Разработка методики геоинформационного обеспечения кадастровых работ в целях управления недвижимым комплексом федеральных автомобильных дорог

Костеша Владимир Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДАСТРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МОНИТОРИНГА И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В ЦЕЛЯХ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ …………………………………………………………………… 11
1.1 Нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования
проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог ……… 11

1.2 Особенности кадастрового учета линейных объектов ……………………. 14

1.3 Мониторинг использования полосы отвода автомобильных дорог и
объектов дорожного сервиса …………………………………………………………………….. 22

1.4 Землеустроительные и градостроительные работы на автомобильных
дорогах…………………………………………………………………………………………………….. 28

1.5 Анализ современных геоинформационных систем и геопорталов …. 31

1.6 Учет имущества в комплексе федерального дорожного агентства
«Росавтодор»……………………………………………………………………………………………. 46

2. КАРТОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ, МОНИТОРИНГОВЫХ И КАДАСТРОВЫХ РАБОТ
НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ……………………………………………………….. 51
2.1 Создание и актуализация планово-картографического материала для
управления имущественным комплексом автомобильных дорог………………. 51

2.2 Расчет оптимальных параметров при выполнении аэрофотосъемки с БПЛА на
автомобильных дорогах……………………………………………………………………………… 62

2.2.1 Расчёт оптимальной высоты фотографирования……………………………… 65
2.2.2 Расчёт оптимального количества опорных пунктов на 1 километр
аэрофотосъемки и их расположение………………………………………………………. 66
2.3 Использование ɋȾȽɋ при выполнении ɄɆɂɊ на автомобильных дорогах..70
2.4 Разработка методики выбора оптимальной технологии создания и
актуализации ПКМ …………………………………………………………………………………… 76

2.5 Создание геодезического каркаса для выполнения КМИР на автомобильных
дорогах…………………………………………………………………………………………………….. 85

3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА, КАДАСТРА И МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ……………………………………………………………………………….. 88
3.1 Принципы создания геоинформационной системы предприятия
автодорожного комплекса ………………………………………………………………………… 88

3.2 Создание имущественного каркаса ЕНК …………………………………………… 93

3.3 Разработка архитектуры геоинформационной системы по управлению
недвижимым имуществом организации ……………………………………………………. 96

3.4 Информационные модели объектов капитального строительства …… 106

3.5 Алгоритм и методика геоинформационного обеспечения работ по
эффективному управлению земельно-имущественным комплексом ……….. 111

4. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ……………………………………………………………. 121

4.1 Геопортал автомобильных дорог ФКУ «Центравтомагистраль» ……… 121

4.2 Применение методики геоинформационного обеспечения при выполнении
кадастровых работ, мониторɢнгɚ и инвентаризации …………………………. …..

4.3 Нормирование полос отвода. Сопоставление нормативов полосы отвода и
фактического землепользования автомобильных дорог ………………………….. 131

4.4 Установление придорожных полос …………………………………………………. 140

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ …………………. 146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………….. 148
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………… 163

Во введении приведены основные цель и задачи исследования, акту- альность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Раздел 1 посвящен теоретическим и методическим основам кадастро- вого учета, мониторинга, инвентаризации и информационного обеспечения автомобильных дорог.
Дорога является сложным единым имущественным комплексом, включающим в себя: земельные участки автомобильных дорог; конструк- тивные элементы дорог; защитные дорожные сооружения; искусственные дорожные сооружения; производственные объекты; элементы обустройства автомобильных дорог (рисунок 1).
Рисунок 1 – Конструктивные элементы автомобильной дороги
В работе выявлены особенности и проблемы (рисунок 2) кадастрового учета земельных участков (далее – ЗУ), объектов капитального строительства (далее – ОКС), а также зон с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ), входящих в состав автодорог. Ряд особенностей связан с протяженностью, большим количеством объектов учета, технологической
8
тесной связью всех составных элементов автомобильных дорог. Сложности государственного кадастрового учета (далее – ГКУ) и государственной реги- страции прав (далее – ГРП) обусловлены отсутствием качественного госу- дарственного регулирования данных процессов на линейных объектах.
Рисунок 2 – Классификация проблем формирования сведений об объектах автомобильного транспорта при ГКУ и ГРП
Автором предложена схема кадастрового деления (рисунок 3), в кото- рой транспортная сеть является каркасом Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН). Однако данное предложение требует допол- нительной законодательной проработки.
Рисунок 3 – Схема предлагаемого кадастрового деления территории
Данная схема кадастрового деления обеспечит выделение земельных участков полос отвода автомобильных дорог в единую систему.
В настоящее время федеральные автомобильные дороги регистрируют- ся как объекты капитального строительства. Однако, по сути, являются едиными недвижимыми комплексами (ЕНК). На современном этапе юриди-
чески не урегулирован вопрос, какие объекты должны входить в состав ЕНК. Ряд особенностей, связанных с неделимостью ЕНК, не дает возможности активно использовать данную структуру в описании недвижимости.
В связи с распространённым нецелевым использованием полос отво- да автодорог, автором обоснована необходимость мониторинга использо- вания автодорог для наблюдения за законностью использования, экологи- ческой ситуацией и др.
Особое внимание в исследованиях уделено зонам с особыми условиями использования территории (придорожным полосам) и нормированию пара- метров полосы отвода и придорожной полосы в зависимости от категории дороги. Автором выдвигается предложение по законодательному совершен- ствованию данного вопроса в части необходимости установления придорож- ных полос в границах населенных пунктов.
Вышеперечисленные работы осложняются протяженностью, большим количеством объектов учета, наличием реестровых ошибок, поэтому земель- но-имущественный комплекс автодорог нуждается в эффективном средстве визуализации и пространственного анализа.
Заключительная часть раздела посвящена анализу существующих геоинформационных систем, применяемых для рационального управления недвижимостью.
В результате проведенного анализа и сравнения систем по ряду крите- риев определено наиболее эффективное средство сбора, обработки, хранения и визуализации данных – геопортал. Обозначены его основные преимуще- ства: доступ к системе через сеть Интернет; беспрепятственный поиск по наборам данных; возможность масштабирования, перемещения, постановки меток; доступ к данным и метаданным с различных устройств, в том числе телефонов и планшетов; оперирование большим объемом информации.
В работе проведен критический анализ системы учета имущественного комплекса автодорог в прикладной системе «Управление госимуществом и земельными ресурсами» Федерального дорожного агентства, который показал, что система является малоинформативной из-за табличного отображения семан- тических данных без возможности поиска и привязки информации к карте, а также нестабильной работы самой карты. Система имеет ограниченный доступ. Таким образом, по результатам исследований в первом разделе выявлена необ- ходимость разработки средства и методики ГИО управления земельно-
имущественным комплексом автодорог с применением интернет-технологий. 10

Раздел 2 посвящён картографо-геодезическому обеспечению управле- ния недвижимым комплексом автомобильных дорог.
Исследована специфика создания и актуализации планово- картографического материала (далее – ПКМ) для внедрения пространствен- ной основы в средство ГИО управления имущественным комплексом авто- дорог. Предложена интеграция модуля выбора метода создания ПКМ в зави- симости от протяженности объекта и необходимой точности получения пространственных данных (рисунок 4).
Космическая съемка является базовым методом получения пространствен- ных данных. Для проведения более высокоточных измерений предлагается ис- пользование аэрофотосъемки с беспилотного летательного аппарата (далее – БПЛА) и спутниковых измерений с использованием сетей дифференциальных геодезических станций (далее – СДГС) как наиболее подходящих методов опера- тивного получения данных о линейных объектах.
Рисунок 4 – Методы создания планово-картографического материала
В работе производен расчет оптимальных параметров при выполнении фотограмметрических работ на автомобильных дорогах.
С целью минимизации затрат на производство работ исследовано влия- ние количества опорных точек и их геометрии (П-образная, W-образная) на точность цифровой модели местности. В качестве опорных точек предлагает- ся использовать километровые столбы и межевые знаки, закрепляющие по- лосу отвода на местности.
Для получения пространственных данных по результатам аэрофотосъем- ки с БПЛА в целях проведения кадастровых работ и мониторинга полосы отво- да предлагается использование 5 опорных точек на 1 км автомобильной дороги, расположенные W-образной конфигурацией.
Также исследованы существующие на территории г. Москвы и Москов- ской области сети дифференциальных геодезических станций, применяемые для определения пространственных характеристик объектов. Выполнено иссле- дование зависимости точности определения координат характерных точек от применяемого спутникового оборудования и метода формирования поправок в режиме реального времени (RTK). По результатам полевых измерений была выполнена оценка точности.
Согласно полученным результатам, оборудование PrinCE i90 обеспечило наиболее высокую точность определения координат, а приемники Trimble R-8 и S-Max Geo не приняли сигнал в просеке леса, что говорит об ограниченных возможностях их применения на застроенных и залесенных территориях.
В работе дополнительно проведено сравнение коммерческих и государ- ственных СДГС (СНГО, TopNet, SmartNet, EFT-Cors, PrinNet, RTK-Net) по различным параметрам. Проведена оценка точности геодезических измере- ний, на основании которой сделаны следующие выводы: сеть TopNet обеспечи- ла наилучшие показатели точности плановых координат; сеть PrinNet является наиболее стабильной и обеспечивает получение решения с высокой точностью, вне зависимости от метода формирования поправок. Однако официальное использования данных возможно только в случае регистрации СДГС в феде- ральном фонде пространственных данных.
Результаты исследования подтвердили возможность использования СДГС для проведения геодезических работ на автодорогах. Метод формирова- ния поправок не оказывает существенного влияния на точность результатов.
Многообразие способов получения пространственных данных для со- здания ПКМ является причиной возникновения проблемы выбора наиболее эффективной технологии. В соответствии с этим в рамках диссертационного исследования разработана методика выбора технологии создания и актуали- зации ПКМ, которая включила в себя следующие этапы:
1. Определение возможности применения того или иного метода в зави- симости от вида работ и требуемой точности.
2. Анализ рынка геодезических услуг и составление сводных таблиц, со- держащих в себе временные и ценовые показатели в зависимости от протяжен- ности объекта и точности определения координат.
3. Вывод формулы коэффициентов зависимости времени и стоимости от протяжённости объекта и требуемой точности.
4. Составление сводных таблиц коэффициентов эффективности.
5. Вывод формулы коэффициента эффективности метода создания ПКМ.
6. Апробация методики и выдвижение предложений по её автоматизации.
Результатом стали таблицы коэффициентов и формула эффективности
способа создания планово-картографического материала:
где
(1)
K – коэффициент эффективности для заданной точности и протяженно- сти; А – среднее арифметическое по всем способам; Sn, tn – показатели стои- мости и времени для заданного интервала протяженности; n – количество способов.
Методика была апробирована на участках дорог, различающихся по
протяженности, категории земель и внешним факторам. Для данной методи-
ки предложен блок автоматизации вычислений, представленный в работе.
С целью создания пространственного каркаса ЕНК предлагается внед- рение специальной геодезической сети, состоящей из километровых столбов
и межевых знаков, обозначающих границу полосы отвода (рисунок 5).
Рисунок 5 – Схема специальной автодорожной геодезической сети
Сеть предназначена для выполнения кадастровых, мониторинговых и инвентаризационных работ (далее КМИР), навигации по ЕНК, актуализации сведений, интеграции геодезических данных и пикетажных адресов.
В работе проанализированы и предложены составные элементы ЕНК ав- томобильных дорог, основные характеристики и условные обозначения для под- готовки межевых и технических планов. Для автоматизации аэрофотосъемки, мобильного лазерного сканирования, привязки объектов к геодезической сети предлагаются специальные насадки на межевые и километровые знаки (рисунок 6).
Рисунок 6 – Проект закрепления опознака на километровом указателе и межевом знаке
Результатом второго раздела стали разработанные геодезический кар- кас и составные элементы ЕНК, а также методика выбора технологии созда- ния и актуализации ПКМ, которая позволяет сделать выполнение картогра- фо-геодезических работ более эффективным.
Раздел 3 посвящен разработке системы ГИО управления недвижимым комплексом дорожной инфраструктуры. Средство ГИО автодорог предложе- но создавать на основе четырёх составных модулей, отвечающих концепту- альным требованиями и информационным потребностям заказчиков и потен- циальных пользователей системы (рисунок 7).
Рисунок 7 – Основные модули геоинформационной системы автомобильных дорог
Базу данных геопортала автомобильных дорог формируют сведения о сле- дующих объектах: земельные участки, придорожные полосы, объекты капиталь-
ного строительства, километровые столбы, межевые знаки, границы муниципаль- ных образований, объекты дорожного сервиса, границы полосы отвода в соответ- ствии с правоустанавливающими документами и др. Предложена новая концепция сбора, анализа, фильтрации и обновления данных, представленная на рисунке 8.
Рисунок 8 – Концептуальная схема сбора, анализа и обновления данных
Информация об объектах учета хранится в системе «послойно», для этого используются реляционные базы данных (PostgreSQL и др.). Таблицы содержат в себе перечень метаданных, необходимых для полного представления простран- ственной и семантической информации.
Установлено, что хранение в базе данных документации информационных моделей ОКС и топографических планов нецелесообразно, так как может приве- сти к сбоям в работе Интернет-ресурса. Для целей хранения объемных файлов рекомендуется использование облачных хранилищ.
Информация в системе отображается в векторной форме (пространствен- ные данные) и табличном виде (семантические данные). Структура базы данных представлена на рисунке 9.
Рисунок 9 – Структура базы данных
В настоящее время пользователь автомобильной дороги должен вести ин- формационную модель ОКС. Информационное моделирование в РФ является сравнительно новой практической областью, в связи с чем были проанализиро-
ваны процессы формирования, ведения и внедрения информационных систем ОКС. Предлагается интеграция модуля информационной модели ОКС (рисунок 10)
в средство ГИО с целью организации данных жизненного цикла автомобильной дороги. Основные форматы данных информационных моделей – XML, ODT, PDF/A, ODS, LandXML, IFC.
Рисунок 10 – Этапы формирования информационной модели ОКС
Проведенное в диссертации исследование доказало необходимость геоинформационного поддержания данной области, а также внедрение более четких технических стандартов и требований к самим моделям.
Алгоритм геоинформационного обеспечения адаптирован к недвижимому комплексу автодорог (рисунок 11). Геоинформационное обеспечение кадастро- вых работ заключается в проведении анализа топологической связи объектов, входящих в состав автомобильной дороги. В «буферных зонах» автомобильных дорог выявляются объекты, не поставленные на ГКУ и имеющие наложение зе- мельных участков и ОКС и др. После их обнаружения принимается решение о
16

необходимости проведения кадастровых работ и осуществляется техническое сопровождение подготовки документации.
Геоинформационное обеспечение мониторинговых работ происходит за счет анализа растровых изображений космических снимков. Анализ может проводиться в границах полос отвода, где допустимыми является следующие постоянные значения индексов NDVI: 0,5% – искусственные материалы (бетон и асфальт); от 0,2 до 0,3% – травянистая растительность.
Рисунок 11 – Логическая схема геоинформационного обеспечения
Геоинформационное обеспечение инвентаризации и паспортизации автодорог заключается в учете основных сведений и возможности отслежива- ния их изменений. С использованием методов визуального и автоматического анализа космических и аэрофотоснимков возможно проведение инвентаризации полностью или частично дистанционно. В системе реализована функция хране- ния паспортов автомобильных в облачных хранилищах.
Результатом написания третьего раздела является разработанная архи- тектура геопортала, предназначенного для учета недвижимого имущества автодорог, алгоритм и методика ГИО земельно-имущественных работ, кото-
рые обеспечат эффективное управление автодорожным комплексом. Вместе с тем в рамках раздела был обозначен базовый набор пространственных дан- ных и метаданных, необходимый для эффективной работы средства ГИО, представлена их структура и система актуализации. В отношении обновления данных обозначена необходимость автоматической проверки их качества и точности. Разработанная архитектура геопортала и методика ГИО представ- лены на рисунке 12.
Рисунок 12 – Методика геоинформационного обеспечения
Раздел 4 посвящен практической реализации некоторых результатов исследования. Например, описан процесс разработки и внедрения геопортала автомобильных дорог ФКУ «Центравтомагистраль», созданного соискателем для целей учета, систематизации сведений о недвижимом комплексе и принятия управленческих решений на автомобильных дорогах Центральной России.
Спектр функциональных возможностей разработанного геопортала также позволяет использовать его как средство ГИО кадастровых, землеустроитель- ных, мониторинговых, инвентаризационных и иных работ в отношении автодо- рог (рисунок 13).
Рисунок 13 – Интерфейс геопортала ГИС ФАД «Центральная Россия»
Данная система имеет ряд преимуществ относительно систем аналогов: интегрированная картографическая основа и интуитивно понятный интерфейс; возможность использования космических снимков «СКАНЭКС»; геопортал является Интернет-ресурсом, что обеспечивает беспрепятственный доступ к системе с любого устройства; реализованы модули качественного анализа входных данных, анализа топологической связи векторных объектов, модуль конвертации координат, модуль анализа соответствия фактического состояния полосы отвода нормативному и правоустанавливающим документам, модуль отображения частей земельных участков и объектов дорожного сервиса, а так- же модуль согласования размещения объектов в полосе отвода и придорожной полосе. Все вышеперечисленные преимущества обеспечивают эффективную автоматизацию процессов выполнения земельно-имущественных работ на автомобильных дорогах.
Во второй части раздела рассматривается механизм применения ге- опортала для мониторинговых и кадастровых работ. Технические средства геопортала позволяют обеспечить геоинформационную поддержку при формировании границ и подготовке межевых, технических планов, явля- ющихся результатом кадастровой деятельности, с целью недопущения раз- рывов и наложений (рисунок 14).
Рисунок 14 – Выявление разрыва полосы отвода и формирование границ участка
Геопортал позволяет проводить регулярный мониторинг использования полосы отвода, а также оценивать неправомерное использование недвижимого комплекса, входящего в состав автодороги. Одним из инструментов проведе- ния мониторинга с использованием геопортала является вышеописанный ана- лиз, позволяющий своевременно обнаружить несанкционированные съезды, выходы искусственных инженерных сооружений за границу полос отвода, за- лесение полос отвода или отсутствие защитных лесонасаждений в границах придорожных полос и иные нарушения.
Опыт проведения кадастровых работ на автомобильных дорогах пока- зывает, что отсутствие эффективного нормативного обеспечения формирова- ния и государственного кадастрового учета полос отвода приводит к несоот- ветствию фактической площади земельных участков, предназначенных для их размещения, нормативным и правоустанавливающим документам.
В рамках диссертации проанализированы земельные участки полос от- вода, произведены измерения и рассчитаны основные параметры полосы от- вода дороги и сравнены с нормативной величиной и правоустанавливающими документами (рисунок 15).
Целесообразно стандартизировать существующие нормы таким обра- зом, чтобы нормативная ширина полосы отвода определялась бы в зависи- мости от категории дороги и количества полос движения. В результате чего порядок формирования полос отвода станет более простым и понят- ным для граждан и органов власти.
Рисунок 15 – Модуль анализа полос отвода.
По результатам исследования выявлена необходимость сплошного комплексного анализа фактических границ полос отвода.
Заключительным этапом апробации методики геоинформационного обеспечения стало установление придорожных полос с использованием геопортала. В придорожной полосе также, как и в полосе отвода, необхо- димо проведение мониторинга по следующим направлениям: обнаружение разрывов (анализ топологической связи объектов), за исключением разры- вов на землях населенных пунктов; выявление несанкционированных съездов и объектов.
Представленные в четвертой главе практические исследования пока- зывают высокую технологическую и экономическую эффективность раз- работанной методики и средства ГИО кадастровых, мониторинговых и иных работ.
Заключение
Основные результаты диссертационного исследования:
1. Проанализирована нормативно-правовая база Российской Федера- ции, регулирующая отношения в сфере автодорожных комплексов и гео- информационного обеспечения.
2. Предложены законодательные инициативы по совершенствованию формирования полос отвода и придорожных полос.
3. Проанализирован опыт применения ГИС, геопорталов.
4. Разработана методика выбора эффективного метода создания и ак- туализации планово-картографического материала.
5. Предложена специальная геодезическая сеть для выполнения ка- дастровых работ, опирающаяся на километровые столбы и межевые знаки.
6. Разработана архитектура средства ГИО, реализованная в геопорта- ле ГИС ФАД «Центральная Россия», обеспечивающая сбор, хранение, ви- зуализацию и анализ пространственных данных федеральных дорог.
7. Разработаны модули геопортала: анализа и актуализации сведений, анализа реестровых ошибок и мониторинга использования полос отвода, анализа параметров полос отвода, преобразования координат и поиска объектов.
8. Разработаны этапы формирования и документация для ведения информационной модели ОКС автомобильной дороги.
9. Разработана методика геоинформационного обеспечения земле- устроительных, кадастровых и мониторинговых работ.
10. Проведена апробация разработанных предложений.

В настоящее время происходит активная цифровизация всех отраслей
экономики и производства Российской Федерации. Область геодезии, картографии
и кадастра активно участвует в переходе на новый уровень представления, сбора,
систематизации, актуализации и хранения разнородной пространственно-
семантической информации. Однако большие объемы данных требуют
совершенствования методики по их объединению и структурированию.
Автомобильные дороги для страны носят приоритетный стратегический
характер, но в силу большой протяженности геодезические и кадастровые работы
на них затруденны различными факторами (местными системами координат,
большим количеством земельных участков и объектов капитального
строительства, «километровыми» адресами и др.). В последние десятилетия идет
переход от простых (табличных) систем учета недвижимости к
геоинформационным системам. Последняя модернизация ГИС-систем вывела Веб-
ГИС и интернет-технологии на качественно новый уровень, главной особенностью
которых явилась возможность доступа к ним с любого ПК, при наличии сети
Интернет, работа с «облачными» хранилищами, возможности использования
виртуальных глобусов и др. Таким образом, возникает необходимость в разработке
методики геоинформационного обеспечения земельно-имущественных работ, а
также в создании оптимальной архитектуры системы для эффективного
управления недвижимым комплексом дорожного предприятия. Данная система
должна стать основой не только для количественного и качественного учета
земельных участков и объектов капитального строительства для выполнения
кадастровых, мониторинговых и инвентаризационных работ (далее – КМИР), но и
для оптимизации сферы управления автодорожным комплексом.
Актуальность темы исследования
Для Российской Федерации автомобильные дороги имеют стратегическое
значение, они соединяют территорию страны, обеспечивая её жизнедеятельность и
успешное социально-экономическое развитие. С целью совершенствования процесса
учета и управления дорожным комплексом требуется разработать единую систему
геоинформационного обеспечения различных работ, функционирующую в сети
Интернет. Существующие системы применяются для проектирования и эксплуатации
дорог и не учитывают специфику управления недвижимым комплексом.
Такая система упростит и ускорит процессы сбора, систематизации и анализа
пространственной информации и модернизирует процессы подготовки документов
для кадастрового учета объектов недвижимости и установления зон с особыми
условиями использования территории (придорожных полос), мониторинга
экологической ситуации и незаконного использования полос отвода. Система
обеспечит стандартизацию и визуализацию данных и облегчит навигацию на
автомобильных дорогах, путём слияния фактических и пикетажных адресов,
геодезических данных и кадастровой информации.
Основой геоинформационной системы являются пространственные данные.
Планово-картографический материал может различаться по своей точности,
полноте, достоверности, масштабу и способу создания. С целью уменьшения
временных и материальных затрат дорожной организации, а также упрощения
процесса выбора способа создания планово-картографического материала
необходимо разработать методику, основанную на статистических данных и
практическом опыте кадастровых и геодезических работ.
Степень разработанности темы
проанализирована по опубликованным отечественным и зарубежным научным и
научно-техническим трудам в области кадастра, землеустройства, мониторинга и
геодезического обеспечения С.Н. Волкова, А.А. Варламова, С.А. Гальченко,
Д.А. Шаповалова, А.П. Сизова, В.А. Малинникова, Е.И. Аврунева, А.Г. Юнусова,
А.В. Маслова, Ю.К. Неумывакина, А.Г. Чибуничева, В.П. Савиных, Kurczynski Z.,
Dale P.F., McLaughlin J.D., Larsson G.
Методологические и технологические основы геоинформационного
обеспечения территорий представлены в трудах А.П. Карпика, Д.В. Лисицкого,
В.А. Середовича, А.А. Майорова, И.Г. Журкина, А.В. Матерухина.
Вопросам создания и развития инфраструктуры пространственных данных,
геопорталов и Веб-ГИС посвящены работы А.В. Кошкарева, И.Н. Ротановой,
А.А. Медведева, В.А. Серебрякова, М.Ю. Дубинина. Также в данной области были
изучены работы следующих иностранных авторов: Laura J.R., Hare T.M., Gaddis
L.R., Carbonell-Carrera C., Bernard C., Villanova-Oliver M., Acharya P.S., Longley,
P.A., Malczewski J., Fotheringham S., Cope M., Rogerson P. и др.
Геоинформатика транспорта рассматривается в работах А.М. Берлянта,
И.Н. Розенберга, Б.А. Лёвина, В.Я. Цветкова, В.М. Круглова, С.И. Матвеева,
В.А. Коугии.
Аспекты применения геопорталов для автомобильных дорог и их эволюция
освещены в научных трудах А.В. Скворцова, В.Н. Бойкова, П.И. Поспелова,
Д.С. Сарычева, Д.А. Петренко, В.Е. Дмитриенко.
При написании диссертации проводился анализ существующих отечественных
и зарубежных ГИС и геопорталов, а также опыт их применения для целей
землеустройства, кадастра и инвентаризации автодорожного комплекса. Несмотря
на большой объем литературы по данной тематике и наличие уже действующих
систем, существует необходимость изучения возможности совершенствования их.
Цели и задачи исследования
Целью исследования является разработка пространственного каркаса единого
недвижимого комплекса и архитектуры средства геоинформационного
обеспечения (далее ± ȽИО) для эффективного управления недвижимыми
комплексами автомобильных дорог. Для достижения поставленной цели
необходимо было решить следующие Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
– произвести анализ отечественных и зарубежных геоинформационных систем
и геопорталов;
− разработать архитектуру системы информационных моделей объектов
капитального строительства, в частности, автодорог, на базе геопортала;
− разработать методику по выбору эффективной технологии создания и
актуализации планово-картографической основы;
− проанализировать особенности единого недвижимого комплекса автодорог
и разработать систему идентификации объектов;
− разработать комплексную методику и алгоритм геоинформационного
обеспечения управления недвижимым комплексом автомобильных дорог;
− разработать аналитические модули загрузки, анализа и актуализации
пространственно-семантической информации;
− автоматизировать и усовершенствовать процесс кадастровых работ, монито-
ринга, инвентаризации и учета имущественных комплексов автомобильных дорог.
Объектом исследования диссертации является взаимосвязи пространственно-
семантических данных кадастра, пикетажных адресов, сведений мониторинга и
инвентаризации линейных объектов, структура и алгоритмы информационного

Диссертационное исследование представляет собой законченную научно-
квалификационную работу. В рамках данной работы предложена методика по
геоинформационному обеспечению землеустроительных, кадастровых и
мониторинговых работ на базе WEB-приложений. Также особое внимание уделено
разработке методики выбора оптимальной технологии создания и актуализации ПКМ,
являющегося основой средства ГИО.
Основными научно-практическими результатами исследования явились:
1. Анализ нормативно-правового регулирования КМИР на линейных объектах,
выявлены основные особенности и недостатки существующего нормативного
обеспечения.
2. Анализ отечественнɨго и зарубежного опыта в области ГИО КМИР. Рассмотрены
существующие на данный момент ГИС и Веб-приложения для управления
недвижимыми комплексами автодорог. Выявлена необходимость создания и развития
прикладных ГИС и геопорталов, в том числе автомобильных дорог.
3. Выявленные проблемы проведения кадастровых работ и ГКУ земельных
участков и ОКС, установления ЗОУИТ (придорожных полос). Предложены пути
решения проблем в отношении автомобильных дорог, заключающиеся в установлении
приоритетности земельных участков автодорог и разработке алгоритма приведения
полос отвода в нормативное состояние.
4. Выявленные проблемы нецелевого использования полосы отвода и
придорожной полосы, оказывающие негативное воздействие на безопасность
дорожного движения и экологическую обстановку (залесение полосы отвода,
захламление, обустройство несанкционированных съездов).
5. Исследования основных современных способов создания и актуализации ПКМ.
Рассчитаны параметры аэрофотосъемки, а также необходимое количество и геометрия
наземных пунктов для внешнего ориентирования модели. Выполнен эксперимент по
определению точности получения плановых координат от государственных и
коммерческих СДГС с использованием различных методов формирования поправок
(одиночная базовая станция и сетевые решения). Показано, что при использовании
спутникового оборудования, а также различных СДГС возможно получение
пространственных данных с необходимой точностью. Методы формирования поправок
в СДГС не влияют на точность результатов.
6. Разработанная методика выбора технологии создания и актуализации ПКМ на
линейных объектах в зависимости от категории земель и назначения данных. В рамках
создания методики выполнен анализ рынка геодезических услуг, составлены сводные
таблицы коэффициентов оптимальности методов, выведена формула общей
оптимальности метода, а также проведена апробация разработанной методики на
автомобильных дорогах федерального значения.
7. Предложена специальная геодезическая сеть для выполнения кадастровых
работ, опирающаяся на километровые столбы и межевые знаки.
8. Разработанная методика ГИО эфективного управления недвижимым
комплексом автодорожных предприятий. Применение данной методики повышет
оперативность и качество выполнения землеустроительных, кадастровых и
мониторинговых работ на линейных объектах. Отличительной особенностью
реализации данной методики является применение геопортала (Веб-ГИС) и
виртуальных глобусов со встроенной картографической основой в виде сервиса
Яндекс.Карты, а также возможность работы в режиме онлайн с современными
форматами данных типа XML.
9. Выявленная необходимость учета автомобилной дороги как единого
недвижимого комплекса. Предложены составные части ЕНК, необходимые для
внесения в ЕГРН.
10. Предложенные архитектура, основные модули и алгоритм создания и
функционирования средства ГИО. Определены принципы создания системы и
функциональные возможности, предложены некоторые способы наполнения сервиса
пространственно-семантической информацией, метаданными.
11. Интегрированный блок информационных моделей ОКС в единую систему
управления земельно-имущественным комплексом. Обозначены этапы формирования
ИМОКС и документация, загружаемая в систему на различных этапах жизненного
цикла автомобильных дорог.
12. Разработанный алгоритм геоинформационного обеспечения работ по
мониторингу использования полосы отвода и придорожной полосы на основе
нормализированного вегетационного индекса NDVI. Возможно использование
стандартизованной непрерывной градиентной или дискретной шкалы.
13. Предложенная методика ГИО кадастровых работ и технической
инвентаризации с применением Веб-ГИС (геопортала). Указаны алгоритмы выявления
реестровых ошибок и топологической некорректности объектов недвижимости.
14. Представленная реализация вышеописанной методики и алгоритмов в виде
геопортала «ГИС ФАД» на базе ФКУ «Центравтомагистраль». Данный портал
содержит данные по 2000 км автомобильных дорог и включает в себя данные по
земельным участкам, ОКС, придорожным полосам, километровым адресам, границам
муниципальных образований, координатам и характеристикам объектов недвижимости
и др. Определено место геопортала в системе предприятия и порядок взаимодействия
между отделами.
15. Проведенная обстоятельная апробация данной методики при выполнении
землеустроительных, кадастровых работ и мониторинга дорожной инфраструктуры, на
основании кадастровых, инвентаризационных, землеустроительных и иных сведений об
автодорогах.
Предложенная методика может быть реализована на предприятиях и в организациях,
обслуживающих протяженные линейные объекты с адаптацией под специфику к
конкретной отрасли, что обеспечит эффективное управление недвижимым комплексом
организации. Помимо технической новизны, предложенные в рамках диссертационного
исследования архитектура геопортала, алгоритм и методика выбора оптимальной
технологии создания и акутализации ПКМ отвечают целям национальной программы
«Цифровая экономика 2024» и государственной программы «Развитие транспортной
системы», направленных на развитие IT-инфраструктуры на территории Российской
Федерации. Результаты работы обеспечат развите функциональных возможностей
систем управления, а также повлияют на уменьшение трудовых, экономических,
материальных и временных затрат.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

АД – автомобильная дорога
БПЛА – беспилотный летательный аппарат
ВСН – ведомственные строительные нормы
ГИС – геоинформационная система
ГИО – геоинформационное обеспечение
ГКН – Государственный кадастр недвижимости
ГНСС – глобальные навигационные спутниковые системы
ДПТ – документация по планировке территории
ЕГРЗ – Единый государственный реестр земель
ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости
ЕНК – единый недвижимый комплекс
ЗОУИТ – зоны с особыми условиями использования территории
ИМОКС – информационная модель объекта капитального строительства
ИПД – инфраструктура пространственных данных
КМИР – кадастровые, мониторинговые и инвентаризационные работы
МЛС – мобильное лазерное сканирование
НПА – нормативно-правовые акты
ОБС – одиночная базовая станция
ОДМ – отраслевой дорожный методический документ
ОКС – объект капитального строительства
ПКК – публичная кадастровая карта
ПКМ – планово-картографический материал
ПС УГИЗ – прикладная система «Управление госимуществом и земельными
ресурсами»
ПО – программное обеспечение
ПОт – полоса отвода
ПП – Постановление Правительства РФ
СГИО – система геоинформационного обеспечения
СДГС – сеть дифференциальных геодезических станций
СКП – средняя квадратическая погрешность
СНГО – система навигационно-геодезического обеспечения
СП – свод правил
СТП МОБТИ – система точного позиционирования Московского областного
бюро технической инвентаризации
ТИ – техническая инвентаризация
ФАД – Федеральная автомобильная дорога
ФДА – Федеральное дорожное агентство
ФЗ – Федеральный закон
ФФПД – Федеральный фонд пространственных данных
ЦМР – цифровая модель рельефа
HTML – язык гипертекстовой разметки
VRS – режим сетевых ГНСС-измерений (виртуальная базовая станция)
XML – расширяемый язык разметки документов

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Применение сетей дифференциальных геодезических станций для обеспечения ЕГРН и ГИС автомобильных дорог пространственными данными
    Известия высших учебных заведе- ний. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2– Т. 64, No – С. 277–Гаврилова Л.А., Костеша В.А., Юнусов А.Г. Опыт использования материалов с беспилотных летательных аппаратов для создания картогра- фической основы ГИС автомобильных дорог // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2– Т. 63, No – С. 446
    Разработка системы геоинформационного обеспечения управления недвижимым комплексом автомобильных дорог
    Изве- стия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2– Т. 65, No – С. 680–22

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы