Скоростная и скоростно-силовая подготовка футболистов 18-20 лет с использованием средств локального охлаждения в условиях жаркого климата

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Мохамед Абдалла Абдельмонем Ибрагим
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………………………….5
Глава 1 Современное состояние проблемы совершенствования физической,
технической и функциональной подготовленности футболистов в условиях
жаркого климата ………………………………………………………………………………………………15
1.1 Скоростная и скоростно-силовая подготовка как один из ведущих факторов
становления и совершенствования спортивного мастерства в футболе ……………….15
1.2 Теоретико-методические подходы, обеспечивающие эффективную
физическую подготовку футболистов на этапе совершенствования спортивного
мастерства ……………………………………………………………………………………………………….19
1.3 Влияние тепловых нагрузок на работоспособность и функциональное
состояние футболистов …………………………………………………………………………………….24
1.4 Особенности адаптации спортсменов к экстремальным термофизическим
нагрузкам в условиях жаркого климата и проблема минимизации негативных
последствий……………………………………………………………………………………………………..30
Заключение по главе 1 ……………………………………………………………………………………..39
Глава 2 Методы и организация исследования …………………………………………………….42
2.1 Методы исследования ……………………………………………………………………………..42
2.1.1 Анализ и обобщение данных научной и учебно-методической
литературы……………………………………………………………………………………………………… 43
2.1.2 Анкетирование и беседы с тренерами, анализ и обобщение опыта подготовки
спортсменов в условиях жаркого климата…………………..……………………………..44
2.1.3 Анкетирование футболистов…………………………………………..…………45
2.1.4 Педагогические наблюдения ……………………………….………….…………45
2.1.5 Педагогические эксперименты……………………..………..…….…..…………46
2.1.6 Педагогические контрольные испытания (тесты)………..………………………47
2.1.7 Методы оценки функционального состояния организма футболистов……….49
2.1.7.1 Пульсометрия.……..……………….…………………….………………………..50
2.1.7.2 Оксигемометрия ….…………………………………………….…………………50
2.1.7.3 Исследование мышечного тонуса………………………..……….……………52
2.1.7.4 Исследование температуры кожи в пяти точках…………….……..………….54
2.1.7.5 Определение функций внешнего дыхания …………………….……………….54
2.1.7.6 Определение реакции на движущийся объект (РДО) ……………..…………..55
2.1.7.7 Измерение артериального давления……………………………….……………56
2.1.7.8 Измерение и регулирование температуры окружающей среды………………57
2.1.7.9 Психофизиологическая диагностика………………………………..…………58
2.1.8 Методы математико-статистической обработки результатов
исследования……………………………………………………………………………………………………59
2.2 Организация исследования………………………………………………………………………59
Глава 3 Лабораторное исследование воздействия средств локального охлаждения
на функциональное состояние и работоспособность футболистов 18 – 20 лет в
условиях высокой температуры воздуха ………………………………………………………62
3.1 Данные педагогических наблюдений, анкетирования и опроса тренеров Египта
по проблеме подготовки футболистов в условиях жаркого климата…………………… 62
3.2 Оценка функционального состояния организма 18 – 20 летних футболистов
после дозированных физических нагрузок, выполнявшихся в условиях высокой
температуры воздуха с использованием средств локального охлаждения……………65
3.3 Заключение по главе 3…………………………………………………………………………………81
Глава 4 Обоснование методики совершенствования скоростной и скоростно-
силовой подготовки 18 – 20-летних футболистов Египта с использованием средств
локального охлаждения……………………………………………………………………..85
4.1 Экспериментальное исследование эффективности развития быстроты и
скоростно-силовых качеств футболистов с использованием охлаждающих жилетов
в условиях высокой температуры воздуха…………………………………………………85
4.2 Результаты анкетирования футболистов, принимавших участие
в педагогическом эксперименте………………………………………………………………………106
4.3 Заключение по главе 4……………………………………………………………………………….108
Заключение…………………………………………………………………………………………………….113
Практические рекомендации…………………………………………………………………………..117
Список сокращений и условных обозначений ……………….………………………121
Список литературы…………………………………………………………………………………………122
Список иллюстративного материала………………………………………..…………146
Приложение А – Анкета тренера ……………………………………………………………………..150
Приложение Б – Анкета футболиста 1 ……………………………………………………………..151
Приложение В – Анкета футболиста 2……………………………………………………………..152
Приложение Г– Конспекты тренировочных занятий…………………………………………153
Приложение Д – Акт внедрения……………………………………………………………………….160

В первой главе представлены материалы изучения современного
состояния проблемы совершенствования физической, технической и
функциональной подготовленности футболистов в условиях жаркого и
влажного климата. Обобщение материалов ведущих специалистов
(Е. А. Стаценко, 2013; В. Н. Платонов, 2017; В. Д. Фискалов,
В. П. Черкашин, 2016; D. M. Duvnjak-Zaknich, 2019; A. J. McBurnie,
T. Dos’Santos, 2021) указывает на то, что решение данной проблемы
может осуществляться по нескольким направлениям, наиболее
актуальным среди которых является обоснование оптимальных
параметров тренировочных воздействий скоростной и скоростно-силовой
направленности с использованием средств локального охлаждения в
рамках контрольно-подготовительного этапа тренировки футболистов
юношеских и студенческих команд. При этом представленные в
литературе материалы по рассматриваемому вопросу не позволяют
сформировать целостное представление о механизмах применения
охлаждающих жилетов в системе подготовки 18 – 20-летних
футболистов, что обусловливает необходимость поиска и внедрения в
тренировочный процесс соответствующих подходов и методик
(К. Б. Данг, 1998; K. T. Ozgunen, 2010; M. Tessa, 2018; Ch. Yudai, 2019).
Вторая глава посвящена характеристике методов исследования и
основных подходов к организации и проведению экспериментов.
В третьей главе представлены материалы педагогических
наблюдений, анкетирования и лабораторного исследования воздействия
средств локального охлаждения на функциональное состояние и
работоспособность футболистов 18 – 20 лет в условиях высокой
температуры и влажности воздуха, по результатам которых обоснована
высокая эффективность применения охлаждающих жилетов в
климатических условиях Египта.
Педагогические наблюдения, обобщение практического опыта
подготовки футболистов, анализ тренерской документации и материалов
анкетирования позволили установить, что студенческие команды Египта
проводят пять тренировочных занятий в неделю, выполняя при этом
намного меньшие, чем европейские сверстники, тренировочные нагрузки.
Сложившееся положение объясняется экстремальными условиями
проведения тренировок в летние месяцы – температуры воздуха от 39 до
45 градусов и влажности 60–75%. Такие условия являются особенно
неблагоприятными при решении задач совершенствования быстроты,
скоростно-силовых качеств и «скоростной» техники. В связи с
вышеизложенным возникла необходимость поиска внетренировочных
средств, способствующих повышению эффективности тренировочного
процесса футболистов в жарком климате Египта, что и послужило
основаниемдляпроведениясоответствующихэкспериментов.
Констатирующийэкспериментбылпосвященобоснованию
целесообразности применения, в зависимости от климатических условий,
смоделированных в климатической камере, охлаждающих жилетов. Для
решения поставленной задачи в камере были смоделированы
климатические условия Египта: летняя температура воздуха (до +45°С),
зимние погодные условия (+28°С) и соответствующая влажность воздуха
(до 45%). В ходе проведения трех экспериментов 12 футболистов
выполняли одинаковую велоэргометрическую нагрузку, но в различных
условиях: в первом эксперименте при температуре воздуха +28 град, во
втором – при температуре +45 град, в третьем с жилетом охлаждения при
температуре +45 град. Для оценки влияния на организм футболистов
велоэргометрической нагрузки, одинаковой для трех вариантов
экспериментов, но отличающейся по условиям её выполнения, был
использован следующий комплекс методик, позволяющий оценивать:
показатели оксигенации крови, объём форсированного выдоха за 1 с
FEV1, показатели внешнего дыхания при пиковой скорости потока
воздуха на выдохе PEF, температуру тела и кожных точек, тонус мышц,
артериальное давление, реакцию на движущийся объект, массу тела.
Перечисленные методики применялись перед началом и в конце каждого
из трех экспериментов, кроме того, в процессе выполнения
велоэргометрической нагрузки у спортсменов регистрировалась и частота
сердечных сокращений.
Результаты проведенного экспериментального исследования
показали, что использование футболистами средства локального
охлаждения в виде охлаждающих жилетов в жарких условиях
обеспечивает более высокую эффективность тренировочного процесса по
сравнению с тренировками без его применения. Так, при использовании
охлаждающего жилета в условиях жары (45°С) средневзвешенное
значение температуры (СВТ) кожи в жилете была ниже на 1,4 град, чем
без него при той же температуре 45 град. Прирост показателей СВТ кожи
в конце эксперимента с охлаждающим жилетом составил 3,2%, а без
него – 7,1%. При этом между данными без охлаждающего жилета в
условиях температуры 28°С и с охлаждающим жилетом при температуре
45°С достоверных различий не обнаружено (р˃0,05), что свидетельствует
об экономизации процесса теплосъёма с жилетом охлаждения.
Установлено, что использование охлаждающего жилета оказывает
значительное влияние на показатели температуры тела (подмышечной)
по сравнению с тренировкой без него при 45°С. В первом случае в конце
эксперимента прирост температуры был существенно ниже и составил
2,9%, а во втором варианте (при 45°С без жилета) прирост составил 6%,
что также свидетельствует об экономизации процесса теплосъема с
жилетом охлаждения. Сравнение данных частоты сердечных сокращений
у футболистов во втором варианте эксперимента (где нагрузка
выполнялась при 45 град без жилета) и в третьем варианте (где нагрузка
выполнялась при 45 град с жилетом), показало, что ЧСС меньше на
14 уд/мин (р<0,05) в третьем варианте. Это указывает на эффективность применения средства локального охлаждения, которое задерживает наступление утомления у испытуемых. При этом между данными ЧСС, зафиксированными у испытуемых без охлаждающего жилета при 28 град, и с охлаждающим жилетом при 45 град существенных различий не обнаружено (р˃0,05). Исследования показали, что использование охлаждающего жилета положительно влияет на показатели оксигенации крови (SO2). В конце экспериментов сдвиги SO2 имели разнонаправленный характер: в случае работы без жилета оксигенация крови спортсменов понижалась на 1%, а в варианте с использованием средства локального охлаждения не было выявлено значимых различий до и после эксперимента (р˃0,05). Данный факт свидетельствует о том, что использование охлаждающего жилета поддерживает уровень кислорода в крови, задерживая наступление утомления при тренировке. Было установлено, что использование средства локального охлаждения заметно влияет и на показатели систолического артериального давления. В конце эксперимента без жилета при 45°С этот показатель вырос на 16,8%, в то время как с применением его прирост составил 13,5%. При этом между данными футболистов без охлаждающего жилета при 28°С и с охлаждающим жилетом при 45°С значимых различий не установлено (р˃0,05). Измерение артериального диастолического давления показало, что его величина в конце всех трех экспериментов остается практически неизменной (р˃0,05). Эффективность использования охлаждающих жилетов была подтверждена и данными исследования показателей внешнего дыхания футболистов. Так, после велоэргометрической нагрузки в жилете при температуре воздуха 45 град у спортсменов значения пиковой скорости потока воздуха на выдохе (PEF) и объема форсированного выдоха за 1 с (FEV1) повысились соответственно на 11 л/мин и 0,9 л/с. Выполнение такой же нагрузки и при таком же температурном режиме, но без жилета охлаждения, вызывало снижение показателей PEF на 22,2 л/мин, а данных FEV1 – на 0,22 л/с (р<0,05). Целесообразность применения охлаждающих жилетов в тренировке футболистов нашла подтверждение и в результатах миотонометрии, свидетельствующих о повышении амплитуды между тонусом расслабления и напряжения мышц. Лучшими также у футболистов, использовавших средства локального охлаждения, оказались и данные реакции на движущийся объект – у них зафиксировано меньшее число ошибок после проведения трех вариантов экспериментов. Таким образом, на основе анализа полученных данных специального комплекса исследовательских методик, обеспечивающих контроль за функциональным состоянием организма спортсменов в ходе экспериментов в климатической камере, подтверждена целесообразность использования охлаждающих жилетов в условиях высокой температуры и влажности воздуха в системе подготовки 18 – 20-летних футболистов. Изложенное выше обусловило необходимость разработки и обоснования методики совершенствования скоростной и скоростно-силовой подготовки 18 – 20-летних футболистов с применением охлаждающих жилетов на контрольно-подготовительном этапе тренировки в климатических условиях Египта, что и нашло отражение в содержании четвертой главы. Четвертая глава посвящена обоснованию и экспериментальной проверке эффективности методики совершенствования скоростной и скоростно-силовой подготовки 18 – 20-летних футболистов Египта с использованием средств локального охлаждения. С целью решения задачи по проверке эффективности применения охлаждающих жилетов в условиях тренировочного процесса на спортивно-тренировочной базе университета г. Александрии (Египет) был организован и проведен формирующий педагогический эксперимент, в котором приняли участие 36 студентов-футболистов 18–20 лет, имеющих стаж занятий 4–5 лет. Были сформированы одна контрольная (КГ) и две экспериментальные группы (ЭГ1 и ЭГ2), каждая из которых включала по 12 чел. По замыслу эксперимента футболисты трёх групп выполняли одну и ту же тренировочную программу, предусматривающую акцентированное развитие скоростных и скоростно-силовых качеств в течение 8 недель в условиях жаркой погоды Египта – при температуре воздуха 39–45 градусов и влажности 60–75%. При этом студенты контрольной группы тренировались в обычной экипировке, а спортсмены экспериментальных групп – с использованием охлаждающих жилетов. Отличие в занятиях экспериментальных групп состояло в том, что группа 1 использовала жилеты в первой половине тренировочного занятия, а группа 2 – на протяжении всего занятия (при этом через каждые 40 мин производили замену теплопанелей). Отметим, что футболисты всех групп тренировались пять раз в неделю с продолжительностью занятий 2 часа – 2 часа 15 мин. При этом использовалась следующая структура микроцикла тренировки. Понедельник – развитие быстроты, скоростно- силовых качеств, совершенствование технической подготовленности. Вторник – сопряженное совершенствование быстроты и технической подготовленности, развитие силы. Среда – развитие скоростно-силовых качеств,совершенствованиетехническойитактической подготовленности. Четверг – отдых. Пятница – развитие быстроты, координационных возможностей, совершенствование технической подготовленности. Суббота – сопряженное совершенствование быстроты и технической подготовленности, развитие скоростно-силовых качеств и силы. Воскресенье – отдых. Перед началом и в конце формирующего педагогического эксперимента было организовано тестирование показателей физической, технической и функциональной подготовленности футболистов всех трёх групп. Как видно из таблицы 1, перед началом педагогического эксперимента контрольная (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ1 и ЭГ2) не отличались (р˃0,05) по данным физической и технической подготовленности. Выполнение запланированной программы тренировочных занятий футболистами всех трёх групп в течение 8 недель привело к следующим изменениям в показателях физической и технической подготовленности, представленным в таблице 2. Как видно из таблицы 2, итоги проведенного формирующего педагогического эксперимента позволяют отметить, что по уровню физическойитехническойподготовленностифутболисты экспериментальной группы 1 и экспериментальной группы 2 опередили спортсменов контрольной группы. Данный факт свидетельствует об эффективности использования охлаждающих жилетов в тренировочном процессе футболистов Египта в условиях жаркой погоды. Известно, что в современном мировом футболе приоритетным направлением является совершенствование «скоростной техники», быстроты перемещений с мячом и без мяча, быстрого принятия решений в связи со сложившейся игровой обстановкой и оперативного выполнения соответствующих приёмов игры. Таблица 1 – Показатели физической и технической подготовленности футболистов контрольной и экспериментальных групп перед началом педагогического эксперимента ЭГ1, n=12КГ, n=12ЭГ2, n=12 Контрольные показателирр ±m±m±m Бег на 30 м с высокого старта, с4,280,02˃0,054,310,03˃0,054,290,02 Прыжок вверх с места, см53,20,25˃0,0552,80,28˃0,0553,50,22 Вбрасывание футбольного мяча 23,10,18˃0,0523,50,23˃0,0522,80,15 двумя руками из-за головы, м Суммарныйпоказатель относительнойсилыпяти5,450,03˃0,055,460,04˃0,055,410,02 мышечных групп ноги, кг Бег 7×50 м, с66,210,27˃0,0567,010,31˃0,0566,090,25 Количество метров бега и ходьбы 623615,01˃0,05621016,78˃0,05619814,32 за 90 мин двусторонней игры, м Ведение мяча по прямой 30 м, с4,530,03˃0,054,520,03˃0,054,490,02 Ведение мяча, обводка стоек, удар 7,230,04˃0,057,290,05˃0,057,250,03 по воротам, с Удар по футбольному мячу на 44,10,29˃0,0543,80,44˃0,0542,90,32 дальность, м Условные обозначения: КГ– контрольная группа, ЭГ1 – экспериментальная группа 1, ЭГ2 – экспериментальная группа 2. Таблица 2 – Показатели физической и технической подготовленности футболистов контрольной и экспериментальных групп в конце педагогического эксперимента ЭГ1, n=12КГ, n=12ЭГ2, n=12 Контрольные показателирр ±m±m±m Бег на 30 м с высокого старта, с 4,110,03<0,054,260,02<0,054,080,01 Прыжок вверх с места, см58,20,18<0,0553,20,15<0,0558,40,14 Вбрасываниефутбольного мяча двумя руками из-за25,40,16<0,0523,80,25<0,0524,90,17 головы, м Суммарныйпоказатель относительнойсилыпяти 5,580,02<0,055,480,04<0,055,610,03 мышечных групп ноги, кг Бег 7×50 м, с64,020,21<0,0566,80,36<0,0563,950,24 Количество метров бега и ходьбы за 90 мин двусторонней679016,18<0,05641117,15<0,05673515,94 игры, м Ведение мяча по прямой 30 м, с4,330,02<0,054,480,04<0,054,310,03 Ведение мяча обводка стоек, 7,010,03<0,057,250,04<0,057,020,02 удар по воротам, с Удар по футбольному мячу на 46,80,26<0,0544,20,31<0,0547,20,28 дальность, м Условные обозначения: КГ – контрольная группа, ЭГ1 – экспериментальная группа 1, ЭГ2 – экспериментальная группа 2. В этой связи в процессе двухмесячного эксперимента футболистам как контрольной, так и экспериментальных групп планировалось акцентированное развитие быстроты и скоростно-силовых качеств. При этом спортсмены все трех групп выполняли абсолютно одинаковые тренировочные программы. Педагогические наблюдения и хронометраж занятий показали, что футболисты контрольной группы в условиях жаркой погоды выполняют с 95–100% интенсивностью от максимальной упражнения на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств лишь в начале основной части занятия, а большая часть соответствующей программы выполняется с интенсивностью 70–80%. Понятно, что такая работа не способствовала совершенствованию скоростной и скоростно-силовой подготовленности. Так, в конце эксперимента футболисты контрольной группы результат в беге на 30 м улучшили всего на 0,05 с, в то время, как спортсмены первой и второй групп повысили его соответственно на 0,17 и 0,21 с (р<0,05). В специфическом для футболистов тесте – прыжке вверх с места – прирост данных в конце эксперимента в экспериментальных группах (5 и 4,9 см) был выше, чем в контрольной группе (0,4 см) на статистически значимую величину. Более заметным рост результата был и во вбрасывании футбольного мяча двумя руками из-за головы – в контрольной группе 23,8 м, в первой и второй экспериментальных группах – 25,4 и 24,9 м (р<0,05). Как и следовало ожидать, выполнение футболистами в течение экспериментатренировочнойпрограммысакцентомна совершенствованиескоростныхискоростно-силовыхкачеств способствовало повышению силовых возможностей занимающихся. Так, прирост значений суммарного показателя относительной силы пяти мышечных групп сильнейшей ноги, включающего данные силы сгибателя и разгибателя бедра, сгибателя и разгибателя голени, подошвенного сгибателя стопы, составил в конце эксперимента – в контрольной группе 0,02 кг, в первой и второй экспериментальных группах – соответственно 0,13 и 0,2 кг (р<0,05). В конце эксперимента у спортсменов всех трех групп вместе с улучшением скоростных данных повысились и результаты в тесте «бег 7×50 м» и составили: контрольная группа – 66,8 с; экспериментальная группа 1 – 64,02 с; экспериментальная группа 2 – 63,95 с. При этом были отмечены статистически значимые различия (р<0,05) между показателями контрольной и экспериментальной групп. Аналогичные различия между группами зафиксированы и в количестве метров бега и ходьбы за 90 мин двусторонней игры – соответственно 6411, 6790 и 6735 м. Выполнение акцентированной программы совершенствования скоростной и скоростно-силовой подготовленности в течение двух месяцев позволило всем группам футболистов повысить и уровень технической подготовленности. Так, в тесте «ведение мяча по прямой 30 м» результаты составили: контрольная группа – 4,48 с, экспериментальная группа 1 – 4,33 с, экспериментальная группа 2 – 4,31 с. При этом статистически значимым улучшение результатов было лишь в экспериментальных группах. Повышение скоростных и скоростно-силовых кондиций за период эксперимента позволило улучшить данные весьма специфического для футбола теста «ведение мяча, обводка стоек, удар по воротам». В этом контрольном упражнении более заметные сдвиги были отмечены также в экспериментальных группах. Аналогичным образом в конце эксперимента в экспериментальных группах выявились большие величины прироста результата в тесте «удар по футбольному мячу на дальность» (р<0,05): в первой и второй группах соответственно 2,7 и 4,3 м, в контрольной группе – 0,4 м. Из таблиц 3 и 4, где представлены данные функционального состояния организма футболистов перед началом и в конце формирующего педагогического эксперимента, видно, что выполнение спортсменами трех групп запланированной программы акцентированного развития скоростных и скоростно-силовых качеств, как и ожидалось, оказало различную степень воздействия на функциональное состояние организма занимающихся в обычных условиях жаркой погоды и тренирующихся с использованием охлаждающего жилета. Так, показатель оксигенации крови в контрольной группе повысился на 0,48%, в экспериментальной группе 1 – на 1,89%, в экспериментальной группе 2 – на 1,76% (р<0,05). Такое отличие в сдвигах между контрольной и экспериментальными группами объясняется различием в интенсивности выполнявшихся группами тренировочных нагрузок,чтообеспечивалосьотличающимисяисточниками энергообеспечения. Той же причиной можно объяснить более заметные положительные сдвиги в экспериментальных группах по данным показателя внешнего дыхания и объема форсированного выдоха. По первому показателю сдвиги составили: в контрольной группе– Таблица 3 – Показатели функционального состояния организма футболистов контрольной и экспериментальных групп перед началом педагогического эксперимента ЭГ1, n=12КГ, n=12ЭГ2, n=12 Контрольные показателирр ±m±m±m Показательоксигенации 94,610,11˃0,0595,260,12˃0,0595,020,09 крови, % Показательвнешнего дыханияприпиковой 437,3810,25˃0,05441,2510,12˃0,05444,679,81 скорости потока воздуха на выдохе (PEF), л/мин Объемфорсированного 3,520,04˃0,053,670,06˃0,053,490,02 выдоха за 1 с (FEV1), л/с Латентный период простой зрительно-моторной реакции,271,74,18˃0,05278,44,72˃0,05265,74,51 мс Латентный период реакции выбора одного из трех463,46,18˃0,05462,87,15˃0,05459,56,34 раздражителей, мс Показательнервно- психической устойчивости,20,150,19˃0,0521,030,20˃0,0519,180,15 бал Условные обозначения:КГ – контрольная группа, ЭГ1 – экспериментальная группа 1, ЭГ2 – экспериментальная группа 2. Таблица 4 – Показатели функционального состояния организма футболистов контрольной и экспериментальных групп в конце педагогического эксперимента ЭГ1, n=12КГ, n=12ЭГ2, n=12 Контрольные показателирр ±m±m±m Показательоксигенации 96,50,10<0,0595,740,13<0,0596,780,11 крови, % Показательвнешнего дыханияприпиковой 508,6310,61<0,05455,3810,85<0,05519,1210,14 скорости потока воздуха на выдохе (PEF), л/мин Объемфорсированного 3,910,03<0,053,780,05<0,053,900,04 выдоха за 1 с (FEV1), л/с Латентный период простой зрительно-моторной реакции,248,54,17<0,05261,44,21<0,05246,04,29 мс Латентный период реакции выбора одного из трех432,15,99˂0,05446,56,13˂0,05435,76,25 раздражителей, мс Показательнервно- психической устойчивости,13,140,16<0,0513,610,18<0,0512,920,15 бал Условные обозначения: КГ – контрольная группа, ЭГ1 – экспериментальная группа 1, ЭГ2 – экспериментальная группа 2. 14,13 л/мин, в первой и второй экспериментальных группах – 71,25 и 74,45 л/мин(достоверностьразличиймеждуконтрольнойи экспериментальными группами р<0,05). Статистически значимыми в конце эксперимента были и различия в сдвигах показателя объема форсированного выдоха – в контрольной группе 0,11 л/с, в первой и второй экспериментальной группах – 0,39 и 0,41 л/с. Проведение тренировочных занятий в более комфортных условиях – с использованием охлаждающего жилета – позволило футболистам экспериментальных групп в конце эксперимента опередить сверстников из контрольной группы в данных психофизиологических показателей латентного периода простой зрительно-моторной реакции и латентного периода реакции выбора одного из трех раздражителей. Данные первого показателя улучшились в первой и второй экспериментальных группах на 23,2 и 19,7 мс, в контрольной группе на 17,0 мс; значения второго показателя повысились в экспериментальных группах на 31,3 и 22,0 мс. Следует отметить, что эти показатели отражают уровень игровой подготовленности футболистов. Итоги двухмесячного педагогического эксперимента показали более заметное улучшение данных нервно-психической устойчивости у футболистов экспериментальных групп – на 7,01 бал в первой и на 6,26 бал во второй группе. Результаты проведенного анкетирования футболистов трех групп, участвовавшихвэксперименте,позволиливыявитьоценку переносимости тренировочных нагрузок занимающимися, а также данные их самочувствия и мотивации. По этим показателям спортсмены экспериментальных групп превзошли сверстников из контрольной группы (р<0,05). Изложенное выше дает основание утверждать, что использование внетренировочного средства локального охлаждения в процессе тренировки, проводящейся в условиях жаркого климата, способствует существенному повышению скоростных и скоростно-силовых качеств футболистов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Анализ выступлений сборной команды Египта по футболу на международных соревнованиях свидетельствует о недостаточном уровне физической, технической и функциональной подготовленности футболистов. Сложившееся положение во многом обусловлено неудовлетворительной постановкой учебно-тренировочного процесса в юношеском и студенческом футболе – ближайшем резерве главной команды страны. 2. Педагогические наблюдения, обобщение практического опыта подготовки футболистов, опрос, беседы со специалистами, анализ тренерской документации и материалов анкетирования позволили установить, что студенческие команды Египта проводят пятиразовые тренировочные занятия в неделю, заметно уступая своим европейским сверстникам по объему и интенсивности выполняемых нагрузок. Данное обстоятельство во многом обусловлено невозможностью организации качественной подготовки спортсменов в условиях температуры воздуха от 39 до 45 градусов и влажности 60 – 75%, что особенно отрицательно проявляется во время проведения работы скоростной и скоростно- силовой направленности. В этой связи возникла острая необходимость поиска внетренировочных средств, повышающих эффективность тренировочного процесса футболистов в жарком климате Египта, что и послужило основанием для выбора темы исследования. 3. На основе моделирования в климатической камере погодных условий Египта выявлены количественные характеристики показателей различных систем организма, полученные после выполнения футболистами дозированной велоэргометрической нагрузки при температуре воздуха +45 град и влажности до 45%. Так, частота сердечных сокращений составила 196,9 уд/мин, средневзвешенная температура кожи и тела – соответственно 37,82 и 38,43 град; оксигенация крови – 94,5%, систолическое артериальное давление – 138,8 мм рт. столба, показатель внешнего дыхания PEF – 559,7 л/мин, объем форсированного выдоха за 1 с FEV1 – 3,87 л/с, тонус расслабления и напряжения мышц – соответственно 2943,4 и 3448,8 мкН. 4. Сравнение приведенных данных с результатами тестирования футболистов в тех же температурных условиях и после выполнения аналогичной нагрузки, но в охлаждающих жилетах, позволило отметить экономизацию функций организма спортсменов, что особенно заметно проявилось в снижении показателей частоты сердечных сокращений и систолического артериального давления соответственно на 7,2% и 4,7%. 5. Установлена идентичность изменений в показателях функционального состояния организма футболистов после выполнения дозированной велоэргометрической нагрузки в двух экспериментах – с использованием жилета охлаждения при температуре воздуха +45 град и в обычной экипировке при температуре воздуха +28 град. Так, сдвиги после первого и второго экспериментов составили: – в данных частоты сердечных сокращений +112,0 и 113,6 уд.; – в показателях средневзвешенной температуры кожи +1,2 и +1,98 град; – в значениях температуры тела +1,1 и +1,7 град; – в данных оксигенации крови -0,2 и -0,9%; – величина систолического артериального давления +17,8 и 18,0 мм рт. столба; – в показателе внешнего дыхания при пиковой скорости потока воздуха на выдохе (PEF) +11,0 и 13,0 л/мин; – в значениях объема форсированного выдоха за 1 с (FEV1) +0,9 и +0,11 л/с; – в данных реакции на движущийся объект +0,01 и +0,01 мс. 6. Проведение 8-недельного педагогического эксперимента в условиях жаркого климата Египта подтвердило данные лабораторных исследований об эффективности использования в тренировочном процессе футболистов 18 – 20 лет средств локального охлаждения. Применениеохлаждающихжилетовспортсменамидвух экспериментальных групп обеспечило преимущество над сверстниками из контрольной группы, занимающихся в обычной экипировке, в показателях: – физической подготовленности, в том числе, в данных скоростной и скоростно-силовой подготовленности на 4,3 – 8,6%, в уровне относительной силы и специальной выносливости на 2,4 и 4,3%, в показателе общей выносливости на 5,6%; – технической подготовленности на 3,8 – 5,6%; – функциональной подготовленности: в показателе оксигенации крови на 1,1%, в данных внешнего дыхания PEF и FEV1 на 12,3 и 3,4%; в значениях латентных периодов простой зрительно-моторной реакции и реакции выбора одного из трех раздражителей на 5,9 и 3,3%; в уровне нервно-психической устойчивости на 3,5%. При этом существенных различий в подготовленности футболистов, использовавших охлаждающие жилеты в первой половине и на протяжении всех тренировочных занятий, не обнаружено. 7. Экспериментально обоснована методика совершенствования скоростной и скоростно-силовой подготовки 18 – 20-летних футболистов в условиях жаркого климата с использованием охлаждающих жилетов, предусматривающая следующий алгоритм действий: - тестирование исходного уровня показателей физической, технической и функциональной подготовленности игроков в начале летнего периода; - выполнение на протяжении 2-месячного контрольно- подготовительного этапа тренировки нагрузок на совершенствование быстроты и скоростно-силовых качеств, включающих игровые задания с мячом и без мяча, в объеме 10500 – 11000 м, а также прыжковые упражнения с количеством 2500 – 2600 отталкиваний; - оценку самочувствия и данных ЧСС перед занятием; - одевание охлаждающих жилетов перед разминкой; - после разминки выполняются упражнения скоростной направленности, после них – упражнения на развитие скоростно-силовых качеств; - упражнения на совершенствование быстроты и скоростно- силовых качеств необходимо начинать, когда ЧСС, регистрируемая у каждого футболиста, составляет 110 – 125 уд/мин; - если восстановление ЧСС до 125 уд/мин не наступает через 3 – 4 мин отдыха, выполнение упражнений на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств следует прекращать; - смена охлаждающих пакетов проводится через каждые 40 мин; - тестированиеуровняфизической,техническойи функциональной подготовленности в конце летнего периода с последующей коррекцией планов подготовки.

Актуальность темы исследования. Ретроспективный анализ выступлений
сборной Египта по футболу на международной арене показывает, что
представителями этой страны были достигнуты определенные успехи. Так,
национальная сборная Египта становилась неоднократным обладателем кубка
Африканских наций. В то же время, менее успешными были результаты участия
египетских футболистов в Олимпийских играх и чемпионатах мира.
Сегодняшний невысокий мировой рейтинг сборной этой страны диктует
необходимость пересмотра традиционно сложившихся подходов к процессу
подготовки высококвалифицированных футболистов. При этом одной из
ключевых задач является модернизация системы подготовки ближайшего резерва
взрослых игроков – футболистов юношеских и студенческих команд.
Обобщение материалов ведущих специалистов указывает на то, что решение
данной задачи может осуществляться по нескольким направлениям, наиболее
перспективным среди которых является обоснование оптимальных параметров
тренировочных воздействий, обеспечивающих рост уровня скоростных и
скоростно-силовых качеств футболистов юношеских и студенческих команд в
условиях жаркого и влажного климата (Н. А. С. Аль-Тахс, 1997; Е. А. Стаценко,
2013; В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин, 2016; V. N. Platonov, 2017; A. J. McBurnie,
T. Dos’Santos, 2021).
Так, анализ тренировочной деятельности и тренерской документации
показал, что египетскими студентами-футболистами, по сравнению с
европейскими сверстниками, в ходе занятий выполняются намного меньшие по
объему и интенсивности физические нагрузки.
Особенно заметно это отставание отмечается в параметрах
совершенствования скоростной и скоростно-силовой подготовленности
футболистов, лимитирующих формирование «скоростной техники», характерной
для современного футбола. Общеизвестно, что современный футбол предполагает
реализацию широкого «арсенала» технико-тактических приемов в условиях
дефицита времени и наличие высокого уровня проявления быстроты и скоростно-
силовых способностей (М. А. Годик, 2011; А. П. Золотарев, 2019; В. П. Губа, 2020;
C. Schmit, R. Duffield, 2019). При этом подтверждена актуальность
совершенствования скоростных и скоростно-силовых качеств в рамках
контрольно-подготовительного этапа тренировки футболистов, что позволяет
сформировать потенциал «скоростной» техники, необходимый для реализации в
условиях соревновательной деятельности (К. С. Сарсания, 2010; И. Г. Максименко,
2020; L. Radzimiński, Z. Jastrzębski, E. Maculewicz, 2015; L. Djaoui, K. Chamari,
2017; T. Dos’Santos, A. J. McBurnie, 2019).
Степень научной разработанности проблемы. В качестве главной среди
сдерживающих причин сложившегося положения является практически
невозможное проведение интенсивной тренировочной работы в условиях
повышенной температуры и влажности воздуха. Так, по мнению ведущих
специалистов, эффект применения любых передовых методик, связанных с
использованием высокоинтенсивных нагрузок, может быть нивелирован
сложными климатическими условиями Египта и других стран с жарким климатом
(Парамонов В. В., 2011; Х. Ю. Хассан, 2013; Полиевский С. А., 2019; A. Coutts,
2010; A. T. Garrett, 2013; L. Nybo, 2014; A. Karlsen, 2017).
Из данных опроса египетских тренеров следует, что выполнение
интенсивных тренировочных программ подготовки футболистов студенческих
команд в жаркие месяцы возможно лишь при условии переноса занятий на
утренние часы. Однако такое предложение является нецелесообразным в связи с
необходимостью посещения студентами в это время учебных занятий.
Вместе с тем, обобщение последних научных разработок свидетельствует о
том, что накоплен большой массив не только научных знаний, но и практического
опыта, связанный с применением в различных видах спорта эргогенных,
внетренировочных средств подготовки, обеспечивающих получение оптимального
эффекта тренировочных воздействий в условиях жаркого и влажного климата (M.
Rebecca, 2008; R. J. Maughan, 2014; A. Karlsen, 2017; D. M. Duvnjak-Zaknich, 2019;
C. Schmit, 2019).
Таким образом, решение вопроса об организации полноценного
тренировочного процесса футболистов при высокой температуре и влажности
воздуха возможно лишь при использовании специальных внетренировочных
средств, в первую очередь, охлаждающих жилетов, которые обеспечивают
снижение перегрева организма и поддержание работоспособности на заданном
уровне (K. T. Ozgunen, 2010; M. Tessa, 2018; Ch. Yudai, 2019).
При этом сведения, имеющиеся об использовании в системе подготовки
футболистов средств локального охлаждения, не позволяют сформировать
целостное представление о механизмах их применения, что обусловливает
необходимость поиска и внедрения соответствующих подходов и методик.
Анализ материалов исследований, проведенных различными авторами,
свидетельствует о том, что сегодня в практике подготовки 18 – 20-летних
футболистов Египта сформировались научно-методические противоречия,
существующие между:
– необходимостью повышения эффективности скоростной и скоростно-
силовой подготовки футболистов студенческих команд и отсутствием в научно-
методической литературе и реальном тренировочном процессе действенных
экспериментально-обоснованных методик, обеспечивающих акцентированное
развитие быстроты и скоростно-силовых качеств в условиях жаркого и влажного
климата;
– наличием острого запроса на использование в системе подготовки 18 – 20-
летних футболистов средств локального охлаждения, обеспечивающих снижение
перегрева организма, и отсутствием научно-обоснованного алгоритма их
применения.
Представленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования, состоящую в необходимости разработки и экспериментального
обоснования эффективной методики скоростной и скоростно-силовой подготовки
футболистов 18 – 20 лет с применением средств локального охлаждения на
контрольно-подготовительном этапе тренировки в условиях жаркого и влажного
климата Египта. Решение данной проблемы является актуальным и своевременным
для оптимизации современной системы подготовки футболистов, занимающихся в
условиях высокой температуры и влажности воздуха, а недостаточная
теоретическая разработанность вопроса обусловила выбор цели и задач
исследования.
Объект исследования – тренировочный процесс 18 – 20-летних
футболистов Египта.
Предмет исследования – методика совершенствования скоростной и
скоростно-силовой подготовки 18 – 20-летних футболистов с применением средств
локального охлаждения на контрольно-подготовительном этапе тренировки в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Скоростная и скоростно-силовая подготовка футболистов 18-20 лет с использованием средств локального охлаждения в условиях жаркого климата»

    Публикации автора в научных журналах

    А.И. Мохамед, С.А. Полиевский,Б.А. Подливаев, О.В. Григорьева // Учёные записки университета имениП.Ф. Лесгафта.- 2– № 11(189). – С. 413
    Оценка влияния средств локального охлаждения на организм спортсменов футболистов
    А.И. Мохамед, С.А. Полиевский,А.В. Никитушкин, Элива Алаа Элдин Мохамед // Экстремальнаядеятельность человека.- 2– №1 (51).– С. 33
    Обоснование использование технологий локального охлаждения в спортивной тренировке
    А.И. Мохамед,С.А. Полиевский, В.С. Маркарян // Экстремальная деятельностьчеловека.- 2– №3 (53). – С. 34
    Особенности реализации метода локального охлаждения в нагревающих условиях тренировки футболистов АРЕ
    А.И. Мохамед, С.А. Полиевский, В.С. Маркарян // Экстремальнаядеятельность человека.- 2– №3 (57). – С. 11
    Температурный экстрим, метеоспортивные проблемы и термофизические нагрузки
    А.И. Мохамед, С.А. Полиевский,О.В. Григорьева // Экстремальная деятельность человека.- 2– №2(60). – С. 11
    Методическая база оценки эффективности средств локального охлаждения
    А.И. Мохамед, С.А. Полиевский,О.В. Григорьева // Интеграция теории и практики в общем,дополнительном и профессиональном физкультурном образовании:сборник статей по материалам международной научно практическойконференции, г. Москва, 16 февраля 2018; Под ред. д.-ра пед. наук,профессора В.С. Макеевой. – Москва: ГОУ ВО МО МГОУ, 2–С. 531
    Оптимизация состояния футболистов Египета при тренировках в нагревающих условиях спортивной среды посредством использования локального охлаждения
    А.И. Мохамед, С.А. Полиевский// Первая Международная Поволжская конференция по экономике,гуманитарным наукам и спорту, 24 – 25 сентября 2019, г. Казань,Набережные Челны: FICEHS, 2– С. 834
    Экспериментальная оценка влияния средств локального охлаждения на функциональное состояние спортсменов
    А.И. Мохамед // Российский человек и власть в контексте радикальныхизменений в современном мире: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Лечебнаяфизическая культура и спортивная медицина: достижения и перспективыразвития», 22 – 23 мая 2019 года: доклады / редкол. : Л.А. Закс [и др.]. –Москва: ГЦОЛИФК, 2– С. 880

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету