Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Шорыгин Евгений Александрович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕКСУАЛЬНОЙ
И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию
квир-идентификации
1.2. Процесс идентификации в концепциях Ж. Лакана
1.3. Теория «зеркального Я» Ч. Кули о социальной идентичности
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ИДЕНТИЧНОСТИ КВИР-ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ
2.1. Мотивы и типы каминг-аута в семье
2.2. Влияние социальных характеристик родителей и детско-родительских отношений на каминг-аут
2.3. Характеристики социальной инклюзии квир-подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ

Во Введении обосновывается актуальность; устанавливается объект и
предмет исследования; формулируются степень его научной разработанности,
цельизадачи;указываютсяметодологияитеоретическаяоснова
исследования; выдвигается гипотеза; рассматривается теоретическая и
практическая значимость работы; определяются положения новизны,
выносимые на защиту.
Первая глава «Теории формирования сексуальной и гендерной
идентичности» представляет собой обзор теоретических подходов к
исследованию социальной и квир-идентичности. Социальная идентичность
анализируется с помощью теорий М. Фуко и Ч. Кули. Особое внимание
уделяется теориям З. Фрейда и Ж. Лакана, положениям квир-теории Д. Батлер
как наиболее полным в описании процессов квир-идентификации и каминг-
аута.
В параграфе 1.1. «Основные теоретические подходы к исследованию
квир-идентификации» делается обзор основных теоретических концепций,
предметом которых являются гендерная и сексуальная идентичности, а также
каминг-аут как кульминация формирования СОГИ в социальном контексте.
Выделяются теоретические принципы используемых теорий:
1.Отказ от биологического эссенциализма в понимании структуры
гендерного субъекта;
2.Отказ от понимания сексуальности в бинарной логике;
3.Исследование СОГИ с позиций социокультурного/символического
регистров.
Формирование квир-идентичности рассматривается не как единичный
акт, а как процесс, предполагающий стадиальность и структуру.
В параграфе 1.2. «Процесс идентификации в концепциях Ж.
Лакана» автором описываются ключевые положения теорий Ж. Лакана в
контексте особенностей формирования квир-субъективности, а также
осуществляется теоретический синтез с квир-теорией. Принципиальным
мостом между теориями становится их антиэссенциалистский характер,
рассмотрение идентичности с позиций социокультурного порядка. Концепция
«стадии зеркала» используется автором для анализа роли семьи в процессе
формирования социальной идентичности квир-подростков в зависимости от
реакций родителей на каминг-аут. При этом, квир-теория оказывается более
релевантной для анализа на мезо- и макроуровнях, а положения Ж. Лакана
становятся применимыми, по сути, на всех уровнях, однако в рамках одной
«реальности» – психической, что отсылает нас к номиналистической позиции
в социологии. В этом контексте автор описывает методологическую основу
исследования как социопсихоаналитическую.
Параграф 1.3 «Теория «зеркального Я» Ч. Кули о социальной
идентичности» отражает основные положения теории символического
интеракционизма в соотношении с теориями З. Фрейда и Ж. Лакана. Делается
вывод об их созвучности и релевантности для исследования социальной
идентичности квир-подростков в контексте каминг-аута.
Обосновывается релевантность теоретической рамки в контексте
принципиальной значимости родителей, а именно, их реакций на особенности
выражения сексуальной и гендерной идентичности подростков, а также на
формирование социальной идентичности квир-подростков.
Во второй главе автором описываются «Особенности формирования
идентичности квир-подростков в семье». С опорой на данные собственных
исследований 2012-2019 гг. автор описывает формирование социальной
идентичности в семейной структуре, выявляя типы каминг-аута.
В параграфе 2.1. «Мотивы и типы каминг-аута в семье» этот
феномен, в частности, каминг-аут как его кульминация, представляется как
сложный и многогранный процесс формирования социальной идентичности.
Автором установлено, что квир-подростки испытывают базовую
потребность в раскрытии своей сексуальной ориентации и гендерной
идентичности перед первичными Другими – семьей и друзьями (см. рис.1).
Друзья и общение
Отношения с семьей
Счастье
Проблемы пола
Одиночество
Суицидальные мысли
Семья
Школа
Агрессивное общество
Сексуальные идентичности
Проблемы принятия
Каминг-аут
Сексуальность
Права ЛГБТ в России
02000 400060008000 10000 12000 14000 16000 18000 20000

Рис.1. Ключевые нарративы ЛГБТ-подростков (количество слов)
На основе авторского анализа нарративов составлена типология
основных мотивов каминг-аута, расположенных по частоте встречаемости (см.
таб. 1.).

ТипКлючевой факторПример

Потребность в принятии и «Возможно, благодаря учебе в
поддержкедругом городе отношения с моей
Желание близкого имамой наладились… Из разговора с
откровенного общенияней и из наших совместных
Потребность в открытости просмотров ЛГБТ-фильмов делаю
Просоциальный
выводы, что она к этому
нейтрально относится, и я бы
Повторный каминг-аутхотела открыться перед ней для
еще большего укрепления
отношений». (Ж, 18)
«Моя девушка рассказала
родителям об этом (об
Значимость открытостиотношениях). Я так боялась, что
Романтическийотношений с партнером перед они не примут, а наши родители
социальным окружением знакомы. Я была счастлива узнать,
что ее родители приняли и поняли
это…» (Ж, 17)
«И я не могу понять, почему я
такой, другой, не такой, как
АутентичныйПотребность в самопринятии
остальные подростки. О камин-
ауте пока даже не думаю». (М, 14)
«Подруга дала почитать мне
яойную мангу, а я забыл книжку у
Вынужденный, вследствие изголовья кровати. Книжку
Внешний
внешних обстоятельств случайно увидела мама. Не буду
скрывать, первые две недели –
творился ад». (М, 17)

«Мой камин-аут был спонтанным,
никаких речей я не заучивала, все
Спонтанныйбыло просто: спросили —
рассказала. Да, шок, пожалуй, был,
но совершенно небольшой…». (Ж)

ТрансферныйЖелание причинить боль«Мать молодая, с вредными
Способ обратить на себяпривычками (следствие неумения
вниманиерешать проблемы психологического
характера), мало обращала на меня
внимания. Отца сложно оценивать.
Не работал, прожигал время. Был в
Сепарационныйразводе с мамой…Возможно из-за
нехватки родительского внимания я
и решился открыться перед ними».
(М, 17)
Таб. 1. Типология каминг-аута квир-подростков
Наиболее часто встречающиеся типы (просоциальный, романтический,
аутентичный) основаны на хорошей оценке подростками отношений с
родителями и относительно оптимистичном прогнозе результатов каминг-аута
(хотя все информанты говорили о страхе и сомнениях, связанных с
раскрытием в семье). Внешний и трансферный типы отражают более
пессимистические сценарии. Выявленные нами типы отчасти пересекаются с
моделями каминг-аута Дж. Мэнинга. 1 В его исследовании тоже выявлен
романтический тип каминг-аута, что подтверждает высокую значимость
данногомотивараскрытия.Выявленныйим”вопрошающий”тип
содержательно пересекается с выявленным нами “внешним” типом.
Отсутствие в типологии Дж. Мэнинга мотивов, связанных с принятием
идентичности ближайшим окружением и самим субъектом, могут объясняться
возрастными различиями и особой актуальностью проблемы идентичности
Jimmie Manning. Coming Out Conversations and Gay/Bisexual Men’s Sexual Health: A
Constitutive Model Study, Health Care Disparities and the LGBTPopulation. 2014. pp. 27 – 54.
для подростков. Частичное пересечение типологий подтверждает, что
основные мотивы каминг-аута связаны с качеством семейных и других
доверительных отношений, значимость семьи как основного источника
эмоциональной и ресурсной поддержки человека, особенно в раннем возрасте.
Параграф 2.2. «Влияние социальных характеристик родителей и
детско-родительских отношений на каминг-аут» показывает, что, несмотря
на большую потребность молодых людей в каминг-ауте, решаются на этот шаг
лишь немногие (рис. 2). Процесс формирования СОГИ и каминг-аут в семье
представляет собой один из самых тяжелых моментов в жизни квир-молодежи,
сложный и многослойный процесс, в основе которого противостояние двух
парадигм–«традиционнойгетеросексуальной»и«нетрадиционной
гомосексуальной».
Одной из ключевых причин «сбоев» в идентификации является
сильнейшая фрустрация на фоне смены знаков родительских внутренних
объектов, обусловленная реальным или потенциальным непринятием
идентичности со стороны родителей. Лишь 38% из совершивших каминг-аут
подростков были приняты родителями.

Рис.2. Траектории каминг-аута и реакция родителей
Семейные переменные и процессы могут быть как способствующими,
так и препятствующими формированию идентичности.
На уровне семьи мы выделили следующие факторы, влияющие на
процесс каминг-аута и его исход – гендер родителей, раса и этническая
идентичность, политические и религиозные убеждения, осведомленность о
СОГИ как таковых, уровень образования, качество отношений между
родителями и детьми, психические расстойства, степень индивидуализации
ребенка.
Параграф 2.3. «Роль семьи в процессе социальной инклюзии квир-
подростков»очерчиваетвозможныестратегиисоциальной
инклюзии/эксклюзии квир-подростков. Автор демонстрирует, что нередко из-
за непринятия в семье квир-подростки оказываются в состоянии социального
исключения (одиночество, буллинг в школе) и депривации, что значительно
увеличивает риск суицида и деструктивного поведения (употребление
алкоголя/психоактивных веществ), при которых юный субъект находится
между несколькими мирами – семьей, друзьями, школой и государством
(рис.3). В этом контексте поддержка семьи имеет прямое отношение к
превенции рискованного поведения и выстраиванию их позитивного диалога
с подростком. Анализ связи семейной поддержки квир-подростков и их
здоровья (психологического, физического), показал, что семья является
ключевым фактором и в этом контексте.
ГомосексуалыГетеросексуалы

Оскорбления в соц сетях39%10%
Подколы и насмешки36%14%
Игнорирование36%11%
Косые взгляды32%14%
Порицания29%7%
Крики в спину29%10%
Унижения21%7%
Съемка на видео21%6%
Драка в школе21%5%
Порча имущества18%7%
Толчки18%7%
Вызов родителей в школу18%1%
Собрание пед совета14%3%
Побои14%4%
Выдворение из дома11%4%
Кражи11%7%
Драка после школы11%5%
Учителя занижали оценки7%15%
Исключение из школы7% 3%
Отказ учиться вместе7% 4%

Рис. 3. Сравнение частоты столкновения с различными формами буллинга
гомосексуальных и гетеросексуальных подростков

На основе проведенного анализа автором была сконструирована схема
процесса каминг-аута в системе детско-родительских отношений, многие
звенья которой еще до сих пор не изучены на должном уровне (рис.4). Данная
схема призвана концептуализировать будущие исследования.
Уровень отдельныхКаминг-аутУровень отношений
переменных(Сплоченность, гибкость,
( гендер, раса, этничность,интенсивность, степень
религиозность,независимости)
политические взгляды,Первичная семейная реакция
ценности)

Матери

Прародители
Отцы

Сиблинги

Семейное
взаимодействие
(прямое и косвенное)Семейное
взаимодействиеСеть
по поводу сексуальной
вообщеподдержки
ориентации и
ЛГБТ-
гендерной
подростка
идентичности ребенка

Семейное социально-Принятие семьей СОГИ
психологическое благополучиеребенка

•Благополучие•Самопринятие
ЛГБТ-подросткаЛГБТ-подростка
•Благополучие•Материнское
материпринятие
•Благополучие•Отцовское
отцапринятие
•Благополучие•Принятие
сиблинговсиблингов

Рис.4. Концептуальная схема формирования квир-идентичности в семье
Заключение. На теоретическом уровне автором иллюстрируется
возможность применения новой оптики, синтезированной с помощью
положений квир-теории Д. Батлер и концепций Ж. Лакана. Делается вывод,
что ключевой фазой процесса становления социальной идентичности является
каминг-аут перед родителями. В этом контексте репрезентация квир-
идентичности рассматривается как акт «выхода» на сцену Другого, где и
происходит (де)конструирование идентификаций. Выделены такие модели
каминг-аутавсемье,какусловноблагополучная(просоциальная,
романтическая, аутентичная) и деструктивная (вынужденная, трансферная).
Подобный акт самораскрытия перед родителями представляет собой
радикальный трансформационный фактор детско-родительских отношений,
поскольку выступает водоразделом между символическим и воображаемым
регистрами. Реакция родителей на раскрытие ребенка напрямую связана с
характеристиками социальной инклюзии/эксклюзии, а степень социальной
инклюзии (семейной, институциональной) квир-подростков определяет
устойчивость идентичности как таковой. Таким образом, социальная
идентичностьквир-подростковформируетсяблагодарявозможностям
встраивания СОГИ в социокультурный порядок, в т.ч. вследствие каминг-аута.
При этом, отсутствие каминг-аута перед семьей может повлечь за собой
негативные последствия – авитальное поведение (алкоголизация, химическая
зависимость,суицидальность),социальнаяэксклюзия,психические
расстройства. Дальнейшие исследования могут быть сфокусированы на
последствиях каминг-аута перед другими социальными группами. Цель
исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Актуальность темы исследования. Темы сексуальной ориентации и гендерной идентичности (далее СОГИ)), положения ЛГБТ1-людей в российском обществе занимают значимое место среди повесток общественных дискуссий. Однако, несмотря на декриминализацию гомосексуальности в России в 1993 г. и депатологизацию в 1999 г., стереотипное и предвзятое отношение к проблеме сохраняется при обсуждении темы на публичных сценах и в научных дискуссиях.
Формирование сексуальной и гендерной идентичности – сложный и многогранный процесс. Большинство специалистов сходятся во мнении, что осознание своей сексуальной ориентации происходит к 13-16 годам, при этом гомосексуальные подростки испытывают стойкое и непреодолимое желание открыться перед ближайшим окружением. Причиной потребности квир 2 – подростков в самораскрытии является гетеронормативная матрица, покрывающая большую часть пластов социума, ставя подростка в положение «диссидента». Молодые люди, осознавшие свою гомосексуальную ориентацию, вынуждены жить в «другом мире», который предписывает подростку любить по гетеросексуальному образцу, что способствует развитию ролевого диссонанса – юные гомосексуалы попросту не знают, как вести себя с понравившимся человеком, не могут открыто говорить о своих чувствах, боясь осуждения и непонимания не только в среде ровесников, но и в семье.
Зарубежные исследования показывают, что 19% гомосексуальных подростков совершали попытки самоубийства или кончали жизнь самоубийством, т.е. в 2-3 раза больше, чем гетеросексуальные юноши, что
1 Аббревиатура для обозначения таких идентичностей, как лесбиянка, гей, бисексуал, трансгендер.
2 В данном контексте под квир-идентичностью понимаются любые идентичности, отличные от доминирующих на культурном уровне (прежде всего, гендерных и сексуальных).
3
составляет до 30% всех покушений на самоубийство в этом возрасте 1 . Исследование 630 гомосексуальных подростков, проведенное Д.Д. Исаевым2, показало, что 26,5% молодых людей признались, что периодически думают о самоубийстве, а 10,8% заявили о конкретных попытках свести счеты с жизнью (в контрольной группе попытки суицида были лишь у 2,6% гетеросексуальных юношей). Единственным способом нивелирования напряженности и мучительного самоконтроля является каминг-аут (comingout – буквально – выход в свет) – «более или менее открытое признание своей гомосексуальности, самораскрытие другим людям»3.
Уязвимое положение квир-подростков подтверждает и наше исследование, в рамках которого изучались различные виды ксенофобии в социокультурных пространствах нижегородских школ (рис. 1). Исследование показало, что гомофобия возглавляет иерархию форм ксенофобии в школах, а гомосексуальные подростки почти каждый день сталкиваются с различными формами буллинга4.
Гомофобия
Этнофобия Альтерофобия Гандикапизм
84 79 67
Рис. 1. Место гомофобии среди других форм ксенофобии, (%)
Уязвимое положение квир-подростков подтверждает и наше исследование, в рамках которого изучались различные виды ксенофобии в социокультурных пространствах нижегородских школ. Исследование показало,
1Jarman D. At your own risk. Asaint’stestament. London, Hutchinson. 1992. P. 33.
2Исаев Д.Д. Копинг-поведение гомосексуальных подростков: пособие для врачей / Д.Д. Исаев, Д.Г. Пирогов. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психо-неврологический институт им. В.М. Бехтерева, 2001. 28 с.
3 Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. М.: АСТ, 2003. С. 400.
4 Шорыгин Е.А. Характеристики альтерофобии в школе / Е.Е. Кутявина, Е.А. Шорыгин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. No 1 (45). С. 99-107.
4

что гомофобия возглавляет иерархию форм ксенофобии в школах, а гомосексуальные подростки почти каждый день сталкиваются с различными формами буллинга1.
Степень научной разработанности проблемы. Нельзя сказать, что в современной социологии тема СОГИ является не освещенной. Еще в конце 19 века были опубликованы первые исследования, описывающие детерминанты гомосексуальности. Однако они были написаны в медико-психиатрическом дискурсе и патологизировали гомосексуальность.
Впервые тема СОГИ была выведена из патологизирующего дикурса 3игмундом Фрейдом2. Теоретические положения З. Фрейда легли в основу большинства последующих исследований данной темы3.
В 40-х гг. XX века под руководством А. Кинси4 было проведено первое социологическое исследование сексуального поведения индивидов, показавшее гибкость гомо- и гетеросексуальных практик, их изменчивость на социокультурном фоне.
Переломным этапом в осмыслении вопросов СОГИ во второй половине 20 века стали теории французского психоаналитика Жака Лакана5, который вслед за Фрейдом сместил фокус проблематизации с патологического дискурса на каузальный, рассматривая СОГИ в контексте других характеристик/черт/меток идентичности.
Начиная с 1960-х анализируются религиозные, правовые, медицинские
1 Шорыгин Е.А. Характеристики альтерофобии в школе / Е.Е. Кутявина, Е.А. Шорыгин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. No 1 (45). С. 99-107.
2 Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности / З. Фрейд // Психоанализ детских неврозов: сборник. М.: АСТ, 2009. С. 147-280.
3 Storms M.D. A theory of erotic orientation development // Psych. Rev. 1981. Vol. 88. P. 340–353; Money John and Anke Ehrhardt. Man & Woman, Boy & Girl: Gender Identity from Conception to Maturity. Northvale, N.J.: Jason Aronson. Originally published, 1996.
4 Kinsey A.C., Pomeroy W.В., Martin С. Е. Sexual behavior in the human male. – Philadelphia: Saunders, 1948. 804 p.; Kinsey A.C, Pomeroy W.В., Martin С.E., Gebhard P.H. Sexual behavior in the human female. – Philadelphia: Saunders, 1953. 842 p.
5 Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции “я” // Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда, 1997; Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга XI (1964)), 2004; Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда, 1997.
5

аспекты СОГИ (B. Adam, M. McIntosh, J. Marshall)1. С 80-х гг. формируется квир-теория (М. Фуко, Д. Батлер, Э. Гросс)2, акцентирующая внимание на конструктивистской природе сексуальной ориентации и гендерной идентичности. В эмпирическом плане изучаются распространенность гомосексуального поведения, формирование гомосексуальной идентичности, отношение общества к ЛГБТ, модели поведения в различных социальных кругах, семейные отношения, особенности взаимодействия с родителями (У. Мастерс, В. Джонсон, А. Спира и Н. Бажо)3.
В отечественной науке тема гомосексуальности начала обсуждаться с конца 80-х гг. и описывалась в рамках патологизирующего подхода 4.
Социологический анализ проблем СОГИ начал формироваться лишь к концу 90-х гг., когда вышли первые работы И.С. Кона 5 . Появляются
1 Adam B. Structural foundations of the Gay World, Comparative Studies in Society and History. 1985. Vol. 27. No 3-4. pp. 658–671; McIntosh M. The homosexual role, Social problems. 1968. No. 16. pp. 182–192; Marshall J. Pansies, Perverts and Macho Men: Changing Conceptions of Male Ilomoscxuality, The Making of the Modern Male Homosexual. Totowa (N. Y.): Barnes and Noble. 1981. pp. 145–154.
2 Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996; Butler, J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N. Y. – London: Routledge, 1990; Grosz E. Experimental Desire: Rethinking Queer Subjectivity // Space, Time, and Perversion, 1994.
3 Спира А., Бажо Н. Сексуальная активность населения Франции // Социология сексуальности: Антология / Под ред. С.И. Голода. СПб: Санкт-Петербургский филиал института социологии, 1997. С. 117-122; Butler А.С. Trends in same-gender sexual partnering // Journal of Sex Research. 2000; Vol. 37. No 4. P. 333-343; Gentry C.S. Social distance regarding male and female homosexuals // Journal of Social Psychology. 1987. Vol. 127. No 2. 199-208; Ilerek G.M Sexual prejudice and gender: Do heterosexuals’ attitudes toward lesbians and gay men differ? // Journal of Social Issues. 2000. Vol. 56. No 2. P. 251-266; Мастерс У., Джонсон В., Колонди Р. Основы сексологии I Пер. с англ. М.: Мир, 1998. 398 с.; McKirnan D.J., Stokes J.P. Bisexuality active men: Social characteristics and sexual behavior // Journal of Sex Research. 1995. Vol. 32. N 1. P. 65-76; Coxon .T. Strategies in eliciting sensitive sexual information: The case of gay men // Sociological Review. 1993; Vol. 41. No 3. P. 537-555;
4 Абрамёнкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: Горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. No5. С. 103-120; Барденштейн, Л. M. Особенности диагностики гомосексуализма при обследовании спецконтингента / Л.М. Барденштейн, B.C. Ермолаев, В.И. Овчинников, Г.В. Пономарев // Судебно-медицинская экспертиза. 1995. No 2. С. 1-14;ДеревянкоИ.М. Гомосексуализм: Причины и лечение. Ставрополь: Кн. изд-во, 1990; Свядощ A.M. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1988.
5 Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. 336 с; Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.: Олимп; ООО “Фирма “Издательство ACT”, 1998. 496 с; Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М: ОГИ, 1997.
6

публикации с социологической рефлексией в гендерной парадигме1, косвенно затрагивающие тему СОГИ.
Проводятся конференции с участием ведущих специалистов в области социологии семьи и гендера (Е. Здравомыслова, Е. Ярская-Смирнова, Д. Исаев, Е.Омельченко, А.Тёмкина, И.Жеребкина)2. В социально-психологическом аспекте изучались гендерная идентичность и самосознание 3 , механизмы полоролевой социализации и стереотипизации 4 , исследуются особенности гендерного восприятия5.
В современной российской социологии проблема СОГИ вышла на уровень диссертационных исследований, растет интерес исследователей к
1 Гендерные отношения в современной России: Исследования 1990-х гг. / Под ред. Л.H. Поповой И.Н. Тартаковской. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2003; Кон И.С. Мужские исследования: Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч. 1. Харьков: ХЦГИ, 2001. С. 562-605; Тартаковская И.Н. Мужчина и женщина на страницах современных российских газет: дискурсивный анализ // Рубеж. 2000. No5. С. 168-187; Ушакин С. Видимость мужественности // Рубеж. 1998. No12. С. 106-131.
2 На перепутье: методология, теория и практика ЛГБТ и квир-исследований (Санкт- Петербург, Центр независимых социологических исследований, 25-27 октября 2013 г.)
3 Ворохов А.Д., Исаев Д.Д., Столяров А.В. Социально-психологические факторы гомосексуального поведения у заключенных // Социс, 1990, No 6, С. 93 – 97; Исаев Д.Д. Гомосексуализм и его этиологические модели // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1991, No 2; Особенности половой идентичности у лиц с гомосексуальной направленностью влечения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1992, No 2; Система отношений к «значимым другим» у гетеро- и гомосексуальных мужчин // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. Том 133, 1994; Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности/ /Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1991, No 4, С. 25 – 33; Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: МГУ, 1989; Труфанова O.K. Психологические и психофизиологические особенности половой идентичности при транссексуализме. Автореф. диссерт. канд. психол. наук. – Ростов н/Д.: РГУ, 1996; Труфанова O.K. Психологическое исследование идентификации себя с социокультуральным стереотипом мужественности-женственности у больных транссексуализмом // Психология сегодня. Том 2, выпуск 4. – М.: РПО, 1996. С. 165 – 166. 4Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987, No 2; Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: МГУ, 1990; Кон И.С. В поисках себя. – М.: Политиздат, 1984; Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной Западной психологии // Вопросы психологии, 1987, No 2, С. 158 – 165.
5 Лабунская В.А., Буракова М.В. Феминность-маскулинность внешнего облика женщин (психосемантический анализ образов причесок) // Психологический вестник. Выпуск 3. – Ростов н/Д: РГУ, 1998. С. 376 – 394; Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии, 1987, No 2, С. 84 – 90.
7

теме1. Тем не менее, мы не можем назвать крупных и репрезентативных исследований.
Говоря о нашем предмете, можно отметить рост числа исследований в зарубежной науке примерно с конца 20 века. В отечественном научном поле можно выделить лишь несколько работ, затрагивающих процесс квир- идентификации2. В этом контексте наше исследование ставит целью расширить данную область.
Объект исследования – социальный контекст формирования квир- идентичности.
Предмет – каминг-аут квир-подростков в семье.
Цель исследования – выявить характеристики каминг-аута квир- подростков в семье в контексте формирования социальной идентичности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1 Воронцов Д.В. Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью: Автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.02. Ростов/Д, 1999; Григорьева М.В. Измерение гомосексуальности в опросных исследованиях: теория, методология, методы: автореф. дисс. к.соц.н. // Официальный сайт ИC РАН. 2006; Соболева И., Бахметьев Я. «Меня как будто вытолкали за ворота»: реакция ЛГБТ на запрет «пропаганды гомосексуализма» // Журнал исследований социальной политики. 2014. No. 12(2). С. 217-232; Андронов Д.А. Особенности трудных жизненных ситуаций, переживаемых представителями гей-субкультуры // Социальный психолог. 2008. No 1(15). С. 41-52; Барчунова Т., Парфенова О. SHIFT-F2: Интернет-фактор, массмедиа и интимное поведение молодых сибирячек // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. No 3. С. 150-172; Кондаков А. Человек и гражданин: сексуальность как способ конструирования гражданственности в России // Неприкосновенный запас. 2012. No 85(5). С. 249–258; Нартова Н. Другое (ли) тело: производство лесбийского тела в лесбийском дискурсе // В тени тела. Ульяновск: Издательство Ульяновского Государственного университета, 2008. С. 93-110; Шорыгин Е.А. Партнерство, семья, родительство в нарративах незарегистрированных гетеро- и гомосексуальных пар / Е.А. Шорыгин, Н.Ю. Егорова // Журнал исследований социальной политики, 18, 2020. С. 239-254.
2 Мозжегоров С.В. Нарративы о гомосексуальном раскрытии в западном и российском социокультурном контексте // Социологический журнал. 2014. No 1; Парфенова О. «Тактик под маской стратега», или выход из «чулана» по- русски // Гендерные исследования. 2010. No 20-21. C. 127-133; Лапшина Т.Н. Психическое здоровье ЛГБ подросткового и юношеского возраста как вызов российским психологам / Т.Н. Лапшина, А. С. Кочеткова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т.: 13, No 1. С. 40-59; Петрова Е.В. Мотивы, препятствия и последствия камин-аута во взаимоотношениях взрослых гомо-/бисексуалов со своими родителями // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. No 1. С. 60-78; Шорыгин Е.А. Семья в социальной инклюзии ЛГБТ-подростков // Семейная экосистема человека: монография. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018. С. 184-194.
8

1. Сконструировать теоретическую основу для анализа квир-идентичности с помощью синтеза теорий З. Фрейда, Ж. Лакана, Д. Батлер, М. Фуко и Ч. Кули.
2. Выявить факторы принятия СОГИ в семье;
3. Составитьтипологиюкаминг-аутаквир-подростковвсемьеиближайшем
окружении;
4. Определить основные траектории процесса каминг-аута квир-
идентичности подростка;
5. Охарактеризовать особенности социальной инклюзии/эксклюзии квир-
подростков в школе и социальном окружении.
Теоретической основой исследования послужили положения З.
Фрейда1, Д. Батлер2, Ж. Лакана3, М. Фуко4 и Ч. Кули5. Теоретический каркас работы выстраивается по принципу социологической полипарадигмальности.
Концепции М. Фуко и Ч. Кули легли в основу осмысления социальной идентичности. Квир-идентичность теоретизируется в работах З. Фрейда, Д. Батлер. Теории «зеркального Я» Ч. Кули и «стадии зеркала» Ж. Лакана используются для анализа процесса каминг-аута квир-подростков в семье.
1 Фрейд З. Анализ одного случая истерии // Собрание сочинений в 10 томах: том 6. Истерия и страх. 2006; Влечения и их судьбы // Собрание сочинений в 10 томах: том 3. Психология бессознательного, 2006.
2 Батлер Джудит. Психика власти: теории субъекции. Пер. 3авена Баблояна Харьков: ХЦГИ; СПб.: АлетеЙя. – 2002; Butler Judith. Bodies that Matter: On the discursive limits of sex. Routledge New York & London. 1993; Gender trouble: feminism and the subversion of identity. New York: Routledge, 1990.
3 Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции “я” // Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда, 1997; Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959-60)). 2006; Ещё (Семинар, Книга XX (1972/73)), 2011.
4 Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет, 1996; Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, 2015.
5 Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. 1994; Человеческая природа и социальный порядок, 2000.
9

Методологически исследование опирается на концепции квир- идентичности 1 и каминг-аута 2 , определяющие направления выбора сексуального объекта и собственной идентичности в гендерных координатах, а также способы их социальных репрезентаций (в семье, социальном окружении, институтах).
Эмпирическая база. Авторские социологические исследования, проведенные в 2013-2020 гг.:
1. «Личностные и социокультурные факторы отношения молодежи к субкультурам», Нижний Новгород, 2012 – 2013, анкетный опрос, N = 170 чел. студенты 1 курса нижегородских вузов. Цель исследования – оценка значимости различных факторов (тип личности по шкале Т. Адорно3, уровень авторитарности, политические убеждения, вероисповедание, образование, круг общения, социально-демографические критерии), детерминирующих отношение к андрогинным субкультурам.
2. «Феномен альтерофобии в нижегородских школах», 2013-2015. С помощью анкетирования нами было опрошено 600 старшеклассников (9-11 классы) в 8 школах 8 районов города Нижнего Новгорода с целью количественного замера уровня ксенофобии и ее характеристик, статуса различных уязвимых групп в социокультурном пространстве школы.
3. Исследование «Процесс каминг-аута в системе детско-родительских отношений» (2015-2017). Массив текстов для контент-анализа состоит из анонимных писем ЛГБТ-подростков (N = 4300), опубликованных на сайте «Дети 404» и в одноименном сообществе ВКонтакте. Для обработки полученных данных был применен метод контент-анализа с привлечением специализированного пакета Лекта. Базовый словарь составил 1 555 479 слов. Объем словаря для изучения интересующей нас проблемы составил 627 000
1 Батлер Джудит. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований. – Мн.: Пропилси, 2000. С. 297–346.
2 Кософски С. Эпистемология чулана. М.: Идея-пресс, 2002; Seidman S. Beyond the Closet: The Transformations of Gay and Lesbian Life. NewYork: Routledge, 2004.
3 Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. – М.; Серебряные нити, 2001. 10

семантических цепочек. В результате по теме каминг-аута было получено 15 факторов.
4. «Последствия каминг-аута». Нарративы квир-людей, полученные в 2019-2020 гг. в ходе серии глубинных нестандартизированных интервью (N = 20). Среди информантов 10 гомосексуальных мужчин и женщин (по 5 человек соответственно), 5 бисексуальных людей (3 женщины и 2 мужчин) и 5 трансгендеров (2 MtF и 2 FtM, 1 небинарная персона).
Контент-анализ проведен с помощью компьютерных пакетов ЛЕКТА и Statistica. Анализ количественных данных проводился статистическими методами с использованием прикладных программ SPSS Statistics 22. В процессе обработки данных применялись частотные распределения, группировка данных, факторный анализ.
Гипотеза исследования. Исход каминг-аута квир-подростков в семье является основным условием принятия подростками социальной идентичности. Неблагоприятный исход каминг-аута в семье, или его отсутствие повышают уязвимость во взаимодействии с социальным окружением.
Научная новизна исследования.
1. Сконструирована основа анализа сексуальной и гендерной идентичности в контексте теорий З. Фрейда, Ж. Лакана, Д. Батлер, М. Фуко и Ч. Кули.
2. Выделены основные факторы принятия квир-идентичности в семье.
3. Построена типология каминг-аута квир-подростков в семье и
ближайшем окружении (просоциальный, романтический, аутентичный, внешний, трансферный).
4. Выявлены основные траектории процесса раскрытия квир- идентичности подростка.
5. Охарактеризованы особенности процессов социальной инклюзии/эксклюзии квир-подростков в школе и социальном окружении.
Положения, выносимые на защиту:
1. Концепции З. Фрейда, Ж. Лакана и Д. Батлер используются автором 11

для расширения анализа процесса каминг-аута с позиции концепции «стадии зеркала» Ж. Лакана, подчеркивающей принципиальную значимость реакции Другого для возможности формирования идентичности. Иллюстрируется их соотношение с созвучными концепциями М. Фуко и Ч. Кули.
2. Основные факторы принятия квир-идентичности в семейной системе условно можно разделить на способствующие и препятствующие. В зависимости от конкретной ситуации эти факторы могут быть перекрестными.
Способствующие принятию
 удовлетворенность отношениями с родителями,
 осведомленность родителей о сексуальной ориентации как таковой,
 родительское принятие в целом,
 эмоциональная близость с
родителями,
 зрелая самооценка подростка,
 самопринятие,
 сепарированность,
 поддерживающий характер
семейных отношений,
Препятствующие принятию
 низкий уровень образования родителей,
 консервативные установки родителей (политические, религиозные, этнические),
 низкое качество отношений с родителями до раскрытия,
 попытки родителей контролировать сексуальность ребенка,
 семейное насилие,
 аддиктивность семьи,
 психические расстройства
родителей или ребенка.
3. Основными типами каминг-аута подростками оказались (по частоте
встречаемости):
• просоциальный: потребность в принятии и поддержке, желание близкого и откровенного общения, потребность в открытости, повторный каминг-аут;
• романтический: значимость открытости отношений с партнером перед социальным окружением;
• аутентичный: потребность в самопринятии;
• внешний: вынужденный каминг-аут, случайный, не запланированный; • трансферный: желание причинить боль, способ обратить на себя внимание, сепарироваться.
4. Основные траектории каминг-аута подростка:
• 91% квир-подростков когда-либо совершали каминг-аут.
• Из совершивших «открытие» только 23% подростков раскрылись перед своими родителями.
• Среди подростков, соверших каминг-аут перед родителями, лишь 38% были приняты.
5. Особенности процессов социальной инклюзии/эксклюзии квир- подростков в школе и социальном окружении, по сравнению с гетеросексуальными сверстниками, сводятся к значительно более частым (в среднем в 3 раза) столкновениям с стигматизацией и буллингом. Гомосексуальные подростки оказались наиболее уязвимой группой в школах – 84% школьников не готовы принять таких людей в своем ближайшем окружении (как друга, одноклассника, ученика своей школы).
Теоретическая значимость результатов исследования:
1. Исследование впервые поднимает вопросы сексуальной и гендерной идентичностей в социологическом дискурсе с использованием квир- и психоаналитической оптик.
2. Помимо предметного исследования, работа представляет значимость и на методологическом уровне, выступая в качестве кейса использования новой теоретической перспективы, сконструированной автором путем синтеза положений З. Фрейда, Ж. Лакана, Д. Батлер, М. Фуко и Ч. Кули.
3. Обосновывается релевантность применения психоаналитического инструментария для анализа социальных процессов.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах по гендерной социологии, социальной работе, спецкурсов по квир-теории и психоаналитической социологии. Многоуровневые эмпирические данные дают возможность пересмотреть и усовершенствовать практику социальной инклюзии в социокультурных пространствах образовательных учреждений, работе с семьей, столкнувшихся с вопросами СОГИ их ребенка.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертация соответствует паспорту специальности 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы: пункт 11 – социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе; 17 – проблема маргинализации населения России; понятие «маргинальный слой»; 33 – субъективный аспект социальной стратификации. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. Типы идентификационного поведения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: 1) применением обоснованных теоретико-методологических концепций; 2) выбором массивов отечественной и зарубежной научной литературы, релевантной рассматриваемой проблематике; 3) сочетанием количественных и качественных социологических методов; 4) применением стандартизованных количественных методов обработки данных.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного сочинения были изложены в докладах на:
Международных конференциях:
• Современные гуманитарные и социальные науки: теория и практика” Владивосток, 27.11.2013 г. (ДФУ)
• IX, X, XI, XII, XIII Ковалевские чтения (Санкт-Петербург, 2014-2019 гг.)
• «Психология XXI века: теория, практика, перспективы» (Чехия, Прага, 15-16
февраля 2015 г.)
• «Теория и практика гендерных исследований в мировой науке» (Чехия,
Прага, 5-6 мая 2015 г.)
• «Специфика профессиональной деятельности социальных работников»
(Нижний Новгород, ННГУ, 15-16 сентября 2015 г.) 14


• • • • • • • • •

• •

«Молодежь и общество: в поисках новых солидарностей» (Центр молодежных исследований, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, 16-17 октября, 2015 г.)
“Голос” (11 сентября 2016 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург)
«Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии» (Университет Лобачевского, 15-16 сентября 2016 г.) «Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия» (14-15 сентября 2017 г., Университет Лобачевского, Нижний Новгород) «Сублимация» (14 апреля 2018 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург)
“Фрейдовские чтения – 2018 ” (24 мая 2018 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург)
“География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик” (ДВФУ, Владивосток, 29-31 мая 2018 г.)
«Инвалиды – инвалидность – инвалидизация» (27-28 сентября 2018 г ., Университет Лобачевского, Нижний Новгород)
«Детский психоанализ: прошлое, настоящее, будущее» (6 ноября 2018 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург) «Любовь/Перенос» (4-9 ноября 2019 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург).
Всероссийских:
«Многообразие культур: практики, идентичности, дискурсы» (21 – 22.04.2014 г.)
«Социология в действии» (ВШЭ, Санкт-Петербург, 17-18 апреля 2015 г.) “Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: материалы” (УФУ, Екатеринбург, 24-25 февраля 2016 г.) «Общественные практики: уроки истории и современные тренды» (УФУ, Екатеринбург, 20-22 апреля 2016 г.) • «Психологическое наследие Л.С. Выготского и З. Фрейда: клинико- психологические механизмы и социокультурные детерминанты психического развития» (30 ноября 2016 г., Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург)
Результаты исследования отражены в 23 работах, общим объемом 11,42 п.л. (личный вклад автора 9,44 п.л.), в том числе в 2 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и 2 статьях в журналах, индексируемых в базах ВАК, Scopus и Web of Science.
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Социальная идентичность квир-подростков: каминг-аут в семье»

    Публикации автора в научных журналах

    Распространенность и особенности восприятия молодежных субкультур в современных школах
    Молодежная галактика. 2NoС.63-(0,5 п.л.)Шорыгин Е.А. Феномен альтерофобии в современных социокультурных условиях / Социология в действии — 2015: Избранные материалы VII социологической межвузовской конференции студентов и аспирантов. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ. 2С. 94-(0,35 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Формирование современной реабилитационной среды инвалида в российском регионе
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Становление и функционирование института общего собрания собственников многоквартирного дома в России
    📅 2021 год
    🏢 ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук