Разработка современной одежды на основе исторических национальных традиций казачества

Болдырева Леся Михайловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ 10
ОДЕЖДЫ ДЛЯ КАЗАКОВ
1.1 Анализ источников по созданию исторической и современной 10
одежды казачества
1.2 Разработка концептуальной модели процесса проектирования и 17
изготовления современной женской казачьей одежды
1.3 Исследование и систематизация терминологии художественно- 25
декоративных элементов традиционного костюма казачки для
технологических целей производства
1.4 Исследование и классификация ассортимента исторических 32
швейных изделий казачества для целей проектирования современной
этнической одежды
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОВРЕМЕННОЙ И 49
ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖЕНСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ ОДЕЖДЫ
2.1 Маркетинговые исследования предпочтений при выборе 49
современной женской одежды казачества с использованием
исторических традиций
2.2 Исследование и характеристика значимых для современного 60
потребителя признаков женской исторической казачьей одежды
2.3 Исследование орнаментального оформления исторических 70
деталей женской казачьей одежды для технологических целей
производства
2.4 Исследование художественно-декоративных элементов 77
оформления современного комплекта одежды казачек с учетом
региона проживания для технологических целей производства
2.5 Разработка новых подходов к проектированию и изготовлению 88
современной женской одежды с использованием этнических казачьих
мотивов
Выводы по главе 2 93
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И 96
ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ
ИСТОРИЧЕСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА
3.1 Разработка требований к процессу проектирования и 96
изготовления женской одежды казачества
3.2 Разработка методики идентификации современных моделей 102
женских изделий с казачьими мотивами
3.3 Разработка конструктивно-технологических решений 112
современной женской казачьей одежды
3.4 Разработка методики проектирования современной женской 122
одежды на основе исторических национальных традиций казачества
Выводы по главе 3 129
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ МЕТОДА 131
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕНСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ ОДЕЖДЫ
4.1 Формирование структуры базы данных для цифрового 131
проектирования и изготовления современной женской казачьей
одежды
4.2 Формирование дизайн-проекта современных моделей для 140
промышленного производства женской казачьей одежды
4.3 Исходная информация для разработки программно- 146
методического комплекса процесса проектирования и изготовления
современной женской одежды казачества
4.4 Разработка программно-методического комплекса процесса 155
проектирования и изготовления современной женской одежды на
основе исторических национальных традиций казачества
Выводы по главе 4 167
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 170
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 176
Приложение А 185
Приложение Б 198
Приложение В 200
Приложение Г 202
Приложение Д 204
Приложение Е 208
Приложение Ж 212
Приложение З 213
Приложение И 214
Приложение К 221
Приложение Л 224
Приложение М 225
Приложение Н 226
Приложение О 227
Приложение П 230

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, сфор- мулированы цель, основные задачи и методы исследования, отмечена научная новизна и практическая значимость результатов работы.
В первой главе выполнен анализ литературных источников, посвященных вопросам создания исторической и современной одежды казачества.
Установлено, что решение проблемы создания современного костюма с вы- разительной этнической идентификацией казачества на основе системного анали- за, комплексного исследования и систематизации художественно-прикладных особенностей декоративного оформления, конструктивных и технологических решений исторических образцов казачьей одежды, будет способствовать удовле- творению спроса потребительской аудитории, патриотично заинтересованной в отражении этнической принадлежности. Выявлена социокультурная специфика казачества согласно стратегии государственной политики Российской Федера- ции в отношении казачества.
Разработана концептуальная модель процесса проектирования и изготовле- ния современных швейных изделий на основе исторических традиций казачества, что позволило определить круг задач, необходимые информационные и техноло- гические ресурсы для реализации процесса создания современной одежды с при- знаками региональной принадлежности и требований технического уровня со- временного производства (рисунок 1). Реализация модели осуществлена на при- мере ассортимента женской одежды для казачек путем формирования интегриро- ванных базы новых знаний (блок 1), базы данных (блок 2), разработки методики проектирования и изготовления новых моделей швейных изделий (блок 3). Осно- вой для дальнейшей практической реализации концептуальной модели и апроби- рования предложенного метода явилась разработка программно-методического комплекса процесса проектирования и изготовления новых моделей современной женской одежды на основе традиций казачества (блок 4).
Рисунок 1 – Концептуальная модель процесса проектирования и изготовления современных швейных изделий на основе исторических традиций казачества
Задача создания информационной базы модели для ее реализации потребо- вала проведения систематизации терминологии в области проектирования каза- чьего костюма, что обеспечивает ее унификацию на уровне отраслевых доку- ментов.
С целью систематизации разрозненной информации относительно террито- риальных различий разработана классификация ассортимента одежды казачества, которая имеет особую структуру и наглядно отражает специфические особенно- сти одежды женщин-казачек, проживающих в 18 регионах страны. Классифика- ция казачьих общностей является нововведением и базовой основой для целей проектирования и изготовления современной этнической одежды, поскольку определяет специфику каждого региона. Распределение исторического ассорти-
мента изделий казачества в классификации осуществлялось путем ступенчатой конкретизации объектов исследования по трем уровням. Иерархическая связь ха- рактеристик ассортимента казачьего костюма представлена в виде сложной со- ставной системы, сочетающей в себе композиционные, конструктивные и деко- ративные решения, дополненные соответствующими головными уборами.
Вторая глава посвящена исследованию степени преемственности образ- цов современной и исторической женской казачьей одежды. Маркетинговые ис- следования, проведенные в регионах компактного проживания казачества Крас- нодарского, Ставропольского краев и Ростовской области, выявили значитель- ный интерес и востребованность ассортимента современной этнической одежды с ярко выраженной этнической идентификацией. Данные результатов опроса позволили определить структуру и состав информационных массивов базы дан- ных, обеспечивающих повышение качества и эффективность процессов модели- рования и конструирования современной одежды на основе исторических нацио- нальных традиций казачества. Данная структура положена в основу реализации предложенной концептуальной модели.
В результате исследования
ассортимента
всего многообразия основными признаками идентификации старинной одежды казачества приняты характери- стики отличительных особенностей исторических прототипов женской одежды казачек 18-ти регионов европейской части России: особенный внешний вид изде- лия; силуэтное решение; многослойность изделий пакета костюма; используемые материалы для изготовления изделия; вид отделки; зона расположения декора на изделии; орнаментальное оформление изделия; цветовое решение; наличие ак-
сессуаров; наличие головного убора; декоративное оформление головного убора. Для определения наличия признаков исторической казачьей одежды в про- ектируемых современных моделях изделий с казачьими мотивами использован метод экспертных оценок и универсальный программный пакет «Statistica». Ис- ходя из принятого значения каждого признака 7 баллов, в область дальнейшего рассмотрения и использования из вышеуказанного перечня характеристик, отме- ченных экспертами, рекомендованы признаки весомостью более 7 баллов исходя из рассчитанного значения коэффициента согласия (конкордации) W = 0,72, что свидетельствует о высокой степени согласованности мнений экспертов. Эти при- знаки могут быть использованы для оценки идентификации новых видов совре-
менной женской одежды казачек в процессе проектирования. 8
Выявленная структура характеристик положена в основу определения классификационных группировок при разработке классификации исходной ин-

формации для процесса проектирования и изготовления современных женских изделий с элементами казачьей этники. Необходимость разработки классифика- ции определена применением информационных цифровых технологий при раз- работке метода проектирования, базирующегося на предложенной концептуаль- ной модели процесса. Так, например, информационный массив видов отделки эт- нического казачьего костюма включает более 400 вариантов.
Классификационные группировки первого уровня определены в согласова- нии с классификационным признаком региональной принадлежности, структура которой была выявлена на этапе проведения маркетинговых исследований. Она представлена тремя группами регионов проживания женщин-казачек. Первая группа охватывает Урало-Поволжский, Южно-Уральский и Центральный регио-
ны. Вторая группа включает Центральную Азию, Сибирский, Восточно- Сибирский, Дальневосточный Приморский, Забайкальский, Иркутский регионы. Третья группа – Калмыцкий, Астраханский, Кубань, Таманский полуостров, Ро- стовский, Волгоградский, Ставропольский, Краснодарский регионы, Республику Адыгея, Северо-Кавказский, Чечено-Ингушский регионы, Северную и Централь- ную Украину.
Классификация позволяет сформировать шифры, включающие информа- цию о значимых художественно-декоративных элементах художественно- композиционного решения изделия, зонах расположения декора на изделии и яв- ляется основой реализации процесса проектирования в цифровой среде. На ри- сунке 2 представлена структурно-логическая модель формирования шифра зна- чимых художественно-декоративных элементов оформления современного ком- плекта одежды казачек с учетом региона проживания.
Р.01- 18 Э.01-31 МИ.01-09
Регион проживания
Художественно-декоративные элементы
ХДЭ
У .01
У.01-40 МГ.01-07
Зона расположения декора на изделии
Головные уборы
ГУ Зона расположения декора на головном уборе
Р .15
Э.01 МИ.08
МГ .01
Рисунок 2 – Структурно-логическая модель формирования шифра значимых художественно-декоративных элементов оформления современного комплекта одежды казачек с учетом региона проживания
С целью адаптации исторических видов одежды казачества к современным условиям бытования, определена парадигма новых подходов к проектированию и изготовлению современной женской одежды, согласно которой рекомендуется усовершенствовать методику проектирования и изготовления за счет введения этапов поиска исторических прототипов, способов распознавания новых видов современной одежды казачек, выбору оптимальных технологических решений и оцифровке полученных массивов информации.
В третьей главе рассмотрены типовые и, на основе проведенных маркетин- говых исследований, сформулированы специфические требования, которым должна удовлетворять современная одежда с этнической идентификацией. Как показали маркетинговые исследования, важными являются требования четкой зрительной идентификации признаков, позволяющих отнести одежду к конкрет- ной этнической группе, а также требование корректного и исторически грамот- ного отображения в современном изделии исконных исторических особенностей и традиций. В большой степени это обеспечивается наличием обширной инфор- мационной базы об исторических прототипах.
С целью оценки и достижения проектных решений современной одежды для казачества, отвечающих данным требованиям, предложены критерии и методика распознавания в проектируемой современной одежде элементов исторического казачьего костюма, базирующаяся на использовании методов информационных технологий обработки данных информационных массивов специализированной базы «Художественно-декоративные элементы исторического костюма казачек для оформления современной женской одежды». На 1 этапе осуществляется вы- бор региона проживания казачки, для которого будет разрабатываться современ- ная модель одежды; на 2 этапе – выбор исторических прототипов одежды, по внешнему виду соответствующей современной проектируемой модели казачки; на 3 этапе осуществляется определение наличия и тождественности вида художе- ственно-декоративных элементов в современном изделии и историческом прото- типе одежды казачки; на 4 этапе определяется топологии и сопоставление зоны расположения художественно-декоративных элементов или орнамента в совре- менном изделии и историческом прототипе одежды казачки; на 5 этапе определя- ется необходимость дополнения образа наличием и выбором соответствующего вида головного убора в современном костюме и в исторических прототипах ко- стюма казачки; на 6 этапе выполняется экспертная оценка идентичности, выбор показателя идентификации современной проектируемой модели казачки.
В соответствии с концептуальной моделью разработана структурно- логическая модель метода проектирования современной одежды на основе исто- рических традиций казачества, представленная последовательностью этапов, на каждом из которых выполняются проектные процедуры с использованием уста- новленных признаков идентификации (рисунок 3).
Для апробации логики модели, оценки полноты информации сформиро- ванных информационных массивов, выполнена задача разработки дизайн- проектов, конструкторской и технологической документации для изготовления малой серии изделий, состоящей из пяти моделей современных казачьих блуз ма- тине.
Рисунок 3 – Основные этапы метода проектирования и изготовления современной одежды на основе исторических традиций казачества
Четвертая глава посвящена разработке элементов информационной среды для реализации предлагаемого метода проектирования на примере женской одежды для казачек.
Разработан и практически реализован контрольный пример и модели дан- ных информационных массивов специализированной базой данных, уникаль-
ность которой подтверждена свидетельством ФИПС о государственной реги- страции. БД позволяет реализовать выполнение этапов проектирования совре- менной одежды казачек, предусматриваемых предложенной структурно- информационной моделью метода проектирования в информационно-цифровой среде.
Процесс проектирования осуществляется в интерактивном режиме с ис- пользованием программно-методического комплекса (ПМК) ««Программно- методический комплекс процесса проектирования современной женской одежды на основе исторических национальных традиций казачества», что подтверждено полученным свидетельством ФИПС о государственной регистрации программы для ЭВМ. Для разработки программно-методического комплекса выбран про- граммный продукт MySQL Server Management Studio (SSMS). Методологической основой функционирования программно-методического комплекса послужили новые знания об особенностях процессов проектирования современной одежды казачества в результате разработки метода проектирования современной казачьей одежды. На рисунке 4 приведена экранная форма реализации окончательного этапа процесса проектирования.
Рисунок 4 – Пример формирования
итоговой сводной таблицы «Современная модель блузы казачки» в режиме формы
Программная реализация ПМК представляет собой набор из 7 основных модулей «начальный модуль», «выбор реги- она проживания ка- зачки», «ассортимент изделий казачек», «выбор художествен-
но-декоративного оформления одежды», «технический эскиз современного решения изделия», «выбор ме- тодики конструирова- ния одежды», «выбор методов технологиче-
ской обработки и сборки деталей и узлов изделия». В модулях отражаются и хранятся в виде электронных справочников-накопителей текстовая, схемати- ческая и фотографическая информация, согласно которой будет происходить процесс проектирования. Последовательный выбор модулей обеспечит реали- зацию средств взаимодействия пользователя и электронной среды ПМК в процессе эксплуатации. Например, модуль информации в программно- методическом комплексе о методах технологической обработки и сборки деталей и узлов изделий казачества путем обращения в автоматическом режиме к базе данных, выводит на экран каталоги вариантов конструктивно-технологических решений швейных изделий. Информация каталогов-накопителей базы данных содержит схемы обработки деталей одежды, массив текстовой информации с
указанием параметров обработки на конкретный технологически узел. Основное и дополнительное швейное оборудование с техническим описанием, а также па- раметры ВТО представлены электронными таблицами.
Информация, выбранная на первоначальных этапах программы, переносит- ся системой в итоговые таблицы автоматически. На печать выводится текстовая и фото информация, заполненные таблицы в форме стандартных бланков техниче- ского описания на модель, в доступной и понятной для всех программе Mi- crosoftWord. Программно-методический комплекс предполагает использование исходных массивов сведений и отображение полученных проектных решений в автоматическом режиме на экране в блоке вывода формализованного описания. Такой подход обеспечит контроль процесса проектирования на всех стадиях реа- лизации программы.
Пример реализации конструктивно-технологического решения современ- ной женской блузы казачки в автоматизированном режиме представлен на ри- сунке 5.
Рисунок 5 – Конструктивно-технологическое решение современной женской блузы казачки
Использование программно-методического комплекса позволяет получить
итоговый электронный проектный документ в соответствии с логической струк- турой процесса проектирования: «художественный замысел – анализ актуальной социологической информации – анализ информации об исторических казачьих традициях – процесс проектирования современной модели изделия». Выполнение процесса в электронной цифровой среде с применением технических инноваций обеспечивает повышение качества проектирования и интенсификацию труда проектировщиков одежды.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
1 Установлено, что решение проблемы создания казачьего костюма на основе анализа, исследования и систематизации художественно-прикладных особенно- стей декоративного оформления, будет способствовать выявлению, идентифика- ции национальной принадлежности женщины-казачки и соотносится со стратеги- ей государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на период до 2030 года, утвержденной Президентом РФ от
09.08.2020г. N 505. С этой целью необходима разработка новых подходов к про- цессу проектирования и изготовления современных швейных изделий, пользую- щихся повышенным спросом, на основе традиций казачества с использованием большого разнообразия исторических прототипов.
2 Разработана структурно-логическая концептуальная модель, которая позво- лила определить информационный круг задач создания современной одежды ка- зачки с признаками региональной принадлежности женщины, реализация кото- рой осуществлена путем формирования интегрированных базы новых знаний, ба- зы данных, и разработки методологии проектирования и изготовления новых мо- делей швейных изделий. Внедрение разработанной информационной среды про- ектирования будет способствовать эффективной организации промышленного процесса производства новой современной, конкурентоспособной знаковой этни- ческой одежды.
3 По результатам анализа литературных источников и музейных материалов определены 18 регионов нашей страны проживания женщин-казачек. Установле- но, что территориальный признак существенно влияет на художественно- декоративное оформление и ассортиментный ряд изделий. Выполнена система- тизация терминологии, относящейся к предметной области создания современ- ной одежды казачек, с использованием исторических прототипов. Выявлено, что по виду швейного изделия и наличию декора можно установить региональную принадлежность казачки. Это послужило основой разработки методики проекти- рования современной одежды на основе исторических традиций казачества.
4 Впервые представлена систематизация больших массивов разрозненной ин- формации относительно видов ассортимента исторической женской одежды ка- зачек, проживающих в разных регионах нашей страны. Исследование ассорти- мента показало, что в каждом регионе женская казачья одежда имела свои отли- чительные элементы. Ассортиментные данные по территориальным признакам аккумулированы в единой классификации, что способствует формированию но- вых знаний относительно исторической одежды казачек разных регионов нашей страны. Сформированные классификационные схемы являются основой инфор- мативно-цифрового материала при проектировании и изготовлении современной казачьей одежды в этническом стиле.
5 Маркетинговые исследования, проведенные в Краснодарском, Ставрополь- ском краях и Ростовской области выявили значительный интерес и востребован- ность к современной одежде, спроектированной на основе исторических тради- ций казачества. Установлено, что для расширения ассортимента и удовлетворе- ния спроса на оригинальные современные швейные изделия, с использованием этнических казачьих мотивов, подчеркивающих национальную принадлежность, необходимо создавать промышленное производство такой одежды. Это будет способствовать реализации современной интерпретации исторических традиций в одежде казачества, использовании потенциала народной культуры в воспита- нии у молодежи любви к родному городу, краю, и нашей огромной многонацио- нальной стране.
6 Систематизированы признаки исторических этнических костюмов казачек, проживающих в разных регионах нашей страны. Установлено, что основными значимыми признаками исторического костюма казачек, проживающих в разных регионах России, в отличие от изделий других народностей, являются особенные виды одежды, многослойность состава пакета казачьего костюма, многообразие
видов и определенных зон расположения отделочных элементов, наличие нацио- нального головного убора. Выявлены наиболее значимые признаки исторических прототипов казачьей одежды, которые рекомендуется использовать в качестве критериев для распознавания и оценки тождественности современных моделей при проектировании и изготовлении новых видов одежды, что может быть точ- ным индикатором принадлежности женщины к общности казачества.
7 На основе исследований художественно-декоративных элементов историче- ских костюмов казачек разработана классификация исходной информации для процесса проектирования современных женских моделей изделий. С целью со- вершенствования форматирования данных для выполнения процессов проекти- рования и изготовления разработаны классификаторы видов художественно- декоративных элементов оформления исторического костюма казачки, которые явились основой для внедрения цифровых технологий, путем представления упо- рядоченных сведений в электронной базе данных, что позволит повысить эффек- тивность проектных и технологических решений для выпуска новых современ- ных швейных изделий на основе исторических традиций казачества.
8 С целью адаптации исторических видов одежды казачества к современным условиям бытования, определена парадигма новых подходов к проектированию и изготовлению современной женской одежды с использованием этнических каза- чьих мотивов на основе исследования исторического ассортимента, особенностей изделий казачества, и приоритетов в одежде современных женщин-казачек. Со- гласно этой парадигме, рекомендуется усовершенствовать методику проектиро- вания за счет введения этапов поиска исторических прототипов и способов рас- познавания новых видов современной одежды казачек. Одежда, спроектирован- ная и изготовленная в этническом стиле, на основе новых подходов, должна ор- ганично соединить в себе выразительный и колоритный стиль исторического об- раза казачек, который аккумулирует народные мотивы с актуальными тенденци- ями моды.
9 Разработаны требования к процессу проектирования и изготовления совре- менной одежды с позиции этнических подходов, которые базируются на экспе- риментальных исследованиях, выполненных в области и на основе исторических традиций казачества разных регионов нашей страны. Современная одежда каза- чек должна отвечать всему комплексу потребительских и производственных тре- бований, предъявляемых к бытовой одежде, что, в свою очередь, зависит от назначения изделия, условий эксплуатации и возраста женщины. Для проектиро- вания современных изделий на основе традиций казачества, в условиях промыш- ленного производства, сформированы особые требования, которые позволили идентифицировать новые женские модели одежды, как отражение образов исто- рических прототипов.
10 С целью достижения эффективных проектных и технологических решений в создании новых видов изделий с использованием традиций казачества разработа- ны критерии и методика распознавания в современной одежде исторических элементов казачьего костюма с использованием приемов цифровизации сформи- рованных массивов информации. Реализация методики идентификации художе- ственно-декоративных элементов, и зон расположения отделки в исторической казачьей одежде, позволила расширить объем задач систематизации огромных массивов информации при проектировании и изготовлении новых видов одежды казачества. Узнаваемость казачками, проживающими в разных регионах нашей
страны, современных швейных изделий, спроектированных на основе историче- ских прототипов, приведет к повышению имеющегося спроса на новые виды одежды.
11 Разработана методика проектирования и изготовления новых видов совре- менных швейных изделий, сущность, которой заключается в интеграции истори- ческого и современного образа женщины-казачки, использовании массивов си- стематизированных информационных сведений для разработки и внедрения спо- соба идентификации исторических признаков в новых проектируемых современ- ных моделях женской казачьей одежды. Реализация методики позволит проекти- ровать новые виды швейных изделий и использовать промышленные методы конструирования и изготовления современной одежды казачки на основе истори- ческих традиций.
12 . Разработаны состав и структура электронной базы данных с целью исполь- зования цифровых технологий в процессе проектирования и изготовления совре- менной женской казачьей одежды. База данных содержит ранее разрозненные сведения об особенностях исторических изделий казачек, проживающих в 18-ти регионах нашей страны, в виде систематизированных и оцифрованных данных. Использование в условиях швейного производства такой базы данных позволяет оперативно получить необходимую информацию и интенсифицировать процессы поиска новых проектных и технологических решений за счет оперативного вы- бора художественно-декоративных элементов и головных уборов исторической одежды казачества. Получено свидетельство о государственной регистрации ба- зы данных в Федеральном институте промышленной собственности No2019622347 от 12.12.2019г. «Художественно-декоративные элементы истори- ческого костюма казачек для оформления современной женской одежды».
13 В соответствии с систематизированной исходной информацией, представлен- ной в сформированном алгоритме методики процесса проектирования современ- ной женской одежды казачек с этническими мотивами, разработан программно- методический комплекс. Комплекс предназначен для оперативного выбора в ав- томатизированном режиме исторических сведений о видах изделий и художе- ственно-декоративных элементах, путем интеграции с электронной базой дан- ных. Итогом работы является сформированный программно-методический ком- плекс процесса проектирования современной женской одежды на основе истори- ческих традиций казачества, по результатам разработки которого получено сви- детельство ФИПС о государственной регистрации программы для ЭВМ «Про- граммно-методический комплекс процесса проектирования современной жен- ской одежды на основе исторических национальных традиций казачества» No 2021616255 от 19.04.2021 г. Использование программно-методического комплек- са позволило реализовать электронный программный документ в соответствии с логической структурой: «художественный замысел – исторические казачьи тра- диции – процесс проектирования и изготовления современной модели изделия». Результаты работы внедрены на промышленном предприятии города Краснодара «Златошвея», в учебном процессе ФГБОУ ВО Армавирского государственного педагогического университета для студентов, обучающихся по направлению под- готовки: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Дизайн», «Техноло- гия» и для обучения специалистов в области изготовления народной одежды. По- лучены акты внедрения в условиях промышленного производства и в учебный процесс.

Актуальность работы. Мировое сообщество людей на планете земля
представляет сложную социальную структуру. Россия – многонациональная
страна, в которой живут люди, относящиеся к разным нациям, народностям и
этническим группам.
Казаки – это культурно этническая общность людей, проживающих в
разных регионах России. История быта и образа жизни казачества последние
десятилетия привлекает широкое внимание ученых, историографов, литера-
торов, политологов, дизайнеров, органов государственной власти и обще-
ственности. Постоянно повышающийся интерес к народной культуре и непо-
средственно к художественным объектам той или иной национальной при-
надлежности, усиливает потребность в детальном исследовании способов
использования исторических основ в предметной области создания одежды.
Изделия этнического характера давно занимают титул самой востребованной
темы для вдохновения при создании современного костюма.
Особенностью исторической женской казачьей одежды является нали-
чие большого многообразия характерных художественно-декоративных от-
делочных элементов, определяющих принадлежность женщины или девушки
к той или другой общности казачества. Современные швейные изделия с ис-
пользованием этнических мотивов, изготовленные в небольших мастерских,
пользуются повышенным спросом. С целью приобщения молодежи к куль-
турным ценностям, при этом сохраняя историческую память, укрепляя и раз-
вивая преемственность поколений, необходимо поддерживать интерес насе-
ления нашей страны к историческому костюму казачества. Промышленное
производство таких изделий практически отсутствует. Для максимального
удовлетворения потребностей в такой оригинальной одежде, необходимо
проведение исследований в направлении создания методологии проектиро-
вания современной женской одежды с использованием традиций казачества.
В литературных источниках достаточно полно проведены исследования ис-
торической одежды только с точки зрения художественных решений в обла-
сти дизайна. Однако, в этих работах, в большей степени, представлен описа-
тельный дизайнерский характер понятия одежды казачек в отдельно взятых
регионах России, не отражающий особенности проектирования современных
швейных изделий. Известны публикации различной направленности, однако
отсутствует какая-либо целостная концепция исследования относительно ис-
пользования традиционных отличительных признаков исторического костю-
ма казачества в производственных процессах проектирования современной
женской одежды.
Решение проблемы создания казачьего костюма на основе анализа, ис-
следования и систематизации художественно-технологических особенностей
декоративного оформления, будут способствовать выявлению и идентифика-
ции национальной принадлежности. С этой целью необходима разработка
новых подходов к процессу проектирования и изготовления новых видов со-
временных швейных изделий, на основе традиций казачества с использова-
нием большого разнообразия исторических прототипов для организации
промышленного производства одежды и головных уборов, пользующихся
повышенным спросом. Использование информационных технологий по всем
этапам создания женской казачьей одежды позволило разработать новые
подходы к проектированию современной одежды казачек.
Цель диссертационной работы: систематизация разрозненных ин-
формационных сведений относительно исторических видов одежды казаче-
ства для разработки методики проектирования и изготовления, востребован-
ных современных женских изделий на основе исторических национальных
традиций казачества.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены сле-
дующие научные и технологические задачи:
 анализ предметной области создания одежды этнического казачьего сти-
ля;
 разработка концептуальной модели процесса проектирования и изготов-
ления современной женской одежды казачек;
 определение значимых характеристик современной женской одежды ка-
зачества на основе исследования предпочтений представителей этнических
сообществ;
 разработка требований и новых подходов к процессу проектирования и
технологии изготовления современной женской одежды с использованием
этнических традиций казачества;
 систематизация информации предметной области проектирования и
производства современной казачьей одежды на основе исследования истори-
ческих прототипов этнического костюма казачества;
 моделирование процесса и разработка средств реализации проектирова-
ния и изготовления новых современных изделий казачьей одежды;
 разработка методики проектирования и изготовления современной
одежды казачества;
 разработка компонентов информационно-цифровой среды реализации
методики проектирования современной женской одежды казачества.
Объектом исследования является процесс проектирования и изготов-
ления современной одежды с учетом национальной идентификации костюма
казачества.
Предметом исследования является историческая одежда казачек, при-
надлежность женщины к казачьей общности, изготовление и художественно-
декоративное оформление изделий и головных уборов.
Научную новизну работы составляют:
 разработка концептуальной модели процесса проектирования и изготов-
ления современной женской одежды казачества;
 разработка требований к процессу проектирования и изготовления со-
временной женской одежды на основе исторических национальных традиций
казачества;
 исследование и систематизация характерных особенностей историче-
ских художественно-декоративных элементов, присущих различным видам
швейных изделий казачества, используемых в разных регионах России;
 разработка классификаторов видов изделий и художественно-
декоративных элементов оформления исторической одежды казачки для тех-
нологических целей производства с использованием современных методов
цифровых технологий;
 разработка метода проектирования и изготовления современной одежды
казачества.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке метода
автоматизированного проектирования, обеспечивающего создание моделей
современной женской казачьей одежды на основе сформированной инфор-
мационной среды исторических прототипов для национальной идентифика-
ции и индивидуальности образа современной женщины, возрождения и под-
держания патриотических чувств молодежи.
Методы исследования: в работе использованы основные принципы
теории системного анализа, создания баз знаний и баз данных, теоретические
и практические достижения в области проектирования и изготовления швей-
ных изделий, методы экспертных оценок, алгоритмизации и программирова-
ния. При проведении экспериментальных исследований использовались про-
граммные продукты операционной среды Windows XP (Microsoft Word, Mi-
crosoft Excel, Microsoft Access), Statistica, системы автоматизированного про-
ектирования AutoCAD, CorelDRAW, СУБД MySQL.
Личный вклад автора: основные результаты и положения, выноси-
мые на защиту, получены автором лично. Автором самостоятельно проведе-
ны маркетинговые исследования относительно узнаваемости и спроса на
одежду казачества, проживающего в станицах Краснодарского и Ставро-
польского края, Ростовской области России. Проведен анализ и разработаны
классификации регионов проживания казачек, многообразия ассортимента
исторических швейных изделий, декоративного и орнаментального оформ-
ления изделий и головных уборов для технологических целей производства.
Разработана и реализована база данных процесса автоматизированного про-
ектирования современной одежды казачки в цифровой среде. Разработан
программно-методический комплекс процесса проектирования и изготовле-
ния современной женской казачьей одежды с использованием исторических
традиций.
Достоверность проведенных исследований базируется на согласован-
ности аналитических и экспериментальных результатов, использовании ин-
формационных технологий, современных методов и средств. Апробация ос-
новных положений диссертации проводилась в научной периодической печа-
ти и на конференциях.
Практическая значимость работы представлена:
 маркетинговыми исследованиями предпочтений представителей казаче-
ства по выбору современной женской одежды;
 предложенными критериями и методикой идентификации в современ-
ной одежде исторических элементов казачьего костюма с использованием
приемов цифровизации сформированных массивов информации;
 методикой проектирования и изготовления современной женской одеж-
ды с использованием этнических мотивов казачества;
 электронной базой данных и методом автоматизированного проектиро-
вания современной одежды на основе исторических национальных традиций
казачества;
 программно-методическим комплексом процесса проектирования со-
временной женской казачьей одежды с использованием исторических моти-
вов.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы
представлены, обсуждены и одобрены на Международной научно-
практической конференции: Наука и образование: сохраняя прошлое, созда-
ём будущее (г. Пенза, 2019 г.); сборнике научных статей седьмой междуна-
родной научной конференции: Перспективы и опыт использования, пробле-
мы внедрения в производство (г. Казань, 2019 г.); сборнике статей междуна-
родной конференции: Scientificdiscussion (Praha, CzechRepublic, 2020 г.);
сборнике статей международной конференции: EastEuropeanScientificJournal
(Warsaw, Poland, 2020 г.).
Результаты исследования используются в учебном процессе ФГБОУ
ВО АГПУ, при выполнении выпускных квалификационных работ, лекцион-
ных и лабораторных работ по дисциплинам «Декоративно-прикладное твор-
чество народов Кубани», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»,
«Формирование имиджа с помощью одежды», «Технологическое воспитание
молодежи в классах казачьей направленности». Результаты диссертационно-
го исследования проверены в условиях промышленного предприятия, что
подтверждено актами внедрения на швейном предприятии ООО АСК «Зла-
тошвея» г. Краснодара и в учебном процессе ФГБОУ ВО АГПУ.
Публикации. Основное содержание диссертационной работы опубли-
ковано в 10 печатных работах, 4 из которых – статьи в рецензируемых науч-
ных изданиях, рекомендованных ВАК, электронная база данных и программа
для ЭВМ, зарегистрированные в ФИПС, подана заявка на регистрацию про-
мышленного образца.
Структура и объем диссертационной работы. По своей структуре
научно-квалификационная работа (диссертация) состоит из введения, четы-
рех глав, выводов по каждой главе, общих выводов по работе, списка исполь-
зованных источников, приложений. Работа содержит 184 страницы машино-
писного текста без учета приложений, 71 рисунок, 9 таблиц. Список исполь-
зованных источников включает 80 библиографических и электронных источ-
ников. Приложения представлены на 46 страницах и содержат результаты
экспериментальных исследований, заключения учебных и промышленных
организаций.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Research of art-decorative decoration elements historical costume suit
    Scientific discussion (Praha, Czech Republic), VOL 1, No 40, (2020) – p. 3-10;Boldyreva L.M., Zolottseva L.V. Analysis of the conditions of operation of a modern and historical costume for different regions of the cossack's life // East Europe- an Scientific Journal (Warsaw, Poland) #9(61), 2020 part 4 – p. 22-25;

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы