Специфика медийного освещения современных политических процессов (на примере сирийского вооруженного конфликта) : диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук : 23.00.02
Введение ………………………………………………………………………….……. 3
Глава 1. Трансформация политических процессов под влиянием информационно-
коммуникационных технологий: теоретические аспекты ………………….…… 21
1.1. Сущность и особенности феномена медиатизации политических
процессов………………………………………………………………….…..……. 21
1.2. Политические и технологические характеристики современного
информационного пространства…………………..……………………..….…… 53
Глава 2. Роль и значение медиа в современных политических
процессах………………………………………………………………………………78
2.1. Специфика формирования российской и американской информационных
повесток о сирийском вооруженном конфликте ……….…………………………… 78
2.2. Медиасценарии перспектив развития политической ситуации в
Сирии……………………………………………………………………….……… 122
Заключение …………………………………………………………………………. 134
Список литературы …………………………………………………………………. 139
Актуальность темы исследования
Активное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
вывело политические процессы на новый информационный уровень:
политические события активно освещаются в информационном пространстве, в
политической практике используется медианструментарий и новые механизмы
реализации власти, изменился и тип коммуникации. Значимым компонентом
современных политических процессов стали публичность, медийность
(медиатизация политики1). В результате возникновения новых субъектов
политического пространства произошло перераспределение власти.
Среди внешнеполитических тенденций проникновения информационных
технологий в политическую плоскость можно отметить такие феномены, как
«цифровая дипломатия» или «твитпломатия», создание имиджевой
привлекательности государства с использованием медиаинструментов как
элементов «мягкой силы», «информационный пресс», которым оказывают
давление, в том числе на глав государств.
В информационном пространстве технологическое развитие привело к
возникновению такого феномена как медиаконвергенция: появление нового типа
СМИ – медиа2, отличительными особенностями которого являются
интерактивный контент, значительное удешевление стоимости производства
Медиатизация политики – влияние информационно коммуникационных технологий и интернет-СМИ (медиа) на
политические процессы. Е. Г. Грибовод определяет медиатизацию политики, как «процесс интеграции
политического пространства и медийной сферы, в результате которого происходит взаимная трансформация
политического дискурса и медиадискурса». Грибовод, Е. Г. Медиатизация политики как институционально-
коммуникативный процесс и информационно-стратегический ресурс : дис. … канд. полит. наук : 23.00.02 /
Грибовод Екатерина Григорьевна. — Екат., 2017. — С 3.
2
Медиа – официальные средства массовой информации, представленные в сети интернет. Отличительными
особенностями медиа являются: мультиплатформенность, мультимедийность, интерактивность. Согласно
Федеральному закону от 29.07.2017 г. № 276-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации,
информационных технологиях и о защите информации” электронными средствами массовой информации не
являются блоги, социальные сети и другие интернет-платформы [электронный ресурс] // Администрация
президента России. – 29.07.2017. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/42170 (дата обращения 20.01.2018).
информации, беспрецедентная оперативность создания сообщений и
безграничность распространения новостей. Проникновение медиа в
повседневность носит интенсивный характер и привело к увеличению
вовлеченности общественности в информационные и политические процессы,
информационной зависимости. Создавая повсеместное, зачастую агрессивное
виртуальное информационное пространство, медиа оказывают существенное
влияние на восприятие общественностью политической реальности и задают
модели политического поведения, что определяет крайне высокую значимость
медиа в современных политических процессах.
Осознавая влияние современных информационных технологий и
виртуального информационного пространства на общественное мнение и
политические процессы, представители правительственных структур отмечают
необходимость выстраивания коммуникации с гражданами и формирования
информационной повестки через использование новых информационных
инструментов. Встраивание политической плоскости в виртуальное
информационное пространство создает условия для легитимизации в публичном
пространстве принимаемых властью решений, непосредственного влияния на
общественное мнение, изучения общественных настроений, воздействия на
информационную повестку, как на внутригосударственном, так и на
внешнеполитическом уровне.
Беспрецедентно возросшая роль медиа и виртуального информационного
пространства в современных политических процессах вызвала необходимость
исследования крайне актуальной сегодня темы – выявление специфики
формирования информационной повестки о современных политических
процессах – и требует научного осмысления. В рамках анализа формирования
виртуального информационного пространства и определения механизмов,
которыми оперируют корреспонденты при создании информационной повестки о
политических процессах проведено всестороннее изучение сирийского
вооруженного конфликта, выбор которого обусловлен следующими причинами.
Во-первых, вооруженный конфликт – политическое явление, о чем еще в XIX
веке в трактате «О войне» утверждал К. Ф. Клаузевиц: «Война — не только
политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических
отношений, проведение их другими средствами»3. Во-вторых, сирийский
вооруженный конфликт (начавшийся в 2011 году и продолжающийся по
настоящее время) широко освещается мировыми медиа и затрагивает интересы не
только непосредственных участников – сирийское правительство и армию,
отряды вооруженной оппозиции и террористические группировки, – но и
интересы стран Ближневосточного региона, а также крупнейших мировых
держав.
Актуальность анализа специфики формирования информационного
пространства электронными средствами массовой информации на примере
конкретного вооруженного конфликта также определяется аспектом
В рамках диссертационного исследования автором достигнуты
поставленные цель и задачи, проведен анализ информационной повестки. В ходе
анализа публикаций российских и американских медиа о сирийском вооруженном
конфликте выявлено, что корреспонденты оперируют механизмами,
определяющими специфику освещения современных политических процессов.
Автором проанализированы и систематизированы теоретико-
методологические концепции отечественных и зарубежных исследователей,
рассматривающих аспекты трансформации политических и информационных
процессов вследствие беспрецедентного развития информационно-
коммуникационных технологий. Обосновано, что под воздействием
информационных технологий произошли сущностные трансформации
современных процессов, которые привели к медиатизации политического и
информационного пространств. В частности, в информационной сфере
наблюдается такой феномен как медиаконвергенция, в политической –
медийность или публичность политических процессов, медиатизация.
Выявлено, что политические события сегодня активно разворачиваются в
информационной плоскости, в политической практике представители
правительственных структур прибегают к использованию медиаинструментария,
как для выстраивания коммуникации с общественностью, определения
политических настроений, так и для попыток контролировать информационное
пространство и влиять на информационную повестку. Вследствие развития
информационно-коммуникационных технологий в политическом пространстве
появляются новые субъекты, происходит перераспределение власти.
Современные медиа являются не только институтом, формирующим
политическую культуру и определяющим политические настроения, но и
субъектом политических отношений, оказывающим информационное воздействие
на граждан и представителей правительственных структур.
В работе обосновано взаимное влияние политического и медийного
пространств. При помощи системного метода Г. Алмонда, К. Дойча, Д. Истона,
показано, каким образом происходит воздействие одной сферы на другую.
Продемонстрировано, что медиа могут оказывать информационное давление,
вынуждать представителей власти принимать те или иные решения, делать
определенные заявления, равно как и информационная повестка может
формироваться в результате воздействия на нее со стороны представителей
правительственных структур. Также системный подход, адаптированный к
современным реалиям, позволил продемонстрировать сущностные изменения
современного процесса коммуникации, которые определили трансформацию
политического и информационного пространств.
В результате проведенного содержательного анализа публикаций о
сирийском вооруженном конфликте, установлено, что современное
информационное пространство обладает спецификой: повсеместно, агрессивно,
оказывает серьезное информационное давление значительным разнообразием
источников информации и количеством ежедневно публикуемых новостей.
Современные медиа, интенсивно создавая информационное пространство, влияют
на политические настроения, определяют политические установки, предпочтения.
В ходе исследования доказано, что особенности формирования
информационного пространства обусловлены технологическими возможностями,
которые предоставляют интернет и мобильные устройства. Информационная
повестка формируется круглосуточно, безгранично, скорость распространения
информации беспрецедентна, контент – интерактивный, вследствие чего
происходит эмоциональная вовлеченность в медийное пространство,
информационная зависимость, низкий уровень критического восприятия
политических образов.
В результате проведенного анализа публикаций российских и американских
медиа, выявлено, что механизмами формирования медийной повестки являются
простые и довольно эффективные методы подачи информации. Наряду с
предложенными М. Е. Шабо такими методами, как «стереотипизация», «стадное
чувство», «тенденциозное высвечивание плюсов или минусов», «обобщение
явлений», «ложная дилемма» и другие, корреспонденты обеих стран прибегают к
использованию механизмов разработанных и сформулированных автором
диссертации: интерпретация событий, подмена причинно-следственных связей,
создание ложных сообщений, упрощенно и эмоционально трактующих
происходящие события и возможные последствия.
Практика использования российскими и американскими медиа данных
приемов продемонстрирована на примерах некоторых из наиболее значимых с
точки зрения развития сирийского конфликта и ярких с точки зрения освещения
на международном уровне событий. По итогам проведенного содержательного
анализа информационных повесток двух стран показано, что, несмотря на то, что
нередко журналисты заявляют об объективности, беспристрастности,
непредвзятости, проводят расследования по внутриполитическим проблемам, во
внешнеполитических вопросах российские и американские медиа
придерживаются внутрисогласованной позиции о приоритетах, целях и действиях
РФ и США. Конфликт освещается субъективно, в некоторых случаях
наблюдается преднамеренное искажение информации, преувеличение или
приуменьшение масштаба трагедий.
Представляется, что подобная интерпретация политических процессов в
информационном пространстве будет характерна и в дальнейшем, при освещении
будущих сирийских событий и других политических явлений. Корреспонденты
продолжат использовать в журналистской практике обозначенные автором
методы и формировать информационное пространство, руководствуясь рядом
причин. Данная тенденция отражена в медиасценариях, приведенных автором
диссертации во втором параграфе второй главы.
Вместе с тем, проведенный анализ позволил предположить, что тенденции
цифровизации медиа и создания информационного пространства с
использованием новых технологий со временем будут усиливаться, так же как и
медиатизация политических процессов. Сбор и анализ персональных данных
пользователей интернета представителями правительственных структур будут
более изощренными и могут стать причиной внутриполитических и
международных конфликтов. Новые информационные технологии позволят более
детально изучать данные, на основе которых будут определены точные модели
политических предпочтений, настроений и дальнейшего поведения граждан.
Вместе с тем, новые информационно-коммуникационные технологии позволят
представителям правительственных структур выстраивать диалог с гражданами и
транслировать необходимую информацию, получая прямую обратную связь, в
обход официальных медиа, что создает больше возможностей для влияния на
виртуальное информационное пространство.
Дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий
окажет воздействие и на медиа. Новости станут более персонализированными:
читателям будут предлагать конкретный новостной контент, а не большой объем
сообщений по различным темам. Это позволит снизить количество ежедневно
публикуемых новостей, сделав их более качественными, и повысит интерес и
доверие читателей к медиа.
Отмечая перспективы дальнейшей разработки темы диссертационного
исследования, любопытным представляется исследование механизмов
формирования общественного мнения в интернете посредством агрегирования
новостей такими крупными поисковиками, как Google, Яндекс и другие.
Известно, что посредством определенной расстановки новостей в поисковиках и
новостных лентах социальных сетей, одним событиям может придаваться
важность, а значимость других занижаться, что представляется определенным
манипулированием общественным мнением и настроениями граждан. Также
отдельного изучения требует аспект интерпретации общественностью медийных
образов, глубину восприятия новостей, эмоциональную реакцию.
Небезынтересным в рамках исследуемой темы представляется
теоретическое изучение контента, создаваемого другими субъектами
информационного пространства – представителями правительственных структур
и обычными гражданами. Анализ постов, сообщений, заявлений, страниц в
социальных медиа представителей власти позволит выявить механизмы,
которыми оперируют политики при формировании информационной повестки.
Анализ лайков, репостов и комментариев интернет-пользователей с помощью
математических алгоритмов и суперкомпьютеров позволит раскрыть реакцию
общественности на политические события, решения и действия представителей
власти, и выявить отклик на информационную повестку, которую создают
госслужащие.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!