Совершенствование маркетингового инструментария повышения конкурентоспособности субъектов образовательного кластера

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Баранова Ирина Викторовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Современные научные представления и теоретические подходы к
организации маркетингового управления и повышению
конкурентоспособности вузов ………………………………………………………………… 17
1.1 Понятие и сущность услуги высшего образования как социально-
экономического блага и конкурентоспособность вуза как предмет
маркетингового управления …………………………………………………………………… 17
1.2. Классификация услуг высшего образования с позиций маркетинга …….. 34
1.3. Кластеризация как системообразующий фактор конкурентоспособности
вузов …………………………………………………………………………………………………….. 51
Глава 2. Исследование особенностей и эффективности маркетингового
инструментария управления конкурентоспособностью вузов на региональном
рынке образовательных услуг Юга России и Волгоградской области ……….. 69
2.1. Характеристика услуг высшего образования и мониторинг
конкурентоспособности вузов с позиций маркетинга через его
экономическую эффективность и качественную привлекательность для
потребителей ………………………………………………………………………………………… 69
2.2. Трансформация рынка услуг высшего образования в условиях
модернизации экономики и новые вызовы для конкурентоспособности вузов
с позиций маркетинга на региональном рынке ………………………………………… 91
2.3. Анализ маркетинговых условий и факторов обеспечения
конкурентоспособности вузов на региональном рынке услуг высшего
образования с позиций маркетинг-микс ………………………………………………… 104
Глава 3. Пути повышения эффективности маркетингового инструментария
вуза в интересах повышения его конкурентоспособности на региональном
рынке ………………………………………………………………………………………………….. 126
3.1. Образовательные кластеры и их конкурентные возможности с опорой на
маркетинговый инструментарий на региональных рынках услуг высшего
образования ………………………………………………………………………………………… 126
3.2. Механизм формирования стоимости услуги высшего образования, как
инструмент повышения конкурентоспособности вуза на региональном рынке
этих услуг на основе маркетингового инструментария повышения
эффективности кластера ………………………………………………………………………. 147
3.3. Система управления качеством высшего образования на основе
маркетингового инструментария в условиях образовательного кластера,
направленная на повышение конкурентоспособности его субъектов ………. 162
Заключение …………………………………………………………………………………………. 176
Список использованных источников …………………………………………………….. 183
Приложения 1-4…………………………………………………………………207

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного
исследования, сформулирована его цель и задачи, объект и предмет.
В первой главе «Современные научные представления и теоретические
подходы к организации маркетингового управления и повышению
конкурентоспособности вузов» уточнена сущность образовательной услуги как
важной составляющей в системе обеспечения конкурентоспособности вузов.
Доказано, что в условиях сформированных рыночных отношений по оказанию
(и получению) услуг высшего образования и, как следствие, восприятия в
обществе высшего образования как услуги необходима дополнительная
классификация с позиций маркетинга. По критерию уровня маркетизации услуг
высшего образования предложено выделять:
 маркетизованные услуги высшего образования, оказываемые на
условиях сильной (явной) конкуренции вузов с полномасштабной
маркетинговой поддержкой (реклама, пиар и т.д.) и опорой на маркетинговые
исследования при гибком бюрократическом аппарате, благодаря чему
обеспечивается высокая конкурентоспособность вуза;
 маркетизирующиеся услуги высшего образования, оказываемые на
условиях слабой (скрытой) конкуренции вузов с фрагментарной маркетинговой
поддержкойпринегибкомбюрократическомаппарате,чтоснижает
конкурентоспособность вуза;
 немаркетизированные услуги высшего образования, оказываемые на
условиях монополии при отсутствии маркетинговой поддержки.
Новая классификация позволила учесть фактор маркетинга в обеспечении
конкурентоспособности (в аспекте качества и эффективности) субъектов рынка
услуг высшего образования. Однако, в представленном диссертационном
исследовании системообразующим фактором конкурентоспособности вуза как
субъекта рынка услуг высшего образования в условиях модернизации
экономики является кластеризация (рис.1).
Под кластеризацией предложено понимать интеграцию вузов между
собой при сохранении конкуренции для объединения усилий в приоритетных
областях их развития: повышении эффективности оказания услуг высшего
образования (продвижении, ценообразовании) и повышении качества услуг
высшего образования (создании и развитии научно-образовательной
инфраструктуры, внедрению инноваций в научно-образовательный процесс,
содействии трудоустройству выпускников).

Фактор открытости иКонкурентоспособность вузаФактор ситуации
глобализации экономикина рынке труда:
 число

Особенности спроса
Особенности предложения: работодателей и их
Социальные факторы: уровеньихарактер эффективность;
 демографическая ситуация;конкуренции вузов; число и структура
 культурные особенности; ассортимент услуг;вакансий;
 уровень дохода населения. цены на услуги; влияние продавцов
 рыночное влияние вуза;и потребителей;
Фактор научно- маркетинг вуза. возможности для
технического прогрессапостроения
карьеры;
Фактор инфраструктурногоФактор уровень
обеспеченияинституциональной средызаработной платы.

Фактор государственного регулированиянаиболее выраженное воздействие на вуз
рынка услуг высшего образования(ключевой фактор)

Кластеризация в системе высшего образования

Рисунок 1 – Кластеризация как системообразующий фактор
конкурентоспособности вуза как субъекта рынка услуг высшего образования
в условиях модернизации экономики
Источник: составлено автором

Следует отметить, что в настоящее время в сфере образования широко
используется термин «консорциум», который в данном диссертационном
исследовании предложено рассматривать как современную институциональную
форму образовательного кластера.
Систематизация факторов позволила обосновать, что перспективы
развития вузов связаны с кластеризацией рынка услуг высшего образования,
так как она позволяет сбалансировать коммерческую и некоммерческую
деятельности вузов и гарантировать их одновременно высокую экономическую
эффективность и высокое качество услуг высшего образования благодаря росту
маркетинговой активности.
Во второй главе «Исследование особенностей и эффективности
маркетингового управления конкурентоспособностью вузов на региональном
рынке образовательных услуг Юга России и Волгоградской области»
сопоставленаконкурентоспособность образовательной услугии
образовательной организации и обоснована, во-первых, первичность
конкурентоспособностивузаисоответственновторичность
конкурентоспособности оказываемых им услуг высшего образования. Во-
вторых,взаимообусловленностьконкурентоспособностиобразовательной
услуги и вуза. В-третьих, проведена сравнительная характеристика и выявлены
отличия между ними, заключающиеся в том, что конкурентоспособность вуза
определяется влиянием системных факторов на эффективность вуза, а
конкурентоспособность образовательных услуг, оказываемых вузом, зависит от
влияния ситуационных факторов на качественную привлекательность данных
услуг для потребителей. На основе этого предложен авторский научно-
методический подход к мониторингу конкурентоспособности вуза как субъекта
рынка услуг высшего образования, открывающий новый ракурс
конкурентоспособности и повышающий точность и достоверность ее оценки
благодаря системному учету экономической эффективностивузаи
качественной привлекательности его услуг для потребителей.
Преимуществом подхода является одновременный учет и эффективности,
и качества, благодаря чему подход объективен и универсален – он выравнивает
различия и может применяться как для государственных (ориентированных в
большей степени на эффективность), так и для частных (ориентированных в
большей степени на качество) вузов. Авторский подход также позволяет
преодолеть противоречие между эффективностью и качеством при оказании
услуг высшего образования и сбалансировать деятельность вузов.
В соответствии с предложенным подходом проведен мониторинг
конкурентоспособности вузов как субъектов рынка услуг высшего образования
с использованием корреляционно-регрессионного анализа, в результате чего
установленыстатистическиезависимостимеждуфакторными
характеристиками и результирующими показателями. Полученные результаты
свидетельствуют о наличии значительной связи между сформулированными
характеристиками сферы образовательных услуг.
Предложены три альтернативных пути развития рынка услуг высшего
образования в условиях модернизации экономики современной России. Первый
путь: обеспечение массовости услуг высшего образования. Второй путь:
элитарность услуг высшего образования. Третий путь: доступность и
престижность услуг высшего образования, но строгий отбор потребителей.
Посредством применения формулы (1):
Zj = Σyij · αi,(1)
где yij – значение i-й результирующей характеристики по j-ой стратегии-
пути;
αi – значимость i-й результирующей характеристики;
и условии, что значимости представляют собой нормированный вектор со
значениями (0,2; 0,2; 0,3; 0,3), получены итоговые результирующие оценки,
приведенные в таблице 1.
Таблица 1 – Определение оптимального пути развития рынка услуг
высшего образования в условиях модернизации экономики России с позиций
маркетинга (составлено автором)
Значения параметров в рамках каждого пути
Параметры сравнения
Путь 1Путь 2Путь 3
путейСумма
исходноеисходноеисходное
y110,0003,441310,00023,4413
нормиро
ванные

y25,70419,38209,382024,4681
y34,11837,92337,923319,9649
y45,495310,00010,00025,4953
Результирующая оценка6,02657,94179,2534-

Проведенные расчеты показали, что максимальное значение итоговой
результирующей оценки достигается при реализации третьего пути. Это
означает, что оптимальный путь развития рынка услуг высшего образования в
условиях модернизации экономики России предполагает доступность и
престижность услуг высшего образования, но строгий отбор потребителей.
Невозможность мгновенной адаптации вузов к потенциальным
изменениям вызывает проблемы обеспечения их конкурентоспособности. На
примере вузов Юга России и Волгоградской области обосновано негативное
влияние системных (уровень маркетинговой активности; гибкость вузов и
соотношение традиционных и инновационных образовательных услуг) и
ситуационных (платежеспособный спрос на образовательные услуги,
оказываемые на платной (коммерческой) основе; потребительская ценность
образовательных услуг, оказываемых на платной (коммерческой) основе;
использование возможностей глобализации; использование новейших ИКТ в
научно-образовательном процессе; связь вузов с предпринимательскими
структурами) факторов, обуславливающее проблемы конкурентоспособности
вузов на региональном рынке, которые отражены в таблице 2 в виде
укрупненных групп.
Таблица 2 – Систематизация проблем конкурентоспособности вузов как
субъектов рынка услуг высшего образования на региональном рынке
(составлено автором)
Группа проблемПроблемы
Проблемы,преобладание государственных вузов, характеризующихся низкой
связанные смаркетинговой активностью
государственнымнизкая гибкость вузов и их узкая специализация на традиционных
регулированиемобразовательных услугах
Проблемы,ограниченный платежеспособный спрос на образовательные услуги,
связанные соказываемые на платной (коммерческой) основе
механизмомнизкая потребительская ценность образовательных услуг на платной
ценообразованияоснове, из-за высоких цен при низком качестве
Проблемы,недостаточное использование возможностей глобализации
связанные снедостаточное использование новейших ИКТ в научно-
адаптацией кобразовательном процессе
экономике знанийслабая связь вузов с рынком труда

В третьей главе «Пути повышения эффективности маркетингового
инструментария вуза в интересах повышения его конкурентоспособности на
региональном рынке» предложены пути повышения эффективности и качества
предоставления услуг на базе кластеризации вузов.
Составлена модель модернизации рынка образовательных услуг (рис. 2).
Модель на рисунке 2 предполагает в качестве инструмента модернизации
создание образовательного кластера на базе основных вузов. В условиях
образовательного кластера вузами осуществляется продвижение общих
интересов и совместная реализация следующих трех маркетинговых
инструментов: совместное продвижение услуг высшего образования,
совместный маркетинг продукта и совместный маркетинг процессов вузов. Это
позволитобеспечитьпреимуществаотфункционированияиразвития
образовательного кластера для групп заинтересованных лиц: участников и
потребителей.
При этом ведение конкурентной борьбы между вузами, в составе
образовательного кластера, необходимо и должно быть направленно на
превышениевузамиуровняобщекластерныхстандартовоказания
образовательных услуг, а также на сохранение и подчеркивание особенностей
по сравнению с другими участниками образовательного кластера.

Цель: повышение и поддержание на высоком уровне в долгосрочной перспективе
конкурентоспособности вузов высшего образования
Задачи модернизации:
 оптимизация научно-образовательного процесса на базе новейших ИКТ;
 гармонизация развития рынка образовательных услуг и рынка труда.

Инструмент модернизации: создание образовательного
кластера на базе основных вузов
Органы государственной власти
продвижение общих интересов
Внешние
Образовательный кластер:(из других
стран мира)
вуз 1 – самостоятельный: 2, 3..вуз n –самостоятельный:конкуренты
 маркетинг продукта (P1); маркетинг продукта (P1);
низкие барьеры входа

 маркетинг цен (P2); маркетинг цен (P2);
вузы, не входящие в состав
образовательного кластера

 инфраструктура (местоПредприятия
 инфраструктура (место
продажи, P3);продажи, P3);
 продвижение (P4); продвижение (P4);
 маркетинг персонала (P5); маркетинг персонала (P5);Потребители
 маркетинг процессов (P6); маркетинг процессов (P6);
 физическое окружение
 физическое окружение
(P7).
(P7).Внешние
(из других
стран мира)
одновременная конкуренция за привлечениепредприятия и
потребителей и совместный
маркетинговыйинструментарийпотребители
усовершенствованный маркетингмикс
совместноесовместныйсовместный
продвижениемаркетингмаркетинг
(P4)продукта (P1)процессов (P6)

Результат: решение проблем конкурентоспособности вузов высшего образования, связанных с
адаптацией данного рынка к условиям модернизации экономики, и ее повышение

Рисунок 2 – Модель повышения конкурентоспособности вузов на основе
модернизации в научно-образовательном кластере с опорой
на самостоятельный и совместный маркетинговый инструментарий
Источник: составлено автором

Разработан механизм формирования и оценки конкурентоспособности
вуза с позиций эффективности на основе кластерного подхода (рис. 3). Как
видно из рисунка 3, перспективный механизм предполагает совершенствование
ценообразования на рынке услуг высшего образования и нацелен на
максимизацию прибыли и коммерческой эффективности вуза, повышение
ценовой доступности услуг высшего образования в условиях образовательного
кластера. Результаты его практической реализации включают в себя рост
платежеспособного спроса на образовательные услуги, оказываемые на
платной основе, а также рост потребительской ценности данных услуг высшего
образования.
Цель: повышение коммерческой эффективности (рентабельности) вуза за счет качества
образовательных услуг при обеспечении ценовой доступности в образовательном
кластере

3. Гибкая ценовая политика вуза на1. Формуламеры
основе маркетинга цен:ценообразования
 сегментация рынка
образовательных услуг по
ценовому критерию;
 акцент на основной сбытНадбавка за бренд
образовательных услуг по базовымРыночная надбавка
ценам;Себестоимость +Надбавка за инновации
 дополнительный сбытНадбавка за ценность
образовательных услуг по ценамНадбавка за уникальность
ниже базовых (но не нижеснижение
себестоимости) в соответствии с
коммерческими интересами2. Ориентация на «эффект
участвующих в кластере вузов.масштаба»

Результат: рост платежеспособного спроса на образовательные услуги, оказываемые на
платной (коммерческой) основе, повышение потребительской ценности услуг вуза

Рисунок 3 – Механизм формирования и оценки конкурентоспособности
образовательной услуги с позиций эффективности на основе маркетинга цен
при кластерном подходе на региональном рынке
Источник: разработано автором

Предложен оптимизационный алгоритм регулирования деятельности
вузов в интересах повышения их конкурентоспособности на основе
кластерного подхода с позиции качества, который проиллюстрирован на
рисунке 4. В центре внимания предложенного алгоритма находится такой
маркетинговый инструмент, как маркетинг продукта, направленный на
повышение качества услуг высшего образования. Алгоритм обеспечивает
стимулирование конкуренции на рынке услуг высшего образования,
усовершенствованный мониторинг и контроль этих услуг, а также повышенную
вариативность мер регуляционного воздействия на вузы в составе кластера со
стороны государства.
Задача: опережающее развитие нормативно-правового
Этап 1: Создание
обеспечения рынка образовательных услуг, в частности
благоприятных условий на
его кластеризации, по сравнению с тенденциями его
рынке образовательных услугразвития.
(выгодных «правил игры» наИнструмент: систематическая модернизация ФГОС
рынке для всехвысшего образования с учетом актуальных и будущих
заинтересованных сторон)тенденций развития рынка, создание кластеров вузов.

Этап 2: Запуск процессаЗадача: снижение и поддержание на низком уровне
экономического развитиябарьеров входа на рынок через кластер.
рынка образовательных услугИнструмент: создание «лицензионных окон» в барьерах
на основе кластеризациивхода на рынок через кластер вузов.

Задача: оценка качества образовательных услуг,
Этап 3: Мониторинг и контрольоказываемых вузами региона в составе кластера.
кластеризации рынкаИнструмент: аудит + сбор обратной связи от
образовательных услугзаинтересованных лиц.

Задача: прекращение деятельности недобросовестных
Этап 4: Устранение игроков,вузов в кластере.
нарушающих общиеИнструмент: расторжение договора об участии в
«правила игры», из кластеракластере с недобросовестными вузами.

+/-Результат-/-
оценки
+/+прекращение действия
продление договора об участии
в кластере, но дополнительноепродление договора обдоговора об участии вуза в
регулированиеучастии вуза в кластерекластере

Рисунок 4 – Оптимизационный алгоритм управления качеством деятельности
вузов в интересах повышения их конкурентоспособности на основе
маркетингового инструментария кластерного подхода
Источник: разработано автором

Практическая реализация предложенных рекомендаций и использование
авторского алгоритма позволит привлечь частные вузы на рынок услуг высшего
образования, увеличив их долю по отношению к государственным вузам и
системно повысить маркетинговую активность вузов России.
Взаключенииподведеныитогипроведенногоисследованияи
определены перспективы проведения дальнейших исследований.
Выводы
В ходе диссертационного исследования выявлено, что деятельность вузов
не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к ним
программой «Приоритет-2030» и Прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2024 г., что снижает их
конкурентоспособность с позиций эффективности и качества.
В диссертационном исследовании обосновано, что повышение
конкурентоспособностивузовдостижимотолькоприусловии
полномасштабного маркетинга на условиях сотрудничества (рис. 2). Для этого
разработаны практические рекомендации повышения конкурентоспособности
вузов в условиях модернизации экономики России на основе кластерного
подхода:модельповышенияконкурентоспособностивузовнаоснове
модернизации в образовательном кластере; механизм формирования стоимости
услуги высшего образования для повышения конкурентоспособности вуза с
позиций эффективности на основе кластерного подхода; алгоритм управления
качествомдеятельностивузоввинтересахповышенияих
конкурентоспособности в рамках образовательного кластера.Благодаря
кластеризации обеспечивается маркетизация рынка услуг высшего
образования, способствующая повышению гибкости вузов и диверсификации
их деятельности и, как следствие, росту конкурентоспособности вузов.

По теме диссертационного исследования автором были опубликованы
следующие работы:

Публикации в научных изданиях, индексируемых в международной базе
данных Scopus
1. Baranova, I.V. Perspectives of Development of the Educational Services
Market in Regions of Russia in the Conditions of the Knowledge Economy
Formation [Электронный ресурс]/ Irina V. Baranova // Humans as an Object of
Study by Modern Science (Nizhny Novgorod, Russia, November 23-24, 2017):
Conference papers/ ed. by E.G. Popkova; Institute of Scientific Communication. –
[Switzerland]: Springer International Publishing AG (Part of Springer Nature), 2018.
– P. 114-120. (Book series: Advances in Intelligent Systems and Computing book
series (AISC); volume 622). 0,69 п.л.

Актуальность темы исследования. Актуальность диссертационного
исследования обусловлена изменением контекста, в котором оказываются
услуги высшего образования – в условиях модернизации экономики рынку
данных услуг отводится системообразующая роль. В развитии современной
экономики этот рынок является средой для формирования и активизации
интеллектуального капитала – квалифицированных специалистов, способных
к высокопроизводительной деятельности, и инноваций, позволяющих
оптимизировать хозяйственные процессы.
Рынок услуг высшего образования сам по себе представляет сложную,
открытую и динамичную систему, находящуюся под влиянием множества
факторов и развивающуюся в зависимости от имеющихся условий.
Традиционные подходы, сориентированные на ожидание государственной
поддержки, недостаточная задействованность рынка услуг высшего
образования в интересах стратегического развития экономики не в состоянии
обеспечить ни глобальную, ни даже национальную его
конкурентоспособность.
В условиях модернизации экономики России, услуги высшего
образования призваны обеспечивать выполнение программы стратегического
академического лидерства «Приоритет 2030» (далее- программа «Приоритет
2030»). В данном проекте в качестве задач обозначена модернизация
деятельности вузов, повышение качества оказываемых ими услуг и рост их
эффективности. Прогноз социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2024 г., предполагает интенсивное развитие
человеческого потенциала. Приоритетным направлением государственного
управления при реализации указанной цели выступает развитие образования,
направленное, в частности, на осуществления институциональных
преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования
бюджетных средств в сфере образования, а также на повышение
конкурентоспособности российского образования как критерий его высокого
качества, и обеспечение позиционирования России как одного из лидеров в
области экспорта образовательных услуг.
Перед образовательными организациями высшего образования (далее –
вузы) стоит задача ликвидации дефицита высококвалифицированных кадров,
особенно цифровых кадров по отраслям экономики и IT-специалистов
(национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»),
который в период до 2024 г. прогнозируется в численности не менее 1 млн.
чел. Для этого необходимо повышение конкурентоспособности высшего
образования по сравнению с альтернативными образовательными услугами.
Услуги высшего образования должны быть ориентированы на достижение
стратегических приоритетов, что невозможно при текущей организации
деятельности вузов, которая не позволяет в полной мере реализовать
потенциал повышения эффективности и качества услуг. Применение
маркетингового инструментария, направленного на повышение
конкурентоспособности вузов, не дает ощутимых результатов в данной
области. Постоянно эволюционирующая модель маркетинг-микс и появление
множества переменных «P» не всегда целесообразно к использованию в
полном объеме в системе высшего образования. Импульс к развитию
маркетинга в системе высшего образования успешно достигается с помощью
кластеризации, однако, образовательные кластеры в России не
сформированы. Запуск программы «Приоритет 2030» способствовал
созданию ряда консорциумов вузов в России, но они находятся на начальной
стадии своего развития.
Таким образом, особую необходимость приобретает
совершенствование имеющегося маркетингового инструментария для
повышения конкурентоспособности вузов в аспекте повышения их
экономической эффективности и качественной привлекательности в
условиях образовательного кластера.
Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные
основы определения понятия и сущности образовательной услуги с точки
зрения социально-экономического подхода заложены в трудах таких
деятелей современной экономической науки, как О.В. Афанасьева, В.К.
Аюпова, А.Т. Балганбаева, Т.Н. Гоголева, Т.С. Иванова, С.Б. Калинин,
И.Н. Леванкова, В.В. Лучинин, И.Е. Медушевская, Л.Г. Миляева,
Е.С. Миронова, С.А. Поликарпов, М.М. Романова, Д.Ш. Сангинов,
Л.Р. Слепнева, Л.И. Фишман, Е.А. Цыремпилова, А.А. Чернова,
Е.А. Ярушкина и др.
Маркетинговые основы деятельности вузов как субъектов рынка услуг
высшего образования заложены в работах таких деятелей мировой науки,
как: Г. Ассель, А. Дейн, Е. Дихтль, Ф. Котлер, Р. Моррис, К.Ф.А. Фокс, а
также таких авторитетных российских ученых-экономистов,
сформировавших отечественную школу маркетинга и
конкурентоспособности, как А.А. Алабугин, В.В. Герасименко,
Е.П. Голубков, Р.А. Фатхутдинов. Вопросы маркетинга услуг высшего
образования, раскрывающие сущность и особенности маркетинг- микс вузов,
раскрыты в трудах таких ученых, как С.А. Березка, Л.А. Данченок,
Е.Г. Гущина, Т.П. Данько, Л.Н. Калинина, Т.Л., Клячко, А.В. Лукина,
А.С. Минайлов, И.А. Морозова, Б.В. Мусатов, В.В. Никишкин,
А.П. Панкрухин, Е.Г. Попкова, О.В. Сагинова, Р.Р. Сидорчук,
И.И. Скоробогатых, И.Б. Стукалова, Л.С. Шаховская, Д.А. Шевченко,
А.В. Шишкин и др.
Теоретические подходы к классификации образовательных услуг, а
также исследованию особенностей рыночной организации вузов обозначены
в материалах таких ученых, как Л.А. Агузарова, А.В. Аношин, Ю.И. Гущина,
Е.И. Курильченко, И.Н. Леванкова, Ю.В. Лунина, О.С. Максимова,
С.А. Мамонтов, И.Е. Медушевская, Л.И. Мигранова, Л.Г. Миляева,
Н.С. Мушкетова, М.И. Плутова, Н.А. Пшегорская, Л.Р. Слепнева,
А.Н. Уткина, К.Г. Храбров, Е.А. Цыремпилова и др.
Прикладные аспекты анализа основных тенденций и проблем
обеспечения конкурентоспособности вузов высшего образования отражены в
публикациях таких экспертов, как Е.Н. Бавыкина, О.В. Бондаренко,
С.А. Влазнева, В.А. Гневашева, С.С. Гущина, Г.М. Дзюина, И.П. Жигунова,
В.В. Завгородняя, К.А. Завьялова, С.С. Змияк, Н.К. Исакова,
О.В. Мельникова, Т.В. Позднякова, С.Г. Тяглов, И.В. Хамалинский,
К.Г. Храбров, В.А. Бондаренко, С.В. Шайтура и др. Практические вопросы
мониторинга конкурентоспособности вузов высшего образования в Южном
федеральном округе Российской Федерации отражены в трудах таких
ученых, как М.Л. Беркович, И.Н. Дышловой, Н.В. Кочеткова, А.А. Пегушина,
А.Т. Потеев, Н.А. Симченко, С.Ю. Цёхла.
Описанию сущности и обоснованию концепции модернизации
экономики, а также рассмотрению особенностей оказания услуг высшего
образования в условиях модернизации экономики посвящены работы таких
современных авторов, как С.А. Ахмедов, Ю.И. Горбунова, О.Н. Горбунова,
Л.В. Горяинова, А.В. Гладышева, Ю.И. Гущина, О.В. Денисова,
Т.М. Дюльманова, В.Н. Зарицкая, М.В. Зелинская, З.И. Иванова,
Я.Б. Матюшин, И.Л. Пичуги, М.Х. Рабаданов, Н.В. Самотесова,
О.Ю. Соколова, Н.С. Силантьева, Н.Б. Стрекалова, Н.А. Суворов,
А.Э. Сулейманкадиева, Ю.В. Шестакова, А.А.Созиновой, Е.А. Ярушкина
и др.
Научные основы кластеризации заложены в теоретических источниках
по кластерным образованиям, среди которых публикации следующих
ученых: Т.А. Воронова, Н.И. Ивашкова, В.А. Кокшаров, П.Д. Кузнецов, А.В.
Клягин, О.В. Лешуков, С.В. Мхитарян, М. Портер, Н.В. Ракута, А.Г. Рубин,
Д.Г. Сандлер, Т.Е. Ситохова, Л.М. Цаллагова.
Таким образом, различные концептуальные и прикладные вопросы
обеспечения конкурентоспособности вузов высшего образования широко
освещены в существующих публикациях. Большинство имеющихся работ в
данной области относятся к сфере позитивной экономической теории,
отражая преимущественно текущее состояние конкурентоспособности этих
услуг, характерные для нее проблемы и особенности влияния на нее процесса
модернизации экономики.
Недостаточный уровень разработанности, актуальность исследования
путей повышения конкурентоспособности вузов в условиях кластерной
системы высшего образования, а также их практическая значимость
предопределили выбор темы диссертации, постановку целей и определение
задач исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке
теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию
маркетингового инструментария повышения конкурентоспособности
субъектов образовательного кластера. Достижение поставленной цели
потребовало решения следующих задач:
 уточнить сущность услуги высшего образования и обосновать
новый подход к классификации услуг высшего образования с позиций
маркетинга;
 сопоставить конкурентоспособность образовательной услуги и
образовательной организации и предложить научно-методический подход к
мониторингу конкурентоспособности вузов;
 систематизировать факторы конкурентоспособности вузов и
усовершенствовать маркетинговый инструментарий повышения
эффективности кластера в сфере высшего образования;
 разработать механизм формирования и оценки
конкурентоспособности вузов с позиций эффективности применения
маркетингового инструментария образовательного кластера;
 предложить алгоритм управления качеством высшего образования в
интересах повышения конкурентоспособности вуза на основе
маркетингового инструментария в условиях образовательного кластера.
Область исследования. Исследование проведено в рамках паспорта
научных специальностей ВАК Минобрнауки России 08.00.05  Экономика и
управление народным хозяйством; область исследования: 9. Маркетинг
(п. 9.9. «Повышение конкурентоспособности товаров (услуг) и компаний,
факторы конкурентоспособности в различных рыночных условиях»).
Объектом исследования выступают субъекты образовательного
кластера – вузы в составе кластера как предлагаемой однородной группы
организаций (вузов), расположенных на одной территории, позволяющей
сохранить конкуренцию и дополнить ее сотрудничеством в области
маркетинга.
Предметом исследования являются организационно-экономические и
управленческие отношения, возникающие в процессе повышения
конкурентоспособности субъектов образовательного кластера.
Теоретико-методологическая основа диссертационного
исследования опирается на материалы исследований и публикаций
российских и зарубежных ученых, в которых определяется понятие и
сущность образовательной услуги как социально-экономического блага,
приводятся классификации образовательных услуг, рассматриваются
факторы, тенденции и проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов
на рынке услуг высшего образования.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили
статистические и аналитические материалы Федеральной службы
государственной статистики (Росстата), Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации, Всемирного банка, официальных сайтов
российских вузов, Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики», материалы научно-практических конференций,
а также собственные разработки автора по теме диссертации, созданные им
лично или в коллективе ученых в процессе осуществления научно-
исследовательской деятельности.
Инструментарно-методический аппарат исследования. Для решения
поставленных в диссертационном исследовании задач использовались
общенаучные и специальные методы проведения научного исследования,
такие как метод структурно-функционального, системного, проблемного,
факторного анализа, метод синтеза, индукции, дедукции и графического
представления данных, а также экономико-математическое моделирование с
применением метода корреляционно-регрессионного анализа.
Рабочая гипотеза исследования состоит в предположении его автора
о том, что повышение конкурентоспособности вузов на рынке услуг высшего
образования должно осуществляется в рамках образовательного кластера за
счет повышения экономической эффективности и качественной
привлекательности субъектов кластера для потребителей.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В системе обеспечения конкурентоспособности вузов
образовательная услуга играет важную роль. В ходе исследования
определена сущность услуги высшего образования как социально-
экономического блага и введена дополнительная классификация услуг
высшего образования с позиций маркетинга. По критерию уровня
маркетизации услуг высшего образования предложено выделять: 1)
маркетизованные услуги высшего образования, оказываемые на условиях
сильной (явной) конкуренции вузов с полномасштабной маркетинговой
поддержкой (реклама, пиар и т.д.) и опорой на маркетинговые исследования
при гибком бюрократическом аппарате, благодаря чему обеспечивается
высокая конкурентоспособность (в аспекте эффективности и качества) вуза;
2) маркетизирующиеся услуги высшего образования, оказываемые на
условиях слабой (скрытой) конкуренции вузов с фрагментарной
маркетинговой поддержкой при негибком бюрократическом аппарате, что
снижает конкурентоспособность (в аспекте эффективности и качества) вуза;
3) немаркетизированные услуги высшего образования, оказываемые на
условиях монополии при отсутствии маркетинговой поддержки. Новая
классификация позволила учесть фактор маркетинга в обеспечении
конкурентоспособности (в аспекте качества и эффективности) вузов.
2. В условиях динамично меняющихся требований к системе оценки
состояния образовательной среды, оценка конкурентоспособности вузов
нуждается в более углубленном научно-методическом подходе, который
предложен в данной работе. Его преимущество и новизна проявляется в
одновременном учете и эффективности, и качества, благодаря чему подход
объективен и универсален – он выравнивает различия и может применяться и
для государственных (ориентированных в большей степени на
эффективность), и для частных (ориентированных в большей степени на
качество) вузов. Авторский подход также позволяет преодолеть
противоречие между эффективностью и качеством и сбалансировать
деятельность вузов. Подход учитывает новые требования рынка и
предполагает оценку соответствия услуг высшего образования требованиям,
предъявляемым к ним программой «Приоритет 2030» и Прогнозом
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2024 г. В соответствии с предложенным подходом проведен мониторинг
конкурентоспособности вузов на примере Юга России и Волгоградской
области, в результате чего показано, что в настоящее время рынок, на
котором они функционируют, не полностью отвечает требованиям,
предъявляемым к нему государством, работодателями и потребителями.
Перспективы решения выявленных проблем связаны с повышением
количественной доступности (бездефицитности) и престижности услуг
высшего образования, но при строгом отборе потребителей. Этот путь
предполагает запуск кластерных процессов на базе маркетингового
инструментария. Имеющиеся кластеры инновационного центра Сколково,
показывают и эффективность, и качество. Все участники кластеров работают
над созданием мощного бренда, под которым продукция признается более
высокого качества, и это, в свою очередь, стимулирует конкуренцию.
3. Систематизированы проблемы конкурентоспособности вузов, что
позволило выявить влияние двух основных факторов, трансформирующих
условия хозяйствования на данном рынке: модернизация и государственное
регулирование, обуславливающие низкую маркетинговую активность,
низкую гибкость и специализацию вузов на традиционных образовательных
услугах; и обосновать роль образовательных кластеров в качестве фактора
развития рынка образовательных услуг, позволяющего решить проблемы
повышения конкурентоспособности вузов и их адаптации к условиям
модернизации экономики, в частности: обеспечение глобальной ориентации
рынка образовательных услуг, расширение и более выгодное использование
возможностей глобализации, повышение активности использования
новейших ИКТ в научно-образовательном процессе, укрепление связи вуза с
рынком труда. Однако из-за несформированности научно-методического
обеспечения образовательные кластеры в системе высшего образования не
реализуются в современной России. Для решения этой проблемы автором
разработан механизм повышения конкурентоспособности вузов в России на
основе кластерного подхода, обеспечивающего систематическое и
совместное применение маркетингового инструментария вузами;
4. Перспективным способом решения проблем, кроющихся в высоких
ценах на услуги высшего образования, является оптимизация процесса
ценообразования, как инструмента повышения конкурентоспособности на
данном рынке в аспекте ориентации вуза на достижение «эффекта масштаба»
(«экономию на масштабе» вуза на основании диверсификации цен на
образовательные услуги для разных сегментов рынка образовательных
услуг). Этот способ направлен на снижение основной составляющей цен на
образовательные услуги – их себестоимости. Практическая реализация
авторских рекомендаций наиболее благоприятна и целесообразна в условиях
образовательного кластера, в рамках которого обеспечиваются наибольшие
маркетинговые преимущества от использования предложенных
рекомендаций благодаря единой ценовой политике участников кластера при
их одновременной конкуренции. Разработанный оптимизированный
механизм ценообразования на основе кластерного подхода, обеспечивает
максимизацию прибыли и коммерческой эффективности (рентабельности)
вуза и повышение ценовой доступности за счет совершенствования
маркетингового инструментария;
5. Возможность управления качеством высшего образования
реализуется посредством организационно-экономической реорганизации
рынка высшего образования, в основе которой находится переход от
сдерживающего к стимулирующему государственному регулированию рынка
высшего образования на основе маркетингового инструментария повышения
эффективности кластера. Для этого разработан оптимизационный алгоритм
управления качеством деятельности вузов в интересах повышения
конкурентоспособности вузов. Данный алгоритм предполагает (1) создание
благоприятных условий на рынке образовательных услуг в кластере вуза
(выгодных «правил игры» на рынке для всех заинтересованных сторон и
поддержание «здоровой» конкуренции), (2) рост маркетинговой активности
вузов в составе кластера и (3) мониторинг и контроль кластеров с позиций
конкурентоспособности.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования
заключается в разработке организационно-экономического механизма и
методических подходов к формированию конкурентоспособности вузов в
образовательном кластере на основе использования интегрированного
комплекса маркетинга. Предложенные рекомендации по совершенствованию
маркетингового инструментария вузов позволяют им повышать
эффективность своей деятельности и качество оказываемых услуг высшего
образования за счет сочетания совместных и индивидуальных
маркетинговых инструментов в составе образовательного кластера.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично
соискателем и составляющие научную новизну, состоят в следующем:
 обоснован новый подход к классификации услуг высшего
образования, в соответствии с которым по критерию маркетизации
выделены: маркетизованные услуги высшего образования – оказываемые на
условиях сильной (явной) конкуренции вузов с полномасштабной
маркетинговой поддержкой, благодаря чему обеспечивается высокая
конкурентоспособность (в аспекте эффективности и качества) вузов;
маркетизирующиеся услуги высшего образования, оказываемые на условиях
слабой (скрытой) конкуренции вузов с фрагментарной маркетинговой
поддержкой, что снижает их конкурентоспособность; немаркетизированные
услуги высшего образования, оказываемые на условиях монополии при
отсутствии маркетинговой поддержки;
 сопоставлена конкурентоспособность образовательной услуги и
образовательной организации и на основе этого предложен авторский
научно-методический подход к мониторингу конкурентоспособности вузов,
открывающий новый ракурс конкурентоспособности и повышающий
точность и достоверность ее оценки благодаря системному учету
экономической эффективности вуза и качественной привлекательности его
услуг для потребителей, в соответствии с которым на примере Юга России и
Волгоградской области выявлены актуальные проблемы и определен
перспективный путь решения выявленных проблем, связанный с развитием
услуг высшего образования на базе маркетингового инструментария на
условиях доступности и престижности, но строгого отбора потребителей, что
предполагает опору на кластерный подход;
 на основе систематизации факторов конкурентоспособности вузов
предложен усовершенствованный маркетинговый инструментарий
повышения эффективности кластера в сфере высшего образования,
способствующий адаптации рынка образовательных услуг к условиям
модернизации экономики и обеспечивающей, тем самым, его глобальную
конкурентоспособность, повышение активности использования новейших
ИКТ в научно-образовательном процессе, укрепление связи вуза с рынком
труда через рост маркетинговой активности вузов и совершенствование их
маркетинг-микс;
 разработан механизм формирования и оценки
конкурентоспособности вузов с позиций эффективности применения
маркетингового инструментария кластера, опирающийся на маркетинговую
деятельность вуза и основанный на достижении «эффекта масштаба»,
обеспечивающий преимущества для вуза, связанные с большей
самостоятельностью в разработке и осуществлении ценовой политики на
оказываемые образовательные услуги, дополнительными возможностями в
области завоевания конкурентных преимуществ и увеличением объема
платежеспособного спроса на свои услуги, а также с более широкими
возможностями для получения прибыли и поддержания экономической
эффективности и коммерческой успешности;
 предложен алгоритм управления качеством высшего образования в
интересах повышения конкурентоспособности вуза на основе
маркетингового инструментария, последовательными этапами которого
являются: создание благоприятных условий на рынке высшего образования,
запуск процесса экономического развития рынка на основе его
кластеризации, мониторинг и контроль, устранение игроков, нарушающих
общие «правила игры» из кластера, что позволяет усилить конкуренцию в
рамках образовательного кластера, усовершенствовать мониторинг и
контроль кластера, а также повысить вариативность мер регуляционного
воздействия на кластеры и обеспечить рост маркетинговой активности вузов
в кластере.
Теоретическая и практическая значимость результатов
исследования заключается в возможности применения теоретико-
методических выводов и научно-практических рекомендаций для повышения
эффективности управления процессом развития рынка высшего образования
в современной России в интересах обеспечения глобальной
конкурентоспособности вузов в условиях модернизации экономики.
Основные положения диссертационного исследования могут получить
практическое применение в качестве опоры при разработке государственной
экономической политики управления в высшем образовании, а также в
рамках преподавания дисциплин: «Макроэкономика», «Государственное
управление экономикой», «Маркетинг».
Апробация результатов исследования. Сделанные автором выводы и
полученные результаты представлялись в докладах и выступлениях на
следующих всероссийских и международных конференциях:
Международной научно-практической конференции «Эффективность и
риски экономики и финансовой системы: критерии, индикаторы, механизмы
регулирования» (г. Киров), IX Международной научно-практической
конференции «Инновационное развитие Российской Экономики»
(г. Москва); Международной научно-практической конференции «Человек
как объект изучения современной науки» (г. Нижний Новгород), на XXV
Всероссийской электронной научно-практической конференции
«Перспективы развития рынка услуг высшего образования в России».
Материалы диссертационного исследования также задействованы в
образовательном процессе ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный
университет».
Сведения о публикациях. По теме исследования опубликовано 17
работ общим объемом 6,12 п.л., в том числе авторский объем – 5,22 п. л., из
них 1 статья в издании, индексируемом в базе данных «Scopus», 8 статей в
журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Структура и объем работы. Диссертационное исследование
построено по функциональному принципу и содержит введение, три главы
(9 параграфов), заключение, список использованных источников из 180
наименований, иллюстративный материал, состоящий из 20 таблиц и 12
рисунков.
Глава 1. Современные научные представления и теоретические

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Совершенствование маркетингового инструментария повышения конкурентоспособности субъектов образовательного кластера»

    Публикации автора в научных журналах

    И.В. Баранова, Е.Г. Попкова, С.Е. Карпушова, Е.В. Пацюк // ВестникРостовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2–№– С. 12-0,69 п.л., авт. 0,2 п.л.
    Кластерный подход к управлению развитием рынка образовательных услуг высшего образования
    И.В. Баранова // ФЭС: Финансы.Экономика. Стратегия. – 2– Т. – №– С. 33-0,58 п.л.
    Управление экономическим развитием рынка образовательных услуг в регионе в интересах инфраструктурной поддержки становления индустрии 0
    И.В. Баранова // ФЭС: Финансы. Экономика.Стратегия. – 2– №– С. 23-0,46 п.л.
    Инновационность как ключевая характеристика экономического развития рынка образовательных услуг в регионе
    Е.Г. Попкова, И. В. Баранова, Е.С. Орлова, А.С. Пушин, А.Е. Ра //Инновационная деятельность. – 2– №– С. 40-0,69 п.л., авт. 0,2 п.л.
    Факторы развития рынка образовательных услуг в регионах России
    И.В. Баранова // Известия Волгоградского государственноготехнического университета. – 2– №– С. 77-0,58 п.л.
    Совершенствование системы образования в условиях формирования экономики знаний
    И.В. Баранова // Экономика иуправление: проблемы и решения: научно-практический журнал. – 2–Т. 2(57). – №– С. 247-0,35 п.л.
    Механизм повышения эффективности и качества услуг высшего образования в России на основе кластерного подхода[Электронный ресурс]
    И.В. Баранова // Сборник научных трудов по итогам VIIВсероссийской электронной научно-практической конференции, проводимой IРоссийским порталом электронных конференции. – «www.gs-conf.com», 20,11 п.л.
    Получение качественных образовательных услуг – залог будущего карьерного роста
    И.В. Баранова // Актуальные направлениянаучных исследований XXI века: теория и практика: сборник научных трудовпо материалам международной заочной научно-практической конференции. –Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехническийуниверситет имени Г.Ф. Морозова», 2– №– Ч.– С. 159-0,11 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации