Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта двигателей внутреннего сгорания автомобильного транспорта при эксплуатации

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Савин Леонид Олегович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
1.1Роль и основные направления развития автомобильного транспорта
в современных условиях
1.2 Эксплуатационная надежность автомобильного транспорта и ее параметры
1.2.1 Классификация условий эксплуатации автомобильного транспорта и
их влияние на надежность
1.2.2 Анализ влияния условий эксплуатации в различных регионах России
на техническое состояние двигателей внутреннего сгорания
1.2.3 Закономерности изменения определяющих параметров двигателей внутреннего сгорания автомобильного транспорта
1.3Проблемы организации и перспективы развития гибкой системы технического обслуживания автомобильного транспорта
1.4 Выводы по первой главе
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПОМОЩИ ВЕРОЯТНОСТНЫХ МОДЕЛЕЙ
2.1 Классификация и сравнительный анализ основных методов прогнозирования
2.2 Вероятностное прогнозирование технического состояния при помощи квазидетерминированных моделей
2.3 Прогнозные квазидетерминированные модели изменения значений определяющих параметров двигателей внутреннего сгорания в ходе эксплуатации
2.4 Выводы по второй главе
3
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
3.1 Общие подходы к определению оптимальных значений периодичности технического обслуживания агрегатов автомобильной техники
3.2 Порядок расчета удельного показателя готовности автомобильного транспорта к использованию по предназначению
3.3 Разработка алгоритма определения оптимальной периодичности технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания
3.4 Разработка методики проведения технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания автомобильного транспорта в различных условиях эксплуатации
3.5 Выводы по третьей главе
4 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
4.1 Описание эксперимента «Исследование закономерностей постепенного изменения информативных параметров двигателей внутреннего сгорания автомобилей семейства ЗИЛ, КамАЗ»
4.2 Построение функции, аппроксимирующей изменение значений информативных параметров ДВС, при помощи метода наименьших квадратов
4.3Проверка нормальности распределения случайных коэффициентов и определение параметров их распределения
4.4 Оценка адекватности прогнозных моделей изменения значений величины компрессии двигателей автомобилей типа ЗИЛ и КамАЗ в ходе эксплуатации
4.5 Апробация полученных результатов
4.6 Выводы по четвертой главе
5 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
5.1 Разработка научно-технических предложений по организации гибкой стратегии технического обслуживания ДВС АТ
5.2 Разработка «Положения по организации гибкой стратегии технического обслуживания ДВС АТ»
5.3 Экономическая эффективность результатов исследований
5.4 Выводы по пятой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Копии патентов РФ на полезные модели.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Копии свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ
ПРИЛОЖЕНИЕ В Копии актов внедрения результатов диссертационного исследования

Во введении проведено обоснование актуальности, теоретической и практической
значимости темы исследования, показано состояние исследуемого вопроса, определены
объект, предмет и цель исследования, сформулирована научная задача исследования, пред-
ставлены реализация, апробации и публикации результатов.
В первой главе произведен анализ информативных параметров ДВС АТ, основных
тенденций развития автомобильного транспорта и особенностей эксплуатации АТ, а также
показана взаимосвязь изменения ИП ДВС АТ и различных условий эксплуатации, характе-
ризующихся, как правило, сочетанием одновременно нескольких неблагоприятных факто-
ров – природно-климатических, транспортных и дорожных, для каждых из которых, в свою
очередь, соответствующими нормативами предусматривается возможность корректировки
объема и периодичности операций ТО.
В работе показано, что из общей совокупности контролируемых при проведении
ТО параметров ДВС АТ может быть выделен ряд наиболее информативных (определя-
ющих) параметров, которые вплотную связаны с ускоренным выходом из строя ДВС в
различных условиях эксплуатации. Выход одного из таких параметров за допустимые
(заданные) пределы приводит к отказу АТ в целом, и, наоборот, поддержание значений
указанных параметров в пределах нормы позволит обеспечить работоспособность в те-
чение всего заданного интервала времени (срока службы) [4]. Анализ имеющихся по
данной теме работ позволяет сделать вывод о том, что среди многих агрегатов АТ при
эксплуатации в различных условиях можно выделить наиболее важный – ДВС, от кото-
рого преимущественно будет зависеть работоспособность АТ в данных условиях и кото-
рый применительно к АТ будет во многом определять вероятность выполнения этим
транспортом задания (ее успешного применения по назначению). В соответствии с
ГОСТ 27.310–95 под критичными агрегатами АТ (для тех или иных условий эксплуата-
ции) будем понимать те агрегаты, отказ которых в данных условиях может быть крити-
ческим, т. е. иметь недопустимую тяжесть последствий, и требует принятия специальных
мер по снижению вероятности его возникновения. При этом применительно к АТ ответ-
ственного назначения, для которого актуальность выполнения поставленной задачи сто-
ит выше прочих требований, в зависимости от тяжести последствий отказов могут быть
выделены три основные категории агрегатов АТ по критичности. К первой группе отно-
сятся критичные агрегаты, отказ которых может повлечь за собой срыв выполнения по-
ставленной задачи, ко второй группе – менее критичные агрегаты, при отказе которых
может происходить задержка выполнения задачи или снижение эффективности АТ, не
представляющие опасности для здоровья людей, самой АТ или окружающей среды. Тре-
тья группа – агрегаты, отказ которых не влечет задержку выполнения задачи и не пред-
ставляет опасности, но может повлечь за собой снижение качества функционирования
АТ. В работе были произведены анализ, классификация и выбор перечня критичных аг-
регатов АТ, подлежащих дальнейшему исследованию (рисунок 1) [4]. Сделан вывод о
необходимости разработки научно обоснованных гибких стратегий проведения ТО ДВС
АТ, основанных на прогнозировании момента отказа АТ путем экстраполяции процесса
изменения ИП ДВС АТ на интервале использования по назначению. При этом на прак-
тике в ряде случаев (например, при наличии достаточно большого количества АТ) часто
оказывается возможным и целесообразным сгруппировать однотипный АТ со схожими
условиями эксплуатации и перейти к групповому (вероятностному) прогнозированию.
Как показал проведенный анализ, для каждых конкретных условий эксплуатации
необходимо изучение закономерностей изменения во времени значений контролируемых
параметров ДВС и их дальнейший анализ с целью недопущения выхода этих значений за
установленные пределы (отказа). Эта задача может быть успешно решена путем органи-
зации гибкой стратегии ТО ДВС АТ с оптимальной по заданным критериям периодично-
стью, основанной на использовании методов вероятностного прогнозирования.

Рисунок 1 – Основные факторы, влияющие на надежность критичных агрегатов АТ
при эксплуатации
Во второй главе произведены разработка и обоснование вероятностных моделей
изменения ИП ДВС АТ при функционировании в различных условиях. Обоснован вывод о
том, что изменение контролируемых параметров ДВС следует рассматривать как случайный
процесс, который не может быть задан строго детерминированной функциональной зависи-
мостью, а исследование присущих ему закономерностей должно быть основано на использо-
вании вероятностно-статистических методов. Показано, что ограничения, присущие боль-
шинству из известных теоретических моделей, пригодных для описания различного рода
случайных процессов (СП), вследствие ограниченности исходной информации на
практике, как правило, не позволяют использовать их для описания СП изменения пара-
метров ДВС. При этом принципиально новые возможности вероятностного описания СП
для изучения закономерностей изменения параметров АТ во времени с целью решения
задач прогнозирования появляются при использовании вероятностных моделей СП,
представляющих собой совокупность детерминированной функции, отражающей зако-
номерность изменения параметров, и случайных коэффициентов, конкретизирующих
процесс. В работе показано, что для информативных параметров ДВС АТ на практике,
как правило, характерно монотонное изменение во времени с незначительными флукту-
ациями, при этом случайность в основном проявляется в характере протекания именно
монотонных составляющих, в результате чего становится возможным успешное исполь-
зование вероятностных моделей для решения задач прогнозирования экстраполяцией.
В качестве базовых функций для вероятностных моделей применяются различные де-
терминированные функции, каждая из которых при различных условиях ее эксплуатации
описывает закономерность изменения параметров ДВС АТ, и имеет случайные коэффи-
циенты, распределенные по одному из известных законов. Задача прогнозирования при
этом состоит в нахождении плотности распределения функции по заданному распреде-
лению ее аргументов, т. е. определение плотности распределения времени достижения
тем или иным параметром своего предельно допустимого (нормированного) значения
(табл. 1) [3].

Таблица 1 – Прогнозные КД-модели изменения ИП ДВС и результаты расчета плотности
распределения времени (ПРВ) до выхода их значений за допустимые пределы
Случайныеω(τпр ) –ПРВ до выходаИП
Вид модели временногоИх характеристикакоэффициентыза допустимые
дрейфа ИП АТ(условия применимости на практике)моделипределы в общем виде

∆П∆Π
а1ω (τ пр ) =⋅ω()
τ пр
2τ пр
Описание процесса простого накопления
необратимых изменений в узлах и деталях АТ
Линейная.П(t) = П0 − а1tнапример, при их постепенном износе,Δ П = П0 – Ппрω (τпр) = J∆Π ⋅ω (ψ∆Π) = a1⋅ω (a1τ пр )
электрохимической или газовой коррозии и т.п.

∆Π ∆Π
а1 и ΔПω (τ пр) =∫ ω 2 (∆Π)ω1(τ)
d(∆Π)
-∞пр τ пр
∆Π
Описание процесса старения материалов, уΠ0
а1ω (τпр) =ω ( а1 ) ⋅ ∆Π 2 ⋅ (1− exp )
Логарифмическая.которых скорость старения убывает обратноτ пр
пропорционально накопившимся в этих
а1 t
П(t ) = П0 − П0 ⋅ ln(1 +)материалах изменениям – например, при∆Π
П0изменении свойств масел и топлива при∞Π0
∆Π
а1 и ΔПω (τпр)= ∫ ω 2( а1)ω1(Π0)(1− exp ) d ∆Π
различных условиях эксплуатации АТ−∞τпр2

Описание процессов старения материалов узлов∆ΠП
а1ω (τ пр ) = ω ( а1 ) ⋅⋅ ln( 0 )
и деталей АТ, являющихся результатомτ пр 2П пр
Экспоненциальная.
перехода материала из неравновесного
− а1 t
состояния, возникшего при изготовлении, в∞
П (t ) = П0 ⋅ е П 0∆ΠΠ0
равновесное, под влиянием различныха1 и ΔПω (τ пр ) =∫ω ( а1 )lnω (Π0 )d ∆Π
τ пр2Πпр
дестабилизирующих факторов−∞

Примечание: П0 и Ппр – начальное и предельно допустимое значения определяюще-
го параметра критичных агрегатов АТ, ∆П = П 0 − П пр – разница между начальным и пре-
дельным значениями параметров, а1 – коэффициенты моделей, характеризующие про-
цесс изменения значений параметров.
В работе представлена последовательность решения задачи определения ПРВ
достижения параметрами ДВС АТ своих предельно допустимых значений при
использовании различных вероятностных моделей изменения значения ИП. Найденная
плотность распределения будет являться исчерпывающей (универсальной) характеристикой
непрерывной случайной величины – времени безотказной работы ДВС АТ, полностью
характеризующей ее с вероятностной точки зрения, и позволяет рассчитать вероятность
безотказной работы в любой текущий момент времени или, напротив, найти момент
времени после начала эксплуатации, в который значение вероятности безотказной работы
будет удовлетворять заданным требованиям:
Тзад
Рбр (t ) = Р(П ≥ П пред∀t ≤ tзад) = 1 −∫ ω(t )dt ,(1)
где Ппред – предельно допустимые (нормированные) значения ИП АТ,
ω(t) – плотность распределения времени достижения контролируемыми параметра-
ми АТ своих предельно допустимых значений.
Разработанные модели изменения информативных параметров ДВС и рассчитанные
на их основе время достижения ими своих предельных значений носят универсальный ха-
рактер и могут быть использованы для различных критичных агрегатов АТ, определяю-
щих ее надежность в данных (конкретных) условиях. При этом для каждого из параметров
применительно к тем или иным условиям эксплуатации АТ может быть найдена оптималь-
ная периодичность проведения ТО, позволяющая повысить надежность АТ в различных
условиях эксплуатации.
В третьей главе представлены алгоритм оптимальной периодичности проведения
ТО ДВС АТ, а также методика проведения ТО ДВС АТ в различных условиях эксплуата-
ции. При этом в работе внимание уделялось, в первую очередь, показателям безотказно-
сти АТ. Это связано с тем, что для АТ (как системы длительной эксплуатации) особенно
важным оказывается свойство сохранять работоспособное состояние в течение опреде-
ленной наработки [1,2]. Кроме того, прочие составляющие надежности АТ (ее ремонто-
пригодность, долговечность и сохраняемость) определяются по большей части уже при
изготовлении (производстве) АТ, и поэтому влияние на них различных методов кон-
троля и проведения ТО в ходе эксплуатации оказывается не столь существенным.
В связи с тем, что для АТ (ответственного назначения) готовность к использованию
в любой момент времени является одним из определяющих свойств, для количественной
оценки эффективности функционирования АТ в работе введен удельный показатель го-
товности АТ [2]

К пг (τ)
К гуд (τ) =,(2)
С(τ)
где τ – периодичность ТО и контроля параметров;
К пг ( τ) – показатель готовности АТ, характеризующий ее готовность к использова-
нию по предназначению в произвольный момент времени и зависящий от значений пе-
риодичности ТО и контроля τ:

tбр
К пг (τ) =,(3)
τ + τ к + Ротк (τ) ⋅ τ в
τ
где t бр = ∫ Р (t )dt – среднее время безотказной работы АТ на интервале τ;
τ к и τ в – средняя длительность контроля и восстановления работоспособности
АТ соответственно, Ротк (τ) – вероятность отказа АТ на интервале τ;
С(τ ) – средние относительные непроизводительные затраты на эксплуатацию АТ:

Ск ⋅ τк + Ротк (τ) ⋅ (Сотк tотк + Св ⋅ τв )
С( τ) =,(4)
Р0 (τ) ⋅ Сф ⋅ tбр + Ротк (τ) ⋅ (Сотк ⋅ tотк + Св ⋅ τв ) + Ск τк
где С к , Сотк , Св – средние затраты на эксплуатацию АТ в режиме ТО, в режиме отказа
и в режиме восстановления работоспособности соответственно; Сф – средние затраты на
эксплуатацию АТ при ее безотказном функционировании; tотк = τ − tбр – среднее время
отказа АТ на интервале τ, τ к и τ в – средняя длительность контроля и восстановления
работоспособности АТ соответственно.
Очевидно, что обобщенный показатель вида (1) зависит от периода контроля и прове-
дения ТО τ, при этом при практической эксплуатации АТ в различных условиях зачастую
бывает необходимо определить оптимальную периодичность τопт, при которой обеспечива-
ется заранее заданное значение показателя готовности АТ при минимально возможных при
этом затратах на эксплуатацию.
Исходные данные для алгоритма включают:
– предельно допустимые значения контролируемых параметров ДВС, приведенные в технической документации;
– имеющиеся (предварительно полученные) статистические данные о предшествующих значениях контролируемых параметрров.
Начало1
1 этап2 этап
Обработка статистических данных, представление их в виде КД-
моделей (неслучайных функций со случайными коэффициентами)
1Расчет плотности распределения времени достижения параметрами
предельных значений по соответствующим формулам – в зависимости
Ввод исходных данных: Ппред, П(ti)
от модели временного дрейфа
Измерение значений параметров ДВС АТ в результате проведения3 этап
контроля в М моментов времени для N объектов
Формирование и расчет частных и обобщенного показателей
3эффективности функционирования АТ
Обработка полученных данных с помощью МНК, выбор
наиболее подходящих выражений для временного дрейфа8
параметров каждого из N объектовОпределение оптимального значения
периодичности ТО путем перебора значений
ОПЭФ
Обоснование (проверка) нормальности закона распределения9
случайных коэффициентов (П0, а1 или П0 и а1) с помощью
критерия Шапиро-УилкиВывод оптимального значения периодичности ТО
Определение параметров распределения случайных
коэффициентов П0 и а1, выбор КД- моделейКонец
Рисунок 2 – Алгоритм определения оптимальной периодичности проведения
ТО ДВС АТ

Представленный в работе алгоритм определения оптимальной периодичности тех-
нического обслуживания ДВС (рисунок 2) позволяет определять значения оптимальной
периодичности контроля значений ИП ДВС АТ применительно к условиям ее эксплуа-
тации. В свою очередь, найденные оптимальные значения периодичности технического
обслуживания ДВС могут быть использованы при применении методики проведения ТО
ДВС АТ в различных условиях эксплуатации, позволяющего организовать гибкую стра-
тегию ТО ДВС АТ применительно к тем или иным условиям эксплуатации [1].
2
Рисунок 3 – Методика проведения ТО ДВС АТ в различных условиях эксплуатации

Представленная в работе методика проведения ТО ДВС АТ позволяет организовать
гибкую стратегию ТО (рисунок 3), которая является одним из возможных путей повы-
шения надежности ДВС при снижении затрат на эксплуатацию в различных условиях
[1]. Исходными данными для реализации данной методики являются измеренные значе-
ния ИП для ДВС АТ, полученные в ходе предшествующих измерений (например, в ходе
проведения регламентных работ и предшествующих сеансов ТО), представленный на
рисунок 2 алгоритм, а также вероятностные модели, сведенные в таблицу 1. Для реализа-
ции алгоритма используются штатные сотрудники, выполняющие свои обязанности по
проведению ТО агрегатов АТ при помощи штатных (предусмотренных инструкциями)
контрольно-измерительных приборов и оборудования [1]. На первом этапе методики
(шаги 1–3) оставляется долгосрочный (предварительный) план проведения ТО. На вто-
ром этапе (шаги с 4 по 12) осуществляется управление параметрами ТО (т. е. объемом и
периодичностью выполняемых операций).
Таким образом, предлагаемая методика позволяет организовать гибкую стратегию
ТО ДВС АТ, при которой достигается заранее заданное значение Кпг АТ при снижении
затрат на ее эксплуатацию. При этом, в отличие от существующих подходов к обеспече-
нию надежности АТ, она учитывает индивидуальные особенности изменения значения
параметров конкретных типов АТ во времени с учетом различных условий эксплуатации
и в целом обеспечивает решение поставленной научной задачи.
В четвертой главе представлен анализ результатов экспериментальных исследова-
ний по повышению эксплуатационной надежности ДВС, получены зависимости удель-
ного коэффициента готовности от периодичности ТО при эксплуатации, а также резуль-
таты апробации полученных результатов на практике.
Для апробации разработанного алгоритма и методики в 2016–2019 гг. на базе авто-
мобильных парков в Гатчине, Рыбинске, Хабаровске и Уссурийске проводился экспери-
мент по исследованию закономерностей изменения значений ИП ДВС. Целями экспери-
мента являлись периодический контроль значений данных параметров в конкретных усло-
виях эксплуатации, исследование и определение закономерностей их изменения, матема-
тическое моделирование и прогнозирование времени безотказной работы [7]. В ходе экс-
перимента после выбора соответствующей прогнозной модели, закона и параметров рас-
пределения ее случайных коэффициентов производилось определение ПРВ до выхода
ИП за допустимые пределы, после чего на основе выбранных показателей вида (1) – (3)
определялась оптимальная периодичность ТО ДВС. С учетом найденных оптимальных
значений периодичности ТО был разработан вариант организации гибкой стратегии ТО
ДВС АТ типа КамАЗ, ЗИЛ.
Результаты расчетов зависимостей ПРВ, Рбр , и ОПЭФ от периодичности проведе-
ния ТО для ДВС АТ типа КамАЗ-43114, ЗИЛ-131 по данным эксперимента приведены на
рисунках 4.1–4.4.

аб
Рисунок 4.1 – Результаты расчета зависимостей ПРВ до выхода значений величи-
ны компрессии ДВС при эксплуатации (КамАЗ-43114 (а), ЗИЛ-131 (б))

аб
Рисунок 4.2 – Результаты расчета зависимостей Рбр при эксплуатации (КамАЗ-
43114 (а), ЗИЛ-131 (б))
Рисунок 4.3 – Результаты расчета зависимости удельного коэффициента готовности
ДВС АТ типа КамАЗ-43114 при эксплуатации

Рисунок 4.4 – Результаты расчета зависимости удельного коэффициента готовности
ДВС АТ типа ЗИЛ-131 при эксплуатации

Эффект, полученный от применения разработанной гибкой стратегии по сравнению
с существующей плановой (жесткой) системой ТО на практике, представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты применения разработанных алгоритмов для автомобилей КамАЗ-
43114, ЗИЛ-131 в различных условиях их эксплуатации
Оптимальн
АгрегатПлановыйРегионПредложение по оптимизацииЗначенияЗначения
ый периодуд∗
(параметр)период(условияпериодичности ТО (организацииудудКг , %
К г (Т то )К г (τ то )
и тип АТТОэксплуатации)ТО, τ то чгибкой стратегии ТО и контроля)
Гатчина11 8001 год 4 месяца (реже на 34 %)1,8701,9283%
Величина
компрессии1 годРыбинск12 0001 год 5 месяцев (реже на 36 %)1,8601,9273,60%
ДВС,(8760 ч)Уссурийск8 00011 месяцев (чаще на 8 %)1,7901,9227,40%
КамАЗ-43114
Хабаровск7 70010 месяцев (чаще на 12 %)1,7551,9129%
Гатчина11 0001 год 3 месяца (реже на 25 %)1,8601,9273,60%
Величина
компрессии1 годРыбинск11 3001 год 4 месяца (реже на 28 %)1,8501,2984,20%
ДВС,(8760 ч)Уссурийск7 60010 месяцев (чаще на 13 %)1,7551,8958%
ЗИЛ-131
Хабаровск7 4009-10 месяцев (чаще на 15 %)1,7351,9039,60%

∆К
уд
г
– изменение удельного показателя готовности (при разработанной гибкой стратегии ТО по сравнению с плановой)

Из таблицы видно, что при применении разработанного алгоритма достигается по-
уд
вышение К г в среднем на 6,5 % (по данным эксперимента).
В пятой главе представлены научно-технические предложения для организации
гибкой стратегии ТО ДВС АТ, а также экономическая эффективность результатов иссле-
дований.
Научно-технические предложения включают в себя как аппаратную (устройство),
так и программную (разработанное программное обеспечение, установленное на специа-
лизированных рабочих местах – ПЭВМ) части и позволяют определить оптимальную по
введенным критериям периодичность проведения ТО ДВС АТ в зависимости от условий
эксплуатации, а также реализовать гибкую стратегию ТО на практике (в практических
подразделениях).
Недостатком предлагаемого в работе подхода является необходимость предвари-
тельного сбора статистических данных о значениях ИП в различные моменты времени,
т. е. выигрыш в надежности достигается за счет некоторого снижения оперативности
(увеличения числа операций) при проведении ТО и контроля. Для устранения указанно-
го недостатка были разработаны устройства, позволяющие повысить оперативность
и точность контроля значений параметров. Так, для определения наработки ДВС было
разработано устройство для повышения точности определения остаточного ресурса ДВС
АТ [15].
237.17.28
Рисунок 5 – Устройство для повышения точности определения остаточного ресурса
двигателя внутреннего сгорания:
1 – сигналы с контактов тахометра; 2 – аппаратный удвоитель импульсов; 3 – нереверсив-
ный суммирующий счетчик импульсов с энергонезависимой памятью; 4 – делитель напряжения
с термистором; 5 – АЦП;6 – АЛУ; 7.1 – первый умножитель; 7.2 – второй умножитель; 8 – циф-
ровой жидкокристаллический индикатор; 9 – схема контроля питания

Применение разработанного устройства позволяет повысить точность определения
периодичности ТО узлов и деталей ДВС АТ на 10–12 % за счет учета особенностей их
эксплуатации в конкретных условиях.
Обеспечение требуемых значений показателя готовности и в целом повышение
надежности ДВС АТ могут достигаться также за счет уменьшения времени восстановле-
ния путем своевременной замены отказавших узлов и деталей. С этой целью было разра-
ботано устройство для определения количества резервных элементов системы, позволяю-
щее рассчитать оптимальное число элементов (узлов и деталей) различного типа, которые
должны быть на станциях ТО АТ [16].
Для повышения оперативности расчета оптимальных значений периодичности ТО
ДВС, а также показателей их надежности были разработаны две специализированные
программы для ЭВМ, реализующие описанный ранее алгоритм (рисунок 2) [17,18].
415181121
4271101122
5j8j

4m6j9j12m
3m
7j10j

5N-18N-1
4N
3N6N-112N
9N-1

7N-110N-1
Выход
Рисунок 6 – Устройство для определения количества резервных элементов системы:
1 – входная наборная панель; 2 – управляющее устройство; 31, 32, … , 3N– блоки вычис-
ления вероятности отказа; 41, 42, … , 4N– блоки учета накладных расходов; 51, 52, … , 5N-1–
первая группа сумматоров; 61, 62, … , 6N-1– компараторы; 71, 72, … , 7N-1– первая группа опера-
тивных запоминающих устройств; 81, 82, … , 8N-1–вторая группа сумматоров;
91, 92, … , 9N-1– элементы «И»; 101, 102, … , 10N-1– вторая группа оперативных запоминающих
устройств; 11 – блок отображения; 121, 122, … , 12N– блоки вычисления стоимости

Разработка гибких стратегий проведения ТО применительно к ДВС и их использо-
вание на практике позволят своевременно проводить ТО, т. е. обеспечивать постоянное
нахождение значений ИП в пределах нормы, предотвращая тем самым как выход из
строя отдельных агрегатов АТ, так и отказ АТ в целом. При этом описанный выше под-
ход к определению оптимальной периодичности ТО может быть реализован совместно
со статистическим подходом – например, использоваться для корректирования ТО по
регламенту. При этом ТО и контроль АТ, проводимые по гибкой стратегии, в отличие от
обслуживания по регламенту, позволят учесть такие факторы, как техническое состояние
и различные условия эксплуатации АТ для каждого конкретного случая.
Экономическая эффективность от оптимального проведения ТО при использовании
гибкой стратегии с учетом условий эксплуатации будет определяться снижением расходов
на проведение ТО двигателей (таблица 3).

Таблица 3 – Анализ ориентировочной стоимости проведения ТО-2 за гарантийный срок
эксплуатации двигателей КамАЗ при использовании гибкой стратегии ТО
Мероприятия300 000 км пробега
при ТО-2ТО-2ТО-2ТО-2ТО-2ТО-2
при 16 000 км21 500 км21 760 км14 700 км14 000 км
согласно РЭГатчинаРыбинскУссурийскХабаровск
Замена18 операций14 операций 13 операций20 операций22 операций
масла198 т.р.154 т.р.143 т.р.220 т.р.242 т.р.
Регулировка4 операции3 операции3 операции5 операций5 операций
ТНВД52 т.р.39 т.р.39 т.р.65 т.р.65 т.р.
ИТОГО250 т.р.193 т.р.182 т.р.285 т.р.*307 т.р.*
*В среднем капитальный ремонт двигателя стоит от 100 т.р. до 130 т.р.
При указанных значениях периодичности и эксплуатации АТ в усредненных усло-
виях (в Гатчине и Рыбинске) и среднегодового пробега в 50 тыс. км достигается суще-
ственный экономический эффект (около 9 500 рублей в год на каждую единицу автомо-
бильного парка). При эксплуатации АТ в более сложных условиях (в Уссурийске и Хаба-
ровске) происходит увеличение затрат на проведение ТО, но при этом исключается воз-
можность преждевременного отказа ДВС и расходов на капитальный ремонт. Кроме того,
дополнительный экономический эффект при переходе на гибкую стратегию ТО может
быть получен от снижения простоев автомобиля из-за отсутствия запасных двигателей,
повышения производительности АТ, понижения затрат на транспортировку двигателей на
ремонтные заводы, уменьшения отказов АТ ввиду неисправности при эксплуатации в раз-
личных условиях. Таким образом, поддержание удовлетворительного технического состо-
яния ДВС при использовании гибкой системы ТО по результатам диагностирования с
обоснованной в работе периодичностью позволит продлить ресурс и сократить эксплуата-
ционные затраты, получив при этом существенный экономический эффект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационной работе решена актуальная задача по разработке алгоритмов,
позволяющих организовать гибкую стратегию ТО ДВС АТ при эксплуатации в различ-
ных условиях.
В работе были получены следующие основные результаты:
1. Выполненный анализ статистики распределения отказов АТ в зависимости от
условий эксплуатации показал, что совокупность представленных факторов оказывает
существенное влияние на надежность одного из важнейших агрегатов ¬ ДВС. Произве-
ден проблемно-классификационный анализ функциональных параметров ДВС, выбор
пригодных для дальнейшего прогнозирования надежности информативных параметров,
оказывающих наибольшее влияние на работоспособность ДВС АТ в различных условиях
эксплуатации.
2. Обоснован выбор обобщенного показателя надежности – удельного показателя
готовности, зависящего от периодичности проведения ТО ДВС АТ при эксплуатации,
а также определена оптимальная периодичность ТО, позволяющая повысить готовность
АТ.
3. Разработаны вероятностные модели постепенного изменения контролируемых
параметров ДВС АТ, учитывающие различные условия эксплуатации и позволяющие
определить время достижения параметрами своих предельных значений.
4. На базе вероятностных моделей и введенных показателей эффективности разра-
ботан алгоритм определения оптимальной периодичности ТО ДВС АТ, позволяющий
либо минимизировать удельные непроизводительные затраты на эксплуатацию ДВС при
выполнении требований по надежности (прямая задача), либо обеспечить максимально
возможное значение показателя готовности ДВС при заданных ограничениях на затраты
(обратная задача).
5. В результате использования разработанной методики проведения ТО ДВС АТ в
различных условиях эксплуатации, при организации гибкой стратегии ТО по данным
эксперимента в Гатчине, Рыбинске, Уссурийске и Хабаровске на примере автомобилей
КамАЗ-43114 и ЗИЛ-131 достигается повышение удельного показателя готовности в
среднем на 6,5 %.
6. Разработаны научно-технические предложения по применению разработанного
методического инструментария при организации ТО, позволяющие повысить точность
определения оптимальной периодичности ТО ДВС АТ на 10–12 % с учетом особенно-
стей эксплуатации в конкретных условиях.
В качестве возможных перспективных направлений дальнейших исследований можно
отметить разработку более сложных (нелинейных) моделей, описывающих закономерности
постепенного изменения значений контролируемых параметров ДВС АТ с течением време-
ни, сопоставление тех или иных аналитических моделей отклонения с конкретными усло-
виями эксплуатации АТ, выявление и описание соответствующих закономерностей, а также
расширение перечня контролируемых агрегатов АТ разных типов для различных условий
эксплуатации.

Актуальность работы. В современных условиях автомобильный транспорт является важнейшей составной частью транспортной системы РФ, и его значение исключительно велико. Достоинства автомобильного транспорта, предопределяющие достаточно высокие темпы его развития, связаны с удобством его использования, а также с оперативностью и мобильностью. При этом очевидно, что указанные выше достоинства зависят как от надежности самих транспортных средств, так и от мер по обеспечению их работоспособности в процессе использования, а также в существенной степени – от условий их эксплуатации (природно-климатических, транспортных и дорожных). Очевидно, что эти условия, во многом определяющие режимы работы различных систем и агрегатов автомобильной техники (АТ), в различных регионах РФ могут существенно отличаться друг от друга. При этом стандартные конструкции АТ разрабатываются с учетом максимальной приспособленности к типовым (усредненным) условиям и не всегда учитывают так называемые особые условия эксплуатации, к которым относятся, например, высокие и низкие температуры, повышенная агрессивность окружающей среды, влажность и запыленность воздуха, интенсивные атмосферные осадки и ветровая нагрузка, дорожные условия и рельеф местности, особенности перевозимого груза и порядок организации перевозок, а также условия маршрутов, зависящие от протяженности поездок, интенсивности движения и т.п. Очевидно, что все представленные выше условия эксплуатации АТ в своей совокупности оказывают так же достаточно существенное влияние на надежность одного из важнейших агрегатов АТ двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Надежность ДВС обеспечивается, в первую очередь, его техническим состоянием, которое обуславливается совокупностью изменяющихся свойств деталей, узлов и характеризуется значением их параметров. На техническое состояние ДВС АТ в различных условиях эксплуатации оказывает воздействие множество различных механических, физических и химических факторов (внешних и внутренних). При этом большая часть таких факторов является по своей природе случайной, а их влияние приводит к постепенному изменению значений различных параметров ДВС с течением времени.
Проведенный анализ работ в данной области позволяет выделить наиболее важные (определяющие) параметры, которые вплотную связаны с ускоренным выходом из строя ДВС в различных условиях эксплуатации АТ. Очевидно, что в зависимости от условий эксплуатации эти контролируемые параметры будут отличаться. В работе под определяющим параметром (ОП) ДВС будем понимать такой диагностический параметр, который в данный текущий момент времени оказывает большое влияние на работоспособность ДВС, и определяет возможность его дальнейшего использования по назначению. Выход одного из таких параметров за допустимые (заданные) пределы приводит к отказу ДВС и АТ в целом, и наоборот, поддержание значений указанных параметров в пределах нормы позволит обеспечить работоспособность ДВС в течение всего заданного интервала времени (срока службы). Следовательно, при эксплуатации АТ в различных условиях одной из достаточно важных и актуальных задач является поддержание в установленных пределах значений данных параметров. Очевидно, что, зная закономерности постепенного изменения значений определяющих параметров ДВС с течением времени и предвидя момент выхода этих параметров за установленные пределы, можно произвести их заблаговременную и своевременную настройку (регулировку) и тем самым не допустить отказа. Данная задача по определению момента достижения определяющим параметром своего предельно допустимого значения решается путем прогнозирования, по результатам которого делают научно обоснованные выводы о потенциальной надежности того или иного узла (агрегата) АТ[18].
Таким образом, на ДВС АТ в ходе эксплуатации действует, как правило, целая совокупность различного рода условий и факторов, оказывающих комплексное влияние на надежность. В этой связи вероятно, что снижение надежности АТ при эксплуатации в различных условиях должно учитываться ресурсным и оперативным корректированием соответствующих нормативов технической эксплуатации. Правильно организованная техническая эксплуатация АТ предполагает поддержание требуемых параметров ДВС в пределах нормы в течение заданного срока службы в условиях воздействия случайных внешних факторов. Это может быть достигнуто путем прогнозирования технического состояния ДВС, основанного на выявлении и изучении закономерностей постепенного изменения контролируемых параметров. В конечном итоге предупреждение отказов при помощи прогнозирования приводит к снижению затрат на эксплуатацию ДВС и к обеспечению надежности АТ в целом.
Степень разработанности темы исследования. О важности и актуальности данного направления свидетельствует достаточно большое количество работ, однако большая часть трудов, к сожалению, посвящена исследованию лишь отдельных вопросов. В них проводился анализ влияния на надежность АТ строго определенных условий эксплуатации либо рассматривались вопросы обеспечения надежности отдельных узлов (агрегатов), и только для некоторых типов АТ. Так, например, влияние природно- климатических и сезонных условий на надежность АТ в целом исследовалось в работах А.М. Ишкова, Р.С. Григорьева, В.Л. Игнатова, К.К. Прокопьева, В.П. Степанова. Схожие вопросы, но уже для отдельных узлов и агрегатов АТ, рассматривались в работах Г.С. Лосавио, А.И. Яговкина и других ученых. Проблемы обеспечения надежности АТ в различных условиях эксплуатации применительно к конкретным типам (маркам) АТ изучались Р.С. Григорьевым, М.А. Кузьминовым, Н.С. Захаровым, Г.В. Абакумовым, Ю.М. Першиным (для автомобилей Урал, МАЗ, КрАЗ и БелАЗ), а также П.П. Ощепковым и В.В. Ионовым (для автомобилей КамАЗ). Вопросы повышения надежности АТ при ее эксплуатации в отдельных регионах РФ исследовались в работах С.Г. Павлишина, Р.Р. Зинатуллина (Дальний Восток), В.Р. Кузьмина (в условиях Севера), Е.В. Агеева (в условиях жаркого климата) и ряда других авторов. Влияние транспортных и дорожных условий эксплуатации на надежность АТ рассматривалось в диссертациях А.И. Петрова, Л.Г. Резника, публикациях Н.Н. Чуклинова, А.И. Туленова, а также других ученых. Проведенный анализ имеющихся по данной теме работ позволяет сделать вывод о том, что проблема обеспечения надежности АТ при ее эксплуатации в различных условиях в настоящее время окончательно не решена, а данные по теме работы носят, по большей части, частный характер и посвящены исследованию лишь ее отдельных аспектов. В известных трудах по данной тематике анализ закономерностей постепенного выхода за допустимые пределы тех или иных параметров производился лишь для сравнительно небольшого количества узлов (агрегатов) АТ и, как правило, лишь для отдельных (частных) условий ее эксплуатации. Кроме того, имеющийся по данной теме статистический материал, полученный различными исследователями, в целом почти не анализировался и не обобщался и, следовательно, выводы по работам также носят в значительной степени частный характер. Следует отметить, что авторами данных исследований была выполнена достаточно большая работа по выявлению и обоснованию определяющих параметров разных типов АТ в различных условиях ее эксплуатации, что позволяет осуществить дальнейшее вероятностное прогнозирование надежности АТ. Однако авторами не была показана возможность использования имеющихся статистических данных для разработки математических моделей случайного процесса постепенного изменения во времени контролируемых параметров АТ, позволяющих осуществить прогнозирование времени выхода этих параметров за допустимые пределы (момента отказа) с любой заданной вероятностью, а также решение обратной задачи – нахождения вероятности безотказной работы АТ на заданном интервале времени. Недостаточная проработанность данных вопросов, в свою очередь, привела к недостаточной разработанности научно обоснованных подходов к обоснованию гибких стратегий ТО применительно к АТ. В результате, несмотря на перспективность применения данных стратегий, в настоящее время на практике по-прежнему достаточно широко применяются жесткие плановые стратегии ТО АТ, рассчитанные для типовых (усредненных) условий ее применения и, как правило, недостаточно полно учитывающие различные условия эксплуатации. Таким образом, при использовании АТ в различных условиях эксплуатации существует объективное противоречие (несоответствие) между существованием жестко заданных параметров (периодичности по пробегу и объема) ТО АТ при жесткой стратегии ее обслуживания, рассчитанными для усредненных условий и не учитывающей влияние условий эксплуатации на ДВС, с одной стороны, и отсутствием разработанной гибкой стратегии ТО ДВС, которая бы учитывала эти условия и тем самым позволила бы повысить эффективность функционирования АТ, – с другой. Указанное обстоятельство приводит к тому, что рассчитанные для типовых (усредненных) условий эксплуатации сроки проведения ТО (регламентных работ), приведенные в технической документации, зачастую оказываются недостаточно обоснованными, что существенно снижает эффективность функционирования АТ при эксплуатации в различных условиях за счет снижения коэффициента готовности автомобильного парка в целом и повышения непроизводительных затрат на эксплуатацию (увеличения затрат на ремонт и восстановление работоспособности) ДВС АТ. Данное несоответствие позволяет сформулировать научную задачу: на основе анализа процессов постепенного изменения во времени значений контролируемых параметров ДВС АТ и с учетом существующих методов вероятностного прогнозирования значений случайных процессов разработать прогнозные квазидетерминированные (КД) модели постепенного изменения во времени значений определяющих параметров ДВС АТ, алгоритм определения оптимальной периодичности ТО ДВС, а также методику проведения ТО ДВС АТ в различных условиях эксплуатации.
Объектом исследования является двигатель внутреннего сгорания АТ в процессе эксплуатации.
Предметом исследования является процесс постепенного изменения во времени значений информативных параметров ДВС АТ, эксплуатируемого в различных условиях.
Целью работы является совершенствование гибкой стратегии ТО ДВС для обеспечения готовности АТ при эксплуатации
Для достижения поставленной цели были решены следующие научные задачи:
1. Анализ факторов, влияющих на надежность ДВС АТ при эксплуатации,
а также информативных параметров (ИП), постепенное изменение которых в различных условиях эксплуатации может привести к постепенному отказу ДВС и в результате – к снижению готовности АТ.
2. Выбор и обоснование показателей эффективности функционирования ДВС (показателя готовности и затрат на эксплуатацию), зависящих от периодичности проведения ТО ДВС.
3. Разработка вероятностных моделей постепенного изменения информативных параметров ДВС АТ при функционировании в различных условиях.
4. Разработка алгоритма определения оптимальной периодичности ТО ДВС.
5. Разработка методики проведения ТО ДВС АТ в различных условиях эксплуатации.
6. Разработка научно-технических предложений по применению разработанного методического инструментария при организации ТО ДВС.
Научная новизна результатов исследования состоит в:
– разработаны вероятностные модели постепенного изменения контролируемых параметров ДВС, учитывающие условия эксплуатации и позволяющие определить время достижения параметрами своих предельных значений;
– на основе статистических данных впервые получены зависимости удельного коэффициента готовности от периодичности проведения ТО ДВС, в различных условиях эксплуатации;
– получены зависимости для корректирования сроков проведения технического обслуживания ДВС от условий эксплуатации при использовании нового подхода для определения наработки.
Теоретическая и практическая значимость:
1. Предложено использование квазидетерминированного(КД) моделирования для прогнозирования постепенного изменения контролируемых параметров ДВС для определения сроков проведения ТО при эксплуатации АТ в различных условиях.
2. Разработан и внедрен алгоритм определения оптимальной периодичности ТО ДВС, на основе результатов анализа и моделирования процесса постепенного изменения информативных параметров и позволяющего достичь компромисса между разнородными показателями эффективности функционирования – коэффициентом готовности и затратами на эксплуатацию;
3. Разработана и внедрена методика проведения ТО ДВС АТ в различных условиях эксплуатации, позволяющая либо минимизировать затраты на эксплуатацию АТ при выполнении требований по ее надежности (прямая задача), либо обеспечить максимально возможное значение коэффициента готовности АТ при заданных ограничениях на затраты (обратная задача).
Методология и методы исследования. Решение научной задачи основывается на использовании метода КД-моделирования случайных процессов, методов математической статистики и теории вероятностей (в частности, методов вероятностного прогнозирования надежности), системного анализа, а также теории эффективности целенаправленных процессов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Результаты анализа факторов, влияющих на надежность агрегатов АТ при эксплуатации в различных условиях.
2. Вероятностные модели изменения с течением времени информативных параметров ДВС АТ при функционировании в различных условиях.
3. Алгоритм определения оптимальной периодичности проведения ТО ДВС АТ.
4. Методика проведения ТО ДВС АТ в различных условиях эксплуатации.
5. Научно-технические предложения по применению разработанного методического инструментария при организации ТО АТ при эксплуатации в различных условиях.
Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность научных положений, основных выводов и результатов работы обеспечиваются применением современных методов исследования с использованием теории малой выборки при статистической обработке данных, а также за счет анализа состояния исследований в данной области, согласованности теоретических выводов с экспериментальными данными, апробацией основных теоретических положений диссертации в печатных трудах и докладах на научных конференциях различного уровня.
Результаты исследования апробировались на IX Международной научно- технической конференции «Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ)» (Курск, 2017); 8-й Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Современные инновации в науке и технике»; X Международной научно-технической конференции «САМИТ» (Курск, 2018), XI Всероссийской межведомственной научной конференции (Орел, 2019), IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 971, 052087 (2020) (ICMTMTE 2020), VI и VII Международной научно-практической конференциях «Информационные технологии и инновации на транспорте» (Орел, 2020, 2021).
Публикации. Результаты диссертации отражены в 14 работах, опубликованных в периодических научно-технических изданиях, из них 4 научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 2 статьи в изданиях, входящих в международные реферативные базы данных и системы цитирования (Scopus, Web Of Sciens) Получены 2 патента на полезную модель, а также 2 свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ.
Реализация и внедрение результатов работы. Полученные научные результаты реализованы и внедрены в автомобильных парках в в/ч 35657, в/ч 69793, в/ч 77071, в/ч 16662, в/ч 28677, и используются для организации ТО и ремонта ДВС АТ автомобильного парка данных организаций, что подтверждается соответствующими актами о внедрении.
Результаты проведенных исследований применяются в учебном процессе на кафедре СиРМ в ОГУ им. И.С. Тургенева.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта двигателей внутреннего сгорания автомобильного транспорта при эксплуатации»

    Публикации автора в научных журналах

    Л. О. Савин // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2– № – С. 199
    Научно-практические предложения по повышению надежности агрегатов (систем) АТ путем резервирования входящих в их состав элементов
    Л. О. Савин, М. В. Королёв, Е. И. Ларкин // Мир транспорта и технологических машин. –2– № 1 (64). – С. 19
    Повышение точности определения периодичности технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания на автомобильной технике при ее эксплуатации в особых условиях
    Л. О. Савин // Мир транспорта и технологических машин.– 2– № 2 (73). – С. 23
    Разработка прогнозных моделей временного дрейфа определяющих параметров автомобильной техники при ее эксплуатации в особых условиях
    Л. О. Савин,М. В. Королёв, М. В. Носов // Информационно-управляющие системы. – 2– № 3 (88). –С. 58
    Применение метода критических сечений при прогнозировании надежности изделий
    Л. О. Савин // Фундаментальные и прикладные проблемы техники итехнологии. – 2– № – С. 34
    Обоснование показателей эффективности функционирования автомобильной техники в особых условиях ее эксплуатации
    Л. О. Савин, М. В. Королёв //Современные инновации в науке и технике: сборник материалов8-й Всероссийскойнаучно-технической конференции (19–2018). – Курск, – 2– С. 201
    Прогнозирование технического состояния автомобильной техники при ее эксплуатации в различных условиях
    Л. О. Савин, М. В. Королёв, П. А. Сысоев //САМИТ : сборник материалов IX Международной научно-технической конференции(26–2017). – Курск, – 2– С. 76
    Организация технического обслуживания автомобильной техники с учетом природно-климатических условий ее эксплуатации
    Л. О. Савин, М. В. Королёв //САМИТ : сборник материалов X Международной научно- технической конференции(26–2018). – Курск, – 2– С. 215
    Управление параметрами ТО АТ при различных дорожно-транспортных условиях ее эксплуатации
    Л. О. Савин, М. В. Королёв, П.А. Сысоев //САМИТ: сборник материалов XI Всероссийской межведомственной научнойконференции (14–2019). – Орёл, – 2– С. 79
    Алгоритм и методика управления периодичностью технического обслуживания автомобильной техники при ее эксплуатации в особых условиях
    Л. О. Савин, М. В. Королёв, А.Н. Новиков // сборник материалов 6-й международнойнаучно-практической конференции «Информационные технологии и инновации натранспорте» (2020). – Орёл, – 2– С. 229–Патентные материалы

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету