Разработка технологии получения длинномерных деформированных полуфабрикатов из сплавов системы Al-Mg, легированных скандием, и исследование их свойств
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1 1.1
ОБЗОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПАТЕНТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………… 9
Области применения сплавов системы Al-Mg ……………………………………………………… 9
Выбор технологии получения деформированных полуфабрикатов из алюминиевых сплавов системы Al–Mg …………………………………………………………………………………………….. 17
1.2
1.3
1.4
Анализ свойств сплавов системы Al-Mg, легированных переходными металлами … 26 Выводы по главе и постановка задач …………………………………………………………………. 39
ГЛАВА 2
ПОЛУФАБРИКАТОВ ИЗ СПЛАВОВ СИСТЕМЫ Al-Mg-Sc………………………………………………. 40
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ЛИСТОВЫХ
2.1 Выбор сплава для моделирования……………………………………………………………………… 40
2.2 Компьютерное моделирование процесса горячей прокатки крупногабаритных слитков из сплавов системы Al-Mg-Sc для промышленных условий обработки ……………… 50
2.3 Выводы по главе ……………………………………………………………………………………………… 55
ГЛАВА 3 РАСЧЕТ РЕЖИМОВ ОБЖАТИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ ЛИСТОВЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ИЗ СПЛАВОВ СИСТЕМЫ Al-Mg-Sc …………………………………………………………………………………….. 56
3.1 Материалы и методика проведения эксперимента………………………………………………. 56
3.2 Расчет режима обжатий для горячей и холодной прокатки слитков в лабораторных
условиях…………………………………………………………………………………………………………………… 60
3.3 Экспериментальные исследования технологии получения листовых полуфабрикатов в лабораторных условиях, и изучение их структуры и свойств ……………………………………… 65
3.4 Экспериментальные исследования технологии получения листовых полуфабрикатов в промышленных условиях, и изучение структуры и свойств ……………………………………….. 75
3.5 Выводы по главе ……………………………………………………………………………………………… 91
ГЛАВА 4 ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ СВАРНЫХ ОБРАЗЦОВ, ПОЛУЧЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВАРОЧНОЙ ПРОВОЛОКИ ИЗ СПЛАВОВ СИСТЕМЫ Al-Mg, ЛЕГИРОВАННЫХ СКАНДИЕМ ………………………………………………………… 93
4.1. Методика изготовления сварных образцов из плоского проката и испытания на коррозионную стойкость……………………………………………………………………………………………. 93
3
4.2 Разработка технологии получения длинномерных полуфабрикатов в виде прутков и
проволоки из сплавов системы Al-Mg, легированных скандием ………………………………….. 106
4.3 Исследование структуры и свойств прутков и проволоки из сплавов Р-1580 и 01570… …………………………………………………………………………………………………………………….. 114
4.4 Исследование влияния отжига на структуру и свойства проволоки ……………………. 119
4.5 Выводы по главе ……………………………………………………………………………………………. 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….. 126 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………. 128 ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………………………………………………. 142 ПРИЛОЖЕНИЕБ ……………………………………………………………………………………………………….. 143 ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………………………………………………………. 144 ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………………………………………………………. 145 ПРИЛОЖЕНИЕ Д………………………………………………………………………………………………………. 148
Современный уровень развития научно-технического прогресса металлургической и машиностроительной отраслей предъявляет повышенные требования к качеству слитков, полуфабрикатов и конечных изделий из алюминиевых сплавов. Алюминиевые сплавы на основе системы Al-Mg широко используются в судо- и авиастроении в виде листов, плит, штамповок, поковок, профилей и сортового проката, благодаря уникальному сочетанию их функциональных свойств. Вопрос оптимизации технологии производства изделий из известных или новых свариваемых деформируемых термически неупрочняемых алюминиевых сплавов, обладающих высокими показателями прочности и коррозионной стойкости, является актуальным в связи с необходимостью повышения весового совершенства крупногабаритных конструкций, которые находятся в сложнонапряженном состоянии и подвергаются воздействию коррозионной среды, а также знакопеременным нагрузкам.
Сплавы системы Al–Mg характеризуются сочетанием удовлетворительной прочности, сравнительно высокой пластичности, хорошими литейными, коррозионными свойствами и свариваемостью. Уровень прочности этих сплавов в значительной мере зависит от содержания в них основного легирующего компонента – магния.
На современном этапе развития техники большое внимание уделяется изучению комплексного легирования сплавов переходными металлами, такими как Sc и Zr, и их влияния на структуру и свойства деформируемых алюминиевых сплавов. Переходные металлы оказывают эффективное легирующее и модифицирующее действие на структуру сплавов. Комплексно легированные алюминиевые сплавы, наряду с сохранением достоинств алюминия, обладают значительно более высокой прочностью и требуемыми эксплуатационно- технологическими характеристиками: сочетают малую плотность и высокую прочность, что способствует их широкому использованию во многих отраслях народного хозяйства.
В 2014-2015 г.г. ОК РУСАЛ проведен ряд исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку технологии получения лигатуры Al-Sc собственного производства и новых сплавов с ее применением. Исходя из мирового опыта, сплавы со скандием имеют высокий уровень механических свойств и повышенную коррозионную стойкость, кроме того сварные соединения этих сплавов характеризуются самой высокой прочностью. Применение сплавов со скандием в настоящее время сдерживается их сравнительно высокой стоимостью. Однако необходимость снижения массы и металлоемкости конструкций позволяет прогнозировать их широкое применение в недалеком будущем.
Высокий уровень свойств сплавов со скандием делает их перспективным материалом для применения в авиа- и судостроении. В связи с этим актуальной задачей для развития этого
5
направления является получение сплавов с минимальным содержанием скандия, что позволит
снизить себестоимость их производства и расширить рынок сбыта.
Данная работа выполнялась при реализации проекта 03.G25.31.0265 «Разработка
экономнолегированных высокопрочных Al-Sc сплавов для применения в автомобильном транспорте и судоходстве» в рамках Программы комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. No218.
В трудах таких ученых, как В.М. Белецкий, Н.А. Белов, А.А. Бочвар, И.Н. Ганиев, Ю.А. Горбунов, О.Е. Грушко, В.И. Добаткин, Н.Н. Довженко, М.Е. Дриц, В.И. Елагин, В.В. Захаров, В.С. Золоторевский, Е.Н. Каблов, К. Киплинг, В.Л. Колмогоров, В.И. Напалков, Г.Д. Никифоров, И.И. Новиков, В.В. Овчинников, П.П. Побежимов, В.К. Портной, Дж. Рѐйсет, Ю.А. Филатов, И.Н. Фридляндер, Дж. Хэтч, А.И. Целиков, Г.И. Эскин и др. во всем многообразии представлена информация об особенностях изменения структуры, фазового состава, напряженно-деформированном состояния металла и механических свойств алюминиевых сплавов в процессах литья и деформационно-термической обработки [1-24]. Однако, несмотря на это внедрение новых сплавов с повышенными механическими и коррозионными свойствами, расширение сортамента продукции, модернизация оборудования и ужесточение требований по уровню эксплуатационных характеристик изделий, обуславливает необходимость оптимизации составов сплавов, корректировки деформационных режимов и параметров термической обработки.
Целью диссертационной работы является создание комплекса технических и технологических решений для повышения эффективности технологий производства длинномерных деформированных полуфабрикатов из сплавов системы Al-Mg, легированных скандием.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
– разработка нового алюминиевого сплава на основе системы Al-Mg, экономно легированного скандием, с заданным комплексом механических и коррозионных свойств;
– проведение компьютерного моделирования процесса горячей листовой прокатки крупногабаритных слитков в программном пакете DEFORM-3D с учетом реологических характеристик нового сплава;
– расчет режимов горячей и холодной прокатки для получения листовых полуфабрикатов в лабораторных и промышленных условиях;
– проведение экспериментальных исследований по получению деформированных полуфабрикатов по предложенным технологическим режимам обработки;
6
– разработка технологии и исследование свойств сварочной проволоки из исследуемых
сплавов;
– проведение исследований структуры, механических и коррозионных свойств
деформированных, сварных и отожженных полуфабрикатов из нового сплава;
– проведение опытно-промышленного опробования технологий производства
деформированных полуфабрикатов и определение их механических и коррозионных свойств. Научную значимость имеют следующие результаты.
1. На основе изучения влияния переходных металлов на структуру и свойства
сплавов системы Al-Mg предложен новый сплав, экономно легированный скандием, характеризующийся высоким уровнем механических и коррозионных свойств.
2. Получены новые данные по реологическим свойствам сплавов системы Al-Mg, с различным содержанием скандия, в широком диапазоне изменения температурно-скоростных и деформационных параметров обработки.
3. С использованием результатов компьютерного моделирования обоснованы технологические параметры процесса, определены усилия и моменты, и установлены закономерности их изменения при горячей листовой прокатке крупногабаритных слитков из исследуемых сплавов.
4. Установлены закономерности изменения механических свойств листового проката из исследуемых сплавов, полученного горячей и холодной прокаткой в лабораторных и промышленных условиях, в зависимости от деформационных и температурно-скоростных условий обработки.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в следующем.
1. Создана компьютерная 3D модель процесса горячей прокатки длинномерных деформированных полуфабрикатов, применение которой позволяет определить деформационные режимы и энергосиловые параметры для промышленных условий обработки крупногабаритных слитков из алюминиевых сплавов.
2. Разработаны технические условия на катаные полуфабрикаты и технология прокатки крупногабаритных слитков из нового сплава, экономно легированного скандием, с использованием которых в промышленных условиях получены опытные партии листов и рулонов с требуемым уровнем механических и коррозионных свойств.
3. Разработаны и защищены патентами РФ технические решения по конструкции установок и технология совмещенной обработки для получения длинномерных деформированных полуфабрикатов из исследуемых сплавов, с применением которых получены опытные партии сварочной проволоки для изготовления сварных соединений листового металла из нового сплава.
7
4. Результаты исследований внедрены в учебный процесс СФУ и используются для
подготовки бакалавров и магистров по направлению «Металлургия», а также аспирантов по специальности 05.16.05 – Обработка металлов давлением.
Методология и методы исследований базируются на основных законах термодинамики и теории обработки металлов давлением с применением современных методик металлографического анализа и численного моделирования с использованием программного комплекса DEFORM 3D.
На защиту выносятся:
– результаты экспериментальных исследований реологических свойств алюминиевых сплавов системы Al-Mg, с различным содержанием скандия, в том числе экономно легированного;
– результаты компьютерного моделирования процесса горячей прокатки крупногабаритных слитков из алюминиевых сплавов, легированных скандием;
– технологические решения для получения листового проката из нового алюминиевого сплава, экономно легированного скандием, позволяющие изготовить продукцию с требуемым уровнем механических и коррозионных свойств;
– технологические решения для получения длинномерных деформированных полуфабрикатов из сплавов, легированных скандием, с применением методов совмещенной обработки, позволяющие изготовить проволоку с требуемым уровнем эксплуатационных свойств для сварки листового проката из нового алюминиевого сплава, экономно легированного скандием.
Степень достоверности научных положений и полученных результатов доказана применением научно обоснованных методов исследований, компьютерного моделирования и обработки результатов; соответствием результатов исследований, полученных автором, с результатами других исследователей в этой области; практической реализацией полученных результатов.
Основные результаты диссертационной работы доложены и обсуждены на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: Проспект Свободный» (Красноярск, 2016 г.), XX Международной научно-практической конференции «Металлургия: технологии, инновации, качество» (г. Новокузнецк, 2017 г.), XVIII Международной научно-технической Уральской школы-семинара металловедов – молодых ученых (г. Екатеринбург, 2017 г.),IX Международном конгрессе «Цветные металлы и минералы» (г. Красноярск, 2017 г.), 3-ей международной научно-практической молодежной конференции «Magnitogorsk Rolling Practice» (Магнитогорск, 2018 г.),международной конференции МEFORM 2018 (г. Фрайберг, Германия, 2018 г.) и др.
8
Результаты диссертационной работы отражены в 12 печатных трудах, из них 3 статьи в
рецензируемых научных изданиях и 2 патентах РФ.
Настоящая работа является продолжением комплекса научно-исследовательских работ,
выполняемых на кафедре «Обработка металлов давлением» Института цветных металлов и материаловедения (ИЦМиМ) ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (СФУ) в рамках совместной работы с ОК «РУСАЛ». Включенные в диссертацию и выносимые на защиту результаты работы представляют собой часть общих результатов научно- исследовательских работ по рассматриваемой проблеме, и выполнены непосредственно автором работы или в соавторстве.
Работа выполнена при научной консультации канд. техн. наук И.Н. Довженко.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!