Правовые аспекты формирования союза рынков капитала в ЕС

Пожилова Наталья Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗА РЫНКОВ КАПИТАЛА В ЕС 18
§ 1. Союз рынков капитала как новая правовая форма экономической интеграции
в ЕС 18
§ 2. Предпосылки формирования союза рынков капитала в ЕС 28
§ 3. Порядок формирования союза рынков капитала в ЕС 41
§ 4. Основные направления правового регулирования ЕС в контексте
формирования союза рынков капитала 52
§ 5. Правовые аспекты интеграции финансовых рынков в ЕС и других
региональных интеграционных объединениях (сравнительно-правовой анализ)
5.1. Панбалтийский рынок капитала
5.2. Интеграция финансовых рынков в рамках АСЕАН
5.3. Интеграция финансовых рынков в рамках Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества (АТЭС)
5.4. Общий финансовый рынок Евразийского экономического союза 70
Глава 2. РЕФОРМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В ЕС 82
§ 1. Реформа законодательства ЕС о правовом статусе инвестиционных фондов
1.1. Правовой статус инвестиционных фондов в ЕС: общая характеристика
1.2. Порядок учреждения и функционирования инвестиционных фондов в
ЕС (на примере предприятий по коллективному инвестированию в
обращающиеся ценные бумаги и альтернативных инвестиционных фондов) 86
§ 2. Реформа законодательства ЕС об эмиссии ценных бумаг 120
§ 3. Реформа законодательства ЕС о правах акционеров компаний,
выпускающих ценные бумаги на фондовые рынки 126
Глава 3. НОВЫЕ СФЕРЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕС В
КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗА РЫНКОВ КАПИТАЛА 134
§ 1. Правовое регулирование панъевропейского персонального пенсионного
продукта 134
§ 2. Правовое регулирование европейских облигаций с покрытием 141
§ 3. Правовое регулирование секьюритизации 149
§ 4. Правовое регулирование краудфандинга 167
§ 5. Правовое регулирование превентивной реструктуризации 178
§ 6. Унификация коллизионных норм об уступке права требования 186
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
Приложение 197
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 199

Во введении обосновываются актуальность темы диссертационного
исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость,
указывается степень научной разработанности, определяются цели, задачи,
объектипредметисследования,описываютсяеготеоретическая,
методологическая,нормативнаяосновы,формулируютсяположения,
выносимые на защиту, приводятся сведения о результатах апробации
результатов исследования.
Глава первая «Исторические предпосылки и порядок формирования
союза рынков капитала в ЕС» состоит из пяти параграфов и посвящена
осмыслению юридической сущности союза рынков капитала и историко-
правовому исследованию процесса его формирования. Здесь же проведен
сравнительно-правовой анализ союза рынков капитала в ЕС и направленных на
достижениесходныхцелейправовыхмоделейинтеграциивдругих
международных организациях и интеграционных объединениях, включая ЕАЭС.
В § 1 «Союз рынков капитала как новая правовая форма
экономической интеграции в ЕС» проведен анализ происхождения и
юридической сущности союза рынков капитала в праве ЕС.
Доказано, что в праве ЕС в настоящее время отсутствует легальное
определение союза рынков капитала. В частности, Европейская комиссия и
европейская правовая доктрина оперируют в отношении союза рынков капитала
такими общими формулировками, как «инициатива Европейской комиссии»,
«масштабная реформа реформирования нормативно-правовой базы» и др., а
также характеризуют союз рынков капитала через совокупность отдельных
направлений правового регулирования, предложенных в Плане его создания
2015 г.
С учетом проведенного анализа учредительных документов, а также
содержания правовой доктрины автор приходит к выводу, что понятие «союз
рынков капитала» необходимо рассматривать через призму форм экономической
интеграции.
Развитие, усложнение экономической интеграции приводит к появлению
новых ее форм, перечень которых не является исчерпывающим; при этом новые
формы экономической интеграции могут появляться внутри ранее созданных,
развивая и дополняя их. Так, общий рынок (ныне единый внутренний рынок) ЕС
включил в себя ранее созданный таможенный союз, а экономический и
валютный союз сегодня дополнен положениями о формировании банковского
союза.
С учетом вышеизложенного автором обосновывается тезис о том, что
союз рынков капитала следует рассматривать как новую правовую форму
экономическойинтеграциигосударств-членовЕС,дополняющуюи
развивающую ранее достигнутые ее формы.
По мнению автора, отсутствие легального определения союза рынков
капитала в праве ЕС является пробелом. Однако этот пробел может носить
сознательный характер, т.к. позволяет Европейской комиссии и другим
институтам ЕС расширять объем этого понятия без внесения поправок в
действующие нормативные акты.
Во § 2 «Предпосылки формирования союза рынков капитала в ЕС»
отмечается, что союз рынков капитала имеет долгую и богатую предысторию,
связанную, во-первых, с возникновением международного финансового рынка,
во-вторых, с формированием общего, затем единого внутреннего рынка ЕС и,
далее, экономического и валютного союза, в-третьих, с возникновением у ЕС
новых вызовов и потребностей, продиктованных реалиями XXI века, включая
необходимость укрепления устойчивости европейской экономики и улучшения
ее финансирования.
Используя историко-правовой метод, автор подробно рассматривает
юридические предпосылки формирования союза рынков капитала сквозь призму
развития источников первичного и вторичного права ЕС.
По мнению диссертанта, этот процесс стал возможным, прежде всего,
благодаря созданию в ЕС единого внутреннего рынка и реализации в жизнь
таких его принципов, как принципы свободного передвижения услуг,
свободного передвижения лиц (в особенности в части свободы учреждения
хозяйствующих субъектов), свободного передвижения капиталов, а также
текущих платежей.
Таким образом, на уровне первичного права ЕС предпосылки
формирования союза рынков капитала были заложены Римским договором 1957
г. и реформой Единого европейского акта 1986 г., установившего современный
правовой фундамент единого внутреннего рынка.
Существенный вклад также внесли источники вторичного права,
направленные на обеспечение свобод передвижения капиталов, учреждения и
передвижения услуг, прежде всего, связанных с финансовыми операциями. Еще
в 1960-е гг. финансовые операции были разделены на четыре категории по
уровню либерализации, при этом предусматривались некоторые ограничения и
возможность введения односторонних запретов со стороны государств-членов.
В последующем Директива 86/566/ЕЭС11 разделила операции, связанные с
движением капитала, на три списка, в зависимости от возможности сохранения
и введения ограничений, в то время как Директива 88/361/ЕЭС от 24 июня 1988
г. об имплементации статьи 67 Договора12 сняла основные ограничения для
свободы передвижения капиталов, дифференцировав передвижение капиталов
на тринадцать групп в соответствии с экономическим характером активов и
возникающими в связи с проведением операций правами и обязанностями.
После вступления в силу Лиссабонского договора о реформе ЕС от 13
декабря 2007 г. (в силе с 1 декабря 2009 г.) принцип свободного передвижения
капиталов закрепляется в ст.ст. 63-66 Договора о функционировании
Европейского Союза, положения которого предоставляют полную свободу
передвижениям капитала, подверженным некоторым ограничениям в двух
аспектах: внутреннем (реализация данной свободы между государствами —
Council Directive 86/566/EEC of 17 November 1986 amending the First Directive of 11 May 1960 for the
implementation of Article 67 of the Treaty // OJ L 332, 26.11.1986, p. 22–28.
Council Directive 88/361/EEC of 24 June 1988 for the implementation of Article 67 of the Treaty. OJ L 178, 8.7.1988,
p. 5–18.
членами ЕС) и внешнем (передвижение капитала между государствами-членами
и третьими странами).
Формированию союза рынков капитала также предшествовало и
способствовало издание на европейском уровне нормативных актов по
некоторым другим вопросам, включая гармонизацию правового регулирования
деятельности институциональных инвесторов: Директива № 85/611/EЭC о
координации законов, нормативных актов и административных положений,
касающихся предприятий коллективного инвестирования в обращающиеся
ценные бумаги (UCITS)13 и др. Однако после финансово-экономического
кризиса 2008 г. возникла потребность в модернизации практически всего ранее
изданного законодательства ЕС, относящегося к капиталовложениям, и в
принятии новых нормативных актов, что и привело к выдвижению в 2015 г.
проекта союза рынков капитала.
§ 3 «Порядок формирования союза рынков капитала в ЕС» анализирует
содержание программных документов, принятых Европейской комиссией. Так,
30 сентября 2015 г. Европейская комиссия одобрила «План действий»14,
включающий в себя порядка 20 мер по достижению поставленной цели, в числе
которых поддержка малого и среднего бизнеса, а также инфраструктурных
проектов. Документ был разделен на 7 частей в зависимости от дальнейших
шагов по реформированию той или иной области.
Среднесрочный обзор, сделанный Европейской комиссией в 2017 г.15,
среди прочего, указал на необходимость дальнейшего углубления интеграции и
распространенияеенаранеенезадействованныесферыправового
регулирования, в частности на новые финансовые технологии, включая
краудфандинг.
Council Directive 85/611/EEC of 20 December 1985 on the coordination of laws, regulations and administrative
provisions relating to undertakings for collective investment in transferable securities (UCITS)// OJ L 375, 31.12.1985,
p. 3–18.
Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and social
committee and the Committee of the regions, Action Plan on Building a Capital Markets Union, Brussels, 30.9.2015 //
COM(2015) 468 final.
Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social
Committee and the Committee of the Regions on the Mid-Term Review of the Capital Markets Union Action Plan//
Brussels, 8.6.2017 Com(2017) 292 Final.
С учетом достигнутого, а также замечаний и предложений, высказанных
в ходе общественного обсуждения плана Европейской комиссии в 2017 г., общая
позиция экспертов, нашедшая отражение в Докладе «Союз рынков капитала.
Промежуточный отчет» 2019 г. и в Финальном докладе 2019 г.,
характеризуется необходимостью дальнейшего расширения интеграции в
данной области.
Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что формирование
союза рынков капитала, как и другие крупные интеграционные проекты ЕС
последних лет, осуществляются без пересмотра его учредительных договоров,
то есть источников первичного права. Все принципы и нормы, лежащие в основе
правового регулирования союза рынков капитала, закрепляются в регламентах и
директивах, других актах вторичного права. Такое положение дел можно
объяснить значительными трудностями политического характера, которыми
сопровождались проведенные в XXI в. реформы учредительных документов ЕС,
и отсюда нежеланием государств-членов ЕС проводить их ревизию в очередной
раз.
Итак, формирование союза рынков капитала осуществляется без
пересмотра учредительных договоров (источников первичного права) ЕС –
посредством законодательных и подзаконных актов (источников вторичного
права), принимаемых институтами и вспомогательными органами ЕС в рамках
существующих сфер компетенции ЕС, как они вытекают из последнего договора
о реформе ЕС (Лиссабонского договора 2007 г.).
Европейские законодательные акты по вопросам союза рынков капитала
издаются,преимущественно,наоснованииположенийДоговорао
функционировании ЕС 1957 г. в редакции Лиссабонского договора 2007 г.,
которые закрепляют компетенцию ЕС в области единого внутреннего рынка
применительно к обеспечению свобод учреждения, передвижения услуг,
капиталов и платежей.
В § 4 «Основные направления правового регулирования ЕС в контексте
формирования союза рынков капитала» автор, используя системный подход,
предлагает систематизировать и классифицировать направления правового
регулирования в рамках формирования союза рынков капитала, используя
различные критерии, в частности: по виду международной экономической
интеграции (на «позитивную» и «негативную» интеграцию); по субъектному
составу (создание специализированного правового регулирования в отношении
профессиональных субъектов рынка и в отношении институциональных
органов); по предмету их регулирования.
Автор в критическом плане обращает внимание на то, что в
вышеназванных программных документах Европейской комиссии не было
проведено четкого выделения отдельных направлений правового регулирования
в контексте формирования союза рынков капитала, а были указаны только
проблемные области, в которых либо полностью отсутствует какое-либо
регулирование на уровне ЕС, либо регулирование представляется Комиссии
устаревшим, в связи с чем возникает необходимость принятия новых или
пересмотра действующих нормативных актов.
По мнению автора, ключевым критерием для целей определения
основных направлений правового регулирования ЕС в контексте формирования
союза рынков капитала является соотношение принимаемых мер с ранее
изданным законодательством ЕС и их роль в дальнейшем развитии европейской
интеграции. Исходя из этого, выделены два направления:
1) пересмотр или замена новыми законодательными актами ранее
принятых документов, включая замену актов гармонизации (директив)
унифицирующими актами вторичного права (регламентами);
2) издание законодательных актов в сферах правового регулирования
капиталовложений (инвестиций), ранее не урегулированных правом ЕС, в том
числе в сферах, получивших развитие и (или) существенное практическое
значение в последние годы (краудфандинг, секьюритизация и др.).
В § 5 «Правовые аспекты интеграции финансовых рынков в ЕС и
другихрегиональныхинтеграционныхобъединениях(сравнительно-
правовой анализ)», который подразделяется на четыре подпараграфа, отражены
результаты сравнительно-правового анализа союза рынков капитала в ЕС с
направленными на достижение сходных целей правовыми моделями интеграции
национальных рынков капитала в других международных организациях и
интеграционных объединениях.
Сделан вывод о том, что, наиболее близкой по целям и содержанию к
мероприятиям ЕС по формированию союзу рынков капитала является концепция
формирования общего финансового рынка ЕАЭС, направленная на создание
механизмоввыдачиединого«евразийскогопаспорта»,общегорынка
финансовых услуг и специализированного наднационального контрольно-
надзорного органа. В то же время, в отличие от союза рынков капитала в ЕС,
который в полной мере охватывает прямые инвестиции, меры по созданию
общего рынка финансовых услуг в ЕАЭС при буквальном толковании включают
только правовое регулирование портфельных инвестиций, что свидетельствует
о более узком предмете их правового регулирования.
Исследование автором правового регулирования, осуществляемого в
иных международных организациях и интеграционных объединениях, позволяет
сделать вывод о том, что основная деятельность по формированию единого
финансового рынка в рамках АТЭС, АСЕАН и панбалтийского рынка капитала
ведется путем принятия юридически не обязательных актов «мягкого права», а в
случае первых двух организаций также при отсутствии наднационального
контрольно-надзорного органа. Для целей панбалтийского рынка капитала,
формируемого между отдельными государствами-членами ЕС, таким органом
выступает Европейское ведомство по ценным бумагам и рынкам.
Вторая глава «Реформа правового регулирования капиталовложений в
ЕС»состоитизтрехпараграфов,вкоторыхпроанализированыи
систематизированы основные направления модернизации ранее принятого
законодательства ЕС о капиталовложениях в контексте формирования союза
рынков капитала, дана оценка ее результатам.
В § 1 «Реформа законодательства ЕС о правовом статусе
инвестиционных фондов» исследован правовой статус инвестиционных
фондов в ЕС как в исторической ретроспективе, так и в том виде, как он вытекает
из законодательных актов, принятых в контексте формирования союза рынков
капитала;предложенанаучно-теоретическаяклассификациявидов
инвестиционныхфондов,регулируемыхправомЕС;охарактеризованы
основныенаправления,покоторымосуществляетсяпересмотрранее
действовавшего законодательства ЕС и дополнение его новыми актами.
По результатам исследования сделан вывод о том, что модернизация
законодательства об инвестиционных фондах служит ключевым элементом
реформы правового регулирования капиталовложений в ЕС в контексте
формирования союза рынков капитала. Ее главными результатами, по мнению
диссертанта, являются:
1)обеспечениемаксимальнойинформационнойоткрытости
инвестиционных фондов, включая публикацию информации о потенциальных
рисках как для профессиональных участников рынка, так и для потребителей;
2) упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства
к услугам инвестиционных фондов;
3) сокращение расходов и административных формальностей, связанных
с регистрацией и ведением деятельности инвестиционных фондов повсеместно
в ЕС.
В § 2 «Реформа законодательства ЕС об эмиссии ценных бумаг»
содержатся анализ и оценка реформы правового регулирования эмиссии ценных
бумаг в ЕС.
Главными векторами реформы, по мнению диссертанта, являются
обеспечение более эффективного контроля за процедурой листинга на
территории государств-членов ЕС и поддержание безопасности инвестиций
(капиталовложений).
Автор приходит к выводу о том, что положения ранее действующей
Директивы 2003/71/EC Европейского парламента и Совета о проспектах эмиссии
для публичного предложения и выхода на рынок от 4 ноября 2013 г. (далее –
«Директива о проспектах») выполнили свою задачу, а именно обеспечили
применение в отношении инвесторов единых правил публичного предложения
ценных бумаг и их доступа на рынок и ввели для них «европейский паспорт»,
позволяющий работать на всем пространстве ЕС.
В ходе создания союза рынков капитала Европейская комиссия и, по ее
предложению, законодательные институты ЕС посчитали необходимым и
возможным заменить Директиву о проспектах как акт гармонизации
национальныхзаконодательствунифицирующимевропейским
законодательным актом прямого действия – Регламентом (ЕС) 2017/1129
Европейского парламента и Совета от 14 июня 2017 г. о проспекте 16.
Такая юридическая новация, по оценке диссертанта, имеет существенное
значение для восстановления и дальнейшего развития европейского рынка
ценных бумаг после мирового финансового кризиса, а выбор унифицирующего
акта обуславливается стремлением избежать долгого процесса имплементации
директивы в национальное право, тем самым ускорить введение в действие
новых правовых норм.
Положения нового Регламента, как и в случае с реформой правового
регулирования деятельности инвестиционных фондов, отвечают потребности
обеспечиватьинформационнуюипроцедурнуюдоступностьдлявсех
участников правоотношений на рынках капитала, особенно, для физических лиц
как непрофессиональных инвесторов.
§ 3 «Реформа законодательства ЕС о правах акционеров компаний,
выпускающих ценные бумаги на фондовые рынки» раскрывает сущность и
содержание реформы Директивы 2007/36/EC Европейского парламента и Совета
об осуществлении определенных прав акционеров компаний, выпускающих
ценные бумаги на биржи.
Пересмотр положений Директивы 2007/36/EC в контексте формирования
союза рынков капитала продиктован стремлением законодателя ЕС усилить
Regulation (EU) 2017/1129 of the European Parliament and of the Council of 14 June 2017 on the prospectus to be
published when securities are offered to the public or admitted to trading on a regulated market, and repealing Directive
2003/71/EC. Text with EEA relevance OJ L 168, 30.6.2017, p. 12–82.
гарантии реализации прав акционеров как «хозяев» компании, принимающих
ключевые решения по управлению ее деятельностью.
Диссертантомвыделеныследующиеновыемеры,имеющие
существенноезначениедляразвитияправовогорегулированияв
рассматриваемой области:
1)меры, направленные на усиление защиты персональных данных
акционеров(включаяхранениетакихданных)вкорпоративных
правоотношениях;
2)дополнительные требования к управляющим активами, в том числе
по вопросам их вознаграждения;
3)положения,требующиераскрытияинформациипозапросу
заинтересованных лиц, в целях противодействия совершению противоправных
действий.
Предметом главы третьей «Новые сферы правового регулирования ЕС в
контексте формирования союза рынков капитала», включающей шесть
параграфов, являются законодательные акты и законодательные инициативы ЕС
по тем вопросам, которые ранее не регулировались правом ЕС (а в некоторых
случаях и национальным правом), и впервые получают на европейском уровне
юридическую регламентацию благодаря формированию союза рынков капитала.
§1«Правовоерегулированиепанъевропейскогоперсонального
пенсионногопродукта»посвященисследованиюправилсозданияи
использования нового типа инвестиционного продукта, предлагаемого на всем
пространстве ЕС поставщиками финансовых услуг на основе «единого
паспорта» в соответствии с Регламентом 2019 г. о панъевропейском
персональном пенсионном продукте 17.
В согласии с Европейской комиссией диссертант считает главными
целями Регламента создание альтернативы государственным и частным
пенсионным фондам для осуществления прибыльных капиталовложений и
Regulation (EU) 2019/1238 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 on a pan-European Personal
Pension Product (PEPP). OJ L 198, 25.7.2019, p. 1–63.
улучшения благосостояния населения, с одной стороны, и высвобождение
дополнительных финансовых ресурсов и для поддержки инвестиционной
деятельности в ЕС, с другой стороны.
Наименование«панъевропейский»отражаетсоответствиенового
продукта единым правилам, предусмотренным Регламентом, что должно
повыситьфинансовуюпривлекательностьэтогопродуктадля
капиталовложений на всем пространстве ЕС.
В § 2 «Правовое регулирование европейских облигаций с покрытием»
данный тип ценных бумаг исследован на основе анализа положений новой
Директивы (ЕС) 2019/2162 Европейского парламента и Совета о выпуске
облигаций с покрытием и обеспечении надзора 18 и дополняющего ее Регламента
(ЕС) 2019/876 Европейского парламента и Совета 19.
Анализ вышеупомянутых актов позволил диссертанту сделать вывод о
том, что они в целом адекватно решают задачу устранения рисков для
приобретающих облигации с покрытием физических и юридических лиц, что, в
свою очередь, способствует их более широкому использованию компаниями для
целей привлечения дополнительных средств.
Как и в случае с панъевропейским персональным пенсионным продуктом,
принятие специального законодательства об облигациях с покрытием, по
мнению диссертанта, продиктовано необходимостью обеспечения большей
правовой определенности в данном виде капиталовложений.
Положительной оценки заслуживают новации правового регулирования,
связанные с установлением дополнительных требований к активам покрытия,
которыми обеспечиваются обязательства по ценным бумагам.
Directive (EU) 2019/2162 of the European Parliament and of the Council of 27 November 2019 on the issue of covered
bonds and covered bond public supervision and amending Directives 2009/65/EC and 2014/59/EU. OJ L 328, 18.12.2019,
p. 29–57.
Regulation (EU) 2019/876 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2019 amending Regulation (EU)
No 575/2013 as regards the leverage ratio, the net stable funding ratio, requirements for own funds and eligible liabilities,
counterparty credit risk, market risk, exposures to central counterparties, exposures to collective investment undertakings,
large exposures, reporting and disclosure requirements, and Regulation (EU) No 648/2012. OJ L 150, 7.6.2019, p. 1–225.
В § 3 «Правовое регулирование секьюритизации» даются анализ и
оценка правовому регулированию одной из важнейших сфер финансово-
экономических отношений в реалиях XXI века – секьюритизации.
Автор сначала рассматривает становление и развитие правового
регулирования секьюритизации в национальном праве с выработкой научной
периодизации этого процесса (всего 5 этапов), дает характеристику правовой
природы секьюритизации, а также видов секьюритизации.
Далее в параграфе исследуется процесс унификации правового
регулирования секьюритизации непосредственно в ходе формирования союза
рынков капитала в ЕС. Отмечается, что принятие на европейском уровне
регламентов как унифицирующих законодательных актов упрощает доступ как
коммерческим, так и некоммерческим организациям к дополнительным
источникам финансирования их деятельности и снимает барьеры на учреждение
поставщиков соответствующих услуг на всем рынке ЕС.
Важное значение в этой связи имеют установленные ЕС критерии
«простой, прозрачной и стандартизированной» секьюритизации, которые
позволяют оценить соответствие проводимых операций требованиям нового
Регламента (ЕС) 2017/2402 Европейского парламента и Совета от 12 декабря
2017 г.20 и обеспечить правовую определенность, защиту прав и интересов для
участников финансового рынка.
В то же время, автор высказывает критические замечания по поводу
регулирования секьюритизации со стороны ЕС. В частности, вышеупомянутые
критерии «простой, прозрачной и стандартизированной» секьюритизации
содержат пробелы, т.к. не касаются обеспечения «качества» базовых
обязательств проводимых сделок.
Автор также высказывает критические замечания по поводу избыточной
сложности и детализации положений Регламента о секьюритизации и его
Regulation (EU) 2017/2402 of the European Parliament and of the Council of 12 December 2017 laying down a general
framework for securitisation and creating a specific framework for simple, transparent and standardised securitisation,
and amending Directives 2009/65/EC, 2009/138/EC and 2011/61/EU and Regulations (EC) No 1060/2009 and (EU) No
648/2012// OJ L 347, 28.12.2017, p. 35–80.
чрезмерных требований в отношении документарного оформления этой
операции.
В § 4 «Правовое регулирование краудфандинга» исследована правовая
природа«краудфандинга»какещеодногополучившегоширокое
распространение в последнее время механизма привлечения средств на рынках
капитала, а также дана оценка проекту Регламента о регулировании
деятельности поставщиков краудфандинговых услуг для предпринимательских
целей21.
По результатам исследования нормативных и доктринальных источников
автор выделяет следующие главные положительные особенности будущего
правового регулирования краудфандинга в ЕС:
1.Оптимальный выбор источника правового регулирования, а именно
проведение унификации посредством унифицирующего регламента, положения
которого будут иметь прямое действие. По данным Европейской комиссии, в
национальном законодательстве ряда государств-членов ЕС сегодня полностью
отсутствует правовое регулирование краудфандинга, в связи с чем принятие
регламента позволяет устранить правовые пробелы и ввести единые правила
деятельности поставщиков краудфандинговых услуг на всей территории ЕС.
2.Достаточно строгие требования к поставщикам краудфиндинговых
услуг в отношении предоставления клиентам полной и достоверной информации
о финансовых рисках и расходах, связанных с их инвестициями в
краудфандинговые проекты, включая риски несостоятельности и критерии
отбора проектов.
§ 5 «Правовое регулирование превентивной реструктуризации»
посвящен анализу и оценке новой Директивы 2019/1023 о механизмах
превентивнойреструктуризации,погашениизадолженностии
дисквалификациях, а также о мерах по повышению эффективности процедур,
Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on European Crowdfunding Service Providers
(ECSP) for Business// Brussels, 8.3.2018. COM(2018) 113 final.
касающихся реструктуризации, несостоятельности и погашения долговых
обязательств («Директива о реструктуризации и несостоятельности») 22.
Исследование положений Директивы, а также предпосылок к ее
принятию находит отражение в выводе автора о том, что правовое
регулирование превентивной реструктуризации в контексте формирования
союза рынков капитала направлено на создание еще одной возможности
сохраненияжизнеспособностиорганизаций,имеющихположительную
репутацию на рынке, но испытывающих временные финансовые трудности.
Кроме того, гармонизация национальных законодательств государств-
членов ЕС может способствовать более широкому использованию данного
механизма и, как следствие, повышению стабильности на внутреннем рынке ЕС.
В § 6 «Унификация коллизионных норм об уступке права требования»
исследуетсяпроектРегламентавотношенииправа,применимогок
последствиям уступки права требования третьих лиц 23, обосновывается
важность и полезность его принятия в контексте формирования союза рынков
капитала, несмотря на то, что предмет данного акта охватывает весь спектр
гражданско-правовых отношений.
Диссертант полагает, что принятие данного Регламента должно
способствовать, в том числе, более широкому использованию механизмов
секьюритизации и факторинга как между государствами-членами ЕС, так и в
отношении третьих стран.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования,
сделаны основные выводы по вопросам направлений правового регулирования в
контексте формирования союза рынков капитала, а также сформулированы
практические положения, направленные на использование опыта ЕС в целях
формирования общего финансового рынка ЕАЭС.
Directive (EU) 2019/1023 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 on preventive restructuring
frameworks, on discharge of debt and disqualifications, and on measures to increase the efficiency of procedures
concerning restructuring, insolvency and discharge of debt, and amending Directive (EU) 2017/1132 (Directive on
restructuring and insolvency). OJ L 172, 26.6.2019, p. 18–55.
Proposal for a REGULATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on the law applicable
to the third-party effects of assignments of claims. COM/2018/096 final – 2018/044 (COD).
В Приложении настоящего диссертационного исследования содержится
список сокращений, используемых диссертантом.

Актуальность темы исследования.
Мировой финансово-экономический кризис на рубеже первой и второй декад
XXI века дал импульс поиску новых подходов к регулированию рынков
финансовых ресурсов, включая рынок капитала1, обеспечивающих им, с одной
стороны, бóльшую стабильность, устойчивость по отношению к внутренним и
внешним вызовам, с другой стороны, способность лучше аккумулировать
денежные средства физических и юридических лиц для целей инвестирования,
поддержки предпринимательской активности, а также экономического роста в
условиях глобализации.
В этой связи особую важность сегодня, как подчеркивает председатель
Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллина, приобретает
стимулирование частных инвестиций2, для чего государствам и их
интеграционным объединениям необходимо развивать не только традиционный
банковский кредит через коммерческие банки и другие кредитные организации, но
и инфраструктуру небанковского кредитования экономики посредством рынка
ценных бумаг, инвестиционных фондов, краудфандинга и т.д.
В Европейском Союзе (ЕС) реакцией на мировой финансово-экономический
кризис начала XXI века послужили два новых интеграционных проекта,
последовательно инициированных Европейской комиссией: сначала – в 2012 г. –
«банковский союз» (banking union), предусматривающий учреждение единых
механизмов надзора за деятельностью коммерческих банков, их реструктуризации
и страхования банковских вкладов3, затем – в 2015 г. – относящийся к
См.: Чеботарёв Н.Ф. Глобальные рынки ресурсов. Монография. Москва: Проспект, 2020. С. 71 – 128. Набиуллина Э.С. Выступление на XXVIII Международном финансовом конгрессе. Санкт-Петербург. 04 июля 2019
г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/379317-eti-slova-pohozhi-na-krik-otchayaniya-
nabiullina-nazvala-glavnye (дата обращения: 22.03.2020). Осокина Е.Б. Правовые основы организации и функционирования Европейского банковского союза. дис. … канд.
юрид. наук. МГИМО, Москва. 2019; Лифшиц И.М. Специфика правового регулирования банковской деятельности
в ЕС // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №8. С.108-118. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-pravovogo-regulirovaniya-bankovskoy-deyatelnosti-v-es (дата обращения:
22.03.2020); Степашкина Е.Н. Правовое регулирование банковской деятельности в странах ЕС // Контентус. 2017.
№12 (65). С.126-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-bankovskoy-deyatelnosti-v-stranah-es
(дата обращения: 22.03.2020).
небанковскому финансированию экономической деятельности «союз рынков
капитала» (capital markets union), правовым аспектам формирования которого
посвящена настоящая диссертация.
Актуальность исследования правовых аспектов формирования союза рынков
капитала в России определяется, прежде всего, следующими обстоятельствами:
1) необходимостью теоретического осмысления понятия «союз рынков
капитала» как новой сферы правового регулирования, новой правовой формы
экономической интеграции в ЕС;
2) общностью круга задач и проблем в этой сфере, стоящих перед ЕС и
другими государствами, интеграционными объединениями, включая Россию и
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), и вытекающей отсюда практической
возможностью использования полезного опыта ЕС для совершенствования
отечественного законодательства. В качестве одного из примеров можно указать
развитие венчурных фондов и увеличение объема их финансовой поддержки, к
чему стремятся как ЕС, так и наша страна4;
3) важностью учета новаций права ЕС при создании общего финансового
рынка ЕАЭС, принимая во внимание как отмеченную выше общность круга задач
и проблем правового регулирования, так и перспективы гармонизации
интеграционных процессов в рамках этих двух крупнейших интеграционных
объединений на евразийском пространстве5.
Вследствие новизны и еще не окончательного завершения процесса создания
союза рынков капитала последний до недавнего времени не являлся объектом
комплексного монографического исследования, включающего все существенные
аспекты его формирования и функционирования. Необходимо отметить, что
большинство научных работ, ранее опубликованных по вопросам правового
регулирования капиталовложений в ЕС, уже успели отчасти утратить актуальность
Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с ведущими российскими инвесторами.
01.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/63142#sel=6:2:jli,6:36:kUi
(дата обращения: 22.03.2020). Выступление В.В. Путина на юбилейной Ассамблее ООН // Российская газета. 2015. 29 сентября.
в связи с проведенными в последние годы крупномасштабными реформами
европейского законодательства.
Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым подготовить
настоящее диссертационное исследование правовых аспектов формирования союза
рынков капитала в ЕС, которое позволит сформировать целостную научную
концепцию этого нового явления европейской экономической и правовой
интеграции на основе теоретических положений наук международного и
европейского права.
Степень научной разработанности темы. Существенный вклад в
исследование международного экономического права, включая правовое
регулирование международных финансово-экономических отношений, внесли
Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.М. Вельяминов, Д.К. Лабин, И.И. Лукашук, Е.Г.
Моисеев, И.З. Фархутдинов, В.М. Шумилов и др. В частности, в работах Д.К.
Лабина, И.З. Фархутдинова и В.М. Шумилова предметом комплексного
рассмотрения стали международное финансовое и международное
инвестиционное право6. Л.П. Ануфриева и И.В. Зенкин обстоятельно исследовали
правовое регулирование финансовых услуг и связанных с торговлей
инвестиционных мер в рамках Всемирной торговой организации7.
Правовое регулирование европейской экономической интеграции, в том числе
вопросы юридического закрепления и практики применения принципов единого
внутреннего рынка ЕС, рассмотрены в трудах М.М. Бирюкова, П.Н. Бирюкова,
См. Гл. 8, 9. Шумилов, В. М. Международное экономическое право: учебник для магистров / В. М. Шумилов. —
6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С. 442-571; Раздел 4-5. Шумилов В.М.
Международное финансовое право. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 2014. – С.160-
304; Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: учебник. – Москва: Проспект, 2014. 416
с; Лабин Д.К. Международное инвестиционное право на современном этапе: новые вызовы и тенденции / Д.К.Лабин
// Актуальные теоретические проблемы современного международного права: материалы международной научно-
практической конференции, посвященной 70-летию кафедры международного права МГИМО (Москва, 28-29
ноября 2018) [сборник] / Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД
Российской Федерации, кафедра международного права [отв. ред. А.В.Торкунов, А.Н.Вылегжанин]. — М.: МГИМО
-Университет, 2019. — С. 65-74; Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных
инвестиций: монография / Д.К.Лабин. — М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. — 296 с. См.: Право ВТО: теория и практика применения / под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: Норма: Инфра-М, 2016. С. 192 –
221; Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. – М.: Международные отношения, 2014. С. 291 – 292, 692
– 698.
П.А. Калиниченко, А.Я. Капустина, С.Ю. Кашкина, О.М. Мещеряковой, Е.В.
Постниковой, А.О. Четверикова, Л.М. Энтина, М.Л. Энтина, Ю.М. Юмашева и др.
В частности, свободе передвижения капиталов посвящено диссертационное
исследование В.А. Селивановой «Принцип свободного движения капитала в праве
Европейского Союза: сущность и проблемы реализации» (М.: МГЮА, 2007 г.).
Правовое регулирование финансово-правовых аспектов европейской интеграции
исследовано в трудах В.В. Долинской, Н.Г. Дорониной, Л.К. Карпова, А.С.
Линникова, В.Е. Понаморенко, Н.Г. Семилютиной, В.Ю. Слепака и др.
Особо следует упомянуть диссертационные исследования и другие работы
Р.А. Касьянова, в которых проведено глубокое сравнительно-правовое осмысление
регулирования рынков финансовых услуг в ЕС в ЕАЭС8, и И.М. Лифшица, в
которых проведен комплексный анализ взаимодействия международного
финансового права и права Европейского союза9.
В то же время, в России до сих пор не проводилось специальных юридических
исследований содержания, предпосылок, порядка формирования союза рынков
капитала как особой формы экономической интеграции в ЕС, что, как отмечалось,
обусловлено новизной этого явления европейской экономической и правовой
интеграции. Данный пробел призвана восполнить настоящая диссертация,
комплексно рассматривающая правовые аспекты формирования союза рынков
капитала в ЕС во взаимосвязи с исследованием методом сравнительно-правового
анализа сходных юридических конструкций других интеграционных объединений,
включая ЕАЭС.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является
комплексное исследование правовых аспектов деятельности Европейского Союза
См.: Касьянов Р.А. Регулирование рынка финансовых услуг по праву ЕС и ЕАЭС: дис. док.ю.н.: 12.00.10. Москва,
2019. – 554 с; Касьянов Р.А. Новые правила деятельности инвестиционных компаний и кредитных организаций на
финансовых рынках Европейского союза / Р.А.Касьянов // Банковское право. — 2019. — №1. — С. 55-62; Касьянов
Р.А. Обеспечение экономических прав и свобод человека и построение единого рынка финансовых услуг в
Европейском союзе / Р.А.Касьянов // Вопросы российского и международного права. — 2019 — T. 9. — №4 — C.
152-161. См.: Лифшиц И.М. Теоретические основы взаимодействия международного финансового права и права
Европейского союза: дис. док.ю.н.: 12.00.10. Москва, 2020. – 578 с.; Лифшиц И.М. Типология взаимодействия
международного финансового права и права европейского союза // Московский журнал международного права.
2020. № 1. С. 90-102; Лифшиц И.М. Понятие международного финансового права: некоторые аспекты // Московский
журнал международного права. 2017. № 4 (108). С. 58-69.
в области формирования союза рынков капитала как нового направления
экономической политики и новой формы экономической интеграции.
Достижение вышеуказанной цели предполагает постановку и решение
следующих задач:
– определение существенных признаков, характеризирующих понятие «союз
рынков капитала» как категории права ЕС;
– историко-правовое исследование предпосылок и порядка формирования
союза рынков капитала;
– сравнительно-правовой анализ интеграции финансовых рынков ЕС и других
региональных интеграционных объединений;
– анализ и теоретическая систематизация законодательных и подзаконных
актов, а также новейших законопроектов ЕС, подготовленных в контексте
формирования союза рынков капитала, оценка их места и роли в правовом
регулировании европейской экономической интеграции;
– выработка практических положений по использованию положительного
опыта ЕС в совершенствовании правового регулирования общего финансового
рынка ЕАЭС и внутреннего российского законодательства.
Объектом настоящего исследования выступают регулируемые правом ЕС
общественные отношения, возникающие в процессе формирования союза рынков
капитала в ЕС, а также аналогичные общественные отношения, складывающиеся в
процессе финансово-экономической интеграции в других интеграционных
объединениях.
Предметом настоящего исследования являются нормы Договора о
функционировании ЕС 1957 г. (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.),
законодательных актов Европейского парламента и Совета ЕС, других источников
первичного и вторичного права ЕС, включая делегированные и исполнительные
акты Европейской комиссии, акты специализированных учреждений ЕС в
финансово-экономической сфере (Европейское ведомство по ценным бумагам и
рынкам и др.); правила, выработанные судебной практикой Суда ЕС; положения,
содержащиеся в законопроектах, программных, других официальных документах
ЕС.
Кроме того, в контексте сравнительно-правового метода в диссертации
проанализированы нормы международно-правовых актов других интеграционных
объединений, включая ЕАЭС.
Методологическая основа диссертационного исследования включает
общенаучные методы и специальные методы познания юридических явлений.
В качестве общенаучных методов в диссертации использованы, в частности:
диалектический, исторический, сравнительный, прогностический, методы анализа
и синтеза, дедукции и индукции, системный подход.
Среди специальных методов, используемых в юридических науках, в
настоящем диссертационном исследовании применялись историко-правовой,
сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового
прогнозирования.
В ходе научно-теоретической интерпретации исследуемых юридических норм
автор также применяла методы их толкования, используемые Судом ЕС, в
частности, системный и телеологический методы (méthodes systématique et
téléologique), требующие определять смысл и содержание каждой нормы исходя из
ее функции в правовой системе ЕС в целом и практических целей, ради которых
она принималась10.
Теоретическую основу исследования составляют, в первую очередь, труды
ведущих российских и иностранных ученых в области международного и
европейского права: А.Х. Абашидзе, Л.П. Ануфриевой, К. Барнар, Ю.С.
Безбородова, К.А. Бекяшева, М.М. Бирюкова, П.Н. Бирюкова, Г.М. Вельяминова,
Г. Де Бурки, А.О. Иншаковой, П.А. Калиниченко, А.Я. Капустина, С.Ю. Кашкина,
П.Крейга, В. Н. Лисицы, И.И. Лукашука, М.Н. Марченко, О.М. Мещеряковой, Е.Г.
Моисеева, Ю.М. Орловой, В.Ю. Слепака, Н.А. Соколовой, Н.А. Стрельниковой,
См.: Isaac G, Blanquet M. Droit général de l’Union européenne. Paris: Dalloz, 2006. P. 244 – 245.
Б.Н. Топорнина, И.З. Фархутдинова, А.О. Четверикова, В.М. Шумилова, Л.М.
Энтина, М.Л. Энтина, Ю.М. Юмашева и др.
Кроме того, существенное внимание было уделено изучению монографий,
статей и других работ российских и европейских ученых, посвященных
законодательству ЕС в области финансов и инвестиций (капиталовложений): Н.Н.
Викторовой, Н.Г. Дорониной, Л.К. Карпова, Р.А. Касьянова, Д.К. Лабина, А.С.
Линникова, И.М. Лифшица, В.Е. Понаморенко, Н.Г. Семилютиной, П. Нобеля,
К.Хонта и др.
В целях общеправового осмысления исследуемых вопросов автором также
изучены труды представителей других юридических наук (в частности, теория
государства и права, история государства и права, международное частное право,
финансовое право): А.М. Васильева, Е.Ю. Грачевой, Г.К. Дмитриевой, И.А. Исаева,
А.В. Корнева, М.В. Мажориной, В.Е. Синюкова, И.А. Цинделиани и др.
Наконец, с учетом специфики объекта диссертационного исследования,
представляющего по существу экономические отношения, диссертант использовал
в работе элементы междисциплинарного подхода с обращением к теоретическим
изысканиям представителей других общественных наук, прежде всего,
экономических наук: О.В. Буториной, Х.П. Бэра, В.Ю. Катасонова, Н.Ф.
Чеботарёва и др.
Нормативную основу диссертации составляют источники международного и
европейского права: международные договоры, в том числе учредительные
договоры Европейского Союза и иных интеграционных объединений,
законодательные и подзаконные акты Европейского Союза, судебная практика
Суда Европейского Союза, а также исторические документы (прежние редакции
учредительных договоров ЕС, ранее действовавшие законодательные акты ЕС и
др.) и проекты новых актов по формированию союза рынков капитала и
совершенствованию существующего правового регулирования ЕС.
Научная новизна диссертации обуславливается тем, что она является первым
в России комплексным исследованием правовых аспектов союза рынков капитала
как новой формы экономической интеграции, возникшей в ЕС в XXI в.
В диссертации раскрыта юридическая сущность союза рынков капитала,
проанализированы его исторические предпосылки, соотношение с другими, ранее
возникшими в ЕС формами экономической интеграции (таможенный союз и др.),
выявлены основные направления правового регулирования ЕС в контексте его
формирования, обстоятельно рассмотрено, теоретически систематизировано и
критически оценено законодательство ЕС, создающее нормативную основу союза
рынков капитала.
В диссертации также впервые предпринята попытка сопоставить источники и
нормы права ЕС, регулирующие союз рынков капитала, с документами,
правоположениями и проектами других интеграционных объединений по
вопросам финансово-экономической интеграции, включая проведение
сравнительно-правового анализа юридических моделей союза рынков капитала и
общего финансового рынка ЕАЭС.
Исходя из результатов диссертационного исследования, автор выносит на
защиту следующие основные положения, содержащие элементы научной
новизны:
1. Понятие «союз рынков капитала» было предложено на политическом
уровне Европейской комиссией в 2015 г. и получило юридическое закрепление в
источниках права ЕС, однако без установления для него нормы-дефиниции.
Проведенный в диссертации системный анализ легальных и доктринальных
источников, относящихся к формированию союза рынков капитала, дает основание
рассматривать данное понятие как новую правовую форму экономической
интеграции государств-членов ЕС, дополняющую и развивающую ранее
достигнутые ее формы (таможенный союз; общий, сегодня – единый внутренний
рынок; экономический и валютный союз).
2. Отличительными признаками союза рынков капитала как правовой формы
экономической интеграции являются:
1) устранение ограничений на свободу учреждения и экономической
деятельности для всех видов поставщиков финансовых услуг в небанковском
секторе ЕС, включая новые виды этих услуг (например, краудфандинг);
2) создание единого правового режима для инвестиций (капиталовложений)
на основе сочетания детальной гармонизации и унификации законодательства
государств-членов ЕС с тенденцией к постепенной замене национальных
нормативных актов европейскими нормативными актами прямого действия
(регламентами).
3. Формирование союза рынков капитала осуществляется без пересмотра
учредительных договоров (источников первичного права) ЕС – посредством
законодательных и подзаконных актов (источников вторичного права),
принимаемых институтами и вспомогательными органами ЕС в рамках
существующих сфер компетенции ЕС, как они вытекают из последнего договора о
реформе ЕС (Лиссабонского договора 2007 г.).
Европейские законодательные акты по вопросам союза рынков капитала
издаются, преимущественно, на основании положений Договора о
функционировании ЕС 1957 г. в редакции Лиссабонского договора 2007 г., которые
закрепляют компетенцию ЕС применительно к обеспечению свобод учреждения,
передвижения услуг, капиталов и платежей на едином внутреннем рынке.
4. С точки зрения соотношения с ранее принятым европейским
законодательством правовое регулирование ЕС в контексте формирования союза
рынков капитала развивается по двум направлениям:
1) пересмотр или замена новыми законодательными актами ранее принятых
документов, включая замену директив (основ законодательства непрямого
действия) унифицирующими регламентами (актами прямого действия);
2) издание законодательных актов в сферах финансово-экономических
отношений, ранее не урегулированных правом ЕС, в том числе в сферах,
получивших развитие и (или) существенное практическое значение в последние
годы (краудфандинг, секьюритизация и др.).
5. Ключевым элементом реформы ранее принятого законодательства ЕС в
контексте формирования союза рынков капитала является модернизация
законодательства о предприятиях по коллективному инвестированию
(инвестиционных фондах). Совершенствование правового регулирования в этой
области, включая создание единой правовой основы для деятельности
институциональных инвесторов, специально ориентированных для работы на
высокорисковых финансовых рынках, вносит существенный вклад в дальнейшее
усиление экономической интеграции в ЕС. Главными результатами проведенной
реформы, по мнению диссертанта, являются:
1) обеспечение максимальной информационной открытости инвестиционных
фондов, включая публикацию информации о потенциальных рисках как для
профессиональных участников рынка, так и для потребителей;
2) упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к
услугам инвестиционных фондов;
3) сокращение расходов и административных формальностей, связанных с
регистрацией и ведением деятельности инвестиционных фондов повсеместно в ЕС.
Аналогичные результаты достигнуты в других элементах реформы – реформе
законодательства ЕС об эмиссии ценных бумаг и законодательства ЕС о правах
акционеров компаний, выпускающих ценные бумаги на фондовые рынки.
6. Важнейшими новыми сферами финансово-экономических отношений,
которые получают регламентацию в контексте формирования союза рынков
капитала, по мнению диссертанта, являются краудфандинг и секьюритизация.
Принятие унифицирующих законодательных актов ЕС в отношении этих сфер
упрощает доступ как коммерческим, так и некоммерческим организациям к
дополнительным источникам финансирования их деятельности и снимает барьеры
на учреждение поставщиков соответствующих услуг в ЕС.
Дополнительными аспектами правового регулирования ЕС в контексте
формирования союза рынков капитала являются создание специального правового
режима для новых видов финансовых инструментов (панъевропейский
персональный пенсионный продукт и европейские облигации с покрытием),
правовое регулирование превентивной реструктуризации юридических лиц и
унификация коллизионных норм об уступке права требования.
7. Союз рынков капитала – категория, используемая в настоящее время только
в праве ЕС. В то же время, направленные на достижение сходных целей правовые
модели интеграции национальных рынков капитала известны другим
международным организациям и интеграционном объединениям, в частности,
АСЕАН, Форуму Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества
(АТЭС) и Евразийскому экономическому союзу («общий финансовый рынок»).
Наиболее важной общей чертой в правовом регулировании формирования союза
рынков капитала и общего финансового рынка ЕАЭС, по мнению диссертанта,
является создание (в ЕС) или проектируемое создание (в ЕАЭС)
специализированных органов по регулированию и контролю инвестиционной
деятельности – Европейского ведомства по ценным бумагам и рынкам и
наднационального органа по регулированию финансового рынка.
В отличие от ЕС и ЕАЭС, сходные по предмету и целям интеграционные
мероприятия под эгидой АТЭС и АСЕАН проводятся, главным образом, с
использованием юридически не обязательных актов «мягкого права»; то же самое
относится к «панбалтийскому рынку капитала», который призван обеспечить еще
более высокую степень взаимной экономической интеграции стран Балтии,
состоящих одновременно в ЕС.
По сравнению с ЕС и ЕАЭС, в АТЭС и АСЕАН также не существует и не
планируется создания наднационального контрольно-надзорного органа, а
применительно к панбалтийскому рынку капитала таким органом является
Европейское ведомство по ценным бумагам и рынкам.
8. Создание Европейского ведомства по ценным бумагам и рынкам не
повлекло за собой административной централизации в руках ЕС процесса выдачи
лицензий поставщикам финансовых услуг. Соответствующие полномочия
осуществляют национальные контрольно-надзорные органы, действующие во
исполнение единых правил законодательных и подзаконных актов ЕС.
По мнению диссертанта, передача указанных полномочий
специализированному органу ЕС в настоящий момент нецелесообразна, т.к. это
может привести к усложнению и удорожанию процедуры лицензирования.
9. Исходя из теоретических результатов проведенного исследования, автор
полагает возможным сформулировать следующие практические предложения,
направленные на использование опыта ЕС в целях формирования общего
финансового рынка ЕАЭС и совершенствования российского законодательства:
1) наделить наднациональный орган по регулированию финансового рынка
ЕАЭС, по аналогии с Европейским ведомством по ценным бумагам и рынкам,
полномочиями по изданию нормативных актов, в то же время сохранив
полномочия по выдаче лицензий субъектам финансового рынка за государствами-
членами ЕАЭС;
2) унифицировать материальные и процессуальные нормы, регулирующую
выдачу и отзыв лицензий субъектам финансового рынка в ЕАЭС;
3) использовать достижения правового регулирования ЕС при подготовке
нормативных актов Российской Федерации и (или) ЕАЭС, посвященных
секьюритизации и превентивной реструктуризации юридических лиц.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Материалы диссертации могут использоваться при проведении дальнейших
научных исследований правового регулирования европейской экономической
интеграции, международных инвестиций. Они могут быть использованы в
преподавании учебных дисциплин «Международное публичное право»,
«Европейское право» («Право Европейского Союза»), «Право интеграционных
объединений», «Международное экономическое право».
Положения и выводы диссертации также могут иметь практическое
применение для целей совершенствования российского законодательства,
правового регулирования евразийской экономической интеграции и правового
регулирования иных интеграционных процессов с участием России.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Альтернативные механизмы финансирования научных исследований в Европейском Союзе
    Актуальные проблемы российского права. 2Т. No 8 (117). С. 203-208 (0,4 п. л.);Пожилова Н.А. Доклад Комитета мудрецов как правовая концепция современного реформирования финансового рынка ЕС // Представительнаявласть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2No 1-2 (176- 177). С. 53-56 (0,5 п. л.);
    Правовое регулирование создания общего финансового рынка на примере интеграционных объединений ЕС, ЕАЭС, АСЕАН И АТЭС
    Пожилова Н.А. Правовое регулирование создания общего финансового рынка на примере интеграционных объединений ЕС, ЕАЭС, АСЕАН И АТЭС // В книге: Актуальные проблемы развития юридической наукив условиях правовой интеграции. Монография. К 90-летию Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Под общей редакцией В.В. Блажеева, М.А. Егоровой. Москва, 2С. 179-196 (0,9 п.л.);32 Пожилова Н.А. Cоциальная рыночная экономика и защита прав и свобод человека: современные вызовы // В сборнике: Права человека: современные тренды реализации и защиты. Сборник статей заочной научно- практической конференции. Составитель А.А. Тыртышный. 2С. 30-33 (0,2 п. л.);
    Особенности правового регулирования иностранных инвестиций и защита прав инвесторов
    Сборник материалов Ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к обеспечению и реализации прав человека: теоретические и отраслевые аспекты» – АНО ВО «РосНОУ», 2С. 322-330 (0,5 п.л.);
    Автономия права ЕС и ее правовые последствия в части защиты инвестиций (на примере дела Slowakische Republik (Slovak Republic) v Achmea Bv)
    В книге: Будущее российского права: концепты и социальные практики. V Московский юридический форум. Материалы XIV Международной научно-практической конференции (Кутафинские чтения). В 4- х частях. 2С. 61-64 (0,2 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Правовое регулирование противодействия коррупции в Европейском Союзе
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»
    Международно-правовые проблемы внешнего государственного долга
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»