Подготовка курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Передерий Оксана Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ
КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ……………………………………. 16
1.1. Историография проблемы подготовки курсантов военных вузов
к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде …………………………. 16
1.2. Проблема подготовки курсантов военных вузов к профессиональному
взаимодействию в поликультурной среде в теории и практике педагогики …………. 29
1.3. Модель подготовки курсантов военных вузов к профессиональному
взаимодействию в поликультурной среде …………………………………………………………….. 47
1.4. Комплекс педагогических условий реализации модели подготовки курсантов
военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде …. 61
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………………………………… 76

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ
ВОЕННЫХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ……………………………………………………………………………. 80
2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы по подготовке
курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной
среде ………………………………………………………………………………………………………………………. 80
2.2. Апробация модели подготовки курсантов военных вузов к профессиональному
взаимодействию в поликультурной среде и комплекса педагогических условий ее
реализации …………………………………………………………………………………………………………….. 98
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента по подготовке курсантов
военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде .. 125

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………………… 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 142

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………………………….. 147

Во введении сформулирована проблема исследования и обоснована ее ак- туальность, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, охарактеризо- ваны теоретико-методологические основы исследования, методы и этапы иссле-
дования, сформулированы положения, выносимые на защиту, представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приведены сведения об апробации результатов исследования.
этапе предусматривается ресурс времени, ФГОС 3+ и ФГОС 3++ обеспечивают гибкость программ, что расширяет возможности для подготовки курсантов воен- ных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде. Про- блема подготовки курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде весьма актуальна, а система высшего военного образова- ния не готова обеспечивать качественную подготовку специалистов без ее решения.
Рассматривая специфику будущей профессиональной деятельности кур- сантов и особенности среды военного вуза, в которой осуществляется их подго- товка, соглашаясь с мнением ряда исследователей (В.А. Беловолов, В.И. Ваулин, Ю.Г. Завизионов и др.), выделены следующие характеристики среды: служебно- учебный характер, воспитание высокого уровня ответственности и профессио- нальной устойчивости, ориентация на организацию продуктивного взаимодей- ствия представителей разных государств на основе толерантности, уважения к личности, эмпатии, уважения человеческого достоинства и чувств верующих, со- блюдения норм этики военнослужащих и требований к служебному поведению в поликультурной среде.
С учетом характеристик
опредено, что подготовка курсантов военных вузов к профессиональному взаимо- действию в поликультурной среде – это вид профессиональной подготовки, обес- печивающий высокую степень готовности будущих офицеров к осуществлению со- гласованной деятельности и достижению совместных целей в условиях культур- ного плюрализма и взаимной адаптации к способам и традициям поведения пред- ставителей различных культур в военно-профессиональном сообществе.
Под готовностью курсантов военных вузов к профессиональному взаимо- действию в поликультурной среде понимается интеграция знаний, умений, цен- ностных ориентаций, обеспечивающая осуществление согласованной деятельно- сти для достижения совместных целей в условиях культурного плюрализма во- енно-профессионального сообщества.
В работе охарактеризованы следующие методологические подходы к ис- следованию проблемы: системный, контекстно-деятельностный и субъектно- средовой. Системный подход (А.Р. Камалеева, А.Г. Кузнецова, Е.В. Никифорова, З.И. Тюмасева, A.И. Уемов и др.) выступил общенаучной основой исследования, позволил комплексно рассмотреть изучаемое явление и построить модель подго- товки курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поли- культурной среде. Субъектно-средовой подход (А.В. Брушлинский, С.А. Гиль- манов, Ю.С. Мануйлов, С.Г. Сахариева, Е.М. Харланова, Г.Г. Шек и др.), имея конкретно-научный характер, дал возможность выяснить, из чего должна состо- ять среда, в которой изменится субъект учебной деятельности, при этом модель подготовки курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде сможет функционировать более эффективно. Субъект – курсант военного вуза – должен получить в процессе профессиональной подго- товки субъектные качества: активность, самостоятельность, ответственность, це- леустремленность, решительность. Контекстно-деятельностный подход (А.А. Вербицкий, Н.Ф. Талызина, И.Н. Кучер, В.А. Черушевич) использовался
среды военного вуза и содержания понятий «про-
фессиональное взаимодействие офицеров»,
«поликультурная среда военного вуза»
12

как методология конкретно-научного уровня, обеспечившая содержательное наполнение модели подготовки курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде, а также выявление структуры готов- ности курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поли- культурной среде, в которой выделены когнитивный, конативный, ценностный компоненты.
Когнитивный компонент направлен на формирование и развитие знаний (знания нормативных документов, необходимых в работе офицера: Конституции РФ, Военной доктрины, Стратегии национальной безопасности РФ и др.; знания содержания структуры Содружества Независимых Государств, Организации Дого- вора о коллективной безопасности, Союзного государства и нормативной базы их деятельности; знания требований этики к служебному поведению в поликультур- ной среде). Конативный компонент предполагает развитие умений участвовать в межличностном и коллективном обсуждении проблем в процессе выполнения должностных обязанностей, оказывать практическую помощь зарубежным сослу- живцам по вопросам, входящим в компетенцию курсанта, строить корректные меж- личностные отношения, необходимые для достижения результата в совместной де- ятельности. Ценностный компонент включает ценностные ориентации: соблюде- ние норм этики, уважение человеческого достоинства, уважение чувств верующих.
Поскольку решение исследуемой проблемы предполагало разработку педаго- гической модели подготовки курсантов военных вузов к профессиональному взаи- модействию в поликультурной среде, построено ее с учетом образовательного про- цесса в военном вузе, принимая во внимание то, что подготовка должна осуществ- ляться поэтапно и предусматривать интеграцию служебно-боевой и повседневной деятельности будущих офицеров (рисунок 1).
Целевой блок модели выполняет диагностическую и целеполагающую функции. Диагностика осуществляется на первых занятиях в процессе индиви- дуальной беседы. По итогам диагностики ставится цель подготовки курсанта к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде.
Организационно-нормативный блок в разработанной модели выполняет организационную и служебно-нормативную функции. Требования к офицеру Рос- сии со стороны государства, общества и коллег составляют его первую часть. Из- ложенные в нормативных правовых актах, в частности в приказе Минобороны Рос- сии от 22 апреля 2011 г. No 555 «Об утверждении Кодекса этики и служебного по- ведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обо- роны Российской Федерации» и
, требования имеют непосредственное влияние на процесс подготовки курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде. Следует отметить, что в содержание должностных инструкций офицеров также включены требования к профессиональному взаимодействию в поликуль- турной среде: необходимость служебного поведения, устанавливающего в коллек- тиве деловые взаимоотношения, конструктивное сотрудничество, исключающее дискриминацию по признакам, в том числе, языка и гражданства.
Указе Президента Российской Федерации от
16 сентября 1999 г. No 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (ред. от 6 ок-
тября 2020 г.)
Рисунок 1 – Модель подготовки курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде
Вторая часть блока раскрывает структуру учебного процесса, которая включает учебно-аудиторные занятия, внеаудиторную работу, обучение по до- полнительным образовательным программам, преподавание специальных кур- сов дисциплин, занятия по углубленному изучению предметов и др. Аудиторная работа предполагает овладение теоретическими знаниями в области профессио- нального взаимодействия в поликультурной среде. В процессе организации обу- чения в военном вузе используются различные формы (лекция, научно-исследо- вательская работа, консультации, самоподготовка, лабораторно-практические занятия и др.), методы (объяснение, беседа, просмотр кинофильмов, дискуссия, метод проектов, метод взаимных заданий, моделирование, упражнение, баскет- метод, метод обратной связи, военно-имитационная игра, инструктаж и др.) и средства (учебно-тренировочный штабной комплекс, мультимедиа, учебные по- лигоны, плац, тренажи, выставки, военные салоны, форумы и др.).
Базовой частью содержательного блока являются этапы подготовки курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде.
Вводно-информационный этап направлен на получение первоначальных зна- ний о профессиональном взаимодействии офицеров и особенностях поликультур- ной среды, об основных требованиях, предъявляемых к военнослужащим в про- цессе их сотрудничества с военными и гражданскими представителями друже- ственных государств. На данном этапе решаются следующие задачи: 1) осознание курсантами сущности и роли профессионального взаимодействия в поликультур- ной среде в деятельности офицера; 2) пропедевтика когнитивного компонента го- товности курсантов, включающего знания нормативных документов, необходимых в работе офицера. Подготовка курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде осуществляется путем знакомства слушателей с истори- ческими аспектами международного взаимодействия Вооруженных Сил России, посещения музейных экспозиций, отражающих интернациональный подвиг со- ветского народа в Великой Отечественной войне, бесед с ветеранами Великой Отечественной войны и военнослужащими, выполнявшими интернациональный долг в других государствах и в поликультурных коллективах. В учебном про- цессе планируются и реализуются аудиторные занятия с просмотром кинофиль- мов соответствующей тематики. В процессе аудиторных и внеаудиторных заня- тий преподаватель способствует созданию положительной атмосферы сотрудни- чества в поликультурной среде, заинтересовывает курсантов вопросами профес- сионального взаимодействия в многонациональных коллективах.
Теоретико-аналитический этап направлен на получение более глубоких тео- ретических знаний о сотрудничестве военных организаций, структур, подразделе- ний и личного состава и решение задач: 1) определение ценностного содержания профессионального взаимодействия офицеров в поликультурной среде: соблюде- ние норм этики, уважение человеческого достоинства, уважение чувств верующих; 2) развитие ценностных ориентаций профессионального взаимодействия курсантов в поликультурной среде. На данном этапе применяются общие и специфические задания, например, решение профессиональной ситуации на иностранном языке в рамках предмета «Иностранный язык» методом взаимных заданий. Также ис- пользуются методы учебной дискуссии, проектов, моделирования ситуаций.
Практико-деятельностный этап нацелен на создание в образовательном процессе условий, максимально приближенных к реальным, с целью погружения
курсанта в военно-профессиональную деятельность. В рамках данного этапа ре- шаются следующие задачи: 1) стимулирование курсантов к поиску самостоятель- ных решений проблем профессионального взаимодействия офицеров в поликуль- турной среде; 2) формирование умений участвовать в межличностном и коллек- тивном обсуждении проблем в процессе выполнения должностных обязанно- стей, оказание практической помощи зарубежным сослуживцам по вопросам, входящим в компетенцию курсанта. Практико-деятельностный этап предпола- гает введение в образовательный процесс упражнений, военно-имитационных игр, применение баскет-метода и метода партнерской обратной связи. Курсанты генерируют решения в профессиональных ситуациях, особенностью которых выступает контекст поликультурной среды.
Содержательный блок является важной частью модели, выполняя ценностно- служебную (формирование ценностных ориентаций, необходимых для профессио- нального взаимодействия в поликультурной среде) и аналитическую (развитие уме- ний профессионального взаимодействия в поликультурной среде) функции.
Результативный блок модели включает критерии, показатели и методы оценки уровня готовности курсантов военных вузов к профессиональному взаимо- действию в поликультурной среде. С опорой на структуру готовности курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде были определены когнитивный (знания), конативный (умения), ценностный (цен- ностные ориентации) критерии и их показатели (прочность и осознанность при- менения знаний, регулярность применения и самостоятельность при демонстра- ции умений, систематичность и стабильность проявления ценностных ориента- ций). В качестве методов определения уровней (пониженного, промежуточного, по- вышенного) готовности курсантов к профессиональному взаимодействию в поли- культурной среде использовались: тестирование знаний и умений, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод компетентных судей, контент- анализ. Модель также предполагает коррекцию: если в процессе подготовки к про- фессиональному взаимодействию в поликультурной среде курсанты остаются на пониженном уровне, то преподаватель может вернуться к содержательному блоку. Результативный блок отвечает за реализацию оценочной функции.
Раскрывая основные характеристики модели (управляемость, динамичность, гибкость, вариативность, линейная возвратность, интегративность), мы выделили принципы ее реализации: научности (создание теоретического фундамента подго- товки курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликуль- турной среде); сознательности (объяснение необходимости каждого формируе- мого элемента готовности); активности (включенность, личностная заинтересо- ванность курсантов в процессе подготовки); прочности (гарантия достижения цели модели); связи теории с практикой (взаимосвязь теоретической части обуче- ния с практическим компонентом); включенного участия преподавателя (руковод- ство процессом подготовки и вооружение курсантов примерами профессиональ- ного взаимодействия в поликультурной среде); воспитания в коллективе (усиление воздействия на подготовку курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде благодаря дополнительному примеру, который показы- вает сплоченный коллектив); ресурсного обеспечения (интеграция материальных,
технических, кадровых, временных и иных ресурсов); ценностной ориентирован- профессиональному взаимо-
действию в поликультурной среде);
В исследовании реализована идея о том, что модель функционирует более эффективно при реализации педагогических условий (Н.В. Ипполитова, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева и др.). Определяя комплекс педагогических усло- вий, учитывалась не только специфика подготовки будущих офицеров, особен- ности среды, в которой реализуется разработанная модель, но также их способ- ность влиять на совершенствование элементов (знаний, умений, ценностных ори- ентаций) и компонентов (когнитивного, конативного, ценностного) готовности курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде. Вы- явленный комплекс педагогических условий, повышающих эффективность ре- ализации разработанной модели, включает: 1) активизацию профессионально ориентированного взаимодействия курсантов на иностранном языке; 2) форми- рование субъектной позиции курсантов в процессе подготовки к профессиональ- ному взаимодействию в поликультурной среде; 3) организацию поликультурной квазипрофессиональной среды в период обучения в военном вузе.
Активизация профессионально ориентированного взаимодействия кур- сантов на иностранном языке предполагает демонстрацию исторических фак- тов, проблематизацию учебной деятельности, решение ситуаций профессиональ- ного взаимодействия в поликультурной среде, расширение самостоятельной ра- боты, взаимное обучение курсантов из разных государств, знакомство с приме- рами межкультурного сотрудничества в профессии, проведение взаимного ана- лиза профессиональных ситуаций и др.
Формирование субъектной позиции курсантов в процессе подготовки к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде осуществляется через самостоятельное планирование и организацию курсантами совместной де- ятельности (самоподготовка, выпуск стенгазет, высказывание суждений, подго- товка проектов, самопрезентаций и т.д.), самоконтроль и самоанализ деятельно- сти, что способствует становлению системы ценностей, являющихся важным компонентом готовности будущих офицеров к профессиональному взаимодей- ствию в поликультурной среде.
Организация поликультурной квазипрофессиональной среды в период обу- чения в военном вузе предполагает групповые упражнения, военно-специальные игры, войсковую стажировку и др.
Первую главу диссертационного исследования завершает вывод о том, что проблема подготовки курсантов военных вузов к профессиональному взаимо- действию в поликультурной среде будет решаться более эффективно при реали- зации разработанной модели на фоне комплекса педагогических условий.
Во второй главе «Экспериментальная работа по подготовке курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде» определяются цель, задачи, этапы экспериментальной работы, описыва- ется реализация модели подготовки курсантов военных вузов к профессиональ- ному взаимодействию в поликультурной среде и комплекса выявленных педаго- гических условий, проводится анализ результатов эксперимента.
ности (формирование ценностной позиции курсанта к
профессиональной целесообразности (приме-
нение форм, методов, средств подготовки с учетом требований военной профессии).
В задачи констатирующего (начального) этапа экспериментальной ра- боты (2015-2016) входило определение принципов и условий организации педа- гогического эксперимента, выделение критериев, показателей, уровней и мето- дов диагностики готовности курсантов к профессиональному взаимодействию, оценка исходного уровня готовности курсантов к профессиональному взаимо- действию в поликультурной среде, формирование контрольной и эксперимен- тальных групп.
Данные входной диагностики продемонстрировали низкий исходный уро- вень готовности большинства курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде. Ни один из них не показал высокого уровня готовности. Эти данные явились основанием для апробации модели подготовки курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде и комплекса педа- гогических условий, повышающих ее эффективность.
Формирующий этап эксперимента предполагал подготовку эксперимен- тальных материалов, формирование группы компетентных судей, реализацию формирующего этапа экспериментальной работы, анализ результатов экспери- мента, интерпретацию полученных данных. В двух военных вузах были сформи- рованы четыре группы испытуемых: одна контрольная (КГ) и три эксперимен- тальные (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3). В контрольной группе работа проводилась с внедре- нием элементов предложенной модели, но без обеспечения выявленных педагоги- ческих условий. В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) обучение осуществ- лялось на основе модели с применением первого педагогического условия. Во вто- рой группе (ЭГ-2) работа осуществлялась на базе модели, первого и второго усло- вий. В третьей группе (ЭГ-3) применяли модель и весь комплекс условий.
В рамках реализации целевого блока модели проведена диагностика в форме собеседования со слушателями с целью выяснения их ценностных ориентаций. Ре- зультаты входного контроля обсуждались с преподавателями, ведущими дисци- плины на первом курсе, что позволило им скорректировать дальнейшие действия.
При внедрении организационно-нормативного блока курсанты были ознакомлены с Кодексом этики и служебного поведения федеральных, государ- ственных, гражданских служащих Министерства обороны Российской Федера- ции, должностными инструкциями будущих офицеров. В рамках данного блока проводились аудиторные занятия, на которых формировались знания о содержа- нии профессионального взаимодействия в поликультурной среде, развивались умения взаимодействия, прививались ценностные ориентации.
Реализация содержательного блока осуществлялась в три этапа.
На вводно-информационном этапе, содержанием которого является пропе- девтика подготовки к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде, курсанты посещали Краеведческий музей г. Челябинска, знакомились с этно- сами, населявшими и населяющими Уральский край и Челябинскую область, полу- чали информацию об их быте, традициях, участвовали в беседах с ветеранами Ве- ликой Отечественной войны и участниками боевых действий в горячих точках, смотрели и обсуждали кинофильмы, демонстрирующие ситуации профессиональ- ного взаимодействия в поликультурной среде. Для формирования знаний и цен- ностных ориентаций использовались методы объяснения (изучение Конституции РФ, Военной доктрины, Стратегии национальной безопасности РФ и др.), беседы (обсуждение тем «Международное соглашение по безопасности», «Нестандартная
18

фразеология радиообмена», «Международные авиационные организации» и др.), просмотра учебных кинофильмов (для изучения особенностей других культур, осо- бенно культур государств-потенциальных противников России. Все вышеперечис- ленные формы работы способствовали обучению курсантов корректному общению и взаимодействию в поликультурной среде не только во время аудиторной работы, но и за рамками учебных занятий.
Теоретико-аналитический этап предполагал углубление теоретических зна- ний и ценностного содержания подготовки курсантов к профессиональному взаи- модействию в поликультурной среде. Для формирования ценностных ориентаций, а также развития и совершенствования умений профессионального взаимодей- ствия в поликультурной среде на данном этапе применялись следующие методы. Метод взаимных заданий осуществлялся в парной работе курсантов в качестве го- ворящего и синхронно переводящего.
«Пе- ревод выступления Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лав- рова», «Перевод выступления начальника Генштаба ВС РФ генерала армии Вале-
рия Герасимова», «
» и др. Один курсант делает доклад на английском языке, другой курсант переводит его на русский язык. Метод дис- куссии использовался в процессе изучения и обсуждения таких тем, как «Осо- бенности поликультурного взаимодействия в США», «Особенности английского менталитета: поликультурное взаимодействие». Будущие офицеры готовили вы- ступления и презентации на английском языке для учебной конференции на следу- ющие темы: «Типы политических переговоров», «Как СМИ влияют на поведение людей», «Женщины в армиях мира». Метод проектов также активно применялся в процессе подготовки курсантов к профессиональному взаимодействию в поли- культурной среде. Курсанты подготовили проекты «Профессиональное взаимодей- ствие в процессе полета на английском языке», «Язык жестов в межкультурном об- щении» и др. Метод моделирования ситуаций подразумевает воспроизведение мо- дели поведения в заданной профессиональной ситуации. Этот метод реализовался при заучивании и разыгрывании диалогов «Радиообмен в иностранных государ- ствах», «Взлет в аэропорту на территории иностранного государства», «Посадка в иностранном государстве», «Передача цифр как вид профессионального взаимо-
действия летного состава».
Практико-деятельностный этап нацелен на формирование умений професси-
онального взаимодействия и развитие ценностных ориентаций, необходимых для эффективного профессионального взаимодействия в поликультурной среде. Содер- жательное наполнение этапа (развитие ценностных ориентаций и выработка уме- ний профессионального взаимодействия в поликультурной среде) свидетельствует о его особой роли в процессе подготовки. В связи с этим для реализации данного этапа использовался ряд традиционных и инновационных методов. Метод ин- структажа был реализован при показе технологии выполнения задания. Курсанты
На занятиях по военному переводу такие за-
дания представляют особую важность, так как перевод военно-политических и во- енно-профессиональных текстов теряет смысл без знания терминологии, а также показывает некомпетентность переводчика на международных военных собраниях. Для подготовки курсантов к подобным мероприятиям заранее готовились карточки
с описанием различных видов ситуаций, которые нужно разыграть, например:
Выступление Главнокомандующего Вооруженными Силами
Мьянмы старшего генерала Мин Аунг Хлайна
получали алгоритм действий в определенной ситуации и проигрывали эту ситуа- цию. Метод инструктажа дает возможность создавать ситуации профессиональ- ного взаимодействия и решать их в поликультурной среде. Метод партнерской об- ратной связи основан на парной работе, в процессе которой один курсант выпол- няет действия, а другой комментирует их, отмечает ошибки, исправляет их. Напри- мер, при изучении темы «Метеорологическая обеспеченность полетов. Передача погодных условий» было стандартизировано профессиональное взаимодействие курсантов, они научились работать в парах, которые могут быть составлены как из представителей одной, так и разных культур. Метод упражнения заключается в по- вторном выполнении действий, что важно при обучении профессиональному взаи- модействию. Примерами упражнений на тренировку профессионального взаимо- действия в поликультурной среде могут быть следующие: «Составьте радиосооб- щения, используйте следующую инструкцию», «Подтвердите правильность полу- ченных указаний диспетчера». Во всех упражнениях акцент ставился не только на корректное профессиональное взаимодействие курантов на иностранном языке, но и на работу в поликультурных группах/парах. Военно-имитационные игры также активно использовались для подготовки курсантов к профессиональному взаимо- действию в поликультурной среде. Например, разыгрывались ситуации «Пилот – диспетчер» в лингафонном кабинете. Пилот должен профессионально взаимодей- ствовать с диспетчером на фоне других голосов, шумов. Создается среда, похожая на диспетчерскую службу, где в одном помещении несколько диспетчеров ведут несколько самолетов. При этом в игре участвуют курсанты из разных стран, таким образом, имитируется взаимодействие членов поликультурного экипажа. Баскет- метод основан на имитации наиболее типичных ситуаций работы специалистов, участвуя в которых, курсант также должен выполнять оперативные действия. Этот метод был реализован, например, при изучении темы «Безопасность полетов. Меж- дународное соглашение по безопасности». Курсантам предлагались типовые ава- рийные ситуации. Задача курсантов – продемонстрировать свои действия, при этом они должны действовать по инструкции, но преподаватель может изменять кон- текст ситуации и вызывать спонтанные речевые действия курсантов в этих изме- ненных обстоятельствах.
В рамках результативного блока разработанной модели проводился мо- ниторинг уровня готовности курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде посредством методов наблюдения, тестирования, экс- пертных оценок.
Как уже отмечалось, реализация модели в экспериментальных группах осуществлялась на фоне выявленных педагогических условий.
Первое педагогическое условие – активизация профессионально-ориен- тированного взаимодействия курсантов на иностранном языке – обеспечи- валось в учебно-воспитательном процессе в единстве трех его составляющих. Во-первых, реализация данного условия происходила в учебной среде в рамках дисциплин «Иностранный язык» и «Профессионально ориентированный (воен- ный) перевод», а также программы дополнительного образования «Военно-про- фессиональный перевод». Например, при освоении темы «Основные виды авиа- ционного вооружения» формировались подгруппы курсантов по четыре чело- века, которые обсуждали темы, предложенные преподавателем. Работая над те- мой «Обязанности штурмана», курсанты взаимодействовали в парах, составляли
диалоги и монологи. Во-вторых, данное условие обеспечивалось в служебно-бы- товой среде во время внеаудиторных занятий и воспитательной работы. Курсанты, используя знания иностранного языка, включались в изучение культурных воен- ных традиций разных стран. Например, в рамках «Фестиваля культур» обучающи- еся презентовали традиции конкретных этносов на английском языке. В-третьих, педагогическое условие реализовалось в творческой среде и предполагало сти- мулирование интереса курсантов к ценностям и нормам других культур. Напри- мер, во время выполнения служебных заданий «Военный аэродром», «Кабина штурмана», «Тактико-технические характеристики основных видов авиацион- ного вооружения» курсанты учились взаимодействовать друг с другом на слу- жебные и военно-технические темы.
Второе педагогическое условие – формирование субъектной позиции кур- сантов в процессе подготовки к профессиональному взаимодействию в поли- культурной среде – было реализовано в следующих видах деятельности: самосто- ятельное планирование курсантами совместной деятельности, например, внут- ривузовских соревнований (при этом проявляются такие ценности, как оказание профессиональной помощи коллеге из другого государства, действия в интере- сах Родины и т.д.); организация совместной деятельности в процессе самопод- готовки, например, оформление стенгазет, разработка заданий на высказывание суждений, подготовка проектов, самопрезентаций и т.д. (эти задания способ- ствуют формированию таких ценностей, как профессиональное поведение, ува- жение к офицеру России и др.); организация совместной деятельности на учеб- ных занятиях, например, работа в парах по освоению навыков радиообмена при полетах по воздушным трассам иностранных государств (формируются такие ценности, как профессиональное поведение, уважение к специалистам других стран, а также сплочение курсантов в результате совместной парной работы); са- моконтроль и самоанализ деятельности, например, во время учебных стрельб, что позволяет курсанту размышлять над своими поступками и событиями, ана- лизировать ошибки и учиться предотвращать их (примерами формируемых при этом ценностей могут быть такие, как спасение гражданского населения, дей- ствия в интересах Родины при взаимодействии с зарубежными коллегами и др.).
Третье педагогическое условие – организация поликультурной квазипро- фессиональной среды в период обучения в военном вузе – было реализовано в про- цессе организации различных видов деятельности, в которой участвовали офицеры и курсанты из Азербайджана, Анголы, Белоруссии, Вьетнама, Малайзии, Мали, Монголии, Мьянмы, Сербии, Сирии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Филиппин. Пространственный компонент специально создаваемой квазипрофес- сиональной среды включал оформление информационных стендов о культурах других стран, создание условий для питания и проживания курсантов с учетом их религиозно-национальных особенностей, оснащение учебных аудиторий и др. Наполнить образовательный процесс информацией о культуре разных стран, меж- дународных нормах, этической защите призван информационный компонент ква- зипрофессиональной среды, который обеспечивает содержательную нагрузку про- цесса обучения профессиональному взаимодействию в поликультурной среде. Тех- нологический компонент квазипрофессиональной среды заключался во введении в образовательный процесс штабных учений, кейсов-ситуаций и т.п. Коммуника-
тивный компонент среды предусматривал реализацию норм этики общения, со- блюдение традиций, например, освобождение мусульман от занятий в дни религи- озных праздников. Для создания поликультурной квазипрофессиональной среды в период обучения в военном вузе применялись групповые упражнения, например: You have been tasked with exchanging experience in the conduct of hostilities when par- ticipating in joint operations to counter global terrorism. Describe the plan of preparation and performance before the allied states. (Перед вами поставлена задача по обмену опытом ведения боевых действий при участии в совместных операциях по проти- водействию мировому терроризму. Опишите план подготовки и выступления перед союзными государствами.) В составе смешанного контингента (из Российской Фе- дерации и из иностранных государств) военный вуз проводит войсковую стажи- ровку, целью которой является подготовка будущих офицеров к исполнению обя- занностей командира, а также к управлению военной техникой. В процессе обуче- ния проводились военно-специальные игры, которые направлены на тренировку курсантов в выполнении разных должностных обязанностей при решении боевых задач, предусматривающих профессиональное взаимодействие в поликультурной среде: «командир части – офицерский состав», «офицер – курсанты», «командир эскадрильи – полк сержантов срочной службы» и т.д.
Целью констатирующего (итогового) этапа экспериментальной работы являлась диагностика уровня готовности курсантов к профессиональному взаи- модействию в поликультурной среде, достигнутого в результате внедрения мо- дели на фоне выявленных педагогических условий. Сравнение полученных до и после формирующего эксперимента данных свидетельствует о качественном повы- шении уровня готовности будущих офицеров к профессиональному взаимодей- ствию в поликультурной среде в экспериментальных группах.
В КГ, где реализовались только элементы разработанной модели без обес- печения выявленных педагогических условий, количество курсантов с понижен- ным уровнем сократилось лишь на 10,8 % (до 46,4 %), а с промежуточным уров- нем, соответственно, увеличилось на то же число (до 53,6 %). В ЭГ-1 количество курсантов с пониженным уровнем сократилось до 33,4 %, с промежуточным – выросло до 62,9 %, повышенного уровня достиг 1 (3,7 %) обучающийся данной группы. В ЭГ-2 число курсантов с пониженным уровнем уменьшилось в три раза и составило 17,3 %, с промежуточным уровнем увеличилось на 20,7 % до 62,1 %, с повышенным уровнем достигло 20,6 %. В ЭГ-3 зарегистрировано значительное улучшение результатов, что связано с реализацией в данной группе разработан- ной модели и всего комплекса выявленных педагогических условий: отмечается сокращение количества курсантов с пониженным уровнем готовности на 46,4 %, число курсантов с промежуточным уровнем возросло до 64,3 %, с промежуточ- ного на повышенный уровень перешли 8 курсантов, что составляет почти треть (28,5 %) испытуемых этой группы. Достоверность и объективность результатов была доказана с помощью статистического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни, критерия Фишера.
Полученные результаты дают основание утверждать, что разработанная модель и выявленные педагогические условия оказывают позитивное влияние на изменение уровня готовности курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде.
22

В заключении исследования изложены теоретические и эксперименталь- ные результаты, сформулированы основные выводы.
1. Актуальность проблемы подготовки курсантов военных вузов к профес- сиональному взаимодействию в поликультурной среде определяется необходи- мостью организации обучения военных и военно-технических кадров иностран- ных государств через систему военных вузов России, недостаточной разработан- ностью исследуемой проблемы в теории и практике профессиональной педаго- гики, потребностью в разработке модели данного процесса и выявлении ком- плекса необходимых и достаточных педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде.
2. Историография проблемы подготовки курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде включает четыре основных этапа ее становления и развития. На первом этапе (с 1917 г. до 1945 г.) формируется опыт взаимодействия советского государства с другими странами; на втором этапе (с 1946 г. до 1990 г.) закладываются основы для последующих научных и практи- ческих шагов в области регулирования профессионального взаимодействия во- еннослужащих в поликультурной среде; на третьем этапе (с 1991 г. до 2011 г.) осознается необходимость подготовки курсантов к профессиональному взаимо- действию в поликультурной среде; на четвертом этапе (с 2012 г. по настоящее время) создаются условия для целостного исследования процесса подготовки курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде.
3. Исследование процесса подготовки курсантов к профессиональному вза- имодействию в поликультурной среде целесообразно осуществлять на основе си- стемного, контекстно-деятельностного, субъектно-средового подходов. Системный подход, как общенаучная основа исследования, дал возможность комплексно рас- смотреть изучаемое явление и построить модель подготовки курсантов к профес- сиональному взаимодействию в поликультурной среде. Контекстно-деятельност- ный подход, как методология конкретно-научного уровня, позволил содержательно наполнить модель подготовки курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде, выявить структуру готовности курсантов к профессио- нальному взаимодействию. Субъектно-средовой подход, имеющий конкретно- научный характер, помог выявить характеристики и состав среды, в которой у кур- сантов военных вузов появятся необходимые субъектные характеристики, благо- даря чему модель подготовки курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде может быть реализована наиболее эффективно.
4. Модель подготовки курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде, разработанная на основе системного и контекстно-дея- тельностного подходов, с учетом квалификационных требований к профессиональ- ным знаниям и навыкам военнослужащих, требований профессиональных и обра- зовательных стандартов, условий процесса подготовки в военном вузе, основных положений педагогических теорий, а также необходимости обеспечения коллек- тивной безопасности и повышения уровня доверия между странами, включает це- левой, организационно-нормативный, содержательный, результативный блоки; ха- рактеризуется управляемостью, динамичностью, гибкостью, вариативностью, ли-
нейной возвратностью, интегративностью; реализуется в соответствии с принци- пами научности, сознательности, активности, прочности, связи теории с практикой, включенного участия преподавателя, воспитания в коллективе, ресурсного обеспе- чения, ценностной ориентированности, профессиональной целесообразности.
5. Эффективность реализации модели подготовки курсантов к професси- ональному взаимодействию в поликультурной среде повышается благодаря обеспечению комплекса педагогических условий, выявленных с помощью субъ- ектно-средового подхода, который включает: 1) активизацию профессионально ориентированного взаимодействия курсантов на иностранном языке; 2) форми- рование субъектной позиции курсантов в процессе подготовки к профессиональ- ному взаимодействию в поликультурной среде; 3) организацию поликультурной квазипрофессиональной среды в период обучения в военном вузе.
6. Уровень готовности курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде в контрольной и экспериментальных группах на нулевом срезе (до начала формирующего эксперимента) совпадал, но после эксперимента стал существенно различаться. Это является убедительным доказательством того, что данные изменения обусловлены именно реализацией модели и комплекса пе- дагогических условий, а не случайными факторами.
7. Полученные экспериментальные результаты позволяют констатировать результативность процесса подготовки курсантов к профессиональному взаимо- действию в поликультурной среде, реализуемого в соответствии с разработанной моделью, необходимость и достаточность комплекса выявленных педагогических условий для повышения его эффективности.
Дальнейшая разработка проблемы подготовки курсантов к профессиональ- ному взаимодействию в поликультурной среде может осуществляться в следую- щих направлениях: выявление закономерностей подготовки курсантов к профес- сиональному взаимодействию в поликультурной среде, разработка техник под- готовки курсантов к осуществлению должностных обязанностей в поликультур- ных коллективах, совершенствование диагностического инструментария оценки уровня готовности курсантов к профессиональному взаимодействию в поликуль- турной среде и т.д.

В условиях сложившейся в мире военно-политической обстановки
важным приоритетом государства является обеспечение коллективной без-
опасности и повышение уровня доверия между странами. Фундаментом кол-
лективной безопасности выступает соблюдение принципов международного
права, регулирующих сотрудничество государств в общемировом простран-
стве. В свою очередь, повышение уровня доверия между странами невоз-
можно без учета культурологических особенностей каждой из сторон. Таким
образом, грамотно выстроенное поликультурное взаимодействие – необхо-
димое условие эффективного международного сотрудничества, а способ-
ность членов правительства и военнослужащих осуществлять профессио-
нальное взаимодействие в поликультурной среде – мощное стратегическое
и тактическое оружие страны.
Для реализации задач международного сотрудничества в нашей стране
создано Главное управление международного военного сотрудничества Ми-
нобороны России. Значимость способности осуществлять профессиональное
взаимодействие в поликультурной среде обусловлена ежегодным участием
российских военнослужащих, в том числе курсантов военных вузов, в меж-
дународных учениях под эгидой ОДКБ, ШОС, Совета Россия – НАТО. Сле-
довательно, будущие офицеры должны быть подготовлены к взаимодей-
ствию с иностранными коллегами еще в процессе обучения в военном вузе.
Для выполнения данной задачи, в соответствии с Постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1164, Министерство
обороны Российской Федерации разработало и реализовало программу обу-
чения военных и военно-технических кадров зарубежных стран [121] через
систему военных вузов. В части 2 п. 9 данного постановления подчеркивает-
ся, что подготовка иностранных военнослужащих осуществляется исключи-
тельно в очной форме, как следствие, иностранные слушатели находятся
в постоянном взаимодействии с российскими коллегами. По этой причине
перед системой подготовки офицеров ставится задача наладить эффективное
сотрудничество российских и иностранных курсантов.
Задача подготовки курсантов военных вузов к профессиональному
взаимодействию в поликультурной среде следует из Военной доктрины
Российской Федерации [45], согласно которой одним из главенствующих
направлений российской внешней политики является укрепление связей
с союзными государствами и сотрудничество по вопросам противодействия
мировому терроризму и сохранения мира в конфликтных регионах. Акту-
альность решения данной задачи подчеркивается в федеральном законе
«О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств-
членов Организации Договора о коллективной безопасности» от 8 апреля
2008 г. № 45-Ф3 [117], Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. «О стра-
тегии национальной безопасности Российской Федерации» [118]. В своем
выступлении на VIII Московской конференции по международной безопас-
ности (23-25 апреля 2019 г.) Министр обороны Российской Федерации, ге-
нерал армии Сергей Шойгу отметил, что «противостоять новым вызовам
в сфере безопасности можно только коллективными усилиями, расширяя
военное сотрудничество, поощряя обмен опытом в сфере боевой подготовки
и применения вооружений» [184]. Таким образом, современный выпускник
военного вуза должен быть готов к профессиональному взаимодействию
в поликультурной среде, как с представителями разных этносов Российской
Федерации, так и зарубежных государств.
Разные аспекты подготовки курсантов военных вузов к профессиональ-
ному взаимодействию являются предметом исследования ученых, которые изу-
чают вопросы профессионального взаимодействия военнослужащих на разных
уровнях (В.А. Беловолов, И.А. Бисько, С.В. Бурьян, В.П. Быков, И.А. Захаров
и др.), профессиональной подготовки курсантов (А.Ю. Асриев, И.В. Большако-
ва, В.И. Ваулин, С.Н. Галушка, Ю.Г. Завизионов, А.А. Сафонов и др.), органи-
зации международного сотрудничества разных стран (С.В. Бородин, О.Ю. Важ-
нов, В.С. Гребнев, Е.А. Жежера, А.С. Жуков, К.С. Кабилова и др.).
Однако мы не обнаружили исследования, посвященные вопросам под-
готовки будущих офицеров российских вооруженных сил к профессиональ-
ному взаимодействию с представителями других стран, то есть к профессио-
нальному взаимодействию в поликультурной среде. Решение данной про-
блемы актуально, поскольку целый ряд ее аспектов остается не проработан-
ным. Не определены теоретико-методологические основы подготовки кур-
сантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультур-
ной среде, не выявлены пути, средства, механизмы этого процесса, а также не
разработана модель, на основе которой возможно осуществлять эффектив-
ную подготовку курсантов к профессиональному взаимодействию в поли-
культурной среде.
Для того чтобы подтвердить наши предположения, мы провели опрос
преподавательского состава (в количестве 87 человек) филиала Военного учеб-
но-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия име-
ни профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»)
в г. Челябинске. 96 % опрошенных подтвердили, что подготовка курсантов

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Подготовка курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде»

    Публикации автора в научных журналах

    Модель подготовки курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде
    О.С. Пинчукова // Современные проблемы науки и образования. – 2– No – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30387 (0,6 п.л.).
    Педагогические условия подготовки курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде
    О.С. Пинчу- кова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образова- ния). – 2– No 1(55). – С. 191-193 (0,6 п.л.).
    Развитие иноязычной коммуникации курсантов в процессе подготовки к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде
    О.С. Пинчукова // Теории, школы и концепции устойчивого развития науки в со- временных условиях : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (2 октября 2020). – Уфа : Омега Сайнс, 2– С. 148-151 (0,3 п.л.).Пинчукова, О.С. Особенности поликультурной среды военного вуза / О.С. Пин- чукова // Альманах мировой науки. – 2– No 4(40). – С. 34-35 (0,2 п.л.).
    Методология исследования подготовки курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде
    О.С. Пинчукова // Научные исследования молодых ученых : сб. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. (23 ок- тября 2020). – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2– С. 148-150 (0,3 п.л.).
    Самооценка готовности курсантов военных вузов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде
    О.С. Пинчукова // Альма- нах мировой науки. – 2– No 6(42). – С. 82-84 (0,2 п.л.).Пинчукова, О.С. Воспитание курсантов в поликультурной среде военного вуза средствами языковых дисциплин / О.С. Пинчукова // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники : сб. ст. Меж-(Ижевск, 10 февраля 2021). – Уфа : НИЦ «Аэтерна», 2– С. 117-119 .
    Структура готовности курсантов к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде
    О.С. Пинчукова // Science. Research. Practice : сб. избр. ст. по мат-лам Междунар. науч. конф. ГНИИ «Нацразвитие» (23 фев- раля 2021). – СПб. : ГНИИ «Нацразвитие», 2– С. 37-39 (0,3 п.л.).Пинчукова, О.С. Привитие курсантам военных вузов навыков взаимодействия в поликультурном обществе / О.С. Пинчукова // World Science: Problems and Innovations : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (28 февраля 2021). – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2– С. 118-120 (0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»