Разработка методологии увеличения выпуска зимних и арктических дизельных топлив на основе рационального фракционирования сырья процесса изодепарафинизации

Борисанов Дмитрий Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Требования, предъявляемые к качеству зимних и арктических дизельных топлив
1.2 Основные эксплуатационно-технические требования к дизельным топливам
1.3 Способы получения зимнего дизельного топлива
1.3.1 Депарафинизация ДТЛ на цеолитных катализаторах с выраженной реакцией крекинга нормальных парафинов
1.3.2 Изодепарафинизация ДТЛ на платиновом катализаторе
1.4 Проблемы производства арктического дизельного топлива
1.5 Способы анализа фракционного состава нефтепродуктов
1.6 Анализ узких фракций нефтепродуктов как инструмент увеличения маржинальности производства
1.7 Понятие идеальности в науке и технике
2 ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Объекты исследования
2.2 Методы исследования
3 АНАЛИЗ СЫРЬЯ УСТАНОВКИ ИЗОДЕПАРАФИНИЗАЦИИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЦИОНАЛЬНОГО ФРАКЦИОНИРОВАНИЯ
3.1 Комплексный сравнительный анализ свойств узких фракций прямогонного дизельного топлива, гидроочищенного при 80 ати., и дизельного топлива гидрокрекинга
3.2 Предлагаемая технологическая схема реализации модели рационального фракционирования гидроочищенного сырья установки изодепарафинизации
4 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
3
РАЦИОНАЛЬНОГО ФРАКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ
5 РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ РАЦИОНАЛЬНОГО ФРАКЦИОНИРОВАНИЯ СЫРЬЯ ИЗОДЕПАРАФИНИЗАЦИИ
5.1 Разработка и внедрение технологии производства ДТЗ, основанной на модели рационального фракционирования сырья изодепарафинизации
5.2 Совершенствование технологии
6 ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА НА УСТАНОВКЕ ИЗОДЕПАРАФИНИЗАЦИИ
6.1 Изучение изменения низкотемпературных свойств изодепарафинизата в зависимости от температуры помутнения сырья при различных температурных режимах работы реактора
6.2 Разработка и внедрение технологии производства арктического дизельного топлива
6.2.1 Обеспечение требований МО РФ по ПТФ арктических топлив
6.2.2 Технологии получения ДТА
6.2.3 Постановка ДТА на производство, начало выпуска
7 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА ДТЗ И ДТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы,
сформулированы цель и задачи исследований, научная новизна, практическая
значимость работы, определена методология работы.
В первой главе приведены требования к качеству ДТЗ и ДТА, описаны
способыполученияданныхтоплив.Проанализированытехнологии
каталитическойдепарафинизациииизодепарафинизации.Обозначены
проблемы производства ДТА. Описаны способы анализа фракционного состава
нефтепродуктов и рассмотрены методы анализа свойств узких фракций.
Во второй главе рассмотрены объекты и методы исследования.
Объектами исследования являются сырьевые потоки, получаемые в процессе
переработки нефти: ДТ, гидроочищенное при давлении водорода 80 ати (ДТ
ГО; ДТ гидрокрекинга (ДТ ГК); ДТ после процесса изодепарафинизации.
Представлены методы исследования, используемые в работе.
Третья глава посвящена комплексному сравнительному анализу свойств
узких фракций ДТ ГО и ДТ ГК. Свойства нефти, поступающей на НПЗ,
изменяются, изменяется и структурно-групповой состав промежуточных
продуктов.Поэтомудляувеличениямаржинальностипроизводства
целесообразно оценивать свойства различных потоков предприятия путем
комплексного анализа свойств узких фракций.
Для этого сырье установки изодепарафинизации – ДТ, гидроочищенное
при давлении водорода 80 ати на никель-молибденовом катализаторе и ДТ
гидрокрекинга было разогнано на узкие фракции. Проведен комплексный
анализ свойств узких фракций для оценки их применимости в качестве сырья
установки изодепарафинизации на платиновом катализаторе. Были выявлены
закономерности распределения плотности, содержания аренов, н-парафинов,
Тпом, серы и азота в зависимости от фракционного состава. На рисунке 1
приведена зависимость содержания ароматических углеводородов в узких
фракциях ДТ ГО и ДТ ГК от фракционного состава.
30Сравнивая распределение
Содержание ароматических
углеводородов, % масс.

25аренов по фракциям ДТ ГО и
20ДТ ГК видно, что до фракции
15280-290 °С содержание аренов
10больше во фракциях ДТ ГК,
390-К.К.
180-190
190-200
200-210
210-220
220-230
230-240
240-250
250-260
260-270
270-280
280-290
290-300
300-310
310-320
320-330
330-340
340-350
350-360
360-370
370-380
380-390
≤180

начиная с фракции 290-300 °С
Фракция, °С
Гидроочищенное ДТДТ гидрокрекинга
напротив – аренов больше во
Рисунок 1 – Зависимость содержания ароматическихфракциях ДТ ГО. Различия в
углеводородов в узких фракциях гидроочищенного ДТ и ДТ
распределениисодержания
гидрокрекинга от фракционного состава
аренов по фракциям ДТ ГО и
ДТ ГК (также различия и других свойств узких фракций) обусловлены
свойствами сырья и отличающимися условиями процессов получения этих
нефтепродуктов. Поскольку с утяжелением фракционного состава как ДТ ГО,
так и ДТ ГК, содержание аренов в узких фракциях проходит через максимум с
последующим снижением, целесообразно направление на изодепарафинизацию
именно самых тяжелых фракций, так как в процессе изодепарафинизации
конкурирующая реакция гидрирования аренов будет не столь значительна.
Содержание аренов в тяжелых фракциях ДТ ГК ниже, чем в ДТ ГО,
соответственнотяжелыефракцииДТГКподанномупоказателю
предпочтительнее в качестве сырья изодепарафинизации.
Нарисунке2приведена
Плотность, кг/м3

850зависимостьплотностиузких
фракций ДТ ГО и ДТ ГК от
фракционного состава. Вначале с
810утяжелением фракционного состава
происходит увеличение плотности
390-К.К.
≤180
180-190
190-200
200-210
210-220
220-230
230-240
240-250
250-260
260-270
270-280
280-290
290-300
300-310
310-320
320-330
330-340
340-350
350-360
360-370
370-380
380-390

для обоих видов сырья. Далее для
Фракция, °С
Гидроочищенное ДТДТ ГидрокрекингаДТГОплотностьсфракции
Рисунок 2 – Зависимость плотности узких фракций
гидроочищенного ДТ и ДТ гидрокрекинга от270-280 °С выходит на плато, что
фракционного составаобъясняетсяснижением
содержания аренов, плотность которых выше плотности прочих углеводородов.
Для ДТ ГК с фракции 300-310 °С плотность снижается, поскольку имеет место
более значительное снижение содержания аренов. До фракции 320-330 °С
плотность ДТ ГК выше, чем у ДТ ГО, затем наблюдается обратная
закономерность.
В целом, характер кривых, приведенных на рисунках 1 и 2, идентичен.
Это связано с тем, что плотность узкой фракции является функцией
компонентного состава, в том числе и содержания в ней аренов.
На рисунке 3 приведена зависимость содержания н-парафинов в узких
фракциях ДТ ГК и ДТ ГО от фракционного состава. Как видно, обе кривые
идут параллельно друг другу, содержание н-парафинов с утяжелением фракций
возрастает. Содержание н-парафинов в ДТ ГО выше, чем в ДТ ГК.
В тяжелых фракциях обоих нефтепродуктов концентрация н-парафинов
выше, чем в легких фракциях, что будет увеличивать скорость протекания
основной реакции в процессе изодепарафинизации. Однако в связи с тем, что в
тяжелых фракциях ДТ ГК содержаться н-парафины с меньшим количеством
атомовуглерода,этотвидсырьяболееэффективендляпроцесса
изодепарафинизации.
На рисунке 4 приведена зависимость Тпом узких фракций ДТ ГО и ДТ ГК
от фракционного состава. С утяжелением фракций наблюдается рост Тпом для
4040
Содержание н-парафинов, % масс.

Температура помутненя, °С
3520
-20
-40
10-60

5-80
390-К.К.
≤180

390-К.К.
180-190
190-200
200-210
210-220
220-230
230-240
240-250
250-260
260-270
270-280
280-290
290-300
300-310
310-320
320-330
330-340
340-350
350-360
360-370
370-380
380-390

190-200
200-210
210-220
220-230
230-240
240-250
250-260
260-270
270-280
280-290
290-300
300-310
310-320
320-330
330-340
340-350
350-360
360-370
370-380
380-390
Фракция, °СФракция, °С
Гидроочищенное ДТДТ ГидрокрекингаГидроочищенное ДТДТ Гидрокрекинга

Рисунок 3 – Зависимость содержания н-парафинов вРисунок 4 – Зависимость Тпом узких фракций
узких фракциях гидроочищенного ДТ и ДТгидроочищенного ДТ и ДТ гидрокрекинга от
гидрокрекинга от фракционного составафракционного состава

обоих видов сырья. До фракции 300-310 °С Тпом ДТ ГК ниже, чем у ДТ ГО. С
дальнейшим утяжелением имеет место обратная закономерность.
Содержание азота и серы в узких фракциях ДТ ГК значительно меньше,
чем в ДТ ГО. Различие в содержании азота до фракции 350-360 °С не
существенно. Однако для более тяжелых фракций содержание азота во
фракциях ДТ ГО в 3 раза превышает его содержание в аналогичных фракциях
ДТ ГК. Содержание серы в ДТ ГК с утяжелением фракций изменяется мало и
равно 2 ppm. Содержание серы во фракциях ДТ ГО с утяжелением растет, и для
фракции 380-390 °С превышает содержание в ДТ ГК примерно в 5 раз.
Поскольку сера и азот являются каталитическими ядами катализаторов
изодепарафинизации, то ДТ ГК – более предпочтительное сырье для этого
процесса, чем ДТ ГО. Особенно это заметно для тяжелых фракций.
Сравнивая все проанализированные физико-химические свойства узких
фракций ДТ ГК и ДТ ГО можно сделать следующие выводы:
1)Оптимальным сырьем изодепарафинизации является тяжелое ДТ
ГК, содержащее минимум аренов – исходных веществ для конкурирующей
реакции, и незначительное количество каталитических ядов – азота и серы;
2)Оба вида сырья содержат значительное количество фракций, уже
обладающих требуемой Тпом для ДТЗ.
Приразработкемоделирациональногофракционированиясырья
изодепарафинизациинеобходимоучитыватьрассмотренныефакторы:
содержание каталитических ядов, н-парафинов и аренов, содержание фракций,
которые целесообразно выделить из сырья и направить напрямую в ДТЗ.
Следует разделять сырье установки изодепарафинизации на фракции, уже
соответствующиетребованиямпокачествудлятоварныхпродуктов
(количество таких фракций соответствует количеству выпускаемых сортов
топлива,вописываемомслучае–этоДТЗ имежсезонноеДТ с
дополнительными требованиями) и фракцию, которую нужно направить на
изодепарафинизацию для улучшения ее низкотемпературных свойств.
По результатам анализа свойств узких фракций ДТ ГО и ДТ ГК, были
разработаны модели рационального фракционирования для получения ДТЗ
классов 0-4 из этих двух видов сырья. В таблице 1 для примера приведена
модель рационального фракционирования ДТ ГО, а в таблице 2 – ДТ ГК для
получения ДТЗ класса 2 с Тпом минус 22 °С по ГОСТ 32511-2013.
Для получения ДТЗ класса 2 фракции ДТ ГО до 290 °С следует
направлять в ДТЗ (60 % от сырья, Тпом смеси минус 22 °С). Требования по
температуре помутнения ДТЛ минус 5 °С хотя и отсутствует в ГОСТ, но есть в
контрактах на поставку дизельного топлива в Европу, поэтому фракцию
290-330 °С следует направить в ДТЛ (21,9 % от сырья, Тпом смеси – минус 5 °С).
Фракции тяжелее 330 °С (18,1 % от сырья, Тпом смеси – плюс 14 °С)
целесообразно направлять на изодепарафинизацию и далее в ДТЗ.
Таблица1–Модельрациональногофракционированиясырья
изодепарафинизации (анализ узких фракций ДТ, гидроочищенного при 80 ати)
для производства ДТЗ класса 2 (Тпом минус 22°С)
Сод-е
Сод-еПлотн.Сод-еСод-е
Тпом смесин-пара-% масс.Напр-е
ФракцияТпом, °Сароматич.при 20 °С,азота,серы,
фракций, °Сфинов, %от сырьяпотока
у-в, % масс.кг/м3ppmppm
масс.
≤180-11,3-803< 0,33,0 180-190-12,218,2806< 0,33,2 190-200-62,012,719,1809< 0,33,8 200-210-56,013,822,2814< 0,34,2 210-220-44,014,420,2818< 0,34,7 220-230-41,515,419,9822< 0,35,1 -2260,0ДТЗ 230-240-37,016,721,3827< 0,35,6 240-250-33,516,823,2830< 0,36,1 250-260-26,018,823,3834< 0,36,5 260-270-25,019,424,3837< 0,36,8 270-280-20,020,723,9839< 0,37,1 280-290-16,022,223,0839< 0,37,5 290-300-12,023,223,0839< 0,37,8 300-310-9,022,125,5843< 0,38,6 -521,9ДТЛ 310-320-4,521,625,0841< 0,39,0 320-3301,020,928,38410,39,0 330-3405,019,827,78400,39,3 340-3509,018,529,38400,49,8 350-36013,515,633,38390,410,2Депар. 360-37017,01415,127,98430,811,018,1и далее 370-38020,014,930,88421,411,5в ДТЗ 380-39024,013,636,88432,311,7 390-КК28,514,737,384811,917,0 Таблица2–Модельрациональногофракционированиясырья депарафинизации (анализ узких фракций ДТ ГК) для производства ДТЗ класса 2 (Тпом минус 22°С) Сод-е Сод-еПлотн.Сод-еСод-е Тпом смесин-пара-% масс.Напр-е ФракцияТпом, °Сароматич.при 20 °С,азота,серы, фракций, °Сфинов, %от сырьяпотока у-в, % масс.кг/м3ppmppm масс. ≤180< -7920,212,38150,61,4 180-190< -7923,312,38220,61,4 190-200-7924,711,58310,61,4 200-210-7626,011,68340,61,5 210-220-6826,010,38380,61,5 220-230-6628,713,08410,61,6 230-240-5927,012,38430,61,6 240-250-5228,015,28440,61,6 -2271,6ДТЗ 250-260-4826,810,18460,61,7 260-270-4026,515,38480,61,7 270-280-3326,015,88490,61,7 280-290-2725,616,38500,61,8 290-300-2221,417,58480,51,9 300-310-1219,820,58510,51,8 310-320-317,023,18430,51,9 320-330216,420,98390,41,9 330-340616,323,48380,42,0 340-3501214,925,28380,42,0 350-3601813,727,08370,42,1Депар. и 360-370201212,826,18350,42,328,4далее в 370-3802512,227,58350,52,5ДТЗ 380-3903411,229,18340,62,8 390-К.К.3612,135,18380,85,6 ДТ ГК при производстве ДТЗ класса 2 целесообразно делить на две части: фракции до 330 °С (71,6 % от сырья; Тпом смеси – минус 22 °С) направлять в ДТЗ, фракции более 340 °С (28,4 % от сырья; Тпом смеси – плюс 12 °С) направлять на изодепарафинизацию, а затем в ДТЗ. ДТ ГК – лучшее сырье для получения всех классов ДТЗ, процент сырья, который не нужно направлять на изодепарафинизацию для ДТ ГК всегда выше, чем для ДТ ГО. Концентрация аренов, азота и серы в тяжелых фракциях сырья, которые в соответствии с моделью рационального фракционирования целесообразно направить на изодепарафинизацию, для ДТ ГК ниже. Поэтому тяжелаячастьДТГКявляетсяболеепредпочтительнымсырьем изодепарафинизации. Однако, количество дизельного топлива, получаемого на установке гидрокрекинга, меньше по сравнению с количеством топлива с установки гидроочистки, и его недостаточно для обеспечения сырьем типичной установки изодепарафинизации производительностью 100-120 м3/ч. Кроме того, установок гидрокрекинга на территории РФ построено не так много. Поэтому, несмотря на то, что ДТ ГК предпочтительнее, большее практическое значение в качестве сырья изодепарафинизации имеет ДТ ГО. Для других нефтей или для выпуска ДТ с другими характеристиками, моделирациональногофракционированиясырьябудутотличатьсяот предложенных, однако принцип их разработки остается прежним. ПредложенавозможнаятехнологическаясхемапереработкиДТ, позволяющаяреализоватьнапрактикемодельрационального фракционирования сырья изодепарафинизации (рисунок 5). ДТ на установках АВТ разделяется на легкое и тяжелое. Легкое ДТ направляется на гидроочистку под давлением водорода 40 ати, продукт которого является компонентом ДТЗ. Тяжелое ДТ после гидроочистки под давлением водорода 80 ати направляется на разделение в зависимости от требуемого класса ДТЗ. Фракции с Тпом, удовлетворяющимтребованиямкДТЗ,являютсябалластом изодепарафинизации и направляются в товарное ДТЗ. Фракции, которые по Тпом соответствуютмежсезонномуДТ,такжеявляютсябалластоми Бензин направляютсявтоварное Керосин межсезонное ДТ. Более тяжелые Легкое ДТ фракцииподвергаются гидроочистка 40 атиДТЗ Тпом -22 °С АВТ Тяжелое ДТПрисадки изодепарафинизацииизатем гидроочистка 80 атиДТЗ Тпом -22 °С ДТЛ (межсезонное) направляются в ДТЗ. Тпом -5 °С Схема, представленная на Тпом Мазут +14 °С изодепарафинизация рисунке 5, предлагается для Рисунок 5 – Возможная технологическая схема реализацииимеющейсянапредприятии модели рационального фракционирования сырья типичной установки АВТ. На изодепарафинизации этапе нового строительства предлагается схема, представленная на рисунке 6. При выпуске ДТЗ класса 2 и межсезонного ДТ на установке АВТ предлагается выводить 4 боковых погона: керосиновую фракцию; фракцию ДТЗ с Tпом минус 22 °С; фракцию ДТЛ с Tпом минус 5 °С; фракцию ДТ с Tпом плюс 14 °С. ДТЗ с основной ректификационной колонны направляется на установку гидроочистки дизельного топлива при 40 ати, и далее в товарное ДТЗ. ДТЛ (Тпом минус 5 °С) направляется на гидроочистку 40 ати и далее в товарное ДТЛ или межсезонное ДТ. ДТ с Тпом плюс 14 °С направляется на гидроочистку 80 ати, далее на изодепарафинизацию и после в товарное ДТЗ. Преимуществом Бензинсхемы на рисунке 6, являются Керосинболеенизкиекапитальные ДТЗ затраты,посколькуне гидроочистка 40 атиДТЗ Тпом -22 °С АВТ Присадки предусмотрено строительство ДТЛ Тпом -5 °С гидроочистка 40 атиДТЛ (межсезонное) ректификационнойколонны, ДТ гидроочистка 80 атиизодепарафинизация Тпом+14 °С которая необходима по схеме, Мазутизображенной на рисунке 5. Рисунок 6 – Технологическая схема реализации моделиВ главе 4 предлагается рационального фракционирования сырья изодепарафинизации вметодикаразработкии случае нового строительства реализациимодели рационального фракционирования затем, чтобы подход, описанный в главе 3, мог быть применен для увеличения выпуска различных востребованных продуктов из доступного сырья. Методика в виде алгоритма представлена на рисунке 7. 1. Выбрать перечень4. Выполнить разгонку сырья7. Сформировать модель рационального фракционирования данного нефтепродуктов, которыена узкие фракции (10 °С)сырья, определить возможные направления потоков нужно получить Да8. Есть техническая возможность разделить сырьеНет 5. Проанализировать узкиесогласно модели без капитальных затрат? 2. Определить критическиефракции по критическим показатели качествапоказателям качества и нефтепродуктовсвести данные в таблицу 9. Разработать мероприятия для разделения сырья согласно модели 3. Определить возможные6. Компаундировать фракции сырьевые потокис получением частей, уже соответствующих по критическим показателямДа10. Мероприятие экономическиНет нужным нефтепродуктам иэффективно? части, требующей Сырье 1 (2, 3, N)дополнительной переработки 11. Внедрить мероприятие 12. Реализовать разделение сырья согласно модели Рисунок 7 – Методика разработки и реализации модели рационального фракционирования В главе 5 приведен пример реализации модели рационального фракционированиясырьяустановкиизодепарафинизациив ПАО «Славнефть-ЯНОС». С целью сокращения капитальных затрат в 2014 г. была реализована следующая схема фракционирования (рисунок 8): ДТ стриппинга К-3/2 с Тпом минус 22 °С направляется в ДТЗ, ДТ стриппинга К-3/3 с Тпом плюс 5 °С направляется на изодепарафинизацию. При этом количество балластных Бензинфракций в сырье изодепарафинизации – порядка 44 % (в типичном сырье при К-3/1Керосин разделении сырья на два потока доля К-3/2 гидроочистка 40 ати Тпом -22 °С ДТЗбалласта 60 %). Преимущество схемы – АВТ капитальные затраты только на монтаж К-3/3гидроочистка 80 ати Изодепараф.межцеховыхкоммуникаций.После реализации ряда мероприятий в 2017 г. удалось сократить количество балласта до Мазут 26 % и увеличить выпуск ДТЗ на 30 % по Рисунок 8 – Схема получения ДТЗ ПАО «Славнефть-ЯНОС» сравнению со стандартной схемой. На рисунке 9 для примера приведена 450зависимость увеличения выпуска Выпуск ДТЗ, т/ч Без фракционирования ДТЗ класса 2 от доли тяжелых Максимальное выделение балластных 350фракцийсырья,выделенных ректификацией и направленных на фракций 212установкуизодепарафинизации 179200 156ДТГОпроизводительностью 125150 11418,1100 т/ч (по модели из таблицы 1). 100908070605040302010ВыпускДТЗбез Доля выделенных ректификацией тяжелых фракций сырья, направляемых на изодепарафинизацию, % фракционирования – 114 т/ч. По Рисунок 9 – Увеличение выпуска ДТЗ класса 2 по мере приближения к максимальному извлечению балластныхмереприближенияк фракций из сырья изодепарафинизациимаксимальномуизвлечению балласта наблюдается рост выпуска ДТЗ в 4 раза. В главе 6 изучена возможность получения ДТА на установке изодепарафинизации на платиновом катализаторе (ЛЧ-24/7, ПАО «Славнефть– ЯНОС»). Для этого изучены зависимости низкотемпературных свойств изодепарафинизата от температуры входа в реактор и Тпом сырья при неизменных прочих параметрах (таблица 3). Сырьем являлась прямогонная фракция, гидроочищенная на никель-молибденовом катализаторе при давлении водорода 80 ати. Регулирование Тпом производилось за счет изменения соотношений легкого ДТ, отбираемого из стриппинга К-3/2 с Тпом минус 22 °С, и тяжелого ДТ, отбираемого из стриппинга К-3/3 с Тпом плюс 5 °С, в сырье установки предварительной гидроочистки 80 ати. Таблица 3 – Зависимость изменения низкотемпературных свойств изодепарафинизатов от температуры входа в реактор при различных Тпом сырья Низкотемпературные свойства изодепарафинизатов, °С Температура ТпомПТФТпомПТФТпомПТФТпомПТФ помутнения Температура входа в реактор, °С сырья, °С 320325330335 4-22-24-28-29-32-34-34-37 0-26-29-32-34-36-39-37-40 -6-40-44-52-55-59-59-60-58 -9-45-48-71-61-75-61-76-62 -11-50-52-75-61-80-62 не определено График зависимости Тпом изодепарафинизата от Тпом сырья при различных температурах входа в реактор, приведен на рисунке 10. Горизонтальной пунктирной линией изображена Тпом минус 65 °С (требование Министерства Обороны РФ к ДТА). Другие технологические параметры – давление водорода (40 ати), объемная скорость подачи сырья (1,875 ч-1) не изменялись. Из рисунка 10 видно, что при повышении температуры входа в реактор, Тпом изодепарафинизата уменьшается. Однако Тпом изодепарафинизата в большей степени снижается при уменьшении Тпом сырья. Так, при Тпом сырья плюс 4 °С достигнута Тпом изодепарафинизата минус 34 °С, а при Тпом сырья минус 11 °С достигнута Тпом изодепарафинизата минус 80 °С. -80330°СПовышение температуры Тпом ДПФ, °С -70 Требование СТО 08151164-0157-2014 входа в реактор с 320 °С до -60325 °Сприводитк -50существенномуснижению 325°С 320°С -40335°СТпомизодепарафинизата, -30 дальнейшееповышениена -20 4321 0 -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -115 °С дает меньший отклик, Тпом сырья, °С Рисунок 10 – График зависимости температуры помутненияповышениетемпературыс изодепарафинизата от температуры помутнения сырья и330 °С до 335 °С дает уже температуры входа в реактор незначительный отклик. Это связано с началом реакции изомеризации и ее постепенным затуханием из-за падения концентрации н-парафинов в реакционной смеси. Оптимальная Тпом сырья для выполнения требований МО РФ – минус 8-9 °С при температуре входа в реактор 325 °С (вертикальная черта). На рисунке 11 представлена зависимость ПТФ изодепарафинизата от Тпом сырья при различных температурах входа в реактор. ПТФ минус 65 °С, требуемая МО РФ, так и не была достигнута. Из сравнения рисунков 10 и 11 следует, что при Тпом изодепарафинизата ниже минус 59 °С наблюдается закономерность: Тпом ниже ПТФ. Для иллюстрацииэтогоявленияпостроеназависимостьПТФиТпом -80изодепарафинизатовот ПТФ ДПФ, °С -70Требование СТО 08151164-0157-2014глубиныизомеризации -60330°С(рисунок12).Графикна -50325°Срисунке12построендля 335°С320°С -40 температуры входа в реактор -30 325 °С и объемной скорости -20 43210 -1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 подачисырья1,875 ч-1. Тпом сырья, °С Зависимостипридругих Рисунок 11 – График зависимости ПТФ изодепарафинизата от температуры помутнения сырья при различных температурахтемпературах аналогичны. входа в реакторПридостижении Увеличение времениопределенной температуры в Забивка сетки 45 мкмфильтрации через сетку прибора кристаллами парафинов 45 мкм из-за высокойпроцессе охлаждения в ДТ вязкости при низких -80температурахобразуютсякристаллы Тпом, ПТФ ДПФ, °С -70Требование СТО 08151164-0157-2014Тпом ДПФпарафинов,ономутнеет, -60 ПТФ ДПФфиксируетсяТпом.При -50 Точка смены причиндальнейшемохлаждении -40ухудшения прокачиваемостичерез3-7°Скристаллы -30при определении ПТФ забивают сетку 45 мкм на -20 432-1 -2 -3 -4 -5 -6 -7 -8 -9 -10 -11 лабораторномприборе,и Тпом сырья, °С Рисунок 12 – Точка смены причин ухудшения прокачиваемостиобразецДТнеуспевает изодепарафизата через сетку 45 мкм при определении ПТФпрофильтроватьсязаодну минуту. Фиксируется ПТФ. Считается, что при этом кристаллы парафинов забивают топливную систему двигателя. Сформировалось мнение, что ПТФ всегда ниже или равна Тпом. Однако, как видно из рисунка 12, Тпом изодепарафинизата после минус 59 °С становится ниже ПТФ. Кристаллы парафинов еще не образовались, а образец через фильтр уже не прокачивается. Для объяснения данного явления была рассмотрена зависимость времени фильтрациипри определенииПТФот температуры фильтрациидля изодепарафинизатов с разной Тпом, представленная на рисунке 13. Перед достижением времени фильтрации 60 сек., то есть перед фиксациейПТФ, Время фильтрации, сек 55 Т -22°С пом Тпом -60°С характер зависимости различается: 35- до Тпом образца 25минус60°С 20Тпом -68°С Тпом -45°С 15Тпом -37°Спроисходитрезкое 5Тпом -26°Сскачкообразное увеличениевремени -17 -19 -21 -23 -25 -27 -29 -31 -33 -35 -37 -39 -41 -43 -45 -47 -49 -51 -53 -55 -57 -59 Температура фильтрации при определении ПТФ пофильтрации.Это ГОСТ 22254, °С Рисунок 13 – Зависимость изменения времени прокачиванияговорит об увеличении изодепарафинизатов через сетку 45 мкм от температуры фильтрацииколичества кристаллов парафинов при понижении температуры фильтрации и забивании ими фильтра; - при испытании образцов с Тпом минус 60 °С и ниже время фильтрации возрастает монотонно. Видимо прокачиваемость через фильтр ухудшается в связи с увеличением вязкости образца, при столь низких температурах и малом содержании н-парафинов она оказывает решающее влияние на величину ПТФ. Предлагаетсяввеститермин«точкасменыпричинухудшения прокачиваемости при определении ПТФ» (рисунок 12). Точкой смены причин называется Тпом образца, выше которой ПТФ фиксируется из-за забивки фильтракристалламин-парафинов,анижеее–из-заухудшения прокачиваемости через фильтр вследствие повышения вязкости образца при сверхнизких температурах. Зависимость вязкости изодепарафинизата (сырье с Тпом минус 6 °С при температуре входа в реактор 325 °С) от температуры прокачивания приведена на рисунке 14. Красной линией выделена точка смены причин ухудшения прокачиваемости, которая соответствует вязкости порядка 50 сСт. Выявлено, что в области от 40 до минус 20 °С вязкость изодепарафинизата растет плавно, от минус 20 °С до точки смены причин ухудшения прокачиваемости рост ускоряется,послеэтойточки(минус59°С)вязкостьвозрастает Вязкость , сСт140экспоненциально.Вязкость изодепарафинизатаприминус 8059 °Спримерносоответствует вязкостипрямогонногомазута 20при 90 °С, поэтому он и не 20-30-80прокачивается через фильтр. Для Температура, °С обеспечения требований МО РФ для ДТА по ПТФ необходимо снижать вязкость его компонентов. Разработана технология производства ДТА для применения при температуре минус 65 °С и выше. Вязкость снижалась путем введения не менее 20 % керосина гидрокрекинга. Цетановое число керосина не удовлетворяет требованиям МО РФ к ДТА, поэтому при разработке рецептуры необходимо использование цетаноповышающей присадки. С использованием данной рецептуры была наработана опытная партия, прошедшая испытания в ФАУ «25-й ГосНИИ химмотологии МО РФ». В мае 2020 года получено Решение № 21/20 МО РФ о применении в вооружении, военной и специальной технике дизельного топлива для Арктической зоны ДТАЗ-В, высший сорт по ГОСТ РВ 9130-002-2011 произведенного в ПАО «Славнефть-ЯНОС» по СТО 08151164-0157-2014. Выпуск первой в РФ промышленной партии этого топлива произошел в октябре 2021 года. В главе 7 оценена экономическая эффективность внедрения технологий увеличения выпуска ДТЗ и ДТА на примере ПАО «Славнефть-ЯНОС». До 2014 г. ДТЗ получали смешением дизельных и керосиновых фракций, выпуск ДТЗ был на уровне 450 тыс. т/год. С 2014 г. после ввода в действие схемыполученияДТЗнаправлениембалластныхфракцийпомимо изодепарафинизации,выпусквыросдо700тыс.т/год.После усовершенствования схемы выпуска ДТ – рост до 900-950 тыс. тонн/год. Экономическийэффектотвнедренияпатентанатехнологию производства ДТЗ №2535492 составляет 1,51 млрд. руб./год, от внедрения способа переработки нефти по патенту №2664653 – 1,02 млрд. руб./год. Ожидаемый экономический эффект от выпуска ДТА по СТО 08151164-0157- 2014 – около 31,9 млн. руб./мес. (191,4 млн. руб./год (сезон)). ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Проанализированы свойства узких фракций дизельного топлива после гидроочистки при давлении водорода 80 ати на никель-молибденовом катализаторе и дизельного топлива гидрокрекинга. Показаны зависимости содержания серы, азота, ароматических соединений, нормальных парафинов, температуры помутнения и плотности от фракционного состава. 2. Проведен сравнительный анализ состава и свойств узких фракций ДТ ГО и ДТ ГК. Выявлено нелинейное изменение содержания ароматических углеводородов в узких фракциях ДТ ГО и ДТ ГК. 3. Выявлены различия в характере распределения ароматических углеводородов и н-парафинов в узких фракциях ДТ ГО и ДТ ГК, обусловленного свойствами сырья и условиями процессов получения этих нефтепродуктов. 4. Предложен метод комплексного анализа свойств узких фракций потоков НПЗ как инструмента увеличения маржинальности производства. 5. На основе комплексного анализа свойств узких фракций разработаны моделирациональногофракционированиясырьяустановки изодепарафинизации ДТ для производства ДТЗ классов 0-4 (ГОСТ 35511-2013). 6. Предложена методика разработки и реализации рационального фракционирования сырья для увеличения выпуска нефтепродуктов. 7. Показано изменение низкотемпературных (Тпом и ПТФ до минус 80 °С) свойств изодепарафинизата дизельного топлива в зависимости от температуры помутнения сырья при различных температурах входа в реактор. 8.Описанэффектсменыпричинухудшенияпрокачиваемости изодепарафинизата вследствие повышения его вязкости при сверхнизких температурах.Предложентермин«точкасменыпричиннаступления ухудшения прокачиваемости при определении ПТФ». Показан аномальный характер изменения низкотемпературных свойств изодепарафинизата в области сверхнизких температур. 9.Разработана,запатентованаивнедренавпромышленности (ПАО «Славнефть-ЯНОС», 2014 год) технология получения ДТЗ, основанная на направлении на изодепарафинизацию тяжелых фракций дизельного топлива, содержащихтяжелые нормальные парафины(исходные веществадля протекания основной реакции). При этом легкие фракции, уже имеющие требуемую температуру помутнения, направляются в ДТЗ помимо процесса. В 2017 году разработаны и внедрены в промышленности (ПАО «Славнефть- ЯНОС») мероприятия по увеличению выпуска ДТЗ. 10. Разработана технология производства арктического дизельного топлива с температурой применения до минус 65 ºС (традиционное по ГОСТ Р 55475 – до минус 52 ºС). Получено решение МО РФ о возможности применения данного топлива в военной и специальной технике. 11. Экономический эффект от внедрения технологий увеличения выпуска ДТЗ составляет порядка 2 млрд. руб./год. Предполагаемый эффект от выпуска ДТА составляет порядка 190 млн. руб./год. 12. В октябре 2021 года в ПАО «Славнефть-ЯНОС» выпущена первая в РФ (и мире) промышленная партия ДТА по СТО 08151164-0157-2014 (ГОСТ РВ 9130-002-2011) с температурой применения до минус 65 °С. Основное содержание диссертации изложено в следующих работах: 1. Karpov N. V., Vakhromov N. N., Dutlov E. V., Bubnov M. A., Gudkevich I. V., Kapustin V. M., Chernysheva E. A., Rudyak K. B., Fadeev V. V., Borisanov D. V. An ideal model of fractional feed distribution in a dewaxing plant // Chemistry and Technology of Fuels and Oils. – 2021. – Vol. 57, №4. – P. 205-209. 2. Karpov N. V., Vakhromov N. N., Dutlov E. V., Bubnov M. A., Gudkevich I. V., Kapustin V. M., Chernysheva E. A., Sharin E. A., Beresneva E. V., Borisanov D. V. Production of arctic diesel fuel with use temperature up to minus 65 °C // Chemistry and Technology of Fuels and Oils. – 2021. – Vol. 57, №4. – P. 210-214. 3. Борисанов Д.В. Увеличение выпуска дизельного топлива зимнего (ДТЗ) в ПАО «Славнефть-ЯНОС» в 2017-2019 годах // Актуальные задачи нефтегазохимического комплекса. Добыча и переработка: материалы научно-практической конференции (Москва, 21- 22.11.2019 г.). – Москва, 2019. – С. 16-18. 4. Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В., Трухан А.М., Осьмушников В.А., Тресков Я.А. Оценка перспектив маржинальности переработки ряда фракций нефти // Нефтепереработка и нефтехимия. – 2019. – № 2. – С. 3-5. 5. Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В. Разработка и внедрение мероприятий по увеличению выпуска зимнего дизельного топлива в ПАО «Славнефть ЯНОС» в 2017 – 2019 г. // Нефтепереработка и нефтехимия. – 2019. – № 12. – С. 3-8. 6. Никитин А.А., Карасев Е.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Борисанов Д.В. Разработка способа увеличения выпуска дизельного топлива зимнего в ОАО «Славнефть-ЯНОС» // Мир нефтепродуктов. – 2015. – № 9. – С. 14-17. 7. Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В. Инновационное арктическое дизельное топливо производства ПАО «Славнефть- ЯНОС» // Сборник работ лауреатов международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа. – 2020. – с.103-104. 8. Борисанов Д.В. Идеальная модель фракционного распределения сырья установки депарафинизациииувеличениевыпускадизельноготопливазимнегона ПАО «Славнефть-ЯНОС». IX Российский нефтегазовый саммит. Нефтегазопереработка и нефтегазохимия. – 21-22 апреля 2021 года. 9. Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Капустин В.М., Чернышева Е.А., Борисанов Д.В. Технологическая схема ПАО «Славнефть-ЯНОС»» // Мир нефтепродуктов. – 2021. – спец. издание № 1. – С. 13-19. Перечень полученных патентов: 1. Пат. 2464299 Российская Федерация, МПК C10G 45/02. Способ получения зимнего дизельного топлива ЕВРО / Князьков А.Л., Никитин А.А., Лагутенко Н.М., Карасев Е.Н., Пискунов А.В., Борисанов Д.В., Лохматов С.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». – № 2011124058/04; заявл. 14.06.2011; опубл. 20.10.2012. Бюл. № 29. 2. Пат. 2535492 Российская Федерация, МПК C10G 65/14. Способ получения топлива дизельного зимнего / Никитин А.А., Карасев Е.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Гудкевич И.В., Лохматов С.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть- Ярославнефтеоргсинтез». – № 2013134607/04; заявл. 23.07.2013; опубл. 10.12.2014. Бюл. № 34. 3. Пат. 2664653 Российская Федерация, МПК C10G 65/12, C10G 65/14, C10L 1/04, C10L 1/10, C10G 65/02. Способ переработки нефти / Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». – № 2018108719; заявл. 12.03.2018; опубл. 21.08.2018. Бюл. № 24. 4. Пат. 2678453 Российская Федерация, МПК C10L 1/04, С10L 1/08, C10G 45/58, C10G 65/02. Топливо дизельное арктическое / Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». – № 2018134759; заявл. 03.10.2018; опубл. 29.01.2019. Бюл. № 4. 5. Пат. 2678453 Российская Федерация, МПК C10L 1/08, С10L 1/10, C10L 1/23, C10L 1/188, C10L 1/182, C10L 1/00. Арктическое дизельное топливо / Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть Ярославнефтеоргсинтез». – № 2019109546; заявл. 01.04.2019; опубл. 03.02.2020. Бюл. № 4. 6. Пат. 2675853 Российская Федерация, МПК C10L 1/00, C10G 65/00, C10L 1/08. Способ получения дизельного топлива / Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть- Ярославнефтеоргсинтез». – № 2017141522; заявл. 28.11.2017; опубл. 25.12.2018. Бюл. № 36. 7. Пат. 2741708 Российская Федерация, МПК G01N33/22 G01N33/28 G01N25/14. Способ определения оптимальных параметров при получении нефтепродуктов / Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». – № 2019140318; заявл. 06.12.2019; опубл. 28.01.2021. Бюл. № 4.

Актуальность темы исследования
Дизельное топливо (ДТ) – один из наиболее крупнотоннажных продуктов отечественной нефтепереработки. За 2020 г. при общем объеме переработанной нефти 270 млн. тонн на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) страны было произведено 78,02 млн. тонн дизельного топлива, из которых только 37,17 млн. тонн поступило на внутренний рынок [1]. Его большая часть – летние и межсезонные сорта. Однако при этом в Европе, куда осуществляется экспорт этих сортов топлива, наблюдаются тенденции по снижению использования дизельных двигателей по экологическим соображениям, и в перспективе экспорт может снизиться. Кроме того, в РФ строится большое количество установок замедленного коксования, основным продуктом которых является легкий газойль коксования (ЛГК), который после гидроочистки превращается в дизельное топливо. Может сложиться ситуация перепроизводства дизельного топлива летних и межсезонных сортов. В то же время перед нашей страной стоят важнейшие задачи по освоению Северного морского пути и побережья Ледовитого океана. Безусловно, для выполнения описанных задач потребуется значительное количество качественного зимнего и арктического дизельного топлива.
Климатические зоны РФ очень сильно различаются, чего нет ни в одной другой страной мира. Метеоусловия в большей части страны суровые, а зимы продолжительные и холодные. В связи с этим зимнее дизельное топливо (ДТЗ) и арктическое дизельное топливо (ДТА) востребованы в большинстве регионов России.
По данным ЦДУ ТЭК всего за 2019 г. в России произведено 14,61 млн. тонн ДТЗ (с учетом межсезонного ДТ сорта F) и 1,99 млн. тонн ДТА, за 2020 г. – 13,91 и 1,72 млн. тонн соответственно. Лидерами по выпуску ДТЗ являются АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (2019 г. – 1,44 млн. тонн, 2020 г. – 1,45 млн. тонн), ПАО «Славнефть-ЯНОС» (2019 г. – 1,40 млн. тонн, 2020 г. – 1,13 млн. тонн) и
ООО «Лукойл-ПНОС» (2019 г. – 1,10 млн. тонн, 2020 г. – 1,03 млн. тонн). Эти заводы отличает наличие установок депарафинизации дизельного топлива.
Согласно [2] потребление ДТ в России увеличится на 16,2 % (нижний сценарий) или даже на 20,9 % (верхний сценарий) по сравнению с 2018 г. Безусловно, по мере развития северных регионов страны, будет расти потребление ДТЗ и ДТА. Возникает необходимость наращивания объемов производства данных сортов топлива для обеспечения дефицита рынка и обеспечения энергетической стабильности страны в целом. Таким образом, организация и увеличение объема выпуска таких значимых для повышения качества жизни населения и устойчивого развития экономики РФ продуктов нефтепереработки, как зимнее и арктическое дизельное топливо, является крайне актуальным.
Цели и задачи работы
Целью данной работы является разработка методологии увеличения выпуска зимнего и арктического дизельного топлива.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать на базе литературных данных, патентной и нормативной документации существующие разработки в области производства зимнего и арктического дизельного топлива.
2. Выполнить комплексный анализ физико-химических свойств узких фракций гидроочищенного при 80 ати прямогонного дизельного топлива и дизельного топлива гидрокрекинга для оценки их применимости в качестве сырья установки изодепарафинизации.
3. Исследовать распределение ароматических углеводородов и н-парафинов по фракциям гидроочищенного при 80 ати прямогонного дизельного топлива и дизельного топлива гидрокрекинга. 4. Разработать модели рационального фракционирования сырья установки
изодепарафинизации для производства ДТЗ классов 0-4 по ГОСТ 32511-2013.
5. Разработать технологию производства ДТЗ путем оптимизации свойств и
фракционного состава сырья установки изодепарафинизации.
6. Проанализировать изменение характеристик дизельного топлива,
полученного на установке изодепарафинизации, в зависимости от свойств сырья и параметров процесса.
7. Разработать технологию производства арктического дизельного топлива для применения при температуре окружающего воздуха минус 65 °С и выше.
Научная новизна
1. Выявлены зависимости содержания серы, азота, ароматических углеводородов, нормальных парафинов, температуры помутнения (Тпом) и плотности от пределов выкипания узких фракций дизельного топлива, полученного на установке гидроочистки при давлении водорода 80 ати на никель- молибденовом катализаторе, и дизельного топлива гидрокрекинга.
2. Выявлены различия в характере распределения ароматических углеводородов и н-парафинов по узким фракциям гидроочищенного при 80 ати прямогонного дизельного топлива и дизельного топлива гидрокрекинга.
3. Впервые показано изменение низкотемпературных свойств изодепарафинированного дизельного топлива в зависимости от температуры помутнения сырья при различных температурных режимах работы реактора.
4. Показан аномальный характер изменения низкотемпературных свойств изодепарафинизата вследствие изменения механизма структурообразования в области сверхнизких температур.
5. Описан эффект смены причин ухудшения прокачиваемости изодепарафинизата из-за повышения его вязкости в процессе определения предельной температуры фильтруемости (ПТФ). Предложен термин «точка смены причин ухудшения прокачиваемости при определении ПТФ». Практическая значимость
1. Разработана методика увеличения производства зимнего ДТ на основе комплексного анализа свойств узких фракций потоков НПЗ с использованием модели рационального фракционирования сырья.
2. Показано, что оптимальным сырьем установки изодепарафинизации является тяжелая часть дизельного топлива гидрокрекинга.
3. Предложены технологические схемы реализации модели рационального фракционирования сырья установки изодепарафинизации ДТ.
4. Показано применение данной методики как инструмента повышения маржинальности производства за счет увеличения производства зимнего ДТ. Внедрение методики в ПАО «Славнефть-ЯНОС» позволило увеличить выпуск ДТЗ в 2,0-2,5раза по сравнению с производительностью установки изодепарафинизации. Экономический эффект от увеличения выпуска ДТЗ составил более 2 млрд. руб./год. Акты внедрения изобретений и расчет экономического эффекта представлены в Приложении А и Б.
5. Разработана технология производства ДТА по СТО 08151164-0157-2014 (ГОСТ РВ 9130-002-2011) с Тпом не выше минус 65 °С. Предполагаемый экономический эффект от производства ДТА в ПАО «Славнефть-ЯНОС» составит около 31,9 млн. руб./мес. или около 191,4 млн. руб./год. Выпуск первой в РФ (и мире) промышленной партии этого топлива произошел в октябре 2021 года.
Положения, выносимые на защиту
1. Закономерности изменения физико-химических свойств узких фракций прямогонного дизельного топлива, гидроочищенного при 80 ати, и дизельного топлива гидрокрекинга от фракционного состава.
2. Модели рационального фракционирования сырья установки изодепарафинизации дизельного топлива.
3. Целесообразность разделения сырья установки изодепарафинизации дизельного топлива на фракции, уже соответствующие требованиям по качеству для товарных продуктов (количество таких фракций соответствует количеству сортов топлива, планируемых к выпуску) и фракцию, низкотемпературные
свойства которой необходимо улучшить, направив на изодепарафинизацию.
4. Эффект смены причин ухудшения прокачиваемости изодепарафинизата вследствие повышения его вязкости при сверхнизких температурах в процессе определения ПТФ. Термин «точка смены причин ухудшения прокачиваемости при определении ПТФ». Аномальный характер изменения низкотемпературных свойств изодепарафинизата вблизи точки смены причин ухудшения
прокачиваемости.
Степень достоверности результатов исследования
Получены значимые результаты исследований на современном лабораторном оборудовании. Результаты работы являются достоверными, поскольку подтверждены эффективными внедрениями в промышленности, в том числе с постановкой на производство и выпуском новых видов продуктов.
Апробация результатов исследований
Положения данной работы докладывались соискателем на:
– VI международной конференции «Дизель 2016», CREON Energy, Москва, 05.04.2016;
– XVI конференции и выставке по технологиям нефтепереработки России и стран СНГ, ЕРС, Москва, 19-23.09.2016;
– ежегодном конгрессе по нефтехимии и нефтепереработке PRC Russia&CIS, Санкт-Петербург, 30.09-01.10.2019;
– научно-практической конференции РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, ОАО «ВНИПИнефть», Москва, 21-22.11.2019;
– научно-техническом совете БЛПС ПАО «Газпром нефть», Санкт- Петербург, 18.12.2019;
– заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», Казань, 20.07.2020;
– IX Российском нефтегазовом саммите, ENSO, Москва, апрель 2021 г; – XXI конференции и выставке по технологиям нефтепереработки России и
стран СНГ, ЕРС, Москва, 14-17.09.2021.
За разработку и внедрение технологий, описанных в данной работе,
соискатель:
– стал лауреатом конкурса «Инженер года РФ 2014 года»;
– награжден дипломом первой премии «Международного конкурса научно,
научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие топливно-энергетической и добывающей отрасли» Министерства энергетики РФ в 2020 году. Фото дипломов представлены в Приложении В.
Публикации
Содержание работы Д.В. Борисанова опубликовано в научных трудах:
– в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК (согласно п. 12 постановления Правительства РФ No842 от 24.09.2013):
1. Karpov N. V., Vakhromov N. N., Dutlov E. V., Bubnov M. A., Gudkevich I. V., Kapustin V. M., Chernysheva E. A., Rudyak K. B., Fadeev V. V., Borisanov D. V. An ideal model of fractional feed distribution in a dewaxing plant // Chemistry and Technology of Fuels and Oils. – 2021. – Vol. 57, No4. – P. 205-209.
2. Karpov N. V., Vakhromov N. N., Dutlov E. V., Bubnov M. A., Gudkevich I. V., Kapustin V. M., Chernysheva E. A., Sharin E. A., Beresneva E. V., Borisanov D. V. Production of arctic diesel fuel with use temperature up to minus 65 °C // Chemistry and Technology of Fuels and Oils. – 2021. – Vol. 57, No4. – P. 210-214.
3. Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В., Трухан А.М., Осьмушников В.А., Тресков Я.А. Оценка перспектив маржинальности переработки ряда фракций нефти // Нефтепереработка и нефтехимия. – 2019. – No 2. – С. 3-5.
4. Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В. Разработка и внедрение мероприятий по увеличению выпуска зимнего дизельного топлива в ПАО «Славнефть ЯНОС» в 2017 – 2019 г. // Нефтепереработка и нефтехимия. – 2019. – No 12. – С. 3-8. 5. Никитин А.А., Карасев Е.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Борисанов Д.В.
Разработка способа увеличения выпуска дизельного топлива зимнего в ОАО «Славнефть-ЯНОС» // Мир нефтепродуктов. – 2015. – No 9. – С. 14-17.
6. Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Капустин В.М., Чернышева Е.А., Борисанов Д.В. Технологическая схема ПАО «Славнефть-ЯНОС»» // Мир нефтепродуктов. – 2021. – сп. No 1. – С. 13-19.
– в патентах Российской Федерации (согласно п. 11 постановления Правительства РФ No842 от 24.09.2013):
1. Пат. 2464299 Российская Федерация, МПК C10G 45/02. Способ получения зимнего дизельного топлива ЕВРО / Князьков А.Л., Никитин А.А., Лагутенко Н.М., Карасев Е.Н., Пискунов А.В., Борисанов Д.В., Лохматов С.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». – No 2011124058/04; заявл. 14.06.2011; опубл. 20.10.2012. Бюл. No 29.
2. Пат. 2535492 Российская Федерация, МПК C10G 65/14. Способ получения топлива дизельного зимнего / Никитин А.А., Карасев Е.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Гудкевич И.В., Лохматов С.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». – No 2013134607/04; заявл. 23.07.2013; опубл. 10.12.2014. Бюл. No 34.
3. Пат. 2664653 Российская Федерация, МПК C10G 65/12, C10G 65/14, C10L 1/04, C10L 1/10, C10G 65/02. Способ переработки нефти / Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть Ярославнефтеоргсинтез». – No 2018108719; заявл. 12.03.2018; опубл. 21.08.2018. Бюл. No 24.
4. Пат. 2678453 Российская Федерация, МПК C10L 1/04, С10L 1/08, C10G 45/58, C10G 65/02. Топливо дизельное арктическое / Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть Ярославнефтеоргсинтез». – No 2018134759; заявл. 03.10.2018; опубл. 29.01.2019. Бюл. No 4.
5. Пат. 2678453 Российская Федерация, МПК C10L 1/08, С10L 1/10, C10L 1/23, C10L 1/188, C10L 1/182, C10L 1/00. Арктическое дизельное топливо / КарповН.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А.,
Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть – Ярославнефтеоргсинтез». – No 2019109546; заявл. 01.04.2019; опубл. 03.02.2020. Бюл. No 4.
6. Пат. 2675853 Российская Федерация, МПК C10L 1/00, C10G 65/00, C10L 1/08. Способ получения дизельного топлива / Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». – No 2017141522; заявл. 28.11.2017; опубл. 25.12.2018. Бюл. No 36.
7. Пат. 2741708 Российская Федерация, МПК G01N33/22 G01N33/28 G01N25/14. Способ определения оптимальных параметров при получении нефтепродуктов / Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В.; заявитель и патентообладатель ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». – No 2019140318; заявл. 06.12.2019; опубл. 28.01.2021. Бюл. No 4.
– в материалах конференций и нерецензируемых журналах:
1. Борисанов Д.В. Увеличение выпуска дизельного топлива зимнего (ДТЗ) в ПАО «Славнефть-ЯНОС» в 2017-2019 годах // Актуальные задачи нефтегазохимического комплекса. Добыча и переработка: материалы научно- практической конференции (Москва, 21-22.11.2019 г.). – Москва, 2019. – С. 16-18.
2. Карпов Н.В., Вахромов Н.Н., Дутлов Э.В., Пискунов А.В., Бубнов М.А., Гудкевич И.В., Борисанов Д.В. Инновационное арктическое дизельное топливо производства ПАО «Славнефть-ЯНОС» // Сборник работ лауреатов международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа. – 2020. – с.103-104.
3. Борисанов Д.В. Идеальная модель фракционного распределения сырья установки депарафинизации и увеличение выпуска дизельного топлива зимнего на ПАО «Славнефть-ЯНОС». IX Российский нефтегазовый саммит. Нефтегазопереработка и нефтегазохимия. – 21-22 апреля 2021 года.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Публикации автора в научных журналах

    Увеличение выпуска дизельного топлива зимнего (ДТЗ) в ПАО «Славнефть-ЯНОС» в 2017-2019 годах
    Актуальные задачи нефтегазохимического комплекса. Добыча и переработка: материалы научно-практической конференции (Москва, 21- 2019 г.). – Москва, 2– С. 16

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Улучшение низкотемпературных свойств сульфонатных пластичных смазок
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Разработка состава огнестойкой турбинной жидкости на основе 4-трет-бутилированных трифенилфосфатов нового поколения
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Применение высокооктановых изоолефиновых углеводородов при производстве автомобильного бензина
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Разработка противоизносной присадки к топливам для реактивных двигателей на основе жирных кислот растительного происхождения
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Биметаллические палладийсодержащие катализаторы селективного гидрирования ацетилена
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Разработка научно-технологических основ производства резиносодержащих дорожных вяжущих
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Разработка способа переработки растительного сырья и применения получаемых биопродуктов как высокоэнергетических веществ
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».