Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов : диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук : 23.00.02

📅 2018 год
Каппасова, Г. М.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа миграционных процессов и политических институтов…………………….. 23
1.1. Теоретические основы политологического анализа миграционной политики и миграционных процессов……………… 23 1.2. Сущностные характеристики и основные подходы к изучению региональных политических процессов …………………………….. 44
Глава 2. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и Республике Казахстан: сравнительный анализ. 65
2.1. Политико-правовые аспекты регулирования миграционных процессов России и Казахстана……………………………………….. 65 2.2. Миграционная политика Республики Казахстан в условиях интеграции и новых приоритетов развития…………………………. 79 2.3. Миграционная политика Российской Федерации: современное состояние, специфика…………………………………………………. 101
Глава 3. Реализация государственной миграционной политики в Омской (РФ) и Павлодарской (РК) областях через призму политических процессов в регионах………………………………………………………… …. 121
3.1. Характеристика региональной миграционной политики Омской области как приграничной территории с Казахстаном……. 121 3.2. Обеспечение государственной миграционной политики в Павлодарской области с позиции влияния региональных политических процессов……………………………………………… 141 3.3. Основные тренды и перспективы региональной миграционной политики Омской и Павлодарской областей………………………… 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 177 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 188 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….. 213

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью политологического анализа миграционной политики Российской Федерации (РФ) и Республики Казахстан (РК) с учетом региональных аспектов, которые заняли важнейшее место в политических, социально-экономических и культурных сферах жизни общества двух государств.
В результате активных миграционных процессов Россия и Казахстан начинают испытывать миграционное давление. Такие изменения требуют совершенствования миграционной политики с учетом общемировых тенденций и правил. Внутри государств возникают негативные последствия игнорирования миграционных проблем, которые выражаются в снижении численности населения в одних регионах за счет его миграции в более «богатые» регионы; дестабилизирующем влиянии выбытия трудоспособного населения; росте нелегальной миграции; расширении теневого сектора экономики за счет неконтролируемого использования труда мигрантов; коррупции; опасности террористических действий; подрыве национальной безопасности.
Как отмечают мигрантологи (исследователи в области изучения миграционных процессов и их проблем), «с политической точки зрения неспособность государства сформировать и реализовать национальную миграционную политику снижает международный престиж страны, т.к. во многих случаях препятствует выполнению принятых международных обязательств»1.
Миграция всегда затрагивает определенные территории, приграничные зоны, топосы, поэтому ее рассмотрение через призму политики, направленной на регулирование миграционных процессов и создания определенных институтов в контексте отдельных регионов РФ и РК, таких как Омская и Павлодарская
1 Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. Москва, 2013

4
область, способно выявить причины миграции и спрогнозировать ее последствия и риски.
Сегодня имеется объективный потенциал российско-казахстанского интеграционного взаимодействия для развития взаимовыгодного приграничного сотрудничества в рамках региональной политики Омской и Павлодарской областей. Более того, есть необходимость развития такого взаимодействия, поскольку Омская и Павлодарская области имеют самые протяженные общие границы в сравнении с другими соседними регионами Казахстана и России соответственно. Кроме того, на примере Омской и Павлодарской областей мы рассмотрим особенности протекания миграционных процессов между государствами с разными типами административно-территориального устройства, устанавливая причины взаимовлияния миграционных и политических процессов.
Россия и Казахстан являются стратегическими партнерами и союзниками. Это определяется общностью истории, культуры и социально-политического менталитета. В России проживает более полумиллиона этнических казахов, а в Казахстане – более четырех миллионов этнических русских1.
Необходимо отметить, что миграционные процессы имеют амбивалентную политическую оценку, поскольку они могут оказывать как позитивное влияние, так и негативное. Для того чтобы понять преимущества миграции, а также разработать меры по противодействию ее негативному влиянию, требуется комплексный политологический анализ всех составляющих миграционных
процессов Омской и Павлодарской областей.
С точки зрения науки, миграция представляет собой межотраслевую проблему, поэтому на сегодняшний день выполнено много исследований экономического, юридического и историко-культурного плана. Однако существует дефицит политологических исследований по данной теме, и это объясняет наш интерес к данной проблематике.
1 Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Национальный состав населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc /new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 15.04.2017); Итоги переписи населения Республики Казахстан за 2009 год. Краткие итоги. Статистический сборник / Агентство Республики Казахстан по статистике. Астана. – 2010.

5
Все это позволяет наиболее наглядно рассмотреть региональную миграционную политику между странами и выявить дальнейшие тенденции в развитии миграционной политики России и Казахстана. Здесь требуется пересмотреть принципы миграционной политики, миграционных процессов и взаимоотношений между странами сквозь призму региональных политических процессов, что и составляет главную проблему нашего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Теоретической основой для диссертационного исследования служат работы зарубежных и отечественных мигрантологов: философов, политологов, историков, социологов и др.
Тема миграционной политики вызывает интерес в разных научных отраслях. Наиболее глубоко изучена миграция с позиции экономики. Здесь особого внимания заслуживают работы Л.И. Абалкина 1 , Г.С. Витковской 2 , В.Г. Костакова3, А.В. Топилина4.
Выделяется целый пласт исследований культурологической и этносоциологической направленности. Это, в первую очередь, работы таких авторов, как М. Вебер5 , Г. Зиммель6 , К. Маркс7 , Т. Мальтус8 , Т. Ман, Т. Парсонс9, А. Смит10. Их работы в основном раскрывают политические, социальные, экономические и демографические аспекты миграции.
Следует отметить, что теоретико-методологические основы миграционной политики заложены в трудах ученых, придерживающихся теории
1 Абалкин Л.И. Россия – 2015: Оптимистический сценарий / Отв. ред. Л.И. Абалкин / Л.И. Абалкин, Д.Е. Сорокин, В.В. Симонов, и.др. – Москва, 1999. – С.416.
2 Витковская Г.С., Петров Н. Политические предпочтения вынужденных переселенцев / Науч. доклады/ Московский Центр Карнеги. 1997. – No7.- 147 с.
3 Костаков В.Г. Трудовые ресурсы. Основные тенденции в распределении / В.Г. Костаков / Проблемы экономики развитого социализма: вопросы теории и практики: сб.научных трудов; под общ.ред. П.Г. Бунича, Ю.П. Чаплыгина М.: Экономика, 1982. – С.150
4 Топилин А.В. Общий рынок труда в СНГ / А.В. Топилин // Мировая экономика и международные отношения. 1997. – No 12. – с.104-113.
5 Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. – No 5. – С.147-156. 6 Зиммель Г. Метрополис и ментальная жизнь (Metropolisandmentallife). – 1903. – с. 190-192.
7 Маркс К. Капитал. М.: Госполитиздат, 1960. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.; Т. 23).
8 Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. СПб 1868. – Т 2. – С.341.
9 Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект. – 2002. – С.418
10 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: [пер. с англ.]. – М.: ЭКСМО, 2009. – 958 с.

6
демографического перехода. Последователи данного подхода миграционную политику тесно связывают с демографическими тенденциями, что отражено в исследованиях А. Ландри1, Ф. Ноутстайна2, а в рамках теории мобильного и миграционного перехода – с работами Ж.К. Шенэ 3 . Этой проблеме также посвящены отдельные исследования демографических тенденций РСФСР и России – В.А. Ионцева4, А.Я. Кваши5, В.И. Переведенцева6, Н.Ф. Тимчук7, М.Л. Тюркина8, в рамках теории миграции – работы Дж. Тейлора9, теории обратной связи – Б. Томаса, общей теории народонаселения – Д.И. Валентея10, А. Сови 11 , теории технологического развития – Дж. Саймона 12 , теории человеческого капитала – Г. Беккера13 и др.
Особого внимания в этой связи заслуживают работы Т.Н. Заславской14. Она исследует миграционные процессы с точки зрения миграционного поведения, что позволяет нам рассматривать мотивы и причины миграции, а также делать прогнозы в отношении развития миграционных процессов.
Работы таких ученых как М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев и Б.С. Хорев 15,
1 Landry A. La, revolution demographiqye. Paris, 1934; Thomson W.S. Population // The American Journal of sociology, 1948. – vol.54. – No 2
2 Notestein F. W. (1945)/ Population the long view in Food for the World ed. T.W. Schultz/ Chicago: University of Chicago Press. – 1945. – с. 320-324.
3 Jean-Claude Chesnais. The Demograpihic Transition: Stages, Patterns, and Economic Implications. Chesnais. – 1992. 4 Современная демография. / Под ред. А.Я Кваши в А. Ионцева. – М Изд-во Московского университета. – 1995.
5 Кваша А.Я. Что такое демография? М.: Мысль. – 1985. – С. 126.
6 Переведенцев В.И. Миграция населения и демографическое будущее России (научно-аналитический доклад).
М.: ИСП РАН. – 2003.
7 Хорев Б.С., Тимчук Н.Ф. Моделирование и регулирование миграционной подвижности населения в системах
расселения И Миграционная подвижность населения в СССР / Под ред. Б.С. Хорева, В.М. Моисеенко – М. – 1974.
8 Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России США, Франции и ФРГ Монография –
М.: ВНИИ МВД России. – 2004. – с. 58.
9 Taylor J. E. The New Economics of Labour Migration and the Role of Remittances in the Migration Process //
International Migration. – 1999. – No. 37. – С. 63-88.
10 Валентея Д.И. Система знаний о народонаселении. – М., 1976 – С.140.
11 Сови А. Общая теория населения. В 2 т. – Т.1. – М.: Прогресс. – 1977.
12 Simon J.L. The Ultimate Resource / J.L. Simon. – Princeton: Princeton University Press. – 1981. 13 Вескеr G. Human Capital. – N.Y., 1964.
14 Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. – 1978. – No1.
15 Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Миграциология. – М.: Изд-во МГУ – 1989.

7
Ж.А. Зайончковская1, В.А. Ионцев2, В.М. Моисеенко3, Л.Л. Рыбаковский4, посвящены сложным взаимосвязям миграционных процессов и адаптации
мигрантов, что позволяет создать картину миграционной подвижности населения. Также в их трудах находят отражение особенности понятийно-категориального аппарата миграционной теории.
Миграционные процессы изучались исследователями с позиции социологического подхода. Это работы таких авторов как А.С. Ахиезер 5 , М.Н. Губогло6, Г.С. Денисова7, А.В. Дмитриев8, С.В. Захаров9, В.Л. Иноземцев10, А.В. Лубский11, В.К. Малькова12, Т.Н. Юдина13.
В основе философско-политического подхода В.И. Вернадского 14 и Л.Н. Гумилева15 лежат идеи пассионарных толчков и энергетического обмена между этносом и внешней средой. Юридический аспект миграционной политики рассматривают в своих работах В.И. Мукомель16, Э.А. Паин17.
Среди мигрантологов-исследователей, изучающих вопросы государственного регулирования миграционных процессов, стоит отметить труды
3 Миграция населения: статистика, выборочные обследования, политика. Сборник статей / Под ред. М.Б. Денисенко. М.: МАКС Пресс. – 2006. – 284 с.
4 Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (выпуск 5) Стадии миграционного процесса (монография). – М., 2001. – 159 с.
6 Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М. – 2003.
7 Денисова Г.С. Социальная субъективность этноса: (концептуальный подход). Ростов н/Д. Изд-во Рост. пед. ун- та. 1997. – С.42.
8 Дмитриев А.В. Миграция: конфликт, безопасность, сотрудничество. / А.В. Дмитриев, В.И. Жуков, Г.А. Пядухов. М.: Изд-во РГСУ. – 2009. – 354 с.
9 Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России. Социологические исследования. – 1997. – No 7.
10 Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Методологические аспекты. Социологические исследования. – 2003. – No 4.
11 Лубский А.В., Бедрик А.В., Сериков А.В. Социальный институт диаспоры в контексте обеспечения национальной безопасности. Гуманитарий Юга России. – 2016. – No 5.
12 Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах. Опыт этносоциологического изучения. ИЭ АНСССР. М. – 1991. – с. 83.
13 Юдина Т.Н. О социологическом анализе миграционных процессов. Социологические исследования. – 2010. – No 2. – С.104.
14 Вернадский В.И. Избранные сочинения. Том 1. М.: Изд-во АН СССР. – 1954. – 696 с.
15 Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. Прогресс. – 1993 – 575 с.
16 Мукомель В.И. Правовые основы и практика регулирования миграции в субъектах Федерации. Миграция. –
1997. – No3(4). – С. 15-20.
17 Паин Э.А. Становление государственной независимости России // Мир России. – 1995. – No 1.
1 Зайончковская Ж.А. Миграция населения СССР и России в XX веке: эволюция сквозь катаклизмы // Проблемы прогнозирования. – 2000. – No 4.
2 Ионцев В.А. Международная миграция / Под общей ред. О.Д. Воробьевой. // Вып. 3. Прилож. к журн. «Миграция в России». М. – 2001.
5 Ахиезер А.С. Диалектика урбанизации и миграции в России // Общественные науки и современность. – 2000. – No 1.

8
Т.М. Безбородовой1, О.Д. Воробьевой2, Л.Н. Герасименко3, С.Г. Жихарева4, С.Р. Заниянц5, Е.А. Ивановой6, И.В. Ивахнюк7, В.А. Ионцева8, Е.А. Назаровой9, Т.М. Регент10.
Вопросами трудовой миграции занимаются такие исследователи как М.А. Бурда11, И.В. Ивахнюк12, В.Н. Петров13. Учеными проанализированы проблемы, связанные с адаптационным периодом трудовых мигрантов, созданием условий для мигрантов принимающей стороной, толерантностью и конфликтностью местного населения в отношении трудовых мигрантов.
Однако при таком массиве исследований в вопросах изучения миграции до сих пор существует терминологический разнобой, который требует от авторов упорядоченности научного аппарата. Следует отметить, что большой вклад в решение этой проблемы внесли В.И. Староверов14, Б.С. Хорев15, А.У. Хомра16.
Демографические проблемы и проблемы формирования миграционной политики Республики Казахстан нашли отражение в работах А.Н. Алексеенко,
1 Безбородова Т.М. Методы социологии в изучении миграции населения. Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. – Выпуск No 2 (21).
2 Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика: Приложение к журналу «Миграция в России» [Текст] / О.Д. Воробьева. М., 2001. – 176 с.
3 Герасименко Л. Н. Специфика регионального политического процесса в современной России. Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. – 2008. – No2 (42).
4 Жихарев С.Г. Политическое регулирование современных миграционных процессов. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук. – Астрахань. – 2012.
5 Заниянц С.Р. Миграционная политика Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Санкт-Петербург. – 2008 г.
6 Иванова Е.А. Проблемы миграции в Москве и возможные пути их решения. Вестник РУДН. Серия Политология. – 2010. – No 2.
9 Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции. Социологические исследования. – No7. – 2005. – С.116.
10 Регент Т.М. Миграция в России: проблемы государственного управления. М.: ИСЭПН. – 1999. – С.304.
11 Бурда М. А. Миграционное законодательство как механизм реализации государством своих властных функций // Евразийский юридический журнал. – 2015. No 3 (82). С. 244-246.
12 Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М.: Экономический ф-т МГУ, ТЕИС. – 2005.
13 Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности. Социологические исследования. – 2003. – No 7. – С.84-90.
14 Староверов В.И. Социально-демографические проблемы деревни: методология, методика, опыт анализа миграции сельского населения. М.: Наука. – 1975. – С. 286.
15 Хорев Б.С. Население и кризисы. М.: МГУ. – 1996. – Вып. No 2.
16 Хомра А.У. Определение и классификация форм миграций населения. – Демогр.тетр. – Киев. – 1974.
7 Ивахнюк И.В. Опыт государственного регулирования международной трудовой миграции (на примере Турции) // В кн.: Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 2. – М.: Диалог МГУ, 1999.
8 Ионцев В.А. Проблемы «утечки умов» в России (методологические аспекты изучения). Вестник МГУ. – 1996. – No 5.

– 168 с.
9
Н.В. Алексеенко1, М.Х. Асылбекова2, А.Б. Галиева3, Г.В. Кан4, К.Е. Кушербаева5, Н.Э. Масанова6, Г.М. Мендикуловой7. Они также носят междисциплинарный характер, поскольку указанными авторами изучается целый комплекс проблем: влияние миграционных процессов на численность населения республики, миграционная подвижность, эмиграционно настроенное общество, причины незаконной миграции, внерегиональная миграция коренной этнической группы, влияние миграции на формирование полиэтнического населения, роль депортационного и эвакуационного факторов в этнодемографическом развитии республики и др.
Среди множества работ, статей и монографий следует выделить монографическое исследование А.Б. Кожахметова и М.Б. Асанбаева 8 . «Внутренняя миграция в Казахстане: в поисках решения», в котором на первый план выдвигается проблема урбанизации населения Казахстана, приводится анализ миграционной ситуации на примере проблемных регионов страны. Также важным представляется исследования известного казахстанского специалиста в сфере миграционных проблем центрально-азиатских республик, а ныне эксперт исследовательского совета по миграции в СНГ при Центре миграционных исследований ИНП РАН Е.Ю. Садовской 9 , которая рассматривает вопросы численности населения, «утечки мозгов» и человеческого капитала в современном Казахстане.
1
2 Асылбеков М.Х., Козина В.В. Народонаселение Республики Казахстан в условиях суверенитета. – Алматы. – 2009. – с. 114.
3 Галиев А.Б. Этнодемографические и эмиграционные процессы в Казахстане. Политологический аспект. Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. – 1995. – No2. – С.59-62.
4 Кан Г. Корейцы в Казахстане: трагедия переселения и обретение новой родины. Мысль. – 1994. – No4 – С. 82
5 Кушербаев К.Е. Динамика этнической структуры населения Казахстана. Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. – 1996. – No4. – С. 107-126.
6 Масанов Н. Миграционные метаморфозы Казахстана в движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. – М. – 1999. – с. 127-152.
7 Мендикулова Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие. – Алматы. – 1997. – с. 264.
9 Садовская Е.Ю. Международная миграция в Казахстане в период суверенитета // Казахстан Спектр. Научный журнал. Алматы. ОО «КРОИВА» – 2016/1 (75). С.7-42. Она же. Международная трудовая миграция в Центральной Азии в нач. ХХІ века (на примере Республики Казахстан) / Е.Ю. Садовская. М. : Восточная книга, 2013. – 572 с. Она же. Миграция в Казахстане на рубеже ХХІ века: основные тенденции и перспективы. Алматы. – 2001. – С.108- 124.
Алексеенко А.Н., Алексеенко Н.В., Козыбаев М.К., Романов Ю.И. Этносы Казахстана. – Астана: Елорда. – 2001.
8 Кожахметов А.Б., Асанбаев М.Б. Внутренняя миграция в Казахстане: в поисках решения – Алматы, РОО «Шанырак» – Центр социально-гуманитарных исследований «Аспект М». – 2010-180 с.

10
Сегодня мы можем констатировать повышение интереса к проблемам миграции со стороны ученых, занимающихся разными науками. Можно выделить работы А.А. Афониной1, Н.А. Баранова2, А.А. Вартумяна3, И.А. Ветренко4, В.А. Волоха5, Ю.Г. Ефимова6, И.Ф. Кефели7, А.А. Коробовой8, С.В. Кныш9, Д.А. Топкаева 10 , В.А. Тремба 11 , Л.А. Фадеевой 12 , А.Р. Файзуллиной 13 , А.Е. Шапарова14. Тематика их разнообразна: вынужденная миграция, проблемы беженцев, трудовая миграция, международная миграция, иммиграция, адаптация мигрантов, приграничное сотрудничество, идентичность населения, переселение соотечественников, национальная безопасность, евразийская интеграция, этнополитическая миграция.
Изучением процессов миграции занимались и представители уральской политологической школы. Интерес для нашего исследования представляют работы А.В. Антошина 15 ,
1 Афонина А.А. Факторы трансформации миграционной политики России в 20 веке на примере возврата и переселения русскоязычного населения // Симбирский гуманитарный вестник. Ульяновск. – 2012.- No 1(7). – С.182- 187.
2 Баранов Н.А. Евразийская интеграция в контексте формирования нового мирового порядка // Диалог: политика, право, экономика. – 2017. – V. l. 1 (4). – С. 47-53.
3 Вартумян А.А. Миграционная политика на Северном Кавказе: монография. Центр кавказских исслед. МГИМО (у) МИД России. – Москва: Центральное изд-во учебно-методической и науч. лит. – 2008. – 181 с.
4 Ветренко И.А., Понеделков А.В., Воронцов С.А. Современная российская демографическая политика через призму национальной безопасности. Вестник Омского государственного университета. Серия «исторические науки». – 2015. – No 3 (7). – с. 90-96.
5 Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. Монография. // М.: Издательство «Спутник+». – 2009. – С.73-77.
6 Ефимов Ю.Г. Политическая миграциология: миграционные процессы в контексте политологических проблем (монография). М.: АНМИ. – 2005.
7 Кефели И.Ф. Новая Евразия: от геополитического противостояния на Ближнем Востоке к распаду евразийской дуги нестабильности. Геополитика и безопасность. – 2016. – V. l. 3-4 (35-36). – С. 96-105.
8 Коробов А.А. Иммиграционный аспект политического терроризма в России. Власть. – 2005. – No 9.
9 Кныш С.В. Приграничное сотрудничество в структуре экономических и культурных связей России и Беларуси. Вестник Череповецкого гос.унив. – 2012. – No3 (41), том 2.
10 Топкаев Д.А. К проблеме участия общественно-политических институтов в процессе адаптации мигрантов Вестник Кемеровского гос. ун. – 2012. – No 1.
11 Тремба В.А. Миграционные процессы в современном обществе: политологический анализ// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2012. – No 3.
12 Фадеева Л.А. Идентичность как категория политической науки: исследовательское поле и когнитивный потенциал // Политическая наука. – 2016. No 2. С.164-180.
13 Файзуллина А.Р. Проблема этнорелигиозной адаптации мигрантов // Социокультурный потенциал межконфессионального диалога: материалы международной научной конференции. Казань, 23-24 мая 2013 г. – С.160-163
14 Шапаров А.Е. Формирование иммиграционных режимов в условиях глобального общества // Политическая наука. – 2012. – No 4.
15 Антошин А.В. Некоторые факты указывают на то, что о следующей волне эмиграции уже вполне уместно говорить / Антошин А.В. // Дискуссия. Институт современных технологий управления. Екатеринбург. – 2017. – No3. – С. 6-13.

11
О.Н. Богатыревой 1 , В.Д. Камынина 2 , А.А. Керимова 3 , Н.А. Комлевой 4 , В.И. Михайленко 5 , С.В. Мошкина 6 , С.В. Рыбакова 7 , М.А. Фадеичевой 8 , А.С. Чеснокова9 и других.
При кажущемся многообразии исследований в области миграционных процессов и миграционной политики некоторые вопросы, в частности, связанные с региональной миграционной политикой приграничных регионов и их влиянием на политическую систему, все же исследованы недостаточно. А потому данная проблема заслуживает пристального внимания исследователей и детального изучения.
Необходимость решения этой проблемы определяет актуальность темы нашего диссертационного исследования.
Объект исследования – миграционная политика государств: Российской Федерации и Республики Казахстан.
Предмет исследования – реализация государственной миграционной политики в Омской (Российская Федерация) и Павлодарской (Республика Казахстан) областях с позиции влияния на них региональных политических процессов.
Цель исследования – анализ современного состояния миграционной политики двух граничащих государств – Российской Федерации и Республики
1 Богатырева О.Н., Крапивницкая Е.Д. Беженцы и права, обеспечивающие выживание: международные и национальные стандарты (современный опыт Итальянской Республики). Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2017. – No 5. – С. 24-40.
2 Камынин В.Д. Роль двусторонних отношений между РФ и странами Центральной Азии в укреплении безопасности в регионе на рубеже ХХ-ХХI вв. Известия Уральского федерального университета. Серия: Общественные науки. – 2017.Т 12. No2/164. С. 154-170.
3 Керимов А.А. Влияние культурно-образовательной среды на процесс формирования толерантного сознания молодежи. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2017. – 162, 23 (2), стр. 153-158.
4 Комлева Н.А. Геополитическое пространство как текст. Электронное научное издание «Альманах». Пространство и Время. – 2015. – V. 10, l. 1. – С. 32.
5 Михайленко В.И. Проблемы управления миграционными процессами в Европейском Союзе / Михайленко В.И. // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. – 2016. – V. 155, l. 11 (3). – С. 123-134.
6 Мошкин С.В. Дипломатическая война за черноморские проливы в 1944-1946 гг. – Дискурс-Пи. – 2016. – V. 13, l. 1. – С. 112-116.
7 Рыбаков С.В. Миграционный кризис Германии: причины, проявления, последствия. Миссия конфессий. – 2016. – V. l. 12 (16). – С. 37-45.
8 Фадеичева М.А. Толерантность как ресурс «мягкой силы» в предупреждении этнических конфликтов. Креативный менеджмент. – 2015. – V. l. 2. – С. 26-29.
9 Чесноков А.С. О миграционной ситуации в Уральском федеральном округе в первой половине 2014 года. – 2015. – V. l. – С. 2482-2487.

12
Казахстан – сквозь призму региональных политических процессов Омской и Павлодарской областей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических основ политологического анализа миграционной политики и миграционных процессов.
2. Выявить сущностные характеристики и методологические подходы к исследованию региональных политических процессов.
3. Провести политологический анализ миграционных процессов как составляющей миграционной политики государства.
4. Рассмотреть политико-правовые аспекты регулирования миграционных процессов России и Казахстана.
5. Исследовать состояние миграционной политики Республики Казахстан в условиях активных процессов евразийской интеграции.
6. Выявить специфику миграционной политики Российской Федерации в современных условиях.
7. Провести комплексный анализ региональной миграционной политики и ее составляющих в Омской области.
8. Охарактеризовать региональные аспекты миграционной политики Павлодарской области.
9. Провести прогнозирование основных трендов в региональной миграционной политике Омской и Павлодарской областей.
Научная новизна исследования.
1. Впервые государственная миграционная политика рассматривается на примере приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан – Омской и Павлодарской областей – с позиций политологического анализа. Необходимо отметить, что миграционная политика Омской области ранее рассматривалась с точки зрения ее взаимодействия с другими областями

13
Казахстана, с такими, как Северо-Казахстанская 1 и Восточно-Казахстанская области2.
2. При рассмотрении понятийно-категориального аппарата миграционной политики нами были проанализированы исследования ведущих ученых, как результат – введено в научный оборот собирательное, научное понятие «мигрантология» являющаяся родовым понятием, объединяющая исследователей юридической, экономической, социальной, культурологической, политической и других научных отраслей, предметным полем которых, выступает миграция во всех ее проявлениях; введено понятие «миграционный локаут», под которым мы понимаем наличие миграционного блока, когда миграция по праву становится явлением политическим.
3. Нами выявлены факторы, формирующие государственную миграционную политику. На их основании изучен и установлен характер миграционных процессов Омской и Павлодарской областей в историческом, государственном и глобальном контекстах. Доказана связь глобальной, государственной и региональной политики на характер миграционных процессов в приграничных областях.
4. На примере приграничных областей двух стран предложено научное обоснование эффективности реализации миграционной политики, которая проводится в интересах развития и поддержания социальной стабильности граждан и устойчивого развития государства.
5. В рамках диссертационного исследования нами научно обоснована политическая составляющая процесса миграции, сделан аргументированный вывод о том, что миграция всегда носит политический характер.
6. При комплексном рассмотрении миграции в рамках исследования наглядно продемонстрирован политический эффект позитивного и негативного
1 Шайкин Д.А., Шайкина Д.Н. Современные подходы к изучению понятие термина «трудовой потенциал» ВЗФЭИ (филиал в городе Омск) Двадцать первые апрельские экономические чтения: материалы международной научно-практической конференции/ Под ред. д.э.н., проф. В.В. Карпова и д.э.н., проф. А.И. Ковалева. Омск. – 2015 – 427 стр. С.346-348.
2 Агарина А.В. Влияние миграции на общую численность региона (на примере Восточно-Казахстанской и Омской областей) // Экономическая наука и практика III Международная научная конференция. Чита. – 2014. – С.169-171.

14
влияния миграции на общее развитие государства и регионов, публичную политику, систему и институты государственного управления и протекание конкретных политических процессов.
7. Выявлены основные тренды и перспективы развития государственной миграционной политики Омской и Павлодарской областей, что позволило нам сделать исследовательские прогнозы на будущее.
Источниковая база исследования. В качестве источниковой базы исследования использован широкий спектр нормативных актов: Конституции Российской Федерации 1 и Республики Казахстан 2 ; документы Содружества Независимых Государств, в частности – Решения Совета глав государств
Содружества Независимых Государств3, Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года4 и План мероприятий по реализации первого этапа (2009- 2011 годы) 5 ; соглашения на высшем государственном уровне, включая Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов6; стратегии и концепции развития государств: Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года 7 , Концепция миграционной политики Республики Казахстан 8 ; программные документы Республики Казахстан: «Отраслевая Программа
1 2
3 Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.minsk.by/page.php?id=18763 (дата обращения 12.03.2017).
4 Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/ (дата обращения 15.03.2017).
5 План мероприятий по реализации первого этапа (2009–2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Сотрудничество государств – участников СНГ в области регулирования трудовой миграции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/. (дата обращения 15.03.2017).
6 Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.
Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www. businessprvo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_46590.html. (Дата обращения 18.03.2017). 7
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с
изменениями и дополнениями от 21.05.2007 г.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена Президентом РФ 13 июня 2012 г.
8 Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года No 1346 «О Концепции миграционной политики Республики Казахстан». САПП Республики Казахстан. – 2000 г. – No 38-39. – ст. 449.

15
миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 годы»1. Закон республики Казахстан «О миграции населения» от 22 июля 2011 г.2; Федеральный
закон Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»3, Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. No 4530-I «О вынужденных переселенцах»4 (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»5.
Также при проведении исследования использованы Указы Президентов: Указ Президента Республики Казахстан «О правовом положении иностранных граждан в РК» от 19 июня 1995 г.6, «О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в РК»7, «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством РК»8 и Указы Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»9, Указ Президента Российской Федерации No803 от 03.06.1996 г. «Об основным положениях региональной политики в Российской Федерации»10 и Административный регламент «По контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства» 11 ; Послание Президента Республики Казахстан12, а также общие принципы и механизмы
1 Отраслевая Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001–2010 годы No 1371. Утверждена 29 октября 2001 г. Программа рассчитана на среднесрочную (2001–2005 гг.) и долгосрочную (2005– 2010 гг.) перспективу.
2 Закон РК «О миграции населения» от 22 июля 2011 г.
3 Федеральный закон от 18 июля 2006 г. No 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
4 Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. No 4530-I «О вынужденных переселенцах»
5 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // “Собрание законодательства РФ”, 24.05.2010, No 21, ст. 2524.
6 Указ Президента No 2337 «О правовом положении иностранных граждан в РК» от 19 июня 1995 года. Имеет силу Закона.
7 Указ Президента РК «О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в РК» от 15 июля 1996 г.
8 Указ Президента РК «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством РК» от 27 сентяб. 1996 г.
9 Указ Президента РФ от 16 октября 2001 г. No 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – No 43. – Ст. 4071.
10 Указ Президента Российской Федерации No803 от 03.06.1996 г. «Об основным положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ , 03.06.1996, N 23, ст. 2756.
11 Административный регламент «По контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства» от 30 апреля 2010 г. Совместный приказ МВД No 338, ФМС No 97.
12 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан- 2030».

16
организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах – участниках СНГ1.
Для проведения политологического анализа миграционной политики в работе использованы статистические материалы, данные официальных сайтов миграционных служб России и Казахстана2, а также ежегодники и сборники статистической информации 3 , специализированные издания, раскрывающие особенности протекания миграционных процессов. Также в ходе проведения анализа были использованы материалы исследований отдельных политических партий, которые они проводили для составления своих партийных предвыборных программ (Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 4 , Социал- патриотическая партия «Родина»5).
Были проанализированы результаты ранее выполненных научных работ – кандидатских диссертаций6, статистических сборников7, научных статей по теме миграции8.
Хронологические и территориальные рамки исследования.
Исследование охватывает период с 1991 г. по настоящее время. Начало данного периода было определено таким событием, как распад СССР и переход России и Казахстана к суверенному демократическому развитию. Нами рассмотрены процессы миграции, включая современные тенденции интеграции Российской Федерации и Республики Казахстан в 2017 году. Территориально рамки работы определяются в общем территорией двух государств – Российской Федерацией и
1 Постановление Правительства Республики Казахстан «О Комплексном плане по решению проблем миграции, усилению контроля за миграционными потоками из сопредельных государств, созданию благоприятных условий для отечественных квалифицированных кадров с тем, чтобы не допустить их чрезмерного оттока на зарубежные рынки труда на 2014-2016 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001593. (Дата обращения: 12.02.2017 г.)
2 Казахстан в цифрах: статистика за 9 ноября 2015 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vlast.kz/strana/13966-kazahstan-v-cifrah-statistika-za-9-noabra-2015-goda.html. (Дата обращения: 12.02.2017 г.)
3 Миграция населения в России: статистика за 2015 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://topmigrant.ru/migraciya/obshhaya-informaciya/statistika-migrantov-za-2015.html. (Дата обращения: 12.02.2017 г.)
4 ЛДПР. Мигранты. Издание второе, дополненное. М.: Издание Либерально-демократической партии России. 2013 г. – 64 с.
5 «Родина» против мигрантов. Партия добивается создания Миграционного Кодекса РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.4pera.ru/news/picture_of_the_day/. (Дата обращения: 12.02.2017 г.)
6 Заниянц С.Р. Миграционная политика Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Санкт-Петербург. – 2008 г.
7 Народонаселение. Выпуск 32. Прошлое и настоящее демографии. М. – 1980.
8 Юдина Т.Н. О социологическом анализе миграционных процессов. Социологические исследования. – 2010. – No 2. – С.104.

17
Республикой Казахстан – и более конкретно двумя областями – Омской (РФ) и Павлодарской (РК). Данные территории выбраны для анализа в связи с тем, что Омская и Павлодарская области имеют самый протяженный отрезок общей границы между РФ и РК, и те политические тенденции, которые существуют в данных регионах, обуславливают основные тренды миграционной политики в двух рассматриваемых государствах. К тому же, взаимовлияние областей за счёт миграционных потоков в разные периоды развития, как со стороны одной области, так и другой, под воздействием которых, выстраиваются различные каналы коммуникации культурные, политические, экономические.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении категориального аппарата политической науки за счет введения и дефинизации понятий «мигрантология», «миграционный локаут». Кроме того, проведен глубокий политологический анализ теорий региональной политики. Рассмотрен понятийно-категориальный аппарат миграционной политики и проанализированы исследования ведущих ученых-мигрантологов. Диссертационное исследование представляет собой глубокую теоретическую ценность и является основой для изучения других особенностей протекания миграционных процессов в региональном разрезе как в отношении других субъектов России, так и других государств. Методология оценки может быть применима и для проведения исследований миграционной политики с позиции других наук: экономики, социологии, истории и т.д.
Выводы, сделанные в данной работе, могут использоваться в отдельных отраслях политической науки с целью исследования сущности государственной политики, региональной политики и проблем миграции как политического явления. Предложенное нами понимание миграции может применяться для прогнозирования миграционных потоков. Основные результаты работы могут применяться в преподавании спецкурсов, учебных дисциплин, связанных с государственной миграционной политикой.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования основных выводов в работе органов власти,

18
миграционных служб государственного и муниципального управления в планировании своей деятельности. Основные выводы исследования могут способствовать дальнейшему совершенствованию миграционной политики Омской и Павлодарской областей, и таким образом повлиять на интеграционные процессы, которые идут на уровне двух государств – Российской Федерации и Республики Казахстан.
Полученные результаты исследования могут способствовать выработке основных положений стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Республики Казахстан.
Методологической основой исследования являлись базовые подходы к исследованию: системный подход, позволяющий рассматривать различные аспекты миграционных процессов как нечто единое и неотделимое от общей региональной и общегосударственной политики рассматриваемых стран – России и Казахстана, а также с акцентом на региональный аспект относительно Омской и Павлодарской областей.
Особо стоит подчеркнуть использование институционального подхода как способа раскрытия особенностей институциональной политики, поскольку здесь миграция представлена в виде базового института. Институциональный подход позволил нам в целом рассмотреть политическую сферу в виде системы социальных институтов, определяющих характер протекания миграционных процессов, имеющих свои «институционализированные» структуры и четко выработанные правила функционирования.
Большое значение для понимания развития миграционных процессов имеют структурно-функциональный и сравнительный подходы.
Применение исторического метода позволило раскрыть различные подходы к изучению миграции, использованные на разных исторических этапах, и выявить закономерности развития миграционных процессов.
Сравнительный и социологический методы позволили наглядно
продемонстрировать различия и сходство между спецификой протекания миграционных процессов в Республике Казахстан и Российской Федерации, а

19
также конкретно в Павлодарской и Омской областях, и наметить тенденции развития указанных процессов.
Также в исследовании нами использована совокупность общенаучных методов анализа и синтеза при рассмотрении особенностей миграционных процессов на отдельных территориях и совокупности факторов, которые влияют на протекание миграционных процессов отдельно в Казахстане и России.
Кроме того, в работе был использован диалектический метод, который применялся для изучения проблем и противоречий в изучаемой сфере, а также в исследуемых регионах с точки зрения проблематики, свойственной миграционным процессам.
Применение структурно-функционального и социологического методов способствовало систематизации, обобщению и теоретическому моделированию полученных результатов. Все это позволяет делать обобщающие выводы и в конечном счете спрогнозировать основные тренды и перспективы региональной миграционной политики Омской и Павлодарской областей.
Положения, выносимые на защиту.
1. Миграционные процессы актуализированы и активизированы идущим процессом глобализации, что значительно меняет представление о роли конкретных регионов в государствах, а также демонстрирует значение данных процессов с точки зрения формирования общегосударственной миграционной политики. Наше исследование подтверждает и раскрывает значимость региональных составляющих в миграционной политике государства.
2. Проведенный анализ в рамках теоретической главы позволяет ввести в научный оборот новые понятия, такие как «мигрантология», «миграционный локаут». Объем и содержание данных понятий нами детально раскрыты в содержании диссертационного исследования.
3. Нами объективно установлено, что исследование миграционных процессов должно реализовываться посредством изучения регионального аспекта миграции в разрезе отдельных субъектов различных государств на основе не только формального изучения статистических данных, но также и более

20
глубокого изучения внутренних политических особенностей формирования региональной политики, а также ключевых тенденций в экономических и социальных сферах. Проведение регионального политического анализа сопряжено с необходимостью системного анализа миграционной политики и на общегосударственном уровне, и в разрезе отдельных субъектов, учитывая глобальные международные тенденции и ситуацию в мире в целом.
4. В рамках проведенного исследования нами выявлены ключевые тренды развития миграционных процессов между Павлодарской и Омской областями, заставляющие «перекраивать» внутреннюю политику регионов и оказывающие существенное влияние на необходимость регулирования данных вопросов на общегосударственном и межгосударственном уровнях. Речь идет о следующих явлениях: интегрирование на региональном уровне Омской и Павлодарской областей происходит гораздо раньше, чем на государственном уровне; усиление образовательной миграции; усиление влияния факторов социально-экономического развития региона и государства на направленность миграционных процессов; глобальный характер миграционных процессов; особенности и взаимосвязанность культур в двух странах.
5. На основании анализа региональных институциональных условий протекания миграции в Омской и Павлодарской областях нами выявлена связь между характером миграционных процессов и принимаемыми решениями правящими региональными элитами. Данный факт подтверждает наличие ярко выраженного политического характера миграционных процессов. А потому решение проблемы миграционного локаута требует принятия и реализации программы, включающей комплекс прогрессивных инновационных решений со стороны органов государственной и региональной власти обеих стран, поскольку, являясь прерогативой государства, миграционная политика оказывает огромное влияние на всех граждан страны, что подтверждает глобальный политический характер миграционных процессов.
6. Межгосударственные блоки для России будут иметь большее значение в плане проведение политики, включая и миграционную, на всем

21
евразийском пространстве. В конечном счете такая политика, а главным образом слаженность политики и достижения консенсуса в миграционных вопросах в рамках блоков, позволит России отстаивать право называться не только региональным лидером, но и ведущей мировой державой. Вместе с тем существенная и во многом определяющая роль остается за эффективным построением внутренней государственной политики стран (как России, так и Казахстана). Прежде всего, речь идет о совершенствовании институциональных и политико-правовых основ формирования миграционной политики в каждом конкретном государстве.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведения исследования, базируется на всестороннем анализе выполненных ранее научно- исследовательских работ по данному направлению (диссертационных исследований, научных статей, материалов конференций, а также материалов научных исследований). Также достоверность результатов подтверждается путем использования статистической информации в ретроспективе, что дало основание выявить тренды и обозначать перспективы развития миграционных процессов в России и Казахстане.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в научных статьях, 4 из которых – в изданиях, рекомендованных ВАК: Вестник Омского университета. Раздел Политология. (2014. No 1 (71)); Омская гуманитарная академия. Наука о человеке: гуманитарные исследования. Раздел Политология. (2014. No 4 (18)); Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки (2015. No 2); Вестник Омского университета. Раздел История и политические науки (2018. No 1). В рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в базу данных Scopus, Web of science – 1: Space and Culture, India March 2018, 5:3.
Основные положения и выводы были представлены на международных конференциях: XVIII Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология,

22
опыт эмпирического исследования» (2015); Международной научно-практической конференциии «Шестнадцатые Сатпаевские чтения» (2015); Международной научно-практической конференциии «VII Торайгыровские чтения» (2015).
Ряд положений и выводы опубликованы в следующих научных изданиях: «Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт» (2013); «Материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно- практической конференции «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения» (2014); «Евразийская интеграция: экономика, право, политика. Международный научно-аналитический журнал» (2014. No 2 (16)); «Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Развитие политических институтов и процессов зарубежный и отечественный опыт»» (2015).
Основные положения и результаты нашли отражение в спецкурсе «Политика и миграция», разработанном для студентов и магистрантов специальности «Политология» в Павлодарском государственном университете имени С. Торайгырова. Стоит отметить, что для студентов и магистрантов данной специальности разработано и издано учебное пособие «Политика и миграция» с дополнительными контрольными вопросами.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка литературы, приложений. Объем диссертационного исследования составляет 238 страниц. Содержательная часть изложена на 186 страницах машинописного текста, список литературы содержит 244 наименований, имеются 8 приложений.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету