Повышение эффективности изготовления корпусных деталей ГТД на основе анализа процессов обеспечения технологичности с использованием принципов параллельной инженерной разработки при технологической подготовке производства

Растегаев Евгений Владимирович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Анализ ранее выполненных исследований и
производственного опыта по рассматриваемой проблеме. Обоснование
актуальности, цель и задачи исследования ………………………………………………. 11
1.1 Анализ работ конструктора по обеспечению показателей
эксплуатационных свойств деталей машин ………………………………………………….. 17
1.2 Анализ работ технолога по обеспечению показателей
эксплуатационных свойств деталей машин ………………………………………………….. 21
1.3 Анализ программного обеспечения технологической подготовки
производства, автоматизация процесса принятия решения …………………………… 24
1.3.1 Обзор программного обеспечения автоматизации процессов
технологической подготовки производства ………………………………………………….. 24
1.3.2 Математические методы принятия решений …………………………………. 29
1.3.3 Автоматизация расчетов ………………………………………………………………. 37
1.4 Анализ научных работ и производственного опыта по обеспечению
технологичности в условиях параллельной инженерной разработки …………….. 43
1.5 Анализ зарубежного опыта по обеспечению технологичности в
условиях параллельной инженерной разработки ………………………………………….. 51
1.6 Заключение и выводы по главе 1. Цель и задачи исследования ………… 54
Глава 2. Разработка алгоритма обеспечения технологичности
детали на этапе разработки рабочей конструкторской документации в
условиях параллельной инженерной разработки …………………………………….. 59
2.1 Построение исходных зависимостей для описания процесса
обеспечения технологичности. Описание методики взаимодействия
конструктора и технолога в условиях параллельной инженерной разработки .. 59
2.2 Расчет себестоимости изготовления ДСЕ в условиях параллельной
инженерной разработки ……………………………………………………………………………….. 80
2.3 Выводы по главе 2…………………………………………………………………………… 87
Глава 3. Особенности технологии изготовления корпусных деталей
газотурбинного двигателя …………………………………………………………………………. 90
3.1 Обоснование выбора группы корпусных деталей …………………………….. 90
3.2 Типовой технологический процесс изготовления корпусной детали . 100
3.3 Анализ противоречий между требованиями конструктора и
технолога, предъявляемых к корпусам газотурбинного двигателя ………………. 106
3.4 Особенности расчета себестоимости изготовления корпусов ГТД
по статьям затрат ……………………………………………………………………………………….. 117
3.5 Выводы по главе 3…………………………………………………………………………. 127
Глава 4. Практическое выполнение параллельной инженерной
разработки конструкции и технологии изготовления деталей ………………. 129
4.1 Уточнение формулы расчета обобщенного критерия
технологичности для существующего производства по изготовлению
корпусных деталей газотурбинного двигателя ……………………………………………. 129
4.2 Оценка технологичности изготовления переднего корпуса
компрессора ………………………………………………………………………………………………. 139
4.3 Практические рекомендации по результатам апробирования
алгоритма и методики разработки конструкторской документации в
условиях параллельной инженерной разработки ………………………………………… 153
4.4 Выводы по главе 4…………………………………………………………………………. 154
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 156
Cписок литературы ………………………………………………………………………….. 159
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК ……………………………. 168
Публикации в других изданиях………………………………………………………… 168
Приложение А …………………………………………………………………………………… 170
Приложение Б …………………………………………………………………………………… 171

Во введении обоснована актуальность проблемы, решаемой в
диссертационной работе, дана общая характеристика направления исследований.
В первой главе выполнен анализ работ технолога и конструктора по
обеспечению показателей эксплуатационных свойств деталей машин,
рассмотрено имеющееся программное обеспечение, задействованное в процессе
технологической подготовки производства и автоматизации принятия решений,
выполнен анализ научных работ и производственного опыта по обеспечению
технологичности в условиях параллельной инженерной разработки.
В настоящее время проводится интенсивная работа в части автоматизации
проектирования производственных систем. Этот вопрос рассмотрен в научных
трудах многих современных ученых: В.С.Корсакова, Б.С. Балакшина, А.А,
Маталина, А.П. Соколовкского, П.Ю. Бочкарева, М.В. Вартанова, С.П.
Митрофанова, В.Ф. Безъязычного, А.Г. Суслова, А.Н. Семенова, Н.Н. Трушина,
Б.М. Базрова и других ученых. Также в работах разных авторов предлагаются
пути количественной оценки технологичности. В одних работах оценивается
технологичность по одному показателю, например металлоемкость (авторы:
Балабанов Б.С., Гокун В.Б.) или интенсивность затрат труда на единицу площади
(авторы: Леонтьева А.И., Давыдовский А.С., Андрейчук И.Е.). Другие авторы
рассматривают оценку показателей технологичности независимо друг от друга
(авторы: Угринов В.Ю., Корытов В.Н.). Третьи авторы пытаются вывести
зависимостикомплексного показателя технологичности в соответствии с
весовыми коэффициентами частной технологичности.
Все эти научные подходы правильные, но, в то же время, имеют ряд
недостатков: они либо оказываются замкнуты на обеспечение поиска и выбора
рациональнойтехнологииизготовлениядеталейпосуществующей
конструкторской документации; либо предлагают обобщенные правила
конструирования деталей без учета индивидуальных технологических
возможностей производства; либо решают вопросы ремонтной или
эксплуатационной технологичности, а не производственной.
По результатам анализа сделан вывод, что проблема обеспечения
технологичности является актуальной, особенно при создании сложных
технологических систем. Одним из инструментов обеспечения технологичности
является параллельная инженерная разработка. Для выполнения параллельной
инженерной разработки в настоящее время широко изучена организационная
часть, техническая же часть требует детальной проработки и множества
дополнительных исследований.
Во второй главе на основе сходства процессов обеспечения технологичности
детали при разработке рабочей конструкторской документации и процесса
планирования боевых операций, выполнена разработка алгоритма обеспечения
технологичности детали на этапе проектирования (см. рисунок 1) и методики
взаимодействия конструктора и технолога при проектировании документации.
Задача обеспечения технологичности детали решена в два этапа. На первом этапе,
исходя из конструктивных требований и выбранных критериев технологичности,
определен наиболее рациональный технологический процесс изготовления
детали, из числа рассматриваемых. Для выбранного технологического решения,
на втором этапе, выполнено сравнение технологичности изготовления базовой и
вновь спроектированной детали по обобщенному критерию технологичности.
На первом этапе выбор наиболее рационального решения предлагается выполнять
по результату сравнения расчетов оценки по каждому из выбранных вариантов
технологического процесса изготовления детали по формуле:

P=(T ∗ a ∗ U ),(1)

где – оценочный параметр каждого из вариантов технологического процесса
изготовления детали;T – относительное значение частного критерия
технологичности; a – весовой коэффициент важности критерия
Этап 11. Выбор детали –
Начало
прототипа

3. Анализ техноло-2. Формирование тре-
гического процессабований к детали

4. Уточнение тре-5. Формирование 3-
бований к деталиD модели детали

7. Выбор критериев6. Варианты
технологичностиизготовления

8. Оценка значи-9. Оценка вероят-
мости критериевности критериев

11. Выбор технологического
10. Расчет оценки по формуле
процесса по результатам
(1)
расчета

12. Расчет обобщенного
критерия технологичности Кт
Этап 2конец
по формуле (4)

14.Пересмотр
конструкции15. Разработка
да
конструкторской
13. Кт < 1 документации нет 18.Разработка плана да 16. Изменениямероприятий совер- конструкциишенствования ТП возможны нет 17. Временный отказ от изменения конструкции Рисунок 1 - Алгоритм обеспечения технологичности детали на этапе проектирования технологичности; U – вероятность обеспечения значения частного критерия технологичности; N – количество учитываемых, частных критериев технологичности. Признается более эффективным тот технологический процесс, по которому оценочный параметрбудет наибольшим. Расчет весовых коэффициентов важности критериев технологичности (a ) – предлагается выполнятьпометодуанализаматрицыпопарныхсравнений собственныхвекторов. Для выполнения оценки выполняется попарное сравнение рассматриваемых критериев c учетом итеративного процесса Бержа: А= a ,a ∈ 0,1,2 ,(2) где a = 0 означает превосходство критерия К над критерием К , a = 1 означает равноценность критериев К и К , a = 2 означает превосходство критерия К над критерием К . Результаты оценки сведем в таблицу 1. Таблица 1 - Оценка значимости критериев технологичности Критерии Критерий №1 Критерий №2 ….Критерий №N значимости Критерий №1-a…a Критерий №2a-…a ………-… Критерий №Naa…- По результатам заполнения матрицы (таблица 1) выполняется расчет весовых коэффициентов важности по формуле: ∑ a a =,(3) ∑ (∑! a ) Оценку вероятности обеспечения расчетных значений критериев технологичности предлагается производить в соответствии с таблицей 2. Таблица 2 - Критерии оценки вероятности достижения заданных параметров технологичности № ВероятностьКритерий оценки вероятности п/п достижения 11Достижение заданного критерия подтверждено испытаниями аналогичных конструкций и апробированной технологией 20,8Достижение заданного критерия подтверждено точными расчетами или моделированием процесса 30,6Достижение заданного критерия основывается на мнении эксперта, подтвержденное цифрами 40,4Достижение заданного критерия основывается на мнение эксперта на основе рассуждений 50,2Достижение заданного критерия основывается на предположении эксперта При количественной оценке производственной технологичности серийного производства на втором этапе предлагается использовать многокритериальную модель в основе которой лежит себестоимость изготовления детали: Сн Кт = (1 + а + а +. . . +а) ),(4) Сб где Сн и Сб - себестоимость изготовления новой и базовой детали соответственно, руб.; а , а , а) – безразмерные поправочные коэффициенты, зависящие от индивидуальных особенностей производства. При расчете поправочных коэффициентов для существующего серийного производства корпусных деталей предлагается учитывать время, затрачиваемое на индивидуальные технологические решения, затраты на первичное оснащение и циклы изготовления деталей. При Кт < 1, технологичность разработанной конструкции детали на существующем производстве выше технологичности базовой детали. Результат такого совершенствования будет положительный. При Кт > 1, технологичность разработанной конструкции детали на существующем
производстве ниже технологичности базовой детали. В этом случае конструкцию
детали необходимо доработать.
В соответствии с предложенным алгоритмом разработки конструкторско-
технологической документации разработана следующая методика взаимодействия
конструктора и технолога:
1. Конструктор чертит двухмерный эскиз будущей детали и передает его
технологу с указанием детали прототипа.
2. Технолог определяет возможность изготовления детали, определяет
процессы, которые будут задействованы при ее изготовлении, и дает
рекомендации конструктору.
3. Конструктор выполняет разработку 3D модели детали, организует
выполнение необходимых расчетов по детали: прочности, жесткости и других и
передает 3D модель детали технологу.
4. Технолог определяет возможные варианты изготовления детали и
составляет возможные маршруты ее изготовления.
5. Совместносконструкторомопределяютсякритерииоценки
технологичности, значимость этих критериев и вероятность достижения
выбранных критериев. По результатам оценки выбирается наиболее
целесообразный из выбранных вариантов изготовления детали.
6. Если выбранный вариант отличается от маршрута изготовления базовой
детали, технологом выполняется расчет обобщенного критерия технологичности.
По результатам расчета, принимается решение по сохранению базовой
технологии изготовления или внедрения вновь разработанного маршрута
изготовления детали. Результаты сообщаются конструктору.
7. Если выбранный вариант по п.5 оказывается забракованным в соответствии
с расчетом обобщенного критерия технологичности, то конструктор совместно с
технологом определяют целесообразность проведения дополнительных работ по
освоению новых и совершенствованию существующих процессов с тем, чтобы в
будущем была возможность вернуться к рассматриваемому вопросу.
8. Конструктор приступает к разработке рабочей конструкторской
документации с нанесением размеров. Результаты работы согласовывает с
технологом.
В таблице 3 приведено соответствие действий выполнения разработки рабочей
конструкторской документации по предлагаемому алгоритму выполнения (см.
рисунок 1) и методики взаимодействия конструктора и технолога.

Таблица 3 – Взаимодействие конструктора и технолога при разработке рабочей
конструкторской документации в условиях параллельной инженерной разработки
№Выполняемые действия поИсполнительРезультат выполнения
п/палгоритму
1 Выбор детали прототипаКонструктор Двумерный эскиз детали
Формирование требований кс указанием детали
2прототипа
детали
Анализ технологическогоТехнологРекомендации, связанные
процессас возможностью и
особенностями
изготовления детали.
4Уточнение требований к деталиконструктор3-D модель.
Формирование 3-D моделиПредварительные
деталирасчетные данные детали.
6Формирование вариантовТехнологВарианты и маршруты
изготовления деталиизготовления детали
7Выбор критериевТехнолог,Критерии оценки
технологичностиконструктортехнологичности,
8Оценка значимости критериевзначимость этих
9Оценка вероятности достижениякритериев и вероятность
критериевих достижения.
Расчет оценки по формуле (1)ТехнологВыбор рационального
технологического
Выбор технологическогопроцесса изготовления
процесса по результатам расчетадетали из предложенных.
Расчет обобщенного критерияТехнологОпределение, какой
технологичности по формуле (4)процесс более
12,
технологичен: выбранный
или базовый (по детали –
прототипу).
14, Если базовый технологическийКонструкторПересмотр конструкции
16, процесс оказался по результатамили временный отказ от
17 расчета более технологичен, чемее изменения.
выбранный, то выполняется
анализ возможности пересмотра
конструкции детали
Продолжение таблицы 3
№Выполняемые действия поИсполнительРезультат выполнения
п/палгоритму
18 При временном отказе отТехнологПлан мероприятий
изменения конструкции детали,совершенствования
разрабатывается плантехнологических
мероприятий совершенствованияпроцессов
технологического процесса
15 Разработка рабочейКонструкторРабочая конструкторская
конструкторской документациидокументация

В третьей главе на основе анализа разработанного маршрутного
технологического процесса изготовления корпусной детали газотурбинного
двигателя цилиндрического типа выявлен комплекс основных противоречий
между требованиями конструктора и технолога, предъявляемых к корпусам
газотурбинного двигателя. Результат показал, что основные проблемы со
стабильностью процессов возникают на стыке процессов: формообразования,
сварки, механической обработки. По результатам работы установлена
возможность прогнозирования качества изготовления деталей на этапе
формирования маршрутного технологического процесса изготовления корпусов
газотурбинного двигателя на основе анализа существующих статистических
данных. На основе анализа закономерности распределения эллипсности
существующей корпусной детали подтверждено, что выборка подчиняется
нормальному закону распределения, а значит, для нее может быть
спрогнозирована вероятность отказа: выхода измеряемого параметра
(эллипсности) за заданные значения. Установлено, что, имея статистические
данные по вероятности появления дефекта на единицу поверхности, возможно
спрогнозировать вероятность появления дефекта на детали в целом. Выявлены
закономерности стоимости изготовления термофиксирующей и станочной
оснастки в зависимости от габаритов корпусных деталей, которые доказывают
возможность прогнозирования стоимости изготовления оснастки до ее
проектирования на основании группового технологического процесса и
габаритных размеров изготавливаемой детали. Подтверждена возможность
прогнозирования расходов первичного оснащения технологического процесса на
этапе формирования маршрутного технологического процесса, а также
возможность прогнозирования себестоимости изготовления деталей.
На основе выполненного анализа выявлены частные критерии
производственной технологичности, наибольшим образом влияющие на
технологичность изготовления корпусных деталей в условиях параллельной
инженерной разработки для существующего производства, получена формула для
расчета обобщенного критерия технологичности выбранной группы деталей:
СнТин к0 − Тиб к0∆Зп∆Цд∆Ци
Кт = ,1 + к ∗ ,2+к ∗+ к7 ∗+ к: ∗2, (5)
СбТб к0
CбЦбЦи
где к … к= – коэффициенты, зависящие от индивидуальных особенностей
производства; Тин и Тиб – усредненное время, затрачиваемое на индивидуальные
технические решения для устранения возможных несоответствий вновь
спроектированной и базовой детали соответственно, мин.; Тб – трудоемкость
изготовления базовой детали, мин.; ∆Зп – разница затрат на первичное оснащение
новой и базовой детали, тыс. руб; ∆Цд – разница в циклах изготовления новой и
базовой детали, дней; Цб – цикл изготовления базовой детали, дней; ∆Ци – величина
изменения цикла изделия при изменении конструкции детали, дней; Ци – цикл
изготовления изделия с конструкцией базовой детали, дней.
В четвертой главе выполнено апробирование расчета обобщенного
критериятехнологичностидлясуществующегопроизводства.Для
рассматриваемого производства изготовления корпусных деталей, на основе
выявленных закономерностей, обоснован расчет безразмерных поправочных
коэффициентов в формуле (5), зависящих от индивидуальных особенностей
производства. Для существующего производства формула расчета обобщенного
коэффициента технологичности приняла вид:
Сн∆Зп
Кт = >1 + а + 0,083 ∗A,(6)
Сбn ∗ Сб
где а = 4667 ∗ DEТин 7,F − Тиб 7,F G/Тб 7,F I.
Допустимое значение а лежит в пределах: (-1;1). При значении а ≤ −1,
следует принять значение а = −0,99, а при значении а ≥ 1, следует принять
значение а = 0,99.
Также в четвертой главе на примере корпуса переднего компрессора апробирован
алгоритм (см. рисунок 1) проектирования документации. При проектировании
изделия конструктором выбран прототип детали (см. рисунок 2) на этапе
технического проектирования, выполнен эскиз детали и передан технологу.
Технолог производственного подразделения, на основе имеющейся статистики по
качеству изготовления детали прототипа и опыта, предложил к рассмотрению
три варианта изготовления детали:по прототипу – из отливки (сталь
10Х18Н11БЛ), сварную конструкцию (сталь 08Х18Н10Т), из цельной заготовки
(сталь 08Х18Н10Т). Конструктор подтвердил возможность использования
предложенных сталей для изготовления детали, а также совместно с технологом
определил места расположения сварных швов для сварного варианта и способы
изготовления входящих деталей. Сварная конструкция корпуса (cм. рисунок 3)
состоит из наружной и внутренней обечайки (поз. 1,3), ввариваемых стоек (поз.2)
и привариваемых наружных фланцев (поз.4). Технолог совместно с
конструктором определил критерии технологичности. Для выбранных критериев
были определены весовые критерии важности и вероятность их достижения.
Технолог по формуле (1) выполнил расчет оценочного параметракаждого из
вариантов технологического процесса изготовления детали. Результат расчета
показал, что наиболее эффективными по выбранным критериям технологичности
Рисунок 2 – Передний корпус компрессора ГТД

Рисунок 3 – Сварная конструкция корпуса компрессора

являются второй (сварной) и третий (из цельной заготовки) варианты
изготовления детали. Далее технологом был выполнен расчет обобщенного
критерия технологичности по формуле (6), который показал, что наиболее
эффективным процессом изготовления детали для существующего производства
является второй (сварной) вариант ее изготовления, несмотря на то, что
себестоимость изготовления первого варианта изготовления (из отливки) по
результатам оценочного расчета была ниже остальных вариантов. Причина
низкой оценки технологичности базового варианта изготовления детали (из
отливки) состояла в низкой стабильности качества изготовления детали
(большого количества индивидуальных технических решений), не приемлемого
для существующего типа производства, на котором планировалось серийное
изготовление детали. Дальнейшее проектирование рабочей конструкторской
документации осуществлялось для сварного варианта изготовления детали.
По результатам апробирования алгоритма разработки конструкторско-
технологической документации подтверждена практическая возможность
использования формулы (6) расчета обобщенного коэффициента технологичности
для выбора наиболее технологичного решения при разработке конструкторской
документации. Показано, что статистические данные о существующих
производственных процессах возможно путем математического преобразования
использовать для прогнозирования обеспечения технологичности вновь
выпускаемой конструкторской документации.
По результатам апробирования методики разработки конструкторско-
технологической документации в условиях параллельной инженерной разработки
подтверждено повышение уровня технологичности детали при изначальной
разработке документации, без необходимости внесения дополнительных
значительных изменений после выпуска рабочей конструкторской документации.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
1. Применение параллельной инженерной разработки позволяет:
– ускорять процесс работы по снижению производственных издержек,
благодаря совместной работе конструктора и технолога,
– улучшать проведение технологической подготовки производства и более
оперативное разрешение возникающих в производстве вопросов,
– сокращать циклы доводки изделия, благодаря принятию во внимание
производственных ограничений на самых ранних этапах работы,
– оперативно прорабатывать сложные вопросы, связанные с внедрением того
или иного конструктивного решения,
– осуществлять форсирование работ и снижение затрат при переходе опытного
изготовления деталей к серийному, благодаря упреждению по решению
возможных вопросов.
2. Результаты исследования позволили установить, что при параллельной
инженерной разработке при оценке технологичности детали необходимо
учитывать особенности производства на котором планируется ее изготавливать. В
работе показано, что кроме себестоимости изготовления для производства
корпусных деталей серийного производства при оценке технологичности
необходимо учитывать такие показатели, как время, затрачиваемое на
индивидуальные технологические решения, затраты на первичное оснащение и
циклы изготовления деталей.
3. На основе сходства процесса обеспечения технологичности деталей с
процессом планирования боевых операций разработан алгоритм разработки
конструкторско-технологической документации состоящий из двух блоков.
Первый блок позволяет в условиях наличия неполной информации, исходя из
конструктивных требований и выбранных критериев, определять наиболее
рациональный технологический процесс изготовления деталей из числа
рассматриваемых. Второй блок позволяет принимать решение по
целесообразности вносимых изменений на основе комплексного показателя
технологичности,сравнивающеготехнологичностьвновьвыбранного
технологического процесса изготовления детали с базовым (по детали-аналогу).
4. Для существующего серийного производства корпусных деталей
разработана формула (6) расчета обобщенного критерия технологичности,
учитывающая особенности существующего производства. За основу расчета взято
отношение себестоимости изготовления детали по вновь предлагаемому
маршруту изготовления детали к себестоимости изготовления по маршруту
изготовления базовой детали с введением поправочных коэффициентов, которые
зависят от времени, затрачиваемого на индивидуальные технологические решения
и затрат на первичное оснащение.
5. Разработана методика взаимодействия конструктора и технолога,
позволяющая производить разработку рабочей конструкторской документации в
условиях параллельной инженерной разработки. Вопросы их совместной работы
увязаны с последовательностью выполнения действий по разработанному
алгоритму проектирования документации.
6. Анализ результатов апробирования алгоритма проектирования рабочей
конструкторской документации в условиях параллельной инженерной разработки
на примере переднего корпуса компрессора газотурбинного двигателя показал,
что при оценке технологичности детали действительно бывает недостаточно
существующих показателей технологичности, поэтому необходимо учитывать
показатели, связанные со стабильностью имеющихся на производстве
технологических процессов, а также затрат на первичное оснащение
производства.Показанапрактическаязначимостьоценкивлияния
организационныхитехническихвозможностейсуществующего
производственного подразделения для прогнозирования технологичности вновь
проектируемой детали.
7.Апробированиеметодикиконструкторско-технологического
взаимодействия при проектировании рабочей конструкторской документации в
условиях параллельной инженерной разработки показало практическую
возможность организации работ, когда технолог подключается к процессу
проектирования на стадии формирования общих представлений о конструкции
детали (2-х мерный эскиз). В то же время, были выявлены проблемы, связанные
со своевременным доведением до технолога актуальной информации
проектирования. Для устранения данной проблемы предлагается в будущем
организовать единый канал связи, позволяющий быстро решать вопросы между
конструктором и технологом.

В современном мире предприятия все чаще сталкиваются с проблемой
выживания в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. В начале двадцатого
века стало понятно, что для повышения эффективности работы, сокращения
сроков освоения новых изделий, повышения качества выпускаемой продукции
необходим новый организационный подход, основоположником которого стал
советский конструктор В.Г. Грабин [1]. Cуть данного подхода заключалась в
проектировании технологических процессов, ориентированных на изначально
серийный выпуск деталей, одновременно с разработкой конструкции изделия.
Применение данного подхода позволило в сжатые сроки перед Великой
отечественной войной и во время войны наладить серийный выпуск
артиллерийских систем. В настоящее время в современной литературе
описывается три подхода к инженерной разработке.
Первый подход – традиционный. При таком подходе к инженерной
разработке все происходит последовательно. Вначале разрабатываются
конструкторские чертежи, они прорабатываются на технологичность. Затем
производится технологическая подготовка производства и изготавливаются
опытные образцы изделий в единичном экземпляре. И, уже после проведения
комплекса мероприятий по подтверждению заявленных характеристик изделия,
разрабатываются мероприятия по внедрению изделий в серийное производство.
Основной положительной чертой данного подхода является то, что при выпуске
конструкторской документации большинство вопросов взаимоотношения деталей
и сборочных единиц друг с другом оказываются максимально проработанными и,
таким образом, на последующих стадиях проектирования при технологической
подготовке производства осуществляется минимальное (по сравнению с другими
подходами) количество доработок конструкторской документации. Таким
образом, снижается количество возможных изменений в технологической
подготовке производства и ее стоимость при освоении изготовления единичных
образцов изделий оказывается минимальной. К отрицательным позициям
данного подхода относится следующее:
– во первых, длительность инженерной разработки оказывается значительно
растянута во временном интервале, т.к. переход к выполнению следующих этапов
разработки осуществляется только при полном завершении предыдущих;
– во вторых, из-за четкого разделения опытно изготавливаемых изделий от
серийных на этапах доработки конструкторских чертежей под серийное
производство наследуются низко технологичные для серийного производства
элементы конструкций.
Другим известным методом инженерной разработки является
параллельно- последовательное выполнение работ. Этот метод в настоящее время
широко известен и получил мировое развитие через внедрение процедур
перспективного планирования качества продукции APQP (Advanced Product
Quality Planing). В соответствии с ГОСТ Р 51814.6-2005 [2], который
распространяется на изготовление автомобильных компонентов, введено понятие
«Последовательно – параллельная работа» – это процесс, при котором
межфункциональные команды стремятся достичь общей поставленной цели в
минимальные сроки. Достигается такое взаимоотношение делением каждого
этапа выполнения работ на более мелкие работы с описанием процесса связи
работ (конец одной работы – начало следующей) вне зависимости от завершения
этапа работ в целом. Для построения плана такой работы широко используется
программное обеспечение «Microsoft Project» с применением инструментов
диаграммы Ганта. Положительным эффектом от такого планирования и
выполнения работ является значительное сокращение времени освоения и выхода
на рынок новых образцов изделий. В современных условиях это становится
достаточно актуально, т.к. в соответствии с требованиями рыночных отношений
завоевывает рынок тот, кто первым выходит на него с новым продуктом.
Наиболее наглядно это просматривается в продвижении и завоевании рынка
современными смартфонами. Однако и у данного подхода есть недостатки. Так
как положительный эффект достигается за счет организационных процедур, то и
при таком подходе опытная конструкция оказывается зачастую
низкотехнологичной для серийного производства. Как и в первом подходе
затраты на серийное изготовление изделия оказываются значительными по
сравнению с плановыми.
Третий подход проектирования определяется, как Параллельная
инженерная разработка (concurrent engineering). Согласно [3], это
систематизированный организационно – технический подход, обеспечивающий
интегрированное и в значительной степени одновременное проектирование как
самих изделий, так и процессов их производства. Суть этого подхода заключается
не только в командной работе всех служб предприятия на всех этапах разработки
изделия, начиная с формирования концепции его разработки, но и в
необходимости технического наполнения содержания процесса. Основным
преимуществом данного подхода является проектирование изделия на заданную
себестоимость его изготовления. При таком подходе оказание взаимного влияния
процессов настолько сильно, что нельзя говорить об этапе проектирования
конструкторской документации, как об этапе предшествующем этапу разработки
технологических процессов.
Опыт параллельной инженерной разработки в начале девяностых годов 20
века начал широко обсуждаться в мире [4]. Он рассматривается как процесс
объединения культур, процессов и процедур проектирования новой продукции и
производства изделий с точки зрения организационных процедур. Параллельные
разработки влекут за собой значительные организационно-культурные изменения
в тех коллективах, которые работают вместе на ранних стадиях технологической
подготовки производства, а также принимают совместные информационные и
технические решения, направленные на улучшение продукта, процесса и
обеспечения проектной стоимости. Такие коллективы могут находить
компромиссные решения между требованиями проектирования, технологичности
изготовления и сборки, обрабатываемостью материала, прочностью,
эксплуатационной надежностью, ограничениями по себестоимости и времени.
Параллельная инженерная разработка позволяет на ранней стадии
проектирования вовлечь к совместному взаимодействию всю рабочую силу
компании и за счет этого повысить производительность. В настоящее время
параллельная инженерная разработка не находит должного применения на
промышленных предприятиях. Если говорить об организационной составляющей
данного подхода, то она отнимает значительное время и является стратегической
концепцией развития предприятия, требующей вложения значительных
инвестиций на ранних стадиях развития с получением значительного эффекта
только после организации процесса. Техническая сторона рассматриваемого
подхода состоит в инструментальном обеспечении процесса и в построении
зависимостей технологического обеспечения эксплуатационных свойств изделий
для внедрения их в конструкторско-технологический процесс разработки
документации. Эта сторона вопроса является наименее исследованной в
настоящее время и очень комплексной. Ее изучение и моделирование процессов
будет изучаться еще долгие годы и в одной исследовательской работе ее не
охватить целиком. Поэтому данная работа посвящена поиску определяющих
факторов оценки производственной технологичности изготавливаемой детали на
основе совместной работы конструктора и технолога по разработке
конструкторской и технологической документации на этапе технологической
подготовки производства.
Целью работы является обеспечение технологичности детали за счет
применения принципов параллельной инженерной разработки и процедуры
оценки выбора эффективного технологического процесса на этапе
технологической подготовки производства.
В качестве объектов исследования выступают этапы разработки
конструкторской документации и технологической подготовки производства. В
качестве предмета исследования выступает комплекс технологических процессов
изготовления корпусных деталей.
В ходе работы были поставлены следующие задачи для достижения цели:
1. Выполнить научное исследование особенностей параллельной
инженерной разработки за счет оценки участия конструкторов и технологов на
разных стадиях разработки конструкторской документации с использованием
современных систем автоматизированного проектирования;
2. На основе анализа противоречий в позиции конструктора и технолога
разработать алгоритм обеспечения технологичности детали при проектировании
рабочей конструкторской документации под существующие производственные
условия ее изготовления;
3. Определить методы оценки эффективности выбранного технологического
процесса изготовления корпусных деталей;
4. Разработать методику взаимодействия конструктора и технолога,
работающих в условиях параллельной инженерной разработки;
5. Провести апробирование разработанного алгоритма обеспечения
технологичности детали и методики взаимодействия конструктора и технолога;
6. Разработать практические рекомендации для внедрения предложенной
системы оценки.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплексного
критерия технологичности, основанного на оценке технологических
возможностей существующего производства, и алгоритма обеспечения
технологичности детали на этапе разработки рабочей конструкторской
документации с использованием принципов параллельной инженерной
разработки.
Методология и методы исследования.
Теоретические исследования выполнены с использованием теории принятия
решения через парадигму принятия решения и математического аппарата теории
вероятности. В ходе работы использованы научные исследования, опирающиеся
на основы технологии машиностроения.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость научной работы состоит в разработке
обобщенного критерия технологичности и алгоритмов выбора технологически
рациональных конструкций деталей и сборочных единиц для действующего
серийного производства.
Практическая ценность и реализация работы состоит в разработке
методики комплексного конструкторско-технологического решения в выборе
рациональной конструкции корпусных деталей газотурбинных двигателей.
Практическая апробация методики осуществлена в условиях предприятия ПАО
«ОДК-Сатурн», подтверждена актом внедрения результатов исследования на
производстве (Приложение А). Также методика выбора рациональной технологии
изготовления деталей на основе анализа процессов изготовления с
использованием принципов параллельной инженерной разработки апробирована в
учебном процессе ФГБОУ ВО «Рыбинский государственный авиационный

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Требования к САПР ТП в условиях параллельной инженерной разработки.
    Вестник Рыбинской государственного авиационноготехнологического университета им. П.А. Соловьева. - 2- №4 (51). - С. 69
    Показатели оценки технологичности конструкции изделия для мелкосерийного и среднесерийного производства.
    Вестник Рыбинскойгосударственного авиационного технологического университетаим. П.А.Соловьева. - 2- №1 (56). - С. 32
    Требования к системам автоматизированного проектирования технологических процессов в условиях параллельной инженерной разработки.
    Новые подходы и технологии проектирования,производства, испытаний и промышленного дизайна изделий ракетно-космической техники сборник трудов II Международной молодежнойконференции. - М.: ООО «Диона», 2- С. 65
    Современные условия обеспечения технологичности в авиадвигателестроении.
    Актуальные вопросы энергомашиностроения, нефтянойи газовой отрасли : сборник тезисов Всероссийской научно-техническийконференции. – Ижевск: Издательство УИР ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. –2- С. 88

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету