Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическая характеристика правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
§ 1. История государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
§2. Понятие и правовая природа государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
§3. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды в зарубежных странах
Глава 2. Особенности правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
§1. Правовые основы государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
§2. Особенности реализации законодательства о государственно-частном партнерстве в области охраны окружающей среды
Глава 3. Основные направления совершенствования правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
§1. Проблемы правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
§2. Предложения по совершенствованию правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
§3. Расширение перечня объектов государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
Заключение
Библиографический список

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного
исследования,раскрываетсястепеньеенаучнойразработанности,
определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и
задачи, а также методологическая и эмпирическая основы, нормативная база и
теоретико-правовая основа исследования, его научная новизна, излагаются
основные теоретические положения, выносимые на защиту, практическая
значимостьдиссертационнойработы,апробациярезультатов
диссертационного исследования и структура работы.
Впервойглаве«Теоретическаяхарактеристикаправового
регулирования государственно-частного партнерства в области охраны
окружающей среды», состоящей из трех параграфов, исследуется институт
государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды,
проводится ретроспективный анализ и определяются особенности такого
партнерства в области охраны окружающей среды.
Первый параграф «История государственно-частного партнерства в
области охраны окружающей среды» посвящен исследованию становления
и развития института государственно-частного партнерства в области охраны
окружающей среды.
Первые упоминания о взаимодействии бизнеса и государства относятся
к эпохе Древнего Рима, когда «мунисипы» практиковали передачу в
управление частным лицам таких объектов античной инфраструктуры, как
почтовые станции, порты, водоводы, рынки и бани. Начиная с XXIII века, в
Европе государство и бизнес начали сотрудничать на условиях концессий. Так
концессии предоставлялись для освоения полезных ископаемых, добычи
нефти, строительства каналов.
Далее, начиная с XVIII-XIX веков, практика взаимодействия между
государством и бизнесом начинает формироваться не только в странах
Европы, но и далеко за ее пределами, а объектами такого взаимодействия
становятся самые разнообразные сферы. В частности, известны случаи
строительства систем водоснабжения в Мексике, концессионные соглашения
по добыче нефти в Персии, строительство моста в Японии, создание
университета в Пенсильвании, первой медицинской школы в британских
колониях.
В России сотрудничество государственного и частного капиталов
началось в середине XIX столетия и до революции 1917 года являлось одним
из способов привлечения иностранных и отечественных инвесторов к
финансированию социально значимых проектов. Между тем, в России
государство взаимодействовало с частными предпринимателями в той или
иной степени с момента зарождения древнерусского государства. Сначала это
была сфера торговли, затем природопользование и развитие инфраструктуры в
видестроительстважелезныхдорог.Всовременномпонимании
государственно-частноепартнерствобылоначатоименновпериод
крупномасштабного строительства железных дорог в дореволюционной
России, которое заняло более 80 лет (1835-1917 гг.). С этого времени стало
активно развиваться и законодательство в сфере государственно-частного
партнерства с той оговоркой, что в то время самого понятия не существовало.
Широкое развитие получила одна из форм такого сотрудничества – концессия.
Во времена НЭПа концессии активно использовались государством для
освоения природных ресурсов (лесные концессии, добыча биоресурсов и пр.).
Делается вывод, что привлечение частных капиталов в рассмотренные
исторические периоды, как в России, так и за рубежом, было обусловлено в
первую очередь задачами государства по развитию тех или иных отраслей.
Государство не всегда имело достаточное количество компетентных кадров
для решения таких задач, и в большинстве отраслей у государства
отсутствовал необходимый опыт и технологии. Выбор же тех или иных сфер,
где государству требовался опыт и капиталы частных лиц, был обусловлен в
товремя,впервуюочередь,экономическими,историческимии
политическими предпосылками. Очевидно, что на прошлых исторических
этапах, когда об охране окружающей среды в современном ее понимании речи
не шло, необходимость в решении задач по ее охране у государства
возникнуть не могла. Примеры сотрудничества государства и частных лиц в
решении экологических задач появляются только в XX веке, когда
человечество действительно осознало необходимость охраны окружающей
среды. Начиная с 80-х годов прошлого столетия, такие проекты начинают
реализовываться по всему миру.
Во втором параграфе «Понятие и правовая природа государственно-
частногопартнерствавобластиохраныокружающейсреды»
диссертантомвыявляютсяосновныеотличительныеособенности
государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды,
дается определение и выясняется его правовая природа, а также место в
механизме правовой охраны окружающей среды.
Рассмотрев существующие подходы к понятию и правовой природе
государственно-частногопартнерства,делаетсявывод,чтосущность
государственно-частного партнерства заключается в том, что оно является
механизмом (инструментом) привлечения в экономику страны частных
инвестиций для реализации социальнозначимых проектов, развития
инфраструктуры путем осуществления сотрудничества между публичным и
частным субъектом на основании соглашения о государственно-частном
партнерстве. При этом природа такого соглашения является смешанной.
В свою очередь, государственно-частное партнерство в области охраны
окружающей среды является частным случаем такого партнерства и имеет
своиособенности.Вкачествеотличительныхпризнаковвыступают:
специальнаяцель,котораядостигаетсяприреализациипроекта
государственно-частного партнерства (решение экологической проблемы);
особый объект, который не всегда является объектом недвижимого
имущества; характер распределения рисков, обусловленный наличием особого
публичного экологического интереса; множественность моделей, в рамках
которых такое партнерство может быть реализовано.
В результате проведенного анализа общих подходов к определению
государственно-частного партнерства, а также определения особенностей
такого партнерства в области охраны окружающей диссертантом предложено
следующее определение: государственно-частное партнерство в области
охраны окружающей среды представляет собой сотрудничество публичных
(государственных и муниципальных) и частных субъектов, направленное на
привлечение инвестиций для решения задач в области охраны окружающей
среды с целью достижения экологически полезного результата (улучшение
качестваокружающейсреды,снижениенегативноговоздействияна
окружающую среду, возмещение вреда окружающей среде и т. д.), а также
извлечение прибыли с использованием моделей как предусмотренных, так и
непредусмотренныхдействующимзаконодательством,обусловленных
особенностями объекта государственно-частного партнерства и равноценным
распределением рисков.
Определение правовой природы государственно-частного партнерства в
области охраны окружающей среды в параграфе осуществляется через
механизм правовой охраны окружающей среды. Обосновывается, что
государственно-частное партнерство в эколого-правовом механизме является
одной из форм финансирования природоохранных мероприятий (проектов).
Государственно-частное партнерство входит в институт финансирования в
сфере охраны окружающей среды.
В третьем параграфе «Правовое регулирование государственно-
частногопартнерствавобластиохраныокружающейсредыв
зарубежныхстранах»рассмотреныосновныемоделиправового
регулирования и формы государственно-частного партнерства в зарубежных
странах, а также проанализирован ход реализации ряда конкретных проектов,
направленных на охрану окружающей среды.
По результатам исследования диссертант приходит к выводу об
отсутствии специального правового регулирования этих отношений за
рубежом. Однако этот факт не является препятствием в использовании
института государственно-частного партнерства в целях охраны окружающей
среды. За рубежом реализуется большое количество экологических проектов
государственно-частного партнерства, при этом используются различные
правовые формы. Такой подход позволяет эффективно решать экологические
задачи. По мнению диссертанта, зарубежный опыт в части открытости
экологической сферы для государственно-частного партнерства можно
использовать и в России, где эта сфера практически закрыта для частных
партнеров.
Вовторойглаве«Особенностиправовогорегулирования
государственно-частного партнерства в области охраны окружающей
среды», состоящей из двух параграфов, проанализировано текущее правовое
регулирование государственно-частного партнерства в России, а также
процедура заключения и исполнения соглашений о государственно-частном
партнерстве в области охраны окружающей среды.
В первом параграфе «Правовые основы государственно-частного
партнерства в области охраны окружающей среды» анализируется
законодательство, регулирующее государственно-частное партнерство в
целом и в области охраны окружающей среды в частности. Рассматриваются
нормативные правовые акты, которые регулировали данные отношения до
принятия Закона о государственно-частном партнерстве, в том числе в
субъектах Российской Федерации.
В результате проведенного анализа регионального законодательства,
действовавшего до принятия Закона о государственно-частном партнерстве,
диссертантом показано, что многие субъекты Российской Федерации,
осуществляя правовое регулирование государственно-частного партнерства,
включали охрану окружающей среды в число тех сфер, в которых возможно
применение механизмов государственно-частного партнерства. Между тем на
федеральном уровне, в частности в Законе о концессиях, такого разнообразия
не предусмотрено.
Принятый Закон о государственно-частном партнерстве определил
основные понятия и принципы, субъектный состав, объекты и модели (формы)
партнерства, а также регламентировал процедурные вопросы, связанные с
реализацией проектов государственно-частного партнерства. Между тем,
данный Закон не вобрал в себя всего многообразия объектов в области охраны
окружающей среды, которые имели место в региональном законодательстве, и
не привнес каких-то специальных норм права в отношении регулирования
указанного направления.
Из двадцати объектов, в отношении которых возможно осуществление
государственно-частногопартнерства,кобъектамвобластиохраны
окружающей среды можно отнести только четыре: объекты по производству,
передаче и распределению электрической энергии (в части возобновляемых
источников энергии); объекты, используемые для организации отдыха
граждан и туризма (в части развития экотуризма); объекты, на которых
осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых
коммунальных отходов; мелиоративные системы и объекты их инженерной
инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
объекты производства сельскохозяйственной продукции (в части объектов для
осуществленияаквакультуры(рыбоводства),еслиониреализованы
непосредственнодлявоспроизводстваводныхбиоресурсоввцелях
компенсации ущерба от хозяйственной деятельности).
Сделанвывод, чтоунификация федеральногоирегионального
законодательства о государственно-частном партнерстве, которая была
осуществлена с принятием Закона о государственно-частном партнерстве,
имеетсвоидостоинства,однакосущественносократилавозможные
направления использования этого института в сфере охраны окружающей
среды.
Отмечается, что фактически правовое регулирование государственно-
частного партнерства осуществляется двумя законодательными актами:
Законом о государственно-частном партнерстве и Законом о концессионных
соглашениях, так как цель этих законов одинакова.
Включение в структуру работы второго параграфа «Особенности
реализации законодательства о государственно-частном партнерстве в
области охраныокружающейсреды»обусловленонеобходимостью
исследования процедурных вопросов заключения и исполнения соглашений о
государственно-частном партнерстве в области охраны окружающей среды и
выявление существующих проблем.
Подробный анализ позволил сделать вывод, что в рамках действующей
модели правового регулирования государственно-частного партнерства в
качествеобъектоввобластиохраныокружающейсредымогут
рассматриваться только три вида объектов:
1) объекты по производству, передаче и распределению электрической
энергии (в части возобновляемых источников энергии);
2)объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация,
обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
3) объекты производства сельскохозяйственной продукции (в части
объектов для осуществления аквакультуры (рыбоводства) при условии
воспроизводства на них биоресурсов в целях компенсации ущерба от
хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на
биоресурсы и среду их обитания.
Доказывается, что реализация таких проектов государственно-частного
партнерствавобластиохраныокружающейсреды,какобъекты
мелиоративных систем и объекты экотуризма, при существующем правовом
регулировании существенно затруднено.
В параграфе делается вывод, что процедура заключения соглашения о
государственно-частном партнерстве является сложной и длительной, что не
всегда оправдано, особенно если публичный партнер не осуществляет
софинансированиепроектагосударственно-частногопартнерства.Если
публичный партнер не участвует финансово в проекте, то частному партнеру
выгоднее использовать иные формы – концессию или аренду, что и
происходит на практике. Заключить концессионное соглашение или взять
земельный участок в аренду для реализации соответствующего проекта
гораздо быстрее и выгоднее в финансовом плане для частных партнеров.
Кроме того, диссертант приходит к выводу, что принятие решений о
реализации экологических проектов государственно-частного партнерства
должно быть основано не только на экономических показателях, но и на
экологических.Врамкахпроцедурызаключениясоглашенийо
государственно-частномпартнерствепроектоцениваетсясквозь
экономическуюпризму,вЗаконеустановленымногочисленные
экономические критерии его оценки. При этом не оценивается тот
положительный экологический эффект, который может быть достигнут при
реализации экологического проекта государственно-частного партнерства.
Этот показатель, по мнению диссертанта, должен стать одним из основных
критериев при принятии публичным партнером решения о возможности
реализации природоохранного проекта. В данном случае специфика проекта
определяет особенности процедуры его реализации, что представляется
вполне обоснованным.
Очевидно, что если после заключения соглашения о государственно-
частном партнерстве будет выявлено, что проект не достигнет определенного
экологического эффекта или эффект будет незначительным, то публичный
субъект понесет убыток в виде недостижения цели, ради которой проект
планировался к реализации.
В третьей главе «Основные направления совершенствования
правовогорегулированиягосударственно-частногопартнерствав
области охраны окружающей среды», состоящей из трех параграфов,
исследуются основные проблемы правового регулирования государственно-
частного партнерства в области охраны окружающей среды и даются
предложения по совершенствованию правового регулирования данной сферы.
Впервомпараграфе«Проблемыправовогорегулирования
государственно-частного партнерства в области охраны окружающей
среды» диссертантом определяются существующие правовые проблемы в
этой сфере.
Указанныепроблемыдиссертантомусловноподразделяютсяна
проблемы, связанные с субъектным составом государственно-частного
партнерства, объектами такого партнерства, и проблемы, связанные с
инвестиционной привлекательностью сферы охраны окружающей среды для
частных партнеров.
В параграфе доказывается, во-первых, что действующее правовое
регулирование государственно-частного партнерства не вполне обоснованно
ограничивает участие ряда субъектов в соответствующих проектах на стороне
частного партнера. Допуск публично-правовых компаний к участию в
проектах государственно-частного партнерства позволил бы более широко
использовать данный механизм для реализации проектов в сфере охраны
окружающей среды.
Во-вторых,сделавпереченьобъектовгосударственно-частного
партнерствазакрытым,законодательцеленаправленноограничил
возможность применения механизма государственно-частного партнерства в
сфере охраны окружающей среды, поскольку эта сфера не ограничивается
только утилизацией отходов, альтернативной энергетикой и экотуризмом.
В-третьих,вусловияхтекущегоправовогорегулирования
инвестиционная привлекательность сферы охраны окружающей среды
остается неудовлетворительной. В связи с чем обосновывается, что важной
задачейдлягосударстваявляетсяповышениеинвестиционной
привлекательности объектов, которые могут быть реализованы на основе
государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды.
Вовторомпараграфе«Предложенияпосовершенствованию
правовогорегулированиягосударственно-частногопартнерствав
области охраны окружающей среды» на основе проведенного комплексного
анализа законодательства, теоретических подходов и зарубежного опыта
формулируютсяпредложенияпосовершенствованиюправового
регулирования данных правоотношений.
Анализ,проведенныйвпредыдущихчастяхдиссертационного
исследования,свидетельствует,чтотекущееправовоерегулирование
государственно-частногопартнерстваприменительноксфереохраны
окружающей среды не отвечает текущим потребностям общества. Во-первых,
оно является сложным по причине длительности и бюрократизированности
процедур. Во-вторых, существующая модель правового регулирования
является ограниченной, так как предусматривает использование механизма
государственно-частного партнерства в отношении ограниченного числа
объектов в области охраны окружающей среды. В-третьих, на уровне
государства использование государственно-частного партнерства для решения
конкретных экологических проблем только декларируется, но конкретные
шаги в этой области не предпринимаются. С одной стороны, существует
законодательство о государственно-частном партнерстве, а с другой –
экологическое законодательство, и между ними практически полностью
отсутствует продуктивная интеграция.
Субъектный состав, который может выступать на стороне частного
партнера, также ограничен на законодательном уровне, что делает его
использование затруднительным, но при этом существует легальный способ
обходатакогоограничения,свидетельствующийобискусственности
предусмотренного ограничения.
Диссертантом предлагается модель правового регулирования данных
отношений, базовым элементом в которой должна быть множественность
объектов государственно-частного партнерства в сфере охраны окружающей
среды. Переход от модели закрытого перечня объектов соглашения о
государственно-частномпартнерствекоткрытомупредоставиткак
публичному, так и частному партнерам очевидные преимущества.
Следующимэлементом,которыйможетбытьизмененв
законодательствеогосударственно-частномпартнерствеврамках
предлагаемого подхода к правовому регулированию, является субъектный
состав.Предлагаетсярасширитьпереченьсубъектов,которыемогут
выступать на стороне частного партнера.
Диссертантомтакжеобосновывается,чтоввекцифровизации
экономики, когда гражданский оборот является очень динамичным, важными
представляются прозрачность и скорость принятия тех или иных решений.
Следовательно, срок рассмотрения и принятия решений о реализации
государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
должен быть сокращен, и в основе может лежать подход, используемый в
рамках Закона о концессиях.
Доказывается, что подход к правовому регулированию государственно-
частного партнерства в сфере охраны окружающей среды должен иметь
вариативный характер и представлять собой гибкий механизм привлечения
инвестиций в развитие экологической сферы. В основе такого подхода должен
лежать базовый принцип государственно-частного партнерства – обеспечение
интересов публичного субъекта с одной стороны и инвестиционная
привлекательность проекта для частного партнера с другой стороны. В таком
случае могут быть использованы как законодательные, так и договорные
механизмы, однако для применения последнего в Законе о государственно-
частномпартнерстветакжедолжнабытьзакрепленавозможность
использования такого договорного механизма.
Втретьемпараграфе«Расширениеперечняобъектов
государственно-частного партнерства в области охраны окружающей
среды» автор рассматривает перспективные направления использования
государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды,
поскольку действующая модель правового регулирования не предполагает
использованиеинститутагосударственно-частногопартнерствадля
реализации любых экологических проектов.
Автор приходит к выводу, что институт государственно-частного
партнерства может быть использован во многих направлениях охраны
окружающей среды, в частности в сфере обращения с отходами производства
и потребления, в том числе в лесной отрасли, при ликвидации накопленного
экологического вреда, для улучшения качества атмосферного воздуха, для
снижения антропогенной нагрузки на водные объекты, для сохранения редких
и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
Взаключенииподводятсяосновныеитогидиссертационного
исследования, формулируются основные выводы, рекомендации, а также
определяются перспективы дальнейшей разработки темы.
Основныеположениядиссертацииизложенывследующих
публикациях автора:

Актуальность темы исследования. На протяжении многих лет в России
шли дискуссии, касающиеся внедрения в российскую экономику такого механизма как государственно-частное партнерство с целью привлечения частных инвестиций в те сферы деятельности, которые обычно полностью финансировались государством и находились в сфере его ответственности. Частично такой механизм уже использовался в России в дореволюционный и послереволюционный период в виде концессий, однако получил новый виток развития в XXI веке.
Интерес к этому виду сотрудничества имелся как со стороны бизнеса, так и со стороны самого государства. В социуме назрела потребность в правовом регулировании таких отношений. Возникла ситуация, требующая права (правового решения), которую С. С. Алексеев называл «правовой ситуацией»1. Катализатором правотворческого процесса послужило и то обстоятельство, что в отсутствии правового регулирования государство не может вступать в отношения с иными субъектами в форме, которая не предусмотрена законом, и необходимость постановки этого института на правовые рельсы была очевидна.
Субъекты Российской Федерации, учитывая отсутствие федерального законодательства о государственно-частном партнерстве, принимали собственные нормативные правовые акты и на их основе заключали соответствующие соглашения и реализовывали проекты в различных сферах. При этом каждый регион по-разному подходил к оценке того, каким должно быть правовое регулирование государственно-частного партнерства.
Наконец, в 2016 году вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 No 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о государственно- частном партнерстве, Закон), который определил основы правового регулирования отношений в связи с заключением соглашений о государственно- 1 Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 256.
частном партнерстве, а также закрепил перечень объектов, в отношении которых возможно осуществлять сотрудничество в форме государственно-частного партнерства. Среди таких объектов есть и те, строительство которых направлено на охрану окружающей среды. Наряду с принятым Законом продолжает действовать и Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), цель которого схожа с целью Закона о государственно-частном партнерстве. Таким образом, на сегодняшний день в России государственно-частное партнерство, по сути, регулируется двумя законодательными актами.
Следует сделать оговорку, касающуюся использования термина «государственно-частное партнерство» в настоящем исследовании. Под этим термином автором понимается как государственно-частное, так и муниципально- частное партнерство, однако для удобства изложения используется только понятие «государственно-частное партнерство».
Государственно-частное партнерство, его применение и развитие являются актуальным трендом практически во всех областях жизнедеятельности общества: начиная от строительства дорог и заканчивая объектами здравоохранения2. С помощью данного механизма государство решает для себя задачу финансирования общественно-значимых проектов, направленных на создание социальной инфраструктуры, а также получение недостающих у него опыта и технологий, которые есть у частных партнеров.
Одной из сфер применения государственно-частного партнерства является охрана окружающей среды. В научной среде звучат предложения о необходимости использования данного института для решения экологических
2 См.: Куракин А. В., Полукаров А. В., Смирнова В. В., Милиевская Е. Б. Правовое регулирование государственно- частного партнерства в сфере здравоохранения // Административное и муниципальное право. 2016. No 3. С. 234- 247. Лайченкова Н. Н., Нефедова С. А. Проблемы становления института государственно-частного партнерства в системе здравоохранения Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. No 1. С. 118-125. Романова В.В. Государственно-частное партнерство в строительстве и модернизации энергетической инфраструктуры: понятие, проблемы правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. No 5. С. 41-43. Дидикин А. Б. О реализации проектов государственно-частного партнерства в сферах науки, образования и промышленности // Юрист. 2019. No 1. С. 39-45. Сулейманов З. Э. Проблемы развития государственно-частного партнерства в таможенно-логистической сфере // Таможенное дело. 2018. No 4. С. 19-21. Погодина И. В. К вопросу о формировании государственно-частного партнерства «таможня – бизнес» // Юрист. 2016. No 3. С. 43-46.
проблем3, которых на сегодняшний день достаточно. Государством в последние годы предпринимаются активные усилия по их решению. В частности, об этом свидетельствует увеличение расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на охрану окружающей среды. По данным Министерства финансов Российской Федерации об исполнении консолидированного бюджета, доля расходов на охрану окружающей среды с каждым годом возрастает. Так в 2015 году затраты составляли около 0,24 % от общих расходов. В 2016 году эта цифра увеличилась до 0,27 %, в 2017 году до 0,36 %, в 2018 году до 0,43 %, в 2019 году – до 0,67 % и в 2020 году – до 0,72 %. Для сравнения, в 2007 году затраты на охрану окружающей среды составили 0,23 % от общих расходов, в 2008 году эта цифра уменьшилась до 0,22 %, в 2009 до 0,18 %, а в 2010 до 0,16 %. В период с 2011 по 2013 годы затраты на охрану окружающей среды составляли 0,19 %, и с 2014 года затраты стали увеличиваться, достигнув 0,25 %4. Кроме того, реализация национального проекта «Экология» также свидетельствует о том, что государством предпринимаются активные усилия по решению существующих экологических проблем. Например, общий объем финансирования национального проекта должен составить 4 041 042,0 млн рублей, из которого расходы федерального и региональных бюджетов составят в совокупности 834 915,7 млн рублей5.
Эффективность решения экологических задач может быть увеличена за счет привлечения частного финансирования. Кроме того, привлечение частных партнеров позволит получить публичному партнеру (государству, муниципальным образованиям) соответствующие технологии, кадровые ресурсы и управленческие компетенции частного партнера, что в итоге создаст
3 Кабацкая Л. Н. Право юридических лиц на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде // Экологическое право. 2018. No 2. С. 11-15. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант плюс»; Игнатьева И. А. Правовое обеспечение ликвидации накопленного вреда окружающей среде // Российский юридический журнал. 2017. No 2. С. 164-177. Селиванова К. А. Государственно-частное партнерство в реализации эколого-правового механизма в сельском хозяйстве // Право и экономика. 2016. No 4. С. 34-40.
4 Ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации // URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/ (дата обращения: 13.11.2020).
5 Паспорт национального проекта «Экология», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 No 16 // СПС «Консультант Плюс».
синергетический положительный эффект в природоохранной сфере.
Утилизация коммунальных и иных отходов, в том числе в лесном хозяйстве, ликвидация накопленного экологического вреда, очистка сточных вод, улучшение качества атмосферного воздуха в населенных пунктах – это лишь часть тех сфер, где вопросы финансирования, технологий и управленческих компетенций чрезвычайно важны, поэтому поиск подходящих инструментов является актуальным. Институт государственно-частного партнерства является одним из таких инструментов, и его применение позволит вносить долгосрочный
положительный вклад в решение экологических проблем.
Вместе с тем действующее законодательство не содержит подходящих
правовых механизмов, позволяющих эффективно использовать потенциал государственно-частного партнерства для решения таких экологических проблем, как утилизация отходов, ликвидация накопленного экологического вреда, очистка сточных вод, выбросы в атмосферный воздух и так далее. Статистика реализации проектов государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды также не ведется. В этой связи исследование правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды и выявление факторов, препятствующих его эффективному использованию, представляются чрезвычайно актуальными.
Теоретическая проработка указанных вопросов может служить основой для совершенствования законодательства в данной сфере и подготовки конкретных предложений по применению механизмов государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В настоящее время комплексные работы, посвященные исследованию правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды, отсутствуют. Вместе с тем представителями

среды. Так следует отметить работы С. А.
М. В. К. А.
Боголюбова, Пономарева,
И. О. Н. В. Л. Н.
Красновой, Кичигина, Кабацкой,
И. А. Игнатьевой,
Д. О. Сивакова,
Е. В. Новиковой,
В. Б. Агафонова,
Куликовской, О. А. Слепенковой.
Т. В. Г. В.
Петровой, Выпхановой, Крупновой,
Селивановой,
Дудиной, Н. Г. Жаворонковой,
Т. Г. Е.В.
К. Г.
Луневой, С. Н. Чернова, С. В. Шабаевой, Л. Ю. экологического права данный институт рассматривался с точки зрения его использования для решения тех или иных проблем в сфере охраны окружающей
Отсутствие комплексного исследования правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды определяет актуальность, цели, задачи и круг рассматриваемых в диссертации проблем.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией публичным и частным партнерами проектов в области охраны окружающей среды и основанные на принципах государственно- частного партнерства.
Предметом исследования являются нормы российского и зарубежного права, регулирующие отношения в сфере государственно-частного партнерства, в том числе в области охраны окружающей среды, материалы правоприменительной практики, доктринальные положения экологического права, публикации ученых, посвященные исследуемой проблематике.
Цель исследования заключается в формировании научно-обоснованного подхода к совершенствованию правового регулирования отношений по государственно-частному партнерству в сфере охраны окружающей среды.
Для достижения указанной цели диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть основные этапы развития государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды в России и за рубежом, определить его правовую природу и содержание его понятия;
– рассмотреть зарубежный опыт правового регулирования государственно- частного партнерства в области охраны окружающей среды;
– провести анализ законодательства, регулирующего государственно-
частное партнерство в области охраны окружающей среды, в том числе в ретроспективном аспекте;
– раскрыть особенности заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве в области охраны окружающей среды;
– выявить основные проблемы правового регулирования государственно- частного партнерства в области охраны окружающей среды в России;
– разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды.
Методологической основой исследования выступают как общенаучные методы познания – анализа, синтеза, диалектический, статистический, сравнений и аналогий, так и частнонаучные методы – формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-юридический.
Эмпирической базой исследования послужили материалы правоприменительной практики российских судов, государственные доклады о состоянии охраны окружающей среды в России, единые информационные системы в области государственно-частного партнерства6, а также информация, опубликованная в средствах массовой информации и сети Интернет.
Правовую базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, а также зарубежное законодательство.
Теоретико-правовой основой исследования явились труды российских ученых в области теории права: С.С. Алексеева, А.В. Малько, В.С. Нерсесянца, С.В. Полениной, Ю.А. Тихомирова, В.В. Лазарева, Т. Я. Хабриевой, Л.С. Явича и других.
Диссертационное исследование основано на положениях теории государственно-частного партнерства и ее отдельных аспектах, рассмотренных представителями административно-правовых и гражданско-правовых дисциплин, 6 Под единой информационной системой понимается базы данных проектов ГЧП в России: rosinfra.ru; pppcenter.ru.
среди которых следует отметить работы Н. А. Игнатюк7, А. В. Белицкой8, В. Ф. Попондопуло9, А. А. Родина, М. В. Гассий10, Н. А. Шевелевой, С. А. Белова, Е. В. Гриценко, Д. А. Жмулиной, В. В. Килинкарова, Е. В. Килинкаровой, М. В. Кустовой, С. О. Шохина11, С. Р. Тимиргазина12, А. Б. Дидикина13, З. Э. Сулейманова, И. А. Губанова.
В исследовании использованы положения теории экологического и природоресурсного права, носящие более специальный характер, получившие отражение в трудах С. А. Боголюбова, О. Л. Дубовик, Н. В. Кичигина, В. В. Петрова, Т. В. Петровой, Н. Г. Жаворонковой, О. И. Крассова, М. М. Бринчука, В. В. Круглова, Н. И. Хлуденевой, Г. В. Выпхановой, Е.В. Луневой.
Для более детального изучения темы диссертационного исследования большое значение имели результаты исследований ученых-экономистов – И. В. Линева, В. А. Кабашкиной, О. М. Малахаевой, В. В. Моисеева, В. В. Ницевич, В. Ф. Ницевич, А. П. Петрова, Е. А. Шуртухиной, Д. Б. Матвеева, М. С. Айрапетян, В. Г. Варнавского, И. А. Власовой и других.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые сформулированы и содержательно обоснованы:
– понятие государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды, его правовая природа и особенности;
– необходимость расширения перечня объектов государственно-частного партнерства, направленных на охрану окружающей среды;
– положения об использовании различных моделей (форм) государственно-
7 Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации. М., 2009.
8 Белицкая А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: Монография. М.: Статут, 2012.
9 Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / Под общ. ред. В. Ф. Попондопуло, Н. А. Шевелевой. М., 2015. Публично-частное партнерство в муниципальной сфере: герм. и рос. опыт: коллективная моногр./ Под. ред. Е. Гриценко и др. М.: Инфотропик Медиа, 2014. 456 с.
10 Гассий М. В. Реализация проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения: критерии успеха и факторы риска // Юрист. 2016. No 24. С. 41-46.
11 Шохин С. О. Государственно-частное партнерство: проблемы правового обеспечения // Юрист. 2018. No 2. С. 4-10.
12 Тимиргазин С. Р. Предмет и пределы нормативно-правового регулирования отношений в сфере государственно- частного партнерства // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. No 8. С. 55-58.
13Дидикин А. Б. О реализации проектов государственно-частного партнерства в сферах науки, образования и промышленности // Юрист. 2019. No 1. С. 39-45.
частного партнерства в области охраны окружающей среды, а не только тех моделей, объектом которых является строительство и (или) реконструкция объектов недвижимого имущества;
– предложения по закреплению обязанности учета публичного интереса (цели) при реализации проектов государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды;
– отсутствия необходимости в запрете на участие в проектах государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды компаний с государственным участием на стороне частного партнера;
– необходимость повышения инвестиционной привлекательности проектов государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды путем законодательных и договорных механизмов.
Выявлены правовые проблемы, которые препятствуют эффективной реализации проектов государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды в отношении таких объектов, как мелиоративные системы и объекты экологического туризма.
На основе исследования, проведенного автором в рамках настоящей диссертационной работы, сформулированы следующие научные положения, выносимые на защиту:
1. Государственно-частное партнерство в области охраны окружающей среды следует рассматривать как сотрудничество публичных (государственных и муниципальных) и частных субъектов, направленное на привлечение инвестиций для решения задач в области охраны окружающей среды с целью достижения экологически полезного результата (улучшение качества окружающей среды, снижение негативного воздействия на окружающую среду, возмещение вреда окружающей среде и т.д.), а также извлечения прибыли с использованием моделей государственно-частного партнерства, как предусмотренных, так и не предусмотренных действующим законодательством, обусловленных особенностями объекта государственно-частного партнерства и равноценным распределением рисков. Особенности государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды обусловливаются целью реализации проекта государственно- частного партнерства, разнообразием моделей государственно-частного партнерства, использование которых предопределено как многокомпонентностью окружающей среды, так и необходимостью применения разнообразных инструментов и механизмов для ее охраны, спецификой объекта государственно- частного партнерства в данной сфере и особым характером распределения рисков.
2. Согласно действующему законодательству к объектам, реализация которых напрямую направлена на охрану окружающей среды и строительство которых возможно на условиях государственно-частного партнерства, можно отнести объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами; объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии (в части использования возобновляемых источников энергии); мелиоративные системы; объекты экологического туризма; объекты по производству аквакультуры, если они возведены непосредственно для воспроизводства водных биоресурсов в целях компенсации ущерба от хозяйственной деятельности.
Охрана окружающей среды не должна ограничиваться указанными сферами и направлениями. На основе проведенного исследования, включающего изучение зарубежного опыта, сделан вывод о необходимости расширения перечня объектов государственно-частного партнерства, которые направлены на решение задач в области охраны окружающей среды. Этот правовой институт может быть использован при ликвидации накопленного экологического вреда, обращении с отходами производства и потребления (за исключением коммунальных), в том числе в лесном хозяйстве, в целях развития возобновляемой энергетики, очистки сточных вод, охраны атмосферного воздуха, сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
3. Расширение перечня объектов государственно-частного партнерства не будет достаточным для эффективного использования этого механизма в целях охраны окружающей среды. В современных правовых реалиях как публичный, так и частный партнер ограничены в реализации проектов по государственно- частному партнерству, поскольку соответствующие соглашения могут быть заключены только в отношении объектов недвижимости.
Вместе с тем окружающая среда является особым объектом правовой охраны и состоит из многообразных компонентов и мероприятия, направленные на ее охрану, не всегда заключаются в строительстве объектов недвижимого имущества. В частности, ликвидация накопленного вреда окружающей среде на территории или акватории не всегда требует строительства объектов недвижимого имущества. Указанное законодательное ограничение не соответствует целям охраны окружающей среды, о чем также свидетельствует и зарубежный опыт. Поэтому для целей охраны окружающей среды должна быть предусмотрена возможность использования различных моделей такого партнерства, в том числе не предусматривающих обязательное строительство недвижимого имущества и определяемых непосредственно спецификой самого объекта.
4. Государственно-частное партнерство в юридической и экономической литературе характеризуется особым распределением рисков, однако действующее законодательство не устанавливает конкретные нормы, направленные на их особое распределение. Федеральным законом от 13.07.2015 No 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о государственно-частном партнерстве) предусмотрена только возможность распределения риска случайной гибели и/или случайного повреждения объекта соглашения, а также закреплен принцип справедливого распределения рисков, что недостаточно для достижения баланса интересов сторон. В связи с чем в законодательстве предлагается закрепить необходимость распределения базисных рисков сторон при реализации экологических проектов.
Партнерство в области охраны окружающей среды реализуется в публичных и частных интересах. Публичный интерес заключается в охране окружающей среды путем решения конкретной экологической задачи. Частный интерес выражается в извлечении частным партнером прибыли из такого сотрудничества. Достижение данных целей сопряжено с конкретными рисками. Для публичного партнера – риск недостижения экологически полезного результата, а для частного – риск неполучения прибыли. Предлагается распределить указанные риски таким образом, чтобы частный партнер нес риск недостижения экологически полезного результата, а публичный – риск неполучения прибыли. Это позволит эффективно реализовывать проекты в области охраны окружающей среды, поскольку достижение цели каждого партнера будет зависеть от другого, что будет стимулировать их и способствовать эффективной работе.
Условия о распределении указанных основных рисков предлагается закрепить в законодательстве с правом сторон корректировать их в соглашении с учетом особенностей конкретного объекта.
5. Действующее законодательство очень подробно регулирует вопросы, связанные с экономической составляющей проектов государственно-частного партнерства, в том числе на подзаконном уровне. Между тем реализация экологических проектов государственно-частного партнерства в силу специфики объектов соглашения, а также наличия публичного интереса обуславливает необходимость учета экологического публичного интереса.
В соглашениях государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды должны определяться не только экономические, но и экологические показатели проектов (процент переработки отходов, степень очистки сбросов и выбросов, площадь ликвидированного накопленного экологического вреда и пр.). В процессе реализации таких проектов экологические показатели подлежат мониторингу и оценке, при этом достижение экологических показателей должно учитываться при оценке эффективности реализации соответствующего проекта государственно-частного партнерства.
6. Несмотря на предусмотренные в законодательстве возможности реализации некоторых проектов государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды, их реализация для частного партнера в настоящее время не является привлекательной с экономической точки зрения, поскольку действующее правовое регулирование не предоставляет частному партнеру каких-либо гарантий возврата его инвестиций и получения прибыли от участия в таком проекте, а также не содержит соответствующих механизмов, которые обеспечивали бы такие гарантии.
Подход к правовому регулированию государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды должен содержать механизмы, которые обеспечивают его инвестиционную привлекательность. При этом возможно использовать как договорные, так и законодательные механизмы. К договорным механизмам можно отнести такие соглашения о государственно-частном партнерстве, в которых публичный субъект гарантирует частному партнеру получение минимального гарантированного дохода от участия в проекте. В случае, если проект не достигает запланированных финансовых показателей, публичный партнер обязуется возместить частному партнеру соответствующую разницу. Законодательные механизмы представляют собой установленные в законодательстве гарантии возврата инвестиций частному партнеру. В частности, публичным партнером может гарантироваться рынок сбыта произведенной экологически безопасной продукции или оказания услуг. Такие механизмы (гарантии) сбыта продукции уже существуют в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (их анализ проведен в работе), которые могут быть использованы и в других сферах. Кроме того, могут быть использованы и иные гарантии, например, закрепление в законодательстве принципа «бери или плати» для объектов государственно-частного партнерства по производству электроэнергии, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (вторичных энергоресурсов) или их обязательное подключение к оптовому рынку электроэнергии.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в разработке на основании проведенного анализа предложений по совершенствованию правового регулирования государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды. Научные положения, выносимые на защиту, могут быть использованы в нормотворческой деятельности при совершенствовании механизма правового регулирования государственно- частного партнерства, а результаты исследования могут служить отправной точкой для дальнейших научных исследований механизма государственно- частного партнерства для решения проблем в области охраны окружающей среды.
Практические выводы и предложения, сделанные в диссертационной работе, основаны на правовом исследовании возможности реализации проектов государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды в Российской Федерации и могут быть применены представителями публичных органов и коммерческих организаций при проработке вопроса о реализации соответствующих проектов.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена в отделе экологического и аграрного законодательства Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», ее основные положения были обсуждены на заседаниях отдела.
Основные результаты диссертационного исследования изложены в 11 статьях, 6 из которых опубликованы в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
Кроме того, основные выводы и предложения докладывались на научно- практической конференции «Правовое регулирование природопользования: поиск баланса частных и публичных интересов» (2015, Санкт-Петербургский государственный университет), в рамках работы XXI Всероссийской школы молодых ученых-юристов (2016, Республика Алтай), а также на международной научно-практической конференции «Право и бизнес: правовое пространство для развития бизнеса в России» (2020, Москва). Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения и списка литературы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Правовая природа соглашения государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
    Черные дыры вРоссийском законодательстве. № 2С. 81-– 0,47 п.л.
    К вопросу о плате за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объекта соглашения государственно-частного партнерства
    Вопросы российского и международного права. 2Том № 7А. С. 104-– 0,5 п.л.
    Возможности публично-частного партнерства для устойчивого развития регионов России
    Эколого-правовое обеспечениеустойчивого развития регионов России: Сборник материалов Международнойнаучно-практической конференции, Москва, 19 марта 2015 г. / Сост. и отв.ред. С.А. Боголюбов, Н.Р. Камынина, М.В. Пономарев. – М.: Изд-воМИИГАиК, 2С. 12-– 0,25 п.л.
    Правовая природа государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
    Евразийский юридический журнал. №10(137). 2С. 171-– 0,34 п.л.
    Об эффективности ограничения деятельности участия компаний с государственным участием в проектах государственно-частного партнерства в области охраны окружающей среды
    Хозяйство и право. 2№ С. 55-– 0,39 п.л.
    Перспективы реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами
    Право и бизнес:правовое пространство для развития бизнеса в России: монография: в 4 т. Т. 2/ отв. ред. С. Д. Могилевский, Ю. Г. Лескова, С. А. Карелина, В. Д. Рузанова,О. В. Шмалий, О. А. Золотова, О. В. Сушкова. – М.: Проспект, 2С. 349

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету