Синкретические учения всеединства в истории философии: теоретико-методологический аспект : диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук : 09.00.03
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ОСНОВАНИЯ СИНКРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В
ФИЛОСОФИИ………………………………………………………………………….27
§1.1. Синкретизм как философский концепт…………………….…………………….27
§1.2. Основные принципы синкретического философского мировоззрения ……..52
§1.3. Синкретическая философия всеединства: сущность и исторические
формы………………………………………………………………………………….73
ГЛАВА 2 СИНКРЕТИЗМ КАК ПРИНЦИП ВЫСТРАИВАНИЯ
МЕТАФИЗИКИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ……………………………………96
§2.1. Синкретическая метафизика неоплатонизма и ее роль в истории
философии………………………………………………………………………..……96
§2.2. Синкретизм всеединства в философии Средних веков………………………119
§2.3.Синкретизм всеединства в классической европейской философии…………..155
ГЛАВА 3 СИНКРЕТИЗМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ
ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА…………………………………………………201
§3.1. Истоки синкретизма в отечественной философии всеединства…………….201
§3.2. Мистицизм как основа синкретической методологии в философии
всеединства В.С. Соловьева…………………………………………….……….….225
§3.3. Софиологические системы всеединства в русской философии …..………..252
§3.4. Синкретическая персонология в русской философии всеединства ……….289
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….307
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……….………………………………………………..319
Актуальность темы исследования.
На современном этапе развития культуры процесс научно-философского
поиска вряд ли может быть ограничен каким-либо условным содержанием или
заданными границами, благодаря которым методы исследования приобрели бы
свою завершенность, а знание, получаемое с их помощью — абсолютную
достоверность. Несмотря на видимую стабильность и преемственность в области
методологии в пределах одного исторического периода или парадигмы, всегда
сохраняется тенденция к ее инновациям и преобразованиям. Одновременно,
наблюдается и тенденция к воспроизводству универсальных методологических
принципов, которые осознанно или интуитивно направляют познавательный
процесс в определенное русло. Одним из наиболее значимых принципов в этом
отношении выступает методологический синкретизм; его присутствие в
различных формах познания и во всех периодах исторического развития
философии позволяет говорить о закономерности его функционирования в
культурно-интеллектуальной сфере.
В современности синкретизм должен получить статус одного из основных
понятий истории философии, философии культуры, методологии научного
познания. Это обусловлено, прежде всего, объективными интеграционными
процессами в сфере научно-философского познания, которые развиваются на
фоне общей культурной глобализации. На данный момент ее основным
последствием является отнюдь не становление некой единой общечеловеческой
системы идей, норм, принципов, что должно было бы произойти с точки зрения
классической модели мышления. Напротив, налицо фрагментация ранее
устоявшихся мировоззренческих систем, размывание представлений о
достоверных и недостоверных формах знания, ослабление способности к
критическому восприятию информации. Это ведет к эклектическому смешению
элементов научного, религиозного, художественного, обыденного сознания и
производству многообразных «продуктов массового потребления», которые
вытесняют устоявшиеся формы культурного сознания и самосознания в пользу
коммерчески или идеологически ангажированных «теорий», «учений», «духовных
практик» и т. п. Особенно остро необходимость выстранивания синкретической
теории в прошлом осознавали философы, но и современная наука, пройдя стадию
внутреннего качественного различения, связанную с дифференциацией знания,
делает акцент на междисциплинарных исследованиях и вновь обращается к
интеграции знания в различных областях науки. Вследствие этого, в современной
философии отмечается повышенный интерес к синкретизму как фактору
культурного развития и преобразования когнитивной системы, отмечается
повсеместный характер проявлений синкретизма, которые оказывают
значительное влияние на осмысление реальности как целостности во всем ее
структурном, процессуальном и элементном многообразии. Этот интерес
представлен и в естествознании; его примерами служат идеи методологического
плюрализма в постпозитивистской философии науки и становящаяся теоретико-
методологическая парадигма синергетики.
Актуальность данной проблематики раскрывается в двух аспектах. Первый
аспект: необходимость анализа статуса, функций и смысловых значений
синкретизма как феномена философского познания; осмысление устоявшихся,
классических трактовок синкретизма в философии и науке для формирования
современного его понимания с учетом приведенных выше факторов. Среди
которых основное значение имеет постоянное присутствие синкретизма в
различных отраслях интеллектуально-культурной сферы и периодическое
усиление тенденции к производству синкретических учений нового уровня.
Отсюда второй аспект: необходимость историко-философского осмысления
учений такого рода, что является одним из условий реинтеграции в сфере
современного научно-философского знания. Наиболее постоянным, сквозным для
историко-философского процесса феноменом является философия всеединства,
представленная в различных вариантах во всех культурных эпохах и
цивилизационных локациях. Именно в этой философской традиции системно-
методологические, диалектические, категориальные компоненты синкретических
теорий представлены с наибольшей полнотой.
Начиная с эпохи античности и до ХХ века, теоретические системы
всеединства разрабатывались, как правило, наиболее выдающимися
представителями философского знания своего времени (Плотин, Августин
Аврелий, Николай Кузанский, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Лейбниц, Вл.С. Соловьев,
П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.). При этом основой более поздних систем
являются теоретико-методологические принципы предшествующих, которые, в
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!