Произвольная регуляция, родительское воспитание и их взаимодействие как факторы психологического благополучия дошкольников

Петренко Евгения Николаевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение ………………………………………………………..…………………5
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования произвольной
регуляции и родительского воспитания как факторов психологического
благополучия детей дошкольного возраста…………………………………18
1.1. Психологическое благополучие дошкольников ………………….…….18
1.1.1. Вклад просоциального поведения в психологическое
благополучие…………………………………………………………………………….24
1.1.2. Поведенческие проблемы как фактор риска благополучного
развития……………………………………………………………………………………..27
1.1.3. Эмоциональные аспекты психологического благополучия
детей …………………………………………………………………………………………29
1.2. Роль произвольной регуляции для психологического благополучия
дошкольников …………………………………………………………………………………31
1.2.1. Современные концепции произвольной регуляции в детском
возрасте …………………………………………………………………………………….33
1.2.2. Развитие произвольной регуляции в детском возрасте……….36
1.2.3. Произвольная регуляция в психобиологической модели
темперамента М. Ротбарт …………………………………………………………..41
1.3. Родительское воспитание как фактор психологического
благополучия детей …………………………………………………………………………46
1.3.1. Современные концепции родительского
воспитания……………………………………………………………………………….49
1.4. Взаимодействие произвольной регуляции и методов родительского
воспитания как факторов психологического благополучия
детей……………………………………………………………………….55
Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………………..59
Глава 2. Организация и методы исследования детской произвольной
регуляции и факторов родительского воспитания как предикторов
психологического благополучия детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………………………………………..61
2.1. Процедура эмпирического исследования и характеристики
выборки…………………………………………………………………………..61
2.2. Методы исследования ………………………………………………………..63
2.2.1 Методы исследования психологического благополучия
детей …………………………………………………………………………………..63
2.2.2. Методы исследования родительского воспитания ………….65
2.2.3. Методы исследования произвольной регуляции ……………69
2.2.4. Методы исследования социально-демографических
характеристик ………………………………………………………………………..79
2.3. Статистический анализ данных …………………………………………………79
Глава 3. Эмпирическое исследование значения произвольной регуляции
и факторов родительского воспитания для психологического
благополучия детей в дошкольном возрасте …………………………………………83
3.1. Валидизация русскоязычной версии шкалы для изучения
произвольной регуляции детей ………………………………………………………..83
3.1.1. Структура шкалы произвольной регуляции ……………………83
3.1.2. Факторно-дисперсионная валидность шкалы произвольной
регуляции в отношении пола и возраста ………………………………….84
3.1.3. Критериальная валидность шкалы произвольной регуляции
в отношении методов родительского воспитания и
психологических проблем ………………………………………………………86
3.2. Эмпирическое исследование вклада произвольной регуляции и
методов воспитания в психологическое благополучие детей
дошкольного возраста ……………………………………………………………………..88
3.2.1. Взаимосвязи психологического благополучия детей с
произвольной регуляцией и методами родительского воспитания
……………………………………………………………………………………………….91
3.2.2. Вклад произвольной регуляции детей и методов
родительского воспитания в показатели психологического
благополучия …………………………………………………………………………92
3.2.3. Взаимодействия методов родительского воспитания и
произвольной регуляции детей в отношении показателей
психологического благополучия …………………………………………….99
Выводы по главе 3 ………………………………………………………………………………….106
Глава 4. Обсуждение результатов эмпирического исследования ………..109
4.1. Валидизация шкалы Произвольной регуляции дошкольников….109
4.1.1. Структура шкалы произвольной регуляции ………………….109
4.1.2. Половозрастные особенности ………………………………………112
4.1.3. Связь с психологическими проблемами ……………………….115
4.1.4. Связь с методами родительского воспитания ……………….116
4.2. Вклад произвольной регуляции дошкольников и методов
родительского воспитания в психологическое благополучие ………….119
4.2.1. Просоциальное поведение ……………………………………………119
4.2.2. Поведенческие проблемы …………………………………………….121
4.2.3. Эмоциональные проблемы …………………………………………..123
4.2.4. Общее число проблем и их влияние на жизнь ребенка
……………………………………………………………………………………………..126
4.3. Обсуждение взаимодействия методов родительского воспитания и
произвольной регуляции в отношении психологического благополучия
детей ……………………………………………………………………………………………..128

Заключение……………………………………………………………….132

Литература…………………………………………………………………………………..138

Приложения ……………………………………………………………….176

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования,
указывается степень ее разработанности, определяются объект и предмет, цель, задачи,
гипотезы, методологическая основа исследования, а также описывается
экспериментальная база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая
значимость работы, раскрываются выносимые на защиту положения, приводятся
сведения о достоверности, апробации и внедрении результатов.
Первая глава «Теоретическое обоснование исследования произвольной
регуляции и родительского воспитания как факторов психологического
благополучия детей дошкольного возраста» посвящена анализу аспектов и
факторов, их взаимодействие и влияние на психологическое благополучие детей.
Проведен теоретический анализ понятия «детское благополучие» и его
компонентов (Bradshaw et al., 2007; Land et al., 2009; Moore et al., 2008; Rees et al.,
2010;2012; UNICEF, 2009; O`Hare, Gutierrez, 2012; Minkkinen, 2013; Bronfenbrenner,
1999; Самохвалова, 2017а), «психологическое благополучие» (Шамионов, 2015;
Дубровина, 2009; 2021; Сергиенко, 2017; Шувалов, 2009; Гудман, Скотт, 2008;
ЮНИСЕФ, 2007; Bradshaw et al., 2006; Land et al., 2001). Рассмотрены наиболее
распространенные психологические проблемы детского возраста – поведенческие
(Scott, 1998; Goodman, Scott, 2012) и эмоциональные проблемы (Zahn-Waxler et al.,
2000; Goodman, Scott, 2012), влияющие на психологическое благополучие. Кроме
этого, рассмотрены факторы защиты (Pluess, Belsky, 2013; Rutter et al., 2006; Compton,
2005) и входящие в них наиболее обоснованные позитивные показатели
психологического благополучия детей – просоциальное поведение (Eisenberg et al.,
2002; 2006; Hastings et al., 2000; Huber et al., 2019; Nantel-Vivier et al., 2014) и
произвольная регуляция поведения и эмоций (Сергиенко и др., 2010; De Pauw,
Mervielde, 2011; Моросанова, 2010; Gartstein et al., 2012; Leve et al., 2005; Moffit et al.,
2011).
Накоплен большой массив данных о связи благополучного развития с уровнем
произвольной регуляции в первые годы жизни, доказано, что недостаток регуляторных
способностей связан с психологическими и поведенческими проблемами, включая
аддикции, правонарушения, трудности взаимоотношений с другими людьми,
подверженность тревоге и депрессии, нарушению соматического здоровья и
финансовой неуспешности (Eisenberg, 2012; DeLisi, Vaughn, 2014; Moffit et al., 2011;
Rothbart, 2007). Более подробно рассмотрены современные концепции произвольной
регуляции в детском возрасте: исполнительные функции (Diamond, 2013; 2016);
«произвольность» для обозначения способности к овладению собой (Смирнова, 1998;
2015); контроль поведения (Сергиенко и др., 2010; Сергиенко, 2006; Виленская, 2013);
произвольная регуляция (Rothbart, 2007; Rothbart, Derrybery, 1981). Выделены
основные этапы их развития (Diamond, 2013, 2016; Kochanska et al., 2009; Nigg, 2017;
Смирнова,1998, Сергиенко и др., 2010). Сравнив рассмотренные теоретические
положения указанных авторов, было выяснено, что на сегодняшний день
психобиологическая модель М. Ротбарт является наиболее разработанной концепцией
регуляторных способностей. На этом основании в данной диссертации для описания
регуляторных процессов будет использоваться термин «произвольная регуляция»
(еffortful control) в рамках психобиологической концепции темперамента (Rothbart,
2007; Rothbart, Derrybery, 1981). Показано, что в дошкольном возрасте фактор
произвольной регуляции включает следующие компоненты (Rothbart et al., 2001):
-Тормозный контроль, отражающий способность планировать и подавлять
несоответствующее поведение приближения в соответствии с указаниями, в новой или
неопределенной ситуации,
-Устойчивость внимания, отражающая способность удерживать внимание на
задании и переключать внимание,
– Удовольствие низкой интенсивности и
-Сенсорную чувствительность, позволяющую замечать слабые стимулы низкой
интенсивности во внешней среде.
В психологической науке накоплен богатый опыт исследования произвольной
регуляции детей различных возрастов. Подходы к измерению произвольной регуляции
обширны и включают отчеты родителей/основных воспитателей и учителей,
самоотчеты детей старше 11 лет, методы структурированного наблюдения, а также
экспериментальные методы, включающие специфические задания с регистраций
показателей их выполнения, в т.ч. и психофизиологических. Проанализированы
наиболее распространенные методики оценки произвольной регуляции в детском
возрасте. Исследователи отмечают, что ни один метод не может быть признан
«золотым стандартом», каждый метод имеет свои сильные стороны и является
источником потенциальных ошибок (Rothbart, Bates, 2006; Rueda, 2012). Сделан вывод
о том, что использование рассмотренных методик не позволяет в полной мере
осуществить проверку сформулированных гипотез. Для достижения цели исследования
была адаптирована шкала Опросника поведения в детстве краткой формы (CBQ-VSF;
Putnam, Rothbart, 2006).
Представлен обзор наиболее важных семейных факторов психологического
благополучия детей дошкольного возраста: стили, методы и практики родительского
воспитания (Шведовская, Загвоздкина, 2012; ЮНИСЕФ, 2007; Bronfenbrenner, Morris,
1998; Fauth, Thompson, 2009; Гудман, Скотт, 2008; Эйдемиллер, Юстицкис, 2008;
Clerkin et al., 2007; Самохвалова, 2017в). Показано, что благополучному развитию
ребенка способствуют методы воспитания, основанные на адекватном соотношении
одобрений и наказаний, надлежащем надзоре и контроле, поддержке, а также
открытых и теплых взаимоотношениях между родителями и ребенком (Гудман, Скотт,
2008; Эйдемиллер, Юстицкис, 2008; Clerkin et al., 2007). Кроме того, важным аспектом
позитивного воспитания является умение родителей четко и доступно устанавливать
требования и ограничения, объясняя при этом причину своих действий (Варшал,
Слободская, 2016; Гудман, Скотт, 2008; McMahon, Forehand, 2005). И наоборот,
суровые, непоследовательные методы воспитания наряду с недостаточным надзором
способствуют усилению эмоциональных трудностей и усугубляют проблемы
поведения (Cunningham, Boyle, 2002; Keown, Woodward, 2002; Romano, et al., 2006).
Показано, что к изучению воспитания применяется два подхода: размерный
(dimensional) подход (Locke, Prinz, 2002; Smith, 2011), направленный на отдельные
аспекты родительского поведения, такие как отзывчивость или требовательность; и
категориальный (categorical) подход, который выделяет стили воспитания,
представляющие определенные комбинации методов (Baumrind, 1968; 1971; 1989;
Maccoby, Martin, 1983). Проанализированы наиболее распространенные российские
методики оценки стилей и методов родительского воспитания детей дошкольного
возраста, а также зарубежные методики, адаптированные в России. Исходя из цели
диссертационного исследования, выбор был сделан в пользу русскоязычной краткой
формы APQ для детей школьного возраста и версии для детей дошкольного возраста
(Логинова и др., 2016а, b).
В процессе развития индивидуально-психологические и средовые факторы
постоянно взаимодействуют друг с другом, в результате развитие детей со сходными
индивидуальными особенностями может идти разными путями, как и развитие детей в
сходных обстоятельствах (Лобаскова, 2006; Малых и др., 2012; Слободская, 2004;
Чесс, Томас, 1994; Belsky et al., 2007; Bronfenbrenner, 1979; Moore, 2014). При этом
одни и те же методы воспитания по-разному влияют на детей с разным темпераментом
(Bates et al., 1998; Rothbart, Bates, 2006; Karreman et al., 2009; Kiff et al., 2011).
Приведены результаты исследований, доказывающие наличие взаимодействий по типу
«двойного риска» – трудный темперамент ребенка увеличивает негативное влияние
семейного риска, т.е. при неблагоприятном сочетании индивидуальных особенностей и
условий воспитания риск умножается (Monroe, Simons, 1991; Slagt et al., 2016). При
взаимодействии по типу «дифференцированной восприимчивости» некоторые дети
(например, с низким уровнем произвольной регуляции) наиболее чувствительны к
воспитанию: они больше, по сравнению с другими детьми, подвержены
неблагоприятному воздействию отрицательного воспитания, но в хороших средовых
условиях развиваются особенно успешно (Belsky et al., 2007; Ellis et al., 2005; 2011);
модель взаимодействия «чувствительности к преимуществам» (Manuck, 2011; Pluess,
Belsky, 2013) как способность извлекать выгоду из положительных аспектов
окружающей среды. Большинство данных о характере взаимодействий произвольной
регуляции детей и методов родительского воспитания были получены в западных
странах, поэтому возможность их распространения на другие культуры требует
дополнительного изучения. В российских исследованиях (Слободская, Ахметова, 2012;
Слободская и др., 2012; Логинова, 2019) рассмотрены взаимодействия индивидуально-
психологических черт с факторами среды и методами воспитания, однако в настоящее
время отсутствуют данные о взаимодействиях произвольной регуляции и ее
компонентов с методами воспитания в отношении психологического благополучия
детей.
Во второй главе «Организация и методы исследования детской произвольной
регуляции и факторов родительского воспитания как предикторов
психологического благополучия детей дошкольного возраста» описаны процедура
исследования, характеристика выборки, методы исследования и статистический анализ
данных.
Данные были собраны в период с 2011 года по 2017 год. На первом этапе описана
выборка родителей детей, опрошенных для валидизации русскоязычной версии шкалы
произвольной регуляции наиболее краткой формы Опросника поведения в детстве
(CBQ-VS, Putnam, Rothbart, 2006). Были опрошены родители 365 детей (46% девочки)
в возрасте от 2 до 7 лет (M=5.1; SD=1.3). Большую часть опросников (92%) заполнили
матери, 7% – отцы, 1% – оба родителя. Данные собраны в Новосибирской области; из
опрошенных в сельской местности проживали 10% семей, в малом городе – 20%,
остальные были жителями мегаполиса. Для изучения структуры наиболее краткой
формы Опросника поведения в детстве (CBQ-VS, Putnam, Rothbart, 2006) использовали
метод конфирматорного факторного анализа. Данный метод позволяет оценить
соответствие авторской модели эмпирическим данным. Для выявления соответствия
были применены: основной критерий точного соответствия (χ2), сравнительный индекс
соответствия (CFI) и квадратный корень ошибки приближения (RMSEA).
Дискриминантную валидность показателей произвольной регуляции в отношении пола
и возраста устанавливали с помощью двухфакторного дисперсионного анализа
ANOVA 2(пол) х 2 (возраст 2-4 и 5-7 лет). Величину эффекта оценивали с помощью η2
(%), показывающего долю разнообразия признака, обусловленного данным фактором.
Для проведения основного этапа исследования описана выборка из 652 детей
(49% девочек) в возрасте от 2 до 7 лет (M= 4,8; SD=1.4). Большую часть опросников
(91%) заполнили матери, 6% – отцы, 1% – оба родителя. Большая часть данных
получена в г. Новосибирске (78%) и близлежащих маленьких городах и поселках
(19%), остальные были жителями иных регионов России. Родителям предлагали
заполнить комплект опросников, включающих социально-демографическую анкету,
опросник «Сильные стороны и трудности» (SDQ; Goodman,2001; Goodman et al., 2005),
шкалу произвольной регуляции (CBQ-VS, Putnam, Rothbart, 2006) и опросник
родительского воспитания (APQ-PR Clerkin et al., 2007). Кроме того, родители
заполняли социально-демографическую анкету, включающую пол и возраст ребенка,
состав и доход семьи, а также возраст, уровень образования и профессиональный
статус родителей.
Надежность шкал и подшкал для оценки произвольной регуляции детей, их
психологического благополучия и практик родительского воспитания определяли с
помощью коэффициента внутренней согласованности альфа Кронбаха (α).
Взаимосвязи показателей произвольной регуляции, психологического благополучия и
практик родительского воспитания изучали при помощи коэффициентов корреляций
Пирсона. Вклад произвольной регуляции, методов родительского воспитания и их
взаимодействий в показатели психического благополучия детей изучали, применяя две
серии множественной иерархической регрессии под контролем пола и возраста детей.
Результирующими переменными были показатели психического благополучия детей:
просоциальное поведение, экстернальные и интернальные проблемы, общее число
проблем и их влияние на повседневную жизнь ребенка. Независимые переменные
вводили в следующей последовательности: 1) пол и возраст ребенка; 2) волевая
регуляция (1 серия) или ее компоненты (2 серия: тормозный контроль, устойчивость
внимания, перцептивная чувствительность и удовольствие низкой интенсивности) и
практики родительского воспитания; 3) бинарные взаимодействия между практиками
воспитания и показателями произвольной регуляции. При подсчете взаимодействий
независимые переменные стандартизовали, переводя в Z-оценки, и перемножали.
Выявленные в иерархической множественной регрессии статистически
достоверные взаимодействия проверяли в бинарных моделях, включающих один
показатель произвольной регуляции, один метод родительского воспитания и их
взаимодействие.

В третьей главе «Результаты исследования» описаны данные, полученные в
результате эмпирического исследования. В параграфе 3.1. «Валидизация
русскоязычной версии шкалы для изучения произвольной регуляции детей»
результаты конфирматорного факторного анализ (Рис. 1) показали очень хорошее
соответствие: χ2 (50) = 61.99; p = .12; CFI= .983; RMSEA= .026 (90% CI = .000–.045).
Коэффициенты внутренней согласованности шкалы произвольной регуляции и
подшкал тормозный контроль, устойчивость внимания, сенсорная чувствительность и
удовольствие низкой интенсивности составили α = .75, .39,.58,.80 и .47 соответственно.
Рис.1. Структурная модель очень краткой формы CBQ. Показаны
стандартизованные оценки.
Результаты дисперсионного анализа показали достоверные межполовые различия
в произвольной регуляции, сенсорной чувствительности, тормозном контроле и в
удовольствии низкой интенсивности: по этим показателям родители оценивали
девочек выше, чем мальчиков. Пол объяснял около 3% дисперсии произвольной
регуляции, сенсорной чувствительности и удовольствия низкой интенсивности,
величина эффекта пола в отношении тормозного контроля была менее 1,5%. Сравнение
возрастных подгрупп 2-4 и 5-7 лет показало, что оценки произвольной регуляции не
различались. Однако имелись значительные возрастные различия по сенсорной
чувствительности, тормозному контролю и удовольствию низкой интенсивности.
Родители оценивали старших детей выше, чем младших по сенсорной
чувствительности (г = .13, р <0.05) и тормозному контролю (г = .17; р = 0.001), в то время как оценки удовольствия низкой интенсивности были выше у детей младшего возраста (г = -. 15; р <0.01). Возрастом объяснялось около 2-2,5% вариации этих показателей. Для изучения текущей (concurrent) критериальной валидности шкал и подшкал произвольной регуляции были проанализированы их взаимосвязи с показателями психологических проблем, оцененными при помощи подшкал SDQ, и методами родительского воспитания, оцененными при помощи APQ-PR. Произвольная регуляция была достоверно отрицательно связана с экстернальными проблемами: гиперактивностью/невнимательностью и проблемами с поведением. Кроме этого, выявлена положительная связь произвольной регуляции с позитивным воспитанием и менее выраженная отрицательная связь с применением наказаний. Среди подшкал, тормозный контроль отличался наибольшей информативностью в отношении психологических проблем: все взаимосвязи были статистически достоверны, кроме эмоциональных симптомов. Установлена достоверная отрицательная взаимосвязь тормозного контроля с применением наказаний, в меньшей степени с применением физического наказания, непоследовательным дисциплинированием, при этом отмечается положительная взаимосвязь с позитивным воспитанием. Устойчивость внимания продемонстрировала специфичную отрицательную взаимосвязь с гиперактивностью/невнимательностью.Сенсорнаячувствительностьбыла отрицательно связана с гиперактивностью/невнимательностью, проблемами с поведением и проблемами со сверстниками, причем корреляции с экстернальными проблемами были в два раза слабее, чем у тормозного контроля; положительная связь с позитивным воспитанием, напротив, была сильнее, чем у других подшкал. Удовольствиенизкойинтенсивностибылоотрицательносвязанос гиперактивностью/невнимательностью, однако в два раза слабее, чем устойчивость внимания, и положительно коррелировало с позитивным воспитанием. Адаптированная русскоязычная версия шкалы произвольной регуляции наиболее краткой формы Опросника поведения в детстве (CBQ-VS) имеет четырех факторную структуру с подшкалами: тормозный контроль, устойчивость внимания, сенсорная чувствительность и удовольствие низкой интенсивности. Версия обладает адекватнымипсихометрическимихарактеристиками(критериальнойи дискриминантной валидностью, внутренней согласованностью) и может применяться в основной части исследования для оценки методов родительского воспитания. В параграфе 3.2 «Эмпирическое исследование вклада произвольной регуляции и методов воспитания в психологическое благополучие детей дошкольного возраста» описаны результаты, полученные при применении множественного иерархического регрессионного анализа под контролем пола и возраста. В просоциальное поведение достоверный и положительный вклад вносили возраст, произвольная регуляция и позитивное воспитание; применение наказаний вносило независимый отрицательный вклад; результирующая модель объясняла немногим более 17% всей вариации просоциального поведения. Экстернальные проблемы детей определялись низким уровнем произвольной регуляции и применением наказаний; эти факторы объясняли почти 27% всей вариации поведенческих проблем детей. Интернальные проблемы определялись низким уровнем произвольной регуляции и позитивного воспитания; применение наказаний достоверно увеличивало риск интернальных проблем. В целом, эти факторы объясняли почти 6% всей вариации эмоциональных проблем. Общее число проблем определялись низким уровнем произвольной регуляции и применением наказаний; результирующая модель объясняла почти 23 % всей вариации психологических проблем у детей (эмоциональные симптомы, проблемы со сверстниками, проблемы с поведением и гиперактивность/невнимательность). Влияние эмоциональных и поведенческих проблем на жизнь детей усиливалось с возрастом, произвольная регуляция служила фактором защиты, а применение родителями наказаний - фактором риска. Результирующая модель объясняла чуть больше 14 % всей вариации влияния проблем на жизнь ребенка. Следует отметить, что во всех моделях, кроме модели влияния проблем на жизнь ребенка, пол ребенка был значимым предиктором на первом шаге, но в окончательных моделях пол не вносил статистически достоверного вклада. В отдельной серии регрессий вместо шкалы Применение наказаний вводили подшкалу Физические наказания. Результаты показали, что применение родителями физических наказаний не вносит достоверного вклада в просоциальное поведение и интернальные проблемы ребенка. Физические наказания были значимым предиктором экстернальных проблем (β = .18, р < .001), общего числа проблем (β = .13, р = .011) и влияния проблем на жизнь ребенка (β = .13, р = .015), однако их вклад был ниже, чем общей шкалы Применения наказаний. Была проведена отдельная серия регрессионных анализов для выяснения вклада компонентов произвольной регуляции в психологическое благополучие детей (тормозный контроль, устойчивость внимания, сенсорная чувствительность, удовольствие низкой интенсивности) и методы воспитания. Поскольку данные об удовольствии низкой интенсивности имелись в меньшей выборке детей (N = 518, см. табл. 4), анализ провели дважды: с тремя компонентами волевой регуляции в общей выборке и с четырьмя – в выборке 518 детей с полными данными. Были получены следующие результаты: просоциальное поведение определялось уровнем тормозного контроля и удовольствия низкой интенсивности; достоверный положительный вклад вносило позитивное воспитание, а отрицательный вклад вносило применение наказаний; возраст так же был достоверным предиктором. Результирующая модель объясняла 18% всей вариации просоциального поведения. Экстернальные проблемы детей определялись низким уровнем тормозного контроля и устойчивости внимания. Среди методов воспитания достоверный положительный вклад вносило применение наказаний, являясь фактором риска поведенческих проблем; результирующая модель объясняла почти 32 % всей вариации экстернальных проблем. Интернальные проблемы детей определялись низким уровнем тормозного контроля и низким уровнем сенсорной чувствительности, а также применением наказаний родителями; они усиливались по мере взросления детей. В целом эти факторы объясняли 10% всей вариации интернальных проблем. Общее число проблем объяснялось низким тормозным контролем, низким уровнем устойчивости внимания и сенсорной чувствительности, а также применением родителями наказаний; в целом модель объясняла около 25% вариации общего числа проблем психологического благополучия детей. Следует отметить, что во всех моделях выраженности проблем пол ребенка был значимым предиктором на первом шаге, но в окончательных моделях пол не вносил статистически достоверного вклада. Факторами защиты от влияния проблем на жизнь ребенка были высокий уровень устойчивости внимания и высокий уровень тормозного контроля, тогда как применение наказаний достоверно увеличивало риск влияния проблем. Результирующая модель объясняла чуть больше 16% всей вариации влияния проблем на жизнь ребенка. На уровне подшкал произвольной регуляции так же провели отдельную серию регрессий, используя вместо шкалы Применение наказаний подшкалу Физические наказания. Результаты были во-многом сходны с полученными в 1 серии регрессий: вклад Физических наказаний в экстернальные проблемы (β = .16, р = .001), общее число проблем (β = .10, р = .037) и влияние проблем на жизнь ребенка (β = .12, р = .022) был существенно меньше, чем вклад общей шкалы Применения наказаний, а в просоциальное поведение и в интернальные проблемы ребенка применение родителями физических наказаний не вносило достоверного вклада. Выявленные во множественной иерархической регрессии статистически достоверные взаимодействия произвольной регуляции и ее компонентов проверили в бинарных моделях. Результаты анализа подтвердили статистическую значимость взаимодействий произвольной регуляции с применением родителями наказаний– в отношении поведенческих проблем, F(1, 640) = 6.85, p < .01, и в отношении общего числа проблем, F(1, 640) = 5.2, p < .05. Дальнейший анализ показал, что у детей, которых часто наказывали родители, защитная роль произвольной регуляции в отношении поведенческих проблем была значительно больше (В = -1.79, р < .001), чем у детей, которых наказывали относительно редко (В = -.88, р < .001; Рис. 2А). Взаимодействие произвольной регуляции с применением наказаний в отношении общего числа проблем имело сходный характер: защитная функция произвольной регуляции у детей, которых часто наказывали (В = -2.79, р < .001), проявлялась сильнее, чем у тех, кого наказывали относительно редко (В = -1.76, р < .001, Рис. 2Б). Применение наказаний ─ высокий уровень- - - средний уровень …. низкий уровень АБ В=-2.79*** Экстернальные проблемы, В=-1.79*** Общее число проблем, В=-2.27*** В=-1.33*** В=-1.76*** баллы баллы В=-.87*** Произвольная регуляция, баллыПроизвольная регуляция, баллы Рис.2. Взаимодействие произвольной регуляции и применения наказаний в отношении экстернальных проблем (А)и общего числе проблем (Б). Результаты анализа подтвердили статистическую значимость взаимодействий компонентов произвольной регуляции с методами воспитания: в отношении экстернальных проблем подтвердилось взаимодействие применения наказаний с тормозным контролем, F(1,640)=6.7, p=.01(Рис.3А) и сенсорной чувствительностью, F(1,640)=5.1,p<.05 (Рис.3Б). Защитная функция Тормозного контроля у детей, которых наказывали часто проявлялась сильнее (В = -1.71, р < .001). Взаимодействие сенсорной чувствительности с применением наказаний проявлялось в том, что у детей, которых часто наказывали, защитная роль сенсорной чувствительности в отношении экстернальных была больше (В = -.61, р < .001). В=-1.71***В=-.61*** В=-1.41*** В=-1.11***В=-.36*** В=-.11 Рис.3. Взаимодействие тормозного контроля (А), Сенсорной чувствительности (Б) и Применения наказаний в отношении Экстернальных проблем Применение наказаний и экстернальные проблемы (А, Б). В отношении интернальных проблем взаимодействие тормозного контроля с непоследовательным дисциплинированием родителями, (F(1, 640) = 6.6, p = .01. защитное действие тормозного контроля было значительным при высоком уровне непоследовательности родителей (рис. 4, В= -.92, р < .001) и существенно меньшим при среднем уровне непоследовательности (В = -.53, р < .001), а при последовательном дисциплинированиивклад тормозного контроля в эмоциональные проблемы не был статистически значимым (В = -.15; p > .05).
Непоследовательное
Интернальные проблемы, баллы

В=-.92***дисциплинирование
─ высокий уровень
– – – средний уровень
…. низкий уровень

В=-.53***

В=-.15

Тормозный контроль, баллы
Рис.4. ВзаимодействиеТормозного контроляиНепоследовательного
дисциплинирования в отношении Интернальных проблем.
В отношении общего числа проблем было подтверждено взаимодействие
применения родителями наказаний с сенсорной чувствительностью, F(1,640)=6.4, p<.05 (Рис.5). У детей, которых часто наказывали, защитная роль сенсорной чувствительности в отношении общего числа проблем была больше (В = -1.2, р < .001), чем при среднем уровне наказаний (В = -0.8, р < .001), а у детей, которых наказывали редко, связь сенсорной чувствительности с поведенческими проблемами не была статистически значимой (В = -.37,p > .05).

Применение наказаний
─── высокий уровень
Общее число проблем, баллы

– – – – средний уровень
……. низкий уровень
В=-1.2***

В=-.8***

В=-.37

Сенсорная чувствительность, баллы

Рис.5. Взаимодействие Сенсорной чувствительности с Применением наказаний в
отношении Общего числа проблем.
Взаимодействие тормозного контроля с применением наказаний в отношении
влияния проблем на жизнь ребенка, F(1, 635) = 7.5, p<.01(Рис.6), проявлялось в том, что защитная роль тормозного контроля была статистически значимой у детей, которых наказывали часто (В = -.14, р < .001) или на среднем уровне (В = -.09, р < .001). При относительно редких наказаниях тормозный контроль не был связан с влиянием проблем на жизнь ребенка (В = -.03; p > .05).
Применение наказаний
─── высокий уровень

Влияние проблем, баллы
– – – – средний уровень
……. низкий уровень

В=-.14***

В=-.09***

В=-.03

Тормозный контроль, баллы
Рис.6. Взаимодействие Тормозного контроля с Применением наказаний в
отношении Влияния проблем на жизнь ребенка.

В четвертой главе «Обсуждение результатов эмпирического исследования»
анализируются и интерпретируются результаты эмпирического исследования,
проводится сопоставление полученных результатов с данными других исследований.

В заключении. Изучение индивидуально-психологических и семейных факторов
является необходимым плацдармом для дальнейшей практической и теоретической
работы в современных реалиях, поскольку они относятся к базовым факторам
благополучного или неблагополучного развития детей, в возникновении проблем
социальной адаптации, эмоциональных и поведенческих проблем, а также той степени,
в которой эти проблемы будут влиять на развитие ребенка.
Кроме этого, нарастает интерес к феномену мультифинальности, когда при
похожих исходных данных ближайшего семейного окружения развитие детей
происходит разными путями; и контринтуитивности, когда практики воспитания,
направленные на достижение желаемого результата, могут иметь противоположный
исход и ухудшать психологическое благополучие детей. Одним из ключевых ответов
на эти вопросы может находиться в области взаимодействий индивидуально-
психологических факторов с факторами ближайшего семейного окружения.
В данной диссертационной работе показано и обосновано развитие
психологического благополучия с периода раннего детства, показано, что дошкольный
возраст является одним из самых важных периодов формирования будущего
благополучия. Понимание, в какой степени индивидуальный вклад изучаемых
факторов и их взаимодействие могут привести к проигрыванию неблагоприятного
сценария – психологическому неблагополучию в более старшем возрасте – является
основой для разработки эффективных и эмпирически доказанных программ превенции
неблагополучного сценария.
Цель диссертационного исследования реализована полностью: в ходе
исследования были подтверждены изложенные гипотезы. Пристальное изучение
произвольной регуляции детей, методов родительского воспитания и их
взаимодействия,входящихвструктурупсихологическогоблагополучия
дошкольников, делает возможным сформулировать следующие выводы:
1. Показано, что произвольная регуляция детей 2-7 лет имеет четырехфакторную
структуру, состоящую из компонентов – тормозный контроль, сенсорная
чувствительность, устойчивость внимания и удовольствие низкой интенсивности. В
результате валидизации и изучения факторной структуры русскоязычная версия шкалы
Произвольной регуляции Опросника поведения в детстве CBQ–VF показала хорошую
внутреннюю согласованность шкал и адекватную надежность; выявлена
дисперсионная валидность русскоязычной шкалы в отношении пола и возраста;
выявлена ее прогностическая валидность в отношении психологических проблем,
измеренных с помощью шкал SDQ, и практик родительского воспитания, измеренных
с помощью шкал APQ-PR. Таким образом, доказано, что данный инструмент обладает
адекватными психометрическими свойствами и подходит для измерения произвольной
регуляции детей 2-7 лет.
2. Установлено, что произвольная регуляция и практики родительского
воспитания являются важными прогностическими параметрами психологического
благополучия дошкольников. Наибольшую прогностическую значимость имеют
общий показатель произвольной регуляции и подшкала тормозный контроль,
способствующие просоциальному поведению, являющиеся неспецифическим
фактором защиты от проблем, связанных с агрессивным, антисоциальным поведением,
от проблем, связанных с эмоциональными трудностям, и от влияния указанных
трудностей и проблем на жизнь ребенка. Выявлена высокая прогностическая
значимость применения родителями наказаний как фактора риска в отношении всех
показателей психологического благополучия дошкольников.
3. Показано, что удовольствие низкой интенсивности проявило себя как фактор,
способствующий просоциальному поведению; устойчивость внимания значительно
защищает только от поведенческих проблем. Позитивное воспитание – важный
предиктор просоциального поведения и фактор защиты в отношении интернальных
проблем. Сенсорная чувствительность – независимый фактор защиты в отношении
интернальных проблем. Вклад пола детей, при учете произвольной регуляции и
практик воспитания терял статистическую значимость. С возрастом увеличивалась
выраженность просоциального поведения, и усиливалось влияние интернальных и
экстернальных проблем на жизнь ребенка.
4. Выявлено, что произвольная регуляция взаимодействовала с применением
родителями наказаний в отношении поведенческих проблем и общего числа проблем:
ее защитная роль была тем больше, чем чаще родители наказывали ребенка.
Взаимодействие применения наказаний с сенсорной чувствительностью в отношении
поведенческих проблем и общего числа проблем и с тормозным контролем в
отношении поведенческих проблем было сходным. Помимо этого, тормозный
контроль взаимодействовал с непоследовательным дисциплинированием в отношении
интернальных проблем детей: его защитная роль была тем больше, чем более
непоследовательны были родители.
5. Установлено, что взаимодействия практик дисциплинирования родителями с
общим фактором произвольной регуляции и ее компонентами детей соответствует
модели «двойного риска», проявляя культурную резистентность. Таким образом, даже
периодические применения наказаний умножают неблагополучное развитие
дошкольников со средним/ низким уровнем произвольной регуляции и ее компонентов
тормозного контроля и сенсорной чувствительности, по сравнению с индивидуальным
вкладом каждого фактора. Схожее взаимодействие выявлено в отношении риска
увеличенияэмоциональныхпроблеммеждутормознымконтролеми
непоследовательными методами воспитания. Таким образом, дошкольники с низким
уровнем тормозного контроля, имеют более выраженные эмоциональные проблемы
при непоследовательности родителей и значительнее выигрывают, т.е. выраженность
их эмоциональных проблем значительно снижается, если родители последовательны.
Ограничения и сильные стороны исследования:
С одной стороны, самостоятельное использование опросников может быть
рассмотрено как определенное ограничение данного исследования, так как
родительские отчеты включают субъективный компонент, который может влиять на
результат оценивания (Putnam et al., 2001; Kagan, 1994). С другой стороны,
использование родительских опросников в данном исследовании было более
целесообразно, поскольку, родители могут наблюдать своих детей в более широком
диапазоне повседневных ситуаций, таким образом, они могут являться главным
источником информации о поведении и эмоциональных проявлениях своих детей
(Гудман, Скотт, 2008). В опросниках, разработанных Ротбарт с коллегами проблема
субъективности в оценивании была частично снята за счет четко сформулированных
утверждений о поведении детей в конкретных ситуациях (Putnam et al., 2001; Rothbart,
Bates, 2006). Вместе с тем для снижения влияния эффекта субъективности важно
привлекать дополнительные источники информации.
Выявленные в данном исследовании взаимоотношения и взаимодействия
качества родительского воспитания и уровня произвольной регуляции у детей не
позволяют однозначно судить, что является причиной, а что следствием. Например, с
одной стороны, во многих исследованиях показана связь качества родительского
воспитания и развития произвольной регуляции детей (например, Eisenberg et al., 2010;
Spinrad et al., 2007), в других исследованиях эта связь не подтверждается (Kiff et al.
2007; Lengua 2008; Van Leeuwen et al. 2004; Veenstra et al. 2006). Показано, что к детям
с низким уровнем произвольной регуляции родители применяют более жесткие меры
дисциплинирования (Сlerkin et al., 2007), что часто является причиной протестных
реакций у последних. Как было сказано ранее, и применение родителями физических
наказаний и проблемы с поведением у детей обусловлены генетическими
особенностями детей, т.е. физические наказания родителями могут быть в
определенной степени вызваны самими детьми (Jaffee et al., 2004). Исследование
методом поперечных срезов не позволяет делать выводы о направленности связи или
ее причинности. При этом, полученные данные об особенности связи произвольной
регуляции дошкольников, методов воспитания и факторов психологического
благополучия детей являются доказанной и надежной основой для дальнейших
продольных (лонгитюдных) исследований.
Исследование было проведено на значительной и репрезентативной выборке из
различных социокультурных слоев населения, проживающих не только в больших, но
и в малых городах и селах. В данном исследовании были использованы продвинутые
методы статистического анализа. При теоретическом анализе данной диссертационной
работы был учтен общемировой опыт исследователей благополучного развития детей.
Данное исследование расширяет уже имеющиеся представления о благополучном
развитии детей; выявляет уникальный вклад индивидуальных особенностей, возраста и
факторов среды в психологическое благополучие дошкольников; выявляет и объясняет
механизмы взаимодействий между произвольной регуляций и методами воспитания и
влияние этих взаимодействий на просоциальное поведение, поведенческие и
эмоциональные проблемы, а также на функционирование ребенка в важнейших
областях жизни в дальнейшем.
В ходе исследования была валидизирована шкала произвольной регуляции,
которая может использоваться как в исследовательской, так и в практической работе.
Этот инструмент сопоставим с англоязычной версией, что позволяет полученные с его
помощью результаты сравнивать с международными. Данный опросник обладает
адекватнымипсихометрическимихарактеристиками,валидизированна
репрезентативной выборке, что делает его подходящим инструментом для
использования на всей территории РФ. Диссертационное исследование показало
важность родительской компетенции для создания условий психологического
благополучия детей.
Перспективы дальнейших исследований: планируется изучение механизмов
взаимодействия произвольной регуляции и факторов ближайшего социального
окружения детей в более ранние и более поздние возрастные периоды; исследование
долговременного влияние данных взаимодействий на онтогенетическое развитие и
психологическое благополучие, а возможно и возникновение психопатологии.

Актуальность темы исследования. В наше время одним из наиболее
значительных направлений психологии развития является исследование
психологического благополучия и психического здоровья детей с учетом их
индивидуальных особенностей и условий развития (Bradshaw, 2016; Rutter et
al., 2006; 2008 и др.). Благополучие человека – «социальное богатство
общества», закладывается в раннем возрасте (Rutter et al., 2015; Moore, 2012;
Fauth, Thompson, 2009). Потому так важно определить факторы благополучия
детей (Ben-Arieh, Frones, 2011; Minkkinen, 2013) и характер их влияния
(Bakermans-Kranenburg, Van Ijzendoorn, 2011; Belsky et al., 2007; Belsky,
Pluess, 2009).
Понятие детского благополучия являет собой многомерность
субъективно воспринимаемых составляющих, таких конструктивных
элементов как уровень счастья и уровень жизни ребенка. Данные факторы в
свою очередь определяются психическими, физическими и социальными
сторонами жизни ребенка, являясь основой успешного развития и здоровья
детей. (Ben-Arieh, Frones, 2007; Fauth, Thompson, 2009; Pollard, Lee, 2003;
Land et al., 2011; Minkkinen, 2013; Лето и др. 2019). Одним из ключевых
факторов благополучия является психологическое благополучие.
Психологическое благополучие также определяется отсутствием
психологических проблем в сфере эмоций, поведения или отношений
(например, Гудман, Скотт, 2008; ЮНИСЕФ, 2007; Bradshaw et al., 2006; Land
et al., 2001) и наличием позитивных аспектов развития: успешное
функционирование дома (в том числе семейные факторы, например, Kiff et
al., 2011, Slagt et al., 2016), в учебном заведении и другой обстановке,
необходимый уровень социальных отношений, сформированность успешных
компетенций решения жизненных проблем, (например Дубровина, 2009,
2021; Гудман, Скотт, 2008; Huppert, 2009), а также удовлетворенность своей
жизнью, т.е. субъективное благополучие (оценивается, как правило, с
восьмилетнего возраста, например Bradshaw et al., 2007; Land et al., 2001;
Huebner 1991a; Leto, Petrenko, Slobodskaya, 2018). К распространенным
проблемам детей относятся группа эмоциональных и группа поведенческих
проблем (Гудман, Скотт, 2008; Achenbach et al., 1991).
Одним из ключевых факторов благополучного развития детей,
относящегося к индивидуальным темпераментальным особенностям,
является произвольная регуляция (effortful control; например Rothbart, Bates,
2006; Rothbart et al., 2007; Eisenberg et al., 2009; Moffitt et al., 2011;
Слободская и др., 2019). М. Ротбарт описала произвольную регуляцию как
способность подавить импульсивное действие, активировать недоминантную
активность, выявлять ошибки и планировать будущее (Rothbart et al., 2007).
Так за последнее десятилетие накопилось значимое количество данных о
возможности прогнозировать состояние соматического и психического
благополучия, на основе изучения произвольных, управляемых регуляторных
механизмов начиная с раннего дошкольного периода, возможности
проявления девиантного поведения и особенности экономического
поведения (например, Moffitt et al., 2011). Так же показано, что, низкий
уровень произвольной регуляции коррелирует с большей тяжестью и
частотой проявления поведенческих проблем; связан с неблагоприятными
последствиями во взрослом возрасте (например, Kornienko et al.,2019;
Петренко и др.,2019; Eisenberg, 2012).
Родительское воспитание, как фактор семейной среды имеет особое
значение для благополучного развития в ранние детские годы (Эйдемиллер,
Юстицкис, 2008; Bornstein, Bradley, 2014 и др.). Так, в метаанализе,
объединившем 47 исследований показано, что особую роль в развитии и
поддержке психологического и эмоционального благополучия детей играют
родительская поддержка и их вовлеченность в семейные детско-
родительские взаимосвязи, проявление адекватного уровня родительского
контроля, включающего соотношение одобрений и наказаний в качестве
воспитательных мер, применяемых к ребенку (McLeod et al., 2007a, b).
Установлено негативное влияние непоследовательных воспитательных мер,
таких как безосновательное применение дисциплинирования, чрезмерного
контроля и жестких мер наказания, проявления пренебрежения со стороны
родителей. Указанные проявления во взаимоотношениях между детьми и их
родителями создают факторы риска и являются мощными предпосылками к
проявлению социальной дезадаптации, эмоциональной нестабильности и
трудностям в этой сфере (тревога, депрессия; McLeod et al., 2007), проблемам
в соблюдении школьной дисциплины и освоении учебного материала и
других поведенческих проблем (агрессивное, деструктивное, антисоциальное
поведение; Каrreman et al., 2006; Dadds, Salmon, 2003; Hoeve et al., 2009).
Замечено, что дети, из одной и той же семьи могут развиваться по –
разному, как и дети со сходным темпераментом. Исследователи детского
благополучия объясняют эти обстоятельства через возможность
взаимодействия индивидуальных особенностей детей и факторов семейной
среды, когда они воздействуют друг на друга и создают уникальную
ситуацию развития. Изучение взаимодействий темперамента детей и методов
воспитания основано на длительном научном исследовании А. Томаса и С.
Чесс, согласно которому авторы представили модель «плохого и хорошего
соответствия» (Чесс, Томас, 1994), включив в данную модель факторы
ожиданий окружения от ребенка и темперамент ребенка. В своих
исследованиях они отметили, что часто не могли выявить прямую связь,
между тем как воспитывали детей родители и какой была внешняя среда и
развитием ребенка, в соответствии с психоаналитической концепцией из
которой они исходили. Зачастую, при хорошем и заботливом воспитании
случались отклонения в развитии детей и наоборот. Созданная теория
«хорошего и плохого соответствия» раскрыла механизм того, как
особенности отношений и окружающая среду потенцируют отклонения в
поведении ребенка. В их теории «хорошее соответствие» возникало, когда
требования и ожидания окружения согласовывались с индивидуальными
возможностями ребенка. В таком случае развитие ребёнка, по их мнению,
шло бы благополучно. В случае «плохого соответствия», когда ребенок не
обладал индивидуальными особенностями, чтобы справляться с требования
окружающих, у такого ребенка мог наступить чрезмерный стресс и
вероятность поведенческих проблем значительно усиливалась (Чесс, Томас,
1994). При развитии данного направления о взаимодействиях
индивидуальных особенностей и практик воспитания, были показаны и
другие варианты взаимодействий (например, Slagt et al., 2016).
Важно отметить, что термин «взаимодействие» мы понимаем как
случаи, когда воздействие двух и более независимых переменных на
зависимую переменную является не аддитивным, а мультипликативным, т.е.
не просто добалвяется, а умножается.
Так, модель, учитывающая чувствительность детей к стрессу-
«двойной риск» или «диатез-стресса», описывает как потенциальная
уязвимость ребенка (диатез или идиосинкразия) и неблагоприятные условия
развития (стресс) активируют друг друга, при этом негативное воздействие и
того и другого умножается, приводя к возникновению эмоциональных и/или
поведенческих проблем и неблагополучному развитию (Monroe, Simons,
1991; Slagt et аl., 2016; Петренко и др., 2019).
Другая модель была ориентирована на индивидуальную
чувствительность детей к благоприятным условиям развития. Модель
«восприимчивости к преимуществам» (vantage sensitivity) отражает
особенности развития в исключительно положительных обстоятельствах
(Pluess, Belsky, 2013).
Модель «дифференцированной восприимчивости» (differential
susceptibility) описывает обе стратегии взаимодействий индивидуальных
особенностей детей (высокая чувствительность к стрессу и высокая
чувствительность к преимуществам) и семейных факторов. Предполагается,
что при неблагоприятном сочетании семейных факторов и индивидуальных
особенностей развитие такого ребенка будет идти особенно неблагополучно,
но при благоприятном сочетании семейных факторов и индивидуальных
особенностей, восприимчивый ребенок будет развиваться особенно хорошо
(Belsky et al., 2007).
Мировые эмпирические данные показали, что основной массив
взаимодействий методов воспитания и регуляторных процессов детей
соответствовал модели «двойного риска», указывая на возрастание риска
неблагополучного развития детей и увеличения риска и тяжести
поведенческих и эмоциональных проблем (например, Slagt et l., 2016).
Схожая картина была выявлена и в РФ на выборке дошкольников (Петренко
и др., 2019; Логинова, 2019). Значительно реже встречается взаимодействие,
имеющее характер дифференцированной восприимчивости (Логинова, 2019;
Slagt et l., 2016).
Учитывая существенное значение произвольной регуляции в первые
годы для благополучного развития, важно понять характер ее
взаимодействия с факторами семейной среды, прежде всего с практиками
родительского воспитания. Такого рода взаимодействия выявлены в ряде
исследований (например, Kiff et al., 2011; Putnam et al., 2002 Slagt et al., 2016),
проведенных в западных странах, и это ставит вопрос о сходных
закономерностях в других культурах. Поэтому выявление модели
взаимодействия между произвольной регуляцией и методами родительского
воспитания в первые годы жизни в отношении благополучного и
отклоняющегося развития в условиях современной России не только даст
ответ о культурной чувствительности данного феномена, но и позволит
разработать (валидизировать зарубежные – в случае культурной
резистентности) эмпирически доказанные программы профилактики и
коррекции эмоциональных и поведенческих проблем детей или
Целью диссертационного исследования является выявление
самостоятельного вклада произвольной регуляции, методов родительского
воспитания и их взаимодействий в психологическое благополучие
дошкольников.
Объект исследования: психологическое благополучие детей от 2 до 7
лет.
Предмет исследования: взаимодействие произвольной регуляции и
методов родительского воспитания в отношении психологического

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Произвольная регуляция в дошкольном возрасте: связь с чертам и личности и благополучием
    Петренко Е.Н., Козлова Е.А., Слободская Е.Р. //Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наукабудущего». Москва, 14-15 ноября, 2– С. 630
    Understanding problem behavior in Russian preschoolers from parenting and child effortful control
    Petrenko E.N, Kozlova E.A., Slobodskaya H.R. // Book ofAbstracts 22nd Occasional Temperament Conference. Mursia, Spain, 23-25 May, 2– P26
    Взаимодействие произвольной регуляции и родительского воспитания как факторов психического здоровья детей
    Петренко Е.Н., Козлова Е.А.,Логинва С.В., Слободская Е.Р. // Будущее детей с особенностями психическогоразвития. Москва, ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 28-29ноября, 2– C.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету