Развитие планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Широкая Наталия Викторовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИЙ ТРАНСПОРТНО-
ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ……………………………………………………………………………………… 10
1.1 Развитие системы общественных центров города …………………………………………………. 10
1.2 Планировочная структура территории ТПУ. Компоненты планировочной структуры
и их функциональные характеристики……………………………………………………….. 14
1.3 Анализ отечественных исследований в области градостроительной организации
планировочной структуры территорий транспортно-пересадочных узлов……………………. 21
1.4 Анализ отечественных нормативных документов градостроительного
проектирования в части регулирования развития территорий ТПУ……………………………… 30
1.5 Обзор отечественного практического опыта формирования и развития территорий
транспортно-пересадочных узлов……………………………………………………………………………….. 33
1.6 Обзор мирового опыта организации планировочной структуры территорий
транспортно-пересадочных узлов……………………………………………………………………………….. 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………………………………………… 51
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВОЧНОЙ
СТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ………. 52
2.1 Теоретическая модель исследования. Выбор методов для разработки методики
организации планировочной структуры территории ТПУ…………………………………………… 52
2.2 Разработка системы градостроительных параметров развития транспортно-
пересадочных узлов…………………………………………………………………………………………………… 56
2.3 Алгоритм методики организации планировочной структуры территории
транспортно-пересадочных узлов……………………………………………………………………………….. 59
2.4 Оценка качества градостроительной организации территории транспортно-
пересадочных узлов…………………………………………………………………………………………………… 62
2.5 Определение значений факторов градостроительной организации территории
транспортно-пересадочных узлов……………………………………………………………………………….. 66
2.6 Разработка математической модели по определению площади объектов
общественного назначения в составе ТПУ………………………………………………………………….. 70
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………………………………… 80
ГЛАВА 3 АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВОЧНОЙ
СТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ …….. 81
3.1 Программа, цели и границы проведения проектного эксперимента ………………… 81
3.2 Выбор объектов для проведения проектного эксперимента. Сбор и систематизация
исходных данных………………………………………………………………………………………………………. 83
3.3 Оценка качества градостроительной организации территории транспортно-
пересадочных узлов…………………………………………………………………………………………………… 85
3.4 Описательный анализ исходных данных……………………………………………………………….. 87
3.5 Верификация качественных факторов математической модели……………………………… 90
3.6 Разработка математической модели по определению площади объектов
общественного назначения в составе транспортно-пересадочного узла……………………….. 94
3.7 Анализ результатов проектного эксперимента………………………………………………………. 98
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3…………………………………………………………………………………………… 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….. 103
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ………………………………. 106
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………………………………………… 107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………….. 111
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА…………………………………………………. 119
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема расположения транспортно-пересадочных узлов в
планировочной структуре города Москвы …………………………………………………………………. 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица значений градостроительных параметров
развития ТПУ…………………………………………………………………………………………………………….. 122
ПРИЛОЖЕНИЕ В Значения факторов градостроительной организации территории
ТПУ…………………………………………………………………………………………………………………………… 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты оценки уровня структурной организации территорий
транспортно-пересадочных узлов………….……….……….……….……….……….……….… 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Описательный анализ исходных данных для разработки
математической модели…………..……….……….……….……….……….………………………….. 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Результаты дисперсионного анализа…………………………………………… 141
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Результаты корреляционного анализа ………………………………………. 142
ПРИЛОЖЕНИЕ З Результаты регрессионного анализа …………………………………………… 146
ПРИЛОЖЕНИЕ И Публикации по теме диссертации……………………………………………….. 147
ПРИЛОЖЕНИЕ К Акт о внедрении результатов диссертационного исследования……. 148

Во введении отмечена актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи исследования, определена научная новизна, выявлена теоретическая и практическая значимость научной работы.
Первая глава «Особенности процесса формирования и развития планировочной структуры территорий транспортно-пересадочных узлов»
В настоящем исследовании планировочная структура территории транспортно- пересадочных узлов рассмотрена как целостная территориальная система, включающая в себя взаимосвязанные компоненты. Анализ процесса формирования и развития планировочной структуры территории ТПУ направлен на изучение состава и взаимодействия этих компонентов через исследование осуществляемых в них функциональных процессов.
На основе обзора отечественного градостроительного опыта и научных исследований определена совокупность компонентов, входящих в состав планировочной структуры территории пересадочных узлов. Установлено, что в составе ТПУ принято выделять объекты транспортно-инженерного назначения, которые обеспечивают перемещение и пересадку пассажиров, функционирование и координацию пассажирского транспорта, паркирование автомобильного транспорта, инженерно-техническое обслуживание территории, а также объекты общественного назначения, которые обеспечивают обслуживание пассажиров социальной инфраструктурой и формируют систему общественных центров различного уровня в составе системы пересадочных узлов.
Выявлено, что оценку качества градостроительной организации территории транспортно- пересадочных узлов возможно осуществить в рамках теории о закономерностях самоорганизации территориально-коммуникационных систем с использованием матрицы структурной организации территории.
Вывод по первой главе. Планировочная структура территории транспортно- пересадочных узлов рассмотрена как целостная территориальная система, включающая в себя взаимосвязанные компоненты: объекты транспортно-инженерного назначения и объекты общественного назначения. Оценку качества градостроительной организации территории возможно осуществить в рамках теории о закономерностях самоорганизации территориально- коммуникационных систем.
Вторая глава «Разработка методики организации планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов»
Разработана теоретическая модель процесса формирования и развития планировочной структуры территории ТПУ. Теоретическая модель разработана на основе типологической модели описания градостроительных объектов и представлена в виде пространственной схемы, которая отражает вертикальные связи между компонентами планировочной структуры территории ТПУ и совокупностью градостроительных параметров развития ТПУ (рисунок 1).
Y – совокупность градостроительных параметров развития ТПУ
Рисунок 1 – Теоретическая модель предмета исследования
На основе результатов отечественных исследований и градостроительного опыта в области формирования и развития территории транспортно-пересадочных узлов сформирована система градостроительных параметров развития ТПУ (рисунок 2).
Совокупность градостроительных параметров развития ТПУ представляет собой универсальную систему, пригодную для характеристики как самих градостроительных объектов – компонентов, формирующих планировочную структуру ТПУ, так и осуществляемых в ней функциональных процессов.
Разработанная система включает в себя три блока параметров: транспортно- технологические, социально-экономические, а также параметры землепользования и панировочные характеристики. Три блока включили в себя двадцать параметров, которые были укрупнены в семь соотносимых им количественных и качественных показателей.
Показатели внутри разработанной системы параметров имеют различные единицы измерения, однако рассматриваются комплексно. Разработанная система является открытой, что позволяет менять её состав в зависимости от поставленных целей и задач, особенностей градостроительных условий территории объектов исследования, а также по мере расширения знаний и опыта в области развития планировочной структуры территории ТПУ.
Условные обозначения:
N – планировочная территории ТПУ
n1, n2, n3, n4 – планировочной территории ТПУ
структура
компоненты структуры
Рисунок 2 – Система градостроительных параметров развития ТПУ
Разработана методика организации планировочной структуры территории транспортно- пересадочных узлов, основные этапы которой представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Алгоритм методики организации планировочной структуры территории ТПУ
Методика позволяет на основе выявленных закономерностей развития планировочной структуры территории ТПУ разработать предложения по организации планировочной структуры территории, определить значение площади объектов общественного назначения в составе ТПУ с учётом качества градостроительной организации.
Оценку качества градостроительной организации территории транспортно-пересадочных узлов предусмотрено проводить с использованием матрицы структурной организации территории ТПУ (рисунок 4).
Коэффициенты связности и насыщенности территории характеризуют степень выраженности базовых факторов организации территории в безразмерном виде и изменяются в пределах от 0 до1. В рамках используемого математического аппарата их значения определяются с учетом уровня транспортного обслуживания и уровня обеспеченности территории ТПУ объектами различного функционального назначения.

Условные обозначения:
– ось сбалансированности факторов градостроительной организации территории ТПУ
Зоны градостроительной организации территории транспортно-пересадочных узлов:
– сбалансированного развития территории
– существенных диспропорций градостроительной организации
– максимальных диспропорций градостроительной организации
Рисунок 4 – Оценочная матрица структурной организации территории ТПУ с выделением зон различных типов градостроительной организации
Определение значений коэффициента насыщенности предусмотрено на основе шкалирования значений площади объектов общественного назначения в составе транспортно- пересадочного узла. Определение значения коэффициента связности предусмотрено на основе значений общего уровня пассажирооборота пересадочного узла с учетом наличия и сочетания различных видов пассажирского транспорта в узле, а также категории пересадочного узла в системе ТПУ.
Согласно разработанной методике, территории ТПУ, у которых выявлены существенные диспропорции градостроительной организации, не используются в дальнейшем исследовании с целью разработки математической модели по определению площади объектов общественного назначения в составе ТПУ. Разработка математической модели предусмотрена с использованием методов математической статистики. Выбор используемых методов статистического анализа определяется на этапе описательного анализа исходных данных и зависит от вида распределения их значений. Для оценки вида распределения предложено использовать графические и аналитические методы статистики.
В соответствии с разработанной методикой объясняемой переменной модели является «Площадь объектов общественного назначения»; объясняющими переменными – «Пассажирооборот», «Удаленность от центра», «Площадь зоны размещения ОКС», «Зона города», «Категория ТПУ».
Для верификации разработанной системы градостроительных параметров развития ТПУ и определения статистической значимости качественных показателей модели в разработанную

где 12 – межгрупповая дисперсия; 2 – внутригрупповая дисперсия.
методику включен дисперсионный анализ. В ходе анализа совокупность данных переменной «Площадь объектов общественного назначения» делится на группы по признакам объясняющего фактора, после чего по выделенным группам исследуется степень выраженности исследуемого признака. Основным статистическим показателем дисперсионного анализа является F-значение, которое рассчитывается по формуле (2):
= 12 , ( 2 ) 2
Для выявления статистически значимой связи между количественными переменными внутри групп значимых факторов использован корреляционный анализ, основным статистическим показателем которого является коэффициент корреляции, определяющий силу и направление взаимодействия между количественными переменными. Коэффициент корреляции Пирсона определяется по формуле (3): = ∑ =1( − ̅)( − �)

где – среднеквадратическое отклонение независимой переменной;
(3)
– среднеквадратическое отклонение зависимой переменной; – i-е значение независимой переменной; ̅ – среднее значение независимой переменной; – i-е значение зависимой переменной; � – среднее значение зависимой переменной; n – объем выборки.
Для определения характера и количественных характеристик взаимосвязи переменной «Площадь объектов общественного назначения» и статистически значимых объясняющих переменных была использована совокупность методов, составляющих регрессионный анализ. Результатом регрессионного анализа является разработка математической модели. Включение в регрессионную модель нескольких статистически значимых переменных предусмотрено проводить с учетом поправки на множественные сравнения.
В общем виде формула множественной линейной регрессии представлена формулой (4): � = + + , ( 4 )
01122
где � – расчетное значение регрессии; 1, 2, …, – значения независимых переменных;
0 , 1 , … , – параметры линейной регрессии.
Вывод по второй главе. Разработана теоретическая модель, которая отображает
взаимосвязь между компонентами планировочной структуры территории и совокупностью градостроительных параметров развития транспортно-пересадочных узлов. Разработана система градостроительных параметров развития территории ТПУ. Разработана методика организации планировочной структуры территории ТПУ, которая позволяет на основе выявленных закономерностей развития планировочной структуры территории пересадочных узлов
определить значение площади объектов общественного назначения в составе ТПУ с учетом качества градостроительной организации. Определены и обоснованы используемые методы анализа и представлены формулы расчета.
Третья глава «Апробация методики организации планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов»
Выполнен проектный эксперимент, который подтвердил возможность практического применения разработанной методики. Программа проектного эксперимента состоит из 6 этапов и представлена на рисунке 5.
1 этап
Установление цели и границ проектного эксперимента
2 этап
Выбор объектов для апробации методики исследования
3 этап
Сбор и систематизация исходных данных
Определение значений градостроительных параметров развития ТПУ
4 этап
Оценка качества градостроительной организации территории транспортно-пересадочных узлов. Уточнение совокупности объектов с учетом качества градостроительной организации
5 этап
Проведение расчетов по установлению закономерностей развития планировочной структуры территории пересадочных узлов:
– Описательная статистика
– Дисперсионный анализ
– Корреляционный анализ
– Регрессионный анализ
Разработка математической модели по определению площади объектов общественного назначения в составе ТПУ
6 этап
Анализ результатов проектного эксперимента. Разработка предложений и рекомендаций по проектированию
Рисунок 5 – Программа проектного эксперимента
Для проведения проектного эксперимента выбрана система ТПУ города Москвы. В качестве исследуемой совокупности выбрано 57 узлов агломерационного и районного значения. В ходе проектного эксперимента изучены условия работы и мероприятия по развитию территории, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами, проведены натурные обследования и определены значения параметров градостроительного развития по каждому пересадочному узлу. Схема расположения исследуемых узлов в планировочной структуре Москвы представлена на рисунке 6.

Условные обозначения:
границы г. Москвы
Планировочные зоны города:
центральная срединная периферийная
Категории ТПУ:
агломерационного значения
районного значения
Рисунок 6 – Схема расположения ТПУ в планировочной структуре города Москвы
С учетом уровня транспортного обслуживания и обеспеченности территории объектами различного функционального назначения определены значения коэффициентов связности и насыщенности. Для совокупности исследуемых объектов интервал значений коэффициента связности составил от 0,51 до 0,97, а коэффициента насыщенности от 0 до 0,93.
На основе полученных данных проведена оценка качества и определен уровень диспропорций градостроительной организации территорий. Проведенный анализ показал, что среди исследуемых транспортно-пересадочных узлов 7 узлов агломерационного значения и 34 узла районного значения развиваются сбалансировано в условиях отсутствия существенных диспропорций градостроительной организации.
Определены диспропорции градостроительной организации территории ТПУ районного значения. Построена матрица структурной организации территории, которая отображает пересадочные узлы, развивающиеся сбалансировано и имеющие существенные диспропорции градостроительной организации (рисунок 7).

Рисунок 7 – Оценочная матрица структурной организации территории ТПУ районного значения
На основе полученных результатов уточнена совокупность исследуемых объектов и исключены 24 транспортно-пересадочных узла районного значения, у которых выявлены существенные диспропорции градостроительной организации.
Осуществлен описательный анализ исходных данных и выявлено, что вид распределения исследуемых значений нельзя считать нормальным. На основе этого заключения уточнены методы статистического анализа, используемые в ходе разработки математической модели, обосновано использование непараметрических методов статистического анализа.
Верифицирована система градостроительных параметров развития ТПУ. В ходе дисперсионного анализа не удалось выявить статистическую значимость фактора зоны города, в которой расположен ТПУ, для распределения значений параметра площади объектов общественного назначения в составе ТПУ (F (1,33) = 0,4536, p > 0,05).
Проведен корреляционный анализ и обнаружена статистически значимая взаимосвязь между значениями параметра «Площадь объектов общественного назначения» и следующими переменными:
– средняя положительная корреляция со значениями переменной «Пассажирооборот» (Rs = 0,56; p ˂ 0,05);
– средняя положительная корреляция со значениями переменной «Площадь зоны размещения объектов ТПУ» (Rs = 0,57; p ˂ 0,05).
В ходе регрессионного анализа определены и формализованы характеристики взаимосвязи между параметрами. Построен график математической модели по определению площади объектов общественного назначения в составе ТПУ (рисунок 8).
Рисунок 8 – График математической модели
Модель, отражающая выявленные закономерности развития планировочной структуры территории ТПУ, представлена формулой (5):
X = – 2,57 + 1,41*П + 1,28*S (5) где – значение площади объектов общественного назначения в составе ТПУ (тыс. кв. м); 1 – значение пассажирооборота (тыс.чел./час пик); 2 – значение площади зоны размещения
объектов ТПУ (га).
Подтверждена возможность практического применения результатов исследования.
Разработаны предложения по организации планировочной структуры территории ТПУ«Молодежная» в Москве. Изучены действующие градостроительные условия функционирования и выявлены диспропорции насыщенности (ΔН) территории ТПУ «Молодежная», которые составили 0,17, что соответствует порядка 30,0 (тыс. кв. м). Используя разработанную в рамках исследования математическую модель, определено значение площади объектов общественного назначения в составе транспортно-пересадочного узла с учетом использования имеющихся ресурсов развития, которое составило порядка 60,0 тыс. кв. м.
Построена матрица структурной организации территории ТПУ, на которой представлены существующие диспропорции градостроительной организации (рисунок 9).

– зона сбалансированного развития территорий ТПУ районного значения
– действующие условия функционирования территории ТПУ
А = (Н0; С0) = (0,33; 0,61)
– условия работы
с учетом использования имеющихся ресурсов развития территории ТПУ
В = (Н1; С1) = (0,50; 0,61) Рисунок 9 – Матрица структурной организации территории ТПУ «Молодежная»
Разработаны предложения по использованию результатов исследования в качестве требований в составе нормативных документов градостроительного проектирования.
Выводы по третьей главе. Проведен проектный эксперимент. Верифицирована система градостроительных параметров развития ТПУ. Выявлены и математически формализованы закономерности развития планировочной структуры территории пересадочных узлов. Разработана модель по определению значений площади объектов общественного назначения в составе пересадочных узлов районного значения в Москве. Подтверждена возможность практического применения разработанной методики. Разработаны предложения по организации планировочной структуры территории ТПУ «Молодежная». Разработаны предложения по использованию результатов исследования в качестве требований в составе нормативных документов градостроительного проектирования.
Условные обозначения:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итоги исследования:
1. Данное исследование направлено на развитие научно-методической базы градостроительства, обеспечивающей устойчивое развитие города, в том числе во всестороннем освещении процесса формирования и развития планировочной структуры территории ТПУ.
2. Планировочная структура территории транспортно-пересадочных узлов рассмотрена как целостная территориальная система, включающая в себя взаимосвязанные компоненты. Анализ процесса формирования и развития планировочной структуры территории ТПУ направлен на изучение состава и взаимодействия этих компонентов через исследование осуществляемых в них функциональных процессов.
3. Выполнен аналитический обзор научно-технической литературы, посвященной вопросам формирования и развития территории пересадочных узлов и установлено, что планировочную структуру территории ТПУ составляют компоненты различного функционального назначения: объекты транспортно-инженерного и общественного назначения. Обобщен имеющийся градостроительный опыт по развитию систем общественных центров, который позволил сделать вывод о большом значении обеспечения высокого уровня транспортного обслуживания территорий общественных центров и высокой роли объектов общественного назначения в составе пересадочных узлов.
4. Разработана и верифицирована система градостроительных параметров развития транспортно-пересадочных узлов. Разработанная система включает в себя три блока параметров: транспортно-технологические, социально-экономические, а также параметры землепользования и панировочные характеристики.
5. Оценку качества градостроительной организации территории транспортно- пересадочных узлов предложено проводить с использованием теории о закономерностях самоорганизации территориально-коммуникационных систем в рамках общей теории городского развития.
Анализ включает в себя исследования аналитического характера с применением методов статистической обработки данных, включая шкалирование факторов градостроительной организации территории, коэффициентов связности и насыщенности, а также построение матрицы структурной организации территории с целью выявления диспропорций градостроительной организации территории транспортно-пересадочных узлов.
6. Проведен проектный эксперимент и подтверждена возможность практического применения методики организации планировочной структуры территории транспортно- пересадочных узлов на примере Москвы.
Оценка качества градостроительной организации территорий пересадочных узлов Москвы показала, что 72% исследуемых узлов имеют высокое качество градостроительной организации. Выявлены и математически формализованы закономерности развития планировочной структуры территории ТПУ районного значения Москвы, развивающиеся сбалансированно. Разработана математическая модель по определению площади объектов общественного назначения в составе ТПУ на основе значений пассажирооборота и площади зоны размещения объектов в составе транспортно-пересадочного узла.
7. Определены предельные значения площади объектов общественного назначения в составе пересадочных узлов районного значения с учетом качества градостроительной организации территории.
Для транспортно-пересадочных узлов, имеющих площадь зоны размещения объектов ТПУ до 50 га, предельные значения площади объектов общественного назначения составят:
– от 40 тыс. кв. м для узлов с пассажирооборотом более 30 тыс. чел./час «пик»;
– до 100 тыс. кв. м для узлов с пассажирооборотом менее 30 тыс. чел./час «пик».
Для транспортно-пересадочных узлов, имеющих площадь зоны размещения объектов
ТПУ более 50 га, значение площади объектов общественного назначения необходимо принимать не менее 60 тыс. кв.м.
Разработаны предложения по использованию полученных результатов в составе нормативных документов градостроительного проектирования.
8. Подтверждена возможность практического применения полученных результатов. Разработаны предложения по организации планировочной структуры территории ТПУрайонного значения «Молодежная». Определено значение площади объектов общественного назначения в составе ТПУ, которое составило порядка 60 тыс. кв. м.
Результаты верифицированы с применением оценочной матрицы структурной организации территории. Предложения по организации территории ТПУ, разработанные с учетом качества градостроительной организации территории, позволили устранить диспропорции насыщенности (ΔН=0,17), что обеспечивает условия для сбалансированного развития территории узла.
9. Разработанная методика организации планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов позволяет определить значение площади объектов общественного назначения в составе ТПУ, а также разработать предложения по организации планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов с учётом качества градостроительной организации территории. На основе этих данных возможно проводить оценку и осуществлять выбор оптимального проектного решения из вариантов транспортно- планировочного развития территории ТПУ. Объективность результатов подтверждена при
помощи методов математической статистики, включая дисперсионный, корреляционный и регрессионный анализ.
Рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы.
Разработка исследований, направленных на дальнейшее изучение принципов организации и установления общих закономерностей развития планировочной структуры территории ТПУ, возможна с использованием прочих динамических структурно-функциональных моделей градостроительных систем в рамках общей теории городского развития: каркасно-тканевых, неравномерно-районированных, клеточно-фрактальных.
Методика организации планировочной структуры территории ТПУ с учётом качества градостроительной организации создает научно-методологические основы градостроительного прогнозирования, планирования и проектирования, которые возможно использовать для разработки требований в составе отечественных нормативных документов в части регулирования уровня обеспеченности территории ТПУ объектами различного функционального назначения. Выявленные закономерности развития планировочной структуры территории ТПУ могут быть использованы для введения и обоснования градостроительных регламентов в составе документов градостроительного зонирования в части регулирования предельных показателей разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства применительно к функциональным зонам территорий транспортно-пересадочных узлов.
Рекомендуется использование результатов диссертационной работы на практике при разработке документов по планировке территорий транспортно-пересадочных узлов крупнейших городов.

Актуальность темы исследования.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (ГрК РФ) важнейшей
задачей транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) является обеспечение безопасного и
комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на
другой [1]. Многофункциональный состав застройки транспортно-пересадочных узлов создает
предпосылки для повышения качества обслуживания пассажиров. В составе ТПУ помимо
объектов транспортной инфраструктуры предусмотрено размещение объектов системы
общественных центров различного функционального назначения.
Полицентричность планировочной структуры города обеспечивает распределение мест
приложения труда, крупных объектов торговли, досуга и культуры, социально значимых
объектов равномерно по территории города, что в свою очередь создает предпосылки для
оптимального распределения пассажирских потоков по транспортной сети [25,70].
В настоящее время отечественные нормативные документы содержат требования по
проектированию линейных объектов, а также размещению технических устройств и сооружений
технической инфраструктуры с целью координации пересадки пассажиров между различными
видами транспорта в составе ТПУ. Однако действующая нормативная документация не
регулирует размещение объектов системы общественных центров в составе транспортно-
пересадочных узлов. Отсутствуют научно обоснованные методические рекомендации по
развитию планировочной структуры территории пересадочных узлов с учётом качества
градостроительной организации. Документами градостроительного зонирования не
устанавливаются предельные параметры использования территории транспортно-пересадочных
узлов. Для разработки градостроительных требований, предъявляемых к формированию
территории транспортно-пересадочных узлов, необходимо установление закономерностей
развития их планировочной структуры.
Размещение объектов системы общественных центров различного функционального
назначения в составе транспортно-пересадочных узлов без учёта условий функционирования и
развития планировочной структуры территории может привести к ухудшению качества
градостроительной организации, а также повлечь ухудшение условий работы транспортно-
пересадочных узлов по различным аспектам структурно-территориальной организации:
транспортно-функциональному, визуально-пространственному, историко-культурному,
природно-экологическому и инженерно-техническому.
Степень разработанности темы исследования.
Проведен анализ специальной литературы и исследовательских работ об особенностях
формирования и развития планировочной структуры территории транспортно-пересадочных
узлов. Выполнен обзор нормативных документов, регулирующих градостроительную
деятельность в части развития территории транспортно-пересадочных узлов.
Изучены отечественные научные работы, посвященные исследованию транспортно-
пересадочных узлов. Первые из них разработаны в 60-80 годах XX века и выполнены авторами:
Г.Е. Голубевым, Е.С. Русаковым, Д.С. Самойловым, А.А. Хомицкой (Сопеловской),
Н.В. Правдиным и другими. Дальнейшим исследованием вопросов формирования и развития
планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов посвящены работы
Д.Н. Власова, Е.В. Щербины, Н.В. Данилиной, З.В. Азаренковой, В.Р. Захарова,
С.А. Колесникова, Е.П. Левковской, А.Ю. Михайлова, Т.А. Копыловой, А.А. Шагимуратовой,
П.И. Козлова, Е.И. Семенова, В.А. Щуровой, Н.Ю. Еврееновой других авторов.
Изучены научные исследования, посвященные проблемам формирования,
функционирования и развития систем общественных центров в разнообразных
градостроительных условиях, а также структурно-функциональным особенностям и содержанию
общественных центров города, закономерностям пространственной и функционально-
планировочной организации территорий общественных центров, которые разработали авторы
В.Л. Кулага, В.Г. Курышев, И.Р. Федосеева и другие. Особое внимание уделено исследованиям,
посвящённым изучению интеграции общественных центров с транспортными коммуникациями
регионального и городского значения, выполненные авторами Е.С. Прониным, Е.З. Чучмаревой,
Л.И. Соколовым, Ю.М. Моисеевым, В.Т. Шимко, А.И. Урбахом и другими авторами.
Изучены научные работы, посвященные исследованию различных моделей структурной
организации градостроительных объектов в рамках общей теории городского развития, а также
методикам оценки качества градостроительной организации территории транспортно-
пересадочных узлов. К данной группе относятся труды ученых А.Э. Гутнова, И.Г. Лежавы,
О.А. Баевского, М.В. Гостева и других авторов.
На основе анализа литературных источников, научно-исследовательских работ и
нормативных градостроительных документов сделан вывод об изученности проблемы,
обозначенной в настоящем исследовании:
– на сегодняшний день отсутствуют научно обоснованные методические рекомендации по
развитию планировочной структуры территории ТПУ с учётом качества градостроительной
организации;
– действующая нормативная документация не регулирует предельные параметры
использования территорий транспортно-пересадочных узлов, а также уровень обеспеченности
территории объектами различного функционального назначения;
– в настоящее время документами градостроительного зонирования не регламентируются
предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального
строительства применительно к функциональным зонам территорий ТПУ.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс развития
планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов подчинен
закономерностям, характер которых определяется взаимосвязью между компонентами
планировочной структуры территории ТПУ и градостроительными параметрами развития
пересадочных узлов.
Целью исследования является выявление закономерностей развития планировочной
структуры территории транспортно-пересадочных узлов для разработки основ
градостроительного прогнозирования, планирования и проектирования территорий ТПУ.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
– обобщить имеющийся градостроительный опыт и выполнить аналитический обзор
научно-технической литературы, посвященной вопросам формирования и развития
планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов;
– разработать теоретическую модель, описывающую взаимосвязь между компонентами
планировочной структуры территории ТПУ и градостроительными параметрами развития
транспортно-пересадочных узлов;
– разработать и верифицировать систему градостроительных параметров развития
транспортно-пересадочных узлов;
– выявить и математически формализовать закономерности развития планировочной
структуры территории транспортно-пересадочных узлов;
– разработать методику организации планировочной структуры территории транспортно-
пересадочных узлов с учётом качества градостроительной организации;
– провести проектный эксперимент и подтвердить возможность практического
применения методики организации планировочной структуры территории транспортно-
пересадочных узлов: провести оценку качества градостроительной организации планировочной
структуры территории ТПУ крупнейшего города, а также разработать математическую модель
по определению площади объектов общественного назначения в составе транспортно-
пересадочных узлов.
– разработать рекомендации по использованию полученных результатов в качестве
требований в составе нормативных документов градостроительного проектирования, а также
порядок их применения в ходе подготовки документов по планировке территории транспортно-
пересадочных узлов.
Объект исследования – транспортно-пересадочный узел
Предмет исследования – закономерности формирования и развития планировочной
структуры территории транспортно-пересадочных узлов.
Научная новизна работы состоит в том, что:
− впервые выявлены и математически формализованы закономерности развития
планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов, установлены
характеристики взаимосвязи между параметрами, определяющими эти закономерности;
− разработана методика организации планировочной структуры территории
транспортно-пересадочных узлов с учётом качества градостроительной организации;
− разработана математическая модель по определению площади объектов
общественного назначения в составе транспортно-пересадочных узлов районного значения
Москвы.
Теоретическая значимость работы состоит в развитии научно-методической базы
градостроительства, обеспечивающей устойчивое развитие городской транспортной
инфраструктуры, в том числе во всестороннем освещении процесса формирования и развития
планировочной структуры территории ТПУ, а также в проведении анализа по выявлению
закономерностей развития планировочной структуры территории ТПУ на основе методов
математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики, в рамках
которой возможно определить значение площади объектов общественного назначения в составе
пересадочных узлов, а также разработать предложения по организации планировочной
структуры территории транспортно-пересадочных узлов с учётом качества градостроительной
организации территории транспортно-пересадочных узлов.
Методология и методы исследования включают в себя научное обобщение теории и
практики формирования, функционирования и развития планировочной структуры территории
транспортно-пересадочных узлов. В ходе сбора и систематизации исходных данных
предусмотрено использование статистических методов, которые включают в себя сбор
информации стохастического характера, а также агрегацию данных из различных источников
специфично статистическими методами.
Оценка уровня структурной организации территории транспортно-пересадочных узлов
включает в себя исследования аналитического характера с применением методов статистической
обработки данных, включая шкалирование значений факторов градостроительной организации
территории ТПУ, а также построение оценочной матрицы структурной организации территории
пересадочных узлов.
Расчеты по установлению и математической формализации закономерностей развития
планировочной структуры территории пересадочных узлов проведены с использованием
методов по инструментарию и месту применения являющиеся мыслительными лабораторными
методами, которые включили в себя аналитический, графический и вычислительный характер
использования. Методы обработки информации включают в себя совокупность методов в рамках
дисперсионного, корреляционного и регрессионного анализов.
Методы верификации результатов исследования сводятся к механизмам используемых
методов математической статистики, которые обладают внутренними механизмами
верификации результатов исследования.
Положения, выносимые на защиту:
− методика организации планировочной структуры территории транспортно-
пересадочных узлов с учетом качества градостроительной организации;
− наличие закономерностей развития планировочной структуры территории ТПУ;
− математическая модель по определению площади объектов общественного
назначения в составе ТПУ.
Личный вклад соискателя состоит в:
− разработке теоретических положений, изложенных в диссертации;
− подготовке и проведении проектного эксперимента на примере системы транспортно-
пересадочных узлов города Москвы;
− апробации математической модели по определению площади объектов общественного
назначения в составе транспортно-пересадочных узлов;
− подготовке публикаций и докладов по результатам диссертационной работы.
Степень достоверности результатов работы. Достоверность теоретических положений
работы, результатов и выводов работы определяется обобщением многолетних отечественных и
зарубежных научных исследований, а также практического опыта по вопросам формирования,
функционирования и развития планировочной структуры территории ТПУ, использованием
действующих нормативно-правовых актов и данных официальных информационных ресурсов, а
также применением апробированных методов исследования, сопоставимостью теоретических и
экспериментальных разработок. При помощи методов математической статистики удалось
подтвердить наличие закономерностей развития планировочной структуры территории
пересадочных узлов, установить характеристики параметров, определяющих эти
закономерности.
Апробация результатов работы
Результаты исследования были представлены в научных докладах и выступлениях на 4
научно-практических конференциях: «Интеграция, партнёрство и инновации в строительной
науке и образовании» (Москва), «XX Международная межвузовская научно-практическая
конференция студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых» (Москва), «XXI International
Scientific Conferenceon Advanced In Civil Engineering» (Москва), «Международная научно-
практическая конференция «Устойчивое развитие территорий» (Москва).
Основные результаты теоретических и экспериментальных исследований приняты к
практическому применению в работе ГАУ «Института Генплана Москвы».
Публикации
Материалы диссертации достаточно полно изложены в 8 научных публикациях, из
которых 3 работы опубликованы в журналах, включенных в Перечень рецензируемых научных
изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на
соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень
рецензируемых научных изданий), и 1 работа опубликована в журналах, индексируемых в
международных реферативных базах Scopus, Web of Science и других. В диссертации
использованы результаты научных работ, выполненных Н.В. Широкой – соискателем ученой
степени кандидата технических наук – лично и в соавторстве. Список опубликованных научных
работ приведен в Приложении И.
Объем и структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка сокращений и условных
обозначений, словаря терминов, списка литературы, списка иллюстративного материала и
10 приложений. Содержит 148 страниц машинописного текста, 44 рисунка, 7 таблиц и списка
литературы на 125 наименования.
Содержание диссертации соответствует требованиям, изложенным в п.п. 2,3,4 Паспорта

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Развитие планировочной структуры территории транспортно-пересадочных узлов»

    Публикации автора в научных журналах

    Закономерности в развитии пересадочных узлов
    Градостроительство. - 2- No 2 (42). - с. 6-Широкая Н.В. Определение ёмкости полифункциональных зон интермодальных пересадочных узлов // Интеграция, партнёрство и инновации в строительной науке и образовании 2016: сб. материалов Международной научн. конференции. – Москва: МГСУ, 2– с. 109
    Нормирование состава транспортно-пересадочных узлов
    Строительство - формирование среды жизнедеятельности: сб. трудов XX Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых. – Москва: МГСУ, 2– с. 217-Власов Д.Н., Широкая Н.В. Проблемы нормирования застройки в составе транспортно- пересадочных узлов// Сб. материалов Международной научн. конференции «Градостроительство» МГСУ. – Москва: МГСУ, 2– с. 98

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету