Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в кредитно-финансовой системе

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Лавроненко Роман Аркадьевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава 1. Легализация (отмывание) преступных доходов в кредитно-финансовой системе и противодействие ей
§ 1.1. Легализация преступных доходов в кредитно-финансовой системе: понятие и содержание
§ 1.2. Состояние, структура и динамика преступлений, предусмотренных статьями 174 и 1741 УК РФ, в кредитно-финансовой системе
§ 1.3. Правовые основы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в кредитно-финансовой системе
§ 1.4. Зарубежный опыт противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в кредитно-финансовой системе
Глава 2. Факторы, способствующие легализации (отмыванию) преступных доходов в кредитно-финансовой системе
§ 2.1. Специфика детерминации легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, как криминального рынка
§ 2.2. Проблемы противодействия легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе
Глава 3. Меры по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов в кредитно-финансовой системе
§ 3.1. Общие меры противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в кредитно-финансовой системе
§ 3.2. Специальные меры противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе
Заключение
Библиографический список
Приложения

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, показана
степень научной разработанности темы исследования и его теоретическая база,
определены объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрыты его
методологическая, теоретическая, нормативная и эмпирическая основы, научная
новизна,теоретическаяипрактическаязначимостьисследования,
сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приводятся
данные об апробации полученных результатов.
Первая глава диссертации – «Легализация (отмывание) преступных
доходов в кредитно-финансовой системе и противодействие ей» – состоит из
четырех параграфов.
В параграфе 1.1 первой главы диссертации – «Легализация преступных
доходов в кредитно-финансовойсистеме:понятие и содержание» –
отмечается,чтоФедеральныйзакон«Опротиводействиилегализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма» не содержит определения понятия «противодействие легализации
(отмыванию) доходов». Вместе с тем в юридической науке применительно к
противостояниютакомуявлению,какотмываниепреступныхдоходов,
применяются различные термины, такие как «борьба», «противодействие»,
«профилактика». Данные понятия вызывают среди ученых многочисленные
споры, и каждое из них не оценивается как однозначное.
АвторомрассматриваютсяпредложенныеЮ.М.Антоняном,
А.И. Долговой, Р.В. Жубриным Н.А. Лопашенко, Э.Ф. Побегайло подходы к
рассматриваемым понятиям, анализируются их достоинства и недостатки.
Законодательно закрепленные положения позволяют утверждать, что понятие
«противодействие» преступности шире, чем понятие «борьба» с преступностью,
и включает в себя: предупреждение преступности, выявление, предупреждение,
пресечение, раскрытие и расследование преступлений, минимизацию и (или)
ликвидацию последствий их проявления.
Представляется, что под категорией «противодействие» применительно к
легализациипреступныхдоходов,совершаемойвкредитно-финансовой
системе, следует понимать предупреждение легализации доходов, полученных
преступным путем, в рассматриваемой сфере, в том числе выявление и
устранение факторов, способствующих совершению данных преступлений
(профилактика); выявление и расследование преступлений, связанных с
легализацией преступных доходов (борьба с «отмыванием»); деятельность по
минимизациии(или)ликвидациинегативныхпоследствийотмывания
преступных доходов.
Проведеннымисследованиемустановлено,чтовдействующем
законодательстве не содержится определение понятия кредитно-финансовой
системы, что в науке и на практике порождает отсутствие ясного понимания
того, какие организации, осуществляющие операции с денежными средствами
или иным имуществом, относятся к институтам кредитно-финансовой системы.
При этом главным основанием включения организаций и лиц, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом, в состав кредитно –
финансовой системы является их участие в кредитных отношениях (связанных с
движением ссудного капитала), а также управление финансами.
Автором сформулировано определение понятия «легализация доходов,
полученных преступным путем, совершаемая в кредитно-финансовой системе»,
под которой следует понимать совершение с участием институтов кредитно­
финансовойсистемы(банковинебанковскихкредитныхорганизаций,
некредитныхфинансовыхорганизаций)сиспользованиемразличных
финансовых инструментов сделок и финансовых операций, направленных на
приданиеправомерноговидавладению,пользованиюираспоряжению
денежными средствами и имуществом, полученными в результате совершения
преступления.
В параграфе 1.2 первой главы диссертации – «Состояние, структура и
динамика преступлений, предусмотренных статьями 174 и 1741 УК РФ, в
кредитно-финансовой системе» – исследуются количественные показатели
легализациипреступныхдоходов,совершаемойвкредитно-финансовой
системе.
Исследование показало, что количество регистрируемых преступлений во
многом зависит от изменений в законодательстве и эффективности деятельности
правоохранительныхигосударственныхконтролирующихоргановпо
противодействию преступности рассматриваемого вида.
Отмечается, что в 2010-2011 гг. изменение состояния противодействия
легализациипреступныхдоходов,совершаемойвкредитно-финансовой
системе, связано с проводимыми в указанный период времени реформами
органов внутренних дел, а такжес декриминализациейст. 1741 УК РФ
посредством повышения порога привлечения к уголовной ответственности до
6 млн руб. Как следствие, начиная с 2010 г. происходит снижение количества
регистрируемых преступлений по ст. 1741 УК РФ: в 2010 г. зарегистрировано
1652 преступления, из них совершенных в кредитно-финансовой системе 665;
2011 г. – 450 / 202; 2012 г. – 346 / 155; 2013 г. – 372 / 130. В дальнейшем
характерна тенденция к регистрации незначительного количества преступлений,
предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ, как общего количества преступлений,
так и преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой системе.
Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что
незначительное количество выявленных преступлений по ст. 174, 1741 УК РФ,
совершенных в кредитно-финансовой системе, за 1997-2020 гг. не соответствует
реальному состоянию преступности в указанной сфере.
Такое количество зарегистрированных преступлений за 1997-2020 гг.
связано с тем, что легализация преступных доходов, совершаемая в кредитно­
финансовой системе, является латентным преступлением, что в науке признано
многими учеными.
Проведеннымвходеисследованияопросомустановлено:78%
респондентов считают, что латентность легализации преступных доходов,
совершаемой в кредитно-финансовой системе, относится к высокому уровню,
15% опрошенных указали, что легализации преступных доходов, совершаемой в
рассматриваемой системе, присущ средний уровень латентности, и только 7%
респондентов считают, что данному преступлению присущ низкий уровень
латентности. При этом, оценивая уровень латентности легализации преступных
доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, 41% респондентов
указали, что регистрируется менее 1% совершенных преступлений; 39%
опрошенных считают,что регистрируетсяот1 до10% совершенных
преступлений; 13% респондентов полагают, что регистрируется до 30%
совершенных преступлений; 4% опрошенных считают, что регистрируется
около половины совершенных преступлений; 2% указали, что регистрируется
свыше 50% совершенных преступлений.
Статистические данные за 1997-2020 гг. позволяют говорить о том, что
количествозарегистрированныхпреступлений,предусмотренных
ст. 174 УК РФ, ниже, чем по ст. 1741 УК РФ. Однако данное обстоятельство не
свидетельствует о меньшем количестве легализации преступных доходов,
приобретенных другими лицами. Выявление преступлений по ст. 174 УК РФ в
кредитно-финансовой системе во многом связано с трудностями доказывания
передачи денежных средств или иного имущества от лица, совершившего
предикатное преступление, лицу, которое их отмывает.
Исследование показало, что проблема выявления отмывания преступных
доходов во многом связана с недостатками в деятельности правоохранительных
органовприосуществленииоперативно-розыскнойдеятельностии
расследовании предикатных преступлений.
В параграфе 1.3 первой главы диссертации – «Правовые основы
противодействиялегализации(отмыванию)преступныхдоходовв
кредитно-финансовой системе» – проведен анализ правового регулирования
противодействия легализации преступных доходов в кредитно-финансовой
системе.
Правовую основу противодействия легализации преступных доходов,
совершаемой в кредитно-финансовой системе, составляют международные
акты, содержащие положения, направленные на противодействие легализации
преступныхдоходов,совершаемойвкредитно-финансовойсистеме,
международные стандарты противодействия легализации преступных доходов,
содержащиеся в 40 Рекомендациях ФАТФ, российское законодательство в
рассматриваемой сфере.
Анализ международных правовых актов в сфере противодействия
легализации преступных доходов показал, что, несмотря на ратификацию
Российской Федерацией Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении,
изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансирования
терроризма от 16.05.2005 (далее – Варшавская конвенция), ст. 14 которой
устанавливает, что каждая Сторона принимает законодательные и иные
необходимые меры, разрешающие подразделениямфинансовой разведки
принимать срочные действия в случае, когда есть подозрение, что операция
связана с отмыванием денежных средств, и приостанавливать или отсрочивать
одобрение на проведение операции с целью анализа этой операции и
подтверждения подозрения, Росфинмониторинг до настоящего времени не
обладаетполномочиямивыноситьпостановлениеоприостановлении
финансовых операций при наличии обоснованных данных о том, что они
связаны с отмыванием преступных доходов.
В целях повышения результативности противодействия легализации
доходов, полученных преступным путем, совершаемой в кредитно-финансовой
системе,представляетсянеобходимымимплементироватьвроссийское
законодательство соответствующие положения Варшавской конвенции.
В параграфе 1.4 первой главы диссертации – «Зарубежный опыт
противодействиялегализации(отмыванию)преступныхдоходовв
кредитно-финансовойсистеме»-проанализированозарубежное
законодательство США, Италии, КНР в сфере противодействия легализации
преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, изучена
система государственных контролирующих и правоохранительных органов по
противодействию преступности рассматриваемого вида, выявлены особенности
зарубежногоопытапротиводействиялегализациипреступныхдоходов,
совершаемой в кредитно-финансовой системе.
Анализ зарубежного опыта США, Италии и КНР показал тенденции к
непрерывному совершенствованию нормативных правовых актов в сфере
противодействия легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно­
финансовой системе, расширению области правового регулирования и усилению
ответственности за противоправные действия, связанные с легализацией
преступных доходов.
В частности, обращают на себя внимание существующие в США
процедуры конфискации преступных доходов в гражданско-правовом и
уголовном порядке. В США на законодательном уровне закреплена расширенная
(специальная) конфискация имущества, распространяющаяся на имущество,
переданное третьим лицам. Данный вид конфискации применяется в случаях,
когда третье лицо не может подтвердить добросовестность получения или
приобретения имущества, подлежащего конфискации, а также происхождение
имущества на момент его получения или приобретения.
Анализ зарубежного опыта противодействия легализации преступных
доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, показал, что внедрение
в российскую правовую систему института конфискации in rem способствовало
бы усилению мер по конфискации преступно полученных доходов.
Сопоставление законодательств различных государств в рассматриваемой
сферепоказывает,чтокаждаясторонапо-своемуопределяеткруг
экономическихсфериорганизаций,накоторыераспространяется
антилегализационныйконтроль,компетенциюфинансовойразведкии
правоохранительных органов. Кроме того, государства по-разному подошли к
вопросу криминализации рассматриваемого преступления, и зачастую отличия в
описании составов легализации преступных доходов, перечне предикатных
преступлений являются существенными.
Вторая глава диссертации – «Факторы, способствующие легализации
(отмыванию) преступных доходов в кредитно-финансовой системе» –
состоит из двух параграфов.
В параграфе 2.1 второй главы диссертации – «Специфика детерминации
легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой
системе, как криминального рынка» – легализация преступных доходов,
совершаемая в кредитно-финансовой системе, рассматривается как сегмент
криминального рынка, представляющий собой самостоятельный институт по
представлению услуг по легализации преступных доходов, характеризующийся
сложным взаимодействием организаций национальной кредитно-финансовой
системы, оказывающих услуги по легализации преступных доходов, и
получателей преступных доходов, заинтересованных в легализации денежных
средств или иного имущества, полученного преступным путем.
Авторомвыявленынедостаткидействующегозаконодательствав
рассматриваемой сфере как фактор, детерминирующий предложение услуг по
легализации преступных доходов.
Так, недостатки и пробелы, содержащиеся в нормативных правовых актах
по противодействию легализации преступных доходов, существенно снижают
эффективность процедур внутреннего и обязательного контроля. Отмечается,
что отсутствие у некредитных финансовых организаций в отличие от кредитных
организаций полномочий по расторжению договора с клиентом при наличии
информации о том, что сделка, операция с денежными средствами и иным
имуществом связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем,
негативновлияетфункционированиесистемыпротиводействияданным
преступлениям.
Дляустраненияуказанныхнедостатковправовогорегулировании
необходимо дополнить п. 52 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ
«О противодействиилегализации(отмыванию)доходов,полученных
преступнымпутем,ифинансированиютерроризма»соответствующим
положением.Также представляется необходимым наделить некредитные
финансовые организации правом расторжения договора с клиентом в случае
возникновения подозрения, что финансовая операция в безналичных и наличных
формах совершается в целях отмывания преступных доходов.
Впараграфе2.2второйглавыдиссертации-«Проблемы
противодействиялегализациипреступныхдоходов,совершаемойв
кредитно-финансовойсистеме»-отмечается,чтоанализ
правоприменительной практики и результатов работы правоохранительных
органов свидетельствует об отсутствии единых подходов к выявлению,
раскрытию и расследованию преступлений данного вида и наличии комплекса
трудностей и проблем в деятельности правоохранительных органов, негативно
сказывающихся на противодействии преступности в рассматриваемой сфере.
Недостатки в деятельности органов предварительного расследования на
всех этапах досудебного производства, по мнению автора, выступают одним из
существенных факторов, препятствующих эффективному противодействию
легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе.
Исследование показало, что типичными недостатками со стороны
правоохранительных органов выступают: вынесение незаконных постановлений
об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам рассмотрения
сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 1741 УК РФ, неполнота
проведенных проверок и выяснения всех обстоятельств произошедшего,
незнание методик расследования преступлений данного вида, совершаемых с
использованиемновыхфинансовыхинструментовиприпомощи
информационно-телекоммуникационныхтехнологий,низкийуровень
взаимодействия с государственными контролирующими органами.
Входепроведенногоисследованияустановлено,чтов
Российской Федерациивозвратполученныхврезультатесовершения
преступлений доходов и имущества возможен только на основании судебного
акта. Вместе с тем Г енеральная прокуратура Российской Федерации не обладает
полномочиями по организации исполнения судебных актов за рубежом. Данное
обстоятельство приводит к отказу со стороны иностранных правоохранительных
органов в удовлетворении запросов, направленных Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, о взаимной правовой помощи. В этой связи для
повышения результативности сотрудничества с компетентными органами
зарубежных государств необходимо внести соответствующие изменения в
действующее законодательство Российской Федерации с целью наделения
ГенеральнойпрокуратурыРоссийскойФедерациидополнительными
полномочиями по направлению запросов о розыске, аресте, конфискации и
возврате активов из-за рубежа, добытых преступным путем и выведенных из
Российской Федерации.
Третья глава диссертации – «Меры по противодействию легализации
(отмыванию) преступных доходов в кредитно-финансовой системе» –
состоит из двух параграфов.
Впараграфе3.1третьейглавыдиссертации-«Общиемеры
противодействиялегализации(отмыванию)преступныхдоходовв
кредитно-финансовой системе» – отмечается, что в сфере противодействия
легализациипреступныхдоходов,совершаемойвкредитно-финансовой
системе, особое место занимают общие меры противодействия преступности, к
которым, прежде всего, следует относить меры, направленные на укрепление
экономики Российской Федерации; меры по предупреждению всех видов
преступлений, выступающих предикатными по отношению к легализации
преступных доходов; меры по повышению финансовой грамотности населения;
меры по стимулированию доверия населения к национальным кредитно –
финансовым организациям; повышение благосостояния населения в целом.
Представляется, что повышение прозрачности и стабильности институтов
национальной кредитно-финансовой системы послужит одним из условий роста
довериякбанковскомусекторуиповышенияинвестиционной
привлекательности, снижению предложения услуг по легализации преступных
доходов. Кроме того, существенную роль в развитии кредитно-финансовых
отношений будет играть повышение финансовой грамотности населения путем
полного информирования со стороны кредитно-финансовых организаций о
существующих банковских продуктах и услугах, а также условиях их получения.
В параграфе 3.2 третьей главы диссертации – «Специальные меры
противодействиялегализации(отмыванию)преступныхдоходов,
совершаемой в кредитно-финансовой системе» – автор делает вывод о том,
что функция надзора за субъектами кредитно-финансовой системы в области
противодействиялегализациипреступныхдоходовраспределенамежду
Банком РоссиииРосфинмониторингом.Дляповышенияоперативности
принятия решений необходимо скоординировать действия Банка России и
Росфинмониторинга,создавединуюунифицированнуюинформационную
систему на базе органа финансовой разведки. Наделение органа финансовой
разведкиполномочиемо вынесениипостановленияо приостановлении
подозрительных финансовых операций позволит эффективнее осуществлять
противодействиелегализациипреступныхдоходовврассматриваемой
сфере. Наделение Банка России полномочиями по проведению ревизий банков и
небанковских кредитных организаций будет способствовать оперативному
выявлению легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе.
Автор делает вывод о том, что качественно организованный внутренний
контрольвкредитно-финансовыхорганизацияхбудетспособствовать
пресечениюмногочисленныхфактовлегализациипреступныхдоходов,
оперативному сбору информации о сомнительных финансовых операциях и
сделках. В этих условиях процедуры контроля в кредитно-финансовых
организациях должны непрерывно совершенствоваться, чтобы способствовать
оперативному выявлению подозрительных операций, связанных с легализацией
преступныхдоходов,испособствоватьобеспечениюэкономическойи
репутационнойбезопасностикредитно-финансовыхорганизаций.
Эффективному выявлению сомнительных операций, связанных с легализацией
преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, послужит
автоматизацияинформационно-аналитическойдеятельностикредитно­
финансовых организаций по обнаружению и пресечению преступных схем.
Исследование показало, что возникла необходимость в пересмотре
подходов в организационном взаимодействии правоохранительных органов с
органами государственного контроля и кредитно-финансовыми организациями.
Совершенствованиепрофилактическойдеятельности
правоохранительныхоргановпосокращениюспросаналегализацию
преступных доходов послужит снижению в дальнейшем предложения услуг по
легализациипреступныхдоходовсостороныкредитно-финансовых
организаций.
Правоохранительныморганамнеобходимонаращиватьмерыпо
противодействию легализациипреступныхдоходовпутемкомплексного
улучшения своей деятельности по следующим направлениям: подготовка кадров
и усиление ответственности руководящего состава; создание совместных
рабочих групп в целях выработки согласованных позиций, предложений и
рекомендаций;формированиесовместносконтролирующими
государственными органами единых унифицированных информационных баз
данных; обобщение практического опыта, выработка конкретных мер по
совершенствованию данной деятельности, разработка программ и правовых
актов по вопросам организации взаимодействия; изучение сотрудниками
правоохранительныхоргановсоответствующейспециализированной
литературы по рассматриваемой проблематике;систематическое участие
сотрудников правоохранительных органов в конференциях и обучающих
семинарах по проблеме противодействия легализации преступных доходов.
Взаключениисформулированыосновныевыводыи результаты,
подводящие итог проведенного исследования.

Актуальность темы диссертационного исследования. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступных путем, совершаемая в кредитно- финансовой системе, представляет опасность для экономики Российской Федерации, особенно для ее кредитно-финансовой системы. Легализация преступных доходов1 тесно связана с движением капитала, и только за 2020 г., по сведениям Банка России, объем сомнительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж составил 53 млрд руб.2 Несмотря на это, начиная с 2010 г. регистрируется незначительное количество преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ, как общее количество преступлений, так и преступлений, совершенных в кредитно-финансовой системе. Согласно данным государственной статистической отчетности по ст.1741 УК РФ количество зарегистрированных преступлений в 2016 г. составляет 794 преступления, из них совершены в кредитно-финансовой системе – 332; 2017 г. – 674 и 231; 2018 г. – 968 и 347; 2019 г. – 918 и 349; 2020 г. – 925 и 321 соответственно3.
Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, в настоящее время остается одним из приоритетных направлений в борьбе с организованной экономической преступностью. Основная угроза данного вида преступности состоит в проникновении теневого капитала в легальную экономику. В результате нарушаются сложившиеся экономические отношения и вместе с тем создаются новые, строящиеся на противозаконной основе. Тем самым появляется возможность использования доходов, полученных преступным путем, в дальнейшей противоправной деятельности, в том числе связанной с функционированием организованных преступных формирований.
1 В настоящем диссертационном исследовании термины «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» и «легализация (отмывание) преступных доходов» используются как равнозначные, что согласуется с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.02.2017 No 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма».
2 В 2020 г. из России через сомнительные операции вывели на 20% меньше денег. URL: https://www.interfax.ru/business/758848 (дата обращения: 13.08.2021).
3 Форма 5 (050) Отчет о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности (утв. приказом МВД России от 27.06.2006 No 503).
Интеграция Российской Федерации в мировое сообщество ведет к увеличению использования преступными организациями возможностей кредитно- финансовых институтов в целях легализации преступных доходов, что позволяет говорить о формировании отдельного сегмента криминального рынка, оказывающего услуги по легализации преступных доходов.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации4, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 No 400, закрепляет, что достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов.
Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма5, утвержденной Президентом Российской Федерации 30.05.2018, определены основные цели национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – в частности, повышение эффективности ее функционирования до уровня, при котором будут обеспечены своевременная нейтрализация выявленных рисков совершения операций (сделок) и ликвидация угроз национальной безопасности без привлечения дополнительных ресурсов, повышение уровня прозрачности экономики, снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе.
Вместе с тем стремительная цифровизация и виртуализация финансовых и товарных рынков, а также рынка услуг способствуют появлению новых финансовых инструментов, которые активно внедряются профессиональными преступниками в криминальный бизнес, что приводит к возникновению дополнительных барьеров для выявления, раскрытия и расследования
4 Собрание законодательства РФ. 2021. No 27 (ч. II). Ст. 5351.
5 Текст документа опубликован на сайте Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 19.06.2018).
преступлений, совершаемых в
правоохранительными органами. Кроме того, рассматриваемое явление в последние десятилетия получило широкое распространение во многих странах мира и в условиях глобализации приобретает международный, транснациональный характер. Такая постановка проблемы поднимает вопрос о дальнейшем совершенствовании национальной системы противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем.
Таким образом, необходимость исследования состояния легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе Российской Федерации на современном этапе развития национального законодательства во взаимосвязи с факторами, способствующими ей, с дальнейшей разработкой рекомендаций по совершенствованию деятельности кредитно-финансовых организаций, государственных контролирующих и правоохранительных органов определила выбор темы диссертационного исследования и его основные направления.
Степень разработанности темы. В настоящий момент тема противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов активно разрабатывается в уголовно-правовой и криминологической науках.
Проблемы уголовной ответственности за легализацию преступных доходов
изучались Б.В. Волженкиным,
А.А. Ганихиным,
А.Ф. Истоминым,
В.Н. Кужиковым,
Н.И. Пикуровым,
Ю.В. Трунцевским, Т.Д. Устиновой, П.С. Яни и другими учеными.
Современные научные исследования ведутся в различных направлениях по противодействию легализации преступных доходов и отражены в работах таких ученых, как П.В. Агапов, В.М. Алиев, В.В. Астанин, Б.С.Болотский, Л.К.Виноградова, А.Г. Волеводз, Н.А. Гаража, Т.А. Диканова, Р.В. Жубрин, О.В. Зимин, В.А. Зубков, О.С. Капинус, В.В. Лавров, М.М. Лапунин, В.Д. Ларичев,
С.М. Гусейновой, Ю.В. Коротковым, Н.А. Лопашенко,
Д.В. Бахаревым, А.Э. Жалинским,
А.И. Рарогом,
кредитно-финансовой системе,
А.С. Босхоловым, М.П. Журавлевым, Л.Н. Куровской, О.Л. Педуном, О.В. Сабаниной, К.В. Тетюковым,
И.А. Клепицким, А.В. Наумовым, А.Н. Ларьков, П.В. Ливадный, А.Н. Лисин, В.В.Меркурьев, Т.В.Молчанова, С.Л.Нудель, М.М. Прошунин, Г.А. Русанов, Ю.Г. Торбин, С.П. Щерба, О.Ю. Якимов и др.
Анализ криминологической и уголовно-правовой литературы дает основание утверждать, что до настоящего времени большинство проведенных российскими специалистами диссертационных исследований посвящены исследованию именно уголовно-правовых аспектов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в меньшей степени раскрыты криминологические аспекты. Кроме того, недостаточно разработаны меры и выработаны рекомендации, реализующие противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, именно в кредитно-финансовой системе.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с противодействием легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе.
Предметом исследования выступают отдельные элементы объекта, а именно: состояние, динамика, структура преступлений данного вида; факторы, способствующие легализации преступных доходов на кредитно-финансовом рынке; правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в кредитно-финансовой системе; состояние противодействия легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе; зарубежный опыт противодействия легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе; меры по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов в кредитно-финансовой системе.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе криминологического анализа легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, рассмотреть теоретические и прикладные проблемы противодействия данному негативному социальному явлению и разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, совершаемой в кредитно-финансовой системе. Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
разработать научные положения о сущности легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, и выработать понятие данного явления;
оценить состояние, структуру и динамику легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе;
оценить правовые основы противодействия легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе с точки зрения их социальной и криминологической обусловленности;
выявить особенности зарубежного опыта противодействия легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе;
выявить специфику детерминации легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, как сегмента криминального рынка; выявить проблемы противодействия легализации преступных доходов,
совершаемой в кредитно-финансовой системе;
выработать общие меры противодействия легализации преступных доходов,
совершаемой в кредитно-финансовой системе;
разработать специальные меры противодействия легализации преступных
доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют
теоретико-методологические положения отечественной юридической науки о сущности преступности как социального явления, ее тенденциях и закономерностях, системе криминологической детерминации и предупреждения. В целях получения нового криминологического знания о системности явления легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, автор руководствовался общенаучными и специальными методами познания правовых явлений, связанных с легализацией преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе: анализ и синтез, логико-юридический, исторический, системный, метод сравнительного правоведения, метод количественного анализа, конкретно-социологический (интервьюирование, обобщение материалов судебной практики, изучение статистических данных).
Теоретической основой диссертации являются труды российских и зарубежных ученых в области общей теории права, истории государства и права, уголовного права, криминологии, философии, социологии, экономики и статистического анализа.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РоссийскойФедерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, законодательство о банках и банковской деятельности, другие федеральные законы и подзаконные акты.
Эмпирической базой исследования послужили данные форм федерального статистического наблюдения о состоянии борьбы с легализацией преступных доходов с 1997 по 2020 г., социальных и экономических показателях; данные форм федерального статистического наблюдения органов государственного контроля, Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия легализации преступных доходов; 50 уголовных дел, 215 приговоров судов в г. Москве, Московской, Тульской, Орловской, Ростовской, Новгородской, Белгородской, Саратовской областях и других субъектах (всего 34 субъекта); материалы обобщений докладных записок прокуроров субъектов Российской Федерации по результатам комплексных проверок исполнения законодательства о противодействии легализации преступных доходов за период с 2013 по 2020 г.; результаты опросов 100 работников прокуратур в 35 субъектах Российской Федерации о состоянии противодействия легализации преступных доходов (опрос проводился в 2018–2019 гг.). Научная новизна работы определяется тем, что диссертация представляет собой комплексное криминологическое исследование проблем противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в кредитно-финансовой системе с учетом модернизации правового и организационного обеспечения указанной деятельности.
Научной новизной отличается также ряд следующих положений: сформулировано авторское определение легализации доходов, полученных преступным путем, совершаемой в кредитно-финансовой системе, позволяющее выделять рассматриваемые преступления из общей совокупности легализации преступных доходов, а также конкретизировать критерии отнесения преступлений к совершаемым в кредитно-финансовой системе в государственном статистическом учете преступности; легализация доходов, полученных преступным путем, совершаемая в кредитно-финансовой системе, представлена как один из видов криминального рынка, связанного с противоправными предоставлением и потреблением финансовых услуг; выявлена специфика детерминации легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно- финансовой системе, как криминального рынка; исследовано состояние противодействия легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно- финансовой системе; определена совокупность новых факторов, таких как использование информационно-телекоммуникационных технологий, способствующих легализации преступных доходов именно в кредитно-финансовой системе и снижающих результативность противодействия ей; выработаны конкретные меры противодействия легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Одной из актуальных задач совершенствования национальной системы противодействия легализации преступных доходов является развитие государственного единого статистического учета. В настоящее время в нем отсутствуют достаточные признаки отнесения преступлений данного вида к совершенным в кредитно-финансовой системе, что не позволяет адекватно оценивать состояние преступности.
Автором сформулировано определение легализации доходов, полученных преступным путем, в кредитно-финансовой системе, в качестве которой рассматривается совершение с участием институтов кредитно-финансовой системы (банков и небанковских кредитных организаций, некредитных финансовых организаций) с использованием различных финансовых инструментов сделок и финансовых операций, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и имуществом, полученными в результате совершения преступления. Данное определение позволяет выделять рассматриваемые преступления из общей совокупности легализации доходов, полученных преступным путем, а также конкретизировать признаки отнесения преступлений к совершаемым в кредитно-финансовой системе в государственном едином статистическом учете преступности.
2. Легализация преступных доходов в кредитно-финансовой системе представляет собой один из видов криминального рынка, связанный с противоправными предоставлением и потреблением финансовых услуг, которые используются субъектами криминального рынка (легализаторами) в целях маскировки преступных доходов для неправомерной конкуренции с законопослушными субъектами финансового рынка и устранения государственного финансового контроля.
3. Специфика детерминации легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, как криминального рынка характеризуется сложным взаимодействием кредитно-финансовых организаций, оказывающих незаконные услуги по легализации преступных доходов, и получателей преступных доходов, заинтересованных в их отмывании, включая в себя совокупность факторов, связанных с формированием как криминального предложения, так и криминального спроса.
В числе факторов, обусловливающих криминальное предложение, выделяются недостатки правового регулирования финансовой сферы; значительное число участников финансового рынка, в том числе иностранных; особый правовой режим банковской и коммерческой тайны; наличие вертикально- интегрированных хозяйственных структур (групп компаний) и образованных для оказания им услуг кэптивных банков; стремительное развитие цифровых технологий финансового рынка.
Криминальный спрос определяется количеством преступных доходов, уровнем государственного и внутреннего контроля, недостатками в деятельности правоохранительных органов, эффективностью выявления, ареста и конфискации доходов, полученных преступным путем.
4. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, в кредитно-финансовой системе – это деятельность Банка России, органов государственной власти (Росфинмониторинга, правоохранительных органов), а также институтов кредитно-финансовой системы по:
а) предупреждению легализации доходов, полученных преступным путем, в рассматриваемой сфере, в том числе по выявлению и устранению факторов, способствующих совершению данных преступлений (профилактика);
б) выявлению и расследованию преступлений, связанных с легализацией преступных доходов (борьба с отмыванием);
в) минимизации и (или) ликвидации негативных последствий отмывания преступных доходов.
Указанная деятельность включает в себя совокупность элементов системы противодействия легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе, их цели и задачи. Противодействие легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе должно быть одновременно направлено на сокращение спроса на услуги по отмыванию и объемов их предложения.
5. Отличительной особенностью легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, выступает активное использование лицами, заинтересованными в сокрытии преступных доходов, возможностей кредитно-финансовых институтов, предлагающих широкий спектр кредитно- финансовых услуг. При этом возможности финансовых организаций по ограничению сомнительных финансовых операций различаются. Так, у некредитных финансовых организаций в отличие от кредитных организаций отсутствуют полномочия по расторжению договора с клиентом в случае возникновения подозрения, что финансовая операция в безналичных и наличных формах совершается в целях легализации преступных доходов. Для минимизации неправомерного доступа легализаторов к возможностям финансовых институтов необходимо предоставить всем финансовым институтам право расторгать договор с клиентом при наличии информации о том, что сделка, операция с денежными средствами и иным имуществом связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем.
6. В целях обеспечения системного предупреждения преступности в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, посредством кредитно- финансовых институтов, а также нейтрализации криминальной активности организованных преступных объединений необходимо расширение полномочий органа финансовой разведки. Эффективному противодействию легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, будет способствовать оперативное и своевременное блокирование Росфинмониторингом подозрительных финансовых операций.
В этой связи представляется необходимой имплементация в российское законодательство положений ст. 14 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16.05.2005 (Варшавская конвенция), предусматривающей наделение органа финансовой разведки полномочиями по приостановлению подозрительных финансовых операций.
7. На основании проведенного анализа зарубежного опыта противодействия легализации преступных доходов, совершаемой в кредитно-финансовой системе, в целях повышения эффективности конфискации доходов, полученных преступным путем, предлагается имплементировать в российское законодательство институт конфискации in rem. Это позволит правоохранительным органам оперативно изымать имущество у третьих лиц, которым не предъявлялось обвинение в
совершении преступления, и предоставит возможность изымать имущество в том случае, когда отсутствуют прямые доказательства, свидетельствующие о его преступном происхождении.
8. Исследование показало, что существующая в Российской Федерации система предупреждения легализации преступных доходов в кредитно- финансовой системе в части возвращения доходов, полученных преступным путем, из-за рубежа неэффективна, что негативно сказывается на противодействии легализации криминальных активов. Возврат таких доходов возможен только на основании судебного акта. Генеральная прокуратура Российской Федерации не имеет каких-либо полномочий по организации исполнения судебных актов за рубежом. Это приводит к отказу в удовлетворении запросов Генеральной прокуратуры Российской Федерации со стороны правоохранительных органов иностранных государств.
В целях повышения результативности сотрудничества с компетентными органами иностранных государств необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство с целью наделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации дополнительными полномочиями по направлению запросов о розыске, аресте, конфискации и возврате активов из-за рубежа, добытых преступным путем и выведенных из Российской Федерации.
9. Фактором, оказывающим значительное влияние на функционирование криминального рынка легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе, является использование современных высоких технологий. В таких условиях актуальным направлением противодействия остается цифровизация системы внутреннего контроля в кредитно-финансовых институтах. Учитывая значительный объем обрабатываемой информации, внедрение автоматизированных систем противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в кредитно-финансовые институты (особенно в банки) позволит значительно упростить внутренний контроль, снизить затраты на персонал профильных подразделений и вместе с тем существенно повысить качество финансового мониторинга. Кроме того, будут сокращаться регуляторные
и репутационные риски как отдельных финансовых организаций, так и всей страны в целом.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что с учетом положений законодательства Российской Федерации сформулированы и обоснованы основные подходы и рекомендации по совершенствованию механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, совершаемой в кредитно-финансовой системе; выработаны рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, органов государственного контроля, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что предложения и рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, могут использоваться правоохранительными органами, органами государственного контроля, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в процессе противодействия легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе, при подготовке предложений по совершенствованию законодательства, направленного на противодействие легализации преступных доходов, в процессе подготовки и повышения квалификации лиц, ответственных за противодействие легализации преступных доходов, кадров правоохранительных и государственных контролирующих органов, могут быть внедрены в учебный процесс образовательных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, нашли отражение в печатных трудах: 16 научных статьях, в том числе 6 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендуемых ВАК при Минобрнауки России.
Основные положения диссертации докладывались автором на 8 международных и всероссийских научных конференциях, круглых столах, в частности на круглом столе аспирантов и молодых ученых «Проблемы обеспечения законности и практика прокурорского надзора» (г. Москва, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 22 марта 2017 г.), IX научно- практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых ученых» (г. Москва, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 26 мая 2017 г.), III научно-практической конференции «Прокуратура в системе обеспечения национальной безопасности» (Сухаревские чтения) (г. Москва, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 6 октября 2017 г.), IX Совместном российско-германском круглом столе «Преступления в сфере экономики: российский и европейский опыт» (г. Москва, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 20 октября 2017 г.), научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы выявления, пресечения и расследования преступлений, совершенных в банковской сфере» (г. Москва, Университет прокуратуры Российской Федерации, 24 октября 2017 г.), круглом столе аспирантов и молодых ученых «Проблемы обеспечения законности и практика прокурорского надзора» (г. Москва, Университет прокуратуры Российской Федерации, 30 марта 2018 г.), X научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых ученых» (г. Москва, Университет прокуратуры Российской Федерации, 27 апреля 2018 г.), семинаре на тему «Проблемные вопросы правоприменительной практики в сфере противодействия легализации преступного дохода» (г. Москва, Университет прокуратуры Российской Федерации, 4 октября 2018 г.).
Результаты диссертационного исследования внедрены в деятельность управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также научно- исследовательскую деятельность Университета прокуратуры Российской Федерации.
Структура диссертации определена логикой исследования и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в кредитно-финансовой системе»

    Публикации автора в научных журналах

    Проблемы международного сотрудничества в сфере борьбы с легализацией преступных доходов в кредитно-финансовой системе
    Междунар. уголовное право и междунар. юстиция. - 2- № - С. 11
    Проблемы в деятельности правоохранительных органов при выявлении, раскрытии и расследовании легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе
    Рос. следователь. - 2- № -С. 16
    Легализация преступных доходов в кредитно-финансовой системе
    Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации.- 2- № 2 (64). - С. 11
    Легализация преступных доходов, совершаемая в кредитно-финансовой системе с использованием криптовалюты
    Безопасностьбизнеса. - 2- № - С. 57
    О необходимости единой стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма
    Современноесостояние и тенденции развития законодательства: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (10 июня 2016 г., г. Казань). - Уфа: АЭТЕРНА, 2- С. 114
    Организационное обеспечение борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов в кредитно-финансовой системе
    Проблемыобеспечения законности и практика прокурорского надзора: сб. материаловкруглого стола аспирантов и молодых ученых Акад. Ген. прокуратурыРос. Федерации (г. Москва, 22 марта 2017 г.) / [под ред. А.Ю. Винокурова]; Акад.Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2- С. 66
    Противодействие легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе как угрозе национальной безопасности
    Прокуратура в системе обеспечения национальной безопасности (Сухаревскиечтения): сб. материалов III науч.-практ. конф. (г. Москва, 6 октября 2017 г.) / подобщ. ред. О.С. Капинус; [под науч. ред. А.Ю. Винокурова; сост. И.А. Васькина,Н.А. Кулакова, В.А. Немировский, А.С. Семенов]; Ун-т прокуратуры Рос.Федерации. М., 2- С. 405
    Противодействие легализации преступных доходов в кредитно-финансовой системе: постановка проблемы
    Преступления в сфереэкономики: российский и европейский опыт: сб. материалов IX Российско-германского круглого стола / ред. колл. А.И. Рарог, Т.Г. Понятовская. - М.: РГ-Пресс, 2- С. 137
    Противодействие легализации преступных доходов в банковской сфере как угрозе безопасности кредитно-финансовой системы
    Проблемы обеспечения законности и практика прокурорского надзора: сб.материалов круглого стола аспирантов и молодых ученых Ун-та прокуратурыРос. Федерации (г. Москва, 30 марта 2018 г.) / под ред. А.Ю. Винокурова; Ун-тпрокуратуры Рос. Федерации. - М., 2- С. 83
    Проблема возврата из-за рубежа легализованных при помощи кредитно-финансовых институтов преступных активов
    Проблемныевопросы правоприменительной практики в сфере противодействия легализациипреступного дохода: сб. материалов семинара (г. Москва, 4 октября 2018 г.) / ред.коллегия Р.В. Жубрин, К.А. Комогорцева; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. -М., 2- С. 140

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету