Применение технологии беспроводного широкополосного доступа в сетях связи и передачи данных системы управления движением судов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Скварник Игорь Святославович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ССПД СУДС
1.1. Назначение, состав и решаемые задача ССПД СУДС
1.2. Организация морской связи в составе ССПД СУДС
1.3. Анализ применения новых информационных технологий в системах морской связи
1.4. Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ССПД СУДС ВЛАДИВОСТОК
2.1. Назначение, состав и решаемые задачи СУДС Владивосток
2.1.1. Структура СУДС Владивосток
2.1.2. Зона действия СУДС Владивосток
2.2. Назначение, состав и организационная структура ССПД СУДС Владивосток
2.2.1. Характеристика ССПД СУДС Владивосток
2.2.2. Расчет профилей радиотрасс ССПД СУДС Владивосток
2.2.3. Анализ пропускной способности ССПД СУДС Владивосток
2.3. Развитие ССПД СУДС Владивосток в рамках концепции е-Навигации
2.4 Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАСЧЕТА РАДИОТРАСС ССПД СУДС С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ НА НИХ ПОДСТИЛАЮЩЕЙ МОРСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ
3.1. Исследование параметров подстилающей морской поверхности на радиотрассах ССПД СУДС Владивосток
3.1.1. Параметры морских волн на радиотрассах ССПД СУДС Владивосток
3
3.1.2. Анализ полученных результатов параметров подстилающей морской
поверхности на радиотрассах ССПД СУДС Владивосток
3.2. Математическая модель расчета радиотрасс ССПД СУДС Владивосток с учетом влияния на них подстилающей морской поверхности
3.2.1. Расчет параметров профиля радиотрассы РТП Брюса-РТП Горсоветская
3.2.2. Расчет потерь в свободном пространстве и минимально допустимого множителя ослабления
3.2.3. Расчет ослабления на радиотрассе РТП Брюса-РТП Горсоветская
3.2.3.1. Расчет ослабления сигнала в атмосферных газах
3.2.3.2. Расчет ослабления сигнала в туманах и облаках
3.2.4. Расчет множителя ослабления на радиотрассе РТП Брюса-РТП Горсоветская
3.2.4.1. Расчет эквивалентных длин морских волн
3.2.4.2. Расчет коэффициентов расходимости, ослабления и отражения от морской поверхности
3.2.4.3. Расчет коэффициента отражения от плоской поверхности и множителя ослабления
3.2.5. Расчет процента замираний на радиотрассе РТП Брюса-РТП
Горсоветская
3.3. Анализ результатов расчета влияния подстилающей морской поверхности на радиотрассе РТП Брюса-РТП Горсоветская
3.4. Выводы по третьей главе
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ БШД В ССПД СУДС
4.1. Сравнение и выбор технологии передачи данных для совершенствования ССПД СУДС Владивосток
4.2. Сравнение оборудования БШД для применения в ССПД СУДС Владивосток
4.2.1. Техническое решение для организации ССПД СУДС Владивосток на
базе оборудования Инфинет
4.3. Разработка структуры ССПД СУДС Владивосток, построенной на базе технологии БШД
4.4. Расчет зоны покрытия БС БШД ССПД СУДС Владивосток в направлении берег-судно
4.5. Технико-экономическое обоснование по совершенствованию ССПД СУДС Владивосток
4.6. Разработка технологии применения БШД в ССПД СУДС
4.7. Выводы по четвертой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Структура ССПД СУДС Владивосток, организованной на основе технологии БШД
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Зона покрытия БС БШД ССПД СУДС Владивосток в направлении берег-судно
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Программа по расчету радиотрасс ССПД СУДС над морской поверхностью на языке программирования Python
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Акт о внедрении (Росморпорт)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Акт о внедрении (ИНЭУМ им. И.С. Брука)
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Патент на изобретение
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Патент на полезную модель

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной
работы, определены объект, предмет и цель исследования, изложены основные научные результаты, представленные к защите, дана оценка новизны, достоверности, практической ценности и теоретической значимости, приведены структура и содержание работы, а также
данные по ее апробации и практическому применению.
Первая глава содержит описание назначения, состава и
решаемых задач ССПД СУДС. Также п
роведен анализ научных работ и экспериментов по применению новых информационных технологий в системах морской связи. Исследования по данной тематике активно проводятся в странах Юго-Восточной Азии, Европы и Северной
Америки.
Так, на территории Республики Корея ведутся работы по
внедрению проекта LTE-Maritime; учеными из Норвегии разработана концепция ССПД WiCAN; исследователи из США предложили автономную морскую беспроводную ячеистую сеть; инженеры из
На основании проведенного анализа с
Во второй главе отражено Владивосток, рассмотрены её проведен анализ
Марокко разработали технологию мобильного WiMax; в Индии ведутся работы по созданию сети морской связи MICRONET. Из отечественных работ стоит отметить эксперимент по модернизации сети радиосвязи в акватории Финского залива. Данные проекты основаны на внедрении технологии беспроводной широкополосной связи в системы морской связи.
новые информационные технологии эффективно применяются в системах морской связи и могут быть рассмотрены для применения в ССПД СУДС с целью повышения качества предоставляемых услуг
делан вывод о том, что
судовождения.
функционирование СУДС
структура (рисунок 1) и зона действия;
состава, топологии и технологии передачи данных
ССПД СУДС Владивосток, а также особенностей распространения радиоволн над морской поверхностью, на основании чего выявлен ряд недостатков, снижающих эффективность работы ССПД и ограничивающих возможности её развития. Для этого произведены расчеты профилей радиотрасс и проанализирована пропускная способность ССПД СУДС Владивосток; рассмотрено перспективное
направление развития ССПД СУДС Владивосток.
РТП Туманная
РТП Брюса
РТП Горсоветская
ЦУ СУДС Владивосток
СУДС Находка
РТП Зарубино
РТП Елены
РТП Голдобин
РТП Посьет
РТП Золотой Рог
Рисунок 1 – Структура СУДС Владивосток
Топология ССПД СУДС Владивосток имеет линейный порядок построения
к нерациональному использованию канального ресурса и снижению пропускной
способности.
РТП АТС-51
(рисунок 2), что негативно отражается на эффективности
функционирования сети и приводит
РТП Горсоветская
РТП Золотой Рог
РТП АТС-51
РТП Елены
РТП Голдобин
ЦУ СУДС Владивосток СУДС Находка
РТП Горсоветская
ЦУ СУДС Владивосток
СУДС Находка
РТП Посьет РТП Зарубино
РТП Туманная
залив Петра Великого
РТП Брюса
200 150 100
Рисунок 2 – Топология ССПД СУДС Владивосток
С помощью специализированного программного комплекса (ПК) «Альбатрос-Территория» (ЗАО «Информационный Космический Центр «Северная корона», г. Санкт-Петербург) построено и проанализировано 9 профилей радиотрасс ССПД СУДС Владивосток. На 3 из них установлено наличие отражений радиоволн от морской поверхности. В качестве примера на рисунке 3 приведен профиль интервала РТП Брюса-РТП Горсоветская.
00 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Расстояние, км
Рисунок 3 – Профиль интервала РТП Брюса-РТП Горсоветская
Результаты проведенного нами анализа радиотрасс ССПД СУДС Владивосток приведены в таблице 1, где «SESR» – коэффициент секунд, характеризующий период со значительным количеством
Высота, м

Посьет- Зарубино Зарубино- Туманная Туманная- Брюса
24,159 0,013685 9,438 0,000572 40,461 0,147253
0,00039 137,8 0,00039 129,3 0,00039 142,6 0,00039 143,8 0,00039 123,4 0,00275 129,7 0,00039 124,4 0,00055 132,8
-43,6 23,4 6,04 -47,1 19,9 нет
ошибок, а «Кнг» – отношение длительности периода неработоспособности канала связи, вызванной отказом аппаратуры или неблагоприятным воздействием среды распространения, к общему времени наблюдения.
Таблица 1 – Результат анализа радиотрасс ССПД СУДС Владивосток
Трасса
Длина, км
SESR, %
Кнг, %
Ослабление, дБ
Входная мощност ь, дБм
Энергет
ический запас, дБ
Участок отражен ий, км
-48,4 18,6
-41,6 25,4
-30,4 41,6 нет -45,7 23,3 нет -27,4 55,6 нет -35,8 45,2 нет
Брюса- 45,772 0,11069 Горсоветская
Горсоветская- 5,817 1,64·10-7 ЦУ СУДС
11,646 13,250
ЦУ СУДС- Голдобин Голдобин- АТС-51 Голдобин- Елены
3,740 1,45·10-5 2,107 6,17·10-9 5,177 1,29·10-6
Выявленные отражения от морской поверхности приводят к интерференции прямых и отраженных волн в точке приема, в следствие чего возникают замирания и межсимвольная интерференция (МСИ). Это является одним из основных дестабилизирующих факторов, который снижает производительность и качественные характеристики каналов связи ССПД СУДС Владивосток, что необходимо учитывать при построении ССПД СУДС.
Необходимость увеличения скорости передачи данных в сети обусловлена ростом объема информации, передаваемой по ССПД СУДС Владивосток, которая, в свою очередь вытекает из необходимости:
– резервирования радиолокационной информации;
– передачи информации видеонаблюдения за судами в реальном масштабе времени;
– передачи информации с систем охранного видеонаблюдения за удаленными объектами СУДС;
– увеличения каналов телефонной связи АТС;
– организации обмена информацией с взаимодействующими органами управления;
– увеличения объема передаваемой информации в направлении корабль-берег;
– организации локальной вычислительной сети (ЛВС) с удаленными объектами СУДС.
Результаты анализа пропускной способности каналов ССПД СУДС Владивосток, проведенного нами на основе технической документации Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Расчетные параметры РРЛ ССПД СУДС Владивосток
Максимальная скорость, Мбит/с
Фактическая скорость, Мбит/с
Требуемая скорость, Мбит/с
Использование ресурса радиотрассы, %
Посьет- Зарубино Зарубино- Туманная Туманная- Брюса Брюса- Горсоветская Горсоветская- ЦУ СУДС Елены- Голдобин АТС-51- Голдобин
Голдобин- ЦУ СУДС
16 5,3 32 16,5 32 17,3 32 23
155 23,5 8 8 155 106,1 155 63,1
11,3 71
28,5 89
29,3 92
40,2 Недостаток ресурса
40,7 26
36,2 Недостаток ресурса
328,3 Недостаток ресурса
251,1 Недостаток ресурса
По результатам анализа сделаны следующие выводы:
– ССПД СУДС Владивосток на базе РРС присущ ряд недостатков, которые снижают эффективность ее функционирования;
– наличие отражений от морской поверхности на радиотрассах ССПД СУДС Владивосток является одним из основных дестабилизирующих факторов, который снижает производительность и качественные характеристики каналов связи ССПД;
– имеющаяся пропускная способность ССПД недостаточна для совершенствования качества информационного обеспечении ЦУ СУДС Владивосток и обеспечения его дальнейшего развития.
Перспективное развитие ССПД СУДС в рамках концепции е- Навигации заключается во внедрении новых информационных технологий, способных обеспечить интеграцию обслуживающих судовождение служб и систем в единое информационное пространство. Для оценки степени влияния отражений от морской поверхности на качество каналов связи ССПД СУДС Владивосток необходимо учитывать параметры подстилающей морской поверхности в соответствии с разработанной математической моделью.
На интервалах ССПД СУДС Владивосток в основном используется сантиметровый диапазон электромагнитных волн, поэтому подстилающая морская поверхность является для них «шероховатой», что обусловливает диффузное отражение радиоволн в соответствии с критерием Релея, связывающим такие параметры как высота неровностей, длина радиоволны и угол скольжения.
Критерий Релея носит приближенный характер, поскольку не учитывает форму морской поверхности (высоту, длину и направление распространения волн относительно радиотрассы).
Для оценки параметров морских волн использована гидродинамическая модель SWAN. Исходные данные для модели SWAN получены с помощью глобальной модели атмосферы ICON.
В третьей главе проведено исследование параметров
подстилающей морской поверхности на радиотрассах ССПД СУДС Владивосток, разработана математическая модель расчета радиотрасс с учетом влияния на них подстилающей морской поверхности и получены результаты моделирования распространения
радиосигналов над морем на примере ССПД СУДС Владивосток.
Состояние морской поверхности на радиотрассах ССПД СУДС Владивосток оценивалось по следующим параметрам – высоте, периоду и направлению вынужденных и свободных волн.
Оценка значений вышеприведенных параметров морской поверхности проводилась каждый день с 01:00 до 22:00 (с интервалом 3 часа) 2020 года. Распространение морских волн оценивалось по восьми направлениям – северному (С), северо-восточному (СВ), восточному (В), юго-восточному (ЮВ), южному (Ю), юго-западному (ЮЗ), западному (З) и северо-западному (СЗ).
На основании статистической обработки параметров морских волн для радиотрасс ССПД СУДС Владивосток были построены соответствующие гистограммы и интегральные функции распределения высот, длин (рисунок 4) и направлений (рисунок 5) вынужденных и свободных морских волн.
1400 1400
110,00%
700 110,00% 700
8 8 00, 0 0 % %
70,00%
60,00% 60 %
50,00%
40,00% 40 %
100,00% 100 %
100 % 90,00%
1300 100,00%
600 1200 600
1200
1100 100100
90,00%
80,00% 5050
800 800
600 600
400 400
200 200
400 400
50,00% 300 300
900 70,00%
60,00% 60 %
4
200
%
,00%
30,00%
200 30,00% 20,00%
100 100
0 0,00% 00%
Высоты свободных волн, м
1200 110,00% 1200
100,00%
1100 100 %
20 % 10,00%
20 % 10,00%
20,00%
0 0,00% 00%
0 0,10,20,30,40,50,60,70,80,9 1 1,21,11,31,41,61,51,71,92,4 2 2,12,53,23,84,4
Высоты вынужденных волн, м
1400 1400
1300
1200 1200
1100
000 10100
800 800
600 600
110,00%
100,00% 100 %
1000 1000
а
90,00%
80,00% 80 %
70,00%
60,00% 60 %
50,00%
40,00% 40 %
30,00%
90,00%
80,00%
900 80%
800 800
70,00%
60,00% 60%
50,00%
40,00% 40 %
30,00%
60 500
400 400
6
00 0
40 300
20 100
0 0
,00%
0,0
0 0
20 %
10,00%
0,00% 0%
б
Рисунок 4 – Высоты (а) и длины (б) морских волн за 2020 год
0 0
0% 20 %
100 10,00%
00 2 200
0,0
1,6
6,2
14,0
25,0
39,0
56,2
76,5
99,9
124,8
Еще
39,0 56,2 25,0 76,5 99,9 124,8 14,0 151,3 178,1 204,8 231,1 257,1 0,0 282,6 307,7 Еще
Длины свободных волн, м
0,00% 0%
Длины вынужденных волн, м
0,0 1,6 6,2
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,1 1,4 1,5 1,9 2 2,5 3,8
14,0 25,0 39,0 56,2 76,5 99,9
124,8
39,0 56,2 25,0 76,5 99,9
0,3 0,3 0,4 0,2 0,2 0,5 ,6 0,06 0,7 ,1 0,01 0,8 ,9 0,09 1 ,1 1,1 1,2 ,3 1,13 1,4
124,8 14,0 151,3 178,1 204,8 231,1 257,1 0,0 282,6 307,7
,5 1,5 1,6 ,7 1,17 1,8 2,3 2,3 2,6 2,28,8 0 22 2,2 2,27,7 2,9 3,31,1 4 4,43,3 4,6 4,48,8 Еще
Количество событий
Количество событий
Количество событий
Количество событий

1400 1200 1000
800 600 400 200
100 %
80 % 1000 60% 800
100 % 80 % 60 % 40 % 20 %
ЮВ Ю ЮЗ СВ В СЗ С З – 0%
Направления свободных волн
– Ю ЮВ СЗ ЮЗ С СВ З В
400 20% 200 0% 0
Направления вынужденных волн
40 %
14
1200
Рисунок 5 – Направления морских волн за 2020 год
Анализ параметров подстилающей морской поверхности позволяет сделать следующие выводы (таблица 3):
– значения высот и длин вынужденных волн зависят от времени года и в осенне-зимний период они наиболее значительные;
– значения высот свободных волн зависят от времени года и в весенне-летне-осенний период они наиболее значительные за счет преобладания в этот период волнений южных и юго-восточных направлений;
– в каждом сезоне наиболее вероятны волнения направлений, перпендикулярных радиотрассе (СЗ, ЮВ), формирующие зеркальную отражающую поверхность.
Таблица 3 – Значения параметров морской поверхности
Наиболее вероятные высоты вынужденных волн, м Наиболее вероятные длины вынужденных волн, м Наиболее вероятные высоты свободных волн, м Наиболее вероятные длины свободных волн, м Наиболее вероятные направления вынужденных волн Наиболее вероятные направления свободных волн
Зима 0 / 0,1
0 / 6,2 / 1,6 0,2 / 0,3 39 / 25
– / СЗ ЮВ / ЮЗ
Весна 0 / 0,1
0 / 1,6 0,4 / 0,3 39 / 56,2 – / СЗ Ю / ЮВ
Лето 0 / 0,1
0 / 1,6 0,4 / 0,3 39 / 25 – / ЮВ ЮВ / Ю
Осень 0 / 0,1
0 / 6,2 0,3 / 0,2 39 / 56,2 – / ЮЗ ЮВ / Ю
Год 0 / 0,1
0 / 1,6 / 6,2 0,3 / 0,4 39 / 56,2 – / Ю ЮВ / Ю
Количество событий
Количество событий

Исходные данные
Выходные данные
Определить участок отражений
Рассчитать потери в свободном пространстве
0,4
0,9
0,35
0,6
0,2 0,15 0,20,15 0,5 0,1
рисунки
На базе полученных распределений (
4, 5) разработана
модель расчета радиотрасс ССПД СУДС, учитывающая влияние подстилающей морской поверхности, она реализована с помощью высокоуровневого языка программирования Python по алгоритму,
представленному на рисунке 6.
Рассчитать ослабление
в атмосферных газах
в туманах и облаках
Рассчитать коэффициенты отражения и расходимости от вынужденной волны
При анализе годовой статистки параметров морской поверхности на радиотрассах ССПД СУДС Владивосток получены зависимости коэффициента ослабления от амплитуд и эквивалентных длин вынужденных (рисунки 7, 8) и свободных (рисунки 9, 10) морских волн исследуемых направлений. В качестве примера приведены графики только для наиболее характерных направлений для данного региона. Зеленым цветом выделены области наиболее вероятных значений амплитуд и длин волн.
0,9
0,8
0,7 0,25
0,8 0,3 0,7
40
35 30 25 20 15 10 5
0,40,305,30,25
0,05 5
10 15 20 25
30 35 40
0,05 0,1
0,5
0,6
Рисунок 7 – Зависимость коэффициента ослабления от амплитуд и эквивалентных длин вынужденных морских волн северных и южных направлений
Рассчитать минимально допустимый множитель ослабления
Рассчитать зависимость коэффициента ослабления от амплитуд и длин морских волн
Рассчитать процент замираний
Рассчитать множитель ослабления
Рассчитать коэффициент ослабления
Рисунок 6 – Алгоритм расчета морских радиотрасс
Рассчитать коэффициенты отражения и расходимости от свободной волны

40 35
30 25 20 15 10
0,20,15
0,305,30,25 0,4
0,5
0,05 0,1
0,9 0,8 0,7 0,6
0,5 0,4
2 0,9 1,75 1,5 1,25 0,7 1 0,6 0,75 0,5 0,25
0
0,5
1,5
0,8
0,5
1 0
600 800
200 400
100 200
300 400
500 600 700 800
Рисунок 8 – Зависимость коэффициента ослабления от амплитуд и эквивалентных длин вынужденных морских волн северо-западных и юго-восточных направлений
0,9 0,9
0,4 0,35
0,8 0,7 0,6 0,5
0,8 0,3 0,25
0,7
0,6 0,15
0,1 0,05
Рисунок 9 – Зависимость коэффициента ослабления от амплитуд и эквивалентных длин свободных морских волн северных и южных направлений
0,2
5 10 15 20 25 30 35 40
0,9 0,8 0,7 0,6
0,5 0,4
0,9 0,8 0,7 0,6 0,5
2 1,75 1,5 1,25 1 0,75 0,5 0,25
0 0,5
1,5
0 200
100 200
300 400
500 600 700 800
400 600
Рисунок 10 – Зависимость коэффициента ослабления от амплитуд и эквивалентных длин свободных морских волн северо-западных и юго-восточных направлений
Вышеприведенные графики, построенные на основе данных параметров морской поверхности на радиотрассе РТП Брюса-РТП Горсоветская ССПД СУДС Владивосток, показывают, что при наименьших амплитудах и наибольших длинах морских волн коэффициент ослабления стремится к 1. Это формирует зеркальную отражающую поверхность и является наихудшим вариантом формирования интерференционной картины в точке приема сигнала.
Наиболее вероятным является сценарий не полного пропадания канала связи, а его ухудшение, что приведет к снижению скорости передачи данных. Однако при увеличении объема передаваемой информации степень влияния параметров среды на качество каналов связи будет возрастать и противоречие между требуемой и реализуемой пропускной способностью ССПД СУДС будет обостряться.
В результате проведенного исследования установлено:
– морская поверхность оказывает большое воздействие на качество каналов связи ССПД СУДС, что необходимо учитывать при построении сетей передачи данных над морской поверхностью;
– проведенные нами исследования позволят точно производить расчеты радиотрасс над морской поверхностью, что обеспечит надежную и устойчивую работу ССПД СУДС и повысит безопасность мореплавания;
– при организации новых ССПД СУДС полученные нами данные позволят производить выбор оптимального направления радиотрасс, обеспечивающего наибольшую устойчивость работы, а также совершенствовать действующие ССПД СУДС с учетом статистики волнений моря путем применения различных методов борьбы с МСИ.
ля численной оценки которого используется критерий результат/стоимость. Он представляет собой себестоимость информации, передаваемой по одному каналу связи и определяется отношением стоимости оборудования и работ на построение сети связи к количеству
организованных каналов связи.
В четвертой главе произведен сравнительный анализ и выбор
технологии передачи данных, разработана структура и технические
решения для совершенствования ССПД СУДС Владивосток.
Сравнение технологий передачи данных осуществляется на
основании показателя эффективности, д
В зависимости от технологии построения ССПД СУДС, стоимость оборудования, работ и количество каналов связи будет меняться, что отразится на показателе эффективности.
На основании разработанной модели произведен выбор новой топологии
Выполнен сравнительный анализ оборудования БШД с целью
применения в ССПД СУДС Владивосток, по результатам которого
сделан выбор в пользу отечественной компании-разработчика.
, обеспечивающей наиболее устойчивую связь с учетом
влияния морской поверхности

первые разработаны новая структура
(рисунок 11) и схема (рисунок 12) ССПД СУДС Владивосток.
Морские суда
РТП Голдобин
Морские суда
РТП Золотой Рог
РТП Горсоветская
Морские суда
РТП АТС-51
Морские суда
Морские суда
РТП Елены
ЦУ СУДС Находка
ЦУ СУДС Владивосток
Морские суда
Морские суда
РТП Посьет
РТП Зарубино
Морские суда
Морские суда
РТП Туманная
РТП Брюса
Морские суда
МО РФ
ГМССБ
Порты
Рисунок 11 – Структура перспективной ССПД СУДС Владивосток
РТП Горсоветская
РТП Золотой Рог
РТП АТС-51
РТП Голдобин
РТП Елена сектор БС
ЦУ СУДС Владивосток
сектор БС РТП Посьет
РТП Зарубино
сектор БС
РТП Туманная
залив Петра Великого
Рисунок 12 – Схема перспективной ССПД СУДС Владивосток Произведен
(рисунок 13).
Брюса
Рисунок 13 – ССПД СУДС Владивосток в направлении берег-судно
сектор БС
РТП Горсоветская
ЦУ СУДС Владивосток
СУДС Находка
РТП Брюса
расчет зоны покрытия морской связи ССПД СУДС
Владивосток, обеспечивающей передачу данных с судами со
скоростью 30 Мбит/с на расстоянии 40 км от берега.
Горсоветская
Золотой Рог АТС-51
Голдобин
Елены ЦУ СУДС Владивосток
Посьет Зарубино Туманная

Состав объектов ССПД СУДС
Расчет радиотрасс
В результате проделанной работы, впервые разработан алгоритм применения БШД в ССПД СУДС (рисунок 14).
А
Исходные данные
Выбор технологии БШД
Объем передаваемой информации
Оценка влияния морской поверхности
Разработка ТЗ
Выбор оборудования БШД
ТТХ БШД
Определение участков отражения
Оценка эффективности технологии БШД
Определение топологии ССПД БШД
Расчет зоны покрытия
в направлении берег-судно
А
ВОЛС / РРС
Рисунок 14 – Структура алгоритма применения БШД в ССПД СУДС
По результатам проведенного анализа установлено:
– наиболее оптимальной для совершенствования ССПД СУДС в целях повышения безопасности мореплавания является технология БШД;
– зона покрытия сети БШД полностью соответствует зоне ответственности СУДС Владивосток и может обеспечить передачу данных о надводной обстановке без ограничений;
– предложенные технические решения по совершенствованию ССПД СУДС Владивосток на базе БШД обеспечат предоставление широкополосных услуг органам управления судовождением и возможность управления качеством сети;
– эффективность применения БШД в ССПД СУДС по критерию результат/стоимость существенно превышает другие способы передачи данных о надводной обстановке;
– внедрение БШД в ССПД СУДС Владивосток создаст необходимые условия для реализации концепции е-Навигация в
Конечная стоимость проекта
интересах повышения безопасности мореплавания в рассматриваемом районе.
В заключении приведены основные результаты и выводы:
1.Разработан алгоритм применения БШД в ССПД СУДС, учитывающий расположение радиотрасс над морской поверхностью. 2. Разработана новая структура ССПД СУДС Владивосток на базе
БШД, обеспечивающая обмен данными с судами в режиме реального времени.
3. Разработана математическая модель расчета радиотрасс, учитывающая влияние морской поверхности на функционирование ССПД СУДС.
4.
5. Произведен расчет зоны покрытия ССПД в направлении берег- судно, которая обеспечит устойчивую передачу данных в зоне ответственности СУДС Владивосток.

Морской транспорт является одним из основных видов путей сообщения, обеспечивающих перемещение людей и грузов различного назначения. На его долю приходится 62% мирового грузооборота и около 80% обслуживания всей международной торговли [54]. При этом, несмотря на поступательное разви- тие морской отрасли, существующая аварийность на морском транспорте в РФ остается высокой. Так, согласно данным Госморречнадзора [150] за период с 2015 по 2021 год произошло 504 аварии с судами, плавающими под флагом РФ. При этом 43% инцидентов случились в зонах действия СУДС – морских портах, каналах и проливах, а причиной 33% аварий стали навигационные ошибки.
Вследствие высокой аварийности на морском транспорте повышение без- опасности мореплавания является одним из основных положений «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» [10].
На безопасность и эффективность функционирования морского транспорта оказывает большое влияние техническая оснащенность береговых служб и систем, одной из которых является система управления движением судов (СУДС) [141, 142]. Она является частью комплекса мер по обеспечению безопасности морепла- вания в акваториях прибрежных морей, во внутренних морских водах, на аквато- риях морских портов и на подходах к ним [21]. СУДС осуществляет информацион- ное обеспечение морских судов, береговых служб и центров управления движе- нием судов в целях принятия управленческих решений и предотвращения ошибок в судовождении.
Одним из базовых компонентов СУДС является сеть связи и передачи дан- ных (ССПД). Она обеспечивает передачу информации о надводной обстановке от удаленных объектов и судов на центр управления (ЦУ) СУДС для осуществления управления судовождением.
В настоящее время ССПД СУДС строятся, как правило, на базе радиорелей- ных станций (РРС), которые устанавливаются на господствующих высотах. В виду расположения радиорелейных линий связи (РРЛ) на побережье, передаваемые ра- диосигналы оказываются подвержены влиянию подстилающей морской поверхно- сти, что приводит к интерференции радиоволн и замираниям сигнала в точке при- ема. Следствием этого является снижение качественных характеристик каналов связи ССПД СУДС.
Анализ функционирования ССПД СУДС на базе РРС показывает, что радио- релейным линиям связи присущи и другие недостатки, которые снижают эффек- тивность функционирования системы информационного обеспечения СУДС [64, 65, 69]. Эти недостатки обусловлены, с одной стороны, топологией построения ССПД СУДС на базе РРС, а с другой – используемой технологией передачи инфор- мации, которая не обеспечивает передачу больших объемов информации органам управления судовождением в реальном масштабе времени.
Одним из перспективных направлений повышения безопасности мореплава- ния является создание единого информационного пространства обеспечивающих судовождение систем и служб, рассматриваемых в концепции е-Навигации, разра- ботанной в 2006 году международной морской организацией (ИМО) [154].
Важнейшим содержанием единого информационного пространства в рамках концепции е-Навигации является непрерывный обмен данными об обстановке между различными службами и системами, обеспечивающими судовождение. Это повысит ситуационную осведомленность органов управления и снизит ошибки восприятия обстановки, что благотворно скажется на повышении безопасности мо- реплавания. Для организации непрерывного обмена данными о надводной обста- новке необходимо внедрение новых информационных технологий, обеспечиваю- щих качественный рост функциональных возможностей систем связи и увеличение их эффективности по критерию результат/стоимость.
В области применения новых информационных технологий для систем мор- ской связи наиболее известными исследователями являются российские ученые А.А. Шаповалов, Ю.Н. Андрюшечкин, В.В. Каретников, О.Н. Пищин, И.В. Юрин, Е.А. Глущенко, Л.Ф. Борисова, Ю.И. Базаров, А.Л. Боран-Кенишьян, а также ряд
зарубежных ученых: Abdelmoula Ait Allal, Khalifa Mansouri, Chunxia Liu, Ermin Lin, Dae-Seung Yoo, Hyung-Joo Kim, Ming-Tuo Zhou и другие.
Перспективной информационной технологией, способной обеспечить высо- кие требования безопасности мореплавания, является технология беспроводного широкополосного доступа (БШД).
Темой диссертационного исследования является «Применение технологии беспроводного широкополосного доступа в сетях связи и передачи данных си- стемы управления движением судов».
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения безопасности мореплавания.
Основной целью работы является разработка технологии применения БШД в ССПД СУДС.
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решены сле- дующие задачи:
– проведен анализ функционирования существующей ССПД СУДС (на при- мере ССПД СУДС Владивосток);
– проведены исследования влияния параметров морской поверхности на ка- чество радиотрасс ССПД СУДС Владивосток;
– разработана математическая модель расчета радиотрасс ССПД СУДС Вла- дивосток с учетом влияния подстилающей морской поверхности;
– разработана технология применения БШД в ССПД СУДС над морской по- верхностью.
Объектом исследования является сеть связи и передачи данных системы управления движением судов (ССПД СУДС).
Предметом исследования является применение технологии беспроводного широкополосного доступа (БШД) в ССПД СУДС.
Научная новизна диссертационной работы заключается:
– в новой структуре ССПД СУДС, построенной на базе БШД; – в технологии применения БШД в ССПД СУДС;
– в учете влияния подстилающей морской поверхности при расчете радио- трасс ССПД СУДС;
Теоретическая значимость научных результатов заключается в разработке нового метода расчета радиотрасс с учетом влияния на них подстилающей морской поверхности.
Практическая ценность работы заключается в повышении безопасности и эффективности мореплавания за счет совершенствования ССПД СУДС. Получен- ные выводы и рекомендации могут быть использованы при построении каче- ственно новых ССПД СУДС, отвечающих требования концепции е-Навигации.
Методология и методы исследования. Научные результаты, выводы и ре- комендации, полученные по итогам проведенного исследования основаны на при- менении методов теории распространения радиоволн, теории компьютерных сетей, математического моделирования на основе методик МСЭ. Экспериментальные данные получены с помощью глобальной модели атмосферы ICON и гидродина- мической модели SWAN, соответствующим стандартам Всемирной метеорологи- ческой организации (ВМО).
Положения, выносимые на защиту:
– технология применения БШД в ССПД СУДС;
– структура ССПД СУДС Владивосток на основе БШД;
– математическая модель расчета радиотрасс ССПД СУДС над морской по-
верхностью;
– результаты моделирования влияния подстилающей морской поверхности на
распространение радиосигнала.
Достоверность полученных научных результатов обусловлена примене-
нием адекватного математического аппарата, подтверждается их согласованно- стью с результатами проведенного моделирования и сопоставлением полученных результатов с научными данными, известными из российской и зарубежной лите- ратуры.
Использование результатов исследований.
– Работа поддержана Федеральным государственным бюджетным учрежде- нием «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» в рамках договора (соглашения) No 12502ГУ/2017 от 12 апреля 2018 г. о предоставлении гранта на выполнение научно-исследовательских работ, г. Влади- восток, 2018.
– Результаты работы использовались при обосновании путей создания интел- лектуальных систем поиска и семантического анализа неструктурированной ин- формации в распределенных автоматизированных системах в рамках НИР «Прови- дец-2050-ИНЭУМ» ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука».
– Результаты работы использовались при модернизации ССПД СУДС Влади- восток Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
Апробация. Основные результаты диссертации докладывались и представ- лялись в материалах следующих конференций: молодежная конкурс-конференция «Оптические и информационные технологии», г. Новосибирск, (2018); междуна- родная мультидисциплинарная конференция по промышленному инжинирингу и современным технологиям «FarEastCon», г. Владивосток, (2018, 2019 гг); II всерос- сийская национальная научная конференция студентов, аспирантов и молодых уче- ных «Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований», г. Комсомольск-на-Амуре, (2019); всероссийская молодежная научная конференция, посвященная дню радио «Радиоэлектроника. Проблемы и перспективы развития», г. Тамбов, (2019, 2020 гг).
Публикации. По результатам исследований опубликованы 12 работ, в том числе 5 статей в журналах из перечня ВАК; 2 публикации в изданиях, входящих в базу данных Scopus, патенты на изобретение и полезную модель.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из вве- дения четырех глав, заключения, библиографии из 158 наименований, 7 приложе- ний. Содержание работы изложено на 196 страницах машинописного текста, со- держит 60 рисунков и 14 таблиц.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Применение технологии беспроводного широкополосного доступа в сетях связи и передачи данных системы управления движением судов»

    Публикации автора в научных журналах

    Инфраструктура связи системы управления движением судов в рамках стратегии е-Навигации
    И.С. Скварник // Радиоэлектроника. Проблемы и перспективы развития: тезисы докладов 5-ой всероссийской молодежной научной конференции, Тамбов, 6-7 мая 2020 г. – с. 192-Скварник И.С. Модернизация сети связи и передачи данных системы управления движением судов в заливе Петра Великого за счет средств беспроводного широкополосного доступа / И.С. Скварник // Радиоэлектроника. Проблемы и перспективы развития: тезисы докладов 4-ой всероссийской молодежной научной конференции, Тамбов, 6-7 мая 2019 г. – с. 197

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы