Правовое регулирование применения финансовых технологий в условиях цифровизации российской экономики
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы применения
финансовых технологий ……………………………………………………………………………. 20
1.1. Влияние цифровизации на экономику
и правовое регулирование экономических отношений …………………….. 20
1.2. Трансформация финансового права в условиях цифровизации …………. 39
1.3. Финансовые технологии как объект
финансово-правового регулирования ………………………………………………. 75
ГЛАВА 2. Финансово-правовое регулирование краудфандинга,
цифровых финансовых активов и цифровой валюты
в Российской Федерации……………………………………………………………………………. 95
2.1. Краудфандинг: правовое регулирование, виды и риски …………………….. 95
2.2. Финансово-правовые основы выпуска и обращения
цифровых финансовых активов……………………………………………………… 121
2.3. Правовое регулирование цифровых валют
в Российской Федерации ……………………………………………………………….. 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 176
БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………………………………… 184
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определена
степень ее научной разработанности, обозначены объект, предмет, цель и задачи
диссертации,теоретическая,методологическаяиэмпирическаяосновы
исследования,показананаучнаяновизна,теоретическаяипрактическая
значимость диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту,
представленаинформацияорезультатахапробацииосновныхвыводов
диссертанта.
В первой главе «Теоретико-правовые основы применения финансовых
технологий» изучаются наиболее общие вопросы, входящие в предмет
диссертации, в частности понятие цифровой экономики, а также особенности
финансово-правового регулирования цифровых технологий.
В первом параграфе «Влияние цифровизации на экономику и правовое
регулирование экономических отношений» анализируются понятие и сущность
цифровойэкономики,определяютсяосновныенаправленияизменения
экономических отношений в условиях цифровизации.
Экономика — основа, определяющая суть, содержание и особенности
общественных отношений на том или ином этапе исторического развития.
Соответственно, трансформация экономики предопределяет изменение всех видов
общественных отношений, в том числе в правовом пространстве. В связи с этим в
параграфе изучаются традиционные типы экономических систем (традиционная
экономика, рыночная, плановая и смешенная экономика), дается характеристика
каждого типа, проводится анализ экономики нового типа, складывающейся в
результате четвертой промышленной революции, – цифровой экономики.
Возможно выделить два подхода к пониманию сущности цифровой
экономики. В узком смысле цифровая экономика рассматривается как вид
экономических отношений, главным образом основанных на обороте цифровых
технологий. С позиций широкого толкования, цифровая экономика представляет
собой цифровую трансформацию всех сфер жизнедеятельности общества и
государства, главным образом связанную с внедрением в оборот инновационных
информационных технологий, новых средств связи, цифровой инфраструктуры и
модернизированных механизмов управления цифровыми объектами.
Цифровизация оказывает комплексное воздействие как на экономику, так и на
механизм ее правового регулирования, в частности, она предполагает изменение
субъектного состава складывающихся на рынке отношений, влечет за собой
необходимость закрепления правового статуса соответствующих субъектов
экономической деятельности, предопределяет модификацию базовых принципов
правового регулирования общественных отношений, появление специальных
правовых режимов, нацеленных на ускоренное внедрение цифровых технологий в
практическую деятельность человека, реструктуризацию рисков, связанных с
внедрением инновационных методов управления социально-экономическими
процессами, формирование новых инфраструктурных связей между субъектами
финансовых правоотношений. В современных условиях в качестве одного из
основных катализаторов экономического роста и повышения благосостояния
нации выступают инновационные цифровые технологии и их активное внедрение
во все сферы жизнедеятельности общества и управленческую систему государства.
Цифровая экономика основывается на концепции «5Ц», предусматривающей
развитие цифровых технологий, цифровой инфраструктуры, «цифрового права»
(правового регулирования цифровой среды), цифровых услуг и цифровой
политики.
Во втором параграфе «Трансформация финансового права в условиях
цифровизации» прослеживается влияние цифровизации экономики на предмет,
метод и систему финансового права, а также субъектный состав финансовых
правоотношений.
Финансовое право, как ни одна другая отрасль российского права, тесно
связано с экономикой. Изменение экономического базиса неизбежно ведет к
трансформации финансового права. Современная финансово-правовая повестка
связана с обсуждением правовой природы цифровых валют, целесообразности
введения цифрового рубля, с анализом особенностей правового регулирования
цифровых финансовых активов, правового статуса операторов информационных
систем, в которых происходит выпуск и обращение утилитарных цифровых прав,
цифровых финансовых активов, цифровых валют т.д. Включение новых видов
общественныхотношенийвпредметфинансовогоправаведеткего
количественному изменению. В то же время цифровизация имеет своим
следствием и качественное изменение общественных отношений. Данный процесс
гораздо тяжелее оценить, поскольку он не находит такого яркого выражения вовне,
как процесс расширения предмета финансового права. Между тем уже сегодня
можно констатировать, что внедрение электронного документооборота влечет за
собой трансформацию налоговых и бюджетных отношений, имплементация
финансовых технологий привела к изменению порядка оказания традиционных
финансовых услуг (банковских, страховых, услуг на рынке ценных бумаг,
микрокредитования, коллективных инвестиций и т.д.), и как следствие, подходов к
осуществлению надзора со стороны Банка России и т.д. Таким образом, можно
сделать вывод, что в настоящее время предмет финансового права находится в
процессе трансформации — как качественной (за счет усложнения существующих
финансовых отношений), так и количественной (за счет включения новых
общественных отношений).
Применительно к методу финансового права сделан вывод, что цифровизация
ведет к модификации его «имущественного аспекта» (вследствие регулирования
новых секторов финансового рынка), усилению диспозитивности и расширению
возможностей регулирования трансграничных отношений.
Цифровизацияэкономикизначительновлияетнастатуссубъектов
финансового права:
— во-первых, применение информационно-коммуникационных технологий
в финансовых правоотношениях в некоторых случаях влечет изменение
содержания правосубъектности их участников, что обусловлено необходимостью
установления для них дополнительных прав и обязанностей;
—во-вторых,появляютсяновыевидысубъектовфинансовых
правоотношений. Наиболее яркий пример — экосистемы, возникновение которых
стало возможным только в условиях развития сети «Интернет», распространения
цифровых мобильных устройств, а также активной разработки мобильных
приложений, которые позволили связать в рамках единой платформы виды
деятельности, осуществляемые в различных секторах экономики;
— в-третьих, изменяются подходы к правовому регулированию финансового
рынка. Например, новая модель предоставления услуг (как финансового, так и
нефинансового характера) в рамках экосистем требует принципиально иных
правовых основ регулирования общественных отношений, участником которых
являются экосистемы.
Третий параграф «Финансовые технологии как объект финансово-
правовогорегулирования»посвященрассмотрениюпонятияивидов
финансовых технологий.
Несмотрянаосновополагающийиприкладнойхарактеркатегории
«финансовые технологии», российское законодательство не содержит ее
официальной дефиниции. На основе анализа доктринальных позиций по вопросу о
содержании рассматриваемого понятия, автор соглашается с высказываемой в
науке позицией что финансовые технологии могут быть рассмотрены с двух точек
зрения:
— с узкой — это технологии, применяемые исключительно на финансовом
рынке;
— с широкой — это все технологии, связанные с финансами: технологии на
финансовом рынке; технологии, применяемые в рамках бюджетного процесса;
технологии, применяемые в рамках налогового администрирования; технологии в
рамках национальной платежной системы и т.д.
Впараграфераскрываютсяособенностиприменениятакихвидов
финансовых технологий, как регулирующие технологии (RegTech (regulatory
technology)), надзорные технологии (SupTech (supervision technology)), технологии
больших данных (Big Data), технологии искусственного интеллекта, технология
распределенного реестра и ее разновидность – блокчейн (Blockchain).
Во второй главе «Финансово-правовое регулирование краудфандинга,
цифровых финансовых активов и цифровой валюты в Российской
Федерации» исследуются вопросы, связанные с правовым регулированием
применения финансовых технологий в области финансирования (краудфандинг),
управления активами (цифровые финансовые активы) и платежей (цифровые
валюты).
Первый параграф «Краудфандинг: правовое регулирование, виды и
риски»посвященанализуправовыхосновпривлеченияинвестицийс
использованием инвестиционных платформ (краудфандинга).
Определено, что в условиях развития цифровой экономики традиционная
модель инвестирования претерпевает существенные изменения. Современные
цифровые технологии делают возможной организацию взаимодействия между
инвестором и реципиентом инвестиций почти напрямую. Теперь практически
любой проект может получить финансирование неограниченного круга лиц.
Равным образом расширяется перечень объектов инвестирования, а также способов
«достиженияиногополезногоэффекта»,которыйможетнесводиться
исключительно к получению дохода. Так, развитие цифровых технологий привело
к появлению такой формы коллективного инвестирования, как краудфандинг.
Краудфандинг (от англ. crowd — толпа и funding — финансирование,
привлечение средств) — форма коллективного инвестирования, в рамках которого
инвесторы (как правило, физические лица) при посредничестве инвестиционных
платформ предоставляют денежные средства для финансирования различных
проектов.
К отличительным особенностям краудфандинга относится следующее:
— краудфандинг представляет собой, с одной стороны, форму деятельности
по коллективному инвестированию, с другой — форму краудсорсинга;
— предполагает инвестирование незначительных (исходя из общей
требуемой суммы) сумм денежных средств;
— направлен на финансирование проектов, находящихся на ранних стадиях
реализации (стартапов);
— одним из участников краудфандинговых отношений является посредник
между инвестором и реципиентом инвестиций — инвестиционная платформа;
— результат инвестирования может выражаться в получении дохода или
какого-либо преимущества, в частности товаров, приоритетного доступа к
инновационному продукту, скидки на данный продукт, или же в достижении
социально полезного результата.
Пристальный интерес со стороны государства к краудфандингу обусловлен
целым рядом причин. Во-первых, механизм краудфандинга всё еще остается
достаточно новым и продолжает свое становление. В связи с этим требуется
постоянный мониторинг сферы правоприменения, с тем чтобы выработать
необходимые нормативные решения, направленные на обеспечение, с одной
стороны, эффективности краудфандинга, с другой – законности в данной сфере и
стабильности финансовой системы страны.
Во-вторых, несмотря на то что область краудфандинга в настоящее время
аккумулирует сравнительно небольшие денежные средства, абсолютные цифры
капитализации данного рынка можно оценить как значительные. Кроме того, не
следует забывать о большом потенциале роста рассматриваемого сектора
финансового рынка. Так, по прогнозам к 2026 г. общемировой рынок
краудфандинга вырастет до 39,8 млрд долл. США.
В-третьих, одной из основных черт краудфандинга является его массовость –
платформы направлены на объединение инвестиций неопределенного множества
лиц. При этом, говоря о краудфандинге, мы подразумеваем, что участниками
данных отношений в первую очередь выступают физические лица, не являющиеся
квалифицированными инвесторами. Всё это обуславливает необходимость
осуществления надзора со стороны государства за сферой краудфандинга в целях
защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.
Исходя из положений Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О
привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Закон № 259-ФЗ), мы можем выделить целый ряд особенностей, присущих
инвестиционной платформе:
1) рассматриваемая платформа представляет собой информационную
систему. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об
информации,информационныхтехнологияхиозащитеинформации»
информационная система — совокупность содержащейся в базах данных
информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и
технических средств;
2) такая система функционирует в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» — указанная информационная система существует в форме сайта
в сети «Интернет»;
3) инвестиционная платформа функционирует для заключения договоров
инвестирования — ее функция заключается в посредничестве между инвестором и
лицом, привлекающим инвестиции, по заключению между ними гражданско-
правовой сделки;
4) договоры инвестирования заключаются с помощью информационных
технологий и технических средств соответствующей информационной системы
инвестиционной платформы — договор заключается в электронной форме;
5) доступ к информационной платформе предоставляет ее оператор —
некредитнаяфинансоваяорганизация,управляющаясоответствующей
платформой и контролирующая действия ее участников.
В качестве лица, привлекающего инвестиции, согласно положениям Закона
№ 259-ФЗ может выступать только юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель. Тем не менее, со временем краудфандинг может быть
использован не только для реализации частных проектов, но и как инструмент
аккумулирования денежных средств в публичные централизованные фонды.
Очевидно, что привлечение денег в федеральный и региональный бюджеты
посредством краудфандинга нецелесообразно — ввиду масштаба решаемых на
уровнегосударства задач, с однойстороны, иограниченного объема
инвестирования — с другой. В то же время краудфандинг может быть использован
для финансирования проектов местного значения.
Вовторомпараграфе «Финансово-правовые основы выпуска и
обращения цифровых финансовых активов» исследуются вопросы, связанные с
определением правовой природы финансовых активов, существующих в цифровой
(виртуальной) форме.
Внастоящеевремятехнологияблокчейниспользуетсянетолько
применительно к криптовалютам, но и в других областях, например для
удостоверения прав на долю в имуществе той или иной организации, внешнего
выражения ценных бумаг, имущественных и иных прав, имеющих денежное
выражение. Это, в свою очередь, обусловило необходимость выработки
эффективных моделей правового регулирования обращения цифровых (или
виртуальных) активов.
Легальное определение цифровых финансовых активов содержится в п. 2 ст. 1
Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах,
цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее также – Закон о ЦФА и ЦВ). Его анализ позволяет
выделить ряд существенных признаков цифровых финансовых активов:
1. Цифровые финансовые активы являются цифровыми правами: общее
определение цифрового права содержится в п. 1 ст. 141.1 ГК РФ и включает в себя
обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых
определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей
установленным законом признакам.
2. Содержанием таких прав могут быть:
— денежные требования;
— возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
— права участия в капитале непубличного акционерного общества;
— право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.
3.Цифровыефинансовыеактивысуществуюттольковрамках
информационной системы и представляют собой информацию, существующую в
цифровой форме в рамках информационной системы.
4. Выпуск, учет и обращение возможны только путем внесения или
изменения записей в информационной системе, служащей, таким образом, средой,
обеспечивающей существование цифровых финансовых активов.
Деятельность лиц, выпускающих цифровые финансовые активы, становится
объектом финансово-правового регулирования вследствие того, что в ее ходе
создается финансовый инструмент, обращающийся на одном из сегментов
финансового рынка. Действующее законодательство предусматривает достаточно
широкий перечень лиц, которые могут выпускать цифровые финансовые активы:
ими могут быть индивидуальные предприниматели, а также юридические лица —
как коммерческие, так и некоммерческие. Закон о ЦФА и ЦВ определяет перечень
сведений, которые должны содержаться в решении о выпуске цифровых
финансовых активов, закрепляет обязанность по размещению данного решения на
сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и т.д.
По общему правилу обладателем цифровых финансовых активов может
выступать любое лицо, включенное в реестр пользователей информационной
системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы, или же лицо,
имеющее доступ к соответствующей информационной системе посредством
уникального кода. В то же время законодательством предусмотрена возможность
введения ограничений для неквалифицированных инвесторов – на основании ч. 9
ст. 4 Закона о ЦФА и ЦВ Банк России может ограничить право приобретения
отдельных видов ЦФА неквалифицированными инвесторами или же ограничить
данное право указанных лиц предельной суммой денежных средств, передаваемых
в оплату цифровых финансовых активов.
Исходя из анализа положений действующего законодательства о цифровых
финансовых активах и цифровой валюте, а также подзаконных нормативных
правовых актов, можно сделать вывод, что Банк России, в зависимости от времени
проведенияконтрольныхмероприятий,осуществляетнадзорза
профессиональными участниками рынка цифровых финансовых активов в форме:
1) предварительного надзора, который проводится в ходе принятия решения о
согласовании правил, предоставляемых профессиональными участниками рынка
цифровых финансовых активов в Банк России, и включения указанных лиц в
реестры, которые ведет Банк России
2) текущего (пруденциального) надзора, проводимого Банком России в
процессе осуществления мониторинга деятельности некредитной финансовой
организации.
3) последующего надзора, осуществляемого в ходе проверок деятельности
профессиональных участников рынка цифровых финансовых активов.
Таким образом, можно заключить, что цифровые финансовые активы
являются особым объектом финансово-правового регулирования: они обращаются
в рамках отдельного сектора финансового рынка; государство устанавливает
требования и ограничения, направленные на регламентацию порядка выпуска и
обращениярассматриваемогофинансовогоинструмента;уполномоченные
государственные органы осуществляют контроль и надзор за деятельностью
субъектов на рынке цифровых финансовых активов.
В рамках третьего параграфа «Правовое регулирование цифровых валют
в Российской Федерации» исследуется правовая природа цифровых валют,
проводится разграничение крипто- и цифровых валют, выделяются проблемы
правового регулирования цифровых валют на современном этапе исторического
развития.
Не будет преувеличением сказать, что именно феномен криптовалют
обусловил научный интерес к теме цифровизации как таковой. Появление
инновационногоплатежногоинструмента —биткоина —привелок
необходимости пересмотра устоявшейся в науке финансового права модели
правового регулирования денежного обращения. В последующем, с появлением
иных «валют», основанных на технологии распределенного реестра, проблематика
была расширена и обобщена — ученые стали говорить о криптовалютах в целом, а
не только об одной ее разновидности.
Криптовалюты как правовая категория, по мнению автора, отличаются
следующими особенностями:
относятся к категории «частных денег», т.е. расчетных инструментов
неэмитируемых государством;
основаны на технологии блокчейн;
обращаются в рамках пиринговой сети;
у них отсутствует централизованный эмитент;
не выражены в денежных единицах ни одного государства;
не являются законным платежным средством.
Обосновано, что содержащееся в ч. 3. ст. 1 Закона о ЦФА и ЦВ определение
цифровой валюты является неудачным как в формальном, так и в содержательном
аспекте, поскольку оно не позволяет четко и недвусмысленно отграничить
цифровые валюты от иных сходных инструментов. В целом, по мнению автора, на
сегодняшний день не удалось сформировать полноценный механизм правового
регулирования выпуска и обращения цифровых валют в Российской Федерации. В
таких условиях необходимо принятие нового специализированного закона, в
котором следует закрепить: научно обоснованное, непротиворечивое определение
цифровой валюты; нормы, регулирующие правовой режим совершения операций с
данным инструментом; правовой статус участников таких операций; ограничения
и механизм государственного финансового контроля за операциями с цифровыми
валютами.
Актуальность темы диссертации. В настоящее время мы становимся
свидетелями коренной трансформации общественных отношений, обусловленной
широким внедрением цифровых технологий в повседневную жизнь населения.
Стремительное развитие информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», цифровых мобильных устройств и программного обеспечения
привели к фундаментальному изменению экономики — привычными и
обыденными стали оплата товаров, работ и услуг через мобильные приложения,
получение чеков на электронную почту, заключение договоров страхования через
сайт страховщика, а также совершение целого ряда иных финансовых операций в
электронной форме. Между тем перечисленное — лишь видимая часть
фундаментальных изменений экономических отношений.
Обращает на себя внимание тот факт, что именно государство служит
главным драйвером цифровизации российской экономики. На сегодняшний день
принят целый ряд документов стратегического планирования, направленных на
планомерное развитие цифровых технологий в целом и финансовых технологий в
частности1. Предпринятые за последнее время усилия органов государственной
власти предопределили трансформацию бюджетных отношений (в том числе в
результате внедрения единой системы управления государственными и
муниципальными финансами Российской Федерации «Электронный бюджет»,
создания принципиально новой инфраструктурной основы исполнения бюджетов
бюджетной системы России на базе Системы казначейских платежей и т.д.),
См., например: Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая
экономика Российской Федерации”», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7 //
СПС «КонсультантПлюс» ; постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе
управления реализацией национальной программы “Цифровая экономика Российской
Федерации”» // СЗ РФ. 2019. № 11. Ст. 1119 ; Основные направления развития технологий
SupTech и RegTech на период 2021–2023 годов / Банк России. М., 2021.
URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/120709/SupTech_RegTech_2021-2023.pdf (дата
обращения: 01.09.2021).
повышение эффективности налогового администрирования (чему послужила
разработка личного кабинета налогоплательщика, мобильного приложения «Мой
налог», внедрение автоматизированной системы контроля за возмещением НДС
из бюджета «АСК НДС-2»), ускорение и упрощение доступа потребителей к
финансовым услугам (в частности, созданный Банком России сервис «Система
быстрых платежей» позволяет переводить денежные средства на счет получателя
по номеру его телефона). Особо следует отметить роль Центрального банка
Российской Федерации в развитии цифровых технологий на финансовых рынках.
Например, в 2018 г. Банком России запущен проект так называемой регулятивной
«песочницы», представляющей собой особый правовой режим регулирования,
обеспечивающий возможность пилотирования инновационных финансовых
технологий и сервисов на финансовом рынке2. Также идет активная работа по
внедрению в практическую деятельность Банка России надзорных технологий
(SupTech) в целях микропруденциального регулирования, выявления
неправомерных действий профессиональных участников финансового рынка,
управления рисками на финансовом рынке и виртуального консультирования
потребителей финансовых услуг.
Особую актуальность вопросы правового регулирования применения
финансовых технологий приобретают в условиях пандемии коронавирусной
инфекции COVID-19. С одной стороны, названные технологии позволяют
потребителям получать финансовые услуги в дистанционном режиме, снижая тем
самым интенсивность взаимодействия с другими людьми и наличными
денежными средствами, выступающими переносчиками микробов, в том числе
болезнетворных вирусов и бактерий. Таким образом, развитие цифровых
технологий служит не только цели развития финансового рынка, но и
обеспечения биологической безопасности Российской Федерации. С другой
стороны, пандемия и связанные с ней ограничения социальных контактов
послужили мощным стимулом для развития цифровых технологий.
Регулятивная «песочница» // URL: https://www.cbr.ru/fintech/regulatory_sandbox/ (дата
обращения: 01.09.2021).
Все вышеперечисленное обуславливает научный интерес к теме
диссертации. Сегодня перед наукой финансового права остро стоит
необходимость комплексного исследования проблем правового регулирования
применения финансовых технологий в условиях цифровизации российской
экономики, анализа и систематизации произошедших изменений, выявления
тенденций и прогнозирования перспектив развития финансовых отношений,
осложненных «цифровым элементом», на современном этапе исторического
развития.
Степень научной разработанности темы исследования. Представляется,
что в настоящее время правовое регулирование финансовых технологий является
одной из наиболее обсуждаемых в научном сообществе тем. За последнее время
вышло множество научных статей, монографий, учебников и учебных пособий, в
которых высказываются интересные, но подчас весьма спорные суждения по
вопросам, входящим в предмет настоящего исследования. Среди таких работ
можно выделить учебник «Цифровое право»3, в котором была предпринята
попытка представить комплексную картину правового регулирования применения
цифровых технологий в различных сферах общественных отношений.
Особого внимания заслуживает монография «Актуальные проблемы
финансового права в условиях цифровизации экономики»4, изданная под
редакцией профессора Е. Ю. Грачевой. В данном научном труде оценивается
влияние цифровизации на отрасль, учебную дисциплину и науку финансового
права, на государственную финансовую политику, рассматриваются особенности
правового регулирования обращения цифровых финансовых активов и
криптовалюты, специфика применения цифровых технологий в сфере
бюджетного контроля, на финансовом рыке, при осуществлении бухгалтерского и
налогового учета, а также целый ряд иных вопросов. Следует также отметить
Цифровое право : учебник / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. М. :
Проспект, 2020.
Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики :
монография / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Проспект, 2020.
монографию «Финансовое право в условиях развития цифровой экономики»5 под
редакцией И. А. Цинделиани, в которой анализируется категория публичных
финансов в условиях развития цифровой экономики, понятие цифровой
экономики и ее соотношение с правовым государством, применение цифровых
технологий в процессе налогового контроля, финансового мониторинга, в
национальной платежной системе и т.д.
Здесь же нужно отметить серию учебных пособий для магистратуры,
подготовленных коллективом кафедры финансового права Московского
государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в
которых затрагиваются актуальные проблемы применения технологии блокчейн,
в том числе правового регулирования краудфандинга, оборота цифровых валют
центральных банков6, применения цифровых технологий как инструмента
финансового контроля7, технологии блокчейн в платежных системах, цифровых
финансовых активов и цифровых валют8, правового регулирования и
юридического сопровождения ICO9.
В то же время, несмотря на повышенный интерес со стороны
представителей науки финансового права к теме правового регулирования
финансовых технологий, следует констатировать, что на сегодняшний день
происходит только первоначальное накопление знаний в данной области, что
обусловлено отсутствием устоявшейся финансово-правовой концепции в
рассматриваемой области. Кроме того, нельзя не отметить и интенсификацию
нормотворческой деятельности — регулярно принимаются новые и вносятся
Финансовое право в условиях развития цифровой экономики : монография / под ред.
И. А. Цинделиани. М. : Проспект, 2019.
Актуальные проблемы блокчейн-технологий в финансовом праве : учебное пособие для
магистратуры / под ред. Е. Ю. Грачевой, Л. Л. Арзумановой. М. : Норма: Инфра-М, 2021.
Цифровые технологии как инструмент финансового контроля : учебное пособие для
магистратуры / под ред. Л. Л. Арзумановой. М. : Норма : Инфра-М, 2021.
Блокчейн в платежных системах, цифровые финансовые активы и цифровые валюты :
учебное пособие для магистратуры / под ред. Т. Э. Рождественской, А. А. Ситника. М. : Норма:
Инфра-М, 2021.
Цареградская Ю. К. Правовое регулирование и юридическое сопровождение ICO :
учебное пособие. М. : Проспект, 2021.
изменения в действующие нормативные правовые акты в сфере правового
регулирования финансовых технологий. Так, например, большинство
приведенных трудов были написаны до принятия Федерального закона от
02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием
инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации»10 и Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ
«О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации»11, анализу положений
которых уделяется пристальное внимание в рамках настоящей работы.
Теоретическую основу работы составили труды ведущих представителей
науки финансового права: Н. М. Артемова, Л. Л. Арзумановой, Д. В. Винницкого,
О. Н. Горбуновой, Е. Н. Горловой, Е. Ю. Грачевой, А. Г. Гузнова, Л. Н. Древаль,
И. И. Кучерова, Д. М. Мошковой, Е. А. Ровинского, Т. Э. Рождественской,
И. В. Рукавишниковой, С. В. Рыбаковой, Н. А. Саттаровой, А. А. Ситника,
Р. В. Ткаченко, С. С. Тропской, В. В. Уксусова, Р. О. Халфиной, Н. И. Химичевой,
И. А. Цинделиани, С. О. Шохина и ряда иных ученых.
Тесная связь объекта настоящей работы с экономикой предопределила
обращение к трудам ученых-экономистов как отечественной, так и зарубежной
школы: А. С. Генкина, А. А. Петрова, Э. К. Ригеля, М. Ротбарда, М. Свон,
А. Н. Сивакс, Ф. А. фон Хайека.
Комплексный характер исследования обусловил анализ трудов
представителей теории права, конституционного права, информационного права,
административного права, гражданского и предпринимательского права, в том
числе: С. С. Алексеева, Л. Ю. Василевской, С. Ф. Кечекьяна, В. А. Лаптева,
А. В. Минбалеева, П. М. Морхата, И. В. Понкина, Т. Н. Радько, А. И. Редькиной,
М. А. Рожковой, И. Н. Спицына, О. А. Тарасенко, И. Н. Тарасова, Т. Я. Хабриевой,
Н. Н. Черногора, О. А. Ястребова и других ученых.
СЗ РФ. 2019. № 31. Ст. 4418.
СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5018.
Объектом диссертации является совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе правового регулирования применения финансовых
технологий в условиях цифровизации российской экономики.
Предметом данного исследования выступают нормативные правовые акты
Российской Федерации и зарубежных стран, регулирующие вопросы применения
финансовых технологий в целом, а также регулирующие общественные
отношения, возникающие в процессе краудфандинга, выпуска и обращения
цифровых финансовых активов и цифровых валют в частности, официальные
разъяснения российских и зарубежных органов государственной власти и
международных организаций, положения отечественных и иностранных научных
исследований по заявленной теме.
Цели работы заключаются в выявлении на основе критического
рассмотрения нормативных правовых актов, научных трудов и
правоприменительной практики особенностей финансово-правового
регулирования применения финансовых технологий, в обобщении основных
последствий и тенденций влияния цифровизации российской экономики на
современные финансовые отношения, а также формулировании на этой основе
научно обоснованных предложений по совершенствованию действующего
законодательства и практики его применения в рассматриваемой области.
Для достижения поставленных целей автором были определены следующие
научные задачи:
— исследовать сущность и отличительные черты цифровой экономики;
— изучить влияние цифровизации на предмет, метод и систему
финансового права;
— проследить процесс трансформации субъектного состава финансовых
правоотношений;
— дать определение и выделить виды финансовых технологий;
— определить особенности финансово-правового регулирования
краудфандинга (привлечения инвестиций с использованием инвестиционных
платформ) и дальнейшие пути его использования в рамках публичной
финансовой деятельности;
— выявить правовую природу цифровых финансовых активов, обосновать
их включенность в состав объектов финансово-правового регулирования;
— соотнести такие категории, как «цифровая валюта» и «цифровые
финансовые активы»;
— сформулировать рекомендации, направленные на совершенствование
финансового законодательства, регулирующего отдельные аспекты применения
финансовых технологий.
Методологическую основу исследования составили общие и частные
методы научного познания. В процессе исследования применялся общенаучный
метод диалектического познания, который позволил выявить закономерности и
особенности становления и развития правового регулирования общественных
отношений, складывающихся в сфере применения финансовых технологий.
Помимо этого, применялись и иные методы, в частности формально-
догматический метод — для уяснения внутреннего содержания и значимости
норм, регулирующих краудфандинговые отношения, обращение цифровых
финансовых активов и цифровых валют; сравнительно-правовой метод — для
соотнесения российского опыта правового регулирования применения различных
финансовых технологий с практикой зарубежных стран; лингвистический
метод — для выявления содержания вошедших в финансово-правовую доктрину
неологизмов (например, краудсорсинг и краудфандинг), а также
этимологического анализа понятий «электронный», «цифровой», «виртуальный»;
системный метод позволил выделить систему участников правоотношений,
возникающих в процессе привлечения инвестиций с использованием
инвестиционных платформ. В процессе исследования использовались также
логические методы дедукции, индукции, анализа и синтеза.
Эмпирическая основа исследования представлена правоприменительной
практикой, складывающейся в процессе использования финансовых технологий, а
также статистической информацией и иными данными, отражающими отдельные
аспекты развития рынка финансовых технологий.
Научная новизна диссертации предопределяется тем, что она представляет
собой одну из первых монографических работ, в которой сформулированы
особенности финансово-правового регулирования финансовых технологий в
Российской Федерации: диссертация расширяет научные представления о
понятии и сущности цифровой экономики как объекта финансово-правового
регулирования, о правовой природе цифровых финансовых активов и цифровой
валюты, о краудфандинге как инструменте аккумуляции денежных средств.
В диссертации содержится совокупность теоретических выводов и положений,
отражающих влияние процесса цифровизации экономики на предмет, метод и
систему финансового права. В исследовании прослежен процесс трансформации
правового статуса субъектов финансовых правоотношений. Работа направлена на
совершенствование категориального аппарата науки финансового права, а также
действующего законодательства в исследуемой сфере.
Научная новизна диссертации проявляется в следующих положениях,
выносимых на защиту:
1. В правовой науке все чаще стал употребляться термин «цифровое право».
В отличие, например, от банковского, страхового, предпринимательского права и
ряда иных комплексных отраслей, критерием обособления данного правового
образования является не вид осуществляемой субъектами отношений
деятельности, а используемые технологии, т.е. в основу выделения «цифрового
права» положен принципиально иной критерий.
Применительно к предмету финансового права наибольшее значение имеет
не тот факт, что те или иные отношения являются «цифровыми», т.е.
складываются в цифровом пространстве или иным образом осложнены
«цифровым элементом», а то, что они являются финансовыми — возникают в
процессе образования, распределения (перераспределения), использования и
контроля за использованием централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств. В связи с этим можно сделать вывод о нецелесообразности
выделения «цифрового финансового права» — ни как комплексного
межотраслевого образования, ни как подотрасли или института финансового
права. Внедрение финансовых технологий не меняет фундаментальной сущности
финансового права как отрасли российского права, регулирующей публичные
финансовые отношения.
2. Обосновано, что на сегодняшний день отсутствует необходимость
выделения дополнительных финансово-правовых подотраслей и институтов,
которые регулировали бы новые общественные отношения, связанные с
применением цифровых технологий. Соответствующие отношения успешно
охватываются существующими в системе финансового права крупными
структурными образованиями — бюджетным и налоговым правом, институтами
финансово-правового регулирования финансового рынка, денежного обращения,
валютного регулирования. В то же время допустимо говорить о возможности
выделения субинститутов, в рамках которых осуществляется регулирование
обращения цифровых валют, цифровых финансовых активов, контроль и надзор
за деятельностью субъектов, инвестирующих при помощи краудфандинговых
платформ, надзор за операторами информационных систем, в которых
осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторами обмена
цифровых финансовых активов.
3. Определено, что цифровизация не ведет к изменению основного метода
финансового права: финансовые отношения в первую очередь регулируются
методом «власти и подчинения», а в установленных законом случаях допустимо
ограниченное применение диспозитивного метода. Вместе с тем внедрение
цифровых технологий меняет суть процессов воздействия на общественные
отношения, расширяя и трансформируя способы влияния на поведение
участников таких отношений. Дополняя традиционные способы правового
регулирования техническими средствами обеспечения их реализации, государство
повышает эффективность механизма правового регулирования. Цифровые
технологии предоставляют праву возможность регулирования общественных
отношений принципиально новыми способами, усиливая вариативность
инструментария метода финансового права. Применительно к методу
финансового права цифровизация также ведет к трансформации его
«имущественного аспекта» (вследствие регулирования новых секторов
финансового рынка), усилению диспозитивности и расширению возможностей
регулирования трансграничных отношений.
4. Установлено, что экосистема цифровой экономики — это не просто
партнерство организаций, а принципиально новый коллективный субъект
финансовых правоотношений. Возникновение данной группы субъектов стало
возможным благодаря развитию информационно-телекоммуникационных сетей и
мобильных приложений, которые позволили связать в рамках единой платформы
виды деятельности, осуществляемые в различных секторах экономики. При этом
в экосистемах образуются качественно более тесные и сложные связи между
поставщиками услуг (в том числе финансовых услуг). Участники экосистемы
находятся под единым управлением и действуют в рамках общей для экосистемы
политики. Анализ действующих в настоящее время в Российской Федерации
экосистем позволяет сделать вывод, что они предлагают сходный перечень услуг.
В связи с этим важной составляющей управления экосистемами являются
программы лояльности для клиентов — полученные баллы могут тратиться
потребителями на весь ассортимент или бо́льшую часть услуг экосистемы.
Развитие экосистем, их экспансия на финансовом, товарном и цифровом рынках
ведут к усилению рисков для стабильности и развития российской финансовой
системы. В связи с этим сделан вывод о необходимости выработки общей модели
правового регулирования создания и функционирования экосистем цифровой
экономики, стандартов систем управления и внутреннего контроля (контроля
рисков, контроля в сфере использования инсайдерской информации, контроля
управленческих решений), правил осуществления контроля и надзора за
деятельностью экосистем в Российской Федерации.
5. Краудфандинг (привлечение инвестиций с использованием
инвестиционных платформ) в основном применяется для реализации частных
проектов. Между тем он обладает значительным потенциалом в качестве
инструмента аккумулирования денежных средств в публичные централизованные
фонды. Очевидно, что привлечение денег в федеральный и региональный
бюджеты посредством краудфандинга нецелесообразно ввиду масштаба
решаемых на уровне государства задач, с одной стороны, и ограниченного объема
инвестирования — с другой. В то же время краудфандинг может быть
использован для финансирования проектов местного значения.
Краудфандинг возник в первую очередь как инструмент для достижения
целей, не связанных с получением прибыли. Это делает его эффективным
инструментом решения общих целей и задач для граждан, проживающих на
территории муниципального образования. При этом именно жители будут
принимать решение о финансировании тех или иных проектов, опираясь на
представления о целесообразности их реализации. Кроме того, краудфандинг
позволяет лучше учитывать платежеспособность инвестора, который будет
принимать решение об инвестировании, исходя в том числе из своих финансовых
ресурсов. Краудфандинг дает инвесторам возможность предварительно оценить
потенциал реализации проекта, основываясь на представленных лицом,
привлекающим инвестиции, документах, а также осуществить последующий
контроль за целевым и эффективным использованием привлеченных денежных
средств.
Реализация данного предложения потребует внесения изменений в ряд
законодательных актов Российской Федерации, в частности:
— в Бюджетный кодекс РФ12 — в части признания денежных средств,
полученных в порядке инвестирования с использованием инвестиционных
платформ, в качестве безвозмездных доходов местных бюджетов, а также
закрепления целевого характера расходования данных денежных средств;
— Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»13, который
следует дополнить статьей, устанавливающей порядок принятия решения о
СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ для
решения вопросов местного значения;
— Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций
с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», включив в него
нормы, позволяющие муниципальным образованиям (в лице их администраций)
выступать в качестве лиц, привлекающих инвестиции, а также закрепляющие
особенности привлечения инвестиций с использованием инвестиционных
платформ для решения вопросов местного значения.
6. Цифровые финансовые активы — особый объект финансово-правового
регулирования. Обуславливается это тем, что они обращаются в рамках
отдельного сектора финансового рынка; государство устанавливает требования и
ограничения, направленные на регламентацию порядка выпуска и обращения
рассматриваемого финансового инструмента; уполномоченные государственные
органы осуществляют контроль и надзор за деятельностью субъектов на рынке
цифровых финансовых активов.
Общественные отношения, возникающие в процессе выпуска и обращения
цифровых финансовых активов, регулируются нормами финансового права в
публичном интересе в целях:
— обеспечения стабильности, устойчивости и развития рынка цифровых
финансовых активов в Российской Федерации;
— недопущения использования цифровых финансовых активов в целях
отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования
терроризма;
— защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг на
рынке цифровых финансовых активов.
7. Анализ положений Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ
«О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяет выделить
несколько групп субъектов правоотношений в сфере выпуска и оборота цифровых
финансовых активов:
1) субъекты гражданско-правовых сделок с цифровыми финансовыми
активами, к которым можно отнести:
— лицо, осуществляющее выпуск цифровых финансовых активов;
— обладателя цифровых финансовых активов;
2) профессиональные участники финансового рынка, опосредующие выпуск
и обращение цифровых финансовых активов, в частности:
— оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск
цифровых финансовых активов;
— оператор обмена цифровых финансовых активов;
3) факультативные субъекты, к которым относятся:
— номинальный держатель цифровых финансовых активов, которым может
быть лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности;
— узлы информационной системы;
4) органы регулирования, контроля и надзора за деятельностью субъектов
на рынке цифровых финансовых активов:
— Банк России;
— Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Представленная классификация может быть использована в целях
законодательной дифференциации правового статуса различных групп
участников краудфандинговых правоотношений. При этом следует отметить, что
указанные правоотношения носят комплексный характер, т.е. они складываются
из правоотношений различной правовой природы — преимущественно
возникающих на основании норм гражданского и финансового права. Для
гражданских правоотношений в сфере краудфандинга характерны свобода выбора
и равенство субъектов гражданского оборота. Финансово-правовыми нормами
устанавливаются:
— требования, запреты и ограничения, связанные с выпуском и обращением
цифровых финансовых активов;
— порядок включения профессиональных участников рынка цифровых
финансовых активов в реестры Банка России и порядок ведения таких реестров;
— правила осуществления контроля и надзора Банком России и
Росфинмониторингом за деятельностью субъектов правоотношений,
возникающих в сфере выпуска и обращения цифровых финансовых активов;
— меры принуждения, применяемые к субъектам правоотношений,
возникающих в сфере выпуска и обращения цифровых финансовых активов, в
случае нарушения ими действующих правил.
8. Установлено, что цифровые валюты следует квалифицировать как
разновидность финансовых инструментов, поскольку они обладают рядом
специфических черт:
— обращаются в рамках одного из секторов финансового рынка;
— цена на них определяется на основе спроса и предложения участников
рынка;
— они представляют собой цифровое выражение стоимости;
— их стоимость может быть оценена по рыночным правилам;
— они используются в первую очередь для получения прибыли;
— вложения в цифровые валюты сопряжены с рисками, поскольку инвестор
может получить как прибыль, так и убыток.
Данный поход должен найти свое законодательное закрепление, поскольку
он позволяет отграничить цифровые валюты от иных сходных инструментов.
Положения действующего Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ
«О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» не дают четкого ответа
на вопрос о правовой природе рассматриваемого объекта: в легальном
определении цифровой валюты отсутствуют специфические для определяемого
явления черты, в связи с чем в названном законе подчеркивается, что цифровые
валюты не являются безналичными денежными средствами, электронными
денежными средствами или бездокументарными ценными бумагами. Таким
образом, законодатель указывает в первую очередь на то, чем не является
цифровая валюта, а не на то, чем она является.
9. Цифровые валюты и цифровые финансовые активы — разные по своей
правовой природе объекты. Законодатель осознанно разграничил их, с тем чтобы
установить различные режимы правового регулирования и, как следствие,
обращения цифровых валют и цифровых финансовых активов. Цифровые валюты
не следует рассматривать в качестве разновидности цифровых финансовых
активов. Положения Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых
финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» не позволяют соотнести данные
категории как часть и целое по следующим причинам. Цифровые финансовые
активы построены по модели «право на право» — они одновременно являются
самостоятельным объектом гражданских прав и отражают денежные требования,
возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права
участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать
передачи эмиссионных ценных бумаг. Цифровые валюты не соответствуют
данной конструкции, поскольку не удостоверяют право на иное право — они
выполняют функции средства платежа и объекта инвестирования.
Теоретическая значимость диссертации состоит в выработке новых и
обладающих элементами новизны положений, касающихся механизма правового
регулирования финансовых технологий. Теоретические материалы и выводы,
сформулированные в ходе проведенного исследования, направлены на развитие
доктрины финансового права, они могут быть использованы для дальнейших
научных изысканий по вопросам, связанным с определением места норм,
регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе правового
регулирования финансовых технологий, в системе финансового права, контроля и
надзора за операторами инвестиционных платформ, операторами
информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых
финансовых активов, а также иных профессиональных участников финансового
рынка. Положения работы могут служить базой для изучения тенденций и
перспектив трансформации метода финансового права, исследования места норм,
регулирующих общественные отношения, связанные с применением финансовых
технологий, в рамках системы рассматриваемой отрасли российского права,
изменений субъектного состава финансовых правоотношений.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее выводы
и положения могут быть использованы в деятельности нормотворческих органов
в целях совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих
обращение цифровых валют, создание механизма аккумуляции денежных средств
в публичные фонды посредством краудфандинга. Результаты проведенного
исследования могут послужить основой для подготовки научной, методической и
учебной литературы по курсу «Финансовое право» и иных основанных на нем
дисциплин: материалы и положения диссертации можно использовать при
разработке магистерских программ, подготовке и чтении лекций, проведении
практических занятий по учебным дисциплинам финансово-правового цикла.
Степень достоверности и обоснованности научных выводов и
предложений определяется их доказанностью путем применения
соответствующего поставленным задачам системного анализа предмета
исследования. Достоверность и обоснованность результатов исследования
подкрепляется использованием обширной базы отечественных и иностранных
нормативных и доктринальных источников, а также статистической информации,
отражающей отдельные аспекты развития рынка финансовых технологий;
применением комплекса методов, соответствующих предмету, целям и задачам
исследования; аргументированностью выводов и их апробацией в научной и
практической деятельности автора. Анализ российской и зарубежной
правоприменительной практики в сфере регулирования применения финансовых
технологий также указывает на достоверность основных положений работы.
Апробация результатов исследования: диссертация подготовлена и
обсуждена на кафедре финансового права Московского государственного
юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Основные
положения проведенного исследования нашли свое отражение в трех статьях,
опубликованных в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной
комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской
Федерации для публикации основных результатов диссертационных
исследований на соискание ученой степени кандидата наук по специальности
Публикации автора в научных журналах
- 12.00.14 Административное право, административный процесс
- 03.00.00 Биологические науки
- 12.00.03 Гражданское право предпринимательское право семейное право, международное частное право
- 12.00.06 Земельное право, природоресурсное право, экологическое право, аграрное право
- 12.00.13 Информационное право
- 07.00.00 Исторические науки и археология
- 12.00.02 Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!