Пространственная организация морской коммуникационной сети при разработке арктических нефтяных запасов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Козьменко Арина Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Глава 1. Научное обоснование организации пространственного
развития арктического региона……………………………………………………14
1.1. Теоретические основания пространственной экономики региона……………14
1.2. Организация арктического пространства на основе развития
региональной коммуникационной сети……………………………………………….34
1.3. Отечественный и зарубежный опыт освоения арктических нефтяных
запасов…………………………………………………………………………….46

Глава 2. Особенности и тенденции разработки арктических ресурсов
нефти на базе развития морских коммуникаций……………………..58
2.1. Значение освоения арктических ресурсов нефти в развитии
региональной экономики…………………………………………………………58
2.2. Пространственная организация Арктической морской системы
транспортировки нефти ……..…………….…………………………………….68
2.3. Развитие морских коммуникаций в эпоху глобального потепления……………78

Глава 3. Освоение геостратегического пространства «новой Арктики»
в пределах актуальных горизонтов планирования …………………….89
3.1. Планирование освоения арктических ресурсов нефти в стратегической
перспективе .……………….…………….…………………………..……………89
3.2. Направления развития арктических коммуникаций ……………..….………….99
3.3. Модернизация пространственной организации арктического региона……..110
Заключение…………..……………………………….…………………………120
Литература………..……………………………………………….…..……….128
Приложения……..….………………………………………….…..……………143

Во введении обоснованы актуальность и степень разработанности темы,
определены цель, объект и предмет исследования, в также задачи, решаемые в
работе для достижения поставленной цели, и представлены результаты,
обладающие научной новизной и полученные лично соискателем.
В главе 1 «Научное обоснование организации пространственного
развития арктического региона» определены теоретические основания для
выделения доминирующего вида деятельности в системе регионального
хозяйства и разработано авторское определение понятия «региональной
системы коммуникаций», на основе последнего предложена формулировка
целевой функции этой системы.
В главе 2 «Особенности и тенденции разработки арктических ресурсов
нефти на базе развития морских коммуникаций» уточнено значение освоения
арктических ресурсов нефти в развитии региональной экономики и обоснован
базовый принцип построения пространственной организации морских
коммуникаций в пределах регионального пространства.
В главе 3 «Освоение геостратегического пространства «новой
Арктики» в пределах актуальных горизонтов планирования» выявлены
перспективы освоения шельфовых ресурсов нефти с позиций возможности
пополнения грузовой базы морских коммуникаций и предложены направления
модернизации региональной организации Арктики для утверждения единства
пространственного развития России.
В заключении представлены основные результаты исследования.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1.Определенытеоретическиеоснованиядлявыделения
доминирующего вида деятельности в системе регионального хозяйства с
учетом обоснованного функционального и временного фактора; это
позволяетупорядочитьконцентрациюимеемыхресурсов
пространственного развития.
Доминирование – это новый термин в теории пространственной
экономики, привнесенный автором из смежных научных дисциплин
(геополитики и военной науки) и после адаптации в экономических
координатах означающий способность определенного (маркерного) вида
(видов) деятельности решать задачи на стратегических направлениях развития
регионального и/или национального хозяйства.
С позиций отечественного понимания пространственного развития это,
по мнению автора, прежде всего, обеспечение жизнедеятельности населения и
поддержание системы населенных мест на уровне, соответствующем степени
экономического присутствия России в регионе, а также формирование высоких
конкурентных позиций региона (страны) на мировых или национальных
рынках товаров и услуг. Доминирующий вид деятельности по определению
реализует эти функции.
Доминирование, как экономический феномен, может иметь несколько
уровней – от обычного присутствия до регионального преимущества,
национального могущества и глобального превосходства, последнее
реализуется в рамках глобального либерального проекта.
Что касается временного фактора, то определять и оценивать значимость
доминирующих направлений социально–экономического развития следует в
пределах актуальных горизонтов планирования (в настоящее время это 2024 и
2035 гг.) и далее в стратегической перспективе, – в целом логично, например, в
длительности большого (Н.Д.Кондратьева) цикла экономической конъюнктуры.
За этот период (порядка 65 лет) экономика последовательно проходит все
стадии подъема, спада и депрессии. При естественном формировании
пространственной организации наряду с инфраструктурным обустройством
регионального хозяйства следует изначально учитывать имплементацию в эту
организацию выделенного доминирующего вида деятельности с обеспечением
последнего ресурсами в необходимой концентрации.
Для целей данного исследования регион выделяется (по методологии А.Г.
Гранберга) по критерию локализации действующих нефтяных проектов в
геостратегическом пространстве Западной Арктики. По критерию единства
пункта отгрузки нефти эти проекты предлагается объединить в Кольский
минерально–сырьевой центр, который реализует функцию соединения точек
(очагов) социально–экономического развития в единичный маркерный слой
широтной многослойной модели пространственной организации Арктики. Эта
модель может включать различные маркерные (в соответствии с
доминирующим видом деятельности) слои, например, нефтяной, газовый и т.п.
Структура Кольского МСЦ представлена на рис.1, а эскиз модели перехода
к многослойной маркерной пространственной организации – на рис. 3.

КОЛЬСКИЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ ЦЕНТР
НЕФТИ
РегиональноеМесторождения проектов «Варандей»,
пространство«Приразломное» и «Ворота Арктики»

Существующая и планируемая инфраструктура
Приморские(морские коммуникации)
территории
– Мурманская областьФлот
Единый пункт отгрузки
– Ненецкий АОчелночные танкеры,
рейдовые перевалочные
-Ямало-Ненецкий АОкомплексы Кольского заливавспомогательные суда и
ледоколы

АкваторииТерминалы, платформаТрубопроводы
СМЛОТ «Ворота Арктики»,Межпромысловыеи
– Баренцево море
СМЛОП «Варандейскийотгрузочные нефтепроводы
– Печорское море
терминал»
– Карское море
МЛСП «Приразломная»

Рис 1. Структура Кольского минерально-сырьевого центра нефти

2. Разработано авторское определение понятия региональной
системы коммуникаций как операционной системы, которая обладает
свойством упорядоченности системных компонентов и имеет целевую
функцию обеспечения единства и преемственности пространственного
развития.
Совокупностькоммуникационныхсетей, ориентированныхв
пространственных координатах, представляет собой систему, которая является
базисом «сборки» единого регионального пространства.
На федеральном уровне формирование единого пространства и
целостности страны следует начинать с геостратегических направлений,– в
условиях усиления борьбы за контроль над энергетическими ресурсами
таковым становится «новая Арктика», пространство свободное ото льда в эпоху
циклической ветви глобального потепления, – этот период характеризуется
возрастающей геополитической открытостью и экономической доступностью
регионального пространства.
Региональная система коммуникаций – это операционная система,
котораяпостояннообеспечиваетединствоипреемственность
пространственного развития, а также территориальную целостность региона.
Системная функция преемственности предполагает обеспечение
рационального порядка (то есть реализации свойства упорядоченности) в
пространственной организации региональной экономики. Понимание этого
порядка на уровне стратегического планирования позволит выстроить
упорядоченную систему взаимодействия по вертикали от элементарной
(маркерной) единицы до уровня региональной и национальной экономики, а по
горизонтали – между одноуровневыми субъектами хозяйствования. При этом
увеличение или уменьшение числа системных составляющих не нарушит этот
порядок.
Сегодня вопрос упорядоченности пространственной организации
экономики и всей общественной жизни чрезвычайно важен для России – то
есть формируется порядок, общий и понятный всем, который станет основой
национальной безопасности страны. При этом национальные интересы
становятся доминантой экономической деятельности, и общественного
развития страны в целом.
Основой, стержнем арктической системы коммуникаций является
Северный морскойпуть,историческисложившаясянациональная
транспортная коммуникация (рис.2), протяженностью от бухты Проведения
(Берингово море) до западного входа в пролив Карские ворота (Карское море)
около 2500 миль и до порта Мурманск – более 3000 миль.

Рис. 2 Коммуникации Северного морского пути

Морские коммуникации прокладываются по традиционной (южной)
трассе в полосе 700–780 СШ, ограниченной с севера параллелями пролива
Вилькицкого (780 СШ) и мыса Карлсена (770СШ) архипелага Новая Земля, а
также в средних (780–820СШ) и высоких (820–850 СШ) широтах по северной
(выше параллели мыса Арктический (810СШ) архипелага Северная Земля) и
полюсной (выше параллели о-ва Рудольфа (820СШ) архипелага Земля Франца–
Иосифа) трассам.
Протяженность маршрута от бухты Проведения до порта Мурманск по
трем трассам различается незначительно, в пределах не более 50 миль.
Полюсная трасса находится вне зоны национальной юрисдикции России,
то есть, строго говоря, вне акватории СМП. Северная трасса выполняет
транзитные функции и предназначена для транспортировки грузов без заходов
в порты СМП.
Основной с позиций пространственной организации региональной
экономики является южная трасса, которая объединяет ближнюю морскую зону
с арктическим побережьем и водами великих сибирских и крупных
арктических рек,– так формируется естественная конфигурация водной
(морской и речной) «скрепы» пространственного развития Арктики.
3. Уточнено значение освоения арктических ресурсов нефти как
фактораоживленияделовойактивностииинвестиционной
привлекательности региональной экономики, а также как средства
возрождения системы населенных мест за счет преодоления пагубных
последствий депопуляции; это в совокупности обеспечивает единство
пространственного развития и территориальную целостность России.
Система населенных мест, сопряженная с пространством Кольского МСЦ
локализована на территории трех арктических субъектов РФ – это Ямало–
Ненецкий и Ненецкий АО, а также Мурманская область.
Оживление деловой активности и инвестиционной привлекательности
региональной экономики при освоении арктических ресурсов нефти в рамках
предлагаемого Кольского МСЦ подтверждается увеличением численности
населения в ЯНАО (нефть и газ) на 7000 чел. и НАО (нефть) на 2000 чел. при
реализации стадии upstream на территории этих субъектов РФ. В Мурманской
области участие субъектов хозяйствования этого региона в реализации
нефтяных проектов Кольского МСЦ (рейдовые перевалочные комплексы в
Кольском заливе) на стадии downstream, строительстве объектов по газовому
проекту «Арктик СПГ 2», модернизации платформы «Приразломная» не могло
не сказаться на снижении интенсивности сокращения населения региона от –
17000 чел. в 2012–2014 гг. до – 8000 чел в 2016–2018 гг. Некоторое увеличение
оттока населения в 2018 –2020 гг. до – 13000 тыс. чел. связано с реализацией
программы переселения северян в более комфортные места проживания.
Отечественный и зарубежный (США, Аляска) опыт освоения
арктического пространства на основе разработки нефтяных запасов
свидетельствует о возможности поддерживать уровень заселенности
арктических территорий за счет размещения объектов инфраструктуры
downstream. Эти объекты, являясь градообразующими и доминирующими в
малых и средних городах с численностью населения до 100 000 чел.,
способствуют развитию сопряженных с нефтегазовой отраслью производств, а
также социальной инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности
населения.
Этот опыт следует продолжить на Кольском полуострове и на побережье
Печорского моря. При этом целью создания глубоководного порта Индига
становится не столько создание транспортного терминала по проекту
«Баренцкомур», сколько возрождение (модернизация) системы населенных
мест побережья Баренцева (Печорского) моря.
Для этой цели также предлагается использовать как действующие (с
позиций создания портовых и терминальных объектов двойного назначения),
так и брошенные ранее перспективные пункты базирования кораблей и судов
ВМФ. Например, п. Иоканьга (г.Островной), имеющий защищенный
Иоканьгский рейд и практически открытый выход в море, вполне пригодный
для создания терминала в рамках Кольского МСЦ (рис.1) или п. Ура-Губа – для
организации перевалки СПГ с танкеров усиленного ледового класса на
обычные, как элемент Ямальского газового маркерного слоя широтной
многослойной модели пространственной организации Арктики.
Арктическая зона РФ, как геостратегическое пространство, является
объектом, а заселенность этого региона – предметом стратегического
планирования,чтопредполагаеторганизациюсовокупности
коммуникационных сетей в пределах регионального пространства, в первую
очередь, в доминирующих видах экономической деятельности.
4. Обоснован базовый принцип построения пространственной
организации морских коммуникаций, который состоит в сопряжении всех
возможных составляющих, в пределах регионального пространства; такая
конфигурация позволяет варьировать и комбинировать возможные
варианты использования коммуникаций СМП в зависимости от уровня
экономической конъюнктуры и сложившихся условий функционирования
регионального хозяйства.
Глобальное потепление, как циклическая стадия климатического цикла
льдообразования, способствует подъему экономической конъюнктуры морской
коммуникационной сети при увеличении периода свободного плавания в
акватории СМП с возможностью варьирования и комбинирования
использования морских коммуникаций в зависимости от периодов открытия
последних и расположения пунктов доставки.
Выполненные автором прогнозные оценки развития добычи
энергетических ресурсов (табл.1) в пределах актуальных горизонтов
планирования показывают достаточность этих ресурсов для наполнения
грузооборота СМП до планового уровня (стр.4 табл.1), при этом уровень
транзитных грузов незначителен. Следовательно, основной коммуникацией
СМП, обеспечивающей объединение арктического пространства в системное
целое является южная трасса СМП. Поэтому существенное экономическое
значение имеет определение продолжительности периодов образования
свободного от ледяных полей пространства.
Значение исторического (за всю историю спутниковых наблюдений с
1979 г.) минимума площади льда составляет 3,39 (17 сентября 2012 г.) и 3,74
(15 сентября 2020 г.) млн. км2.
Таблица 1
Целевые показатели развития добычи энергетических ресурсов для наполнения
грузооборота СМП
№ПоказательБазовоеЦелевое значение, годы
значение, год
202420302035
1. Объем добычи сырой нефти, млн.т.16,7 (2018) 25,026,026,5
2. Объем производства СПГ, млн.т.8,6 (2018) 35,235,252,8
3. Объем добычи угля, млн.т.10,0 (2019) 30,040,050,0
4. Грузооборот СМП, млн.т.31,5 (2019) 80,090,0130,0
5. в т.ч. транзитные грузы, млн.т.0,7 (2019) 1,02,010,0
По предлагаемой методике с использованием спутниковых данных
определяется положение кромки льда по курсу коммуникаций СМП (рис.1) по
предельным значениям широт, ограничивающих полосу каждой коммуникации.
Например, условием открытия южной трассы является расположение кромки
льда выше параллели 780СШ, что обеспечивается при значении площади
арктического льда менее 6,8 млн. км2; то же для северной трассы – менее 5,7
млн. км2 и полюсной – менее 4,2 млн. км2.
Такой подход позволяет с использованием принципа подобия определить
временные параметры открытия коммуникаций СМП в летний период
навигации на основании сравнения значения зимнего мартовского максимума с
этим показателем предыдущих лет.
Таким образом, сопряженные коммуникации СМП в 2020 г.
функционировали так: южная трасса была свободна от ледяных полей 107 дней
(15 июля –29 октября), северная –83 (3 августа – 24 октября), а полюсная – 28
дней (3 сентября –1 октября). Следовательно, практическое экономическое
значение для организации плавания по СМП в «режиме канала» имеет южная и
отчасти северная трассы.
5. Выявлены перспективы освоения шельфовых ресурсов нефти на
основе дифференциации последних по критерию экономической
мобилизационной целесообразности, это позволит поддерживать цикл
освоения таких ресурсов в мобилизационной готовности и обеспечить
оптимальное использование морских коммуникаций.
В настоящее время апробированных технологий добычи нефти в ледовых
полях на глубинах свыше 20 метров в мире пока не существует, поэтому
морской глубоководный и значительно удаленный от берега уникальный
арктический нефтяной потенциал пока недосягаем ни технически, ни
технологически. Пока еще в пределах порядка пятидесяти лет существует
альтернатива арктическим шельфовым ресурсам, решение научной задачи
экономической целесообразности освоения последних переносится за пределы
актуальных сегодня горизонтов планирования.
Сегодня в условиях воздействия ледовых полей в Арктике
разрабатываетсяединственноевмиренефтяноеместорождение
«Приразломное», глубина моря в этом районе составляет 19–20 м, т.е. накоплен
некоторый опыт работы гравитационной платформы в сложных ледовых
условиях на глубине моря до 20 м.
Для сохранения и дальнейшего развития этого опыта в исследовании
выполнена дифференциация открытых нефтяных месторождений по критерию
экономической мобилизационной целесообразности, то есть с позиций
возможности разработки таких месторождений по технологии проекта
«Приразломное». Целью мобилизационного воспроизводства проектов
освоения шельфовых месторождений в ледовых полях на допустимых глубинах
с поддержанием оптимального уровня использования морских коммуникаций
СМП является сохранение и совершенствование, главным образом,
экономического, технологического и технического механизма реализации таких
проектов.
Планово освоение месторождения «Приразломное» возможно технически
и рационально экономически в течение следующих порядка тридцати лет с
достижением максимума добычи в 5,5 млн. т. в 2024 г. и снижением добычи к
2035 г. до уровня 1,2 млн. т. и практически до нуля в 2050 г.
Для обеспечения мобилизационной готовности реализации таких
шельфовых проектов предлагается разработка нефтяных запасов двух
открытых нефтяных месторождений континентального шельфа Печорского
моря в зоне экономической деятельности Кольского МСЦ – это месторождения
Медынское–море и Варандей – море. Максимум добычи первого (5,5 млн.т.)
достижим в 2024–25 гг. со снижением до 3,2 млн.т. (2035 г.) и менее 1,0 млн.т. в
2050 г. Максимум добычи второго месторождения (2,2 млн.т.) может быть
достигнут к 2030–32 г. со снижением до 1,1 млн.т. (2035 г.) и практически до
нуля в 2050 г.
Таким образом, на временном лаге актуальных горизонтов планирования
суммарная добыча шельфовых месторождений транзитной зоны Печорского
моря и доля использования морских коммуникаций СМП будет
поддерживаться на уровне 2021 г. в 5,5–6,0 млн.т.
Учитывая средние сроки подготовки месторождения к добыче в 10-12
лет, а на практике в среднем до получения первой нефти на морском
месторождении проходит более 21 года с момента открытия, следует уже
сейчас начинать поиск и разведку на нефть в вероятных нефтеносных районах
транзитной зоны Печорского и Карского морей. Это позволит обеспечить
мобилизационную готовность добычи нефти к 2050 г. и далее.
Таким образом, в пределах актуальных горизонтов планирования в
Арктике следует сосредоточиться на действующих проектах и открытых
месторождениях транзитной зоны «суша-море» Печорского моря, а также на
неразрабатываемых («заброшенных») средних и малых месторождениях и
трудноизвлекаемых запасах Западно–Сибирской и Тимано–Печорской НГП.
6. Предложены направления модернизации пространственной
организации Арктики в социально–экономическом измерении, которое
включает базисные, маркерные единицы развития общества. В этом
измерении за счет преодоления депопуляции восстанавливается
созидательный общественный уклад и общность населения, создаются
условия для утверждения единства пространственного развития страны.
Регионализация для России это не самоцель, а средство послойной сборки
неоднородных пространств. При планировании пространственного развития
следует перейти от принципа концентрации и укрупнения, направленного на
формирование крупных агломераций, к упорядочению и распределению
ресурсов и компетенций по всей территории России в части касающейся.
Успешность пространственного развития достигается всем миром,
выковывается в регионах и муниципалитетах, то есть в социально–
экономическом пространственном измерении, которое включает базисные,
маркерные единицы развития общества. Совокупность маркерных единиц
пространственного развития определяет общественный уклад государства.
Единство пространственного развития России достигается при создании
многослойной широтной сети сопряженных геостратегических пространств.
В качестве одной из составляющих многослойной широтной сети
рассматриваетсярегиональноепространство,обеспечивающее
функционированиедоминирующеговидадеятельности,атакже
инфраструктуру и иные обеспечивающие производства (рис.3).

Рис.3 Эскиз фрагмента модели перехода к многослойной маркерной
пространственной организации Кольского МСЦ

Каждый слой характеризуется маркерными (регионообразующими)
видами деятельности и представляет собой мобилизационную составляющую
пространственного развития России, способную обеспечить полноценное
функционирование этих видов деятельности, а также производственной и
социальной инфраструктуры геостратегического пространства в случае
возникновения возможных гибридных коллизий.
Такое геостратегическое пространство является автономной социально–
экономической системой, это своего рода «макро мозаика» обладающая
свойством живучести; поэтому автономность такой «мозаики» и позволяет
реализовать мобилизационную функцию в пространственном развитии России
в целом.
Широтная структура многослойной сети является более устойчивой к
вероятным вызовам и угрозам с западного или восточного направления.
В регионах Арктики, Сибири и Дальнего Востока имеются многие виды
ресурсов, но отмечается существенный дефицит кадров и наличия компетенций
в руководстве региональной экономикой, но, самое главное, – неоднородность
социально–экономического развития и депопуляция, как следствие этой
неоднородности.
В основу пространственного развития современной России следует
интегрировать принципы многослойного рационального планирования
регионального хозяйства. Это способствует переходу от точечной (очаговой)
модели пространственного развития к широтной.
В заключении представлены основные результаты исследования.
Пространственное развитие Арктического региона (1) концентрируется
вокруг реализации национальных интересов, доминирующими из которых
являются рациональное освоение энергетических ресурсов и национальная
оборона. Эти направления определяют значение России в системе
международных отношений и несут существенную геоэкономическую и
политическую нагрузку.
Доминирование России в Арктике предполагает построение
разветвленных коммуникационных сетей, объединенных в региональную
систему (2), обладающую свойством упорядоченности, которая представляет
собой основу пространственного развития, поскольку эта система постоянно
обеспечивает единство и целостность регионального пространства, реализуя
принцип преемственности в эволюции региональной экономики и системы
расселения.
При этом (3) для оживления деловой активности и инвестиционной
привлекательности сырьевых регионов при разработке нефтяных запасов
следует развивать инфраструктурные объектыстадииdownstream
(транспортировка, хранение, потребление). Поскольку на этой стадии за счет
возникновения цепочки мультипликативных эффектов создается и
поддерживается значительно (в 4–8 раз) большее количество рабочих мест, чем
на стадии непосредственной добычи это также способствует возрождению
системынаселенныхместкаксредства обеспеченияединства
пространственного развития и территориальной целостности страны.
Сфера согласования оборонной и экономической деятельности в
нефтегазовом секторе Арктики является основой развития региональной
системы коммуникаций, на базе которой создаются комфортные арктические
агломерации. Это заметно в эпоху глобального потепления, когда ввиду
открытости пространства «новой Арктики» наступает период, как
экономического ренессанса, так и политического противостояния,– такой
дуализм предопределяет конфигурацию арктической коммуникационной сети
для обеспечения доминирующих национальных интересов России в этом
регионе.
Таким образом, в основу рациональной организации морских
коммуникаций (4) заложен принцип сопряжения всех видов коммуникаций,
доступных в пределах регионального пространства. Реализация этого принципа
позволяет варьировать и комбинировать возможные варианты использования
коммуникаций в зависимости от сложившейся экономической конъюнктуры и
условий функционирования регионального хозяйства в Арктике.
В результате оценки перспектив (5) освоения шельфовых ресурсов нефти
подтверждается возможность использования этих ресурсов в целом лишь
далеко за пределами актуальных горизонтов планирования в виду отсутствия
апробированных технологий. Однако шельфовые нефтяные запасы транзитной
зоны следует разрабатывать исходя из фактора экономической
мобилизационной целесообразности, что позволит поддерживать цикл
освоения таких ресурсов в мобилизационной готовности и обеспечить
оптимальное использование морских коммуникаций.
В целом (6) при построении пространственной организации Арктики
следует использовать социально–экономическое измерение, которое включает
базисные, маркерные единицы развития общества и представляется актуальным
в условиях модернизации региональной экономики, поскольку в этом
измерении за счет преодоления депопуляции восстанавливается созидательный
общественный уклад и общность населения, создаются условия для
поддержания единства пространственного развития и территориальной
целостности России.

За последнее десятилетие в России увидели свет основополагающие доку-
менты в сфере планирования народного хозяйства, предполагающие дальнейшее
развитие нашей страны в mainstream стратегического планирования [4] на основе
системы целей и национальных интересов [10] для обеспечения национальной
безопасности государства [12]. Это и является основным ориентиром российского
общества в пределах актуальных (до 2025 и 2035 гг.) горизонтов планирования, в
том числе и пространственного развития России1.
Такой подход свидетельствует о том, что в современных условиях про-
странственной организации национального хозяйства придается повышенное го-
сударственное значение, то есть, решение вопросов хозяйственного развития
страны переносится с рыночных площадок в упорядоченное регулируемое эконо-
мическое пространство.
Ясно одно, трехсотлетняя традиция подражания Европе, заложенная еще
Петром Великим, приводит к разочарованию – россиянам не свойственны ни ев-
ропейская рациональность, ни западная логика, ни строгость католичества или
протестантства, в общем, русский народ обладает своим собственным геномом,
совмещение которого с европейским, затруднительно.
Россия сегодня – это самостоятельное государство. Страна достаточно ве-
лика и разнообразна, объединяет различные течения и тенденции социально-
экономического развития. Следовательно, при улучшении связей и коммуникаций
с Китаем речь идет не о развороте с запада на восток, в Азию, а о повороте России
к себе, к своим внутренним задачам и проблемам. Поэтому для России значим во-
прос упорядоченности пространственной организации экономики, да и всей об-
щественной деятельности. То есть должен быть порядок, общий и понятный всем,
который станет основой национальной безопасности страны. При этом нацио-
Стратегия пространственного развития Российской Федерации [16] является документом
стратегического планирования, который разрабатывается в процессе обоснования системы це-
лей в пространственном (территориальном) аспекте.
нальные цели безопасности государства [12] становятся функциональной доми-
нантой общественного развития.
«Сборку» единого пространства России следует начинать со стратегических
направлений,– в условиях усиления борьбы за энергетические ресурсы таковым
становится «новая Арктика»2. В этом регионе ресурсный национализм приводит к
созданию трех арктических секторов:
– североамериканского. Для США и Канады арктические ресурсы углеводо-
родов, а это преимущественно ресурсы Внешнего континентального шельфа
(ВКШ) Аляски и Северного склона Аляски (ССА), пока не могут составить кон-
куренцию ресурсам нефти и газа, расположенным в южной Канаде и материковой
части США. Поэтому освоение ресурсов нефти ВКШ Аляски весьма вероятно
только за пределами актуального горизонта (до 2035 г.) стратегического планиро-
вания;
– европейского. Учитывая непреложный факт исчерпания нефтегазовых ре-
сурсов Северного моря, надежды на сохранение национального благосостояния и
процветания основных энергетических игроков, Норвегии и Великобритании,
связываются с российским сектором европейской Арктики. При этом истощение
ресурсов углеводородов в Европе может привести к вееру очаговых локальных
(или даже региональных) конфликтов в зоне национальной юрисдикции России;
– и российского. В эпоху глобального потепления открывается широкий
доступ (с позиций комфортности процесса добычи) к месторождениям Баренцево
– Карского континентального шельфа. Без развитой инфраструктуры эти аквато-
рии не освоить. В этих условиях насколько тесной может быть кооперация России
с западными странами, и какие из них можно допускать к распределению «аркти-
ческого пирога»?
Новая Арктика – термин, недавно вошедший в научный оборот, связан с эпохой глобального
потепления. В эту эпоху в связи с уменьшением площади ледяного покрова поверхности СЛО и
арктических морей улучшился доступ к энергетическим ресурсам континентального шельфа.
Кроме того, Арктика потеряла свойство непреодолимой оборонной преграды в геополитиче-
ском (военном) смысле. Следовательно, термин «новая Арктика» означает открытость этого
региона, как с геополитической, так и экономической точек зрения.
Сегодня, при невозможности (а скорее нецелесообразности) интегрировать-
ся в евроатлантическую (однополярную с центром в США) систему следует вы-
страивать собственный порядок жизнедеятельности. Для достижения этой цели,
учитывая стратегическое значение арктических ресурсов, следует обеспечить
формирование единого экономического пространства Арктики на основе развития
арктической системы коммуникаций.
Для этого естественные широтные морские и меридиональные речные ком-
муникации дополняются до системного целого железнодорожными и трубопро-
водными магистралями соответственно в направлении север–юг (юг–север) и вос-
ток–запад (запад–восток).
В таком контексте построение рациональной организации одного (морско-
го) сектора арктической коммуникационной сети, обеспечивающего один (нефтя-
ной) сегмент региональной экономики в пределах минерально–сырьевого центра,
локализованного в пространстве Западной Арктики, представляется целесообраз-
ным. Это обосновывает и подтверждает актуальность темы исследования, по-
скольку в дальнейшем, используя инструментарий цифровизации (Industry 4,0) и
моделирования этот порядок можно распространить на все арктическое простран-
ство.
Степень разработанности темы. Пространственная организация морских
коммуникаций является одной из определяющих составляющих пространственно-
го развития, обеспечивающих формирование и расширение рынков морских и
приморских регионов, трансформируя последние в единое экономическое про-
странство, как системное целое, что является основным положительным утвер-
ждением теории новой экономической географии (П.Кругман [75,С.121-136 и
146]). Эта научная дисциплина объединяет теоретические воззрения Дж. Харриса
[142] о коммуникативных свойствах регионального рынка и А. Преда [153] о «ба-
зовом мультипликаторе», которые были описаны П. Кругманом в теории регио-
нальных агломераций, где по существу обосновываются методологические осно-
вы пространственного развития на основе системы коммуникаций.
Сходные взгляды, но с меньшей долей «рыночного центризма» в процессах
пространственного развития, отражены в научных трудах А.Г. Гранберга [47,
С.27и 48,С.166], создателя отечественной научной школы пространственной эко-
номики, П.А. Минакира [86,С.7-15 и 87,С.53–59], Б.А.Порфирьева [94,С.83–87 и
95,С.20–23], А.И.Татаркина [111 и 116,С.99–109] и их последователей. Порядок
построения региональных хозяйственных систем, в том числе и систем морского
хозяйства, а также инфраструктуры этих систем с использованием инструмента-
рия пространственной экономики сочетается с основами планирования, см., на-
пример, труды В.В.Леонтьева [79 и 80], Н.А.Вознесенского [37 и 38] и Л.В. Кан-
торовича в части теории оптимального распределения ресурсов [58 и 59].
Пространственная экономика как научная и методологическая основа при-
меняется при исследовании организации регионального хозяйства в Арктике (Се-
лин В.С.[39], Агарков С.А.[23,С.106–115], Кудряшова Е.В.[76,С.105–113], Силуа-
нова Л.С. [110,С.109–114], Сивоброва И.А. [109, С.39–52]), на Севере и Северо–
Западе России (Ильин В.А.[124], Лаженцев В.Н.[78,С.48–56, Ускова Т.В.[124],
Кожевников С.А.[63,С.123–137]), а также в районах Заполярного Урала (Лаврико-
ва Ю.Г.[77,С.168–191], Акбердина В.В.[77,С.168–191 , Литовский В.В.[82,С.60–
71]) и других регионах нашей страны.
Пространственная организация арктических коммуникаций, включая трассы
и акватории Северного морского пути, исследуется в работах Агаркова С.А.
[23,С.106–115], Козьменко С.Ю.[67,С.66–70], Ивановой М.В.[53, С.126–138],
Храпова В.Е. [120,С.5–22] и Ульченко М.В.[117,С.79–91].
Современные проблемы освоения энергетических ресурсов наиболее полно
и достоверно решаются в исследованиях Богоявленского В.И. [41, С.55-108] и
Конторовича А.Э. [72], а также – Маслобоева В.А. [41, С.109–118; 138–141] и
Филимоновой И.В. [118, С.3–10] в аспекте региональных особенностей добычи и
переработки нефти в России, а в части формирования инфраструктуры нефтегазо-
вого комплекса, в том числе в арктических регионах, – в работах Федосеева
С.В.[98], Череповицына А.Е.[114] и Веретенникова Н.П. [119].
В рамках отечественной научной школы пространственной экономики с ис-
пользованием элементов планирования вполне возможно выполнить научное

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Пространственная организация морской коммуникационной сети при разработке арктических нефтяных запасов»

    Публикации автора в научных журналах

    Экономическая политика в арктических проливах
    В.С.Селин, М.В.Иванова, А.С. Козьменко // Морской сборник, 2– №– 0,9/0,3 – С.54-59
    ✍️ Журнал
    М.В. Иванова, А.С. Козьменко // Экономические исоциальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2– №– Т.–0,9/0,45 – С. 92-WoS
    Региональные цели развития арктической системы морских коммуникаций в акватории Северного морского пути
    М.В.Иванова,А.С. Козьменко // Материалы V Национальной конференции смеждународным участием «Национальные и региональные особенностибезопасности: вызовы и пути решения». Архангельск, 18–19 декабря 2020 г.– 0,7/0,35 – С.220-228

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации