Проблема образования русского централизованного государства в отечественной историографии конца 1930-х – начала 1950-х гг.

Тихомиров Никита Вадимович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования русского централизованного
государства в историографии 1930-х – начала 1950-х гг. ……………………… ……25
§1. Место проблемы централизованного государства в историографии 1930-х –
начала 1950-х гг. ………………………………………………………………………… 25
§2. Марксистская методология в контексте исследований русского
централизованного государства ……………………………………………………….. 57
Глава 2. Проблема периодизации процесса создания русского централизованного
государства ………………………………………………………………………………. 89
§1. Основные подходы и их характеристика …………..……………………………… 90
§2. Дискуссия о периодизации отечественной истории (1949-1951 гг.) …………… 115
Глава 3. Ключевые проблемы в контексте теории образования русского
централизованного государства ……………………………………………………… 140
§1. Классовая борьба как фактор централизации русского государства ………….. 141
§2. Вопрос о форме правления в русском государстве XV–XVI вв.
……………………………………………………………………………….………….. 183
§3. Национальный фактор в теории централизованного государства …………….. 213
§4. Роль личности в теории создания централизованного государства … …………252
Заключение ……………………………………………………………………………. 282
Список литературы и источников ……………………………………………………. 290

Во Введении обосновывается актуальность темы, проводится
исследование степени ее изученности, ставятся исследовательские цели и
задачи, определяются объект и предмет исследования, характеризуются
основные источники, описываются методы исследования, устанавливается
научная новизна, обосновываются хронологические границы исследования,
определяется теоретическая и практическая значимость.
В Главе 1 «Теоретические основы исследования русского
централизованного государства в историографии 1930-х – начала 1950-х
гг.» определяется место проблемы образования централизованного русского
государства в отечественной историографии конца 1930-х – начала 1950-х гг.,
рассматриваются теоретико-методологические основы работы советских
историков.
В параграфе 1 «Место проблемы централизованного государства в
историографии 1930-х – начала 1950-х гг.» исследуется вопрос о месте,
которое занимала проблема возникновения русского централизованного
государства в отечественной историографии названного периода. Определяется
значение, которое придавалось проблеме государственной централизации на
Руси в отечественной исторической науке; анализируется историографическая
ситуация периода правления И.В. Сталина; выявляются факторы, влиявшие на
выводы и оценки историков.
Решение проблемы складывания русского централизованного государства
явилось одним из ключевых звеньев процесса выстраивания советской
моноконцепцииотечественнойистории.Вопросыгосударственного
строительства в русских землях XV–XVI вв. были актуализированы в рамках
марксистскойформационнойтеории.Государстворассматривалось
историками-марксистами как важнейший компонент исторического процесса,
имевший определяющее значение в развёртывании классовой борьбы на
определённых ступенях общественного развития. Особая роль отводилась
государству в деле развития феодальных отношений: оно рассматривалось
историками как основное орудие классового гнёта. Такую позицию
поддерживали ведущие специалисты в области русской медиевистики:
Б.Д. Греков, С.В. Юшков, Л.В. Черепнин и др.
Разработка теории становления централизованного государства во 2-й
половине 1930-х гг. совпала с масштабной перестройкой системы
исторического образования. Нервом данного процесса стала ревизия
исторической концепции М.Н. Покровского. К концу 1930-х гг. был
сформирован корпус учебников и учебных пособий по истории для всех
ступеней образования. Особое внимание в них было уделено образованию и
укреплению русского многонационального государства. Учебная литература
явилась наглядным отражением движения научной мысли конца 1930-х –
начала 1950-х гг., а равно – идеологических трансформаций в сфере
политической пропаганды. Изменения в теоретической научной базе и в
области политической риторики вносили коррективы в содержание учебников
для начальной, средней и высшей школы. Такие же перемены характерны для
энциклопедических изданий названного периода.
В параграфе 2 «Марксистская методология в контексте исследований
русскогоцентрализованногогосударства»освещаютсятеоретико-
методологические основы создания теории русского централизованного
государства в конце 1930-х – начале 1950-х гг. Рассматриваются основы
марксистско-ленинскойметодологии;прослеживаетсяпроцессеё
формирования в указанный период; анализируются особенности творческого
освоения историками её ключевых положений. Выявляется влияние идейно-
политического фактора на становление методологии исторических
исследований, в том числе – применительно к проблеме образования Русского
государства.
Утверждение марксистской идеологии в советском государстве затронуло
все области общественной жизни, не исключая историческую науку. Перед
сообществом историков с первых послереволюционных лет стояла задача
творческого освоения учения исторического материализма, его использование
применительно к фактам отечественной истории. Первая попытка создания
марксистской концепции русской истории была предпринята М.Н. Покровским,
однако после смерти учёного в 1932 г. она подверглась критике и пересмотру.
Перестройка теоретико-методологических основ советской исторической науки
совпало с активной работой над новой концепцией отечественной историей и, в
частности, над теорией образования централизованного государства. Апогеем
борьбы, направленной на дискредитацию теоретического наследия
М.Н. Покровского явился сборник научных статей, подготовленный
Институтом истории АН СССР72. Среди размещённых в нём публикаций
заслуживают отдельного внимания работы, содержащие критику воззрений
М.Н. Покровского на сущность и характер русского централизованного
государства, а также обстоятельства его становления. Таковы труды
С.В. Бахрушина, К.В. Базилевича, С.В. Юшкова и А.Н. Насонова.
Против исторической концепции М.Н.Покровского / Отв. ред. А. Сидоров. Ч. 1. М. ; Л.: АН
СССР, 1939. 518 с.; Против Антимарксистской концепции М.Н. Покровского / Ред.
И.У. Будовниц. Ч. 2. М. ; Л.: АН СССР, 1940. 506 с.
Особенностью историографической ситуации рассматриваемого периода
явилось мощное влияние на научную мысль теоретических указаний
И.В. Сталина. В особенности это заметно в деле формирования представлений о
складывании централизованного государства. В ряде печатных выступлений
советский руководитель дал руководящие замечания по поводу причин,
характера, сущности и значения данного процесса.
Несмотря на безоговорочное принятие марксистской методологии как
единственно научной, в среде ученых сохранялись разногласия по части
применения её положений к исследованию конкретного исторического
материала. Весьма показательной является дискуссия 1946 г. о причинах
образования централизованного государства, в рамках которой обсуждался
вопрос о трактовке принципа материалистического монизма. Обсуждения
показали приверженность большинства специалистов к многофакторному
подходу в анализе и оценке процесса централизации.
Глава 2 «Проблема периодизации процесса создания русского
централизованногогосударства»посвященапроблемеразработки
периодизации русского централизованного государства в научных и учебно-
методических трудах рассматриваемого периода.
В параграфе 1 «Основные подходы и их характеристика» выявляются и
анализируются подходы историков к решению проблемы периодизации
складывания русского централизованного государства. Прослеживаются
изменения в развитии данных подходов; определяются степень и характер
влияния идейно-политического фактора на выводы историков; даётся оценка
степени конечной проработанности проблемы в исследовательской и учебной
литературе конца 1930-х – начала 1950-х гг.
Периодизация исторического процесса рассматривалась учёными как
важнейшаятеоретическая предпосылка дляпостроениясоветской
моноконцепции отечественной истории. Помимо начертания общей схемы
периодизации, требовалось выявить этапы внутри отдельных эпох. Во 2-й
половине 1930-х гг. историками была отвергнута периодизация создания
великорусского государства, предложенная М.Н. Покровским, и разработана
новая – во многом под влиянием указаний И.В. Сталина. Авторами учебника
истории СССР для начальной школы (1937) была представлена двухчастная
схема периодизации, предполагавшая, что на первом этапе (конец XV – начало
XVI вв.) было образовано национальное государство великороссов, а на втором
(середина – 2-я половина XVI в.) произошло его превращение в
многонациональную державу. Данный подход закрепился в учебной литературе
и был воспроизведён в учебниках для средней школы и вузов. Второй этап
государственного строительства рассматривался также как время укрепления и
расширения централизованного государства.
В параграфе 2 «Дискуссия о периодизации отечественной истории
(1949-1951 гг.)» исследуется научная дискуссия о теоретических основаниях
периодизации истории СССР. Анализируются позиции участников, полученные
выводы, их влияние на развитие научных представлений. Данная дискуссия
имела принципиальное значение для уточнения периодизации образования
централизованного государства, разработанной во 2-й половине 1930-х гг.
Начало обсуждению положила статья К.В. Базилевича в ноябрьском номере
«Вопросов истории» от 1949 г. Учёный изложил свой взгляд на подход к
построению периодизации, её критерии. В ходе последовавшего обмена
мнениями, нашедшего отражение на страницах названного издания, историки
выдвинули свои соображения касаемо принципов периодизации. Участие в
дискуссии,средипрочих,принялиС.В. Юшков,А.А. Зимин,
П.Я. Мирошниченко, А.П. Пьянков, И.С. Миллер, И.И. Смирнов, В.Т. Пашуто,
Л.В. Черепнин. Замечания и предложения данных авторов имели большое
значение для корректировки периодизации создания централизованного
государства. В частности, был пересмотрен вопрос о времени превращения
России в многонациональную державу. Полученные выводы нашли отражение в
новых изданиях учебников по истории СССР, а также в материалах 2-го
издания БСЭ. В этом проявилось ослабление влияния на отечественную
медиевистику школы С.В. Бахрушина и К.В. Базилевича и укрепление позиций
нового поколения историков, таких как Л.В. Черепнин и А.А. Зимин. Дискуссия
показала также сохраняющиеся методологические разногласия в научной среде.
Участники в конечном счете не пришли к единству мнений о признании
ведущего критерия периодизации. В то же время некоторыми авторами были
высказаныинтересныепредложения,послужившиедальнейшему
совершенствованиютеоретическихпредставленийоскладывании
централизованного государства.
В Главе 3 «Ключевые проблемы в контексте теории образования
русского централизованного государства» исследуются частные проблемы,
связанные с построением теории русского централизованного государства в
рассматриваемый период.
В параграфе 1 «Классовая борьба как фактор централизации русского
государства» исследуется вопрос об оценке роли межклассовых отношений в
становлении централизованного государства историками конца 1930-х – начала
1950-х гг. Рассматривается развитие научной мысли о классовой сущности
русского государства в рассматриваемый период. Выявляются основные
тенденции в исследованиях о формах классовой борьбы на Руси в XV–XVI вв.
Анализируются подходы историков к трактовке межклассовых отношений
периода централизации.
Одной из ключевых составляющих марксистского учения является теория
классовой борьбы. Создание марксистской концепции прошлого требовало от
советских историков адаптации данной теории к материалу национальной
истории, в том числе – в связи с разработкой проблемы возникновения
централизованного государства. К раскрытию классовой сущности
образовавшегосяфеодальногогосударстваподталкивалиуказания
И.В. Сталина, предложившего трактовку государства как орудия угнетения в
руках господствующего класса. С подачи Б.Д. Грекова классовые отношения
периода централизации рассматривались через призму формирования
крепостнических отношений как основы политического господства феодальной
знати.
Утверждение и обоснование положения о классовой сущности
централизованного государства происходило в связи с критикой исторической
концепции М.Н. Покровского, развивавшего идею о надклассовой природе
Русского государства.
Историки искали отражение классовой борьбы в различных формах
общественной жизни XV–XVI вв. Значительное внимание уделялось
письменным свидетельствам, в особенности – памятникам словесности.
Исследовалась классовая подоплёка правовых документов. Советская
историческая наука пошла по пути выделения нескольких основных классовых
групп внутри русского общества и выявления ключевых противоречий между
ними. Новую трактовку получили произведения публицистики названного
периода, городские восстания, крепостнические мероприятия, деятельность
Избранной Рады, опричная политика.
В параграфе 2 «Вопрос о форме правления в русском государстве в XV–
XVI вв.» исследуется проблема характеристики политического строя Русского
государства в трудах отечественных историков конца 1930-х – начала 1950-х гг.
Выявляются и анализируются подходы в работе исследователей; определяются
основные теоретические позиции. Предпринята попытка проследить ведущие
тенденции в развитии научных представлений о политическом строе
централизованной державы в указанное время.
Насущной задачей советских историков было вписать период становления
русского феодального государства в марксистскую формационную схему. При
этом в научной среде отсутствовало единство мнений о характере
политического строя централизованной державы. Одним из остро стоявших
вопросов явился вопрос о возможности рассматривать Русское государство XVI
в. как абсолютную монархию. Разногласия возникли в связи с трактовкой
политической роли земских соборов, их влияния на царскую власть. Концепция
сословно-представительноймонархии,отстаивавшаясяС.В. Юшковым,
А.А. Зиминым, Л.В. Черепниным и рядом других специалистов, не получила
широкого признания в рассматриваемый период. Господствующую позицию
занимала идея о сословной монархии, продвигавшаяся К.В. Базилевичем.
В историографии конца 1930-х – начала 1950-х гг. не сложилось чёткого
понятийного аппарата для описания политической власти в централизованном
государстве. В научных публикациях и учебной литературе использовались
понятия «монархия», «абсолютизм», «самодержавие» и производные от них.
Зачастую между ними отсутствовало строгое смысловое разделение – система
научной терминологии пребывала в процессе активного формирования.
В параграфе 3 «Национальный фактор в теории централизованного
государства» исследуется развитие научных представлений о содержании
межнациональных отношений в русском централизованном государстве в
отечественной историографии конца 1930-х – начала 1950-х гг. Предпринята
попытка установить место национального вопроса в теории об образовании
централизованного государства. Анализируются подходы к освещению вопроса
межнациональных отношений в научных публикациях и учебной литературе,
оценки исторической роли русского народа. Прослеживаются изменения в
оценках и выводах историков рассматриваемого периода по названным
вопросам.
Национальная тематика была одной из приоритетных в контексте
создания теории русского централизованного государства. М.Н. Покровским
была предложена концепция, согласно которой русский народ рассматривался
как угнетатель и поработитель коренных малых народов волго-окского
междуречья. С уходом от воззрений М.Н. Покровского в науке произошла
историографическаяреабилитациярусскогонарода.Однойиз
методологических основ исследовательской и учебно-методической работы
стало подчёркнутое разделение русского государства и русского народа.
Последний рассматривался как заложник эксплуататорской политики правящих
верхов в той же мере, что и другие народы, попавшие под власть царизма.
Идеологическое возвеличивание русского народа, начавшееся с конца
1930-х гг. и обретшее наивысший размах в годы Великой Отечественной войны,
отразилось в оценках исследователей и учебной литературе. Историки
старались обосновать идею о русском народе как старшем брате в семье
народов СССР, отыскивая исторические корни таких отношений в далёком
прошлом. Широко востребованной стала тема мирного и добровольного
присоединения народов к великорусскому государству.
Коренное положение историографии рассматриваемого периода состояло
в необходимости рассматривать становление централизованного государства во
взаимосвязи с формированием русского народа, складыванием национального
сознания и освободительной борьбой против иноземных угнетателей.
В параграфе 4 «Роль личности в теории создания централизованного
государства» исследуются подходы советских историков конца 1930-х – начала
1950-х гг. к решению вопроса о роли личности в создании русского
централизованногогосударства.Прослеживаетсяразвитиенаучных
представлений о роли субъективного фактора в работах историков.
Анализируются подходы к оценке деятельности русских правителей XV–XVI
вв. Выявляются тенденции, влиявшие на выводы и оценки историков.
Ранняя марксистская историография была склонна отрицать значимость
личностного начала в истории. В научных трудах и учебной литературе с конца
1930-х гг. наблюдается возврат к идее о значимости субъективного фактора.
Существенна роль в этом процессе И.В. Сталина. Возросло внимание историков
к личностям первых правителей централизованного государства, в особенности
к Ивану III и Ивану IV. В учебниках для школы и вузов были выделены
разделы, содержательно связанные с их правлением. В 1940-е гг. публикуются
монографии, посвящённые деятельности Ивана Грозного и содержащие
нарочито хвалебные оценки его личности и правления. В советской
историографиистрогоосуждалсяпсихологизм,допускавшийся
дореволюционными авторами при характеристике исторических личностей.
При этом в ряде популярных сочинений нередко присутствовал психологизм, в
особенности в оценках личности Ивана IV. Ярким примером служат работы
Р.Ю. Виппера, С.В. Бахрушина, Б.Г. Верховеня. Нарочито хвалебными
определениями характеризуется Иван III в трудах А.М. Панкратовой и
В.Л. Снегирева. Представления о складывании централизованного государства
были прочно связаны с образами выдающихся правителей. И только после
смерти И.В. Сталина наметилась тенденция к отказу от идеализации Ивана IV
как выдающегося государственного деятеля.
В Заключении диссертации сформулированы основные выводы
исследования. Результатом проделанной работы явилось комплексное изучение
широкого комплекса историографических источников, раскрывающих
особенности развития отечественной историографии конца 1930-х – начала
1950-х гг. в построении теории русского централизованного государства.
Важным выводом диссертации стало то, что историческая наука
исследуемого периода, пребывая под мощным воздействием партийно-
государственного аппарата, сумела сохранить и преумножить наследие
дореволюционных исследовательских школ, укрепить основоположные
принципы академической работы. Историки конца 1930-х – начала 1950-х гг.
показаливысокиеобразцынаучно-исследовательскойдеятельности,
выраженные в подходах к работе с источниками, ведении научной дискуссии,
формулировке выводов и оценок.
При написании диссертации были выделены основные периоды
складывания теории централизованного государства, обнаружены важнейшие
тенденции в работе историков. Отмечены достижения и противоречия в
решении ключевых исследовательских проблем. Благодаря привлечению
обширного и разнообразного материала источников удалось подробно
проследить направленность и динамику изменений в представлениях
сообщества историков об отдельных сторонах общественной жизни России
периода бурного государственного строительства.
Крупным достижением советских историков стала разработка
материалистической методологии в исследовании процесса централизации в
русских землях. Советским историкам удалось творчески освоить
методологические постулаты марксизма, обогатив их подходами и
представлениями, почерпнутыми из трудов представителей старых школ. В
научных трудах конца 1930-х – начала на 1950-х гг. наблюдается удачное
соединениекоренныхположенийисторическогоматериализмас
теоретическими наработками дореволюционной историографии.

Актуальность темы исследования обусловлена насущными задачами развития
современной отечественной историографии, ключевым условием которого является
расширение проблематики исследований и соответствующей источниковой базы.
Тема истории государства и его роли в национальном историческом процессе
является одной из основных в современной науке и образовательном пространстве,
будучи, помимо прочего, неразрывно связанной с задачами патриотического
воспитания молодого поколения.
Государственное бытие народа есть высшая ступень его исторического
развития, необходимое условие и способ его проявления в истории. Обретение
суверенной государственности было и остаётся важнейшим устремлением всякой
нации. Для национального сознания российского народа идея государства имеет
определяющее значение.
Вопрос о создании государства играет крупную роль в деле гуманитарного
образования и просвещения. В образовательных программах средней и высшей
школы ему отведено одно из ключевых мест. Научно обоснованное, освещение
процесса складывания Русского государства составляет важную задачу
педагогической практики. С нею связана социальная функция воспитания
гражданственности и патриотизма.
Система образования в нашей стране долгое время пребывает в состоянии
затянувшейся перестройки. После отказа от советской концепции истории насущной
потребностью стала выработка новых теоретических оснований анализа и
понимания событий прошлого. Утрата монопольного положения в науке
марксистско-ленинской парадигмы открыло возможность соперничеству трактовок
и подходов, опирающихся на различные идейно-теоретические основания. В данных
условиях обретает актуальность задача разработки новой исторической концепции,
которая удовлетворяла бы не только познавательным, но и нравственно-
воспитательным задачам национальной системы образования.
В этой связи обращение к опыту предшествующей историографии обладает
высоким познавательным потенциалом. Особенно это касается периода 1930-х –
начала 1950-х гг., когда происходило бурное становление и утверждение советской
моноконцепции отечественной истории. Содержание научного поиска в указанный
период является источником ценного опыта теоретической, научно-
исследовательской и методической работы. Анализ достижений и ошибок историков
советской эпохи способен обогатить современную научную и педагогическую
мысль, помочь формированию новой концепции отечественной истории, в частности
– системы представлений о складывании и развитии Русского государства.
Степень изученности темы
Первые попытки проанализировать комплекс научной литературы по
проблеме русского централизованного государства, созданный в конце 1930-х –
начале 1950-х гг., были предприняты советскими учёными уже в середине ХХ в.
Л.В. Черепнин в монографии 1960 г 1 . дал подробный обзор научных трудов по
данной проблеме в указанный период. Годом позже А.М. Сахаров опубликовал
статью в журнале «Вопросы истории», в которой рассмотрел поступательное
развитие научных представлений о создании и характере русского
централизованного государства в историографии предшествующего периода .
Заметным событием в исторической науке позднего СССР стал выход учебного
пособия «Историография истории СССР (эпоха социализма)» под редакцией
Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV – XV веках. М., 1960.
С. 106-139.
2
Сахаров А.М. Проблема образования Русского централизованного государства в советской
историографии // Вопросы истории. 1961. № 9. С. 70-88.
3
И.И. Минца . Авторы показали особенности подхода предшественников к
объяснению причин централизации, анализу социально-политических процессов,
оценке выдающихся государственных деятелей. Ещё одна попытка обобщения
советскими историками развития историографии в 1930-е – 1940-е гг. представлена в
статье Л.В. Даниловой, размещённой в 5 томе коллективного труда «Очерки
исторической науки в СССР» 4 . В работе прослежено накопление марксистской
исторической наукой знаний о складывании русского централизованного
государства; рассмотрены научные дискуссии, посвящённые отдельным сторонам
этого процесса.
Названные работы являют опыт научной рефлексии в рамках марксистской
исследовательской парадигмы. Они показывают динамику её развития, но, по
понятным причинам, не содержат анализа её теоретических оснований. В полной
мере критическое осмысление историографии сталинского времени стало
возможным уже в постсоветский период, с утратой марксистской теорией
господствующих позиций в науке.
Для исторической науки конца XX – начала XXI вв. характерен устойчивый
интерес к истории сталинской эпохи. Множество монографий и статей было
написано отечественными и зарубежными учёными о разных сторонах жизни
советского общества в указанное время. В фокусе интереса исследователей
оказалась также историческая наука 1930-х – начала 1950-х гг. Жизни и трудам
советских историков этого периода посвящено немало научных изысканий.
Наиболее востребованными проблемами являются такие как: формирование и
развитие корпорации советских учёных, взаимоотношения научного сообщества и
государства, влияние идейно-политических факторов на конкретное содержание
научных работ.
Историография истории СССР (эпоха социализма). Учебник / Под ред. И.И. Минца. М., 1982.
4
Данилова Л.В.Изучении истории средневековой России // Очерки исторической науки в СССР. Т.
5. М., 1985. С. 110-186.
Современную историографию по исследуемой нами теме можно разделить на
два направления.
К первому направлению относятся работы, напрямую либо опосредованно
затрагивающие проблему образования русского централизованного государства в
трудах историков сталинского периода. Большой интерес представляет монография
А.Л. Юрганова «Русское национальное государство. Жизненный мир историков
эпохи сталинизма», вышедшая в 2011 г. 5 В работе подробно освещены научные
дискуссии 1940-х – начала 1950-х гг. На обширном материале архивов и публикаций
показано влияние идейной политики советского руководства на выводы историков о
становлении русского государства. В книге детально разобран вопрос о становлении
марксистской методологии, описаны факторы, непосредственно влиявшие на
данный процесс, проанализированы теоретические позиции историков, прослежена
их трансформация. Фундаментальный труд А.Л. Юрганова безусловно занимает
значимое место в современной историографии по проблеме разработки концепции
русского централизованного государства отечественной исторической наукой в
эпоху сталинизма.
А.Н. Фукс проанализировал теоретический подход к процессу централизации
русского государства в школьном учебнике по истории СССР под редакцией
А.В. Шестакова 6 . Исследователем показана специфика подхода авторов учебной
литературы к оценке исторического значения централизации, а также к личности
одного из его созидателей – Ивана Грозного. Вопрос об отражении периода
централизации в школьных учебниках рассматривается А.Н. Фуксом в рамках более
широкой проблематики, связанной с формированием советской моноконцепции
отечественной истории.
Юрганов А.Л. Русское национальное государство. Жизненный мир историков эпохи сталинизма.
М., 2011.
6
Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен
(конец XVIII в. – вторая половина 1930-х гг.). М., 2017.
Некоторые научные работы представляют интерес при изучении отдельных
сторон освещения процесса централизации в историографии рассматриваемого
времени. Прежде всего, это работы, посвящённые вопросу о роли личности в
истории. Заслуживает упоминания статья А.Л. Хорошкевич, обращённая к
отдельным аспектам укрепления централизованного государства в историографии
сталинской эпохи . Исследователь актуализовала проблему научной оценки
правления Ивана IV и его опричной политики в трудах историков 1920-х – 1950-х гг.
Автор в общих чертах обрисовала специфику историографической ситуации,
показала борьбу научных позиций, высказала критические замечания о степени
проработанности понятийного аппарата советских историков.
К теме Ивана Грозного в сталинской историографии обращается К. Платт. В
монографии8 и статье, переведённой на русский язык9, автор анализирует, как образ
русского царя использовался историками и государственным руководством для
формирования исторической памяти; как и под воздействием каких факторов
происходили осмысление и оценка исторической роли правителя.
Косвенно вопрос о централизованном государстве в историографии
изучаемого периода поднят в статье К.А. Соловьёва 10 . Автор охарактеризовал
подход к оценке властных отношений периода правления Ивана III, утвердившийся в
советской исторической науке до середины ХХ в.
Хорошкевич А.Л. Опричнина и характер русского государства в советской историографии 20-х –
50-х гг. // История СССР. 1991. № 6. С. 85-100.
8
Platt K.M.F. Terror and greatness: Ivan and Peter as Russian myths. London, 2011.
9
Платт К. Репродукция травмы: сценарий русской национальной истории в 1930-е гг. // Новое
литературное обозрение. 2008. № 2(90). С. 63-85.
10
Соловьев К.А. Характеристика власти великого князя Ивана III в советской историографии 1920-
х – 1950-х гг. // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). № 30.
С. 1-11.
Ю.А. Зуляр в учебном пособии11 по проблеме генезиса русского самодержавия
бегло коснулся вопроса об особенностях марксистского подхода в определении
государственного строя русского государства допетровской эпохи. Данный подход
автор назвал «синонимным».
Второе направление в историографии по интересующей нас теме представлено
исследованиями, в той или иной степени содержащими анализ марксистской
методологии сталинского времени. В трудах, образующих данную группу,
представлены выводы о специфике историографической ситуации 1930-х – 1950-х
гг., прослежено складывание теоретико-методологических основ работы историков,
проанализировано идейно-политическое воздействие на научное сообщество со
стороны государства.
Выдающееся место здесь занимает монография А.М. Дубровского ,
посвящённая взаимоотношениям отечественных историков и советского
политического руководства в эпоху сталинизма. В центре внимания автора
находится жизненный мир историков 1930-х – 1950-х гг., факторы, формировавшие
образ их мышления и оказывавшие влияние на выводы их работ. На обширном и
разнообразном материале в книге прослежено становление коренных идей и
положений марксистской исторической теории. Автор показывает, как вопрос о
русском централизованном государстве вошёл в число наиболее важных вопросов
историографии указанного периода.
Отдельного внимания заслуживают научные труды В.В. Тихонова. В
монографии 13 , посвящённой идеологическим кампаниям «позднего сталинизма»,
исследователь показал степень и характер влияния государственных идеологических
мероприятий на конкретное содержание работ советских историков. Дальнейшую
Зуляр Ю.А. Генезис русского самодержавия и дискуссия о его особенностях. Учебное пособие.
Иркутск, 2006.
12
Дубровский А.М. Власть и историческая мысль в СССР (1930 – 1950-е гг.). М., 2017.
13
Тихонов В.В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука
(середина 1940-х – 1953 г.). М. ; СПб., 2016.
14
проработку данная проблематика получила в докторской диссертации
В.В. Тихонова. Автор подробно исследует феномен властного патроната,
внутрикорпоративные конфликты в среде отечественных историков, содержание и
направленность идеологических кампаний и дискуссий. Проблеме взаимоотношений
историков и власти посвящён также ряд других работ учёного15. Выводы научных
трудов В.В. Тихонова важны для понимания своеобразия историографической
ситуации 1930-х – начала 1950-х гг. и факторов, имевших влияние на складывание
марксистско-ленинской методологии исторической науки.
Тема идеологической составляющей в историографии сталинского периода
широко раскрыта в монографии Д.Л. Бранденбергера 16 . Автор показывает, как
сюжеты и персонажи русской истории использовались для формирования новой
модели исторической памяти. В книге анализируется «руссоцентризм» сталинской
идеологической политики, его отражение в исторической литературе.
Проблеме влияния идеологии на формирование методик освещения прошлого
проанализировано в статьях А.Н. Мерцалова17 и В.В. Ковели18. Размышления о роли
политического фактора в работе историков 1930-х – 1950-х гг. содержатся в
сочинении В.Б. Кобрина 19 . Стоит отметить также коллективный труд «Советская
Тихонов В.В. Советская историческая наука в условиях идеологических кампаний середины
1940-х – начала 1950-х годов: диссертация на соискание учёной степени доктора исторических
наук. М., 2018.
15
Тихонов В.В. Московская историческая школа в первой половине ХХ века: Научное творчество
Ю.В. Готье, С.Б. Веселовского, А.И. Яковлева и С.В. Бахрушина. М. ; СПб., 2012; Тихонов В.В.
Борьба с «Буржуазным объективизмом» в советской исторической науке: С.Б. Веселовский и его
книга «Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси» // Древняя Русь. Вопросы
медиевистики. 2013. № 2(52). С. 104-113.
16
Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование
русского национального самосознания (1931-1956 гг.). СПб., 2009.
17
Мерцалов А.Н. Сталинизм и освещение прошлого // История и сталинизм. М., 1991. С. 384-447.
18
Ковеля В.В. История одного учебника: эпизод из научной деятельности М.Н. Тихомирова //
Археографический ежегодник. М., 2016. С. 165-180.
19
Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992. 224 с.
историография» 20 , ставший одной из первых попыток в постперестроечное время
осмыслить специфику историографической ситуации советской эпохи,
проанализировать особенности научного творчества историков в условиях
господства марксистско-ленинской парадигмы.
Современными исследователями основательно изучены вопросы, касающиеся
становления марксистских интерпретаций, особенностей историографической
ситуации и характеру взаимоотношений властных структур с историческим
сообществом в период 1930-х – начала 1950-х гг. Это является важным
теоретическим заделом для дальнейшей постановки и решения частных
историографических проблем, к числу которых принадлежит проблема складывания
русского централизованного государства в отечественной историографии указанного
времени.
Объектом исследования являются труды отечественных историков конца
1930-х – начала 1950-х гг., посвящённые проблеме возникновения русского
централизованного государства.
Предметом исследования являются формирование и развитие в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Проблема создания Русского государства в учебниках истории конца 1930-х – начала 1950-х гг.
    Запад – Восток. 2№С. 85–(1,63 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету