Профессионально-методическое сопровождение педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Варламов Александр Сергеевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Профессионально-методическое сопровождение в учебно- познавательной среде педагогического консультирования само- образовательной деятельности инструктора производственной
практики курсантов военного вуза ………………………………….23 1.1. Генезис ценностей, смыслов и мотивов процесса совершенствования педагогической компетентности военного специалиста – инструктора производственной практики курсантов
военного вуза…………………………………………………………23 1.2. Методическая система профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза ……………45 1.3. Педагогические условия реализации методической системы сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза…………….62 Выводы по главе 1…………………………………………………….79 ГЛАВА 2. Педагогический эксперимент по проверке эффективности профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов
военного вуза………………………………………………………..82 2.1. Цель, задачи, гипотеза, критерии и показатели результативности профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов
военного вуза………………………………………………………..82 2.2. Реализация методической системы профессионально- методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики и совокупности
педагогических условий ее эффективного функционирования…105
2.3. Результаты педагогического эксперимента по профессионально- методическому сопровождению педагогической деятельности инструктора на производственной практике курсантов военного вуза ……………………………………………………………………126
Выводы по главе 2………………………………………………………………141 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………144 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..149

Во введении обосновываются выбор темы исследования и ее актуаль- ность; формулируются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, этапы и методы исследования; раскры- ваются основные положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоре- тическая и практическая значимость работы; приводятся сведения об апро- бации результатов исследования.
В первой главе «Профессионально-методическое сопровождение в учебно-познавательной среде педагогического консультирования само- образовательной деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза» обосновано, что функциональная взаимосвязь личностных ценностей и смыслов познания является мотивом совершенство- вания педагогической компетентности военного специалиста – инструктора производственной практики. В условиях военного вуза осуществить этот процесс совершенствования педагогической компетентности без отрыва ин- структора от образовательной практической деятельности можно, если орга- низовать его самообразование под руководством консультанта-наставника.
Необходимость профессионально-методического сопровождения кон- сультантом-наставником педагогической (самообразовательной) деятельно- сти инструктора производственной практики обусловлена наличием проти- воречия между достаточно высокой военно-профессиональной (инженерной) подготовкой инструктора и недостаточной его педагогической осведомлен- ностью, проявляющейся в выборе не всегда методически обоснованных форм, методов, приемов и средств обучения. Военный специалист- инструктор, планируя практические занятия, должен не только хорошо знать приборы, установки, авиационные комплексы, их устройство, назначение, принцип действия, границы применения, но и владеть образовательными технологиями (формами, методами, приемами, средствами обучения), спосо- бами активизации учебно-познавательной деятельности курсантов в работе со специализированным оборудованием.
В связи с изложенным, разработка теоретико-практических путей со- вершенствования педагогической компетентности инструктора производ- ственной практики – приобретают актуальность, значимость и ценность. Вы- явлен и исследован один из таких путей решения проблемы – профессио- нально-методическое сопровождение консультантом-наставником педагоги- ческой деятельности инструктора производственной практики с целью со- вершенствования его педагогической компетентности на основе разработан- ной методической системы и педагогических условий еѐ реализации. В главе раскрыты не только характер такой помощи, но и этапы ее осуществления.
В ходе исследования возникла необходимость уточнить содержание базо- вых понятий, составляющих предмет и цель исследования. К таким понятиям относим: 1) профессионально-методическое сопровождение педагогической деятельности инструктора (один из видов помощи военному специалисту – инструктору производственной практики курсантов – в совершенствовании его педагогической компетентности); 2) консультант-наставник – офицер, осво- ивший педагогические, дидактические, методические, методологические ком-
поненты деятельностной системы по программе «Преподаватель высшей шко- лы», способный сопровождать самообразовательную деятельность инструктора по методически обоснованному проектированию, организации и проведению занятия с будущими офицерами, осваивающими профессиональные умения в работе с современной военной техникой; 3) педагогическая компетентность инструктора производственной практики как интегральная характеристика его готовности к профессионально-методическим действиям – конструктивным, организационным, содержательно-процессуальным, коммуникативным, воспи- тательным; 4)среда методического обеспечения консультантом-наставником самообразовательной деятельности инструктора производственной практики как образовательная среда, в которой осуществляется самообразование ин- структора в форме самостоятельной работы с дидактической (методической) литературой по освоению современных технологий обучения курсантов на практическом занятии.
На основе идей образовательного консалтинга, включающего совокуп- ность таких компонентов, как выстраивание отношений, диагностика, по- строение системных моделей, сбор информации, первичная помощь, отсро- ченная помощь (Е.И. Казакова, П. Костанье, К.М. Ушаков), нами определено шесть этапов профессионально-методической сопровождающей деятельно- сти, которые носят характер последовательных действий: 1) установление профессиональных отношений между инструктором и консультантом- наставником; 2) создание консультантом-наставником среды методического обеспечения самообразовательной деятельности инструктора производствен- ной практики; 3) построение методической системы профессионально- методического сопровождения педагогической (самообразовательной) дея- тельности инструктора; 4) выявление факторов (причин, побуждающих сил, мер воздействия) профессионально-методического сопровождения и меха- низмов их осуществления; 5) определение педагогических условий (меро- приятий) реализации методической системы профессионально- методического сопровождения педагогической деятельности инструктора; 6) определение эффективности действий консультанта-наставника по органи- зации самостоятельной работы инструктора с методической литературой с целью совершенствования его педагогической компетентности.
Первый этап. Сущность отношений между субъектами сопровождения (инструктором и консультантом-наставником) отображается в выявленных нами функциях. Функции инструктора производственной практики определя- ются следующими содержательно-познавательными, мотивационно- смысловыми и профессионально-управленческими видами его деятельности: 1) самоопределение инструктора в процессе самообразовательной деятельности как преподавателя на практическом занятии курсантов; 2) проектирование ин- структором практического занятия по освоению курсантами специализирован- ного оборудования на основе современных технологий обучения; 3) управление познавательной деятельностью курсантов с целью активизации их самостоя- тельности и активности в процессе освоения ими профессиональных умений; 4) формирование ценностно-смысловых ориентаций курсантов на профессио-
нальные и мировоззренческие конструкты (смысловые установки) и диспози- ции (ориентиры на значимость объекта, осваиваемой военной техники) в реше- нии основной задачи – обеспечения безопасности Отечества.
Таблица 1. Факторы и механизмы сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики
Фактор сопровождения Механизм реализации Результативность Подход Действия
• Методологический – зако- номерности организации само- образовательной деятельности инструктора по совершенство- ванию педагогической компе- тентности;
• Функциональный – пред- писывающий, ценностно- личностный, профессиона- льный по выбору форм са- мостоятельной работы с ди- дактическими материалами
• Аксиологический – (цен- ностно-смысловой) – организация самообразова- тельной деятельности ин- структора под руковод-ством консультанта-наставника; выявление функций сопро- вождения (смыслообразую- щая, регу-лирующая, моти- вацион-ная, профессиональ- но-методическая)
• Причинно – следственные, побу- дительные– самостоя- тельная работа ин- структора по выбору типологии практиче- ского занятия, техноло- гий обучения курсантов по освоению специали- зированного оборудо- вания
• Индивидуализация и личностное ста- новление под руко- водством консуль- танта-настав-ника субъектного опыта инструктора произ- водственной практи- ки, способного фор- мировать профессио- нальные умения у курсантов
• Мотивационно-организа- ционный – проектирование практического занятия на ос- нове современных техно-логий обучения, активизи-рующих познавательную деятельность курсантов;
• Ориентационный – выяв- ление консультантом- наставником познаватель-ных и профессиональных, ценност- но-смысловых и мотивацион- ных предпоч-тений инструкто- ра в освое-нии форм самообра- зова-тельной деятельности
• Системно-деятельност- ный – мотивационно- целевой, планово-прогнос- тический, организационно- управленческий, контроль- но-диагностирующий со- ставляющие поэтапного профессионально-методи- ческого сопровождения самообразовательной дея- тельности инструктора под руководством консультан- та-наставника по проекти- рованию технологий обу- чения курсантов
• Системно – содержательные – методически обосно- ванный выбор дидак- тических составля- ющих практического занятия (форм, мето- дов и приемов, средств обучения) в соответствии с требо- ваниями современно- го стандарта к каче- ству подготовки бу- дущего офицера
• Трансформация учебно-познава- тельных действий курсантов на прак- тическом занятии под руководством компетентного ин- структора произ- водственной прак- тики в профессио- нальные по освое- нию военной тех- ники
• Процессно-управляющий по циклу Деминга (планируй, изучай, исполняй, действуй) – поэтапное улучшение самооб- разовательной деятельности инструктора под руководством консультанта-наставника;
• Ценностно-смысловой вы- бор личностных «конструк- тов» (установок), смысловых «диспозиций» (отношений), мотивов познавательной дея- тельности во взаимодействии с консультантом-наставником
• Управленческий – органи- зация самообразовательной деятельности инструктора производственной практики консультантом-наставником в форме самостоятельной работы с дидактическим ма- териалом по проектированию организации и проведению практического занятия с кур- сантами с целью формирова- ния у них профессиональных умений
• Технологические – выявление компонентов практического занятия (типологии, содержа- тельных составляющих – цели, мотивы), спосо- бов активизации взаи- мосвязанных содер- жательных и процес- суальных компонентов обучения, видов дея- тельности инструктора, курсантов, методов и средств обучения, кон- троля и оценивания их достижений
• Определение ста- туса среды сопро- вождения как образо- вательной со всеми вытекающими функ- циями – методическое обеспечение процесса совершенствования педагогической ком- петентности инструк- тора производствен- ной практики курсан- тов военного вуза
Функции консультанта-наставника связаны с совершенствованием педа- гогической компетентности инструктора в процессе организации его самооб- разовательной деятельности с дидактическими и методическими материала- ми. Консультант-наставник помогает инструктору сделать обоснованный вы- бор типологии практического занятия, его содержательных компонентов с помощью разработанной технологической карты занятия в соответствии с
компонентами деятельностной системы (мотивационного, содержательного, методико-технологического, контрольно-оценочного). Названные функции субъектов профессионально-методического сопровождения (инструктор, консультант-наставник) отражают требования к содержательно-процес- суальным компонентам образовательной среды, созданной для поэтапной ор- ганизации работы инструктора с дидактическим материалом (табл. 1).
На втором этапе профессионально-методического сопровождения кон- сультантом-наставником требовалось на основе составленного опросника определить готовность инструктора к педагогической деятельности и прове- сти анализ практического занятия по подготовленной консультантом- наставником программе наблюдения за деятельностью, как инструктора, так и курсантов на занятии.
Опрос и данные самооценки методической осведомленности в выборе дидактически оправданных приемов обучения, способствующих успешному формированию у курсантов профессиональных умений, показали невысокие результаты (65 % инструкторов считают свою педагогическую подготовку недостаточной, чтобы осуществлять методически обоснованный выбор тех- нологий обучения курсантов). Необходимость осуществления профессио- нально-методического сопровождения педагогической деятельности ин- структора производственной практики потребовала не только изучения мне- ний инструкторов о качестве дидактической (методической) осведомленно- сти, но и проведения педагогического (констатирующего) эксперимента.
В ходе его осуществлена проверка сформированности у инструкторов дидактических, конативных и аксиологических составляющих педагогиче- ской готовности формировать у курсантов профессиональные умения.
По результатам контрольного среза 45% инструкторов из числа опро- шенных (40 человек) обладают адаптивным (недостаточным) уровнем готов- ности к использованию дидактических приемов обучения курсантов. И толь- ко десять человек владеют дидактическими знаниями, способами их приме- нения на продуктивном (высоком) уровне.
Третий и четвертый этапы профессионально-методического сопровож- дения консультантом-наставником педагогической деятельности инструктора предполагали моделирование трех компонентов методической системы: со- циально-целевого, профессионально-содержательного, результативно- диагностирующего (рис. 1).
На пятом этапе разрабатывались педагогические условия (мероприятия) реализации методической системы (факторов сопровождения, механизмов их осуществления).
Организационно-мотивационные условия как совокупность практиче- ских мер, раскрывающих содержание самообразовательной деятельности ин- структора под руководством консультанта-наставника, предполагают дей- ствия по выбору типологии практического занятия на основе инвариантных и вариативных его составляющих, проектирование технологической карты учебного занятия, ориентированной на смысловые установки, потребности, мотивы совершенствования педагогической компетентности инструктора в
соответствии с уровневым характером его действий – адаптивным, репродук- тивным, продуктивным. Освоение этих действий с помощью консультанта- наставника зависит от организации видов самостоятельной работы инструк- тора как метода обучения по обоснованному выбору приемов и средств, ак- тивизирующих учебно-познавательную деятельность курсантов на занятии.
I Социально – целевой компонент сопровождения
Нормативно-правовая база, способствую- щая реализации целевого компонента профессионально-методического сопро- вождения педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза
1. Приказ МО РФ от 2014 г. No 670 «О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ.
2. ФГОС ВО по направлению подготовки 25.05.04. Летная эксплуатация и применение авиацион ных комплексов (приказ Минобрнауки РФ от 2016 г. No 1020).
3. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников филиа- ла ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске

Цель: совершенствование педагогической компетентности инструктора производственной практики по организации, активизации учебно- познавательной деятельности курсантов на производственной практике
Задачи: выявить факторы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики, механизмы их осуществления в соответствии с выделенными подходами (аксиологическим, системно-деятельностным, управленче- ским); определить функции консультанта-наставника в организации самообразовательной деятельности инструктора производственной практики; раскрыть мероприятия реализации факторов профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности ин- структора производственной практики в специально созданной среде
Методологические основания реализации социально-целевого компонента: закономерности сопровождения (причинно-следственные действия, субъект-субъектное взаимодействие участников процесса); принципы сопровождения (ценностно-смысловой, профессионально- деятельностный, индивидуализированный); подходы в освоении деятельностной системы (мотивационной, содержательной, методико- технологической, контрольно-оценочной)
Консультант-наставник, осуществляющий профессионально-методическое сопровождение педагогической деятельности инструктора производственной практики – офицер, обладающий педагогической компетентностью
Инструктор – руководитель производственной практики, организующий учебно-познавательную деятельность курсантов по освоению профессиональных действий (умений) на практическом занятии
Курсанты – обучающиеся, осваивающие специализированное оборудование на практических занятиях на основе сформированных профессиональных умений
Субъекты образо- вательной среды военного вуза
II Профессионально – содержательный компонент сопровождения
Факторы сопровождения: 1) методологический и функциональный; 2) мотивационно-организационный и ориентационный; 3) процессно- управляющий и ценностно-смысловой
Механизмы осуществления факторов: 1) аксиологический подход по организации самообразовательной деятельности инструктора под руководством консультанта-наставника и выявлению этапов сопровождения; 2) системно-деятельностный подход поэтапного профессио- нально-мотивационного сопровождения педагогической деятельности инструктора консультантом-наставником по проектированию техноло- гии обучения курсантов на практическом занятия; 3) управленческий подход самообразовательной деятельности инструктора под руковод- ством консультанта-наставника по конструированию практического занятия, осуществлению форм субъект-субъектного взаимодействия инструктора с консультантом-наставником на основе анализа потребностей, мотивов, ценностей, задач совершенствования педагогической компетентности инструктора
Действия по реализации факторов сопровождения: 1) причинно-следственные и побудительные действия инструктора по самообразова- нию с целью анализа дидактических и методических приемов проектирования практического занятия, выбора его оптимальной типологии, организации самостоятельной работы по выбору способов и средств активизации учебно-познавательной деятельности курсантов по осво- ению профессиональных умений в работе со специализированным оборудованием; 2) определение статуса среды методического обеспе- чения процесса совершенствования педагогической компетентности инструктора производственной практики как образовательной среды со всеми вытекающими функциями
III Результативно – диагностирующий компонент сопровождения
Гипотеза: если выявленные педаго- гические условия положительно повлияют на профессионально- методическую подготовку инструк- тора в процессе формирования у курсантов профессиональных уме- ний, то это подтвердит их эф- фективность в реализации методи- ческой системы профессионально- методического сопровождения педагогической деятельности компе- тентного инструктора в специально созданной консультантом среде и результативность ее функциониро- вания в процессе проектирования познавательной деятельности буду- щего офицера по освоению профес- сиональных умений в работе со специализированным оборудованием
Диагностирующий аппарат экспериментальной проверки результативности разработанной модели и педагогических условий ее реализации:
Критерии: 1) организационно-управленческий; 2) профессио- нально-деятельностный; 3) ценностно-смысловой;
Показатели критерия: дидактический (проектировочный, самообразовательный, конструктивный); конативный (содер- жательный, обобщающий, активизирующий действия); аксио- логический (осмысление смысловых позиций, отношений, ценностных ориентаций);
Уровни реализации показателей:
• Адаптивный (трансформация ЗУВ)
• Репродуктивный (совершенствование профессиональной компетентности в процессе самообразовательной деятельности инструктора)
• Продуктивный (совершенствование профессиональной ком- петентности инструктора в соответствии с ориентацией на ценностно-смысловые и мотивационные потребности курсан- тов, осваивающих профессиональные действия, умения в работе со специализированным оборудованием)
Цель: проверка результативности функционирования методической системы, педагогических условий ее реализации
Задачи: проверка и оценка влия- ния специально созданной кон- сультантом-наставником среды методического обеспечения самообразовательной деятельно- сти инструктора производствен- ной практики по совершенствова- нию его педагогической компе- тентности; влияния педагогиче- ской (методической) деятельности инструктора на эффективность формирования профессиональных умений у курсантов на практиче- ском занятии
Результаты: способность и готовность специально подготовленного компетентного инструктора производственной практики эффективно формировать профессиональные умения у будущих офицеров
Рис. 1 Методическая система профессионально-методического сопровождения педагогической деятельно- сти инструктора производственной практики курсантов военного вуза

Мотивационно-смысловые условия, как совокупность практических мер, предполагают организацию инструктором ценностно-ориентированных дей- ствий курсантов: 1) по освоению специализированного оборудования на ос- нове сформированных профессиональных умений (познавательных, практи- ческих, обобщенных); 2) по пониманию ценности поэтапного освоения про- фессиональных действий (поисковых, репродуктивных, продуктивных); 3) по применению освоенных действий и усвоенных умений в работе с тренажера- ми авиационных комплексов.
Педагогические условия реализации методической системы профессио- нально-методического сопровождения педагогической деятельности ин- структора производственной практики курсантов по сути своей обеспечива- ют реализацию факторов и механизмов их осуществления, потому что имен- но они определяют базис этой системы и взаимообусловленность имеет объ- ективную причину.
Шестой этап профессионально-методического сопровождения педагоги- ческой деятельности инструктора производственной практики раскрывает результативно-диагностирующий компонент методической системы, то есть проверку результативности функционирования методической системы и пе- дагогических условий ее реализации, а также оценивание влияния специаль- но созданной среды методического обеспечения самообразовательной дея- тельности инструктора под руководством консультанта-наставника на эф- фективность совершенствования педагогической компетентности военного специалиста, организующего практические занятия с курсантами по форми- рованию у них профессиональных умений.
Программа поэтапного профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики кур- сантов военного вуза предполагает конкретизацию действий консультанта- наставника по совершенствованию педагогической компетентности инструк- тора, которые были обобщены в виде четырех направлений. Первое – подго- товительное (посещение практического занятия инструктора контрольной группы инструкторами экспертных групп, анализ его по программе «Наблю- дение за деятельностью обучаемого и обучающего на занятии»). Второе – теоретико-дидактическое (изучение и анализ компонентов деятельностной системы, включающей мотивационные, содержательные, методико- технологические, контрольно-оценочные составляющие по результатам по- сещенного занятия). Третье – практико-конструктивное (проектирование с инструкторами практического занятия по освоению курсантами специализи- рованного оборудования в соответствии с выявленной типологией практиче- ского занятия). Четвертое – аналитическое (собеседование по проверке ре- зультативности самостоятельной работы инструктора с дидактической и ме- тодической литературой, подготовленной консультантом-наставником). Эти организационные действия консультанта-наставника по совершенствованию педагогической компетентности инструктора, их содержательно- процессуальная последовательность осуществления отражают не только ха- рактер деятельности консультанта-наставника, но и последовательность реа-
лизации освоенных дидактических (методических) знаний и умений на прак- тике при проектировании занятия, проведении его в соответствии с техноло- гической картой занятия. По сути своей раскрывают содержание среды мето- дического обеспечения самообразовательной деятельности инструктора.
Первую главу завершают выводы о том, что проблема профессионально- методического сопровождения педагогической деятельности инструктора произ- водственной практики курсантов военного вуза может решаться более успешно, если осуществлять его в соответствии с методической системой и комплексом педагогических условий ее реализации в специально созданной среде методиче- ского обеспечения, подготовленной консультантом-наставником.
Во второй главе «Педагогический эксперимент по проверке эффек- тивности профессионально-методического сопровождения педагогиче- ской деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза» сформулированы цель, задачи, гипотеза педагогического эксперимента; разработана структура по проверке результативности разра- ботанной методической системы на основе совокупности педагогических условий ее реализации; анализируются результаты, полученные методами математической статистики.
Для проведения экспериментальной работы по определению эффектив- ности методической системы и совокупности педагогических условий ее реа- лизации (предусмотренных третьей и четвертой задачами исследования) были организованы прямой и косвенный эксперименты, сформированы кон- трольная и экспериментальные группы инструкторов (КГ; ЭГ-1; ЭГ-2; ЭГ-3). В ЭГ-1 и ЭГ-2 реализовывались методическая система и выборочные педаго- гические условия, в ЭГ-3 – методическая система и все педагогические условия (прямой эксперимент). Курсанты контрольной группы обучались ин- структорами контрольной группы, а курсанты экспериментальных групп – инструкторами экспериментальных групп (косвенный эксперимент).
Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа: констатирую- щий, формирующий, итоговый (обобщающий). На констатирующем этапе на основе проведенного тестирования проанализировано отношение инструкто- ров производственной практики к своей педагогической осведомленности (дидактическим знаниям и умениям), выявлена необходимость ее совершен- ствования. Результаты проведенного тестирования, опроса, наблюдений за деятельностью инструктора на занятии убедили в том, что необходимо со- вершенствование его методических действий. Введенные в образовательный процесс дополнительные меры (мероприятия) по реализации выявленных факторов сопровождения и механизмов их осуществления потребовали про- верки их эффективности. Педагогический эксперимент по проверке доста- точности выделенных педагогических условий (мероприятий) реализации разработанной методической системы предусматривал разработку валидного диагностического аппарата, который обеспечивал бы: 1) определение репре- зентативной выборки участников образовательного процесса, деление их на группы; 2) организацию экспертной группы; 3) описание критериев, показа- телей, индикаторов, уровней достижений; 4) выбор диагностических методик
и заданий для проведения опросов, оценивания и анализа их результатов. Кроме того, анализировались: 1) влияние созданной консультантом- наставником среды методического обеспечения на самообразовательную де- ятельность инструктора; 2) влияние содержательно-проектного конструиро- вания инструктором практического занятия на основе современных техноло- гий обучения на активизацию познавательной деятельности курсантов по освоению ими профессиональных видов деятельности; 3) влияние професси- онально-методического сопровождения педагогической деятельности инструк- тора производственной практики на результативность формируемых у курсан- тов профессиональных умений.
Оценка сформированной у инструктора педагогической компетентности, отражающей его способность и готовность к педагогической деятельности по организации и проведению практических занятий с курсантами, осуществ- лялась по трем критериям, а именно: 1) организационно-управленческому (его показатель – дидактический (проектировочный, самообразовательный, кон- структивный), уровни – адаптивный, репродуктивный, продуктивный); 2) профессионально-деятельностному критерию (его показатель – конатив- ный (деятельностный, обобщающий, мотивирующий), уровни – адаптивный, репродуктивный, продуктивный); 3)ценностно-смысловому критерию (его показатель – аксиологический (ценности, смыслы, мотивы), субъектный (формы взаимодействия, сотрудничества, познавательной активности); уров- ни – адаптивный, репродуктивный, продуктивный).
Результаты основного (прямого) эксперимента по проверке эффективно- сти разработанной методической системы и педагогических условий ее реа- лизации, предусмотренные профессионально-методическим сопровождением педагогической деятельности инструктора производственной практики с це- лью активизации учебно-познавательной деятельности курсантов, потребо- вали проведения дополнительного (косвенного) эксперимента по проверке сформированности у них профессиональных умений. Критерий сформиро- ванности профессиональных умений у курсантов в ходе косвенного экспери- мента проверялся с помощью показателей сформированности профессио- нальных умений (познавательных, практических, обобщенных), уровней их освоения – низкого, среднего, высокого.
Результаты нулевого среза (прямой эксперимент) по проверке сформи- рованности у инструкторов (контрольной и экспериментальных групп) педа- гогической компетентности, то есть способности и готовности проектировать практические занятия в соответствии с их дидактическими задачами с ориен- тацией на процесс формирования у курсантов профессиональных умений (познавательных, практических, обобщенных), показали, что респонденты (инструкторы) всех групп находились примерно в равных условиях (рис. 2).
100% 80% 60% 40% 20% 0%
продуктивный уровень действий инструктора
репродуктивный уровень действий инструктора
адаптивный уровень действий инструктора
КГ
ЭГ
100% 80% 60% 40% 20% 0%
низкий уровень умений курсанта
средний уровень умений курсанта
высокий уровень умений курсанта
КГ
ЭГ1
ЭГ2
ЭГ3
Рис. 2. Результаты нулевого среза (прямой эксперимент)
Рис. 3. Результаты нулевого среза (косвенный эксперимент)
Результаты нулевого среза (косвенный эксперимент) по проверке сфор- мированности профессиональных умений у курсантов (контрольной и экспе- риментальных групп, 116 человек) показали, что на начальном этапе опытной проверки уровень сформированных умений у курсантов этих групп был при- мерно одинаковым (рис. 3). Приведенные данные позволили заключить, что курсанты контрольной и экспериментальных групп находились в равных начальных условиях.
Педагогический эксперимент по апробации разработанной методической системы и педагогических условий ее реализации осуществлялся при последо- вательном и непрерывном мониторинге эффективности их использования в естественных условиях (образовательном процессе военного вуза). В ходе экс- перимента обнаружено, что специально созданная среда методического обеспе- чения самообразовательной деятельности инструктора с целью совершенство- вания его педагогической компетентности (способности обоснованно выби- рать процессуальные составляющие технологий обучения курсантов) поло- жительно повлияла на динамику результатов педагогической деятельности ин- структора (рис. 4). Более того, вышеописанный результат положительно повли- ял на процесс формирования профессиональных умений у курсантов (рис. 5).
Результаты итогового контрольного среза (обобщающего эксперимента) позволяют утверждать, что уровень педагогической готовности инструкторов к выполнению продуктивных действий повысился, что свидетельствует и о повы- шении их способности методически обоснованно планировать, организовывать и
100% 80% 60%
20% 0%
адаптивный уровень действий инструктора
репродуктивный 40% уровень действий
инструктора продуктивный уровень
действий инструктора
КГ ЭГ1
ЭГ2 ЭГ3
100% 80% 60% 40% 20% 0%
низкий уровень умений курсанта
средний уровень умений курсанта
высокий уровень умений курсанта
КГ ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3
Рис. 5. Данные итогового среза (косвенный экс- перимент) по проверке уровня сформирован- ности профессиональных умений у курсантов на производственной практике
Рис. 4 Данные итогового среза (прямой экспери- мент) по проверке результатов профессионально-
методического сопровождения педагогической деятель- ности инструктора
Сотни
Сотни
проводить практические занятия, активизировать учебно-познавательную дея- тельность курсантов с целью освоения ими профессиональных действий (уме- ний) в работе со специализированным военным оборудованием.
Корректность проведенных сравнений проверена с помощью статисти- ческого критерия хи-квадрат. Сравнение показателей этого критерия по ре- зультатам итогового эксперимента (обобщающий срез) с данными констати- рующего эксперимента (нулевой срез) подтвердило, что включение в образо- вательный процесс только первого (в ЭГ-1) и только второго условия (в ЭГ- 2) и обоих этих условий (в ЭГ-3) положительно повлияло на способность и готовность инструктора формировать у курсантов профессиональные уме- ния. Значения статистических параметров в ЭГ-1; ЭГ-2; ЭГ-3 составили со- ответственно 6,03; 5,35; 13.00 на фоне данных в констатирующем экспери- менте – 1,74; 1,18; 1,51. Особенно значительные изменения произошли в ЭГ- 3, в которую были включены две группы педагогических условий.
Вторую главу завершают выводы об эффективности разработанной ме- тодической системы профессионально-методического сопровождения педа- гогической деятельности инструктора и достаточности выявленных педаго- гических условий ее реализации. Выводы основаны на комплексном характе- ре процесса взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (ака- демический консультант – инструктор – курсант).
В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результа- ты исследования, сформулированы основные выводы.
Актуальность исследования проблемы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики в процессе проектирования и проведения им практических занятий по освоению курсантами специализированного оборудования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между возросшими требования- ми к качеству подготовки будущего офицера (в соответствии с ФГОС ВО) и недостаточной педагогической (дидактической) компетентностью инструк- тора, организующего производственную практику курсантов.
Основные противоречия между должным и существующим в ходе иссле- дования разрешены на разных уровнях: 1) на теоретическом – раскрыты пути пошаговой организации профессионально-методического сопровождения педа- гогической деятельности военного специалиста консультантом-наставником в соответствии с механизмами их осуществления в рамках разработанной мето- дической системы; 2) на методологическом – выявлены закономерности орга- низации самообразовательной деятельности инструктора по совершенствова- нию его педагогической компетентности на основе совокупности подходов (ак- сиологического, системно-деятельностного, управленческого) и действий их осуществления (причинно-следственных, системно-содержательных, техноло- гических); 3) на профессионально-методическом – раскрыты составляющие де- ятельностной системы (мотивационные, содержательные, методико- технологические, контрольно-оценочные) применительно к организации само- образовательной деятельности инструктора под руководством консультанта- наставника; 4) на практическом – разработаны мероприятия по выполнению
совокупности педагогических условий реализации методической системы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора в среде поэтапного консультирования.
Педагогический эксперимент по апробации методической системы и педа- гогических условий ее реализации показал существенные положительные из- менения по всем выявленным показателям (дидактическим, конативным, ак- сиологическим) критериев (организационно-управленческого, профессиональ- но-деятельностного, ценностно-смыслового). Доказано, что наиболее высокие результаты получены в третьей экспериментальной группе при реализации ме- тодической системы и всей совокупности педагогических условий.
Проведенное исследование подтвердило справедливость гипотезы ис- следования об эффективности специально организованного профессиональ- но-методического сопровождения консультантом-наставником педагогиче- ской деятельности инструктора производственной практики с целью совер- шенствования его педагогической компетентности, способности и готовности активизировать учебно-познавательные действия курсантов, осваивающих специализированное военное оборудование.
Выводы по результатам исследования определили направление дальней- шего поиска способов и средств совершенствования профессионально- методического сопровождения педагогической деятельности инструктора в со- зданной среде консультирования при выполнении им компьютерных проектов. Одно из направлений исследования этой проблемы может быть связано с изу- чением и выбором наиболее результативно-функциональной позиции консуль- танта-наставника, выполняющего функции андрагога-консультанта, андрагога- супервизора, андрагога-модератора в отдельности или в удачном их сочетании.

Изменения, произошедшие в последние годы в самых различных областях и сферах жизнедеятельности человека (экономике, политике, общественной жизни, вооруженных силах), убеждают в том, что под влиянием активного развития информационных, промышленных, социальных и военных технологий изменяется мировой порядок, основы которого были заложены странами-победителями во Второй мировой войне. Однако с течением времени, в ходе «холодной войны» против Советского Союза, России Соединенные Штаты Америки пытаются взять в свои руки право единолично решать мировые и региональные проблемы исключительно в своих интересах и интересах своих союзников.
Стремление некоторых стран установить и реализовать суверенитет над своими территориями и ресурсами, добиться учета своих интересов в условиях социально-экономической глобализации встречают со стороны «коллективного Запада» активное противодействие. Это противодействие проявляется в различных сферах и областях мирового пространства, сопровождается скрытым и открытым давлением как на государственном уровне, так и на уровне международных организаций (ООН, ОБСЕ). Подключение их к действиям в форме санкций, конфликтов, провокаций направлено на дестабилизацию внутриполитической обстановки отдельно взятой страны или стран-союзников и стратегических партнеров.
Международная обстановка характеризуется возрастанием вероятности возникновения конфликтов, в том числе с применением военной силы со стороны незаконных вооруженных формирований. Учитывая, что Соединенные Штаты Америки используют правовые и организационные механизмы разрешения противоречий между субъектами международного права в решении мировых проблем в интересах оказания давления на Российскую Федерацию, особое значение в этих условиях приобретают меры по обеспечению безопасности и устойчивого технологического развития страны, укрепления ее вооруженных сил. Решение задач, обозначенных Президентом России, направленных на решительные преобразования в экономике страны через развитие собственного производства и современных технологий, активную внешнюю политику, через полноправное включение России в деятельность зарождающихся мировых экономических центров (в Азиатско- Тихоокеанском регионе, Южной Америке и Азии), потребовало проведения соответствующей военной политики, при поддержке Вооруженных Сил, способных обеспечить защиту национальных интересов страны в различных условиях развития геополитической ситуации в мире [151].
В настоящее время система военного образования в России находится на этапе качественных изменений, предполагающих повышение профессионализма военных кадров. Система профессиональной подготовки военного специалиста должна оперативно реагировать на возрастающие требования к готовности различных категорий офицерских кадров к будущей профессиональной деятельности.
Проблема подготовки будущего офицера с учетом требований, сформулированных в современных нормативных документах, приобретает особую значимость и актуальность. Главное направление такой подготовки связывают с ускоренным развитием и наращиванием боевого потенциала Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), повышением профессионального уровня личного состава в работе с новейшей техникой.
Современная военная педагогическая наука ориентирована на активный поиск условий эффективной профессионально-педагогической подготовки военных специалистов – преподавателей, инструкторов военных вузов, способных и готовых формировать профессиональные компетенции у будущих офицеров в соответствии с требованиями новых стандартов (ФГОС ВО), военно-профессиональных документов, приказов Министерства обороны Российской Федерации.
В этой связи актуальным остается вопрос повышения результативности профессиональной деятельности военных специалистов, совершенствования не только их инженерно-технической, но и педагогической компетентности. Компетентность инструктора определяется его образовательной способностью и готовностью выполнять виды педагогической деятельности в соответствии с такими качествами, как: 1)когнитивность (знания, накопленный опыт); 2) конативность (владение педагогическими технологиями, определяющими основы педагогического мастерства); 3) аффективность (положительное эмоциональное отношение к профессиональной подготовке обучающегося, к осуществлению его эмоционально-волевой регуляции поведения); 4) мотивационность (смысловая и ценностная направленность действий на формирование практических умений); 5) профессионализм (профессиональная компетенция, выраженная уровнем освоения практических действий).
Все выделенные качества (признаки) характеризуют компетентность военного специалиста – инструктора производственной практики. Они связаны, но не рядоположны: одни признаки можно отнести к родовым понятиям (профессионализм, мотивационность), другие (аффективность) – к видовым, поэтому будут соотноситься друг с другом как сущности первого и второго порядка. Разделяя точку зрения Л.В. Заниной и Н.П. Меньшиковой, отметим, что профессионализм и мотивационная подготовленность инструктора влияют на его способность и готовность выполнять профессионально-методические действия в соответствии с когнитивными, конативными, аффективными качествами его педагогической деятельности, поэтому эти два признака будем считать ведущими по сравнению с другими.
Нередко педагогическая компетентность, как мера соответствия знаний, умений, опыта реальному уровню сложности выполняемых задач, решаемых проблем, нередко подменяется понятием «квалификация». Эти понятия связаны, но не тождественны. Понятие «квалификация» подразумевает сугубо профессиональные качества (знания, умения, способы владения ими на практике). Компетентность как интегральная характеристика личности включает, как отмечалось выше, когнитивные, конативные, аффективные, мотивационные, профессиональные качества, на основе которых можно определять готовность человека к сотрудничеству, общению и взаимодействию, самообразованию, использованию информации, принятию самостоятельных решений по определенному кругу вопросов, оцениванию их результативности.
Организация производственной практики инструктором, не владеющим педагогическими знаниями, связана с трудностями, которые можно назвать объективными. Чтобы преодолеть их, необходимо в рамках профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора нацелить его на самообразование, акцентировав внимание на дидактических сторонах обучения. Отметим, что в соответствии с новыми требованиями к профессиональной подготовке преподавателей специализированных военных дисциплин, к проведению всех видов практик (учебных, производственных) необходимо наличие документа о прохождении педагогической переподготовки по программе «Преподаватель высшей школы». Принимая во внимание тот факт, что из 250 часов 14 часов выделено на методическую подготовку, что, как показал личный опыт наблюдения за деятельностью коллег, оказалось совершенно недостаточно для обоснованного выбора оптимальных форм, методов, приемов и средств обучения. Поэтому даже те военные специалисты, которые прошли дополнительную педагогическую подготовку по названной программе, испытывают трудности при выборе современных технологий обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность курсантов, не говоря уже о тех, кто в силу объективных причин ее не прошел (офицеры запаса – инструкторы производственной практики).
К тому же специфика организации производственной практики в военном вузе состоит в том, что к ней привлекаются высококвалифицированные военные специалисты (офицеры запаса), которые нуждаются в специально организованном профессионально-методическом сопровождении их педагогической деятельности на производственной практике курсантов. Из 140 инструкторов производственной практики 52 % составляют офицеры запаса, которые участвуют в обучении курсантов профессиональным действиям по освоению авиационных комплексов под руководством ведущего инструктора, получившего педагогическое образование. Вместе с тем необходимость в профессионально осмысленном использовании методических приемов обучения с целью активизации учебно-познавательной деятельности курсантов, осознания их значимости для совершенствования педагогического процесса оказалась очевидной для военных специалистов, что обусловило их желание совершенствовать свою педагогическую компетентность под руководством подготовленного в этой области офицера (консультанта-наставника).
Действия консультанта-наставника следует понимать как совокупность средств помощи и поддержки педагогической деятельности инструктора производственной практики, выполняющего функции преподавателя образовательного процесса, решающего задачи формирования у курсантов профессиональных умений, действий по освоению современной военной техники. Такие действия консультанта-наставника можно назвать профессионально-методическим сопровождением педагогической деятельности инструктора.
Это сопровождение осуществляется в процессе самообразовательной деятельности инструктора с дидактической и методической литературой по освоению современных технологий обучения курсантов (форм, методов, приемов, средств обучения). Основная задача консультанта-наставника заключается в оказании методической помощи инструктору при выборе процессуальных компонентов организации и проведения практического занятия, способствующего решению образовательных, развивающих, воспитательных задач подготовки будущего офицера в процессе освоения им профессиональных видов деятельности.
Два положения, раскрывающие сущность консультирования – предписывающий и совершенствующий, определяются следующими признаками: каждый субъект (в нашем случае инструктор) в состоянии быть ответственным за себя и курсантов при выборе ценностей, смыслов, мотивов и целей действий с целью их совершенствования; консультирование инструктора может быть успешным, если его осуществлять при доверительном взаимодействии консультанта-наставника и инструктора, организующего практические занятия по освоению курсантами военного вуза профессиональных умений.
Сама проблема сопровождения обучающего не нова, в педагогике и психологии она рассматривалась применительно к процессу развития личности (В.И. Андреев, Е.И. Казакова, В.С. Мерлин) [5; 78; 111], тьюторского сопровождения педагогического процесса (Г.Я. Гревцева, М.А. Дьячкова, Т.М. Ковалева) [53; 64; 84], адаптации (А.С. Битев, В.Л. Бозаджиев, Ю.В. Кечкин) [20; 22; 80]. Однако особенно значимыми для нас являются работы, посвященные разнообразным видам и формам сопровождения преподавателей, курсантов военного вуза (А.А. Гавриков, Н.И. Городецкая, Д.В. Ольховский, А.Б. Струков, Т.В. Савищева) [45; 51; 125; 154; 162].
Анализ исследований в области военного образования показал, что в диссертационных работах преимущественно рассматриваются такие актуальные вопросы, как совершенствование педагогической подготовки военных специалистов в военном авиационном институте на базе современных автоматизированных обучающих комплексов; формирование навигационной компетентности курсантов в процессе тренажной подготовки; профессионально-педагогическая подготовка инструкторов в системе дополнительного военного образования; педагогическое сопровождение профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования.
В известных нам работах не рассматривались вопросы специально организованной профессионально-методической помощи военному специалисту – инструктору производственной практики – по освоению им в условиях самообразования дидактических приемов обучения курсантов профессиональным действиям в работе со специализированным оборудованием. Вместе с тем совершенствование педагогической компетентности инструктора производственной практики по формированию у будущих офицеров профессиональных умений (познавательных, практических, обобщенных) на основе освоенных им действий (организационных, познавательных, конструктивных, практических, коммуникативных, оценочно-рефлексивных) является профессионально важным, но в полной мере не изученным, поэтому проблема является актуальной.
Изложенные доказательные рассуждения об актуальности проблемы исследования требуют дополнительного обоснования. Проведенный опрос инструкторов производственной практики (в опросе участвовало 140 человек) подтвердил наши предположения о дидактических трудностях (64% из числа опрошенных), испытываемых инструкторами при проектировании, организации, проведении практических занятий с курсантами с целью формирования у них профессиональных компетенций.
Таким образом, профессионально-методическое сопровождение педагогической деятельности инструктора производственной практики, несмотря на его актуальность, изучено недостаточно. Поэтому необходимость его исследования с целью разрешения противоречий между должным и существующим стало для нас не только очевидным, но помогла сформулировать научную задачу исследования.
Эти противоречия мы видим: 1) между возросшими требованиями к качеству педагогических и методических знаний и умений военного специалиста – инструктора производственной практики, его готовностью и способностью применять их при обучении курсантов и объективными трудностями, которые испытывает специалист в самостоятельном выборе технологий обучения; 2) между необходимостью организации специального профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики и недостаточной разработанностью теоретико-практических компонентов (социально- целевого, профессиональ-но-содержательного, результативно-диагностирую- щего) методической системы такого сопровождения; 3) между необходимостью организации специальной среды, обеспечивающей самообразовательную деятельность военного специалиста с целью совершенствования его педагогической компетентности, и трудностями ее осуществления без обоснованного выбора совокупности педагогических условий реализации методической системы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза.
Необходимость разрешения названных противоречий обусловила проблему данного исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: как организовать профессионально-методическое сопровождение педагогической деятельности военного специалиста – инструктора производственной практики – в специально созданной среде методического обеспечения. Проблема разрешения выявленных противоречий обусловила выбор научной задачи исследования: поиск научно обоснованных путей организации профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности военного специалиста – инструктора производственной практики курсантов военного вуза – с целью совершенствования его педагогической компетентности.
Значимость и необходимость решения намеченной научной задачи, ее недостаточная теоретико-практическая разработанность определили выбор темы диссертационного исследования: «Профессионально-методическое сопровождение педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза».
Цель исследования: теоретико-практическое обоснование путей решения проблемы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики как методической системы, еѐ опытно-экспериментальная апробация на основе выявленных педагогических условий.
Объект исследования: педагогическая деятельность инструктора производственной практики курсантов военного вуза.
Предмет исследования: профессионально-методическое сопровождение педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза.
Ход исследования определялся следующей гипотезой: профессионально-методическое сопровождение консультантом-наставником педагогической деятельности военного специалиста – инструктора производственной практики курсантов военного вуза – может быть эффективным при поэтапной реализации самообразовательных действий инструктора по освоению современных технологий обучения курсантов, а именно: 1) установление профессиональных отношений между инструктором и консультантом-наставником; 2) создание консультантом- наставником среды методического обеспечения самообразовательной деятельности инструктора производственной практики; 3) построение методической системы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики; 4)выявление факторов сопровождения и механизмов их осуществления; 5)определение педагогических условий функционирования методической системы сопровождения; 6) организация оценивания эффективности самообразовательной деятельности инструктора, сопровождаемой консультантом-наставником с целью совершенствования его педагогической компетентности.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Обосновать необходимость профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности военного специалиста – инструктора производственной практики – с целью совершенствования его компетентности в соответствии с ценностно-смысловыми, мотивационно- профессиональными требованиями нормативных документов.
2. Определить теоретико-методологическую стратегию решения проблемы исследования на разных уровнях пошаговой организации профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики.
3. Разработать и апробировать методическую систему профессионально- методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики в соответствии с социально-целевым, профессионально-содержательным, результативно-диагностирующим компонентами.
4. Выявить педагогические условия реализации методической системы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики.
5.Реализовать педагогические условия на практике, проверить их достаточность при профессионально-методическом сопровождении педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза и оценить их с помощью избранных критериев, показателей и уровней реализации.
Теоретико-методологическую основу исследования определяют:
• философские и психологические идеи о соотношении ценностей, мотивов, смыслов в процессе организации деятельности обучающего и обучаемых (А.Г. Асмолов, В.Ф. Берков, В.А. Василенко, Е.К. Ильин, А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев, В.П. Тугаринов и др.); методологические закономерности учебного процесса познания, методики дидактического исследования (В.И. Загвязинский, М.С. Каган, В.В. Краевский, А.М.Новиков, С.А.Писарева, Ю.Г. Татур и др.); идеи парадигмальной, синтагматической, прагматической составляющих подходов совершенствования компетентности преподавателей (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.И. Тесленко, А.П. Тряпицына, A.В. Хутopскoй и др.), а также компетенций будущих офицеров (И.А. Алехин, О.Ю. Ефремова, А.И. Кадочников, Д.В. Мещеряков, Е.П. Пономарев, В.А. Чернов и др.); идеи инновационных составляющих процесса профессиональной подготовки будущих специалистов (В.И. Андреев, О.Н. Ефремов, Н.Н.Суртаева, М.В. Потапова, Н.В. Чекалева и др.); идеи педагогического сопровождения (М.А. Дьячков, Е.И. Казакова, Т.М. Ковалева, Т.В. Савищева, А.А. Саламатов, А.Б. Струков); идеи педагогического моделирования процессов, систем (В.В. Артюхов, Л.С. Гринкруг, А.Н. Дахин, М.В. Кларин, В.С. Мерлин, Д.М. Федяев и др.); идеи методологии и методов педагогического исследования (А.В. Усова, А.А. Шаповалов, Э.Г. Юдин, В.А. Ядов, Е.В. Яковлев и др.).
Экспериментальной базой исследования выступил филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске. Всего в исследовании участвовали 622 человека, из которых 140 инструкторов производственной практики и 482 курсанта военного вуза.
В процессе исследования использовался комплекс методов: теоретических (теоретико-терминологический, ретроспективный анализ, моделирование, индукция и дедукция, сравнение, формализация, декомпозиция, обобщение); эмпирических (обобщение опыта, наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, регистрация, экспертиза, статистический критерий хи-квадрат).
Исследование проводилось в три этапа. На первом (организационном) этапе исследования (2015-2017 гг.) осуществлены генезис проблемы исследования; анализ ценностно-смысловых механизмов и факторов совершенствования педагогической деятельности инструктора, организующего учебно-познавательную деятельность курсантов по освоению специализированного оборудования на производственной практике, в соответствии с нормативной базой, способствующей решению проблемы; обоснование параметров исследования (научная задача, цель, объект и предмет, рабочая гипотеза, методы исследования и др.); констатирующий эксперимент с целью формирования концептуальных направлений и положений исследования, на основе которых систематизировался понятийной аппарат; структурирование методических рекомендаций по решению проблемы исследования.
На втором (опытном) этапе исследования (2017-2019 гг.) осуществлены проектирование процесса профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики; определение роли среды методического обеспечения самообразовательной деятельности инструктора в совершенствовании его педагогической компетентности при проведении занятий с курсантами; выявление педагогических условий функционирования разработанной системы; проведение формирующего эксперимента (поискового, системно- аналитического, итогового) по апробации педагогических условий реализации профессионально-методического сопровождения; организация коррекции, обобщение результатов промежуточной, итоговой диагностики; разработка методических рекомендаций по подготовке инструктора к самообразовательной деятельности по освоению современных технологий обучения.
На третьем (обобщающем) этапе исследования (2019-2021 гг.) выполнены обобщение результатов педагогического эксперимента (обработка, интерпретация, сопоставление, анализ, выводы); проверка результатов использования методических рекомендаций по подготовке инструкторов производственной практики к деятельности по активизации учебно-познавательных действий курсантов; оформление текста диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность профессионально-методического сопровождения консультантом-наставником деятельности инструктора производственной практики с целью совершенствования его педагогической компетентности обеспечивается совокупностью подходов (аксиологического, системно- деятельностного, управленческого), определяющих пути поэтапной организации самообразовательной деятельности инструктора по проектированию, организации и проведению практических занятий с курсантами военного вуза.
2. Методическая система сопровождения консультантом-наставником педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза эффективна, если содержит совокупность компонентов: 1) социально-целевой (раскрывающий нормативно-правовую базу, методологические основания сопровождения педагогической деятельности военного специалиста); 2) профессионально-содержательный (включающий факторы сопровождения, механизмы их осуществления); 3)результативно-диагностирующий (обеспечивающий экспериментальную проверку процесса сопровождения консультантом-наставником педагогической деятельности инструктора на основе выбранных критериев, показателей, уровней реализации прогнозируемых результатов и определяющий содержание теоретико-практических путей системного решения научной задачи исследования
3. Педагогические условия реализации методической системы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза включают: 1) организационно-мотивационные мероприятия по выбору способов организации самообразовательной деятельности инструктора в форме самостоятельной работы с дидактическим материалом и анализу компонентов деятельностной системы под руководством консультанта- наставника; 2) мотивационно-смысловые мероприятия по выбору инструктором современных технологий обучения курсантов, активизирующих их учебно-познавательную деятельность при работе с современным военным оборудованием. 4. Эффективность разработанной методической системы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза и педагогических условий ее реализации обеспечивается: 1) индивидуализацией и личностным становлением субъектного опыта инструктора производственной практики, способного формировать профессиональные умения у курсантов; 2) статусом среды профессионально-методического обеспечения самообразовательной деятельности инструктора как образовательной со всеми вытекающими функциями по совершенствованию его педагогической компетентности под руководством консультанта-наставника; 3) трансформацией учебно- познавательных действий курсантов в профессиональные по освоению современного военного оборудования на практических занятиях под руководством педагогически компетентного инструктора.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1.Обоснованы и исследованы теоретико-практические пути решения проблемы профессионально-методического сопровождения консультантом- наставником педагогической деятельности инструктора с целью повышения его компетентности при обучения курсантов на производственной практике.
2. Разработана методическая система взаимосвязанных компонентов (социально-целевого, профессионально-содержательного, результативно- диагностирующего) сопровождения консультантом-наставником самообразовательной деятельности инструктора производственной практики.
3. Выявлены и верифицированы педагогические условия (организационно-мотивационные, мотивационно-смысловые) реализации методической системы профессионально-методического сопровождения, включающего в себя совокупность пошаговых действий: 1) установление профессиональных отношений между инструктором и консультантом- наставником; 2) создание консультантом-наставником среды методического обеспечения самообразовательной деятельности инструктора производственной практики; 3) выявление факторов сопровождения и механизмов их осуществления, мотивирующих инструктора к совершенствованию своей педагогической компетентности; 4) организация оценивания эффективности сопровождающей деятельности консультанта- наставника.
4.Обоснована необходимость организации и проведения прямого и косвенного педагогического эксперимента по проверке педагогических условий реализации методической системы профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о путях совершенствования профессионально- методического сопровождения педагогической деятельности военного специалиста, об особенностях его осуществления на производственной практике курсантов военного вуза, а именно:
• выявлены концептуальные положения, определяющие методологичес- кие основания организации самообразовательной деятельности инструктора по совершенствованию его педагогической компетентности на основе совокупности подходов (аксиологического, системно-деятельностного, управленческого) и действий (причинно-следственных, системно- содержательных, технологических); теоретические предпосылки профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора на основе выделенных факторов и механизмов их осуществления; педагогические условия реализации методической системы сопровождения самообразовательной деятельности инструктора в специально созданной консультантом-наставником среде методического обеспечения;
• определены научно обоснованные этапы профессионально-методического сопровождения (самообразовательной) деятельности инструктора
организации педагогической с целью совершенствования его педагогической компетентности на адаптивном, репродуктивном, продуктивном уровнях в соответствии с выделенными показателями – дидактическим, конативным, аксиологическим – критериев: организационно-управляющего, профессионально-деятельностного, ценностно-смыслового;
• обогащен понятийно-категориальный аппарат педагогики профессионального образования; расширено представление о роли, содержании, особенностях организации профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики; уточнены базовые понятия исследования («профессионально- методическое сопровождение педагогической деятельности инструктора», «самообразовательная деятельность военного специалиста под руководством консультанта-наставника», «педагогическая компетентность инструктора производственной практики»); интерпретировано понятие «среда методического обеспечения» самообразовательной деятельности инструктора с целью совершенствования его педагогической компетентности как образовательная среда, организованная консультантом-наставником для последовательного и поэтапного сопровождения самостоятельной работы военного специалиста с дидактическим материалом по освоению составляющих деятельностной системы (мотивационной, содержательной, методико-технологической, контрольно-оценочной) формирования профессиональных умений у курсантов в работе со специализированным военным оборудованием.
Практическая значимость исследования определяется разработкой и использованием: 1) организационно-мотивационных и мотивационно- смысловых педагогических условий (мероприятий) реализации методической системы профессионально-методического сопровождения консультантом- наставником самообразовательной деятельности инструктора производственной практики на основе выявленных факторов сопровождения и механизмов их осуществления. Этот процесс организуется с целью совершенствования педагогической компетентности военного специалиста, готового определять типологию учебного занятия в соответствии с дидактическими и профессиональными задачами обучения, проектировать технологическую карту практического занятия, структурно-содержательные компоненты которой раскрывают мотивационные, содержательные, методико-технологические, контрольно-оценочные компоненты деятельностной системы; 2) специально созданной среды методического обеспечения консультантом-наставником (офицером, прошедшим психолого- педагогическую и методологическую подготовку по программе «Преподаватель высшей школы» в педагогическом вузе) самообразовательной деятельности инструктора в форме самостоятельной работы с дидактической и методической литературой не только по проектированию практического занятия, но и по его проведению в соответствии с современными технологиями обучения, которые активизируют учебно-познавательную деятельность будущих офицеров в работе со специализированным оборудованием, способствуют формированию у них профессиональных умений.
Обоснованность и достоверность выполненного исследования
подтверждены: 1) основополагающими идеями философии, психологии и педагогики с опорой на результаты выполненных научных исследований; 2) применением теоретических и эмпирических методов, соответствующих задачам и логике исследования; 3) анализом данных, полученных в процессе реализации системно-деятельностного, аксиологического, управленческого подходов, обеспечивающих достижение сформулированной в исследовании цели; 4)разработкой авторских предложений по решению проблемы на основе проверяемых параметров; 5) результатами апробации разработанной модели и совокупности педагогических условий ее реализации; 6) репрезентативностью объема выборки участников эксперимента, воспроизводимостью результатов и статистической обработкой полученных данных. Апробация и внедрение результатов исследования обсуждались:
•на заседаниях кафедры педагогики и психологии и на научно- методологических семинарах «Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета», на заседаниях кафедр филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно- воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске;
• на конференциях различного уровня – международных: «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире», Санкт-Петербург, 2015; «Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика», Чебоксары, 2016; «Тенденции развития науки и образования», Самара, 2016; «Бытие человека: проблема единства во многообразии современного мира», Челябинск, 2016; «Proceedings of the 10th European Conference on Education and Applied Psycholody», Vienna, 2016; «Достижения и проблемы современной науки», Санкт-Петербург, 2016; – всероссийских: «Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск», Екатеринбург, 2019.
Получила одобрение организационно-методическая деятельность соискателя в должности заместителя начальника базы обеспечения учебного процесса производственной практики курсантов, в качестве академического консультанта по организации самообразовательной деятельности инструкторов производственной практики в процессе профессионально- методического сопровождения их педагогических действий на практических занятиях с курсантами в военном вузе (филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске). Результаты исследования нашли отражение в 20 публикациях, из них 4 статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ. Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Список литературы включает 201 источник, из них 5 публикаций зарубежных авторов. Общий объем диссертации составляет 171 страница, текст иллюстрируют 15 таблиц, 11 рисунков и диаграмм.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Профессионально-методическое сопровождение педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза»

    Публикации автора в научных журналах

    Теоретико-практические аспекты деятельности компетентного инструктора производственной практики в информационной среде академического консультирования
    А.С. Варламов // Мир науки, культуры, образования. – 2– No 1(74). – С. 198
    Ценностно-смысловые ориентации как системообразующее начало учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза
    А.С. Варламов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2– No – С. 29-Варламов, А.С. Ценностно-ориентированное сопровождение образова- тельной деятельности преподавателя-инструктора на штурманской практике / А.С. Варламов // Мир науки, культуры, образования. – 2- No 1(62). – С. 92
    Методологические аспекты развития профессиональных компетенций у курсантов военного вуза
    А.С. Варламов // Фундамен- тальная и прикладная наука. – Челябинск. – 2– С. 63
    Ценностные и смысловые ориентации как теоретические предпосылки формирования профессиональных компетенций у курсантов военного вуза
    А.С. Варламов // Proceedings of the 10th European Conference on Education and Applied Psycholody. – Vienna: «East West» Associ- ation for Advanced Studies and Hidher Education GmbH. – 2– С. 3-Варламов, А.С. Современное состояние проблемы формирования цен- ностно-смысловой компетенции у курсантов военного вуза / А.С. Варламов // Тенденции развития науки и образования: сб. ст. междунар. конф. – Самара: Изд. НИЦ «Л-Журнал». – 2– С. 20
    К вопросу о становлении и развитии понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход»
    Е.А. Селезнева, А.С. Варламов, А.И. Чегринцев // Челябинск: Фундаментальная и прикладная наука. – Челябинск. – 2– С. 33-Варламов, А.С. Педагогическое сопровождение как процесс ор- ганизации мероприятий по формированию профессиональных компетенций у будущих офицеров / А.С. Варламов // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы V междунар. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2– С. 47
    Педагогические условия формирования ценностно-смысловых компетенций у курсантов военного вуза
    А.С. Варламов // До- стижения и проблемы современной науки: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – СПб: Научный журнал «Globus». – 2– С. 43-Варламов, А.С. Методологический аспект формирования профессио- нальных компетенций курсантов военного вуза / А.С. Варламов // Бытие чело- века: проблема единства во многообразии современного мира: материалы меж- дунар. науч. конф. – Изд. 2, доп. – Челябинск: Цицеро. – 2– С. 171
    Профессионально-методическое сопровождение деятельности инструктора в процессе организации и проведения занятия на производственной практике
    А.С. Варламов // Военный научно-практический вестник. – Челябинск. – 2– С. 55-Варламов, А.С. Теория и практика управленческого взаимодействия преподавателя-инструктора и курсанта на штурманской практике в военном вузе / А.С. Варламов // Военный научно-практический вестник. – Челябинск. – 2– С. 44
    Дидактическая система сопровождения профессионально-методической деятельности инструктора на производственной практике курсантов военного вуза
    А.С. Варламов // Ежемесячный международный научный журнал «INTERNATIONAL SCIENCE PROJECT». – Финляндия. – 2– С.11
    Педагогическое сопровождение образовательной деятельности военного инструктора производственной практики как фактор целенаправленного формирования профессиональных умений у курсантов военного вуза
    А.С. Варламов // Фундаментальная и прикладная наука. – Челя- бинск. – 2– С. 26-Варламов, А.С. Факторы и механизмы профессионально- методического сопровождения педагогической деятельности инструктора на производственной практике курсантов военного вуза / А.С. Варламов // Во- енный научно-практический вестник. – Челябинск. – 2– С.13
    Академическое консультирование педагогической деятельности военного специалиста в форме профессионально-методического сопровождения
    А.С. Варламов, В.В. Стежко // Теория и практика военного обра- зования в гражданских вузах: педагогический поиск: сб. ст. междунар. науч.- практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ. – 2– С 53
    Оценка качества сформированности профессиональных умений курсантов в процессе изучения специальных дисциплин
    А.С. Варламов, Д.В. Изосимов // Тенденции развития науки и образования. – Самара. – 2– No– С 18-Учебные и методические пособия

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»