Разработка методических подходов к оценке, анализу и моделированию инновационной деятельности в социокультурной сфере

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Демина Ольга Викторовна
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ …….. 12
1.1. Сущность, основные характеристики и классификация инноваций
в культурной сфере ………………………………………………………………………………….. 12
1.2. Анализ российского и зарубежного опыта управления инновационным
развитием в сфере культуры: методы, показатели анализа и оценки ………….. 37
1.3. Информационно-аналитическое сопровождение инновационного
развития культурной сферы ……………………………………………………………………… 60
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ …………… 73
2.1. Состояние социокультурной сферы и особенности инновационной
стратегии ее развития ………………………………………………………………………………. 73
2.2. Финансовые аспекты развития сферы культуры: инструменты
и модели ………………………………………………………………………………………………….. 92
2.3. Оценка готовности сферы культуры к инновационным
преобразованиям ……………………………………………………………………………………. 126
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ …… 137
3.1. Разработка процессной модели инновационного развития в сфере
культуры ………………………………………………………………………………………………… 137
3.2. Перспективы регионального социокультурного партнерства и оценка
уровня его инновационности ………………………………………………………………….. 144
3.3. Критерии результативности и целые индикаторы эффективности
инновационного развития региональной сферы культуры ………………………. 164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 173
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………. 177
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………… 189

Определены сущность и содержание понятия «инновационное раз- витие сферы культуры», а также дополнена классификация инноваций в культурной сфере.
В диссертационном исследовании под инновационным развитием в сфере культуры автор понимает целенаправленные взаимоотношения, выражающиеся в способности создавать, производить, распределять, распространять и ком- мерциализировать инновации, а также генерировать интеллектуальный и креативный потенциалы для обеспечения рабочих мест, дохода бюджета всех уровней, одновременно способствуя созданию воспроизводственно-интегриро- ванных отношений на всех стадиях жизненного цикла с другими стейкхолде- рами.
В данном определении показан воспроизводственный подход к понима- нию социокультурной отрасли и инноваций в ней с целью выработки обосно- ванной политики путем описания концептуальных, институциональных и поли- тических рамок, в которых эта сфера может процветать. Воспроизводственный подход организует не только сферу культуры, он организует системный подход к построению всего национального хозяйства.
Оценивая положительно подходы к управлению в социокультурной сфе- ре, автору видится возможность дополнения существующих классификаций инноваций в сфере культуры и включения в ее структуру новых инноваций – креативных (рисунок 1).
• Архитектуры
• Бизнес-модели
• Бизнес-процессы
• Креативные индустрии
• Творческие индустрии
• Креативное предпринимательство
новац
в культуре
• Финансирование • Управление
• Культурный продукт • Дополнительный
и совместный куль- турный продукт
Процессные
Ин
Проектные
ии
Креативные
Рисунок 1 – Классификация инноваций в сфере культуры Источник: разработано автором
Предложенная классификация позволяет разработать механизмы форми- рования и реализации инноваций в бизнес-среде, определить генерирующие компоненты инновационного процесса, источники финансирования инноваций (в том числе – внебюджетные), долю инноваций в сфере культуры, а также ба- рьеры, препятствующие инновационной активности, и меры, которые необхо- димо предпринять государству и региональным органам власти с целью ее сти- мулирования.
2. Оценена готовность культурной сферы к инновациям, а также определены факторы, сдерживающие ее инновационное развитие.
Анализ факторов, проблем, вызовов и угроз, препятствующих развитию инноваций в культурной сфере Владимирской области, осуществлялся на осно- ве полученных автором результатов в процессе анкетирования работников- специалистов, курирующих культурную сферу.
Проведенный SWOT‐анализ позволил определить сильные и слабые сто- роны работы учреждений культуры Владимирской области (матрица SWOT- анализа представлена в таблице 1), значимые проблемные области, сдержива- ющие инновационное развитие сферы в целом, а также пути их решения.
Таблица 1 – SWOT-анализ инновационного развития культурной сферы Владимирской области
Продуктовые
Сильные стороны (S)
Слабые стороны (W)
Бренд региона
Выгодное географическое расположение региона и культурных объектов Высококвалифицированные кадры, признанные мировым сообществом Инвестиционная привлекательность крупных и крупнейших городских агломераций Ориентация на цифровую трансформацию
важнейших сфер культуры
Развитие концепции креативных индустрий и креативного предпринимательства Конкурентоспособность отечественных творческих продуктов
Интеграция «власти, бизнес-сообщества
и образования»
Недостаточная поддержка федеральных
и государственных учреждений культуры Слабая материально-техническая база муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек
Изношенность объектов культурного наследия региона
Старение и дефицит кадров в сфере культуры
Окончание таблицы 1 Возможности (О) Угрозы (T)
Поддержание культурно-досуговой деятельности за счет дополнительного финансирования
Модернизация учреждений культуры Оснащение современным оборудованием, в том числе детских школ искусств Создание механизмов ГЧП/МЧП Повышение квалификации творческих
и управленческих кадров в сфере культуры Создание условий для формирования источников внебюджетных инвестиций Поддержка НКО, осуществляющих деятельность в сфере культуры
Развитие частных инициатив Запуск маркетинговых акций для привлечения молодежи
Введение новых ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19
Изношенная материально-техническая база муниципальных учреждений культуры Недостаточное развитие государственно- частного партнерства в сфере культуры
и искусства
Недостаточный уровень квалификации, дефицит и старение кадров учреждений культуры
Отсутствие новых механизмов социальной поддержки работников культуры (в том числе предоставление жилья работникам культуры)
На основании проведенного анализа выявлены следующие тенденции, риски и угрозы, сдерживающие решение приоритетных задач в сфере культуры и инноваций в ней с учетом прогнозных оценок развития ситуации.
Фактором риска является то, что значительная часть объектов культурно- го наследия региона нуждаются в реставрации; большинство муниципальных музеев нуждаются в проведении ремонтных работ и укреплении материально- технической базы; наблюдается старение и дефицит кадров в сфере культуры.
К угрозам, сдерживающим решение приоритетных задач инновационного развития, относятся:
– слабая материально-техническая база муниципальных учреждений культуры;
– недостаточное развитие государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства;
– недостаточный уровень квалификации, дефицит и старение кадров учреждений культуры;
– отсутствие новых механизмов социальной поддержки работников куль- туры (в том числе предоставление жилья работникам культуры).
Снижению указанных рисков и угроз послужит выполнение мероприятий, перечисленных в
определившего в национальном проекте «Культура» важнейшие направления развития культуры до 2024 года.
Для оценки готовности к инновациям использовались данные 46 учреждений культуры. Частные показатели (технико-экономические, инвестиционные, финан-
Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020
года No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года», который скорректировал долгосрочные целевые ориентиры,
определенные Указом Президента от 7 мая 2018 года No 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»,
совые и кадровые) для оценки уровня инновационного развития организаций сфе- ры культуры Владимирской области объединены в интегральный показатель.
Интегральный показатель (1) оценки эффективности восприимчивости сферы культуры к инновациям, предлагаемый автором, имеет вид:
IF=γ1 Fm +γ2 Fn +γ3 Fy +γn Fw, (1) где IF – обобщающий интегральный показатель оценивания факторов, влияю-
щих на инновационное развитие, баллы;
γi – характеристика учитывающая вес каждого выделенного фактора;
Fi – оценка выделенного фактора, баллы.
Оценку использования инноваций организациями сферы культуры реко-
мендуется проводить с использованием шкалы желательности (например, Хар- рингтона), значения которой лежат в интервале от 0 до 1:
0 < IF < 0,3 – очень слабая восприимчивость в результате внедрения ин- новаций; 0,3 < IF < 0,5 – слабая восприимчивость к инновациям; 0,5 < IF < 0,7 – умеренный эффект; 0,7 < IF < 1 – сильный эффект использования инноваций. Результаты анализа использования инноваций в разрезе исследуемых факторов сетей сферы культуры во Владимирском регионе представлены в таб- лице 2. Таблица 2 – Результаты анализа инновационного развития эшелонных организаций сферы культуры (7 организаций) Владимирской области ФГБУК «Государ- ственный Владимиро- Суздальский историко- архитектур- ный и худо- жественный музей- заповедник» ФГБУК «Государ- ственный историко- архитектур- ный и худо- жественный музей- заповедник «Алексан- дровская слобода» Владимир- ская областная унивесаль- ная научная библиотека им. М. Горького Владимир- ская областная библиотека для детей и молодежи Влади- мирская областная специаль- ная биб- лиотека для слепых Влади- мирский академи- ческий областной драмати- ческий театр Влади- мирский област- ной театр кукол Ве- со- вой коэф. Вi Технико- экономические 0,24 0,0179 Инвестиционные 0,19 0,0439 0,1409 0,0722 0,0007 0,1623 0,0789 0,0143 0,1320 0,0850 0,0127 0,1439 0,1550 0,0042 0,0850 0,0114 0,0143 0,3200 0,1320 0 0,0230 0,0957 0,0018 0,0225 0,0001 0,0148 Показатели Финансовые Кадровые 0,25 0,1320 0,33 0,0043 Сумма 1 0,3861 Ранг 3214324 0,7383 0,8629 0,0487 0,3203 0,5946 0,1315 Анализируя результаты таблицы, можно говорить о том, что Владимир- ская областная универсальная научная библиотека имени М. Горького имеет стабильное инновационное развитие; ФГБУК «Государственный историко- архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобо- да» и Владимирский академический областной драматический театр показыва- ют умеренный темп освоения исследуемых инноваций; АО ФГБУК «Государ- ственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» и Владимирская областная специальная библиотека для слепых должны наращивать инновационный потенциал в вопросах освоения инноваций. Показатели анализируемых организаций культуры Владимирский областной театр кукол и Владимирская областная библиотека для детей и мо- лодежи свидетельствуют о необходимости повышения уровня инновационного развития. 3. Разработана модель инвестирования инновационного развития сферы культуры. К основным способам обеспечения инвестиционными ресурсами, направ- ленными на стимулирование инноваций в культурной сфере, можно отнести: прямое; через независимые посреднические структуры (фонды); использование механизмов государственно-частного партнерства (предлагаемый вариант). В диссертационном исследовании подробно представлен анализ суще- ствующих схем инвестирования учреждений культуры Владимирской области (целевое бюджетное и за счет средств гранта). Использование механизма концессионных соглашений (предлагаемый) становится одним из возможных вариантов инвестирования в инновационное развитие сферы культуры в рамках системы государственно-частного партнер- ства. Концессионные соглашения позволяют не только привлечь в отрасль частный капитал, но и создать благоприятные условия для развития туризма, повышения привлекательности посещаемости России в туристических целях в мировом сообществе. Предложенная модель представлена на рисунке 2. Рисунок 2 – Схема концессии в сфере культуры Владимирской области Источник: разработано автором Принятие решения о выборе модели обеспечения инвестиционными ре- сурсами состояло в определении значимых факторов, таких как доступность субфедеральных трансфертов, система налогового стимулирования, уровень доходов населения, возможность вхождения в программы поддержки. Инстру- ментарием принятия решения по нескольким критериям был выбран нечеткий многокритериальный метод Fuzzy TOPSIS (метод поиска наилучшей альтерна- тивы), который из-за своих математических свойств выступает мощным ин- струментом моделирования поведения социально-экономических систем, где большинство факторов не имеют количественной природы и являются по большей мере нечеткими. Анализ выбранных инструментов инвестирования приведен в матрице альтернатив (таблица 3). Таблица 3 – Матрица альтернатив и факторов при выборе модели прямого инвестирования инновационного развития сферы культуры Факторы, определяющие модель финансирования Доступность субфедеральных трансфертов Система налогового стимулирования Уровень доходов населения Возможность вхождения в программы поддержки Источники инвестирования собственные привлеченные заемные Прямое инвестирование Average High Very High Low Very High Very High Average Average High Average Low Very Low Организация ранжирования альтернатив (предпочтений) на основе опре- деления расстояния между положительным и отрицательным от идеального решения представлена в таблице 4. Таблица 4 – Оценка факторов, влияющих на выбор метода прямого инвестирования сферы культуры Факторы, определяющие модель финансирования Доступность субфедеральных трансфертов 58 Система налогового 0,5 стимулирования 99 di* 5,4 2,8 48 26 5,3 3,3 46 72 4,0 3,7 83 73 6,9 0,0 19 00 CCi Ra di- nk Distance from FPIS 1,3 0,0 4,0 00 89 1,1 3,5 83 64 3,1 0,0 45 00 2,1 0,5 24 66 0,9 3,3 77 40 0,0 4,0 5,9 0,522 71 909 6,0 0,531 62 406 8,0 0,664 91 606 4,0 0,371 3 2 1 4 Уровень доходов населения Возможность вхождения в программы поддержки 0,0 2,4 1,6 00 17 66 3,7 3,1 0,0 73 45 00 008989 Аналогичные расчеты проводились в работе для модели инвестирования через независимые посреднические структуры (фонды) и модели на основе проектов ГЧП. Итоговые значения коэффициентов энтропии, определенные для каждой модели инвестирования сферы культуры, на основе расширенного ме- тода TOPSIS с включением в модель элементов нечетких множеств, даны в таблице 5. Distance from FNIS Таблица 5 – Оценка альтернативных моделей инвестирования инновационного развития сферы культуры по значению интегрального коэффициента энтропии Факторы, влияющие на выбор модели финансирования Доступность субфедеральных трансфертов Система налогового стимулирования Уровень доходов населения Возможность вхождения в программы поддержки Модели инвестирования сферы культуры Значения коэффициента энтропии 0,394401 F 2,132452 Прямое инвестиро- вание Через независимые посреднические структуры (фонды) Государ- ственно- частное партнерство 0,665985 0,585445 0,486621 0,665985 0,53140556 0,66460601 0,37149414 2,23349071 0,671836 0,693967 0,531606 0,418438 2,315847 Графической интерпретацией полученных результатов является много- угольник альтернатив, причем оптимальным будет тот вариант модели инве- стирования, которому соответствует многоугольник максимальной площади (рисунок 3), причем: Sобщ=S∆1+S∆2+S∆3, гдеS∆= 12 A×Bsinα; α=360°/3=120°. 1 0,5000 0,4000 0,3000 0,2000 0,1000 4 0,0000 Прямое инвестирование Через независимые 2 посреднические структуры (фонды) Государственно- частное партнерство Рисунок 3 – Диаграмма альтернатив выбора моделей инвестирова- ния инновационного развития сферы культуры Источник: разработано автором Результаты таблицы и графической интерпретации позволяют констати- ровать, что модель обеспечения инвестиционными ресурсами инновационного развития сферы культуры на основе проектов ГЧП обладает значением коэф- фициента энтропии выше, чем в других двух моделях инвестирования и состав- ляет 2,32 (S∆=1,34 ед2), поэтому является приоритетной в дальнейшем инвести- ровании инновационного развития сферы культуры. Также одним из важных критериев выбора модели являются экономиче- ские показатели проекта. В работе предложен алгоритм выбора модели инве- стирования инноваций исходя из сценарного подхода (рисунок 4). 1. Оценка потребности финансовой модели, необходимой для реализации проекта 2. Оценка базового сценария. Расчет существующих показателей: NPVO и IRRO 3. Предложение нового сценария реализации системы 4. Расчет экономической эффективности нового сценария 5.1 Расчет чистой приведенной стоимости нового проекта (NPV1) 5.2 Расчет внутренней нормы доходности (IRR1) Нет 6. Сравнение показателей экономической эффективности базового и предложенного сценариев NPV0

Актуальность темы исследования. Социокультурная сфера,
культурное наследие и разнообразие имеют большую ценность для
национальной экономики с точки зрения их влияния на развитие
инновационных процессов.
Инновационная деятельность в области культуры – важная и
неотъемлемая составляющая национального хозяйства, объектом которой
являются культурные институты и сферы деятельности, существующие с
целью удовлетворения потребностей общества в материальной и духовной
среде, способствующей формированию и развитию человеческой личности.
Однако в структуре ВВП России в 2020 году доля расходов на
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
составила всего 0,9 %.
Долгое время сфера культуры рассматривалась обособлено от других
видов экономической деятельности с более высокой инновационной
вооружённостью, и в большей степени признавалась убыточной и
непроизводительной отраслью.
Новый формат развития национальная сфера культуры приобретает
сегодня благодаря принятию Стратегии государственной культурной
политики, а также утверждению национального проекта «Культура» и ряду
других программ.
Действенным механизмом на уровне регионов, позволившим достичь
качественных изменений в развитии социокультурной сферы, создать условия
для популяризации и продвижения культурных продуктов являются
программа «Развитие культуры» и «Концепция развития творческих
(креативных) индустрий», основу которых составляют задачи по
наращиванию собственной креативной интенсивности, созданию экосистемы
креативной экономики и строительству креативных кластеров.
Цифровизация также определила новую парадигму для
социокультурной сферы и открыла ей новые возможности в части повышения
конкурентоспособности, стимулирования инноваций, в том числе – создания
новых отношений, моделей производства и потребления.
Важность исследования вопросов активизации инновационного
развития в сфере культуры объясняется и наличием спорных положений в
оценке инновационного потенциала социокультурной сферы,
необходимостью выявления структурных изменений в его компонентах,
взаимосвязей между ними; поиском алгоритмов выбора моделей и
определением критериев и целевых индикаторов управления инновационным
развитием.
Точки роста инновационности сферы культуры следует искать с
позиции партнёрства государства, интересов бизнеса и активизации
инновационных процессов через привлечение инвестиций в социокультурную
сферу посредством вовлечения государства и частного сектора через механизм
государственно-частного партнёрства (ГЧП). Сотрудничество государства и
бизнеса должно стать определяющим в выборе вектора опережающей
инновационной вооруженности, что также позволило бы определить
ориентиры дальнейшего инновационного развития всей сферы культуры.
Учитывая вышеизложенное, вопросы исследования и разработки
методических подходов к управлению инновационным развитием
социокультурной сферы требуют проведения всесторонних теоретических и
методических исследований, способных дать критическую оценку уровню
использования инновационно-инвестиционного потенциала, а также повысить
эффективность процесса управления инновационным развитием
социокультурной сферы национальной экономики, имеющей собственную
специфику и креативно-инновационную направленность.
Степень научной разработанности проблемы
Исследование сущности, природы и специфики управления
инновационными процессами в различных типах экономических систем
представлены в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых:
Н.В. Андреевой, Г.М. Бадьина, Ю.О. Бакрунова, В.В. Бредихина,
С.В. Валдайцевой, Л.А. Горшковой П.Г. Грабового, А.А. Голубева,
А.М. Губернаторова, Е.Е. Ермолаева, Г.М. Загидуллиной, П.Н. Захарова,
А.В. Золотова, Г.Д. Ковалева, Д.Н. Лапаева А.Н. Ларионова, В.А. Лукинова,
С.Н. Митякова, О.И. Митяковой, Э.Ю. Околеловой, М.Н. Павленкова,
Е.П. Панкратова, Ю.О. Плеховой, А.Ф. Плехановой, Т.Г. Попадюк,
И.В. Рыжова, Ю.В. Трифонова, М.А. Шушкина, С.Н. Яшина и др.
Различные варианты стратегического управления инновационным
развитием в социально-экономических системах описаны в трудах
О.С. Виханского, Д.А. Корнилова, В.П. Кузнецова, Н.С. Куприянова,
А.А. Лысоченко, И.Н. Маврина, О.В. Михненкова, А.Г. Макроносова,
И.Е. Мизиковского, А.И. Наумова, О.Ю. Свиридова, И.Б Тесленко,
Л.В. Стрелковой, О.В. Трофимова, О.Ф. Удалова, Н.И. Яшиной и др.
Методологические принципы формирования концепции эффективного
управления инновационным развитием в сфере культуры предложены в
трудах В.С. Алиевой, У. А. Винник, М.Г. Воронцовой, Д.Е. Карась,
Ю.А. Кармышева, Д.В. Кондратьева, В. Н. Круглова, Д. Марьясиса, С. А. Орехова,
М.Ю. Платонова, А.И. Федоркова, Н.М. Филимоновой, А.И. Юдиной и др.
В работах указанных авторов отражены механизмы управления
организациями, в том числе социокультурной сферы в условиях
формирования инновационной экономики, определены тенденции
инновационных технологий менеджмента в учреждениях культурно-
досугового типа, а также предложены комплексные решения, определяющие
взаимосвязь цифровизации и инновационного развития в сфере культуры.
Однако роль и возможности использования опыта государственно-
частного партнерства в области управления объектами культурного наследия
на долгосрочной основе в интересах инновационного развития с созданием
механизмов организационно-финансовой заинтересованности таких
партнерств в добросовестном исполнении своих обязательств в практике
управления инновациями в сфере культуры пока не получили должной
проработки и ждут дальнейших перспективных исследований.
Системная нерешенность обозначенных вопросов обусловила структуру
и логику работы, а также стала основой в выборе темы, определении цели и
задач настоящей научно-квалификационной работы.
Область исследования. Диссертация выполнена в рамках паспорта
специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством:
управление инновациями» (п. 2.1 «Развитие теоретических и
методологических положений инновационной деятельности;
совершенствование форм и способов исследования инновационных процессов
в экономических системах»; п. 2.2 «Разработка методологии и методов
оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной
деятельности в экономических системах»).
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является
разработка методических подходов к оценке, анализу и моделированию
инновационной деятельности в социокультурной сфере для обеспечения ее
экономического роста с учетом региональной специфики.
Для достижения отмеченной цели в рамках настоящего исследования
предполагается найти решение следующих задач, отражающих общую логику
работы:
– определить сущность и содержание понятия «инновационное
развитие сферы культуры», а также дополнить классификацию инноваций в
области культуры;
– оценить степень готовности сферы культуры к инновационным
преобразованиям;
– предложить модель инвестирования в социокультурную сферу в
интересах инновационного развития;
– разработать концептуальную модель инновационного развития сферы
культуры на региональном уровне;
– обосновать модель реализации инновационного проекта
социокультурного партнерства (креативного кластера) в сфере культуры на
основе использования механизма государственно-частного партнерства.
Объектом исследования является функционирование
социокультурной сферы во взаимосвязи с развитием инновационной
деятельности.
Предметом исследования являются организационно-экономические
отношения, направленные на формирование методических подходов к оценке,
анализу и моделированию инновационной деятельности в социокультурной
сфере.
Методология и методы исследования. В процессе написания работы
применялись общенаучные методы теоретического и эмпирического
познания: методы семантического и структурного анализа, системного
подхода, графического и математического моделирования, экономико-
статистического анализа (корреляционно-регрессионного, нечёткой логики).
При написании диссертации использовались методы SWOT-анализа,
анкетного опроса, экспертных оценок, декомпозиции и др.
Теоретической базой при написании работы стали труды отечественных
и зарубежных специалистов, монографические исследования, а также
нормативно-правовые источники, определяющие вопросы инновационного
развития социально-культурной сферы.
Научная новизна диссертации состоит в обосновании научно-
методических разработок, направленных на оценку, анализ и моделирование
инновационного развития социокультурной сферы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе проведения диссертационного исследования уточнены
сущность и содержание понятия «инновационное развитие сферы культуры»
и дополнена классификация инноваций в социокультурной сфере.
Особенностью представленного определения, отличающего его от
традиционных, основанных на ресурсном подходе, является
воспроизводственный и стейкхолдерский подходы, способствующие
выработке обоснованной инновационной политики путем описания
концептуальных, институциональных и социально-политических
составляющих, в рамках которых возможно обеспечить системный подход и
максимальную реализацию инновационного потенциала социокультурной
сферы. Уточнение понятийного аппарата позволило дополнить
классификацию инноваций в сфере культуры, основу которой составляют
креативные инновации.
2. На основе проведенного исследования выявлены факторы,
сдерживающие инновационное развитие социокультурной сферы, и оценена
ее готовность к инновациям на основе ранее не использовавшегося
интегрального показателя, компоненты которого обеспечивают возможность
увязать количественные и качественные характеристики чувствительности
конкретной организации в сфере культуры к инновациям на основе сочетания
финансовых (количественных) и атрибутивных (качественных) параметров. В
целом предлагаемый подход позволит составить обоснованный
стратегический план осуществления инновационной деятельности в
социокультурной сфере.
3. Для надлежащей координации функционирования и развития сферы
культуры предложена модель инвестирования в ее инновационное развитие,
отличительной особенностью которой является применение нечетких
множеств, что позволило сгруппировать и оценить альтернативы и факторы,
влияющие на выбор метода обеспечения инвестиционными ресурсами
социокультурной сферы. Разработанная модель финансирования активных
сетей сферы культуры позволяет обеспечить выявление неочевидных
финансовых взаимосвязей через разработанный алгоритм ее реализации с
целью гармонизации дальнейшего инновационного развития сферы культуры
на региональном уровне.
4. На основе выявления негативных факторов и оценки инновационной
активности предложена концептуальная модель инновационного развития в
сфере культуры, отличительной особенностью которой является
возможность разложения сложного инновационного процесса на
элементарные подпроцессы, в сочетании с управляющими механизмами
поддержи инноваций и креативных индустрий в социокультурной сфере.
Разработанная модель позволяет выявить и учесть внутрисистемные барьеры
и факторы-катализаторы инновационной деятельности, обеспечивающие
синергетический эффект от масштабов взаимосвязей с другими
стейкхолдерами, а также количественно охарактеризовать эффективность
общей инновационной политики социокультурной сферы на основе
проведения функционально-стоимостного анализа.
5. Разработана модель регионального инновационного проекта
(креативного кластера) в сфере культуры на основе использования механизма
государственно-частного партнерства, отличающаяся использованием
совокупности критериев результативности и индикаторов эффективности
инновационного развития региональной сферы культуры на основе
кластерных технологий. Разработанная модель позволит вывести на новый
уровень региональную социокультурную сферу, создать благоприятный
инвестиционный климат и обеспечить дальнейшее самосовершенствование,
самообучение и саморазвитие культурной сферы как целостной, самодостаточной
социально-экономической системы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании
научно-методических и практических разработок, генерирующих инновации
в различных отраслях социокультурной сферы. Содержащиеся в работе
материалы, теоретические положения, выводы и практические рекомендации
могут быть использованы при дальнейшей разработке теории инноваций с
учетом отраслевой специфики; для научного обоснования новой
инновационно-цифровой стратегии развития культурного наследия, программ
кластерного развития в социокультурной сфере; при разработке форм и
методов повышения ее восприимчивости к инновациям.
Практическая значимость исследования. Отмеченные результаты
научного исследования будут полезны всем участникам инновационного
процесса. В первую очередь ими смогут воспользоваться правительственные
структуры, координирующие инновационную политику в сфере культуры –
Министерство культуры и другие ведомства. Конкретные результаты
исследования – модель организации инвестирования, процессная модель
инновационного развития региональной сферы культуры, предложения по
дальнейшему совершенствованию регионального социокультурного
партнерства и гармонизации взаимодействия ее активных элементов –
непосредственно ориентированы на потребности Департаментов культуры и
агентств по креативным индустриям. Отдельные положения настоящего
исследования будут полезны руководству и инновационным отделам
администраций субъектов Российской Федерации; научным, научно-
проектным и научно-образовательным организациям и ассоциациям как
непосредственным генераторам знаний и новаций; негосударственным
общественным организациям, проявляющим интерес к проблемам
инновационного развития – региональным центрам народного творчества,
региональным добровольческим центрам и др.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Оценка эффективности инновационного развития сферы культуры базируется на
использовании анализа статистических показателей, отечественного и
зарубежного опыта управления и регулирования инновационной деятельности,
тенденций развития и современного состояния инновационной активности
сферы культуры с целью разработки конкурентоспособных механизмов
реализации инноваций с учетом современных особенностей отечественной
экономики. Адекватность предложенных моделей подтверждена экспертной
оценкой, применением элементов теории нечетких множеств, созданием базы
данных для мониторинга изменения инновационной деятельности в
среднесрочном периоде.
Основные результаты диссертационного исследования обсуждались и
получили одобрение на научных конференциях: II международной научно-
практической конференции молодых ученых «Цифровая трансформация – шаг
в будущее» (Минск, 2021 г.); I международной научно-практической
конференции «Устойчивое развитие управленческих систем: аспекты
управления персоналом и цифровизации» (Владимир, 2021 г.);
международной научно-практической конференции «Новая наука:
современное состояние и перспективы развития (New science: current state and
development prospects)» (Прага, 2021 г.); международной научно-
практической конференции «Современная наука: актуальные вопросы и
перспективы развития» (Болгария, 2021 г.); международной научно-
практической конференции «Инновационный потенциал региона» (Владимир,
2010 г.) и др.
Публикации. Полученные в рамках диссертации результаты
опубликованы в 13 научных работах, общим объемом 4,95 п.л. (авторский
вклад – 4,2 п.л.), в том числе имеется 5 публикаций в изданиях,
рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование
изложено на 205 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения,
списка литературы и приложений. Работа содержит 24 таблицы и 18 рисунков.

В диссертационном исследовании разрабатывается комплекс совокупных
проблем, решение которых способно обеспечить кумулятивный эффект
формирования устойчивого инновационного развития в сфере культуры на основе
организационно-экономических механизмов.
В первой главе на основе анализа дефиниций понятия «инновационная
деятельность в сфере культуры» определено авторское толкование данного
понятия. В диссертационном исследовании под инновационным развитием в сфере
культуры автор понимает целенаправленные взаимоотношения, выражающиеся в
способности создавать, производить, распределять, распространять и
коммерциализировать инновации, а также генерировать интеллектуальный и
креативный потенциалы для обеспечения рабочих мест, дохода бюджета всех
уровней, одновременно способствуя созданию воспроизводственно-
интегрированных отношений на всех стадиях жизненного цикла с другими
стейкхолдерами.
В данном определении показан воспроизводственный подход к пониманию
социокультурной отрасли и инноваций в ней с целью выработки обоснованной
политики путем описания концептуальных, институциональных и политических
рамок, в которых эта сфера может процветать.
Определены этапы процесса внедрения культурных инноваций, состоящего
из анализа существующей практики, выявления новшеств и их оценки, отбора и
испытания новшеств, внедрения и освоения новшеств, анализа эффективности
нововведений и их дальнейшей диффузии.
Положительно оценивая подходы к классификации инноваций в
социокультурной сфере, предложенные различными авторами, разработана
авторская классификация инноваций в сфере культуры с включением в нее новых
инноваций – креативных.
Проведен анализ российского и зарубежного опыта управления
инновационным развитием в сфере культуры. Обзор зарубежного опыта
исследования проблем управления инновационным развитием в сфере культуры
призван создать условия для имплантирования его в практику России, сопоставить
реализацию успешных проектов и программ, дать представление о современных
инновационных подходах. На примерах стран, для которых управление
инновационным развитием в сфере культуры является сегодня наиболее
успешным, рассматриваются пути преобразования инновационных возможностей
в культурной сфере России.
Обосновывается, что успешная реализация инновационных преобразований
в социокультурной сфере предполагает формирование, принятие и реализацию
информационно-аналитического сопровождения в форме стратегий, законов,
указов, распоряжений, проектов, актов и других инициатив, разрабатываемых
институциональными участниками (стейкхолдеорами), непосредственно занятыми
управлением сферой культуры и осуществляющими целостную государственную
культурную политику на всех уровнях экономической иерархии с помощью
комплекса инструментов и методов, генерирующих инновационный потенциал
культурной сферы.
Результатами второй главы стали исследования состояния социокультурной
сферы и особенности инновационной стратегии ее развития на материалах
Владимирской области. Во Владимирской области, обладающей богатым
культурно-историческим потенциалом, постоянное внимание уделяется
сохранению объектов культурного наследия. Статистика по региону
«Владимирская область» предприятий сферы «Культура и искусство» позволила
оценить емкость рынка, популярность отраслей и сегментов по организациям
исследуемой сферы, определить место культурной сферы Владимирской области в
Российской Федерации по показателям в ЦФО и РФ. Действенным механизмом,
позволившим достичь качественных инновационных изменений в развитии
культуры в регионе, стало принятие государственной программы Владимирской
области «Развитие культуры».
Обосновывается, что приоритетными задачами в части финансирования
сферы культуры являются создание условий для формирования источников
внебюджетных инвестиций; поддержка НКО, осуществляющих деятельность в
сфере культуры; расширение мер по поддержке творческой деятельности
учреждений культуры всех уровней, обеспечение условий для дальнейшего роста
среднемесячной заработной платы и достижения установленных показателей
соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры к
среднемесячному доходу от трудовой деятельности.
Во второй главе подробно представлен анализ существующих схем
финансирования учреждений культуры Владимирской области (целевое
бюджетное финансирование и финансирование за счет средств гранта). В целях
совершенствования финансирования сферы культуры доказывается, что отрасль
использует не все механизмы финансового обеспечения культурных мероприятий,
что тормозит инновационное развитие отрасли.
Использование механизма концессионных соглашений (предлагаемый)
становится одним из возможных вариантов финансирования инновационного
развития сферы культуры в рамках системы государственно-частного партнёрства.
Концессионные соглашения позволяют не только привлечь в отрасль частный
капитал, но и создать благоприятные условия для развития туризма, повышения
привлекательности посещаемости России в туристических целях в мировом
сообществе.
Оценка готовности сферы культуры к инновационным преобразованиям в
сфере культуры проводилась на основе SWOT‑анализа и ранжирования на базе
метода экспертной оценки.
На основе разработанной автором системы показателей, которая позволяет
комплексно диагностировать инновационное развитие сферы культуры
Владимирской области в динамике и сопоставить ее с инновационной активностью
других предприятий отрасли, оценена готовность региональной сферы культуры к
инновациям и проанализированы факторы, сдерживающие инновационные
прорывы и решения.
В рамках третьей главы разработан комплекс управленческих инструментов
активизации инновационного развития в сфере культуры (на материалах
Владимирской области).
Ключевой моделью инновационного развития в фере культуры
Владимирской области является процесная модель, представляющая
инновационную деятельность в виде «матрешки», в которой модель верхнего
уровня представляется в виде контекстной диаграммы «Инновационное развитие
сферы культуры». Декомпозиционным разложением контекстной модели с
разбивкой на подпроцессы, определяющие подцели и подзадачи инновационного
развития, является модель первого уровнях, учитывающая инновационные
процессы на более низких уровня иерархии модели. Инструментарием
моделирования выступает нотация EPC, которая является одной из разновидностей
методологии ARIS и дает возможность графически представить инновационный
процесс, который должен быть понятен всем стейкхолдерам и позволит оценить
качество и полноту построенной модели.
Достоинством разработанной модели является возможность ее
декомпозиции до уровня конкретного муниципального образования и
функционирующих в нем сетей культуры, являющихся генераторами инноваций, а
также проведение функционально-стоимостного анализа.
Разработана модель регионального социокультурного партнерства
(креативного кластера) в сфере культуры (на материалах Владимирской области)
на основе использования механизмов государственно-частного партнерства
(доверительной среды), реализация которых вдохнет жизнь в региональную
культурную сферу и обеспечит ее дальнейшее самосовершенствование,
самообучение и саморазвитие как целостной, самодостаточной социально-
экономической системы. Определены критерии результативности и индикаторы
эффективности инновационного развития региональной сферы культуры на основе
проектов ГЧП.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Разработка методических подходов к оценке, анализу и моделированию инновационной деятельности в социокультурной сфере»

    Публикации автора в научных журналах

    Информационно-аналитическое сопровождение реализации инновационных проектов ГЧП в социокультурной сфере
    О. В. Демина, А. М. Губернаторов // Наука Красноярья. – 2– Т. – No 5-– С. 184 – 189 (0,5/0,25 п.л.).Демина, О. В. Финансирование инновационных проектов в сфере куль- туры на основе государственно-частного партнерства: региональный аспект / О. В. Демина, И. Б. Тесленко, А. П. Соколов // (0,7/ 0,25 п.л.).
    ✍️ Журнал
    Инновационное развитие сферы культуры: инструменты и методы
    О. В. Демина // Наука Красноярья. – 2– Т. – No 6-– С. 202 – 205 (0,4 п.л.).21
    ✍️ Журнал
    Управление инновационным развитием сферы культуры на основе государственно-частного партнерства
    О. В. Демина, А. М. Губерна- торов // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2– No 10 (ч. 3) – С. 231 – – URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1912 (дата обращения: 2021) (0,5/ 0,25 п.л.).Демина, О. В. Источники инноваций в социокультурной сфере: про- блемы и пути развития / О. В. Демина // Наука Красноярья. – 2– Т. – No 5-– С. 42 – 48 (0,5 п.л.).
    К вопросу об оценке эффективности программы инновационного развития сферы культуры Владимирской области
    О. В. Демина // Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития: матер. межд. науч.-практ. конф. – Болгария : Мир науки, 2– С. 76 – 82 (0,4 п.л.).Демина, О. В. Стратегия инновационного развития сферы культуры Владимирской области / О. В. Демина // Новая наука: современное состояние и перспективы развития : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Прага : Мир науки, 2– С. 63 – (0,4 п.л.).
    Государственное регулирование инноваций социокультурной сферы на основе цифровых платформ
    О.В. Демина // Устойчивое развитие управленческих систем: аспекты управления персоналом и цифрови- зации : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Владимир : (0,25 п.л.).Демина, О. В. Цифровые возможности инновационного развития сферы культуры на основе концессии / О. В. Демина // Цифровая трансформация – шаг в будущее : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Минск : БГУ, 2– С. 100 – 103 (0,3 п.л.).
    Направления и перспективы развития инноваций в культурной деятельности
    О. В. Демина // Проблемы модернизации региональных соци- ально-экономических систем в условиях инновационных преобразований : матери- алы междунар. науч.-практ. конф. (27 ноября 2019 г.). – Владимир : Транзит-ИКС, 2– С. 98 – 102 (0,3 п.л.).Демина, О. В. Механизм развития человеческого потенциала / О. В. Деми- на // Экономика и управление народным хозяйством : материалы междунар. науч.- практ. конф. (декабрь 2012 г.). – Пенза : Приволж. Дом знаний, 2– С. 43 – 44 (0,3 п.л.).
    Патернализм в современном обществе
    О. В. Демина // Стратегическое управление в регионе : материалы междунар. науч.-практ. конф. (24 декабря 2010 г.). – Владимир : Собор, 2– С. 83 – 84 (0,2 п.л.).Демина, О. В. Проблемы реализации молодёжной политики на селе / О. В. Демина // Инновационный потенциал региона : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Владимир : ВлГУ, 2– С. 38 – 41 (0,2 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации