Совершенствование управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Золотухина Юлия Вячеславовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
1. Информационное взаимодействие организаций в условиях цифровой
экономики ……………………………………………………………………………………………….. 13
1.1. Основные драйверы информационного взаимодействия
организаций в условиях цифровой экономики ………………………………………….. 13
1.2. Приоритеты совершенствования управления процессом
информационного взаимодействия организаций в условиях
цифровой трансформации ………………………………………………………………………… 28
1.3. Контрактная система как форма информационного
взаимодействия организаций ……………………………………………………………………. 47
2. Анализ процессов развития информационного взаимодействия
организаций (на примере закупочной деятельности)…………………………………. 73
2.1. Анализ зарубежного опыта информационного взаимодействия
организаций при осуществлении закупочной деятельности ………………………. 73
2.2. Управление информационным взаимодействием участников
совместной закупки городского уровня ……………………………………………………. 85
2.3. Управленческие методы оценки качества информационного
взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики …………………. 94
3. Совершенствование процесса информационного взаимодействия
организаций при осуществлении закупочной деятельности в контексте
развития цифровой экономики ……………………………………………………………….. 111
3.1. Графическая модель процесса информационного взаимодействия
организаций при осуществлении закупочной деятельности …………………….. 111
3.2. Моделирование организационного взаимодействия участников
процедур совместной закупки посредством использования
информационных систем………………………………………………………………………… 124
3.3. Обеспечение компетентности и профессионализма участников
информационного взаимодействия в цифровой экономике ……………………… 131
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 158
Список использованных источников ………………………………………………………. 162
Приложения …………………………………………………………………………………………… 197

Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлены цель и задачи, отражены объект и предмет диссертационного исследования, сформули- рованы положения научной новизны, выносимые на защиту, раскрыта методоло- гия и методы исследования, информационно – эмпирическая база исследования, обоснованы теоретическая и практическая значимость исследования, представле- ны апробация результатов исследования, публикации соискателя.
В первой главе исследованы теоретические основы информационного вза- имодействия организаций в условиях цифровой экономики. В частности, уточнено понятие информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики, выявлены основные драйверы информационного взаимодействия ор- ганизаций в условиях цифровой экономики. Выявлены приоритеты совершенство- вания управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой трансформации. Исследована контрактная система как форма информационного взаимодействия организаций.
Во второй главе представлены результаты анализа процессов развития ин- формационного взаимодействия организаций (на примере закупочной деятельно- сти). Соискателем проведен анализ зарубежного опыта информационного взаимо- действия организаций при осуществлении закупочной деятельности. Исследованы особенности управления и информационного взаимодействия организаций- участников совместной закупки городского уровня, а также систематизированы управленческие методы оценки качества информационного взаимодействия орга- низаций при осуществлении закупок в условиях цифровой экономики.
Третья глава посвящена разработке научно-практических рекомендаций по совершенствованию процесса информационного взаимодействия организаций при осуществлении закупочной деятельности в контексте развития цифровой эконо-
мики. Соискателем разработана графическая модель процесса информационного взаимодействия организаций при осуществлении закупочной деятельности, осу- ществлено моделирование организационного взаимодействия участников проце- дур совместной закупки посредством использования информационных систем, обоснована многоуровневая модель управления информационным обеспечением процесса взаимодействия организаций (на примере закупок образовательных ор- ганизаций г. Москвы). Выявлены и обоснованы компетенции руководителей и со- трудников организаций – участников информационного взаимодействия в услови- ях цифровой экономики, дополнена структурно-логическая схема принятия управ- ленческих решений для повышения эффективности осуществления закупок – про- цесса информационного взаимодействия организаций в цифровой экономике.
В заключении диссертационного исследования соискателем представлены полученные выводы, даны рекомендации по использованию полученных результа- тов, обоснованы направления дальнейших исследований.
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Уточненное понятие информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики, основные драйверы информационного вза- имодействия организаций в условиях цифровой экономики.
Исследованные в диссертации вопросы цифровой кооперации, интеграции, сетевых эффектов информационного взаимодействия, взаимодействия стейкхол- деров, стратегического партнерства, цифровой трансформации бизнеса, взаимо- действия организаций в информационном поле, а также в условиях цифровой трансформации привели нас к необходимости формулировки понятия «информа- ционное взаимодействие организаций в условиях цифровой экономики».
Проведенный компаративный анализ различных точек зрения относительно категорий «информация», «взаимодействие», «информационная система», «воз- действие», «информирование» позволил нам уточнить понятие информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики. Информационное взаимодействие организаций в условиях цифровой экономики, по нашему мне- нию, – это итерационный и вариативный обмен информацией (данными), находя- щимися в общей информационной (цифровой) среде на основе использования цифровых информационно-коммуникационных технологий для реализации и со- вершенствования направлений оперативного и стратегического сотрудничества при достижении целей всеми участниками взаимодействия и получения синерге- тического эффекта.
В диссертации были выявлены основные драйверы информационного взаи- модействия организаций в условиях цифровой экономики. Информационное взаи- модействие организаций, как и любой иной частный процесс менеджмента, нахо- дится под влиянием внутренних (внедрение в управление информационно- коммуникационных технологий, его автоматизация, роботизация деловых процес- сов, формирование цифровых компетенций менеджеров и др.) и внешних (форми- рование публичных и шеринговых информационных ресурсов, развитие информа- ционно-коммуникационной инфраструктуры, интеграция информационных систем организаций и др.) факторов, которые трансформируются по мере развития циф- ровых экономических отношений. Это меняет содержание и направленность ин-
формационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики. Визуализация полученного научного результата представлена на рисунке 1.
Развитие цифровых ком- петенций участников ин- формационного взаимо- действия
Развитие циф- рового интел- лекта
Адаптация участ- ников информаци- онного взаимодей- ствия к быстрому изменению правил взаимодействия
Изменение границ географического взаимодействия
*Составлено автором
Производство товаров и услуг более высокого ка- чества при меньших за- тратах
Потребитель
Продукт
Создание среды для эффективного вза- имодействия с по- требителями
Сбор
Обработка Хранение
Платформизация
Цифровая экономика
Организация А
Организация N
Данные
Монетизация
Необходимость установления норм и правил цифрового взаимодействия,
политики в области конкуренции и налогообложения
Рисунок 1 – Основные драйверы информационного взаимодействия органи- заций в условиях цифровой экономики
Выявленные драйверы (экономические факторы и условия, влияющие и определяющие текущее и дальнейшее развитие) информационного взаимодей- ствия организаций в условиях цифровой экономики позволят организациям вы- явить приоритеты тактического и стратегического информационного взаимодей- ствия для достижения поставленных целей и обеспечения синергетического эф- фекта. Таким образом, нами было исследовано и уточнено понятие «информаци- онное взаимодействие организаций в условиях цифровой экономики», выявлены драйверы информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики, что представляет собой элемент научной новизны и расширяет теоре- тические положения концепций современного менеджмента.
2. Приоритеты совершенствования управления процессом информаци- онного взаимодействия организаций в условиях цифровой трансформации во внешнем и внутреннем контурах.
Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач нами был проведен анализ основных тенденций развития цифровой экономики с пози- ции информационного взаимодействия организаций. Проведенное нами исследо- вание, базирующееся на изучении научных подходов российский и зарубежных ученых, позволило выявить приоритеты совершенствования управления процес- сом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой транс- формации, представленные на рисунке 2.
Нами были выделены приоритеты совершенствования управления процес- сом информационного взаимодействия во внешнем и внутреннем контурах. Сле- дование данным направлениям обеспечит синергетические эффекты как для орга-
низаций – участников информационного взаимодействия – внутренний контур управления, так и для общества в целом – внешний контур управления.
Развитие цифрового спроса
Приоритеты управления во внешнем контуре
Приоритеты управления во внутреннем
контуре
Развитие компетенций в области эффективного ис- пользования цифровых платформ и систем
− Создание цифрового предложения: ориентация на кли- ента.
− Управление цифровыми проектами: как ставить задачи и принимать результаты работы в случае создания и внедрения новых систем (управление цифровыми из- менениями).
− Современные коммуникации и развитие лидерства: как добиваться лидерства в отсутствии формальных иерархий, в постоянном взаимодействии со множе- ством равноправных стейкхолдеров.
Создание возможностей для раз- работки информационных про- дуктов, имеющих потенциал применения на национальном и глобальных рынках
Синергетические эффекты для организаций – участников информационного воздействия:
Развитие стратегического мышления в эпоху цифровой трансформации
Синергетические эффекта для общества:
 Создание “цифрового консенсуса” на осно- ве общего понимания целей, подходов и ин- струментов информационного взаимодействия.  Усиление информационного взаимодей- ствия между обществом и бизнесом на основе использования цифровых решений.
 Новый уровень сотрудничества и конку- ренции на основе роста сетевых эффектов ин- формационного взаимодействия.

амбидекстрии – способность организации эффективно управлять сегодняшним бизнесом и одновременно адоптироваться для удовлетворения меняющегося спроса завтрашнего дня.
− Появление новых характеристик бизнеса: цифро- вая стратегия, объединяющая It и бизнес – стратегию, гибкие методы работы: Scrum, кросс-функциональные команды, культура принятия риска.
Развитие и совершенствование организационной
Составлено автором
Рисунок 2 – Приоритеты совершенствования управления процессом
информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой трансформации
3. Графическая модель процесса информационного взаимодействия ор- ганизаций при осуществлении закупочной деятельности как формы сотруд- ничества.
Характер информационного взаимодействия организаций в условиях цифро- вой экономики наиболее полно отражает процесс организации закупочной дея- тельности в едином информационном пространстве.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации существуют и дей- ствуют региональные муниципальные информационные системы (РМИС), интегри- рованные с Единой информационной системой (ЕИС), сведения о регистрации, ко- торых размещены в ЕИС. Среди первых зарегистрированных РМИС – единая авто- матизированная информационная система города Москвы (далее – ЕАИСТ). Успешный опыт города Москвы по автоматизации контрактной системы востребо- ван регионами. Электронизация закупочных процедур обеспечила непрерывное функционирование контрактной системы в сложной эпидемиологической ситуации.
Нами было проведено исследования на примере закупок образовательных организаций г. Москвы на базе единой комплексной информационной системы Департамента образования и науки города Москвы (ЕКИС ДОгМ). Закупочная де- ятельность организаций города Москвы протекает в открытом информационном
пространстве. Прозрачность закупок предполагает повышенную ответственность образовательных организаций и Департамента образования и науки как главного распорядителя бюджетных средств за качество и содержание информации, разме- щаемой в открытом доступе.
Методические рекомендации по организации управления процессом инфор- мационного взаимодействия организаций при осуществлении закупок (на примере образовательных организаций) были основаны на разработанной модели и функ- ционала сервиса ЕКИС «Совместные закупки» по направлениям управленческой деятельности разделены на 3 соответствующих этапа: управление потребностями, управление закупками, управление результатами. Подробно процедура информа- ционного взаимодействия организаций в системе ЕКИС ДОгМ описана в диссер- тационном исследовании.
Нами был проведен анализ процесса информационного взаимодействия ор- ганизаций – участников совместной закупки городского уровня с описанием функ- ций каждого из участников (рисунок 3).
Действие
Субъект процесса
Заказчик А (Образовательная Р – И организация)
Организатор торгов А (Образовательная Р И Ф организация)
Управление закупками
Управление результатами
Управление потребностями
Межшкольная тор- говая площадка
– Ф Б
– Ф – – –
БА Ф ИФ Ф БФ Ф И
Б – И И – И
– – – Р ФСР АБ
Ф Ф Ф РФ И –
– – – ИФ ИК –
Служба контрактно-
гоуправляющего
ДОгМ
Значение символов: С – согласование действий/решений/документов, Р – принятие решения, И – информирование/поиск информации, Ф – формирование документа/лота/запроса, А – анализ, Б – сбор/консолидация информации, К – контроль
Рисунок 3 – Процесс информационного взаимодействия организаций – участников совместной закупки городского уровня
Далее для всех процедур экспертами проведена оценка эффективности осу- ществления закупок (табл. 1). Далее для всех процедур проведен анализ эффек- тивности и получена оценка по каждому критерию. Дополнительно с процедура- ми, которые по тем или иным причинам не состоялись, а таких случаев порядка 20%, должна проводиться совместная работа структур Департамента образования и науки города Москвы с главными заказчиками по выявлению причин и ошибок, критично сказавшихся на результате городской закупки, для дальнейшего учета в работе. По результатам полученной оценки смоделирована тепловая карта про-
АС
С СК К АС СК СК К К
А СФ
С ФК К К ИК АБК
К
Принятие решения о закупке
Формирование дорожной карты закупки
Анализ потребностей, фор- мирование каталогов
Разработка документации, определение стоимости
Планирование и согласова- ние лотов
Формирование процедуры
и документации
Проверка обоснованности, прохождение РГ, МРГ закуп- ки
Экспертиза НМЦК
Согласование публикации процедуры
Публикация процедуры
Внесение изменений в про- цедуру
Принятие решений, подписа- ние протоколов по процедуре
Заключение контракта
Анализ ошибок, полученных результатов
блемных зон – распределение по количеству процедур внутри проблемных зон (рис. 4).
Таблица 1 – Оценка по критериям эффективности осуществления закупок
110000050010010
2 1 1 25 7 3
3 1 1 18 8 4
4 1 1 12 4 2
5111,582
6110,551 711010000110011 8 1 1 0,5 4 1 0 6 1 1 1 1 0 0 1 911010000110011
0 1 0 1 1 1 1 1 1 0 7 1 1 1 1 1 0 1 0 0 0 1 1 1 1 1 1 051111001 000111011
10 1 1 15 3 2 0 1 1 1 1 1 1 0 1 11 1 1 4 4 3 0 0 0 1 1 1 0 1 1 12 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 13 1 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 14 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 15 1 1 0 2 2 0 1 1 1 1 1 0 0 1 16 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 17 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 18 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 19 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 20 1 1 0,5 2 2 0 4 1 1 1 1 0 0 1 21 1 1 0 5 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 22 1 1 15 9 5 0 0 0 1 1 1 1 1 1 23 1 1 0 1 0 0 2 1 1 1 0 0 0 0 24 1 1 0,5 5 3 0 0 0 1 1 1 0 1 1
*Составлено автором
Рисунок 4 – Тепловая карта проблемных зон
Опыт совместных закупок помимо всего прочего выявил несколько про- блем: для большинства неопубликованных закупок проблема заключалась в него- товности информационных систем ЕАИСТ и ЕИС к работе с большими объемами
No закупки
Закупка опуб- ликована (1- да, 0 – нет)
Контракт за- ключен (1- да, 0 – нет)
Полученное снижение, %
Подано за- явок, ед.
Кол-во заявок, участвовав- ших в торгах, ед.
Наличие обос- нованных жа- лоб в кон- трольные ор- ганы, ед.
Запросов, ед.
Запросов, по- влекших вне- сение в доку- ментацию, ед.
Осуществи- мость
Отсутствие обоснованных жалоб
Конкурент- ность
Экономич- ность
Понятность документации для участни- ков
Итоговая оценка

 
   
 
1 Этап: Управление потребностями
Формирование каталога потребностей
Загрузка сформированного каталога потребностей в систему ЕКИС «Современные закупки»
Проверка каталога потребностей модераторами
Открытие сбора
Направление главному заказчику каталога потребностей
Анализ потребностей главным заказчиком, консолидация потребностей
2 Этап: Управление закупками
Размещение главным заказчиком информации в системе ЕАИСТ Информационное взаимодействие между заказчиками
3 Этап: Управление результатами
Контроль заключения контрактов по результатам торгов Оценка эффективности
данных; выявлена необходимость в дополнительной специальной подготовке спе- циалистов для работы в качестве организаторов совместных торгов, в том числе с помощью разработанного сервиса; необходимо проведение более детальной ре- флексии полученных результатов осуществленных процедур, а также поиску при- чин в случае несостоявшихся процедур.
Проведенное исследование позволило разработать графическую модель процесса информационного взаимодействия организаций при осуществлении за- купочной деятельности, которая может быть адаптирована для реализации процес- сов информационного взаимодействия организаций в любой сфере деятельности. Схема отработки этой модели приведена на рис. 5. Предложенная модель может быть модифицирована, дополнена, расширена в зависимости от целей проводимо- го исследования.
 
Схема информационного взаимодействия организаций – участников закупоч- ной деятельности
Оценка эффективности информационного взаимодействия организаций при осуществлении закупочной деятельности:
 Оценка по критериям эффективности осуществления закупок
 Составление тепловой карты проблемных зон
 Разработка рекомендаций
*Составлено автором
Рисунок 5 – Схема процесса информационного взаимодействия организаций при осуществлении закупочной деятельности
4. Многоуровневая модель управления информационным обеспечением процесса взаимодействия организаций.
На основе проведенного исследования для решения поставленных в диссер- тации задач нами была построена и далее описана многоуровневая модель управ- ления информационным обеспечением процесса взаимодействия организаций (на примере закупок образовательных организаций города Москвы) (рис. 6).
Основной целью многоуровневой модели является совершенствование управления информационным обеспечением закупок образовательных организа- ций города Москвы. Модель основывается на принципах оперативности, досто-

верности и открытости информации, межведомственного взаимодействия, профес- сионализма заказчиков, выступающих в роли организаторов совместных закупок.
Цель: совершенствовать управление информационным обеспечением за- купок образовательных организаций города Москвы
Принципы
Оперативности информации
Достоверности информации
Открытости информации
Межведомственного взаимодействия
Профессионализма заказчиков
Основные направления управленческой деятельности
деятельности
Управление потребностями Управление закупками Управление результатами
Мониторинг управления информационным обеспечением закупок образова- тельных организаций города Москвы
Критерии:
1. Осуществимость
2. Конкурентность
3. Эффективность
4. Отсутствие обоснованных жалоб
5. Понятность документации для участников
Показатели:
1.Соотношение количества сформированных заку- пок к опубликованным и состоявшимся
2. Количество поданных заявок на участие и фак- тических участников торгов
3. Снижение, полученное в результате торгов
4. Количество жалоб, в т.ч. обоснованных
5. Количество запросов на разъяснение документа- ции, в т.ч. повлекших за собой внесение изменений в документацию
Принятие управленческих решений
Статистический анализ
Ожидаемые результаты
– Снижение ресурсных затрат на информационное обеспечение закупок образовательных организаций города Москвы
– Повышение уровня качества документации о закупках
– Систематизация и синхронизация закупок
– Минимизация влияния уровня профессионализма заказчика на конечный результат
*Составлено автором
Рисунок 6 – Многоуровневая модель управления информационным обеспе- чением процесса взаимодействия организаций (на примере закупок образователь-
ных организаций г. Москвы)
Прикладной программной реализацией модели стал сервис «Совместные за- купки» единой комплексной информационной системы Департамента образования и науки города Москвы (далее – сервис СЗ). Работа в сервисе для конечного заказ- чика в случае участия в городской совместной закупке сводится всего к 4 точкам входа в процесс, когда заказчику необходимо выполнить какие-либо действия,
связанные с конкретной закупкой: на этапе формирования перечня потребностей в данной закупке; на этапе планирования лотов в системе ЕАИСТ по полученным в сервисе СЗ инструкциям; на этапе внесения изменений в стоимость товаров, работ, услуг по результатам прохождения экспертизы начальной максимальной цены; на последнем этапе при заключении контракта по результатам проведенной процеду- ры закупки (внесение сведений о контракте).
Схема взаимодействия информационных систем Департамента образования и науки города Москвы с региональной и федеральной системами приведена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Схема взаимодействия информационных систем при проведении совместной закупки
Системы ЕКИС и ФХД автономны и не интегрированы друг с другом и с внешними системами в сфере закупок. Управленческая деятельность в рамках данной модели состоит из трех уровней: управление потребностями, управление закупками, управление результатами.
Управление потребностями включает в себя порядок формирования катало- га товаров, работ, услуг для его дальнейшей загрузки в систему, сбор и анализ по- требностей образовательных организаций. В управление закупками включается весь цикл формирования процедуры закупки, от планирования лотов в системе ЕАИСТ до получения результатов закупки. При этом на схеме взаимодействия участников совместной закупки городского уровня отражены функции каждого из участников. Управление результатами в большей степени сводится к получению оцифрованного отклика от конечных получателей товаров, работ, услуг по резуль- татам проведенных в рамках описываемой модели процедур закупок, а также в проведении рефлексии полученных результатов через выявление типичных про-
блем, ошибок, анализ их причин и степени влияния на конечный результат. Аналитика работы модели производится через непрерывный мониторинг ка- чества осуществляемого для управления информационным обеспечением закупок образовательных организаций города Москвы. Итоговая оценка работы модели выполняется через построение композиции оценок по всем указанным в таблице 2 критериев для каждой сформированной по правилам модели процедуры закупки в
выбранном временном интервале.
Таблица 2 – Перечень, условные обозначения и описание показателей оценочных критериев для управленческой модели.
No п/п
2
3 4
Оценка для каждой процедуры формируется по булевой формуле, которая в качестве результата выдает 0 в случае отрицательного и 1 в случае получения по- ложительного результата:
Эффективностьi = Оi & Жi & (Кi | Эi | Зi),
где i – порядковый номер анализируемой процедуры, «&» – знак конъюнкции (ло-
гическое «И»), «|» – знак дизъюнкции (логическое «ИЛИ»).
Группировка оценочных критериев выполнена следующим образом: крите-
рии осуществимости и отсутствия обоснованных жалоб являются значимыми, а критерии конкурентности, экономичности и понятности можно рассматривать в совокупности как менее значимые. Однако если совокупность менее значимых критериев в итоге дает нулевой результат, то это повлияет на итоговую оценку эффективности. Общую оценку работы модели за целевой временной промежуток удобно дать через графическое отображение полученных множеств с помощью «тепловой карты» проблемных зон (рис. 5) – чем темнее цвет, тем больше проблем в выделенной зоне. Проведенного анализа с построением тепловой карты про- блемных зон достаточно, чтобы выявить основные проблемные места при подго- товке и проведении процедур закупок и принять соответствующие управленческие решения. К ожидаемым результатам работы модели на данном этапе ее развития отнесены: снижение ресурсных затрат на информационное обеспечение закупок образовательных организаций города Москвы; минимизация влияния уровня про- фессионализма заказчика на конечный результат.
Разработанная модель является многоуровневой, так как эффективные настройки работы системы и точные параметры можно определить только в режи- ме опытной эксплуатации с проведением непрерывного мониторинга для принятия
Критерий оценки (условное обозначение)
Показатель
Значение = 0
Значение = 1
Осуществимость (О)
Соотношение количества сформи- рованных закупок к опубликован- ным и состоявшимся
Закупка не опублико- вана (в том числе тех- нический аспект)
Закупка была опуб- ликована, контракт заключен
Конкурентность (К)
Количество поданных заявок на участие и фактических участников торгов
Подано и участвовало в торгах 0 или 1 заявок
Подано и участво- вало в торгах 2 и более заявок
Экономичность (Э)
Снижение, полученное в результате торгов
Получено снижение меньше или равно 7%
Получено сниже- ние более 7%
Отсутствие обосно- ванных жалоб (Ж)
Количество жалоб, в том числе обоснованных
Есть обоснованные жалобы
Нет обоснованных жалоб
5
Понятность докумен- тации для участников (З)
Количество запросов на разъясне- ние документации, в том числе по- влекших за собой внесение измене- ний в документацию
В результате запроса на разъяснение внесе- ны изменения в доку- ментацию
Внесения измене- ний в документа- цию не последова- ло

своевременных управленческих решений, в том числе по изменению параметров работы. Под параметрами работы системы подразумеваются следующие входные данные: определение уровня публикации совместных торгов (городской, межрай- онных, одиночный); максимальное количество заказчиков в лоте; желаемое требу- емое время на подготовку документации; развитие и разработка каталогов и опре- деление правил использования базы знаний в части стоимости для закупок това- ров, работ, услуг. Это могут быть любые параметры, оказывающие существенное влияние на проводимость и результаты процедур закупок.
5. Компетенции руководителей и сотрудников организаций – участни- ков информационного взаимодействия в условиях цифровой экономики.
Выявленные нами ранее приоритеты совершенствования управления про- цессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой трансформации свидетельствуют о необходимости развития компетенций в сфере взаимодействия с потребителями и ориентации на клиента, эффективного исполь- зования цифровых платформ и систем, развития стратегического мышления, управления цифровыми проектами, современных коммуникаций и развития ли- дерства. В связи с этим нами были сформированы следующие группы компетен- ций, которые необходимо совершенствовать участникам информационного взаи- модействия в условиях цифровой экономики (таблица 3).
Как видно из таблицы 3, цифровых компетенций достаточно много, однако, необходимо понимать, какие из них имеют наибольший вес. Для решения данной задачи используются различные многокритериальные методы. Нами был применен метод Черчмена-Акоффа. Проведенные расчеты представлены в диссертации. На основе метода Черчмена-Акоффа экспертами было проведена оценка укрупненных групп компетенций, развитие которых является приоритетным для менеджеров ор- ганизаций – участников информационного взаимодействия. В цифровой экономике руководителю в первую очередь следует развивать компетенции в области эффек- тивного использования цифровых платформ и систем (суммарная оценка 0,18), стратегического (креативного мышление) (суммарная оценка 0,16), управления ин- формацией, проектного управления (суммарная оценка 0,14), а также взаимодей- ствия с потребителями, ориентации на клиента (суммарная оценка 0,13).
Далее нами были проведены аналогичные расчеты для оценки приоритетно- сти развития компетенций сотрудников организаций – участников информацион- ного взаимодействия. В цифровой экономике сотрудникам в первую очередь сле- дует развивать компетенции в области взаимодействия с потребителями, ориента- цией на клиента в цифровой среде и на основе информационно-коммуника- ционных технологий (суммарная оценка 0,23), эффективного использования циф- ровых платформ и систем (0,18), а также профессиональные компетенции, необхо- димые для конкретной сферы деятельности организаций (0,14). Таким образом, профессионализм является одним из основополагающих факторов информацион- ного взаимодействия организаций и закупочной деятельности, в частности.
В ходе исследования были определены основные управленческие механиз- мы, способствующие эффективному управлению закупками как формы информа- ционного взаимодействия (нацеленность на качество закупок; коллегиальное при- нятие решений; максимальное делегирование полномочий; стимулирование гори- зонтальных связей; личностные стимулы в работе; постоянное повышение квали-

Группа компетенций
Цифровые руководителя
компетенции
Цифровые компетенции участника (работника)
фикации специалистов, осуществляющих закупки) и расширена структурно- логическая схема принятия управленческих решений для повышения эффективно- сти осуществления закупок (рис. 8).
Таблица 3 – Группы компетенций руководителей и участников процесса информа- ционного взаимодействия
1
3
5
Информационная и медиакомпетентность
– умение представлять результаты работы в информационном медиапространстве
– оценка, анализ данных, информации и цифрового контента
– управление данными, информацией и цифровым контентом
Взаимодействие с потребителями, ориентация на клиента
– взаимодействие с использованием цифровых технологий
– участие в общественной жизни с использованием цифровых технологий
– обмен цифровыми технологиями
– обмен цифровыми технологиями – соблюдение сетевого этикета
– управление цифровыми идентификаторами
Компетенции в области эффективного использования цифровых платформ и систем
– разработка цифрового контента – защита персональных данных и соблюдение правил конфиденциальности
– определение потребностей и возможных технологических ответов
– защита здоровья
– защита окружающей среды
– интеграция и изменение цифрового контента – авторские права и лицензии
– программирование
– творческое использование цифровых технологий
– определение пробелов в цифровой грамотности
– решение технических проблем
Профессиональная компетентность
– знания и навыки, необходимые для работы со специализированным аппаратным и программным обеспечением для конкретной области
– управление специализированными цифровыми технологиями для конкретной области
– способность квалифицированно выбирать оборудование (в том числе периферийные устройства), технологии или интерфейсы для работы – без обязательного практического опыта использования
– знания и навыки, необходимые для работы со специализированным аппаратным и программным обеспечением для конкретной области
Стратегическое (креативное мышление)
– способность генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики
– способность абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.
6 Критическое мышление в цифровой
среде
– способность критически оценивать информацию, ее достоверность – способность строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных
8
Управление информацией, проектное управление
– способность находить и внедрять актуальные прибыльные проекты, грамотно ставить задачи и осуществлять контроль в цифровой среде – способность воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными.
Саморазвитие, развитие лидерства
– способность ставить себе образовательные цели под возникающие профессиональные задачи, высокая адаптивность, стремление завоевать доверие команды, заручиться ее поддержкой;
– способность подбирать способы решения и средства развития себя и команды с использованием цифровых средств
Аналитические методы эффективны для определения комплекса тех или иных факторов, способствующих или препятствующих совершенствованию управления качеством закупок. Но, как показывает изучения опыта, аналитиче- ские методы с точки зрения контрактной системы, включающей весь закупоч- ный цикл, не могут дать высокий эффект при решении сложных управленче- ских ситуаций, имеющих несколько оптимального варианта. Поэтому реализа-
ция системного подхода требует даже при незначительном изменение с точки зрения всей системы управления образовательным учреждением.
Создание методологии управления качеством закупок – приоритетное направление, способствующее совершенствованию исследуемого процесса.
Рост экономических и социальных эффектов управления закупками
* Составлено автором
Рисунок 8 – Структурно-логическая схема принятия управленческих ре- шений для повышения эффективности осуществления закупок
Методология управления качеством закупок основывается на современ- ных методологических подходах управленческого образования. Анализ запад- ноевропейского опыта подготовки кадров позволил выделить как ведущий под- ход – компетентностный. Развитие необходимых компетенций всеми участни- ками информационного взаимодействия повысит эффективность совместной деятельности в условиях цифровой экономики.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования достигнут главный научный результат – выполнена разработка теоретико-методических и научно-практических рекомендаций по со- вершенствованию управления процессом информационного взаимодействия орга- низаций в условиях цифровой экономики. Решение данной задачи имеет суще- ственное значение для развития теории менеджмента, стратегического управления, теории межорганизационного взаимодействия.
Рекомендуется использование полученных в диссертации результатов (уточненный понятийный аппарат информационного взаимодействия организа- ций в условиях цифровой экономики; ключевые направления совершенствова- ния управления информационным взаимодействием организаций в условиях цифровой трансформации экономики; модель процесса информационного вза- имодействия организаций при осуществлении закупочной деятельности; мо- дель управления информационным обеспечением процесса взаимодействия ор-
Цель: повышение эффективности управления закупками
Руководство приоритетами управления информационным взаимодействием
Принципы
Целенаправленность
Практиконаправленность
Реализация компетентностного подхода
Системность
Организационно-содержательный блок
Методы принятия управленческого решения
Основные направления повышения эффективности управления закупками
Рефлексивно-результативный блок
Мониторингразвития эффективности управления закупками
Критерии и показатели уровня развития эффективности управления закупками

ганизаций; уточненный состав компетенций руководителей и сотрудников ор- ганизаций в сфере информационного взаимодействия) в практической деятель- ности руководителей и специалистов различных организаций с целью адапта- ции их систем менеджмента к условиям функционирования и развития в циф- ровой экономике.
Направлением дальнейшего развития полученных в диссертации резуль- татов, по мнению автора, является их алгоритмизация и инкорпорирование в качестве элемента цифровой платформы систем менеджмента российских орга- низаций.

Актуальность темы исследования. В современных реалиях
доминирующей тенденцией развития общества становится переход к его
новому типу – открытому информационному обществу, характерными
чертами которого являются активное внедрение и использование в
практической деятельности средств связи и передачи информации,
информационно-телекоммуникационных технологий, а также онлайн-
коммуникации. В связи с этим информация, информационные процессы,
различные информационно-коммуникационные технологии играют важную
роль во всех сферах деятельности, определяя направления дальнейшего
взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики.
Информационные процессы оказывают кардинальное воздействие на
социально-экономическое, политическое, научно-техническое развитие
общества, формируют новое мировоззрение, морально-психологические,
поведенческие аспекты жизнедеятельности, трансформируют процессы и
способы взаимодействия в контексте всего общества, государства, бизнеса.
Особый интерес вызывает процесс информационного взаимодействия
организаций в условиях цифровой экономики. В то же время, его развитие
ограничивается наличием ряда нерешенных управленческих проблем, среди
которых можно отметить: некоторую размытость понимания сущности
информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой
экономики, что затрудняет выделение приоритетов и ключевых направлений
совершенствования управления процессом информационного
взаимодействия организаций и его моделирование, снижает эффективность
управления информационным обеспечением процессов взаимодействия
организаций, а также порождает неопределенность в вопросе выделения
компетенции руководителей и сотрудников организаций – участников
процессов информационного взаимодействия, необходимых для
эффективного управления их развитием и функционированием.
Таким образом, с точки зрения и теории, и практики

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Совершенствование управления процессом информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики»

    Публикации автора в научных журналах

    С.А. Сергеева, Т.Ю. Абдалова,Ю.В. Золотухина // Финансовые рынки и банки. 2№ С. 91-– 0,3/0,1 п.л.
    Драйверы информационного взаимодействия организаций в условиях цифровой экономики
    Ю.В. Золотухина // Известия Юго-Западногогосударственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент.2Т. № С. 245-– 0,6 п.л.
    Ю.В. Золотухина, А.А. Адаменко // Вестник Академии знаний. 2№ 4(45).С. 10-– 0,25/0,15 п.л.
    Ю.В. Золотухина, А.А. Адаменко, О.А. Крыжановская // Естественно-гуманитар-ные исследования. 2№ 37 (5). С. 116-– 0,6/0,3 п.л.
    И.П. Гладилина, С.А. Сергеева,Н.А. Холкина, Ю.В. Золотухина, А.В. Мельникова // Социология. 2№ С. 222-– 0,4/0,1 п.л.
    Концепции информационного общества и развитие цифровой экономики
    И.П. Гладилина, Ю.В. Золотухина // Экономика: вчера, сего-дня, завтра. 2Т. № С. 145-– 0,7/0,3 п.л.
    Информационное взаимодействие организаций в условиях цифровой экономики
    Ю.В. Золотухина // Известия Санкт-Петербургского госу-дарственного экономического университета. 2№ 3(129). С. 143-– 0,5 п.л.
    Информационное обеспечение закупочной деятельности для нужд образования
    Ю.В. Золотухина // Современное педагогическое образо-вание. 2№ С. 16-– 0,15 п.л.
    Совершенствование управления закупками на основе нормирования закупок образовательной организации
    С.А. Сергеева, Ю.В. Золо-тухина, О.А. Малахова, А.В. Орлюк, Е.В. Строганова // Наука и инновации – со-временные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международно-го научного форума. М.: Издательство Инфинити, 2С. 17-– 0,6/0,15 п.л. Золотухина, Ю.В. Подход к оценке эффективности публичного управления вусловиях цифровизации (на примере процессов государственных закупок длянужд образовательных организаций) / Ю. В. Золотухина // Теория и практика сер-виса: экономика, социальная сфера, технологии. 2№ 4(46). С. 32-– 0,25 п.л. Золотухина, Ю.В. Преимущества информационных систем управления ор-ганизациями в современных условиях хозяйствования / Ю.В. Золотухина // Акту-альные вопросы развития современного общества: сборник научных статей 4-йМеждународной научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный госу-дарственный университет, 2С. 37-– 0,2 п.л. Золотухина, Ю.В. Выявление компетенций участников информационноговзаимодействия в цифровой экономике / Ю.В. Золотухина, А.А. Адаменко,О.А. Крыжановская // Исследование инновационного потенциала общества и фор-мирование направлений его стратегического развития: сборник научных статей11-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участи-ем. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2С. 223-229 – 0,5/0,2 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации