Развитие правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата в России, Германии и Франции

Никонов Родион Валентинович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМЫ
§1. Климат и его изменение: эколого-правовой и краткий естественнонаучный аспекты
§2. Международные соглашения как основа для формирования национального законодательства по предупреждению изменения климата
§3.Принципы правового регулирования по предупреждению изменения климата, их отражение в законодательстве России, Германии и Франции
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
§1. Источники экологического права в сфере предупреждения изменения климата
§2. Правовое регулирование сокращения эмиссии парниковых газов в России 93 §3. Зарубежный опыт правового регулирования сокращения эмиссии парниковых газов на примере Германии и Франции
§4. Правовое регулирование по предупреждению изменения климата на региональном и местном уровнях
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ
§1. Правовое регулирование в сфере энергетики по сокращению выбросов парниковых газов
§2. Правовое регулирование в сфере транспорта по сокращению выбросов парниковых газов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, его методология, эмпирические и теоретические основы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту, а также данные об апробации результатов
исследования и структура работы.
В первой главе «Изменение климата как экологическая и эколого-
правовая проблемы», состоящей из двух параграфов, исследуются основные теоретические аспекты правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата.
В первом параграфе «Климат и его изменение: эколого-правовой и краткий естественнонаучный аспекты» рассматривается изменение климата, вызванное антропогенными факторами, и наблюдаемые в настоящее время и прогнозируемые последствия на Земле в связи с изменением климата. Данный аспект в диссертационном исследовании связан с актуализацией хозяйственной деятельности человека как основного фактора, оказывающего влияние на изменение климата.
На основании анализа зарубежных нормативно-правовых актов по климатической проблематике, автор делает вывод, что в них используются формулировки: «охрана климата» (Германия), «борьба с изменением климата» (Франция). В Российском законодательстве на сегодняшний день в правовых актах указанные или близкие им по смыслу формулировки отсутствуют.
Учитывая, что проблемы, связанные с изменением климата, являются доминантой развития современного мира, а риски, связанные с ним, несут глобальные угрозы, существует объективная необходимость применения
близкого по смыслу понятия в российском законодательстве; таким понятием может выступать «предупреждение изменения климата».
Диссертантом на основе краткого анализа концепции о правовой модели, разработанной в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП), делается вывод о целесообразности использования ее положений при разработке модели правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата.
Во втором параграфе «Международные соглашения как основа для формирования национального законодательства по предупреждению изменения климата» рассматриваются международные соглашения по проблеме изменения климата, которые в итоге привели к формированию нормативного правового регулирования в данной сфере на уровне отдельных государств.
В третьем параграфе «Принципы правового регулирования по предупреждению изменения климата, их отражение в законодательстве России, Германии и Франции» диссертантом на основании теоретического анализа основных международно-правовых документов в сфере предупреждения изменения климата делается вывод о том, что международные соглашения по проблеме изменения климата основываются на общепринятых принципах международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, а также на специальных принципах, сформулированных в РКИК ООН: общей, но дифференцированной ответственности; предосторожности; устойчивого развития; международного сотрудничества; признание особого статуса развивающихся и наиболее уязвимых стран (ст. 3)6.
6
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml (дата обращения: 20.04.2021)
Определены общие подходы к имплементации в законодательстве Германии и Франции принципов права, которые могут быть полезными и для российского законодательства:
‒ законодательно закреплены сроки последовательных периодов с целевыми показателями сокращения выбросов парниковых газов, а также конкретные сроки достижения углеродного нейтралитета с учетом амбициозности определяемых на национальном уровне вкладов; установлен
экономический механизм стимулирования сокращения выбросов парниковых газов путем введения квот («загрязнитель платит»). Данные подходы позволяют отразить в законодательстве принцип общей, но дифференцированной ответственности;
‒ в нормативных правовых актах приводится «объявление о действии», то есть ставится цель «охраны климата» (в Германии), «борьбы с изменением климата» (во Франции); определено «содержание обязательств о действии» по сокращению выбросов парниковых газов, что позволяет отразить в них принцип предосторожности;
в законах, относящихся к сфере правового регулирования в секторах

энергетики и транспорта, оказывающих наибольшее влияние на изменение климата, закреплены обязательства по снижению выбросов парниковых газов для топливной энергетики, увеличению производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии с указанием конкретных объемов; в формулировке цели закона указывается цель защиты климата – такой подход позволяет отразить в них принцип устойчивого развития;
‒ европейская система торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU-ETS) позволяет реализовать принцип международного сотрудничества.
Вторая глава «Правовое регулирование в России, Германии и Франции по предупреждению изменения климата» состоит из четырех параграфов, в которых характеризуются источники экологического права в сфере предупреждения изменения климата, правовое регулирование сокращения эмиссии парниковых газов в России, зарубежный опыт правового

регулирования сокращения эмиссии парниковых газов на примере Германии и Франции и предупреждения изменения климата на региональном и местном уровнях.
В первом параграфе «Источники экологического права в сфере предупреждения изменения климата» выявляются и исследуются с целью сравнительного анализа источники экологического права по предупреждению изменения климата России, Германии и Франции.
Проанализировав законодательство Российской Федерации в сфере предупреждения изменения климата, автор приходит к следующим выводам.
В России климатическое регулирование осуществляется главным образом на подзаконном уровне (за исключением Федерального закона от 04.11.2004 No 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата»). На сегодняшний день не разработана надлежащая законодательная база в виде специальных федеральных законов, направленных на предотвращение изменения климата.
Изучение нормативных правовых актов Германии позволило выявить, что с начала 2000-х гг. в стране принимались законы, которые относятся к сферам эколого-правового регулирования в области развития возобновляемых источников энергии, улавливания и хранения углерода. «Закон о
возобновляемых источниках энергии» (Erneuerbare-Energien-Gesetz (EEG) от 21.07.2014; Закон «Об улавливании и хранении углерода» от 17.08.2012 (Gesetz zur Demonstration der dauerhaften Speicherung von Kohlendioxid (Kohlendioxid-Speicherungsgesetz – KSpG); «Закон об энергии морского ветра» (Offshore Wind Energy Act (WindSeeG 2017) от 01.01.2017, в которых, наряду с другими целями, закреплена цель охраны климата.
Диссертантом отмечается, что в ноябре 2016 г. Федеративное правительство Германии утвердило «План по защите климата к 2050 году – долгосрочную стратегию Германии по защите климата» (Der Klimaschutzplan 2050 – Die deutsche Klimaschutzlangfriststrategie), который направлен на
выполнение страной Парижского соглашения. Для юридического обеспечения выполнения обязательств указанного Соглашения в Германии был принят «климатический пакет», который является основой долгосрочной климатической политики страны и включает два документа – Федеральный закон «Об охране климата» от 12.12.2019 (Bundes-Klimaschutzgesetz (KSG) и Политическую программу мер «Федеральная программа по охране климата 2030 для реализации плана по охране климата на 2050 год»
(Klimaschutzprogramm 2030 der Bundesregierung zur Umsetzung des Klimaschutzplans 2050) (далее – Программа по охране климата 2030).
Изучение законодательства Франции позволило сделать вывод, что, как и в Германии, в принимаемых законах в сфере эколого-правового регулирования в области развития возобновляемых источников энергии, наряду с другими целями, была закреплена борьба с изменением климата (Закон «Основы энергетической политики» 2005 г. (No 2005-781 Energy Policy Framework), «Закон об энергетическом переходе к зеленому росту» (Loi n° 2015-992 du 17 août 2015 relative à la transition énergétique pour la croissance verte).
Для реализации целей по Парижскому соглашению во Франции был принят «Закон об энергетике и климате» от 8.11.2019 (Loi n° 2019-1147 du 8 novembre 2019relative à l’énergie et au climat), в котором, в частности,
указывается, что закон определяет цели и приоритеты действий национальной энергетической политики для реагирования на экологическую и климатическую чрезвычайную ситуацию.
Таким образом, для национального экологического законодательства Германии и Франции предупреждение изменения климата является приоритетной целью. В российском законодательстве предупреждение изменения климата, как цель правового регулирования, требует юридического закрепления. Дальнейшее развитие законодательства России в сфере предупреждения изменения климата связано с Парижским соглашением и с
имплементацией принципов международного права по предупреждению изменения климата.
Во втором параграфе «Правовое регулирование сокращения эмиссии парниковых газов в России» проводится анализ законодательства России, направленного на снижение выбросов парниковых газов в целях выполнения международных обязательств как Стороны международных соглашений по климату.
Диссертантом приводятся сведения о выполнении России как Стороны РКИК ООН и Киотского протокола обязательств по созданию национальной системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, принятии ряда нормативно-правовых актов по снижению выбросов парниковых газов.
Отмечается, что в настоящее время ведется работа над законопроектом «Об ограничении выбросов парниковых газов»» и проектом «Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», которые призваны обеспечить выполнение Россией своих обязательств по Парижскому соглашению.
В законопроект включены понятия: «парниковые газы», «углеродные единицы» и другие необходимые для углеродного регулирования понятия. Отмечается, что ключевым подходом к реализации национальных обязательств по Парижскому соглашению является осуществление климатических проектов с зачислением углеродных единиц на счет исполнителя климатического проекта, оборотом углеродных единиц в рамках таких проектов.
В третьем параграфе «Зарубежный опыт правового регулирования сокращения эмиссии парниковых газов на примере Германии и Франции» проводится анализ правовых актов в сфере предупреждения изменения климата Германии и Франции с целью выявления положительного опыта правового регулирования сокращения эмиссии парниковых газов.
Автором проводится подробный анализ актуального закона Германии – Федерального закона «Об охране климата» от 12.12.2019, принятого с целью выполнения обязательств по Парижскому соглашению. В указанном Законе определены сектора с установленным ежегодным снижением объемов выбросов парниковых газов: энергетика, промышленность, транспорт, здания, сельское хозяйство, управление отходами и прочее. Для этих секторов установлены три временных периода с 2020 по 2030 гг. с юридически закрепленными допустимыми объемами выбросов парниковых газов. В результате к 2030 году по сравнению с 2020 годом объемы выбросов парниковых газов должны быть снижены в каждом секторе.
В «Программе по охране климата 2030» программа по охране климата для каждого сектора экономики представлена по плану: описание сектора, цель и задачи, период реализации, участники, общая экономическая оценка последствий реализации предлагаемых мер, другие последствия. Определены сферы и меры правового воздействия, направленные на снижение эмиссии парниковых газов.
Другое направление в правовом регулировании выбросов парниковых газов в секторах экономики Германии связано с торговлей квотами на выбросы парниковых газов.
С начала действия Парижского соглашения в Германии применяются
две системы торговли квотами на выбросы парниковых газов: национальная (nEHS) и европейская (EU-ETS). Выбросы парниковых газов в секторах промышленности и энергетики регистрируются в европейской системе торговли квотами (EU-ETS) с 2005 года. Выбросы в остальных секторах: транспорт, здания, промышленность (не включенных в EU-ETS), сельское хозяйство и отходы находятся в компетенции самих государств-членов ЕС.
Автором отмечается, что в Германии в целях охраны климата ставка была сделана на усиление действия экономического механизма стимулирования снижения эмиссии парниковых газов путем его законодательного закрепления.
В рамках данного параграфа приводятся принятые во Франции законы и документы долгосрочного планирования, согласно которым в стране осуществляется нормативное регулирование выбросов парниковых газов. К ним могут быть отнесены: Экологический кодекс, Декрет No 2019-1467 от 26.12.2019, который устанавливает потолок выбросов парниковых газов для установок по производству электроэнергии на ископаемом топливе (Décret n° 2019-1467 du 26 décembre 2019 instaurant un plafond d’émission de gaz à effet de serre pour les installations de production d’électricité à partir de combustibles fossiles) с целью ограничения годовых выбросов парниковых газов и вступает в силу с 1 января 2022 г.
Автором анализируется новая версия «Национальной низкоуглеродной стратегии развития» (Stratégie Nationale Bas-Carbone (SNBC) и углеродные бюджеты на периоды 2019-2923, 2024-2028 и 2029-2033 гг., принятые Декретом No 2020-457 от 21 апреля 2020 года «О национальных углеродных бюджетах и национальной низкоуглеродной стратегии» (Décret n° 2020-457 du 21 avril 2020 relatif aux budgets carbone nationaux et à la stratégie nationale bas- carbone).
Основные направления и меры SNBC определены по секторам: транспорту, зданиям, сельскому хозяйству, лесному хозяйству, промышленности, отходам, энергетическому сектору. Предусмотрен пересмотр стратегии каждые пять лет; мониторинг стратегии, регулярный анализ и обновление показателей между ревизиями, а также регулярный обзор ее направлений в государственной политике.
Диссертантом на основе анализа правового регулирования сокращения эмиссии парниковых газов Германии и Франции сформулированы предложения для совершенствования российского законодательства.
Четвертый параграф «Правовое регулирование по предупреждению изменения климата на региональном и местном уровнях» посвящен рассмотрению возможностей и особенностей правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата на уровне регионов и

муниципальных образований России и Франции, а также федеральных земель Германии.
В параграфе дается характеристика сложившегося на сегодняшний день правового регулирования предупреждения изменения климата на уровне субъектов Российской Федерации. Автором выносится предложение о целесообразности включения в экологическое законодательство Российской Федерации положения об организации субъектами Российской Федерации инвентаризации выбросов и поглощений парниковых газов, подготовке региональных кадастров и осуществления в пределах своей компетенции необходимых мероприятий, направленных на обеспечение сокращения выбросов парниковых газов, что диктуется необходимостью выполнения национальных обязательств по Парижскому соглашению.
В диссертации отмечается, что, согласно заявлению Российской Федерации в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 No 1228 «О принятии Парижского соглашения», Российская Федерация исходит из важности сохранения и увеличения поглощающей способности лесов и иных экосистем, а также необходимости ее максимального учета, в том числе при реализации механизмов Соглашения (б)7. В контексте указанного условия принятия Россией Парижского соглашения проблема законодательного регулирования учета поглощения парниковых газов в России приобретает первостепенное значение.
Субъекты Российской Федерации наделены рядом полномочий в области лесных отношений и располагают большими возможностями для внесения своего вклада в предупреждение изменения климата и, следовательно, в решение задач в достижении национальных целей Парижского соглашения. На основании вышеизложенного автором делается вывод о возможности введения в лесные планы субъектов Российской
7 Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. No 1228 «О принятии Парижского соглашения» http://static.government.ru/media/files/l0US0FqDc05omQ1VgnC8rfL6PbY69AvA.pdf (дата обращения: 13.01.2021)

Федерации лесоклиматических проектов, направленных на повышение поглотительной способности лесов на землях лесного фонда, о внесении соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской Федерации.
Диссертантом приводится характеристика законов земель Германии по предупреждению изменения климата и территориальных планов «климат- воздух-энергия», а также нормативных правовых актов, принимаемых регионами, департаментами и агломерациями Франции. Как показывает
исследование, несмотря на имеющиеся различия между ними в отношении условий и мер по предупреждению изменения климата, общим является обязанность проводить инвентаризацию парниковых газов и представлять отчеты по выбросам парниковых газов.
Автором делается вывод о целесообразности использования опыта Германии и Франции по правовому регулированию предупреждения изменения климата на региональном и муниципальном уровнях путем законодательного закрепления за регионами, муниципальными образованиями обязанности по разработке планов по предупреждению изменения климата. В частности, предлагается:
‒ закрепить конкретные цели по предупреждению изменения климата, в первую очередь, по снижению выбросов парниковых газов, за достижение которых отвечают органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
‒ определить содержание и методы подготовки планов по предупреждению изменения климата, включая оценку, стратегию, программу действий, систему мониторинга и оценки;
‒ установить обязанность проведения мониторинга и отчетности. В отчетахдолжнырегулярнопредставлены предложенияподальнейшиммерам совершенствования плана по предупреждению изменения климата; периодичность отчета может быть установлена до пяти лет; обязательные ежегодные краткие отчеты, в которых должны содержаться данные о выбросах парниковых газов.
Третья глава «Правовое регулирование в России, Германии и Франции в энергетическом секторе» состоит из двух параграфов, в которых представлен анализ правового регулирования в сфере энергетики и энергоэффективности и регулирования в сфере транспорта.
В первом параграфе «Правовое регулирование в сфере энергетики по сокращению выбросов парниковых газов» дается краткая информация о производстве электроэнергии по видам энергоносителей в России, Германии и Франции, характеристика правовых актов, программ, стратегий в сфере энергетики данных стран в качестве сторон международных соглашений по предупреждению изменения климата.
В России ведущее место в общем объеме производства электроэнергии принадлежит тепловым электростанциям, в 2018 году оно составило 64,21% от общего объема произведенной электроэнергии; производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) составило 0,1%8. В 2019 г в структуре выбросов парниковых газов доминировал энергетический сектор, доля которого в совокупном выбросе составила 78,7%9.
В Германии ведущее место в общем объеме производства электроэнергии принадлежит ВИЭ, в 2018 г. оно составило 35,2% от общего объема произведенной электроэнергии; производство электроэнергии на тепловых электростанциях составило 35,8%. В структуре выбросов парниковых газов энергетический сектор составил 35,9% 10.
Во Франции производству электроэнергии из ВИЭ принадлежит второе место (19,6%) после ядерной энергетики (72,3%). В 2017 году объем выбросов
8 Российский статистический ежегодник 2019. С. 404. URL: https://gks.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 02.02.2021)
9 Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990-2019. С.11-28. URL: http://www.igce.ru/performance/publishing/reports/ (дата обращения: 02.02.2021)
10 Klimaschutz in Zahlen Fakten, Trends und Impulse deutscher Klimapolitik Ausgabe 2019. С.28. URL: https://www.bmu.de/fileadmin/Daten_BMU/Pools/Broschueren/klimaschutz_zahlen_2019_broschuere_bf.pdf (дата обращения: 02.02.2021)

парниковых газов в секторе энергетики составил 14% от общего объема выбросов парниковых газов11.
Диссертантом в российском законодательстве в сфере энергетики и энергоэффективности обязательств по снижению эмиссии парниковых газов и мер по увеличению производства энергии из возобновляемых источников энергии не выявлено.
Согласно Распоряжению Правительства от 08.01.2009 No 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года» к 2020 году Россия должна была обеспечивать себя электроэнергией за счет ВИЭ на 4,5 %, однако в новом Распоряжении Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 No 861-р на период до 2020 года предусмотрено строительство ВИЭ-электростанций общей мощностью в 1% от всей генерации. Следовательно, в указанных правовых актах предусмотрены положения по производству электроэнергии из возобновляемых источников энергии, но без тенденции к увеличению ее объемов.
Диссертант делает вывод, что на сегодняшний день российским законодательством в сфере энергетики не ставится цель предупреждения изменения климата. Учитывая, что Российская Федерация является Стороной РКИК ООН, включение в законодательство мер по снижению выбросов парниковых газов, увеличению объемов производства энергии из возобновляемых источников энергии является необходимым шагом.
В рамках данного параграфа рассматривается законодательство Германии в сфере энергетики. Приоритетом законодательной политики в сфере энергетики является развитие возобновляемой энергетики. Федеральным правительством Германии в последние два десятилетия были
11 Rapport National d’Inventaire pour la France au titre de la Convention cadre des Nations Unies sur les Changements Climatiques et du Protocole de Kyoto С.30 URL: https://www.citepa.org/wp- content/uploads/publications/ccnucc/CCNUCC_france_2019.pdf (дата обращения: 13.01.2021)

приняты две национальные программы: «Интегрированная энергетическая и климатическая программа федерального правительства» (Das Integrierte Energie- und Klimaprogramm der Bundesregierung (IEKP) (2007) и «Энергетический переход» (Energiewende) (2010).
«Energiewende» включает в себя пять основных целей: выбросы парниковых газов к 2050 г. должны быть сокращены не менее чем на 80%; технологии возобновляемой энергетики должны стать одним из основных источников энергообеспечения страны; снижается потребление электроэнергии в долгосрочной перспективе; к 2050 году потребление электричества должно быть снижено на 25% по сравнению с 2008 г.; темпы обновления зданий и сооружений должны увеличиться более чем в два раза. «Energiewende» должен внести вклад в цели по защите климата в рамках РКИК ООН об изменении климата.
Нормативной правовой базой для реализации программ, в первую очередь служит Закон «О возобновляемых источниках энергии» (Erneuerbare- Energien-Gesetz (EEG), который вступил в силу в 2000 г. и с тех пор постоянно развивается (EEG 2004, EEG 2009, EEG 2012, EEG 2014, EEG 2017).
Кроме того, для сектора энергетики Германии с учетом положений Парижского соглашения закреплены в Федеральном законе «Закон об охране климата»: три периода с 2020 по 2030 г. с допустимыми объемами выбросов парниковых газов, последовательное уменьшение которых должно привести к сокращению выбросов в секторе энергетики к 2030 г. в 1,6 раза по сравнению с 2020 г.
В «Программе по охране климата 2030» указаны направления и меры для достижения указанных выше целей. В числе таких направлений: постепенное уменьшение и прекращение производства электроэнергии на основе сжигания топлива, достижение к 2030 году 65%-ной доли возобновляемой энергии в общем объеме вырабатываемой энергии, стратегия энергоэффективности, позволяющей, во-первых, достигать сокращения энергопотребления во всех секторах экономики; во-вторых – использовать, по

возможности, возобновляемые источники энергии во всех секторах экономики, инвестиционная программа энергоэффективности и получения тепла из возобновляемых источников энергии.
Диссертантом проводится анализ правовых мер Франции в сфере энергетики. Отмечается, что правовое закрепление борьбы с изменением климата нашло свое отражение во французском законодательстве еще в 2005 г., когда был принят закон «Основы энергетической политики» (2005 г., No 2005-781). В данном законе были закреплены цели по снижению выбросов парниковых газов на 3% в год и общего объема выбросов на 75% к 2050 г., по увеличению доли возобновляемых источников энергии в производстве национальной энергии до 10% от потребности Франции в энергии к 2010 году, включение в систему белых сертификатов для поощрения энергоэффективности компаний в энергетическом секторе.
С принятием в 2015 г. «Закона об энергетическом переходе к зеленому росту» в энергетической политике Франции борьба с изменением климата была усилена. В законе закреплено сокращение потребления первичной энергии ископаемого топлива на 30% к 2030 г. по сравнению с базовым 2012 г., увеличение доли возобновляемых источников энергии до 23% от валового конечного потребления энергии в 2020 г. и до 32% от этого потребления в 2030 г.; увеличение стоимости компонента углерода, встроенного в тарифы на внутренних налогах на потребление продуктов из углеводородного сырья; достижение стоимости тонны углерода 30,50 евро в 2017 г., 47,50 евро в 2019 г., 56 евро в 2020 г. и 100 евро в 2030 г.
Продолжает и усиливает меры в этом направлении закон No 2017-1839 от 30.12.2017 «О прекращении исследований и разработки углеводородов и содержащий различные положения, касающиеся энергетики и окружающей среды» (Loi n° 2017-1839 du 30 décembre 2017 mettant fin à la recherche ainsi qu’à l’exploitation des hydrocarbures et portant diverses dispositions relatives à l’énergie et à l’environnement), который вносит изменение в ряд статей французского горного кодекса введением запрета всех видов деятельности по

разведке и разработке углеводородного ископаемого топлива (газ, нефть, уголь) на территории Франции к 2040 году.
Диссертантом отмечены закрепленные в законодательстве меры для сектора энергетики Франции с учетом положений Парижского соглашения. Речь идет о трех углеродных бюджетах, утвержденных Декретом No 2020-457 от 21.04.2020 «О национальных углеродных бюджетах и национальной низкоуглеродной стратегии». Согласно углеродным бюджетам, допустимые объемы выбросов парниковых газов в секторе энергетики (2015-2028 гг.), последовательно уменьшаются; третий углеродный бюджет меньше первого в 1,3 раза.
Диссертантом сделан вывод о возможности использования опыта Германии и Франции по правовому регулированию в секторе энергетики, с учетом указанного опыта сформулированы предложения для российского законодательства в сфере энергетики по правовому регулированию предупреждения изменения климата.
С целью снижения эмиссии парниковых газов в секторе энергетики в России необходимо закрепление на законодательном уровне: целей по предупреждению изменения климата и целевых объемов снижения выбросов парниковых газов в законах, относящихся к энергетическому сектору; развитие законодательства о возобновляемых источниках энергии; разработка и принятие закона об улавливании и геологическом хранении углекислого газа; установление допустимых объемов выбросов парников газов в секторе в 2030 г.; а также: периодов до 2030 г. с допустимыми объемами выбросов парниковых газов, последовательное уменьшение которых должно привести к достижению целевых выбросов в секторе к 2030 г.; определение механизмов поддержки производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии, производства биогаза.
В программных документах предлагается определить направления и меры для достижения указанных выше целей.

Во втором параграфе «Правовое регулирование в сфере транспорта по сокращению выбросов парниковых газов» рассматривается законодательство России, Германии и Франции в сфере транспорта.
Диссертантом делается вывод, что в России на сегодняшний день не разработаны нормативные правовые акты по снижению выбросов парниковых газов в транспортном секторе. Вместе с тем действия, направленные по снижению выбросов парниковых газов, предпринимаются в ходе пилотных проектов в ряде крупнейших городов России, в частности, при модернизации транспортной системы в Москве.
Автор отмечает законодательное закрепление мер для сектора транспорта Германии с учетом положений Парижского соглашения. Речь идет об установлении в «Законе об охране климата» допустимого объема выбросов парниковых газов в секторе транспорта в 2030 г.; три периода с 2020 по 2030 г. с допустимыми объемами выбросов парниковых газов, последовательное уменьшение которых должно привести к сокращению выбросов в секторе к 2030 г. в 1,5 раза по сравнению с 2020 г.
В «Программе по охране климата 2030» для сектора транспорта определены семь направлений по снижению выбросов парниковых газов. Каждое направление, в свою очередь, включает два-три пакета мер.
Диссертантом рассматривается состояние правового регулирования во Франции выбросов парниковых газов в секторе транспорта. В Законе «Об энергетическом переходе к зеленому росту» от 2015 г. закреплен ряд мер для транспорта по снижению выбросов парников газов, среди них: для службы такси предусмотрено пополнение парка автомобилей с низким выбросом парниковых газов; оборудование парковок зарядными станциями для электромобилей; обеспечение местных органов сертификатами качества воздуха (сертификат качества воздуха Crit’Air, который классифицирует транспортные средства в соответствии с их уровнем загрязнения) и другие.
Законом «Об ориентации на мобильность» No 2019-1428 от 24.12.2019 (Loi n° 2019-1428 du 24 décembre 2019 d’orientation des mobilités (1)) установлен
императивный запрет с 2040 г. на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Диссертантом отмечается, что для ограничения выбросов от автотранспорта во Франции с 2008 г. действует система поощрений и взысканий (bonus-malus). В соответствии с этой системой покупатели транспортных средств с меньшим выбросом углекислого газа получают ряд поощрений (bonus), а покупатели транспортных средств с большим выбросом углекислого газа – взысканий (malus).
Д
бюджетах и национальной низкоуглеродной стратегии» приняты три углеродных бюджета для транспортного сектора (2019-2023, 2024-2028 и 2029-2033 гг.), юридически закрепляющие снижение объема выбросов в каждом последующем периоде. Для достижения данной амбициозной цели в SNBC определены соответствующие меры.
Диссертантом на основе анализа правового регулирования сокращения эмиссии парниковых газов в секторе транспорта Германии и Франции сформулирован ряд следующих предложений по совершенствованию российского законодательства в секторе транспорта.
С целью снижения выбросов парниковых газов в секторе транспорта необходимо закрепить на законодательном уровне: регламентирование доли энергии из возобновляемых источников во всех видах транспорта; допустимые объемы выбросов парников газов в секторе в 2030 г.; периоды до 2030 г. с допустимыми объемами выбросов парниковых газов, последовательное уменьшение которых должно привести к достижению целевых выбросов в секторе к 2030 г.; увеличение количество зарядных
С принятием Закона No 2019-1479 от 28.12.2019 (Loi n° 2019-1479 du 28 décembre 2019 de finances pour 2020 (1) была увеличена ставка дополнительного налога на регистрационные свидетельства подержанных транспортных средств. Целью данного положения является побуждение для покупателей приобрести менее загрязняющее транспортное средство.
екретом No 2020-457 от 21.04.2020 «О национальных углеродных

станций для электромобилей и оборудование парковок зарядными станциями для электромобилей; поддержка приобретения электромобилей и автомобилей на водородном топливе; пополнение службы такси парком автомобилей с низким выбросом парниковых газов.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы, рекомендации, а также определены перспективы дальнейших научных исследований по климатической проблематике.

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема изменения климата стала одним из главных вызовов, стоящих перед человечеством в XXI веке. Угрозы государственной и общественной безопасности, связанные со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, в том числе связанными с глобальным изменением климата, отмечаются в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1.
Изменение климата угрожает человечеству опасными последствиями, в том числе смещением традиционных зон сельского хозяйства и рыболовства, затоплением прибрежных территорий и городов, обострением проблем снабжения пресной водой и продовольствием, исчезновением биоразнообразия, увеличением масштабов миграции людей, что приведет к повышению рисков возникновения конфликтов, ограничению доступа к питьевой воде и иным природных ресурсам. Оно порождает глубочайшие экономические, социальные, политические, культурные трансформации в окружающем мире.
Для противодействия указанным угрозам заключен и реализуется ряд международных соглашений, таких как Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и Парижское соглашение, участником которых является Российская Федерация. С целью выполнения Российской Федерацией своих международных обязательств по Парижскому соглашению в Указе Президента Российской Федерации от 04.11.2020 No 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» поставлена задача обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 No 683
устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации2.
Президентом Российской Федерации в 2021 году поставлена задача ответить на вызовы изменений климата, создать отрасль по утилизации углеродных выбросов, добиться снижения их объемов и ввести жесткий контроль и мониторинг; обеспечить за предстоящие 30 лет накопленный объем чистой эмиссии парниковых газов в России меньшего объема, чем в Евросоюзе3.
Решение поставленных амбициозных задач требует формирования правовой модели национального углеродного регулирования, системы правовых требований, которые, с одной стороны, создавали бы условия для устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации, а, с другой стороны, обеспечивали выполнение международных обязательств Российской Федерации по Парижскому соглашению.
При разработке подходов к правовому регулированию в сфере предупреждения изменения климата важно использовать положительный опыт зарубежных стран, где углеродное регулирование прошло первоначальный этап своего формирования. К числу таких стран могут быть отнесены Германия и Франция, в которых за последние десять лет достигнуты значительные успехи в сфере предупреждения изменения климата, в том числе устойчивого снижения выбросов парниковых газов.
Представляется особенно важным изучение различных аспектов правового регулирования по предупреждению изменения климата в России, Германии и Франции в условиях глобального энергетического перехода и климатической политики отдельных государств, декарбонизации в энергетическом секторе, учитывая международные экономические связи
2 Указ Президента РФ от 4 ноября 2020 г. No 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74756623 (дата обращения: 03.02.2021) Послание Президента Федеральному Собранию от 22.04.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65418 (дата обращения: 06.05.2021) России. Так, в российской правовой системе отсутствует основополагающее понятие в сфере изменения климата, которое было бы близким по смыслу понятиям «охрана климата» в Германии, «борьба с изменением климата» во Франции, не установлены цель и задачи правового регулирования в данной сфере (предупреждение изменения климата).
Указанные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования и ее актуальность.
Степень научной разработанности темы. Проблеме предупреждения изменения климата не уделено достаточного внимания в научных правовых исследованиях. Указанная проблема рассматривалась в диссертационных работах В.А. Семенихиной4 (2010), Н.А. Соколовой5 (2010), в публикациях С.А. Боголюбова, В.К. Быковского, Д.А. Гершинковой, О.Л. Дубовик, Н.Г. Жаворонковой, Н.В. Кичигина, И.О. Красновой, Т.В. Редниковой, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Хлуденевой и других ученых.
В Германии проблеме изменения климата посвящены работы ученых- правоведов Л.Ф. Гардиц, М. Клепфер, Х.Ж. Кох, С. Шлаке, во Франции – С. Мальжан-Дюбуа, М. Торре-Шауб и других ученых.
Вместе с тем диссертационных исследований, посвященных проблеме развития законодательства России, Германии и Франции в сфере предупреждения изменения климата, до настоящего времени не проводилось.
Цель исследования: обоснование авторского подхода к разработке универсальной и национальной моделей правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата на основе сравнительного анализа законодательства России, Германии и Франции.
Задачи исследования:
‒ предложить и обосновать содержание универсальной модели правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата;
4 Семенихина В. А. Правовое регулирование охраны климата: сравнительно-правовой анализ: дисс. … кандидата юридических наук: 12.00.06 / ИГП РАН. М., 2010.
5 Соколова Н.А. Международноправовые аспекты управления в сфере охраны окружающей среды: дисс… доктора юридических наук:12.00.10 / МГЮА им. О.Е.Кутафина. М., 2010
‒ с учетом положительного зарубежного опыта выработать подходы к формированию национальной модели правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата;
‒ на основе комплексного анализа источников экологического права в Германии и Франции в сфере предупреждения изменения климата выявить достоинства и недостатки правового регулирования в данной сфере в указанных странах и оценить возможность применения зарубежного опыта при совершенствовании законодательства Российской Федерации; ‒ выявить подходы к имплементации норм международного экологического права, включая принципы, закрепленные в международных соглашениях в сфере предупреждения изменения климата, в законодательстве России, Германии и Франции;
‒ провести сравнительный анализ стратегических документов в области климатической политики России, Германии и Франции и сформулировать предложения по подготовке документов стратегического планирования в сфере предупреждения изменения климата;
‒ сравнить подходы к правовому регулированию в сфере предупреждения изменения климата на региональном и местном уровнях в России, Германии и Франции;
‒ выявить особенности правового регулирования в России, Германии и
Франции в сфере энергетики, транспорта и обеспечения энергоэффективности, оценить возможности применения соответствующих правовых механизмов для снижения антропогенного воздействия на климат.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере предупреждения изменения климата.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты России, Германии и Франции, а также международные соглашения, регулирующие общественные отношения в сфере предупреждения изменения климата.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования: исторический метод, методы анализа, синтеза, обобщения. Наряду с общенаучными методами использовались частно- научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, моделирование.
Эмпирическую основу исследования составили отчеты, доклады, статистические материалы международных организаций ООН, неправительственных организаций, национальных органов власти, а также аналитические отчеты, материалы конференций по вопросам изменения климата.
Нормативной базой исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации и законодательство Германии и Франции в сфере предупреждения изменения климата. В работе исследуются также акты международного права и наднациональные правовые акты ЕС, документы стратегического планирования (программы, стратегии), принимаемые с целью предупреждения изменения климата.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов.
По исследованию климата и проблеме изменения глобального климата использовались труды известных российских и советских ученых- климатологов: Л.С. Берга, М.И. Будыко, А.И. Воейкова, А.В. Кислова, К.Я. Кондратьева, А.С. Монина, Е.К. Федорова, С.П. Хромова и других ученых; зарубежных ученых: С. Аррениуса, У.С. Брокера, Г.С. Коллендар, Д. Тиндаль и других ученых.
По европейскому праву использовались труды А.И. Абдуллина, Ю.С. Безбородова, Л.Н. Энтина и других ученых.
По экологическому праву использовались работы ведущих российских ученых: А.П. Анисимова, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука О.Л. Дубовик, О.С. Колбасова, О.И. Крассова, В.И. Шумилова и других ученых; по
международному экологическому праву – Т.Г. Авдеевой, М.Н. Копылова и других ученых.
По вопросам развития законодательства в области предупреждения изменения климата использовались работы В.К. Быковского, Д.А. Гершинковой, О.Л. Дубовик, Н.Г. Жаворонковой, Н.В. Кичигина, И.О. Красновой, Т.В. Редниковой, В.А. Семенихиной, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Хлуденевой и других ученых, а также иностранных исследователей – Л.Ф. Гардиц, М. Клепфер, Х.Ж. Кох, С. Шлаке, С. Мальжан-Дюбуа, М. Торре- Шауб и других ученых.
Научная новизна исследования заключается в том, что в настоящей диссертационной работе на основе комплексного анализа законодательства России, Германии и Франции:
‒ определено содержание универсальной модели правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата;
‒ выявлены достоинства и недостатки моделей правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата в Германии и Франции, предпосылки развития законодательства правовых систем современности;
‒ сформулировано определение понятия «предупреждение изменения климата», необходимое для обеспечения правового регулирования в данной сфере общественных отношений;
‒ выявлены общие подходы в правовых системах Германии и Франции к имплементации принципов международного экологического права в национальное экологическое законодательство, сформулированы предложения к закреплению указанных принципов в российском законодательстве;
‒ на основе положительного зарубежного опыта сформулированы предложения по формированию национальной модели правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата, в том числе по разработке на региональном уровне документов стратегического планирования в сфере предупреждения изменения климата, по реализации
лесоклиматических проектов, проведению на уровне субъектов Российской Федерации инвентаризации выбросов и поглощений парниковых газов, формированию региональных кадастров выбросов и поглощений парниковых газов, нормативному закреплению целевых показателей объемов снижения выбросов парниковых газов к 2030 году для ряда секторов экономики (энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство) и установлению промежуточных периодов допустимых годовых объемов выбросов парниковых газов.
Научная новизна работы раскрывается в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. Универсальная модель правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата включает такие элементы, как стратегическое планирование, нормативное регулирование, инвентаризация выбросов парниковых газов, установление целевых показателей выбросов, реализация проектов, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или повышение поглотительной способности лесов и иных экосистем, верификация их результатов, ведение кадастра выбросов и реестра проектов, экономическое стимулирование к снижению уровня выбросов парниковых газов.
Вместе с тем правовое регулирование в сфере предупреждения изменения климата в зарубежных правовых системах не является универсальным и однородным, зависит от множества факторов и условий. В России при формировании национальной модели правового регулирования в данной сфере следует учитывать индивидуальные экономические, природные и социальные условия Российской Федерации. В этой связи преждевременным является внедрение экономических инструментов, направленных на фискальное стимулирование хозяйствующих субъектов к снижению уровня выбросов парниковых газов.
2. В качестве положительных сторон моделей правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата в Германии и Франции можно
указать гибкость указанных моделей, которая обеспечивается посредством углеродного регулирования на уровне Европейского союза и его членов, использования преимущественно экономических инструментов сокращения выбросов парниковых газов (система торговли квотами на выбросы (ETS), налоги, сборы), интеграции с иными механизмами, влияющими на уровень выбросов парниковых газов (повышение энергоэффективности зданий и сооружений, переход на возобновляемые источники энергии, использование экологически чистого транспорта и др.). Недостатком указанных моделей является сложность и длительность принятия решений в сфере предупреждения изменения климата в силу участия в них значительного количества субъектов права на уровне ЕС, членов ЕС, регионов, муниципалитетов, бизнеса, а также недостаток императивных инструментов правового регулирования.
3. В законодательстве Российской Федерации предупреждение изменения климата не установлено в качестве цели правового регулирования, что не отвечает принципу правовой определенности. При формировании модели правового регулирования в данной сфере необходимо отразить указанную цель в нормативных правовых актах, направленных на ограничение выбросов парниковых газов и обеспечение повышения поглотительной способности лесов.
Под предупреждением изменения климата понимается деятельность по принятию правовых и технических мер, направленных на стабилизацию концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, не допускающем опасного антропогенного воздействия на климатическую систему, который должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата. 4. В законодательстве Германии и Франции в сфере предупреждения изменения климата закреплены правовые принципы, предоставляющие обширный инструментарий для формирования национальной и региональной климатической политики: принцип общей, но дифференцированной

5. На национальном уровне с целью предупреждения изменения климата необходимо обеспечить нормативное закрепление целевых показателей объемов снижения выбросов парниковых газов к 2030 году для ряда секторов экономики (энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство). При этом для достижения равномерного и постепенного процесса декарбонизации экономики предлагается установить промежуточные периоды допустимых годовых объемов выбросов парниковых газов с постепенным снижением указанных объемов выбросов парниковых газов в каждом последующем периоде.
6. Для достижения цели предупреждения изменения климата необходимо включение в экологическое законодательство Российской Федерации требований об организации субъектами Российской Федерации инвентаризации выбросов и поглощений парниковых газов, формировании региональных кадастров выбросов и поглощений парниковых газов и осуществлении в пределах своей компетенции необходимых мероприятий, направленных на обеспечение сокращения выбросов парниковых газов для достижения целевых показателей объемов снижения выбросов.
7. Важное значение для формирования климатической политики имеет законодательное закрепление за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требования о разработке документов стратегического планирования в сфере предупреждения изменения климата, что подтверждается опытом Германии на уровне федеральных земель и опытом Франции на уровне регионов, агломераций, муниципалитетов, департаментов. Необходимость принятия документов стратегического ответственности, принцип предосторожности и принцип устойчивого развития. Данные принципы предлагается имплементировать в российское законодательство с целью формирования правового регулирования, отвечающего требованиям международных соглашений в сфере предупреждения изменения климата и учитывающего положительный опыт зарубежных стран.

планирования на региональном и муниципальном уровнях обусловлена возможностью реализации дифференцированного подхода, учитывающего природные, экономические и социальные факторы регионов и муниципалитетов.
8. С учетом природных условий значительным потенциалом по обеспечению международных обязательств Российской Федерации обладают лесоклиматические проекты, направленные на повышение поглотительной способности лесов на землях лесного фонда. Для целей подготовки и реализации лесоклиматических проектов предлагается: включение указанных проектов в состав лесных планов субъектов Российской Федерации; законодательное закрепление возможности аренды лесных участков с льготной ставкой арендной платы для субъектов хозяйственной деятельности; реализация в ряде субъектов Российской Федерации пилотных проектов по увеличению поглотительной способности лесов и включение информации о таких проектах в российский реестр климатических проектов и кадастр углеродных единиц.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе предложения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, в правотворческой деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также в правоприменительной практике.
Апробация результатов исследования
Основные научные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях отдела экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, а также изложены в форме докладов на следующих научных мероприятиях: Круглый стол «Право спасает климат» (5 февраля 2018 г., Москва, ИЗиСП при Правительстве РФ); XIII Международная школа-практикум молодых ученых-юристов «Право в условиях цифровой реальности» (6-7 июня 2018 г., Москва, ИЗиСП при
Правительстве РФ); VI Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты» (29 ноября – 1 декабря 2018 г., Санкт-Петербург, ИЗиСП при Правительстве РФ совместно с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа); XXIV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства» (Софрино-24) (20-21 мая 2019 г., Московская область, МГУ им. М.В. Ломоносова); XIV Международная школа-практикум молодых ученых-юристов «Право перед вызовами технологической революции» (31 мая – 1 июня 2019 г., Москва, ИЗиСП при Правительстве РФ); Семинар «Глобальные экологические императивы: соотношение национальных и международных правил» (5 июня 2019 г., Москва, ИЗиСП при Правительстве РФ); IX Международный конгресс сравнительного правоведения «Правовые ценности в фокусе сравнительного правоведения» (2 декабря 2019 г., Москва, ИЗиСП при Правительстве РФ); XV Международная школа-практикум молодых ученых-юристов «Конституция и модернизация законодательства» (5 июня 2020 г., Москва, ИЗиСП при Правительстве РФ); X Международный конгресс сравнительного правоведения «Конституционные изменения в России и в современном мире: диалектика универсального и национального» (5 декабря 2020 г., Москва, ИЗиСП при Правительстве РФ).
Структура исследования состоит из введения, трех глав, которые включают девять параграфов, заключение, библиографический список и приложение.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Содержание и функции системы «Бонус-малус» (Франция)
    Черные дыры в Российском законодательстве. 2NoС.60

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету