Психологические особенности формирования образа профессионального будущего курсантов-спортсменов войск национальной гвардии в процессе вузовской подготовки

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Кузнецов Андрей Владимирович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО У
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ …………………………………………………………………………….. 18
1.1. Основные подходы к изучению образа и образных явлений в психологии . 18
1.2. Проблема будущего в исследованиях психологического времени …………… 29
1.3. Подходы к изучению профессионального будущего в психологии ………43
1.4. Модель образа профессионального будущего у обучающихся в вузе ………. 55
Выводы по первой главе …………………………………………………………………………………. 62
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ВОЕННОГО ВУЗА ………………………………………………………………………………………….. 66
2.1. Психолого-педагогическая характеристика спортивной деятельности
и индивидуально-психологических особенностей спортсменов ……………………….. 66
2.2. Физкультурно-спортивная деятельность курсантов в образовательном
процессе вуза войск национальной гвардии …………………………………………………….. 79
2.3. Психологические особенности совмещения учебной и спортивной
деятельности курсантов в процессе обучения ………………………………………………….. 86
Выводы по второй главе …………………………………………………………………………………. 98
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО У
КУРСАНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ……………………………………………………………………. 102
3.1. Организация и методы исследования ……………………………………………………. 102
3.2. Психологические особенности образа профессионального будущего у
курсантов на разных этапах вузовской подготовки ………………………………………… 107
3.3. Сформированность и содержание образа профессионального будущего у
курсантов-спортсменов………………………………………………………………………………….. 122
3.4. Психолого-педагогические условия формирования образа
профессионального будущего у курсантов-спортсменов ………………………………… 128
Выводы по третьей главе ………………………………………………………………………………. 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 152
Приложение А. Анкета № 1. ………………………………………………………………………….. 168
Приложение Б. Анкета № 2 ……………………………………………………………………………. 170
Приложение В. Опорный план сочинения ……………………………………………………… 172
Приложение Г. Программа формирования образа профессионального будущего
курсантов-спортсменов вузов войск национальной гвардии РФ ……………….. 173

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы
цель, задачи и гипотезы исследования, определены предмет и объект исследования,
охарактеризованы практическая значимость работы, ее научная новизна и
теоретическое значение, изложены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические и методологические основания изучения
образа профессионального будущего у обучающихся в вузе» осуществлен анализ и
обобщение различных подходов к изучению категории образа, а также понятий
образа будущего и образа профессионального будущего в отечественной и
зарубежной психологии. Показано, что понятие образа профессионального будущего
исторически происходит из нескольких исследовательских традиций и
методологически основано на научных результатах, достигнутых в этих
исследовательских направлениях: 1) исследования категории психологического
образа и проблемы антиципации в психологии сознания и самосознания, результатом
которых стали понятия образа, образа мира, образа «Я», выступают центральным
направлением развития исследуемого понятия; 2) исследования психологического
будущего в психологии жизненного пути и темпоральности, которые на стыке с
исследованиями антиципации, образа мира и образа «Я» сформировали понятие
«образ будущего» и «образ Я в будущем»; 3) исследования профессионального
самосознания в психологии профессиональной деятельности, а также педагогической
психологии и педагогике, результатом которых стали понятия профессионального
образа мира и образа «Я-профессиональное», изучаемые на основании категории
психического образа.
Представлена авторская модель образа профессионального будущего у
обучающихся в вузе, согласно которой образ профессионального будущего
понимается как психический образ, в котором динамически конструируется
ожидаемое будущее в виде образного представления предполагаемой психической
реальности в части профессиональной сферы жизни и ее промежуточных
результатов. Образ профессионального будущего является частью образа будущего,
который основывается на целостном образе мира, существующего в единстве
психологического прошлого, настоящего и будущего, и включает следующие
основные компоненты: образ «Я-профессиональное» в будущем, образ
профессиональной сферы жизни в будущем, представления о средствах достижения
профессионального будущего. В качестве содержательных характеристик образа
профессионального будущего выступают: определенность (ясность представленности
субъекту), насыщенность (наполненность образа элементами), конкретность
(детализация элементов образа), проспективность (представленность образа во
временной протяженности) и целостность (внутренняя согласованность, логичность).
Во второй главе «Психолого-педагогическая характеристика спортивной
деятельности в образовательном процессе военного вуза» приведены результаты
как теоретического, так и части эмпирического исследования. В теоретическом
исследовании рассматриваются психологические особенности спортивной
деятельности спортсменов, показано, что спортивная деятельность существенно
отличается по своим структурным и содержательным характеристикам от других
форм реализации физической подготовки. Раскрываются психологические признаки
спортивной деятельности, основным из которых, позволяющим отличить спортивную
деятельность от занятий по физической подготовке, выступает наличие
соревновательной мотивации.
На основании анализа документов выявлены и описаны особенности
организации занятий физической подготовкой и спортом в военном вузе войск
национальной гвардии Российской Федерации. Показано, что занятия физической
подготовкой и спортом интегрированы в образовательный процесс военного вуза, что
достигается применением различных организационных и педагогических технологий,
имеетнормативно-правовыеоснованияирассматриваетсякакчасть
образовательного процесса.
Представлены результаты анкетного опроса курсантов, направленного на
выявление особенностей совмещения ими учебной и спортивной деятельности в вузе.
Ответы респондентов проанализированы по группам, в зависимости от
вовлеченности обучающихся в спортивную деятельность. Результатами показано, что
высокая вовлеченность курсантов в спортивную деятельность, как и отсутствие
всякой вовлеченности в спорт, соответствует более низким показателям
результативности учебной деятельности. Так, на «хорошо» и «отлично» учатся 57 %
среди не занимающихся спортом, 69 % среди умеренно вовлеченных в спорт и 60 %
из числа курсантов-спортсменов высокого класса.
Представлены результаты анализа проблем совмещения курсантами спортивной
и учебной деятельности. Курсанты отмечают организационные проблемы
совмещения спортивных и учебных занятий, причем, чем сильнее вовлеченность
курсантов в занятия спортом, тем чаще отмечаются проблемы. Так, на то, что
проблемы с учебой из-за спорта возникают «иногда», ответили 12 % спортсменов и
30 % спортсменов высокого класса. То, что для «увязывания» учебы и спорта
приходится прикладывать усилия, отмечают 21 % спортсменов и 40 % спортсменов
высокого класса. Проблемы с преподавателями из-за занятий спортом отметили 35 %
спортсменов и 40 % спортсменов высокого класса.
Далее анализируются различия в мотивах обучения между курсантами с разной
вовлеченностью в занятия спортом. Отмечается, что при выборе профессии
курсанты-спортсмены статистически значимо чаще руководствуются высокой
значимостью профессии для государства и общества, чем не занимающиеся спортом,
ощущением наилучших способностей именно в этой области. Значимо ниже
курсанты-спортсмены мотивированы получением высокооплачиваемой работы и
значимо выше – возможностью самосовершенствования.
Представленные результаты позволили сделать выводы о том, что совмещение
учебной и спортивной деятельностей в процессе обучения в военном вузе
предполагает параллельную реализацию курсантами двух самостоятельных сложных
деятельностей, что сопровождается совмещением и взаимным влиянием мотивов,
целей и средств осуществления этих деятельностей, что при определенных условиях
способствует повышению эффективности подготовки будущих офицеров, а
спортивнаядеятельностьможетвыступатьфакторомэффективности
образовательного процесса. Обосновывается предположение о том, что образ
профессионального будущего у курсантов-спортсменов формируется в единстве
учебной и спортивной деятельностей и поэтому сочетает в себе образ как
профессионального, так и спортивного будущего. Высокая интеграция занятий
спортом в образовательный процесс военного вуза позволяет формировать
целостную личность офицера, сочетающую качества военнослужащего и спортсмена
в единстве деятельности, сознания и личности (рисунок 1).
В третьей главе «Эмпирическое исследование психологических
особенностей образа профессионального будущего у курсантов-спортсменов»
приведены результаты основного эмпирического исследования.
В начале главы подробно описаны процедуры измерения сформированности
образа профессионального будущего, включающие экспертную оценку текстов
сочинений, субъективную оценку по специально разработанной анкете, а также
самоописание по принципу методики «Кто Я».
Рисунок 1 – Формирование образа профессионального будущего курсанта-
спортсмена в единстве учебной и спортивной деятельности
Экспертами выступили преподаватели и психологи военного вуза, оценивание
сочинений проводилось по 5-балльной шкале по каждому показателю на основании
единых критериев: 1) Определенность. Показывает, насколько испытуемый
определился в отношении своего профессионального будущего, уверенность в
достижимости этого профессионального будущего. Высокая определенность
означает, что испытуемый отчетливо понимает, «видит» свое профессиональное
будущее, что сопровождается уверенностью за будущее, ощущением
контролируемости; 2) Насыщенность. Отражает развернутость, полноту описания
образа профессионального будущего, насколько будущее представляется
насыщенным разными событиями. Оценка по данному параметру определяется
количеством описываемых событий в будущем; 3) Конкретность. Отражает
детализированность описания событий в будущем, а также их «привязку» к
реальности; 4) Проспективность. Высокие оценки по этому показателю получали
описания, содержащие последовательность событий, указывающие на наличие в
сознании субъекта образа не как картинки из будущего, а как жизненной
перспективы, протяженной во времени; 5) Целостность. Характеристика образа
профессионального будущего, отражающая внутреннюю согласованность всех
элементов образа, непротиворечивость, логичность, своего рода «жизнеспособность»
образа будущего.
Субъективнаяоценкасформированностипредставленийосвоем
профессиональном будущем проводилась с помощью специально разработанной
анкеты, основанной на шкальной технике со шкалированием пар противоположных
утверждений, касающихся своего будущего и профессионального будущего
(например, пара «Я очень ясно представляю себе свое будущее» и «Я не представляю
себе свое будущее»), по биполярной шкале от -3 до +3, которая на этапе анализа была
переведена в однополярную 7-балльную шкалу.
Представлены результаты сравнительного анализа сформированности образа
профессионального будущего на разных этапах обучения. В целом по выборке отмечается
средний уровень сформированности образа профессионального будущего у
обучающихся. Наиболее высокие оценки получил параметр «Определенность» (М=2,67),
а самые низкие – «Проспективность» (М=1,96) и «Конкретность» (М=2,13). Анализируя
изменение оценок по курсам
обучения, отмечается, что по3

всембезисключения
2,5
характеристикамсредние
значенияоценоку2
обучающихся 3-го курса
статистическизначимо 1,5
выше, чем аналогичные
показатели у первокурсни-1 курс3 курс5 курс
ков, на что указываютОпределенность На сыщенность Конкретность
результаты статистическогоПроспективность Целостность

сравнительного анализа с Рисунок 2 – Сравнительный анализ показателей образа
применениемU-критерия профессионального будущего на разных этапах обучения
Манна-Уитни. Это свиде-
тельствует в пользу подтверждения предположения о том, что образ профессионального
будущего формируется в процессе обучения в вузе, причем наиболее интенсивно в
первые три года обучения (рисунок 2).
Далее представлены результаты по группам курсантов с разной степенью
вовлеченности в спортивную деятельность. Выделено три группы: «не-спортсмены» –
не занимающиеся спортом (50 % испытуемых средний возраст 21 год 1 месяц);
«спортсмены» – занимающиеся спортом умеренной интенсивности (45 %, средний
возраст 21 год 3 месяца); «спортсмены высокого класса» (5%, средний возраст 20 лет
6 месяцев).
По результатам сравнительного анализа экспертных оценок сформированности
образа профессионального будущего, статистически значимые различия при p<0,05 обнаружены по оценкам четырех из пяти параметров: обучающиеся, сочетающие обучение со спортивной деятельностью, имеют значимо более определенные, насыщенные, проспективные и целостные образы профессионального будущего, чем не занимающиеся спортом. По показателям определенности и целостности оценки в группе спортсменов высокого класса значимо выше, чем в группе спортсменов, по ним же оценки в целом наиболее высокие (таблица 1). По субъективным оценкам сформированности образа профессионального будущего курсанты, занимающиеся спортом, превосходят обучающихся, не занимающихся спортом, по нескольким показателям, причем к ним относятся оба показателя компонента образ «Я-профессиональное» в будущем («Я знаю, кем я стану в профессиональном плане» и «Я знаю, чего я хочу достичь в профессиональном плане»). Достоверно значимое различие обнаружено также по вопросу, относящемуся к общей эмоциональной оценке «Я спокоен за свое профессиональное будущее» (таблица 2). Таблица 1 – Усредненные оценки параметров образа профессионального будущего среди курсантов с разной вовлеченностью в спорт (5-балльная шкала) ПоказателиНе-СпортсменыЗначимые сформированности образаСпортсменыразличия в спортсменывыс. класса профессиональногопарах при будущего123p<0,05* Определенность2,672,773,301-3; 2-3 Насыщенность2,112,442,601-2 Конкретность2,082,302,50- Проспективность1,912,252,201-2 Целостность2,422,663,501-3; 2-3 * Здесь и далее в этом столбце таблицы цифрами указаны номера пар столбцов с данными по группам, по которым обнаружены статистически значимые различия при p<0,05. По результатам сравнительного анализа данных контент-анализа сочинений обнаружены значимые различия в содержании образа профессионального будущего у курсантов с разной степенью вовлеченности в спортивную деятельность. Так, в будущем видят себя работающими по специальности 77 % не-спортсменов, 90 % спортсменов и 100 % спортсменов высокого класса. Значимые различия обнаружены и по выраженности элемента, связанного с намерением достигать будущего за счет личных качеств, причем курсантами отмечались качества, традиционно формирующиеся в процессе спортивной деятельности или так или иначе связанные со спортом – дисциплинированность, волевые качества, целеустремленность и т. д. Так, среди спортсменов намерение достигать профессиональное будущее за счет личных качеств более выражено (19 %), чем у не-спортсменов (8 %), а среди спортсменов высокого класса этот элемент представлен у 30 % испытуемых (таблица 3). Задание, разработанное по принципу методики «Кто Я», позволило собрать самоописания испытуемых, в результате анализа которых были выделены несколько категорий описаний «Я-образа»: «Я в будущем», «Я-человек», профессиональная идентичность, идентичность курсанта, семейная идентичность, спортивная идентичность, описание личных качеств себя как спортсмена, общие описания себя, описание своих целей. Таблица 2 – Усредненные субъективные оценки образа профессионального будущего среди курсантов с разной вовлеченностью в спорт (7-балльная шкала)* Спортс- Значимые Не- Спортс- меныразличия спортс- Положительные утверждения в парахменывыс.в парах мены классапри 123p<0,05 Я знаю, кем я стану в профессиональном 6,046,366,301-2 плане Я знаю, чего я хочу достичь в 6,386,696,401-2 профессиональном плане Я спокоен за свое профессиональное 5,886,296,301-2 будущее * Приведены только те утверждения, по которым получены статистически значимые различия. Полученные результаты отражают ожидаемые различия в отношении преобладания в образе «Я» спортсменов элементов, связанных со спортивной идентичностью, а также представлений о развитых у себя личных качествах спортсмена (таких же, которые регистрировались и в описаниях образа профессионального будущего – дисциплинированность, волевые качества, целеустремленность и т. п.). Таблица 3 - Представленность элементов содержания образа профессионального будущего у обучающихся с разной вовлеченностью в спорт (%) СпортсменыЗначимая Не-спортс- Спортсме- Элементы содержания образавысокого согласованность меныны профессионального будущегокласса(χ2) в парах при 123p<0,05 Образ «Я-профессиональное» в будущем: Работа по специальности77901001-2; 1-3 Реализация профессиональных712301-3 ценностей Спорт как профессия18301-2; 1-3; 2-3 Представления о средствах достижения профессионального будущего: За счет образования2411401-2; 2-3 За счет занятий спортом827401-2; 1-3 За счет личных качеств819301-2; 1-3 Далее представлены результаты статистического анализа взаимосвязей показателей образа профессионального будущего с различными условиями, относящимися к организации учебной и спортивной деятельности, а также индивидуально-психологическимиособенностями обучающихся.Значимые корреляции получены между показателями образа профессионального будущего и характеристиками учебной деятельности обучающихся-спортсменов. Так, наиболее важным условием формирования образа профессионального будущего оказалась интенсивность самостоятельной учебной работы – получено большое количество корреляций, значимых при p<0,05. Из характеристик спортивной деятельности значимые различия по показателям сформированности образа профессионального будущего обнаружены между курсантами-спортсменами с разным уровнем спортивного мастерства, причем лучшие показатели обнаружены у спортсменов, имеющих I разряд, и кандидатов в мастера спорта, а не у мастеров спорта, что подтверждает предположение о наличии оптимальной степени вовлеченности в спортивную деятельность для достижения максимального уровня сформированности образа профессионального будущего. Например, по показателю конкретности образа средняя оценка среди имеющих II или III спортивный разряд M=2,13, среди имеющих I разряд М=2,18, среди имеющих звание кандидата в мастера спорта М=2,54 и среди имеющих звание мастера спорта М=2,4, при этом различия между имеющими I разряд и КМС статистически значимы. Также обнаружены статистически значимые различия по показателям сформированности образа профессионального будущего между обучающимися, занимающимися разными видами спорта. Так, лучше других оценки по всем параметрам у спортсменов, занимающихся единоборствами, а наиболее низкие средние оценки у представителей игровых видов спорта (таблица 4). Таблица 4 – Оценки образа профессионального будущего среди курсантов- спортсменов, занимающихся разными видами спорта Цикли-Едино-Значимые ПоказателиИгровые ческиеборстваразличия в сформированности образа 123парах при профессионального будущего p<0,05 Определенность2,782,942,572-3 Насыщенность2,222,652,141-2; 2-3 Конкретность2,132,422,141-2 Проспективность1,912,252,031-2 Целостность2,612,772,342-3 Результатыанализавзаимосвязеймеждупоказателямиобраза профессионального будущего и оценками курсантами проблем совмещения учебной и спортивной деятельности в вузе показывают ответы на вопрос, характеризующий сформированность образа «Я-профессиональное в будущем», «Я знаю, кем я стану в профессиональном плане» положительно коррелируют при p<0,05 с отсутствием проблем с учебой из-за спорта (r=0,18), с отсутствием проблем совмещения учебы и спорта (r=0,18), положительным отношением преподавателей к занятию обучающего спортом (r=0,27). Это означает, что у курсантов-спортсменов, у которых меньше проблем с организацией совмещения своей учебной и спортивной деятельности, лучше формируется образ профессионального будущего. Далее представлены результаты корреляционного анализа изучаемых параметров с показателями методик САТ и СЖО, осуществленного на всей выборке в целях выявления взаимосвязей особенностей образа профессионального будущего с личностными особенностями респондентов. Обнаруженыположительныекорреляциипоказателейобраза профессионального будущего со всеми шкалами методики СЖО. По методике САТ наиболее сильные корреляции обнаружены между субъективными оценками сформированности образа профессионального будущего со шкалой самоуважения (Sr) (выявляет способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них); с параметром (Tc) – «компетентность во времени» (способность субъекта жить настоящим и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего). Также получены значимые корреляции между шкалами методики САТ и экспертными оценками сформированности образа профессионального будущего. Тесные взаимосвязи между характеристиками образа профессионального будущего и показателями личностных опросников указывают на существование личностных оснований формирования образа профессионального будущего, к которым относятся индивидуально-психологические особенности самоактуализирующейся личности, в том числе способность ощущать целостность и неразрывность прошлого, настоящего и будущего, независимость ценностей и поведения от влияния извне, разделение ценностей самоактуализирующейся личности, самоуважение, склонности воспринимать природу человека в целом как положительную, целостность восприятия мира и людей, высокий уровень осмысленности жизни. Анализпсихолого-педагогическихусловийформированияобраза профессионального будущего позволил разработать программу развития образа профессионального будущего курсантов-спортсменов вузов национальной гвардии. Программа разработана в соответствии с особенностями образовательной среды военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации, требованиями военных спортивных организаций, государственного заказа как в отношении подготовки офицеров национальной гвардии, так и в области спорта и здоровьесберегающих технологий в образовании. Целью программы является развитие компонентов образа профессионального будущего у курсантов- спортсменов, совмещающих обучение в военном вузе со спортивной деятельностью. Программа состоит из трех структурных блоков: 1) диагностический; 2) профилактический; 3) психокоррекционный. Первичная апробация программы показала возможность включения ее в образовательный процесс военного вуза. В заключении диссертации подводятся итоги исследования, обобщаются результаты решения поставленных задач, указываются перспективы дальнейшего научного поиска, а также формулируются основные выводы: 1. Теория и методология изучения образа профессионального будущего объединяет несколько разных исследовательских традиций – исследования категории психологического образа и проблемы опережающего отражения в психологии сознания и самосознания, исследования психологического будущего в психологии жизненного пути, а также исследования профессионализации и профессионального самосознания в психологии профессиональной деятельности. Это позволяет понимать под образом профессионального будущего компонент образа будущего, связанный с профессиональной самореализацией, тесно включенный в систему образа мира в целом, формируемый в единстве личностного развития и профессионального становления обучающегося. 2. Образ профессионального будущего, как проявление профессионального самосознания, является элементом системы образного отражения мира, выступая частью образа будущего, который, в свою очередь, основывается на целостном образе мира и образе «Я», существующих в единстве психологического прошлого, настоящего и будущего. Образ профессионального будущего включает следующие основные составляющие: образ «Я-профессиональное» в будущем, образ профессиональной сферы жизни в будущем, а также представление о средствах достиженияпрофессиональногобудущего.Характеристикамиобраза профессиональногобудущего,выступающимиипоказателямиего сформированности, являются определенность (ясность представленности субъекту), насыщенность (наполненность образа элементами), конкретность (детализация элементов образа), проспективность (представленность образа во временной протяженности) и целостность (внутренняя согласованность, логичность). 3. Спортивная деятельность курсантов интегрирована в учебный процесс, сочетается с учебной и воспитательной деятельностью в военном вузе, что достигается с применением организационных и педагогических технологий, имеет нормативно-правовые основания, и, таким образом, может рассматриваться как часть образовательного процесса. Совмещение учебной и спортивной деятельностей в военном вузе можно рассматривать как параллельную реализацию двух сложных и изначально самостоятельных деятельностей, сочетающихся в сознании и деятельности обучающихся с неизбежным взаимопроникновением мотивов, целей, особенностей характера и личности субъекта, формируемых в каждой из деятельностей. В сочетании учебной и спортивной деятельностей формируется образ профессионального будущего курсанта-спортсмена и личность, сочетающая качества профессионала и спортсмена. Исследованием показано, что занятия спортивной деятельностью в период обучения при правильной организации и умеренной интенсивности не только не мешают образовательному процессу, но и повышают качество обучения. Вероятно, это объясняется тем, что спортивная деятельность способствует развитию у обучающихся таких качеств и компетенций, которые сложно развить в учебной деятельности в условиях традиционного образовательного процесса вуза, а также способствует общему многостороннему физическому и психическому развитию обучающихся. 4. Учебная деятельность наиболее успешна при ее совмещении со спортивной деятельностью в военном вузе тогда, когда спортивная деятельность реализуется с умеренной интенсивностью. Высокая вовлеченность обучающихся в спортивную деятельность может снижать показатели учебной деятельности, что вызвано большой занятостью спортсменов высокого класса в тренировочном и соревновательном процессе, а также, вероятно, изменением приоритетов, когда спортивная деятельность становится основной, с которой часто связывается будущее, в том числе и профессиональное. И, наоборот, отсутствие вовлеченности в спорт часто соответствует более низким показателям учебной деятельности. Вероятно, это объясняется тем, что те обучающиеся, которые в целом менее мотивированы, менее дисциплинированы, слабее успевают в учебной деятельности, либо попросту не успевают заниматься спортом, либо не имеют на то должной мотивации и воли. 5. Образ профессионального будущего у курсантов-спортсменов значимо отличается от курсантов, не занимающихся спортом, причем различия увеличиваются с возрастанием вовлеченности в спортивную деятельность, отчетливо обнаруживая ряд тенденций: 1) по компоненту «образ Я-профессиональное» укрепляется намерение в будущем реализовываться в осваиваемой профессии и реализовывать профессиональные ценности в своей будущей профессиональной деятельности; появляется намерение связать профессиональное будущее со спортом; 2) по компоненту «представления о средствах достижения профессионального будущего» появляется представление о средствах достижения профессиональных целей в будущем, которые заключаются в личных качествах, формируемых в процессе спортивной деятельности (дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности, трудолюбие и т. п.); 3) по компоненту «образ профессиональной сферы жизни в будущем» описания образа профессионального будущего спортсменов отличаются более уверенным намерением развиваться в содержательной части профессии (не карьерной, не утилитарной), уверенностью в том, что удастся устроиться и реализоваться в профессии за счет своих качеств и способностей, без специально прикладываемых усилий к карьерному продвижению. Приведенными результатами показано, что спортивная деятельность в военном вузе выступает условием формирования образа профессионального будущего в процессе обучения, а те различия, которые обнаруживаются у курсантов-спортсменов и не- спортсменов, выступают элементами, которые привносятся в образ профессионального будущего вовлеченностью в спортивную деятельность. Наиболее сильное формирующее влияние спортивная деятельность производит на видение обучающимися средств достижения профессионального будущего, которые у обучающихся-спортсменов отчетливо проявляются в виде опоры на свои собственные качества, причем те, которые традиционно описываются в психологии спорта как формирующиеся в спортивной деятельностиисоставляющиеизвестный«спортивныйхарактер»: дисциплинированность,ответственность,пунктуальность,волевыекачества, целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности, трудолюбие и т. д. Кроме того, более высокие показатели образа профессионального будущего у спортсменов можно связать и с тем, что спортивная деятельность оказывает особое воздействие на развитие процессов, связанных с формированием психических образов. 6. В качестве отдельных характеристик спортивной деятельности, определяющих сформированность и содержание образа профессионального будущего, выступают: 1) уровень спортивного мастерства – нелинейно связан с показателями образа профессионального будущего, который лучше сформирован по показателям конкретности и проспективности у обучающихся, занимающихся спортом на среднем уровне спортивного мастерства (I спортивный разряд, кандидаты в мастера спорта); 2) уровень соревновательных достижений – наиболее высокие показатели насыщенности и проспективности образа профессионального будущего наблюдаются у обучающихся со средним уровнем соревновательных достижений; 3) вид спорта – наиболее способствующими формированию образа профессионального будущего являются занятия единоборствами, далее – циклическими и скоростно-силовыми видами спорта и менее всего – игровыми видами спорта. 7. Сочетание учебной и спортивной деятельности в их организационном, мотивационно-целевом и смысловом единстве выступает условием формирования образа профессионального будущего у курсантов-спортсменов. В качестве отдельных компонентов этого сочетания выделены следующие: 1) эффективность самостоятельной организации обучающимися совмещения своей учебной и спортивной деятельности, отсутствие у курсантов-спортсменов проблем с «увязыванием» учебы и занятий спортом, а также отсутствие проблем с учебой, связанных с занятием спортом; 2) организация и поддержка совмещения курсантами учебной и спортивной деятельности со стороны руководства и педагогических работников военного вуза – исследованием показана важность позитивного и профессионального отношения преподавателей и руководства вуза к курсантам-спортсменам, готовность помогать им в организации учебного процесса. 8. Обнаруженные взаимосвязи между оценками сформированности образа профессионального будущего и рядом психологических показателей указывают на существование психологических предпосылок формирования образа профессионального будущего: 1) индивидуально-психологические особенности самоактуализирующейся личности, в том числе способность ощущать целостность и неразрывность прошлого, настоящего и будущего, независимость ценностей и поведения от влияния извне, разделение ценностей самоактуализирующейся личности, самоуважение, склонности воспринимать природу человека в целом как положительную, целостность восприятия мира и людей; 2) уровень осмысленности жизни, в том числе высокая общая осмысленность жизни и осмысленность всех временных локусов – прошлого, настоящего и будущего.

Актуальность темы исследования. Интенсивная физическая подготовка
является неотъемлемой частью обучения будущих офицеров войск национальной
гвардии. В образовательные программы по всем направлениям подготовки
интегрированы не только учебные занятия по физической подготовке, но и
обязательные самостоятельные занятия, спортивно-массовая работа, физическая
тренировка в процессе служебно-боевой деятельности. При этом, традиционно,
многие курсанты занимаются физической подготовкой интенсивнее, чем того
требует образовательная программа: активно тренируются в конкретных видах
спорта, участвуют в соревнованиях, достигают высокого уровня спортивного
мастерства. Наконец, что наиболее важно, у них появляется спортивная
мотивация, которая отличается от учебной, что позволяет считать их
занимающимися уже не просто физической подготовкой с элементами спорта, а
полноценной спортивной деятельностью.
Проблема, изучаемая в настоящем исследовании, касается психолого-
педагогических аспектов совмещения в процессе обучения в военном вузе двух
сложных видов деятельности, учебной и спортивной, каждая из которых
оказывает свое формирующее влияние на личность курсанта, имеет свои
ценностно-смысловые и мотивационные основания, предполагает разные пути
профессионального развития. Проблема заключается в том, что, с одной стороны,
занятия спортом предполагают интенсивную физическую нагрузку, и этим
способствуют профессиональной подготовке будущих офицеров, что в целом
поощряются в военном вузе, но, с другой стороны, спорт отнимает время,
отвлекает внимание курсанта от учебной деятельности, может оказывать влияние
на расстановку приоритетов в формирующихся представлениях о своем
профессиональном будущем.
Проблема образа профессионального будущего и его формирования в
процессе высшего образования до сих пор не поставлена в психологии.
В психолого-педагогических исследованиях изучаются различные явления,
в динамике которых отражается профессиональное становление: образ
профессии, представления о профессии, профессиональные намерения и т. п.
Между тем, результат профессионального образования выходит за пределы
явлений, связанных с представлением о профессии, и проявляется в том,
насколько обучающийся представляет себе то, как именно он будет зарабатывать
себе на жизнь, чем конкретно будет приносить пользу обществу, в какой сфере
реализует себя. Образ профессионального будущего глубоко личностно
обусловлен, в нем отражается пристрастность сознания, он предстает субъекту
в широком видении своего желаемого будущего в профессиональной его части,
и, совершенно очевидно, не сводятся к представлениям о конкретной профессии.
Особую остроту проблема формирования образа профессионального будущего
в период обучения в вузе обретает тогда, когда обучающийся одновременно
с основной профессией осваивает и другую сложную деятельность, способную
определить профессиональное будущее, например, спортивную деятельность.
Изучение психолого-педагогических закономерностей совмещения учебной
и спортивной деятельности позволит понять, как сделать это совмещение
оптимальным и всецело использовать спортивную деятельность для решения
задач военного образования. У спортивной деятельности имеется существенный и
на сегодняшний день не раскрытый потенциал формирующего воздействия на
профессионализацию будущего офицера. Многие умения и навыки, в том числе
входящие в перечни формируемых согласно ФГОС и образовательным
программам компетенций, могут эффективнее развиваться в занятиях спортом,
например, навыки, связанные с работой в команде, готовностью к саморазвитию,
трудолюбием и ответственностью, и другими качествами, формирующимися в
спортивной деятельности. Сказанное согласуется с тем, что в образовательной
практике военных вузов в настоящее время существует социальный заказ как на
поиск средств достижения высокого уровня здоровьесбережения, так и на поиск
способов повышения эффективности формирования необходимых компетенций
в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, актуальность исследования определяется существованием
противоречий: между необходимостью исследования проблемы
профессиональной подготовки в контексте образа профессионального будущего
и недостаточной ее изученностью в психолого-педагогических исследованиях;
между значительным количеством в военных вузах курсантов, активно
занимающихся спортом, и недостатком психолого-педагогических исследований,
направленных на выявление роли спортивной деятельности в успешности их
обучения и освоения военной профессии; востребованностью обоснованных
психолого-педагогических рекомендаций по эффективной организации
профессионального обучения курсантов-спортсменов и недостаточным уровнем
его планирования со стороны всех участников образовательного процесса.
Степень разработанности темы исследования. В психологии
и педагогике сложилась традиция изучения профессионально-личностного
развития в процессе обучения, как явления профессионального сознания и
самосознания, выраженного в различных психолого-педагогических
характеристиках, таких как: профессиональное самоопределение,
профессиональное становление, профессиональная субъектность,
профессиональное планирование и т. д. В качестве особого предмета
исследования выступают также образные психические явления: образ мира
профессионала (Е. А. Климов), образ жизни профессионала (В. П. Серкин), образ
«Я-профессиональное» (И. С. Кон, Н. С. Пряжников), образ будущей профессии
(К. А. Володина).
Преимущество изучения образных явлений состоит в том, что, согласно
многочисленным исследованиям, образ существует и может изучаться не только в
семантических реконструкциях, но и в чувственно-образной репрезентации
субъекту (П. Я. Гальперин, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов,
И. М. Сеченов и др.), которая может быть вербализована и представлять материал
для более полного исследования содержания сознания, в том числе, связанного с
профессиональным будущим. Образы могут иметь комбинированный характер
(включают зрительные, слуховые и пр., а также вербальные компоненты), они
взаимосвязаны с идеомоторными представлениями и имеют важное значение
в различных видах деятельности, в том числе учебной (В. С. Нургалеев,
П. А. Рудик и др.).
Интегративным понятием, включающим в себя характеристики
профессиональной идентификации, представлений о профессии,
профессиональных стратегиях, мотивах, ценностях и пр. выступает образ
профессионального будущего, который изучается с позиций профессионального
прогнозирования и самоопределения в исследованиях Э. Ф. Зеера
и Э. Э. Сыманюк, Д. А. Леонтьева и Е. В. Шелобановой, Л. Ф. Алексеевой,
Т. Г. Бохан, С. В. Заболотной, С. А. Моревой, М. В. Шабаловской, и включает
в себя совокупность образных репрезентаций, в которых отражены в сознании
субъекта различные аспекты будущей профессиональной деятельности. Это
позволяет рассматривать формирование образа профессионального будущего
в контексте процессов личностно-профессионального становления студентов как
психический механизм и, одновременно, индикатор тех изменений, которые
происходят на разных этапах профессионального обучения (Л. Ф. Алексеева,
Т. Г. Бохан, А. В. Михальский, С. А. Морева, М. В. Шабаловская,
Ф. Б. Червинский, К. Г. Языков).
Многочисленные психологические исследования в области спорта
свидетельствуют о специфичности спортивной деятельности в отношении ее
мотивации и целевых ориентиров, требований к индивидуально-психологическим
особенностям, роли спорта в развитии определенных личностных качеств и, что
особенно важно, о ее неоднозначных отношениях с другими видами деятельности
(Ю. М. Блудов, Г. Б. Горская, А. В. Гутко, В. Л. Марищук, Р. А. Пилоян,
В. А. Плахтиенко, А. Ц. Пуни, С. Н. Сорокоумова, Н. Б. Стамбулова,
О. В. Суворова, А. В. Шаболтас и др.). Существуют разные точки зрения о
влиянии спортивных увлечений обучающихся на успешность вузовского
обучения.
Вместе с тем, большинство авторов сходятся во мнении, что включение занятий
физкультурой и спортом в образовательный процесс высшего профессионального
образования обеспечивают поддерживающий эффект для функционального состояния
организма в динамике обучения и улучшают физическую подготовленность
студентов (Н. И. Айзман, Р. И. Айзман, В. М. Климов, А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович).
Рядом авторов показано, что интеграция занятий физической культурой и спортом в
образовательный процесс способствует решению многих проблем организации
здоровьесберегающей среды вуза (Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, И. А. Свиридова).
Показано, что у студентов разных направлений обучения, даже в рамках одного вуза,
существуют индивидуальные различия по психофизиологическим показателям, что
также может учитываться в организации их занятий физкультурой и спортом
(Н. Г. Блинова, Л. А. Варич, Е. В. Васина, Э. М. Казин, Н. Н. Кошко, С. Л. Лесникова).
Совмещение спортсменами спортивной деятельности и основной профессии
активно изучается в психологических исследованиях как проблема «двойной
карьеры» (“dual career”). Авторы указывают как на положительные эффекты
такого совмещения, например, формирование редких компетенций, существенно
повышающих востребованность и успешность профессионала, так и на серьезные
проблемы – стресс и эмоциональное выгорание, проблемы идентичности,
психические нарушения (Н. Б. Стамбулова, G. A. Kerr, L. A. Killeya-Jones,
P. S. Miller, T. V. Ryba).
Цель исследования – выявить психологические особенности
формирования образа профессионального будущего у курсантов-спортсменов
войск национальной гвардии в процессе вузовской подготовки.
Объект исследования – образ профессионального будущего курсантов-
спортсменов войск национальной гвардии.
Предмет исследования – психологические особенности формирования
образа профессионального будущего курсантов-спортсменов войск национальной
гвардии в процессе вузовской подготовки.
Основные гипотезы исследования:
1. У курсантов в процессе обучения в военном вузе активно формируется
образ профессионального будущего, причем наиболее интенсивно в первые три
года обучения.
2. Курсанты, занимающиеся в период обучения в военном вузе спортивной
деятельностью умеренной интенсивности, отличаются более высокими
показателями сформированности образа профессионального будущего.
3. Существуют содержательные особенности образа профессионального
будущего у курсантов-спортсменов, усиливающиеся с нарастанием
вовлеченности курсантов в спортивную деятельность: развитие в осваиваемой
профессии, связь будущей работы со спортом, достижение профессиональных
целей собственными силами, причем за счет качеств, формируемых в спортивной
деятельности.
Частные гипотезы:
1. Умеренная вовлеченность курсантов в спортивную деятельность
сочетается с более серьезным отношением к обучению и не снижает их
академическую успеваемость.
2. Существует оптимальный уровень вовлеченности в спортивную
деятельность, при превышении которого показатели учебной деятельности
курсантов снижаются.
На основании поставленной цели и выдвинутых гипотез ставились
и решались следующие задачи исследования:
Теоретические задачи:
1. Обобщить теоретические и методологические подходы к проблеме образа
профессионального будущего в свете изучения образных психических явлений,
проблем жизненного пути личности и психологии профессиональной
деятельности.
2. Теоретически определить понятие образа профессионального будущего,
построить и описать модель, отражающую его структуру и содержательные
характеристики, доступные эмпирическому измерению.
3. Провести анализ литературы, посвященный изучению психологических
характеристик спортивной деятельности, психологических особенностей
спортсменов.
4. Разработать представление о психолого-педагогических условиях
организации физкультурно-спортивной деятельности в структуре
образовательного процесса военного вуза.
Методические задачи:
5. Определить показатели, по которым может оцениваться
сформированность образа профессионального будущего курсантов военного вуза.
6. Сформировать батарею методов, адекватных поставленным задачам
исследования.
7. Разработать дизайн эмпирической части исследования.
Эмпирические задачи:
8. Эмпирически выявить показатели сформированности образа
профессионального будущего у курсантов на разных этапах обучения, определить
и описать характер их изменения.
9. Изучить содержательную специфику образа профессионального
будущего у курсантов-спортсменов при разном уровне их вовлеченности в
спортивную деятельность.
10. Провести сравнительное исследование образа профессионального
будущего у курсантов с разной степенью вовлеченности в профессиональную
деятельность, а также с курсантами, не занимающимися спортом.
11. Выявить и описать условия учебного процесса и характеристики
спортивной деятельности, связанные с формированием у курсантов образа
профессионального будущего.
12. Исследовать индивидуально-психологические особенности курсантов-
спортсменов, связанные с формированием у них образа профессионального
будущего.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
– впервые описано содержание образа профессионального будущего
курсантов-спортсменов и особенности его формирования в процессе обучения
в военном вузе. Выявлены компоненты образа профессионального будущего,
особенно успешно формирующиеся в результате сочетания обучения со
спортивной деятельностью;
– доказано, что спортивная деятельность в военном вузе, при условии
эффективной организации ее совмещения с учебной деятельностью, способствует
повышению уровня сформированности образа профессионального будущего
и достижению более высоких результатов профессионального обучения;
– показано, что вовлеченность в спортивную деятельность при обучении
в военном вузе способствует формированию содержательно иного, потенциально
более эффективного и реалистичного образа профессионального будущего
на основе известного «спортивного характера», включающего волевые качества,
уверенность в себе, целеустремленность;
– показано, что представления обучающихся о своем профессиональном
будущем могут изучаться как проблема образа профессионального будущего, что
позволяет при исследовании данной проблематики применить теорию
и методологию изучения образных явлений, расширяя границы сложившихся
подходов в традиционных исследованиях. Полученные данные позволяют
рассматривать образ профессионального будущего как целостную картину
предполагаемого будущего, полностью охватывающую сферу жизни, связанную
с реализацией себя, что развивает существующие представления
о профессиональном будущем как ограниченного реализацией себя в осваиваемой
профессии;
– разработана и обоснована авторская модель образа профессионального
будущего, включающая образ «Я-профессиональное» в будущем, образ
профессиональной сферы жизни в будущем и представления о средствах
достижения профессионального будущего. Выделены характеристики образа
профессионального будущего, на основании которых описаны показатели его
сформированности: определенность, насыщенность, конкретность,
проспективность и целостность.
Теоретическая значимость работы. Заключается в переосмыслении
образа профессионального будущего как элемента образа будущего, связанного
с профессиональной самореализацией, тесно включенного в систему образа мира
в целом, формируемого в единстве личностного развития и профессионального
становления обучающегося, что позволяет в изучении образа профессионального
будущего выйти за границы его понимания как образа будущей
профессиональной деятельности, и изучать образ профессионального будущего
в педагогической психологии в единстве теории образных явлений, психологии
жизненного пути и временной перспективы, психологии профессиональной
деятельности и профессионального становления. Получено научное обоснование
идеи о необходимости концептуального изменения отношения к пониманию роли
спортивной деятельности в военном образовании.
Установлено, что положительный эффект от сочетания учебной и
спортивной деятельности в военном вузе может выходить за границы
проблематики укрепления здоровья и эффектов повышения уровня физической
подготовки. Обосновано, что объектом формирующего воздействия спортивной
деятельности при определенных условиях могут становиться и основные цели
профессионального образования – профессиональные компетенции,
профессиональное сознание и самосознание.
Практическая значимость исследования:
1. Результаты исследования могут быть использованы руководителями и
методистами системы образования, специалистами, занимающимися разработкой
программ военно-профессионального образования. Также результаты
исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации и
переподготовки научно-педагогического персонала военных вузов.
2. Выявленные психолого-педагогические особенности совмещения
учебной и спортивной деятельности в военном вузе, учитывая показанный
исследованием образовательный потенциал спортивной деятельности, может
использоваться при организации занятий спортом курсантов с разной степенью
вовлеченности в спортивную деятельность. Конкретные количественные
показатели оптимальной интенсивности спортивной нагрузки могут
использоваться преподавателями и спортивными тренерами при решении
индивидуальных проблем организации спортивной деятельности курсантов-
спортсменов.
3. Разработана программа развития образа профессионального будущего
курсантов-спортсменов вузов войск национальной гвардии Российской
Федерации, направленная на содействие осмыслению и внутреннему принятию
представлений, выступающих компонентами образа профессионального
будущего.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
положения деятельностного подхода в отечественной психологии, согласно
которому сознание и личность развивается и реализуется в деятельности
(А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); исследования категории образа
(П. Я. Гальперин, С. Косслин, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов,
В. С. Нургалеев, И. М. Сеченов, Р. Солсо) и «образа Я» в психологии (И. С. Кон,
Ч. Кули, Дж. Мид, К. Роджерс, О. А. Устинова и др.), исследования жизненного
пути, психологического времени и временной перспективы (К. А. Абульханова-
Славская, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, К. Левин, Ж. Нюттен, Л. К. Франк),
теория развития профессионального сознания и самосознания в процессе
профессионализации (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков),
психологические исследования спортивной деятельности в отечественной
психологии (Ю. М. Блудов, Г. Б. Горская, В. Л. Марищук, В. С. Нургалеев,
Р. А. Пилоян, В. А. Плахтиенко, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Н. Б. Стамбулова).
Методы и организация исследования. На разных этапах работы и при
решении различных задач применялись методы теоретического анализа, сбора
фактического материала и его обработки.
Для решения теоретических задач осуществлялись: анализ, обобщение
и систематизация психологических и педагогических исследований в области
категории образа, профессионального образования и профессионального
будущего, спортивной деятельности, индивидуально-личностных особенностей
спортсменов; психологическое моделирование как теоретический метод
реконструкции существенных черт психического явления.
В качестве методов сбора эмпирических данных использовались: метод
вербального самоотчета в виде сочинения на тему «Мое профессиональное
будущее»; субъективная оценка сформированности представлений о своем
профессиональном будущем, основанная на шкальной технике с биполярным
шкалированием пар противоположных утверждений; самоописание в открытой
форме, построенное по принципу методики «Кто Я?» М. Куна
и Т. Маркпартленда; анкетный опрос, направленный на изучение отношения
к учебной и спортивной деятельности; психологическое тестирование («Тест
смысложизненных ориентаций», разработанный Д. А. Леонтьевым;
«Самоактуализационный тест», разработанный Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозманом,
М. В. Загикой и М. В. Крозом; методика диагностики мотивации обучения
С. А. Пакулиной и С. М. Кетько; опросник «Мотивация спортивной
деятельности» Е. А. Калинина).
Для качественного и количественного анализа данных применялись:
контент-анализ, экспертная оценка, методы математической обработки данных:
корреляционный анализ, сравнительный анализ с применением U-критерия
Манна-Уитни, критерий согласия К. Пирсона (χ2), частотный (процентный)
анализ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Образ профессионального будущего выступает частью образа мира
профессионала и включает следующие основные составляющие: образ
«Я-профессиональное» в будущем, образ профессиональной сферы жизни
в будущем, представления о средствах достижения профессионального будущего.
Основными характеристиками и показателями сформированности образа
профессионального будущего выступают его определенность, насыщенность,
конкретность, проспективность и целостность.
2. Образ профессионального будущего формируется в процессе обучения в
военном вузе, причем наиболее интенсивно в первые три года обучения,
формирование образа происходит в большей мере в направлении его
определенности и конкретности. Наиболее содержательные изменения связаны с
представлениями о средствах достижения своего профессионального будущего.
3. Спортивная деятельность умеренной интенсивности повышает
эффективность профессиональной подготовки в военном вузе, что может
проявляться в улучшении успеваемости курсантов-спортсменов, их более
серьезном отношением к учебной деятельности, улучшении сформированности у
них образа профессионального будущего. Педагогическим условием эффективной
подготовки курсантов-спортсменов выступает готовность преподавательского
состава обеспечить индивидуальный подход в организации учебного процесса
таких курсантов с повышением доли самостоятельных и факультативных занятий.
4. Спортивная деятельность в военном вузе определяет ряд
психологических особенностей образа профессионального будущего у курсантов:
намерение реализовать себя в осваиваемой профессии, связать профессиональное
будущее со спортом, достигать профессиональных целей за счет волевых качеств,
настойчивости и самодисциплины. Занятия спортом способствуют формированию
более зрелого и реалистичного образа профессионального будущего у курсантов-
спортсменов, ядром которого выступает самореализация с опорой на собственные
силы. Оптимальная сформированность образа профессионального будущего
достигается при умеренном уровне вовлеченности курсантов в спортивную
деятельность.
Степень достоверности результатов. Обоснованность и достоверность
результатов диссертационного исследования обеспечивались теоретическими и
методологическими основаниями исследования, применением надежных и
валидных методов и методик, соответствующих цели, задачам, предмету
исследования, репрезентативностью выборки, качественным и количественным
анализом полученных данных на основе применения адекватных методов
математической статистики.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного
исследования внедрены в практику учебной работы кафедры военной педагогики
и психологии Новосибирского военного института имени генерала армии
И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
Основные результаты диссертационного исследования докладывались на
семинарах, заседаниях кафедры военной педагогики и психологии
Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ. Основные
положения исследования были апробированы на международных (Петропавловск
2014, 2016, Новосибирск 2015, 2017, 2019, Ялта 2016, 2019, Красноярск 2013,
Горно-Алтайск 2014, Кемерово 2018) и всероссийских (Екатеринбург 2015, 2019,
2021, Санкт-Петербург 2020) научно-практических конференциях. По теме
диссертации опубликовано 23 работы, из них 5 – в изданиях, рекомендованных
ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.
Описание выборки. В исследовании приняли участие 228 курсантов
1-5 курсов Новосибирского военного института имени генерала армии
И. К. Яковлева войск национальной гвардии, обучающиеся по направлению
«Правовое обеспечение национальной безопасности», возраст испытуемых от 18
до 23 лет, средний возраст 20,9 года. Среди испытуемых 50% сочетают обучение
в вузе со спортивной деятельностью на момент обследования, имеют
присвоенный уровень спортивного мастерства от III спортивного разряда до
мастера спорта, занимаются единоборствами, многоборьем, скоростно-силовыми,
циклическими и игровыми видами спорта, являются победителями и призерами
спортивных соревнований разного уровня; 50% – не занимаются спортом.
Этапы исследования:
Первый этап (2012-2016 гг.) – анализ научной литературы по теме
исследования; систематизация понятийного аппарата; формулировка гипотезы,
цели, постановка задач и выбор методов исследования.
Второй этап (2017-2018 гг.) – разработка программы исследования, подбор
методик для решения ее задач; проведение эмпирического исследования;
качественная и количественная обработка результатов.
Третий этап (2019-2021 гг.) – обобщение и интерпретация полученных
данных, оформление диссертационного исследования.
Соответствие диссертации паспорту специальности научных
работников: диссертационное исследование соответствует паспорту
специальности 19.00.07 – Педагогическая психология, п. 2. «Психология
образовательной среды», п. 4. «Психологические особенности обучающихся как
субъектов учебной деятельности».
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и 4-х приложений. Текст диссертации представлен на 175
страницах и содержит 27 таблиц и 7 рисунков.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать
следующие основные выводы:
1. Теория и методология изучения образа профессионального будущего
объединяет несколько разных исследовательских традиций – исследования
категории психологического образа и проблемы опережающего отражения в
психологии сознания и самосознания, исследования психологического будущего в
психологии жизненного пути, а также исследования профессионализации и
профессионального самосознания в психологии профессиональной деятельности.
Это позволяет понимать под образом профессионального будущего компонент
образа будущего, связанный с профессиональной самореализацией, тесно
включенный в систему образа мира в целом, формируемый в единстве
личностного развития и профессионального становления обучающегося.
2. Образ профессионального будущего, как проявление профессионального
самосознания, является элементом системы образного отражения мира, выступая
частью образа будущего, который, в свою очередь, основывается на целостном
образе мира и образе «Я», существующих в единстве психологического
прошлого, настоящего и будущего. Образ профессионального будущего включает
следующие основные составляющие: образ «Я-профессиональное» в будущем,
образ профессиональной сферы жизни в будущем, а также представление о
средствах достижения профессионального будущего. Характеристиками образа
профессионального будущего, выступающими и показателями его
сформированности, являются определенность (ясность представленности
субъекту), насыщенность (наполненность образа элементами), конкретность
(детализация элементов образа), проспективность (представленность образа во
временной протяженности) и целостность (внутренняя согласованность,
логичность).
3. Спортивная деятельность курсантов интегрирована в учебный процесс,
сочетается с учебной и воспитательной деятельностью в военном вузе, что
достигается с применением организационных и педагогических технологий,
имеет нормативно-правовые основания, и, таким образом, может рассматриваться
как часть образовательного процесса. Совмещение учебной и спортивной
деятельностей в военном вузе можно рассматривать как параллельную
реализацию двух сложных и изначально самостоятельных деятельностей,
сочетающихся в сознании и деятельности обучающихся с неизбежным
взаимопроникновением мотивов, целей, особенностей характера и личности
субъекта, формируемых в каждой из деятельностей. В сочетании учебной и
спортивной деятельностей формируется образ профессионального будущего
курсанта-спортсмена и личность, сочетающая качества профессионала и
спортсмена. Исследованием показано, что занятия спортивной деятельностью в
период обучения при правильной организации и умеренной интенсивности не
только не мешают образовательному процессу, но и повышают качество
обучения. Вероятно, это объясняется тем, что спортивная деятельность
способствует развитию у обучающихся таких качеств и компетенций, которые
сложно развить в учебной деятельности в условиях традиционного
образовательного процесса вуза, а также способствует общему многостороннему
физическому и психическому развитию обучающихся.
4. Учебная деятельность наиболее успешна при ее совмещении со
спортивной деятельностью в военном вузе тогда, когда спортивная деятельность
реализуется с умеренной интенсивностью. Высокая вовлеченность обучающихся
в спортивную деятельность может снижать показатели учебной деятельности, что
вызвано большой занятостью спортсменов высокого класса в тренировочном и
соревновательном процессе, а также, вероятно, изменением приоритетов, когда
спортивная деятельность становится основной, с которой часто связывается
будущее, в том числе и профессиональное. И, наоборот, отсутствие
вовлеченности в спорт часто соответствует более низким показателям учебной
деятельности. Вероятно, это объясняется тем, что те обучающиеся, которые в
целом менее мотивированы, менее дисциплинированы, слабее успевают в
учебной деятельности, и, либо попросту не успевают заниматься спортом, либо не
имеют на то должной мотивации и воли.
5. Образ профессионального будущего у курсантов-спортсменов значимо
отличается от курсантов, не занимающихся спортом, причем различия
увеличиваются с возрастанием вовлеченности в спортивную деятельность,
отчетливо обнаруживая ряд тенденций: 1) по компоненту «образ Я-
профессиональное» укрепляется намерение в будущем реализовываться в
осваиваемой профессии и реализовывать профессиональные ценности в своей
будущей профессиональной деятельности; появляется намерение связать
профессиональное будущее со спортом; 2) по компоненту «представления о
средствах достижения профессионального будущего» появляется представление о
средствах достижения профессиональных целей в будущем, которые заключаются
в личных качествах, формируемых в процессе спортивной деятельности
(дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, целеустремленность,
настойчивость, умение преодолевать трудности, трудолюбие и т. п.); 3) по
компоненту «образ профессиональной сферы жизни в будущем» описания образа
профессионального будущего спортсменов отличаются более уверенным
намерением развиваться в содержательной части профессии (не карьерной, не
утилитарной), уверенностью в том, что удастся устроиться и реализоваться в
профессии за счет своих качеств и способностей, без специально прикладываемых
усилий к карьерному продвижению.
Приведенными результатами показано, что спортивная деятельность в
военном вузе выступает условием формирования образа профессионального
будущего в процессе обучения, а те различия, которые обнаруживаются у
курсантов-спортсменов и не-спортсменов, выступают элементами, которые
привносятся в образ профессионального будущего вовлеченностью в спортивную
деятельность. Наиболее сильное формирующее влияние спортивная деятельность
производит на видение обучающимися средств достижения профессионального
будущего, которые у обучающихся-спортсменов отчетливо проявляются в виде
опоры на свои собственные качества, причем те, которые традиционно
описываются в психологии спорта как формирующиеся в спортивной
деятельности и составляющие известный «спортивный характер»:
дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, волевые качества,
целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности, трудолюбие
и т. д. Кроме того, более высокие показатели образа профессионального будущего
у спортсменов можно связать и с тем, что спортивная деятельность оказывает
особое воздействие на развитие процессов, связанных с формированием
психических образов.
6. В качестве отдельных характеристик спортивной деятельности,
определяющих сформированность и содержание образа профессионального
будущего, выступают: 1) уровень спортивного мастерства – нелинейно связан с
показателями образа профессионального будущего, который лучше сформирован
по показателям конкретности и проспективности у обучающихся, занимающихся
спортом на среднем уровне спортивного мастерства (I спортивный разряд,
кандидаты в мастера спорта); 2) уровень соревновательных достижений –
наиболее высокие показатели насыщенности и проспективности образа
профессионального будущего наблюдаются у обучающихся со средним уровнем
соревновательных достижений; 3) вид спорта – наиболее способствующими
формированию образа профессионального будущего являются занятия
единоборствами, далее – циклическими и скоростно-силовыми видами спорта и
менее всего – игровыми видами спорта.
7. Сочетание учебной и спортивной деятельности в их организационном,
мотивационно-целевом и смысловом единстве выступает условием формирования
образа профессионального будущего у курсантов-спортсменов. В качестве
отдельных компонентов этого сочетания выделены следующие: 1) эффективность
самостоятельной организации обучающимися совмещения своей учебной и
спортивной деятельности, отсутствие у курсантов-спортсменов проблем с
«увязыванием» учебы и занятий спортом, а также отсутствие проблем с учебой,
связанных с занятием спортом; 2) организация и поддержка совмещения
курсантами учебной и спортивной деятельности со стороны руководства и
педагогических работников военного вуза – исследованием показана важность
позитивного и профессионального отношения преподавателей и руководства вуза
к курсантам-спортсменам, готовность помогать им в организации учебного
процесса.
8. Обнаруженные взаимосвязи между оценками сформированности образа
профессионального будущего и рядом психологических показателей указывают
на существование психологических предпосылок формирования образа
профессионального будущего: 1) индивидуально-психологические особенности
самоактуализирующейся личности, в том числе способность ощущать
целостность и неразрывность прошлого, настоящего и будущего, независимость
ценностей и поведения от влияния извне, разделение ценностей
самоактуализирующейся личности, самоуважение, склонности воспринимать
природу человека в целом как положительную, целостность восприятия мира и
людей; 2) уровень осмысленности жизни, в том числе высокая общая
осмысленность жизни и осмысленность всех временных локусов – прошлого,
настоящего и будущего.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Психологические особенности формирования образа профессионального будущего курсантов-спортсменов войск национальной гвардии в процессе вузовской подготовки»

    Публикации автора в научных журналах

    А. В. Кузнецов // Мир науки, культуры, образования. – 2– No 1 (44). – С. 279-– 0,35 п. л.
    Основные подходы к анализу понятия и структуры внутриличностных ресурсов в психологии
    А. В. Кузнецов // В мире научных открытий. – 2– No 9 (45). – С. 348-– 0,6 п. л.
    Формирование личностных ресурсов курсантов в процессе занятий по физической подготовке
    А. В. Кузнецов // Профессиональная подготовка во внутренних войсках: развитие теории и совершенствование практики. – 2– С. 333- –0,2п.л.
    Анализ психологической характеристики спортивной деятельности как целостной системы
    А. В. Кузнецов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России. – 2– С. 130-– 0,25 п. л
    Проблемы подготовки военнослужащих войск национальной гвардии к деятельности по противодействию терроризму и экстремизму в современных условиях
    А. В. Кузнецов, А. В. Кузьмин // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: сб. науч. ст. – Ч. – Новосибирск: НВИ имени генерала армии И. К. Яковлева ВНГ РФ. – 2– С. 112-– 0,2 / 0,1 п. л.
    Психолого-педагогические аспекты обучения курсантов- спортсменов в военном институте
    А. А. Утюганов, А. В. Кузнецов // Военно- правовые и гуманитарные науки Сибири. – 2– No 1/– С. 13-– 0,4 / 0,2 п. л.
    Психологические проблемы подготовки военнослужащих спортсменов
    А. В. Кузнецов, К. Г. Поспелов // Национальная ассоциация ученых. – 2– No 21 (48). – Ч. 2 – С. 55-– 0,3 / 0,15 п. л.
    Психологическая подготовка военнослужащих на практических занятиях по физической подготовке как важная составляющая педагогического процесса
    В. К. Финагин, А. В. Кузнецов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. – 2– Ч. – С. 191-– 0,3 / 0,15 п. л.морально-психологической устойчивости / А. В. Кузнецов, К. Г. Поспелов,– – – –0,3/0,15п.л.
    Офицерское троеборье как средство гармоничного развития офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации
    А.В.Кузнецов, К.Г.Поспелов // Организация физической подготовки и спортивной работы по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта в войсках национальной гвардии Российской Федерации: Всероссийская научно-практическая конференция: сб. науч. ст. – СПб. – 2– С. 41-– 0,3 / 0,15 п. л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Самораскрытие способностей подростка как фактор академической успешности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»