Сравнительный анализ подготовки специалистов в области информационной безопасности в России и за рубежом

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Анурьева Мария Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, США, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ
1.1 Научные основы сравнительно-сопоставительного анализа профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности в России и зарубежных странах
1.2 Профессиональное образование будущих специалистов по информационной безопасности в России
1.3 Профессиональное образование будущих специалистов по информационной безопасности в Великобритании, США, Германии и Франции
1.4 Анализ отечественного и зарубежного опыта по интеграции образовательных программ с вендорскими образовательными курсами и вендоронезависимой сертификацией
Выводы по главе 1
2 СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ВЕНДОРСКИМ УЧЕБНЫМ КУРСОМ…………………………………………………………………………………82 2.1 Становление системы профессионального образования специалистов по информационной безопасности
2.2 Общие черты и ключевые различия в компонентах подготовки будущих специалистов по информационной безопасности в России и за рубежом…………..96 2.3 Модернизация содержательной составляющей отечественной системы профессионального образования по информационной безопасности
2.4 Опытно-экспериментальная работа по интеграции образовательных программ с вендорским учебным курсом
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Список иллюстративного материала
Приложения

В первой главе «Профессиональное образование будущих специалистов
по информационной безопасности в России, Великобритании, США,
Германии и Франции» обоснована целесообразность проведения сравнительно-
сопоставительного анализа в рамках следующих методологических подходов:
системного (позволит выявить элементы системы образования в области
информационной безопасности, системообразующие факторы профессионального
образования будущих специалистов по информационной безопасности, а также
выявить критерии сопоставления); информационного (позволит рассмотреть
каждую образовательную программу в разных странах как информационную
модель); историко-логического (позволит рассмотреть историко-логическую
последовательность этапов, связанных с подготовкой специалистов по
информационной безопасности, обнаружить отдельные причинно-следственные
связи).
Уточнено, что в диссертационном исследовании под понятием «специалист
в области информационной безопасности» будем понимать выпускников,
освоивших программы бакалавриата, магистратуры или специалитета по
соответствующим направлениям подготовки и специальностям.
Обоснован выбор стран для проведения сравнительно-сопоставительного
анализа. Показано, что в настоящее время в США, Великобритании, Германии и
Франции уделяется значительное внимание вопросам защиты информации и
профессиональной подготовке специалистов в области информационной
безопасности, а также предложенные государства являются странами-лидерами
на мировой арене по численности кадров, работающих в сфере информационно-
коммуникационных технологий и, согласно отчету по оценке численности ИТ-
специалистов в России и прогнозу потребности в них до 2024 года, опыт этих
стран в подготовке ИТ-кадров может быть применим в России.
Система подготовки в области информационной безопасности в России
включает в себя высшее и среднее профессиональное образование, реализуемое
различными образовательными организациями при взаимодействии с
заинтересованными органами государственной власти и общественными
организациями. Кроме того, в отечественной системе профессионального
образования будущих специалистов по информационной безопасности получило
широкое распространение дополнительное профессиональное образование,
которое включает в себя курсы повышения квалификации или переподготовки.
На основе анализа образовательных программ по направлениям и
специальностям блока «Информационная безопасность» в образовательных
организациях России сделаны следующие выводы:
–большинствоотечественныхобразовательныхпрограммпо
информационной безопасности ориентируется, в большей степени, на
техническую и естественно-научную составляющие. Акцент на техническую
сторону, на наш взгляд, обусловлен аспектами исторического развития
государственнойсистемызащитыинформации.Естественно-научная
составляющая обеспечивается изучением программно-аппаратных методов
защиты информации, базирующихся на математических основах обеспечения
информационной безопасности, алгоритмизации и программирования;
– содержание отечественных образовательных программ включает
правовую сторону гуманитарной составляющей информационной безопасности.
На наш взгляд, это обусловлено тем, что национальная безопасность страны в
целом и информационная безопасность в частности, базируются на нормативно-
правовых документах. Вместе с тем, незначительная содержательная часть
образовательных программ по информационной безопасности посвящена иным
проблемам гуманитарной составляющей: расследованию цифровых инцидентов,
обеспечению информационно-психологической безопасности граждан и
общества;
–профессиональноеобразованиебудущихспециалистовпо
информационной безопасности формирует способности решения задач
обеспечения информационной безопасности в государственных организациях и
организациях иных форм собственности. Однако основной акцент делается на
деятельность по защите информации в государственном секторе;
– к положительным сторонам российского профессионального
образования по информационной безопасности относится, прежде всего,
формированиеспособностивыпускниковобеспечиватькомплексную
безопасность в информационной сфере (практически все отечественные
образовательные программы включают разделы, посвященные организационным
и правовым, программным и аппаратным, техническим (инженерно-
техническим) и криптографическим методам защиты информации), а также
наличие базовой естественно-научной подготовки, включающей в себя
специальные разделы математики, алгоритмизации и программирования.
Обзор образовательных программ в Великобритании показал, что
британское профессиональное образование будущих специалистов по
информационной безопасности представлено программами бакалавриата,
магистратуры и иными программами, дающими дополнительные сертификаты и
дипломы. В ходе исследования нами были обнаружены 64 образовательные
организации высшего образования, реализующие более 200 программ по
информационной безопасности. Детальное изучение содержания большого
количества разнообразных программ по информационной безопасности
позволило нам выделить несколько укрупненных блоков. Образовательные
программы, которые имеют схожий набор специализированных дисциплин (тем,
модулей) были объединены в общий укрупненный блок. Общая схема
британской системы образования в области информационной безопасности и
выделенные укрупненные блоки представлены на рисунке 1.
Проведенный количественный анализ показал, что по завершении
большинства программ бакалавриата по информационной безопасности выпускники
получают степень бакалавра естественных наук (почти 80%), степень бакалавра
гуманитарных наук по информационной безопасности получают 17% выпускников
и лишь 3% программ заканчиваются присуждением степени бакалавра технических
наук.
Рисунок 1 – Система профессионального образования в области информационной безопасности
в Великобритании.

Аналогично программам бакалавриата, абсолютное большинство программ
магистратуры заканчиваются получением степени магистра естественных наук
(89%), 6% – магистра права, 3% – магистра философии и по 1% – магистра
гуманитарных и технических наук.
Наиболее востребованными образовательными программами бакалавриата в
Великобритании являются программы по расследованию цифровых инцидентов –
34%, общим вопросам информационной безопасности (безопасности
информационных систем и технологий) – 27% (рисунок 2); магистратуры: общим
вопросам информационной безопасности (безопасности информационных систем
и технологий) – 37%, расследованию цифровых инцидентов – 17%.

3027
24Бакалавр гуманитарных наук (ВА)
Бакалавр естественных наук (Bsc)
20Бакалавр технических наук (BEng)
107 867
5233 3
Законодательство КомпьютернаяБезопасность РасследованиеБезопасность Управление
в сферебезопасность информационных компьютерныхкомпьютерных информационной
информационныхсистем иинцидентовсетейбезопасностью
системтехнологий

Рисунок 2 – Соотношение числа образовательных программ бакалавриата по укрупненным
блокам в Великобритании, %.
В системепрофессионального образованияСША в области
информационной безопасностинами было обнаружено более 150
образовательных программ по теме исследования. Количественный анализ
показал, что наиболее востребованными образовательными программами
бакалавриата являются программы по расследованию цифровых инцидентов
(19%), общим вопросам информационной безопасности (12%), компьютерной
безопасности (10%), безопасности компьютерных сетей (8%). В США
распространены комбинированные образовательные программы, фактически
включающие в себя несколько специализаций.
Подготовка специалистов в сфере защиты информации в США, как и в
Великобритании, ориентируется на формирование способностей обеспечения
информационной безопасности, в большей степени, естественно-научной, а также
гуманитарной ее составляющей; при этом технической сфере уделяется мало
внимания. Рынок трудоустройства выпускников, прежде всего, находится в
бизнес-структурах.
В системе профессионального образования Германии нами было
обнаружено 10 образовательных программ по информационной безопасности
уровня бакалавриата и магистратуры. Профессиональное образование
специалистов направлено на подготовку специалистов, способных решать задачи,
прежде всего гуманитарной составляющей (превалируют направления подготовки
и дисциплины по правовому обеспечению, страхованию информации,
управлению информационной безопасностью), а также естественно-научной
составляющей(криптографическаяипрограммно-аппаратнаязащита
информации). Образование в сфере информационной безопасности в Германии
практически не предусматривает решение вопросов технической составляющей
информационной безопасности. Отмечено, что рынок трудоустройства
выпускников, в основном, это бизнес-структуры, в том числе в промышленности,
страховании, торговле.
Система профессионального образования во Франции формирует у
будущих специалистов способность решать вопросы естественно-научной и
гуманитарнойсоставляющихинформационнойбезопасности. Причем,
значительное внимание уделяется естественно-научной составляющей, а именно
вопросам криптографии. Выпускник должен решать задачи защиты информации в
государственных и в частных структурах. Причем акцентируется внимание на
государственном секторе, что имеет общие черты с российской системой
профессиональногообразованиябудущихспециалистоввобласти
информационной безопасности.
Американские, британские, немецкие и французские образовательные
программы по информационной безопасности зачастую интегрированы с
вендорскими образовательными курсами, а также содержательно ориентируются
на будущую вендоронезависимую сертификацию выпускников. В контексте
профессионального образования вендорские образовательные курсы с
последующей сертификацией рассматриваются зарубежными авторами как
возможность повышения качества обучения студентов на всех уровнях,
получения дополнительной квалификации, которая значительно увеличивает
конкурентоспособностьбудущегоспециалистанарынкетруда.
Профессиональная значимость выпускников, имеющих подобные сертификаты,
возрастает как на национальном, так и на международном уровне.
Сделан вывод о том, что положительный опыт сотрудничества
образовательныхорганизацийсИТ-компаниями,предоставляющими
собственные образовательные курсы и линейки сертификации (вендорские курсы
и сертификации) по выпускаемым информационным продуктам может быть
применим и в России. На сегодняшний день отдельные отечественные
образовательные организации начинают интегрировать дисциплины по
информационным технологиям и защите информации с вендорскими
образовательными курсами. Вместе с тем, в связи с отсутствием в настоящее
времяотечественнойсистемывендоронезависимойпрофессиональной
сертификации специалистов по информационной безопасности нецелесообразно
использовать международные сертификации в рамках реализации основных
образовательных программ блока 10.00.00 «Информационная безопасность».
Во второй главе «Сравнительно-сопоставительный анализ подготовки
будущих специалистов по информационной безопасности и опытно-
экспериментальная работа по интеграции образовательных программ с
вендорским учебным курсом» в рамках историко-логического анализа
становления системы профессионального образования специалистов по защите
информации в России и за рубежом были выявлены следующие этапы развития
системы профессионального образования специалистов по информационной
безопасности в России: этап подготовки кадров, способных решать
фрагментарные вопросы защиты информации в «закрытых» ведомственных
организациях (до 1940-х гг.); этап подготовки специалистов по информационной
безопасности в учреждениях высшего образования по «закрытым» программам (с
1940-х гг. до 1984 г.); этап появления отдельных «открытых» образовательных
программ по информационной безопасности в учреждениях высшего образования
(с 1985 г. до конца 1990-х гг.); этап массовой реализации программ по
информационной безопасности в образовательных учреждениях разного уровня (с
2000 г. до 2010 г.); этап подготовки специалистов по информационной
безопасности по сферам деятельности (с 2010 г. по настоящее время).
Выделенные этапы рассматриваются в контексте аспектов исторического
развития мирового сообщества в информационной сфере и развития методов
защиты информации.
Дляопределениякритериевсопоставленияразличныхсистем
профессиональногообразованиябудущихспециалистоввобласти
информационной безопасности нами был применен системный подход. На
рисунке 3 представлены выделенные критерии сопоставления, которые
включают: цель подготовки будущих специалистов, направления подготовки и
профили,содержаниеобразования,образовательныеорганизации,
образовательные технологии, профессорско-преподавательский состав, целевая
аудитория, управление содержанием образовательных программ, сложившиеся
ступени подготовки.
Рисунок 3 – Критерии сопоставления систем профессионального образования будущих
специалистов по информационной безопасности.

Общими чертами национальных систем профессионального образования
будущих специалистов по информационной безопасности являются: цель
(формирование у будущих выпускников компетенций, необходимых для
квалифицированного решения задач обеспечения информационной безопасности
в условиях существования угроз), многоуровневость образования, а также
требования к подготовке научно-педагогических кадров.
Ключевые различия, в первую очередь, выделяются по критериям
содержательной подсистемы и заключаются, прежде всего, в отсутствии за
рубежом дисциплин по изучению инженерно-технических методов обеспечения
информационной безопасности, обязательных для образовательных программ по
информационной безопасности в отечественных вузах. Также в зарубежных
программах нами не были обнаружены гуманитарные дисциплины, обязательные
по отечественным образовательным стандартам или включенные дополнительно
образовательными организациями России. Вместе с тем в зарубежных
образовательных программах широко распространены дисциплины по
компьютерной экспертизе и дисциплины экономического блока (менеджмент,
управление бизнес-процессами и прочие). Особенные черты, выявленные по
критериям функциональной и организационно-управленческой подсистем (в
ступенях подготовки, в управлении содержанием образовательных программ, в
образовательных технологиях, в ориентированности студенческих практик и
стажировок на бизнес-структуры), не являются специфичными для области
профессионального образования будущих специалистов по информационной
безопасности и, в большей степени, отражают особенности общей
государственной системы профессионального образования.
Выявленные общие черты и ключевые различия в профессиональном
образовании будущих специалистов представлены на рисунке 4.
РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Формирование у будущих выпускников компетенций, необходимых для квалифицированного решения задач обеспечения
Цель подготовки
информационной безопасности в условиях существования угроз
ОБЩИЕ
ЧЕРТЫ
ОбразовательныеПрофессиональное образование будущих специалистов по информационной безопасности в России, США, Великобритании, Германии и
организацииФранции реализуется в образовательных организациях среднего, высшего и дополнительного образования
Научно-педагогические кадры, имеющие ученую степень, базовое высшее образование, а также ведущие специалисты со стороны
ППС
профессионального сообщества
Организационно-управленческая
Содержательная подсистемаФункциональная подсистема
подсистема
– Набор образовательных программ, входящих в укрупненные– В Великобритании, Германии,В России – частично
подготовки, профили

блоки направлений подготовки и специальностей, различен дляФранции и США действуетформируютсяпод

образовательных
содержанием
всех рассматриваемых стран;накопительная система кредитов;влиянием ФГОС ВО, в

Управление
Направления

программ
– в Великобритании и США распространены комбинированные– по соотношению объемовзарубежных странах –
образовательные программы, фактически включающие в себяобязательныхдисциплиниустанавливаются

Образовательные технологии
несколько специализаций;дисциплинповыборуобразовательной
– в Великобритании присутствуют образовательные программыобучающегося (различно для всехорганизацией
по правовым аспектам информационной безопасности прирассматриваемых стран);
получении соответствующей степени магистра права– производственные практики,
КЛЮЧЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

стажировки, а также реализуемыеВ России – среднее
– За рубежом в программах обучения отсутствуют дисциплиныв процессе обучения проекты впрофессиональное;
поинженерно-техническойзащитеинформации,рамкахзарубежныхвысшееобразование
распространенныевотечественныхобразовательныхобразовательныхпрограмм(специалитет, бакалавриат,
программах;ориентированынарынокмагистратура).

Сложившиеся ступени
– за рубежом в программах обучения присутствуют втрудоустройствавыпускников,В США – ассоциат;
Содержание образования

значительном объеме дисциплины по компьютерной экспертизе,чаще всего в бизнес-структурах (вбакалавриат,

подготовки
не распространенные в отечественных образовательныхбольшинствеслучаевименномагистратура.
программах;бизнес задает цель и содержаниеВВеликобританиии
– набор дисциплин, входящих в схожие образовательныепрактики)Германии – бакалавриат,
программы специалистов по информационной безопасности,магистратура.
различен для всех рассматриваемых стран;В зарубежныхстранахдляВо Франции – лицензиат в
поступления в магистратуру –

Целевая аудитория
– в большинстве зарубежных образовательных программрамках «длинного» цикла,
отсутствуют гуманитарные дисциплины;необходимоналичиестепенимагистратура.
– в большинстве зарубежных образовательных программбакалаврапоблизким
широко распространены дисциплины экономического блока;направлениям подготовки.
– большинство зарубежных образовательных программВ России – необходимо наличие
интегрировано с вендорскими образовательными курсами истепенибакалавраили
содержательноориентируютсянабудущуюспециалистаполюбому
вендоронезависимую сертификацию выпускников.направлению.

Рисунок 4 – Общие черты и ключевые различия систем профессионального образования в России, США, Великобритании, Германии, Франции
В рамках последней задачи диссертационного исследования нами не
планировалась возможность «жесткого» переноса зарубежного опыта в
отечественную систему, а предполагался поиск и обоснование компонентов
модернизациисодержательной составляющейотечественнойсистемы
профессионального образования будущих специалистов по информационной
безопасности и механизмов их реализации с учетом позитивного зарубежного
опыта (таблица 1).
Таблица 1. Компоненты модернизации содержательной составляющей отечественной системы
профессионального образования специалистов по информационной безопасности и механизмы
их реализации

Компоненты модернизацииМеханизмы реализации компонента

1) Переориентация–включение в образовательные программы дисциплин
профессиональной подготовки в(тем, модулей), связанных с обеспечением информационной
области информационнойбезопасности в бизнес-структурах и электронной коммерции;
безопасности (по «открытым»–расширениесотрудничестваобразовательных
образовательным программам) оторганизаций с бизнесом
потребностей, в большей степени,
государственных органов на
потребности, в том числе,
«открытого» бизнес-сообщества
2) Фрагментарное изменение–включение в образовательные программы дисциплин
содержания образовательных(тем, модулей), формирующих способности проведения
программкомпьютерной экспертизы и расследования цифровых
инцидентов;
–включение в образовательные программы дисциплин
(тем, модулей), связанных с правоприменительными
технологиями в области информационной безопасности;
–включение в образовательные программы дисциплин
(тем, модулей), связанных с обеспечением информационной
безопасности в бизнес-структурах и электронной коммерции
3) Интеграция образовательных–сотрудничество с ИТ-компаниями, предлагающими
программ с дополнительнымисобственные образовательные ресурсы;
образовательнымикурсами–внедрение вендорских образовательных курсов в
отечественных и зарубежныхсоответствующие дисциплины образовательных программ по
вендоровинформационной безопасности с последующей сертификацией

Среди перечисленных компонентов модернизации содержательной
составляющей отечественной системы профессионального образования
специалистов по информационной безопасности для проведения опытно-
экспериментальной работы был выбран третий компонент. Для проверки
результатов обучения по одному из внедренных механизмов была проведена
опытно-экспериментальнаяработапооценкевлиянияизучения
сертифицированного вендорского образовательного курса на уровень готовности
студентов старших курсов к будущей профессиональной деятельности. Опытно-
экспериментальная работа по интеграции образовательных программ с
вендорским учебным курсом была проведена на примере курса «Основы
кибербезопасности» Сетевой академии Cisco.
Целью проведения опытно-экспериментальной работы стало изучение
уровня готовности студентов к будущей профессиональной деятельности,
характеризующейсямотивационным,когнитивным,деятельностными
эмоционально-оценочным критериями. В исследовании, проводившемся в
течение 2018-2019, 2019-2020 и 2020-2021 учебных лет, приняли участие 81
обучающийся, среди которых: студенты 4-го курса направления подготовки
10.03.01 «Информационная безопасность» и студенты 4-го курса специальности
10.05.05 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере».
Результаты исследования показали, что уровень готовности студентов к
будущей профессиональной деятельности после изучения вендорского учебного
курса и получения соответствующего сертификата существенно повысился,
прежде всего, за счет повышения уровня мотивационного и эмоционально-
оценочного критериев. Изменение ситуации в группах в начале и в конце опытно-
экспериментальной работы наглядно представлено на рисунке 5.
77.6
8068.8Контрольная группа
63.2
6050
37.5Экспериментальная
15.6 18.420.415.6 18.4группа
2012.5
2.0
ДоПослеДоПослеДоПосле
НизкийСреднийВысокий

Рисунок 5 – Итоговое сравнение результатов общего уровня готовности студентов к
будущей профессиональной деятельности, %.

Показано, что изучение вендорского учебного курса студентами,
обучающимися по направлениям подготовки и специальностям в области
информационной безопасности, повышает интерес к учебно-познавательной и
профессиональной деятельности, позволяет студенту – будущему специалисту –
увидеть перспективы в своем профессиональному росте и осознать собственную
профессиональную эффективность. Мы видим причину подобных позитивных
изменений в том, что студент, изучая курс популярной и авторитетной
отечественной или зарубежной ИТ-компании, выходит за рамки образовательной
среды вуза и интегрируется в общемировое профессиональное сообщество. Это
убеждает будущего специалиста в области информационной безопасности в
актуальности и значимости своих сформированных способностей и дает ему
возможность иметь оптимистическое представление о своей будущей
профессиональной деятельности.
Проведен статистический анализ полученных данных с целью
подтверждения достоверности результатов проведенного исследования. В
таблице 2 приведены результаты статистической обработки данных с
использованием программы IBM SPSS Statistics после проведения опытно-
экспериментальной работы, где x1 и x2 – среднее значение выборки контрольной и
экспериментальной групп соответственно, U – U-критерий Манна-Уитни для
независимых выборок, p – асимптотическая значимость (2-сторонний критерий).
Таблица 2. Анализ результатов статистической обработки данных


КритерииUpВывод
x1x2
Мотивационный1,281 1,734 518,5000,003p≤0,01, следовательно, различия
обнаружены на высоком уровне
статистической значимости
Когнитивный1,250 1,367 716,0000,463p>0,1, следовательно, статистически
достоверные различия не обнаружены
Деятельностный1,156 1,244 720,0000,479p>0,1, следовательно, статистически
достоверные различия не обнаружены
Эмоционально-1,031 1,796 321,0000,000p≤0,01, следовательно, различия
оценочныйобнаружены на высоком уровне
статистической значимости
Уровень готовности4,719 6,143 362,5000,000p≤0,01, следовательно, различия
студентов к будущейобнаружены на высоком уровне
проф. деятельностистатистической значимости

Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно сделать следующие
выводы:
– повышение уровня развития по когнитивному и деятельностному критериям
в контрольной и экспериментальной группах после проведения опытно-
экспериментальной работы произошло примерно в равной степени;
– после проведения опытно-экспериментальной работы между контрольной
и экспериментальной группами имеются значимые различия по уровням развития
мотивационного и эмоционально-оценочного критериев, а также по общему
уровню готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
С помощью критерия Уилкоксона для связанных выборок проверялась
статистическая гипотеза о равенстве средних значений в экспериментальной
группе до и после проведения опытно-экспериментальной работы. Статистика
критерия Уилкоксона между указанными выборками составила – 1035,000,
асимптотическая значимость (2-сторонний критерий) – 0,000, следовательно,
различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости.
Таким образом, по окончании экспериментальной проверки внедрения
вендорского учебного курса уровень готовности студентов к будущей
профессиональной деятельности в экспериментальной группе вырос.
В заключении подведены итоги и сформулированы следующие основные
выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы и решение
поставленных в исследовании задач:
Проведение сравнительно-сопоставительного анализа целесообразно по
следующим критериям сопоставления систем профессионального образования
будущих специалистов по информационной безопасности в России и за рубежом:
цель подготовки будущих специалистов (как системообразующий фактор);
направления подготовки и профили, содержание образования (содержательная
подсистема); образовательные организации, образовательные технологии,
профессорско-преподавательский состав, целевая аудитория (функциональная
подсистема); управление содержанием образовательных программ, сложившиеся
ступени подготовки (организационно-управленческая подсистема).
Системыпрофессиональногообразованияспециалистовпо
информационной безопасности в рассматриваемых странах имеют общие черты:
строятся на схожей целевой основе; обучение специалистов в данной области
осуществляется в системе высшего и дополнительного образования, включая
систему профессиональной сертификации; к процессу подготовки привлекаются
научно-педагогические кадры, имеющие ученую степень, базовое высшее
образование, а также ведущие специалисты со стороны профессионального
сообщества.
Отмечено, что ключевые различия, в первую очередь, выделяются по
критериям содержательной подсистемы (направления подготовки и профили,
содержание образования). Отдельного внимания заслуживает положительная
особенность большинства зарубежных образовательных программ в том, что ряд
дисциплин интегрирован с вендорскими образовательными курсами, а также
могут содержательно ориентироваться на будущую вендоронезависимую
сертификацию выпускников. Ряд особенностей, выявленных по критериям
функциональной и организационно-управленческой подсистем, не являются
специфичными для области профессионального образования будущих
специалистов по информационной безопасности и, в большей степени, отражают
особенности национальных систем профессионального образования.
Обоснована возможность модернизации содержательной составляющей
отечественной системы профессионального образования будущих специалистов
по информационной безопасности с учетом позитивного зарубежного опыта по
следующим компонентам: переориентация профессиональной подготовки в
области информационной безопасности (по «открытым» образовательным
программам) от потребностей, в большей степени, государственных органов на
потребности, в том числе, «открытого» бизнес-сообщества; фрагментарное
изменение содержания образовательных программ; интеграция образовательных
программ с дополнительными образовательными курсами отечественных и
зарубежных вендоров. Экспериментальная проверка подтвердила эффективность
изучения и сертификации по вендорскому образовательному курсу: уровень
готовности студентов к будущей профессиональной деятельности после
проведения опытно-экспериментальной работы у студентов экспериментальной
группы статистически значимо выше, чем у студентов контрольной группы.
Сохранение национальной специфики профессионального образования
будущих специалистов по информационной безопасности при одновременном
переносе позитивного зарубежного опыта на отечественную систему образования
в данной области позволит удовлетворять потребности в защите информационной
сферы.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы
припроектированииобразовательныхпрограммвотечественных
образовательных организациях, в том числе внедрением разработанных рабочих
программ дисциплин, интегрированных с вендорскими учебными курсами.
Обобщение отечественного и зарубежного опыта будет полезно при определении
образовательной организацией перечня профессиональных компетенций в
условияхотсутствияпрофессиональныхстандартов,соответствующих
профессиональной деятельности выпускников.
Перспективы разработки темы заключаются в дальнейшем изучении
возможности переноса позитивного зарубежного опыта на отечественную
систему образования специалистов в области информационной безопасности.
Также перспективными направлениями видятся исследования в области
эффективности внедрения других образовательных ресурсов отечественных и
зарубежных вендоров и их комплексов в образовательные программы по
информационной безопасности, а также исследования, связанные с
вендоронезависимой профессиональной сертификацией при подготовке
специалистов по защите информации. Кроме того, по выделенным критериям
сопоставления систем профессионального образования будущих специалистов по
информационнойбезопасностивозможнопроведениесравнительно-
сопоставительного анализа подготовки кадров по близким направлениям.

Актуальность исследования. В условиях динамичной информатизации обострились проблемы информационной безопасности личности, общества и государства. В последнее десятилетие отмечается скачкообразный рост реализованных угроз в информационной сфере. Объектом постоянного внимания органов государственной власти и общества становятся многочисленные спланированные кибератаки, информационно-психологическое воздействие на индивидуальное и массовое сознание, увеличивающиеся масштабы компьютерной преступности, в том числе сетевое мошенничество и инциденты, связанные с нарушениями прав и свобод граждан при обработке персональных данных.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2016 г.) Правительством обозначены проблемы в информационной сфере, среди которых: отставание отечественных разработок средств защиты информации, слабая осведомленность граждан в вопросах личной информационной безопасности, а также недостаточная кадровая обеспеченность в области информационной безопасности. Профессиональное образование будущих специалистов по информационной безопасности, способных решать соответствующие задачи, является значимым элементом государственной политики, нацеленной на обеспечение защиты интересов в информационной сфере. Изучение опыта зарубежных систем профессионального образования в области информационной безопасности в современных условиях реформирования отечественной системы подготовки специалистов получает свое развитие в контексте государственной потребности.
Все это требует выявления многообразия профессионально-педагогических технологий и лучших практик профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности за рубежом, сравнительного анализа и обоснования их применения в российской системе при обязательном сохранении уникальности и позитивного отечественного опыта.
Степень разработанности темы исследования. В педагогической науке проведены многочисленные исследования по сравнительному анализу отечественного и зарубежного образования. Методологические и теоретические основы компаративистики разрабатывались в трудах Е.В. Андриенко, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, И.Р. Луговской, З.А. Мальковой, С.Н. Широбокова и др.
Современные исследования, посвященные сравнительно-педагогическому анализу образования и совершенствованию системы профессионального образования специалистов в России проведены, в частности, в работах И.В. Вагиной, О.Н. Зуевой, Э.Э. Исмаилова, Н.В. Кузьменко, А.Ю. Плешаковой, В.С. Пустоцвет и др.
В отечественной педагогике авторами рассматривались отдельные аспекты профессионального образования специалистов по информационной безопасности: Е.В. Белов, А.П. Коваленко, Т.А. Лавина, И.В. Мацкевич, Б.А. Погорелов, И.Д. Рудинский, В.А. Шапошников, В.П. Шерстюк и др. В современных отечественных и зарубежных исследованиях уделяется значительное внимание методическому анализу образовательных программ по информационной безопасности и их интеграции с вендорскими образовательными курсами: С. Аряперума, Р. Браун, А.Дж. Гапински, М. Гроувер, Дж. Кохли, М. Лоттер, Дж. Макводсон, Дж. Мерфи, К. Минхас, А.С. Морозова, Н. Мосс, Б. Рейникл, А. Смит, А.В. Солодянников, В.Н. Соляной и др.
Гуманитарные аспекты информационной безопасности, в том числе проблемы информационной безопасности личности, рассматривались в работах С.Н. Гриняева, В.Н. Лопатина, А.В. Манойло, А.В. Морозова, Е.О. Полушина, В.П. Полякова и др.
Вместе с тем нами не выявлены системные исследования по сравнительно- сопоставительному анализу профессионального образования будущих

специалистов по информационной Великобритании, Франции и Германии.
безопасности в России, США, Таким образом, отечественная система профессиональной подготовки будущих специалистов по информационной безопасности требует сравнительного анализа с зарубежными системами. Анализ научной литературы по педагогическим вопросам подготовки будущих специалистов позволил обосновать проблему исследования, вытекающую из противоречий между:
 необходимостью анализа опыта подготовки будущих специалистов в области информационной безопасности в России и зарубежных странах и отсутствием критериев сопоставления для проведения сравнительно- сопоставительного анализа;
 имеющейся спецификой в системах образования специалистов в области информационной безопасности в России и зарубежных странах и дефицитом информации в теории профессионального образования об общих чертах и ключевых различиях между отечественной и зарубежными системами подготовки;
 объективной потребностью современного общества в условиях интенсивной цифровизации в специалистах в области информационной безопасности, способных обеспечить высокий уровень защиты от общемировых угроз в информационной сфере при недостаточной кадровой обеспеченности в области информационной безопасности в России и отсутствием определенных на основе позитивного мирового опыта возможностей модернизации отечественного профессионального образования в области информационной безопасности.
Социальная значимость проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов по информационной безопасности и фрагментарное несоответствие национальных систем образования специалистов мировым лидерам в данной области определили тему исследования: «Сравнительный анализ подготовки специалистов в области информационной безопасности в России и за рубежом».
Цель исследования: систематизация сведений и сравнительно- сопоставительный анализ профессионального образования в области информационной безопасности для обоснования рекомендаций по улучшению подготовки специалистов в России.
Объект исследования: система профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности.
Предмет исследования: сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности в России и зарубежных странах (США, Великобритании, Германии и Франции).
Гипотеза исследования: применение положительного опыта подготовки специалистов в области информационной безопасности зарубежных стран в отечественной системе профессионального образования обеспечит дополнительную возможность реализации механизмов ее развития и повысит уровень готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, если:
 проанализировать в сравнительном плане по сопоставимым критериям подготовку специалистов в области информационной безопасности в России и зарубежных странах;
 сопоставить компоненты системы профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности в России и зарубежных странах и обнаружить общие черты и ключевые различия;
 обосновать возможность применения отдельных аспектов позитивного зарубежного опыта, среди которых: интеграция образовательных программ с дополнительными образовательными курсами отечественных и зарубежных вендоров.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1) Определить критерии сопоставления и провести сравнительно- сопоставительный анализ систем профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности в России и зарубежных странах.
2) Выявить общие черты и ключевые различия в компонентах отечественной и зарубежных систем профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности.
3) Выявить и обосновать компоненты модернизации содержательной составляющей отечественной системы профессионального образования по информационной безопасности с учетом позитивного зарубежного опыта и экспериментально проверить влияние изучения вендорского образовательного курса на уровень готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Методологическую основу исследования составили: системный (А.Р. Камалеева, В.А. Сластенин, М.Ю. Федорова, А.П. Шкуратова и др.), информационный (С.И. Архангельский, Л.И. Фишман, Н.О. Яковлева, и др.) и историко-логический (М.С. Чванова и др.) подходы.
Теоретической основой исследования являются: исследования компаративистов (Е.В. Андриенко, И.В. Вагина, Б.Л. Вульфсон, А.Н.Джуринский, О.Н.Зуева, Э.Э.Исмаилов, Н.В.Кузьменко, И.Р.Луговская, З.А. Малькова, А.Ю. Плешакова, В.С. Пустоцвет, C.Н. Широбоков и др.); исследования, связанные с анализом профессиональной подготовки специалистов по информационной безопасности в России и за рубежом (Е.Б.Белов, А.П. Коваленко, Т.А. Лавина, А.А. Малюк, Г.И. Маргаров, И.В. Мацкевич, Б.А. Погорелов, И.Д. Рудинский, В.П. Шерстюк и др.); исследования, касающиеся проблем информационной безопасности личности, общества и государства (В.И. Аверченков, С.Н. Гриняев, В.Н. Лопатин, А.В. Манойло, А.В. Морозов, Е.О.Полушин, В.П.Поляков и др.); исследования, связанные с интеграцией образовательных программ с вендорскими образовательными курсами и вендоронезависимой профессиональной сертификацией специалистов по защите информации (С. Аряперума, Р. Браун, А.Дж. Гапински, М. Гроувер, Дж. Кохли, М. Лоттер, Дж. Макводсон, Дж. Мерфи, К. Минхас, А.С. Морозова, Н. Мосс, Б. Рейникл, А. Смит, А.В. Солодянников, В.Н. Соляной).
В качестве источниковедческой базы использовались диссертационные исследования по сравнительной педагогике диссертационного зала РГБ, материалы всероссийских и международных конференций по проблемам исследования, материалы научных электронных библиотек Elibrary и Cyberleninka, международных баз научной информации, а также другие электронные источники по теме диссертационного исследования: нормативно- правовая документация в области образования и информационной безопасности, определяющая образовательную политику; материалы, обращенные к проблемам профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности в России и за рубежом; комплекты образовательных программ отечественных и зарубежных вузов: учебные планы, программы дисциплин, практик, итоговых аттестаций, требований к выпускным работам.
Охват зарубежных источников составил около 400 образовательных программ, опубликованных на сайтах образовательных организаций, реализующих профессиональную подготовку будущих специалистов по информационной безопасности. Детально рассмотрено 7 отечественных образовательных стандартов группы направления «Информационная безопасность», а также более 20 зарубежных программ подготовки (Великобритания: Лондонский университет Метрополитен, Стаффордширский университет, Вестминстерский университет и других; США: университет в городе Блумсберг, университет Чаттануга, колледж Мерси и других; Германия: университет прикладных наук в городе Оффенбург, Боннский университет, университет в городе Пассау, университет прикладных наук в городе Бранденбург и других; Франция: Высшая школа Телеком Британ, университет в городе Лимож и других). Выбор зарубежных образовательных программ для детального анализа определялся, прежде всего, полнотой изложения комплектов образовательных материалов (учебных планов, рабочих программ дисциплин, практик, итоговых аттестаций) и их доступностью в официальных источниках. Методы исследования. Для решения задач был применен комплекс теоретических методов исследования (анализ информационных ресурсов сети Интернет, системный анализ информационных источников, описательный, исторический, сравнительно-сопоставительный, метод классификации) и эмпирических методов (анкетирование, тестирование, метод самооценки, статистический).
Опытно-экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «ТГУ имени Г.Р. Державина».
Основные этапы исследования.
На первом этапе (2011-2014 гг.) работа включала в себя первичный поиск комплектов образовательных программ по информационной безопасности отечественных и зарубежных вузов; анализ и обобщение материала о системах профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности в России и за рубежом; уточнение методологии исследования; определение критериев сопоставления для проведения сравнительно- сопоставительного анализа; подготовку материалов по результатам исследования к публикации.
На втором этапе (2015-2017 гг.) был проведен анализ источников об историческом развитии и современном состоянии деятельности по защите информации в мире; выполнялся сравнительно-сопоставительный анализ, выявлялись общие черты и ключевые различия; осуществлялась подготовка материалов по результатам исследования к публикации.
На третьем этапе (2018-2021 гг.) выделялись компоненты модернизации содержательной составляющей отечественной системы профессионального образования по информационной безопасности; проводилась опытно- экспериментальная работа; осуществлялась подготовка публикаций; обобщались и систематизировались сведения, формулировались выводы, оформлялась диссертация. Научная новизна исследования заключается в том, что:
‒ уточнены критерии сопоставления систем подготовки будущих специалистов по информационной безопасности (цель подготовки, направления подготовки и профили, содержание образования, образовательные организации, образовательные технологии, профессорско-преподавательский состав, целевая аудитория, управление содержанием образовательных программ, сложившиеся ступени подготовки), что конкретизирует критериальный аппарат сравнительно- сопоставительных исследований систем профессионального образования в области информационной безопасности;
 впервые получены данные об общих чертах (целевая направленность, многоуровневость образования, требования к подготовке научно-педагогических кадров) и ключевых различиях (в направлениях подготовки и профилях, в содержании, в ступенях подготовки, в управлении содержанием образовательных программ, в образовательных технологиях, в ориентированности студенческих практик и стажировок на бизнес-структуры) компонентов отечественной и зарубежных систем профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности;
‒ выявлены компоненты модернизации содержательной составляющей отечественной системы профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности и механизмы их реализации, доказана эффективность внедрения в образовательные программы по информационной безопасности вендорского образовательного курса, что отличается от ранее проведенных педагогических исследований обоснованием применения передового позитивного опыта в подготовке специалистов по информационной безопасности зарубежных стран.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
 применительно к проблематике диссертации эффективно использован системный подход для определения критериев сопоставления систем профессионального образования в области информационной безопасности, реализация которых может служить основой для проведения сравнительно- сопоставительного анализа по близким направлениям подготовки;
 знание об общих чертах и ключевых различиях систем профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности, об этапах развития отечественной системы профессионального образования специалистов и ее связи с процессом развития информационного общества обогащает теорию профессионального образования;
 уточнен критериально-оценочный аппарат, что дополняет набор средств диагностики уровня готовности студентов старших курсов, обучающихся по образовательным программам блока 10.00.00 «Информационная безопасность», к будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что уточнены компоненты модернизации отечественной системы профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности; разработаны основные образовательные программы по направлениям подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность» и 10.05.05 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере», реализуемые ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», в том числе внедрены дисциплины: «Компьютерная экспертиза», «Расследование компьютерных инцидентов», «Избранные вопросы информационной безопасности»; внедрены вендорские образовательные программы Сетевой академии Cisco в рабочие программы дисциплин «Основы информационной безопасности», «Системы защиты информации в мире»; разработаны электронные учебно-методические пособия.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигалась опорой на научно-методологический аппарат, оптимальным сочетанием теоретического анализа и анализа практики вузов мира; применением адекватных предмету методов; преемственностью результатов, полученных на различных этапах исследования; доказательностью и непротиворечивостью выводов; апробацией результатов, полученных в исследовании.
Положения, выносимые на защиту.
1. В качестве основы для проведения сравнительно-сопоставительного анализа систем профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности целесообразно использовать критерии сопоставления, определенные на основе системного подхода, которые включают: цель подготовки будущих специалистов (как системообразующий фактор), направления подготовки и профили, содержание образования (содержательная подсистема), образовательные организации, образовательные технологии, профессорско-преподавательский состав, целевая аудитория (функциональная подсистема), управление содержанием образовательных программ, сложившиеся ступени подготовки (организационно-управленческая подсистема).
2. Системы профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности в России, США, Великобритании, Германии и Франции имеют общие черты и ключевые различия.
Общими чертами национальных систем профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности являются: цель, которая заключается в формировании у будущих выпускников компетенций, необходимых для квалифицированного решения задач обеспечения информационной безопасности в условиях существования угроз; реализация профессионального образования обеспечивается образовательными организациями среднего, высшего и дополнительного образования; к процессу подготовки привлекаются научно-педагогические кадры, имеющие ученую степень, базовое высшее образование, а также ведущие специалисты со стороны профессионального сообщества.
Ключевые различия между отечественной и зарубежными системами профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности, в первую очередь, выделяются по критериям содержательной подсистемы (направления подготовки и профили, содержание образования). Основные из них заключаются в следующем.
В большинстве американских, британских, немецких и французских образовательных программах по информационной безопасности отсутствуют дисциплины (модули, темы), связанные с методами технической (инженерно- технической) защиты информации, распространенные в отечественных образовательных программах. Также отсутствуют гуманитарные дисциплины (философия, история и другие), обязательные по отечественным образовательным стандартам или включенные дополнительно образовательными организациями России. Вместе с тем в большинстве зарубежных образовательных программах присутствуют в значительном объеме дисциплины по компьютерной экспертизе и расследованию цифровых преступлений, которые на данный момент не получили широкого распространения в отечественных образовательных программах. За рубежом широко распространены дисциплины экономического блока (менеджмент, управление бизнес-процессами и прочие).
Значительная часть зарубежных образовательных программ по информационной безопасности интегрирована с вендорскими образовательными курсами и содержательно ориентируется на будущую вендоронезависимую сертификацию выпускников.
Ключевые различия, выявленные по критериям функциональной и организационно-управленческой подсистем, не являются специфичными для области профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности и, в большей степени, отражают особенности национальных систем профессионального образования (в ступенях подготовки, в управлении содержанием образовательных программ, в образовательных технологиях, в ориентированности студенческих практик и стажировок на бизнес- структуры).
3. Компоненты модернизации содержательной составляющей отечественного профессионального образования будущих специалистов по информационной безопасности включают: – переориентацию профессиональной подготовки в области информационной безопасности (по «открытым» образовательным программам) от потребностей, в большей степени, государственных органов на потребности, в том числе, «открытого» бизнес-сообщества. Механизмом переориентации может стать включение в образовательные программы дисциплин (модулей), связанных с обеспечением информационной безопасности в бизнес-структурах и расширение сотрудничества образовательных организаций с бизнесом.
– фрагментарное изменение содержания образовательных программ при помощи механизма включения дисциплин по компьютерной экспертизе, расследованию цифровых преступлений и правоприменительным технологиям в сфере защиты информации.
– интеграцию образовательных программ с дополнительными образовательными курсами отечественных и зарубежных вендоров на основе механизма взаимодействия с ИТ-компаниями и включения вендорских образовательных курсов в соответствующие программы дисциплин с возможной итоговой сертификацией.
Включение вендорского образовательного курса с последующей сертификацией в образовательные программы по информационной безопасности обеспечивает повышение уровня готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования опубликованы в научных статьях и тезисах, обсуждались на заседаниях кафедры математического моделирования и информационных технологий ТГУим.Г.Р.Державина и в научных конференциях: Международная научно- практическая конференция «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (Тамбов, 2011-2017), Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в РФ» (Саратов, 2011; Воронеж, 2013; Санкт-Петербург, 2016; Москва, 2018), Всероссийская научно- практическая конференция «Информационные технологии в образовании» (Саратов, 2011), Всероссийская научно-практическая конференция «Державинские чтения» (Тамбов, 2011-2018), Международная научная конференция «Компьютерные науки и информационные технологии» (Саратов, 2016), Международная научно-практическая конференция «Цифровая трансформация образования: отечественный и зарубежный опыт» (Москва, 2021). Основные положения и результаты исследования отражены 22 публикациях, в том числе 8 статей в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве высшего образования и науки РФ.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (204 наименования) и 17 приложений, проиллюстрирована 11 таблицами и 26 рисунками.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Сравнительный анализ подготовки специалистов в области информационной безопасности в России и за рубежом»

    Публикации автора в научных журналах

    Отечественный и зарубежный опыт включения вендорских образовательных курсов в подготовку специалистов по информационной безопасности
    М.С. Чванова, М.С. Анурьева // Человеческийкапитал. – 2– Т.№ 12 (156). – С. 145
    Влияние вендорских курсов на готовность студентов к будущей профессиональной деятельности
    М.С. Анурьева // Профессиональноеобразование в России и за рубежом. – 2– № 4 (44). – С. 93
    М.С. Анурьева // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2– № 2 (20). – С.116
    Направления развития отечественной системы подготовки специалистов по защите информации
    М.С. Анурьева // Вестник ТамбовскогоУниверситета. Серия: Естественные и технические науки. – 2– Т. № –С. 230
    М.С. Анурьева // Психолого-педагогический журнал«Гаудеамус». – 2– № 2 (24). – С. 124
    Сравнительный анализ системы высшего образования в области информационной безопасности в России и Германии
    М.С. Анурьева //Информационные технологии в образовании: сборник материалов III всероссийскойнаучно-практической конференции (16-17 декабря 2011 г., Саратов). – Саратов: ООО«ИЦ «Наука»», 2– С. 80
    Подготовка специалистов в области информационной безопасности: международный опыт
    М.С. Анурьева // Преподаваниеинформационных технологий в РФ: сборник материалов XI открытой всероссийскойконференции (16-17 мая 2013 г., Воронеж) – Воронеж: Воронежский государственныйуниверситет, 2– С. 256
    Подходы к обучению по дисциплине «Расследование компьютерных инцидентов» в зарубежных странах
    М.С. Анурьева // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2– № 2 (22). – С. 39
    Подготовка бакалавров по компьютерной безопасности за рубежом
    М.С. Анурьева // Преподавание информационных технологий в РФ:сборник материалов XIV открытой всероссийской конференции (19-20 мая 2016 г.,Санкт-Петербург) / отв. ред. А.В. Альминдеров. – СПб.: ООО «1С-Паблишинг», 2– С. 114
    Опыт подготовки бакалавров по компьютерной экспертизе за рубежом
    М.С. Анурьева // Компьютерные науки и информационные технологии:сборник материалов международной научной конференции (30 июня - 02 июля2016 г., Саратов) / отв. за выпуск: Т.В. Семенова, А.Г. Федорова. – Саратов: ИЦ«Наука», 2– С. 54

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»