуществляемых
педагогическими работниками, направленную на взаимодействие со
спортсменом по оказанию ему поддержки в развитии личностных качеств,
индивидуальных особенностей, которые способствуют реализации атлетом
себя в спорте, вне спорта и после ухода из спорта.
Специфика педагогического сопровождения командного вида спорта
определяется динамикой функционирования малой социальной группы,
быстрым изменением игровой обстановки, возможным выступлением
команды без основных игроков, значительными физическими нагрузками у
спортсменов при многократном развитии максимальных усилий в
сравнительно короткое время, интенсивной мыслительной деятельностью
игроков, позицией тренера как значимого сопровождающего, который
выполняет роль не только субъекта общения, но и организатора
деятельности других членов команды, спортсменов и специалистов.
Позиция демократического руководителя базируется не на приказах и
указаниях, а на совместном обсуждении проблем, затрагивающих интересы
членов команды. Поэтому такое условие педагогического сопровождения
развития внутренней ответственности спортсмена как создание ситуаций
выбора им меры своей ответственности в достижении целей команды с
дальнейшей рефлексией результатов и последствий данного выбора
основывается на осуществлении тренером демократического стиля
руководства командой через предоставление возможности спортсменам
самостоятельно принимать решения, связанные со спортивной ситуацией,
досуговой деятельностью команды.
Согласно Положению правления Федерации хоккея России (Протокол от
«29» июня 2017 г. №2/17) о статусе и переходах юниоров и выпускников
хоккейных школ в Хоккейный клуб дается обоснование исследуемого нами
возраста юниоров ‒ четырнадцать – пятнадцать лет, позволяющее говорить о
важном значении для юного спортсмена референтной группы, которая
способна оказать сильное влияние на развитие у него чувства ответственности
за свои обещания и поступки. В этой связи именно у спортсменов командного
вида спорта ключевым аспектом в их личностном развитии выступает
внутренняя ответственность.
Наоснованиивыделенияособенностейпедагогического
сопровождения развития внутренней ответственности у юных спортсменов
мы представляем модель педагогического сопровождения развития
внутренней ответственности у юных хоккеистов. Модель включает в себя
концептуально-целевой, содержательно-организационный и критериально-
результативный компоненты (схема 1 на с. 14).
Концептуально-целевойкомпонент.Мыопределилицель
педагогического сопровождения: содействовать развитию внутренней
ответственности у юных хоккеистов.
Теоретико-методологическую основу педагогического сопровождения
развития внутренней ответственности у юных хоккеистов составляют
деятельностный и экзистенциальный подходы.
Деятельностный подход определяет ведущую роль педагогической
деятельности в развитии внутренней ответственности юных хоккеистов и
направлен на становление молодого человека как субъекта своей
жизнедеятельности. Экзистенциальный подход позволяет: всем субъектам
сопровождения − осознать проблемы и трудности, возникающие в
спортивной деятельности; юным спортсменам − осознать выбор между
ответственным и безответственным вариантами поведения; тренеру и
педагогу-психологу – определить содержание и средства педагогического
сопровождения развития внутренней ответственности у юных хоккеистов.
Выбор подходов обусловлен взаимодополняемостью двух смысловых
категорий, которые отражают природу данных подходов – «существовать»
(относительно экзистенциального подхода) и «действовать» (относительно
деятельностного подхода): субъект своим существованием утверждается в
реальности, а своей деятельностью еѐ меняет.
Выделенные нами средства развития внутренней ответственности у
юных спортсменов позволяют учесть специфику каждого подхода, а
основные принципы и условия развития внутренней ответственности у
юных хоккеистов определяют требования к содержанию и организации
дальнейшей опытно-экспериментальной работы.
Основными принципами педагогического сопровождения развития
внутренней ответственности у юных хоккеистов, заявленными в модели,
которые определяют совокупность требований к содержанию и организации
дальнейшей опытно-экспериментальной работы, являются принципы
стимулирования саморазвития человека, нравственного саморегулирования,
социального закаливания спортсменов, актуализации ситуации.
Содержательно-организационный компонент. Включает в себя
мотивационно-смысловой,операционно-содержательный,аналитико-
оценочный этапы педагогического сопровождения развития внутренней
ответственности у юных хоккеистов.
Мотивационно-смысловойэтаппредставленустановочно-
координационным направлением деятельности, в котором субъекты
сопровождения осознают цели развития внутренней ответственности
спортсменов-хоккеистов и необходимость педагогического сопровождения.
На данном этапе осуществляется планирование достижения цели тренером
и юными спортсменами. Мотивационно-смысловой этап также включает
диагностическое направление: диагностические действия педагога-
психолога, относящиеся к спортивной команде и тренеру, и подразумевает
построение плана диагностики факторов внутренней ответственности для
спортивной команды. На данном этапе педагогического сопровождения
развития внутренней ответственности у юных хоккеистов реализуются
коррекционно-диагностическаяфункцияифункцияпсихолого-
педагогической поддержки атлета.
Операционно-содержательныйэтапмоделивключает:
конвенциональное направление, которое предусматривает взаимодействие
субъектов педагогического сопровождения ‒ субъекты педагогического
процесса договариваются об условиях сопровождения развития внутренней
ответственности юных спортсменов, его границах и формах; поисково-
вариативное направление, предполагающее поиск педагогом-психологом
вариантов решения запросов тренера и подбор форм и методов
педагогического сопровождения юных хоккеистов для развития их
внутренней ответственности; направление практической деятельности по
реализации условий педагогического сопровождения развития внутренней
ответственности у юных хоккеистов.
Операционно-содержательный этап также включает средства, формы,
методы совместной деятельности тренера и педагога-психолога для каждого
акта приобщения атлета к спортивной деятельности. На данном этапе
осуществляется самоанализ атлетом процесса приобщения его к
рефлексивному анализу своей деятельности, осознание причастности к
полученному результату.На операционно-содержательном этапе
проявляется функция стимулирования саморазвития спортсмена на основе
рефлексивного анализа ситуации.
Аналитико-оценочный этап включает аналитико-рефлексивное и
коррекционное направления деятельности. Аналитико-рефлексивное
направлениевключаетанализэффективностипредполагаемых
преобразований, где в критериальной базе оценивания результативности
педагогического сопровождения развития внутренней ответственности у
юных хоккеистов обозначены показатели оценивания развития у них
внутренней ответственности: направленность личности на общение,
саморегуляция, эмоциональный интеллект. В коррекционном направлении
педагог-психолог подбирает и применяет средства коррекционной
деятельности на основе полученной информации о хоккеисте. На
аналитико-оценочном этапе педагогического сопровождения развития
внутренней ответственности у юных хоккеистов спортсмен имеет
возможность дать себе адекватную оценку, позволяющую ему двигаться
дальше по пути спортивного и личностного совершенствования с учетом
обратной связи, которую дает тренер или педагог-психолог. На данном
этапепедагогическогосопровожденияразвитиявнутренней
ответственности у юных хоккеистов реализуются функция включенности
хоккеиста в событие и коррекционно-диагностическая функция.
Критериально-результативныйкомпонент.Представлен
критериями и показателями оценивания саморегуляции, направленности
личности на общение, эмоционального интеллекта как факторов развития
внутренней ответственности юных хоккеистов; методиками диагностики
факторов внутренней ответственности юных хоккеистов: методика
«Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина,
А. М. Эткинд), опросник «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль),
ориентационная анкета «Определение направленности личности» (Б. Басс),
опросник на эмоциональный интеллект «ЭмИн» (Д. В. Люсин);
результатами педагогического сопровождения – развитие у юных
хоккеистов внутренней ответственности: наличие внутреннего локуса
контроля, контроль за действиями (саморегуляция), направленность
личности на общение, понимание и управление своими и чужими
эмоциями.
Во второй главе ‒ «Опытно-экспериментальная работа по
развитию внутренней ответственности у юных хоккеистов» ‒
обоснована реализация условий педагогического сопровождения развития
внутренней ответственности у юных хоккеистов, описаны ход опытно-
экспериментальной работы в рамках педагогического сопровождения
развития внутренней ответственности у юных спортсменов и результаты
педагогического эксперимента, обоснованы критерии и показатели развития
внутренней ответственности у юных хоккеистов, даны характеристики
методов и методик исследования.
В соответствии с разработанной моделью педагогического
сопровождения развития внутренней ответственности у юных хоккеистов
строилась опытно-экспериментальная работа с атлетами-хоккеистами в
возрасте четырнадцати − пятнадцати лет, обучающимися в муниципальном
общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 9 имени Ивана
Ткаченко» г. Ярославля. В педагогическом эксперименте спортсмены были
разделены на две группы по двадцать человек: контрольная группа (группа
А) и экспериментальная группа (группа Б).
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.
На первом, констатирующем этапе, осуществлялись: анализ
педагогического сопровождения внутренней ответственности юных
хоккеистов без дополнительного воздействия на выборку; анализ условий
педагогического сопровождения развития внутренней ответственности у
юных хоккеистов; исследование взаимосвязей факторов развития
внутренней ответственности у спортсменов командного вида спорта с
помощью диагностических методик ‒ методика «Уровень субъективного
контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд), опросник «Шкала
контроля за действием» (Ю. Куль), ориентационная анкета «Определение
направленности личности» (Б. Басс), опросник на эмоциональный интеллект
«ЭмИн» (Д. В. Люсин).
Для осуществления формирующего этапа опытно-экспериментальной
работы необходимо было определить уровень внутренней ответственности
юных хоккеистов в контрольной и экспериментальной группах, а также
стиль руководства у тренеров. Обработка данных первоначального замера
методами математической статистики дала возможность убедиться в том,
что незначительные различия в уровнях развития внутренней
ответственности у спортсменов контрольной и экспериментальной групп не
являются статистически достоверными, что позволило перейти
непосредственно к формирующему педагогическому эксперименту и
реализации заявленных педагогических условий сопровождения развития
внутренней ответственности у юных хоккеистов в экспериментальной
группе.
На втором, формирующем этапе, проверялись модель и педагогические
условия развития внутренней ответственности у юных хоккеистов.
Осуществление педагогического сопровождения на основе создания
ситуаций выбора спортсменом меры своей ответственности в
достижении целей команды, с дальнейшей рефлексией результатов и
последствий данного выбора. Данное условие было выполнено
посредством введения в тренировочный процесс проблемных ситуаций
выбора юным хоккеистом меры своей ответственности в спортивных
обстоятельствах, когда через рефлексивный анализ ситуации спортсмен мог
оценить степень своей ответственности в специально заданных спортивных
ситуациях. Данные ситуации были составлены нами на основании
экзистенциального и деятельностного подходов для осознания атлетом
собственной роли в достижении общих целей команды; ситуации были
разделены на позиции игроков: защитник, нападающий, вратарь, в
соответствии с их функциями, а также с учетом пожеланий тренера. Данное
условие реализовывалось и в процессе работы спортсмена с Дневником
самоанализа, в котором атлет анализировал собственные достижения,
оценивал свою роль в тренировочном процессе, планировал свою
деятельность, принимал решения о перспективах собственной деятельности
как на оперативном, так и на стратегическом уровнях. Также рефлексивная
позиция спортсмена проявлялась в процессе обсуждения фильмов; во время
дискуссий, диалогового общения в процессе консультирования; на
тренинговых занятиях по командообразованию.
Актуализация способности юного хоккеиста к саморегуляции, его
эмоционального интеллекта и направленности личности на общение.
Данное условие реализовывалось с использованием различных форм
работы, а именно: тренинговых программ, направленных на развитие
познавательных процессов, понимание своих и чужих эмоций; тренингов на
командообразование; просмотров фильмов с последующим анализом и
обсуждением; мастер-классов на повышение уровня самооценки, волевой
саморегуляции; индивидуального консультирования и др. Реализация
педагогического сопровождения развития внутренней ответственности у
юных хоккеистов предусматривала опору на формы дискуссионных и
тренинговых занятий (нравственные беседы; письменный анализ
тренировок, своих действий; выполнение упражнений, направленных на
принятие другого человека, ситуации в целом). Целенаправленный отбор
форм и методов сопроводительной деятельности позволил обеспечить
развитие выделенных нами факторов внутренней ответственности юного
хоккеиста.
Доминирование в работе тренера в тренировочном процессе
демократического стиля. Данное условие выполнено посредством
передачи определенных регулятивных функций спортсмену, делегирования
полномочий, за счѐт чего происходило распределение ответственности
между атлетами, совместное определение целей деятельности, совместное
планирование предстоящей работы, совместный контроль и оценка
результатов работы, совместное прогнозирование новых целей и задач.
Согласие тренера на возможность привлечения педагога-психолога для
работы с хоккейной командой также является признаком демократического
стиля руководства тренера. Педагогом-психологом были предложены для
тренера рекомендации по процессу взаимодействия со спортсменами и
командой в целом, которые предполагали обсуждение тренировочных
моментов тренером совместно с командой. Вместе с тем рекомендации не
противоречили тому, что основные решения оставались на усмотрение
старшего тренера.
В завершении формирующего этапа опытно-экспериментальной
работы проводился итоговый замер показателей (факторов) внутренней
ответственности. На данном этапе была проведена экспертная оценка
показателей эффективности каждого игрока команды в экспериментальной
группе (уверенность в себе, ответственность, понимание партнера по
команде, саморегуляция, общая сыгранность команды).
Показатели факторов внутренней ответственности юных хоккеистов в
экспериментальной группе (Группа Б) по сравнению с внутренней
ответственностью юных хоккеистов в контрольной группе (Группа А)
значительно выросли, и стало возможным установление статистически
достоверных различий в уровне развития факторов внутренней
ответственности атлетов двух групп. Полученные данные, представленные
в таблице 1, указывают на эффективность проведенной опытно-
экспериментальной работы по педагогическому сопровождению развития
внутренней ответственности у юных хоккеистов, а также на
целесообразный выбор вводимых условий педагогического сопровождения
развития внутренней ответственности у юных хоккеистов.
Таблица 1 ‒ Сравнение контрольной и экспериментальной групп
по U-критерию Манна Уитни после опытно-экспериментальной работы
Исследуемый показательСуммы ранговU эмп.
Группа А Группа Б
Интернальность в сфере неудач283,5536,573,5**
Интернальность в сфере
335,5484,5125,5*
межличностных отношений
Контрольза действием при
337483127*
планировании
Направленностьличностина
308,5511,598,5**
общение
Внутриличностный эмоциональный
302,5517,595,5**
интеллект
Межличностный эмоциональный
282,5537,572,5**
интеллект
Примечание: * − различия на уровне значимости p<0,05;** − различия на уровне значимости p<0,01 На третьем, аналитико-обобщающем этапе, были проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, а также проведен повторный анализ оценки спортивной деятельности у команды экспериментальной группы, где тренер использовал в работе с командой элементы демократического стиля руководства. По мнению экспертов, у юных хоккеистов произошла положительная динамика по ряду показателей: уверенность в себе, ответственность, понимание партнера по команде, саморегуляция, общая сыгранность команды. В турнирной таблице первенства России по хоккею среди юношей команда (Группа Б) поднялась с седьмого на четвертое место. В контрольной группе А, где тренер предпочѐл авторитарный стиль в работе с командой, результаты спортивной деятельности остались на прежнем уровне. В заключении диссертации сформулированы выводы и намечены пути дальнейшей разработки поставленной проблемы. Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы доказана результативность реализуемого процесса педагогического сопровождения развития внутренней ответственности у юных хоккеистов, что дает основание для следующих выводов: 1) внутренняя ответственность спортсмена командного вида спорта предполагает способность атлета к самоконтролю и осуществлению контроля своей деятельности, а также склонность приписывать ответственность за ее результаты собственным способностям, усилиям, проявляемым в соответствии с принятыми целями как самого атлета, так и всего спортивного коллектива; 2) педагогическоесопровождениеразвитиявнутренней ответственности у юных хоккеистов осуществляется как системное взаимодействие педагога-психолога, тренера и спортсменов, направленное на развитие не только традиционных приоритетных волевых качеств личности, но и на развитие личностных способностей юных хоккеистов: саморегуляции, внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, направленности личности на общение; 3) педагогическоесопровождениеразвитиявнутренней ответственности у юных хоккеистов будет результативным, если: оно осуществляется на основе создания ситуаций выбора спортсменом меры своей ответственности в достижении целей команды с дальнейшей рефлексией результатов и последствий данного выбора; происходит актуализация способности юного хоккеиста к саморегуляции, актуализация его эмоционального интеллекта и направленности личности на общение; в работетренерадоминируетвтренировочномпроцессе демократический стильруководствакомандой,предполагающий стимулирование активности атлетов, возможность для спортсмена высказать свою точку зрения, проявить внутреннюю ответственность при принятии им решения; 4) демократический стиль работы тренера проявляется в групповых процедурах по принятию решений, связанных с организацией тренировочного процесса; предполагает передачу спортсмену в тренировочномпроцессеопределенныхрегулятивныхфункций, посредством которых происходит распределение ответственности между атлетами; демократический стиль работы тренера позволяет ему включить в тренировочный процесс педагога-психолога и организовать взаимодействия команды с данным специалистом; 5) актуализация способности юного хоккеиста к саморегуляции, актуализация эмоционального интеллекта и направленности личности на общение определяют выбор средств педагогического сопровождения развития внутренней ответственности у юного хоккеиста: реализация педагогом-психологом ситуаций выбора и включение в тренировочный процесс Дневника самоанализа спортсмена позволяют атлетам реализовывать собственную рефлексивную позицию, оценивать свою роль в достижении общих целей. Научное исследование по данной проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: изучение особенностей развития внутренней ответственности у спортсменов разных командных видов спорта; выявление дополнительныхфакторов,обеспечивающихэффективность тренировочного процесса спортсменов командного вида спорта. Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

Актуальность исследования. В современном мире большое внимание
уделяется вопросу здоровьесберегающих технологий, физической культуре и
спорту. Особенно активно спорт пропагандируется среди молодежи, так как он
является одним из способов удовлетворения ведущей потребности данного
возраста в самоутверждении и самореализации.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» (редакция от 30.12.2020 г.) физическое воспитание определяется как
процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических
возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической
культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и здорового
человека. В этой связи возрастает значимость изучения проблем спортивной
деятельности для самих атлетов и актуальность исследования педагогического
сопровождения развития личностных качеств спортсмена, способствующих не
только развитию начинающего атлета в спорте при непременном стимулировании
и постоянной поддержке его внутренних сил, но и пониманию спортсменом своей
ответственности перед другими для его дальнейшего успешного взаимодействия с
обществом.
Феномен ответственности ряд ученых (Б. С. Алишев, П. Я. Гальперин,
Г. И. Кашапова, С. В. Молчанов, Т. В. Морозкина, К. Муздыбаев, Е. О. Смолева)
рассматривает как две составляющие системы, а именно: внутренняя
ответственность и внешняя ответственность. Внешняя ответственность выступает
как система требований, предъявляемых коллективом, обществом, конкретной
ситуацией к личности, а степень реализации данных требований с учетом всех
внутренних возможностей и волевых усилий личности рассматривается как её
внутренняя ответственность.
Опираясь на труды П. Я. Гальперина, мы понимаем внутреннюю
ответственность атлета как его способность осуществлять самоконтроль за своей
деятельностью в соответствии с принятыми целями самого спортсмена и всей
команды, а также свойство личности принимать ответственность за результаты
собственной деятельности, которая проявляется во включенности спортсмена в
спортивный процесс и межличностные отношения в команде в соответствии с
принятыми целями как самого атлета, так и всего коллектива в целом.
Феноменом, который отражает внутреннюю локализацию ответственности
и характеризует её развитие, по мнению Б. С. Алишева, Г. И. Кашаповой,
Е. О. Смолевой, М. С. Яницкого, является интернальный локус контроля.
Исследования Дж. Роттера в отношении введённого им понятия «локус контроля»
и данного феномена в целом как степени понимания человеком причинных
взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого, а также
как важнейшего субъектного фактора поведения в ситуации, требующей
осуществления выбора, сосредотачивают своё внимание на локусе контроля в
качестве внутренней переменной, которая в итоге является неотъемлемой частью
деятельности субъекта.
В работах Л. В. Мамедовой, С. Б. Калининой, Г. С. Обманова внутренний
локус контроля рассматривается как фактор, влияющий на успешность в учебе и
на профессиональное самоопределение молодого человека. В трудах
М. А. Бендюкова, E. A. Вопнерук, Д. В. Карася, Т. В. Левкова подчёркивается
значимость у спортсменов локуса контроля в качестве важной интегральной
характеристики самосознания, связывающей ответственность, готовность к
активности и переживание собственного «Я».
Прогрессивные методы и высокое педагогическое мастерство тренера не
решают в полной мере проблем оптимального развития спортсмена с учётом его
индивидуальных особенностей, единства биогенных, психогенных и социогенных
свойств, определяющих поведенческую и ролевую деятельность на уровне
выбранного атлетом вида спорта. Важно организовать педагогическое
сопровождение спортсменов с целью развития у них мотивов, побуждающих к
действиям, и потребностей, которые направляют атлетов на самостоятельное
овладение спортивной деятельностью, пополнение и обновление знаний о
спортивных приёмах, совершенствование соответствующих умений и
превращение их в мощный стимул самовоспитания личности. Повышается
значимость качественной и сохранной подготовки спортсменов с опорой на
педагогическое сопровождение соответствующими специалистами: тренером,
педагогом-психологом, психологом.
В педагогике проблема педагогического сопровождения нашла своё
отражение в работах Е. А. Александровой, Л. В. Байбородовой, В. П. Голованова,
Т. Н. Гущиной, Е. И. Казаковой, С. Ю. Манузиной, Г. Ц. Молонова,
А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Л. Н. Серебренникова, В. И. Слободчикова и
других учёных. Многие исследователи отмечают, что педагогическое
сопровождение основывается на идеях связи обучения с жизнью и опытом
ребенка, на педагогической антропологии К. Д. Ушинского, принципах
гуманистической педагогики В. А. Сухомлинского, на идеях воспитания любовью
Ш. А. Амонашвили, на гуманистической психологии К. Роджерса, на идеях
свободного воспитания.
Мы рассматриваем педагогическое сопровождение в спорте как
разновидность поддерживающей педагогической деятельности, направленной на
взаимодействие со спортсменом по оказанию ему помощи в формировании и
развитии личностных качеств, индивидуальных особенностей, которые
способствуют достижению высоких результатов в командных видах спорта,
самореализации атлета в спорте, вне спорта и после ухода из спорта.
Вместе с тем, педагогические условия, влияющие на развитие внутренней
ответственности атлетов командных видов спорта, в том числе в аспекте
педагогического сопровождения юных хоккеистов, не находят достаточного
отражения в психолого-педагогической науке.
В этой связи можно зафиксировать следующие противоречия:
− между социальным заказом на развитие физических возможностей
спортсменов, их личностных ресурсов и недостаточной готовностью тренеров к
педагогическому сопровождению развития внутренней ответственности у юных
атлетов;
− между необходимостью осуществлять педагогическое сопровождение

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Педагогическое сопровождение развития внутренней ответственности у юных хоккеистов»

    Публикации автора в научных журналах

    Локус контроля как профессионально важное качество субъекта деятельности на этапах профессионализации
    В. Б.Токарева – Текст : непосредственный // Инновации в образовании. – 2–№ – С. 102
    Педагогические условия развития внутренней ответственности у спортсменов командного вида спорта
    В. Б. Токарева –Текст : непосредственный // Инновации в образовании. – 2– № – С.132
    Педагогическое сопровождение развития внутренней ответственности у юных хоккеистов
    В. Б. Токарева. – Текст :непосредственный//ИзвестияВолгоградскогогосударственногопедагогического университета. – 2– № 8 (161). – С. 97
    Особенности внутренней ответственности субъекта деятельности в коллаборативной среде
    В. Б. Токарева – Текст :непосредственный // Формирование компетентности личности вколлаборативной среде : коллективная монография / под науч. ред.Т. В. Макеевой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2− С. 50
    Локус контроля и направленность личности спортсменов
    В. Б. Токарева, Т. В. Огородова. – Текст : непосредственный// VIII Рудиковские чтения : материалы международной научно-практической конференции психологии спорта. – Москва, 6−11 июня 2011г. / отв. ред., сост. А.Н. Блеер, В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов. − Москва : Изд-во РГУФКСМиТ, 2− С. 337
    Значение локуса контроля в становлении личности спортсмена
    В. Б. Токарева, Т.В. Огородова. – Текст : непосредственный //Ананьевские чтения: Психология в здравоохранении : материалы научнойконференции. – Санкт-Петербург, 22−24 октября 2013 г. / отв. ред.О.Ю. Щелкова. – Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2− С. 546
    Локус контроля и эмоциональный интеллект в деятельности спортсменов
    В. Б. Токарева, Т.В. Огородова. – Текст :непосредственный // XI Рудиковские чтения : материалы всероссийскойнаучно-практической конференции с международным участием попсихологии спорта и физической культуры. – Москва, 2015 г. / под ред.Ю.В. Байковского. – Москва : ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2− С.92
    Педагогическое сопровождение спортсмена на начальном этапе профессиональной деятельности
    В. Б. Токарева – Текст :непосредственный // Педагогика и психология современного образования:теория и практика : материалы научно-практической конференции «ЧтенияУшинского». – Ч.‒ Ярославль : РИО ЯГПУ, 2− С. 101
    Подготовка тренеров к формированию ответственности спортсменов
    В. Б. Токарева. – Текст : непосредственный// Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования :сборник материалов / под науч. ред. М.В. Новикова. – Ярославль : РИОЯГПУ, 2− С. 73
    Особенности педагогического сопровождения спортсменов на начальном этапе их профессионального становления
    В. Б. Токарева. – Текст : непосредственный // Педагогика и психологиясовременного образования: теория и практика : материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.– Ярославль : РИОЯГПУ, 2− С. 271
    Об исследовании взаимосвязи внутренней ответственности и мотивации у атлетов командного вида спорта
    В. Б. Токарева. – Текст : непосредственный // Социальное ипрофессиональное становление личности в эпоху больших вызовов:Международный дискурс : сборник статьей всероссийской конференции смеждународным участием / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. – Ярославль :РИО ЯГПУ, 2− С. 315

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»