Теоретические основы проектирования правовых средств противодействия коррупции

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Темурзиев Магомед Назирович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………………………………………. 18

1.1. Генезис и развитие концепций нормативно-правового проектирования
в зарубежных государствах ………………………………………………………………………… 18

1.2. Отечественный опыт нормативно-правового проектирования ………. 26

1.3. Теоретические подходы к обоснованию системного проектирования
антикоррупционных правовых механизмов и средств ………………………………….. 38

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ
СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ……………………………………… 43

2.1. Уровни международно-правового противодействия коррупции …….. 43

2.2. Проектирование Конвенции ООН против коррупции 2003 г. и новых
антикоррупционных актов ООН …………………………………………………………………. 48

2.3. Проектирование антикоррупционных конвенций Совета Европы…… 64

ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ …………………………………………. 81

3.1. Конституционно-правовое проектирование средств противодействия
коррупции …………………………………………………………………………………………………. 83

3.2. Национальные планы противодействия коррупции в развитии
антикоррупционных правовых средств ……………………………………………………….. 95

3.3. Проектирование правовых средств противодействия коррупции на
уровне законодательства Российской Федерации ……………………………………….. 114
3.4. Проектирование правовых средств противодействия коррупции в
локально-ведомственных актах государственных органов и учреждений …….. 125

3.5. Проектирование правовых средств противодействия коррупции на
муниципальном уровне …………………………………………………………………………….. 130

3.6. Проектирование правовых средств противодействия коррупции в
локальных актах частных предприятий и организаций ……………………………….. 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. 145

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………… 148

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………. 160

В введении автор обосновывает актуальность темы исследования,
указывает степень ее научной разработанности и теоретико-правовую основу,
определяет цели и задачи, объект и предмет исследования, излагает его
методологию и методику, раскрывает научную новизну работы, формулирует
основные положения, выносимые на защиту, определяет теоретическую и
практическую значимость исследования.
Первая глава диссертации «Теоретические основы нормативно-
правового проектирования законотворческой деятельности», состоящая
изтрёхпараграфов,посвященаисследованиюразвитияконцепций
нормативно-правового проектирования в зарубежной и отечественной
правовых доктринах, а также исследованию сущности понятий правовых и
неправовых средств противодействия коррупции.
В первом параграфе первой главы «Генезис и развитие концепций
нормативно-правового проектирования в зарубежных государствах»
исследуется научная разработанность концепций нормативно-правового
проектирования в зарубежной правовой доктрине.
Авторомвыделенывременныерамкиутвержденияконцепции
юридическогопроектированиявзарубежныхстранах;анализируется
значительное количество научных трудов Гарольда Честната, Гарта Торнтона,
Хелен Ксантаки, Роберта Бержерона, других авторов, впервые обосновавших
идеи системного проектирования в законотворческой деятельности.
Автор отмечает значительное влияние на развитие идей системного
проектирования в законотворческой деятельности исследований немецкого
ученого Ульриха Карпена, который призывал к совершенствованию процесса
созданиязаконов,егочеткомуструктурированию,соблюдению
конституционных принципов правотворчества.
В диссертации отмечается, что многие чиновники и эксперты,
работающие в специализированных законотворческих структурах, не
признают целесообразность либо ограничивают возможность реализации идей
системного проектирования.
Такой отказ от восприятия либо ограниченное применение идей
системного проектирования объясняются, по мнению автора, стремлением не
связывать законодателей, чиновников, иных лиц, участвующих в подготовке
законопроектов, жесткими требованиями, которые могут препятствовать
ускоренномупринятиюзаконодательныхактов,требуютпроведения
масштабных исследований, а также согласования проектируемых норм с
большим числом заинтересованных лиц.
Тем не менее, идеи системного проектирования законотворческой
деятельности занимают все более заметное место не только в науке, но и в
законодательной практике.
В втором параграфе Отечественный опыт нормативно-правового
проектирования» автор исследует процесс формирования и развития идей
системного проектирования законодательства в России.
Концептуальныеподходыксистемномупроектированиюв
законодательной сфере утверждаются на рубеже 1980-1990 гг., что
подтверждают многие документы того времени, в том числе Регламент
Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г., Постановление
Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 276 «Об утверждении Основных
требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»,
которые существенно ужесточили требования, предъявляемые к проектам
техническихзаданийнаразработкузаконопроектовиконцепций
законопроектов.
Автор последовательно раскрывает содержание основных этапов
развития концептуальных подходов к системному проектированию в
отечественном законодательстве, отмечая такие важные вехи, как учреждение
в 2004 г. Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности; выдвижение в 2005 г. Президентом России В.В. Путиным
программы приоритетных национальных проектов; образование Совета при
ПрезидентеРоссийскойФедерациипореализацииприоритетных
национальныхпроектов;принятиенормативныхправовыхактов,
развивающих идеи системного проектирования, в том числе Постановление
Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной
деятельности в Правительстве Российской Федерации».
В диссертационном исследовании подробно анализируюся работы таких
видных российских ученых-правоведов, как С.С. Алексеев, А.С. Пиголкин,
А.В. Мицкевич, А.Б. Венгеров, В.М. Баранов, Ю.А. Тихомиров, В.Б. Исаков,
А.А. Малиновский и др., которые формулировали в своих трудах идеи,
созвучныеконцептуальнымподходамсистемногопроектирования
законотворчества.
Автор делает вывод о том, что на рубеже XX-XXI вв. российская
юридическая наука разработала ряд новых концептуальных подходов к
совершенствованию механизмов системного проектирования, вместе с тем
отмечая, что в последние годы интерес российских правоведов к разработке
этой темы снижается.
Третийпараграф«Теоретическиеподходыкобоснованию
системного проектирования антикоррупционных правовых механизмов
и средств» первой главы посвящен анализу приемов и средств системного
проектирования законодательства.
Автор утверждает, что для борьбы с коррупцией на всех уровнях и со
всеми ее проявлениями необходим комплексный подход, применение
которого возможно только при использовании методологических подходов,
приемов и средств системного проектирования, объектами которого являются
не только фактические проявления коррупции, но и факторы ее развития.
На современном этапе юридические конструкции противодействия
коррупции образуют единый правовой антикоррупционный комплекс,
который охватывает сферу не только публичного, но и частно-правого
регулирования, основывается на целостной системе международно-правовых
стандартов и действует как многогранный правовой механизм борьбы с
коррупциейнакаждомизуровнейгосударственногополитико-
территориального и общественного устройства: федерации, субъектов
федерации, иных территориальных, в том числе муниципальных образований,
общественных объединений, коммерческих и некоммерческих предприятий и
организаций.
Средства противодействия коррупции автор предлагает разделить на две
большие группы: правовые и неправовые.
В России они закрепляются в основном в национальных планах
противодействия коррупции, разрабатываемых Советом при Президенте
Российской Федерации по противодействию коррупции.
В диссертационном исследовании подробно анализируются понятия,
сферы применения, дифференция и формы сочетания правовых и неправовых
средств противодействия коррупции. Раскрывая содержание правовых
средств противодействия коррупции, автор выделяет уровни правового
регулирования борьбы с коррупцией, каждый из которых имеет свой круг
дифференцированных правовых средств борьбы с коррупцией, которые
должны соответствовать таким критериям системного проектирования, как
обоснованность и ясность содержания; соразмерность средств правового
воздействиисуществующимкоррупционнымугрозамирискам;
соподчиненность и непротиворечивость нормативных правовых актов,
устанавливающихправовыесредствапротиводействиякоррупции;
системность правового воздействия и его эффективность в борьбе с
коррупцией.
Анализируя неправовые средств противодействия коррупции, автор
отмечаетособоезначениетакихсредств,какобщественный
антикоррупционный контроль, независимость средств массовой информации,
свобода слова, открытость информации о деятельности органов публичной
власти,совершенствованиеформантикоррупционноговоспитанияи
образования и др.
На основании вышеизложенного автор делает вывод о необходимости
сочетания правовых и неправовых средств противодействия коррупции,
указывая, что оно является одним из ключевых условий повышения
эффективности борьбы с коррупцией.
Втораяглавадиссертации«Проектированиемеждународно-
правовых средств противодействия коррупции», состоящая из трёх
параграфов, посвящена анализу международно-правовых антикоррупционных
актов.
В первом параграфе второй главы «Уровни международно-правового
противодействия коррупции» автор выделяет 3 уровня международно-
правового противодействия коррупции:
– глобальный уровень Организации Объединенных Наций, Организации
экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка и др.;
– регионально-интеграционный уровень Содружества Независимых
Государств, Совета Европы, Европейского Союза, иных интеграционных
объединений;
– двухсторонний уровень межгосударственного и межведомственного
взаимодействия.
В диссертации отмечается, что борьба с коррупцией на разных уровнях
международно-правового регулирования осуществляется не согласованно,
нередко стихийно, что предопределяет достаточно существенные различия
моделей проектирования международно-правовых средств противодействия
коррупции в рамках Конвенции ООН против коррупции, Конвенции
Европейского Союза по борьбе с коррупцией должностных лиц Европейского
Сообщества или должностных лиц государств-участников Европейского
Союза 1997 г; Межамериканской конвенции против коррупции 1996 г.;
конвенций Совета Европы об уголовной ответственности и гражданско-
правовой ответственности за коррупцию 1999 г., двухсторонних договоров о
межгосударственном и межведомственном взаимодействии в борьбе с
коррупцией.
Изучение указанных актов дало основание сформулировать следующие
выводы:
1)Стольширокоеучастиемеждународныхорганизацийв
противодействиикоррупцииимногообразиеприменяемыхими
антикоррупционных правовых средств способствуют концентрации, а также
координации усилий государств в борьбе с коррупцией;
2)С другой стороны, многообразие субъектов и правовых форм
международно-правового противодействия коррупции нередко создают
правовые коллизии между действующими в этой сфере актами.
В частности, различаются подходы к определению самого понятия
коррупции, содержания антикоррупционных стандартов, требований по их
исполнению, что дает основание к выводу автора о необходимости
формирования и применения единообразных подходов к решению проблем
противодействия коррупции на всех уровнях проектирования международно-
правовогопротиводействиякоррупции.Гармонизациямеждународно-
правовогопротиводействиякоррупциипредотвратитпоявление
противоречащих друг другу положений и коллизий в международно-правовых
актах.
В втором параграфе «Проектирование Конвенции ООН против
коррупции 2003 г. и новых антикоррупционных актов ООН» автор
подробно анализирует процесс создания самой Конвенции ООН против
коррупции 2003 г., выделяя этапы подготовки и утверждения ее текста;
механизмы согласований позиций сторон; пробелы в проектировании норм.
14 декабря 2005 г. Конвенция ООН против коррупции вступила в силу
после ее ратификации 30 государствами. В настоящее время ее участниками
являются 178 государств и Европейский Союз.
Особое внимание уделено работе Конференции государств-участников
Конвенции ООН против коррупции, в рамках которой в 2009 г. был создан
Механизм оценки (Review Mechanism) практики применения установленных
Конвенцией антикоррупционных стандартов и норм.
Но, требуемый уровень эффективности применения международно-
правовых средств противодействия коррупции этот Механизм, по мнению
автора, в должной мере не обеспечивает.
В декабре 2018 г. был инициирован новый этап проектирования
антикоррупционных актов ООН.20 декабря 2019 г. Восьмая сессия
Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции
(Eighth session of the Conference of the States Parties to the United Nations
Convention against Corruption) приняла проект Резолюции, который был
представлен на согласование Генеральной Ассамблее.
Первые результаты этого этапа проектирования антикоррупционных
актов ООН отражены в документах совместной сессии Экономического и
Социального Совета ООН и Политического форума высокого уровня по
устойчивому развитию (2020 Joint Session of the Economic and Social Council
and the High-Level Political Forum on Sustainable Development), проведенной с
7 по 16 июля 2020 г. по теме «Концентрация усилий и направления
преобразований: оценка действия десятилетних усилий и вклада в устойчивое
развитие».
На межсессионных совещаниях Конференции государств – участников
Конвенции ООН против коррупции, проведенных 2 – 5 сентября 2020 г., 19 –
20 ноября 2020 г., 22 – 23 февраля 2021 г., были предварительно определены
вопросы, которые предстояло обсудить на Специальной сессии Генеральной
ассамблеиООН:предупреждениекоррупцииикриминализация
коррупционныхдеяний;возвращениеактивов,ставшихпредметом
коррупционных деяний; международное сотрудничество; транспарентность
информационных баз данных о публичных тендерах и закупках; участие
граждан,институтовгражданскогообществавпроведении
антикоррупционных расследований и т.д..
7 мая 2021 г. Конференция государств-участников Конвенции ООН
против коррупции утвердила проект Политической декларации, который был
вынесен на утверждение Специальной сессии.
На Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Вызовы и меры
всферепредупреждениякоррупции,борьбыснейиусиления
международного сотрудничества», состоявшейся 2–4 июня 2021 г., была
принятарезолюциясПолитическойдекларацией«Нашаобщая
приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер в
сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного
сотрудничества»,определившаяновыенаправленияпроектирования
глобального противодействия коррупции.
В рамках подготовки специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН
с 24 по 26 мая 2021 г. был проведен Молодежный Форум по теме
«Преодоление коррупции через сотрудничество: перспективы и формы
участия молодежи» (Youth Forum on Countering Corruption: Youth Perspectives
and Engagement). Автор диссертационного исследования участвовал в его
работе1, представив 25 мая 2021 г. доклад на английском языке
«Международный антикоррупционный образовательный проект», в котором
былобоснованвыводонеобходимостисозданиямеждународного
образовательного проекта, призванного не только прививать молодым людям
чувство неприятия коррупции, но и обучать их навыкам противодействия
коррупционным проявлениям, в том числе используя существующие
возможностиполучениязаконного,свободногооткоррупции
дополнительного заработка. Предложение было поддержано участниками
Молодежногофорумаинаправленоорганизаторамспециальной
антикоррупционной сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Проведение Молодежного форума было организовано Управлением ООН по наркотикам и преступности. В
мероприятии приняли участие около 850 молодых ученых, государственных и муниципальных служащих,
представителей общественных объединений 122 государств.
Втретьемпараграфе«Проектированиеантикоррупционных
конвенций Совета Европы» автор уделяет внимание этапам формирования
антикоррупционных стандартов Совета Европы.

В частности, были изучены архивные материалы Междисциплинарной
группы по вопросам коррупции, созданной в сентябре 1994 г. Комитетом
министров Совета Европы с целью выявления тех мер, которые могли быть
включены в программу борьбы с коррупцией в рамках модельных законов и
международных конвенций по борьбе с коррупцией. Группой были
разработаны руководящие принципы борьбы с коррупцией, которые легли в
основудальнейшейработыпопроектированиюантикоррупционной
нормативно-правовой базы Совета Европы.
В настоящее время антикоррупционное правовое регулирование Совета
Европы осуществляется в основном Группой государств против коррупции
(GRECO), которая объединяет 47 государств-участников Совета Европы и 3
государства (США, Беларусь, Казахстан), которые не входят в его состав. В
настоящее время Группа государств против коррупции оценивает соблюдение
государствамимеждународно-правовыхобязательств,установленных
Советом Европы в сфере противодействия коррупции в рамках 5 тематических
раундов оценки.
Оценивая практику действия мониторингового механизма Группы
государств против коррупции (ГРЕКО), автор доказывает, что он существенно
превосходит правовые конструкции, установленные Конвенцией ООН против
коррупции (механизм обзора хода осуществления обязательств государств-
участников Конвенции) и Организацией экономического и социального
развития (механизм взаимной оценки и межстранового мониторинга
Конвенции о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при
совершении международных коммерческих сделок), и что многие элементы
мониторинговогомеханизмаГРЕКОмогутбытьиспользованыв
проектированииактовпосовершенствованиюантикоррупционной
нормотворческой и правоприменительной практики Российской Федерации.

Третья глава «Проектирование правовых средств противодействия
коррупциивРоссийскойФедерациивсравнительно-правовом
измерении»посвященаисследованиюразвитияантикоррупционного
законодательства Российской Федерации в сопоставлении с другими
государствами современного мира.
В первом параграфе третьей главы «Конституционно-правовое
проектирование средств противодействия коррупции» анализируется
практика закрепления антикоррупционных стандартов и норм в основных
законах государств современного мира, особенности их конституционного
толкования и применения. Особое внимание обращено на конституционно-
правовые меры противодействия коррупции в электоральных процессах.
Во втором параграфе «Национальные планы противодействия
коррупциивразвитииантикоррупционныхправовыхсредств»
анализируются значение, роль, особенности применения в проектировании
антикоррупционныхправовыхсредствпрограммныхдокументов–
национальных стратегий и планов борьбы с коррупцией Российской
Федерации, Мексики, США, Малайзии, Греции, ряда других государств.
В диссертации отмечаются позитивные изменения в практике
проектирования антикоррупционных средств в национальных планах
противодействия коррупции Российской Федерации.
Втретьемпараграфе«Проектированиеправовыхсредств
противодействия коррупции на уровне законодательства Российской
Федерации» автор исследует законодательные акты, регулирующие вопросы
борьбы с коррупцией; определяет демаркационные линии, разделяющие
уровни правового регулирования по вопросам ведения и сфер ответственности
федерации, субъектов федерации и муниципальных образований; выявляет
изменения, произошедшие в связи с выступлением РФ в Совет Европы;
анализирует и оценивает положения основных антикоррупционных актов
Российской Федерации.
В четвёртом параграфе «Проектирование правовых средств
противодействиякоррупциивлокально-ведомственныхактах
государственныхоргановиучреждений»определяютсяорганы,
осуществляющие деятельность в рамках реализации полномочий по
противодействию коррупции; устанавливаются основные направления т
особенности разработки и принятия ведомственных антикоррупционных
нормативных правовых актов.
Впятомпараграфе«Проектированиеправовыхсредств
противодействия коррупции на муниципальном уровне» анализируется
практикапроектированияантикоррупционныхправовыхсредствв
муниципальныхобразованиях,особоевниманиеобращаетсяна
проектирование правовых средств предупреждения конфликта интересов, как
основного «очагового» звено зарождения коррупционных проявленийна
муниципальном уровне.
В шестом параграфе третьей главы «Проектирования правовых
средств противодействия коррупции в локальных актах частных
предприятий и организаций» внимание сосредоточено на не менее важной
сфере негосударственного (непубличного) противодействия коррупции.
Рассматриваются разновидности коррупционных действий на уровне частных
организаций, выявляются основные барьеры, препятствующие эффективной
деятельности по противодействию коррупции.
В отдельном разделе главы шестой «Модель проектирования средств
противодействиякоррупции»представленаавторскаямодель
проектированиясредствпротиводействиякоррупции,включающая
следующие этапы:
1)Восприятиенеобходимостипротиводействиякоррупциив
конкретной сфере, отрасли, ведомстве или организации. Формулирование
целей и задач проектирования;
2)Проектирование документа (нормативного правового акта или
внутреннего локального акта);
3)Сбор, анализ и восприятие идей, задействованных в данной сфере
общественных отношений ведомств и должностных лиц;
4)Анализимеющегосянормативно-правовогорегулирования,
теоретических разработок и статистических (мониторинговых) данных в
данной сфере;
5)Составление, редактирование, согласование, экспертные оценки,
принятие документа, проектирующего правовые средства противодействия
коррупции;
6)Мониторинг исполнения принятого документа;
7)Анализполученныхданных,обсуждениеспособов
совершенствованияиликоренногоизмененияразработанных
антикоррупционных средств в случае их неэффективность
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и
обосновываютсярекомендацииповнедрениюметодовсистемного
юридическогопроектированиякаксредствасовершенствования
правотворческой деятельности в Российской Федерации в целом.

Актуальность темы.
Коррупция существенно затрудняет работу государственного механизма в
целом и каждого института общества, препятствуя социальным преобразованиям,
ограничивая развитие экономики. В политической жизни коррупция приводит к
недоверию населения к государственной власти. В международном-правовом
пространстве высокий уровень коррупции автоматически резко снижает
инвестиционный рейтинг государства.
Несмотря на внедрение и реализацию многих антикоррупционных
инициатив, в противодействии коррупции не получилось достигнуть
существенных результатов. Усилия по борьбе с коррупцией, предпринимаемые
органами правопорядка, имеют точечный характер и не направлены на устранение
многих коррупционных угроз, существующих в деятельности органов публичной
власти, управленческих структур частных предприятий, учреждений социально-
культурной сферы.
Антикоррупционные средства не могут полноценно работать отдельно друг
от друга. Для достижения искомого результата необходима концентрация усилий
по всему спектру коррупционных проявлений, что возможно только при
использовании методологических подходов, приемов и средств системного
проектирования, объектами которого становятся не только коррупционные
проявления, но и те факторы, которые способствуют развитию коррупции
(монополизация и непрозрачность механизмов принятия решений; искаженное
восприятие коррупции в общественном сознании; инертность институтов
гражданского общества и т.д.).
Широкое использование приемов и средств системного проектирования в
целях совершенствования законодательства и правоприменительной практики
борьбы с коррупцией указывает на необходимость углубленного теоретического
исследования существующей антикоррупционной правотворческой и
правоприменительной практики.
На современном этапе юридические конструкции противодействия
коррупции образуют единый правовой антикоррупционный комплекс, который
охватывает сферу не только публичного, но и частно-правого регулирования,
основывается на целостной системе международно-правовых стандартов и
действует как многогранный правовой механизм борьбы с коррупцией на каждом
из уровней государственного политико-территориального и общественного
устройства: федерации, субъектов федерации, муниципальных образований,
общественных объединений, коммерческих и некоммерческих предприятий и
организаций.
Векторы развития такого правового механизма устанавливаются в
национальных планах противодействия коррупции, разрабатываемых
специализированными органами многих государств. В частости, в России проекты
таких планов создаются Советом по противодействию коррупции и утверждаются
с 2008 г. на двухлетний срок (с 2018 г. – на трехлетний срок) указами Президента
Российской Федерации.
Однако эффективность антикоррупционного правового механизма, в том
числе в нашей стране, остается недостаточно высокой, что объясняется не только
сложностью борьбы с этим социальным явлением; не только «сопротивлением
коррупционного материала» в публичной и частной сферах, но и просчетами в
проектировании, несоблюдением баланса применения правовых и неправовых
средств противодействия коррупции, что определяет актуальность исследований
теоретических основ проектирования правовых средств противодействия
коррупции.
Степень научной разработанности темы исследования.
В юридической науке наиболее полно идеи и методы системного
проектирования были отражены в работах одного из ведущих британских
правоведов Гарта Торнтона, посвященных законодательной технике, в частности,
в монографии «Законотворчество» (Legislative Drafting). Развитие его
концептуальных подходов осуществлялось профессором Хелен Ксантаки –
директором Центра исследований законодательства имени сэра Уильяма Дейла
Университета Лондона и Робертом Бержероном, который более трех десятилетий
был советником по законотворчеству в Министерстве юстиции Канады. Следует
также отметить существенное влияние на развитие идей системного
проектирования в законотворческой деятельности работ немецкого ученого
Ульриха Карпена, одного из основателей и первого Председателя Европейской
ассоциации законотворчества (European Association of Legislation). Широкое
использование концепций системного проектирования заметно в пособии
«Законотворчество шаг за шагом» Артура Райнирсона, бывшего советника по
правовым вопросам Сената США, а также в практическом пособии Энн Сидман и
Налина Абейсекере «Законотворчество для целей демократических социальных
изменений».
В России идеи системного проектирования в сфере законодательства стали
утверждаться на рубеже 1980-1990 гг. В 1994 г. Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации издал
крупное монографическое исследование «Концепции развития российского
законодательства», в котором были отражены многие идеи системного
проектирования в различных отраслях отечественного законодательства. В конце
XX и начале XXI столетия в работах российских ученых С.С. Алексеева, Ю.А.
Тихомирова, А.С. Пиголкина, А.В. Мицкевича, А.Б. Венгерова, В.М. Баранова,
А.А. Малиновского, В.Б. Исакова, Т.В. Кашаниной, А.В. Корнева, В.И.
Лафитского, Т.Н. Радько все чаще формулируются идеи, созвучные
концептуальным подходам системного проектирования законотворчества.
Идеи системного проектирования правовых средств противодействия
коррупции разрабатывались в значительном числе работ Е.Р. Россинской, А.В.
Конова, П.А. Кабанова, В.В. Севальнева, В. И. Кузнецова, Ю. В. Трунцевского,
А.В. Габова, А.М. Цирина и др.
Вклад названных учёных в разработку концепции системного
проектирования, а также в развитие института противодействия коррупции
неоценим. Они создали и существенно развили отдельные положения
рассматриваемой проблемы. Тем не менее, работ, посвященных непосредственно
исследованию практики антикоррупционного системного проектирования, до
настоящего времени не было.
Объект исследования – процесс создания и мониторинг реализации
правовых средств противодействие коррупции в публичной и частноправовой
сфере.
Предмет исследования – нормы международного, отечественного и
зарубежного права и практика их применения в сфере противодействия коррупции;
антикоррупционные стандарты публичных и частных предприятий и организаций,
научные разработки по исследуемой теме.
Цель исследования – развитие концепции юридического проектирования
для её применения в правотворческой и правоприменительной практике
противодействия коррупции, а также формулирование рекомендаций,
позволяющих минимизировать риски ошибок при проектировании
антикоррупционных правовых средств.
Задачи.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить генезис и развитие концепций нормативно-правового
проектирования в зарубежных государствах.
2) Рассмотреть отечественный опыт нормативно-правового
проектирования в сфере противодействия коррупции.
3) Выделить теоретические подходы к обоснованию системного
проектирования антикоррупционных правовых механизмов и средств.
4) Исследовать уровни международно-правового противодействия
коррупции.
5) Изучить процесс проектирования Конвенции ООН против коррупции
2003 г. и новых антикоррупционных актов ООН.
6) Изучить процесс проектирования антикоррупционных конвенций
Совета Европы.
7) Рассмотреть конституционно-правовые основы проектирования
правовых средств противодействия коррупции в Российской Федерации и
зарубежных государствах.
8) Определить влияние национальных планов противодействия
коррупции на развитие антикоррупционных правовых средств.
9) Выяснить особенности проектирование правовых средств
противодействия коррупции на уровне законодательства Российской Федерации.
10) Рассмотреть процесс проектирования правовых средств
противодействия коррупции в локально-ведомственных актах государственных
органов и учреждений.
11) Определить объем проектирования правовых средств противодействия
коррупции на муниципальном уровне.
12) Разработать правила проектирования правовых средств
противодействия коррупции в локальных актах частных предприятий.
Методология исследования.
Диссертационное исследование проводится с использованием общенаучных
методов, приемов и способов, которые применяются в юридической науке на
основе философских методологических подходов (в том числе диалектического
метода) как универсальных средств познания существующей реальности,
позволяющих углубленно познавать социально-правовые явления, анализировать
совокупность действующих объективных и субъективных факторов, а также
объективно оценивать допустимость и действенность применяемых механизмов и
средств.
Для достижения цели исследования и выполнения поставленных задач в ходе
подготовки работы использовались социологический, сравнительно-правовой,
иные методы обобщения и анализа нормативных правовых актов и практики их
применения, результатов социологических опросов, материалов статистических
сборников и обзоров, научных исследований по исследуемой теме.
Без таких подходов, методов, приемов познания социально-правовых
явлений поиск наиболее эффективных средств противодействия коррупции
становится бесплодным.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и
зарубежных ученых по теории права и государства, а также отраслевым наукам,
изучающим проблемы противодействия коррупции.
Эмпирическая основа исследования – международно-правовые акты,
нормативно-правовые акты и правоприменительная практика Российской
Федерации и зарубежных государств, локальные акты частных предприятий,
официальные документы органов публичной власти и общественных объединений,
материалы средств массовой информации, научные исследования.
Репрезентативность и достоверность результатов исследования проверялась
посредством опросов, иных форм изучения работы сотрудников государственных
органов и частных предприятий.
Научная новизна исследования.
Тема проектирования правовых средств противодействия коррупции не была
предметом комплексных научных исследований, что определяет ее новизну.
Композиционно работа является первым в теории права теоретическим
исследованием применения методов системного проектирования при создании
правовых средств противодействия коррупции.
В представленном диссертационном исследовании впервые комплексно
проанализирован опыт зарубежной и отечественной правовой доктрины по
вопросу системного проектирования правовых конструкций. В работе выделены и
рассмотрены уровни правового регулирования борьбы с коррупцией, даны
определения понятий правовых и неправовых средств противодействия коррупции.
Обоснована необходимость системного подхода в противодействии коррупции как
альтернативы неэффективным односторонним подходам, при которых
антикоррупционное регулирование ограничивается только регламентацией
действий чиновников и криминализацией отдельных деяний.
Исследован и обобщен международный опыт проектирования правовых
средств противодействия коррупции в конвенциях ООН и Совета Европы.
Большое внимание уделено внутригосударственному проектированию
антикоррупционных средств. В диссертационном исследовании анализируется
каждый из национальных планов по противодействию коррупции, утвержденных
Президентом Российской Федерации; оцениваются полнота и действенность
закрепленных в этих актах антикоррупционных правовых конструкций в контексте
требований и критериев системного проектирования. Автор обосновывает вывод о
том, что законодательство Российской Федерации сформировало межотраслевой
правовой институт противодействия коррупции еще до имплементации положений
международных антикоррупционных конвенций.
В диссертационном исследовании анализируются существующие модели
антикоррупционного комплаенса в частной сфере. Выделены разновидности
деловой коррупции, выявлены причины и факторы, способствующие её
возникновению, сформулированы задачи антикоррупционной политики
предприятия, организации, учреждения.
Положения, выносимые на защиту.
1. Сформулировано определение понятия правовых средств
противодействия коррупции, которые включают закреплённые в правовых актах
индивидуальные (субъективные) и коллективные права, интересы, дозволения,
обязанности, запреты, наказания, иные меры, обеспечивающие борьбу с
коррупцией, а также технологии выявления и прогнозирования коррупционных
рисков, системного проектирования и механизмы обеспечения действенности
антикоррупционных мер (параграф третий главы I).
2. Сформулировано понятие неправовых средств противодействия
коррупции, которые определяются автором как политические, организационно-
технические, финансово-экономические, просветительские, иные средства
решения трех основных задач: во-первых, предупреждения и сокращения уровня
коррупционных деяний, рисков, угроз, в том числе посредством
совершенствования форм деятельности и повышения степени транспарентности
деятельности государственных (публичных) органов и учреждений; во-вторых,
снижения мотивации чиновников, предпринимателей, иных категорий граждан к
совершению коррупционных деяний; в-третьих, недопущения формирования
системной коррупции, охватывающей все уровни и сферы деятельности
государства и гражданского общества (параграф третий главы I).
3. Обоснован вывод о необходимости развития форм общественного
антикоррупционного контроля, как средства укрепления правовых механизмов
противодействия коррупции и обеспечения взаимодействия институтов
гражданского общества с органами публичной власти, частными предприятиями и
организациями в борьбе с коррупцией. Эффективность такого общественного
контроля существенно возрастает, когда он используется не с целью конфронтации
(параграф № 3 главы I, а также параграф № 1 главы III).
4. Предложен вывод о необходимости внедрения единообразных подходов к
решению проблем противодействия коррупции на всех уровнях проектирования
международно-правового противодействия коррупции:
– глобальном (Организацией Объединенных Наций, Организацией
экономического сотрудничества и развития, Всемирным банком и др.);
– регионально-интеграционном (Содружеством Независимых Государств,
Советом Европы, Европейским Союзом, иными интеграционными
объединениями);
– двухстороннего межгосударственного и межведомственного
взаимодействия. (параграф первый главы II).
Гармонизация международно-правового противодействия коррупции
позволит исключить достаточно частую практику создания противоречащих либо
не согласованных между собой положений международно-правовых актов.
5. Автором обосновывается вывод о том, что мониторинговый механизм
Группы государств против коррупции (ГРЕКО), созданной Советом Европы и
имеющей правотворческие функции, существенно превосходит по потенциалу
нормативно-правового воздействия соответствующие правовые конструкции,
установленные Конвенцией ООН против коррупции (механизм обзора хода
осуществления обязательств государств-участников Конвенции) и Организацией
экономического и социального развития (механизм взаимной оценки и
межстранового мониторинга Конвенции о борьбе с подкупом иностранных
должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок) и что
основные механизмы мониторингового механизма ГРЕКО могут быть
использованы для совершенствования нормотворческой и правоприменительной
практики противодействия коррупции в Российской Федерации (параграф третий
главы II).
6. Аргументирован вывод о том, что в федеральном законодательстве
сформировался обособленный межотраслевой правовой институт противодействия
коррупции еще до принятия и ратификации Российской Федерацией в 2006 г.
Конвенции ООН против коррупции и что природа отношений по противодействию
коррупции такова, что, с одной стороны, регулирование таких отношений
осуществляется сравнительно небольшой и устойчивой группой правовых норм, а
с другой, такие нормы находятся на стыке разных отраслей права:
конституционного, уголовного, административного, гражданского, трудового,
финансового, что требует создания особых правовых механизмов,
обеспечивающих целостность и непротиворечивость правового регулирования и
правоприменительной практики.
В рамках существующих структур публичной власти (органов прокуратуры,
следствия и др.) решение такой задачи не может быть полноценным. Требуется
создание самостоятельного специализированного общенационального органа,
наделенного широкими полномочиями по мониторингу правотворческой и
правоприменительной практики противодействия коррупции, в частности, по
примеру таких государств, как Мексика (параграф третий главы III).
7. Выявлено шесть основных конституционно-правовых средств
противодействия электоральной коррупции:
▪ Оспаривание результатов голосования в случае выявления коррупционных
деяний (конституции Мальты 1964 г., Пакистана 1973 г., Бразилии 1988 г., Фиджи
2013 г. и др.);
▪ Создание специализированных органов по борьбе с коррупцией
(Конституция Мексики 1917 г.);
▪ Установление конституционно-правовой ответственности за
электоральную коррупцию (конституции Барбадоса 1966 г и Бурунди 2018 г.);
▪ Парламентский контроль за проведением выборов (конституции Белиза
1981 г., Албании 1998 г., Кении 2010 г.);
▪ Ограничение в праве быть избранным на государственные должности лиц,
осужденных за коррупционные деяния (конституции Турции 1982 г. и Гамбии 1996
г.);
▪ Ограничение активного избирательного права (конституции Индии 1949
г., Шри Ланки 1978 г., Таиланда 2017 г.).
По мнению автора, незаконное финансирование избирательных кампаний и
применение административного ресурса с целью поддержки отдельных кандидатов
и партий, ущемление прав других участников электоральных процессов являются
первым звеном коррупционной цепи, разрушающей государство. Вслед за ним
неминуемо появляются новые звенья коррупционной цепи в виде неэффективного
расходования бюджетных средств, лоббирования законопроектов с коррупционной
составляющей и иных нарушений, что предопределяет необходимость внесения
соответствующих изменений и дополнений в действующее избирательное
законодательство Российской Федерации и многих других государств (параграф
первый главы III).
8. Обоснована классификация видов деловой коррупции по критерию
направленности коррупционных практик, а также выявлены причины
порождающие соответствующие её виды, в том числе:
– Деловая коррупция во взаимодействии с органами публичной власти
государства;
– Деловая коррупция, направленная на организацию и осуществление
коррупционных деяний вовне (за пределами соответствующей организации, органа
публичной власти, предприятия, иных структур);
– Деловая коррупция, направленная на организацию извне – со стороны
других структур и лиц;
– Внутренняя деловая коррупция – осуществление коррупционных деяний и
схем сотрудниками организации и в рамках самой организации.
Анализируя причины деловой коррупции, автор обосновывает вывод о
необходимости комплексных мер по её пресечению, в том числе посредством:
– Совершенствования организационной структуры, механизмов внутреннего
менеджмента, мониторинга, контроля, иных преобразований, ограждающих
организацию, предприятие, орган публичной власти от рисков деловой коррупции;
– Широкого внедрения форм согласования коммерческих и
административных решений, а также коллективной ответственности за их
принятие;
– Справедливой оплаты труда при существенном объеме работы и высоком
уровне ответственности сотрудников;
– Искоренения стереотипов (практики) терпимого отношения руководства
организации к коррупции (параграф шестой главы III).
9. Разработана универсальная модель проектирования средств
противодействия коррупции, состоящая из следующих этапов:
– Восприятие необходимости противодействия коррупции в конкретной
сфере, отрасли, ведомстве или организации. Формулирование целей и задач
проектирования;
– Проектирование документа (нормативного правового акта или внутреннего
локального акта);
– Сбор, анализ и восприятие идей, задействованных в данной сфере
общественных отношений ведомств и должностных лиц;
– Анализ имеющегося нормативно-правового регулирования, теоретических
разработок и статистических (мониторинговых) данных в указанной сфере;
– Составление, редактирование, согласование, экспертные оценки, принятие
документа, проектирующего правовые средства противодействия коррупции;
– Мониторинг исполнения принятого документа;
– Анализ полученных данных, обсуждение способов совершенствования или
коренного изменения разработанных антикоррупционных средств в случае их
неэффективности (Параграф шестой главы III, раздел «Пример модели
проектирования средств противодействия коррупции»).
Теоретическая и практическая значимость исследования.
В диссертационном исследовании впервые исследованы теоретические
основы и существующая практика проектирования правовых средств
противодействия коррупции в историческом и сравнительно-правовом измерении.
Результаты диссертационной работы могут быть использованы в
образовательных целях, а также в научной и практической деятельности. Выводы,
сделанные автором, могут быть включены в основу специальных учебных курсов
для государственных служащих и работников частных предприятий.
Сформулированные автором определения понятий и теоретические подходы
к проектированию правовых средств противодействия коррупции могут быть
использованы государственными органами при разработке нормативных правовых
актов, а частными организациями – при создании антикоррупционных механизмов,
стандартов и практик.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного
исследования апробированы на проводимых соискателем под руководством
научного руководителя семинарских занятиях по сравнительному правоведению в
магистратуре Института частного права Университета имени О.Е. Кутафина, а
также в докладах на научных конференциях, круглых столах, школе молодых
ученых.
По теме диссертации опубликованы три статьи в рецензируемых научных
изданиях, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии при

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Теоретические основы проектирования правовых средств противодействия коррупции»

    Публикации автора в научных журналах

    Теоретические основы проектирования правовых средств противодействия коррупции
    Евразийский юридический журнал. –2– № – С. 55-– 0,5 п.л.II. Иные опубликованные работы
    Проектирование конституционно-правовых средств противодействия коррупции в избирательных процессах
    Гражданин.Выборы. Власть. – 2– № 4 (18). – С. 150-– 0,56 п.л.
    Проектирование правовых средств противодействия коррупции в локальных актах частных предприятий и организаций
    Права иобязанности гражданина и публичной власти: поиск баланса интересов: XVIIМеждународная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения)Московского государственного юридического университета имени О. Е.Кутафина (МГЮА) и XX Международная научно-практическая конференцияюридического факультета Московского государственного университетаимени М.В. Ломоносова (МГУ), в 5 ч., Москва, 26–29 ноября 2019 года. –Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2– С.130-– 0,27 п.л.
    Теоретические проблемы сочетания правовых и неправовых средств противодействия коррупции в конституциях России и зарубежных стран
    М. Н. Темурзиев // X Московская юридическая неделя XXIЕжегодная международная научно-практическая конференция Юридическогофакультета Московского государственного университета имени М. В.Ломоносова(МГУ)иXVIIIМеждународнаянаучно-практическаяконференция«Кутафинскиечтения»Московскогогосударственногоюридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) «Новеллыконституции российской федерации и задачи юридической науки» на секции«Конституция и ценности как теоретико-правовая проблема». – Москва, 2– С. 56-– 0,36 п.л.Общий объем опубликованных работ составил 2,09 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету