Самоотношение подростков в условиях принудительной изоляции

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Вэтра Александра Викторовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………. 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООТНОШЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ………………… 12
1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме
самоотношения личности в психологии …………………………………………………………. 12
1.2 Подростковый период как сензитивный этап становления самоотношения
личности ……………………………………………………………………………………………………… 26
1.3 Психологические особенности самоотношения подростков в условиях
принудительной изоляции …………………………………………………………………………….. 31
Выводы по первой главе ……………………………………………………………………………….. 47
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ……………….. 50
2.1 Организация, методы и методики исследования …………………………………….. 50
2.2 Диагностика самоотношения подростков в условиях принудительной
изоляции ……………………………………………………………………………………………………… 62
2.3 Типология личности подростков в условиях принудительной изоляции ……… 82
Выводы по второй главе ……………………………………………………………………………….. 91
Глава 3 РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ………………………………………… 94
3.1 Теоретическая модель развития позитивного самоотношения подростков в
условиях принудительной изоляции ………………………………………………………………. 94
3.2 Применение программы развития позитивного самоотношения подростков в
условиях принудительной изоляции …………………………………………………………….. 105
3.3 Оценка результатов развития позитивного самоотношения подростков
в условиях принудительной изоляции после применения психологической
программы …………………………………………………………………………………………………. 122
Выводы по третьей главе …………………………………………………………………………….. 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………….. 142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………. 144
Приложение А Матрицы интеркорреляций, построенные для групп подростков,
находящихся в условиях принудительной изоляции, и правопослушных
подростков …………………………………………………………………………………………………. 170
Приложение Б Изучение факторов, лежащих в основе самоотношения подростков
в условиях принудительной изоляции ………………………………………………………….. 172
Приложение В Проверка статистической значимости различий между
выделенными типами подростков, находящихся в условиях принудительной
изоляции, с помощью однофакторного дисперсионного анализа ANOVA ………. 173
Приложение Г Проверка статистической значимости различий между
выделенными типами подростков с помощью Post hoc анализа ……………………… 176
Приложение Д Программа развития позитивного самоотношения подростков
в условиях принудительной изоляции ……………………………………………………………. 179

Во введении обоснованы актуальность и научная новизна темы исследования,
определены объект и предмет исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза,
описаны практическая и теоретическая значимость результатов диссертационного
исследования, изложены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы исследования самоотношения
подростков в условиях принудительной изоляции» рассмотрен генезис проблемы
самоотношения личности в отечественной и зарубежной психологии, особенности
становления самоотношения в подростковый период; проанализированы личностные
особенности подростков, находящихся в условиях принудительной изоляции.
Проведенный анализ проблемы самоотношения позволил выявить отсутствие
единого подхода к пониманию сущности, структуры и терминологии понятия
«самоотношение» в психологической науке.Зарубежные ученые (У. Джеймс,
К. Роджерс,Л.Фестингер,А.Бандура,В. Гекас,С. Куперсмит,С. Мрук,
М. Розенберг) считают, что самоотношение представляет собой индивидуальное
суждениеобоценке собственной личности в рамках самоэффективности,
направленное на достижение внутренней согласованности.
В отечественной психологии понятие «самоотношение» рассматривалось
в рамкахследующихосновныхнаправлений:1)установочноеобразование
(Н. И. Сарджвеладзе, Д. Н. Узнадзе и др.); 2) неотделимая часть системы отношений
(В. Н. Мясищев, А. Ф. Лазурский, А. Н. Бражникова); 3) личностный смысл своего
«Я»(Н. Г.Емузова,А. С.Кузьмина,В. Н.Маркин,А. А. Налчаджян);
4) эмоциональный компонент самосознания (А. Н. Леонтьев, С. Р. Пантилеев,
Е. Т. Соколова, И. С. Кон); 5) эмоционально-ценностное отношение к себе
(В. В. Столин, И. И. Чеснокова, О. В. Селезнева, Е. Л. Николаев, Т. Н. Кочеткова).
Анализ психологических исследований показал, что самоотношение подростка
претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, поэтому
подростковый возраст является наиболее сензитивным для развития и коррекции
данного феномена личности.
Установлено, что нахождение в условиях принудительной изоляции изменяет
привычный образ жизни подростка, вызывает у него негативные психические
состояния, изменения различных сфер личности, поэтому в данный период
подросткамособеннонужнаподдержка,своевременноепсихологическое
сопровождение (В. Г. Деев, В. Е. Коновалова, В. Ю. Шепитько, Л. Б. Морозова).
Изучение проблемы самоотношения подростков в условиях принудительной
изоляции позволило выявить ее недостаточную разработанность. Изучением
самоотношения занимались А. А. Реан, В. Г. Деев, В. М. Раева, Д. В. Сочивко,
О. А. Падун, О. В. Гагина, Л. В. Ковтуненко, А. А. Федонкина, Е. В. Васкэ и др.
Проведенный теоретический анализ позволил нам разработать структуру
самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции (Рисунок 1).

Самоотношение

ЛичностныйЭмоционально-регулирующийНравственно-поведенческий
компоненткомпоненткомпонент

Доминирующие свойстваПроявление агрессивностиЗнание и соблюдение
(качества) личностии негативизмаморально-нравственных
норм поведения
Понимание собственных
чувствУважительное отношение
Самопринятиек себе и другим
Регуляция своих эмоций
Умение анализировать
Саморуководствособственное поведение
и самоподдержка
Наличие чувства вины за
совершенное преступление

Рисунок 1 – Структура самоотношения подростков в условиях принудительной
изоляции

Самоотношение включает в себя следующие компоненты, состоящие
из структурных элементов: 1) личностный: доминирующие свойства (качества)
личности; самопринятие; саморуководство и самоподдержка; 2) эмоционально-
регулирующий: проявление агрессивности и негативизма; понимание собственных
чувств; регуляция своих эмоций; 3) нравственно-поведенческий: знание и соблюдение
морально-нравственных норм поведения; уважительное отношение к себе и другим;
умение анализировать собственное поведение; наличие чувства вины за совершенное
преступление.
Во второй главе «Эмпирическое исследование самоотношения подростков
в условиях принудительной изоляции» представлены обоснование выбора методов
и методик, диагностика самоотношения подростков, типология подростков,
находящихся в условиях принудительной изоляции.
Проведенный анализ статистически значимых различий личностного (U=5000;
p<0,001),эмоционально-регулирующего(U=6625;p<0,01)инравственно- поведенческого (U=2545; p<0,001) компонентов самоотношения позволил сделать вывод о том, что у подростков, находящихся в условиях принудительной изоляции, преобладает негативное отношение к себе, развитие внутреннего конфликта между уровнем притязаний и фактическими достижениями, признание своей малоценности, непринятие собственных достоинств и недостатков, что выражается в повышенной агрессивности, отсутствии контроля эмоций, стремлении к самоутверждению посредством демонстративного поведения, независимости и следования нормам криминальной субкультуры. У правопослушных подростков самоотношение является более позитивно окрашенным, характеризуется выраженным уважением к себе, своим поступкам и действиям, способностью принимать себя, понимать свои чувства. Установлено, что внутренняя структура самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции включает в себя большее количество значимых взаимосвязей между показателями, чем структура правопослушных подростков. Следовательно, изменение одного показателя повлечет за собой изменения других показателей, а также общей структуры самоотношения в целом, что делает систему их самоотношения более чувствительной к внешним воздействиям. Ядерными элементами структуры самоотношения, требующими наибольшей коррекции в этой группе подростков, выступают следующие показатели: наличие чувства вины за совершенное преступление, умение анализировать собственное поведение, знание и соблюдение морально-нравственных норм поведения (Рисунок 2). Самоотношение правопослушныхподростковхарактеризуетсяневысокойстепенью сформированности его компонентов. В ходе исследования выявлено небольшое число значимых взаимосвязей его структурных элементов при слабом уровне значимости (p<0,05) (Рисунок 3). В рамках проведенного сравнительного анализа структуры самоотношения двух исследуемых групп установлено, что в группе принудительно изолированных подростков самоотношение определяется степенью развития их нравственно- поведенческого компонента (умения анализировать собственное поведение, знания и соблюдения морально-нравственных норм поведения, наличия чувства вины за совершенное преступление), который находится на низком уровне развития, поэтому в рамках психологического воздействия необходимо сделать акцент именно на этом компоненте структуры самоотношения. В группе правопослушных подростков самоотношение преимущественно детерминировано особенностями личностного (доминирующие свойства (качества) личности) и эмоционально- регулирующего (регуляция своих эмоций) компонентов. 102102 9393 8484 7575 Рисунок 2 – Корреляционная плеядаРисунок 3 – Корреляционная плеяда структуры самоотношения в группеструктуры самоотношения в группе принудительно изолированных подростковправопослушных подростков Примечание: 1 – Саморуководство и самоподдержка; 2 – Доминирующие свойства (качества) личности; 3 – Самопринятие; 4 – Регуляция своих эмоций; 5 – Проявление агрессивности и негативизма; 6 – Понимание собственных чувств; 7 – Умение анализировать собственное поведение; 8 – Знание и соблюдение морально-нравственных норм поведения; 9 – Уважительное отношение к себе и другим; 10 – Наличие чувства вины за совершенное преступление. – положительные корреляции на уровне значимости p<0,05 – положительные корреляции на уровне значимости p<0,001 – отрицательные корреляции на уровне значимости p<0,05 Использование метода структурно-функционального анализа А. В. Карпова (индексы когерентности (ИКС), дивергентности (ИДС), организованности структуры (ИОС)) позволило нам оценить самоотношение в рамках структурной, комплексной обусловленностицелостныхподсистем.Результатырасчетовпредставлены в Таблице 1. Таблица 1 – Значение индексов структурной организации системы самоотношения личности подростков Индексы организованности структуры Подростки ИКСИДСИОС Находящиеся в условиях26228 принудительной изоляции Правопослушные628 Установлено, что у подростков в условиях принудительной изоляции самоотношение более жестко структурировано и подвержено воздействиям извне. Система самоотношения у правопослушных подростков в сравнении с подростками, находящимися в условиях принудительной изоляции, является в 3,5 раза менее взаимосвязанной, при этом имеющиеся связи преимущественно однонаправленные, поэтому такую систему можно обозначить как гибкую и имеющую адаптивный потенциал. В результате проведенного факторного анализа у подростков, находящихся в условиях принудительной изоляции, выявлены интрапсихические детерминанты, оказывающие влияние на изменение структуры самоотношения личности: 1) фактор вины – определяет склонность к чувству вины, раскаянию, уровень осознания собственного поведения, принятия ответственности за нарушения моральных и правовыхнорм,проявлениячувствительностииэмпатии;2) фактор демонстративности – обусловливает уровень представления о себе, собственного восприятия, внутренних противоречий, удовлетворенности собой, потребность в понимании, проявлении чувств, склонность к провокационному поведению, отрицанию проблем и избеганию ответственности; 3) фактор агрессивности – определяет уровень требовательности, стремление все контролировать, степень выраженностиагрессивности,эмоциональнойлабильности,чувствительности к критике, ценности себя; 4) фактор ригидности – обусловливает уровень застревания на аффектах, понимание собственных эмоций, принятия самого себя со своими достоинствами и недостатками, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, умение взаимодействовать с окружающими людьми. В результате проведенного кластерного анализа выявлено три типа личности подростков, находящихся в условиях принудительной изоляции (Рисунок 4). Рисунок 4 – Кластерный анализ типов личности подростков в условиях принудительной изоляции Примечание: 1 – фактор вины, 2 – фактор демонстративности, 3 – фактор агрессивности, 4 – фактор ригидности. Первый тип–«внутриличностныедезорганизаторы»–отличается сниженным или отсутствующим чувством вины, непризнанием моральных норм, неустойчивой самооценкой со склонностью к завышению, внешней и внутренней конфликтностью, обидчивостью, лабильностью поведения, низкой эмотивностью. Второй тип– «демонстративныеэгоцентристы»–характеризуется самоуверенностью, жаждой внимания, возбудимостью, агрессивностью, застреванием на аффектах, низкой склонностью к вине, потребностью соблюдать морально- этические нормы. Третий тип – «самобичеватели» – определяются высокой чувствительностью и чувством вины, внутренней агрессивностью, склонностью к соблюдению норм и правил, трудностью к адаптации в новых условиях, умеренной гибкостью поведения, несклонностью к демонстративности поведения. В третьей главе «Развитие позитивного самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции» представлены теоретическая модель, структура и этапы развития позитивного самоотношения подростков, изложена разработанная и апробированная программа развития позитивного самоотношения с учетомвыделенныхтиповличности,данырекомендацииспециалистам по сопровождению подростков в условиях следственного изолятора, проведена оценка эффективности использования авторской психологической программы. Апробация психологической программы осуществлялась нами на базе следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в период с января по декабрь 2020 года. В эксперименте приняли участие 48 подростков, находящихся в камерных помещениях следственного изолятора. Специфика психологической программы состояла в том, что для типа «внутриличностные дезорганизаторы» был сделан акцент на развитии компонентной структуры самоотношения, с упором на нравственно-поведенческий и личностный компоненты; у подростков типа «демонстративные эгоцентристы» – на нравственно-поведенческий компонент; у типа «самобичеватели» развивался эмоционально-регулирующий компонент, а также некоторые элементы личностного компонента самоотношения («самопринятие»). Психологическая программа включала в себя методы психокоррекции, психопрофилактики, психопросветительского воздействия (групповая дискуссия, методбеседы,арт-техники,когнитивно-поведенческиетехники,методы направленного чтения, демонстрации положительного личного примера и др.). Она предусматривалагрупповыеииндивидуальныевстречи1 разв неделю (24 обязательные групповые встречи и 24 индивидуальных занятия, самостоятельная работа). В экспериментальных и контрольных группах подростков в условиях принудительной изоляции была осуществлена диагностика самоотношения. Результатыэкспериментапослепримененияавторскойпрограммы представлены на Рисунке 5. 102102 9393 8484 75 Контрольная группаЭкспериментальная группаКонтрольная группа 6Экспериментальная группа Результаты развития позитивногоРезультаты развития позитивного самоотношения подростков по типусамоотношения подростков по типу «внутриличностные дезорганизаторы»«демонстративные эгоцентристы» 1Примечание: 1 – Саморуководство и самоподдержка; 2 – Доминирующие свойства (качества) личности; 933 – Самопринятие; 4 – Регуляция своих эмоций; 5 – Проявление агрессивности и негативизма; 6 – Понимание собственных чувств; 847 – Умение анализировать собственное поведение; 8 – Знание и соблюдение морально- 75нравственных норм поведения; 9 – Уважительное отношение к себе 6и другим; Контрольная группаЭкспериментальная группа10 – Наличие чувства вины за совершенное преступление. Результаты развития позитивного самоотношения подростков по типу «самобичеватели» Рисунок 5 – Результаты развития позитивного самоотношения подростков различных типов в условиях принудительной изоляции после применения программы В ходе эксперимента установлены статистически значимые различия между показателями самоотношения личности подростков у типа «внутриличностные дезорганизаторы»:вструктурныхэлементахличностногокомпонента (саморуководство и самоподдержка (U=12; p<0,05), доминирующие свойства (качества) личности (U=3; p<0,01), самопринятие (U=5,5; p<0,01)), в элементах эмоционально-регулирующего компонента (проявление агрессивности и негативизма (U=8; p<0,05)), в структурных элементах нравственно-поведенческого компонента (умение анализировать собственное поведение (U=2; p<0,01), знание и соблюдение морально-нравственных норм поведения (U=9; p<0,05), уважительное отношение к себе и другим (U=12; p<0,05), наличие чувства вины за совершенное преступление (U=0; p<0,001)). Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в развитии позитивного самоотношения компонентной структуры самоотношения подростков данного типа. Вструктуресамоотношенияличноститипа«демонстративные эгоцентристы»послепроведенияэкспериментаустановленыследующие статистически значимые различия: в личностном компоненте (доминирующие свойства (качества) личности (U=8; p<0,05)), в эмоционально-регулирующем компоненте (проявление агрессивности и негативизма (U=12; p<0,05), понимание своих чувств (U=12; p<0,01)), в нравственно-поведенческом компоненте (умение анализировать собственное поведение (U=12; p<0,05), наличие чувства вины за совершенноепреступление(U=2;p<0,01)).Психологическаяпрограмма для данного типа разрабатывалась с упором на нравственно-поведенческий компонент самоотношения, поэтому полученные результаты свидетельствуют о достижении поставленных задач. У экспериментальной группы подростков с типом «самобичеватели» после реализации программы полученные результаты подтверждают наличие значимых измененийвличностномкомпоненте(саморуководствоисамоподдержка (U=7; p<0,05),самопринятие(U=9;p<0,05)),вэмоционально-регулирующем компоненте (проявление агрессивности и негативизма (U=8; p<0,05), регуляция своих эмоций (U=10; p<0,05)), в нравственно-поведенческом компоненте (умение анализировать собственное поведение (U=9,5; p<0,05), знание и соблюдение морально-нравственных норм поведения (U=11,5; p<0,05)). В психологической программе для этого типа подростков основной упор делался на развитие эмоционально-регулирующегокомпонентасамоотношения,оказаниепомощи в принятии своих чувств, принятии себя, в осознании произошедшего и способов исправления своих ошибок. Поэтому результаты, полученные после проведения разработаннойпсихологическойпрограммы,такжесвидетельствуют о положительной динамике в структуре самоотношения подростков данного типа. Таким образом, можно сделать вывод о позитивных изменениях во всех компонентах самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции, что позволяетговоритьобэффективностиреализованнойпсихологической программы. В заключении обобщены полученные результаты, представлены выводы, указываются перспективы дальнейших научных исследований. 1. Проведенный теоретико-эмпирический анализ изучаемой проблемы позволилохарактеризоватьпонятие«самоотношение» какэмоционально- ценностное отношение личности к себе, выполняющее функции анализа и регуляции своего поведения, побуждения потребности в саморазвитии, формирования жизненных целей и ценностей, направленное на достижение внутреннейсогласованности,состоящееизличностного,эмоционально- регулирующего, нравственно-поведенческого компонентов. 2. В структуру личностного компонента самоотношения входят следующие элементы: «доминирующие свойства (качества) личности», «самопринятие», «саморуководство и самоподдержка». В структуру эмоционально-регулирующего компонента самоотношения входят элементы: «проявление агрессивности и негативизма», «понимание собственных чувств», «регуляция своих эмоций». В структурунравственно-поведенческогокомпонентавключеныэлементы: «знание и соблюдение морально-нравственных норм поведения», «уважительное отношение к себе и другим», «умение анализировать собственное поведение», «наличие чувства вины за совершенное преступление». 3. У подростков в условиях принудительной изоляции преобладает негативное отношение к себе, развивается внутренний конфликт между уровнем притязаний и фактическими достижениями, признание своей малоценности, непринятиесобственныхдостоинствинедостатков,чтовыражается в повышеннойагрессивности,отсутствииконтроляэмоций,стремлении к самоутверждению посредством демонстративного поведения, независимости и следовании нормам криминальной субкультуры. 4. Самоотношение личности подростков в условиях принудительной изоляции определяется следующими детерминантами: интерпсихические (наследственные, средовые); интрапсихические (факторы вины, демонстративности, агрессивности и ригидности). 5. В зависимости от самоотношения подростков, находящихся в условиях принудительной изоляции, можно выделить три типа личности: «внутриличностные дезорганизаторы», «демонстративные эгоцентристы», «самобичеватели», каждый из которых требует своего психологического сопровождения. 6. Экспериментально доказано, что реализация авторской психологической программыразвитияпозитивногосамоотношенияподростковвусловиях принудительной изоляции способствует позитивным личностным изменениям в компонентной структуре самоотношения. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла подтверждение в проведенном экспериментальном исследовании, цель достигнута, задачи решены, результаты проанализированы, положения, выносимые на защиту, доказаны. Перспективами дальнейшего исследования проблемы являются изучение гендерныхособенностейсамоотношениялиц,находящихсявусловиях принудительной изоляции, исследование влияния коррекции самоотношения подростков в местах лишения свободы на постпенитенциарную адаптацию. Основное содержание диссертации отражено в 22 публикациях общим объемом 8,5 печатного листа:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что 2018–2027 годы
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240
[189] объявлены Десятилетием детства. Государство считает детство важным этапом
в жизни человека, поэтому необходимо бережное отношение к лицам подросткового
возраста, в том числе находящимся в условиях принудительной изоляции.
По статистическим данным МВД России [132] и ФСИН России [133],
несмотря на общее снижение численности несовершеннолетних правонарушителей
в последние 3 года, остается стабильно высокой доля тяжких преступлений, среди
подростков (убийство, изнасилование, умышленное причинение вреда здоровью,
разбой), что во многом обусловлено возрастными особенностями, детерминировано
отсутствием позитивного самоотношения (О. Г. Ковалев [74], Т. Е. Малышева
[111], Л. В. Царькова [206], Е. В. Васкэ [29], Ф. С. Сафуанов [166],
И. А. Горьковая [46], В. Л. Цветков [207] А. В. Прялухина [152] и др.).
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации на период до 2030 года [82] необходимо
совершенствование психологической работы с лицами, находящимися в местах
лишения свободы. Поэтому особую актуальность приобретают изучение и коррекция
самоотношения личности в условиях принудительной изоляции. Психологическое
влияние на подростков условий принудительной изоляции состоит в том, что она
изменяет привычный образ жизни, вызывает негативные психические состояния,
оказывает воздействие на психологические особенности подростка (В. Ф. Пирожков
[142], В. Е. Коновалова [83], В. Ю. Шепитько [83], Л. Б. Морозова [115], в том
числе на его самоотношение.
Согласно теории отношений В. Н. Мясищева поведение личности зависит
от самоотношения, которое является центральным компонентом внутреннего
мира человека, определяющим целостность личности, упорядочивающим
внутренние ценности и представления об окружающей действительности. В связи
с этим изучение самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции
и развитие у них позитивного самоотношения представляется чрезвычайно
важной задачей.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
существующими противоречиями, которые определяют необходимость изучения
самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции:
– важностью своевременной психологической диагностики индивидуально-
личностных особенностей самоотношения подростков, находящихся в местах
лишения свободы, и отсутствием научно обоснованного психодиагностического
инструментария для их выявления в условиях принудительной изоляции;
– подчеркиваемой в работах психологов необходимостью учитывать
особенности самоотношения личности подростков в условиях принудительной
изоляции и отсутствием практических рекомендаций для психологов-практиков,
оказывающих психологическую помощь данной категории лиц.
Указанные противоречия определили проблему исследования – изучение
самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции и разработка
психологической программы по развитию у них позитивного самоотношения.
Степень научной разработанности темы исследования. Самоотношение
личности рассмотрено в трудах отечественных (В. Н. Мясищева (1960) [119],
Б. Г. Ананьева (1977) [2], И. И. Чесноковой (1977) [213], И. С. Кона (1978) [81],
В. В. Столина (1983) [180], В. Ф. Сафина (1986) [165], А. В. Захаровой (1989) [64],
Н. И. Сарджвеладзе (1989) [164], С. Р. Пантилеева (1991) [135], Е. Т. Соколовой
(1995) [174], Н. Г. Емузовой (2001) [60], А. Н. Леонтьева (2003) [103],
А. М. Колышко (2005) [80], Е. В. Селезневой (2006) [169], Т. Н. Кочетковой (2007)
[86], О. А. Талиповой (2009) [182], А. А. Налчаджян (2010) [121],
А. Н. Бражниковой (2011) [24], М. Н. Дарижаповой (2016) [48], А. Г. Фаустовой
(2017) [191], Е. В. Коломийченко (2017) [79], А. С. Кузьминой (2018) [90] и др.)
и зарубежных (Ch. Cooley (1902) [92], G. Mead (1956) [237], C. Rogers (1961) [240],
L. Festinger (1962) [235], S. Coopersmith (1967) [224], L. Wells (1976) [243],
G. Marvel (1976) [243], A. Bandura (1977) [222], R. Burns (1982) [17], V. Gecas
(1983) [226], M. L. Schwalbe (1983) [227], O. Kernberg (1984) [233], S. Freud (1989)
[199], W. James (1991) [230], G. Lichtenberg (1992) [106], N. McWilliams (1994)
[236], M. Rosenberg (1965) [241], P. Burke (2004) [223], M. Jacoby (1994) [219],
J. Stets (2005) [242], C. J. Mruk (2006) [239] и др.) психологов.
А. В. Барсуков (2011) [10] рассматривал особенности самоотношения
подростков с асоциальным поведением. Специфика самоотношения подростков,
находящихся в местах лишения свободы, изучена в работах И. К. Саясовой (1991)
[168], С. А. Беличевой (1994) [16], Е. Н. Власовой (2000) [33], А. А. Кокуева
(2003) [78], О. А. Падун (2005) [134], Е. В. Васкэ (2020) [29]. Некоторые аспекты
самоотношения личности преступников изложены в работах Е. А. Щелкушкиной
(2011) [217], В. В. Лаврищева (2018) [96], Д. В. Сочивко (2010) [176],
О. А. Топильской (2015) [185].
Однако проблема самоотношения подростков в условиях принудительной
изоляции, а также развитие у них позитивного самоотношения ранее
не рассматривались, несмотря на высокую значимость.
Цель исследования – изучение самоотношения подростков в условиях
принудительной изоляции.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в отечественной
и зарубежной литературе с целью исследования самоотношения личности подростков
в условиях принудительной изоляции.
2. Обосновать выбор психодиагностического инструментария для изучения
особенностей самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции.
3. Осуществить эмпирическое исследование самоотношения подростков
в условиях принудительной изоляции и на его основе создать типологию их личности.
4. Разработать и апробировать теоретическую модель и программу развития
позитивного самоотношения для каждого типа личности подростков в условиях
принудительной изоляции.
5. Провести оценку эффективности программы по развитию позитивного
самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции.
Гипотеза исследования – психологическая диагностика и коррекция
самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции с учетом
теоретической модели, психологической программы, авторской типологии
(«внутриличностные дезорганизаторы», «демонстративные эгоцентристы»,
«самобичеватели») способствуют позитивным личностным изменениям
подростков.
Объект исследования – самоотношение подростков.
Предмет исследования – самоотношение подростков в условиях
принудительной изоляции.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– конкретизировано понятие «самоотношение личности»;
– впервые рассмотрена специфика самоотношения подростков в условиях
следственного изолятора уголовно-исполнительной системы;
– предложена типология личности подростков, находящихся в условиях
принудительной изоляции, в зависимости от особенностей их самоотношения;
– создана и апробирована теоретическая модель развития позитивного
самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции;
– разработана и апробирована психологическая программа развития
позитивного самоотношения подростков в условиях принудительной изоляции
для каждого типа личности.
Теоретическая значимость работы состоит в следующем:
– систематизированы основные подходы к проблеме самоотношения
подростков в условиях принудительной изоляции;
– представлена теоретическая модель развития позитивного самоотношения
личности подростков в условиях принудительной изоляции;
− выявлены интрапсихические и интерпсихические детерминанты,
влияющие на становление самоотношения подростков в условиях
принудительной изоляции;
– создана и теоретически обоснована типология личности подростков
в условиях принудительной изоляции на основе особенностей их самоотношения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
– обоснован и апробирован комплекс методов и психодиагностических
методик с целью исследования самоотношения личности подростков;
– создана программа развития позитивного самоотношения подростков
в условиях принудительной изоляции для каждого типа личности;
– результаты исследования внедрены в практическую деятельность
следственных изоляторов и воспитательных колоний территориальных органов
ФСИН России.
Методы исследования: общепсихологические методы: включенное
наблюдение, праксиметрический метод, структурированное интервью, тестирование;
психодиагностические методики: опросник Шмишека; методика исследования
самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев); самоактуализационный тест
(Э. Шостром); опросник уровня агрессивности Басса – Дарки; опросник вины
(К. Куглер, У. Х. Джонс); методы математико-статистического анализа:
корреляционный, факторный, кластерный анализ, Post hoc анализ, однофакторный
дисперсионный анализ ANOVA, метод структурно-функционального анализа
(индексы когерентности, дивергентности, организованности структуры), U-критерий
Манна – Уитни, Т-критерий Вилкоксона, коэффициент ранговой корреляции
Спирмена).
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования
выступают общепсихологические принципы: системности (Б. Ф. Ломов,
В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, М. Я. Басов и др.), единства сознания
и деятельности (С. Л. Рубинштейн), развития (П. П. Блонский, Л. С. Выготский
и др.), деятельностный подход (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.), субъектно-
деятельностный подход (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская,
А. Г. Асмолов и др.); психологические концепции и подходы: теория отношений
В. Н. Мясищева, концепция самоотношения Н. И. Сарджвеладзе, метасистемный
подход А. В. Карпова; модели и технологии психокоррекционной работы в местах
лишения свободы (М. Г. Дебольский, И. С. Ганишина, М. М. Калашникова,
С. Д. Хачатурян, Т. В. Пивоварова и др.).
Базы исследования. Базами диссертационного исследования выступили
следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы УФСИН России
по г. Москве, Московской, Рязанской, Тверской и Курской областям, муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 64» г. Рязани, областное
государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образования «Рязанский технологический колледж». В исследовании приняли
участие 130 подростков, находящихся в условиях принудительной изоляции, и 130
правопослушных подростков из благополучных семей, обучающихся
в образовательных учреждениях. Возрастной диапазон выборки составил 14–17 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Самоотношение – эмоционально-ценностное отношение личности к себе,
выполняющее функции анализа и регуляции своего поведения, побуждения
потребности в саморазвитии, формирования жизненных целей и ценностей,
направленное на достижение внутренней согласованности, состоящее
из личностного, эмоционально-регулирующего, нравственно-поведенческого
компонентов. В структуру личностного компонента входят следующие элементы:
«доминирующие свойства (качества) личности», «самопринятие», «саморуководство
и самоподдержка»; в структуру эмоционально-регулирующего компонента –
«проявление агрессивности и негативизма», «понимание собственных чувств»,
«регуляция своих эмоций»; в структуру нравственно-поведенческого компонента –
«знание и соблюдение морально-нравственных норм поведения», «уважительное
отношение к себе и другим», «умение анализировать собственное поведение»,
«наличие чувства вины за совершенное преступление».
2. У подростков в условиях принудительной изоляции преобладает негативное
отношение к себе, развивается внутренний конфликт между уровнем притязаний
и фактическими достижениями, признание своей малоценности, непринятие
собственных достоинств и недостатков, что выражается в повышенной
агрессивности, отсутствии контроля эмоций, стремлении к самоутверждению
посредством демонстративного поведения, независимости и следовании нормам
криминальной субкультуры.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Самоотношение подростков в условиях принудительной изоляции»

    Публикации автора в научных журналах

    И. С. Ганишина, А. В. Вэтра // Человек:преступление и наказание. – 2– Т. 28, № – С. 452–– 0,58 / 0,45 п. л.(в соавторстве).
    А. В. Вэтра, И. С. Ганишина //Психология и педагогика служебной деятельности. – 2– № – С. 12–– 0,41 /0,33 п. л. (в соавторстве).
    Об особенностях отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних
    А. В. Вэтра // Прикладная юридическая психология. – 2–№ 1 (54). – С. 66–– 0,41 п. л.
    Теоретико-методологический анализ проблемы самосознания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых за насильственные преступления
    И. С. Ганишина, А. В. Вэтра // Глобальный научный потенциал. –2– № 8 (101). – С. 30–– 0,35 / 0,3 п. л. (в соавторстве).
    Психологические особенности несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: диагностика, профилактика, коррекция
    А. В. Вэтра,И. С. Ганишина // Девиантное поведение личности и группы : монография. –Ульяновск: Зебра, 2– С. 52–– 0,58 / 0,5 п. л. (в соавторстве).
    О самоотношении подростков, находящихся в условиях принудительной изоляции
    А. В. Вэтра, И. С. Ганишина // Обмен научнымизнаниями: актуальные вопросы и перспективные направления развития. – Казань,2– С. 187–– 0,35 / 0,3 п. л. (в соавторстве).
    Принудительная изоляция в местах лишения свободы и ее влияние на личность подростка
    И. С. Ганишина, А. В. Вэтра // Пенитенциарнаябезопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Самара, 2– С. 48–– 0,31 / 0,25 п. л.(в соавторстве).
    Проблема самоотношения личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных
    А. В. Вэтра // Ментальное здоровье –интеграция подходов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Н. Новгород, 2–С. 144–– 0,35 п. л.
    О технологиях психологической помощи несовершеннолетним осужденным, подозреваемым и обвиняемым за насильственные преступления
    И. С. Ганишина, А. В. Вэтра // Осознание Культуры – залог обновления общества.Перспективы развития современного общества : материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф. – Севастополь, 2– С. 184–– 0,41 / 0,3 п. л. (в соавторстве).
    Основы психологического сопровождения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных в условиях лишения свободы
    А. В. Вэтра //Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития : сборникматериалов II Междунар. науч.-практ. конф. – Псков, 2– С. 52–– 0,29 п. л.
    Повышение психологической компетентности сотрудников исправительных учреждений в области психологического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы
    А. В. Вэтра //Уголовно-исполнительнаясистеманасовременномэтапеи перспективыее развития : сборник тезисов выступлений и докладов участников Междунар.науч.-практ. конф. : в 6 т. – Рязань, 2– С. 92–– 0,23 п. л.
    Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к работе с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемымии осужденными за преступления насильственного характера
    И. С. Ганишина,А. В. Вэтра // Современные тенденции развития юридической науки : материалыМеждунар. науч.-теорет. конф. молодых ученых / под общ. ред. А. Дарменова. –Караганда, 2– С. 57–– 0,23 / 0,13 п. л. (в соавторстве).
    Пути решения проблемы самосознания подозреваемых и обвиняемых за насильственные преступления
    А. В. Вэтра // Педагогикаи психология в современном мире: теоретические и практические исследования:сборник статей по материалам XXI Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Интернаука,2– № 3 (21). – С. 134–– 0,23 п. л.
    К вопросу о психологической диагностике самосознания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых за насильственные преступления
    А. В. Вэтра // Теоретические и практические вопросы пенитенциарной педагогикии психологии : сборник науч. трудов / под ред. О. В. Кирилловой, Е. Г. Шубниковой. –Чебоксары, 2– С. 136–– 0,41 п. л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Психологические факторы делинквентного поведения личности
    📅 2021 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»