Разработка методики проектирования обуви массового производства с элементами кастомизации
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАСТОМИЗАЦИИ
ОБУВИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ……………………………………. 12
1.1 Сегментация рынка как индикатор массовой
кастомизации………………………………………………………………………..12
1.2 Нейромаркетинг в цикле развития продукта …………………………………20
1.3 Анализ типологий темперамента человека……………………………………29
1.4 Теории о цвете и цветовые теории…………………………………………….40
Выводы по первой главе…………………………………….……………………..54
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРТРЕТА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
КАСТОМИЗИРОВАННОЙ ОБУВИ……………………………………………………..56
2.1 Классификация факторов потребительского
поведения…………………………………………………………………….………57
2.2 Проведение социологического исследования ………………………………..65
2.2.1 Социологические исследования на территории
Российской Федерации…………………………………………………………….67
2.2.2 Социологические исследования на территории Федеративной Республики
Германии…………………………………………………………………………….87
Выводы по второй главе…………………………………..………………………..96
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЯ С ПОТРЕБИТЕЛЕМ ………………………………………..99
3.1 Анализ онлайн-конструкторов, доступных для российского
потребителя…………………………………………………………………………99
3.2 Анализ современных направлений развития компаний,
специализирующихся на продукции легкой промышленности………………..107
Выводы по третьей главе……………………………………….…………………116
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУВИ
МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА С ЭЛЕМЕНТАМИ
КАСТОМИЗАЦИИ ………………………………………………………………118
4.1 Общие подходы к определению взаимодействия в системе «потребитель-
производитель» ………………………………..……………….…………..……..118
4.2 Разработка структуры базы данных для кастомизации обуви в условиях
массового производства….…………………………………….…………………121
4.3 Разработка методики проектирования обуви на основе типов темперамента
потребителя………………………………………………………………………..128
Выводы по четвертой главе……………………………………………………….132
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ…………………………………………………133
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………135
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………145
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………150
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………154
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………167
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………169
ПРИЛОЖЕНИЕ Е…………………………………………………………………173
Во введении обоснована актуальность темы, обозначены цели и задачи
исследований, отражены научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе показано, что для реализации Государственной
программы РФ по развитию легкой промышленности и повышению ее
конкурентоспособности необходимо развитие инновационных способов
проектирования обувных изделий. В связи с этим проанализировано такое
явление современного рынка, как массовая кастомизация и выделены ее
основные уровни, нашедшие широкое применение в различных областях
производства и продаж. Показано, что для предприятий легкой
промышленности наиболее эффективен подход совместной кастомизации,
позволяющий учесть возможности предприятия и требования заказчика.
Поэтому для совершенствования предпроектных исследований
рассмотрен основной принцип влияния нейромаркетинга на процесс принятия
решения потребителем перед покупкой. Предложена концепция встраивания
приемов нейромаркетинга на этапе предпроектных разработок производства
обуви.
Выявлено, что основным маркером современного рынка на протяжении
последних лет является тенденция к его сегментации. Приведен ряд причин,
способствующих созданию неоднородного спроса, и, влиявших на
формирование требований к готовому продукту. Для оценки востребованности
готовой продукции проведен анализ психотипов личности человека в
соответствии с современными направлениями психологии. Хронологический
обзор развития цветовых теорий и фундаментальных цветовых систем позволил
определить зависимость между цветовыми предпочтениями и типом
темперамента человек.
Во второй главе для определения подходов к формированию
востребованного и актуального ассортимента обувной и кожгалантерейной
продукции проанализированы основные факторы и механизмы воздействия на
потребительское поведение.Представлены результаты проведенных
маркетинговых исследований на территории Российской Федерации и
Федеративной Республики Германия, основной целью которых являлось
выявление уровня готовности покупателей к внедрению функции кастомизации.
Это позволило установить связь между темпераментом человека и его
предпочтениями при выборе типа обуви и цветовой гаммы в зависимости от
того или иного сезона носки.
Отдельный блок проведенных исследований посвящен вопросам
отношения респондентов к моде. Исследования по данному вопросу
базировались на результатах исследований на кафедре художественного
моделирования, конструирования и технологии изделий из кожи на протяжении
последних десяти лет, которые значимы для перспективных разработок в
области проектирования обуви.
Полученные данные позволили установить, что в РФ молодые люди в
возрасте от 18 до 35 лет, проживающие в мегаполисах, на регулярной основе
интересуются модой, что говорит о высоком уровне развития вкуса у этой
группы людей. Основным источником информации о модных изменениях из
года в год остается Интернет. 2020 год и условия пандемии только укрепили
популярность и авторитет этого источника, как основополагающего канала для
обогащения информацией. Ключевыми критериями при выборе обуви у
российского потребителя служат: удобство и эргономичность, актуальность
модели и стоимость изделия. 68% респондентов, принявших участие в
исследованиях, хотели бы иметь возможность придать обуви индивидуальные
характеристики при помощи онлайн-конструктора на официальном веб-сайте
производителя. Более 48% опрошенных склоняется к варианту изменения
такого вида обуви как полуботинки. Наиболее востребованными параметрами
для изменений являются: декоративное оформление модели, способ крепления
обуви на стопе и другие конструктивные характеристики. Стоимость
приобретения кастомизированной обуви для российских потребителей
составила от 5 до 10 тысяч рублей.
Немного иначе выглядят результаты исследования готовности к
внедрению онлайн-конструкторов для взаимодействия потребителя и
производителя, полученные на территории Германии. Респонденты в возрасте
от 18 до 35 лет проживают, в основном, в небольших городах и мало
интересуются модными новинками, почти не следят за модой, а наиболее
важными характеристиками при выборе обуви являются удобство и
эргономичность, цвет и стоимость изделия. Приобретать обувь потребители
Германии предпочитают в крупных сетевых магазинах. Большинство
опрошенных, нечетко определили свое отношение к внедрению технологий
придания обуви индивидуальных характеристик. Это можно объяснить тем, что
наряду с широким ассортиментом изделий, немецким потребителям
предоставляется качественный клиентоориентированный сервис, который
ассоциируется с индивидуализацией.
Кастомизация обуви, по результатам исследования, показала себя как
перспективное направление для развития обувных предприятий в нашей стране.
В третьей главе проанализированы актуальные модные тенденции и
рассмотрен феномен популярности полуботинок в спортивном стиле –
кроссовок. Проведен анализ работы двух крупных компаний, предоставляющих
возможность российским покупателям применять кастомизацию в процессе
выбора изделия.
Выявлено, что многие крупные производители стремятся перевести свое
производство в экологичный аспект, в связи с тем, что тенденция к
осознанному образу жизни становится одним из основных направлений
развития общества. В обувном секторе ведущими законодателями экологичного
направления являются производители спортивных товаров. Используемые ими
разработки могут являться альтернативой при производстве повседневной
обуви. Кастомизация может претендовать на статус экологической инициативы
в мире моды в связи с тем, что, приобретая вещь, произведенную по
индивидуальным требованиям, покупатель будет получать удовольствие в
процессе эксплуатации дольше, чем от продукции серийного производства. Это
сопряжено с увеличением срока службы и отсрочкой потребности в новом
продукте. В работе проведен обзор и составлена классификация современных
альтернативных материалов, используемых при производстве обуви ведущими
мировыми производителями.
В четвертой главе представляются подходы к определению
взаимодействия в системе «потребитель-производитель», в которой оба
участника оказывают влияние на содержание предпроектных работ.
Основой для взаимодействия в системе служит комбинаторный метод
формообразования, в качестве платформы для реализации принципов
предложен онлайн-конструктор. Система «потребитель – производитель»
базируется на идее рационального потребления, в которой потребитель
осознает, что основными критериями в процессе выбора нового изделия
является эргономичность, актуальность и этичность, в контексте осознанного
потребления. Объединение ведущих критериев выбора служат основой для
возникновения потребности в новом изделии. Таким образом потребность
является обдуманным результатом. Алгоритм функционирования системы
«потребитель-производитель» представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Алгоритм взаимодействия системы «потребитель-производитель»
Разработана структура базы данных, содержащая систематизированную
информацию для клиентоориентированной корректировки конструкций,
предназначенная для хранения и использования элементов, необходимых для
проектирования повседневных женских моделей обуви. Систематизация
охватывает визуальную характеристику конструктивных параметров модели,
выбор формы, размеров и наличия в изделиях конструктивно-декоративных
элементов. Используя базу данных, потребитель, путем сочетания
конструктивно-декоративных элементов в произвольном порядке, а также
рекомендаций, основанных на результатах научного исследования по подбору
цветовых сочетаний в зависимости от типа темперамента потребителя,
формирует индивидуальное изделие, что позволит предприятию изготавливать
продукцию по индивидуальному заказу в условиях промышленного
производства и обеспечит повышение уровня продаж готовой продукции. База
данных хранится на сервере Microsoft SQL localDb, в ее основе четыре таблицы
(выбор параметров кастомизации, выбор деформации стопы, выбор
пола/гендерного признака, выбор темперамента), которые отражают результаты
анкетирования потребителя. Сформированные записи индивидуальных
значений с соответствующим идентификационным номером в сводной
динамической таблице «результаты» после нажатия кнопки «результаты»,
отправляются на сервер, где происходит их обработка, установление
соответствия в таблицах параметров кастомизации. База данных обеспечивает
оснащениемодельера-конструктораисходнойинформациейдля
проектирования актуальных конструкций обуви.
Для визуализации последовательного процесса вовлеченности
потребителя в этап предпроектных разработок и обеспечения работы онлайн-
конструктора разработан web-сайт. На первом этапе кастомизации при помощи
онлайн-конструктора потенциальному покупателю предлагается пройти опрос,
результаты которого отобразят его основные данные: среди них тип
темперамента, наличие тех или иных деформаций стоп. После сбора
информации о предпочтениях, потребитель попадает на страницу онлайн-
конструктора, где ему предоставлена возможность модификации выбранной им
модели обуви (рис. 2).
Рисунок 2. Страницы web-сайта
Набор вариативных сочетаний возникает как результат автономной
работы двух отдельных ветвей предпроектной деятельности. С одной стороны,
на предприятии-производителе в процессе подготовки новой коллекции
проводится анализ и выявляются актуальные модные компоненты
наступающего сезона, формируется соответствующая цветовая палитра и
определяются основные конструктивные формы изделия. С другой стороны,
выявляются конкретные требования потребителя к конечному продукту. На
этапе принятия решений потребителем в процессе выбора нами предложено
задействовать свойства темпераментов личности. Соответственно варианты
выбора для потребителя заведомо ограничены параметрами, полученными при
анкетировании.
Применение комбинаторного метода формообразования в контексте
психотипа личности потребителя рассмотрено на примере трех моделей
полуботинок осенне-весеннего сезона носки, которые составляют основу
кастомизации в онлайн-конструкторе. Вид обуви «полуботинки» выбран по
результатам социологических исследований, которые представлены во второй
главе работы: респонденты, представляющие четыре типа темперамента,
выбрали именно этот вид обуви для использования в демисезонный период. В
ходе анализа модных тенденций сезона ss’21 выделено три основных модели
полуботинок – «дерби»-полуботинки с настрочными берцами, лоферы и
полуботинки в спортивном стиле; выявлены актуальные конструктивные
формы и элементы, характерные для обуви исследуемого сезона. На основе
полученных данных составлена матрица характерных конструктивных форм,
элементов и цветовых сочетаний, в соответствии с типом темперамента (табл. 1
фрагмент).
Таблица 1. Матрица характерных конструктивных форм, элементов и цветовых
сочетаний (фрагмент)
На основе исследования гармоничных цветовых сочетаний, подходящих
для определенного психотипа личности, разработанной базы данных форм
прообразов моделей обуви и макета сайта для работы онлайн-конструктора
нами предлагается алгоритм реализации методики проектирования обуви
массового производства с элементами кастомизации. Методика проектирования
предполагает реализацию следующих этапов:
I – разработка цветовой палитры коллекции;
II – выбор прототипов моделей и эскизное проектирование;
III – наполнение базы данных формообразующими элементами обуви;
IV – активация работы онлайн-конструктора.
Предложенная методика проектирования является универсальной и
может быть использована на любом предприятии, специализирующемся на
выпуске обуви различного назначения, в том числе специальной, включая
медицинскую.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
1.Рассмотрены причины сегментации рынка, понятия «кастомизация» и
«персонализация», предпосылки развития «массовой кастомизации» для
определения основных терминов и процессов, используемых в сфере
маркетинговых исследований. Выявлено, что внедрение функции кастомизации
в процесс обувного производства может являться способом сегментации
продукции, который в наибольшей степени способствует удовлетворению
потребности определенной группы покупателей.
2.Дано общее представление об основных направлениях использования
нейромаркетинга в процессе реализации готовой продукции. Предложена
концепция встраивания принципов нейромаркетинга на этапе предпроектных
разработок производства обуви.
3.Проанализированы типологии темпераментов личности, предложено в
качествеосновыдлясегментациипродукциииспользовать
психофизиологическую и психологическую типологии. В хронологической
последовательности проведен анализ становления и развития цветовых теорий,
обосновывающих образование гармоничных цветовых сочетаний, описан
принцип действия наиболее распространенных цветовых систем. Предложена
взаимосвязь между типом темперамента личности и наиболее подходящим для
него основным цветом для построения алгоритма подбора гармоничного
цветового сочетания, которое может использоваться в проектировании обуви.
4.Проведено социологическое исследование, которое позволило:
– оценить вовлеченность респондентов в модные тенденции;
– выявить потребительские предпочтения при выборе сезонной обуви в
зависимости от типа темперамента респондента;
– определить основные критерии выбора обуви потребителями;
– оценить уровень готовности потенциального потребителя к внедрению
функции кастомизации;
– выявить основные различия между потенциальными потребителями двух
стран – России и Германии и подтвердить необходимость внедрения функции
кастомизация на этапе производства обувных изделий в нашей стране.
5.Установлены зависимости между предпочтениями и типами
темпераментапотребителей.Полученные результаты подтверждают
необходимость разработки механизмов взаимодействия системы «потребитель-
производитель» для кастомизации обуви на стадии предпроектных разработок.
6.Представлен анализ наиболее крупных онлайн-конструкторов, доступных
для российского потребителя, обозначены их основные преимущества и
недостатки. Разработана классификационная матрица материалов, которые
составляют основу наполнения онлайн-конструкторов обуви при кастомизации.
7.Предложен шаблон онлайн-конструктора, определяющий комплекс работ
в системе «потребитель-производитель», отвечающий требованиям как
потенциального покупателя, так и условиям, выдвинутым на предпроектной
стадии.
8.Разработана база данных (вид и версия системы управления Microsoft
SQL localDb) для систематизации визуальных параметров и конструктивных
характеристик моделей обуви в онлайн-конструкторе.
9.Разработана методика проектирования обуви, реализующая различные
варианты кастомизации в условиях массового производства на основе
комбинаторного метода формообразования изделий, которой отвечает задачам
«бережливого производства», нацеленного на постоянное повышение уровня
удовлетворенности потребителей и качества выпускаемого продукта.
РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАЗРАБОТКИ
ТЕМЫ
1.Результаты работы рекомендуется использовать в учебном процессе
вузов, осуществляющих подготовку бакалавров, магистров и аспирантов по в
области конструирования и технологии изделий легкой промышленности, в
организацияхдополнительногообразования,ориентированныхна
цифровизацию экономики и на предприятиях, выпускающих модельную и
повседневную обувь, готовых к внедрению кастомизации в производство.
2.Дальнейшие исследования могут быть направлены на развитие процессов
формированияассортиментнойполитикиобувныхпредприятий,
совершенствование работы дизайнера и модельера-конструктора в цифровой
среде.
Актуальность темы. На сегодняшний день понятие «мода» перешло из
разряда элитарных терминов в неотъемлемое определение для описания
процессов, происходящих в современном обществе, направленных на развитие
самовыражения индивида или группы людей; изменения формообразующих
принципов в создании костюма и эстетических предпочтений.
Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие
промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в частности
подпрограмме «Развитие легкой промышленности, народных художественных
промыслов, индустрии детских товаров», «…необходимо создание
конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной
промышленности, способной к эффектному саморазвитию на основе интеграции
в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых
промышленных технологий, освоение новых рынков инновационной
продукции,… эффективно решающей задачи обеспечения экономического
развития страны» [1]. Заявленные задачи можно решить путем переориентации
производства, которая наблюдается во многих отраслях легкой
промышленности, в том числе и обувной. Предприятия обращают внимание не
только на совершенствование технологических процессов, но и на
немаловажные составляющие любого производства – процессы налаживания
механизмов маркетинга, предпроектных разработок и логистики.
В соответствии с данными, приведенными в Стратегии развития легкой
промышленности Российской Федерации на период до 2025 года – «…Средние
сроки поставки из Китая при условии доставки морем – около 8-10 недель. При
производстве в России сроки можно сократить до 3-4 недель». Помимо
существенного сокращения сроков поставки готовой продукции, заметно может
измениться и доля потребления обуви на российском рынке. «Основные
драйверы роста российского рынка обуви – увеличение удельного потребления
обуви на человека и повышение средней стоимости пары. Россия в потреблении
обуви сильно отстает от развитых стран (3 пары в год в России против 5-6 в
Европе и 7-8 в США). К 2025 году этот показатель может возрасти до 4 пар на
человека…» [2].
Таким образом производителям необходимо адаптироваться к рыночным
условиям, изготавливая обувь широкого ассортимента. Основные методы
конкуренции включают в себя дизайн продукта, качество, имидж фирмы,
стоимость изделия, маркетинг и продвижение, поддержку и обслуживание
клиентов, способность удовлетворять обязательства доставки для розничной
торговли. Процесс разработки новых коллекций и доставка их клиенту требует
определенных временных затрат, сокращение которых позволяет быстрее
реагировать на тенденции спроса и создавать конкурентоспособные изделия.
Потребности покупателей, которые призван удовлетворить рынок,
продиктованы общемировой тенденцией в мире моды к самовыражению
посредством костюма. Стремление человека к обособленности и
самовыражению в социуме, обусловленное отчасти историческим аспектом,
побуждает различные отрасли легкой промышленности, экономики, и маркетинг
в том числе, внедрять новые стратегии для производства и реализации товаров и
услуг.
Созданию конкурентоспособного ассортимента товаров обувной
промышленности на отечественном рынке способствует использование
эффективных инструментов на стадиях предпроектных разработок коллекций
обуви. Современный рынок предлагает широкий ассортимент обуви различной
конкурентоспособности, которая формируется потребителем и зависит от
многих факторов, в частности от функционального удобства, эстетичности вида
изделия, стоимости, используемых технологий, материалов, их экологичности,
гигиеничности, безопасности и т.д. Однако в моде последних лет
прослеживается четкий вектор, направленный на придание элементам костюма
индивидуальных характеристик, способный удовлетворить приверженность
потребителя к свободе и творчеству. Одним из действенных инструментов,
который служит своеобразным «проводником» между запросами потребителей
и производителем является кастомизация. Она активно практикуется мировыми
брендами, в том числе, производящими обувь, в то время как в российской
обувной промышленности функция придания товару особых характеристик, в
соответствии с требованиями потребителя, используется редко. С этой точки
зрения диссертация на тему «Разработка методики проектирования обуви
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!