Судебно-экспертная деятельность негосударственных экспертных организаций: теоретические и прикладные аспекты

Чернявская Мария Станиславовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ … 15
§ 1.1. Формы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации 15
§ 1.2. Регулирование деятельности негосударственных судебно-экспертных
организаций в РФ: история, вектор развития ……………………………………….. 42
§ 1.3. Правовое и организационное регулирование деятельности
негосударственных судебно-экспертных организаций в РФ ………………….. 68
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО,
ОРГАНИЗАЦИОННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
…………………………………………………………………………………………………………….. 95
§ 2.1. Правовое обеспечение деятельности негосударственных судебно-
экспертных организаций …………………………………………………………………….. 95
§ 2.2. Организационное обеспечение деятельности негосударственных судебно-
экспертных организаций …………………………………………………………………… 123
§ 2.3. Методическое обеспечение деятельности негосударственных судебно-
экспертных организаций …………………………………………………………………… 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………… 183
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………….. 187
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………… 217
Приложение № 1 …………………………………………………………………………………. 217
Приложение № 2 …………………………………………………………………………………. 218
Приложение № 3 …………………………………………………………………………………. 222
Приложение № 4 …………………………………………………………………………………. 223

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования;
указывается степень разработанности темы, определяются объект, предмет, цель и
задачи, методология и методы исследования, теоретические и нормативные основы
исследования, эмпирическая база; обосновывается научная новизна, теоретическая и
практическая значимость результатов исследования, формулируются основные
положения, выносимые на защиту; отмечается достоверность и апробация
результатов исследования.
Первая глава диссертационного исследования «Современное состояние
деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций» состоит из
трех параграфов.
Впервомпараграфе«Формысудебно-экспертнойдеятельностив
Российской Федерации» рассмотрены государственная и негосударственная формы
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Для лучшего уяснения
особенностей этих форм их реализация в Российской Федерации рассмотрена в
сравнении с осуществлением судебно-экспертной деятельности в зарубежных
странах с близкой правовой системой, которые при этом осуществили наиболее
системные преобразования в регулировании судебной-экспертной деятельности в
последнее время, а именно Республикой Казахстан и Республикой Беларусь.
Сделан вывод, что различие форм судебно-экспертной деятельности не влияет
на единство ее сущности. Выявлено, что существование негосударственных судебно-
экспертных организаций необходимо для наиболее эффективного осуществления
судебно-экспертной деятельности. После рассмотрения примеров централизации
судебно-экспертной деятельности, сделан вывод о том, что она должна учитывать
необходимость представительства негосударственных судебных экспертов и не
создавать искусственных препятствий для их деятельности, т.к. это ведет к
усложнению реализации использования специальных знаний для целей правосудия и
нарушает принцип состязательности сторон. Анализ форм судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации показал, что несмотря на широкое
распространение негосударственной формы, в том числе в виде деятельности
негосударственных судебно-экспертных организаций, регулирование этой формы
является недостаточным. Созданию необходимой правовой базы препятствует в том
числе и разобщенность государственных судебно-экспертных учреждений, что
усложняет выработку единых стандартов и принципов регулирования
Во втором параграфе «Регулирование деятельности негосударственных
судебно-экспертныхорганизацийвРФ:история,векторразвития»
рассматриваются тенденции развития деятельности негосударственных судебно-
экспертной организации на базе судебной экспертологии. Отмечено, что развитие
негосударственных судебно-экспертных организаций невозможно в отрыве от
судебно-экспертной деятельности в целом.
Выделены следующие направления развития:
1.централизация;
2.унификация:
стандартизация;
сертификация;
3.взаимодействие;
4.усиление правого регулирования;
5.цифровизация.
В третьем параграфе «Правовое и организационное регулирование
деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций в РФ»
рассмотрено действующее правовое и организационное обеспечение. Выявлены
основные пробелы в регулировании деятельности негосударственных судебно-
экспертных организаций: неточность используемого термина «негосударственный»,
отсутствиеопределениянегосударственной судебно-экспертной организации,
негосударственногосудебногоэксперта,руководителясудебно-экспертной
организации, а также его прав, обязанностей и требований к нему. Остаются
неразработаннымивопросывнутреннегорегулированиядеятельности
негосударственных судебно-экспертных организаций. Кроме того, проблемы
методическогообеспечениясудебно-экспертнойдеятельностивотношении
негосударственных судебно-экспертных организаций приобретают особое значение,
т.к. они не могут ориентироваться на противоречивую практику ГСЭУ, но при этом
фактически лишены возможности участия в разработке собственного научно-
методическогообеспечения.Наоснованииэтогодалееразрабатываются
предложения по совершенствованию правового, организационного и методического
обеспечения негосударственных судебно-экспертных организаций.
Втораяглава«Разработкаисовершенствованиеправового,
организационногоиметодическогообеспечениядеятельности
негосударственных экспертных организаций» состоит из трех параграфов.
Впервомпараграфе«Правовоеобеспечениедеятельности
негосударственных судебно-экспертных организаций» сделаны предложения по
совершенствованиюправовогообеспечения.Предложенопонятиесудебно-
экспертной деятельности. Обоснована замена термина «негосударственный» на
«частный». Введено понятие частной судебно-экспертной организации, понятие
судебного эксперта, привязанного к профессиональному, а не процессуальному
статусу. Обосновано создание частных судебно-экспертных организаций в форме
автономных некоммерческих организаций. Указано на возможность привлечения
частных судебных экспертов в качестве специалистов. Сформулированы права и
обязанности руководителя судебно-экспертной организации, понятие руководителя
судебно-экспертной организации и требования к нему.
Вовторомпараграфе«Организационноеобеспечениедеятельности
негосударственныхсудебно-экспертныхорганизаций»указаныфункции
руководителя и на их основе сформулированы дополнения в части трудовых функций
и действий, которые могут быть указаны в профессиональном стандарте. Сделаны
предложения относительно пакета локальных нормативных актов, которые должны
быть приняты в судебно-экспертной организации для регулирования ее деятельности.
Выдвинута концепция системы органов по регулированию судебно-экспертной
деятельности, включающая представительство частных судебных экспертов.
Рассмотрены возможности объединения судебных экспертов, в результате чего
сделан вывод о нецелесообразности создания саморегулируемых организаций
судебныхэкспертов.Приэтомобоснованаэффективностьсоздания
профессиональных союзов работников сферы судебно-экспертной деятельности.
Втретьемпараграфе«Методическоеобеспечениедеятельности
негосударственных судебно-экспертных организаций» рассмотрены проблемы
методического обеспечения деятельности частных судебно-экспертных организаций.
Сделан вывод о том, что, исходя из международных стандартов, основным критерием
допустимости применения методики в судебно-экспертной деятельности следует
считать успешное прохождение межлабораторных испытаний. На основании этого
предложено проведение аккредитации лабораторий частных судебно-экспертных
организаций, что позволит им участвовать в разработке и проверке методического
обеспечения. С учетом того, что аккредитация лабораторий требует соблюдения ряда
критериев, в том числе в отношении персонала, предложено определение экспертной
специальности.Посколькуприменениеспециальныхзнанийврамках
судопроизводства не ограничивается проведением судебных экспертиз, рассмотрена
возможность уточнения функций судебного эксперта и выдвигаемых на их основе
требований к его компетенции через профессиональных стандарт. По результатам
рассмотрения сделан ряд уточнений к рассматриваемому на данный момент проекту
профессионального стандарта и сделаны предложения по его дальнейшей
актуализации.
В Заключении представлены основные выводы, сделанные по результатам
проведенного диссертационного исследования.
Приложения иллюстрируют ход проведенного исследования.

Актуальность темы диссертационного исследования.
В настоящее время все больше судебных дел требует применения
специальных знаний, что связано с техническим прогрессом, дифференциацией и
интеграцией научного знания. При этом на законодательном уровне до сих пор
урегулировано только осуществление государственной судебно-экспертной
деятельности. Однако не меньшую значимость имеет и деятельность
негосударственных судебных экспертов и негосударственных судебно-экспертных
организаций (далее – СЭО), обеспечивающих возможность проведения судебных
экспертиз в случае большой загруженности государственных судебно-экспертных
учреждений, отсутствия в них эксперта нужной специальности и в других случаях.
При этом независимо от того, осуществляется ли судебно-экспертная деятельность
(далее – СЭД) в государственной или негосударственной форме, ее цели и
принципы остаются едиными. Поэтому ее формы не должны противопоставляться
друг другу. Однако между ними существуют и объективные различия. В связи с
этим возникает множество организационных и правовых вопросов, даже в
отношении государственных и негосударственных СЭО, хотя именно их
регулирование должно быть наиболее схоже, т.к. в обоих случаях речь идет именно
об организациях, осуществляющих один и тот же вид деятельности.
Предложения по совершенствованию регулирования деятельности
негосударственных судебно-экспертных организаций выдвигаются достаточно
давно, в том числе и в рамках законодательных инициатив. Тем не менее, все они
вызывают существенные дискуссии в связи с тем, что не учитывают интересы всего
судебно-экспертного сообщества. Данное сообщество лишено единства, и
разделение судебных экспертов на государственных и негосударственных является
только одной из причин. Кроме того, необходимо учесть разделение на экспертов,
являющихся сотрудниками СЭО, и тех, кто работает без связи с ними. Эксперты,
которые числятся в организации могут работать по трудовому договору или по
договору гражданско-правового характера. Большое количество лиц, обладающих
специальными знаниями, могут несистемно привлекаться к проведению судебных
экспертиз, не обладая необходимыми для этого правовыми знаниями, и не стремясь
их получить, т.к. производство судебных экспертиз не является их основным видом
деятельности. Это связано в том числе и с тем, что статус судебного эксперта
присваивается в рамках производства по конкретному делу, а не является
постоянно действующим, следовательно, вне рамок процесса невозможно
предъявление каких-либо требований к лицу, обладающему специальными
знаниями и предполагающему осуществлять производство судебных экспертиз.
Это сильно снижает уровень регулирования в отношении негосударственных
судебных экспертов, т.к. многие лица получают данный статус лишь временно.
Отсутствие постоянного статуса означает и отсутствие репутационных
рисков для лиц, недобросовестно осуществляющих СЭД. Также это мешает другим
участникам судопроизводства осуществлять выбор лица, которому можно
поручить производство судебной экспертизы. Здесь стоит отметить, что при этом
статус государственного судебного эксперта четко связан с действием его
трудового договора, и в этом смысле является непрерывным. Что касается
судебных экспертов, работающих в рамках негосударственных СЭО, то они даже
не всегда являются штатными сотрудниками, не говоря о том, что требования,
которые законодателем определены для государственных на них все равно не
распространяются. То же касается и руководителя негосударственного СЭО. При
том, что содержательно процесс производства судебных экспертиз в
негосударственных и государственных СЭО должен быть во многом аналогичен.
Кроме того, некоторые нормы, регулирующие деятельность
государственных судебно-экспертных учреждений (далее – ГСЭУ) в принципе не
могут быть применены к негосударственным СЭО. Это касается, например,
организационно-правовой формы таких организаций. На данный момент в
законодательстве отсутствуют понятия «негосударственное судебно-экспертное
учреждение» и «негосударственный судебный эксперт» при том, что существуют
очевидные различия их правого статуса от государственных. Толкование, которое
было предложено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря
2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», было воспринято
неоднозначно. Кроме того, иначе толкуется понятие «негосударственное судебно-
экспертное учреждение» в Постановлении Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. №
23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами
законодательства об экспертизе». При этом СЭД представляет собой
самостоятельную и единую сферу, и ее основные положения не должны меняться
в зависимости от вида судебного процесса.
На данном этапе прекращение деятельности негосударственных СЭО или
замена их новыми ГСЭУ уже невозможна ввиду длительности существования
подобной системы, которая даже при имеющихся недостатках
продемонстрировала работоспособность и положительные стороны от
возможности обращения к альтернативной форме осуществления СЭД. В данной
ситуации наличие конкуренции способствует реализации принципов
состязательности, увеличивает объективность процесса доказывания. Однако
данная конкуренция должна быть здоровой и способствовать дальнейшему
развитию СЭД.
Для этого необходимо устранить имеющиеся противоречия в регулирования
деятельности негосударственных СЭО. Это был призван сделать Проект
Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации», однако на данный момент он, скорее, выявил новые. В связи с этим
становится очевидным, что необходим более системный подход, рассмотрение
разных точек зрения. При этом с учетом признания единства содержания СЭД,
следует понимать, что проблемы регулирования негосударственных СЭО, требуют
понимания и разрешения проблем СЭД в целом.
В связи с этим разработка теоретических и прикладных аспектов
деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций на основе
общей теории судебной экспертологии представляется весьма актуальной.
Степень научной разработанности темы исследования.
Существует значительный объем литературы, посвященной вопросам
негосударственной судебно-экспертной деятельности в целом, деятельности
негосударственных судебно-экспертных организаций, а также некоторым
связанным с ними аспектам. Следует указать на работы Ф.Г. Аминева,
Р.С. Белкина, Е.И. Галяшиной, О.Г. Дьяконовой, М.В. Жижиной, Е.А. Зайцевой,
А.М. Зинина., Е.В. Ивановой, Ю.Г. Корухова, И.Ф. Крылова, Н.П. Майлис, Т.Ф.
Моисеевой, Н.С. Неретиной, Г.Г. Омельянюка, Ю.К. Орлова, Е.Р. Россинской, С.А.
Смирновой, А.И. Усова, Е.В. Чесноковой, А.И. Шведа.
Проведенный анализ специальной литературы показал, что вопросы
регулирования деятельности негосударственных СЭО являются насущными,
однако не находят однозначных ответов, при том, что мнения большинства ученых
схожи. Кроме того, не так много внимания в работах уделено взаимосвязи
проблемы регулирования негосударственных СЭО и СЭД в целом. В этой связи
представляется необходимым рассмотреть наиболее актуальные выдвинутые
предложения по совершенствованию правовых, организационных и методических
аспектов деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций.
Объектом исследования является практика негосударственных СЭО по
производству судебных экспертиз, а также их деятельность по оказанию
содействия правосудию посредством иных форм применения специальных знаний.
Предметом исследования являются теоретические, правовые,
организационные и методические закономерности деятельности
негосударственных СЭО.
Цель диссертационной работы заключается в разработке теоретических и
прикладных аспектов деятельности негосударственных судебно-экспертных
организаций.
Для достижения указанной цели исследования диссертантом
последовательно решались следующие задачи:
 изучение историко-правовых аспектов развития негосударственной судебно-
экспертной деятельности в Российской Федерации, в том числе
негосударственных судебно-экспертных организаций;
 рассмотрение соотношения государственной и негосударственной формы
осуществления судебно-экспертной деятельности;
 сравнительно-правовой анализ осуществления деятельности
негосударственных судебно-экспертных организаций в Республике Беларусь,
Республике Казахстан и Российской Федерации;
 анализ современного состояния правового и организационного регулирования
деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций в
Российской Федерации;
 разработка предложений по совершенствованию правового обеспечения
деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций;
 разработка предложений по совершенствованию организационного
обеспечения деятельности негосударственных судебно-экспертных
организаций;
 разработка предложений по совершенствованию методического обеспечения
деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций.
Основу методологии и методов исследования составил диалектический
подход с использованием категорий и законов диалектической и формальной
логики наряду с общенаучными методами (наблюдение, описание, сравнение,
моделирование и другие), а также частно-научными методами (формально-
юридический, исторический, сравнительно-правовой, статистический и другие).
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых в
области теории судебной экспертизы (судебной экспертологии) и криминалистики,
как Р.С. Белкин, Е.Р. Россинская, Т.В. Аверьянова, О.Г. Дьяконова, Е.И. Галяшина,
А.М. Зинин, Е.В. Иванова, Н.П. Майлис, Т.Ф. Моисеева, Н.С. Неретина и др.
Диссертационное исследование основано также на специальной литературе,
затрагивающей различные аспекты деятельности негосударственных судебно-
экспертных организаций, в частности, работах Ф.Г. Аминева, М.В. Жижиной, Е.А.
Зайцевой, Г.Г. Омельянюка, С.Б. Россинского, С.А. Смирновой, Е.В. Чесноковой
А.И. Шведа.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской
Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ),
Гражданский кодекс (далее – ГК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации (далее – УПК РФ), Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая
2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации» (далее – ФЗ ГСЭД), Федеральный закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О
лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон № 184-ФЗ от
27.12.2002 «О техническом регулировании», Федеральный закон № 412-ФЗ от
28.12.2013 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»,
Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»,
Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях»,
а также иные нормативные правовые акты, ведомственные приказы, имеющие
отношение к предмету диссертационного исследования. В исследовании также
использованы Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и
Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования образуют материалы судебной
практики, размещенные в справочно-правовых системах ГАС РФ «Правосудие»,
«КонсультантПлюс», «Гарант», «Право.ru», базах данных «Судебные и
нормативные акты (СудАкт)», таким образом было проанализировано более 102
решений и постановлений судов; 131 заключение эксперта, выполненное в
негосударственной судебно-экспертной организации; результаты анкетирования
49 государственных и 168 негосударственных экспертов разных специальностей;
личный опыт работы автора в должности специалиста по организации
производства судебных экспертиз и иных экспертных исследований в
негосударственной судебно-экспертной организации.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что
данная работа посвящена деятельности негосударственных СЭО, которая на
данный момент не была предметом отдельного монографического исследования,
хотя некоторые аспекты проблемы ранее частично рассматривались в литературе.
Настоящее исследование проведено с учетом опыта зарубежных государств, в
которых были реализованы различные подходы к регулированию
негосударственной СЭД, в том числе без возможности создания
негосударственных СЭО.
Выработаны конкретные предложения: по совершенствованию правового,
организационного и методического обеспечения деятельности негосударственных
СЭО; направления преобразований СЭД в целом; понятие негосударственной
(частной) СЭО, негосударственного (частного) судебного эксперта; руководителя
СЭО его права и обязанности, пределы его компетенции; основные положения
регулирования системы негосударственной судебно-экспертной деятельности.
Таким образом, была достигнута цель диссертационной работы: разработаны
теоретические и прикладные аспекты негосударственных (частных) СЭО на основе
анализа их исторического развития и современного состояния в России, опыта
зарубежных стран и в соответствии с положениями судебной экспертологии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. С позиции общей теории судебной экспертологии авторская концепция
судебно-экспертной деятельности как системы действий по организации и
методологическому обеспечению производства судебных экспертиз, а также иных
форм использования специальных знаний в целях содействия правосудию,
осуществляемая государственными судебно-экспертными учреждениями
(государственная форма судебно-экспертной деятельности), негосударственными
судебно-экспертными организациями и негосударственными судебными
экспертами (негосударственная форма судебно-экспертной деятельности), в том
числе во взаимодействии с иными органами и должностными лицами, а также в
рамках международного сотрудничества.
2. Авторский понятийный аппарат, разработанный с позиций общей
теории судебной экспертологии, необходимый для совершенствования
регулирования деятельности негосударственных СЭО.
Авторские понятия «частный эксперт» и «частная форма судебно-экспертной
деятельности», «частная судебно-экспертной организация» как новые дефиниции
учения о формах и средствах коммуникативной экспертной деятельности.
Использование термина «частный» вместо «негосударственный» обоснованно
построением термина «негосударственный» через отрицание, что содержит
противопоставление, указывающее на особый статус государственных экспертов,
в то время как, исходя их общей теории судебной экспертологии, судебно-
экспертная деятельность имеет единые цели и принципы.
3. Правовой статус и компетенция частных экспертов, в том числе
сотрудников частных СЭО и частнопрактикующих экспертов.
Судебными экспертами являются:
 Сотрудники судебно-экспертных организаций, зарегистрированные в
Реестре судебных экспертов, выполняющие производство судебных экспертиз в
качестве обязанности, предусмотренной трудовым договором.
 Лица, зарегистрированные в Реестре судебных экспертов и
осуществляющие судебно-экспертную деятельность в качестве частной практики
(частнопрактикующие судебные эксперты).
Иным лицам, обладающим специальными знаниями, экспертиза назначается,
в случае если в Реестре судебных экспертов отсутствует лицо, обладающее
необходимыми компетенциями (прохождение сертификации для подтверждения
квалификации судебного эксперта – приоритетно).
Статус судебного эксперта закрепляется как постоянно действующий,
основанный на прохождении процедуры сертификации, а не присваиваемый на
время производства конкретной судебной экспертизы, что необходимо для
обеспечения квалификационных и этических требований для всех экспертов.
4. Разработанная на базе учения о правовом обеспечении судебно-
экспертной деятельности, авторская концепция правового статуса частных СЭО
как автономных некоммерческих организаций, созданных и функционирующих в
соответствии с законодательством Российской Федерации, к основным видам
деятельности которой относится судебно-экспертная.
Руководителем СЭО является лицо, действующее в соответствии с уставом,
с опытом работы от двух лет в области СЭД, обладающее компетенциями,
предусмотренными соответствующим профессиональным стандартом,
приобретаемыми при получении высшего образования по экспертной
специальности, в рамках дополнительного образования, иных форм подготовки
или в результате практической деятельности.
Разработанная на положениях экспертологии, связанных с организационным
обеспечением судебно-экспертной деятельности, авторская концепция системы
органов по регулированию частной СЭД, в том числе деятельности частных СЭО.
Главным органом по регулированию частных судебных экспертов является Палата
судебных экспертов (далее – Палата) и ее региональные отделения.
Полномочиями Палаты являются: ведение реестра частнопрактикующих
экспертов и частных судебно-экспертных организаций; осуществление
представительства, защиты прав частных экспертов, а также ответы на жалобы,
поступающие на их действия; привлечение к дисциплинарной ответственности
руководителей частных судебно-экспертных организаций; мониторинг качества
заключений частных судебных экспертов; осуществление международного
сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности; решение вопроса о
лишении и приостановлении статуса судебного эксперта, запрета на право
осуществления судебно-экспертной деятельности; нормотворческая деятельность
в сфере судебно-экспертной деятельности; научно-методическое обеспечение
судебно-экспертной деятельности.
Единый подход к сертификации государственных и частных судебных
экспертов обеспечивается представительством членов Палаты в
Правительственной комиссии по координации судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации. Под эгидой последней создаются единые органы
сертификации судебных экспертов с участием представителей государственных и
частных СЭО и вузов, осуществляющих подготовку судебных экспертов в рамках
высшего образования.
5. Требования к нормативному, методическому и технологическому
обеспечению частной судебно-экспертной деятельности, включающие
нормативное регулирование собственной лабораторной базы и сторонних
лабораторий, привлекаемых к производству судебных экспертиз; информационно-
компьютерное обеспечение частной судебно-экспертной деятельности, в том числе
использование цифровых баз данных; нормативное регулирование системы
хранения вещественных доказательств – объектов экспертиз и обеспечения,
безопасности экспертных исследований.
6. Объединение государственных и частных судебных экспертов в рамках
профессионального союза для обсуждения проблем СЭД всем экспертным
сообществом, осуществления защиты прав и законных интересов членов
профессионального союза, а также всех работников отрасли в той мере, которая
определена законодательством.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования
заключается в совершенствовании и развитии понятийного аппарата, правового,
организационного и методического обеспечения частной судебно-экспертной
деятельности, частных судебно-экспертных организаций, частных судебных
экспертов и иных лиц, производящих судебные экспертизы, на научной основе
судебной экспертологии.
Практическая значимость результатов проведенного исследования и
выработанных на их основе рекомендаций заключается в том, что они могут быть
использованы в совершенствовании нормативно-правового регулирования
деятельности частных судебно-экспертных организаций, их структуры, статуса и
полномочий руководителей, использования профессионального стандарта для
определения компетенций частных экспертов. Положения диссертации могут быть
использованы также в учебном процессе по ряду дисциплин, связанных с судебно-
экспертной деятельностью например: «Судебная экспертология», «Экспертиза в
судопроизводстве», «Судебная экспертиза в уголовном процессе», «Использование
специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве»,
«Участие специалиста в процессуальных действиях» при обучении студентов-
юристов по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры
и повышении квалификации практических работников.
Апробация результатов исследования. Диссертация была подготовлена и
обсуждалась на кафедре судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина
(МГЮА). Основные теоретические положения и практические рекомендации
диссертационного исследования отражены в 14 научных публикациях, из которых
6 опубликованы в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной
комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации (ВАК
при Минобрнауки России), в которых должны быть опубликованы основные
результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Кроме того,
присутствует публикация в зарубежном издании и в коллективной монографии.
Разработанные диссертантом основные теоретические положения и
практические рекомендации были доложены на III Международной научно-
практической конференции «Дискуссионные вопросы теории и практики судебной
экспертизы» (г. Москва, 28-29 марта 2019 г., Российский государственный
университет правосудия), Международной научно-практической конференции

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    М.С. Чернявская // ВестникВосточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2– №1 (96). – С. 188-– 0,8 п.л.
    М.С. Чернявская // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. –2– № 1 (17). – С. 163-– 0,7 п.л.
    К вопросу о создании единой системы регулирования судебно-экспертной деятельности
    М.С. Чернявская // Актуальные проблемыразвития юридической науки в условиях правовой интеграции Монография. К 90-летию Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Под общей редакцией В.В.Блажеева, М.А. Егоровой. – Москва. – 2021 Издательство: Общество с ограниченнойответственностью «Издательство «КноРус». – С. 167-– 0,6 п.л.
    К вопросу о негосударственной судебно-экспертной деятельности
    М.С. Чернявская // Вопросы экспертной практики. – 2– № S– С.717-– 0,5 п.л.
    К вопросу о цифровизации в государственной и негосударственной судебно-экспертной деятельности
    М.С. Чернявская // Цифровойслед как объект судебной экспертизы : материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 17 января 2020 г.). – Москва : РГ-Пресс. –2– С. 252-– 0,4 п.л.
    Вопросы негосударственной судебно-экспертной деятельности (по работам Россинской Е.Р.)
    М.С. Чернявская // МатериалыМеждународной научно-практической конференции «Развитие криминалистики исудебной экспертизы в трудах профессора Е.Р. Россинской. К юбилею ученого,эксперта, педагога» (г. Москва, 27 ноября 2020 г.). – Москва : Проспект, 2– С.497-– 0,5 п.л.
    Правовое регулирование негосударственной судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан, Республике Беларусь и Российской Федерации
    М.С. Чернявская // Судебная экспертиза Беларуси. – 2- № 2 (11). –С. 60-– 0,6 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету