Современный неинституированный политический процесс: северокавказская проекция (на примере Карачаево-Черкесской Республики) : диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук : 23.00.02
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
неинституированного политического процесса …………………………….. 23
1.1. Неинституированный политический процесс: сущность, особенности … 23
1.2. Конфликтологическое измерение неинституированных политических
процессов ………………………………………………………………………….. 45
1.3. Регионально-локальное измерение неинституированных политических
процессов ………………………………………………………………………….. 74
Глава 2. Элита, социальное недовольство и политическая лояльность в
контексте неинституированного политического процесса ………………. 107
2.1. Роль элиты в неинституированном политическом процессе ……………. 107
2.2. Политические факторы социального недовольства как особенность
неинституированного политического процесса ………………………………. 148
2.3. Политическая лояльность в рамках неинституированного политического
процесса ………………………………………………………………………….. 188
Глава 3. Политическая дезинтеграция и интеграция как векторы
неинституированного политического процесса …………………………… 211
3.1. Дезинтеграционный вектор неинституированного политического
процесса …………………………………………………………………………… 211
3.2. Интеграционный вектор неинституированного политического
процесса ………………………………………………………………………….. 233
3.3. Фактор центра в дезинтеграционных и интеграционных
трендах неинституированного политического процесса ……………………… 254
Заключение ……………………………………………………………………… 278
Список литературы ……………………………………………………………. 290
Приложения …………………………………………………………………….. 327
Актуальность данного исследования определяется прежде всего
назревшей необходимостью глубокого научного осмысления
неинституционализированных практик, используемых различными
политическими акторами. Такие практики получили довольно широкое
распространение, особенно в некоторых российских регионах.
Многонациональное общество, разделенное этническими границами, все
больше способствует возникновению и созданию скрытых, обособленных
органов управления, что усугубляет ситуацию и ведет к заметному падению
уровня жизни, а также снижению экономической и культурной активности. Не
оправдались ожидания, что децентрализация власти сама по себе приведет к
расцвету демократии и экономическому росту. Скорее она привела к созданию
клановой системы правления, при которой личные интересы зачастую
преобладают над государственными. Слабость политических институтов
порождает ощущение безысходности, которое только укрепляет
дестабилизирующие тенденции. Все это требует дальнейшей разработки и
концептуализации такого понятия, как неинституированный политический
процесс. К настоящему времени регионалистический дискурс занял видное
место не только в научных, но и в политических кругах. Еще более десяти лет
назад президент В. В. Путин отметил, что нужны целенаправленные
исследования по определению самого понятия макрорегиона, определение его
границ, обусловленных территориальными, природными, инфраструктурными,
демографическими и этнокультурологическими особенностями, с тем, чтобы
определить наиболее эффективные пути развития регионов для обеспечения
интересов граждан, проживающих на этих территориях, а может быть, даже
поправить и оптимизировать границы федеральных округов1. Проблемы
безопасности на региональном уровне сегодня не менее актуальны, чем
проблемы государственной или национальной безопасности. Исходя из этого,
наиболее актуальной научной задачей стало всестороннее осмысление
факторов, определяющих кризисные процессы, а также осмысление и анализ
положительного и отрицательного опыта развития российских регионов.
С точки зрения целей настоящего исследования наибольший интерес
представляет регион Северного Кавказа, где во всем многообразии ярко
проявляются неинституированные политические практики. Сращивание
институтов власти и этнических элит, имеющее в регионе продолжительную
историю, начавшуюся еще в имперской России и латентно развивавшуюся при
социалистическом строе, оказывает значительное влияние на политический
процесс. Этнические элиты играют ключевую роль в возникновении и
разрешении политических конфликтов, стабилизации и дестабилизации
политической обстановки в регионе. Здесь «клан», «фамилия», «род»,
«фамильный аул» (территория) не превратились в архаичные понятия,
продолжая оказывать влияние на формирование современных властных
структур, распределение ресурсов и конфигурацию финансовой системы. В
выборных кампаниях – это теневые, но при этом главные регуляторы в отборе и
поддержке претендентов. Они же являются и движущими силами политической
интеграции, реинтеграции и дезинтеграции в полиэтничном регионе. В связи с
этим изучение этнической элиты как основного актора политического процесса
приобретает особую актуальность.
Экстраполируя процесс глобализации на свои маленькие территории,
элиты дают начало процессу роста напряженности межэтнических отношений,
В. Путин считает нужным разработать концепцию «макрорегионов РФ» и не исключает, что это
приведет к изменению границ федеральных округов (30 ноября 2007 г.) Электронный ресурс. Режим доступа:
https://1prime.ru/politics_economy/20071130/759575609.html (дата обращения: 19.12.2019).
декларируя превосходство одного этноса над другим. Информационно-
идеологическое направление местных «глобалистов» построено на внедрение в
сознание населения, особенно молодежи, идеи приоритета частного интереса
над общественным. Открыто демонстрируются достижения личной выгоды и
формируется убеждение в безграничных возможностях богатства. Размер
личного и семейного богатства в силу беззастенчивой демонстрации его
возможностей, все более ощутимо начинает обретать статус первоосновы, тесня
традиционную духовность и традиционный аскетизм. В многонациональных
сообществах девальвация духовности тут же восполняется межнациональной
непримиримостью.
На современные политические процессы в регионе активно воздействует
историческая память. Умелые действия деструктивно настроенных элит
переводят существующие в массовом сознании настроения из плоскости
ущемления материальных интересов народа, на позиции оскорбление его чести.
Подобный перевод является распространенным механизмом трансформации
социально-экономического конфликта в национально-политический. Для
своевременного и эффективного вмешательства в эти деструктивные процессы
властям разного уровня обычно не хватает как теоретических знаний, так и
практических навыков в управлении неинституированным политическим
процессом. И в этой связи настоящее диссертационное исследование призвано
внести определенный вклад в формирование научной региональной парадигмы
как направления политологических исследований в полиэтничном регионе.
Учитывая изложенное выше, можно заключить, что исследование
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!