Повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансовой интеграции

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Джу Ольга Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические аспекты финансовой интеграции в
контексте обеспечения бюджетной устойчивости 15
1.1 Исследование экономического содержания понятия финансовой
интеграции 15
1.2 Методологический аппарат анализа и оценки устойчивости
бюджетной системы 32
1.3 Генезис методов управления устойчивостью бюджетной системы
Российской Федерации 55
2. Оценка влияния процессов финансовой интеграции на состояние
бюджетной устойчивости бюджетных систем 76
2.1 Актуальные тенденции развития финансовой интеграции в условиях
экономической неопределенности 76
2.2 Методические подходы к прогнозированию и систематизации
индикаторов устойчивости бюджетной системы 94
2.3 Когнитивное моделирование устойчивости бюджетной системы в
условиях неопределенности под воздействием процессов развития
финансовой интеграции 108
3. Императивы повышения устойчивости бюджетной системы в
условиях углубления интеграционных процессов и цифровой
трансформации 126
3.1 Стратегия обеспечения устойчивости бюджетной системы Российской
Федерации в рамках интеграции национальной экономики 126
3.2 Направления роста цифровых интеграционных связей в
отечественной экономике в условиях преодоления последствий
пандемии коронавируса 146
3.3 Развитие цифровых систем управления бюджетом Российской
Федерации с применением инновационных технологий обработки
данных 163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 190
Приложение А. Эволюционное развитие бюджетных правил в Российской
Федерации 215
Приложение Б. Зарубежный опыт проведения анализа долгосрочной
бюджетной устойчивости 216
Приложение В. Классификация подходов к прогнозированию
устойчивости бюджетной системы 217
Приложение Г. Влияние макроэкономических параметров на
устойчивость бюджетной системы страны 218

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования,
определены цель и задачи, объект и предмет исследования, приведены положения
научной новизны, теоретическая и практическая значимость работы, апробация ре-
зультатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические аспекты финансовой инте-
грации в контексте обеспечения бюджетной устойчивости» осуществлено ис-
следование экономического содержания понятия финансовой интеграции и пред-
ставлен методологический аппарат анализа и оценки устойчивости бюджетной си-
стемы, рассмотрен генезис методов управления устойчивостью бюджетной системы
Российской Федерации.
Развитие финансовой интеграции обусловлено происходящими структурными
изменениями в экономической среде, синхронизацией и глобализацией производ-
ственных процессов и финансовых операций в экономике с целью увеличения воз-
можностей агентов, институтов, субъектов по получению дополнительного дохода.
Автором выявлен противоречивый характер влияния финансовой интеграции на
состояние денежно-кредитного сектора экономики страны, так как присутствует
конфронтация интересов различных стран, интеграционных союзов и субъектов
международных финансовых рынков. Определены преимущества, которые дает фи-
нансовая интеграция для экономических субъектов и финансового сектора эконо-
мики, подразделяемые на прямые (распределение рисков, капитала, дополнительные
возможности развития) и косвенные (повышение качества информации, эффектив-
ности корпоративного менеджмента, минимизация глобальных транзакционных
расходов).
В качестве негативных последствий автором выявлены: проциклические тен-
денции движения краткосрочных финансовых ресурсов; высокая степень волатиль-
ности потоков капитала; создание защитных барьеров вокруг отдельных отраслей
экономики; отсутствие достаточного уровня транспарентности в диверсификации
притока зарубежных инвестиций среди секторов экономики; недостаточное разви-
тие институциональных и экономических условий осуществления финансово-
хозяйственной деятельности; снижение макроэкономической стабильности.
Критический анализ различных подходов к определению финансовой интегра-
ции и ее влияния на устойчивость бюджетной системы позволил расширить теоре-
тические представления относительно финансовой интеграции, оказывающей кос-
венное воздействие на устойчивость бюджетной системы страны посредством:
а) экономического развития за счет притока дополнительных финансовых ресурсов;
б) минимизации бюджетных рисков, обусловленных падением экономического по-
тенциала страны, за счет их диверсификации в глобальном масштабе;
в) стремительного развития инновационных цифровых технологий и их практиче-
ского применения в финансовых операциях и производственных процессах, значи-
тельно ускоряющих и упрощающих их.
В диссертационной работе проведена систематизация методов анализа и оценки
устойчивости бюджетной системы, в результате которой детерминированы и по-
дробно проанализированы такие основные методы, как долговой, налоговый, балан-
сировочный, дефицитный, предпринимательский, что позволило автору выделить
ключевые показатели устойчивости бюджетной системы, характеризующие состоя-
ние государственного долга, стабильность фискальной политики, справедливость
фискальной политики, обязательства будущих периодов, бюджетный разрыв и эко-
номический рост.
По результатам исследования выявлено, что рассмотренные методы анализа и
оценки устойчивости бюджетной системы требуют определенных допущений и
предположений об экономических и социальных тенденциях, таких как темпы ро-
ста, изменение цен и продолжительность жизни населения, а оценка устойчивости
бюджетной системы предполагает использование комплексного подхода, поскольку
устойчивость бюджетной системы обусловлена множеством причин, ее оценку не
представляется возможным провести посредством одного какого-то показателя.
После рассмотрения развития методов управления устойчивостью бюджетной
системы Российской Федерации автором определены основные подходы к повыше-
нию бюджетной устойчивости государства путем совершенствования механизма
функционирования бюджетных правил, управления суверенными фондами и госу-
дарственным долгом, повышения эффективности использования бюджетных средств,
долгосрочного бюджетного планирования и управления бюджетными рисками.
В диссертации определены основные преимущества и недостатки действующей
версии бюджетного правила, что позволило на основании мировой практики и оте-
чественного опыта применения данного инструмента сформулировать рекоменда-
ции по его совершенствованию в современных условиях с учетом процикличности
бюджетных расходов и высокой волатильности цен на нефть.
Автором обоснована необходимость дальнейшего совершенствования долго-
срочного бюджетного планирования в целях управления бюджетной устойчиво-
стью, обеспечения предсказуемости и определения целевых ориентиров развития
бюджетной системы страны. В диссертации предложены направления, по которым
необходимо проводить анализ результатов долгосрочного бюджетного планирова-
ния (платежеспособность, устойчивость, особенности формирования бюджетных
доходов, справедливость относительно будущих поколений).
Во второй главе «Оценка влияния процессов финансовой интеграции на со-
стояние бюджетной устойчивости бюджетных систем» проанализированы акту-
альные тенденции развития финансовой интеграции в условиях экономической не-
определенности, проведено методическое обоснование применения различных под-
ходов к прогнозированию и систематизации индикаторов устойчивости бюджетной
системы, осуществлено когнитивное моделирование устойчивости бюджетной си-
стемы, находящейся под воздействием процессов финансовой интеграции.
Подробный анализ тенденций развития финансовой интеграции в современных
условиях позволил установить, что снижение объемов иностранных инвестиций на
отечественном и мировом финансовых рынках влечет за собой снижение темпов
развития экономики, усиление неравенства доходов населения, замедление, а в ряде
стран и падение темпов роста ВВП; выявить, что наиболее существенный рост госу-
дарственного долга за последние несколько лет наблюдался в странах с развитой
экономикой, что обусловлено наличием наиболее тесного интеграционного взаимо-
действия экономик данных стран, в отличие от стран с формирующимися рынками,
где интеграционные процессы менее развиты.
По результатам проведенного анализа автором сделан вывод, что основным
драйвером развития финансовой интеграции на национальном и международном
уровне в настоящее время является цифровизация финансового сектора экономики,
а в условиях неопределенности и пандемии COVID-19 данный процесс только уско-
рился. Развитие электронных денег, цифровых финансовых продуктов и услуг спо-
собно принести заметную пользу населению, не обладающему высокими доходами,
а также среднему и малому бизнесу, тем самым ускорить процесс социально-
экономического роста страны в условиях финансовой интеграции. Также цифровая
финансовая интеграция сопряжена с повышением темпов роста ВВП.
Важным направлением исследования явилась систематизация индикаторов
устойчивости бюджетной системы, которые предлагается применять и на федераль-
ном, и на территориальном уровне бюджетной системы (таблица 1).
Для комплексного использования описанных индикаторов автором предлагает-
ся применение следующей методики для оценки устойчивости бюджетной системы:

Iубс = [(Кэконфед + Ксоцфед + Кэколфед) + (Кэконтер + Ксоцтер)] / 2*(1/s),(1)

где Iубс – интегральный показатель устойчивости бюджетной системы;
Кэкон – экономическая компонента устойчивости бюджетной системы (отдель-
но рассчитывается на федеральном и территориальном уровне);
Ксоц – социальная компонента устойчивости бюджетной системы (отдельно
рассчитывается на федеральном и территориальном уровне);
Кэкол – экологическая компонента устойчивости бюджетной системы (рассчи-
тывается только на федеральном уровне);
s – среднеквадратическое отклонение дефицита территориальных бюджетов в
текущем году.
Таблица 1. Результаты систематизации индикаторов
устойчивости бюджетной системы1
Индикаторы устойчивости бюджетной системыОбозначениеВлияние на
индикаторовустойчивость
Относительный прирост доходов бюджетаОПДБ+
Социальная ком- Экономическая

Относительный прирост расходов бюджетаОПРБ-
компонента

Прирост дефицита бюджетаПДБД-
Относительный прирост дефицита бюджетаОПДФ-
Относительный прирост общего долгаОПОД-
Относительный прирост налоговОПНЛ-
Относительный прирост налогов на доходыОПНД-
Относительный прирост налогов на прибыльОПНП-
понента

Относительный прирост налогов на имуществоОПНИ-
Относительный прирост социальных расходовОПСР+
Абсолютный прирост внешнего долгаАПВД-
Относительный прирост внешнего долгаОПВД
Экологическая


Относительный прирост неналоговых внешних
компонента

доходовОНЕВД+
Относительный прирост налоговых внешнихОНВД+
доходов
Относительный прирост расходов на безопас-ОПРБ-
ность

Предложенная методика предполагает обособленную оценку каждой из трех
компонент устойчивости посредством нахождения отношения индикаторов, отра-
жающих позитивные изменения в бюджетной системе, то есть оказывающих на
нее положительное влияние, к индикаторам, отражающим негативные изменения в
бюджетной системе, то есть оказывающим на нее отрицательное влияние.
После этого находится сумма всех данных компонент отдельно по федераль-
ному и территориальному бюджетам. Их среднее арифметическое умножается на
среднеквадратическое отклонение дефицита территориальных бюджетов в теку-
щем году. Оно показывает, насколько силен разброс такого дефицита в текущем
году, и рассчитывается по следующей формуле:
s = СД/СР,(2)
где СД – стандартное отклонение дефицита территориальных бюджетов;
СР – среднестатистическое значение дефицита территориальных бюджетов.
Составлена автором.
Полученный результат позволяет учесть не только изменение показателей в
динамике (анализ изменения бюджетной системы под влиянием внешних факто-
ров), но и ее внутреннюю структуру (равновесие системы как еще одна из состав-
ляющих устойчивости). Экономическая компонента устойчивости бюджетной си-
стемы рассчитывается по следующей формуле:

Кэкон = ОПДБ / (ОПРБ + ПДБД + ОПДФ + ОПОД).(3)

Социальная компонента устойчивости бюджетной системы рассчитывается по
следующей формуле:

Ксоц = ОПСР / (ОПНЛ + ОПНД + ОПНП + ОПНИИ).(4)

Экологическая компонента устойчивости бюджетной системы рассчитывается
по следующей формуле:

Кэкол = (ОНЕВД + ОНВД) / (АПВД + ОПВД + ОПРБ).(5)

Полученный результат трактуется с помощью следующей оценочной шкалы
(таблица 2).

Таблица 2. Оценочная шкала устойчивости бюджетной системы
(значения интегрального показателя Iубс)2
Значения
интегральногоIубс < 11 ≤ Iубс > 2Iубс ≥ 2
показателя Iубс
БюджетнаяБюджетнаяБюджетная система
Оценочное
система крайнесистемахарактеризуется высокой
содержание
неустойчиваустойчиваустойчивостью

Предложенная автором методика позволяет проводить комплексный и углуб-
ленный анализ устойчивости бюджетной системы в разрезе федерального и терри-
ториальных бюджетов, в динамике изменения значений ключевых индикаторов и с
точки зрения внутренней структуры (баланса территориальных бюджетов). Это не
только обеспечивает целостное представление об устойчивости бюджетной систе-
мы, но и также позволяет выявить ее проблемные места и точные причины недо-
Составлена автором.
стижения целевых значений такой устойчивости, обозначенных в бюджетных про-
гнозах.
В диссертационной работе проанализированы современные подходы к опреде-
лению макроэкономических параметров оценки и инструментов регулирования
бюджетной системы Российской Федерации, что позволило автору выбрать те па-
раметры, применение которых даст возможность сформировать адекватную когни-
тивную карту факторов, оказывающих влияние на устойчивость бюджетной систе-
мы Российской Федерации (Рисунок 1).

Рисунок 1. Когнитивная карта макроэкономических показателей устойчиво-
сти бюджетной системы Российской Федерации3

Характеристика корреляции вершин между собой устанавливается на базе по-
нимания автором процессов работы бюджетной системы государства и ее корреля-
ции со структурными составляющими. На базе разработанной карты проведен ана-
лиз нескольких сценариев влияния изменений основных макроэкономических пока-
Составлен автором.
зателей на устойчивость бюджетной системы Российской Федерации с применени-
ем импульсного моделирования: 1) объем государственного долга; 2) расходы феде-
рального бюджета; 3) уровень налоговых ставок; 4) увеличение налоговых ставок
при одновременном увеличении расходов и государственного долга.
Результаты осуществленного когнитивного моделирования указывают на то,
что при последнем сценарии доходы федерального бюджета одновременно с ВВП
будут постоянно расти, повышая устойчивость бюджетной системы в долгосрочной
перспективе, при этом расходы государственного бюджета к последнему импульсу
стабилизируются и прекращают свой рост, а государственный долг и инфляция по-
степенно сокращаются. По мнению автора, данный сценарий является наиболее оп-
тимальным в текущей экономической ситуации и ориентирован на минимизацию
негативных последствий, вызванных пандемий COVID-19 в целях формирования
условий для скорейшего возобновления экономического роста и обеспечения
наименьших потерь для перспективы развития бюджетной системы страны.
Применение предложенной карты когнитивного импульсного моделирования
устойчивости бюджетной системы позволит спрогнозировать влияние одного или
совокупности анализируемых параметров на бюджетную устойчивость страны.
В третьей главе «Императивы обеспечения устойчивости бюджетной систе-
мы в условиях углубления интеграционных процессов и цифровой трансфор-
мации» автором предложены стратегические направления обеспечения устойчиво-
сти бюджетной системы Российской Федерации в рамках интеграции национальной
экономики, определены направления роста цифровых интеграционных связей в оте-
чественной экономике в условиях преодоления последствий пандемии коронавиру-
са, предложены пути развития цифровых систем управления бюджетом Российской
Федерации с применением инновационных технологий обработки данных.
Автором установлено, что с точки зрения обеспечения устойчивости бюджет-
ной системы ее трансформация под воздействием процессов финансовой интегра-
ции с учетом роста рисковой составляющей и усиления проблемы бюджетного де-
фицита при недоступности внешних финансовых ресурсов, выступает негативным
явлением. Исходя из этого, в диссертации раскрыты направления управления про-
цессами финансовой интеграции для достижения устойчивости бюджетной системы
(Рисунок 2). Реализация данных направлений будет способствовать развитию пред-
принимательства и повышению его глобальной конкурентоспособности, что обес-
печит рост налоговых поступлений в федеральный бюджет, а также снижение и по-
следующее предотвращение возникновения дефицита федерального бюджета.
Предотвращение оттокаСтимулирование инновационного раз-
капиталавития
Преференциальные условия для раз-
Макроэкономическая стабильность,мещения иностранных инвестиций в
создание специальных экономическихнаучно-исследовательские проекты и
зон, улучшение делового климата иинновационные предприятия, цифро-
укрепление институциональной средывизация финансового сектора эконо-
мики

Стабильность валютного курсаРост налоговых поступлений, сниже-
и предупреждение роста государ-ние дефицита федерального
ственного долгабюджета

Платежеспособность + Рост + Стабильность = Устойчивость бюджетной системы

Рисунок 2. Направления регулирования процессов финансовой интеграции
в целях обеспечения устойчивости бюджетной системы РФ4

В диссертационной работе автор обосновывает необходимость реализации стра-
тегических направлений повышения устойчивости бюджетной системы Российской
Федерации, находящейся под воздействием множества факторов прямого и косвен-
ного влияния в условиях экономической неопределенности, таких как: снижение
бюджетного дефицита и размера государственного долга; выравнивание внутренних
диспропорций; оптимизация процессов финансовой интеграции (Рисунок 3), позво-
ляющих извлечь преимущества от интеграционных процессов в финансовой сфере и
снизить рисковую составляющую.
В рамках исследования ключевых направлений роста цифровых интеграцион-
ных связей в отечественной экономике в условиях преодоления последствий панде-
мии коронавируса автором установлена взаимосвязь цифровизации экономики, ин-
теграционных процессов и бюджетной устойчивости страны, обоснована необходи-
мость создания цифрового экономического пространства в рамках интеграционных
объединений.
Составлен автором.
Управление бюджетной системой

Оптимизация процессов финансо-
Снижение бюджетного де-
Выравнивание внут-вой интеграции: минимизация рис-
фицита и размера государ-
ренних диспропорцийков и увеличение положительного
ственного долга
эффекта

– социальная направлен– применение бюджетных
ность;правил на уровне субъек– создание доверительной среды и
– учет макроэкономическойтов РФ;обеспечение стабильности финансо-
неопределенности;- повышение финансовойвого рынка с целью активизации
– возврат к фиксированнойдисциплины исполнитель-притока иностранных инвестиций;
бюджетной стратегии;ных органов власти;- создание прозрачной и стимулиру-
– уточнение ограниченийющей регуляторной среды;
– расширение горизонта
по уровню бюджетного- развитие цифровизации финансово-
долгосрочного бюджетногодефицита и государствен-
планирования;го рынка, обеспечение условий для
ного долга;внедрения и использования финан-
– представление четкой- увеличение централиза-
картины бюджетных рис-совых технологий;
ции расходов.
ков;- создание общего финансового
– доработка бюджетногорынка с возможностью оказания
правила для непредвиден-трансграничных финансовых услуг в
ных макроэкономическихрамках интеграционных объедине-
обстоятельств.ний.

Инструменты: инновации, предпринимательство, налогово-бюджетная и денежно-
кредитная политики, учет интересов всех субъектов РФ, внешнеэкономическое сотрудниче-
ство в рамках интеграционных объединений

Результат

ПлатежеспособностьСбалансированностьСтабильность

Цель: устойчивость бюджетной системы в условиях неопределенности
и финансовой интеграции

Рисунок 3. Стратегия обеспечения устойчивости бюджетной системы Россий-
ской Федерации в условиях неопределенности
и финансовой интеграции5
Составлен автором.
В диссертации автором определены приоритеты развития интеграционного вза-
имодействия в условиях цифровизации экономики и активного внедрения блокчейн-
технологии в различные экономические процессы (Рисунок 4).
По мнению автора, применение блокчейн-технологии в процессе функциониро-
вания ГИИС «Электронный бюджет», где криптографическая природа блокчейн-
технологии дает ей еще одно важное преимущество, которое заключается в откры-
том доступе к цепочке операций с первого блока (не раскрывая персональных дан-
ных сторон операций, совершенных при помощи анонимных ключей), позволяет
осуществлять криптографическую защиту финансовых данных и, соответственно,
обеспечить открытость и транспарентность проводимых в ней операций на уровне
национальной бюджетной системы.

Рост цифровых интеграционных связей Российской Федерации

Создание единого цифрового пространства

Создание
Внедрение об-ФормированиеРазвитие и гармони-
совместных
щих цифровыхобщей цифровойзация нормативно-
цифровых
решенийинфраструктурыправовой базы
платформ

Снижение барьеров
Цифровая трансфор-Привлечение инвестиций в
для выхода на ры-
мация ключевыхразвитие общей цифровой
нок и сокращение
рынковинфраструктуры
рисков

Результат

Доступ к глобальным и региональным рынкам, повышение конкурентоспособности, транс-
формация и инклюзивный рост интеграционного взаимодействия

Рисунок 4. Экосистема развития цифровых интеграционных связей
Российской Федерации6
Составлен автором.
Таким образом, практическая реализация мер по повышению устойчивости
бюджетной системы в условиях углубления процессов финансовой интеграции и
макроэкономической нестабильности будет способствовать совершенствованию
бюджетной политики и разработке эффективных инновационных решений в сфере
управления общественными финансами в целях обеспечения скорейшего выхода на
траекторию социально-экономического роста после серьезного спада в экономике,
связанного с распространением коронавирусной инфекции и всех сопутствующих
негативных явлений.
В заключении диссертации сформулированы основные выводы и предложе-
ния, полученные в результате проведенного исследования.

Актуальность темы исследования. Современные тенденции обусловили
формирование транснациональной финансовой системы, находящейся под
воздействием международных социальных и экономических интеграционных
взаимодействий. Устройство транснациональных интеграционных процессов
предопределяет развитие в стране экономики и денежно-кредитной системы
определенного уровня, при этом степень вовлеченности государства в
международную финансовую систему выступает одним из основных условий
наличия конкурентных позиций национальной экономики данной страны.
В то же время процессы финансовой интеграции не только открывают новые
возможности и перспективы для развития финансовой сферы и экономики в целом,
но и содержат в себе различные опасности и угрозы. В частности, финансовая
открытость и прозрачность устраняют защитные барьеры экономики, что делает ее
уязвимой к влиянию мировых финансовых кризисов. В этом смысле особенный
интерес представляет проблема обеспечения устойчивости государственных
финансов, в частности бюджетной системы, в условиях финансовой интеграции, так
как она определяет финансовое положение государства в целом и его возможности в
области исполнения принятых на себя обязательств перед обществом и
кредиторами.
Различные теории и концепции финансовой интеграции трансформируются и
дорабатываются параллельно развитию интеграционных процессов в глобальном
экономическом пространстве. Таким образом, развитие теории стимулируется
необходимостью решения текущих практических проблем. В большинстве случаев
теоретические концепции основываются на материалах политических, финансовых,
социально-экономических сфер научного знания, выделяя какой-то отдельный
аспект. В научных финансовых и специализированных информационных
источниках влияние финансовой интеграции на устойчивость бюджетной системы
рассматривается недостаточно, нет комплексного изучения данного вопроса на
теоретическом и практическом уровне, необходимость которого подтверждается
проведением рыночных реформ и стимулированием деловой активности при
значительных затратах бюджетов бюджетной системы различных уровней, в то
время как незавершенность развития рыночного механизма в национальной
экономике обусловливает ее низкую производительность и конкурентоспособность,
отражающиеся на уровне доходной составляющей бюджетов бюджетной системы
страны.
В настоящее время остается комплекс нерешенных проблем в области
прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы страны с целью
недопущения превышения расходов над доходами, которое неизбежно приводит к
углублению бюджетного дефицита и увеличению государственного долга, подрывая
устойчивость бюджетной системы, что в условиях макроэкономической
нестабильности приобретает особую актуальность и значимость, так как в
обозначенных условиях именно рост расходной части бюджетов бюджетной
системы страны оказывает стимулирующее воздействие на процессы
постпандемийного восстановления экономики. Сложность заключается в
нахождении необходимого баланса в объемах государственных доходов и расходов,
чтобы не спровоцировать рост инфляционных процессов и при этом поддержать
национальную экономику при выходе на траекторию роста.
Важную роль в развитии финансовой интеграции и ее влиянии на бюджетную
устойчивость страны играет цифровая трансформация, которая в значительной
степени ускоряет все интеграционные процессы, меняет экономические процессы,
переводя их в цифровое пространство, а также позволяет повысить прозрачность и
ускорить реализацию бюджетного процесса, сократить его коррупционную
составляющую, что повысит инвестиционную привлекательность страны и позволит
привлечь дополнительные финансовые ресурсы для развития национальной
экономики и повысить устойчивость бюджетной системы страны.
В связи с этим исследование влияния процессов финансовой интеграции на
устойчивость бюджетной системы Российской Федерации и поиск путей
оптимизации этого влияния являются актуальной темой для современной
экономической науки и практики.
Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные
положения современной теории финансовой интеграции изложены в трудах таких
отечественных и зарубежных исследователей, как: Е.Н. Алифанова, О.В. Богачева, Г.
де Брауэр, Т. Веблен, Ш.-Цз. Вей, В. Гамильтон, М.Ю. Головнин, Г.Г. Господарчук,
П. Зойдо-Лобатон, И. Прасад, О.П. Королевич, Н.Н. Котляров, М. Коуз, Я.М.
Миркин, Д. Норт, Дж. Петерсон, И.Д. Раков, К. Рогофф, О.В. Смородинов, Ж.-К.
Трише, Д.И. Ушкалова, Д. Хелд, С.Л. Шмуклер, И.Н. Юдина и др.
Теоретические основы анализа и управления устойчивостью бюджетной
системы отражены в работах таких авторов, как: Г.А. Агарков, О.А. Андронова,
М.П. Афанасьев, Е. Балдачи, Н. Бегчин, О. Бланшар, М. Блеер, Дж. Ву,
А.Н. Воронцов, М.А. Гвоздева, А.Г. Грязнова, А.Е. Довгун, Е.В. Дробот,
А.А. Землянский, М.В. Казакова, А.К. Караев, Дж. Каруана, М.С. Кумар,
Е.М. Липер, Г. Мэнкью, А.С. Нешитой, А.С. Поздняев, В.В. Понкратов, К. Рейнхарт,
К. Рогофф, Д. Ромер, И.А. Соколов, А.Е. Судакова, А.Н. Сухарев, О.С. Сухарев, А.А.
Тарасьев, О.В. Федорова, С. Фишер, Дж. Хорн и др.
Вопросам обеспечения бюджетной устойчивости бюджетной системы в
условиях углубления интеграционных процессов и цифровой трансформации
посвящены труды отечественных исследователей: Н.М. Баклаевой, О.В. Вагановой,
Н.Г. Вовченко, Л.А. Гузиковой, А.А. Дагаева, Л.Н. Дробышевской, Е.А Ермаковой,
М.Н. Захаровой, О.Б. Ивановой, В.А. Кинсбурской, Е.Д. Костоглодовой, А.Л.
Кудрина, А.М. Лопухина, С.Ю. Орлова, Н.П. Паздниковой, А.В. Пенюгаловой, Ю.Л.
Смирниковой, М.А. Троянской, Ю.Г. Тюриной и др.
По итогам изучения публикаций по теме диссертации можно сделать вывод,
что в настоящее время теоретические основы вопросов финансовой интеграции и
устойчивости бюджетной системы характеризуются высокой степенью
проработанности. Однако методологический аппарат анализа и оценки устойчивости
бюджетной системы в контексте финансовой интеграции не сформирован, а также
отсутствуют научно обоснованные принципы и логические установки управления
процессами финансовой интеграции в интересах поддержания устойчивости
бюджетной системы. Это предопределяет необходимость проведения дальнейших
теоретических и практико-ориентированных исследований в данной области, что и
определило выбор темы исследования, цель и задачи диссертационной работы.
Цель и задачи исследования. Цель заключается в определении направлений
повышения устойчивости бюджетной системы страны через призму развития
интеграционных процессов в экономике в условиях ее цифровой трансформации.
Достижение поставленной цели исследования обусловило необходимость
решения следующих задач:
– раскрыть экономическое содержание понятия «финансовая интеграция» в
контексте бюджетной устойчивости;
– исследовать методологический аппарат анализа, оценки и управления
устойчивостью бюджетной системы, применяемый в отечественной и зарубежной
практике;
– выявить тенденции развития финансовой интеграции в условиях
экономической неопределенности, провести систематизацию индикаторов
устойчивости бюджетной системы в целях возможности проведения ее анализа и
оценки в условиях финансовой интеграции;
– разработать карту когнитивного импульсного моделирования устойчивости
бюджетной системы с применением основных макроэкономических показателей
сквозь призму влияния на них интеграционных процессов;
– раскрыть актуальные проблемы обеспечения устойчивости бюджетной
системы под влиянием интеграционных процессов в национальной экономике с
целью формирования стратегии по повышению устойчивости бюджетной системы
Российской Федерации с учетом интересов публично-правовых образований;
– выявить направления развития цифровых интеграционных связей в
российской экономике в рамках формирования единых цифровых платформ;
– обосновать необходимость внедрения инновационных технологий обработки
данных в процесс управления бюджетом Российской Федерации.
Предметом диссертационной работы являются организационно-
экономические и финансовые отношения, возникающие в процессе обеспечения
устойчивости бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансовой
интеграции.
Объектом диссертационной работы выступает бюджетная система
Российской Федерации, функционирующая в условиях новой экономической
реальности и финансовой интеграции.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической
основой послужили материалы авторитетных ученых в области изучения
устойчивости бюджетной системы и процессов финансовой интеграции,
нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации в области
регулирования государственных финансов, программные документы, методические
и аналитические материалы.
Инструментарно-методологическая база исследования включает в себя
основные общенаучные методы: систематизации, классификации, системного,
проблемного и сравнительного анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также
сценарный анализ и стратегическое моделирование, что подтверждает
объективность положений диссертации.
Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта специальности ВАК
08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит», раздела 2
«Общегосударственные, территориальные и местные финансы», п. 2.4 «Бюджетное
и налоговое прогнозирование и планирование в рыночной экономике», п. 2.8
«Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления
доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов», п. 2.10
«Концепция и системный анализ государственных финансов».
Информационно-эмпирическую базу исследования составили: указы
Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской
Федерации, нормативно-правовые акты Министерства финансов Российской
Федерации, официальные статистические материалы Федеральной службы
государственной статистики Российской Федерации и аналитические документы
Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федерального
казначейства России, Евразийской экономической комиссии, ООН,
Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и
развития, а также монографии, материалы статей в научных журналах
периодической печати по вопросам устойчивости бюджетной системы, развития
финансовой интеграции и ее влияния на общественные финансы, справочно-
правовые системы «Консультант-Плюс» и «Гарант», информационные ресурсы сети
Интернет.
Рабочая гипотеза диссертационной работы заключается в том, что
ускоренная либерализация финансовых отношений, обусловленная стремлением
максимально быстрого извлечения преимуществ из финансовой интеграции,
ограничивает возможности регулирования данных процессов. Без адекватного
управления процессы финансовой интеграции протекают стихийно, из-за чего они
оказывают негативное влияние на отечественную экономику, являясь причиной
неустойчивости бюджетной системы Российской Федерации. Это обусловливает
необходимость теоретико-методологического исследования бюджетной
устойчивости сквозь призму интеграционных процессов, систематизации
индикаторов, применяемых для анализа и оценки устойчивости бюджетной
системы, моделирования и прогнозирования воздействия различных
макроэкономических факторов на устойчивость бюджетной системы, а также
определение направлений повышения устойчивости бюджетной системы
Российской Федерации в условиях цифровизации экономики.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Углубление процессов финансовой интеграции за последние несколько
десятков лет существенно ускорилось и приобрело первостепенное значение для
дальнейшего развития экономики не только на национальном, но и на
международном уровне, оказывая все большее влияние на эффективность и
конкурентоспособность экономических субъектов, развитие и расширение
деятельности которых положительно сказывается на наполняемости бюджетов
бюджетной системы страны. В связи этим автором расширены теоретические
представления об экономическом содержании понятия «финансовая интеграция» в
контексте бюджетной устойчивости, выявления взаимосвязи экономических
субъектов и финансовых рынков, а также дополнительных возможностей, связанных
развитием финансовой интеграции.
2. Используемый современной экономической наукой методологический
аппарат оценки устойчивости бюджетной системы является недостаточным, т.к., во-
первых, он не позволяет получать точные результаты такой оценки; во-вторых, во
многих случаях результаты оценки недостижимы или несопоставимы. Это вызывает
необходимость подбора индикаторов устойчивости бюджетной системы в реальном
выражении и на основе фактических данных. В этих целях в диссертации проведена
систематизация макроэкономических индикаторов в разрезе различных факторов и
их влияния на устойчивость бюджетной системы.
3. В современных условиях, характеризующихся непредсказуемым ростом
волатильности национальной и мировой экономики, повышается роль
прогнозирования влияния динамики основных макроэкономических параметров на
устойчивость бюджетной системы страны, которые также коррелируются между
собой, в целях формирования комплекса мер по обеспечению устойчивости
бюджетной системы в условиях неопределенности. Применение различных
подходов прогнозирования состояния бюджетной системы позволяет сформировать
более точный сценарий развития бюджетной системы в условиях стресса
государственных финансов. Этому будет способствовать предложенная автором
карта когнитивного импульсного моделирования устойчивости бюджетной системы
Российской Федерации, учитывающая влияние процессов финансовой интеграции
на бюджетную систему страны.
4. В настоящее время устойчивость бюджетной системы находится под
влиянием огромного количества факторов прямого и косвенного воздействия, среди
которых особо ярко прослеживаются макроэкономическая неопределенность,
наличие бюджетного дефицита, формирующего повышенные бюджетные риски,
негативные последствия распространения пандемии коронавируса, что отражается
на бюджетной устойчивости в контексте усиливающихся интеграционных
процессов. Учет этих факторов требует дополнительного обоснования
стратегических направлений повышения устойчивости бюджетной системы
Российской Федерации в условиях экономической неопределенности и финансовой
интеграции. В диссертации предложено авторское видение данной проблемы.
5. Формирование новой экономической экосистемы в современных реалиях
происходит в условиях не только ограниченности различного рода ресурсов, но и
территориального перемещения граждан по причине распространения пандемии
коронавируса. В работе обосновано, что развитие цифровых интеграционных связей
на базе единого цифрового пространства будет способствовать более глубокому
взаимодействию экономик различных стран, повышая их конкурентоспособность и
ускоряя рост народного хозяйства, что непосредственно окажет влияние на
устойчивость бюджетной системы нашей страны. Внедрение одной из главных
цифровых инноваций современности – блокчейн-технологии – в процессы
функционирования ГИИС «Электронный бюджет» позволит добиться
транспарентности проводимых операций при одновременном сохранении
конфиденциальности определенных массивов данных.
Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии
теоретико-методологических и разработке практических рекомендаций по
повышению устойчивости бюджетной системы Российской Федерации в контексте
развития интеграционных процессов с применением передовых цифровых
технологий в условиях экономической неопределенности.
К наиболее важным результатам, содержащим научную новизну, относятся
следующие положения диссертации:
1. Обоснована авторская трактовка экономического содержания финансовой
интеграции с учетом современных трендов формирования бюджетной политики,
связанных с: а) влиянием финансовой интеграции на объемы притока
дополнительных финансовых ресурсов, в результате чего происходит рост
экономики и, как следствие, устойчивости бюджетной системы страны; б)
минимизацией бюджетных рисков за счет повышения эффективности распределения
финансовых потоков и капитала, глобальных транзакционных расходов;
в) стремительным развитием инновационных цифровых технологий и их
практическим применением в финансовых операциях и производственных
процессах, значительно их ускоряющих и упрощающих. Предложенная авторская
трактовка развивает теоретические представления о влиянии финансовой
интеграции на бюджетную устойчивость страны (п. 2.10 «Концепция и системный
анализ государственных финансов» Паспорта специальности ВАК 08.00.10).
2. Проведена систематизация индикаторов, применяемых для анализа и
оценки устойчивости бюджетной системы в разрезе таких критериев, как
экономический, социальный, экологический, и определено их влияние на
устойчивость бюджетной системы и на этой основе разработана оценочная шкала
устойчивости бюджетной системы, что позволит сформировать адекватный прогноз
состояния бюджетной системы в условиях развития процессов финансовой
интеграции, выявить причины недостижения целевых значений индикаторов
бюджетной устойчивости, а также сформировать дорожную карту развития
бюджетной системы страны в целях обеспечения ее устойчивости (п. 2.10
«Концепция и системный анализ государственных финансов» Паспорта
специальности ВАК 08.00.10).
3. Разработана карта когнитивного импульсного моделирования устойчивости
бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансовой интеграции и
макроэкономической нестабильности, включающая в себя такие показатели, как:
государственный долг, расходы и доходы государственного бюджета, инфляция,
уровень налоговых ставок, ВВП, стоимость национальной валюты, международные
резервы, инвестиционная привлекательность и процентные ставки денежного рынка,
применение которой позволит спрогнозировать влияние одного или совокупности
анализируемых параметров друг на друга и на бюджетную устойчивость страны в
целом (п. 2.4 «Бюджетное и налоговое прогнозирование и планирование в рыночной
экономике» Паспорта специальности ВАК 08.00.10).
4. Определены стратегические направления повышения устойчивости
бюджетной системы в условиях экономической неопределенности и развития
процессов финансовой интеграции, предполагающие меры по: 1) снижению
бюджетного дефицита и размера государственного долга; 2) выравниванию
внутренних диспропорций; 3) оптимизации процессов финансовой интеграции
путем использования такого инструментария, как: инновационное развитие,
предпринимательство, налогово-бюджетная и денежно-кредитная политики, учет
интересов всех субъектов РФ, внешнеэкономическое сотрудничество в рамках
интеграционных объединений, что позволит избежать международной финансовой
изоляции посредством санкционных мер, обеспечить платежеспособность
государства, сбалансированность бюджетной системы и стабильность ее развития и
в совокупности определит ее устойчивость, а также будет содействовать снижению
рисковой составляющей, связанной с развитием указанных процессов и состоянием
внешней среды (п. 2.8 «Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование
системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных
фондов» Паспорта специальности ВАК 08.00.10).
5. Разработаны и обоснованы направления развития цифровых
интеграционных связей на базе единого цифрового пространства с переводом
процессов функционирования ГИИС «Электронный бюджет» на блокчейн-
технологию, что предполагает: 1) создание совместных цифровых платформ;
2) внедрение общих цифровых решений; 3) формирование общей цифровой
инфраструктуры; 4) развитие и гармонизацию нормативно-правовой базы.
Реализация предложенных направлений будет способствовать трансформации и
росту интеграционного взаимодействия, ускорению и повышению прозрачности
бюджетного процесса, снижению коррупционной составляющей, повышению
общедоступности информационной среды в любое время, а также минимизации
издержек на операционные процессы управления общественными финансами,
переведя их полностью в цифровое поле, повышая этим устойчивость бюджетной
системы страны (п. 2.8 «Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование
системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных
фондов» Паспорта специальности ВАК 08.00.10)
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные
выводы в ходе написания работы развивают концептуальные положения
современной теории финансовой интеграции, теории государственного управления,
теории бюджетирования и теории устойчивости. Авторские выводы и рекомендации
вносят вклад в углубление теоретических и формирование методологических основ
оценки и анализа влияния процессов финансовой интеграции на устойчивость
бюджетной системы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем
содержится стратегия обеспечения устойчивости бюджетной системы Российской
Федерации в условиях финансовой интеграции, а также практические рекомендации
по проведению оценки состояния и ключевых проблем обеспечения устойчивости
бюджетной системы России в условиях макроэкономической нестабильности.
Практические положения диссертации могут быть использованы в управлении
процессами финансовой интеграции в интересах обеспечения устойчивости
бюджетной системы России.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
подтверждаются методологией исследования, теоретической изученностью
выбранной темы, всесторонним и глубоким анализом научных трудов
отечественных и зарубежных теоретиков и практиков по направлению поставленной
цели и задач, применением современных методов исследования, апробацией
результатов диссертационной работы на международных и всероссийских научно-
практических конференциях, где они обсуждались и получили одобрение.
Апробация результатов исследования. Методические и практические
положения диссертационной работы, содержащие элементы научной новизны,
прошли обсуждение на международных, всероссийских и региональных научных и
научно-практических конференциях: Международная научно-практическая
конференция «Экономическое развитие России: драйвер роста или генератор
вызовов» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 27-31 января 2016
год; X Международная научная конференция «Приоритеты мировой науки:
эксперимент и научная дискуссия» Северный Чарльстон, Южная Каролина, США
17-18 февраля 2016 год; IX Международная научно-практическая конференция
«Инновационное развитие российской экономики» Российский экономический
университет имени Г.В. Плеханова 25-28 октября 2016 год; Международная научно-
практическая конференция «Россия и ЕС: пути развития и перспективы» Ростов-на-
Дону Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 17-18
ноября 2016 год; VI международная научно-практическая конференция «Наука в
современном мире» Москва 31 января 2017 год; Международная научно-
практическая конференция молодых ученых и студентов «Развитие российской
экономики и ее безопасность в условиях современных вызовов и угроз» Ростов-на-
Дону Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 11 апреля
2019; Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и
практические аспекты трансформации налоговой системы России» Ростов-на-Дону
18 декабря 2019.
Теоретические разработки и научно-практические рекомендации и выводы
исследования нашли широкое применение в учебном процессе ФГБОУ ВО
«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» при
проведении лекционных, семинарских занятий и деловых игр по курсам «Финансы»,
«Финансы зарубежных государств», «Государственные и муниципальные финансы»,
«Бюджетная система», а также при руководстве курсовыми и выпускными работами
студентов – выпускников ВУЗа.
Предложенные автором практические рекомендации по повышению
бюджетной устойчивости Российской Федерации в процессе развития
интеграционных процессов и макроэкономической нестабильности нашли
применение в деятельности Департамента экономики города Ростова-на-Дону.
По теме диссертационной работы опубликовано 21 печатная работа общим
объемом 31,6 п.л. (вклад автора – 7,22 п.л.), из них 1 монография, 3 статьи в
научном издании, включенном в базу данных Scopus, 6 статей в рецензируемых
журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансовой интеграции»

    Публикации автора в научных журналах

    О.С.Джу // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). –2– № 3(75). – 0,6 п.л.
    А. А. Суховеева, О. С. Джу // Вестник Ростовского государственного экономическо-го университета (РИНХ). – 2– № 4(64). – 0,7 п.л., в том числе авт. 0,35 п.л.
    Концепция обеспечения устойчивости бюджетной системы РФ в условиях финансовой интеграции
    О. С. Джу // Аудит и финансовый анализ. – 2– № – 0,53 п.л.
    Основные направления финансовой интеграции в контексте обеспечения устойчивости бюджетной системы
    О. С. Джу // Экономика и предпринимательство. –2– № 3-2(80). – 0,5 п.л.
    ✍️ Журнал
    Fintech ecosystem as an instrument of sustainable development provision
    N.G. Vovchenko, S. S. Galazova, A. A. Sopchenko, O. S. Dzhu // International Journal of Economicsand Business Administration. – 2– Vol. – No S– DOI 35808/ijeba/– 0,8 п.л., втом числе авт. 0,2 п.л.
    Development of methods ensuring balanced budgets in the medium term
    L.V. Bogoslavtseva, O. Y. Bogdanova, O. I. Karepina, O. S. Dzhu // International Journal of Eco-nomics and Business Administration. – 2– Vol. – No S– DOI 35808/ijeba/– 1п.л., в том числе авт. 0,25 п.л.
    Innovations and fighting global economic problems
    N. G. Vovchenko, O. B.Ivanova, E. D. Kostoglodova, O.S. Dzhu, M.O.Otrishko // Contemporary Economics. – 2–Vol. – No – P. 289-– DOI 5709/ce.1897-9– 1,2 п.л., в том числе авт. 0,25п.л.
    Механизмы регулирования процессов финансовой интеграции в целях обеспечения устойчивости бюджетной системы РФ
    О. С. Джу // Финансовые исследова-ния. – 2– № 1(54). – 0,75 п.л.
    Технологии ФСА и ТРИЗ для решения управленческих и бизнес-задач
    Н. В. Бухов, О. С. Джу // Технологические инициативы в достижении целей устойчивогоразвития : Материалы международной научно-практической конференции. XV Южно-Российский логистический форум, Ростов-на-Дону, 10–11 октября 2019 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2– 0,2 п.л., вт.ч. авт. 0,1 п.л.
    Роль бюджетных правил в обеспечении устойчивости бюджетной системы Российской Федерации
    О. С. Джу // Развитие российской экономики и ее безопас-ность в условиях современных вызовов и угроз : Материалы международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 11 апреля 2019 года. – Ростов-на-Дону:ООО«АзовПринт», 2– 0,25 п.л.
    How can Europe achieve economic stability? Are the “United States of Europe” the solution?
    N. G. Vovchenko, T. V. Epifanova, Yu. K. Grigoriadi, O. S. Dzhu // Europe-an Journal of Humanities and Social Sciences. – 2– No – 0,5 п.л.
    Elaboration of Theoretical Principles of Budget Sustainability within the Framework of Anti-crisis Measures
    N. G. Vovchenko, M. O. Otrishko, O. S. Dzhu // The priori-ties of the world science: experiments and scientific debate Proceedings of the X International sci-entific conference North Charleston, SC, USA 17-18 February 2016 / Part II. Social and Humani-tarian Sciences : Материалы X международной научной конференции, Северный Чарльстон,Южная Каролина, США, 17–18 февраля 2016 года / Научно-издательский центр «Откры-тие». – Северный Чарльстон, Южная Каролина, США: CreateSpace, 2– 0,3 п.л., в т.ч.авт. 0,1 п.л.
    Основы антикризисного регулирования финансово-экономического развития РФ
    О. С. Джу, Н. Г. Вовченко // Экономическое развитие России: драйвер ростаили генератор вызовов : Материалы Международной научно-практической конференции,Сочи, 27–31 января 2016 года. – Сочи: Кубанский государственный университет, 2– 0,4п.л., в том числе авт. 0,2 п.л.
    Роль процессов финансовой интеграции в инновационном развитии бюджетной системы России
    О. С. Джу // Инновационное развитие Российской экономики: IX Международная научно-практическая конференция, Москва, 25–28 октября 2016 года /Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарныйнаучный фонд. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,2– 0,2 п.л.
    “Зелёные” финансы в мире и России как фактор устойчивого развития
    Н. Г. Вовченко, М. О. Отришко, О. С. Джу // Россия и ЕС: пути развития и перспективы :Материалы Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 17–18ноября 2016 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический универ-ситет "РИНХ", 2– 0,25 п.л., в т.ч. авт. 0,13 п.л.
    Минимальные уровни социальной защиты для всех – минимум, для которого мир слишком богат, чтобы его не иметь
    В. С. Шершень, О. С. Джу // Аспирант. –2– № 1(6). – 0,4 п.л., в том числе авт. 0,2 п.л.
    Современное мировое финансовое развитие: последствия финансовой глобализации
    О.С. Джу. // Вопросы финансового-кредитных отношений, учета, аудита иэкономического анализа : Сборник статей аспирантов и соискателей ученой степени канди-дата наук. – 2- №– 0,63 п.л.
    Институты устойчивости бюджетной системы Российской Федерации в условиях нестабильного социально-экономического развития
    О.С. Джу // Стратегическиенаправления повышения эффективности управления общественными финансами : сборникнаучных трудов профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов,магистрантов и студентов. – 2- №– 0,34 п.л.
    Влияние финансовой глобализации
    О.С. Джу // Финансовая системаРоссийской Федерации : состояние и перспективы развития : сборник научных трудов про-фессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов, магистрантов и сту-дентов. – 2- №– 0,34 п.л.Монография
    Влияние глобальных вызовов на устойчивость национальных бюджетных систем
    Национальная и мировая экономика в условиях COVID-19: состояние,риски, ожидаемые последствия : В двух томах / Г. Г. Матишов, Н. Г. Кузнецов, О. В. Губарь[и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Ростовскийгосударственный экономический университет. – Ростов-на-Дону : Ростовский государ-ственный экономический университет "РИНХ", 2– ISBN 9785797228– 20,2 п.л., втом числе 0,3 авт. п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Защита венчурных инвестиций в России: методика и инструментарий
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
    Формирование стратегии развития банков в условиях цифровизации
    📅 2021 год
    🏢 АНО ВО «Международный банковский институт имени Анатолия Собчака»
    Моделирование эффективной системы банковского надзора и контроля
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»