Символика константных и вариативных черт в языковой картине мира

📑 201 стр.
📅 2007 год
👀 30 просмотров
10 140 ₽
Стоила эта работа
Василиса П. студент
10 140 ₽
Стоила эта работа

ГЛАВА 1

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА» В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Ещё задолго до появления концепта «языковая картина мира», выдающиеся мыслители обращались к своим современникам и будущим поколениям сквозь пелену глубокого и близкого прошлого и пытались объяснить материальную и духовную сущность человека, его способность
осознавать, познавать, изменять мир и передавать о нём знания, главным образом, с помощью языка.
Понятие ЯКМ непосредственно восходит к идеям В. фон Гумбольдта, а также Л. Виттгенштейна, Л. Вайсгербера, Э. Сепира и Б. Уорфа.

§ 1 Историческое становление понятия «языковая картина мира»

1.1. Влияние учения В. фон Гумбольдта на формирование понятия языковой картины мира

Фундаментом, на котором было выстроено понятие ЯКМ, явилось учение В. фон Гумбольдта (1767 – 1835) о языке. Краеугольным камнем его учения выступает понятие «действительность», без которого невозможно построить правильные представления о связях языка с человеком и самим миром. Для В. фон Гумбольдта, как и многих его предшественников и современников, было очевидным существование объективного мира независимо от мысли, сознания и даже от самого человека, но в рамках человеческого разума. О субъективном образе объективного мира (ещё задолго до В. фон Гумбольдта) косвенно говорит древнегреческий философ Секст Эмпирик (200 ¬¬– 250). Философ приходит к выводу, что свойства и качества познаваемого предмета зависят как от его природы и отношения познающего субъекта, так и от взаимодействия с другими предметами, оценка которого осуществляется “движением мысли”. Вслед за И. Кантом, который считал, что идеальных пространственных конструкций не существует в природе, все идеализации являются творением человека и присущи не внешнему миру, а внутреннему, «трансцендентальному» миру человека, В. фон Гумбольдт рассматривает действительность в рамках национального языка. «Человек преимущественно … живёт с предметами так, как их преподносит ему его язык» [Гумбольдт, 2000, с.80]. Обозначая антиномию субъективности и объективности, В. фон Гумбольдт рассматривает язык как «промежуточный мир», как ещё один «мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека» [там же, с.13]. Автор показывает, что зафиксированная в языке действительность – это не есть окружающий нас мир сам по себе, это есть его подобие, наше представление о нём, в котором выражен «дух народа». По сути, он признаёт, что действительность – это не только природа и созданный человеком мир предметов, но и мир отношений человека к самому миру и к себе подобным.
Далее В. фон Гумбольдт развивает учение о внутренней форме языка как о специфическом для данного языка способе объединения звукового материала и психического содержания, «духа народа», которое легло в основу понятия ЯКМ. Понятие формы у В. фон Гумбольдта выходит за рамки грамматики и словообразования и связано с процессом формирования базовых слов.

Как известно, любой национальный язык накладывает определённый отпечаток на видение мира говорящих на этом языке. Именно язык даёт возможность человеку осознать свою духовную суть, постичь глубоко запрятанное в каждом из нас родовое сознание. В настоящее время вопрос о необходимости этого осознания встаёт особенно остро. Только при полном осознании себя можно достичь максимального понимания в процессе межкультурной коммуникации и посмотреть на мир глазами другого народа.
Несмотря на относительно длительную историю вопроса языковой картины мира (ЯКМ), которая насчитывает вот уже около сотни лет, многие аспекты, связанные с изучением этого феномена, всё ещё остаются в центре внимания не только лингвистики, но и других наук, где о ней заговорили сравнительно недавно.
В.И. Постовалова так определяет значение разработки понятия ЯКМ: «Понятие языковой картины мира позволяет глубже решать вопрос о соотношении языка и действительности, инвариантного и идиоматического, в процессах языкового “отображения” действительности как сложного процесса интерпретации человеком мира. …Понятие картины мира становится органически необходимым концептуальным элементом гносеологии, исходящей из идеи об истине как процесса движения от относительной истины к абсолютной» [Постовалова, цит. по Серебренников, 1998, с.18]. Для современной науки очень важно разработать методологии, методы и методики описания ЯКМ, определить чёткие границы собственно языковой и концептуальной картины мира, основанной на знании человека о действительности, а не только на значениях языковых знаков. В достаточной степени не исследовано также категориальное воздействие языка на мировосприятие и поведение человека, не построена пока инвариантная модель ЯКМ, наличие которой позволило бы по единым параметрам сопоставлять картины мира каких-либо языков, обусловленные различными типами культурного сознания.
В настоящее время понятие ЯКМ «можно считать одним из фундаментальных признаков идиоэтнической парадигмы в современной философии языка» [Радченко, 2002, с.141]. Однако до сих пор в дефинитивном аспекте наблюдается терминологическая диффузность данного концепта. Каждый исследователь в зависимости от своих теоретических и практических задач наполняет это абстрактное понятие своим содержанием и передаёт смысл своего понимания в определении.
Проблема символических свойств языка и языкового знака в рамках ЯКМ открывает перспективу более глубокого осмысления взаимосвязи языка и культуры. Широкое освещение этой проблемы дано в работах Ю.М. Лотмана, Кл. Леви-Строса, М.М. Маковского, Н.В. Иванова и других учёных. Символическое содержание, запечатлённое в лексической системе языка, во многом позволяет выявить особенности мировосприятия и мироощущения того или иного народа, поскольку в языковом знаке связь означающего и означаемого далеко не случайна.

Автономова 1986 – Автономова Н.С. Понимание, разум, метафора // Вопросы философии №7, 1986. – с. 79-81.
Алексеева 2001 – Алексеева Е.А. Семантические особенности лексики, связанной с обозначением объектов культурной символики // http: // www.sgu.ru/ faculties/ philological/ departments/ docs/ autorft. Php, 2001. – 18 с.
Алпатов 2005 – Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 368 с.
Апресян В.Ю. / Апресян Ю.Д., 1993 – Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания, №3, 1993. – С. 27-25.
Апресян 1974 – Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. – М.: Наука, 1974. – 368с.
Апресян 1995 – Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного анализа // Вопросы языкознания, 1995, №1. – С. 37- 67.
Арнольд 2004 – Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. – М.: Просвещение, 2004. – 384с.
Арутюнова 1998 – Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 896 с.
Арутюнова 1979 – Арутюнова Н.Д. Языковая метафора // Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1979. – с. 25 – 50.
Арутюнова 1976 – Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М.: Наука, 1976. – 383 с.
Арутюнова 1980 – Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований: [Сб.] / Отв. ред. Н.Д.Арутюнова, А.А.Уфимцева. М.: 1980. – С. 156-249.
Арутюнова 1989 – Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке. – М.: Наука, 1989. – С. 7-19.
Бабушкин 2001 – Бабушкин А.П. Возможные миры в семантическом пространстве языка. – Воронеж, Воронежский гос. университет, 2001. – 86 с.
Бахтин 1990 – Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. – 543с.
Бенуас 2004 – Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. – М.: «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. –160 с.
Бирдсли 1990 – Бирдсли М. Метафорическое сплетение // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 52-64.
Бирих 2005 – Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь: ок. 6000 фразеологизмов. – М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. – 926 с.
Блэк 1990 – Метафора // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. –
с. 153-172.
Бородай 1996 – Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. – М.:
Гнозис, 1996 – 376 с.
Бросс 1996 – Бросс Ж. Магия растений. – М.: REFL-book, 1995. – 288 c.

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету