Реализация партийно-государственной социальной политики в Курской области в 1943-1950 гг.

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Куницын Андрей Иванович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-31

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПО
ВОССТАНОВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В
ПОСТОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД: 1943-1945 ГГ……………………32-121
1.1. Восстановление жилищного фонда…………………………………….32-53
1.2. Организация деятельности учреждений здравоохранения……………54-74
1.3. Осуществление мероприятий по борьбе с детской
безнадзорностью……………………………………………………………..74-96
1.4. Становление системы социальной защиты фронтовиков и семей
погибших воинов……………………………………………………………96-121

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В
ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ: 1946-1950 ГГ……………………………………………….122-185
2.1. Профессиональная реабилитация инвалидов Отечественной
войны……………………………………………………………………..122-142
2.2. Государственная поддержка семей военнослужащих……………..143-161
2.3. Роль государства в социальной поддержке материнства и детства.161-185

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………186-192

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…193-214

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………215-216

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект,
предмет, цель, задачи исследования, его хронологические и географические
рамки, методология, анализируются степень изученности проблемы и
источниковая база диссертации, раскрываются ее научная новизна и
практическая значимость, апробация полученных результатов.
В первой главе «Реализация государственной социальной политики в
Курской области в постоккупационный период: 1943-1945 гг.» проведен
комплексный анализ партийно-государственной политики в данной сфере и
определены направления ее реализации в Курской области.
В первом параграфе исследованы мероприятия по восстановлению
жилищного фонда, сильно разрушенного в период оккупации области. Бюро
Курского обкома и облисполком 26 августа 1943 г. утвердили план постройки в
1943 г. новых и восстановления разрушенных домов в сельской местности, а
также в городах и рабочих поселках, в количество 35 тыс. домов. Также было
решено до 15 ноября 1943 г. отремонтировать 15 тыс. м2 жилплощади, из них 2
тыс. м2 еще не заселенных1. Управление лесоохраны и лесонасаждений обязано
было обеспечить для строительства и восстановления жилищ в сельской
местности, в городах и рабочих поселках выделение лесоматериалов в
количестве 100 тыс. м3 древесины и 21 тыс. м3 хвороста2. Первые секретари
райкомов ВКП(б) и председатели райисполкомов в трехдневный срок
организовали работу по распределению выделенного леса для строительства
жилых домов. Были организованы бригады по вырубке и завозу
лесоматериалов к местам строительства; созданы строительные бригады по
восстановлению и строительству жилых домов. В условиях дефицита
стройматериалов активно использовались камень, кирпич от разрушенных
построек, лесоматериал, мел, солома, осока и т.д. Для обеспечения
строительства материалами был запланирован ввод в эксплуатацию завода
глинобитных блоков в г. Курске, в Советском районе, известковых производств
в Чернянском, Волоконовском, Борисовском, Бесединском, Щигровском
районах, гг. Белгороде и Старом Осколе, завода по производству камышита в
г. Белгороде3.
По состоянию на 1 сентября 1943 г. было восстановлено в городах 1768
жилых домов, из них вновь построено 47 домов, вселено людей – 125294. К
концу 1943 г. было восстановлено 100231 м2 жилья5. Таким образом, цифры
ГАОПИКО. – Ф. П-1. – Оп. 1. – Д. 2924. – Л. 201.
Там же. – Л. 202.
ГАОПИКО. – Ф. П-1. – Оп. 1. – Д. 2924. – Л. 202.
ГАРФ. – Ф. Р-9504. – Оп. 1. – Д. 4. – Л. 24.
ГАРФ. – Ф. А-314. – Оп. 1. – Д. 605. – Л. 57.
свидетельствуют о быстрых темпах восстановительных работ. В последующие
два года восстановление жилого фонда было продолжено как силами
населения, так и силами строительных бригад, но, как свидетельствуют
архивные документы, темпы восстановительных работ несколько снизились.
По-прежнему, имели места недостатки в организации строительства. В
Ольшанском сельсовете Льговского района в 1944 г. было построено 28 домов,
вместо 76 запланированных. В прессе отмечалось, что срывали строительство
руководители сельсоветов, которые должны дать сюда рабочую силу. Так, из
Иванчиковского сельсовета нужно было прислать 15 человек, а направили
только одного рабочего. А Погореловский сельсовет не выделил ни одного
человека1. В результате за 1944 г. было восстановлено всего 69 478 м2 жилой
площади2.
В 1945 г. жилищная проблема в области становится наиболее острой, так
как возвращались с войны демобилизованные красноармейцы. В 1945 г. в
Курске построили 156 домов общей площадью 17 229 м2 площади 3. В сельской
местности создавались строительно-ремонтные бригады для ремонта и
строительства домов колхозников, особенно семей фронтовиков. Так, в колхозе
им. Буденного Ивнянского района колхозники отчислили 560 трудодней для
строительства домов4, в колхозе им. Куйбышева Обоянского района – 600
трудодней5. В 1945 году по области было восстановлено 62 349 м2 жилья6.
Таким образом, темпы восстановительных работ значительно упали. Анализ
источников показал, что трудности по восстановлению жилого фонда Курской
области были связаны также с нечеткой работой союзных наркоматов. На
местах партийное руководство стремилось использовать все возможные
ресурсы для выполнения задачи восстановления жилых домов и размещения
населения. Но, в основном жилищный фонд области восстанавливался силами
граждан, колхозов и предприятий.
Во втором параграфе проанализирована организация деятельности
учреждений здравоохранения в Курской области. После освобождения области
остро встал вопрос восстановления системы здравоохранения, так как было
разрушено 387 больниц и поликлиник. Общий ущерб составил 85 942 тыс.
руб.7 Поэтому одним из первоочередных мероприятий, намеченных Курским
обкомом ВКП(б) 8 февраля 1943 г., являлся немедленный пуск в эксплуатацию
больниц и амбулаторий8. Уже к 20 февраля в г. Курске начали прием больных
поликлиники № 1 и № 2, хирургическая и инфекционная больницы, родильный
Ленинский путь. – 1944. – 14 сентября.
ГАРФ. – Ф. А-314. – Оп. 1. – Д. 648. – Л. 120.
ГАОПИКО. – Ф. П-2160. – Оп. 1. – Д. 401. – Л. 112; Ф. П-2878. – Оп. 1. – Д. 1343. – Л. 60,
61.
Курская правда. – 1945. – 18 октября.
Курская правда. – 1945. – 23 октября.
ГАРФ. – Ф. А-314. – Оп. 1. – Д. 701. – Л. 187.
Язвин М.А. Очерки истории здравоохранения Курского края: в 3-х ч. Ч. 3. Вып. 1. –
Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1968. – С. 161.
ГАОПИ КО. – Ф. П-1. – Оп. 1. – Д. 2915. – Л. 61.
дом,туберкулезныйдиспансер,вендиспансерипсихоприемник,
венерологическая больница. Восстанавливалась областная поликлиника1. По
области к маю 1943 г. было открыто: городских больниц – 12, сельских – 77,
родильных домов в городе – 1, в колхозах – 7, амбулаторий в городах 13, в
селах – 88, фельдшерских пунктов – 157, фельдшерско-акушерских – 88,
акушерских – 36, детских и женских консультаций – 4, здравпунктов – 22. К
августу 1943 г. в области работало: 105 больниц, 174 поликлиники и
амбулатории, 375 фельдшерско-акушерских, фельдшерских и акушерских
пунктов, причем из них вновь организовано: 21 больница, 95 поликлиник и
амбулаторий, 112 фельдшерско-акушерских, фельдшерских и акушерских
пунктов3. А к сентябрю 1943 г. всего по области было восстановлено 761
лечебное учреждение4. К июню 1944 года в области было восстановлено 1153
лечебных учреждений, в том числе 310 общих больниц, поликлиник и
амбулаторий в сельской местности, 327 фельдшерских, 152 фельдшерско-
акушерских и 77 акушерских пунктов, 7 детских амбулаторий в городах,
станция переливания крови, санбакинститут. Открыты медицинские техникумы
в Курске, Валуйках, Старом Осколе, которые осуществляли подготовку 1500
медицинских специалистов среднего звена5. К 1945 г. все районы Курской
области выполнили план восстановления сети лечебных учреждений, за
исключениемВолоконовского,Касторенского,Верхне-Любажского,
Глушковского . Побывавшая в Курске 4 марта 1945 г. председатель
Британского Комитета «Фонда помощи России» К. Черчилль посетила детскую
больницу. Ознакомившись с ее состоянием, она выразила врачам свое
восхищение тем, как они заботятся о восстановлении здоровья детей,
пострадавших от оккупационного режима 7.
До 1 марта 1946 г. Курский обком ВКП(б) планировал восстановить все
колхозные родильные дома, к 1 мая 1946 г. организовать во всех сельских
больницах операционные8. Но предпринимаемые партийными и советскими
органами меры для улучшения системы здравоохранения Курской области не
всегда могли быть реализованы из-за недостатка ассигнований и отсутствия
оборудования. Анализ источников показал, что наибольшие трудности
восстановительного периода заключались в недопоставках медикаментов и
медицинского оборудования по линии Наркомздрава РСФСР, вследствие чего
больные недополучали лекарственную и лечебную помощь.
В третьем параграфе исследованы мероприятия по борьбе с детской
безнадзорностью. Пятнадцатимесячная оккупация Курской области привела к
появлению большого количества детей-сирот, в связи с чем Курский
Курская правда. – 1943. – 21 февраля.
Курская правда. – 1943. – 26 мая.
ГАОПИКО. – Ф. П-1. – Оп. 1. – Д. 2966. – Л. 14.
Курская правда. – 1943. – 5 сентября.
Курская правда. – 1944. – 13 июня.
ГАКО. – Ф. Р-4929. – Оп. 4. – Д. 4. – Л. 28.
Курская правда. – 1945. – 5 мая.
ГАОПИКО. – Ф. П-1. – Оп. 1. – Д. 3923. – Л. 14.
облисполком в марте 1943 г. сформировал комиссию по устройству детей-
сирот1, силами которой по районам области были учтены дети, оставшиеся без
родителей. По состоянию на 25 марта было учтено 3 735 детей, 435 из которых
определены в 12 детских домов2. К июлю 1943 г. в освобожденных районах
комиссия по устройству детей-сирот произвела учет 11 351 детей-сирот. В
области было открыто 17 детских домов школьного возраста, в которых было
устроено 1 500 детей. Начали работать 31 детский сад, 2 дома ребенка, 2
детских приемника. По 23 районам области было организовано 604 детских
яслей и площадок, рассчитанных на 15 379 детей3.
В сентябре-ноябре 1943 г. заработали 9 специальных детских домов и 3
специальных домов ребенка в районах области и два приемника-
распределителя в г. Курске и в г. Белгороде4. Но детские дома области
находились в запущенном состоянии. Ни один из них не имел полного запаса
топлива, они не были обеспечены кроватями и другим оборудованием, в
результате чего имела место скученность детей5. Поэтому Курский обком
ВКП(б) обязал все райкомы области обеспечить детские дома топливом на весь
отопительный сезон и закончить полностью ремонт помещений6. Комсомольцы
и колхозники области организовали шефскую работу над детскими домами.
Так, комсомольцы Щигровского района для Щигровского детского дома
закупили игрушки7. Комсомольцы колхоза «3-й год пятилетки» Дмитриевского
района собрали 368 кг картофеля для Дмитриевского детского дома 8.
Ивнянские комсомольцы взяли шефство над детским домом в колхозе им.
Чкалова для детей фронтовиков. Их почин подхватили комсомольцы колхоза
«Путь вперед» Курасовского сельсовета. Они собрали 25 м полотна и деньги 9.
Колхозы Березовского и Грузчанского сельсоветов Борисовского района
выделили 100 пудов картофеля, 2 поросенка, 1 500 руб. дому для детей
фронтовиков10. В Октябрьском районе комсомольцы и пионеры Алексеевской
средней школы собрали детям-сиротам 2 000 тыс. рублей, 100 л молока и
других сельскохозяйственных продуктов11. Необходимо отметить и помощь
республик, в частности Узбекской ССР, приславшей эшелон с подарками
детским и медицинским учреждениям освобожденных районов Курской
области12.
За период с 1944 по 1945 г. в области был проведен комплексный учет
детей, оставшихся без попечения родителей. Учтено детей-сирот 10 713
ГАКО. – Ф. Р-3322. – Оп. 10. – Д. 6. – Л. 387.
Там же. – Л. 199.
ГАКО. – Ф. Р-3322. – Оп. 10. – Д. 6. – Л. 388.
ГАОПИКО. – Ф. П-1. – Оп. 1. – Д. 2924. – Л. 205.
ГАОПИКО. – Ф. П-1. – Оп. 1. – Д. 3218. – Л. 38.
ГАОПИКО. – Ф. П-1. – Оп. 1. – Д. 3218. – Л. 39.
Курская правда. – 1944. – 1 апреля.
Курская правда. – 1944. – 21 мая.
Курская правда. – 1944. – 8 октября.
Курская правда. – 1944. – 11 ноября.
Знамя Октября. – 1945. – 7 ноября.
ГАРФ. – Ф. Р-9504. – Оп. 1. – Д. 19. – Л. 142.
человек, из них патронируемых 5 758 человек, под опекой 1 144 человека,
усыновленных – 433. Трудоустроено 2 675 человек, остальные
остронуждающиеся дети-сироты в количестве 703 человека были направлены в
детские дома, которых в области к концу войны функционировало 39 1.
Материалы исследования показали, что в постоккупационный период
устройство детей-сирот было сопряжено с трудностями, т.к. не хватало мест в
детских домах, приемники-распределители были переполнены, условия
содержания были достаточно тяжелыми. Однако, оценивая материально-
бытовые условия в детских учреждениях, не стоит забывать о том, что нужда в
послевоенное время была повсеместной. Проведенный анализ подтверждает
высказанное в исторической литературе мнение о том, что «для детей, многие
из которых пережили голод, прошли по вокзалам и улицам, детский дом был
спасением»2.
Система патроната не оправдывала себяв связи с материальными
проблемами. Поэтому приоритетным направлением социальной помощи детям-
сиротам являлось устройство в приемную семью.
Четвертый параграф посвящен исследованию системы социальной
защиты фронтовиков и семей погибших воинов. В связи с необходимостью
кардинального улучшения работы с семьями военнослужащих 22 января 1943
г. было принято постановление ЦК ВКП (б) № П39/186 «О мерах улучшения
работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию
помощи семьям военнослужащих»3, во исполнение которого создавались
отделы по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. В
Курской области к марту 1943 г. было организовано 34 отдела4, взявших на
учет 126 543 семьи военнослужащих 5. За 1943 г. семьям красноармейцев было
выплачено 22 749 971 тыс. руб.6, за 1944 г.– 4 321 674 322 тыс. руб.7. Были
созданы фонды продовольственной, промтоварной и денежной помощи,
регулярно проводились декадники помощи семьям фронтовиков. Отделы
гособеспечения и бытового устройства стали не только исполнителями
партийно-государственных задач социальной защиты фронтовиков и их семей,
но и организаторами многообразной помощи: в ремонте квартир и
строительстве домов, в обработке огородов, в устройстве детей в ясли и детские
сады, в трудоустройстве и т.д. К этой работе привлекались местные советы,
профсоюзы, хозяйственные организации и колхозы. В исследуемый период
органы гособеспечения способствовали мобилизации внутренних резервов
области на оказание фактической помощи семьям военнослужащих. За 1945 г.
ГАКО. – Ф. Р-4006. – Оп. 2. – ДД. 2653, 2654, 2661, 2662, 2663, 2667, 2668, 2669, 2670, 2671,
2672, 2673, 2675, 2676.
Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945- 55) // Вопросы
истории. – 1999. – № 1. – С. 134.
ГАРФ. – Ф. А-415. – Оп. 1. – Д. 1. – Л. 1.
ГАКО. – Ф. Р-5215. – Оп. 1. – Д. 5. – Л. 36.
ГАКО. – Ф. Р-5215. – Оп. 1. – Д. 9. – Л. 21.
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 368. – Л. 42.
ГАРФ. – Ф. А-415. – Оп. 1. – Д. 42. – Л. 67.
помощь от отдела гособеспечения получили 313 981 семья военнослужащих на
сумму 14 886 143 983 тыс. рублей. Продукты питания были выделены 32 678
семьям: 43 560 пудов хлеба, 18 762 пуда картофеля, 1 305 пудов различных
круп. Обеспечено жильем 7 089 семей, из них 662 – новым1.
Анализ источников позволил сделать вывод о том, что в Курской области
в 1943–1945 гг. была проделана масштабная работа по поддержанию
гражданского населения: в основном восстановлен жилищный фонд,
заработали медицинские учреждения, развернута сеть детских домов и
приемников-распределителей для детей, оставшихся без родителей,
оказывалась материально-бытовая помощь инвалидам войны и семьям
погибших воинов. В трудных условиях ведения войны государство
поддерживало социальную сферу. Но основная тяжесть реализации
мероприятий партии и правительства легла на плечи граждан, которые своими
силами восстанавливали разрушенные дома, лечебные учреждения, оказывали
материальную помощь нуждавшимся.
Во второй главе «Государственное регулирование социальной сферы
в период восстановления народного хозяйства Курской области: 1946-
1950 гг.» анализируются государственные мероприятия, направленные на
реабилитацию инвалидов войны, поддержку семей военнослужащих, охрану
материнства и детства.
В первом параграфе исследована партийно-государственная политика,
направленная на профессиональную реабилитацию инвалидов войны.
В Курской области вопрос трудоустройства инвалидов войны
рассматривался как первоочередной. Об этом свидетельствуют решения
Курского облисполкома: от 26 декабря 1945 г. «О мероприятиях по трудовому
устройству инвалидов войны»; от 14 марта 1946 г. «Об улучшении работы
партийных и советских органов по трудоустройству инвалидов Отечественной
войны»; от 22 мая 1946 г. «О дальнейшем улучшении работы партийных и
советских органов по трудоустройству инвалидов Отечественной войны»2, в
которых намечался ежегодный план трудоустройства3. Трудовое устройство
преследовало цель – сохранение кадров на производстве и улучшение
материального положения инвалидов, а также оказание помощи
демобилизованным, семьям погибших воинов, семьям военнослужащих и
инвалидам Отечественной войны4.
Но на практике работа по трудоустройству инвалидов осуществлялась не
всегда гладко. Так, в 1945 г. из поставленных на учет органами соцобеспечения
7 069 инвалидов, было трудоустроено всего 2 944 5. В 1946 г. на учете состояло
ГАРФ. – Ф. А-415. – Оп. 1. – Д. 113. – Л. 98.
ГАКО. – Ф. Р-3322. – Оп. 10. – Д. 57. – Л. 14; Д. 88. – Л. 112, 176.
ГАКО. – Ф. Р-3322. – Оп. 10. – Д. 88. – Л. 176.
Постановление СНК СССР от 21 сентября 1945 г. № 2436 «О мероприятиях по оказанию
помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и
семьям военнослужащих» // РГАЭ. – Ф. 46. – Оп. 7. Д. 90. – Л. 267-268.
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 574. – Л. 32.
28 404 инвалида войны, из них было трудоустроено уже 23 018 человек 1. В
1947 г. из 27 913 инвалидов трудоустроено 4 0952. В 1948 г. из 27 567
инвалидов трудоустроено 3 0953. В печати неоднократно сообщалось о фактах
безответственного отношения к инвалидам: «… в Старооскольском и
Свободинском районах области не выплачивали пенсий многим инвалидам
войны. Плохо занимаются райсобесы и трудоустройством инвалидов. В том же
Старооскольском районе трудоустроено 27 человек из 127, в Новооскольском
районе – 102 человека из 350… Большинство инвалидов войны, приехавших в
Курскую область, – наши земляки. Живут они в своих колхозах, родных
семьях. Но как живут, в чем нуждаются. Этим местные работники иногда не
интересуются. А их надо обеспечить такой работой, которую они бы могли
выполнять в колхозе, а если надо – послать на курсы повышения квалификаций
сельского хозяйства – бригадиров, учетчиков и др.»4
В целом по области, к 1950 г. было трудоустроено 78% инвалидов войны,
следовательно, план трудоустройства не был выполнен5. Это было связано с
нечеткой работой органов соцобеспечения по учету инвалидов, с нежеланием
многих инвалидов работать по предлагаемым специальностям, также имели
место факты отсутствия на производстве необходимых условий. Работа по
трудоустройству инвалидов включала как поиск вакансий, так и возможности
профессиональной переподготовки. Курсы обучения организовывались при
облсобесе, в колхозах, непосредственно на производстве и в системе среднего
специального образования. Трудовой устройство инвалидов войны являлось
одним из видов улучшения их материального обеспечения. В Курской области
труд инвалидов войны активно использовался в промышленности, на
предприятиях кооперации инвалидов, в сельском хозяйстве, где они работали в
условиях, соответствовавших состоянию их здоровья, с достаточной
эффективностью для народного хозяйства.
Во втором параграфе анализируется деятельность партийно-
государственныхструктур,направленнаянаподдержкусемей
военнослужащих, оказание им материально-бытовой помощи.
До сентября 1946 г. помощь семьям военнослужащих оказывали отделы
гособеспечения. На 1 января 1946 г. в области было учтено 259 355 семей
военнослужащих. За I полугодие 1946 г. было выплачено: государственных
пособий – 41 864 615 руб., государственных пенсий – 12 784 261 руб. Выдано
единовременной помощи: из местного бюджета – 130 531 руб., из
внебюджетных средств – 964 966 руб.6
Отделы гособеспечения Курской области с сентября 1946 г. прекратили
деятельность, а их функции были переданы отделам соцобеспечения7. На 1
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 782. – Л. 55-56.
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 908. – Л. 176-177.
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 1189. – Л. 113-114.
Курская правда. – 1949. – 28 июля.
ГАОПИКО. – Ф. П-1. – Оп. 2. – Д. 1660. – Л. 21-22.
ГАРФ. – Ф. А-415. – Оп. 1. – Д. 131. – Л. 166-167.
ГАКО. – Ф. Р-5215. – Оп. 1. – Д. 20. – Л. 14; ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 779. – Л. 67.
января 1947 г. в области семьям военнослужащих было выплачено: госпособий
– 829 567 980 руб., госпенсий – 25 976 321 руб.1 На 1 января 1948 г. выплачено:
госпособий – 829 569 785 руб., госпенсий – 25976321 руб.2 На 1 января 1949 г.
выплачено: госпособий – 846 894 567 руб., госпенсий – 26 098 245 руб. 3 На 1
января 1950 г. выплачено: госпособий – 83 898 876 руб., госпенсий – 25 788 748
руб.4 Приведенные данные свидетельствуют о росте ассигнований на оказание
финансовой помощи семьям военнослужащих.
Но имели место случаи задержки выплат. Так, в 1948 г. были
зафиксированы нарушения в Крупецком и Скороднянском районах, где 1 650
семьям военнослужащих был изменен размер выплаты пособий и пенсий в
сторону уменьшения, в Грайворонском районе переплачено пенсий и пособий
на 130 151 руб., недоплачено на 13 486 руб., в Ракитянском районе переплачено
18 6000 руб., недоплачено 23 000 руб.5 Это свидетельство недобросовестной
работы районных органов соцобеспечения.
Организация работы по оказанию помощи семьям военнослужащих в
области осуществлялась совместно Курским обкомом ВКП(б) и
облисполкомом, дававшими директивные указания городским и районным
комитетам партии и исполкомам. К этой работе активно привлекались
хозяйственные и общественные организации, колхозы и совхозы. Так, в 1948 г.
в Боброводворском районе 23 военнослужащих трудоустроено на работу на
предприятия, 419 – в сельское хозяйство. Отремонтировано домов для семей
военнослужащих – 34, построено новых домов – 3, передано скота за счет
колхозов (коров, свиней и овец) – 21, обеспечено топливом 154 хозяйства, им
подвезено 308 кубометров торфа. Выдано белья на 230 человек, мануфактуры
200 метров. Трудящиеся г. Курска оборудовали детские площадки на 700 детей,
создали денежный и продовольственный фонд. За отчетный период 449 семей
военнослужащих г. Курска получили единовременную денежную помощь в
размере 62 856 руб., им было выдано 5 650 кг муки, 9 000 кг овощей, 20 000 кг
картофеля, 125 кубометров дров, 600 т торфа, 522 пары обуви, 1 095 м
мануфактуры, 165 шт. готового платья, 1 120 м шерсти и сукна,
отремонтировано 154 квартиры, 15 семьям предоставлены новые квартиры.
В г. Белгороде семьям военнослужащих за отчетный период было оказано
единовременной денежной помощи в размере 558000 руб., выдано: обуви –
643 пары, одежды – 390 комплектов, мануфактуры – 625 м, картофеля – 3000
кг, муки и крупы – 100 ц. Для обсеменения индивидуальных огородов выдано
7 100 кг картофеля и отведено 17 га земли.
Колхозы Глушковского района из фондов местной промышленности
изготовили и выдали 276 пар валяной обуви, 260 пар кожаной обуви, 99
комплектов одежды и 540 семьям военнослужащих оказали помощь
различными вещами. Детям фронтовиков, посещающих школу, выдали 79 пар
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 908. – Л. 179-180.
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 1189. – Л. 116-117.
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 1471. – Л. 204.
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 1660. – Л. 267-268.
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 1471. – Л. 205.
кожаной обуви, 81 пару валяной обуви, 247 м мануфактуры, 150 шинелей и
11 914 руб. единовременной денежной помощи. Выдано голов свиней – 350,
коров – 54, овец – шестьдесят семь1.
В 1950 г. в Курской области было предоставлено 211 квартир для семей
фронтовиков, трудоустроено 1 112 человек2. В Дзержинском районе г. Курска
был проведен воскресник с отчислением заработка в фонд помощи семьям
фронтовиков. Только по швейно-трикотажной фабрике отчислено полторы
тысячи рублей3.КолхозыБесединского, Воловского,Полевского,
Винниковского и Троицкого сельсоветов вспахали 56 гектаров семьям
фронтовиков. Колхозы Шумаковского, Безлесенского, Выворотковского,
Муравлевского, Полевского и Ивановского сельсоветов подвезли для них 65
возов сена4. Но недостатки в организации помощи семьям военнослужащих все
еще выявлялись. Так, только в 42 районах области в 1950 г. были созданы
фонды помощи семьям военнослужащих5. Несмотря на определенные
упущения, органы гособеспечения, а затем социального обеспечения смогли в
основном обеспечить выполнение поставленных задач.
Третий параграф посвящен исследованию деятельности партийно-
государственных структур в сфере охраны материнства и детства,
направленной на устройство детей-сирот, на повышение престижа женщины-
матери в обществе, развитие сети детских дошкольных учреждений.
На 1 января 1946 г. в Курской области функционировало 43 детских
дома, с контингентом воспитанников в 3 614 человек7. Но их материально-
бытовое обеспечение оставалось неудовлетворительным, не хватало и
квалифицированного персонала. В отчете Курского облсо за 1946 г.
отмечалось: «недостаточно оборудования и посуды, остро стоит вопрос с
топливом, теплой одеждой и обувью дети обеспечены только на 20%, штаты
укомплектованы на 80%»8.
В 1947 г. работа по материально-бытовому обеспечению детских домов
несколькоулучшилась,нонекоторые изнихоставалисьв
неудовлетворительном состоянии. Так, в Валуйском детдоме дети спали по
2 человека на койке. В Чернянском детском доме в столовой было 8 тарелок, из
которых в порядке очереди питались 76 человек9. В 1947 г. активизировалась
работа комсомольских организаций по оказанию шефской помощи детям-
сиротам. Например, комсомольцы Чернянской школы собрали 200 рублей, 10
кг пшена и 3 литра масла10. В последующие годы проблемы в материально-
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 1189. – Л. 116-117.
Курская правда. – 1950. – 4 апреля.
Курская правда. – 1950. – 21 апреля.
Курская правда. – 1950. – 25 августа.
ГАКО. – Ф. Р-3322. – Оп. 10. – Д. 174. – Л. 110.
ГАРФ. – Ф. А-413. – Оп. 1. – Д. 856. – Л. 169.
ГАКО. – Ф. Р-4006. – Оп. 2. – Д. 266. – Л. 4.
ГАКО. – Ф. Р-4006. – Оп. 2. – Д. 266. – Л. 4.
ГАКО. – Ф. Р-5266. – Оп. 4. – Д. 11. – Л. 23-24.
Курская правда. – 1947. – 18 марта.
бытовом обслуживании детских домов устранялись путем развития подсобного
хозяйства и производственных мастерских. На 1 января 1950 г. в области
функционировало 44 детских дома, с контингентом воспитанников 4 4951.
Многие детдома были переполнены2.
Открывались детские дошкольные учреждения. В 1946 г. в области
заработало 83 детских сада, с контингентом в 4 464 человека3; в 1947 г. – 86, с
контингентом воспитанников 4 3354; в 1948 г. – 85, с контингентом 4 121
человек5, т.е. динамика развития сети не прослеживается. Это было связано не
только с увеличением платы за содержание детей6, но и с невыполнением плана
плана расширения сети детских учреждений министерствами, ведомствами, и
местными Советами7. Но сеть развивалась благодаря колхозным и
ведомственным детским учреждениям. В 1949 г. все районы области имели
детские сады и даже отстающие в этом направлении работы Краснояружский,
Микояновский, Сажновский, Скороднянский, Советский, Тербунский,
Томаровский, Чернянский, Ясеновский районы открыли детские сады на
25 мест в каждом районе8. В результате к 1950 г. в Курской области
действовало 160 садов и яслей, с контингентом в 6 825 человек9.
Заключение содержит основные выводы исследования. Проведенный
анализ показал, что в 1943–1950 гг. партийно-государственная политика в
социальной сфере была направлена на предоставление государством
социальных услуг и повышение уровня жизни граждан страны в условиях
военного и послевоенного времени.
Реализация государственной политики в социальной сфере после
освобождения Курской области от оккупации была направлена на
восстановление разрушенной системы здравоохранения, жилого фонда,
устройство детей-сирот и оказание материально-бытовой помощи семьям
фронтовиков. Тотальный партийный контроль стал той движущей силой,
которая обеспечивала четкую реализацию партийно-государственной политики
в социальной сфере в сложный для страны период разрушения народного
хозяйства и продолжавшейся войны.
ГАКО. – Ф. Р-4006. – Оп. 2. – Д. 266. – Л. 6.
ГАКО. – Ф. Р-3322. – Оп. 10. – Д. 187. – Л. 114.
ГАКО. – Ф. Р-4006. – Оп. 2. – Д. 266. – Л. 7.
Там же. Л. 7.
Там же. Л. 7.
Постановление Совета Министров СССР от 9 августа 1948 года № 3000 «О размере платы
родителей за содержание детей в детских садах и детских яслях» // Библиотека нормативно-
правовых актов Союза советских социалистических республик [Электронный ресурс]. URL:
http://www.libussr.ru/ (дата обращения 25.03.2018).
Постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1949 года № 2004 «О мероприятиях по
расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы //
Библиотека нормативно-правовых актов Союза советских социалистических республик
[Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/ (дата обращения 25.03.2018).
ГАКО. – Ф. Р-5266. – Оп. 4. – Д. 37. – Л. 34-35.
ГАКО. – Ф. Р-4006. – Оп. 2. – Д. 3226. – Л. 2, 5.
Анализ источников позволил сделать вывод о том, что в Курской области
в 1943–1945 гг. была проделана огромная работа по поддержанию
гражданского населения: в основном восстановлен жилищный фонд,
заработали медицинские учреждения, развернута сеть детских домов и
приемников-распределителей для детей, оставшихся без родителей,
оказывалась материально-бытовая помощь инвалидам войны и семьям
погибших воинов.
Проведенное исследование опыта реализации партийно-государственной
социальной политики в Курской области в 1943–1950 гг. показало
необходимость ее дальнейшей комплексной разработки и должно стать основой
для выявления путей совершенствования современной социальной сферы
России.

Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике в
Российской Федерации сопровождался реформированием социальной сферы,
что привело к радикальным изменениям в жизни российского общества. В
настоящее время назрела необходимость модернизации социальной сферы,
обусловленная резкой поляризацией доходов граждан, недостатком
финансовых и материальных ресурсов, отсутствием эффективной системы
социальной защиты незащищенных слоев населения.
Важнейшим механизмом реализации социальной политики в настоящее
время является Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года1, направленная на
развитие механизмов социальной адаптации и социальной поддержки
граждан, снижение социального неравенства, модернизации сектора
социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий
населения.
Государство путем инноваций в различных сферах старается учитывать
интересы граждан и страны. Индексация пенсий для нетрудоспособного
населения, рост зарплат, увеличение декретного оплачиваемого отпуска –
мероприятия, призванные обеспечить достойный уровень жизни населения.
Но сложившаяся неблагоприятная экономическая и демографическая
ситуация в стране привели к росту налогов и повышению возраста выхода на
пенсию. С 1 января 2019 года повышена налоговая нагрузка на граждан
России, в частности введен налог на самозанятых граждан, экологический и
туристический налоги.
Распоряжение правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р
«Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года» // Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru
(

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Реализация партийно-государственной социальной политики в Курской области в 1943-1950 гг.»

    Публикации автора в научных журналах

    Мероприятия по восстановлению жилищного фонда Курской области в постоккупационный период (1943–1944)
    А.И. Куницын,Н.Н. Коротеева // Журнал «Известия Юго-Западного государственногоуниверситета. Серия История и право». – 2– № – С. 130–137(0,75/0,5 п.л.).
    Реализация решений властных структур по борьбе с детской беспризорностью после освобождения Курской области от оккупации
    А.И. Куницын // Ученые записки: Электронный научный журнал Курскогогосударственного университета. – 2– № 1(45). – С. 41–46 (0,4 п.л.).
    Трудности постоккупационного периода восстановления системы здравоохранения (на материалах Курской области)
    А.И. Куницын,Н.Н. Коротеева, Р.З. Симонян // Журнал «Клио». – 2– № 2(134). – С. 171–178 (0,9/0,4 п.л.).
    Информационно-библиотечные ресурсы исследования социальной политики советского государства: 1943-1964 гг.
    А.И. Куницын //Информационные ресурсы в современной библиотечной деятельности: сборникматериалов регион. научно-практической конференции / Ответственныйредактор – И.В. Шпаков. Редакторы: Н.Н. Коротеева, И.Ю. Пикалов. – Курск:Изд-во ООО «Инвестсфера», 2– С. 8–11 (0,25 п.л.).
    Социальная политика советского государства 1943-1965 гг. в нормативно-правовых актах СССР и РСФСР
    А.И. Куницын //Документационное обеспечение организационной и производственнойдеятельности: сб. материалов региональной научно-практической конференции/ Ответственный редактор Н.Н. Коротеева. Редакторы: Н.Е. Горюшкина, Л.А.Ломова. – Курск: Изд-во ООО «Инвестсфера», 2– С. 6–9 (0,25 п.л.).
    Периодическая печать Курской области – важный источник исследования государственной социальной политики 1940-х годов
    А.И. Куницын // Документационное обеспечение организационной ипроизводственной деятельности: сб. материалов региональной научно-практической конференции / Ответственный редактор Н.Н. Коротеева.Редакторы: Н.Е. Горюшкина, Л.А. Ломова. – Курск: Изд-во ООО«Инвестсфера», 2– С. 9–14 (0,35 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»