Специфика поликодовых журналистских произведений Л. Г. Парфенова : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.10
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы исследования поликодовости в
документальном визуальном журналистском произведении ……………………… 19
1.1 Дискурсивно-семиотический подход к изучению поликодовых
журналистских аудиовизуальных произведений ……………………………………. 19
1.2 Жанровые и форматные границы аудиовизуальной журналистики … 37
Глава 2 Использование возможностей поликодовых форматов в творчестве
Л. Г. Парфенова ……………………………………………………………………………………….. 59
2.1 Феномен аудиовизуальных произведений Парфенова: медиакритика,
поляризация мнений, эпигонство …………………………………………………………… 59
2.2 Дискурсивно-семиотический анализ документальных журналистских
произведений Л. Г. Парфенова ………………………………………………………………. 88
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 127
Список литературы ………………………………………………………………………………… 135
Приложения …………………………………………………………………………………………… 188
Приложение I. Увольнение с НТВ ……………………………………………………….. 188
Приложение II. Анализ цикла «Намедни – наша эра. 1961–2003 гг.»…….. 190
Приложение III. Ключевые дискурсивные техники и семиотические коды
цикла «Российская Империя» ………………………………………………………………. 208
Приложение IV. Анализ фильма «Война в Крыму – все в дыму» ………….. 213
Приложение V. Послойный анализ контента через точки внимания в
трейлере «Хребет России» …………………………………………………………………… 217
Приложение VI. Формат докудрамы «Зворыкин-Муромец» …………………. 222
Приложение VII. Фильмография Л. Г. Парфенова ………………………………… 225
Приложение VIII. Интервью Л. Г. Парфенова, данное автору исследования
в 2007 году ………………………………………………………………………………………….. 229
Аудиовизуальная журналистика сегодня является инструментом, при
помощи которого современная картина мира фиксируется с наибольшей
широтой и полнотой. Аудиовизуалистика не просто отражает, но и
формирует современную культуру. Особый аудиовизуальный язык как
родовой признак экранного искусства легко проникает в любые слои
культуры благодаря простой форме трансформации информации в образы
при помощи видеотехнологий. Посредством визуализации экранная
журналистика воздействует как на зрительское сознание, так и на
подсознание, образы воспринимаются и когнитивно, и эмоционально.
Визуальный язык формировался в двух плоскостях: словесной,
пришедшей из литературы и театра, и пластической (изобразительное
искусство и кино)1. Новые технологии позволили соединить контент
воедино, создав язык аудиовизуальных образов, в том числе актуальный и
для документалистики. Документальная основа перешла на новый уровень
достоверности, получив «окно в реальность», по выражению В. Саппака2.
Феноменом современности является тот факт, что среда размещения
визуального контента не имеет большого значения, будь то телевизионный
экран, интернет-пространство или мобильный гаджет3. Способ смотрения
визуальных произведений вторичен, главное – контент, содержание, смыслы,
множественность которых и предопределяет поликодовый характер
аудиовизуальных произведений. Медиасреда (классическая или «новая») –
лишь способ доставки контента потребителю при условии простой адаптации
Абашев В. В., Абашева М. П. Литература в эпоху медиаконвергенции // Филологические
науки. Научные доклады высшей школы. 2018. № 2. С. 103–112.
2
Саппак В. Телевидение и мы: четыре беседы. М., 1988. 168 с.
3 Шестерина А. М. Трансформация аудиовизуального контента в сетевой вреде:
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!