Повышение надежности силовых установок сельскохозяйственных машин при эксплуатации применением металлоплакирующих присадок

Наджи Наджм Абдулзахра Фархуд
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава 1. Анализ состояния вопроса и задачи исследования
1.1. Трения и смазочная способность масел
1.2. Присадки в полимолекулярном граничном слое масла
1.3.Мономолекулярные слои присадок
1.4. Присадки при несплошном граничном слое
1.5. Металлоплакирующие присадки
1.6. Вывод и задачи исследования
Глава 2. Теоретические основы создания условий для обеспечения избирательного переноса в узлах трения
2.1. Влияние пленок мягких металлов на трибологические процессы в трибосопряжениях
2.2. Анализ интенсивности изнашивания деталей цилиндро-поршневой группы
2.3. Теоретические основы синтеза, выбор сырья и оптимизация рецептуры металлоплакирующей присадки
Выводы по главе
ГЛАВА 3. Программа и методики испытаний
3.1. Обработка результатов испытаний на моторном динамометрическом стенде.54
3.2. Расчет оценочных параметров
3.3. Испытательное оборудование и средства измерений для проведения испытаний двигателя внутреннего сгорания
3.4. Комплекс для испытаний транспортных средств по оценке экологических свойств
3.5. Оценка состояния деталей двигателя после испытаний
3.5.1. Оценка подвижности поршневых колец
2
3.5.2. Оценка загрязнения поршня нагаро- и лакоотложениями
ГЛАВА 4. Результаты экспериментальных исследований влияния металлоплакирующей присадки на физико-химические свойства моторных масел и эксплуатационные характеристики силовых установок
4.1. Результаты фрикционно-износных свойств смазочной композиции
4.2. Определение коррозионной стойкости металлических образцов обработанных смазочной композицией с металлоплакирующей присадкой
4.3 Результаты исследования влияния металлоплакирующей присадки на термоокислительные свойства моторного масла
4.4. Результаты экспериментальных исследований влияния металлоплакирующей присадки на эксплуатационные характеристики силовых установок.
Выводы по главе
ГЛАВА 5. Практические рекомендации по применению результатов исследования и их технико-экономическая оценка
5.1. Способ легирования моторного масла комплексными соединениями меди
5.2. Технико-экономическая оценка результатов взвешивания
5.3. Экономическая оценка результатов исследования
Выводы по главе
Заключение
Перечень условных обозначений, символов и терминов
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Во введении обоснована актуальность темы, изложена общая
характеристика диссертационной работы, определена цель исследований,
выбраны методы исследований, раскрыта научная новизна и практическая
значимостьработы,структурадиссертации,сформулированынаучные
положения и результаты, выносимые на защиту.
В первой главе «Анализ состояния вопроса и задачи исследования»
представлены существующие теоретические основы трения и износа в узлах
трения. Рассмотрен механизм и роль присадок повышающих смазочную
способность масел при различных условиях трения.
Характер действия присадок, повышающих смазочную способность и
принципыподбораиметодыисследованияэтихвеществпри
полимолекулярной и мономолекулярной граничной смазке. Для решения
практических вопросов подбора присадок не обязательно испытывать их на
реальных механизмах, но важно учитывать толщину слоя масла между
деталями, температуру, скорость сдвига, механические и химические свойства
поверхности твердого тела и состав масла. При сложных режимах трения
может оказаться целесообразным, одновременно применять две или три
присадки с различными механизмами повышения смазочной способности.
Показаннедостаток поверхностно-активных веществ, как присадок
повышающих смазочную способность, заключающейся в том, что образуемые
имиграничные слои обладают низкой температурой «плавления». До
настоящего времени не известны соединения этого типа, которые образовали
бы на металлах граничные слои с температурой дезориентации выше 150°.
Между тем при значительных нагрузках и скоростях сдвига в зоне трения
нередко развиваются более высокие температуры. Вследствие этого граничный
слой смазки полностью или частично разрушается, и на трущейся поверхности
возникают зоны адгезии (сваривания) или заедания.
Наоснованиианализалитературныхисточниковотмечена
перспективность использования металлоплакирующей присадки для улучшения
триботехнических характеристик смазочных материалов.
Наоснованиивышеизложенногобылапоставленацельи
сформулированы основные задачи исследования.
Во второй главе представлен анализ влияния пленок мягких металлов
(ПММ)натрибологическиепроцессывзонахконтактаподвижных
сопряжений.
Если срезаемый металл имеет среднее сопротивление срезу или сдвигу,
то сила необходимая для среза или сдвига.
F=A·τсд
где А – реальная площадь контакта.

а)б)
в)
F=A·τсдF=A·τсдF=A·τсд
А – великоА – малоА и τсд – малы
τсд малоτсд – велико

1 – твердый металл; 2 – мягкий металл; 3 – пленка мягкого металла
Рисунок 1 – Зависимость силы трения от твердости металла.
Трение твердого металла по мягкому должно приводить к росту реальной
площади контакта (рисунок 1 -а). В этом случае должен срезаться более мягкий
металл, для которогоτсдимеет соответственно меньшую величину. Если
твердый металл скользит по твердому (рисунок 1 -б), то площадь реального
касания будет соответственно меньше, но сопротивление сразу больше. В
обоих случаях коэффициент трения будет достаточно высок. Если поверхность
более твердого металла покрыть тонкой пленкой более мягкого металла
(рисунок 1 -в), нагрузка через пленку будет восприниматься подложкой, т.е.
более твердым металлом, что приведет к снижению площади реального
контакта, а слой ПММ претерпевает пластический сдвиг. В этом случае
коэффициент трения определяется по формуле:

,

где τсд – сопротивление сдвигу материала ПММ ;
Рк – контактное давление.
Низкийкоэффициенттренияобеспечиваетсяблагодарянизкому
сопротивлениюсдвигу материала ПММималойвеличине площади
фактическогоконтакта,обусловленнойналичиеммалодеформированной
твердойосновы.Фактическаяплощадьопределяетсяпластической
деформацией наиболее высоких выступов металлической основы, которая течет
без нарушения сплошной пленки мягкого металла.
Знание интенсивности изнашивания деталей позволяет определить
долговечность работы пар трения. Линейная интенсивность изнашивания в
общем случае выражается отношением:

где R – величина (толщина) изношенного слоя (износ);
L- путь трения скольжения;
V- объем материала, удаленный в процессе изнашивания с поверхности
трения;
Aa- номинальная площадь касания.
Износ цилиндро-поршневой пары трения является одной из причин
выхода из строя ДВС. Скорость изнашивания гильз цилиндров и поршневых
колец зависит от напряженного состояния контактирующих тел, величины
смазочного слоя, физико-механических поверхностных процессов, наличия
защитных покрытий, уровня температуры и других факторов.
Структурная формула для определения интенсивности изнашивания
гильз цилиндров с антифрикционным ПММ:
где k – коэффициент, учитывающий особенности условий эксплуатации
ДВС и дополнительные неучтенные факторы, влияющие на износ;
xy , yy , zy , jy, φy, ψy , wy, y – показатели степени, определяемые
экспериментально.
Представлен анализ доступного сырья для синтеза органических
соединений способных образовывать комплексные соединения с ионами меди.
В качестве реагентов были выбраны: олеиновая кислота, аминоспирт.
Синтез присадки был реализован на лабораторной установке рисунок 2.
Технологияполучения
металлоплакирующей присадки (МПП):
1-й этап – в двухгорловую колбу (0,5 л)
загружали, предварительно взвешенные
реагенты: 1 моль олеиновой кислоты и 2
моля диэтаноломана. Включают нагрев и
магнитнуюмешалку,реакция

Рисунок 2 – Лабораторная установка для
поликонденсациипротекаетпо
синтеза лигандаследующей схеме:

В результате получается амид олеиновой кислоты с выходом продукта 95%
время реакции 3 часа.
2-й этап – после окончания конденсации воды выключают нагрев и в
реактор засыпают порошок меди, продолжая перемешивать до приобретения
реакционной массой темно-зеленого цвета (10-20 минут).
Полученный продукт является хелатным комплексом меди. Структурная
формула МПП имеет вид:

ONOH
O
(CH 2)7-CH=CH-(CH 2)7-CH 3
CH3-(CH 2)7-CH=CH-(CH 2)7Cu
O
NO
HO
Для оптимизации состава смазочной композиции использовалась машина
трения типа Амслер – «МИ». Для схемы трения – «колодка- ролик» реализовано
синхронное измерение скорости изнашивания и момента сил трения в течение
всего опыта без разъединения зоны трения.
Испытания проводились при нагрузке P 115,15 кгс и линейной скорости
скольжения V=0,37 м/c. В качестве образцов использовался раствор МПП в
моторном масле с различным содержанием меди
Результаты испытаний представлены в таблице 1.
Таблица 1- Антифрикционные и противоизносные свойства смазочной
композиции
КомпонентМПП, %МаслоСкоростьМоментКоэффициент
меди,И-20,изнашиваниятрениятрения (fтр)
масс.%масс.%(Vизн),(Мтр),
мкм/чкгс∙см
0010015,17,860,046
0,41584,68,74,150,037
0,81584,27,43,560,022
1,21583,86,92,890,021
1,61583,45,32,110,012
2,01583,06,12,170,017
2,41582,66,72,260,019

Результаты испытаний показали оптимальное содержание меди в МПП
1,6%, что позволило снизить скорость изнашивания в 2,9 раза.
Процесс плакирования медью поверхностей подвижных сопряжений
происходит в результате трибодеструкции хелатного комплекса на трущихся
поверхностях, восстановления ионов меди электронами атомов железа,
входящих в состав этих деталей, и последующего осаждения атомов меди на
этой поверхности с образованием сервовитной пленки.
В третьей главе «Программа и методики испытаний» описаны объекты
исследований, а также представлен алгоритм и программа исследований.

Рисунок 3 – Алгоритм исследования.
Программа исследования

Фрикционно-износные:Физико-химические:
– испытания эффективности МПП при- определение количества меди в
влиянии различных факторов (нормальнаякомплексном соединении;
нагрузка, температура, скорость);-оценка антикоррозионных свойств;
– определение оптимальной концентрации- влияние МПП на термоокислительную
МПП в составе базового масла.стабильность базового масла;
– оценка склонности МПП к образованию
высокотемпературных отложений.

Стендовые испытания:
– оценка влияния МПП на эксплуатационные характеристики силовой
установки;
– оценка загрязненности деталей силовой установки;
– анализ состояния поверхностей подвижных трибосопряжений;
– определение времени срабатывания МПП в составе базового масла при
эксплуатации силовой установки.

Рисунок 4 – Программа исследования
Представлены методики исследования на моторном стенде и обработки
результатов испытаний.
Описаны состав и характеристики испытательного оборудования и
средств измерений.
Приведена методика оценки состояния
деталейдвигателяпослеиспытаний,
включающая оценку:
– подвижность поршневых колец;
– степень загрязнения поршня нагаро- и
лакоотложениями.
Рисунок 5 – Стенд электротормозной с
индукторным тормозом FROUDEВчетвертойглаве«Результаты
AG150.экспериментальных исследований влияния
МПП на физико-химические свойства моторных масел и эксплуатационные
характеристики силовых установок» представлены результаты лабораторных и
стендовых исследований.
Результатыфрикционно-износныхсвойствсмазочнойкомпозиции
представлены на рисунках 6-9.
В качестве смазочной композиции было использовано моторное маслоЛукойл
Genesis 5W-30и металлоплакирующая присадка МПП. Базовое моторное
масло было использовано как контрольный образец.
Зонатрения(испытательныйконтакт)образованациклическими
поверхностями ролика Ст. 45 HRс 50 с R=35,0±0,1 мм и колодки, прошедшей
гомогенизацию с R=35,0±0,1 мм и габаритами (в плане) – 2,01 мм (вдоль
скольжения) и 7,27 мм (поперек скольжения), площадь зоны трения
S = 0,1461 см2. Ряд нормальных сил (Р): 73,15; 94,15; 115,15 кгс определен
экспериментально из условия гарантированного отсутствияпризнаков
заедания.
Частота вращения вала – 100 об/мин (линейная скорость – 0,37 м/сек)
выбирается экспериментально из условия гарантированного отсутствия
гидродинамического режима смазки.
Скорость изнашивания, Vизн,
Скорость изнашивания, V мкм/ч
234,1
200181,315014
79,9 28,131,433,6
122,7
мкм/ч

100I
0100
II71,428,1
29,7
73,15
94,15
115,1550
Нормальная сила, Р кгс
73,15
94,15
Рисунок 6 – Значение скорости изнашиванияРисунок 7 – Значение скорости изнашивания 115,15
колодки в зависимости от величины нормальнойот величины
колодки в зависимостиНормальная сила, Р кгс
силы при температуре смазочной среды 40оС: I -нормальной силы при температуре смазочной
контрольный образец, II- смазочная композиция.среды 105оС: I – контрольный образец, II-
смазочная композиция.

Рисунок 8 – Зависимость момента сил трения отРисунок 9 – Зависимость момента сил трения
величины нормальной силы при температуреот величины нормальной силы при
смазочной среды 40оС: I – смазочнаятемпературе 105оС I – смазочная композиция,
композиция., II- контрольный образецII- контрольный образец.

Определениекоррозионнойстойкостиметаллическихобразцов
обработанных смазочной композицией и базовым маслом определяли в
термовлагокамере Г-4 по ГОСТ 9.014-75. Эксперимент был остановлен после
34 цикла испытаний из-за отсутствия следов коррозии на обоих образцах.
Оценка влияния металлоплакирующей присадки на процесс окисления
моторногомаслапометодуВО-4.Методхарактеризуетуровень
антиокислительных свойств моторных масел и присадок. Сущность метода
заключается в окислении масел в лабораторной установке в присутствии
катализатора в течение 15 ч при температуре 180ºС и подаче воздуха 300
см3/мин с последующим определением изменения вязкости и фотометрического
коэффициента загрязненности масел.
Результаты оценки склонности масел к высокотемпературному окислению
представлены на рисунке 10.
Моторное масло с МПП имеет более
15,9высокуютермоокислительную
1512,6стабильность, о чем свидетельствует
уменьшениевязкостина3,3%.
Повышениетермоокислительной
стабильностиможнообъяснить
склонностьМППподавлять

Рисунок 10- Изменение вязкости моторногокаталитический эффект металлов.
масла (1) и моторного масла с МПП (2) за
время испытаний.Припроведениистендовых
испытаний на силовой установке (ДВС ВАЗ-21129) определялись следующие
характеристики: Мк – приведенный крутящий момент, Н.м ; Ne – приведённая
мощность, кВт; Gt – расход топлива, кг/ч; ge – удельный расход топлива, г
/кВт.ч.
Результаты представлены на рисунках 11, 12.

Рисунок 11 – Диаграмма изменения мощности и крутящего момента двигателя.
Крутящий момент (Мк) после добавления присадки в среднем увеличился на
0,33%.
Мощность (Ne) после добавления присадки в среднем увеличилась на 1,5%.
Рисунок 12 – Удельный расход топлива (ge)
Удельный расход топлива (ge) снизился на 3,15 %
Таблица 2 – Замер компрессии на протяжении испытаний
Компрессия (кг/см2)
Время (ч)
1 цилиндр2 цилиндр3 цилиндр4 цилиндр
Без добавления присадки15,815,315,515,5
015,715,515,515,5
5016,315,815,715,7
10015,915,815,815,7
Таблица 3 – Изменение содержания СО, СН и NOx в отработавших газах на
режиме n = 2800 мин – 1 и Мк = 60 Нм при испытаниях
До испытаний
Время (ч)После 5 ч.После 50 ч.После 100 ч.
присадки
Концентрации после нейтрализатора
СО (%)0,145±0,0150,143±0,0150,144±0,0150,151±0,015
СН (млн –1)121±10,0124±10,0130±10,0133±10,0
NOx (млн –1)165±15,0171±15,0173±15175±15

Выбросы вредных веществ в отработавших газах двигателя за период
испытаний изменились незначительно (разница значений в начале и конце
испытаний сопоставима с погрешностью определения) в пределах (1%).
Таблица 4 – Изменение содержания СО, СН, NOx в отработавших газах на
режиме n =4200 мин –1 и Мк = 90 Н·м при испытаниях
До испытаний
Время, чПосле 5 ч.После 50 ч.После 100 ч.
присадки
Концентрации после нейтрализатора
СО (%)0,755±0,1200,725±0,1200,767±0,1200,780±0,120
СН (млн –1)160±25159±25175±25187±25
NOx (млн –1)323±25320±25328±305340±25
Таблица 5- Изменение содержания СО, СН, NOx в отработавших газах на
режиме n =5000 мин –1 и Мк = 60 Нм при испытаниях
До испытаний
Время (ч)После 5 ч.После 50 ч.После 100 ч.
присадки
Концентрации после нейтрализатора
СО (%)0,825±0,1200,865±0,1200,876±0,1200,915±0,120
СН (млн –1)471±30,0470±30,0480±30,0490±30,0
NOx (млн –1)300±15,0280±15,0281±15,0286±15,0

Выбросы вредных веществ в отработавших газах двигателя за период
испытаний изменились незначительно: СО – 1,4%; CH – 1,5%; NOx – 4%.
Двигатель работал устойчиво, его параметры оставались стабильными на
протяжении практически всего периода испытаний.
При осмотре двигателей после испытаний в течение 100 ч на бензине
установлено, что дефекты (задиры, надиры, царапины и др.) на деталях
отсутствуют.Общая загрязненность двигателей (поддон, головка и др.)
отложениями нагаров, лаков и шламов, одинакова.

Состояние стенок блока цилиндровСостояние стенок блока цилиндров
двигателя до начала испытанийдвигателя после испытаний
Рисунок 13 – Внешний вид стенок блока цилиндров двигателя
В пятой главе «Практические рекомендации по применению результатов
исследований и технико-экономическая оценка» представлено устройство для
легирования моторного масла ионами меди.
В предлагаемом устройстве в смазочную композицию, состоящую из
диэтаноламида олеиновой кислоты и смазывающего масла, погружают щуп с
надетым на его конец медной трубкой, которая закрепляется винтом.
Компонент меди в процессе эксплуатации постепенно растворяется в
смазочной композиции и образуется хелатный комплекс.
Устройство может использоваться в различных узлах трения, а именно
в системах подачи смазки в зоны контакта пар трения для уменьшения
износа трущихся поверхностей деталей, в различных режимах и, как
следствие,повышениянадежностимашинидостижениявысоких
экономических показателей.
Схема узла трения: картер-1, поршень-2,
впускнойклапан-3,свечазажигания-4,
выпускнойклапан-5,цилиндр-6,шатун-7,
кривошип-8, поддон-9, щуп-10, медная трубка-
11, винт крепления -12, смазочная композиция –
13.
Дляоптимизациигеометрических
параметровустройствабылпроведен
эксперимент.
В качестве медных элементов были использованы
медные пластины размером 50х50х1,5 мм.
Смазочнаякомпозицияпредставляласобой
Рисунок 14 – Устройство дляраствор лиганда (амид жирной кислоты) в
легирования моторного масла
медьсодержащимимоторном масле при соотношении в масс.%:
элементами
Образец № 1 – 5:95; Образец № 2 – 10:90;
Образец № 3 – 15:85; Образец № 4 – 20:80; Образец № 5 – 25:75; Контрольный
образец 0:100.
Смазочные композиции были приготовлены в количестве 100 мл, которые
были залиты в бюретки для размещения медных образцов.
Образцы размещены в вытяжном шкафу и выдерживались при комнатной
температуре (~20оС) в течение 42 суток. В первые часы эксперимента
смазочная композиция с содержанием лиганда начала приобретать сине-
зеленый цвет, причем интенсивность увеличивалась с ростом концентрации
лиганда.
Извлеченные медные образцы были промыты в неполярном растворителе
и после сушки в термокамере взвешивались на электронных весах, взвешивание
также производилось перед помещением их в смазочную среду.
Полученные результаты представлены в таблице 6 и на рисунке 16.
Таблица 6 – Результаты исследования влияния концентрации лиганда в
моторном масле на скорость растворения меди
КонцентрацияВес меднойВес меднойИзменениеСкорость
лиганда впластины допластинымассыкомплексообразования,
масле, %испытаний, гпослепластин, гг/м2сут
испытаний, г
022,3355—
521,709020,85940,08490,4043
1021,677321,56140,11590,5519
1522,525122,34170,18340,8733
2021,458821,24750,21131,0062
2521,587821,32610,26171,2462
Таким образом, при фиксированном
m, г

2,5
значении площади поверхности образца
1,5итемпературысредыкинетика
0,5
комплексообразованиязависитот
0концентрации лиганда в смазочной
510152025
среде.
С, %
Рисунок 15 – Результаты исследования
Дляопределенияэффективности
влияния концентрации лиганда в моторномсмазочныхкомпозицийвсиловых
масле на скорость растворения меди
установкахивлиянияихна
износостойкость деталей сопряжений приведены сравнительные испытания.
На рисунке 16,17 приведены результаты сравнительных испытаний.
10,8

Износ I, мг
0,5
0,50,10,1 0,1
00,14 0,2
РиМЕТ
650 750МПП
850 950
1050 1150

Нагрузка, N

Рисунок 16 – Зависимость износа ролика (сталь 45) в смазочной среде с
медьсодержащими присадками.

а)

б)
Рисунок 17 – Коррозионная стойкость образцов в смазочных средах
а) 10% й раствор соли двухвалентной меди олеиновой кислоты в базовом масле;
б) 10% й раствор хелатного комплекса меди.
Экономический эффект применения МПП определялся по формуле:

Где C1, C2 – стоимость ремонта силовой установки соответственно и с
использованием МПП;

– удельные капитальные вложения на приобретение
технологического оборудования по базовому и новому вариантам;
P1 ,P2–величиныобратныесрокамслужбысиловыхустановок
отремонтированных силовых установок по базовому варианту и с применением
МПП;
En =0,5 – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
At – количество силовых установок.
Учитывая что значения C1~C2 отличаются незначительно, то экономический
эффект увеличится за счет уменьшения интенсивности износа от применения
МПП и как следствие уменьшение затрат на техническое обслуживание и
ремонт.
Заключение
1. Проведен анализ надежности силовых установок сельскохозяйственных
машин и факторов, влияющих на интенсивность износа деталей узлов трения в
условиях сельскохозяйственного производства.
2. По результатам научно-теоретических исследований и анализа механизма
избирательного переноса при трении разработаны требования к новым
высокоэффективным металлоплакирующим присадкам.
3. Осуществлен выбор доступного сырья для синтеза маслорастворимых
органических соединений вступающих в химическую связь с ионами меди и
образующими хелатные комплексы.
4.Разработанатехнологияполученияметаллоплакирующейприсадки,
определена оптимальная концентрация присадки в моторном топливе (при
пересчете на количество меди 0,02÷0,06 масс.%).
5. Выбрана программа и методики исследований позволяющие определить
эффективность металлоплакирующей присадки и оценить ее влияние на
физико-химическиесвойствабазовогомоторногомаславпроцессе
эксплуатации.
6. Лабораторные испытания на образцах из стали Ст.45 показали при
незначительном уменьшении момента трения уменьшение износа в 3-7 раз.
7. Сравнительные испытания физико-химических и эксплуатационных свойств
смазочной композиции (базовое моторное масло с МПП) показали, что
присадка не ухудшает свойств, а в отдельных случаях улучшает:
– коррозионная стойкость стали на уровне базового моторного масла;
– термоокислительная стабильность смазочной композиции выше моторного
масла (уменьшение вязкости на 3,3%).
8. Стендовые испытания позволили оценить влияние металлоплакирующей
присадки на эксплуатационные характеристики силовой установки:
– крутящий момент увеличился на 0,33%;
– удельный расход снизился на 3,15%;
– расход топлива снизился на 3,0%;
– выбросы вредных веществ в отработавших газах уменьшились СО на 1,4%,
СН на 1,5%, NOx на 4%;
– компрессия во всех цилиндрах увеличилась в среднем на 0,275 кг/см2.
Оценка состояния деталей двигателя после испытаний показала отсутствие
задиров и незначительное снижение нагарообразования.
9. Разработана технология и создана экспериментальная установка для
обогащения моторного масла легирующими элементами меди в процессе
эксплуатации.
10. Лабораторные и стендовые испытания разработанной металлоплакирующей
присадки показали их эффективность по сравнению с серийно-выпускаемыми
(уменьшение интенсивности износа по сравнению с РиМЕТ в 5÷8 раз), что
позволяет рекомендовать ее к использованию в узлах трения различных машин
и оборудования.

В целях научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной среде Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной научно- технической политике в интересах развития сельского хозяйства» от 21 июля 2016г. No 350 предусмотрено разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание и внедрение до 2026г. конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки и обеспечивающих повышение эффективности АПК. [6,68]
Долговечность и эффективность использования сельскохозяйственной техники в большой степени зависит от физико-химических и эксплуатационных свойств применяемых смазочных материалов. В связи с увеличением количества используемых машин с большим сроком службы (свыше 8-12 лет), зависимость работы тракторов, автомобилей и комбайнов от качества применяемых горючесмазочных материалов значительно возрастает. С их качеством неразрывно связаны эксплуатационные расходы, затраты на техническое обслуживание, ремонт и запасные части. Повышение качества моторных масел позволяет в 1,5…2 раза снизить износ деталей подвижных сопряжений и нагарообразование, увеличит в 2 раза срок службы двигателей и снизить общий расход масла и топлива. [6]
Анализ литературных источников показал, что 36…70% отказов, вызванных износом деталей подвижных сопряжений, приходится на двигатели внутреннего сгорания [49,71,15]. Этот факт объясняется особенностями эксплуатации автотракторного парка в условиях сельскохозяйственного производства.
К ним можно отнести:
– эксплуатация машин при широком диапазоне температур;
– запыленность воздуха и присутствие в атмосфере химически активных
частиц;
– работа на пониженных передачах. Также необходимо отметить, что ДВС является наиболее сложным агрегатом, содержащим разнообразные узлы трения: подшипники скольжения и качения, зубчатую и цепную передачу, направляющие втулок клапанов, цилиндр двигателя – поршневые кольца и т.д.
По статистическим данным из всех неисправностей приходящих на двигатель: кривошипно-шатунный механизм – 15-20%, распределительный механизм – 4…-5%, систему смазки – около 1%, систему охлаждения – 2…3%, систему питания-12…15% и систему зажигания – 30…35%. [14,74]
При работе двигателя в процессе эксплуатации свойства моторного масла ухудшаются и уменьшается его количество.
Ухудшение качества моторного масла в процессе эксплуатации ДВС происходит в результате загрязнения его механическими примесями, в том числе и продуктами износа, окисления вследствие химической нестабильности и растворения в нем топлива, а также срабатывания в нем комплекса присадок.
Д.Н. Гаркунов и И.В. Крагельский открыли явление избирательного переноса при трении – эффект безызносности (Приоритет No 41 от 12 ноября 1956г.). Суть открытого явления заключается в том, что в паре трения сталь-медь (медьсодержащий сплав) медь переносится на поверхность стали в виде тонкой пленки. Образовавшийся слой не уносится с зоны контакта, а переходит с одной поверхности на другую, что приводит к значительному снижению износа пары трения.
Сложность технически реализовать открытие из-за наличия в ДВС пар трения сталь-сталь и необходимость состава смазочной среды затрудняют реализовать на практике.
Цель работы. Повышение долговечности узлов трения силовых установок применением металлоплакирующей присадки и обогащением моторного масла элементами меди постоянно в процессе работы.
Объект исследования. Процессы, происходящие в трибосопряжениях и силовых установках при наличии металлоплакирующей присадки в смазочной среде. Предмет исследования. Количественные показатели влияния металлоплакирующей присадки на физико-химические и эксплуатационные свойства моторных масел.
Методика исследований. Экспериментальные исследования проведены с использованием современного лабораторного оборудования и стендов. Результаты экспериментальных исследований обрабатывались с использованием теории вероятности и математической статистики.
Научная новизна. Теоретически обоснован выбор материалов для рецептуры присадки. Синтезирована медьсодержащая металлоплакирующая присадка. Разработано устройство для обогащения моторного масла легирующими элементами меди в процессе работы силовой установки.
Практическая значимость. Разработана технология синтеза металлоплакирующей присадки. Проведена оптимизация концентрации присадки в моторном масле на основании сравнительной оценки трибологических характеристик штатным маслом.
В результате проведенных комплексных исследований получена оценка влияния присадки на физико-химические и эксплуатационные свойства моторного масла, а также на эксплуатационные характеристики силовой установки.
Предложенное устройство для обогащения смазочного масла легирующими элементами меди может быть использовано в силовых установках и передачах в процессе эксплуатации.
Достоверность полученных результатов подтверждается использованием физико-математических законов, основ трибологии и надежности машин, применением современных методик и измерительных приборов, а также использованием математической статистики при обработке результатов экспериментальных исследований.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
– теоретическое обоснование концепции создания металлоплакирующей присадки обеспечивающей избирательный перенос в узлах трения;
– рецептура и технология синтеза металлоплакирующей присадки; – результаты оптимизации состава смазочной композиции;
– результаты экспериментальных исследований физико-химических и эксплуатационных свойств смазочных композиций;
– результаты стендовых испытаний силовой установки;
– устройство для обогащения моторного масла легирующими элементами меди.
Реализация результатов исследований. Разработанные металлоплакирующая присадка и устройство для обогащения моторного масла легирующими элементами меди в процессе эксплуатации приняты во внедрение на ряде сельскохозяйственных и машиностроительных предприятиях.
Апробация работы. Результаты теоретических и экспериментальных исследований представлены, обсуждены и одобрены на научных конференциях, совещаниях, семинарах, в том числе:
– Международная научная конференция молодых ученых и специалистов, повещённая 160-летию В.А. Михельсана, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020;
– Семинар «Чтения академика В.Н. Болтинского» ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020,
-Международный научный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационный вектор развития аграрной науки», ФГБОУ ВО Калужский филиал РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020;
– Международная научная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения В.С. Немчинова, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020;
– Международная научно-практическая конференция профессорско- преподавательского состава, посвященная 155-летию РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ, в том числе 1статья в SCOPUS, 3 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 патент. Структура и объем диссертации. Диссертационная работа изложена на 144 страницах состоит из введения, основной части, содержащей 30 таблиц и 34 рисунков, заключения, перечня условных обозначений, символов и терминов, список литературы, включающего 76 источников, и 4 приложения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Effectiveness of conservation of materials based on organic inhibitors
    S.M. Gaidar, A.V. Rydrin, Fatma Shaaban., Yuri Sudnik. // Solid State Technology. – 2– №

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету