Совершенствование технологии погрузки и транспортировки грузов в мягкой таре при уборке овощей за счет обоснования параметров погрузочно-транспортного агрегата
ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА МЕХАНИЗАЦИИ
ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ ПРИ УБОРКЕ ОВОЩЕЙ В
МЯГКОЙ ТАРЕ 11
1.1. Технологические процессы грузопереработки овощей в мягкой
таре……………………………………………………………………….11
1.1.1 Способы уборки и погрузки затаренных в сетки овощей на
примере репчатого лука 11
1.1.2 Проблема механизации погрузочных работ овощей в мягкой
таре 14
1.2. Технические средства для погрузочно-разгрузочных работ с
пакетированными грузами 16
1.2.1. Сельскохозяйственные погрузчики для штучных грузов и
мешков 16
1.2.2 Клещевые захваты для мешков и пакетированных грузов22
1.2.3. Транспортировка тары с овощами 23
1.3. Сельскохозяйственные погрузочно-транспортные
манипуляционные роботы 25
1.4. Цели и задачи исследования
2. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ МАНИПУЛЯТОРА ПОГРУЗОЧНО-
ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА И ОБОСНОВАНИЕ ИХ ЗНАЧЕНИЙ33
2.1. Концептуальная модель погрузочно-транспортного агрегата и
варианты технологических процессов грузопереработки овощей в мягкой
таре 33
2.1.1. Обоснование подвижности захвата манипулятора 36
2.1.2. Структурный синтез манипулятора погрузочно-транспортного
агрегата 39
2.2. Обоснование геометрических параметров механизма манипулятора
3
2.2.1. Формирование зоны обслуживания манипулятора 43
2.2.2. Определение рациональных параметров привода стрелы
параллелограммного механизма 49
2.3. Анализ механизма манипулятора погрузочно-транспортного агрегата
2.3.1. Кинематический анализ механизма стрелы манипулятора57
2.3.2. Кинетостатический анализ механизма манипулятора 59
2.3.3. Определение продольной и поперечной устойчивости
погрузочно-транспортного агрегата на базе самоходного шасси60
2.3.4. Обоснование параметров клещевого захвата сеток
3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРУЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ И
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ ЗАХВАТА ПОГРУЗОЧНО-
ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА 71
3.1. Задача ориентации захвата в пространстве 71
3.2. Планирование траекторий и программных движений
исполнительных приводов механизма манипулятора
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОГРУЗОЧНО-
ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА С МАНИПУЛЯТОРОМ-ТРИПОДОМ84
4.1. Экспериментальный образец погрузочно-транспортного агрегата85
4.2 Методика экспериментального исследования и измерительная
аппаратура 95
4.2.1 Методика регистрации параметров 95
4.2.2 Измерительная аппаратура и тарировка датчиков 99
4.3 Оценка погрешности измерений
5 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНЫХ
РАБОТ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОГРУЗОЧНО-
ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА 113
5.1. Повышение эффективности погрузочно-транспортных работ за счет
автоматизации технологических операций 113
5.2. Технико-экономическая оценка разработанного погрузочно-
транспортного агрегата 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 129
ПРИЛОЖЕНИЯ 150
Приложение 1.- Патенты 151
Приложение 2.- Дипломы и медали за участие в конференциях и выставках
Приложение 3.- Акт внедрения 160
Приложение 4.- Расчёты в программном комплексе Mathcad 163
Во введении представлена общая характеристика работы, обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи исследования, определены научная новизна и положения, выносимые на защиту. Описаны методы исследования, используемые в работе. Представлены сведения об апробации работы, публикациях, теоретической и практической значимости
результатов исследований.
В первой главе «Современное состояние вопроса механизации погрузочно-
транспортных работ при уборке овощей в мягкой таре» проведен анализ погрузочных манипуляторов, используемых на погрузочно-разгрузочных работах, рассмотрены технологические процессы уборки овощей. Из проведенного анализа выявлено, что при уборе овощи чаще всего затаривают в сетки, в таких тарах они и реализуется. Затаривание выполняется как вручную с поля, так и затаривание в сетки на механизированных подборщиках. Во всех случаях погрузка мешков на транспортные средства производится вручную (рис. 1).
Ручная сборка сеток с овощами является монотонной и трудозатратой операцией, что в свою очередь задействует большое количество рабочей силы, это одна из главных проблем уборки овощей. Поэтому необходимо механизировать и автоматизировать процессы уборки овощей в мягкой таре.
Проведен обзор средств механизации, автоматизации и роботизации погрузочно-транспортных работ в сельском хозяйстве, сельскохозяйственных погрузчиков, погрузочно-транспортных роботов и манипуляторов.
а)
Рисунок 1 – Ручное затаривание овощей за механизированным
подборщиком: а) – затаривание лука в мешки-сетки на лукоуборочном комбайне; б) – погрузка мешков-сеток на транспортное средство.
Анализ научных работ российских и зарубежных ученых показывает, что в последнее время растет интерес к манипуляционным погрузчикам и роботам параллельной и параллельно-последовательной структуры, которые могут использоваться на погрузочно-разгрузочных работах в сельском хозяйстве.
Во второй главе «Выбор параметров манипулятора погрузочно- транспортного агрегата и обоснование их значений» для разрабатываемого манипулятора обоснована степень подвижности захвата сеток с овощами и маневренность манипулятора.
б)
Определенный задел по проектированию погрузочно-транспортных машин
и роботизированных погрузчиков наработан для уборки бахчевых культур: арбузов, тыкв, дынь. Однако анализ этих работ показывает, что эффективность применения погрузочно-транспортных средств для сбора плодов бахчевых
культур составляет 85% (т.е. 15% плодов остаются на поле).
На рисунке 2 представлена предлагаемая технологическая схема по погрузке и транспортировке сеток с овощами. Погрузочно-транспортное средство движется по полю, грузит мешки-сетки в сменный кузов, после наполнения кузова происходит его выгрузка и погрузка на другое транспортное средство.
Рисунок 2 – Технологическая схема по погрузке и транспортировке сеток с овощами
При незначительных расстояниях от поля до места складирования урожая или места его реализации возможен вариант, когда погрузочно-транспортный агрегат транспортирует самостоятельно загруженные сетки (мешки) с поля до хранилища. Для решения поставленных задач механизации погрузочных работ на уборке упакованных в сетки овощей (лук, морковь, картофель) предложена
l2 min
l2 max
r2 h2 2hrcos( r2 h2 2hrcos(
) )
h c1 c2 c2 c1 , r c1 c2 c2 c1 , 22
конструкция погрузчика, устанавливаемого на самоходное шасси (рис.3.). На раму шасси крепится пространственный параллелограммный механизм 1, который обеспечивает при различных углах поворота стрелы горизонтальное положение платформы 2. К платформе 2 крепится манипулятор-трипод 3, в виде треугольной пирамиды, а к его выходному звену 4 (универсальному шарниру) подвешивается управляемый клещевой захват 5. Причем захват самоустанавливающийся и всегда занимает вертикальное положение под действием силы тяжести, что позволяет захватывать сетки, установленные в поле вертикально. Манипулятор-трипод обеспечивает перемещение захвата сеток по ширине кузова самоходного шасси по трем декартовым координатам x, y, z.
Рисунок 3 – Устройство мобильного погрузочно-транспортного агрегата на базе самоходного шасси и рабочая зона обслуживания захвата1 – коромысла пространственно-параллелограмного механизма; 2 –прямоугольная ферма для крепления манипулятора-трипода; 3 – эллектроцилиндры; 4 – сферический шарнир; 5 – клещевой захват.
Заданная степень подвижности захвата обеспечивается обобщенными координатами манипулятора. В данном случае это три цилиндра манипулятора- трипода и цилиндр поворота коромысел механизма. Степень подвижности точки крепления захвата W=4. Обоснование структуры и количества кинематических пар проведено
Реализация алгоритма формирования зоны обслуживания захвата реализована в Mathcad.
Для обоснования параметров исполнительных цилиндров привода стрелы параллерограммного механизма рассмотрим расчетную схему (рис. 4) при
изменениитекущейдлиныlвпределахlmin llmax.
Используя уравнения проекции векторного контура на оси координат получим выражения для определения межосевого расстояния h и радиуса кривошипа r
решением задачи оптимизации.
критерием при формировании зоны обслуживания является заданная ширина шасси и обеспечение перемещения клещевого захвата по всей площади кузов.
max min
(1) (2)
условной Главным
l2 l2 max min
и
минимальное удлинение цилиндра.
Определение значений радиуса кривошипа r и межосевого расстояния h проводилось в табличном процессоре Excel, за начальные значения приняты: минимальный угол поворота кривошипа α=200 и типоразмерные параметры стандартного цилиндра, а именно максимальное и минимальное значения длин цилиндра соответственно lmax = 530 мм и lmin=360 мм.
с
l2 max
min
l2 cos min
max
;
с
1 cos cos , min max
cos
cos cos
Рисунок 4 – Определение рациональных параметров исполнительного привода стрелы
По полученным зависимостям, частично задаваясь некоторыми начальными параметрами можно подобрать рациональные точки крепления цилиндра в зависимости от его удлинения. Например, для указанных уже выше значений максимального и минимального удлинения исполнительного цилиндра для заданного максимального угла поворота в 900 получены r = 159,4 мм и h = 505,6 мм.
Из уравнения моментов сил относительно точки А (рис. 4) с учетом силы, приведенной к рычагам поворотного параллелограммного механизма получена зависимость усилия P на штоке электроцилиндра от угла поворота φ
mgLsin( )
P() 2 min,
где φ1- угол положения рычага захвата; L-длина рычага.
Данное выражение может служить в качестве проверочного по максимально
развиваемому усилию цилиндром, либо при минимизации P(φ) могут быть скорректированы значения r и h.
Так, например, по полученной зависимости построен график зависимости усилия P на штоке электроцилиндра от угла поворота φ и радиуса кривошипа r (рис.5) для r = 159,4 мм изменение усилия на штоке цилиндра при приведенной массе мешка в 30 кг составит от -1586 Н до 4135 Н при диапазонах изменения угла φ=45…1200.
В результате кинематического анализа получены зависимости угловых скоростей основания манипулятора – трипода от закона изменения линейной скорости штока и далее на основе кинетостатического анализа определены необходимые усилия для привода механизмов.
В процессе технологических операций погрузчику приходится передвигаться от одного объекта к другому, осуществлять технологические
lmax
lmin – максимальное и
min max
r sin( 1 )
(3)
переезды и пересекать неровности рельефа. В главе выполнены расчеты на продольную и поперечную устойчивость.
Предельный угол поперечной устойчивости
составляет
основании
выполненных
сделан вывод, что для разработанного погрузочно-транспортного агрегата обеспечивается необходимая продольная и поперечная устойчивость.
Рисунок 5. – Зависимость усилия P на штоке электроцилиндра от угла поворота φ и радиуса кривошипа r
21,80. На результатов расчётов,
Расчетная схема
клещевого захвата представлена на рисунке 6.
Гарантированное удержание груза захватом обуславливается либо геометрическим, либо силовым замыканием, обеспечиваю щим невозможность поступательных и вращательных движений захватываемых тел.
Минимально необходимое удерживающее усилие определится из
выражения.
P() 2cos(N l 0,25Qa) , (4)
b
где N – усилие замыкания; l- от центра мешка до пересечения рычагов клещевого захвата; Q – масса мешка.
Полученные графики удерживающей силы представлены на рис.7.
Рисунок 6 – Расчетная схема Рисунок 7 – Зависимость удерживающей клещевого захвата силы от массы мешка и угла положения
рычага захвата
В третьей главе «Формирование ориентирующих движений и планирование траекторий захвата погрузочно-транспортного агрегата» решена задача
ориентации захвата в пространстве в зависимости от расположения сеток на поле.
Ориентация сетки с овощами в пространстве определяется в системе декартовых координат, связанной непосредственно с рамой самоходного шасси, т.е. ориентация сетки определяется относительно шасси с помощью углов относительно осей координат.
Следует также учитывать взаиморасположение сеток. Близкое расположение сеток друг к другу может мешать их захвату, как это показано на рис. 8.
Для обеспечения выдвижного захвата сетки необходимо чтобы расстояние между осями рядом стоящих сеток должно удовлетворять условию:
L 2S p (5)
где S – ширина сеток; p – расстояние между сетками.
На основе характера расположения сеток в пространстве обосновывается ориентирование клещевого захвата при программировании движений.
С целью планирования
а) б) Рисунок 8 – Обоснование расстояния захвата: а – геометрические размеры
мешка сетки; б – геометрические размеры клещевого захвата
программных
исполнительных
манипулятора
технологический процесс сбора и погрузки сеток с овощами погрузочно-транспортным агрегатом представлена на рисунке 9.
Задачу перемещения
представить
оптимального можно в виде
минимизации функции
n
Ф S min. (6)
i1
i,i1
где Si – траектория перемещения захвата с мешком в кузов самоходного шасси.
При захвате сетки в точке C1 захват перемещается в заданные координаты, при этом точки М и C1 совмещаются.
Рисунок 9 – Планирование программных движений исполнительных приводов манипулятора: а – перемещение агрегата к мешку С1; б – перемещение агрегата к мешку С2; в – перемещение агрегата к мешку С3
движений приводов рассмотрен
Захваченный мешок перемещается в ближайшее свободное место в кузове (рис. 9 а) по кратчайшей траектории Pi. Для данного вида перемещения захвата с мешками в кузов оптимальным будет решение минимизации функции
Пока осуществлялось перемещение захвата с мешками по траектории P1 (рис.9, а) и H1 (рис.9, б) шасси переместилось на расстояние Lсш. После того, как мешок C1 был погружен, захват необходимо переместить к следующей точке C2, при этом если нет препятствий, то траектория H1 может быть любой, за критерий здесь
можно принять функцию минимизации времени
Ф2
i 1
Pmin. (7) i
H
n
Ф3 imin,
n
(8) i1 VMср
где Нi – траектория перемещения высвобожденного захвата к следующему мешку; VМср – средняя скорость точки М перемещения захвата за цикл.
После захвата мешка из точки C2 он перемещается в кузов в ближайшее свободное место по траектории Pi+1 .
Далее весь технологический захват повторяется до полного заполнения кузова.
В четвертой главе «Экспериментальное исследование погрузочно- транспортного агрегата с манипулятором-триподом» поставлены задачи экспериментального исследования, описана конструкция экспериментального образца манипулятора, методика проведения экспериментальных исследований, измерительная аппаратура, датчики и методы их тарировки.
Экспериментальный образец погрузочно-транспортного агрегата представлен на рисунке 10.
Рисунок 10 – Устройство погрузочно-транспортного агрегата: 1- основание; 2- рычаг; 3- платформа; 4 – манипулятор-трипод; 5-трехподвижный сферический шарнир; 6- клещевой захват; 7 – исполнительный привод управления углом наклона пространственно-параллерограммного механизма.
Исполнительный привод манипулятора является комбинированным. Манипулятор-трипод выполнен на основе электроцилиндров SKF CABH-21 с питанием от постоянного тока напряжением 24 В. Привод параллелограммного механизма осуществляется от гидроцилиндров, управление которыми может
быть, как в ручном режиме, так и в автоматическом, посредством электроуправляемых гидрораспределителей. Основные характеристики экспериментального оборудования приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные характеристики погрузочно-транспортного агрегата
Максимальная грузоподъемность, кг.
Максимальная высота подъема захвата, мм. Собственная масса конструкции (без массы шасси), кг Тип гидронаса
Тип гидрораспределителей Тип электроцилиндров
Напряжение питания электроактуаторов, В Максимальный ток, А
150 2500 205 НШ-10
MSV04A CAНВ-21, SKF
24В 8
На рисунке 11 представлена схема разработанной централизованной однопроцессорной системы управления приводами манипулятора-трипода. В данной системе модулем управления актуаторами, является микроконтроллер STM32F407 с архитектурой ARM Cortex-M4F.
Рисунок 11 – Функциональная схема системы управления приводами манипулятора
Регулирование скорости движения штока, происходит за счет именения управляющего ШИМ-сигнала, максимальная скорость таких электроцилиндров 45 мм/с при максимальной нагрузке на шток в 2,3 кН и 65 мм/с без нагрузки. На двигатели приводов установлены потенциометрические датчики обратной связи, с помощью которых определяется текущее состояние устройства.
Заданные законы перемещения рабочей точки – реализуются программно, с помощью системы управления, осуществляющей текущей контроль состояния линейных приводов.
Погрузочно-транспортный агрегат на базе самоходного шасси, оборудовался соответствующими датчиками (рис. 12) и измерительной
аппаратурой. Для записи регистрируемых параметров использовались электрические методы измерения неэлектрических величин. Синхронная фиксация изменения этих показателей по времени осуществилась с помощью персонального компьютера и блока регистрации параметров (рис.13). Тарировка датчиков осуществлялась по контрольным приборам. Для питания реохордных датчиков перемещения штоков гидроцилиндров и датчиков давления использовались четырехканальный источник стабилизированного постоянного напряжения.
Рисунок 12 – Схема размещения на экспериментальном образце датчиков: 1- датчик давления поворота рычага; 3-датчики текущего положения штоков; электроцилиндров; 4-датчик положения штока гидроцилиндра клещевого захвата; 5- камера СТЗ
Рисунок 13 – Измерительная аппаратура: 1 – персональный компьютер; 2 – блок регистрации параметров
В процессе экспериментальных исследований проводилась проверка фактической зоны обслуживания захвата с теоретической. Для этого овощи в мягкой таре многократными повторениями перемещались в различные места кузова (рис.14).
а) б) в) Рисунок 14. – Погрузка-разгрузка сеток в различные места кузова: а) –
погрузка мешка в кузов самоходного шасси; б) – выгрузка мешка из кузова самоходного шасси; в) – захват следующего мешка
Эксперименты показали, что коэффициент динамичности Кд ≤ 1,05 а декремент колебаний составляет Дк = 0,05. Эти показатели говорят о низкой динамичности процессов, отсутствие значимой раскачки груза и влияние ее на суммарное время технологического цикла.
Среднее значение времени цикла погрузки-разгрузки tср=37,49 с.
Для оценки затрачиваемой работы и потребляемой мощности ПТА анализировали регистрируемый потребляемый ток электродвигателями и давления в напорной магистрали.
1400 А, Дж
1200
1000
800
600
400
200
0
375 23
177 164,6
227745,6 250
425,8
886,55
709
897
1254,944
1093,694 1127
1011
1234567
На рисунке 15 приведены кривые изменения работы, затрачиваемой приводами манипулятора при различных точках размещения мешка с овощами в кузове. Минимальное значение соответствует минимальным длинам траектории, т.е перемещению в точку, ближнююк передней кромке кузова, максимальное значение соответственно при максимальной длине траектории – при перемещении к заднему борту кузова.
Анализ осциллограмм экспериментальных исследований показал, что для выполнения одного цикла операций необходимо от 4 до 7 включений – выключений приводов (рис.16).
Рисунок 15 – Изменение затрачиваемой работы за цикл операции при погрузке мешка
с овощами в продольной плоскости агрегата при различных точках размещения в кузове
Количество включений зависит от ориентации и расположения сетки на поле и места выгрузки в кузов. Разработана система управления, позволяющая реализовывать задачи программного движения с целью автоматизации процесса.
1 0
-1
0 2 4 6 81012141618202224262830 L1 32 34 36
L1 L2 L3 ф
Рисунок 16 – Усредненная циклограмма включения-выключения приводов
Для определения координат мешков и осуществление позиционирования захвата на поле используется система технического зрения (СТЗ) на основе видеокамер. Конструкция манипуляционного механизма погрузочно-транспортного агрегата и разработанная система управления подразумевает несколько режимов работы:
1) Полностью ручной режим управления (оператором);
2) Полуавтоматический режим управления;
3) Полностью автоматический сбор мешков с поля и погрузка в кузов по
данным, полученным от датчиков и СТЗ.
В пятой главе «Повышение эффективности погрузочно-транспортных работ и технико-экономическая оценка погрузочно-транспортного агрегата» рассчитана эффективности погрузочно-транспортных работ за счет автоматизации управления приводами и приведена технико-экономическая оценка разработанного погрузочно-транспортного агрегата.
Определены технико-экономических показатели разработанного погрузочно-транспортного агрегата, представленные в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 – Показатели экономической оценки на погрузочных работах с использованием погрузочно-транспортного агрегата в сравнение с аналогом
Наименование показателя
Вид механизированной работы Марка техники (состав МТА)
Производительность МТА за 1 ч сменного времени, т/ч
Удельный расход моторного топлива, кг т наработки
Совокупные затраты денежных средств (себестоимость выполнения работ) всего. руб/га
Значение показателя по аналогу новой
технике Погрузка
СШ+ ПГ-0,2 1,415 0,61 19041,05
СШ+ новый погрузчик 1,719
0,58 17041,05
Таблица 3 – Показатели сравнительной экономической эффективности на условный объем погрузочных работ при использовании погрузочно- транспортного агрегата в сравнении с аналогом
Наименование показателя
Годовая экономия совокупных затрат денежных средств, руб
Снижение себестоимости выполнения работы, % Срок окупаемости капиталовложений, лет Снижение потребности в дизельном топливе, %
Значение показателя по новой технике 11341
10 0,4 4
Фактическая производительность погрузочно-транспортного агрегата составляет 1,7 т/ч. В результате проведенных расчетов получили срок окупаемости погрузочно-транспортного агрегата 0,4 года. Годовой экономический эффект при погрузке механизированным способом составляет 11341 рубль. Для разработанного погрузчика коэффициент характеризующий удельную массу погрузки составил К=1,36, у ПГ-0,2 этот коэффициент составляет К=2.
Отличительной особенностью разработки является возможность самозагрузки мешков в кузов самоходного шасси. Данная функция не предусматривается, например, в погрузчике ПГ-0,2 и других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основе проведенного анализа обоснована и разработана конструкция самоходного погрузочно-транспортного средства с манипулятором и захватом для мягкой тары (патенты РФ No 2700304, No 2651781, No 183544, No 183553) и предложены схемы технологического процесса погрузки и транспортировки с поля овощей в мягкой таре в кузов самоходного шасси.
2. Разработана концептуальная схема погрузочно-транспортного агрегата. Обоснованы структура, геометрические и кинематические параметры манипулятора и клещевого захвата погрузочно-транспортного средства, обеспечивающие необходимое удержание овощей в мягкой таре массой до 50 кг и перемещение груза по всей площади кузова и на расстояние 0,97 м от его передней кромки, на уровне поверхности поля. Получены аналитические и графические зависимости, позволяющие на этапе проектирования погрузочного манипулятора выбирать рациональные параметры конструкции в зависимости от требуемых массы груза и типоразмера шасси.
3. Аналитически сформулирована задача ориентации и планирования траекторий клещевого захвата мягкой тары в пространстве по критериям эффективности, обеспечивающие максимальную производительность погрузочно- транспортного агрегата на погрузочных работах. С учетом сформулированных критериев эффективности перемещений груза по планируемым траекториям расчетной значение теоретической производительности составляет 1,62 т/ч.
4. Разработана и изготовлена конструкция манипулятора с клещевым захватом, экспериментально определен коэффициент динамичности конструкции который не превышает значения Кд=1,1. Энергозатраты на выполнение цикла технологической операции погрузки одной единицы упакованной в мягкую тару овощей составляет 1,1…1,25 кДж, при этом потребляемая мощность всеми приводами составляет 2,14…2,55 кВт. Время цикла операций погрузки находится в пределах от 28 до 38 сек.
5. Использование погрузочно-транспортного агрегата на технологической операции погрузки с поля овощей в мягкой таре в кузов самоходного шасси позволяет повысить уровень механизации работ до 80%, фактическая производительность погрузочно-транспортного агрегата составляет Wфак=1,7 т/ч., годовой экономический эффект составляет 11341 руб. в год, при сроке окупаемости затрат в 0,4 года.
Рекомендации производству
Рекомендуется использовать погрузочно-транспортный агрегат для погрузки овощей в мягкой таре, таких как репчатый лук, морковь, картофель. Наиболее эффективно применение разработанного погрузочно-транспортного агрегата при погрузке в кузов сеток с овощами, расположенными горизонтально на поле и ориентированными преимущественно в одном направлении по отношению к продольной плоскости самоходного шасси.
Перспективы дальнейшей разработки темы
Автоматизация технологического процесса погрузки овощей в мягкой таре с разработкой системы адаптивного управления приводами манипулятора
погрузочно-транспортного агрегата, а также совершенствование конструкции погрузочного агрегата для работы со сменными кузовами.
Актуальность темы исследования. В Волгоградской области, как и
многих других регионах при погрузочных работах при возделывании овощной
продукции в основном преобладает ручной труд, и это обстоятельство является
существенным резервом повышения производительности труда. Анализ
трудоемкости выполнения погрузочно-разгрузочных работ, показал, что в
технологическом процессе уборки овощей, упаковываемых в мягкую тару, это
самая трудоёмкая операция, связанная с ручными погрузочно-разгрузочными и
транспортными работами.
Несмотря на развитие средств механизации в сельскохозяйственном
производстве, объем ручного труда на заготовке плодоовощной продукции
достигает до 40%…50%. Устранить этот недостаток возможно только
комплексной механизацией и автоматизацией погрузочно-разгрузочных
операций.
Совершенствование технологий уборки плодоовощной продукции и
технических средств, направленных на снижение трудовых и материальных
затрат, является актуальной задачей сельскохозяйственного производства и имеет
важное народно-хозяйственное назначение.
Данная работа выполнена в рамках программы научных исследований
ФГБОУ ВО Волгоградского ГАУ в 2016-2020 г., утвержденной Ученым советом
ВолГАУ от 27.06.2016 № 8 по комплексной теме: «2.3. Погрузочные
манипуляторы сельскохозяйственного назначения и повышение их технического
уровня в условиях импортозамещения» и при финансовой поддержке РФФИ в
рамках гранта № 19-38-90067 Аспиранты «Разработка теоретических основ
проектирования сельскохозяйственного погрузочного робота с манипулятором
параллельно-последовательной структуры и методов расчета согласованного
движения его исполнительных приводов».
Степень разработанности темы. Повышением производительности
погрузочно-разгрузочных работ при уборке овощей в мягкой таре, в том числе
лука-репки посвящены работы Лобачевского Я. П., Дорохова А.С., Мерданова
Ш.М., Дубинина В.Ф., Павлова П.И., Протасова А.А. Никитина В.А., Николаева
Н.Н., Павлова И.М. [52, 53, 71, 83, 96, 97, 107, 120].
Большинство исследований технологических процессов погрузки лука
посвящено машинам непрерывного действия. Однако анализ
сельскохозяйственного производства показывает, что значительная доля
приходится на штучные и пакетированные грузы. Исследованиям в области
механизации погрузочно-разгрузочных работ со штучными грузами, посвящены
работы Герасуна В.М., Гуськова Ю.А., Демина Е.Е., Рогачева А.Ф., Строкова
И.М., Пындака В.И., и других ученых [36, 48, 121].
Цель работы. Совершенствование технологии погрузочно-транспортных
работ с грузами в мягкой таре при уборке овощей за счет разработки конструкции
и обоснования параметров погрузочно-транспортного агрегата.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ погрузочно-разгрузочных работ при уборке овощей в
мягкой таре и задействованных при этом технических средств с целью
обоснования конструкции погрузочно-транспортного агрегата и
совершенствования технологических процессов погрузки и транспортировки
овощей в мягкой таре.
2. Разработать концептуальную модель и структурную схему погрузочного
манипулятора с захватным устройством для мягкой тары. Обосновать параметры
конструкции манипулятора с клещевым захватом и получить аналитические
зависимости, характеризующие взаимосвязь конструктивных и технологических
параметров погрузочно-транспортного агрегата.
3. Аналитически сформулировать задачу ориентации и планирования
траектории клещевого захвата мягкой тары в пространстве по критериям
эффективности, обеспечивающим максимальную производительность
погрузочно-транспортного агрегата на погрузочных работах.
4. Разработать экспериментальный образец погрузочно-транспортного
агрегата с манипулятором и клещевым захватом и выполнить его
экспериментальные исследования.
5. Провести оценку технико-экономических показателей разработанного
погрузочно-транспортного агрегата и определить экономический эффект от
использования его в технологическом процессе подбора с поля и погрузки овощей
в мягкой таре.
Объект исследования – погрузочно-транспортные операции и технические
средства для реализации технологического процесса уборки с поля овощей в
мягкой таре.
Предмет исследования – структурно-параметрические, кинематические и
динамические параметры механизма манипулятора и приводов погрузочно-
транспортного агрегата, характеризующие его функционирование в
технологическом процессе.
Научную новизну работы составляют:
– усовершенствованная технология погрузочно-транспортных работ при
уборке овощей в мягкой таре;
– конструктивно-технологическая схема самоходного погрузочного-
транспортного агрегата с манипулятором-триподом и клещевым захватом
(патенты РФ № 2700304, № 2651781, №183544, №183553);
– аналитические зависимости, позволяющие обосновать параметры захвата
манипулятора-трипода и механизма подъема для обеспечения согласованной
работы приводов при выполнении технологического процесса погрузки овощей в
мягкой таре;
– установленные закономерности качественных показателей работы
манипулятора от конструктивных параметров и система управления,
позволяющая автоматизировать работу манипулятора по заданным программным
движениям.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Получены аналитические зависимости параметров захвата и
манипуляционного механизма от качественных показателей работы погрузочного
агрегата, которые позволяют планировать траектории перемещения овощей в
мягкой таре для обеспечения наибольше производительности погрузочно-
транспортного агрегата.
Практическая значимость заключается в усовершенствовании технологии
погрузки и транспортировки овощей в мягкой таре за счет применения
разработанного погрузочно-транспортного агрегата, позволяющего повысить
уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Методология и методы исследования.
Решение комплекса задач, поставленных в данной работе, базировалось на
классических законах механики, теории механизмов и машин, методах
оптимизации и осуществлялось известными, апробированными методами
теоретических и экспериментальных исследований.
Для решения задач теоретических исследований использовалось
современное программное обеспечение Mathcad, MS Excel, Компас 3d, Inventor.
Положения, выносимые на защиту
конструктивно-технологическая схема погрузочно-транспортного
агрегата и усовершенствованная технология погрузки и транспортировки овощей
в мягкой таре;
аналитические зависимости, позволяющие обосновать параметры
захвата манипулятора-трипода и механизма подъема для обеспечения
согласованной работы приводов при выполнении технологического процесса
погрузки овощей в мягкой таре;
результаты экспериментальных исследований погрузочного агрегата с
манипулятором и клещевым захватом;
результаты производственных испытаний и показатели
экономической эффективности применения погрузочно-транспортного агрегата
при уборке овощей в мягкой таре на примере лука-репки, затаренного в сетки.
Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность
результатов исследований подтверждается применением апробированных
методов теоретических исследований, достаточной сходимостью теоретических и
экспериментальных данных, а также сравнением полученных результатов с
подобными исследованиями других ученых.
Основные результаты работы докладывались и обсуждались на:
Международной научно-практической конференции молодых исследователей
«Наука и молодежь: новые идеи и решения» 2018 г., г. Волгоград;
Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию
окончания Сталинградской битвы «Мировые научно-технологические тенденции
социально-экономического развития АПК и сельских территорий» 2018г. г.
Волгоград; Международной научно-практической конференции «Научные
исследования по сельскохозяйственному производству» 2018 г. г. Волгоград;
Международной научно-практической конференции «Прогресс транспортных
средств и систем – 2018», г. Волгоград; XXXI Международной инновационной
конференции молодых ученых и студентов по проблемам машиноведения
(МИКМУС – 2019), ИМАШ РАН, г. Москва; XXIV Региональной конференции
молодых учёных и исследователей Волгоградской области, Волгоград, 2020 г;
XIII международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию
Донского государственного технического университета в рамках XXIII и XXIV
Агропромышленного форума юга России и выставки “Интерагромаш” 2020 г. и
2021 г.; XII Всероссийской научно-технической конференции с международным
участием «Робототехника и искусственный интеллект», г. Железногорск, 2020 г;
Международной научно-практической конференции «Агроинженерные
исследования в условиях глобализации и интеграции», г. Зерноград, 2020 г.;
Всероссийской (национальной) научно-практической конференции «Аграрная
наука как основа продовольственной безопасности России», Нальчик, 2021 г.;
XXXII Международной инновационной конференции молодых ученых и
студентов по проблемам машиноведения (МИКМУС – 2021), г. Москва, 2021 г.
Публикации.
Основные научные результаты диссертации полностью отражены в 23
публикациях, в том числе 3 работы опубликовано в изданиях, индексируемых в
международных наукометрических базах Web of Science и Scopus, 3 работы
опубликовано в рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых ВАК
Минобрнауки России, получено 2 патента РФ на изобретения и 2 патента на
полезную модель, 13 работ опубликовано в других журналах, сборниках научных
трудов, материалах конференций. Объем общих публикаций составляет 5,48 п. л.,
в том числе авторских -2,04 п.л.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка
литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 165 страниц с
приложениями, в тексте имеется 9 таблиц и 81 рисунок. Список литературы
представлен из 181 наименования.
1. На основе проведенного анализа обоснована и разработана конструкция
самоходного погрузочно-транспортного средства с манипулятором и захватом для
мягкой тары (патенты РФ № 2700304, № 2651781, № 183544, № 183553) и
предложены схемы технологического процесса погрузки и транспортировки с
поля овощей в мягкой таре в кузов самоходного шасси.
2. Разработана концептуальная схема погрузочно-транспортного агрегата.
Обоснованы структура, геометрические и кинематические параметры
манипулятора и клещевого захвата погрузочно-транспортного средства,
обеспечивающие необходимое удержание овощей в мягкой таре массой до 50 кг и
перемещение груза по всей площади кузова и на расстояние 0,97 м от его
передней кромки, на уровне поверхности поля. Получены аналитические и
графические зависимости, позволяющие на этапе проектирования погрузочного
манипулятора выбирать рациональные параметры конструкции в зависимости от
требуемых массы груза и типоразмера шасси.
3. Аналитически сформулирована задача ориентации и планирования
траекторий клещевого захвата мягкой тары в пространстве по критериям
эффективности, обеспечивающие максимальную производительность погрузочно-
транспортного агрегата на погрузочных работах. С учетом сформулированных
критериев эффективности перемещений груза по планируемым траекториям
расчетной значение теоретической производительности составляет 1,62 т/ч.
4. Разработана и изготовлена конструкция манипулятора с клещевым
захватом, экспериментально определен коэффициент динамичности конструкции
который не превышает значения Кд=1,1. Энергозатраты на выполнение цикла
технологической операции погрузки одной единицы упакованной в мягкую тару
овощей составляет 1,1…1,25 кДж, при этом потребляемая мощность всеми
приводами составляет 2,14…2,55 кВт. Время цикла операций погрузки находится
в пределах от 28 до 38 сек.
5. Использование погрузочно-транспортного агрегата на технологической
операции погрузки с поля овощей в мягкой таре в кузов самоходного шасси
позволяет повысить уровень механизации работ до 80%, фактическая
производительность погрузочно-транспортного агрегата составляет Wфак=1,7 т/ч.,
годовой экономический эффект составляет 11341 руб в год, при сроке
окупаемости затрат в 0,4 года.
Рекомендации производству
Рекомендуется использовать погрузочно-транспортный агрегат для
погрузки овощей в мягкой таре, таких как репчатый лук, морковь, картофель.
Наиболее эффективно применение разработанного погрузочно-транспортного
агрегата при погрузке в кузов сеток с овощами, расположенными горизонтально
на поле и ориентированными преимущественно в одном направлении по
отношению к продольной плоскости самоходного шасси.
Перспективы дальнейшей разработки темы
Автоматизация технологического процесса погрузки овощей в мягкой таре с
разработкой системы адаптивного управления приводами манипулятора
погрузочно-транспортного агрегата, а также совершенствование конструкции
погрузочного агрегата для работы со сменными кузовами.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!